Математика 2 класс. Урок №15.
Периметр многоугольника
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Что такое периметр прямоугольника?
— Как найти периметр прямоугольника?
Глоссарий по теме:
Периметр – это сумма длин сторон многоугольника.
Многоугольник – это геометрическая фигура, которая со всех сторон ограничена замкнутой ломаной линией.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/–8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с. 42, 43.
2. Глаголева Ю. И., Волкова А. Д.Математика. КИМы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, Уч. лит, 2017, с.17.
3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 2 кл.: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.- с.28, 29.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Нам уже знакомо понятие «ломаная линия». Знаем, что ломаная линия может быть незамкнутой и замкнутой.
Замкнутая ломаная линия называется по-другому многоугольник. Многоугольники могут быть разными, их названия во многом зависят от количества углов многоугольника.
У каждого многоугольника свое число сторон. Каждая сторона имеет свою длину. Сумма длин всех сторон многоугольника называется периметром.
Кратко слово «периметр» записывается буквой «пэ» – Р.
Научимся находить периметр многоугольника двумя способами.
1 способ.
С помощью линейки измерим длину каждой стороны и найдем сумму длин
Р=2см+5см+2см+5см=14 см
Периметр четырехугольника равен четырнадцати сантиметрам.
2 способ
С помощью циркуля на прямой отложим один за другим отрезки равные по длине сторонам четырехугольника.
Далее с помощи линейки узнаем длину получившегося отрезка 14 см.
В этом случае длину каждой стороны узнавать не пришлось. Периметр четырехугольника равен четырнадцати сантиметрам.
Найдём периметр треугольника первым способом.
С помощью линейки измерим длину каждой стороны и найдем сумму длин.
Р = 5см + 5см + 3см = 13см
Вывод: Сумма длин всех сторон многоугольника называется периметром.
Тренировочные задания.
- Выберите правильный ответ
Длины сторон четырёхугольника равны 3см, 5 см, 6 см, 4 см. Чему равен периметр этой фигуры?
Варианты ответов:
1.18см
2.14см
3.17см
4.16см
Правильный ответ:
1. 18см
2.Соедините многоугольники, которые имеют одинаковый периметр
Правильный ответ:
Тип задания
Цель задания
Формулировка задания
Методические комментарии (в том числе критерии оценивания)
Предполагаемые ответы детей
Примечание (при необходимости)
Узнавание
Создать условия для узнавания новой темы
Найди в тексте и назови определение понятия «Периметр многоугольника»
Найди в учебнике определение понятия «Периметр многоугольника». Выбери верное определение из предложенных на карточке.
Определения:
Периметр многоугольника — это сумма длин двух его сторон.
Периметр многоугольника — это сумма длин всех его сторон.
Периметр многоугольника — это сумма длин четырех его сторон.
3. Выбери геометрическую фигуру, которая является многоугольником
А)
Б)
В)
Алгоритм:
Открой учебник
Найди определение понятия «Периметр многоугольника»
Назови определение
Алгоритм:
Открой учебник
Найди определение понятия «Периметр многоугольника»
Возьми карточку
Выбери верное определение из предложенных ниже на карточке
Алгоритм:
Прочитай задание
Выбери фигуру — многоугольник
Назови ответ
Периметр многоугольника — это сумма длин всех его сторон.
Периметр многоугольника — это сумма длин всех его сторон.
В)
Критерии:
За правильный ответ – 1 балл;
За неправильный ответ — 0 баллов.
Критерии:
Выбрал (а) определение верно – 1 балл; Выбрал (а) неверно/не выбрал (а) определение – 0 баллов.
Критерии:
Выбрал (а) фигуру верно — 1 балл;
Выбрал (а) неверно/не выбрал (а) фигуру — 0 баллов.
Воспроизведение
Создать условия для воспроизведения полученных знаний
Вспомни и назови определение понятия «Периметр многоугольника»
Дополни определение «Периметр многоугольника — это … длин … сторон»
3.Вспомни и назови свойства многоугольников
Алгоритм:
Прочти задание
Вспомни определение 3. Назови его.
Алгоритм:
Вспомни определение 2. Прочти определение на карточке
3. Дополни его.
Алгоритм:
Вспомни тему «Многоугольник»
Вспомни свойства многоугольников
Назови их.
1.Периметр многоугольника — это сумма длин всех его сторон.
Периметр многоугольника — это сумма длин всех его сторон.
Многоугольники называются по числу углов. В многоугольнике столько вершин и сторон, сколько углов.
Критерии:
Назвал (а) определение верно – 2 балла; Допустил (а) ошибки – 1 балл; Не назвал (а) определение – 0 баллов.
Критерии:
Дополнил (а) определение верно — 2 балла; Допустил (а) ошибки – 1 балл; Не дополнил (а) определение – 0 баллов.
Критерии:
Назвал (а) свойства верно – 2 балла; Допустил (а) ошибки – 1 балл; Не назвал (а) свойства – 0 баллов.
Понимание
Организовать деятельность обучающихся по осознанию и пониманию новых знаний
Объясни, зачем измеряют длину каждой стороны многоугольника?
Никита решил найти периметр пятиугольника
У него получилась такая запись:
« 2+2+4+4 = (12 см.) »
Подумай, правильно ли Никита нашел периметр пятиугольника? Почему?
Ваня нашел периметр многоугольника. У него получилось такое равенство:
5+3+3+6+5+4= 26 (см.)
Подумай, как называется геометрическая фигура, периметр которой нашел мальчик? Объясни свой ответ.
Алгоритм:
1.Прочитай вопрос
2.Назови ответ
Алгоритм:
Прочитай задание
Рассмотри рисунок и запись
Вспомни, как находить периметр многоугольника
Ответь на вопрос.
Алгоритм:
1.Прочитай задание
2.Рассмотри равенство
3.Вспомни определение периметра многоугольника.
4.Вспомни, как называют многоугольники
5.Ответь на вопрос.
Чтобы найти периметр многоугольника
Никита нашел периметр пятиугольника неправильно. Потому что периметр многоугольника — сумма длин всех его сторон. А Никита сложил длины только 4 сторон.
Шестиугольник, потому что Ваня сложил 6 сторон многоугольника.
Если у многоугольника 6 сторон, то это шестиугольник.
Критерии: Объяснил (а) верно – 1 балл; Объяснил (а) неверно/ не объяснил (а) – 0 баллов.
Критерии: Объяснил (а) верно – 1 балл; Объяснил (а) неверно/ не объяснил (а) – 0 баллов.
Критерии:
Назвал (а) фигуру и верно объяснил (а) – 2 балла; Назвал (а) только фигуру – 1 балл; Не назвал (а) фигуру – 0 баллов.
Применение в знакомых условиях
Создать условия для самостоятельного преобразования усвоенной информации в разнообразных знакомых ситуациях
Измерь стороны четырехугольника и найди его периметр в сантиметрах.
Найди периметр многоугольника со сторонами 3 см., 5 см., 3 см., 6 см., 4 см.
Найди периметр многоугольника.
Начерти в тетради треугольник. Измерь и подпиши длины его сторон. Найди периметр треугольника.
Алгоритм:
Прочитай задание
Вспомни определение периметра многоугольника
Измерь стороны многоугольника
Найди его периметр
Запиши ответ
Алгоритм:
Прочитай задание
Вспомни, как находить периметр многоугольника
Найди периметр
Запиши ответ
Алгоритм:
Прочитай задание
Вспомни, как находить периметр многоугольника
Найди периметр
Запиши ответ
Алгоритм:
Прочитай задание
Начерти треугольник
Измерь и подпиши лины его сторон
Найди периметр треугольника
Запиши ответ
Измеряют стороны многоугольника и находят его периметр, записывают ответ.
3+5+3+6+4 = 21 (см.)
Ответ: периметр многоугольника равен 21 см.
3.
5+2+2+3+4= 16 (см.)
Ответ: периметр многоугольника равен 16 см.
4.Чертят треугольник, измеряют и подписывают длины его сторон. Находят периметр, записывают ответ.
Критерии:
Решил (а) верно – 2 балла; Допустил (а) ошибки – 1 балл; Решил (а) неверно /не решил (а) – 0 баллов.
Критерии:
Решил (а) верно – 1 балл; Решил (а) неверно /не решил (а) – 0 баллов.
Критерии:
Решил (а) верно – 1 балл; Решил (а) неверно /не решил (а) – 0 баллов.
Критерии:
Выполнил (а) задание верно — 2 балла;
Допустил (а) ошибки — 1 балл;
Выполнил (а) неверно/ не выполнил (а) — 0 баллов.
Применение в новых условиях
Создать условия для самостоятельного преобразования усвоенной информации в новых ситуациях
Составь задания для одноклассников по теме «Периметр многоугольника» (не менее 3 заданий)
Сочините для одноклассников математическую сказку о периметре многоугольника.
3.Создай модель многоугольника из спичек. Найди его периметр.
Алгоритм:
1.Прочитай задание
2. Подбери или придумай задания
3.Проведи для своих одноклассников
Алгоритм:
1. Вспомни тему
«Периметр многоугольника»
2.Сочини математическую
сказку о периметре многоугольника
3.Прочитай сказку
своим одноклассникам
Алгоритм:
Прочитай задание
Создай модель многоугольника
Вспомни определение периметра многоугольника
Измерь длины его сторон
Найти периметр
Запиши ответ
Составляют задания, проводят для одноклассников
Сочиняют сказку о периметре многоугольника, рассказывают ее одноклассникам
Создают модель многоугольника, измеряют длины его сторон, находят периметр, записывают ответ
Критерии:
Составил (а) 3 и более заданий — 2 балла;
Составил (а) меньше 3 заданий — 1 балл;
Не составил (а) задания — 0 баллов
Критерии:
Составил (а)
сказку и прочитал (а)
одноклассникам – 2 балла;
Составил (а)
сказку и показал (а) учителю – 1 балл;
Не составил (а) сказку — 0 баллов
Критерии:
Создал (а) модель многоугольника, нашел (ла) периметр — 2 балла;
Создал (а) модель многоугольника, но не нашел (ла) периметр/ допустил (а) ошибки — 1 балл
Не выполнил (а) задание — 0 баллов
1.Найди периметр прямоугольника.
Р=
________________________________
Р=
________________________________
Ответ:
Р= ______________
2.
Найди периметр данных фигур.
Р=
________________________________
Р=
________________________________
Ответ:
Р= ______________
Р=
________________________________
Р=
________________________________
Ответ:
Р= ______________
3.Найди
периметр пятиугольника.
Р=
________________________________
Р=
________________________________
Ответ:
Р= ______________
4. Найди
периметр геометрических фигур.
Р=
________________________________
Р=
________________________________
Ответ:
Р= ______________
1.Найди периметр прямоугольника.
Р=
________________________________
Р=
________________________________
Ответ:
Р= ______________
2.
Найди периметр данных фигур.
Р=
________________________________
Р=
________________________________
Ответ:
Р= ______________
Р=
________________________________
Р=
________________________________
Ответ:
Р= ______________
3.
Найди периметр пятиугольника.
Р=
________________________________
Р=
________________________________
Ответ:
Р= ______________
4. Найди
периметр геометрических фигур.
Р=
________________________________
Р=
________________________________
Ответ:
Р= ______________
1.Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найди периметр прямоугольника.
2. Запиши числовые выражения, найди их значение:
-к 12 прибавить разность чисел 9 и 5;
-к сумме чисел 8 и 6 прибавить 10;
-от 50 отнять сумму чисел 9 и 1;
-от суммы чисел 9 и 5 отнять разность чисел 12 и 6.
3.Запиши. Сравни:
1дм5см…2дм 1час05мин…70мин
3дм6см…6дм3см 1нед…15сут
12см…1дм2см 1год…13мес
2см…14мм 1год…1век
4.Начерти ломаную линию, состоящую
из 4 звеньев, в сумме которая равна 13 см.
1.Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найди периметр прямоугольника.
2. Запиши числовые выражения, найди их значение:
-к 12 прибавить разность чисел 9 и 5;
-к сумме чисел 8 и 6 прибавить 10;
-от 50 отнять сумму чисел 9 и 1;
-от суммы чисел 9 и 5 отнять разность чисел 12 и 6.
3.Запиши. Сравни:
1дм5см…2дм 1час05мин…70мин
3дм6см…6дм3см 1нед…15сут
12см…1дм2см 1год…13мес
2см…14мм 1год…1век
4.Начерти ломаную линию, состоящую
из 4 звеньев, в сумме которая равна 13 см.
1.Начертите прямоугольник со сторонами 8 см и 2 см. Найди периметр прямоугольника.
2. Запиши числовые выражения, найди их значение:
-к 16 прибавить разность чисел 9 и 5;
-к сумме чисел 8 и 6 прибавить 20;
-от 70 отнять сумму чисел 9 и 1;
-от суммы чисел 9 и 9 отнять разность чисел 11 и 7.
3.Запиши. Сравни:
2дм5см…3дм 1час 13мин…70мин
3дм 3см…1дм3см1нед…15сут
21см…1дм2см 2нед…20сут
2см…10мм1год…15мес
4.Начерти ломаную линию, состоящую
из 3 звеньев, в сумме которая равна 10 см.
1.Начертите прямоугольник со сторонами 8 см и 2 см. Найди периметр прямоугольника.
2. Запиши числовые выражения, найди их значение:
-к 16 прибавить разность чисел 9 и 5;
-к сумме чисел 8 и 6 прибавить 20;
-от 70 отнять сумму чисел 9 и 1;
-от суммы чисел 9 и 9 отнять разность чисел 11 и 7.
3.Запиши. Сравни:
2дм5см…3дм 1час 13мин…70мин
3дм 3см…1дм3см 1нед…15сут
21см…1дм2см 2нед…20сут
2см…10мм 1год…15мес
4.Начерти ломаную линию, состоящую
из 3 звеньев, в сумме которая равна 10 см.
Автор: Катникова Елена Владиславовна
Организация: МБОУ «СОШ № 6»
Населенный пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей
1Конспект урока математики во 2 классе
Тема: «Периметр многоугольника»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: научить детей находить периметр многоугольника.
Задачи урока:
- формировать умение решать задачи, связанные с нахождением периметра фигур,
- вырабатывать умения чертить геометрические фигуры,
- закрепить умение вычислять, применяя переместительное свойство сложения,
- развивать навык устного счёта, логическое мышление,
- воспитывать познавательную активность и умение работать в коллективе.
УУД:
Предметные
- Научатся распознавать изученные геометрические фигуры и называть их отличительные особенности;
- находить периметр многоугольника разными способами.
Метапредметные:
Личностные:
- создать условия для проявления положительного отношения к урокам математики, понимания необходимости учения;
- следовать в поведении моральным и этическим требованиям;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- овладевать умением выполнять учебные действия в устной и письменной формах.
Познавательные:
- развивать умение работать с разными видами информации;
- продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике
- осуществлять анализ объектов (с выделением 2-3 существенных признаков).
Коммуникативные:
- принимать участие в работе класса;
- помочь ребенку в аргументации своего мнения;
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
А) — Мы начинаем урок математики.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке нам сопутствовал успех?
(настойчивость, внимательность, терпимость, доброжелательность, ответственность).
Внимательно слушайте –
И вы все услышите!
Внимательно смотрите-
И вы все увидите!
Думайте –
И вы все обязательно поймете!
2. Актуализация знаний.
2.1. Правила посадки, положения тетради. Запись числа, классной работы.
-Руки? -На месте.
-Ноги?- На месте!
-Локти?- У края!
-Спинка? -Прямая!
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою, что я ручку так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь! (проговариваем совместно с детьми)
Соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради число, классную работу.
Проверка.
-Сравните написанное в тетради с образцом записи на доске.
2.2. Устный счёт.
А) Графический диктант. Слайд 3-5.
«Волшебная строчка ответов»
Если вы согласны — отвечаете «да»
(отрезок 2 клетки)
Не согласны — отвечаете «нет»
(дуга в 2 клетки)
1. разность чисел 11 и 9 равна 2
2. сумма чисел 8 и 6 равна 14
3. если 10 увеличить на 5, получится 15
4. если 18 уменьшить на 8, получится 9
5. 8 меньше 13 на 6
6. 100 – самое маленькое трехзначное число
7. в 1м 100 см
8. 5меньше 4, это верное неравенство
9. 1см больше 1 мм на 9 мм
10. в 1 часе 100мин
Проверка графического диктанта.
Самооценка.
Б) Какие фигуры населяют эту страну? СЛАЙД 6- 12.
***1) Доктор сделал мне укол,
Братик капнул клей на стол,
Мишку, моего соседа,
Укусить оса успела.
Так на фоне пустоты
Все оставили следы.
– Что же это будет, дети?
– Точка! – хором мы ответим.
2) Хоть сто лет по ней идти,
Нет начала и конца пути.
(У какой фигуры нет начала и конца?) ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
3) Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками. (ОТРЕЗОК)
4) Об этой фигуре разносится весть: конца в ней пусть и нет, начало – то есть. ЛУЧ
5)Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …КВАДРАТ
6)Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам.
ТРЕУГОЛЬНИК
7)Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Я, конечно же, ваш друг
И зовусь я — ? КРУГ
3. Создание проблемной ситуации.
— Как назвать эти геометрические фигуры одним словом? (Ломаные) СЛАЙД 13.
-Вычисли длину ломаной. СЛАЙД 14.
-Как выполнить это задание? (Правило). Слайд 15.
— Вычисли длину ломаной. СЛАЙД 16.
— Назовите отличительный признак ломаных? (Незамкнутая ломаная, замкнутая ломаная). Слайд 17.
— Назовите замкнутые ломаные одним словом. (Многоугольники). Слайд 18.
— Вычисли длину многоугольника. Слайд 19.
. Какое действие будем использовать? (Сложение)
. Что будем складывать? (Длины сторон многоугольника)
. Сколько длин будем складывать? (4)
— Почему? (Четырёхугольник, 4 стороны). Слайд 20.
— Как называется результат сложения? (Сумма).
— Сумма чего? (Сумма длин сторон многоугольника). Слайд 21.
— Что мы находили? (Длину многоугольника)
— Как же эту длину называют математики? (Периметр). Слайд 22 — 23.
Вычисляем сумму длин сторон многоугольников (устно) и читаем:
ПЕРИМЕТР
Вывод:
Значит, если сложить длины всех сторон многоугольника, можно найти – периметр.
Ребята, мы с вами совершили математическое открытие. Математики решили слово периметр обозначать одной буквой — Р
4. Определение темы урока.
Кто из вас может определить тему сегодняшнего урока? СЛАЙД 24.
Кто может объяснить, что такое периметр? Слайд 25
В каких единицах измерения находится периметр?
Где мы можем проверить наш вывод?
Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Прочитайте правило про себя. Сделайте вывод.
5. Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, для чего нам нужно знать эту тему?
— Людям каких профессий, нужно знание периметра?
- строителю, садоводу, хозяину участка и т.д.)
— Если мы знаем, что это такое, то чему нам теперь нужно научиться? (вычислять периметр)
6. Алгоритм вычисления периметра. СЛАЙД 26.
— Как мы вычислили периметр?
1. Определяю название фигуры.
2. Вспоминаю правило вычисления Р.
- Выполняю действие сложение.
(Сколько сторон у фигуры, столько и должно быть слагаемых в записи выражения)
4. Указываю единицы измерения Р (см, дм, м, мм).
— Как оформить решение? (геометрическая задача). СЛАЙД 27.
7. Физминутка. СЛАЙД 28.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, а раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки,
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
8. Закрепление.
8.1. Фронтальная работа. Слайды 29-31.
Решите задачу.
— Как найти длину маршрута? (Это длина многоугольника или — Р)
— Как вычислить периметр? (по алгоритму)
— Как оформить? (как геометрическую задачу?)
— Какую фигуру представляет маршрут движения? (Замкнутую ломаную, треугольник.)
— Какое действие использовали для решения? (сложение)
— Что мы складываем? (длины сторон треугольника)
— Что мы вычислили? (Сумму длин сторон треугольника, Р)
— Путь, маршрут вычислили?
Вывод: как найти периметр многоугольника?
— Самооценка.
8. 2 Работа в парах. Задание по рядам. Слайд 32-35
Продолжаем работу. На стр.42 выполняем задание № 1..(1)
а). первый ряд вычисляет, чему равен периметр синего многоугольника
б). второй ряд вычисляет, чему равен периметр розового треугольника
в). третий ряд вычисляет, чему равен периметр зеленого многоугольника:
Проверка по образцу.
Вывод: как найти периметр многоугольника?
— Самооценка.
8.3. Дифференцированная самостоятельная работа по вариантам с проверкой. Слайд 36-39
9. Домашнее задание. Стр 42 № 2. Учить правило. Слайд 40
10. Рефлексия деятельности (итог урока). Слайд 41
— Какое открытие мы сделали на уроке? С каким новым словом мы познакомились на уроке?
— Что такое периметр?
— Как обозначается периметр?
— Как его вычислить?
— Какие трудности возникали? Над чем ещё надо поработать?
— Что на уроке у вас хорошо получалось? Что понравилось?
— С каким настроением вы уходите с урока? Покажите выражением лица.
Перечень используемой литературы по программе:
-
- Рабочая программа по математике к учебнику М.И. Моро. 2класс.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов и др.; под ред. А. Г. Асмолова -2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
- Математические диктанты. 2 класс: к учебнику М.И. Моро и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Математика. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2018.
- Поурочные разработки по математике. 2 класс. — Т. Н. Ситникова. — М.: ВАКО, 2017.
Приложения:
- file0.docx.. 826,5 КБ
- file1.ppt.zip.. 1,9 МБ
Опубликовано: 14.11.2021
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала).
Вид урока: урок-игра.
Цель: создать условия для формирования представления о периметре многоугольника, умение его вычислять.
Задачи:
- совершенствовать вычислительные умения;
- формировать метапредметные умения (формулировать или принимать цель, выделять проблему, планировать свои действия, контролировать и оценивать результат своей работы, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, излагать своё мнение, выражать свои мысли)
- создать условия для развития универсальных учебных действий:
- Личностных – развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.:
- Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- Регулятивных – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативных – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению, учиться работать в группе и в парах.
- развития мышления учащихся (умения анализировать, делать выводы),
- способствовать развитию математической речи и интереса к математике как учебному предмету.
Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать, что такое периметр многоугольника и как его находить, расширение знаний о геометрическом материале, повышение активности уч-ся на уроке, улучшение результатов обучения, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, обогащение словарного слова.
Методы работы: частично-поисковый, практический, наглядный, моделирования, проблемный, самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.
Педагогические технологии:
- системно-деятельностный подход;
- личностно-ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- здоровьесберегающие.
План урока:
1. Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности (самоопределение к деятельности). – 2 мин
2. Актуализация знаний. — 7 мин
3. Постановка учебной задачи (проблема). — 3 мин.
4. «Открытие» нового знания. (Построение проекта выхода из затруднения). — 7-8 мин
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление во внешней речи. 4 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 мин.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. -7 мин.
9. Рефлексия деятельности. Итог. Д.задание. Оценивание. — 3 мин.
Оборудование:
- Для учителя: учебник Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика для 2 класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2018; набор карточек с геометрическими фигурами для демонстрации, карточки для индивидуальной работы учащихся, картинки с изображением птиц, кормушек.
- Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, линейка, циркуль, карандаш, карточки для работы в группе, алгоритм нахождения периметра (карточка), проволока, «светофоры», птички для рефлексии (три цвета: зелёный, жёлтый, красный).
Ход урока
1. Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности
— Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь, посмотрите, улыбнитесь.
— Повернитесь ко мне. Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь, пожелайте успехов в освоении нового. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытие на уроке математике и скажите: У меня всё получится! Садитесь!
— Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (ученик, прежде всего должен быть внимателен; также он должен быть терпелив и ответственен, чтобы в итоге получил именно тот результат, который нужен)
2. Актуализация знаний
— Математика – наука точная, и нужно всегда помнить её правила.
Не зря говорила Софья Ковалевская: «Среди всех наук, открывавших человечеству путь к познанию законов природы, самая могущественная и самая важная наука – математика».
— Мы сегодня продолжим путешествовать в царство математики. В этом царстве нас ждёт много интересных и удивительных открытий. Будьте, пожалуйста, друг к другу терпеливы, доброжелательны, не забудьте взять собой тёплую, светлую улыбку. И так, в путь!
— На раз – проверим стулья;
— На два – проверим спинка;
— На три откроем и положим правильно тетрадку;
— На четыре – покажем ручку.
— Запишем в тетради число: «25 октября», «Классная работа».
— А путешествовать и открывать новые знания мы будем не одни.
— Отгадайте загадку:
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
— К нам прилетела сорока и задание прихватила.
— Рассмотрите фигуры. На какие группы мы их распределим? (ломаные и многоугольники; замкнутые и незамкнутые ломаные)
— Почему так они названы: ломаная? многоугольник? (ответы ребят)
— Задание: Нужно узнать длину ломаной. У вас на столе карточки с изображением ломаной.
— Как вы узнаете длину ломаной? Какими способами это можно сделать? (При помощи циркуля или линейки)
— Выполните эту работу самостоятельно и запишите решение в тетради.
— Проверка. Сверьте свою запись с записью на доске. 4 + 5 + 7 = 16 (см)
— Покажите сигналы руками, у кого также?
— Давайте подведём итог тому, чему мы уже научились? (мы умеем находить длину ломаной линии разными способами). С заданием мы справились.
3. Постановка учебной задачи
— Отгадайте загадку:
Кто присел на толстый сук
и стучит: тук-тук, тук-тук! (Дятел)
— Дятел прилетел к нам в гости с заданием:
У меня в руках фигура. (показ треугольника из проволоки)
— Что это за фигура? (ответы детей)
— У нас две версии: первая – фигура имеет форму треугольника, вторая – это замкнутая ломаная линия. Как можно ещё назвать эту фигуру?
— Итак, перед нами многоугольник или треугольник.
— Можно ли вычислить длину сторон этого треугольника? (ответы детей)
— Как это мы сделаем? (можно так же, как и находили длину ломаной: при помощи циркуля и линейки или при помощи линейки, измерением сторон)
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
— Мы сейчас с вами будем работать группами. Для каждой группы дана инструкция по выполнению задания. Развернитесь, прочитайте инструкцию.
— Распределите в группе обязанности: кто из вас будет измерять фигуру, кто выполнять запись решения, кто предоставит решение, вывесив его на доску. (самостоятельная работа в группах: измерение фигур, сделанных из проволоки и запись решений на карточке)
— Рассмотрите записи каждой группы.
- 1 группа: 4 + 5 + 3 + 7 = 20 см
- 2 группа: 6 + 4 + 2 + 8 = 20 см
- 3 группа: 7 + 5 + 8 = 20 см
- 4 группа: 5 + 5 + 2 + 8 = 20 см
- 5 группа: 5 + 5 + 5 + 5 = 20 см
- 6 группа: 8 + 7 + 5 = 20 см
— Что вы заметили? (значения одинаковые, а выражения разные)
— Почему так получилось? Докажите. (были во всех группах разные фигуры: треугольники, четырёхугольники, стороны их имели разные размеры, но в сумме они составили число 20)
— Что мы с вами определяли? (длину замкнутой ломаной линии или длину многоугольника)
— Оцените свою работу при помощи рук: кто сумел выполнить работу без затруднений – …, ещё затрудняется – …, не получается ничего – …?
— Задание дятла выполнено.
5. Физминутка
6. Реализация построенного проекта
— Отгадайте загадку:
На лету поймает мушку, не боится есть с кормушки.
Угадайте, что за птичка? Желтогрудая … (Синичка)
— Давайте сформулируем тему нашего урока. (Определение длины многоугольника)
— Какую поставим перед собой цель… (научиться определять длину сторон многоугольника)
— Давайте откроем учебник на стр. 42.
— Прочитаем тему урока и цели нашего урока. Совпали наши предположения?
— Уточним: что же узнавали, когда работали в группах?
— Мы нашли сумму длин сторон многоугольника. В математике научно это называется периметр. (открываю на доске)
— Может, кто-то из вас ранее слышал это слово?! От кого? (ответы детей)
Слово — периметр имеет две части: «пире» и «метрос». «Пире» — египетское слово, которое обозначает «ходить», «Метрос» — имеет греческое происхождение и означает «мерить», «проводить измерения». Таким образом. Слово «периметр», скорее всего, означает «измерение ходьбой», т.е. измерять длину границы участка земли.
— Так что мы будем находить? (Периметр – сумму длин сторон многоугольника)
— Перед вами три фигуры. Как их назовём? (замкнутые ломаные, многоугольники, треугольник и четырёхугольники)
— Какая фигура здесь лишняя? (треугольник)
— Почему так думаете? Докажите. (у него 3 вершины, 3 угла и 3 стороны, а у остальных фигур их по 4)
— Мы вместе с вами вычислим периметр этого треугольника и научимся правильно оформлять запись решения в тетради. Отступите вниз одну клетку:
— Как найти периметр треугольника? (нужно измерить его стороны)
— Выполните необходимые измерения. Чему равна длина каждой стороны треугольника?
1 ст. = 3 см;
2 ст. = 4 см;
3 ст. = 3 см
— Как запишем решение этой задачи?
3 + 4 + 3 = 10 см
Ответ: 10 см. периметр. (показ учителем)
— Кто уже понял, как находить периметр многоугольника? (сигналы руками)
— Кто ещё затрудняется?
— Не огорчайтесь, мы все научимся определять сумму длин сторон многоугольника.
— А что значит: сумма длин сторон многоугольника? (это периметр)
— Мы выполнили задание синицы, она улетела в лес.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
— Новая загадка:
Чик-чирик! К зёрнышкам – прыг!
Клюй, не робей! Кто же это? (Воробей)
— Воробей предложил продолжить работу по нахождению периметра:
— Сейчас вы будете работать по вариантам.
- Ребята 1 варианта – найдут периметр фигуры № 1
- Ребята 2 варианта – найдут периметр фигуры № 3
— Чтобы вычислить периметр фигуры, составим план своих действий:
— Что необходимо сделать нам сначала? (выполнить измерения)
— Записываем значение сторон, вычисляем периметр фигур.
— Запись решения оформите в тетради, отступив вниз 1 клетку от предыдущей записи:
- 1 в: (4 + 1 + 4 + 3 = 12 см)
- 2 в: (2 + 5 + 5 + 3 = 15 см)
— Прочитайте свои записи в тетрадях. Сверьте их с записями на доске.
— Оцените свою работу (руки)
Вывод:
— Что вы нового узнавали? Что такое периметр многоугольника? Прочитаем запись в учебнике.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение
— Отгадаем загадку:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
— Снегирь предложил записать в тетради слово: «Задача».
— Вы будете работать в парах.
— Прочитайте и самостоятельно решите задачу № 2 на стр. 42.
Решение:
8 + 3 + 6 = 17 см.
Ответ: 17 см. периметр.
3 + 8 + 6 = 17 см.
6 + 3 + 8 = 17 см…
— Проверим, как справились с заданием: прочитайте ваши решения.
— О каком свойстве мы сейчас вспомнили? (переместительное – от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)
9. Итог урока
— Чему мы учились с вами на уроке?
— Мы справились с поставленной задачей?
— Ребята для чего нам в жизни необходимо умение вычислять периметр? (Это пригодится в дальнейшей жизни. Нужен периметр, чтоб посчитать, к примеру, сколько метров забора купить, чтоб огородить участок, измерить участок садовый, кусок ткани ит.д.)
— Кто знает, людям каких профессий необходимо знание о нахождении периметра? (агрономам, швее, садоводу, строителю…)
— Мы с вами убедились, что знание о периметре необходимо нам в повседневной жизни. Поскольку мы находим периметр многоугольников разной величины, то и измеряется периметр в разных единицах измерения.
— Какие вы уже знаете? (мм, см, дм, м)
Продолжите фразы:
— Сегодня на уроке я узнал…
— Мне понравилось….
— Я научился…
— Мои знания мне пригодятся…
Ответы детей.
— Со всеми заданиями снегиря справились.
10. Домашнее задание. Рефлексия
— А у нас новый гость.
Загадка:
Единственная птица, которая умеет
передвигаться
по стволу дерева вниз головой. (Поползень)
— Вы уходите на осенние каникулы, поэтому не ленитесь и повторяйте табличное сложение и вычитание в пределах 20.
— Приближается зима, птицам становится голодно. Поэтому мы должны позаботиться о них.
— Что для этого нужно сделать? (сделать кормушки и подкармливать птиц зимой)
— Послушайте стихотворение, которое прочитает Ксюша.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
— Перед вами кормушки: зелёного, жёлтого и красного цвета. У каждого на столе по три птички таких же цветов.
— Если вы довольны уроком, он вам понравился, вы достигли поставленной цели и научились определять периметр многоугольника, то посадите зелёную птичку на зелёную кормушку.
— Если у вас были затруднения, вы ошибались в достижении поставленной цели, то возьмите жёлтую птичку и прикрепите к зелёной кормушке.
— Если ничего ещё не получается, урок не понравился – красную птичку отправьте на красную кормушку.
— А я вашей работой довольна. Если же что-то не получилось, не стоит огорчаться, это наш первый урок по данной теме, мы продолжим работу по определению периметра у многоугольников. А пока…
— Урок окончен. Скажем «До свидания!» гостям и выйдем из класса.