Как найти пару однокоренных слов

Определяем лексическое значение слов и разбиваем на пары

Валить в значении заставить упасть

Валять в значении перекатываться

Первая пара слов среди однокоренных слов

валить — валежник

отвалиться — вывалиться,

развалюха — развалиться

свалиться — перевалиться

валять — свалять

Основные способы словообразования, по примерам в схеме составляем словобразовательные пары.

Примеры словобразовательных пар

основным словом является слово без приставки и суффикса, может быть с окончанием или нулевым окончанием. Затем добавить приставку или суффикс и получить новое слово.

Впереди ставится то слово, в котором меньше частей

Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.

Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.

Родственные — родственники — родители — родные — сородичи — род

Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и  общую часть — род.

Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.

Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.

Примеры однокоренных слов

Вот пример цепочек однокоренных слов:

    • лист — листик — листочек — листать
    • висит — виснет — зависнет — провис
    • С корнем -кот-: кот, котёнок.
    • С корнем -дуб-: дуб, дубок.
    • С корнем -лес-: лес, лесной, перелесок, лесник, лесочек.
    • С корнем -свет-: свет, светить, светлый, посветить, рассвет, светильник, светлячок.
    • С корнем -дар-: дар, дарить, подарочный, подарок.
    • С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
    • С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
    • С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
    • С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
    • С корнем -мор-: море, морской, приморский, моряк, морячка.
    • С корнем -рос-: роса, росистый, росы.
    • Слон, слоновый, слониха
    • Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
    • Кормить, кормушка, корм.
    • Летать — лётчик, лётный.
    • Город, городской.
    • Дом — домашний.
    • -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
    • -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
    • -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
    • -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
    • -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
    • гриб — грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб).
    • лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис).
    • Груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш).
    • Плод — бесплодие — бесплодный -выплод — оплодотворение — оплодотворить — оплодотворять — плодик — плодить —
      плодиться — плодный — плодовитый — плодовый — плодоносный — плодородие — приплод — расплодить — расплодиться.

Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.

Корень - это главная общая часть родственных слов, в которой 
заключено их основное значение. Корень в родственных словах 
пишется одинаково.

Как найти корень в слове?

  1. Подберите к слову как можно больше родственных слов.
  2. Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.

Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.

Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.

  • снег — снега — снеговик
  • мороз — морозы — морозить
  • ложка — ложечка
  • рукавчик — рукава
  • гриб — грибок
  • рыбка — рыба
  • куст — кусты
  • холод — холода
  • дождь — дожди
  • шубка — шуба
  • берёзка — береза
  • травка — трава.

Какие однокоренные слова у слова «ветка»?

Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-
Однокоренные слова к слову «ветка»:

  • веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
  • веточный, ветвистый, ветвяной;
  • ветвисто;
  • ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.

P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.

Тест на тему «Однокоренные слова»

Однокоренные слова %%score%% из %%total%% правильно



План урока:

Однокоренные слова

Корень слова

Окончание

Правописание слов

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Однокоренные слова

В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.

Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?

А подсказкой станет ответ на загадку:

В саду у Антошки Яблонька растет.

Ветки высокие ввысь поднимает,

Что ей устоять на земле помогает?

1 odnokorennye slova

Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».

Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.

2 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • звездный-звезда;
  • солнце-солнышко;
  • грустный-грусть;
  • здравие-здравствуйте.

А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:

  • гриб;
  • чудо;
  • лес.

Ответ:

  • грибгриб-н-ой – гриб-ник-гриб-ниц-а;
  • чудо – чуд-есн-ый – чудес-а;
  • леслесн-ой – лесник.

Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.

Различие форм и однокоренных слов

Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.

3 odnokorennye slova

Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?

Ответ: существительные, прилагательное, глагол.

Части речи однокоренных слов

К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.

Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.

4 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • муравеймуравь-ин-ый – муравейник-;
  • домдом-ашн-ий–домов-ой;
  • снегснежинк-а – снег-о-падснег-овик-.

Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:

  • игра, игр-ушк-а, игр-ов-ой – корень игр-, все они относятся к играм;
  • лестница, лес-н-ик— – не однокоренные, имеют разные корни (лестниц-и лес-) и отличаются по смыслу (лестница – то, по чему ходят, лес – много деревьев).

Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.

Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:

  • гора, горный, гореть;
  • косичка, косить, покос;
  • соль, солонка, солнце.

Проверь себя:

  • гора́, го́рный;
  • коси́ть, поко́с;
  • со́ль, соло́нка.

Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.

Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.

Ответ:

  1. Лес-ник (сущ.), леса (сущ.), лесопилку (сущ).
  2. Гриб-ник (сущ.) собирает грибы (сущ.) и не вредит гриб-ниц (сущ.).
  3. Снеж-н-ые(прил.) сугробы стали мягкие и дети пошли лепить из снега снеговик-а.

Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.

Корень слова

В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.

Проверяемые гласные в корне

Рассмотрим гласные в корне слова:

5 odnokorennye slova
Источник

Прочитайте и выделите корень в слове.Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.

Ответ: река (ре́к), моря (мо́ре), сады (са́д), деревья (дере́в), уходить (хо́д).

Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.

  • удивить;
  • примерять;
  • коса.

Проверь себя:

  • ди́во (див);
  • ме́рка (мер);
  • ко́сы (кос).

Непроверяемые гласные

Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:

6 odnokorennye slova

Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.

Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.

7 odnokorennye slova

Проверь себя:

Берлог-а, колибри, аромат, багр-ов-ый, бордюр, вестибюль, торшер, дизентери-я, каламбур, кенгуру, натюрморт, стипенди-я, бегемот, ювелир, инцидент, пластилин, иней.

Корни с чередованием

Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.

Изучите и перепишите таблицу.

8 odnokorennye slova
 

Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.

Приведите пример корня слова с чередованием.

В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:

  • луклучник-;
  • коткошк-а;
  • орехорешк-а (Р.п.).

Приведите свои примеры.

Окончание

Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.

9 odnokorennye slova

Обозначьте окончания в словах.

10 odnokorennye slova
Источник

Проверь себя:

  • е, о, а, а, е, а, ам, ы, а, ов.

Слова без окончаний

Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:

  1. Неизменяемые прилагательные. Например, платье мини (какое), вес нетто (какой).
  2. Неизменяемые существительные. Шимпанзе, алиби, шоу, зебу, рефери.
  3. Наречия (всегда). Легко, справа, рядом.
  4. Деепричастия (всегда). Гуляя, взяв.
  5. Сравнительная степень прилагательных, наречий. Длиннее, шире.

Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.

Окончания после шипящих и «ц»

Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.

Вставьте гласные в окончания слов.

  1. Плющ…м.
  2. Пейзаж…м.
  3. Кирпич…м.
  4. Туче…й.

Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].

Правописание слов

Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.

Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, вознаградить (з перед сонорным н).

Придумайте свои слова и укажите правописание слов.

Безударные в корне слова

Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:

  • правописание гласных в слове можно проверить ударением;
  • правописание чередующихся гласных слова определяется наличием ударения, суффикса а, последующих букв;
  • правописание слов с безударным непроверяемым гласным определяется только в словаре, например, правописание слова кратчайшие (а в корне) можно проверить только так.

Объясним правописание выделенных слов.

13 odnokorennye slova

Проверь себя:

  • угол – уго́льник;
  • плечо – пле́чико;
  • весна – ве́шний;
  • звонок–зво́н;
  • грачата – гра́ч;
  • тропинка – тро́пка;
  • правдивый – пра́вда;
  • линейка – ли́ния;
  • змея – зме́и;
  • плита – пли́тки;
  • звезда – зве́зды;
  • свисток – сви́ст;
  • хлопушка – хло́п;
  • светлячок – све́т;
  • почтальон – по́чта;
  • воздушный — во́здух.

Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:

  • птица и ловить = птицелов;
  • вода и проводить = водопровод;
  • земля и копать = землекоп.

Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.

Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.

Корни с чередованием гласных

Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.

14 odnokorennye slova

Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Заросли ( о перед с), растить (а перед ст), приращивать (а перед щ).

Например, р(а)стение, ск(а)кать, прил(о)жить.

В сочетаниях лаг-лож в первом случае, пред «г» пишется «а» в корне, а перед «ж» — «о».Сложение, слагать. Аналогично с другими чередованиями.

15 odnokorennye slova

Гласные -е-, -и- в корнях с чередованием встречаются в сочетаниях типа бер-бир, тер-тир, жег-жиг, стел-стил и других. При наличии суффикса —а— пишется –и-, без него – —е-.

Например, перебир-а-ть, поджига-ть, тер-еть.

16 odnokorennye slova

Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:

17 odnokorennye slova

Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.

18 odnokorennye slova

Выполним задание.

19 odnokorennye slova

Проверь себя: добир(а)ться, собир(аю)т, замереть, зажиг(а)ть, натир(а)ть, постелить, протереть, прибир(а)ть, выжиг(а)ть, запер, заблестело.

Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.

Чередование согласных в корне слова

Рассмотрим правило чередования согласных в корне слова. Существительные с чередованием согласного в корне встречаются часто, например, кот-кошка, подруга-подружка, рука-ручка.Чередование согласных в корне примеры:

  • г-ж-з;
  • б-бл;
  • в-вл;
  • д-ж;
  • т-ч-щ;
  • п-пл.

Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.

Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.

Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.

Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).

Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, друг – дружба (друг-друж).

Напишите свои варианты чередования согласных в корне.

Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.

Однокоренные слова

  • Однокоренные и родственные слова
  • Как найти корень слова
  • Образование однокоренных слов
  • Какие слова не относятся к однокоренным
  • Однокоренные слова и формы слова

Однокоренные слова — это слова с общим смысловым корнем разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами. Например:

  • однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи:
    Существительное Прилагательное Глагол Наречие
    скорость скоростной ускоряться скоро
    бег беговой бегать бегом
    веселье весёлый веселить весело
  • однокоренные слова одной части речи, отличающиеся приставками и суффиксами:

    гулять,  загулять,  прогуливать,  выгуливать;

    бегпробежка,  бегун.

Однокоренные и родственные слова

Родственные слова — это слова, которые имеют общий корень, могут принадлежать к разным частям речи, но всегда близкие по смыслу. Например, слово  глаз  и слово  глазеть  являются родственными, так как имеют общий корень  глаз,  но одно является существительным, а другое — глаголом. Их общее значение связано со зрением.

Даже если в корне слова происходит чередование букв

книга — книжка,

снеговик — снежок,

узнать родственные слова можно по общему значению.

Поскольку родственные слова произошли от одного корня, то их называют также однокоренными, то есть словами с одним корнем. Например, слова

подлесок,  лесник,  лесной

произошли от слова  лес,  и корень у них общий —  лес.

Как найти корень слова

Корень — это главная часть слова, в которой заключается общий смысл всех однокоренных слов.

Для того чтобы найти корень, необходимо определить неизменяемую часть слова. Это часть слова, которая остается, если отбросить приставку, суффикс и окончание. Поможет найти корень подбор родственных слов и выделение у них общей, одинаковой части. Например, в словах:

придомовой,  домовитый,  домик,  домашний

неизменной остается часть  дом  — это и есть корень.

Образование однокоренных слов

Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называется словообразованием. Приставки и суффиксы придают слову определённый оттенок, то самое различие, которое изменяет значение слова, не изменяя общий смысл. Например:

кот — котик — котёнок — котяра;

письмо — подпись — надпись — запись.

Какие слова не относятся к однокоренным

  1. Слова с омонимичными корнями.

    Существуют слова, у которых на первый взгляд, одинаковый корень, но они не родственные, и отличаются по значению. Это бывает в случае с омонимичными корнями.

    Пример 1.

    В слове  красный  — корень  крас-,  родственные слова:  краснеть,  красноватый,  краснота.  Значение — цвет.

    В слове  красота  — корень тоже  крас-,  но при этом родственные слова:  красивый,  красоваться,  украшать.  И значение совсем другое — эстетичный, приятный для глаз, привлекательный.

    Пример 2.

    В слове  водный  — корень  вод,  однокоренные слова:  вода,  водяной,  наводнение.— Значение всех слов связано с водой.

    В слове  водит  — тоже корень  вод,  однокоренные слова:  водить,  водитель,  поводырь.— Значение всех слов связано с видом деятельности — вести кого-то, что-то.

    Таким образом, хоть корни и выглядят одинаково, но имеют разное значение, поэтому такие слова — не однокоренные.

  2. Разные формы одного слова.

    Если у слов отличается только окончание и/или формообразующий суффикс, то такие слова – не однокоренные. Это разные формы одного слова.

    Например, формы одного слова:

    полный  —  полнее;

    конь  —  коня  —  кони;

    падаю  —  падал  —  падала.

    Однокоренные слова:

    полный  —  полноватый;

    конь  —  конный  —  конский;

    падаю  —  падение  —  падший.

Однокоренные слова и формы слова

Форма слова — это изменение слова без изменения его лексического значения. Однокоренные слова имеют близкие, но не одинаковые значения. Чтобы уметь отличать однокоренные слова от форм слова нужно знать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

Словообразующие морфемы — это морфемы, предназначенные для образования новых слов, к ним относятся:

  • приставки:
    • бабушка  —  прабабушка;
    • гнуть  —  прогнуть;
    • город  —  пригород;
  • суффикс:
    • огонь  —  огонёк;
    • ворона  —  воронёнок;
    • рыба  —  рыбак;
  • постфикс:
    • смех  —  смеюсь;
    • лень  —  ленюсь;
    • улыбка  —  улыбаюсь.

Формообразующие морфемы — это морфемы, образующие формы одного и того же слова, к ним относятся:

  • окончание:
    • зима  —  зимы,  зиме,  зиму,  зимой;
    • синий  —  синяя,  синее,  синие;
    • белый  —  белого,  белому,  белым,  белом;
  • суффикс прошедшего времени глагола  -л-:
    • играть  —  играл;
    • бежать  —  бежал;
    • учить  —  учил;
  • суффиксы степеней сравнения прилагательных  -е,  -ее,  -ше:
    • тихий  —  тише;
    • слабый  —  слабее;
    • старый  —  старше;
  • суффикс повелительного наклонения глагола  -и-:
    • отойду  —  отойди;
    • подарю  —  подари;
    • отдохну  —  отдохни.

Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).

Чтобы понять, что такое словообразовательная пара, укажем, что нужно учитывать, чтобы назвать два слова этим термином. Из двух однокоренных лексем можно составить пару, если между ними существует словообразовательная мотивация.

Словообразовательная мотивация

Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов:

  • стол
  • стена
  • зеленый
  • красный

Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень:

красный — корень/окончание

Многие непроизводные глаголы имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса:

  • пилить
  • сказать
  • хотеть
  • веять

В русском языке постоянно происходит обновление лексического состава. От однокоренных слов образуются новые лексемы. Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего:

настольный — это «находящийся на столе«;

лесник — это «человек, охраняющий лес«.

Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.

Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.) Учитываем, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.

Основные способы словообразования Примеры

1. Приставочный

прилететь → лететь
пригород → город
доныне → ныне

2. Суффиксальный

темнота → темный
рыбный → рыба
боронить → борон
а

3. Приставочно-суффиксальный

безработица → работать
удочерить → дочь
оцепить → цепь

4. Бессуффиксный

переход → переходить

5. Сложение:
1) целых слов
2) основ слов с помощью соединительных гласных о, е
3) основ и присоединения суффикса
4) сокращенных частей слов
5) начальных букв или звуков

телефон-автомат → телефон, автомат
хлебозавод → хлеб, завод
черноморец → Чёрное море
зарплата → заработная плата
вуз → высшее учебное заведение

6. Слияние (образование слов из словосочетаний)

малопригодный → мало, пригодный

7. Переход из одной части речи в другую

больной (сущ.) → больной (ребенок),
детская (сущ.) → детская (комната)

Между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.

Выяснив значение этих терминов, определим, что такое словообразовательная пара.

Какие слова составляют словообразовательную пару?

Каждое производное слово имеет свою пару, которую составляет ему производящая (мотивирующая) лексема:

Понаблюдав, как образуются однокоренные слова друг от друга, можно сделать вывод, что такое словообразовательная пара.


Определение

Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим (мотивирующим), второе — производным (мотивированным) непосредственно от него.


Словообразовательная пара это

Как определить производящее слово?

Чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому производному слову подобрать мотивирующее слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.

Понаблюдаем:

  • слон → слонёнок;
  • бежать → убежать;
  • побелить → побелка;
  • снег → подснежник;
  • цвет → соцветие.

Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам:

  • земля → земляной;
  • земля → земелька;
  • земля → приземлить;
  • земля → заземлить.

Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда:

камень → каменеть → окаменеть → окаменелый → окаменелость

белый → белить → побелить → побелка

греть → подогреть → подогревать → подогреватель

При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования.

К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы:

Слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке укажем существительное «убыток»:

Из этих слов можно составить две словообразовательные пары:

  • быть → убыть;
  • убыть →  убыток.

Значит, производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть).

Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем.

Закономерности словообразования

1. существительные, обозначающие овеществленное качество, отвлеченный признак, образуются от однокоренных имен прилагательных:

  • злой → злость;
  • синий → синь;

2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:

варить → варенье [эн’й’э]

3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:

  • болтун  → болтунья [й’а];
  • скрипач → скрипачка;
  • приёмщик → приёмщица;
  • художник → художница;

4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:

  • (что сделать?) повторить → (что делать?) повторять;
  • ответить → отвечать;

5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:

  • обезболить → обезболивать;
  • созреть → созревать .

6. наречия и слова категории состояния с суффиксом -о/-е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:

  • блестящий ответ → ответил блестяще;
  • ветреный день → ветрено;
  • безветренный вечер → безветренно;
  • безошибочный вариант → безошибочно написать.

План словообразовательного разбора

План словообразовательного разбора

Поупражняемся, какая словообразовательная пара составлена правильно. Найдем ошибки в  словообразовательных цепочках.

Тест

А. Производящее и производное слово объединены правильно в парах:

  1. скорый — ускорить;
  2. номер — номерок;
  3. грязь — грязноватый;
  4. построить — постройка;
  5. светлый — светлеть;
  6. верхушка — верхушечный;
  7. фасовать — фасовочный;
  8. делать — недоделанный;
  9. трудный — затруднение;
  10. родной — родственный.

Б. Укажите номера слов, составляющих словообразовательную пару:

  1. гримировать — гримировочный;
  2. пять — впятером;
  3. стройка — перестройка;
  4. болтать — болтливый;
  5. зимовать — зимовка;
  6. шутить — шуточка;
  7. замарать — замарашка;
  8. глубокий — углубить;
  9. певун — певунья;
  10. черствый — почерстветь.

В. Какая словообразовательная пара составлена правильно?

  1. море — приморский;
  2. жестко — жестковатый;
  3. ежиха — ежонок;
  4. жизнь — жизненный;
  5. буксир — буксировка;
  6. семеро — всемером;
  7. знание — знаток;
  8. подготовить — подготовительный;
  9. заземлить — заземление;
  10. лечение — лечебный.

Г. Укажите номера рядов слов с правильно составленной словообразовательной цепочкой:

  1. говорить → говор → говорок;
  2. голос → голосование → голосовать;
  3. ходить → ход → выходить;
  4. играть → выиграть → выигрыш → выигрышный;
  5. сосенка → сосновый → сосняк;
  6. лист → листва → лиственный → лиственница;
  7. зима → зазимовать → зимовка;
  8. чары → очаровать → очаровательный;
  9. городить → перегородить → перегородка → перегородочный;
  10. стрелять → стрельба → стрельбище.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти скорость удаления в противоположных направлениях
  • Как составить факсимиле
  • Как найти ютуб канал по названию канала
  • Как найти плоский угол трехгранного угла
  • Как найти место под строительство гаража