Как найти первую октаву

Интервалы между двумя одинаковыми нотами называется октавами. Чтобы определить одну из них, достаточно на клавиатуре найти ноту «до» и, двигаясь вниз или вверх по белым клавишам, отсчитать восемь штук, дойдя до следующей одноименной ноты.

С латыни слово «октава» переводится как «восьмой». Эти восемь ступеней разделяют друг от друга ноты двух октав, определяя их частоту – скорость колебания. Например, частота ноты «ля» одной октавы составляет 440 Гц, а частота аналогичной ноты октавой выше равна 880 Гц. Частота нот составляет 2:1 – это соотношение самое приятное для слуха. Стандартное пианино имеет 9 октав, учитывая, что субконтроктава состоит из трех нот, а пятая – из одной.

Октавы на фортепиано

Интервалы между одинаковыми нотами разной частоты – это октавы на фортепиано. Они расположены в том же количестве и таком же порядке, что и на пианино. Вот сколько октав на фортепиано:

  1. Субконтроктава – состоит из трех нот.
  2. Контроктава.
  3. Большая.
  4. Малая.
  5. Первая.
  6. Вторая.
  7. Третья.
  8. Четвертая.
  9. Пятая – состоит из одной ноты.

У нот субконтроктавы самые низкие звуки, у пятой единственная нота звучит выше остальных. Указанные ноты на практике музыкантам приходится играть очень редко. Самые используемые ноты находятся от большой до третьей октавы.

Если на фортепиано столько интервалов, сколько октав на пианино, то октавы на синтезаторе отличаются по количеству от указанных инструментов. Это связано с тем, что синтезатор имеет меньше клавиш. Перед покупкой музыкального инструмента стоит учесть особенность.

Малая и первая октавы

Одними из самых часто используемых октав являются малая и первая октавы пианино или фортепиано. Первая октава на пианино располагается по центру, хотя по счету она является пятой, а первой – субконтроктава. Она содержит ноты средней высоты от 261,63 до 523,25 Гц, обозначается символами С4-В4. Ноты расположенной ниже малой октавы звучат умеренно-низко с частотой от 130,81 до 261,63 Гц.

Ноты первой октавы

Нотами первой октавы заполнены первые три линейки стан скрипичного ключа. Знаки первой октавы пишутся так:

  1. ДО – на первой добавочной линейке.
  2. РЕ – под первой основной линейке.
  3. МИ – заполняет первую линейку.
  4. ФА – пишется между первой и второй линейками.
  5. СОЛЬ – на второй линейке.
  6. ЛЯ – между третьей и второй линиями.
  7. СИ – на третьей линейке.

Диезы и бемоли

Расположение октав на фортепиано и пианино включает не только белые, но и черные клавиши. Если белая клавиатура обозначает основные звуки – тона, то черная – их повышенные или пониженные варианты – полутона. Кроме белых, первая октава состоит из черных клавиш: ДО-диез, РЕ-диез, ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ-диез. В нотной записи они называются знаками альтерации. Чтобы сыграть диезы, следует нажимать черные клавиши. Исключение составляют только МИ-диез и СИ-диез: их играют на белых клавишах ФА и ДО следующей октавы.

Чтобы сыграть бемоли, следует нажимать на клавиши, расположенные слева, – они выдают звук на полтона ниже. К примеру, РЕ-бемоль играется на клавиши слева от белой РЕ.

Как правильно играть октавы

После того, как музыкант усвоил название октав на фортепиано, стоит играть гаммы – последовательности нот одной октавы. Для учебы лучше всего подойдет до-мажор. Стоит начинать с одной руки, последовательно и медленно, с правильной расстановкой пальцев на клавиатуре. Чтобы узнать, как это делается, можно скачать урок. Когда игра гаммы одной рукой будет уверенной и четкой, стоит делать то же самое второй рукой.

Гамм столько же, сколько полных октав – 7. Их играют по отдельности одной рукой или двумя. По мере роста навыка стоит увеличить темп, чтобы запястья привыкали к растяжке. Важно научиться переносить вес из рук на клавиши, держа плечи свободными. Пальцы и запястья становятся выносливее, привыкают к интервалам.

Если играть гаммы регулярно, в уме откладывается представление об октавах, а руки с каждым разом быстрее будут по ним передвигаться.

Ошибки новичков

Начинающие музыканты совершают следующие ошибки:

  1. Не имеют общего представления об инструменте, его устройстве.
  2. Не знают, сколько октав на рояле, как они называются.
  3. Привязываются только к первой октаве или начинают гамму только с ноты ДО, не переключаясь на другие октавы и ноты.

Ответы на частые вопросы

Как лучше играть октаву: всей рукой или ударом кисти?

Легкие октавы стоит играть с активным использованием кисти, низко расположив руку, сложные – высоко подняв руку.

Как играть октавы быстро?

Кисть и рука должны быть немного напряжены. Как только чувствуется усталость, положение следует менять с низкого на высокое и наоборот.

Подводим итоги

Общее количество октав на пианино, фортепиано или рояле – 9, из них 7 октав – полные, состоящие из восьми нот. На синтезаторе количество октав зависит от количества нот и может отличаться от классических инструментов. Чаще всего используются малая, первая и вторая октавы, очень редко – субконтроктава и пятая октава. Чтобы освоить октавы, следует играть гаммы, начиная с медленного темпа, одной рукой и с правильной расстановкой пальцев.

Разделы

Мы и Музыка

Рубрики

Октавная система

Последовательность основных ступеней в звукоряде повторяется, что позволяет присвоить имена всем его ступеням:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до и т.д.

Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте звучания ступени помогают октавы. На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук. Возьмём в качестве исходной ступени клавишу до зелёного цвета (рис. 1) и присвоим ей порядковый номер 1. Отсчитаем от неё восемь клавиш влево (вниз) и получим соседнюю клавишу до голубого цвета с порядковым номером 8. Теперь отсчитаем от зеленой клавиши восемь клавиш вправо (вверх) и получим клавишу до жёлтого цвета с порядковым номером 8.

Две полные октавы

Рис. 1. Две полные октавы

Октавы часто используются в музыкальных композициях и важно научиться их быстро находить на клавиатуре. Помогут это сделать чёрные клавиши. Как, например, найти октаву от ступени фа? Из рис. 1 видно, что клавиша фа располагается перед тремя черными клавишами. Ищем на клавиатуре ближайшую соседнюю клавишу, которая располагается таким же образом по отношению к черным клавишам.

Каждая октава имеет собственное название и обозначение:

C3 – инфразвуки
C2 – субконтроктава
C1 – контроктава
C – большая октава
с – малая октава
с1 – первая октава
с2 – вторая октава
с3 – третья октава
с4 – четвертая октава
с5 – пятая октава
с6 – шестая октава
с7 – ультразвуки

Таким образом, для звукоряда определено 12 октав. Для сравнения звукоряд фортепиано состоит из семи с небольшим октав, в котором крайние октавы неполные.

Звукоряд фортепиано

Рис. 2. Звукоряд фортепиано

На рис. 3 показан 5-ти октавный синтезатор. Как вы думаете, у какого инструмента звукоряд больше (шире), у фортепиано или у данного синтезатора? На самом деле они практически равны, так как в данной модели синтезатора есть возможность сдвигать строй на октаву вверх и вниз, что расширяет звукоряд синтезатора до 7 полных октав. Во многих 5-ти октавных синтезаторах есть возможность сдвигать строй на 2 октавы вверх и вниз, что расширяет их звукоряд до 9 октав.

5-ти октавный синтезатор

Рис. 3. 5-ти октавный синтезатор

Точное название ступени состоит из названия ступени и название октавы, в которой она расположена, например: до малой октавы (c), соль третьей октавы (g3).

Итак, музыкальный звукоряд даёт нам количество и последовательность ступеней, а какие частоты им соответствуют? Для определения этого необходимо знать опорную частоту и строй. В качестве опорной частоты выбрано колебание с частотой 440 Гц, которому сопоставили ступень ля первой октавы (зелёная клавиша на рис. 3). Звук данной частоты является опорным по причине того, что частоты всех остальных звуков в звукоряде рассчитываются относительно его частоты, в результате чего образуется строй — система, задающая соответствие ступеней музыкального звукоряда звукам определённой высоты. Строй имеет важное значение в музыке, так как благодаря ему становится возможным получить согласованное и приятное на слух звучание различных музыкальных инструментов по отдельности или вместе.

Александр Страшко
Вконтакте
30.01.11

Рубрики

Школа

Дом

В помощь начинающим

Обучающие материалы

Звук

Свет

Общие вопросы

© 2006-2023 Мы и Музыка

Октавы на пианино

Что такое октава на пианино? В уроке «Название нот на пианино»октавой с Вами мы назвали интервал одинаковых нот, например: До-До, Ре-Ре и т. д. Но это именно значение октавы в нотной грамоте.

А вот на пианино (да и на любом другом клавишном инструменте) физические октавы считаются по клавишам. От «До» до «Си» — одна октава, от следующей «До» до следующей «Си» — другая октава и так далее. На настоящем пианино таких октав 9 (7 полных и 2 неполных), взгляните на картинку:

Название октав на пианиноНазвание октав на пианино (Рис. 1)

Сравните этот рисунок с Вашим пианино, если он у вас есть (если у Вас синтезатор или midi-клавиатура, то о них читайте ниже — «Октавы на синтезаторе»). Ну что, октавы похожи? Теперь попробуйте найти эти октавы на своем пианино, отделяя их мысленно друг от друга.

Октавы на пианино

Теперь рассмотрим каждую из этих октав.

1. Субконтроктава. Самая первая октава неполная, состоит всего из трех нот: Ля, Ля диез, си.

2. Контроктава. Это уже полная октава на пианино, начинается с ноты До, как и полагается.

3. Большая октава. Обычно в этой октаве играется бас-партия левой рукой.

4. Мaлая октава. И в этой октаве тоже играются бас-партии на пианино.

5. Первая октава. Самая часто употребляемая, особенно по ней учатся читать ноты на нотном стане.

6. Вторая октава. Не менее популярна, чем первая.

7. Третья октава.

8. Четвертая октава.

9. Пятая октава. Состоит всего из одной ноты — До, которая очень высока по звучанию, сравнить ее можно с писком комара!

Важно: запишите себе в блокнот названия этих октав в том порядке, в каком они написаны выше.

Октавы на синтезаторе

«Но на синтезаторе ведь не 9 октав?», скажете Вы. Давайте рассмотрим октавы на примере 5-ти октавного синтезатора:

Название октав на синтезатореНазвание октав на синтезаторе (Рис. 2)

Я это к тому, что на цифровых синтезаторах, где количество октав нечетное, в середине будет «Первая октава». Также и на 7-ми октавном синтезаторе. А чтобы узнать, как называются остальные октавы — смотрите по рисунку (рис. 1).

Бывает, что первая октава не всегда находится в центре, потому что производители могут ее расположить по своему предпочтению (но октавы все равно останутся в том же порядке). Как тогда определить первую октаву? Можно на слух…

Как определить «Первую октаву» на слух?

Первая октава — это удобная октава для спокойного женского голоса. Когда Вы возьмете, например, До первой октавы, у Вас должны возникать ассоциации, как будто Вы разговариваете с женщиной спокойным голосом. Если у вас не возникает такое ощущение — нота До слишком в басах, значит, это не первая октава, а малая.

Я приготовил Вам видео, где Вы услышите, как звучит первая октава. И если Вы не сможете отыскать на своем синтезаторе первую октаву, то Вы вседа можете обратиться к этому видео. Я лично в интернете так и не нашел, где показывают, как именно звучит первая октава. Показывают только, как ее определить на пианино. Но а если у нас нестандартный синтезатор или миди-клавиатура? Тогда смотрим, а, главное, слушаем видео:

Звучание «Первой октавы»:

Как звучит первая октава

Но на синтезаторе же можно переключать октавы? Да, если Вы их переключаете, то они все как бы сдвигаются или влево, или вправо, смотря куда Вы их переключили. Но сдвигается звучание, сами-то клавиши остаются на месте. Поэтому лучше, если Вы запомните звучание хотя бы первой октавы, а остальные Вы уже найдете, ориентируясь на первую.

Заключение

Вот мы и рассмотрели с Вами октавы на пианино и на синтезаторе. Переходим на следующий урок, где научимся читать ноты!

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).

Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.

скрипичный ключ указывает на ноту соль, а ля и фа - ближайшие соседи этой соль

Ноты первой октавы в скрипичном ключе

Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.

ноты первой октавы

  • Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
  • Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
  • Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
  • Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
  • Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
  • Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
  • Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.

Ноты второй октавы в скрипичном ключе

Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.

ноты второй октавы

  • Нота ДО второй октавы занимает промежуток между третьей и четвертой линиями.
  • Нота РЕ второй октавы насажена на четвертую линейку нотоносца.
  • Нота МИ второй октавы расположена в последнем промежутке – между четвертой и пятой линиями.
  • Нота ФА второй октавы, ее место – пятая линейка, она на ней крепко сидит.
  • Нота СОЛЬ второй октавы прилипла к пятой линейке, пишется выше ее.
  • Нота ЛЯ второй октавы, ее адрес – первая добавочная линейка сверху.
  • Нота СИ второй октавы пишется над первой добавочной линейкой сверху.

Ноты третьей октавы в скрипичном ключе

Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).

Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.

ноты третьей октавы

Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:

  • Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
  • Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
  • Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
  • Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
  • Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
  • Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
  • Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.

Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе

Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.

Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.

ноты четвертой октавы

Ноты малой октавы в скрипичном ключе

Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:

ноты малой октавы в скрипичном ключе

  • Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
  • Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.

В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.

Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.

skripichnyi-kluch-071

Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!

Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!

И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:

П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Вы знаете название октав на фортепиано? Всего их девять штук, причем самая верхняя и самая нижняя октавы представлены на клавиатуре всего несколькими нотами.

У фортепиано 88 клавиш. Каждая соответствует определенной ноте. Интересно, что у гитары звуковой диапазон в два раза меньше. Вот почему обучиться играть на гитаре можно быстрее, чем на рояле.

Название октав: сколько их всего на фортепиано

Список октав (в порядке их расположения):

  • субконтроктава (представлена тремя нотами),
  • контроктава,
  • большая,
  • малая,
  • первая,
  • вторая,
  • третья,
  • четвертая,
  • пятая (представлена одной нотой).

Субконтроктава включает три самые низкие ноты, а пятая – самую высокую ноту. В музыке эти ноты используются очень редко, а самые «популярные» октавы расположены между большой и третьей октавами.

Отметим, что у синтезатора может быть меньше клавиш, чем у пианино. При покупке нужно за этим следить. С другой стороны, для занятий вокалом можно использовать даже небольшой синтезатор с 4-5 октавами. Все равно вы не сможете охватить голосом весь диапазон фортепьяно.

Октавы содержат одни и те же ноты, только на разной высоте. Для записи нот разной высоты в музыке для пианино используются два ключа: басовый и скрипичный.

С помощью скрипичного ключа обычно записывают ноты от малой до пятой октав. Басовый ключ помогает отобразить все «нижние» октавы, от субконтроктавы до первой октавы.

Первая октава на фортепьяно

Центральной на фортепьяно заслужено считается первая октава. Сами названия октав на фортепиано отражают ее статус «первой». На самом деле, как вы понимаете, первая октава по счету занимает пятое место. Композиторы в своих произведениях чаще всего используют первую октаву, ведь высота ее нот наиболее естественна: они не слишком высокие и не слишком низкие.

Ноты первой октавы

Октава состоит из семи «белых» клавиш (названия расположены в порядке возрастания):

  • «до»,
  • «ре»,
  • «ми»,
  • «фа»,
  • «соль»,
  • «ля»,
  • «си».

Нота «до» первой октавы располагается на нижней дополнительной линейке скрипичного ключа. «Ре» находится под первой линейкой, «ми» – на первой линейке и т. д. «Белые» ноты могут располагаться на линейках или между линейками – и никак иначе. Не бойтесь того, что вы можете все это не запомнить. Просто начните играть на фортепьяно – и быстро научитесь различать ноты между собой.

На этом месте внимательный читатель должен спросить: а как же обозначаются «черные» клавиши, ведь мы до сих пор говорили только о «белых»? На самом деле для них используются специальные символы – «диезы» и «бемоли».

Диезы и бемоли

Начнем с примера. Чтобы обозначить черную клавишу, которая располагается под нотой «си» (левее на клавиатуре), нужно на нотном стане слева от ноты «си» нарисовать значок бемоля — b. Называется эта черная клавиша соответствующе: си-бемоль.

Аналогично, чтобы обозначить черную клавишу, которая располагается над нотой «до» (правее на клавиатуре), нужно на нотном стане добавить слева от ноты «до» значок диеза — #.

Существует знак, который позволяет отменять действие диезов и бемолей на нотном стане – бекар. А есть еще дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают ноты сразу на целый тон!

Важно знать, что некоторые обозначения на нотном стане могут определять одну и ту же клавишу. Например, соль-диез совпадает с ля-бемоль. А ре-диез – с ми-бемоль. С подобным дублированием вы успеете познакомиться позже, когда начнете разучивать сложные произведения.

В целом одна октава содержит 12 клавиш – семь белых и пять черных. Можно сказать, что октава делится на 12 частей. Расстояние между частями называется «полутоном». Так что диез – это повышение на полутон, а бемоль – понижение на полутон. Подумайте и ответьте на вопрос: что такое си-диез и до-бемоль?

Диапазоны голоса

Обычный исполнитель может охватить голосом только три-четыре октавы. К такому диапазону чаще всего стремятся в классике. Однако не каждую ноту можно свободно «записать» в диапазон.

Подробнее про диапазоны голоса читайте в статье «Диапазон голоса. Что это и как правильно его определить» >>>

Лучше не гнаться за широтой диапазона, а сфокусироваться на технике и профессионализме исполнения в нескольких октавах. Развивать диапазон нужно, но только в верном направлении, с правильными намерениями и грамотным вокальным педагогом, который понимает, что все люди – индивидуальны.

От сопрано до баса

Итак, мы перечислили названия октав на фортепиано и рассказали, сколько их всего бывает. Под занавес приведем диапазон разных типов голоса, от женского сопрано до мужского баса.

Список женских голосов:

  1. Сопрано начинается на «до» первой октавы и заканчивается на «до» третьей октавы.
  2. Меццо-сопрано проятнулось от «ля» малой октавы до «ля» второй октавы.
  3. Контральто – от «фа» малой октавы до «фа» второй октавы.

Список мужских голосов:

  1. Тенор начинается на «до» малой октавы и достигает «до» второй октавы.
  2. Баритон длится от «ля» большой октавы до «ля» первой октавы.
  3. Наконец, бас – от «фа» большой октавы до «фа» первой октавы.

А если хотите не только определить, но и расширить диапазон вашего голоса, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мой inn
  • Как составить план оповещения граждан пребывающих в запасе
  • Как найти наушник айрподс разряженный
  • Как найти номера операторов сотовой связи
  • Рдр 2 как найти вампира