Как найти первоначальный план

Нахождение первоначального плана

Для
определения первоначального опорного
плана существуют несколько различных
методов. Это – метод северо-западного
угла, метод минимального элемента, или
минимальной стоимости, и другие.

Метод
северо-западного угла. Пусть условие
транспортной задачи зада
но в
следующей таблице:

Пункты

отправления

Пункты
назначения

Предложение

В1

В2

В3

В4

1

2

3

4

5

6

А1

5

4

2

5

30

А2

6

1

1

3

70

А3

2

3

1

8

50

А4

6

3

2

1

100

Спрос

20

90

70

70

250

Поскольку
сумма запасов (предложения) равна сумме
потребностей (спроса) – имеем задачу
закрытого типа.

Матрицу
перевозок начинаем заполнять с левого
верхнего (северо-западного) угла, с
клетки (1,1). Для этого сравниваем два
значения а
1
= 30 и
b1=
20, т.е. попытаемся удовлетворить
потребность первого пункта назначения
за счет запасов первого пункта отправления.
Запасы пункта А
1
больше потребности пункта В
1,
следовательно, в качестве значения Х
11
выбираем меньшее число –
b1
и запишем это число в соответствующей
клетке таблицы. Таким образом, потребность
пункта В
1
в грузе удовлетворена, и поэтому все
остальные числа этого столбца (Х
21,
Х
31,
Х
41)
считаем равными нулю, а соответствующие
им клетки оставляем свободными.

Получаем
новую матрицу из трех столбцов (В
2,
В
3,
В
4)
и четырех строк (А
1,
А
2,
А
3,
А
4)
и новое значение запаса у первого пункта
отправления (
=
30 – 20 = 10). Далее сравниваем значения

=
10 и
b2
= 90 и повторяем алгоритм. Меньшее из этих
значений, равное 10, выбираем в качестве
Х
12
и записываем в клетку (1,2) таблицы. Тогда
запас пункта А
1
будет полностью исчерпан, следовательно,
остальные значения перевозок из первой
строки (Х
13,
Х
14)
принимаем равными нулю, а соответствующие
клетки остаются свободными. Продолжая
заполнять таблицу, таким образом дойдем
до клетки (4,4). Построенный план является
опорным. В рассматриваемой задаче число
пунктов отправления
m
= 4 и число пунктов назначения
n
= 4, следовательно, невырожденный план
задачи определяется числами, стоящими
в
m+n–1
= 4 + 4 – 1 = 7 заполненных клет
ках.

Пункты

отправления

Пункты
назначения

Предложение

В1

В2

В3

В4

А1

20
5

10
4

2

5

30

А2

6

70
1

1

3

70

А3

2

10
3

40
1

8

50

А4

6

3

30
2

70
1

100

Спрос

20

90

70

70

Запишем
первоначальный опорный план в виде
матрицы Х:

Х
=

.

Согласно
данному плану перевозок функция цели
– общая стоимость перевозок всего груза
— составляет

f(х)
= 5

20

+
4

10

+
1

70 +

3

10

+
1

40

+
2

30 + 1

70

=
410.

Вырожденный
план. При построении опорного плана
нужно следить, чтобы сумма перевозок
по каждой строке была равна соответствующим
запасам, а сумма перевозок по каждому
столбцу – потребности. Количество
заполненных клеток равно
m
+
n
– 1. Если план вырожденный, т.е. если на
очередном шаге запас а
i
равен потребности
bj,
в этом случае необходимо считать одну
из клеток (либо справа, либо под последней
заполненной клеткой) базисной со
значением, равным нулю. Этот нуль
вписывают, и соответствующая клетка
считается занятой.

Пусть условия
задачи заданы следующей таблицей:

Пункты

отправления

Пункты
назначения

Предложение

В1

В2

В3

В4

А1

20
5

10
4

2

5

30

А2

6

70
1

1

3

70

А3

2

0
3

30
1

20
8

50

А4

6

3

2

100
1

100

Спрос

20

80

30

120

250

На
первом шаге заполняем северо-западный
угол, полагая Х
11
= 20, клетки (2,1), (3,1) и (4,1) остаются свободными.
На втором шаге полагаем Х
12
= 10. Этим мы используем полностью запас
пункта А
1.
Остальные клетки первой строки (1,3) и
(1,4) остаются свободными. На третьем шаге
рассматриваем перевозку Х
22.
Поскольку в этом случае запас пункта
А
2,
равный 70, совпадает с оставшейся
неудовлетворенной потребностью пункта
В
2,
равной 70, то выбираем Х
22
= 70. Этим самым заполняется одновременно
и вся вторая строка и весь второй столбец.
В этом случае нужно считать одну из
переменный Х
23
или Х32
базисной со значением, равным нулю.
Пусть Х
32 =
0. Проставив в соответствующей клетке
базисный нуль, мы получаем при продолжении
процесса заполнения таблицы
m
+
n
– 1 заполненную клетку. Если не проставить
нулевую базисную переменную, окажется,
что число занятых положительными
перевозками клеток меньше, чем
m
+
n
– 1.

Метод
минимального элемента. Выбор пунктов
отправления и назначения можно производить
иначе, ориентируясь на стоимость
перевозок, т.е. на каждом шаге следует
выбирать какую-нибудь клетку, отвечающую
минимальной стоимости перевозки. Если
таких клеток несколько, то можно выбрать
любую.

Этот
метод позволяет найти первоначальный
опорный план с меньшей стоимостью
перевозок, чем план, полученный методом
северо-западного угла:

Пункты

отправления

Пункты
назначения

Предложение

В1

В2

В3

В4

А1

10
5

4

20
2

5

30

А2

6

70
1

1

3

70

А3

2

3

50
1

8

50

А4

10
6

20
3

2

70
1

100

Спрос

20

90

70

70

Порядок
заполнения таблицы: находим клетки с
наименьшим значением стоимости перевозки
и рассмотрим величину потребности и
запаса для соответствующих пунктов.
Заполним клетки (2,2), (3,3), (4,4) и подсчитаем
остатки неизрасходованных запасов и
величины неудовлетворенной потребности.
Так, запасы пункта А
2
полностью расходуются на удовлетворение
потребности пункта В
2,
поэтому при нахождении первоначального
опорного плана клетки второй строки,
кроме (2,2), должны остаться свободными.
Потребности пункта В
2
остаются неудовлетворенными на 20 единиц
груза, поэтому клетки второго столбца,
кроме (2,2), могут быть заполнены перевозками.
Аналогично рассматриваем заполнение
клеток (3,3) и (4,4). Найдем свободные клетки
с наименьшими стоимостями перевозок,
которые могут быть заполнены, это,
например, клетка (1,3) или (4,3). Заполним
клетку (1,3) и подсчитаем остаток. Затем
заполним клетку (4,2), на следующем шаге
клетку (1,1) и, наконец, (4,1).

Значение
функции цели для первоначального
опорного плана

f(х)
= 10

5

+
20

2

+
70

1 +

50

1

+
10

6

+
20

3 + 70

1

=
400.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Как мне найти первоначальные планы моего дома?

Есть несколько людей и мест, к которым вы можете обратиться за помощью в поиске оригинальных чертежей для вашего дома:

  1. Свяжитесь с торговыми агентами в вашем офисе недвижимости.
  2. Посетите соседей с похожими домами.
  3. Проконсультируйтесь с местными инспекторами, оценщиками и другими строительными чиновниками.
  4. Изучите карты страхования от пожара в вашем районе.

Являются ли чертежи дома общедоступными?

После того, как чертежи были переданы подрядчиком в муниципальный строительный департамент, эти строительные планы становятся общедоступными и технически достижимыми для любого, кто хочет их просмотреть. … В подобных ситуациях необходимы чертежи исходной структуры.

Как найти архитектора своего дома?

Популярные Видео

  1. Съездите в офис вашего окружного регистратора. …
  2. Проведите поиск стикеров. …
  3. Отправляйтесь в библиотеку. …
  4. Посетите историческое общество, музеи или исторический центр вашего штата. …
  5. Позвоните своему агенту по недвижимости. …
  6. Поговорите со своими соседями. …
  7. Познакомьтесь с предыдущими владельцами.

Как мне выбрать новый план этажа для моего дома?

Советы по выбору правильной планировки этажа

  1. Убедитесь, что он соответствует. Вы можете иметь в виду определенную цифру квадратных метров, когда смотрите на дома. …
  2. Следуйте за потоком. …
  3. Выровняйте это. …
  4. Обратите внимание на широкие открытые пространства. …
  5. Не стоит недооценивать функциональные места. …
  6. Исследуйте необнаруженные потребности.

Сколько стоит начертить план дома?

Средняя стоимость услуг по черчению и черчению составляет примерно 50 долларов в час. В зависимости от сложности работы цены могут варьироваться от 48 долларов в час до 60.75 долларов в час.

На чертежах показана сантехника?

Включают ли планы/чертежи сантехнику и электрику? … Черновая сантехника включена в планы с указанием символов кухни и ванны и их расположения. Однако место, где трубы входят в дом, зависит от участка и не включено в планы.

Где можно распечатать чертежи?

UPS Store® с гордостью предлагает распечатку и сканирование архитектурных, чертежных и инженерных планов в рамках наших услуг широкоформатной печати. Посетите нас, чтобы распечатать ваши планы с вниманием к деталям и персонализированным обслуживанием, которое вы привыкли ожидать от профессионального центра UPS Store Prospect.

Как мне найти старые фотографии моего дома?

10 лучших мест, где можно найти старые фотографии вашего дома

  1. Ваше местное историческое общество. …
  2. Образы книг Америки. …
  3. Соседи. …
  4. Бывшие хозяева. …
  5. Обзор исторических зданий Америки (HABS)…
  6. Краеведческие книги. …
  7. Комната истории краеведческой библиотеки. …
  8. Старые газеты.

Как узнать, не убили ли кого-то в вашем доме?

Самый простой способ узнать, умер ли кто-то в доме, — воспользоваться сайтом DiedInHouse.com. Веб-сайт использует данные из более чем 130 миллионов полицейских отчетов, новостных сообщений и свидетельств о смерти, чтобы определить, умер ли кто-то в доме. Это стоит $ 11.99 за поиск.

Строятся ли старые дома лучше?

В старых домах более качественная конструкция

Даже стены, наверное, разные. В старом доме они, вероятно, построены из гипса и токарного станка, что делает их структурно более прочными, чем конструкция из гипсокартона в современных домах. Эти старые материалы также обеспечивают лучший звуковой барьер и изоляцию.

Что делает хороший план этажа?

Ищите эффективную циркуляцию и хранение. Пройдитесь по плану от фойе до кухни и спален. Следуйте по пути из гаража через грязную комнату на кухню: заходить с продуктами или другими предметами должно быть максимально удобно. …

Какая оптимальная планировка дома?

Как выбрать лучшую планировку дома для вашей семьи

  1. Убедитесь, что у вас достаточно спален. Сколько членов семьи вы планируете проживать в доме? …
  2. Не упускайте из виду ситуацию в ванной. …
  3. Выберите открытую планировку. …
  4. Иметь удобную прачечную. …
  5. Имейте достаточно места для хранения. …
  6. Обозначьте игровую комнату. …
  7. Подумайте о своем открытом пространстве.

Как найти лучшие планы домов?

6 лучших сайтов для домашних планов

  1. Архитектурные проекты. Эта отмеченная наградами компания «продает качественные планы домов более 40 лет», и это проявляется в разнообразии и качестве доступных планов домов. …
  2. Планы дома строителя. …
  3. Источник дома мечты. …
  4. Магазин плана дома. …
  5. Руководство по планам домов. …
  6. Планировщик этажей.

Материалы для контроля
знаний.

Контрольные вопросы по теории.

Глава№1.

Линейное программирование,
Симплекс – метод.

1. Какова основная форма задачи Л.П.?

2. Что называется планом задачи Л.П.?

3. Какой план называется опорным?

4. Каково условие опорности плана?

5. Какие переменные называются базисными?

6. Как найти опорный план, если известны базисные
переменные?

7. Каково условие оптимальности опорного плана?

8. В чем заключается шаг Симплекс – метода?

9. Когда при  решении задачи Л.П. Симплекс – методом
делается вывод, что целевая функция неограниченна?

10. Каким  образом можно найти первоначальный план?

11. Какие условия влеку, что задача Л.П. не имеет
допустимых решений?

12. Каковы этапы сведения задачи Л.П. от общей формы к
основной?

13. Как исключить переменные, принимающие
отрицательные значения?

14. Каким образом преобразуются ограничения
неравенства?

15. Каковы этапы решения задачи Симплекс – методом?

Глава №2.

Графический метод решения
задачи линейного программирования
.

Вопросы по теории:

1.  Как построить прямую по
уравнению ах + by = с ?

2.  Как определить полуплоскость,
определяемую неравенством ах + by≤c, (ах + by≥c)

3. Как определить
направление убывания (возрастания) линейной функции?

4. Каковы этапы
решения задачи Л.П. с двумя переменными графическим методом?

Глава №3.

Математические модели простейших экономических задач.

1.  Какова формулировка задачи о
ресурсах?

2.  Какова формулировка задачи о
рационе?

3.  Какова формулировка задачи о
смесях?

4.  Как графически решается
задача о двухкомпонентных смесях?

Глава №4

Двойственные задачи.

1.  Сформулировать симметричную
двойственную задачу

2.  Что утверждает основная
теорема двойственности?

3.  Какие существую возможности
связи между типами  пары самосопряженных задач?

4.  Как определить оптимальный
план в симметричной двойственной задаче?

5.  Как определить знаки
ограничений в двойственной задаче?

6.  Какие переменные в
двойственной задаче неотрицательны?

Глава №5

Целочисленная задача Л.П.

1.  Почему для решения
целочисленной задачи Л.П. нельзя пользоваться стандартным Симплекс – методом?

2.  Как строится сечение Гомори?

3.  В каких случаях можно
утверждать, что целочисленная задача Л.П. не имеет допустимых решений?

Глава№6

Транспортная задача Л.П.

1.  Как формулируется
транспортная задача?

2.  Когда транспортная задача
имеет решения?

3.  Как выглядит задача линейного
программирования, соответствующая транспортной задаче?

4.  Как вычислить потенциалы?

5.  Каково условие оптимальности
решения?

6.  Какая модель транспортной
задачи называется открытой?

7.  Как открытую модель
преобразовать в закрытую?

8.  Каков смысл дополнительных
переменных при решении открытой модели транспортной задачи?

Глава№7

Экономические задачи,
сводящиеся к транспортной модели
.

1.  Какова формулировка задачи о
назначении?

2.  Каким образом задача о
назначении сводится к транспортной задаче?

3.  Как найти первоначальное
решение транспортной задачи с запрещенными перевозками?

Глава№8

Задачи по теории графов.

1.  Каково определение графа?
Ориентированного графа (орграфа)? Что такое цикл? Что такое дерево?

2.  Как формулируется задача о
минимальном пути?

3.  Как записывается
первоначальная таблица?

4.  Как по окончательной таблице
определить минимальный путь?

Глава№9

Задачи сетевого планирования и
управления

1.  В чем состоит задача сетевого
планирования?

2.  Как строится временной
сетевой график?

3.  Что такое критический путь?

4.  Что такое резерв времени в
сетевой задаче?

5.  Как выглядит формальный
алгоритм сетевого планирования?

6.  Какие оптимизационные задачи
ставятся в рамках сетевого планирования?

Глава№10

Динамическое программирование.

1.  Как формулируется задача об
инвестировании предприятий (привести пример)?

2.  Как формулируется задача о
замене оборудования (привести пример)?

3.  В чем суть задачи
динамического программирования?

4.  Как формулируется задача
кратчайшего пути через сеть (привести пример)?

Глава№11

Теория игр.

1.  Определить предмет и задачи
теории игр.

2.  Дайте понятие матричных игр.

3.  Когда достигается равновесная
ситуация матричной игры?

4.  Что такое седловая точка в
матричной игре?

5.  Какие стратегии  матричной
игры называются смешанными?

6.  Назовите Теоремы Теории
матричных игр.

7.  Приведите алгоритм
графического решения матричных игр.

8.  Рассмотрите на примере
процедуру снижения размеров матрицы при помощи правила доминирования.

9.  Приведите алгоритм решения
игр с помощью Линейного программирования.

Глава№12

Теория массового обслуживания

1.  Дайте определение ТМО
с очередью.

2.  Дайте определение ТМО с
отказом.

3.  Назовите основные показатели
эффективности ТМО.

4.  Что называют интенсивностью
потока события?

5.  Дайте определение
стационарным потокам событий, ординарным потокам событий и потокам событий без
последствий.

6.  Что называют простейшим
потоком события?

7.  Начертите граф состояний ТМО
с отказами и поясните его смысл.

8.  Приведите основные показатели
эффективности одноканальной и многоканальной ТМО с неограниченной и
ограниченной очередями.

Каноническая задача линейного программирования в векторной форме имеет вид:

Положительным координатам допустимых решений ставятся в соответствие векторы условий. Эти системы векторов зависимы, так как число входящих в них векторов больше размерности векторов.

Базисным решением системы называется частное решение, в котором неосновные переменные имеют нулевые значения. Любая система уравнений имеет конечное число базисных решений, равное , где – число неизвестных, – ранг системы векторов условий. Базисные решения, координаты которых удовлетворяют условию неотрицательности, являются опорными.

Опорным решением задачи линейного программирования называется такое допустимое решение , для которого векторы условий, соответствующие положительным координатам , линейно независимы.

Число отличных от нуля координат опорного решения не может превосходить ранга Системы векторов условий (т. е. числа линейно независимых уравнений системы ограничений).

Если число отличных от нуля координат опорного решения равно , то такое решение называется Невырожденным, в противном случае, если число отличных от нуля координат опорного решения меньше , такое решение называется Вырожденным.

Базисом опорного решения называется базис системы векторов условий задачи, в состав которой входят векторы, соответствующие отличным от нуля координатам опорного решения.

Теорема. Любое опорное решение является угловой точкой области допустимых решений.

Теорема. Любая угловая точка области допустимых решений является опорным решением.

Пример.

Графический метод решения задачи линейной оптимизации рассмотрим на примере задачи производственного планирования при
= 2.

Предприятие изготавливает изделия двух видов А и В. Для производства изделий оно располагает сырьевыми ресурсами трех видов С, D и Е в объемах 600, 480 и 240 единиц соответственно. Нормы расхода ресурсов на единицу продукции каждого вида известны и представлены в табл. 14.1

Решение:

 

Таблица 14.1

Ресурсы

Изделия

А

В

C

24

8

D

8

8

E

3

8

Прибыль от реализации изделия А составляет 40 млн. руб., а изделия В — 50 млн. руб. Требуется найти объемы производства изделий А и В, обеспечивающие максимальную прибыль.

Построим математическую модель задачи, для чего обозначим и — объемы производства изделий А и В соответственно.

Тогда прибыль предприятия от реализации изделий А и изделий В составит:

.

Ограничения по ресурсам будут иметь вид:

Естественно, объемы производства должны быть неотрицательными .

Решение сформулированной задачи найдем, используя геометрическую интерпретацию. Определим сначала многоугольник решений, для чего систему ограничений неравенств запишем в виде уравнений и пронумеруем их:

Каждое из записанных уравнений представляет собой прямую на плоскости, причем 4-я и 5-я прямые являются координатными осями.

Чтобы построить первую прямую, найдем точки ее пересечения с осями координат: при , а при . Далее нас интересует, по какую сторону от прямой будет находиться полуплоскость, соответствующая первому неравенству. Чтобы определить искомую полуплоскость, возьмем точку и, подставив ее координаты в неравенство, видим, что оно удовлетворяется. Так как точка лежит левее первой прямой, то и полуплоскость будет находиться левее прямой . На рис. 14.1 расположение полуплоскости относительно первой прямой отмечено стрелками.

Аналогично построены 2-я и 3-я прямые и найдены полуплоскости, соответствующие 2-му и 3-му неравенству. Точки, удовлетворяющие ограничениям , находятся в первом квадранте.

Множество точек, удовлетворяющих всем ограничениям одновременно, является ОДР системы ограничений. Такой областью на графике (рис. 14.1) является многоугольник .

Любая точка многоугольника решений удовлетворяет системе ограничений задачи и, следовательно, является ее решением. Это говорит о том, что эта задача линейной оптимизации имеет множество допустимых решений, т. е. многовариантна. Нам же необходимо найти решение, обеспечивающее максимальную прибыль.

Чтобы найти эту точку, приравняем функцию к нулю и построим соответствующую ей прямую. Вектор–градиент прямой функции имеет координаты .

Рис. 14.1

Изобразим вектор на графике и построим прямую функции перпендикулярно вектору на рис. 14.1. Перемещая прямую функции параллельно самой себе в направлении вектора, видим, что последней точкой многоугольника решений, которую пересечет прямая функции, является угловая точка В. Следовательно, в точке В функция достигает максимального значения. Координаты точки В находим, решая систему уравнений, прямые которых пересекаются в данной точке.

Решив эту систему, получаем, что .

Следовательно, если предприятие изготовит изделия в найденных объемах, то получит максимальную прибыль, равную:

(млн. руб.).

Алгоритм решения задачи линейного программирования графическим методом таков:

1. Строится область допустимых решений;

2. Строится вектор нормали к линии уровня с точкой приложении в начале координат;

3. Перпендикулярно вектору нормали проводится одна из линий уровня, проходящая через начало координат;

4. Линия уровня перемещается до положения опорной прямой. На этой прямой и будут находиться максимум или минимум функции.

В зависимости от вида области допустимых решений и целевой функции задача может иметь единственное решение, бесконечное множество решений или не иметь ни одного оптимального решения.

На рис. 14.3 показан случай, когда прямая функции параллельна отрезку АВ, принадлежащему ОДР. Максимум функции достигается в точке А и в точке В, а, следовательно, и в любой точке отрезка АВ, т. к. эти точки могут быть выражены в виде линейной комбинации угловых точек А и В.

Основные понятия симплексного метода решения задачи линейного программирования.

Среди универсальных методов решения задач линейного программирования наиболее распространен симплексный метод (или симплекс-метод), разработанный американским ученым Дж. Данцигом. Суть этого метода заключается в том, что вначале получают допустимый вариант, удовлетворяющий всем ограничениям, но необязательно оптимальный (так называемое начальное опорное решение); оптимальность достигается последовательным улучшением исходного варианта за определенное число этапов (итераций). Нахождение начального опорного решения и переход к следующему опорному решению проводятся на основе применения рассмотренного выше метода Жордана-Гаусса для системы линейных уравнений в канонической форме, в которой должна быть предварительно записана исходная задача линейного программирования; направление перехода от одного опорного решения к другому выбирается при этом на основе критерия оптимальности (целевой функции) исходной задачи.

Симплекс-метод основан на следующих свойствах задачи линейного программирования:

· Не существует локального экстремума, отличного от глобального. Другими словами, если экстремум есть, то он единственный.

· Множество всех планов задачи линейного программирования выпукло.

· Целевая функция ЗЛП достигает своего максимального (минимального) значения в угловой точке многогранника решений (в его вершине). Если целевая функция принимает свое оптимальное значение более чем в одной угловой точке, то она достигает того же значения в любой точке, являющейся выпуклой линейной комбинацией этих точек.

· Каждой угловой точке многогранника решений отвечает опорный план ЗЛП.

Рассмотрим две разновидности симплексного метода: симплекс-метод с естественным базисом и симплекс-метод с искусственным базисом (или М-метод).

Симплекс-метод с естественным базисом

Для применения этого метода задача линейного программирования должна быть сформулирована в канонической форме, причем матрица системы уравнений должна содержать единичную подматрицу размерностью . В этом случае очевиден начальный опорный план (неотрицательное базисное решение).

Для определенности предположим, что первые Т Векторов матрицы системы составляют единичную матрицу. Тогда очевиден первоначальный опорный план: .

Проверка на оптимальность опорного плана проходит с помощью критерия оптимальности, переход к другому опорному плану — с помощью преобразований Жордана-Гаусса и с использованием критерия оптимальности.

Полученный опорный план снова проверяется на оптимальность и т. д. Процесс заканчивается за конечное число шагов, причем на последнем шаге либо выявляется неразрешимость задачи (конечного оптимума нет), либо получаются оптимальный опорный план и соответствующее ему оптимальное значение целевой функции.

Признак оптимальности заключается в следующих двух теоремах.

Теорема 1. Если для некоторого вектора, не входящего в базис, выполняется условие:

, где ,

То можно получить новый опорный план, для которого значение целевой функции будет больше исходного; при этом могут быть два случая:

1. Если все координаты вектора, подлежащего вводу в базис, неположительны, то задача линейного программирования не имеет решения;

2. Если имеется хотя бы одна положительная координата у вектора, подлежащего вводу в базис, то можно получить новый опорный план.

Теорема 2. Если для всех векторов выполняется условие , то полученный план является оптимальным.

На основании признака оптимальности в базис вводится вектор , давший минимальную отрицательную величину симплекс-разности: .

Чтобы выполнялось условие неотрицательности значений опорного плана, выводится из базиса вектор Г, Который дает минимальное положительное отношение:

; , .

Строка Называется Направляющей, Столбец и элемент
Направляющими (последний называют также Разрешающим Элементом).

Элементы вводимой строки, соответствующей направляющей строке, в новой симплекс-таблице вычисляются по формулам:

,

А элементы любой другой Строки пересчитываются по формулам:

,,

Значения базисных переменных нового опорного плана (показатели графы «план») рассчитываются по формулам:

для ; , для .

Если наименьшее значение достигается для нескольких базисных векторов, то чтобы исключить возможность зацикливания (повторения базиса), можно применить следующий способ.

Вычисляются частные, полученные от деления всех элементов строк, давших одинаковое минимальное значение на свои направляющие элементы. Полученные частные сопоставляются по столбцам слева направо, при этом учитываются и нулевые, и отрицательные значения. В процессе просмотра отбрасываются строки, в которых имеются большие отношения, и из базиса выводится вектор, соответствующий строке, в которой раньше обнаружится меньшее частное.

Для использования приведенной выше процедуры симплекс-метода к минимизации линейной формы следует искать максимум функции , затем полученный максимум взять с противоположным знаком. Это и будет искомый минимум исходной задачи линейного программирования.

Симплексный метод с искусственным базисом (М-метод)

Симплексный метод с искусственным базисом применяется в тех случаях, когда затруднительно найти первоначальный опорный план исходной задачи линейного программирования, записанной в канонической форме.

М-метод заключается в применении правил симплекс-метода к так называемой М-задаче. Она получается из исходной добавлением к левой части системы уравнений в канонической форме исходной задачи линейного программирования таких искусственных единичных векторов с соответствующими неотрицательными искусственными переменными, чтобы вновь полученная матрица содержала систему единичных линейно-независимых векторов. В линейную форму исходной задачи добавляется в случае её максимизации слагаемое, представляющее собой произведение числа (–М) на сумму искусственных переменных, где М – достаточно большое положительное число.

В полученной задаче первоначальный опорный план очевиден. При применении к этой задаче симплекс-метода оценки теперь будут зависеть от числа М. Для сравнения оценок нужно помнить, что М – достаточно большое положительное число, поэтому из базиса будут выводиться в первую очередь искусственные переменные.

В процессе решения М–Задачи следует вычеркивать в симплекс-таблице искусственные векторы по мере их выхода из базиса. Если все искусственные векторы вышли из базиса, то получаем исходную задачу. Если оптимальное решение М–Задачи содержит искусственные векторы или М–Задача неразрешима, то исходная задача также неразрешима.

Путем преобразований число вводимых переменных, составляющих искусственный базис, может быть уменьшено до одной.

< Предыдущая   Следующая >

Содержание:

Исследование различных процессов, в том числе и экономических, обычно начинается с их моделирования, т.е. отражения реального процесса через математические соотношения. При этом составляются уравнения или неравенства, которые связывают различные показатели (переменные) исследуемого процесса, образуя систему ограничений. В этих процессах выделяются такие переменные, меняя которые можно получить оптимальное значение основного показателя данной системы (прибыль, доход, затраты и т.д.). Соответствующие методы, позволяющие решать указанные задачи, объединяются под общим названием «математическое программирование» или математические методы исследования операций.

Математическое программирование включает в себя такие разделы математики, как линейное, нелинейное и динамическое программирование. Сюда же относят и стохастическое программирование, теорию игр, теорию массового обслуживания, теорию управления запасами и некоторые другие.

Математическое программирование — это раздел высшей математики, посвященный решению задач, связанных с нахождением экстремумов функций нескольких переменных, при наличии ограничений на переменные.

Методами математического программирования решаются задачи о распределении ресурсов, планировании выпуска продукции, ценообразования, транспортные задачи и т.д.

Построение математической модели экономической задачи включает следующие этапы:

  1. выбор переменных задачи;
  2. составление системы ограничений;
  3. выбор целевой функции.

Переменными задачи называются величины Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Система ограничений включает в себя систему уравнений и неравенств, которым удовлетворяют переменные задачи и которые следуют из ограниченности ресурсов или других экономических или физических условий, например, положительности переменных и т.п.

Целевой функцией называют функцию переменных задачи, которая характеризует качество выполнения задачи, и экстремум которой требуется найти.

Общая задача математического программирования формулируется следующим образом: найти экстремум целевой функции: Линейное программирование - основные понятия с примерами решения и соответствующие ему переменные при условии, что эти переменные удовлетворяют системе ограничений:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Если целевая функция и система ограничений линейны, то задача математического программирования называется задачей линейного программирования и в общем виде может быть записана следующим образом:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Данная запись означает следующее: найти экстремум целевой функции задачи и соответствующие ему переменные X = (Линейное программирование - основные понятия с примерами решения). при условии, что эти переменные удовлетворяют системе ограничений и условиям неотрицательности.

Допустимым решением (планом) задачи линейного программирования называется любойX = (Линейное программирование - основные понятия с примерами решения). удовлетворяющий системе ограничений и условиям неотрицательности. Множество допустимых решений (планов) задачи образует область допустимых решений.

Оптимальным решением (планом) задачи линейного программирования называется такое допустимое решение задачи, при котором целевая функция достигает экстремума.

Задача линейного программирования

В общем случае задача линейного программирования записывается так, что ограничениями являются как уравнения, так и неравенства, а переменные могут быть как неотрицательными, так и произвольно изменяющимися. В случае, когда все ограничения являются уравнениями и все переменные удовлетворяют условию неотрицательности, задачу линейного программирования называют канонической. Каноническая задача линейного программирования в координатной форме записи имеет вид:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Используя знак суммирования эту задачу можно записать следующим образом:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Каноническая задача линейного программирования в векторной форме имеет вид:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

В данном случае введены векторы:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Здесь С — X — скалярное произведение векторов С и X.

Каноническая задача линейного программирования в матричной форме записи имеет вид:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

где:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Здесь А — матрица коэффициентов системы уравнений, X -матрица-столбец переменных задачи; Линейное программирование - основные понятия с примерами решения — матрица-столбец правых частей системы ограничений.

Нередко используются задачи линейного программирования, называемые симметричными, которые в матричной форме записи имеют вид:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Приведение общей задачи линейного программирования к канонической форме

В большинстве методов решения задач линейного программирования предполагается, что система ограничений состоит из уравнений и естественных условий неотрицательности переменных. Однако, при составлении математических моделей экономических задач ограничения в основном формулируются системы неравенств, поэтому возникает необходимость перехода от системы неравенств к системе уравнений. Это может быть сделано следующим образом. К левой части линейного неравенства:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решенияприбавляется величина Линейное программирование - основные понятия с примерами решения такая, что переводит неравенство в равенство Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, где: Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Неотрицательная переменная Линейное программирование - основные понятия с примерами решения называется дополнительной переменной.

Основания для возможности такого преобразования дает следующая теорема.

Теорема. Каждому решению Линейное программирование - основные понятия с примерами решения неравенства Линейное программирование - основные понятия с примерами решения соответствует единственное решение Линейное программирование - основные понятия с примерами решения уравнения: Линейное программирование - основные понятия с примерами решенияи неравенства Линейное программирование - основные понятия с примерами решения и, наоборот, каждому решению Линейное программирование - основные понятия с примерами решения уравнения:Линейное программирование - основные понятия с примерами решения и неравенства Линейное программирование - основные понятия с примерами решения соответствует единственное решение Линейное программирование - основные понятия с примерами решения неравенства: Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Доказательство. Пусть Линейное программирование - основные понятия с примерами решения — решение неравенстваЛинейное программирование - основные понятия с примерами решения. Тогда:Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Если в уравнение Линейное программирование - основные понятия с примерами решения вместо переменных подставить значения Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, получится:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Таким образом, решение Линейное программирование - основные понятия с примерами решения удовлетворяет уравнению: Линейное программирование - основные понятия с примерами решения и неравенству Линейное программирование - основные понятия с примерами решения.

Доказана первая часть теоремы.

Пусть Линейное программирование - основные понятия с примерами решения удовлетворяет уравнению Линейное программирование - основные понятия с примерами решения и неравенству Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, т.е. Линейное программирование - основные понятия с примерами решения. Отбрасывая в левой части равенства неотрицательную величину Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, получим:Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

т.е. Линейное программирование - основные понятия с примерами решения удовлетворяет неравенству: Линейное программирование - основные понятия с примерами решениячто и требовалось доказать.

Если в левую часть неравенств системы ограничений вида Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

добавить переменную Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, то получится система ограничений — уравнений Линейное программирование - основные понятия с примерами решения Линейное программирование - основные понятия с примерами решения В случае, если система неравенств-ограничений имеет вид Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, то из левой части неравенств-ограничений нужно вычесть соответствующую неотрицательную дополнительную переменную Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Полученная таким образом система уравнений-ограничений, вместе с условиями неотрицательности переменных, т.е. Линейное программирование - основные понятия с примерами решенияЛинейное программирование - основные понятия с примерами решения и целевой функцией является канонической формой записи задачи линейного программирования.

Дополнительные переменные вводятся в целевую функцию с нулевыми коэффициентами и поэтому не влияют на ее значения.

В реальных практических задачах дополнительные неизвестные имеют определенный смысл. Например, если левая часть ограничений задачи отражает расход ресурсов на производство продукции в объемах Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, а правые части — наличие производственных ресурсов, то числовые значения дополнительных неизвестных Линейное программирование - основные понятия с примерами решенияи означают объем неиспользованных ресурсов i-го вида.

Иногда возникает также необходимость перейти в задаче от нахождения минимума к нахождению максимума или наоборот. Для этого достаточно изменить знаки всех коэффициентов целевой функции на противоположные, а в остальном задачу оставить без изменения. Оптимальные решения полученных таким образом задач на максимум и минимум совпадают, а значения целевых функций при оптимальных решениях отличаются только знаком.

Множества допустимых решений

Множество точек называется выпуклым, если оно вместе с любыми двумя своими точками содержит их произвольную выпуклую линейную комбинацию.

Выпуклой линейной комбинацией произвольных точек Линейное программирование - основные понятия с примерами решенияЕвклидова пространства Линейное программирование - основные понятия с примерами решения называется сумма Линейное программирование - основные понятия с примерами решения — произвольные неотрицательные числа, сумма которых равна 1.

Геометрически это означает, что если множеству с любыми двумя его произвольными точками полностью принадлежит и отрезок, соединяющий эти точки, то оно будет выпуклым. Например, выпуклыми множествами являются прямолинейный отрезок, прямая, круг, шар, куб, полуплоскость, полупространство и др.

Точка множества называется граничной, если любая окрестность этой точки сколь угодно малого размера содержит точки, как принадлежащие множеству, так и не принадлежащие ему.

Граничные точки множества образуют его границу. Множество называется замкнутым, если оно содержит все свои граничные точки.

Ограниченным называется множество, если существует шар с радиусом конечной длины и центром в любой точке множества, содержащий полностью в себе данное множество. В противном случае множество будет неограниченным.

Пересечение двух или более выпуклых множеств будет выпуклым множеством, так как оно отвечает определению выпуклого множества.

Точка выпуклого множества называется угловой, если она не может быть представлена в виде выпуклой линейной комбинации двух других различных точек этого множества.

Так, угловые точки треугольника — его вершины, круга — точки окружности, ее ограничивающие, а прямая, полуплоскость, плоскость, полупространство, пространство не имеют угловых точек.

Выпуклое замкнутое ограниченное множество на плоскости, имеющее конечное число угловых точек, называется выпуклым многоугольником, а замкнутое выпуклое ограниченное множество в трехмерном пространстве, имеющее конечное число угловых точек, называется выпуклым многогранником.

Теорема. Любая тонка многоугольника является выпуклой линейной комбинацией его угловых точек.

Теорема. Область допустимых решений задачи линейного программирования является выпуклым множеством.

Уравнение целевой функции при фиксированных значениях самой функции является уравнением прямой линии (плоскости, гиперплоскости и т.д.). Прямая, уравнение которой получено из целевой функции при равенстве ее постоянной величине, называется линией уровня.

Линия уровня, имеющая общие точки с областью допустимых решений и расположенная так, что область допустимых решений находится целиком в одной из полуплоскостей, называется опорной прямой.

Теорема. Значения целевой функции в точках линии уровня увеличиваются, если линию уровня перемещать параллельно начальному положению в направлении нормали и убывают при перемещении в противоположном направлении.

Теорема. Целевая функция задачи линейного программирования достигает экстремума в угловой точке области допустимых решений; причем, если целевая функция достигает экстремума в нескольких угловых точках области допустимых решений, она также достигает экстремума в любой выпуклой комбинации этих точек.

Опорное решение задачи линейного программирования, его взаимосвязь с угловыми точками

Каноническая задача линейного программирования в векторной форме имеет вид:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Положительным координатам допустимых решений ставятся в соответствие векторы условий. Эти системы векторов зависимы, так как число входящих в них векторов больше размерности векторов.

Базисным решением системы называется частное решение, в котором неосновные переменные имеют нулевые значения. Любая система уравнений имеет конечное число базисных решений, равное Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, где n — число неизвестных, r- ранг системы векторов условий. Базисные решения, координаты которых удовлетворяют условию неотрицательности, являются опорными.

Опорным решением задачи линейного программирования называется такое допустимое решение Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, для которого векторы условий, соответствующие положительным координатам Линейное программирование - основные понятия с примерами решения линейно независимы.

Число отличных от нуля координат опорного решения не может превосходить ранга r системы векторов условий (т.е. числа линейно независимых уравнений системы ограничений).

Если число отличных от нуля координат опорного решения равно m, то такое решение называется невырожденным, в противном случае, если число отличных от нуля координат опорного решения меньше т, такое решение называется вырожденным.

Базисом опорного решения называется базис системы векторов условий задачи, в состав которой входят векторы, соответствующие отличным от нуля координатам опорного решения.

Теорема. Любое опорное решение является угловой точкой области допустимых решений.

Теорема. Любая угловая точка области допустимых решений является опорным решением.

Пример:

Графический метод решения задачи линейной оптимизации рассмотрим на примере задачи производственного планирования при n = 2.

Предприятие изготавливает изделия двух видов А и В. Для производства изделий оно располагает сырьевыми ресурсами трех видов С, D и Е в объемах 600, 480 и 240 единиц соответственно. Нормы расхода ресурсов на единицу продукции каждого вида известны и представлены в табл. 14.1

Прибыль от реализации изделия А составляет 40 млн. руб., а изделия В — 50 млн.руб. Требуется найти объемы производства изделий А и В, обеспечивающие максимальную прибыль.

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Построим математическую модель задачи, для чего обозначим Линейное программирование - основные понятия с примерами решения — объемы производства изделий А и В соответственно.

Тогда прибыль предприятия от реализацииЛинейное программирование - основные понятия с примерами решения изделий А и Линейное программирование - основные понятия с примерами решенияизделий В составит:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Ограничения по ресурсам будут иметь вид:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Естественно, объемы производства должны быть неотрицательными Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Решение сформулированной задами найдем, используя геометрическую интерпретацию. Определим сначала многоугольник решений, для чего систему ограничений неравенств запишем в виде уравнений и пронумеруем их:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Каждое из записанных уравнений представляет собой прямую на плоскости, причем 4-я и 5-я прямые являются координатными осями.

Чтобы построить первую прямую, найдем точки ее пересечения с осями координат: Линейное программирование - основные понятия с примерами решения а при Линейное программирование - основные понятия с примерами решения.

Далее нас интересует, по какую сторону от прямой будет находиться полуплоскость, соответствующая первому неравенству. Чтобы определить искомую полуплоскость, возьмем точку O(0,0) подставив ее координаты в неравенство, видим, что оно удовлетворяется. Так как точка O(0,0) лежит левее первой прямой, то и полуплоскость будет находиться левее прямой

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения. На рис 14 , расположение полуплоскости относительно первой прямой отмечено стрелками.

Аналогично построены 2-я и 3-я прямые и найдены полуплоскости, соответствующие 2-му и 3-му неравенству. Точки, удовлетворяющие ограничениям Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, находятся в первом квадранте. Множество точек, удовлетворяющих всем ограничениям одновременно, является ОДР системы ограничений. Такой областью на графике (рис. 14.1) является многоугольник ОАВС.

Любая точка многоугольника решений удовлетворяет системе ограничений задачи и, следовательно, является ее решением. Это говорит о том, что эта задача линейной оптимизации имеет множество допустимых решений, т.е. моговариантпа. Нам же необходимо найти решение, обеспечивающее максимальную прибыль.

Чтобы найти эту точку, приравняем функцию к нулю и построим соответствующую ей прямую. Вектор-градиент прямой функции

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения имеет координаты Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Рис. 14.1

Изобразим вектор на графике и построим прямую функции перпендикулярно вектору на рис. 14.1. Перемещая прямую функции параллельно самой себе в направлении вектора, видим, что последней точкой многоугольника решений, которую пересечет прямая функции, является угловая точка В. Следовательно, в точке В функция достигает максимального значения. Координаты точки В находим, решая систему уравнений, прямые которых пересекаются в данной точке.

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Решив эту систему, получаем, что Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Следовательно, если предприятие изготовит изделия в найденных объемах, то получит максимальную прибыль, равную:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Алгоритм решения задачи линейного программирования графическим методом таков:

  1. Строится область допустимых решений;
  2. Строится вектор нормали к линии уровня с точкой приложении в начале координат;
  3. Перпендикулярно вектору нормали проводится одна из линий уровня, проходящая через начало координат;
  4. Линия уровня перемещается до положения опорной прямой. На этой прямой и будут находиться максимум или минимум функции.

В зависимости от вида области допустимых решений и целевой функции задача может иметь единственное решение, бесконечное множество решений или не иметь ни одного оптимального решения. Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

На рис. 14.3 показан случай, когда прямая функции параллельна отрезку АВ, принадлежащему ОДР. Максимум функции Z достигается в точке А и в точке В, а, следовательно, и в любой точке отрезка АВ, т.к. эти точки могут быть выражены в виде линейной комбинации угловых точек А и В.

На рисунке 14.4 изображен случай, когда система ограничений образует неограниченное сверху множество. Функция Z в данном случае стремится к бесконечности, так как прямую функции можно передвигать в направлении вектора градиента как угодно далеко, а на рисунке 14.5 представлен случай несовместной системы ограничений.

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Основные понятия симплексного метода решения задачи линейного программирования.

Среди универсальных методов решения задач линейного программирования наиболее распространен симплексный метод (или симплекс-метод), разработанный американским ученым Дж.Данцигом. Суть этого метода заключается в том, что вначале получают допустимый вариант, удовлетворяющий всем ограничениям, но необязательно оптимальный (так называемое начальное опорное решение); оптимальность достигается последовательным улучшением исходного варианта за определенное число этапов (итераций). Нахождение начального опорного решения и переход к следующему опорному решению проводятся на основе применения рассмотренного выше метода Жордана-Гаусса для системы линейных уравнений в канонической форме, в которой должна быть предварительно записана исходная задача линейного программирования; направление перехода от одного опорного решения к другому выбирается при этом на основе критерия оптимальности (целевой функции) исходной задачи.

Симплекс-метод основан на следующих свойствах задачи линейного программирования:

  • Не существует локального экстремума, отличного от глобального. Другими словами, если экстремум есть, то он единственный.
  • Множество всех планов задачи линейного программирования выпукло.
  • Целевая функция ЗЛП достигает своего максимального (минимального) значения в угловой точке многогранника решений (в его вершине). Если целевая функция принимает свое оптимальное значение более чем в одной угловой точке, то она достигает того же значения в любой точке, являющейся выпуклой линейной комбинацией этих точек.
  • Каждой угловой точке многогранника решений отвечает опорный план ЗЛП.

Рассмотрим две разновидности симплексного метода: симплекс-метод с естественным базисом и симплекс-метод с искусственным базисом (или М-метод).

  • Заказать решение задач по высшей математике

Симплекс-метод с естественным базисом

Для применения этого метода задача линейного программирования должна быть сформулирована в канонической форме, причем матрица системы уравнений должна содержать единичную подматрицу размерностью mхm. В этом случае очевиден начальный опорный план (неотрицательное базисное решение).

Для определенности предположим, что первые m векторов матрицы системы составляют единичную матрицу. Тогда очевиден первоначальный опорный план: Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Проверка на оптимальность опорного плана проходит с помощью критерия оптимальности, переход к другому опорному плану — с помощью преобразований Жордана-Гаусса и с использованием критерия оптимальности.

Полученный опорный план снова проверяется на оптимальность и т.д. Процесс заканчивается за конечное число шагов, причем на последнем шаге либо выявляется неразрешимость задачи (конечного оптимума нет), либо получаются оптимальный опорный план и соответствующее ему оптимальное значение целевой функции.

Признак оптимальности заключается в следующих двух теоремах.

Теорема 1. Если для некоторого вектора, не входящего в базис, выполняется условие:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

то можно получить новый опорный план, для которого значение целевой функции будет больше исходного; при этом могут быть два случая:

  1. если все координаты вектора, подлежащего вводу в базис, неположительны, то задача линейного программирования не имеет решения;
  2. если имеется хотя бы одна положительная координата у вектора, подлежащего вводу в базис, то можно получить новый опорный план.

Теорема 2. Если для всех векторов выполняется условие Линейное программирование - основные понятия с примерами решениято полученный план является оптимальным.

На основании признака оптимальности в базис вводится вектор Ак, давший минимальную отрицательную величину симплекс-разности: Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Чтобы выполнялось условие неотрицательности значений опорного плана, выводится из базиса вектор Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, который дает минимальное положительное отношение:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Строка Линейное программирование - основные понятия с примерами решения называется направляющей, столбец Линейное программирование - основные понятия с примерами решенияи элемент Линейное программирование - основные понятия с примерами решениянаправляющими (последний называют также разрешающим элементом).

Элементы вводимой строки, соответствующей направляющей строке, в новой симплекс-таблице вычисляются по формулам:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

а элементы любой другой i-й строки пересчитываются по формулам:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Значения базисных переменных нового опорного плана (показатели графы «план») рассчитываются по формулам:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Если наименьшее значение Q достигается для нескольких базисных векторов, то чтобы исключить возможность зацикливания (повторения базиса), можно применить следующий способ.

Вычисляются частные, полученные от деления всех элементов строк, давших одинаковое минимальное значение Q на свои направляющие элементы. Полученные частные сопоставляются по столбцам слева направо, при этом учитываются и нулевые, и отрицательные значения. В процессе просмотра отбрасываются строки, в которых имеются большие отношения, и из базиса выводится вектор, соответствующий строке, в которой раньше обнаружится меньшее частное.

Для использования приведенной выше процедуры симплекс -метода к минимизации линейной формы Линейное программирование - основные понятия с примерами решения следует искать максимум функции Линейное программирование - основные понятия с примерами решения затем полученный максимум взять с противоположным знаком. Это и будет искомый минимум исходной задачи линейного программирования.

Симплексный метод с искусственным базисом (М-метод)

Симплексный метод с искусственным базисом применяется в тех случаях, когда затруднительно найти первоначальный опорный план исходной задачи линейного программирования, записанной в канонической форме.

М-метод заключается в применении правил симплекс-метода к так называемой М-задаче. Она получается из исходной добавлением к левой части системы уравнений в канонической форме исходной задачи линейного программирования таких искусственных единичных векторов с соответствующими неотрицательными искусственными переменными, чтобы вновь полученная матрица содержала систему единичных линейно-независимых векторов. В линейную форму исходной задачи добавляется в случае её максимизации слагаемое, представляющее собой произведение числа (-М) на сумму искусственных переменных, где М — достаточно большое положительное число.

В полученной задаче первоначальный опорный план очевиден. При применении к этой задаче симплекс-метода оценки А, теперь будут зависеть от числа М. Для сравнения оценок нужно помнить, что М — достаточно большое положительное число, поэтому из базиса будут выводиться в первую очередь искусственные переменные.

В процессе решения M-задачи следует вычеркивать в симплекс-таблице искусственные векторы по мере их выхода из базиса. Если все искусственные векторы вышли из базиса, то получаем исходную задачу. Если оптимальное решение М-задачи содержит искусственные векторы или М-задача неразрешима, то исходная задача также неразрешима.

Путем преобразований число вводимых переменных, составляющих искусственный базис, может быть уменьшено до одной.

Теория двойственности

Любой задаче линейного программирования можно сопоставить сопряженную или двойственную ей задачу. Причем, совместное исследование этих задач дает, как правило, значительно больше информации, чем исследование каждой из них в отдельности.

Любую задачу линейного программирования можно записать в виде:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Первоначальная задача называется исходной или прямой.

Модель двойственной задачи имеет вид:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Переменные двойственной задачи Линейное программирование - основные понятия с примерами решения называют объективно обусловленными оценками или двойственными оценками.

Связь исходной и двойственной задач заключается, в частности, в том, что решение одной из них может быть получено непосредственно из решения другой. Каждая из задач двойственной пары фактически является самостоятельной задачей линейного программирования и может быть решена независимо от другой.

Двойственная задача по отношению к исходной составляется согласно следующим правилам:

  1. Целевая функция исходной задачи формулируется на максимум, а целевая функция двойственной задачи — на минимум, при этом в задаче на максимум все неравенства в функциональных ограничениях имеют вид <, а в задаче на минимум — вид Линейное программирование - основные понятия с примерами решения
  2. Матрица Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, составленная из коэффициентов при неизвестных в системе ограничении исходной задачи, и аналогичная матрица Линейное программирование - основные понятия с примерами решения , в двойственной задаче получаются друг из друга транспонированием;
  3. Число переменных в двойственной задаче равно числу функциональных ограничений исходной задачи, а число ограничений в системе двойственной задачи — числу переменных в исходной задаче;
  4. Коэффициентами при неизвестных в целевой функции двойственной задачи являются свободные члены в системе ограничений исходной задачи, а правыми частями в ограничениях двойственной задачи — коэффициенты при неизвестных в целевой функции исходной задачи;
  5. Каждому ограничению одной задачи соответствует переменная другой задачи: номер переменной совпадает с номером ограничения; при этом ограничению, записанному в виде неравенства <, соответствует переменная, связанная условием неотрицательности.

Если функциональное ограничение исходной задачи является равенством, то соответствующая переменная двойственной задачи может принимать как положительные, так и отрицательные значения.

Математические модели пары двойственных задач могут быть симметричными и несимметричными. В несимметричных двойственных задачах система ограничений исходной задачи задается в виде равенств, а двойственной — в виде неравенств, причем переменные в двойственной задаче могут быть и отрицательными. В симметричных двойственных задачах система ограничений как исходной, так и двойственной задачи задается в виде неравенств, причем на двойственные переменные налагается условие неотрицательности.

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

где:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Рассмотрим пример, показывающий, как в реальной экономической ситуации появляются взаимно двойственные задачи линейного программирования.

На некотором предприятии после выполнения годового плана возник вопрос: как поступить с остатками сырья? Из оставшегося сырья можно наладить производство продукции и реализовать его или продать сырье.

Предположим, что имеется два вида сырья Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, остатки которого составляют соответственно 35 и 20 единиц. Из этого сырья можно наладить производство трех видов товаров: Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

При исследовании первой возможности (наладить выпуск товаров Линейное программирование - основные понятия с примерами решения) возникает вопрос о плане выпуска, который задается тремя переменными Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, которые соответствуют количеству произведенного товара. Эти переменные должны удовлетворять условиям:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Прибыль, которую получит предприятие от реализации товара, составит:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

В интересах предприятия эту прибыль максимизировать.

Это прямая задача.

Объективно обусловленными оценками двойственной задачи Линейное программирование - основные понятия с примерами решения будут цены, по которым целесообразно продавать излишки сырья, т.е. при продаже сырья по ценам ниже Линейное программирование - основные понятия с примерами решения предприятие будет терпеть убытки.

Справедливое требование со стороны продающего предприятия состоит в следующем: если взять сырье, идущее на производство единицы товара Линейное программирование - основные понятия с примерами решения то выручка от его продажи должна быть не меньше, чем прибыль от реализации готового изделия (в противном случае нет смысла продавать сырье — целесообразнее изготовить товар и получить прибыль от его реализации).

Это требование можно представить в виде системы неравенств: Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

В левой части каждого неравенства предполагаемая выручка от продажи сырья, необходимого для производства единицы товара Линейное программирование - основные понятия с примерами решения а в правой — прибыль от реализации этой единицы товара.

Что касается покупателя, то он заинтересован в минимизации расходов на покупку сырья, т.е. величины Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Теоремы двойственности

Теоремы двойственности позволяют установить взаимосвязь между оптимальными решениями пары двойственных задач: можно либо найти оптимальное решение другой задачи, не решая ее, либо установить его отсутствие.

Возможны следующие случаи:

  • обе задачи из пары двойственных имеют оптимальные решения;
  • одна из задач не имеет решения ввиду неограниченности целевой функции, а другая — ввиду несовместности системы ограничений.

Первая теорема двойственности.

Для двойственных задач линейного программирования имеет место один из взаимоисключающих случаев:

  1. В прямой и двойственной задачах имеются оптимальные решения, при этом значения целевых функций на оптимальных решениях совпадают: Линейное программирование - основные понятия с примерами решения
  2. В прямой задаче допустимое множество не пусто, а целевая функция на этом множестве не ограничена сверху. При этом у двойственной задачи будет пустое допустимое множество.
  3. В двойственной задаче допустимое множество не пусто, а целевая функция на этом множестве не ограничена снизу. При этом у прямой задачи допустимое множество оказывается пустым;
  4. Обе из рассматриваемых задач имеют пустые допустимые множества.

Вторая теорема двойственностн (теорема о дополняющей нежесткости):

Пусть Линейное программирование - основные понятия с примерами решения— допустимое решение прямой задачи, а Линейное программирование - основные понятия с примерами решения допустимое решение двойственной задачи.

Для того, чтобы они были оптимальными решениями соответствующих взаимодвойственных задач, необходимо и достаточно, чтобы выполнялись следующие соотношения:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Эти условия устанавливают связь между оптимальными значениями прямой и двойственной задач и позволяют, зная решение одной из них, находить решение другой задачи.

Теорема об оценках:

Значения переменных Линейное программирование - основные понятия с примерами решения в оптимальном решении двойственной задачи представляют собой оценки влияния свободных членов Линейное программирование - основные понятия с примерами решения системы ограничений — неравенств прямой задачи на величину Линейное программирование - основные понятия с примерами решения:

Линейное программирование - основные понятия с примерами решения

Диапазон изменения компонент вектора В, в котором сохраняется оптимальный базис, называется областью устойчивости оптимальных оценок.

Экономический смысл первой теоремы двойственности следующий. План производства X и набор ресурсов Y оказываются оптимальными тогда и только тогда, когда прибыль от реализации продукции, определенная при известных заранее ценах продукции Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, равна затратам на ресурсы по «внутренним» (определяемым только из решения задачи) ценам ресурсов Линейное программирование - основные понятия с примерами решения Для всех других планов прибыль от продукции всегда меньше или равна стоимости затраченных ресурсов Линейное программирование - основные понятия с примерами решения, т.е. ценность выпущенной продукции не превосходит суммарной оценки затраченных ресурсов. Значит, величина Z(X)~ F(Y) характеризует производственные потери в зависимости от рассмотренной производственной программы и выбранных оценок ресурсов.

  • Дифференциальное исчисление функций одной переменной
  • Исследование функции
  • Пространство R»
  • Неопределённый интеграл
  • Линейный оператор — свойства и определение
  • Многочлен — виды, определение с примерами
  • Квадратичные формы — определение и понятие
  • Системы линейных уравнений с примерами

Like this post? Please share to your friends:
  • Как быстро найти жилье в питере
  • Пробивает крышка трамблера как исправить
  • Как найти заходящие звезды
  • Как найти угол зная тангенс python
  • Как экспериментально найти плотность