Как найти падеж имени существительного 3 класс

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Падеж

Вспомогательные слова

Падежные вопросы Смысловые вопросы
Именительный есть

Кто? лиса    

Что? земля

Кто?

Что?

Родительный нет

Кого? лисы

Чего? земли

Где? Откуда?

Чья? Чьи? Чье?

Дательный дать

Кому?  лисе

Чему?  земле

Где? Как?
Винительный вижу

Кого?   лису

Что?    землю

Где? Куда?
Творительный доволен

Кем?   лисой

Чем?   землей

Где? Как?
Предложный думаю

О ком? о лисе

О чем? о земле

Где?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.). 

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы — Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п.написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п.написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п.плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п.находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п.спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п.спрятал (где?, за что?) за комод 

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п.взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п.стоял (где?, на чем?) на постаменте

Советуем посмотреть:

Родительный падеж множественного числа

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 13,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 74,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 79,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 44,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 61,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 7,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 11,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 82,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 212,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 21,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 220,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 244,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 266,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 142,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 143,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 68,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 104,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 15,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 39,
Полякова, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 121,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 180,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 473,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 522,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 566,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 286,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 18,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 80,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 266,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 327,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Падежи существительных — это грамматические формы имен, выражающие их отношение к другим словам в словосочетании и предложении.

Падежи существительных изучают в 4 классе. Выясним, что такое падежи имен существительных, как они называются, какие вопросы можно к ним поставить с помощью вспомогательных слов. Приведем примеры.

Что такое падежи существительных?

В своей речи мы называем предметы, явления, их признаки и действия. Для этого служат слова разных частей речи. Оглянемся вокруг и назовем предметы, которые видим: доска, окно, дверь. Каждое слово имеет своё имя. Но это отдельные наименования и ничего больше. Чтобы сообщить что-то, связаться воедино, слова должны подружиться между собой, приспособиться друг к другу, то есть изменить свою форму по отношению к другим словам.

Понаблюдаем:

На стене висит школьная доска. На доске написаны примеры. Ученик решает задачу у доски.

Имя существительное «доска», которое меняет свою грамматическую форму, используется для обозначения предмета в различной речевой ситуации.

На небе солнце спряталось за темной тучей.

В этом предложении речь идет о солнце, которое на небе закрыла тёмная туча. В нем употребляется три имени существительных, которые выполняют разную роль и имеют различную грамматическую форму, или, как говорят в науке о языке, падеж. В предложении и словосочетании грамматическая форма имен существительных выражается с помощью категории падежа.

Каждое слово этой части речи представлено в такой падежной форме, которая позволяет составить законченную мысль, сообщить какую-то информацию собеседнику:

  • (что?) солнце;
  • спряталось (на чём?) на небе;
  • спряталось (за чем?) за тучей.

Если вернуть словам «в небе», «за тучей» их начальную форму «небо», «туча», то предложение рассыплется, как песчаный за́мок, и связное высказывание не получится. Значит, слова необходимо поставить в падежную форму, чтобы можно было с их помощью выразить свою мысль.

Определение

Падеж существительных — это форма имен, выражающая их грамматическую и смысловую связь в словосочетании или в предложении.

В русском языке различают шесть падежей, каждый из которых имеет своё наименование:

  • именительный падеж;
  • родительный падеж;
  • дательный падеж;
  • винительный падеж;
  • творительный падеж;
  • предложный падеж.

Таблица падежей с вопросами

Вопросы падежей существительных

Узнаем, какие вопросы можно поставить к имени существительному в форме любого падежа. Для этого вспомним, что имена существительные называют живые и неживые объекты действительности. В связи с этим в русском языке различают одушевленные и неодушевленные существительные, к которым ставятся разные падежные вопросы.

К одушевленным существительным поставим вопросы:

кто? кого? кому? кого? кем? о ком?

К неодушевленным существительным следует задать вопросы:

что? чего? чему? что? чем? о чём?

Сравним:

  • (кто?) друг, имя (кого?) друга, позвоню (кому?) другу, пойду (с кем?) с другом;
  • (что?) ветка, ветка (чего?) яблони, наклоню (что?) ветку, машет (чем?) веткой.
ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(доволен)
кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Рассмотрим характерные особенности каждого падежа.

Именительный падеж

Именительный падеж существительного так назван, потому что он непосредственно даёт имя лицу или предмету. Это прямой падеж в отличие от остальных падежей, которые называются косвенными. К словам в форме именительного падежа поставим вопросы кто? что?

  • (кто?) мама, мальчик, приятель;
  • (что?)  земля,  сон, облако, вещь.

Именительный падеж

Существительные в форме именительного падежа не имеют предлога и выполняют роль подлежащего в предложении. С помощью изменения окончания именительного падежа существительных образуются формы косвенных падежей.

Родительный падеж

В древнерусском языке название этого падежа звучало как «ро́дный». Этот падеж указывал на родство, обозначал, какого рода лицо, о котором идет речь:

  • сын (кого?) Степана;
  • дочь (кого?) Василия.

Родительный падеж

Существительные в форме родительного падежа отвечают на вопросы кого? чего?  Родительный падеж помогают оформить предлоги:

без, до, для, вокруг, около, от, ради, у и др.

  • подарок (для кого?) для мамы;
  • имя (кого?) мальчика;
  • звонок (кого?) приятеля;
  • отплыли (от чего?) от земли;
  • обойдемся (без чего?) без плаща.

Дательный падеж

Дательный падеж, пожалуй, вовсе не жадный. Он готов подарить, отдать кому-то или чему-то всё, что имеет.

Дательный падеж

К существительным в форме дательного падежа ставим вопросы кому? чему? В этой падежной форме применяем предлоги:

к, по, благодаря, согласно, вопреки

  • отдам (кому?) подруге;
  • не рад (чему?) известию;
  • подойду (к кому?) к мастеру;
  • добавлю (к чему?) к тесту;
  • гуляем (по чему?) по лугу.

Винительный падеж

Винительный падеж никого ни в чём не обвиняет, а обозначает, что непосредственно на лицо или предмет направлено действие. К существительным в форме винительного падежа поставим вопросы кого? что?

Винительный падеж

В оформлении этой падежной формы участвуют предлоги:

в (во), на, за, про, через

  • люблю (кого?) братишку;
  • рассказал (про кого?) про белку;
  • назовем (что?) имя;
  • верю (во что?) в справедливость;
  • прыгает (через что?) через скакалку.

Творительный падеж

Название творительного падежа связано с глаголом «творить». Его можно назвать инструментальным. С его помощью говорящий обозначает орудие или инструмент, который помогает выполнить действие, или называет того, кто его выполняет. Существительные в форме творительного отвечают на вопросы кем? чем?

Творительный падеж

Творительный падеж оформляется с помощью предлогов:

за, над, с (со), между, над, перед, под

Участие предлогов расширяет смысловое значение творительного падежа, который с их помощью выражает также место действия.

  • сказанное (кем?) учителем;
  • выстругать (чем?) рубанком;
  • стучать (чем?) молотком;
  • посеять (между чем?) между рядами;
  • кружил (над чем?) над лесом;
  • спрятался (под чем?) под водой.

Предложный падеж

Предложный падеж не зря так называется. Эта грамматическая форма имени существительного всегда имеет предлог

Предложный падеж существительных

Предложный падеж отвечает на вопросы о ком? о чём? Эта падежная форма используется для сообщения о ком-то или о чём-то, обозначения времени или места, где происходит действие:

  • вспомнил (о ком?) об однокласснике;
  • стихи (о чём?) о дружбе; 
  • живет (на чём?) на севере;
  • спит (в чём?) в колыбели;
  • лицей (при чём?) при консерватории.

Как определить падеж существительного?

Чтобы правильно определить падеж существительного, можно воспользоваться вспомогательным словом, который поможет задать нужный вопрос.

Падеж    Вспомогательное слово
Именительный существует
Родительный нет
Дательный подарю
Винительный  узнаю
Творительный интересуюсь
Предложный расскажу (о)

А теперь применим эти знания на практике и поставим вопросы к одушевленному существительному «сестра» и неодушевленному «город» с помощью вспомогательных слов.

  • и. п.  (кто?) сестра, (что?) город
  • р. п.  нет (чего?) сестры, города
  • д. п.  подарю (кому?) сестре,  (чему?) городу
  • в. п.  узнаю (кого?) сестру, (что?) город
  • т. п.  интересуюсь (кем?) сестрой, (чем?) городом
  • п. п.  расскажу (о ком?) о сестре, о городе

Изменение существительных по падежам называется склонением.

В зависимости от категории рода существительные принадлежат к 1, 2 или 3 склонению и имеют характерные падежные окончания.

Падежи существительных (таблица с вопросами и с окончаниями)

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Примеры

Определим падеж существительных в предложениях.

На зорьке громко запел петух и разбудил отца.

  • (кто?) петух (и. п.);
  • запел (на чём?) на зорьке (п. п.);
  • разбудил (кого?) отца (в. п.).

По крыше громко стучат капли дождя.

  • (что?) капли (и. п.);
  • капли (чего?) дождя (р. п.);
  • стучат (по чему?) по крыше (д. п.).

Грибники с корзинками пошли в лес.

  • (кто?) грибники (и. п.);
  • грибники (с чем?) с корзинками (т. п.)
  • пошли (во что?) в лес (в. п.).

Видео «Русский язык 4 класс. Падежи существительных»

Тест

Памятка № 1.

Морфологический  разбор 
имени существительного.

1.    
Часть
речи.

2.     Начальная  форма.

3.     Собственное  или 
нарицательное.

4.     Неодушевлённое  или  одушевлённое.

5.     Род.

6.     Число.

7.     Падеж.

8.     Склонение.

9.     Член  предложения.

Пример: В саду  поспели  груши.

 В саду – сущ., н.ф.- сад,  нариц., 
неодуш.,  м.р., ед.ч., П.п., 2 скл., обст. места.

Памятка
№ 2.

Как 
определить  падеж имени  существительного.

1.    
Найти 
имя  существительное.

2.    
Найти 
слово, к которому относится  имя  существительное.

3.    
Поставить
от  этого  слова к  существительному оба  падежных вопроса.

4.    
По 
вопросам определить  падеж.

Пример: В дупле  жила  белка.

1.    Имя  существительное – в 
дупле
.

2.    Слово, к  которому  оно 
относится – жила.

3.    Задаем  оба  падежных
вопроса – жила (в  ком? в  чём?)-

в  дупле.

4.    Вопросы  предложного 
падежа.

Памятка
№ 3.

Как 
отличить  И.п, Р.п., В.п.

Вместо  слова, стоящего  в 
предложениях,  поставить слово  1  склонения с  ударным  окончанием.  Например
– ЛИСА.

В И.п  будет  окончание  А,
в  В.п. – окончание  У , в  Р.п.окончание 
Ы.

Пример: на ветке черёмухи (лисы)
Р.п.;

                съел помидор (лису
—  В.п.;

                дул ветер ( лиса)  
И.п.

Памятка № 4.

Как 
определить  склонение  имени  существительного.

1.    Найти  имя  существительное.

2.    Поставить  в  начальную 
форму.

3.    Определить  род.

4.    Выделить  окончание.

5.    Определить  склонение.

Пример: Туристы  жили  в  палатке.

1.    Имя существительное  — в 
палатке
.

2.    Начальная  форма  — палатка.

3.    Род  —  женский.

4.    Окончание – а.

5.    Склонение – 1.

                                             
Памятка №
5.

Как 
проверить безударное падежное  окончание

имени 
существительного.

1.   
Определить 
падеж  существительного.

2.   
Поставить 
существительное в  начальную  форму.

3.   
Определить 
склонение   имени  существительного.

4.   
Проверить 
окончание.

5.   
Безударное 
окончание имени  существительного можно  проверить  по существительному того 
же  склонения  и  падежа,  но  с ударным  окончанием( 1 скл. – трава,
семья;

2 скл. – стол, окно; 3 скл.  – печь)

Пример: На  ветк…      черёмух…   сидела  птичка.

На  ветке (траве)  — сидела  (на ком? на чём?) на  ветке –
П.п.,

                      ветка  — 1  склонение, П.п. 1  склонения 
дает нам           

                      окончание  е;

черёмухи (семьи)) – на  ветке (кого? чего?) черёмухи- Р.п.,

                   черёмуха- 1  склонение;  Р.п. 1  склонения
дает  нам       

                   окончание  и.

Что такое падеж? Таблица падежей

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная кате­го­рия име­ни, выра­жа­ю­щая его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам, обо­зна­ча­ю­щим пред­мет, при­знак или дей­ствие в предложении.

Узнаем, что такое падеж в рус­ском язы­ке, какие суще­ству­ют паде­жи, на какие вопро­сы отве­ча­ют, как опре­де­лить падеж существительного.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го языка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии падежа:

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж, Википедия:

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Таблица падежей с вопросами

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние падежа:

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопросы:

  • кто? — бабушк а , мастер , отец ;
  • что? — тишин а , дом , счасть е , радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части сказуемого.

Мой брат учит­ся в шестом классе.

Вася — мой млад­ший брат .

Родительный падеж

  • нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
  • нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, например:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Например:

  • гулять у реки;
  • вымок­нуть из-за дождя;
  • вый­ти без зонтика;
  • бежать от калитки;
  • достать до полки;
  • сде­лать ради детей.
  • Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
  • дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Подойти к матери;
  • посту­пить соглас­но правилам;
  • идти навстре­чу ветру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
  • вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пламя;
  • пере­сту­пить через ступеньку;
  • вый­ти, несмот­ряна ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект действия:

  • поло­жить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

  • Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
  • любу­юсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • при­е­хать с другом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вокзалом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с распоряжением;
  • я вме­сте с братом;
  • в свя­зи с непогодой;
  • прой­ти меж­ду рядами.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с предлогами:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

  • остать­ся при школе;
  • бегать в парке;
  • висеть на стене;
  • пове­дать о путешествии;
  • ска­кать на лошади.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Склонение имен существительных

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие действия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся иссле­ду­е­мое существительное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

Например, по вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го «бабуш­ка».

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, например:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стен е — д. п.;
  • висит на (чём?) стен е — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошад и — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

Падежи существительных

Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях изменения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.

Что такое падеж существительного?

Падеж существительного в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице:

которые читают вместе с этой

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель, ветка, озеро Приятели, ветки, озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля, ветки, озера Приятелей, веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю, ветке, озеру Приятелям, веткам, озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля, ветку, озеро Приятелей, ветки, озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем, веткой, озером Приятелями, ветками, озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле, о ветке, об озере О приятелях, о ветках, об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами:

  • По окончанию слова (солнца – Р. п., отцу – Д. п., о грозе – П. п.);
  • Поставив к существительному вопросы (дорога(кто? что?) – И. п.; вареньем(кем? чем?) – Т. п.; о метро(о ком? о чем?) – П. п);
  • Определить падеж по словам, с которыми существительное согласуется в словосочетании или в предложении (заказать крепкий кофе – В. п., мечтать о новом велосипеде – П. п., белая кошка умывается – И. п.).

Падежи основных частей речи

Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.

Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?

Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.

Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).

Падежи существительных, падежные предлоги

Именительный

Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.

Как видим, многие слова в этом падеже равны своему корню. Другие падежи уже произведены от именительного (мир – мир-а, макет – к макет-у, сестра – сестр-у, телефон – в телефон-е) . Поэтому он первый среди равных.

Родительный

Родительный – это «падеж родства». Он связан с вопросами Кого? Чего? и часто применяется в тех случаях, когда нужно указать на родителя: сын (кого?) олигарха ; создателя: тезисы (кого?) президента ; владельца: сады (кого?) Демидова . Впрочем, «родство» часто понимается шире (лист берёзы) , а иногда и вовсе не прослеживается (увеличение пенсии) .

Родительный падеж может обходиться без предлогов, но частые его спутники – предлоги у, от, до, без, около, возле, для, из, кроме .

Дательный

Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).

Вот предлоги дательного падежа, которые помогают его узнать: к, благодаря, согласно, вопреки .

Винительный

Винительный падеж ни в чём не виноват. Да, название ему дано от слова «вина», но в древнерусском языке это слово также имело значение «причины»: осудить преступника, любить жизнь, читать книгу . Да, вот такие разные причины, вызывающие то или иное действие. Однако правильнее сейчас говорить, что винительный падеж указывает на объект, на который направлено действие и отвечает на вопросы Кого? Что?.

С винительным падежом могут употребляться предлоги в, на, за, про, через, под . Но доверять им при определении падежа не стоит, потому что эти предлоги употребляются и с другими падежными формами.

Творительный

Творительный – это падеж-работяга, потому что основное его значение – значение орудия, которым выполняется действие (кем? чем?): вязать крючком, грести лопатой, махнуть рукой . Но немало и других значений. Например, место действия: «Я лечу над Россией, словно в сказочном сне…» (О. Левицкий). Часто встречается творительный падеж со значением сравнения: «На щёчке родинка, полумесяцем бровь…» (М. Турсун-Заде).

Творительный падеж нередко употребляется с предлогами с, над, меж, за, перед, вместе с, в связи с .

Предложный

Предложный падеж – самый «наипредложнейший», потому что употребляется он не иначе как с предлогами о, в, на, по, при .

Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?

Таблица падежей русского языка

Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.

Название Слово-помощник Вопросы Примеры
Именительный Имеется Кто? Что? Блогер. Огород
Родительный Нет Кого? Чего? Блогера. Огорода
Дательный Дать Кому? Чему? Блогеру. Огороду
Винительный Винить Кого? Что? Блогера. Огород
Творительный Стать Кем? Чем? Блогером. Огородом
Предложный Говорить О ком? О чём? О блогере. Об огороде

И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:

Падежи основных частей речиНесклоняемые существительные

Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.

И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:

  • появилось (что?) метро (Им.п.);
  • встретиться (у чего?) у метро (Р.п.);
  • удивляться (чему?) метро (Д.п.);
  • спуститься (во что?) в метро (В.п.);
  • гордиться (чем?) метро (Т.п.);
  • добраться (на чём?) на метро (П.п.).

Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:

  1. Нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -у, -э, -и, -е, -ю и ударным –а: авокадо, авеню, пюре, Баку, Миссисипи, Дюма;
  2. Заимствованные собственные и нарицательные имена существительные с согласным на конце, указывающие на лиц женского пола: мисс, Винокур;
  3. Украинские фамилии, оканчивающиеся на –о, -их/-ых: Борисенко, Лемешко, Белых;
  4. Большинство сложносокращённых слов и аббревиатур: замдиректора, СМИ, ООН (но: вуз – вуза, завхоз – завхозу).

Разница между родительным и винительным падежами

При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:

В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.

Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:

В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).

Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

Название Существительное помощник Вопросы Пример
Именительный есть — Сайт, Игра Какой? Какая? Популярный, Познавательная
Родительный нет — Сайта, Игры Какого? Какой? Популярного, Познавательной
Дательный дать — Сайту, Игре Какому? Какой? Популярному, Познавательной
Винительный вижу — Сайт, Игру Какой? Какую? Популярный, Познавательную
Творительный доволен — Сайтом, Игрой Каким? Какой? Популярным, Познавательной
Предложный думаю — о Сайте, об Игре О каком? О какой? О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

  • цвет хаки – цвета хаки,
  • язык хинди – на языке хинди,
  • юбка макси – с юбкой макси,
  • стиль ампир – в стиле ампир и др.

Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках: добра молодца – к добру молодцу . К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм: рад, горазд, намерен, должен, готов и др.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?

Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:

  • Солнце закрыли тучи.
  • Солнце выглянуло из-за туч.

Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.

В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:

Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).

Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:

«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).

Изучение падежей вместе с детьми

Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.

Простое объяснение падежей

Если бы не было падежей, мы говорили бы примерно так: Я живу с дедушка в деревня . Вроде бы смысл есть, но связи между словами нет. Изменим падежи существительных: Я живу с дедушкой в деревне . Образно говоря, падежи – это такие грамматические мостики для связи слов в предложении. В русском языке шесть разновидностей таких мостиков, шесть падежей.

Учимся определять падежи

Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:

Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)

Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).

Определяя падеж, действуйте по алгоритму:

  1. Нахожу слово, от которого зависит существительное.
  2. Задаю от него подходящие вопросы (два!)
  3. Ура, я знаю падеж!

В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.

Почему детям сложно определить падеж?

Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:

  1. плохо знают падежи и вопросы;
  2. задают вопросы к существительному просто так, не учитывая, что оно связано в предложении с определённым словом;
  3. не могут найти или находят неверно слово, от которого зависит данное существительное;
  4. путают падежи с одинаковыми вопросами (Р. – В., И. – В.);
  5. не учитывают синтаксическую роль существительного.

Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/padezhi-suschestvitelnyh

https://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/morphologiya/padeghi-osnovnyh-chastey-rechi.html

Мне кажется, это один из самых интересных разделов в русском языке для школьников — определять, какой у слова падеж. Для этого достаточно знать, какие вопросы относятся к каждому из шести падежей. Склонять по падежам можно и одушевленные, и неодушевленные имена существительные.

Для примера возьмем два слова — «радугой» и «мороза».

  • именительный падеж (кто? что?) — радуга, мороз;
  • родительный падеж (вспомогательное слово нет — кого? чего?) — радуги, мороза;
  • дательный падеж (дать — кому? чему?) — радуге, морозу;
  • винительный падеж — (винить — кого? что?) — радугу, мороз;
  • творительный падеж (быть довольным — кем? чем?) — радугой, морозом;
  • предложный падеж (говорить — о ком? о чем?) — о радуге, о морозе.

Таким образом, слово «радугой» у нас получается в творительном падеже, а слово «мороза» — в родительном.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

88Sky­Walke­r88
[429K]

7 лет назад 

Чтобы определить падеж существительного, необходимо данному существительному задать вопрос.

Если существительное отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?, то оно стоит в именительном падеже.

Выглянуло солнце. (что? — солнце).

Если на вопрос КОГО? или ЧЕГО?, то это родительный падеж.

Без солнца не было бы жизни. (без чего? — солнца).

Если на вопрос КОМУ? или ЧЕМУ?, то это дательный падеж.

Я рада солнцу и теплу. (рада чему? — солнцу).

Если на вопрос КОГО? или ЧТО?, то это винительный падеж.

Я открыла окно и увидела солнце. (увидела что? — солнце).

Если на вопрос КЕМ? или ЧЕМ?, то это творительный падеж.

Я наслаждаюсь солнечным днем. (наслаждаюсь чем? — днем).

Если на вопрос О КОМ? или О ЧЕМ?, то это предложный падеж.

С тоской вспоминаю о солнечных днях. (вспоминаю о чем? — о днях).

З В Ё Н К А
[823K]

7 лет назад 

Падеж имён существительных — это грамматическая форма слова. Что это означает? То, что при постановке слова в тот или другой падеж, мы наладим его связь с другими словами в предложении. Увидим, действительно ли это существительное, или слово поведёт себя, как другая часть речи. Поэтому уметь определять падежи очень важно.

Делается это так:

  1. Внимательно присмотритесь к слову. Приставка, корень и суффикс нам сейчас совершенно не нужны. Интересует только окончание. Это и есть падеж, условно говоря. Специалисты легко определяют падеж по окончанию, если даже не видят всего предложения. Например: мама (именительный), мамой (творительный) и так далее.
  2. Но мы должны взглянуть на всё предложение целиком. Не на отдельные слова, не на какую-то часть предложения, а охватить его своим сознанием всё, полностью. И задать к нужному слову вопрос. Не спешите. Продумайте, как это сделать, от какого слова задать, чтобы получилось грамотно и звучало не смешно. А дальше мы будем действовать по такой вспомогательной табличке, используя самое лучшее слово на свете — «мама»:
  3. Мама («Мама пошла в магазин»). Кто (пошёл в магазин)? — Мама. Это именительный падеж. Запоминалка: «имя её — мама». Мы не сможем задать другого вопроса, кроме «кто?», не сможем подставить к форме «мама» никакого предлога. В предложении слово является подлежащим. Всё это характерные признаки именительного падежа.
  4. Мамы («Мамы в комнате не было»). Кого (не было в комнате)? — Мамы. Родительный падеж. Запоминалка: «родитель мамы».
  5. Маме («Я подарю маме цветы»). Кому (подарю цветы)? — Маме. Дательный падеж. Запоминалка: «даю маме».
  6. Маму («Я люблю свою маму»). Кого (я люблю)? — маму. Винительный. Запоминалка: «виню маму».
  7. Мамой («Я горжусь своей мамой»). Кем (я горжусь)? — мамой. Творительный. Запоминалка: «сотворённый мамой».
  8. О маме («Я рассказываю о маме»). О ком (я рассказываю)? — о маме. Предложный. Запоминалка: «предложение о маме». Характерно, что предложный падеж совершенно невозможно использовать без предлога. Не получится.
  9. Затруднения могут возникнуть, когда совпадают именительный и винительный падежи или родительный и винительный падежи. В этом случае нам может помочь только внимательный анализ предложения.
  10. Существительные, находящиеся в форме множественного числа, находятся в предложениях под теми же предложными вопросами, что и единственное число. Но слова будут звучать совсем по-другому, конечно. Мамы, мам, мамам, мам, мамами, о (в) мамах.
  11. В русском языке есть огромное множество несклоняемых существительных. Какой бы вопрос в предложении мы к ним не задали, они всё равно будут находиться в неизменном виде, как будто в именительном падеже. Например: Я вешаю пальто (винительный). Я любуюсь шимпанзе (творительный).

Чтобы определить в каком падеже стоит имя существительное, надо определить какой вопрос к нему можно задать. Известно, что каждый падеж отвечает только на свой вопрос, и следовательно окончание у существительных стоящих в разных падежах будет отличаться. Рассмотрим на примере: Вот цепочка склонений по падежам слова Лес — Леса — Лесу — Лес — Лесом — О лесе.

Мы видим, что окончания всех падежей отличаются. Редко когда совпадают окончания именительного и родительного падежей, а в приведенном примере мы видим более частый случай совпадения окончаний у именительного и винительного падежа. Но в этом случае следует помнить, что в предложении существительные в именительном падеже идут без предлогов, а в косвенных с предлогами: Лес стоял красивый — именительный падеж. В лес пришли туристы — винительный падеж.

Ну а вопросы падежей легко запомнить по их названиям:

Именительный — имя — кто? что?

Родительный — родить кого? чего?

Дательный — дать кому? чему?

Винительный — обвинять кого? что?

Творительный — творить кем? чем?

Предложный — составлять предложение о ком? о чем?

Rogne­da
[416K]

9 лет назад 

Чтобы определить падеж имени существительного, для начала нужно выучить эти падежи и вопросы к ним. Например, именительный падеж отвечает на вопрос кто? что? и употребляется всегда без предлога. Существительное в именительном падеже,как правило, это подлежащее в предложении, этим оно отличается от существительного в винительном падеже.

Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего? Можно подставить слово «нет» для точного определения падежа, нет кого? мамы, нет чего ? воды.

Дательный падеж легко определяется ,если добавить к вопросу слово «дать» кому? чему? маме, воде.

Винительный падеж— вижу кого? (для одушевленных предметов), вижу что? ( для неодушевленных существительных) маму, воду.

Творительный падеж правомерно определять со словом » любуюсь» кем? чем? мамой, водой.

Предложный падеж определяем со словом » мечтаю о» ком? чем? о маме, о воде.

Пашен­ька
[189K]

9 лет назад 

Падеж имени существительного определяется по падежным вопросам. Как известно, всего в русском языке шесть падежей. Поставив к слову подходящий вопрос, можно определить его падеж. Например, существительное в

ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже отвечает на вопросы Кто? Что?

Родительный — Кого? Чего?

Дательный — Кому? Чему?

Если существительное отвечает на вопросы

Кого? либо Что?, то это Винительный падеж.

В Творительном падеже — Кем? Чем?

в Предложном — о Ком? о Чем?

Вален­тина МД
[33.2K]

7 лет назад 

Чтобы определить падеж существительного, надо выучить падежи и вопросы, на которые отвечают существительные в данном падеже. Задавать вопрос, на который отвечает существительное в предложение и определять падеж. Падежи и вопросы к ним написаны в ответах выше.

Также надо знать 3 склонения существительных, их окончания в разных падежах и склонение существительных во множественном числе.

Падежи надо выучить. Их последовательность можно запомнить по смешному стишку.

И -Иван (именительный)

Р- родил (родительный)

Д- девчонку (дательный)

В- велел (винительный)

Т- тащить (творительный)

П- пелёнку (предложный)

Анфо-Анфо
[96.7K]

9 лет назад 

Проверочным вопросом.

Именительный падеж — Кто? Что? Человек. Вопрос.

Родительный — Кого? Чего? Человека. Вопроса.

Дательный — Кому? Чему? Человеку. Вопросу.

Винительный — Кого? Что? Человека. Вопрос.

Творительный — Кем? Чем? Человеком. Вопросом.

Предложный — О Ком? О чем? О человеке. О вопросе.

Semic­vetic
[9.4K]

7 лет назад 

Необходимо знать:

  1. Падежи
  2. Вопросы, на которые отвечает имя существительное в соответствующем падеже.

Для быстрого запоминания падежей существует шуточная считалка, первые буквы слов в которой соответствуют первым буквам в падежах:

Иван (Именительный падеж)

Родил (Родительный падеж)

Девчонку (Дательный падеж)

Велел (Винительный падеж)

Тащить (Творительный падеж)

Пеленку (Предложный падеж)

А вот чтобы легче запомнить вопросы, на которые отвечает имя существительное в падежах, нужно научится правильно их задавать, по аналогии с названием падежа:

  1. Именительный падеж — от слова имя. Вопросы Кто? Что? — Мальчик;
  2. Родительный падеж — родить Кого? Чего? — Мальчика;
  3. Дательный падеж — дать Кому? Чему? — Мальчику;
  4. Винительный падеж — винить Кого? Что? — Мальчика;
  5. Творительный падеж — творить Кем? Чем? — Мальчиком;
  6. Предложный падеж — написать предложение О ком? О Чем? — Мальчике.

yuliy­akoty­a
[33.2K]

7 лет назад 

Определить падеж имени существительногоне сложно.Достаточно просто уметь определить вопрос,на который имя существительное отвечает,а потом определить соответствующий падеж.

Можно выучить падежи наизусть,их всего шесть,поэтому сделать это будет несложно.А можно просто воспользоваться подобной таблицей.

Знаете ответ?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вчерашний документ на компьютере
  • Как найти жилье в красноярске
  • Как найти пропавшего мальчика в ведьмаке
  • Как найти хороший получился
  • Как найти телефон эпл по номеру телефона