Как найти падеж имени существительного в предложении

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Падеж

Вспомогательные слова

Падежные вопросы Смысловые вопросы
Именительный есть

Кто? лиса    

Что? земля

Кто?

Что?

Родительный нет

Кого? лисы

Чего? земли

Где? Откуда?

Чья? Чьи? Чье?

Дательный дать

Кому?  лисе

Чему?  земле

Где? Как?
Винительный вижу

Кого?   лису

Что?    землю

Где? Куда?
Творительный доволен

Кем?   лисой

Чем?   землей

Где? Как?
Предложный думаю

О ком? о лисе

О чем? о земле

Где?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.). 

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы — Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п.написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п.написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п.плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п.находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п.спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п.спрятал (где?, за что?) за комод 

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п.взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п.стоял (где?, на чем?) на постаменте

Советуем посмотреть:

Родительный падеж множественного числа

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 88,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 98,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 83,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 38,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 108,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 113,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 127,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 10,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 31,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 184,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 244,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 174,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 100,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 69,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 21,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 73,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 80,
Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 121,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 180,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 183,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 532,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 566,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 586,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 286,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 26,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 106,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 266,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 327,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Падежи существительных — это грамматические формы имен, выражающие их отношение к другим словам в словосочетании и предложении.

Падежи существительных изучают в 4 классе. Выясним, что такое падежи имен существительных, как они называются, какие вопросы можно к ним поставить с помощью вспомогательных слов. Приведем примеры.

Что такое падежи существительных?

В своей речи мы называем предметы, явления, их признаки и действия. Для этого служат слова разных частей речи. Оглянемся вокруг и назовем предметы, которые видим: доска, окно, дверь. Каждое слово имеет своё имя. Но это отдельные наименования и ничего больше. Чтобы сообщить что-то, связаться воедино, слова должны подружиться между собой, приспособиться друг к другу, то есть изменить свою форму по отношению к другим словам.

Понаблюдаем:

На стене висит школьная доска. На доске написаны примеры. Ученик решает задачу у доски.

Имя существительное «доска», которое меняет свою грамматическую форму, используется для обозначения предмета в различной речевой ситуации.

На небе солнце спряталось за темной тучей.

В этом предложении речь идет о солнце, которое на небе закрыла тёмная туча. В нем употребляется три имени существительных, которые выполняют разную роль и имеют различную грамматическую форму, или, как говорят в науке о языке, падеж. В предложении и словосочетании грамматическая форма имен существительных выражается с помощью категории падежа.

Каждое слово этой части речи представлено в такой падежной форме, которая позволяет составить законченную мысль, сообщить какую-то информацию собеседнику:

  • (что?) солнце;
  • спряталось (на чём?) на небе;
  • спряталось (за чем?) за тучей.

Если вернуть словам «в небе», «за тучей» их начальную форму «небо», «туча», то предложение рассыплется, как песчаный за́мок, и связное высказывание не получится. Значит, слова необходимо поставить в падежную форму, чтобы можно было с их помощью выразить свою мысль.

Определение

Падеж существительных — это форма имен, выражающая их грамматическую и смысловую связь в словосочетании или в предложении.

В русском языке различают шесть падежей, каждый из которых имеет своё наименование:

  • именительный падеж;
  • родительный падеж;
  • дательный падеж;
  • винительный падеж;
  • творительный падеж;
  • предложный падеж.

Таблица падежей с вопросами

Вопросы падежей существительных

Узнаем, какие вопросы можно поставить к имени существительному в форме любого падежа. Для этого вспомним, что имена существительные называют живые и неживые объекты действительности. В связи с этим в русском языке различают одушевленные и неодушевленные существительные, к которым ставятся разные падежные вопросы.

К одушевленным существительным поставим вопросы:

кто? кого? кому? кого? кем? о ком?

К неодушевленным существительным следует задать вопросы:

что? чего? чему? что? чем? о чём?

Сравним:

  • (кто?) друг, имя (кого?) друга, позвоню (кому?) другу, пойду (с кем?) с другом;
  • (что?) ветка, ветка (чего?) яблони, наклоню (что?) ветку, машет (чем?) веткой.
ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(доволен)
кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Рассмотрим характерные особенности каждого падежа.

Именительный падеж

Именительный падеж существительного так назван, потому что он непосредственно даёт имя лицу или предмету. Это прямой падеж в отличие от остальных падежей, которые называются косвенными. К словам в форме именительного падежа поставим вопросы кто? что?

  • (кто?) мама, мальчик, приятель;
  • (что?)  земля,  сон, облако, вещь.

Именительный падеж

Существительные в форме именительного падежа не имеют предлога и выполняют роль подлежащего в предложении. С помощью изменения окончания именительного падежа существительных образуются формы косвенных падежей.

Родительный падеж

В древнерусском языке название этого падежа звучало как «ро́дный». Этот падеж указывал на родство, обозначал, какого рода лицо, о котором идет речь:

  • сын (кого?) Степана;
  • дочь (кого?) Василия.

Родительный падеж

Существительные в форме родительного падежа отвечают на вопросы кого? чего?  Родительный падеж помогают оформить предлоги:

без, до, для, вокруг, около, от, ради, у и др.

  • подарок (для кого?) для мамы;
  • имя (кого?) мальчика;
  • звонок (кого?) приятеля;
  • отплыли (от чего?) от земли;
  • обойдемся (без чего?) без плаща.

Дательный падеж

Дательный падеж, пожалуй, вовсе не жадный. Он готов подарить, отдать кому-то или чему-то всё, что имеет.

Дательный падеж

К существительным в форме дательного падежа ставим вопросы кому? чему? В этой падежной форме применяем предлоги:

к, по, благодаря, согласно, вопреки

  • отдам (кому?) подруге;
  • не рад (чему?) известию;
  • подойду (к кому?) к мастеру;
  • добавлю (к чему?) к тесту;
  • гуляем (по чему?) по лугу.

Винительный падеж

Винительный падеж никого ни в чём не обвиняет, а обозначает, что непосредственно на лицо или предмет направлено действие. К существительным в форме винительного падежа поставим вопросы кого? что?

Винительный падеж

В оформлении этой падежной формы участвуют предлоги:

в (во), на, за, про, через

  • люблю (кого?) братишку;
  • рассказал (про кого?) про белку;
  • назовем (что?) имя;
  • верю (во что?) в справедливость;
  • прыгает (через что?) через скакалку.

Творительный падеж

Название творительного падежа связано с глаголом «творить». Его можно назвать инструментальным. С его помощью говорящий обозначает орудие или инструмент, который помогает выполнить действие, или называет того, кто его выполняет. Существительные в форме творительного отвечают на вопросы кем? чем?

Творительный падеж

Творительный падеж оформляется с помощью предлогов:

за, над, с (со), между, над, перед, под

Участие предлогов расширяет смысловое значение творительного падежа, который с их помощью выражает также место действия.

  • сказанное (кем?) учителем;
  • выстругать (чем?) рубанком;
  • стучать (чем?) молотком;
  • посеять (между чем?) между рядами;
  • кружил (над чем?) над лесом;
  • спрятался (под чем?) под водой.

Предложный падеж

Предложный падеж не зря так называется. Эта грамматическая форма имени существительного всегда имеет предлог

Предложный падеж существительных

Предложный падеж отвечает на вопросы о ком? о чём? Эта падежная форма используется для сообщения о ком-то или о чём-то, обозначения времени или места, где происходит действие:

  • вспомнил (о ком?) об однокласснике;
  • стихи (о чём?) о дружбе; 
  • живет (на чём?) на севере;
  • спит (в чём?) в колыбели;
  • лицей (при чём?) при консерватории.

Как определить падеж существительного?

Чтобы правильно определить падеж существительного, можно воспользоваться вспомогательным словом, который поможет задать нужный вопрос.

Падеж    Вспомогательное слово
Именительный существует
Родительный нет
Дательный подарю
Винительный  узнаю
Творительный интересуюсь
Предложный расскажу (о)

А теперь применим эти знания на практике и поставим вопросы к одушевленному существительному «сестра» и неодушевленному «город» с помощью вспомогательных слов.

  • и. п.  (кто?) сестра, (что?) город
  • р. п.  нет (чего?) сестры, города
  • д. п.  подарю (кому?) сестре,  (чему?) городу
  • в. п.  узнаю (кого?) сестру, (что?) город
  • т. п.  интересуюсь (кем?) сестрой, (чем?) городом
  • п. п.  расскажу (о ком?) о сестре, о городе

Изменение существительных по падежам называется склонением.

В зависимости от категории рода существительные принадлежат к 1, 2 или 3 склонению и имеют характерные падежные окончания.

Падежи существительных (таблица с вопросами и с окончаниями)

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Примеры

Определим падеж существительных в предложениях.

На зорьке громко запел петух и разбудил отца.

  • (кто?) петух (и. п.);
  • запел (на чём?) на зорьке (п. п.);
  • разбудил (кого?) отца (в. п.).

По крыше громко стучат капли дождя.

  • (что?) капли (и. п.);
  • капли (чего?) дождя (р. п.);
  • стучат (по чему?) по крыше (д. п.).

Грибники с корзинками пошли в лес.

  • (кто?) грибники (и. п.);
  • грибники (с чем?) с корзинками (т. п.)
  • пошли (во что?) в лес (в. п.).

Видео «Русский язык 4 класс. Падежи существительных»

Тест

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся  не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Padezhi2Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?

Padezhi1

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5.      Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание:  мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.

6.       Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

 Падеж

  Предлоги

 Именительный

 —

 Родительный

 без, у, от, до, с, из, возле

 Дательный

 к, по

 Винительный

 на, за, под, через, в, про,

 Творительный

 над, за, под, с, перед, между

 Предложный

 в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без для  родительного падежа (без задоринки) по, к для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно — попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Мне кажется, это один из самых интересных разделов в русском языке для школьников — определять, какой у слова падеж. Для этого достаточно знать, какие вопросы относятся к каждому из шести падежей. Склонять по падежам можно и одушевленные, и неодушевленные имена существительные.

Для примера возьмем два слова — «радугой» и «мороза».

  • именительный падеж (кто? что?) — радуга, мороз;
  • родительный падеж (вспомогательное слово нет — кого? чего?) — радуги, мороза;
  • дательный падеж (дать — кому? чему?) — радуге, морозу;
  • винительный падеж — (винить — кого? что?) — радугу, мороз;
  • творительный падеж (быть довольным — кем? чем?) — радугой, морозом;
  • предложный падеж (говорить — о ком? о чем?) — о радуге, о морозе.

Таким образом, слово «радугой» у нас получается в творительном падеже, а слово «мороза» — в родительном.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

88Sky­Walke­r88
[429K]

7 лет назад 

Чтобы определить падеж существительного, необходимо данному существительному задать вопрос.

Если существительное отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?, то оно стоит в именительном падеже.

Выглянуло солнце. (что? — солнце).

Если на вопрос КОГО? или ЧЕГО?, то это родительный падеж.

Без солнца не было бы жизни. (без чего? — солнца).

Если на вопрос КОМУ? или ЧЕМУ?, то это дательный падеж.

Я рада солнцу и теплу. (рада чему? — солнцу).

Если на вопрос КОГО? или ЧТО?, то это винительный падеж.

Я открыла окно и увидела солнце. (увидела что? — солнце).

Если на вопрос КЕМ? или ЧЕМ?, то это творительный падеж.

Я наслаждаюсь солнечным днем. (наслаждаюсь чем? — днем).

Если на вопрос О КОМ? или О ЧЕМ?, то это предложный падеж.

С тоской вспоминаю о солнечных днях. (вспоминаю о чем? — о днях).

З В Ё Н К А
[823K]

7 лет назад 

Падеж имён существительных — это грамматическая форма слова. Что это означает? То, что при постановке слова в тот или другой падеж, мы наладим его связь с другими словами в предложении. Увидим, действительно ли это существительное, или слово поведёт себя, как другая часть речи. Поэтому уметь определять падежи очень важно.

Делается это так:

  1. Внимательно присмотритесь к слову. Приставка, корень и суффикс нам сейчас совершенно не нужны. Интересует только окончание. Это и есть падеж, условно говоря. Специалисты легко определяют падеж по окончанию, если даже не видят всего предложения. Например: мама (именительный), мамой (творительный) и так далее.
  2. Но мы должны взглянуть на всё предложение целиком. Не на отдельные слова, не на какую-то часть предложения, а охватить его своим сознанием всё, полностью. И задать к нужному слову вопрос. Не спешите. Продумайте, как это сделать, от какого слова задать, чтобы получилось грамотно и звучало не смешно. А дальше мы будем действовать по такой вспомогательной табличке, используя самое лучшее слово на свете — «мама»:
  3. Мама («Мама пошла в магазин»). Кто (пошёл в магазин)? — Мама. Это именительный падеж. Запоминалка: «имя её — мама». Мы не сможем задать другого вопроса, кроме «кто?», не сможем подставить к форме «мама» никакого предлога. В предложении слово является подлежащим. Всё это характерные признаки именительного падежа.
  4. Мамы («Мамы в комнате не было»). Кого (не было в комнате)? — Мамы. Родительный падеж. Запоминалка: «родитель мамы».
  5. Маме («Я подарю маме цветы»). Кому (подарю цветы)? — Маме. Дательный падеж. Запоминалка: «даю маме».
  6. Маму («Я люблю свою маму»). Кого (я люблю)? — маму. Винительный. Запоминалка: «виню маму».
  7. Мамой («Я горжусь своей мамой»). Кем (я горжусь)? — мамой. Творительный. Запоминалка: «сотворённый мамой».
  8. О маме («Я рассказываю о маме»). О ком (я рассказываю)? — о маме. Предложный. Запоминалка: «предложение о маме». Характерно, что предложный падеж совершенно невозможно использовать без предлога. Не получится.
  9. Затруднения могут возникнуть, когда совпадают именительный и винительный падежи или родительный и винительный падежи. В этом случае нам может помочь только внимательный анализ предложения.
  10. Существительные, находящиеся в форме множественного числа, находятся в предложениях под теми же предложными вопросами, что и единственное число. Но слова будут звучать совсем по-другому, конечно. Мамы, мам, мамам, мам, мамами, о (в) мамах.
  11. В русском языке есть огромное множество несклоняемых существительных. Какой бы вопрос в предложении мы к ним не задали, они всё равно будут находиться в неизменном виде, как будто в именительном падеже. Например: Я вешаю пальто (винительный). Я любуюсь шимпанзе (творительный).

Чтобы определить в каком падеже стоит имя существительное, надо определить какой вопрос к нему можно задать. Известно, что каждый падеж отвечает только на свой вопрос, и следовательно окончание у существительных стоящих в разных падежах будет отличаться. Рассмотрим на примере: Вот цепочка склонений по падежам слова Лес — Леса — Лесу — Лес — Лесом — О лесе.

Мы видим, что окончания всех падежей отличаются. Редко когда совпадают окончания именительного и родительного падежей, а в приведенном примере мы видим более частый случай совпадения окончаний у именительного и винительного падежа. Но в этом случае следует помнить, что в предложении существительные в именительном падеже идут без предлогов, а в косвенных с предлогами: Лес стоял красивый — именительный падеж. В лес пришли туристы — винительный падеж.

Ну а вопросы падежей легко запомнить по их названиям:

Именительный — имя — кто? что?

Родительный — родить кого? чего?

Дательный — дать кому? чему?

Винительный — обвинять кого? что?

Творительный — творить кем? чем?

Предложный — составлять предложение о ком? о чем?

Rogne­da
[416K]

9 лет назад 

Чтобы определить падеж имени существительного, для начала нужно выучить эти падежи и вопросы к ним. Например, именительный падеж отвечает на вопрос кто? что? и употребляется всегда без предлога. Существительное в именительном падеже,как правило, это подлежащее в предложении, этим оно отличается от существительного в винительном падеже.

Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего? Можно подставить слово «нет» для точного определения падежа, нет кого? мамы, нет чего ? воды.

Дательный падеж легко определяется ,если добавить к вопросу слово «дать» кому? чему? маме, воде.

Винительный падеж— вижу кого? (для одушевленных предметов), вижу что? ( для неодушевленных существительных) маму, воду.

Творительный падеж правомерно определять со словом » любуюсь» кем? чем? мамой, водой.

Предложный падеж определяем со словом » мечтаю о» ком? чем? о маме, о воде.

Пашен­ька
[189K]

9 лет назад 

Падеж имени существительного определяется по падежным вопросам. Как известно, всего в русском языке шесть падежей. Поставив к слову подходящий вопрос, можно определить его падеж. Например, существительное в

ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже отвечает на вопросы Кто? Что?

Родительный — Кого? Чего?

Дательный — Кому? Чему?

Если существительное отвечает на вопросы

Кого? либо Что?, то это Винительный падеж.

В Творительном падеже — Кем? Чем?

в Предложном — о Ком? о Чем?

Вален­тина МД
[33.2K]

7 лет назад 

Чтобы определить падеж существительного, надо выучить падежи и вопросы, на которые отвечают существительные в данном падеже. Задавать вопрос, на который отвечает существительное в предложение и определять падеж. Падежи и вопросы к ним написаны в ответах выше.

Также надо знать 3 склонения существительных, их окончания в разных падежах и склонение существительных во множественном числе.

Падежи надо выучить. Их последовательность можно запомнить по смешному стишку.

И -Иван (именительный)

Р- родил (родительный)

Д- девчонку (дательный)

В- велел (винительный)

Т- тащить (творительный)

П- пелёнку (предложный)

Анфо-Анфо
[96.7K]

9 лет назад 

Проверочным вопросом.

Именительный падеж — Кто? Что? Человек. Вопрос.

Родительный — Кого? Чего? Человека. Вопроса.

Дательный — Кому? Чему? Человеку. Вопросу.

Винительный — Кого? Что? Человека. Вопрос.

Творительный — Кем? Чем? Человеком. Вопросом.

Предложный — О Ком? О чем? О человеке. О вопросе.

Semic­vetic
[9.4K]

7 лет назад 

Необходимо знать:

  1. Падежи
  2. Вопросы, на которые отвечает имя существительное в соответствующем падеже.

Для быстрого запоминания падежей существует шуточная считалка, первые буквы слов в которой соответствуют первым буквам в падежах:

Иван (Именительный падеж)

Родил (Родительный падеж)

Девчонку (Дательный падеж)

Велел (Винительный падеж)

Тащить (Творительный падеж)

Пеленку (Предложный падеж)

А вот чтобы легче запомнить вопросы, на которые отвечает имя существительное в падежах, нужно научится правильно их задавать, по аналогии с названием падежа:

  1. Именительный падеж — от слова имя. Вопросы Кто? Что? — Мальчик;
  2. Родительный падеж — родить Кого? Чего? — Мальчика;
  3. Дательный падеж — дать Кому? Чему? — Мальчику;
  4. Винительный падеж — винить Кого? Что? — Мальчика;
  5. Творительный падеж — творить Кем? Чем? — Мальчиком;
  6. Предложный падеж — написать предложение О ком? О Чем? — Мальчике.

yuliy­akoty­a
[33.2K]

7 лет назад 

Определить падеж имени существительногоне сложно.Достаточно просто уметь определить вопрос,на который имя существительное отвечает,а потом определить соответствующий падеж.

Можно выучить падежи наизусть,их всего шесть,поэтому сделать это будет несложно.А можно просто воспользоваться подобной таблицей.

Знаете ответ?

Падежи существительных


Падежи существительных

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 577.

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 577.

Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях изменения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое падеж существительного?

Падеж существительного в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице:

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель, ветка, озеро Приятели, ветки, озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля, ветки, озера Приятелей, веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю, ветке, озеру Приятелям, веткам, озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля, ветку, озеро Приятелей, ветки, озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем, веткой, озером Приятелями, ветками, озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле, о ветке, об озере О приятелях, о ветках, об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Примеры: новое

пальто

(И.п), мечтать о

пальто

(П. п), пришить пуговицу к

пальто

(Д. п.).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами:

  • По окончанию слова (солнца – Р. п., отцу – Д. п., о грозе – П. п.);
  • Поставив к существительному вопросы (дорога (кто? что?) – И. п.; вареньем (кем? чем?) – Т. п.; о метро (о ком? о чем?) – П. п);
  • Определить падеж по словам, с которыми существительное согласуется в словосочетании или в предложении (заказать крепкий кофе – В. п., мечтать о новом велосипеде – П. п., белая кошка умывается – И. п.).

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Марина Усачёва

    6/7

  • Анастасия Козлова

    6/7

  • Лола Турсунова

    7/7

  • Татьяна Иванова

    7/7

  • Мария Медведева

    7/7

  • Сергей Ефремов

    6/7

  • Регина Мугаттарова

    5/7

  • Илья Тютеньков

    7/7

  • Джамиля Абдуллаева

    7/7

  • Надежда Швецова

    7/7

Оценка статьи

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 577.


А какая ваша оценка?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти икс в уравнении с делением
  • Как найти мою входящую почту
  • Как найти человека по больницам моргам
  • Как быстро найти 1000 рублей за
  • Составьте как пишется правило