Как найти падеж по окончанию

Склоне́ние – это изменение слова по падежам.

В русском языке есть шесть падежей.

Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:

Падеж Вопросы Возможные предлоги Окончание
Ед. число Множ. число
I

склонение
II

склонение
III

склонение
Имени́тельный (есть) кто? что? -а, -я –, -о, -е -ы, и, -а, -я
Роди́тельный (нет) кого́? чего́? без, у, до, от, с, о́коло, из, во́зле, по́сле, для, вокру́г -ы, -и -а, -я –, -ов, ев, -ей
Да́тельный (даю́) кому́? чему́? к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Вини́тельный (виню́, ви́жу) кого́? что? в, за, на, про, че́рез -у, -ю -о, -е –, -ы, -и, а, -я, -ей
Твори́тельный (творю́, горжу́сь) кем? чем? за, над, под, пе́ред, с -ой (-ою), ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предло́жный (ду́маю) о ком? о чём? в, на, о, об, о́бо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

В русском языке три типа склонения существительного.

Пе́рвое склоне́ние Второ́е склоне́ние Тре́тье склоне́ние
все слова мужского и женского рода на -а, -я все остальные слова мужского и среднего рода все остальные слова женского рода
в ед. числе -а, -я в муж. роде – согласный и -ь

в ср. роде -о, -е
во множ. числе -ы, -и -а, -я, -ы, -и
примеры слов ма́ма па́па стена́ ли́ния тётя дя́дя роя́ль нож окно́ мо́ре ночь дочь пасте́ль

I склонение:

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Имени́тельный -а, -я -ы, и
Роди́тельный -ы, -и –, -ей
Да́тельный -е, -и -ам, -ям
Вини́тельный -у, -ю –, -ы, -и, -ей
Твори́тельный -ой (-ою), ей (-ею) -ами, -ями
Предло́жный -е, -и -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? па́па па́пы что? ра́на ра́ны
Р. кого? па́пы пап чего? ра́ны ран
Д. кому? папе па́пам чему? ра́не ра́нам
В. кого? па́пу пап что? ра́ну ра́ны
Т. кем? па́пой па́пами чем? ра́нами ра́ны
П. о ком? о па́пе о па́пах о чём? о ра́не о ра́нах
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? дя́дя дя́ди что? ви́шня ви́шни
Р. кого? дя́ди дя́дей чего? ви́шни ви́шен
Д. кому? дя́де дя́дям чему? ви́шне ви́шням
В. кого? дя́дю дя́дей что? ви́шню ви́шни
Т. кем? дя́дей дя́дями чем? ви́шней ви́шнями
П. о ком? о дя́де о дя́дях о чём? о ви́шне о ви́шнях

Обрати внимание!

Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:

ед. число множ. число
И. кто? Мари́я что? ли́ния
Д. кому? Мари́и чему? ли́нии
П. о ком? о Мари́и о чём? о ли́нии
 
И. кто? Фра́нция что? исто́рия
Д. кому? Фра́нции чему? исто́рии
П. о ком? о Фра́нции о чём? об исто́рии

II склонение:

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Муж. род Ср. род
Имени́тельный -о, -е -а, -я, -ы, -и
Роди́тельный -а, -я –, -ов, -ев, -ей
Да́тельный -у, -ю -ам, -ям
Вини́тельный -о, -е -а, -я, -ы, -и
Твори́тельный -ом, -ем -ами, -ями
Предло́жный -е, -и -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? конь ко́ни что? дива́н дива́ны
Р. кого? коня́ коне́й чего? дива́на дива́нов
Д. кому? коню́ коня́м чему? дива́ну дива́нам
В. кого? коня́ коне́й что? дива́н дива́ны
Т. кем? конём коня́ми чем? дива́ном дива́нами
П. о ком? о коне́ о коня́х о чём? о дива́не о дива́нах
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? о́блако облака́ что? мо́ре моря́
Р. кого? о́блака облако́в чего? мо́ря море́й
Д. кому? о́блаку облака́м чему? мо́рю моря́м
В. кого? о́блако облака́ что? мо́ре моря́
Т. кем? о́блаком облака́ми чем? мо́рем моря́ми
П. о ком? об обла́ке об облака́х о чём? о мо́ре о моря́х
ед. число множ. число
И. что? музе́й музе́и
Р. чего? музе́я музе́ев
Д. чему? музе́ю музе́ям
В. что? музе́я музе́и
Т. чем? музе́ем музе́ем
П. о чём? о музе́е о музе́ях

Обрати внимание!

Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:

ед. число ед. число ед. число
И. кто? Васи́лий что? жре́бий И. что? дове́рие
П. о ком? о Васи́лии о чём? о жре́бии П. о чём? о дове́рии

III склонение:

Падеж Окончание
Ед. число Множ. число
Имени́тельный
Роди́тельный -ей
Да́тельный -ам, -ям
Вини́тельный
Твори́тельный -ами, ями
Предло́жный -ах, -ях
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? мышь мы́ши что? ткань тка́ни
Р. кого? мы́ши мыше́й чего? тка́ни тка́ней
Д. кому? мы́ши мыша́м чему? тка́ни тка́ням
В. кого? мышь мыше́й что? ткань тка́ни
Т. кем? мы́шью мыша́ми чем? тка́нью тка́нями
П. о ком? о мы́ши о мыша́х о чём? о тка́ни о тка́нях

Осторожно, орфография!

В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:

III скл. III скл. II скл. II скл.
И. кто? дочь что? ночь И. кто? грач_ И. что? нож_

Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:

ед. число множ.число ед. число множ.число
И. что? да́ча да́чи И. что? ро́ща ро́щи
Р. чего? да́чи дач_ Р. чего? ро́щи рощ

В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.

ед. число множ. число
е́вро е́вро
кафе́ кафе́
ко́фе ко́фе (= «напиток в ёмкости»: Дайте два кофе, пожалуйста!)
метро́ метро́
пальто́ пальто́
пиани́но пиани́но
рагу́ рагу́
такси́ такси́
фортепиа́но фортепиа́но
какаду́ какаду́
шимпанзе́ шимпанзе́
Мона́ко
То́кио
ха́ки (цвет)

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся  не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Padezhi2Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?

Padezhi1

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5.      Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание:  мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.

6.       Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

 Падеж

  Предлоги

 Именительный

 —

 Родительный

 без, у, от, до, с, из, возле

 Дательный

 к, по

 Винительный

 на, за, под, через, в, про,

 Творительный

 над, за, под, с, перед, между

 Предложный

 в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без для  родительного падежа (без задоринки) по, к для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно — попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Падежные окончания имён существительных

Падежные окончания имён существительных — это система словоизменительных морфем, согласно которым, а также родовой принадлежности слова́ этой части речи относят к 1, 2 или 3 склонению.

Рассмотрим, какие окончания падежей имеют существительные первого, второго и третьего склонения. Для наглядности составим таблицы падежных окончаний с примерами.

В современном русском языке у имен существительных различают шесть падежей. Существительные изменяются по падежам и числам.


Определение

Изменение существительных по падежам называется склонением.


В одной и той же падежной форме слова могут иметь разные окончания:

  • р. п. нет (чего?) машины, дерева, вещи
  • д. п. иду (к чему?) к машине, дереву, вещи.

Различия падежных окончаний зависят от принадлежности существительного к 1, 2 или третьему склонению. В одном и том же падеже существительные одного и того же склонения имеют одинаковые окончания независимо от ударения.

Окончания падежей имен существительных в форме единственного числа представлены в таблице с примерами:

Падеж I склонение II склонение III склонение
Ок-ния Примеры Ок-ния Примеры Ок-ния Примеры
И. п. -а, -я пого́да

бу́ря

де́душка

   , -о, -е молодец  

город  

крыльцо

сознание

    речь  

брешь  

помощь  

Р. п. -ы, -и погоды

бу́ри

дедушки

-а, -я молодца

города

крыльца

сознания

речи

бреши

помощи

Д. п. погоде

бу́ре

дедушке

-у, -ю молодцу

городу

крыльцу

сознанию

речи

бреши

помощи

В. п. -у, -ю пого́ду

бу́рю

де́душку

   ,-а, -я, -о, -е молодца

город  

крыльцо

сознание

    речь  

брешь  

помощь  

Т. п. -ой (-ою),
-ей (-ею)
погодой

бурей

дедушкой

-ом, -ем молодцом

городом

крыльцом

сознанием

-ью речью

брешью

помощью

П. п. о пого́де

о бу́ре

о  де́душке

-е, -и о молодце

о городе

о крыльце

о сознании

о речи

о бреши

о помощи

Узнаем, по каким признакам распределяются существительные по трем типам склонения и рассмотрим более подробно, как правильно пишутся окончания падежей в словах этой самостоятельной части речи.

Падежные окончания существительных 1 склонения

Первое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:

  • старшина, дядя
  • слава, гиря
  • злюка, соня.

Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.

Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.

Понаблюдаем:

  • и. п.  (что?) кни́га, коса́
  • р. п.  нет (чего?) кни́ги, косы́
  • д. п.  дам (чему?) кни́ге, косе́
  • в. п.  вижу (что?) кни́гу, косу́
  • т. п.  любуюсь (чем?) кни́гой, косо́й
  • п. п.  расскажешь (о чём?) о кни́ге, о косе́.

Падежные окончания существительных

Окончания падежей существительных

Склонение существительных с конечным сочетанием -ия

Особое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия:

  • геометрия
  • дикция
  • феерия

Такие слова имеют  окончания , а не в формах дательного и предложного падежа единственного числа.

Понаблюдаем:

  • и. п.  (что?) стратегия, стратегии
  • р. п.  нет (чего?) стратегии, стратегий  
  • д. п.  стремлюсь (к чему?) к стратегии, к стратегиям
  • в. п.  изучаю (что?) стратегию, стратегии
  • т. п.  интересуемся (чем?) стратегией, стратегиями
  • п. п.  расскажешь (о чём?) о стратегии, о стратегиях

Окончания падежей существительных 2 склонения

Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:

  • край  , порог  , слой  , иней  
  • шило, яблоко, море, поле.

Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание , а не типичное окончание , как все существительные второго склонения.

Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:

  • и. п.  (что?) ого́нь  , сомнение, (кто?) ге́ний  
  • р. п.  нет (чего?) огня́, сомнения, (кого?) гения
  • д. п.  (чему?) огню, сомнению, (кому?) гению
  • в. п.  (что?) огонь   , сомнение, (кого?) гения
  • т. п.  (чем?) огнём, сомнением, (кем?) гением
  • п. п.  (о чём?) об огне́, о сомнении, (о ком?) о гении

Это написание окончания предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:

  • гербарий — о гербарии;
  • комментарий — в комментарии;
  • созвездие — о созвездии;
  • телевидение — на телевидении.

3 склонение существительных

Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:

  • льняная ткань  
  • долгая болезнь  
  • непроходимая грязь  
  • далекая пустошь  
  • густая рожь  
  • наша помощь  
  • острая горечь  .

Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание в трех падежах: родительном, дательном и предложном.

Понаблюдаем:

  • и. п.  (что?) ве́тошь  
  • р. п.  край (чего?) ве́тоши
  • д. п.  тянусь (к чему?) к ве́тоши
  • в. п.  беру (что?) ве́тошь  
  • т. п.  протрем ( чем?) ве́тошью
  • п. п.  нуждаемся (в чём?) в ве́тоши

Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.

Окончания падежей существительных в форме множественного числа

Падеж I склонение II склонение III склонение
Ок-ния Примеры Ок-ния Примеры Ок-ния Примеры
И. п. -ы, -и травы

деревни

тёти

-а, -я, -ы, -и болота

моря

стволы

школьники

новости

но́чи

ры́си

Р. п.     трав  

дереве́нь  

тёть  

-ов, -ей,    болот  

стволов

морей

школьников

-ей новостей

ночей

рысей

Д. п. -ам, -ям травам

деревням

тётям

-ам, -ям болотам

стволам

морям

школьникам

-ям, -ам новостям

ночам

рысям

В. п. -ы, -и,    травы

деревни

тёть  

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов болота

моря

стволы

гвозди

коней

школьников

-и, -ей новости

ночи

рысей

Т. п. -ами, -ями травами

деревнями

тётями

-ами, -ями болотами

стволами

морями

школьниками

-ами, -ями новостями

ночами

рысями

П. п. -ах, -ях о травах

о деревнях

о тётях

-ах, -ях о болотах

на стволах

о морях

о школьниках

-ах, -ях о новостях

о ночах

о рысях

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы правильно выбрать безударное окончание «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа существительных, воспользуемся следующим алгоритмом:

  • поставим существительное в начальную форму единственного числа И. п.;
  • по родовой принадлежности и окончанию определим тип склонения;
  • определим нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее опорное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение Опорное слово Примеры
1 склонение волна́ ставня (р.п. нет ста́вни/волны́,

д.п. ста́вне/волне́,

п.п. о ста́вне/о волне́)

2 склонение стол лебедь (о столе́/о ле́беде – п.п.)
3 склонение любовь речь ( любви́/ ре́чи –р.п., д.п., п.п.)
Разносклоняемые существительные на -мя путь (для р.п., д.п., п.п.) время (пути́/вре́мени – р.п., д.п, п.п.)

Видео «Правописание падежных окончаний имён существительных (4 класс)»

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 39

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Падеж

Вспомогательные слова

Падежные вопросы Смысловые вопросы
Именительный есть

Кто? лиса    

Что? земля

Кто?

Что?

Родительный нет

Кого? лисы

Чего? земли

Где? Откуда?

Чья? Чьи? Чье?

Дательный дать

Кому?  лисе

Чему?  земле

Где? Как?
Винительный вижу

Кого?   лису

Что?    землю

Где? Куда?
Творительный доволен

Кем?   лисой

Чем?   землей

Где? Как?
Предложный думаю

О ком? о лисе

О чем? о земле

Где?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.). 

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы — Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п.написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п.написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п.плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п.находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п.спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п.спрятал (где?, за что?) за комод 

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п.взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п.стоял (где?, на чем?) на постаменте

Советуем посмотреть:

Родительный падеж множественного числа

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 98,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 86,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 90,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 56,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 73,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 109,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 116,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 121,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 7,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 9,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 214,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 237,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 267,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 160,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 164,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 18,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 69,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 79,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 14,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 127,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 105,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 475,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 531,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 572,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 573,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 586,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 606,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Задачка стр. 106,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 266,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 327,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Что такое падежи существительных — правила, как определить

Падежи русского языка относятся к грамматическим словоизменительным категориям, которые свойственны именным и местоименным частям речи. В предложении они указывают на отношение к другим словам и обозначают действие, предмет или признак. Изменение лексем по падежам называется склонением.

Слова современного русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые. В группу изменяемых лексем входят существительные, числительные, местоимения, и прилагательные. Употребляя эти единицы языка в определённой форме, можно связать их в законченную мысль, высказывание.

Например, берёза, красивая, дорога, я, белоствольная.

Я шёл по дороге и увидел вдалеке красивую белоствольную берёзу.

Первая строка – это перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая – законченное предложение, которое получилось с помощью изменения лексем по падежам.

На какие вопросы отвечают падежи и их окончания

Ниже представлена таблица падежей с вопросами и соответствующими окончаниями:

Падеж Вопросы Окончания имён существительных
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Именительный кто? что? девочка, книга -а, -я дорога, деревня нулевое окончание; стол, герой нулевое окончание; роскошь
Родительный кого? чего? девочки, книги -ы, -и дороги, деревни -а, -я стола, героя роскоши
Дательный кому? чему? девочке, книге дороге, деревне -у, -ю столу, герою роскоши
Винительный кого? что? девочку, книгу -у, -ю дорогу, деревню нулевое окончание
-я, -о (е)
стол, героя нулевое окончание роскошь
Творительный кем? чем? девочкой, книгой -ой, -ей дорогой, деревней -ом, -ем столом, героем роскошью
Предложный о ком? о чём? (о) девочке, (о) книге о дороге, о деревне о столе, о герое о роскоши

Как видно из таблицы, в современной грамматической традиции русского языка 6 падежей, каждый из которых имеет свои вопросы. При склонении меняется не вся лексема, а только окончание. Выбор окончания зависит от того, к какому склонению относится слово и в каком числе оно употребляется.

Также следует запомнить, что первый вопрос задаётся к одушевлённым существительным («кто?», «кого?», «кому?», «кем?», «о ком?»), а второй – к неодушевлённым («что?», «чего?», «чему?», «чем?», «о чём?»).

Кроме того, есть специальные вспомогательные слова, которые помогают правильно задать падежный вопрос: есть, нет, рад, вижу, любуюсь, думаю (о).

Предлоги падежей

При склонении за именами существительными закреплены определённые предлоги, которые уточняют значение слова. Однако лексемы этой самостоятельной части речи могут употребляться и без них.

Падеж Предлог Вопросы Пример
Именительный кто? что? страна, земля
Родительный вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до кого? чего? для страны, от земли
Дательный вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно кому? чему? по стране, по земле
Винительный спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь кого? что? за страну, про землю
Творительный в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с кем? чем? с страной, над землёй
Предложный о, при, по, об, в, на о ком? о чём? о стране, о земле

Именительный падеж

Именительный падеж (прямой) является начальной формой имён существительных, который всегда используется без предлогов. Он называет, именует субъект или объект и отвечает на вопросы:

  • есть «кто?» – дедушка, повар, медведь, тётя, сова, лось;
  • есть «что?» – поверхность, стол, дневник, здоровье, стакан, озеро.

В синтаксической конструкции выражается независимое, самостоятельное положение существительного. В предложении оно выступает в функции подлежащего или именной части сказуемого:

  • Моя сестра ходит на волейбольную секцию и бальные танцы.
  • Таня – моя лучшая подруга .

Все остальные падежи – косвенные.

Родительный падеж

Один из косвенных падежей, который выражает определительное значение (сочетаясь с другими существительными). Обозначает принадлежность другому лицу или предмету и отвечает на вопросы:

  • нет «кого?»: брата, волка, Вани, племянника, родственника, петуха;
  • нет «чего?»: стула, картошки, пирога, счастья, кастрюли, оправдания.

В предложении обычно выполняет функцию обстоятельства, дополнения или несогласованного определения.

Чтобы указать на причину, место, цель или обозначить время, отсутствие предмета, используются такие производные и непроизводные предлоги: вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до и т.д. Примеры:

  • стоять у озера;
  • приехать в течение минуты;
  • расстроиться из-за ерунды;
  • ходить около часа;
  • рассказать без стеснения;
  • убегать от собаки;
  • сделать ради семьи;
  • переживать из-за пустяка;
  • дотянуться до стола.

Дательный падеж

Главная функция дательного падежа – это обозначить адресата. Ведь если нужно дать кому-либо, например, тетрадь, то обязательно будет и адресат действия, т.е. человек, который получит предмет. Отвечает на вопросы:

  • рад «кому?»: Коле, маме, дяде, учителю, следователю, спортсмену;
  • рад «чему?»: беззаботности, комнате, сапогу, холодильнику, телефону, уроку.

Сочетается со служебными частями речи, чтобы обозначить предмет, к которому направлено действие и место, где оно происходит: вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно. Примеры:

  • прикоснусь к лицу;
  • вопреки обстоятельствам;
  • благодаря жене;
  • согласно правилу;
  • едем к морю;
  • гулять по лесу;
  • кататься по парку;
  • наперекор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж имени существительного синтаксически зависит от слов этой же части речи или глагола. Его главная функция – обозначить объект, на который направлено действие или обстоятельства такого действия. В предложении обычно выступает дополнением или обстоятельством. Слова-помощники – «вижу», «знаю», «виню». Можно задать два вопроса:

  • вижу «кого?»: банкира, студента, Елену, пехотинца, коллегу, балерину;
  • вижу «что?»: лес, жестокость, счастье, пылесос, поле, нору, пещеру.

Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (неодушевленные имена существительные) и родительного падежа (одушевленные существительные).

В значении уступки, объекта, места и времени используются предлоги: спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь. Примеры:

  • приехать спустя месяц;
  • сделать несмотря на погоду;
  • наступить на пакет;
  • пронести сквозь года;
  • приклеить в тетрадь;
  • переступить через порог.

Творительный падеж

Характеризует объект или субъект и выражает обстоятельственное или определительное значение. Чтобы образовать формы творительного падежа, можно воспользоваться словами-помощниками – «любуюсь», «интересуюсь», «горжусь». Можно задать отличительные вопросы:

  • любуюсь «кем?»: Ириной, водителем, сыном, знакомым, собакой, попугаем;
  • любуюсь «чем?»: портфелем, картиной, успехом, счастьем, медалью, ручкой.

Употребляется в сочетании со служебными частями речи, чтобы указать на место и причину: в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с. Например:

  • смеяться над одноклассником;
  • сидеть под диваном;
  • Олег вместе с другом;
  • выбирать между добром и злом;
  • сидеть за столом;
  • остановиться перед прохожим;
  • в связи с необходимостью.

Предложный падеж

Выражает обстоятельственное и объектное значение. Это единственный падеж, который всегда имеет при себе предлог. Вспомогательное слово – «думаю о». Отвечает на два вопроса:

  • думаю «о ком?»: о сестре, о Михаиле, о помощнике, о товарище, о кошке, о парне;
  • думаю «о чём?»: о благополучии, о деньгах, о конкурсе, о лесе, о море, о еде.

Сочетается с предлогами о, при, по, об, в, на, которые указывают на объект действия или место:

  • быть при должности;
  • стоять на ступеньках;
  • узнать об отпуске;
  • отдыхать в парке;
  • рассказать о прекрасном;
  • прыгать на батуте.

Не всем понятно, какой падеж отвечает на вопрос «где?». Так, существительное относится к предложному падежу, если употребляется с предлогами «в», «на», чтобы обозначить место действия. К нему можно задать вопрос «где?»:

  • едет («где?») в метро – п. п.

Однако существительное с этими же предлогами будет считаться винительным падежом, если оно обозначает место направления действия. К нему можно задать вопрос «куда?»:

  • поехала («куда?») в магазин – в. п.

Как определить падеж имен существительных

Существует порядок действий, с помощью которого можно правильно определить падеж существительного в контексте:

  1. Установить, к какому слову относится анализируемое существительное.
  2. Задать от этого слова вопрос к существительному.
  3. Посмотреть на падежный вопрос и окончание.
Примеры
Маша будет помнить глаза матери всю жизнь. глаза («кого?») матери – р. п.
Я не хочу обижать одноклассницу. обижать («кого?») одноклассницу – в. п.

В некоторых случаях различать падежные значения удаётся с помощью предлогов:

  • коса у («кого?») девушки (р. п.);
  • прикоснуться к («чему?») лицу (в. п.);
  • висеть на («чём?») верёвке (п. п.) и т.д.

Как выучить падежи

Школьникам бывает нелегко запомнить название падежей, их вопросы и окончания. Тем не менее, нужно понимать, что все правила, касающиеся этой темы, следует выучить наизусть как таблицу умножения. Чтобы этот процесс был увлекательным и продуктивным, можно обратиться к стихотворной форме, чувственному и образному восприятию ребёнка.

Стишок

Запомнить последовательность падежей будет легче, если знать одну из двух забавных фраз:

Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Иван рубил дрова, Варвара топила печь.

Начальная буква каждого слова соответствует определённому падежу. Эти строчки надолго останутся в памяти, при этом на их заучивание уйдёт не более 10 минут.

Чувственное восприятие

Известно, что восприятие информации человеком происходит по разным каналам. Это зависит от индивидуальных особенностей восприятия и переработки учебного или какого-либо другого материала.

Так, визуалам лучше изучать информацию, которая она изображена в виде картинки, таблицы или схемы, т.е. у них хорошо развито зрительное восприятие.

Визуал для изучения падежей

В свою очередь аудиалу удобнее воспринимать информацию на слух. Таким людям нужно попросить кого-либо прочитать правила столько раз, сколько потребуется. Или же читать вслух самому.

Кинестетики запомнят материал быстрее, если они будут переписывать.

Беспроигрышный вариант – задействовать все чувства. При изучении темы о падежах не стоит ограничиваться только прочтением статьи. Необходимо повторить наиболее важные моменты вслух, после чего записать их от руки. В качестве шпаргалки могут выступать таблицы и схемы. Всё это обеспечит максимальный результат.

Образное и ассоциативное мышление

Человек может воспринимать информацию через образы и ассоциации. Именно поэтому можно связать названия падежей с какими-либо узнаваемыми предметами, действиями, событиями или образами. Этот способ лучше всего подойдёт творческим людям, обладающим живым воображением. Картинка, созданная в голове, надолго останется в памяти. Например:

  • Именительный – имя;
  • Родительный – рождение;
  • Дательный – делиться;
  • Винительный – винить;
  • Творительный – творить;
  • Предложный – предлоги.

Итак, без знания системы падежей в современном русском языке не обойтись. Нужно знать, что такое прямой падеж и что подразумевается под косвенными. Также следует запомнить вспомогательные слова. Умение правильно склонять существительные, числительные, местоимения и прилагательные – это одно из важных условий для грамотного письма и устного общения.

Все падежи русского языка

В русском языке есть как изменяемые, так и неизменяемые слова. Чтобы разбираться в теме, иметь грамотно поставленную речь, знание падежей обязательно для любого человека. Как освоить материал легче и быстрее, вам расскажут педагоги из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.

Что такое падежи?

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.

Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Таблица падежей

Вопросы падежей

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Как определить именительный падеж

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? Например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), а также имеют особые падежные окончания.

Окончания существительных в именительном падеже для разных склонений представлены в таблице.

Употребление имен существительных в именительном падеже

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может употребляться в качестве:

— Подлежащего (имеет номинативное значение).

Примеры: Чайник закипел. Дверь захлопнулась.

— Главного члена односоставного номинативного предложения (с номинативным значением)

Примеры: Вечер. Тишина. Сумерки.

Обращения (имеет вокативное значение).

Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте тетради.

Зависимый именительный падеж может использоваться в роли:

— Именной части составного именного сказуемого (имеет предикативное значение).

Примеры: Конец – делу венец. Днепр – река.

— Приложения (имеет оппозитивное значение – значение добавочного сообщения).

Примеры: Он выписывает роман-газету. Доцент Владислав Виноградов прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,

Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, чтение романа, не подобрать слов, убирать около дома, налить из кувшина.

Как определить родительный падеж

Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.

Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).

Значение имен существительных в родительном падеже

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:

Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);

Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);

Определительное значение – может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).

В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:

Дополнением (Он устал от работы);

Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);

Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.

Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку полгода, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.

Как определить дательный падеж

Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.

Значение дательного падежа

В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:

Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.

Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.

Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.

Как определить винительный падеж

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);

Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);

Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.

Как определить творительный падеж

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);

Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);

Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);

Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять под дождем, блюдце под чашкой, видно за облаками, нести за спиной, спор между учениками, тропинка между деревьями, смеяться над шуткой, выступать перед аудиторией, дача под Москвой, брат с сестрой, говорить с другом.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке – косвенный падеж, который употребляется в речи исключительно с предлогами (на, в, о, об, обо, при). Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы – О ком? О чем? (На ком? На чем?), и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже: говорить о физике, слова о любви, сидеть на диване, проснуться на рассвете, нуждаться в ласке, ехать в лифте, сообщить при встрече, читать при свете.

Склонение имен существительных в предложном падеже

Существительные 1 и 2 склонения мужского, женского и среднего рода с окончаниями в начальной форме -ий, -ия, -ие в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, свойственное формам существительных 3 склонения и разносклоняемым существительным в П. п. единственного числа.

Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже с примерами показаны в таблице.

Обратите внимание! У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Поэтому при определении предложного падежа обращайте внимание не только на окончание существительного, но и на то, отвечает ли слово на вопросы предложного падежа (О ком? О чем?).

Значение предложного падежа

В словосочетаниях и предложениях предложный падеж может выражать различные частные значения:

Объектное (беседовать об увлечениях, объявить о мероприятии, книга о любви);

Определительное (небо в облаках, стул о трех ножках, поле в цветах);

Обстоятельственное (отдыхать в Греции, жить в деревне, ужинать при свечах, вырастить на огороде).

Косвенные падежи

Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один — именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы «кто?» и «что?». Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном — «кого?», «чего?»; в дательном — «кому?», «чему?» и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.

Значение косвенных падежей

Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).

Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.

Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.

Разница между родительным и винительным падежами

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

— на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);

— в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);

— в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

— на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);

— в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);

— в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Предлоги падежей

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.

кенгуру, такси, метро, фламинго;

некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);

нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);

русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);

сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);

фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Падежи прилагательных

Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Несклоняемые прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Видеоурок на тему падежи русского языка

Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:

Знание падежей – не просто прихоть преподавателей, а необходимость для изучения. Невозможно быть грамотным и образованным, не зная этих простых правил.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти клиента для репетитора
  • Как найти пользователя гугл по имени
  • Почему прыгает пинг в игре world of tanks blitz как исправить
  • На планшете клавиатура разделилась на 2 части как исправить
  • Как в куки найти информацию