Как найти первое предложение второй части текста

Русский язык. 2 класс.

Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Построение текста.
  2. Части текста: начало, основная часть, концовка.

Тезаурус:

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.

Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.

Основная часть текста— это главная часть текста.

Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч.1 (ФГОС) М.: Просвещение, 2017. — с. 20-22.
  2. Канакина В. П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2018. — с. 10-11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.

Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.

Прочитайте рассказ.

Осеннее утро

Было тёплое осеннее утро.

Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.

Природа радовалась последним тёплым денькам.

Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.

Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.

Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.

Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.

В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.

В основной части раскрывается содержание высказывания.

Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.

У каждой части свое назначение.

Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.

Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.

Как лисичка избавилась от крапивы на огороде

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? – спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Найдите первую часть— начало текста.

Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.

В первой части рассказывается, с чего началась история.

Найдите вторую часть текста— основную часть.

Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.

— А зачем? — спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

В этой части рассказывается сама история.

Осталось найти третью часть— концовку.

Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.

Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.

Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание: Части текста.

Установите соответствия между частями текста и их названиями.

Ребята пошли в лес за грибами.

заглавие

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

начало текста

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

основная часть

Грибы

концовка

Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.

Правильный ответ:

Ребята пошли в лес за грибами.

заглавие

Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.

начало текста

Ребята весёлые и довольные вернулись домой.

основная часть

Грибы

концовка

Задание: Начало текста.

Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.

А) это то важное, о чём хотел сказать автор

Б) это главная часть текста

В) это введение читателя в содержание текста

Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.

Правильный ответ:

В) это введение читателя в содержание текста

Дан вот такой текст(смотрите ниже), в нем нужно выделить предложения и смысловые части. Варианты есть, но боюсь, что верно только на половину. Помогите пожалуйста.

Наступил вечер утка уложила спать маленьких утят она спела им песенку от этой песенки проснулись совята они дружно вылетели из дупла и отправились с мамой совой на ночную охоту.

Я думаю, что в этом тексте 4 предложения. Из них 3 простых предложения (1,2, 4), одно (3) сложносочиненное. 1. Наступил вечер. 2.Утка уложила спать маленьких утят. 3. Она спела им песенку, от этой песенки проснулись совята. 4. Они дружно вылетели из дупла и отправились с мамой совой на ночную охоту.

Смысловые части 1. (Что?)Вечер (что сделал?) наступил. 2.(Кто?) Утка (что сделала?) уложила спать (кого?) утят (каких?) маленьких. 3. (Кто?)Она (что сделала?) спела (что?) песенку ( 1 часть предложения), (Кто)совята (что сделали?) проснулись (от чего?) от песенки (какой)… 2 часть сложносочиненного предложения. .4.Кто? Они (что сделали) вылетели и отправились (куда?) на прогулку…

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Афана­сий44
[443K]

3 года назад 

В задании выделяем предложения, расставляя точки, где требуется.

Первое предложение, самое короткое:

Следом второе предложение:

Далее третье предложение:

Четвёртое предложение:

Пятое, заключительное предложение:

Самая логичная версия.

Пока текст без знаков препинания, он непонятен.

Теперь попробуем его разделить точками.

Получится пять предложений.

Всего пять предложений и все они простые. У меня дочь делала это задание во втором классе. Получается для того чтобы выделить смысловые части, надо использовать знаки препинания. В нашем случае мы использовали точки.

Элени­я
[445K]

3 года назад 

Чтобы в предложении, в тексте присутствовал смысл, в нем части по смыслу отделены друг от друга знаками препинания. Именно знаки препинания позволяют выделять смысловые части: «многоточие» означает незавершенность, где после фразы стоит задуматься, а восклицательный знак подчеркивает смысл, усиливая.

В примере, в тексте вопроса, дан монолитный текст, который не станет понятным, пока его не наделить знаками препинания, обособив смысловые части в отдельные предложения, фразы:

Вот, где у меня получились знаки препинания, чтобы стал понятным смысл, всего три предложения:

Предложение «наступил вечер, утка уложила своих маленьких утят» можно трактовать, как сложное, с двумя основами или написать по раздельности, как два простых предложения.

– еще одно сложное предложение, — сложно-сочиненное, где две основы — «она спела» и «проснулись совята».

– Это простое предложение, подлежащее «они» и сказуемое «вылетели», «отправились».

В таком случае, на четыре предложения вот так разбили:

Вопрос из программы начальной школы, поэтому справиться с ним просто, по крайней мере с предложениями.

Выделяем их следующим образом:

  1. Наступил вечер.
  2. Утка уложила спать маленьких утят.
  3. Она спела им песенку.
  4. От этой песенки проснулись совята.
  5. Они дружно вылетели из дупла и отправились с мамой совой на ночную охоту.

Таким образом, текст можно разбить на пять предложений.

Что касается смысловой части, то под ней подразумевается суть текста, т.е. мини-план. Наш текст можно разбить на три части: завязка — наступил вечер; основная часть — утка уложила спать и спела песенку, конец — совята проснулись, вылетели из дупла и полетели на охоту.

В Рокот­ов
[278K]

3 года назад 

Чтобы показать ребенку правильное формирование текста, нужно научиться читать его с интонационными расстановками, пусть даже для этого придется прочесть текст несколько раз. Но обычно после первого раза уже становится ребенку понятно какие части между собой связаны. В данном тексте можно выделить три смысловые или повествовательные части:

1 часть — про вечер

2 часть — про семью утки с утятами

3 часть — про семью совы с совятами

Три смысловые части и пять предложений.

Бекки Шарп
[71.2K]

3 года назад 

Чтобы разделить текст на смысловые части сначала нужно расставить знаки препинания и понять о чем текст. Знаки препинания и служат для разделения смысловых отрезков в тексте. Смыслов отрезков в нашем тексте будет пять. Соответственно — 5 простых предложений.

Теперь разделим текст на смысловые части.

Zolot­ynka
[551K]

7 лет назад 

Чтобы правильно решить это задание, сперва давайте вспомним, что такое предложение и что такое смысловые части в тексте. Судя по приведенному отрывку, задание предназначено для школьников младших классов, поэтому будем исходить из того, как определяют эти понятия в младшей школе.

Итак, предложение это —

Предлагаю выделить предложения значком «/»:

Здесь, вроде все понятно, теперь разберемся, что же такое смысловые части:

Наш текст можно разделить на нескольких смысловых частей, каждая из которых стоит особняком. Предлагаю каждую смысловую часть написать с отдельной строки, так будет гораздо нагляднее:

morel­juba
[62.5K]

7 лет назад 

Итак, у нас имеется такой текст:

Выделим предложения в этом тексте:

1) Наступил вечер — простое предложение (есть сказуемое «наступил»+подлежащее «вечер»);

2) Утка уложила спать маленьких утят — простое предложение (есть сказуемое «уложила»+подлежащее «утка»);

3) Она спела им песенку, от этой песенки проснулись совята — сложносочинённое предложение (сказуемое «она»+подлежащее «спела» и сказуемое «проснулись»+подлежащее «совята»);

4) Они дружно вылетели из дупла и отправились с мамой совой на ночную охоту — простое предложение (подлежащее «они»+сказуемое «вылетели»+ сказуемое «отправились»)

Марин­а Волог­да
[295K]

3 года назад 

Я выделила следующие предложения из представленного текста:

1) Наступил вечер (точка) — это завязка в тексте, смысловая часть — действие происходит вечером.

2) Утка уложила спать маленьких утят (точка) — смысловая часть в предложении является утка, уложившая своих утят.

3) Она спела им песенку (запятая) от этой песенки проснулись совята (точка). Сложное предложение, в первой части основной темой является спетая уткой песня, во второй части предложения — совята проснулись от песни.

4) Они дружно вылетели из дупла и отправились с мамой совой на ночную охоту (точка). Смысловая часть — совята вылетели на охоту.


Можно разделить и так:

Первая смысловая часть — действие происходит вечером.

Вторая смысловая часть — говорится про маленьких утят.

Третья смысловая часть — рассказ про совят.

TextE­xpert
[128K]

6 лет назад 

Правильный ответ — 5 предложений. Все предложения простые. Соответственно, они состоят из подлежащего и сказуемого. Состоит мини-рассказ из двух частей. По смыслу предложения связываются с помощью местоимений. Это известная задача для второго класса, поэтому предложений сложносочиненных тут быть не может — не тот уровень изучения.

Знаете ответ?

Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение.

Разбери его по членам предложения.

Что ты можешь сказать о сказуемых?

Они являются а) родственными словами ; б) однородными членами предложения Кто не видел белого медведя?

В зоопарках он – обычный гость.

Нет нужды описывать, каков он на вид.

Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц — беляк – те лишь зимой белые).

Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.

Плавают и ныряют белые медведи отлично.

Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров.

Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами.

Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая.

Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой : поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей.

Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде.

По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной.

За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей.

Летом меню его более разнообразно.

Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц.

Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей.

Лев и тигр в сравнении с ним легковесы : средний вес медведиц 310 килограммов, медведей — самцов – 420 килограммов.

Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

По этому тексту!

На этой странице сайта размещен вопрос Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение? из категории
Математика с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 1 — 4 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

На протяжении многих лет были созданы, опробованы, можно сказать «отшлифованы» памятки-помощники, точнее система памяток, алгоритмов, схем, символов призванных помочь маленьким читателям в овладении литературоведческим и программным материалом. Эта система зрительных опор, памяток-помощников, «объяснялок» и «напоминалок» работает с 1-го по 4-й класс начальной школы. Количество памяток год за годом расширяется, их содержание пополняется, претерпевает изменения вместе с развитием каждого читателя.

В современное технократическое время, когда повседневная речь и язык обедняются, когда школьники предпочитают компьютер и телевизор книге или личному общению, важно использовать такие приемы работы, которые помогут не только существенно облегчить овладение программным материалом по литературному чтению в начальных классах, но и сделать это освоение осознанным и увлекательным, и во многих случаях побудить ученика к собственному творчеству, стать опорой этого творчества. Поэтому готова поделиться личным опытом и раскрыть некоторые эффективные приемы знакомства и освоения программных знаний и умений по курсу литературного чтения в 1–4-х классах. Данные приемы работы позволяют увидеть, как на практике можно помочь юным читателям, а также их уважаемым родителям в общении с разными литературными и речевыми «премудростями».

В известной детской песенке есть строчки: «Когда учиться весело, как хорошо учиться…» Мы с ребятами (моими учениками) немного изменили эту фразу: «Когда тебе понятно, как хорошо учиться!..»

Имею в виду, что используя памятки, каждый юный читатель осознанно осваивает материал, предложенный учителем, понимает, как выполнить задание и даже может объяснить это другому, например взрослому. Когда ребенок понимает слова-понятия, термины, умеет ими осознанно пользоваться в творческой работе – он, ученик, получает удовольствие не только от положительного результата своей работы, но и от самого процесса. Использование памяток даже самостоятельную или контрольную работу может превратить в увлекательное раскрытие секретов литературы, привнеся в работу элемент игровой или соревновательной деятельности. Многие наши памятки, схемы и символы рождались в совместной работе с читателями прямо на уроке.

ПАМЯТКА – «Три подружки»

Начиная с 1-го класса на уроках литературного чтения и русского языка, учащиеся овладевают умением выделять в тексте произведения смысловые части, необходимые для составления ПЛАНА. Для тех, у кого это получается не так легко и успешно, как хотелось бы, мы предлагаем познакомиться с озорными «подружками» – ТРЕМЯ ПОДСКАЗКАМИ (памятка «Три подружки – три подсказки»).

Ребятам предлагается познакомиться с особенностями и «характером» каждой подружки – «подсказки». Преподносится это в виде рисунка-символа: три фигурки девочек, одна из них – держит в руках флаг (она «командир» и всегда увлекает двух других за собой). Учитель (взрослый) называет их: ТРИ ПОДРУЖКИ – ТРИ ПОДСКАЗКИ. Каждая из них является определенным условием, при наличии которого в тексте начинается новая смысловая часть:

– появляется новый ГЕРОЙ,
– меняется МЕСТО ДЕЙСТВИЯ,
– изменяется ТЕМА (!).

Именно третья «подсказка» главная, она «командир» среди «подружек», если она начинает работать в каком-то эпизоде, значит – начинается новая смысловая часть.

Обычно в первом классе эта памятка не фиксируется в рабочих тетрадях учащихся, а работает во время урока как опорная схема на доске. Во втором классе, повторяя изученное, учащиеся записывают ее в тетрадь в раздел ПАМЯТОК.

Чтобы отработать и закрепить данное умение на уроках литературы в 1–2-х классах (дома за чтением и работой с каким-либо текстом), можно воспользоваться игрой «КТО КОГО?». Это название придумали сами мои ученики.

Любая дидактическая игра – это «КУЗНИЦА» жизненного опыта и творчества учащихся. Игра помогает не только в расширении активного словаря учащихся, а значит и способствует развитию их устной речи, но и активизирует мышление, учит простейшим логическим рассуждениям. И что не менее важно дарит опыт общения со сверстниками, учит ответственности не только за себя, но и за всю команду (класс).

Описание игры «КТО КОГО?»

Учитель (взрослый) предлагает классу (своему ребенку) в игре проверить свои силы и умения в выделении в тексте смысловых частей. Это игра-соревнование с «Его величеством» ТЕКСТОМ произведения, где юным читателям предлагается проявить свои знания, внимание и умение работать сообща (если это класс, группа).

Читая текст произведения вслух по цепочке (друг за другом, самостоятельно), ребята отслеживают течение событий, ищут конец одной смысловой части и начало следующей. Нашедший поднимает руку – это сигнал для остановки. Он объясняет всем, почему этот эпизод является началом новой смысловой части (работают все три подсказки: появился новый герой, изменилось место действия и тема или поменялась только тема, то есть работает подсказка-«командир»).

Каждый имеет право на помощь класса (взрослого, памятки). При этом на обсуждение и принятие решения отводится 30 секунд (время устанавливается в зависимости от опыта и темпа работы маленьких читателей). Если нашедший границу смысловой части или класс, принявший его рассуждения, ошиблись, то их положительный балл присуждается ТЕКСТУ, а если ребята не допустили ошибки, то балл присуждается им. В конце работы подводится итог, анализируются ошибки и достижения.

В классе на учебной доске можно наглядно отобразить течение работы в баллах.

Например:
     ТЕКСТ      1-Б
        —           *
        —           *
        —          — 
        *            *
В данном случае со счетом 1–3 интеллектуальную победу одержал 1-Б класс.

Редко, но проигрыши бывают и почти всегда с достойным счетом, для учителя (взрослого) это диагностика не только учебных умений учащихся, но и их делового настроя, психологического «климата» класса, способности и умения справиться «проигрышем».

*** В свое время эта игра привлекла внимание известного специалиста в области игрового обучения, автора многих книг и статей, разработчика игровых пособий и игр различного типа Гурина Юрия Владимировича. Описание игры «Кто кого?» можно найти в его новой книге «УРОК + ИГРА. Современные игровые технологии для школьников».

ВОТ ПРИМЕР ТАКОГО УРОКА:

Работаем с текстом рассказа Сергея Образцова «СТЕКЛЯННЫЙ ПРУД». В произведении герой делится необычными впечатлениями и открытиями, сделанными им на берегу пруда ранней осенью. 

Произведение прочитано самостоятельно, ребята выполнили иллюстрации к понравившимся эпизодам рассказа. Представляем иллюстрации и делимся своими читательскими впечатлениями: кто с каким настроением читал произведение, что запомнилось (понравилось), что вызвало удивление, о чем хочется спросить после чтения (какие возникли вопросы) и т.п.

Предлагаем ребятам расположить иллюстрации по порядку событий, происходящих в тексте, и пересказать понравившиеся произведение. Выстраивается определенная цепочка из рисунков, но, так как по некоторым эпизодам не были выполнены иллюстрации, у ребят возникает проблемная ситуация. Сообща приходим к выводу, что нам необходимо восстановить все события рассказа, для этого предлагаю перечитать текст, выделить все смысловые части и зафиксировать их последовательность.

Чтобы быстро и правильно найти начало и конец каждой смысловой части текста мы знакомимся с «тремя подружками – тремя подсказками». Предлагаем проверить свою внимательность и понимание прочитанного, перечитывая текст и играя в игру «Кто кого?»

Важное обстоятельство! Ребята, с которыми мы начинаем выделять смысловые части уже должны знать, что такое «тема», «герой» или «персонаж», «место действия». Понятие темы может быть введено на примере любой знакомой ребенку ситуации. Тема – это то, о чем говорится в произведении. Можно предварительно потренироваться в определении и смены темы в разговоре, рассказе о прогулке, о любимой игрушке, празднике, о времени года и т.д.

Начинаем перечитывать текст. По правилам игры любой читатель, как только заметит появление «трех подружек», поднимает руку (так как это происходит на уроке), мы останавливаемся и слушаем обоснование того, кто заметил определенные изменения (новая тема, новый герой, новое место действия).

Читаем первый абзац рассказа «Стеклянный пруд»:
«Я вышел к пруду и увидел прямо-таки чудо.
Солнце золотое, небо синее, трава на берегу зеленая, а пруд стеклянный. Лед. Будто среди зелени большое неподвижное зеркало лежит».

Далее по тексту следуют воспоминания героя, как он летом ходил купаться на этот пруд и играл в «блинчики» – бросал камушки вдоль воды. Среди ребят находятся несколько человек, которые замечают изменения и останавливают чтение. Они обосновывают свое предположение о том, что первая смысловая часть, посвященная удивлению героя (сразу определяется тема 1-ой части) закончилась и начинается вторая часть, которая посвящена воспоминаниям героя о летней игре в камешки и желании проверить, будет ли камешек отскакивать ото льда. Таким образом, ребята сразу фиксируют две смысловые части. Мы даем им названия и записываем, обозначая последовательность частей. Варианты детских названий:

1) Чудо пруд./ Необычный пруд./ Пруд – зеркало!
2) Летние воспоминания./ Воспоминания об игре в камешки./ Игра в камешки.

Если мы работаем с читателями, которые еще не обладают достаточными умениями в письме, можно каждую смысловую часть изображать небольшим рисунком.

Обычно работаем на распечатке с текстом (не в книге) с карандашом в руках и как только находим границы смысловой части, отделяем одну от другой линией и нумеруем.

Читаем вторую часть о летних воспоминаниях и отслеживаем момент, когда изменится тема – «позсказка-командир». Этот момент наступает, когда герой от слов переходит к делу:

«Я выбрал самый плоский и со всей силой бросил вдоль льда. Он пролетел чуть не до середины пруда, ударился со звоном об лед, высоко подскочил, полетел дальше…»

Ребята обосновывают конец второй части так: герой опять «вернулся» из своих воспоминаний на берег пруда и начал свой «эксперимент», до этого он вспоминал, а сейчас берет камешки и бросает на лед…

Далее работа с текстом строится аналогично. Рассказ С. Образцова «Стеклянный пруд» интересен тем, что в этом произведении меняется только тема, а герой и место действия остаются неизменными.

Как быть, если ребенок не заметил изменения темы? Важно дать ему возможность прочитать одно-два предложения новой смысловой части, остановить чтение и задать вопрос, что изменилось по сравнению с первой частью, тему которой мы обозначили. Ничего страшного, что у некоторых ребят с первого раза не получается.

Начинать выделение смысловых частей (деление текста на части) необходимо в работе с текстами, где четко видна смена тем. Главная ответственность в освоении ребенком умения выделять смысловые части лежит на взрослом (учителе), которому не только необходимо подобрать определенные произведения, но и корректно помочь каждому маленькому читателю в преодолении индивидуальных трудностей в этой работе.

Белина Елена Владимировна,
учитель литературы Санкт-Петербургской гимназии «АЛЬМА-МАТЕР»

Привет!

Второклассники Алиса и Женя очень рады, что ты продолжаешь увлекательное путешествие по замечательной стране Русский язык!

Ребята приглашают тебя на остров, полный загадок и приключений, который называется

Текст.

Тебя ждут интересные задания, игры на смекалку, загадки и ещё очень много интересного!
Итак, в путь!
Для успешного путешествия загляни в Лавку Знаний, прочитай внимательно научные сведения — они помогут тебе в пути.

school1 (2).svg

Два и более предложений, связанных между собой по смыслу, называются текстом.

Текст можно озаглавить.
Главная мысль текста — это то самое важное, о чём автор хотел сказать читателю.
То, о чём или о ком говорится в тексте, называется главной темой текста.

Текст можно разделить на части:
Начало текста — готовит читателя к восприятию событий, о которых написано в тексте.
Основная часть — здесь описываются главные события текста.
Концовка — завершение текста.
Каждая часть текста пишется с красной строки!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти начальную частоту вращения
  • Как найти причины бесплодия
  • Как отжиманиями исправить осанку
  • Как найти мецената для театра
  • Как найти площадь восьми угольника