Как найти перерасход горючего

Из статьи вы узнаете, каким образом выявить хищение горюче-смазочных материалов и установить вину работника. Разъяснено, какими документами руководствоваться для нормирования расходов на топливо, возможно ли взыскать с сотрудника сумму причиненного ущерба или выгоднее использовать иной метод, например, уменьшить премию или заставить работника оплатить перерасход топлива путем его покупки.

Проблема контроля расходования топлива и предотвращения его сверхнормативного использования является актуальной для большинства предприятий, эксплуатирующих транспортные средства. Если у компании имеются одна-две машины, за каждой из которых закреплен конкретный водитель, это не составит большого труда. Но если автопарк предприятия крупнее, да еще и эксплуатируется в несколько смен, то требуется детальный ежедневный анализ потребления ГСМ. Результатом могут стать выводы о перерасходе, вероятной причиной которого является поведение водителя. По итогам «разбора полетов» компания, скорее всего, захочет взыскать стоимость необоснованно израсходованных ГСМ с нерадивого работника. В этом случае необходимо очень четко соблюдать все требования к процедуре установления факта перерасхода и взыскания причиненного ущерба. В противном случае действия организации могут быть успешно оспорены в суде.

Минтранс рекомендует

Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.

Базовый документ для установления его смысла – Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее – Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.

Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.

Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра – почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.

Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:

  • зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
  • повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.

Соответственно, каждая компания рассчитывает норму расхода исходя из своей ситуации. При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках предусмотренных Методическими рекомендациями пределов утверждаются приказом или распоряжением руководителя компании. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены под личную подпись.

Три причины

На основании данных о пробеге автомобиля за определенный период рассчитывается нормативный расход топлива. Его сравнивают с фактическим расходом, а затем делается вывод о соблюдении либо несоблюдении норматива. В последнем случае причины могут быть следующими.

Во-первых, возможно, компания сама не учла всех особенностей эксплуатации автомобиля и не применила все необходимые в конкретных условиях надбавки к нормативу.

Во-вторых, не исключены неисправности в работе топливной системы. На перерасход могут влиять и особенности вождения автомобиля в конкретных условиях: например, при управлении транспортным средством на более низких передачах при заданной скорости расход ГСМ, как известно, возрастает. Такая ситуация может возникнуть, если имеются препятствия при движении (пресловутые «пробки») или приходится двигаться по спуску с ограничением скорости и т.д.

Наконец, наиболее волнующая компанию причина – это неправомерные действия самого водителя. К сожалению, не всегда сотрудники организации являются кристально честными, а отсутствие контроля может спровоцировать их слить горючее из бака служебной машины, например, в личный автомобиль (при этом километраж, требуемый для оправдания залитого по документам топлива, просто приписывается), или присвоить себе его стоимость.

Контрмеры

Способов выявления недобросовестных действий водителей, к сожалению, не так много. Самый оптимальный – это установка на транспортные средства систем мониторинга пройденного расстояния, которые водитель не в состоянии «подкрутить» (практика свидетельствует, что показания обычных одометров народные умельцы запросто могут изменить). В этом случае по приборам учета можно будет с достоверностью установить пробег (разработчики соответствующих систем контроля гарантируют расхождение не более 5%). Соответственно, «подкрутить» данные системы водитель не сможет. Также возможна установка систем контроля уровня топлива в баке. В этом случае отследить слив будет еще проще – резкое падение уровня топлива за короткий промежуток времени будет видно по приборам учета.

Если предприятие занимается регулярными перевозками, причем одними и теми же путями, оно может составить паспорта маршрутов с приложением к ним актов замера их протяженности. В этом случае расчетный километраж уже будет известен, а при установлении поправочных коэффициентов к норме расхода ГСМ будут учтены все особенности конкретной дороги. Следовательно, водитель не сможет в путевых листах отразить километраж, весьма отличающийся от данных паспорта маршрута.

К сведению

Обязательным составление паспортов маршрутов является только для пассажирских перевозок (см. Правила организации пассажирских перевозок, утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200).

К сожалению, если приборы контроля отсутствуют, а маршрут постоянно меняется, установить точный пробег автомобиля практически нереально.

Если же в компании возможно внедрение какой-либо из описанных схем, нужен дальнейший систематический мониторинг. Для этого необходимо детальное сравнение данных путевых листов, систем учета километража и информации об остатках топлива в баке по окончании смены. Причем если анализировать данные о километраже возможно, например, за несколько дней или за неделю, то измерять остаток топлива надо именно ежедневно, а когда автомобиль «трудится» посменно, то каждую смену. Это позволит избежать споров о том, в смену какого именно водителя произошел «пережог». В итоге если контролер обнаруживает перерасход, то по данному факту должна быть проведена проверка.

Кто виноват?

Независимо от субъективной убежденности компании в неправомерности действий работника процедура взыскания с него стоимости «пережога» должна быть соблюдена от «А» до «Я». Для проведения служебной проверки может быть создана специальная комиссия.

К сведению

Если проверку обстоятельств причинения ущерба компания не проведет, то ее действия по удержанию стоимости ГСМ с водителя могут быть признаны незаконными (см., например, решение Эжвинского районного суда Республики Коми от 26.04.2012 № 2-453/2012).

Поскольку стоимость перерасходованного топлива представляет для компании материальный ущерб, взыскание будет проводиться по правилам ТК РФ (гл. 39).

Одно из основных условий привлечения работника к материальной ответственности – наличие его вины. В ситуации с перерасходом ГСМ даже наличие данных систем учета и контроля безусловным доказательством вины не будет. Он, как уже было сказано, может быть вызван разными причинами. Поэтому основания считать работника виновным могут быть установлены только после того, как будут исключены все другие факторы, которые повлияют на перерасход.

И что делать?

Сначала организация должна документально подтвердить, что никаких технических причин для перерасхода нет. Для этого необходимо проверить узлы и агрегаты, работа которых влияет на расход ГСМ. Если на предприятии существует своя ремонтная база или в штате имеются соответствующие специалисты, то провести обследование и оформить заключение смогут они. В противном случае целесообразно обратиться в автосервис, который также может документально подтвердить отсутствие на автомобиле неисправностей и конструктивных особенностей, влияющих на расход топлива. Если будет установлено, что «пережог» мог быть вызван техническими причинами, привлекать к ответственности водителя, разумеется, нельзя.

Далее. Если автомобиль исправен, необходимо проверить, не является ли перерасход результатом конкретных дорожных условий его эксплуатации. Особенно это актуально для автомобилей, находящихся в интенсивной эксплуатации, и «возрастного» транспорта (например, автомобили специальных служб, общественный транспорт, транспорт экспедиционных компаний и т.д.). Как правило, их расход ввиду изношенности всех систем редко соответствует нормативному. Поэтому здесь никак не обойтись без так называемого «контрольного заезда (замера)». Для его проведения за управление автомобилем либо рядом с водителем садится незаинтересованное лицо, замеряются данные спидометра и уровень топлива в баке. Затем автомобиль выезжает и в течение 3-4 часов эксплуатируется в дорожных условиях (они должны быть аналогичны тем, в которых он используется обычно). После этого данные спидометра и топливного бака измеряются вновь и фактический расход сравнивается с нормативным.

В результате может оказаться, что конкретный автомобиль действительно расходует топлива больше, чем это предусмотрено нормативом. В таком случае предприятию придется либо увеличить нормативы, либо принять факт перерасхода как данность, на которую повлиять невозможно. Из необходимости проведения проверки обоснованности норм расхода исходит и существующая судебная практика (решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу № 2-503/11).

Перерасход – в расход

Вопрос о том, может ли предприятие в целях налогообложения установить норму расхода ГСМ по конкретному автомобилю выше максимально предусмотренной (на основании данных контрольных заездов), фактически открыт.

С одной стороны, Методические рекомендации являются обязательными для всех компаний. Более того, в п. 3 документа сказано, что он применяется в том числе и при налогообложении. С другой стороны, ни в подп. 5 п. 1 ст. 254, ни в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, которые закрепляют возможность учесть в расходах затраты на приобретение ГСМ, ничего не сказано о каких-либо предельных нормах. При этом Минтранс России, специалисты которого написали Методические рекомендации, не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов.

В итоге компаниям при нормировании расходов на ГСМ не остается ничего другого, как исходить из общей нормы ст. 252 НК об экономической оправданности и документальном подтверждении затрат. Если организация представит документы, подтверждающие, что на конкретном технически исправном автомобиле расход ГСМ выше норм, утвержденных Минтрансом России, и такое положение вещей является экономически оправданным, она будет вправе принять в расход их полную стоимость. Однако риск доказывания правомерности таких действий будет лежать на налогоплательщике (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу № А27-8757/2011).

Объяснительная

По факту обнаружения перерасхода с работника необходимо истребовать письменное объяснение (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). И это не должно быть пустой формальностью. Все изложенные доводы должны быть проверены и оценены. Например, в объяснительной работник может указать, что в какое-то время покидал автомобиль. И, возможно, именно в этот промежуток кто-то слил бензин из бака, а сам он ни при чем. В подобной ситуации возможность взыскать ущерб именно с водителя будет зависеть от двух факторов.

Во-первых, нужно выяснить, позволяет ли инструкция водителя и иные внутренние документы компании покидать автомобиль после прекращения движения. Конечно, очевидно, что невозможно не выходить из автомобиля в течение всей рабочей смены. Но если документами предусмотрено, что покидать автомобиль водитель может, например, только после постановки его в охраняемый гараж либо передав транспорт под контроль иных работников, то все основания для привлечения нарушителя к материальной ответственности будут налицо.

Во-вторых, остается открытым вопрос о том, соблюдала ли сама компания обязанность по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ). И если будет установлено, что водитель оставил автомобиль без присмотра, например, потому, что ему не был обеспечен доступ на охраняемую предприятием территорию либо отсутствовали работники, которым он должен передавать транспортное средство, то о наличии в его действиях вины не может быть и речи.

Размер имеет значение

После того, как будут оценены все обстоятельства, повлекшие «пережог», и компания будет располагать достаточными данными о вине работника, необходимо определиться с размером взыскиваемого ущерба.

Применительно к перерасходу ГСМ это будет цена его приобретения (с НДС) на день причинения ущерба (ч. 1 ст. 246 ТК РФ).

К сведению

Водителя нельзя признать полностью материально ответственным лицом в отношении используемого топлива. Дело в том, что ГСМ в понимании ст. 243 и 244 ТК РФ не является вверяемым работнику имуществом, а сам водитель не является лицом, с которым может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Используемые ГСМ служат для них лишь средством, необходимым для исполнения трудовых обязанностей, которым водителя должен обеспечить работодатель (ст. 22 ТК РФ).

При взыскании с работника стоимости перерасходованного ГСМ следует соблюдать ограничения, предусмотренные ст. 138 ТК РФ. По общему правилу размер разового удержания не может превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику. Получается, что если стоимость перерасхода превысит 20% начисленной зарплаты, то взыскивать придется ежемесячно не более чем по 20% до возмещения всей суммы ущерба.

Взыскание с работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя в срок не позднее 1 месяца с момента окончательного установления размера ущерба (ст. 248 ТК РФ).

Альтернативные варианты

Конечно, описанный порядок взыскания с работников стоимости ГСМ является весьма кропотливым, требующим учета многих факторов и правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому в некоторых случаях предприятия обеспечивают возмещение затрат по «пережогу» иными способами.

Наличие перерасхода уменьшает премию

Чтобы применить этот способ, внутренними документами компании выплата премии должна быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия перерасхода.

Но здесь также следует учитывать, что перерасход может быть вызван иными причинами, а не только действиями работника. Поэтому, чтобы сотрудник не смог оспорить депремирование, целесообразно ставить премирование в зависимость от доведения работником факта перерасхода до работодателя.

Например, в инструкции водителя можно прописать обязанность незамедлительно по окончании смены доводить до руководства информацию о наличии перерасхода. С технической точки зрения, возможно отследить исполнение этой обязанности, если на автомобиле установлены приборы учета пробега (километража), данные которых водитель не может изменить. По окончании смены, получив данные о пробеге, измерив остаток топлива в баке и сравнив эти данные со сведениями о количестве топлива на начало смены, водитель самостоятельно может рассчитать, вышел ли он за пределы норматива. Далее, узнав об обнаруженном перерасходе, представители администрации могут принять оперативные меры для установления его причин. Работник, в свою очередь, оградит себя от материальной ответственности в спорной ситуации. Если же водитель обязанности по своевременному информированию о перерасходе ГСМ не выполнил, допустив его нарастание, лишение такого работника премии будет обоснованным.

Водитель оплачивает перерасход путем покупки топлива

Конечно, такой способ возможен только при согласии водителя. Но в качестве мотивации работнику можно объяснить, что в противном случае будет проведено служебное расследование, и факт привлечения к материальной ответственности может негативно отразиться на характеристике такого водителя, например, при применении поощрений либо при поиске им новой работы.

Источник: Разъяснения Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф

Информация для: работодателей

Водитель компании замечен в значительном перерасходе ГСМ (в 2,5 раза выше норматива). Писать объяснительную отказывается, собрался увольняться и требует полную зарплату. Что делать в этой ситуации компании, рассказал Роструд.

За растрату бензина можно привлечь работника к материальной ответственности (ст. 238 ТК РФ). В общем случае — в пределах среднемесячного заработка, а при умышленном ущербе наступает полная матответственность (ст. 241 ТК РФ).

Размер ущерба, который причинен работодателю при утрате и порче имущества, рассчитывают по фактическим потерям, исчисляемым по рыночным ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по бухучету. Если не получается установить дату причинения ущерба, его размер рассчитывают на дату обнаружения.

Прежде чем принять решение о возмещении сотрудником ущерба, нужно:

  • провести проверку (ст. 247 ТК РФ);
  • установить размер ущерба;
  • определить причины ущерба, истребовав у работника письменные объяснения, а если он отказывается их дать — оформить акт.

Ущерб, не превышающий среднемесячный заработок, можно взыскать с зарплаты сотрудника без его согласия, издав соответствующий приказ (ч. 1, 2 ст. 248 ТК РФ). Взыскать ущерб в большем размере получится только с согласия работника или через суд.

Правила составления распоряжения (приказа) о взыскании ущерба:

  • форма документа — произвольная;
  • подписывает руководитель организации;
  • издать документ необходимо в течение месяца с даты окончательного установления размера и причин ущерба.

После издания приказа ознакомьте с ним виновного сотрудника.

Чтобы удержать с сотрудника перерасход ГСМ, в ЗУП 3.1 потребуется настроить новое Удержание (Настройка – Удержания) с назначением Удержание в счет расчетов по прочим операциям. Выбор Вида операции по зарплате будет зависеть от счета БУ, на котором нужно учесть удержанную сумму:

Подробнее настройка удержаний с точки зрения бухгалтерского учета разобрана в статье Настройка проводок для удержаний в 1С ЗУП 3.1.

Зарегистрировать разовое удержание в ЗУП 3.1 можно также двумя способами: через ввод значения показателя или как постоянное удержание на 1 месяц. Варианты настройки рассмотрены в кейсе Регистрация разового удержания в ЗУП 3.

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Приложение N 5

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА

(в примерах приводятся условные цифры)

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-217030 Приора составляет 00000001.wmz = 8,2 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D = 15%.

Нормативный расход топлива составляет:

00000002.wmz л

2. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-111840 Калина, работавший в горной местности на высоте 850 — 1500 м над уровнем моря, совершил пробег 220 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-111840 Калина составляет 00000003.wmz = 8,0 л/100 км;

надбавка за работу в горной местности на высоте от 801 до 2000 м над уровнем моря составляет D = 10% (среднегорье).

Нормативный расход топлива составляет:

00000004.wmz л

3. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Волга Сайбер, работавший в городе с населением 1,5 млн. человек в зимнее время, совершил пробег 85 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Волга Сайбер составляет 00000005.wmz = 11,0 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 1,5 млн. человек составляет D = 25%, за работу в зимнее время D = 15%.

Нормативный расход топлива составляет:

00000006.wmz л

4. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Daewoo Nexia, оборудованный кондиционером и работавший в городе с населением 150 тыс. человек, совершил пробег 115 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Daewoo Nexia составляет 00000007.wmz = 8,2 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D = 10%, при использовании кондиционера при движении автомобиля составляет D = 7%.

Нормативный расход топлива составляет:

00000008.wmz л

5. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Mercedes-Benz S500, оборудованный установкой климат-контроль, в зимнее время за рабочую смену в городе с населением 4 млн. человек совершил пробег 75 км, при этом вынужденный простой автомобиля с работающим двигателем составил 2 часа.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Mercedes-BenzS500 составляет 00000009.wmz = 14,8 л/100 км;

время вынужденного простоя с работающим двигателем T = 2,0 часа;

надбавка за работу в городе с населением 4 млн. человек составляет D = 25%; за работу в зимнее время D = 10%; при использовании установки климат-контроль при движении автомобиля D = 10%; при вынужденном простое автомобиля с работающим двигателем за один час простоя — 10% от значения базовой нормы, то же на стоянке при использовании установки климат-контроль — 10% от значения базовой нормы.

Дополнительный расход топлива на простой автомобиля с работающим двигателем составит:

00000010.wmz л

Нормативный расход топлива составляет:

00000011.wmz л

6. Из путевого листа установлено, что городской автобус НефАЗ-5299-10-15 работал в городе с населением 2 млн. человек в зимнее время с использованием штатных отопителей салона, совершил пробег 145 км при времени работы на линии 8 ч.

Исходные данные:

транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса НефАЗ-5299-10-15 составляет 00000012.wmz = 39,0 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 2 млн. человек составляет D = 20%; за работу в зимнее время составляет D = 8%;

норма расхода топлива на работу отопителя составляет 00000013.wmz = 2,5 л/ч.

Нормативный расход топлива составляет:

00000014.wmz л

7. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЗ-43253-15 при пробеге 320 км выполнил транспортную работу в объеме 1750 т·км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-43253-15 составляет 00000015.wmz = 24,2 л/100 км;

норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляет 00000016.wmz = 1,3 л/100 т·км.

Нормативный расход топлива составляет:

00000017.wmz л

8. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-65117-62 с прицепом выполнил транспортную работу в объеме 8400 т·км в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800 — 2000 м и совершил общий пробег 470 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-65117-62 составляет 00000018.wmz = 26,0 л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет 00000019.wmz = 1,3 л/100 т·км;

норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляет 00000020.wmz = 1,3 л/100 т·км;

надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%; за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;

масса снаряженного прицепа 00000021.wmz = 4,2 т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-65117-62 с прицепом составляет:

00000022.wmz л/100 км.

Нормативный расход топлива составляет:

00000023.wmz л

9. Из путевого листа установлено, что седельный тягач МАЗ-5440-А8 с полуприцепом выполнил транспортную работу в объеме 16200 т·км при пробеге 600 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для тягача одиночного МАЗ-5440-А8 составляет 00000024.wmz = 18,7 л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет 00000025.wmz = 1,3 л/100 т·км;

норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа 00000026.wmz = 1,3 л/100 т·км;

масса снаряженного полуприцепа 00000027.wmz = 8,0 т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5440-А8 с полуприцепом без груза составляет:

00000028.wmz л/100 км

Нормативный расход топлива составляет:

00000029.wmz л

10. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-65115, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 185 км, выполнив при этом m = 20 ездок с грузом. Работа осуществлялась в карьере.

Исходные данные:

транспортная норма расхода топлива на пробег для автомобиля-самосвала КамАЗ-65115 (с коэффициентом загрузки 0,5) составляет 00000030.wmz = 36,8 л/100 км;

норма расхода топлива на каждую ездку с грузом составляет 00000031.wmz = 0,25 л;

надбавки при обкатке автомобилей, вышедших из капитального ремонта, D = 10%; на работу в карьере D = 25%.

Нормативный расход топлива составляет:

00000032.wmz л

11. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок и снижений.

Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25,0 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,08 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс базового бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет 00000033.wmz = 27,7 л/100 км;

норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет 00000034.wmz = 1,3 л/100 т · км;

масса снаряженного самосвального прицепа 00000035.wmz = 4,5 т;

норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом составляет:

00000036.wmz л/100 км

Нормативный расход топлива составляет:

00000037.wmz л

12. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон Fiat Ducato 2.3TDI, работая в черте города с населением 150 тыс. человек с частыми остановками, совершил пробег 120 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона Fiat Ducato 2.3TDI составляет 00000038.wmz = 10,8 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D = 10%; надбавка за работу с частыми технологическими остановками — D = 10%; надбавка за работу без учета веса перевозимого груза — D = 10%.

Нормативный расход топлива составляет:

00000039.wmz л

Производственная организация в перевозках для собственных нужд использует грузовое транспортное средство (далее — ТС, автомобиль), находящееся в ее собственности. Выяснилось, что водитель — работник организации, перевозя готовую продукцию на склады по Беларуси, израсходовал топливо сверх нормы. Рассмотрим, как компенсировать причиненный им ущерб, размер которого меньше трех среднемесячных заработков водителя.

Несколько слов о расходе топлива

Чтобы отследить, экономично ли расходуется топливо, сравнивают его фактический расход с рассчитанной нормой. А устанавливая последнюю, используют линейные обязательные нормы, утвержденные Минтрансом <*>. Они зависят от марки
и модели ТС.

Обратите внимание!
Если обязательных норм нет, например при эксплуатации автомобиля новой модели, прибегают к временным нормам <*>.

Обязательные нормы корректируют. Чаще всего их повышают. На практике это делают, если ТС эксплуатируется, например:
— при температуре ниже 0 °C;
— в условиях снежных заносов, сильных снегопадов, гололедицы;
— в городах с определенной численностью населения.

При эксплуатации ТС на асфальтированных и цементобетонных дорогах вне населенных пунктов (далее — трасса) нормы понижают <*>.

Соответствующие понижения и (или) повышения устанавливает приказом руководитель организации <*>. Предельные значения повышений (понижений) определены законодательством <*>.

Норму расхода с учетом повышения (понижения) обычно называют расчетной.

Пример определения расчетной нормы расхода топлива
Для перевозки своей продукции организация использует Ford Transit 350 2,4D (55 kW). Линейная норма расхода дизельного топлива для данного ТС — 9,5 л/100 км. Учет транспортной работы в тонно-километрах не ведется. Приказом установлено понижение для перевозок по трассе в размере 12% и повышение за перевозку грузов на 5%.
Расчетная норма составит <*>:
— для перевозки груза по трассе — 8,8 л/100 км (9,5 л/100 км + 9,5 л/100 км x 5% —
9,5 л/100 км x 12%);
— при возвращении порожнего автомобиля — 8,4 л/100 км (9,5 л/100 км —
9,5 л/100 км x 12%).

В некоторых случаях к расчетной норме прибавляется дополнительный расход топлива (например, если эксплуатируется ТС с прицепом). Его предельные размеры установлены законодательством <*>.

Алгоритм привлечения к матответственности

Шаг 1. Фиксируем пережог топлива и определяем размер ущерба

Как правило, фактический расход топлива вычисляют следующим образом:

Количество топлива в баке можно определить:
— зная его объем. Вместимость топливного бака автомобиля указывается в техдокументации к нему. От этой величины отнимают количество топлива, поместившегося при заправке автомобиля до полного бака;
— используя специальные приборы (например, топливомеры, метроштоки и т.д.).

Как правило, результат расходования топлива определяют в конце каждого месяца. Это может быть экономия топлива или его перерасход — пережог. Документальным основанием для выявления пережога выступает акт снятия остатков <*>, а также документы, подтверждающие использование топлива. Это путевые листы, накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов (ГСМ) или карточки учета расхода топлива, иные документы, которые содержат сведения о работе водителя и автомобиля или используются для оперативного и бухгалтерского учета топлива.

В нашей ситуации пережог топлива — это ущерб, причиненный производителю. То есть по вине водителя имеет место утрата, из-за которой производитель вынужден нести дополнительные расходы на приобретение топлива.

Определить размер ущерба можно так. Сначала выявить его величину в натуральных показателях (как правило, в литрах). Для этого от фактического расхода топлива отнять расход по норме. Затем полученное значение умножить на стоимость, по которой недостающее топливо числится в бухучете <*>.

Шаг 2. Выясняем причины перерасхода топлива

Чтобы установить причины перерасхода топлива, производитель может создать специальную комиссию. Для этого издается распорядительный документ, как правило приказ <*>. Комиссия действует постоянно или созывается в каждом случае перерасхода ГСМ. Обычно в нее включают начальника транспортного отдела, кадровика, механика. Их задача — выявить причины перерасхода и его виновника.

В рассматриваемом случае ущерб от перерасхода причинен по вине водителя (ТС использовалось в личных целях и т.п.). И чаще всего виновные действия водитель совершает умышленно. То есть осознает, что нарушает трудовые обязанности, предвидит, что его действия повлекут перерасход топлива, а значит, причинят производственной организации ущерб, и допускает наступление таких последствий (относится к ним безразлично).

Виновность может признать сам водитель (например, в объяснительной записке), а может установить комиссия.

Во втором случае изучают данные путевых листов, информацию о пробеге по спидометру, движении ГСМ. Сделать это проще, если автомобиль оснащен:
— системой мониторинга пройденного расстояния, показания которой водитель не может фальсифицировать;
— устройством контроля топлива в баке.

Кроме того, проводят контрольные заезды. В случае когда водитель постоянно следует одним маршрутом, можно разработать паспорт маршрута. В таком документе среди прочего указывают дорожные условия движения ТС, протяженность маршрута. Все это позволяет отследить, вносил ли водитель в путевой лист данные, отличные от фактических.

На заметку
Расход топлива сверх нормы также может быть вызван:
— техсостоянием автомобиля. Так, к пережогу приводит подтекание топлива в системе питания ТС;
— занижением расчетной нормы расхода. Например, если, устанавливая повышения, не учесть дорожные условия (скажем, пробки), в которых будет эксплуатироваться автомобиль.
В таком случае взыскать ущерб с водителя нельзя.

Шаг 3. Проверяем наличие всех условий привлечения к матответственности

За причиненный пережогом топлива ущерб производитель вправе привлечь водителя к матответственности <*>. Это можно сделать, если при наличии ущерба и вины <*>:

1) поведение водителя было противоправным. То есть он допустил пережог по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей;

 Пример
Согласно рабочей инструкции водитель должен соблюдать рекомендации по маршруту движения. В их нарушение водитель уклонился от кратчайшего маршрута, чтобы заехать домой. Во время стоянки двигатель не глушил. Это повлекло перерасход топлива.

2) между ущербом и неисполнением (ненадлежащим исполнением) трудовых обязанностей есть причинно-следственная связь.

При этом должны отсутствовать обстоятельства, исключающие ответственность водителя. Пример таких обстоятельств — форс-мажор, состояние крайней необходимости.

Шаг 4. Взыскиваем ущерб

Водитель, умышленно допустивший перерасход топлива, как правило, несет полную матответственность <*>. То есть возмещает ущерб в полном объеме.

Наниматель может компенсировать свой ущерб несколькими способами:

1) для начала стоит предложить водителю возместить ущерб добровольно. Лучше, если согласие будет оформлено письменно. Например, водитель напишет заявление о добровольном возмещении ущерба или с ним заключат соответствующее соглашение. Целесообразно, чтобы такие документы устанавливали сроки перечисления денег;

Пример формулировки заявления
В связи с излишним расходом мною топлива за период с 01.03.2018 по 30.03.2018 обязуюсь возместить причиненный ущерб в размере 53,54 руб. добровольно путем перечисления указанной суммы на расчетный счет ООО «Хлебовичок» не позднее 17.04.2018.

2) если водитель откажется возместить ущерб в добровольном порядке — распорядиться удержать сумму ущерба из зарплаты. Это можно сделать, если одновременно выполняются следующие условия:

— ущерб не превышает трех среднемесячных зарплат водителя <*>;

На заметку
Как определить среднюю зарплату за месяц — установлено законодательством <*>.

— у водителя затребовано письменное объяснение <*>;
— решение об удержании принято не позже двух недель со дня обнаружения ущерба. То есть со дня, когда стало известно о наличии ущерба.

Чтобы удержать сумму ущерба, руководитель издает распоряжение или приказ. С таким документом водителя ознакомляют под подпись. А если он отказывается — составляют соответствующий акт.

Удержать деньги можно не раньше 10 дней со дня сообщения об удержании
водителю <*>. При этом бухгалтерия производителя должна соблюдать:
— ограничения. Так, общий размер всех удержаний не должен превышать 50% причитающейся водителю зарплаты <*>;
— запреты. Например, нельзя производить удержание из выходных пособий и компенсационных выплат <*>;

3) подать иск о возмещении водителем суммы ущерба.

В рассматриваемой ситуации сумма ущерба от пережога топлива не превышает трех средних зарплат водителя за месяц. Значит, ее можно удержать по распоряжению руководителя из зарплаты виновника <*>. Однако нанимателю придется обратиться в суд, если <*>:
— пропущен срок издания распорядительного документа;
— водитель не согласен с размером ущерба.

В этом случае составляют исковое заявление. В нем, в частности, описывают, при каких обстоятельствах водитель причинил ущерб, указывают его сумму. К иску прилагают документы, подтверждающие:
— уплату госпошлины. Ее размер составляет 5% от цены иска <*>;
— перерасход топлива (к примеру, путевые листы) и размер ущерба (карточки учета топлива, чеки на приобретение топлива);
— наличие условий привлечения к матответственности (объяснительная записка водителя, акт комиссии).

У нанимателя есть год, чтобы подать иск <*>. Документы необходимо направить в районный (городской) суд по месту жительства водителя <*>.

Адреса судов общей юрисдикции и реквизиты для уплаты госпошлины размещаются на сайте Верховного Суда.

Исковое заявление рассматривают в течение месяца со дня принятия <*>. Если его удовлетворят, производителю выдадут исполнительный лист. В случае когда водитель игнорирует решение суда, взыскивать ущерб можно принудительно через органы принудительного исполнения (ОПИ). ОПИ возбудит производство и передаст исполнительный документ производственной организации. На основании его бухгалтерия удержит сумму ущерба из зарплаты водителя.

Виды топлива, их классификация

Расчет, нормирование и анализ расхода ГСМ для автомобилей, машин и механизмов

Распределение расходов на ГСМ по видам услуг

Расчет остатков бензина на конец отчетного периода и анализ фактических расходов по сравнению с нормативными

Топливо — это вещество, способное выделять энергию в ходе определенных процессов, которую можно использовать для технических целей.

Виды топлива:

  • по агрегатному состоянию:

– твердое — древесина, горючий сланец, уголь, торф и т. д.;

– жидкое — дизельное топливо, мазут. керосин, бензин, масла, спирты и т. д.;

– газообразное — пропан, водород, сжатый природный газ, бутан и т. д.,

  • по способу получения:

– природное (уголь, нефть, газ);

– искусственное.

Затраты на ГСМ относятся к материальным затратам организации.

Материальные затраты — это затраты на приобретение сырья и материалов для создания готовой продукции.

Затраты на покупку ГСМ отражаются в смете расходов. Они зависят от:

  • количества единиц транспорта каждого вида;
  • его технических характеристик;
  • норм пробега и норм расхода ГСМ;
  • стоимости ГСМ;
  • поправочных коэффициентов к нормам расхода, установленных в зависимости от климатической зоны, места использования автомобиля и т. д.

Затраты на приобретение горюче-смазочных материалов составляют существенную часть расходов организаций, которые используют в своей работе транспорт.

Обратите внимание!

Для целей налогового учета такие затраты признаются только при условии, что приобретение ГСМ обосновано и документально подтверждено — чеками АЗС, счетами-фактурами, путевыми листами (документы, подтверждающие поездки транспорта, в ходе которых приобретенное горючее было использовано).

Путевой лист — основной первичный документ учета работы водителя, пробега автомобиля, маршрута его следования. Выдается водителям транспортных средств ежедневно.

В путевых листах обязательно указывают:

  • маршрут и цель поездок, чтобы обосновать их производственную направленность;
  • расстояние, пройденное автомобилем, на основании показаний спидометра;
  • количество горючего, которое было израсходовано в поездках.

Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в бензине, газе или дизельном топливе для различных видов транспорта на конкретный километраж или в час работы.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых транспортных средств в соответствии с условиями их работы согласно классификации и назначению. Нормы расхода ГСМ для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на горюче-смазочные материалы, контролировать перерасход, списывать ГСМ со счетов предприятия (организации) согласно законодательству. Нормы необходимы также:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости конкретной перевозки и себестоимости всей перевозочной работы;
  • правильного расчета налогов и т. д.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения. Устанавливается на 100 км пробега.

Транспортная норма (норма на транспортную работу) зависит от грузоподъемности, нормируемой загрузки пассажиров или конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается на месте эксплуатации автотранспорта на основе базовой или транспортной норм с использованием поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия эксплуатации.

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Он = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где Он — нормативный расход топлив, л;

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

К сведению

Для планирования, расчета и списания затрат на ГСМ предприятие (организация) может использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (далее — Нормы расхода ГСМ), утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.07.2015), отраслевые или местные нормы, разработанные и утвержденные на предприятии (в организации).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2017.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти предел пропорциональности
  • Как найти где служил мой прадед
  • Решение задач на движение как найти расстояние
  • Как найти массу протона калия
  • Как найти периметр прямоугольника без умножения