Параллелизм в литературе — это тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений.
В художественных произведениях для создания образной, яркой, привлекающей внимание читателей речи широко используются различные приемы и средства. К образно-выразительным средствам художественной речи относятся, в первую очередь, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Укажем некоторые из них:
- анафора
- эпифора
- градация
- инверсия
- сравнение
- риторический вопрос
Рассмотрим одну из фигур образной речи и узнаем, что такое параллелизм в художественной литературе.
Параллелизм — это…
Понятие «параллелизм» было известно древним грекам, которые использовали эту фигуру речи в риторике, где она обозначала прием повторения или сопоставления сходных элементов речи.
В переводе с греческого языка слово parallelos буквально значит «идущий рядом». Этот термин знаком многим естественным наукам. Его используют математики, физики, биологи. В литературе им обозначают один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие реалий действительности и в то же время сообщает поэтической речи особенную выразительность, которая воздействует на читателя соответствующим образом. В зависимости от контекста произведения эта фигура речи имеет самое разнообразное применение, назначение и смысл.
Вот какое определение, что такое параллелизм в литературе, дается в Википедии:
Параллелизм — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях речи, создающих единый поэтический образ.
В художественной речи параллельными элементами могут быть отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Параллелизм тематический
В литературе наиболее распространен параллелизм тематический, в основе которого лежит принцип сопоставления двух явлений, близких по своему содержанию. Например, понаблюдаем, как мастерски его использует поэт М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В этом художественном произведении автор проводит образную параллель «тучки небесные — странники» и изгнанник, странник-поэт.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм свойственен тексту или его отдельным смежным частям, в которых предложения, следующие друг за другом, автор строит по одному и тому же синтаксическому принципу, например, соблюдая один и тот же порядок членов предложения:
Совсем скоро сойдет вода, покажется мокрая земля. Засияет солнце. Расцветут цветы. Распустятся молодые листики (Г. Ветрова).
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что что в его составе две и более синтаксические единицы имеют равное количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.
М. Цветаева
Синтаксический параллелизм бывает неполным, например:
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного — прочь.
М. Цветаева
Примеры синтаксического параллелизма в литературе
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
М. Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов
И вы не расслышали слов.
К. Д. Бальмонт
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
М. А. Светлов. В разведке.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
С. Есенин. Письмо матери.
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
А. Блок
Параллелизм в народной песне
Параллелизм различных видов характерен для устного народного творчества — народной песни, частушки и т. д. Наиболее распространенным видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:
Как светил да светил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины…
Здесь синтаксический параллелизм сочетается с анафорой. Понаблюдаем за использованием параллелизма в народной песне:
Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…
Отрицательный параллелизм
Наряду с прямым параллелизмом в своем творчестве поэты используют параллелизм отрицательный, восприняв этот прием из народной песни. Отрицательный параллелизм строится так, что первый ряд в поэтическом сравнении начинается с частицы «не».
Например, читаем у А. С. Пушкина:
Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась…
Братья-разбойники.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайным тихим светом
Напоил мои глаза.
С. Есенин
Тест
В нашей речи нередки фразы с одинаковой конструкцией. Вспомним некоторые рекламные слоганы: «Энергия нового вкуса, энергия новой жизни!» (бренд «Dilmah»), «Вкус на зависть, качество на совесть» (бренд «Махеев»). В обоих случаях предложения построены одинаково, как бы параллельно друг другу. Этот приём широко применяется не только в обыденной жизни, но и в литературном языке, где носит наименование «параллелизм».
Этот термин пришёл из греческого языка («parallelos» означает «идущий рядом») и определяется как риторическая фигура, предполагающая совпадение или тождественность речевых конструкций двух или более близких отрезков речи. Этот художественный приём подчёркивает связь между изображаемыми предметами или явлениями и соединяет их в единый поэтический образ. Кроме того, с помощью параллелизма автор может удерживать внимание читателя на определённом образе, придавать речи большую убедительность и экспрессивность.
В качестве параллельных элементов могут выступать отдельные слова, словосочетания, предложения.
В литературоведении выделяют несколько типов параллелизма.
1. Синтаксический параллелизм является наиболее распространённым и предусматривает одинаковую структуру предложений. Ярким примером синтаксического параллелизма являются строки «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина:
Мы видим, что первый элемент организован одинаково: предложение начинается с обстоятельства «в небе» с определением «синем», затем следует подлежащее «звёзды» и сказуемое «блещут». Следующий элемент повторяет эту структуру. То же самое касается второго предложения.
Часто этот тип параллелизма сочетается с фигурами прибавления (анафора, эпифора):
2. Тематический (или образный) параллелизм основан на сопоставлении двух близких по содержанию явлений.
3. Строфический параллелизм заключается в одинаковом синтаксическом или лексическом построении в смежных строфах.
4. Отрицательный параллелизм предполагает, что один из элементов параллельной конструкции содержит отрицательную частицу «не».
Этот приём характерен для народной поэзии:
5. Ритмический параллелизм заключается в повторении ритмического рисунка произведения, т. е. в соседних отрезках речи ударения, паузы и т. п. расположены сходным образом.
Представляется, что самым распространённым видом параллелизма в русской поэзии является именно синтаксический параллелизм. Примеры использования этой фигуры речи встречаем в произведениях многих авторов:
В этом отрывке помимо прямого параллелизма обнаруживается ещё и обратный (т. е. хиазм) – перекрёстная конструкция в последних двух строках. Она создаёт эффект резкой смены ритма, усиливает значение образов.
Здесь мы видим инверсию, повторённую в двух соседних предложениях. Такая конструкция, обогащённая аллитерацией, передаёт нарастающий вал звуков.
Сочетание параллельных элементов здесь усиливает чувство тоски и печали лирического героя.
В этом отрывке похожие конструкции формируют целостный образ прекрасного острова, добавляя к нему новые и новые детали.
В этом примере синтаксический параллелизм подчеркивает единство разнородных предметов, заключающееся в одинаковой ценности их для поэтессы.
Здесь несколько параллельных элементов используются для усиления воздействия на собеседника, придания убедительности и веса высказыванию.
Как мы видим на основе данных примеров, параллелизм может применяться в литературе с разными целями. В некоторых случаях применение этой фигуры речи способствует созданию целостного гармоничного образа, в других – наоборот, помогает подчеркнуть различия или обозначить единство предметов или явлений. Часто параллелизм используется для усиления экспрессивности и убедительности сказанного. Это является весьма ценным свойством, поэтому параллелизм часто применяется в повседневной речи. Вспомним примеры из рекламы, приводившиеся выше. Таким образом, параллелизм – важное средство, которое влияет на выразительность и эмоциональность речи и позволяет воздействовать на восприятие её читателем.
Параллелизм в литературе — это тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений.
В художественных произведениях для создания образной, яркой, привлекающей внимание читателей речи широко используются различные приемы и средства. К образно-выразительным средствам художественной речи относятся, в первую очередь, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Укажем некоторые из них:
- анафора
- эпифора
- градация
- инверсия
- сравнение
- риторический вопрос
Рассмотрим одну из фигур образной речи и узнаем, что такое параллелизм в художественной литературе.
Параллелизм — это…
Понятие «параллелизм» было известно древним грекам, которые использовали эту фигуру речи в риторике, где она обозначала прием повторения или сопоставления сходных элементов речи.
В переводе с греческого языка слово parallelos буквально значит «идущий рядом». Этот термин знаком многим естественным наукам. Его используют математики, физики, биологи. В литературе им обозначают один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие реалий действительности и в то же время сообщает поэтической речи особенную выразительность, которая воздействует на читателя соответствующим образом. В зависимости от контекста произведения эта фигура речи имеет самое разнообразное применение, назначение и смысл.
Вот какое определение, что такое параллелизм в литературе, дается в Википедии:
Параллелизм — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях речи, создающих единый поэтический образ.
В художественной речи параллельными элементами могут быть отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Параллелизм тематический
В литературе наиболее распространен параллелизм тематический, в основе которого лежит принцип сопоставления двух явлений, близких по своему содержанию. Например, понаблюдаем, как мастерски его использует поэт М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В этом художественном произведении автор проводит образную параллель «тучки небесные — странники» и изгнанник, странник-поэт.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм свойственен тексту или его отдельным смежным частям, в которых предложения, следующие друг за другом, автор строит по одному и тому же синтаксическому принципу, например, соблюдая один и тот же порядок членов предложения:
Совсем скоро сойдет вода, покажется мокрая земля. Засияет солнце. Расцветут цветы. Распустятся молодые листики (Г. Ветрова).
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что что в его составе две и более синтаксические единицы имеют равное количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.
М. Цветаева
Синтаксический параллелизм бывает неполным, например:
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного — прочь.
М. Цветаева
Примеры синтаксического параллелизма в литературе
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
М. Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов
И вы не расслышали слов.
К. Д. Бальмонт
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
М. А. Светлов. В разведке.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
С. Есенин. Письмо матери.
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
А. Блок
Параллелизм в народной песне
Параллелизм различных видов характерен для устного народного творчества — народной песни, частушки и т. д. Наиболее распространенным видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:
Как светил да светил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины…
Здесь синтаксический параллелизм сочетается с анафорой. Понаблюдаем за использованием параллелизма в народной песне:
Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…
Отрицательный параллелизм
Наряду с прямым параллелизмом в своем творчестве поэты используют параллелизм отрицательный, восприняв этот прием из народной песни. Отрицательный параллелизм строится так, что первый ряд в поэтическом сравнении начинается с частицы «не».
Например, читаем у А. С. Пушкина:
Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась…
Братья-разбойники.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайным тихим светом
Напоил мои глаза.
С. Есенин
Тест
Не просто так во всех учебниках по русскому языку и литературе можно встретить фразу: «Русский язык красив и богат». Конечно, этому есть доказательства, и вполне весомые. Во-первых, в русском языке существует огромное количество средств выразительности, которые украшают речь, делают ее столь мелодичной. Русские писатели и поэты щедро добавляют различные тропы в свои произведения. Их нужно уметь видеть и отличать. Тогда произведение заиграет новыми красками. Часто с помощью выразительных средств авторы акцентируют внимание читателей на конкретных вещах, вызывают определенные эмоции или помогают понять, как стоит относиться к персонажам. Одним из таких приемов является параллелизм. Он делится на несколько видов и используется для разных целей. В данной статье будет разобрано, что такое параллелизм, на примерах литературных произведений.
Что такое параллелизм?
Согласно Большому энциклопедическому словарю, параллелизм – сходное расположение речевых элементов в смежных частях текста. В переводе с греческого языка это слово означает «расположение рядом».
Легко сделать вывод, что данный прием был известен еще грекам и широко использовался в риторике, был предметом ее исследования. В целом параллелизм является характерной чертой античной литературы. В русском языке примеры параллелизма очень часто встречаются в фольклоре. Причем во многих старинных произведениях это был основной принцип построения строф.
Виды параллелизма
Существует несколько форм параллелизма, которые встречаются в литературе чаще всего.
Параллелизм тематический. В данном случае происходит сопоставление явлений, которые близки по содержанию.
Синтаксический параллелизм. В этом случае предложения, следующие по порядку, строятся согласно одному синтаксическому принципу. Например, в нескольких идущих друг за другом предложениях соблюдается один и тот же порядок расстановки главных членов.
Звуковой параллелизм. Этот прием характерен для поэтической речи и часто встречается в стихотворных произведениях. Стихотворение обретает свою мелодию и звучание.
Но чтобы понять, что означает каждый этот вид, лучше разобраться с примерами параллелизма.
Синтаксический параллелизм
Как уже было упомянуто в начале статьи, русские литературные произведения богаты различными средствами, делающими речь более выразительной. Поэтому и разбирать стоит примеры синтаксического параллелизма из литературы. Такой прием встречается в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Одно из таких стихотворений — «Когда волнуется желтеющая нива».
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
В первых двух строчках соблюдается один и тот же порядок главных членов предложения. Сначала идет сказуемое, за ним следует подлежащее. И снова: сказуемое, подлежащее. Причем очень часто параллелизм встречается вместе с анафорой или эпифорой. И это стихотворение как раз тот случай. В начале предложений повторяются одинаковые элементы. А анафора – повтор одинаковых элементов в начале каждого предложения/строки.
Тематический параллелизм. Примеры из художественной литературы
Этот вид средства выразительности, пожалуй, встречается чаще всего. И в прозе, и в поэзии можно увидеть различные сопоставления явлений. Особенно распространенный пример параллелизма – сопоставления состояний природы и человека. Для наглядности можно обратиться к стихотворению Н. А. Некрасова «Несжатая полоса». Стихотворение – диалог колосьев и ветра. И именно через этот диалог становится известно о судьбе пахаря.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге – не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как петли…
Параллелизм звуковой
Примеры параллелизма звукового искать можно не только в художественной литературе. Он нашел очень неплохое применение в современном мире. А именно — в телевидении и в радиовещании.
С помощью повторения частей речи или отдельных частей слова можно создавать различные эффекты, которые воздействуют на слушателей. Ведь человек очень часто ассоциирует акустические представления со смысловыми. Этим пользуется реклама. Пожалуй, каждый замечал, как хорошо запоминаются рекламные слоганы. Они интересные, необычные, но самое главное – хорошо звучат. И именно это звучание западает в память. Услышав один раз рекламный слоган, сложно его забыть. Он прочно ассоциируется с определенным товаром.
Отрицательный параллелизм
Отдельно следует упомянуть примеры параллелизма отрицательного. С ним точно сталкивался каждый еще на школьной скамье. Этот пример параллелизма в русском языке встречается часто, особенно в поэзии. А пришел этот прием из народных песен и прочно закрепился в стихотворениях.
Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, —
Снова горе подымается,
Словно злая туча черная…
(Народная песня двенадцатого века).
И таких примеров в русском фольклоре много. Неудивительно, что писатели стали использовать этот прием и в своих произведениях.
Это были четыре самых распространенных вида параллелизма, которые встречаются в художественной литературе и не только. В основном, как видно из примеров, они употребляются, чтобы произвести некое впечатление на читателя/слушателя. Вызвать у него определенные чувства или ассоциации. Особенно это важно для поэзии, где чаще всего используются лишь образы, но не говорится ни о чем прямо. А параллелизм позволяет сделать эти образы еще ярче. Он также может добавить мелодичность срокам, что сделает их более запоминающимися. И, как видно из примеров, художественные приемы — это не только черта классической литературы. Напротив, они живы и употребляются до сих пор. Только в новом ключе.
Лингвистические термины менее известны широкой публике, нежели физические, химические или математические. Но отнестись к каждому из них необходимо внимательно.
В отличие от математики, параллелизм в литературе не связан напрямую с параллельными линиями, однако суть у него та же самая: есть некое соответствие между фрагментами текста, объединяющая их черта.
Оглавление
- 1 Определение параллелизма
- 2 Виды параллелизма
- 2.1 Тематический параллелизм
- 2.2 Синтаксический параллелизм
- 2.3 Отрицательный параллелизм
- 2.4 Звуковой параллелизм
- 3 Пример параллелизма в литературе
- 3.1 В устном народном творчестве
Определение параллелизма
Всякий художественный текст содержит массу деталей (приёмов), задающих некий стиль и колорит. Каждому элементу находится строго отведённое место и особая функциональная роль.
Параллелизм — это грамматическая, синтаксическая или семантическая фигура, «работающая» на создание единого впечатления, за счёт расположения сходных элементов речи, стоящих рядом или в параллельных частях текста.
Параллельность может касаться:
- единичных слов и словосочетаний;
- отрезков фраз;
- целостных высказываний.
Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы.
Брюсов В.
Она закладывает ритмический характер произведения. Необязательно для такой цели использовать сходные по смыслу образы или мысли. Вполне допустимо сблизить что-то резко контрастное, только сильнее подчёркивая расхождения.
Виды параллелизма
Параллелизм — явление, пронизывающее все жанры и стили литературы, как авторской, так и лишённой конкретных создателей. Его принято делить на 4 основных разновидности; главный критерий — что с чем сопоставляется (или противопоставляется), и каким образом это выглядит в тексте.
Тематический параллелизм
Тематический параллелизм отталкивается от содержания сравниваемых вещей.
Интересен тот факт, что этот вариант художественного приёма востребован даже в публицистике, интервью, официальных заявлениях. Он привносит живую эмоциональность без употребления неподходящей лексики. Читать или слушать чью-то речь с выстроенными тематическими параллелями гораздо легче, чем без них.
Творцы могут сблизить состояние природы и положение подразумеваемых людей. (Даже если они сами не упоминаются явно). Мысли, эмоции, ожидания как бы преломляются в явлениях и предметах окружающего мира.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.М.Ю. Лермонтов
Так Михаил Юрьевич в своём стихотворении представляет тучи в виде странников, проводя параллель между ними и собой «как я же, изгнанники
».
Синтаксический параллелизм
Параллелизм синтаксический — наиболее массовый, подразумевает опору на одинаковое построение предложения. Он предполагает сходство в построении фраз. Например, простые утверждения, составляемые из существительного и глагола выстраиваются в цепочку предложений:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Подобный метод позволяет добиться сильного психологического эффекта. В стихах обычно стараются добиться полного ритма в чередовании, когда повторяются не только окончания, но и количество слов в строке. Неполный ритм, впрочем, тоже возможен — и его даже удаётся ловко обыграть.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.А.С. Пушкин
Нередко данный вид параллелизма сочетается с анафорой (высказывание или стихотворная строка, начинающаяся с одного и того же слова: «Нельзя жить надеждой – нельзя жить без надежды
») и антитезой (противопоставление понятий, идей, образов, связанных между собой общей мыслью: Что ищет он в стране далекой, Что кинул он в краю родном?
)
Отрицательный параллелизм
В отрицательном параллелизме началом выступает отрицательная частица «не».
Это, пожалуй, старейшая версия из всех. Она отмечена уже в народной песне. Параллель, как и в других случаях, обычно берётся из внешнего мира. Но употребление частиц «не» и «ни» задаёт противопоставление условного знака человеческим действиям.
То не чудо сверкает над нами,
То не полюса блеск огневой,-
То бессмертное Ленина знамя
Пламенеет над старой Невой.Николай Тихонов
Звуковой параллелизм
Понять его смысл несложно: это всего лишь самые простые рифмованные сочетания в поэзии. Но важно учесть, что одинаковым может быть не только конец строчки; совпадения в её начале тоже относятся к звуковым параллелям. И даже не только одни стихотворения могут продемонстрировать подходящие образцы. Телеведущие, дикторы радио, разработчики рекламных слоганов сплошь и рядом стараются обыграть гармоническое звучание.
«Молоко вдвойне вкусней, если это Милки Вэй!»
Пример параллелизма в литературе
Разобравшись с тем, что такое параллелизм «в общем виде», полезно взглянуть, как он может смотреться на деле. Тематическое соответствие часто подразумевает одинаковую организацию элементов.
В художественных произведениях параллельными элементами могут выступать отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы выглядеть могут примерно так: «в тёмном небе (что-то) – в тёмном море (ещё что-то)
». Другой возможный образец: «день сменяет день, солнце сменяет бурю
». Очень привлекательно воспринимается сочетание двух вопросов с одинаковым или очень близким смыслом: «Что за дверью? Что за окном?
».
Отрицательный тип проиллюстрировать тоже несложно: «не речка бурно льётся, не ветры носят пыль — это время вдаль несётся, рухлядь сдавая в утиль
». Ну а звуковой формат наиболее простой: только произнесите: «раз, два, три, огонёк, гори
», или вспомните любую считалочку, скороговорку — сразу всё будет ясно.
В устном народном творчестве
Узнав, что параллелизм в современной культуре это соответствие разных кусков речи, разобравшись с его применением в прозе, поэтическом творчестве, стоит взглянуть и на примеры параллелизма из фольклора. Там могут применяться те же самые подходы, что и в «высокой» прозе. Но есть и некоторые отличия.
Встречается и отрицание: «кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются
». Или же:
Как видели Иванушка сядучись,
А не видели его уедучись.
Синтаксический параллелизм в фольклоре тоже не редкость.
И под каждым царём силы по сороку тысячей,
И под каждым королём по сорок тысячей.
Или же широко известное: «тянут-потянут, вытянуть не могут
».
Любопытно, но вот звуковой параллелизм в народном искусстве или отсутствует, или встречается исключительно редко — так что найти его едва ли возможно.