Обстоятельство в русском языке: определение, виды, примеры
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака, зависит от сказуемого.
Обстоятельство отвечает на наречные вопросы: Где? Когда? Почему? Откуда? Зачем? С какой целью? Как? Каким образом? и т.д.
В предложении подчеркивается линией типа «пунктир-точка» — _ . _ . _ . _.
Значение обстоятельств
ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ | ||
Вид | Вопросы | Примеры |
Места | где? куда? откуда? | Хорошо (где?) тут. |
Образ действия, меры и степени | как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? | Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело. |
Сравнения | как? подобно кому? подобно чему? | Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась на краешке. |
Причины | почему? отчего? по какой причине? | Я молчал (почему?) из вежливости. |
Условия | при каком условии? | Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде? |
Уступки | вопреки чему? несмотря на что? | Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили продолжать работать. |
Примеры предложений с обстоятельствами разных значений
- И хорошо мне здесь(где?) остановиться.
- С горы(откуда?) бежит поток проворный.
- Снег падал (как?)медленно и бесшумно.
- Он тщательно(как?) обдумал предложение майора.
- (в какой степени?)Не очень-то я его и боюсь.
- Место оказалось совсем(насколько?) скучным.
- За печкой тикал, (как что?)как ходики, сверчок.
- Под голубыми небесами, великолепными (подобно чему?)коврами, блестя на солнце, снег лежит.
- Сенокос запоздал (почему?)из-за дождей.
- (по какой причине?)От жары и духоты книзу клонятся цветы.
- Ягненок в жаркий день зашел к ручью (зачем?)напиться.
- Пчела (с какой целью?)за данью полевой летит из кельи восковой.
- С этим заданием можно справиться, (при каком условии?)помогая друг другу.
- Отплывать от берега начнем (при каком условии?)при солнечной погоде.
- В домах, (несмотря на что?)несмотря на ранний час, горели лампы.
- (несмотря на что?)Несмотря на трудные обстоятельства, мы выиграли.
- (когда?)Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
- (когда?)От восхода до заката жизнью улицы кипят.
Способы выражения обстоятельств
Обстоятельства могут быть выражены разными частыми речи:
существительное с предлогом и без предлога | После дождя выглянуло солнце. (обстоятельство времени). |
деепричастие | От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки. |
деепричастный оборот | Стоя под парами, тяжелые пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают. |
наречие | Издалека слышались раскаты грома. |
инфинитив | Соседский дедушка сел отдохнуть на лавочку около калитки. |
фразеологизмы | Его выгнали с предприятия за то, что он работал спустя рукава. |
устойчивые словосочетания | От тебя нет покоя ни днем ни ночью. |
Обособление обстоятельств
Как и с другими второстепенными членами, с обстоятельствами связано несколько пунктуационных правил.
Деепричастный оборот (деепричастие с зависимыми словами)
- Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропою сходила к берегу.
- Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей.
Два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу
- Гром, громыхая и раскатываясь, заглушал все остальные звуки.
- Батареи медным строем скачут и гремят, и, дымясь, как перед боем, фитили горят.
Обстоятельства места и времени, уточняющие смысл предшествующего обстоятельства
- Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.
- Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара.
Обстоятельства уступки, выраженное существительным с предлогом несмотря на
- Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.
- На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась уезжать.
Деепричастия в составе фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаниях.
- Мальчик бежал сломя голову.
- Он мчалсяне переводя дыхания.
Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, в роли обстоятельства образа действия
- Яков шел не торопясь (медленно).
- О прогулке он рассказывал смеясь (непринужденно, легко).
В отдельную категорию второстепенных членов предложения необходимо отнести уточняющие обстоятельства. Они всегда выделяются запятыми.
В подобных случаях можно задать дополнительный вопрос с использованием слова ИМЕННО: Как именно? Когда именно? Где именно? Куда именно? Сколько именно?
В основном, уточняющее значение могут иметь обстоятельства времени, места, степени, образа действия.
- Я слышал эти рассказы под Аккерманом, (где именно?) в Бессарабии, на морском берегу.
- Поздно вечером, (когда именно?) то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара.
План разбора обстоятельства
Образец разбора
- Сказуемое освещало.
- Освещало (как?) задорно улыбаясь.
- Задорно улыбаясь – обстоятельство образа действия.
- Обстоятельство выражено деепричастным оборотом, обособляется.
Синтаксический разбор предложений
(Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом и однородными сказуемыми)
(Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено: 1 – однородными сказуемыми, обособленными и однородными деепричастными оборотами)
Что такое обстоятельство и про какие 9 типов обстоятельств вам обязательно надо знать
Второстепенный член предложения. Указывает на причину, время, место, степень и другие похожие признаки.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения. Он в предложении может быть, а может и не быть. Сравните: «Я жду тебя» – «Я жду тебя дома». Во втором предложении появилось обстоятельство места «дома».
Обстоятельства нужны нам, чтобы более точно передавать информацию.
Как найти обстоятельство в предложении
По вопросам. Обстоятельство отвечает на вопросы «как», «каким образом», «когда», «куда», «почему» и прочие подобные.
Напомню вам вопросы для двух других второстепенных членов:
-
. К нему мы задаем вопрос «какой» или «который»: «красивый человек», «девушка в пальто». . К нему надо задавать вопросы косвенных падежей: «пишу (чем?) карандашом», «пою (что?) песню».
По значению. Если слово обозначает место, время, причину, условие, цель, степень – это и будет обстоятельство. В следующем блоке я перечислю 9 типов обстоятельств по значению, вам надо будет обязательно их запомнить, чтобы находить «автоматически».
По части речи. Обстоятельства очень часто выражаются наречиями: сделаю завтра, приду поздно, вы работали плохо.
Определения, в основном, выражаются прилагательными: красивая девушка, умный ученик.
Дополнения – существительными: пишу письмо, звоню маме.
Но часть речи – не главный признак, ориентироваться все-таки надо на вопрос и на значение.
9 типов обстоятельств, которые надо выучить
Итак. Я буду называть тип и приводить примеры обстоятельств этого типа. Вопросы вы увидите в самих примерах.
- Места. Я живу (где?) в Москве. Я еду (откуда?) из Волгограда (куда?) в Саранск.
- Времени. Я работаю (когда?) вечером. Мы читаем книги (с каких до каких пор?) с трех до пяти часов.
- Причины. Мы сидим дома (почему? по какой причине?) из-за снегопада. Земля потрескалась (отчего?) от засухи.
- Образа действия. Я люблю гулять (как? каким образом?) пешком. Грузовик ехал (как?) медленно.
- Меры и степени [в некоторых учебниках объединяется в один тип с образом действия, но эта разница не критичная]. Я (в какой степени?) очень устал. Мне было (в какой мере?) безумно страшно. Обратите внимание, вопрос в первом предложении задается от сказуемого: устал (как? очень), во втором – от категории состояния страшно (в какой мере? безумно).
- Сравнения. Снег лежит (как?) как белое покрывало. Санки с горы летят (как?) стрелой. Здесь одна вещь именно сравнивается с другой. Обстоятельства образа действия тоже отвечают на вопрос «как», но там такого сравнения нет, например «гулять пешком» – именно образ действия, ничто ни с чем не сравнивается.
- Цели. Я пришел (зачем?) учиться. Дети пришли в библиотеку (с какой целью?) почитать. Ханы едут (зачем?) за данью.
- Условия. Ты сможешь открыть шкатулку только (при каком условии?) в лунную ночь. Этот тип часто смешивается с обстоятельствами времени, учитель вас не поругает за это. Они правда очень похожи.
- Уступки. Я занялся программированием (несмотря на что?) несмотря на возраст.
Как подчеркивать обстоятельства
Прерывистой линией с точками. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом, то предлог тоже надо подчеркивать.
Деепричастные обороты – это тоже обстоятельства. Если у вас в предложении есть деепричастный оборот, то надо сначала его выделить как обстоятельство, а потом еще «разобрать» внутри по членам. Получится вот так:
Сначала я подчеркнул весь оборот как обстоятельство (красным), а потом внутри выделил обстоятельство «читая» и дополнение «книгу» (синим).
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на обновления, чтобы получать новые статьи блога по русскому языку.
Вот ссылки на мои подборки с курсами по русскому языку. Там есть учебные программы для школьников любого уровня, а также хорошие бесплатные материалы для скачивания.
И еще – если есть какие-то вопросы, смело пишите их в комментариях. Я отвечаю на все комментарии.
https://bingoschool.ru/manual/chto-takoe-obstoyatelstvo-v-russkom-yazyike/
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-obstoyatelstvo
Определение, дополнение, обстоятельство
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения. Объясним, как найти в предложении эти второстепенные члены, на какие вопросы они отвечают и как их подчеркивать при синтаксическом разборе предложения.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью, называются второстепенными.
Наличие второстепенных членов предложения делает предложение распространенным. По грамматическим значениям и синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на следующие виды:
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? |
от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? |
от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. |
от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Крупные мохнатые (какие?) снежинки закружились в воздухе (Г. Скребицкий).
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (солнечный луч, мамина дочка);
- одиночными причастиями (облетевшие листья) и причастными оборотами;
- порядковыми числительными (первый ответ);
- местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
- существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из шерсти, еголицо);
- словосочетаниями (стол из красного дерева).
- наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
- инфинитивом (жажда выжить, привычка шептать).
Зеленоватый сумрачный воздух , наполненный дымом и жёлтыми отсветами скал , струился над нами (К. Паустовский).
Медведь (какой?) средней величины возился около липы (В. Арсеньев).
Дополнение
Чтобы понять, что такое дополнение, вспомним немного основы русского синтаксиса.
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
- состав подлежащего (подлежащее + определения);
- состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Шорник Антип Калачиков уважал (в ком?) в людях душевную (что?) чуткость (В. Шукшин).
Под зеленевшими дубами земля была усыпана (чем?) листьями (В. Вересаев).
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину (К. Паустовский).
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Я пишу (что?) книгу . Разумеется, я пользуюсь при этом (чем?) языком , (чем?) словами (Ю. Смирнов).
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
За мостом (где?) я поднялся (куда?) на взгорье , вошел (куда?) в город мощеной дорогой (И. Бунин).
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле;
- ведут куда? вдаль;
- тянет откуда? из подвала;
- случилось когда? утром;
- известно с каких пор? с давних пор;
- побледнел почему? от страха;
- вышел с какой целью? встретить;
- смеяться как? заразительно;
- смешной до какой степени? очень;
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь;
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры;
- свернулся подобно чему? колобком.
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах … (А. Аксаков).
Военный, (как?) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели , взбежал (куда?) на крыльцо (И. Бунин).
Этот второстепенный член выражается также
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Однообразная трескотня убаюкивает , как колыбельная песня (А. П. Чехов).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Видеоурок
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/opredelenie-dopolnenie-obstoyatelstvo.html
Обстоятельство в русском языке — это второстепенный член предложения, поясняющий сказуемое.
В составе предложения, как правило, имеются главные члены и второстепенные. Главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, составляют его грамматическую основу. В предложении могут быть и другие члены:
- определение;
- дополнение;
- обстоятельство.
Перечисленные члены предложения являются второстепенными. Если в предложении имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространенным.
Обстоятельство — второстепенный член предложения
В предложении обстоятельство чаще всего характеризует сказуемое. Понаблюдаем:
Этот мальчик идет (где?) впереди (место).
Бабушка нас навестит (когда?) сегодня (время).
Туристы идут (как?) гуськом по лесной тропе (образ действия).
У меня на глазах слезы выступили (почему?) от радости (причина).
Подружка пришла (с какой целью?) узнать задание на завтра (цель).
Мама очень (в какой мере?) сердита на кошку (мера).
К соседу нельзя идти (при каком условии?) без предупреждения (условие).
Несмотря на снег с дождем, (несмотря на что?) все равно гуляю с собакой (уступка).
Снег колет (подобно чему?), как иголкой, нос и щеки (сравнение).
Что выражает обстоятельство
Как видно из приведенных примеров, обстоятельство описывает
- где и когда совершается действие;
- как и почему оно совершается;
- с какой целью и при каком условии;
- вопреки чему и подобно чему.
Обстоятельство может указывать на интенсивность или степень признака действия: в какой мере или степени совершается действие или проявляется признак, состояние предмета:
На этот раз я был (в какой степени?) совершенно спокоен на экзамене.
Мне немного (в какой мере?) жаль эту глупышку.
Настолько (в какой степени?) ярко сияет солнце, отраженное от снега, что невольно зажмуришься.
Определение
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, цель, условие, образ и степень действия, характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? зачем? почему? как? при каком условии? вопреки чему?
Как выражаются обстоятельства
Второстепенный член предложения обстоятельство выражается словами, принадлежащими к разным частям речи:
1. знаменательными наречиями
- рассказать весело;
- идти пешком;
- наелся вдоволь;
- рассматривает неспроста;
2. местоименными наречиями
- слышалось оттуда;
- откуда взялось;
- всегда радостный;
- относится по-всякому;
- никогда не узнаем;
3. существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них
- сиять огнями;
- рассыпалось крошками;
- порвать от злости,
- петь фальцетом;
- растолочь в порошок;
- в течение суток лил дождь;
- несмотря на темень, прогуляемся;
4. деепричастиями и деепричастными оборотами
- говорил задыхаясь;
- отворив дверь, вошел;
- стоял, облокотившись на перила;
5. инфинитивом (неопределенной формой глагола)
- пришла развлекаться;
- сел отдохнуть;
- помчался увидеть;
6. словосочетаниями
- с тех пор не виделись;
- несколько лет тому назад произошло;
- с того времени помним;
7. фразеологизмами
Что тут распаляешься во всю ивановскую?
Девушка исписала всю тетрадь от корки до корки своими стихами.
От каких слов зависит обстоятельство
В предложении этот второстепенный член поясняет слова со значением действия, состояния, признака и обозначает различные условия ( время, место, причину, цель и пр.), при которых выполняется это действие или существует признак.
Обстоятельство зависит, в первую очередь, от глагола, а также от прилагательного или наречия, обозначая интенсивность признака:
- остановиться (с какой целью?) на отдых;
- седой (в какой степени?) слегка;
- чересчур (как? в какой мере?) быстро.
Виды обстоятельств
В связи с этим по значению различают следующие виды обстоятельств:
1. обстоятельства места
- спустился на санках (откуда?) с горы;
- заходим (куда?) в лес;
- плаваю (где?) в реке;
2. обстоятельства времени
- приду (когда?) завтра;
- выполню задание (когда?) вечером;
- (с каких пор?) с детства не люблю манную кашу;
3. обстоятельства причины
- укололся (отчего?) сослепу;
- делаю (по какой причине?) поневоле;
4. обстоятельства цели
- пошел (с какой целью) проверить;
- уехал (с какой целью?) навестить;
- сказал (с какой целью?) назло.
5. обстоятельства образа действия
- петь (как?) громко;
- идти (каким образом?) вдвоем;
- подбодрить(как?) дружески;
6. обстоятельства меры и степени
- весьма (в какой мере?) скудный запас;
- ответил чрезвычайно (насколько?) скованно;
- совершенно (в какой степени?) беззлобный ответ;
7. обстоятельства сравнения
- топорщится (подобно чему?) ёршиком;
- лед обжигает, (подобно чему?) как огонь.
8. обстоятельства уступки
- несмотря на ливень, (несмотря на что?) сбегаю в магазин;
- невзирая на холодное утро, (невзирая на что?) отправлюсь на рыбалку;
- вопреки его совету, (вопреки чему?) сделаю по-своему;
9. обстоятельства условия
- имея палатку, (при каком условии?) остаемся ночевать у озера;
- останемся, (при каком условии?) при нежелании ехать.
Синтаксический разбор обстоятельства
План разбора
- второстепенный член — обстоятельство;
- вид обстоятельства по значению;
- определить, какой частью речи и в какой форме оно выражено.
Пример разбора обстоятельства
А в осенние дни в дом приносят яблоки из здешних садов (С. Гейченко)
В этом предложении укажем несколько обстоятельств:
- приносят когда? в осенние дни (= осенью);
- приносят куда? в дом;
- приносят откуда? из садов.
- В осенние дни — обстоятельство времени; выражено словосочетанием существительного в форме винительного падежа с предлогом и прилагательного.
- В дом — обстоятельство места; выражено существительным в форме винительного падежа с предлогом.
- Из садов — обстоятельства места, выраженное существительным в форме множественного числа родительного падежа с предлогом.
Видео «Обстоятельство как второстепенный член предложения»
Тест
Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 45
Определяется ли падеж у обстоятельства выраженное существительным.
На этой странице находится ответ на вопрос Определяется ли падеж у обстоятельства выраженное существительным?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.
Тема
урока: Обстоятельство, выраженное существительным в творительном падеже.
Цель урокa:
Совершенствовать навыки учащихся в
употреблении обстоятельств, выраженных существительными в Т.п.
Задачи формирования умений и знаний об
обстоятельстве-существительном, воспитывать творчески мыслящую, инициативную
личность, формировать интерес к познанию, к предмету, способствовать
нравственному и эстетическому воспитанию.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности на
уроке:
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы обучения: опрос, практическая и
самостоятельная работа, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный,
частично-поисковый, метод стимулирования интереса к учению, проблемный.
Ход урока
I.Организационный момент
Психологический настрой.
Ну, теперь проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят
Каждый хочет получать.
Только лишь оценку «пять»
Ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы
волнуемся. Но, вы способные, умные, конечно же, поможете мне вести урок, у нас
все получиться.
ДАВАЙТЕ УЛЫБНЕМСЯ ДРУГ ДРУГУ
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю
сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и
удач.
II. Опрос домашнего задания
Упр.8 стр. 185
Блиц опрос
1. Назовите главные члены предложения
2. Что такое подлежащее и сказуемое?
3. Назовите второстепенные члены предложения
4. Что такое дополнение?
5. Что такое обстоятельство?
6. На какие вопросы отвечают
обстоятельство-существительное в дательном падеже?
7. Что обозначает предлог к в дательном
падеже?
III. Объяснение новой темы.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим тему об
обстоятельстве-существительном. Лексическая тема нашего урока «Родина моя».
Какие слова ассоциируются у вас со словом «Родина»? (Ученики подбирают
слова-ассоциации). Ребята, наша Родина – Казахстан, страна, в которой мы живём,
учимся, работаем. Каждому человеку нашей республики дорогого место, где он
родился и провёл своё детство, где играл с ребятами, где он получил
образование. Народ давно отметил любовь человека к родине в своих пословицах и
поговорках, таких, например: Человек без родины – соловей из песни. Всякому
мила своя страна. В своём доме и стены помогают. Родина как мать. Она может
быть заботливой, ласковой, терпеливой. Она может быть требовательной строгой,
но справедливой. Наша страна всегда стремиться к миру со всеми государствами.
Сохраняя мир на земле, казахстанцы стремятся, чтобы их Родина была богаче, сильнее.
А вы школьники, должны помогать, своей стране хорошей учёбой. Это большой и
важный труд.
Развитие речи. Текст «Родина земля»
Слайд (потрет Ч. Валиханова)
1.Чтение текста.
2.Словарно-лексическая работа
Влага-сырость, вода которая содержится в чем
либо
Фонтан – струя воды, выбрасываемая вверх из
труб.
Яхта – большая лодка с парусом.
Учитель: Ребята, прежде чем говорить об
обстоятельстве, выраженном именем существительным, вспомним с вами, какие
окончания имеют существительные в Т,п
Окончания существительных в Т.П
1склонение 2склонение 3склонение
-ой,-ей -ом,-ем -ю
Мама-мамой папа-папой Ученик-учеником
Мать-матерью
Школа-школой поле-полем тетрадь-тетрадью
-Ребята,обратите внимание на
таблицу.Обстоятельства-существительные в Т.п. отвечают на вопросы за чем? Под
чем? Над чем? Перед чем? Где?
Обстоятельства-существительные в Т.п.
употребляются с предлогами за, под, над, перед.
4.Разноуровневые задания
I уровень.Разберите по членам предложения
Великие моря лежат глубоко под землёй. Над
морями трепещут белые паруса.
Запишите и запомните схемы словосочетаний.
Лежат под землёй. Трепещут над морями.
II уровень. Поставьте слова,данные в скобках,в
творительном падеже.
Физминутка под музыку.
Подлежащее-головой покачать
Сказуемое-шевелить руками
Дополнение-талией вращать
Обстоятельство-похлопать.
III.уровень.Написать письмо, в тексте должно
быть обстоятельство в Т.п.
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились
с этим заданием. А теперь мы посмотрим, кто из вас хороший переводчик.
Упр.10 (Устно)
V.Рефлексия
Учитель: Ребята, давайте подытожим изученный
сегодня материал.
Обстоятельство – это …
Обстоятельство – существительное в Т.п. имеют
окончания …
Обстоятельство – существительное в Т.п.
употребляется с предлогами …
Обстоятельство – существительное в Т.п.
отвечают на вопросы …
А сейчас мы поднимемся по игре-лесенке «Кто
быстрее?» Нам нужно составить словосочетания, употребив предлоги «за», «под»,
«над», «перед». Поставьте вопросы к существительным. Какими членами предложения
являются существительные, входящие в эти словосочетания?
VI.Домашняя работа.
Упр.3,4. Пересказ текста « Родная земля».
Выучить правила.
VII. Оценки за урок.
Тема урока: Обстоятельство, выраженное существительным в творительном
падеже.
Цель урока:
Научить учащихся разбирать предложения.
Выделять второстепенные члены
предложения.
Прививать умения и навыки работы с
текстом.
Составлять предложения с второстепенными
членами предложения.
Развивать устную и письменную речь.
Развивать мышление и внимание.
Раскрывать словарные богатства языка.
Воспитательная цель:
Воспитывать творчески мыслящую,
инициативную личность, формировать интерес к познанию, к предмету,
способствовать нравственному и эстетическому воспитанию.
Тип урока: комбированный.
Формы организации учебной деятельности
на уроке:
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы обучения: опрос, практическая и
самостоятельная работа, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный,
частично-поисковый, метод стимулирования интереса к учению, проблемный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ну, теперь проверь, дружок.
Ты готов начать урок ?
Все ль на месте
Все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка ?
Все ли правильно сидят ?
Все ль внимательно глядят
Каждый хочет получать.
Только лишь оценку «пять»
II. Психологический настрой.
Ребята, сегодня у нас много гостей. Все
мы волнуемся. Но, вы способные, умные, конечно же, поможете мне вести урок, у
нас все получится.
ДАВАЙТЕ УЛЫБНЕМСЯ ДРУГ ДРУГУ.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и
думаю сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов
вам и удач.
III. Синтаксический разбор предложения.
С ГОРЫ БЕЖИТ ПОТОК ПРОВОРНЫЙ.
Простое, повествовательное,
распространенное, полное.
IV. Назвать тему и цель урока.
V. Объяснение новой темы.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – это второстепенный член
предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и
отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Почему?
Например: В лесу раздавался топор
дровосека.
Существительное в Творительном падеже с
предлогами над, под в предложений выполняет роль обстоятельства, обозначаещего
место
Например: Дом построили (где?) над
рекой.
Три девицы (где?) под окном пряли поздно вечерком.
РАБОТА В ПАРАХ.
1. Какие виды обстоятельств вы изучили?
2. В каких падежах?
3. Какие второстепенные члены
предложения вы знаете?
4. какие главные члены предложения?
VI. Развитие речи текст «Родная земля»
1. Чтение текста.
2. Пересказ текста.
3. Слайды.
4. Шокан Уалиханов мечтал, творения
лежат, раскрыты тайны, рвутся фонтаны, вы встретите, мы гордимся, трепещут
паруса.
VII. Физминутка под музыку.
Подлежащее – головой покачать
Сказуемое – шевелить руками
Дополнение – талией вращать
Определение – потопать
Обстоятельство – похлопать
VIII. Словарно-лексическая работа
1 ряд. Влага- сырость, вода которая
содержится в чем либо
2 ряд. Фонтан- струя воды, выбрасываемая
вверх из труб.
3 ряд. Яхта- большая лодка с парусом.
IХ. Вставьте вместо точек пропущенные
предлоги. Мечтал о просвещении, лежат на полках, лежат под землей, трепещут над
морями, стартуют с полей, показывают на выставках.
Х. Слайды с рисунками. Составить
предложения.
ХI. Устно отгадать загадки. Подчеркнуть и
назвать обстоятельство.
Над реками, над селами
Над пиками лесов, катится веселое
По небу колесо. (солнце)
Под соснами,
Под елками.
Бежит мешок
С иголками. (еж)
ХII. Упражнение 4 письменно. Вставить
предлоги.
1. Работа по карточкам.
ХIII. Сопоставительная грамматика.
1. Мектептің алдында ағаштар өсіп тұр.
Перед школой растут деревья.
2. Біздің ауыл өзеннің арғы жағында.
Наша деревня находится по ту сторону речки.
3. Мектептің жанында спорт аланы.
Возле школы находится спортивная площадка.
4. Үйдің сыртында бір топ бала ойнап жүр.
За домом играют много детей.
ХIV. Кроссворд.
1. Главный член предложения
2. Из чего состоит алфавит
3. Главный член предложения
4. В повествовательном предложении на
конце ставится
5. Второстепенный член предложения
6. Какая наука изучает часть речи
7. Слова с противоположным лексическим
значением
8. Изменение по падежам
9. Второстепенный член предложения
10. Значимая часть слова
11. Служебная часть речи
12.Часть речи, которая указывает, но не
называет его
13. У глагола определяем совершенный,
несовершенный.
14. Разговор двух лиц
ХV. Биопоэма
1. Имя
2. Какое
3. Достижение
4. Чего бояться
5. Работает
6. Проживает
7. Отчество
Итог урока: Что изучили на уроке?
Домашнее задание. Стр. 173 упр. 11
Стр. 173-174 упр. 12
Оценки (комментировать)
6
класс
Русская речь
Тема урока: Обстоятельство — существительное в творительном
падеже
Цели урока: научить
учащихся находить обстоятельства, выраженные сущ. в творительном падеже. 2. продолжить работу над развитием умений
определять падежные формы существительных; производить разбор по членам
предложения. 3. воспитание
любознательности и аккуратности. Тип урока: комбинированный.
Ожидаемые результаты: уч-ся могут различать члены предложения — дополнение
и обстоятельство, выраженные сущ. в творительном падеже.
Ресурсы урока: слайды с
заданиями, учебник, картинки.
Ход урока:
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Орг момент. Психологический настрой на урок Опрос д/з: Этап вызова «Мозговой штурм» слайд № 1 Игра Изучение новой темы: Слайд Слайд № 4 Слайд № 5 с Слайд № 6 Этап осмысления Групповая работа Физ. Минутка Слайд №7 Слайд №8 Слайд № 9 Групповая работа Этап рефлексия Д/з: Оценивание |
Приветствие учителя Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. Делит на Упр.8, стр. 185 устно. Выучить правило. 1.Обстоятельство- это… 2.Обстоятельство 3.Обстоятельство, 4.Существительные 5.Существительные 1. 3. 5. 7. 9. 11. 13. Какой Слово Различайте Существительное
Вопросы: предлоги: окончания: 1 3 с Лисица — Существительные Упр.2,5,9 Упр.4 Упр.10 · над · на · под · над · над · за Поставьте · над городом, · под землёй, · над деревом, — А какой падеж был сегодня главным на уроке? Что вы о нём Упр.11, Оценивается |
Приветствуют Настраиваются на Делятся на группы. Рассказывают Отвечают на вопросы Отвечают каждый — Творительный Рассказывают, что Записывают в тетради Внимательно слушают Работают по 1гр: 3гр: Выполняют загадку. Переводят на Находят лишние Определяют падеж и Рефлексия по вопросам. Записывают в Оценивают друг |