3.2.2. Род, число, падеж и склонение имён существительных
1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему.
Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :
мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко – мужской род;
моя жена, моя стена, моя ночь – женский род,
моё окно, моё небо, моё животное – средний род.
Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу – мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).
2. Род неизменяемых существительных определяется следующим образом.
Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.
Храбрый идальго, изысканная леди.
Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.
Военный атташе, ночной портье.
Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.
Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
Шимпанзе кормила своих детёнышей.
Исключения: цеце, иваси – женский род.
Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.
Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.
Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).
3. Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.
Какой ты неряха ! Какая ты неряха !
Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.
Нерях а , заводил а , запевал а , работяг а , грязнул я , стиляг а , пьяниц а , неженк а , сон я , плакс а .
4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.
Ясли, макароны, брюки, вилы.
Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют!
Б) Число имени существительного
1. Большинство существительных имеют два числа – единственное и множественное. В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа – несколько предметов.
Карандаш – карандаши; врач – врачи.
2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.
Только форму единственного числа имеют:
большинство вещественных существительных;
Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.
большинство отвлечённых существительных;
Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.
большинство собирательных существительных;
Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.
большинство имён собственных.
Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.
1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:
а) видов, сортов вещества:
вино – десертные вина, масло – технические масла;
б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:
вода – воды океана, песок – пески Каракумов;
2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:
а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:
возможность – новые возможности, радость – наши радости;
б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:
Только форму множественного числа имеют:
некоторые вещественные существительные;
Чернила, опилки, очистки.
некоторые отвлечённые существительные;
Именины, выборы, нападки, козни, побои.
Деньги, финансы, дебри.
некоторые имена собственные;
слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;
Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.
некоторые названия отрезков времени.
Сумерки, сутки, будни, каникулы.
В) Падеж и склонение имён существительных
1. В русском языке шесть падежей:
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу – Д. п.
Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.
2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).
Ср.: Я видел [кого? что?] друга – В. п.; Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.; Я видел [кого? что?] фильм – винительный падеж; В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм «Сталкер» – именительный падеж.
3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.
4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.
2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.
Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.
Он сидел [в ком? в чём?] в пальто – единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто – единственное число, родительный падеж.
3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа. Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.
Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):
1-е скл. | -а, -я | Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . | Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля. |
2-е скл. | нулевое | Существительные мужского рода с нулевым окончанием. | Дом □ , край □ , мяч □ , планетарий □ . |
-о, -е | Все существительные с окончаниями -о, -е . | Окно, поле, подозрение – средний род; волчище, подмастерье – мужской род. | |
3-е скл. | нулевое | Существительные женского рода с нулевым окончанием. | Мать □ , дочь □ , ночь □ , степь □ . |
Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из трёх типов склонения!
4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).
5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек – люди), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:
человек (единственное число) – склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) – склоняется как существительное 3-го склонения.
6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!
Г) Образцы склонения имён существительных
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Мама | Няня | Ария | Мамы | Няни | Арии |
Р. п. | Мамы | Няни | Арии | Мам | Нянь | Арий |
Д. п. | Маме | Няне | Арии | Мамам | Няням | Ариям |
В. п. | Маму | Няню | Арию | Мам | Нянь | Арии |
Т. п. | Мамой(-ою) | Няней(-ею) | Арией(-ею) | Мамами | Нянями | Ариями |
П. п. | О маме | О няне | Об арии | О мамах | О нянях | Об ариях |
Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии.
На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья и др. – это правило не распространяется (!).
2-е склонение. Мужской род
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Дом | Конь | Кий | Дома | Кони | Кии |
Р. п. | Дома | Коня | Кия | Домов | Коней | Киев |
Д. п. | Дому | Коню | Кию | Домам | Коням | Киям |
В. п. | Дом | Коня | Кий | Дома | Коней | Кии |
Т. п. | Домом | Конём | Кием | Домами | Конями | Киями |
П. п. | О доме | О коне | Об кии | О домах | О конях | Об киях |
Ср.: о радии, о планетарии.
На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. – это правило не распространяется (!).
2-е склонение. Средний род
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Окно | Море | Здание | Окна | Моря | Здания |
Р. п. | Окна | Моря | Здания | Окон | Морей | Зданий |
Д. п. | Окну | Морю | Зданию | Окнам | Морям | Зданиям |
В. п. | Окно | Море | Здание | Окна | Моря | Здания |
Т. п. | Окном | Морем | Зданием | Окнами | Морями | Зданиями |
П. п. | Об окне | О море | О здании | Об окнах | О морях | О зданиях |
Ср.: о здании, о решении, о бытии.
На существительные на -ьё (окончание -ё ): житьё, бытьё, мытьё и др. – это правило не распространяется (!).
Все падежи русского языка
В русском языке есть как изменяемые, так и неизменяемые слова. Чтобы разбираться в теме, иметь грамотно поставленную речь, знание падежей обязательно для любого человека. Как освоить материал легче и быстрее, вам расскажут педагоги из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.
Что такое падежи?
Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.
Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.
Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.
Таблица падежей
Вопросы падежей
Именительный падеж
Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.
Как определить именительный падеж
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? Например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), а также имеют особые падежные окончания.
Окончания существительных в именительном падеже для разных склонений представлены в таблице.
Употребление имен существительных в именительном падеже
В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.
Независимый именительный падеж может употребляться в качестве:
— Подлежащего (имеет номинативное значение).
Примеры: Чайник закипел. Дверь захлопнулась.
— Главного члена односоставного номинативного предложения (с номинативным значением)
Примеры: Вечер. Тишина. Сумерки.
Обращения (имеет вокативное значение).
Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте тетради.
Зависимый именительный падеж может использоваться в роли:
— Именной части составного именного сказуемого (имеет предикативное значение).
Примеры: Конец – делу венец. Днепр – река.
— Приложения (имеет оппозитивное значение – значение добавочного сообщения).
Примеры: Он выписывает роман-газету. Доцент Владислав Виноградов прочел доклад.
Родительный падеж
Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,
Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, чтение романа, не подобрать слов, убирать около дома, налить из кувшина.
Как определить родительный падеж
Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.
Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).
Значение имен существительных в родительном падеже
Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:
Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);
Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);
Определительное значение – может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).
В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:
Дополнением (Он устал от работы);
Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);
Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).
Дательный падеж
Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.
Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку полгода, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.
Как определить дательный падеж
Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.
Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.
Значение дательного падежа
В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:
Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.
Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.
Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.
Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.
Винительный падеж
Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.
Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.
Как определить винительный падеж
Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.
Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).
Значение винительного падежа
Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:
Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);
Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);
Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).
В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.
Как определить творительный падеж
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Обратите внимание! В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);
Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);
Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);
Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять под дождем, блюдце под чашкой, видно за облаками, нести за спиной, спор между учениками, тропинка между деревьями, смеяться над шуткой, выступать перед аудиторией, дача под Москвой, брат с сестрой, говорить с другом.
Предложный падеж
Предложный падеж в русском языке – косвенный падеж, который употребляется в речи исключительно с предлогами (на, в, о, об, обо, при). Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы – О ком? О чем? (На ком? На чем?), и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Примеры имен существительных в предложном падеже: говорить о физике, слова о любви, сидеть на диване, проснуться на рассвете, нуждаться в ласке, ехать в лифте, сообщить при встрече, читать при свете.
Склонение имен существительных в предложном падеже
Существительные 1 и 2 склонения мужского, женского и среднего рода с окончаниями в начальной форме -ий, -ия, -ие в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, свойственное формам существительных 3 склонения и разносклоняемым существительным в П. п. единственного числа.
Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.
Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже с примерами показаны в таблице.
Обратите внимание! У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Поэтому при определении предложного падежа обращайте внимание не только на окончание существительного, но и на то, отвечает ли слово на вопросы предложного падежа (О ком? О чем?).
Значение предложного падежа
В словосочетаниях и предложениях предложный падеж может выражать различные частные значения:
Объектное (беседовать об увлечениях, объявить о мероприятии, книга о любви);
Определительное (небо в облаках, стул о трех ножках, поле в цветах);
Обстоятельственное (отдыхать в Греции, жить в деревне, ужинать при свечах, вырастить на огороде).
Косвенные падежи
Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один — именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы «кто?» и «что?». Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном — «кого?», «чего?»; в дательном — «кому?», «чему?» и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.
Значение косвенных падежей
Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).
Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.
Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.
Разница между родительным и винительным падежами
У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».
Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:
— на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
— в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
— в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).
То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.
В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:
— на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
— в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
— в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).
Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.
Предлоги падежей
Несклоняемые существительные
Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.
кенгуру, такси, метро, фламинго;
некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).
Падежи прилагательных
Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого
Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.
Несклоняемые прилагательные
Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.
Видеоурок на тему падежи русского языка
Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:
Знание падежей – не просто прихоть преподавателей, а необходимость для изучения. Невозможно быть грамотным и образованным, не зная этих простых правил.
Что такое падеж? Таблица падежей
Падеж — это словоизменительная категория имени, выражающая его отношение к другим словам, обозначающим предмет, признак или действие в предложении.
Узнаем, что такое падеж в русском языке, какие существуют падежи, на какие вопросы отвечают, как определить падеж существительного.
Падеж — это словоизменительная категория
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
А вот как определяет, что такое падеж, Википедия:
С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль.
Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) |
кто? что? | — |
Родительный (нет) |
кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) |
кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) |
кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) |
кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) |
о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушк а , мастер , отец ;
- что? — тишин а , дом , счасть е , радость .
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася — мой младший брат .
Родительный падеж
- нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
- нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом для обозначения отсутствия предмета, указания места, причины, цели употребляются предлоги:
Например:
- гулять у реки;
- вымокнуть из-за дождя;
- выйти без зонтика;
- бежать от калитки;
- достать до полки;
- сделать ради детей.
- Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
- дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .
С дательным падежом употребляются предлоги:
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного обозначает объект действия и отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
- вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .
С существительными в форме винительного падежа в значении объекта, времени, места, уступки употребляются предлоги:
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотряна ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
- положить (во что?) в стол;
- (на что?) на стол;
- (за что?) за стол;
- (под что?) под стол.
Творительный падеж
- Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
- любуюсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .
С этим падежом в значении совместности, места, причины употребляются предлоги:
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- в связи с непогодой;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
- расскажу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Предложные формы существительных обозначают объект действия или место:
- остаться при школе;
- бегать в парке;
- висеть на стене;
- поведать о путешествии;
- скакать на лошади.
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
- первый шаг — найти слово, к которому относится исследуемое существительное;
- второй шаг — поставить от этого слова к существительному вопрос.
Например, по вопросу и по окончанию определяем падеж существительного «бабушка».
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
- прислониться к (чему?) стен е — д. п.;
- висит на (чём?) стен е — п. п.;
- хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
- скакать на (ком?) лошад и — п. п.
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных
https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/663-322_rod__chislo__padezh_i_sklonenie_imen_suschestvitelnyh.html
https://classroom24.ru/article/russkiy-yazyk/gramatika/sintaksis/Vse_padezhi_russkogo_yazyka_Teoriya/
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html
Открытый урок в 4
классе по программе «Школа России» по русскому языку
Урок
№44
Дата: 30.10.2020 г.
Тема урока: «Как определить падеж неизменяемых
имен существительных.».
Цель:
обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; познакомить
с несклоняемыми именами существительными,
наиболее часто встречающимися в речи;
Формируемые
УУД: п. — самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по
выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа
действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня
усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого
содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей.
Задачи:
·
познакомить
с происхождением и значением несклоняемых существительных;
·
учить
правильному
употреблению их
в речи;
·
учить
детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени
существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы
и заключения;
·
развивать
орфографическую зоркость;
Тип урока: усвоение
новых знаний
Компетенции: учебно –
познавательная
Оборудование: карточки для
парной работы, тесты.
Ход урока:
1.
Орг.момент.
Много языков на
свете разных-
Выучить их все не
смог бы я,
Все они по-своему
прекрасны,
В каждом есть
изюминка своя.
Говорят в Париже
по-французски,
По-немецки говорит
Берлин;
Мне же дорог мой, привычный,
русский,
Для меня родной
лишь он один.
Мелодичный, гибкий
и певучий,
С детства он меня
очаровал,
И не зря великим и
могучим
Наш язык Тургенев
называл.
Развиваясь быстро,
динамично,
Впитывая разные
слова.
Новое воспринимал
отлично,
Но и мудрость предков
в нём жива.
Да и только нашей,
русской речью
Можно Русь
привольную воспеть!
Будет жить язык
наш русский вечно
И не сможет, верю,
умереть!
А. Сумароков
Итак, начинаем наш урок русского
языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.
Словарная
работа.
—
Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.
— А начнём наш урок с
орфографической разминки. Замените, одним словом и запишите:
§
Дорога,
пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по
обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками. (аллея)
§ Учреждение, собирающее
и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а
также осуществляющее справочно-библиографическую работу (библиотека)
§ Комплекс зданий и
сооружений или одиночное здание, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей
сообщения (железнодорожных, водных, воздушных) (например, на станции, в порту,
аэропорту), предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа. (вокзал)
§ Специалист с
высшим техническим образованием (инженер)
§ Возбуждающий
интерес, занимательный, любопытный. (интересный)
§ (помещение для
людей, жилье, жилище; покои с принадлежностями, занимаемые кем-либо. квартира)
§ Группа лиц,
объединенных общей деятельностью, общими интересами. (коллектив)
§ Разговор, обмен
мнениями (беседа)
— Прочитайте
ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный. Это имя
прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос:
Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите.
3.
Обобщение
знаний об имени существительном.
— Сегодня
на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя
существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо
вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание:
— Подготовьте
рассказ об имени существительном, используя следующий план: (слайд1)
1. Какого
рода бывают имена существительные?
2. Как
изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
3. Как
иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
— Итак,
что у вас получилось? (проверка)
— А
теперь вспомните и дайте полное определение, что такое склонение? (слайд2)
—
Просклоняйте существительные:
1
вариант – девочка
2
вариант – зеркало (ученик).
—
Выделите окончания.
(У
доски работают 2 человека)
—
Проверим, как вы справились с заданием.
—
Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)
4. Постановка
учебной проблемы.
—
Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?
5.
Решение проблемы. Формулирование темы урока.
Давайте
проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.
Какао было очень вкусным. Мама налила мне какао. К
какао можно добавить корицу и приготовить напиток. Я пью какао. Вкусный завтрак
мы запили какао. В столовой говорили о какао.
(Какао было
очень вкусным(И.п.). Мама налила мне какао. (Р.п.) К какао можно добавить
корицу и приготовить напиток. (Д.п.) Я пью какао (В.п.). Вкусный завтрак мы
запили какао. (Т.п.) В столовой говорили о какао (П.п.))
—
Что вы заметили? ( Во всех предложениях повторяется слово какао) .
Какой частью речи оно является?
—
Давайте узнаем в каком падеже употребляется слово какао в каждом
предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать?
слайд №2.
Памятка.
Чтобы определить падеж существительного, надо:
1. Найти
слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
2. По вопросу
и предлогу определить падеж.
(Появляется запись на доске)
—
Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая же особенность
у слова какао? (Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).
—
Как можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).
—
Сформулируйте тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные).
6. Физминутка.
Потрудились — отдохнём
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать.
(Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
7. Актуализация
знаний.
а) Чтение сведений в учебнике
— Какие существительные ещё не
склоняются? Открыли учебник на с.88 и прочитали со слов «ВСПОМНИТЕ!..» Почему
их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые
употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые
имена существительные). А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются
по числам).
б) В русском языке таких слов много. (Слайд)
Чтение стихотворения:
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе, какао, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пюре,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье-
Ты все слова запоминай,
но никогда их не склоняй!
—
Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?
—
Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение
обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант разных
словарей). Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их
надо заучивать наизусть.
Что
мы с вами сейчас и сделаем.
в)
Словарная работа.
—
Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:
В сумке тёплой и большой
Мама носит их с собой.
Два чудесных малыша
В сумке едут не спеша.
(Кенгуру)
—
Какое значение слова кенгуру? (Учащиеся высказывают свои предположения).
(слайд)—
—
Это слово пришло к нам из языка племени гуугу-йимитхирр, жившего в районе
Ботани-Бей, где оно означает большого серого или черного кенгуру.
—
Составьте предложение с данным словом.
Межпредметные связи с английским языком. Многие
слова пришли в русский язык из других языков. Например, из английского языка к
нам пришли такие «слова-кальки»: пони – pony, радио – radio, какао – cocoa и др.
Работа со словом:
§
Запишите
слово кенгуру (1 ряд записывает), шоссе (второй ряд записывает), пони (3 ряд
записывает).
§ Поставьте
ударение.
§ Определите
опасные места.
§ Сколько
слогов? Букв? Звуков?
Итак, в чём особенность этих слов?
8. Закрепление
нового материала. Самостоятельная работа.
( Дифференцированная работа
с карточками)
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые
существительные .
Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.
Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых
__________________ ,
большого _______________________ . Маленький
___________ был
грустным.
Бабушке мы рассказали о розовых
______________________, о том как
______________ катал детей по зоопарку, а
_________________________
рисовал красками картину.
Раздели слова в две группы: склоняемые и Попугай, ателье, учеба, пальто, музей, жюри. |
|
9. Организация подведения итогов урока учащимися.
—
Итак, с какими словами познакомились на уроке?
— Почему
они так называются?
Учитель предлагает детям оценить их
работу на уроке, проводит беседу по вопросам.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какие слова называются
неизменяемыми?
– Сколько падежей у имени
существительного?
– Перечислите падежи.
– На какие падежи стоит обратить
особое внимание, чтобы не перепутать их между собой?
– Как определить падеж неизменяемых
имен существительных? (При помощи вопроса и предлога.)
– Понравилась ли вам работа на уроке?
Оцените себя и продолжите
высказывания:
• У меня получилось…
• Я научился…
• Сегодня на уроке я смог…
10.
Домашнее
задание.
Подобрать примеры несклоняемых имен существительных на
темы: животные, фамилии, географические названия.
Правило о неизменяемости заимствованных слов при употреблении их в устной и письменной речи было сформулировано ещё в XIX в. Однако продолжали склонять эти слова ещё до начала XX в. В послереволюционный период склоняемость таких слов полностью исчезла, только иногда употреблялась в просторечной форме. Неизменяемые существительные преимущественно заимствованы из разных языков (лото – франц., интервью – англ., болеро – испан.), хотя много и исконно русских (завкафедрой, комроты, ГАИ). Знание особенностей и правильное употребление этих слов говорит об образованности и владении языком.
Неизменяемые существительные это слова, которые имеют одинаковую форму для всех падежей.
Лексические группы неизменяемых существительных
Различают 4 лексических группы:
Грамматические особенности неизменяемых существительных
Грамматическая особенность состоит в том, что все словоформы звучат одинаково, то есть грамматически полностью совпадают по числовой и падежной формам. Тем не менее, для них характерны:
- одушевленность/неодушевленность;
- падеж;
- род.
Так как неизменяемые существительные не имеют окончаний, то определить эти категории можно в предложении или словосочетании, посредством окончаний слов, грамматически от них зависящих.
Например:
- широкая авеню, свежая кольраби, наш МГУ – прилагательное служит маркером родовой принадлежности;
- вкусное эскимо, вкусному эскимо, вкусного эскимо – по окончанию зависимого слова определяется падеж.
А также различают:
- имена нарицательные – обобщенное название предметов и явлений одной группы (желе, самбо, вето, какао, радио, табло);
- имена собственные – это слова, называющие индивидуальные, отдельные предметы (Баку, Золя, Гюго, Дюма, Токио).
Как определить род
Определить род иногда помогает общее лексическое значение слова, котрое можно узнать из толкового словаря.
Правила определения рода
Род | Признак | Пример | Исключения | |
---|---|---|---|---|
Мужской | 1 | Лица мужского пола | Мафиози, месье |
|
2 | Животное | Какаду, кенгуру, шимпанзе |
При обозначении самки могут употребляться в женском роде (Кенгуру несла в сумке кенгурёнка) | |
3 | Неодушевленные по видовому понятию | Пенальти (удар – мужск. р.) | ||
4 | Географическое название — от слова, несущего значение | Колорадо (штат – мужск. р.) | ||
5 | Слова, состоящие из аббревиатуры и сокращений, — от смыслового слова | МГУ (университет– мужск. р.) | ||
Женский | 1 | Лица женского пола | Мадам, леди |
|
2 | Неодушевленные — по видовому понятию | Брокколи (капуста – женск. р.) | ||
3 | Географическое название — от слова, несущего значение | Калахари (пустыня – женск. р.) | ||
4 | Слова, состоящие из аббревиатуры и сокращений, — от смыслового слова | ЭВМ (машина – женск. р.) | ||
Средний | 1 | Неодушевленные | Интервью, манго |
Кофе (муж. р.) |
2 | Аббревиатуры и сокращения — от опорного слова | Сельпо (сельское потребительское общество – средн. р.) |
10 неизменяемых существительных женского рода
1. | Цеце |
2. | Салями |
3. | Колибри |
4. | Брокколи |
5. | Мадам |
6. | Иваси |
7. | ГЭС |
8. | Колорадо |
9. | Мисс |
10. | Шаль |
Неизменяемые существительные мужского рода
1. | Пенальти |
2. | Кофе |
3. | МГУ |
4. | Сухуми |
5. | Хинди |
6. | Сомали |
7. | Мафиози |
8. | Какаду |
9. | Денди |
10. | Эсперанто |
Неизменяемые существительные среднего рода
1. | Спагетти |
2. | Танго |
3. | Портмоне |
4. | Рондо |
5. | Жюри |
6. | Пари |
7. | Киви |
8. | Такси |
9. | Джакузи |
10. | Домино |
Как определить число и падеж
Число неизменяемых имён существительных без согласованного зависимого слова определить невозможно: как в единственном числе – кимоно, так и во множественном числе – кимоно. Сравните: японское кимоно – шелковые кимоно.
Чтобы определить падеж, нужно задать соответствующий вопрос. В этом случае необходимо знать падежные вопросы.
Например:
- в вагоне отдельное (кто? что?) купе – И. п.;
- нет свободного (кого? чего?) купе – Р. П.;
- подхожу (к кому? чему?) к купе – Д. п.;
- вижу (кого? что?) купе – В. п.;
- вагон с плацкартным (с кем? чем?) купе – Т. п.;
- напишу (о ком? о чём?) о купе – П. п.
Непостоянные признаки неизменяемых существительных не имеют формального выражения, а потому категорию числа, падежную форму нельзы определить вне словосочетания.
Презентация к уроку по теме: «Как определить падеж неизменяемых имён существительных».
Миронова Раиса Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ Ямновская общеобразовательная школа
С. Ямново
Наш девиз:
Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться! В жизни это пригодится!
План урока
Словарная
работа
Минутка
чистописания
Подготовка
к новой теме
(что мы уже знаем?)
Изучение
новой темы
Закрепление
изученного
Итог
урока
Домашнее
задание
Склонение
900igr.net
Откроем тайну склонения
900igr.net
Склонение имен существительных
Склонение — это изменение существительных по падежам
В русском языке 6 падежей
И.п. Кто? Что?
Р.п. Кого? Чего?
Д.п. Кому? Чему?
В.п. Кого? Что?
Т.п. Кем? Чем?
П.п. О ком? О чем?
Как определить падеж имен существительных?
Чтобы определить падеж имен существительных:
1. Нужно найти слово, от которого зависит имя существительное, и от этого слова задать вопрос.
2. По падежному вопросу и предлогу.
3. По роли в предложении
План урока
Словарная
работа
Минутка
чистописания
Подготовка
к новой теме
(что мы уже знаем?)
Изучение
новой темы
Закрепление
изученного
Итог
урока
Домашнее
задание
Словарная работа
Б..блиотека,рад..о, ш..фёр,
ш..ссе, б..лет, кофе, п..сс..жир, в..кзал, т..л..фон, к..ллекция, эскимо, со..нце, м..тро, такси.
и
и
о
о
а
а
и
е
о
е
о
л
е
План урока
Словарная
работа
Минутка
чистописания
Подготовка
к новой теме
(что мы уже знаем?)
Изучение
новой темы
Закрепление
изученного
Итог
урока
Домашнее
задание
Все ли имена сущестительные изменяются по падежам? (Работа в группах упр.124)
Найдите и подчеркните имена существительные, которые во всех падежах имеют
одну и ту же форму.
1группа – первые 7 слов
2группа – следующие 7 слов .
Для этого измените каждое
слово по падежам
12
Отчет 1-ой группы о проделанной работе
1. Расскажите какое задание выполняла группа.
2. Что вы предприняли для выполнения задания.
3. Представьте результат своей работы.
4. Оцените работу своей группы.
Проверь себя!
И.п. Радио, шоссе, кофе
Р.п. Радио, шоссе, кофе
Д.п. Радио, шоссе, кофе
В.п. Радио, шоссе, кофе
Т.п. Радио, шоссе, кофе
П.п. Радио, шоссе, кофе
Молодцы!
Физкульт-минутка
900igr.net
Отчет 2-ой группы о проделанной работе
1. Расскажите какое задание выполняла группа.
2. Что вы предприняли для выполнения задания.
3. Представьте результат своей работы.
4. Оцените работу своей группы.
Проверь себя!
И.п. Эскимо, метро, такси
Р.п. Эскимо, метро, такси
Д.п. Эскимо, метро, такси
В.п. Эскимо, метро, такси
Т.п. Эскимо, метро, такси
П.п. Эскимо, метро, такси
Молодцы!
Что вы заметили особенного при склонении этих имен существительных?
Некоторые существительные не изменяются по падежам. Во всех падежах они имеют одну и ту же форму
Как называются такие имена существительные?
Прочитайте правило на стр.88 учебника.
Несклоняемые
К несклоняемым именам существительным относятся:
1. Существительные иноязычного происхождения, собственные и нарицательные, с конечными гласными
– о , — е , — и , — у , — ю
и с конечным ударным – а
Например: пальто, кафе, такси, кенгуру, меню, Дюма
Тема: Как определить падеж несклоняемых имён существительных.
900igr.net
Как определить падеж несклоняемых имен существительных?
1.По падежному вопросу и предлогу
2 . Можно подставить слова
«лиса»
Молодцы!
План урока
Словарная
работа
Минутка
чистописания
Подготовка
к новой теме
(что мы уже знаем?)
Изучение
новой темы
Закрепление
изученного
Итог
урока
Домашнее
задание
Проверим упр.125
И поэтому никто
Не видал кота в пальто
План урока
Словарная
работа
Минутка
чистописания
Подготовка
к новой теме
(что мы уже знаем?)
Изучение
новой темы
Закрепление
изученного
Итог
урока
Домашнее
задание
Уверен в
своих знаниях
В основном уверен
Нужно ещё повторить
Нуждаюсь в помощи
Домашнее задание
В учебнике с.88 упр.152, или
Из словаря иностранных слов с.158 выписать 5 несклоняемых существительных и записать с ними предложения.
Спасибо за урок!
Молодцы!
Некоторые имена существительные не изменяются по падежам и числам. К неизменяемым существительным относятся:
1) нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения. Например:
ситро, какао, кофе, пальто, радио, метро, кенгуру, шимпанзе
2) название девушки или замужней женщины. Например:
фрейлин, фрау, мадам, мадемуазель, мисс
3) некоторые иноязычные географические наименования, имена и фамилии. Например:
Баку, Онтарио, Сочи, Гюго, Франсуа
4) славянские фамилии, оканчивающиеся на –ко, ударение на первую гласную, но “о” произнести чётко –аго (-яго), —ово, —ых (-их). Например:
СлавЕнко, КучкО, ЖивАго, Седых
5) славянские фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола. Например:
Елене Вершок, Ольге Сергун (Но: Виктору Вершку, Дмитрию Сергуну)
6) многие аббревиатуры. Например:
МВД, ООН, ЭВМ, АЭС
Число и падеж неизменяемых существительных можно определить в словосочетании и предложении. Например:
Надо выбрать одно из двух красивых пальто.
В предложении присутствует неизменяемое существительное ~ пальто. От него зависит прилагательное ~красивых, ~ которое стоит в форме множественного числа.
Выбрать из чего?~ Из пальто. Вопрос родительного падежа.
Следовательно, существительное пальто стоит в форме родительного падежа множественного числа.
Повторим
К неизменяемым существительным относятся:
1) нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения.
2) название девушки или замужней женщины.
3) некоторые иноязычные географические наименования, имена и фамилии.
4) славянские фамилии, оканчивающиеся на –ко, –аго (-яго), —ово, —ых (-их).
5) славянские фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола.
6) многие аббревиатуры.
Число и падеж неизменяемых существительных можно определить в словосочетании и предложении.