Как найти падеж обстоятельства

Обстоятельство в русском языке: определение, виды, примеры

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака, зависит от сказуемого.

Обстоятельство отвечает на наречные вопросы: Где? Когда? Почему? Откуда? Зачем? С какой целью? Как? Каким образом? и т.д.

В предложении подчеркивается линией типа «пунктир-точка» — _ . _ . _ . _.

Пример: Я читал бессистемно (как?), безудержно (как?), запоем (как?).

Значение обстоятельств

ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Вид Вопросы Примеры
Места где? куда? откуда? Хорошо (где?) тут.
Образ действия, меры и степени как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело.
Сравнения как? подобно кому? подобно чему? Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась на краешке.
Причины почему? отчего? по какой причине? Я молчал (почему?) из вежливости.
Условия при каком условии? Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде?
Уступки вопреки чему? несмотря на что? Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили продолжать работать.

Примеры предложений с обстоятельствами разных значений

  • И хорошо мне здесь(где?) остановиться.
  • С горы(откуда?) бежит поток проворный.
  • Снег падал (как?)медленно и бесшумно.
  • Он тщательно(как?) обдумал предложение майора.
  • (в какой степени?)Не очень-то я его и боюсь.
  • Место оказалось совсем(насколько?) скучным.
  • За печкой тикал, (как что?)как ходики, сверчок.
  • Под голубыми небесами, великолепными (подобно чему?)коврами, блестя на солнце, снег лежит.
  • Сенокос запоздал (почему?)из-за дождей.
  • (по какой причине?)От жары и духоты книзу клонятся цветы.
  • Ягненок в жаркий день зашел к ручью (зачем?)напиться.
  • Пчела (с какой целью?)за данью полевой летит из кельи восковой.
  • С этим заданием можно справиться, (при каком условии?)помогая друг другу.
  • Отплывать от берега начнем (при каком условии?)при солнечной погоде.
  • В домах, (несмотря на что?)несмотря на ранний час, горели лампы.
  • (несмотря на что?)Несмотря на трудные обстоятельства, мы выиграли.
  • (когда?)Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
  • (когда?)От восхода до заката жизнью улицы кипят.

Способы выражения обстоятельств

Обстоятельства могут быть выражены разными частыми речи:

существительное с предлогом и без предлога После дождя выглянуло солнце. (обстоятельство времени).
деепричастие От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки.
деепричастный оборот Стоя под парами, тяжелые пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают.
наречие Издалека слышались раскаты грома.
инфинитив Соседский дедушка сел отдохнуть на лавочку около калитки.
фразеологизмы Его выгнали с предприятия за то, что он работал спустя рукава.
устойчивые словосочетания От тебя нет покоя ни днем ни ночью.

Виды обстоятельств в русском языке

Обособление обстоятельств

Как и с другими второстепенными членами, с обстоятельствами связано несколько пунктуационных правил.

Деепричастный оборот (деепричастие с зависимыми словами)

  • Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропою сходила к берегу.
  • Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей.

Два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу

  • Гром, громыхая и раскатываясь, заглушал все остальные звуки.
  • Батареи медным строем скачут и гремят, и, дымясь, как перед боем, фитили горят.

Обстоятельства места и времени, уточняющие смысл предшествующего обстоятельства

  • Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.
  • Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара.

Обстоятельства уступки, выраженное существительным с предлогом несмотря на

  • Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.
  • На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась уезжать.

Деепричастия в составе фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаниях.

  • Мальчик бежал сломя голову.
  • Он мчалсяне переводя дыхания.

Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, в роли обстоятельства образа действия

  • Яков шел не торопясь (медленно).
  • О прогулке он рассказывал смеясь (непринужденно, легко).

В отдельную категорию второстепенных членов предложения необходимо отнести уточняющие обстоятельства. Они всегда выделяются запятыми.

В подобных случаях можно задать дополнительный вопрос с использованием слова ИМЕННО: Как именно? Когда именно? Где именно? Куда именно? Сколько именно?

В основном, уточняющее значение могут иметь обстоятельства времени, места, степени, образа действия.

  • Я слышал эти рассказы под Аккерманом, (где именно?) в Бессарабии, на морском берегу.
  • Поздно вечером, (когда именно?) то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара.

План разбора обстоятельства

Образец разбора

Пример: Румяное лицо огня, задорно улыбаясь, освещало темные фигуры вокруг него.

  1. Сказуемое освещало.
  2. Освещало (как?) задорно улыбаясь.
  3. Задорно улыбаясь – обстоятельство образа действия.
  4. Обстоятельство выражено деепричастным оборотом, обособляется.

Синтаксический разбор предложений

Пример: Он быстро оглянулся вокруг и, редко моргая, тоже вскочил с земли.

(Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом и однородными сказуемыми)

Пример: Облака ползли медленно, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях.
(Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено: 1 – однородными сказуемыми, обособленными и однородными деепричастными оборотами)

Что такое обстоятельство и про какие 9 типов обстоятельств вам обязательно надо знать

Второстепенный член предложения. Указывает на причину, время, место, степень и другие похожие признаки.

Что такое обстоятельство простыми словами

Обстоятельство – это второстепенный член предложения. Он в предложении может быть, а может и не быть. Сравните: «Я жду тебя» – «Я жду тебя дома». Во втором предложении появилось обстоятельство места «дома».

Обстоятельства нужны нам, чтобы более точно передавать информацию.

Как найти обстоятельство в предложении

По вопросам. Обстоятельство отвечает на вопросы «как», «каким образом», «когда», «куда», «почему» и прочие подобные.

Напомню вам вопросы для двух других второстепенных членов:

    . К нему мы задаем вопрос «какой» или «который»: «красивый человек», «девушка в пальто». . К нему надо задавать вопросы косвенных падежей: «пишу (чем?) карандашом», «пою (что?) песню».

По значению. Если слово обозначает место, время, причину, условие, цель, степень – это и будет обстоятельство. В следующем блоке я перечислю 9 типов обстоятельств по значению, вам надо будет обязательно их запомнить, чтобы находить «автоматически».

По части речи. Обстоятельства очень часто выражаются наречиями: сделаю завтра, приду поздно, вы работали плохо.

Определения, в основном, выражаются прилагательными: красивая девушка, умный ученик.

Дополнения – существительными: пишу письмо, звоню маме.

Но часть речи – не главный признак, ориентироваться все-таки надо на вопрос и на значение.

9 типов обстоятельств, которые надо выучить

Итак. Я буду называть тип и приводить примеры обстоятельств этого типа. Вопросы вы увидите в самих примерах.

  1. Места. Я живу (где?) в Москве. Я еду (откуда?) из Волгограда (куда?) в Саранск.
  2. Времени. Я работаю (когда?) вечером. Мы читаем книги (с каких до каких пор?) с трех до пяти часов.
  3. Причины. Мы сидим дома (почему? по какой причине?) из-за снегопада. Земля потрескалась (отчего?) от засухи.
  4. Образа действия. Я люблю гулять (как? каким образом?) пешком. Грузовик ехал (как?) медленно.
  5. Меры и степени [в некоторых учебниках объединяется в один тип с образом действия, но эта разница не критичная]. Я (в какой степени?) очень устал. Мне было (в какой мере?) безумно страшно. Обратите внимание, вопрос в первом предложении задается от сказуемого: устал (как? очень), во втором – от категории состояния страшно (в какой мере? безумно).
  6. Сравнения. Снег лежит (как?) как белое покрывало. Санки с горы летят (как?) стрелой. Здесь одна вещь именно сравнивается с другой. Обстоятельства образа действия тоже отвечают на вопрос «как», но там такого сравнения нет, например «гулять пешком» – именно образ действия, ничто ни с чем не сравнивается.
  7. Цели. Я пришел (зачем?) учиться. Дети пришли в библиотеку (с какой целью?) почитать. Ханы едут (зачем?) за данью.
  8. Условия. Ты сможешь открыть шкатулку только (при каком условии?) в лунную ночь. Этот тип часто смешивается с обстоятельствами времени, учитель вас не поругает за это. Они правда очень похожи.
  9. Уступки. Я занялся программированием (несмотря на что?) несмотря на возраст.

Как подчеркивать обстоятельства

Прерывистой линией с точками. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом, то предлог тоже надо подчеркивать.

Правильно подчеркиваю обстоятельство

Деепричастные обороты – это тоже обстоятельства. Если у вас в предложении есть деепричастный оборот, то надо сначала его выделить как обстоятельство, а потом еще «разобрать» внутри по членам. Получится вот так:

Как подчеркивать обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

Сначала я подчеркнул весь оборот как обстоятельство (красным), а потом внутри выделил обстоятельство «читая» и дополнение «книгу» (синим).

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на обновления, чтобы получать новые статьи блога по русскому языку.

Вот ссылки на мои подборки с курсами по русскому языку. Там есть учебные программы для школьников любого уровня, а также хорошие бесплатные материалы для скачивания.

И еще – если есть какие-то вопросы, смело пишите их в комментариях. Я отвечаю на все комментарии.

источники:

https://bingoschool.ru/manual/chto-takoe-obstoyatelstvo-v-russkom-yazyike/

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-obstoyatelstvo

Определение, дополнение, обстоятельство

Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Объясним, как най­ти в пред­ло­же­нии эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, на какие вопро­сы они отве­ча­ют и как их под­чер­ки­вать при син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью, назы­ва­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми.

Наличие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным. По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям и син­так­си­че­ской функ­ции вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Таблица с вопросами и примерами

Название Что обо­зна­ча­ет Вопрос От како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­сит Способ выра­же­ния
Определение Признак пред­ме­та Какой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обсто­я­тель­ства Существительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое чис­ли­тель­ное
Причастие
Дополнение Предмет Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­го Существительное
Местоимение
Количественное чис­ли­тель­ное
Обстоятельство Место, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д. Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­го Наречие
Существительное с пред­ло­гом
Глагол
Деепричастие

Определение

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой лини­ей.

Крупные мох­на­тые (какие?) сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе (Г. Скребицкий).

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ны­ми (сол­неч­ный луч, мами­на доч­ка);
  • оди­ноч­ны­ми при­ча­сти­я­ми (обле­тев­шие листья) и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми;
  • поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми (пер­вый ответ);
  • местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
  • суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в кос­вен­ном паде­же (паль­то из шер­сти, еголицо);
  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми (стол из крас­но­го дере­ва).
  • наре­чи­я­ми (паль­то нарас­паш­ку, рубаш­ка навы­пуск);
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да выжить, при­выч­ка шеп­тать).

Зеленоватый сумрач­ный воз­дух , напол­нен­ный дымом и жёл­ты­ми отсве­та­ми скал , стру­ил­ся над нами (К. Паустовский).

Медведь (какой?) сред­ней вели­чи­ны возил­ся око­ло липы (В. Арсеньев).

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два соста­ва:

  1. состав под­ле­жа­ще­го (под­ле­жа­щее + опре­де­ле­ния);
  2. состав ска­зу­е­мо­го (ска­зу­е­мое, допол­не­ние и обсто­я­тель­ство).

Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей:

Шорник Антип Калачиков ува­жал (в ком?) в людях душев­ную (что?) чут­кость (В. Шукшин).

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на (чем?) листья­ми (В. Вересаев).

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей.

Прямое и косвенное дополнение

В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от цело­го.

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) доли­ну (К. Паустовский).

Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

Я пишу (что?) кни­гу . Разумеется, я поль­зу­юсь при этом (чем?) язы­ком , (чем?) сло­ва­ми (Ю. Смирнов).

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка пред­ме­та.

За мостом (где?) я под­нял­ся (куда?) на взго­рье , вошел (куда?) в город моще­ной доро­гой (И. Бунин).

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопро­сы:

  • рас­тут где? в поле;
  • ведут куда? вдаль;
  • тянет отку­да? из под­ва­ла;
  • слу­чи­лось когда? утром;
  • извест­но с каких пор? с дав­них пор;
  • поблед­нел поче­му? от стра­ха;
  • вышел с какой целью? встре­тить;
  • сме­ять­ся как? зара­зи­тель­но;
  • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень;
  • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь;
  • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой тем­пе­ра­ту­ры;
  • свер­нул­ся подоб­но чему? колоб­ком.

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, напри­мер:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

Таблица «Виды обсто­я­тельств»

Виды Вопросы Что обо­зна­ча­ют Примеры
1. Места Где? Куда? Откуда? Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь дви­же­ния Он купил кни­гу в мага­зине.
2. Времени Когда? Как дол­го? С каких (до каких) пор? Время Вчера он купил кни­гу.
3. Образа дей­ствия Как? Каким обра­зом? Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совер­ше­ния Он дол­го выби­рал кни­гу.
4. Причины Почему? На каком осно­ва­нии? Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния дей­ствия Из-за спеш­ки он не купил кни­гу.
5. Цели Зачем? С какой целью? Цель совер­ше­ния дей­ствия Он купил кни­гу для учё­бы.
6. Условия При каком усло­вии? Условие совер­ше­ния дей­ствия При жела­нии он мог купить эту кни­гу.
7. Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие Несмотря на нехват­ку денег, он купил кни­гу.
8. Меры и сте­пе­ни Насколько? В какой сте­пе­ни? Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или дей­ствия Он купил слиш­ком доро­гую кни­гу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах … (А. Аксаков).

Военный, (как?) при­дер­жи­вая рука­ми в зам­ше­вых пер­чат­ках полы шине­ли , взбе­жал (куда?) на крыль­цо (И. Бунин).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся так­же

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Однообразная трес­кот­ня уба­ю­ки­ва­ет , как колы­бель­ная пес­ня (А. П. Чехов).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Видеоурок

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/opredelenie-dopolnenie-obstoyatelstvo.html

Обстоятельство в русском языке — это второстепенный член предложения, поясняющий сказуемое.

В составе предложения, как правило, имеются главные члены и второстепенные. Главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, составляют его грамматическую основу. В предложении могут быть и другие члены:

  • определение;
  • дополнение;
  • обстоятельство.

Перечисленные члены предложения являются второстепенными. Если в предложении имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространенным.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

В предложении обстоятельство чаще всего характеризует сказуемое. Понаблюдаем:

Этот мальчик идет (где?) впереди (место).

Бабушка нас навестит (когда?) сегодня (время).

Туристы идут (как?) гуськом по лесной тропе (образ действия).

У меня на глазах слезы выступили (почему?) от радости (причина).

Подружка пришла (с какой целью?) узнать задание на завтра (цель).

Мама очень (в какой мере?) сердита на кошку (мера).

К соседу нельзя идти (при каком условии?) без предупреждения (условие).

Несмотря на снег с дождем, (несмотря на что?) все равно гуляю с собакой (уступка).

Снег колет (подобно чему?), как иголкой, нос и щеки (сравнение).

Что выражает обстоятельство

Как видно из приведенных примеров, обстоятельство описывает

  • где и когда совершается действие;
  • как и почему оно совершается;
  • с какой целью и при каком условии;
  • вопреки чему и подобно чему.

Обстоятельство может указывать на интенсивность или степень признака действия: в какой мере или степени совершается действие или проявляется признак, состояние предмета:

На этот раз я был (в какой степени?) совершенно спокоен на экзамене.

Мне немного (в какой мере?) жаль эту глупышку.

Настолько (в какой степени?) ярко сияет солнце, отраженное от снега, что невольно зажмуришься.


Определение

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, цель, условие, образ и степень действия, характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? зачем? почему? как? при каком условии? вопреки чему?


Обстоятельство это

Как выражаются обстоятельства

Второстепенный член предложения обстоятельство выражается словами, принадлежащими к разным частям речи:

1. знаменательными наречиями

  • рассказать весело;
  • идти пешком;
  • наелся вдоволь;
  • рассматривает неспроста;

2. местоименными наречиями

  • слышалось оттуда;
  • откуда взялось;
  • всегда радостный;
  • относится по-всякому;
  • никогда не узнаем;

3. существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них

  • сиять огнями;
  • рассыпалось крошками;
  • порвать от злости,
  • петь фальцетом;
  • растолочь в порошок;
  • в течение суток лил дождь;
  • несмотря на темень, прогуляемся;

4. деепричастиями и деепричастными оборотами

  • говорил задыхаясь;
  • отворив дверь, вошел;
  • стоял, облокотившись на перила;

5. инфинитивом (неопределенной формой глагола)

  • пришла развлекаться;
  • сел отдохнуть;
  • помчался увидеть;

6. словосочетаниями

  • с тех пор не виделись;
  • несколько лет тому назад произошло;
  • с того времени помним;

7. фразеологизмами

Что тут распаляешься во всю ивановскую?

Девушка исписала всю тетрадь от корки до корки своими стихами.

От каких слов зависит обстоятельство

В предложении этот второстепенный член поясняет слова со значением действия, состояния, признака и обозначает различные условия ( время, место, причину, цель и пр.), при которых выполняется это действие или существует признак.

Обстоятельство зависит, в первую очередь, от глагола, а также от прилагательного или наречия, обозначая интенсивность признака:

  • остановиться (с какой целью?) на отдых;
  • седой (в какой степени?) слегка;
  • чересчур (как? в какой мере?) быстро.

Виды обстоятельств

В связи с этим по значению различают следующие виды обстоятельств:

1. обстоятельства места

  • спустился на санках (откуда?) с горы;
  • заходим (куда?) в лес;
  • плаваю (где?) в реке

2. обстоятельства времени

  • приду (когда?) завтра;
  • выполню задание (когда?) вечером;
  • (с каких пор?) с детства не люблю манную кашу;

3. обстоятельства причины

  • укололся (отчего?) сослепу;
  • делаю (по какой причине?) поневоле;

4. обстоятельства цели

  • пошел (с какой целью) проверить;
  • уехал (с какой целью?) навестить;
  • сказал (с какой целью?) назло.

5. обстоятельства образа действия

  • петь (как?) громко;
  • идти (каким образом?) вдвоем;
  • подбодрить(как?) дружески;

6. обстоятельства меры и степени

  • весьма (в какой мере?) скудный запас;
  • ответил чрезвычайно (насколько?) скованно;
  • совершенно (в какой степени?) беззлобный ответ;

7. обстоятельства сравнения

  • топорщится (подобно чему?) ёршиком;
  • лед обжигает, (подобно чему?) как огонь

8. обстоятельства уступки

  • несмотря на ливень, (несмотря на что?) сбегаю в магазин;
  • невзирая на холодное утро, (невзирая на что?) отправлюсь на рыбалку;
  • вопреки его совету, (вопреки чему?) сделаю по-своему;

9. обстоятельства условия

  • имея палатку, (при каком условии?) остаемся ночевать у озера;
  • останемся, (при каком условии?) при нежелании ехать.

Виды обстоятельств таблица

Синтаксический разбор обстоятельства

План разбора

  1. второстепенный член — обстоятельство;
  2. вид обстоятельства по значению;
  3. определить, какой частью речи и в какой форме оно выражено.

Пример разбора обстоятельства

А в осенние дни в дом приносят яблоки из здешних садов (С. Гейченко)

В этом предложении укажем несколько обстоятельств:

  • приносят когда? в осенние дни (= осенью);
  • приносят куда? в дом;
  • приносят откуда? из садов.
  1. В осенние дни — обстоятельство времени; выражено словосочетанием существительного в форме винительного падежа с предлогом и прилагательного.
  2. В дом — обстоятельство места; выражено существительным в форме винительного падежа с предлогом.
  3. Из садов — обстоятельства места, выраженное существительным в форме множественного числа родительного падежа с предлогом.

Видео «Обстоятельство как второстепенный член предложения»

Тест

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 45

Определяется ли падеж у обстоятельства выраженное существительным.

На этой странице находится ответ на вопрос Определяется ли падеж у обстоятельства выраженное существительным?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.

Тема
урока: Обстоятельство, выраженное существительным в творительном падеже.

Цель урокa:
Совершенствовать навыки учащихся в
употреблении обстоятельств, выраженных существительными в Т.п.

Задачи формирования умений и знаний об
обстоятельстве-существительном, воспитывать творчески мыслящую, инициативную
личность, формировать интерес к познанию, к предмету, способствовать
нравственному и эстетическому воспитанию.

Тип урока: комбинированный 
Формы организации учебной деятельности на
уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы обучения: опрос, практическая и
самостоятельная работа, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный,
частично-поисковый, метод стимулирования интереса к учению, проблемный.

Ход урока
I.Организационный момент
Психологический настрой.
Ну, теперь проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят
Каждый хочет получать.
Только лишь оценку «пять»
Ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы
волнуемся. Но, вы способные, умные, конечно же, поможете мне вести урок, у нас
все получиться.

ДАВАЙТЕ УЛЫБНЕМСЯ ДРУГ ДРУГУ

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю
сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и
удач.

II. Опрос домашнего задания
Упр.8 стр. 185
Блиц опрос 
1. Назовите главные члены предложения
2. Что такое подлежащее и сказуемое?
3. Назовите второстепенные члены предложения
4. Что такое дополнение? 
5. Что такое обстоятельство?
6. На какие вопросы отвечают
обстоятельство-существительное в дательном падеже?

7. Что обозначает предлог к в дательном
падеже?

III. Объяснение новой темы.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим тему об
обстоятельстве-существительном. Лексическая тема нашего урока «Родина моя».
Какие слова ассоциируются у вас со словом «Родина»? (Ученики подбирают
слова-ассоциации). Ребята, наша Родина – Казахстан, страна, в которой мы живём,
учимся, работаем. Каждому человеку нашей республики дорогого место, где он
родился и провёл своё детство, где играл с ребятами, где он получил
образование. Народ давно отметил любовь человека к родине в своих пословицах и
поговорках, таких, например: Человек без родины – соловей из песни. Всякому
мила своя страна. В своём доме и стены помогают. Родина как мать. Она может
быть заботливой, ласковой, терпеливой. Она может быть требовательной строгой,
но справедливой. Наша страна всегда стремиться к миру со всеми государствами.
Сохраняя мир на земле, казахстанцы стремятся, чтобы их Родина была богаче, сильнее.
А вы школьники, должны помогать, своей стране хорошей учёбой. Это большой и
важный труд.

Развитие речи. Текст «Родина земля»
Слайд (потрет Ч. Валиханова)
1.Чтение текста.
2.Словарно-лексическая работа
Влага-сырость, вода которая содержится в чем
либо

Фонтан – струя воды, выбрасываемая вверх из
труб.

Яхта – большая лодка с парусом.
Учитель: Ребята, прежде чем говорить об
обстоятельстве, выраженном именем существительным, вспомним с вами, какие
окончания имеют существительные в Т,п

Окончания существительных в Т.П
1склонение 2склонение 3склонение
-ой,-ей -ом,-ем -ю
Мама-мамой папа-папой Ученик-учеником
Мать-матерью

Школа-школой поле-полем тетрадь-тетрадью
-Ребята,обратите внимание на
таблицу.Обстоятельства-существительные в Т.п. отвечают на вопросы за чем? Под
чем? Над чем? Перед чем? Где?

Обстоятельства-существительные в Т.п.
употребляются с предлогами за, под, над, перед.

4.Разноуровневые задания
I уровень.Разберите по членам предложения
Великие моря лежат глубоко под землёй. Над
морями трепещут белые паруса.

Запишите и запомните схемы словосочетаний.
Лежат под землёй. Трепещут над морями.
II уровень. Поставьте слова,данные в скобках,в
творительном падеже.

Физминутка под музыку.
Подлежащее-головой покачать
Сказуемое-шевелить руками
Дополнение-талией вращать
Обстоятельство-похлопать.
III.уровень.Написать письмо, в тексте должно
быть обстоятельство в Т.п. 

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились
с этим заданием. А теперь мы посмотрим, кто из вас хороший переводчик.

Упр.10 (Устно)

V.Рефлексия
Учитель: Ребята, давайте подытожим изученный
сегодня материал.

Обстоятельство – это …
Обстоятельство – существительное в Т.п. имеют
окончания …

Обстоятельство – существительное в Т.п.
употребляется с предлогами … 

Обстоятельство – существительное в Т.п.
отвечают на вопросы …

А сейчас мы поднимемся по игре-лесенке «Кто
быстрее?» Нам нужно составить словосочетания, употребив предлоги «за», «под»,
«над», «перед». Поставьте вопросы к существительным. Какими членами предложения
являются существительные, входящие в эти словосочетания? 

VI.Домашняя работа.
Упр.3,4. Пересказ текста « Родная земля».
Выучить правила.

VII. Оценки за урок.

Тема урока: Обстоятельство, выраженное существительным в творительном
падеже.

Цель урока:

Научить учащихся разбирать предложения.

Выделять второстепенные члены
предложения.

Прививать умения и навыки работы с
текстом.

Составлять предложения с второстепенными
членами предложения.

Развивать устную и письменную речь.

Развивать мышление и внимание.

Раскрывать словарные богатства языка.

Воспитательная цель:

Воспитывать творчески мыслящую,
инициативную личность, формировать интерес к познанию, к предмету,
способствовать нравственному и эстетическому воспитанию.

Тип урока: комбированный.

Формы организации учебной деятельности
на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы обучения: опрос, практическая и
самостоятельная работа, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный,
частично-поисковый, метод стимулирования интереса к учению, проблемный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ну, теперь проверь, дружок.

Ты готов начать урок ?

Все ль на месте

Все ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадка ?

Все ли правильно сидят ?

Все ль внимательно глядят

Каждый хочет получать.

Только лишь оценку «пять»

II. Психологический настрой.

Ребята, сегодня у нас много гостей. Все
мы волнуемся. Но, вы способные, умные, конечно же, поможете мне вести урок, у
нас все получится.

ДАВАЙТЕ УЛЫБНЕМСЯ ДРУГ ДРУГУ.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и
думаю сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов
вам и удач.

III. Синтаксический разбор предложения.

С ГОРЫ БЕЖИТ ПОТОК ПРОВОРНЫЙ.

Простое, повествовательное,
распространенное, полное.

IV. Назвать тему и цель урока.

V. Объяснение новой темы.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – это второстепенный член
предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и
отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Почему?

Например: В лесу раздавался топор
дровосека.

Существительное в Творительном падеже с
предлогами над, под в предложений выполняет роль обстоятельства, обозначаещего
место

Например: Дом построили (где?) над
рекой.

        
Три девицы (где?) под окном пряли поздно вечерком. 

РАБОТА В ПАРАХ.

1. Какие виды обстоятельств вы изучили?

2. В каких падежах?

3. Какие второстепенные члены
предложения вы знаете?

4. какие главные члены предложения?

VI. Развитие речи текст «Родная земля»

1. Чтение текста.

2. Пересказ текста.

3. Слайды.

4. Шокан Уалиханов мечтал, творения
лежат, раскрыты тайны, рвутся фонтаны, вы встретите, мы гордимся, трепещут
паруса.

VII. Физминутка под музыку.

Подлежащее – головой покачать

Сказуемое – шевелить руками

Дополнение – талией вращать

Определение – потопать

Обстоятельство – похлопать

VIII. Словарно-лексическая работа

1 ряд. Влага- сырость, вода которая
содержится в чем либо

2 ряд. Фонтан- струя воды, выбрасываемая
вверх из труб.

3 ряд. Яхта- большая лодка с парусом.

IХ. Вставьте вместо точек пропущенные
предлоги. Мечтал о просвещении, лежат на полках, лежат под землей, трепещут над
морями, стартуют с полей, показывают на выставках.

Х. Слайды с рисунками. Составить
предложения.

ХI. Устно отгадать загадки. Подчеркнуть и
назвать обстоятельство.

Над реками, над селами

Над пиками лесов, катится веселое

По небу колесо. (солнце)

Под соснами,

Под елками.

Бежит мешок

С иголками. (еж)

ХII. Упражнение 4 письменно. Вставить
предлоги.

       
1. Работа по карточкам.

ХIII. Сопоставительная грамматика.

       
1. Мектептің алдында ағаштар өсіп тұр.

        
Перед школой растут деревья.

       
2. Біздің ауыл өзеннің арғы жағында.

       
Наша деревня находится по ту сторону речки.

       
3. Мектептің жанында спорт аланы.

       
Возле школы находится спортивная площадка.

       
4. Үйдің сыртында бір топ бала ойнап жүр.

        
За домом играют много детей.

ХIV. Кроссворд.

1. Главный член предложения

2. Из чего состоит алфавит

 3. Главный член предложения

4. В повествовательном предложении на
конце ставится

5. Второстепенный член предложения

6. Какая наука изучает часть речи

7. Слова с противоположным лексическим
значением

8. Изменение по падежам

9. Второстепенный член предложения

10. Значимая часть слова

11. Служебная часть речи

12.Часть речи, которая указывает, но не
называет его

13. У глагола определяем совершенный,
несовершенный.

14. Разговор двух лиц

ХV. Биопоэма

        
1. Имя

        
2. Какое

        
3. Достижение

        
4. Чего бояться

        
5. Работает

        
6. Проживает

        
7. Отчество

Итог урока: Что изучили на уроке?

Домашнее задание. Стр. 173 упр. 11

Стр. 173-174 упр. 12 

Оценки (комментировать)

6
класс                                                                          
     Русская речь

Тема урока: Обстоятельство — существительное в творительном
падеже

Цели урока: научить
учащихся находить обстоятельства, выраженные сущ. в творительном падеже.
2. продолжить работу над развитием умений
определять падежные формы существительных; производить разбор по членам
предложения.
3. воспитание
любознательности и аккуратности. Тип урока: комбинированный.

Ожидаемые результаты: уч-ся могут различать члены предложения — дополнение
и обстоятельство, выраженные сущ. в творительном падеже.

 Ресурсы урока: слайды с
заданиями, учебник
, картинки.

Ход урока:

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг момент.

Психологический

настрой  на урок

Опрос д/з:

Этап вызова

«Мозговой штурм»

слайд № 1

Игра
«Разминка»

Изучение новой темы:

Слайд
№3

Слайд № 4

Слайд № 5 с
картинками

Слайд № 6

Этап осмысления

Групповая работа

Физ. Минутка

Слайд №7
Игра «А ну-ка переводчики!»

Слайд №8
Игра «Найди лишнее слово с предлогами»

Слайд № 9 

Групповая работа

Этап рефлексия

Д/з:

Оценивание

Приветствие учителя
с уч-ся

Прозвенел звонок.

 Начался урок.

 Стали ровно, тихо сели.

 На меня все посмотрели.

Делит на
микрогруппы.

Упр.8, стр. 185 устно. Выучить правило.

1.Обстоятельство- это…

2.Обстоятельство
отвечает на вопросы…

3.Обстоятельство,
выраженное существительным в дательном падеже  отвечает на вопросы…

4.Существительные
женского  рода в Д. падеже имеет окончание…

5.Существительные
мужского и среднего рода имеют окончание…

 1.
Какое сегодня число?               2. Назовите весенние месяцы

3.
Сколько дней в марте?            4. Какой скоро праздник?

5.
Главные члены предложения — это…       6. На улице как?

7.
Любимый школьный предмет?               8. Сколько тебе лет?

9.
Боишься темноты?           10. Кто сильнее девочка или мальчик?

11.
Кем хочешь стать?          12. Нелюбимый предмет?

13.
Любимый вид спорта?

Какой
падеж отсутствует среди этих падежей? Что вы знаете о ТВ. П. сущ.?

Слово
учителя.
/слайд №2/ Творительный
падеж

Различайте
члены предложения:

Существительное
в Т. п

Где? Куда? – обстоятельство

Лампа
висит (где?) над столом.

Кем? чем?– дополнение

Я иду ( с чем?) с книгой.

Вопросы:
(доволен) кем? чем?     где? куда?

предлоги:
под, над, за, перед, между, с.

окончания: 1
скл: — ой(-ою), -ей(-ею)   2 скл: — ом, — ем. 

 3
скл: — ю

с
картинками (составление предложения)

Лисица
спит (где?) под кустом. Медведь стоит (где?) перед деревом.  Заяц спрятался
(где?) за деревом.     Кошка спряталась (где?) под креслом.    Девочка нашла
мяч (где?) под столом.

 Существительные
в творительном падеже с предлогами НАД, ПОД в предложении выполняет роль
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, обозначающего место:
Дом
построили (где?) над рекой. 

Упр.2,5,9 
стр. 187, 188 устно.

Упр.4 
стр. 188 письменно

Упр.10
стр.173 письменно/

· над
городом, над солнцем, у леса

· на
парте
,
за школой, под речкой

· под
землёй, у речки, над селом

· над
парком, перед стадионом, около дома

· над
деревом, на дереве, под деревом

· за
шкафом, с окна, под дубом

Поставьте
вопросы к словам и определите их род и падеж

· над городом,
над солнцем   за школой, под речкой

· под землёй,
над селом          над парком, перед стадионом

· над деревом,
под деревом    за шкафом, под дубом

— А какой падеж был сегодня главным на уроке? Что вы о нём
запомнили?

Упр.11,
стр. 174

Оценивается
работа детей на уроке.

Приветствуют 
учителя.

Настраиваются на
урок.

Делятся на группы.

Рассказывают
правило.

Отвечают на вопросы

Отвечают каждый
ученик.

— Творительный
падеж.

Рассказывают, что
они знают о творительном падеже.

Записывают в тетради
дату и тему урока.

Внимательно слушают
учителя.

Работают по
картинкам.

1гр:
упр.2. 2гр: упр.5.

3гр:
упр. 9

Выполняют загадку.

Переводят на
русский язык

Находят лишние
слова в каждом ряду.

Определяют падеж и
род сущ.

Рефлексия по вопросам.

Записывают в
дневники.

Оценивают друг
друга

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Разработка грунта как найти
  • Как найти расстояние в декартовой системе координат
  • Как найти дешевые билеты в питер
  • Как найти подработку художнику
  • Как найти бывшую жену человека