Как найти плату за пользование

Главная » Права » Как правильно осуществляется расчет стоимости аренды земельного участка от кадастровой стоимости

Правила расчета стоимости аренды земельного участка от кадастровой стоимости

Собственников законодатель обязывает уплачивать земельный налог, а арендаторам надлежит вносить арендную плату. В этой статье рассказано о том, в каких случаях расчет арендных платежей производится на основании кадастровой стоимости земли, и как самостоятельно определить размер платы за пользование наделом.

Основные принципы

Внимание. Законодатель установил, что, рассчитывая стоимость аренды при передаче в пользование земельных участков, принадлежащих государству или муниципальным образованиям, необходимо руководствоваться принятым 16 июля 2009 года Постановлением Правительства РФ № 582.

Этот нормативный документ определил основные принципы, которые подлежат обязательному применению при определении размера платы за аренду земли, являющейся собственностью государства или муниципалитетов, а также установил, в каком порядке, на каких условиях и в какие сроки должны вноситься платежи, взимаемые за пользование земельными участками, на праве собственности принадлежащими Российской Федерации (ст. 39.7 Земельного кодекса РФ).

Арендная плата не на все территории, принадлежащие на праве собственности государству, рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости. Для такого расчета должны быть соблюдены определенные условия.

Стоимость земельного надела, определенная в процессе государственной кадастровой оценки, берется за основу исчисления арендных платежей в следующих случаях:

  • право собственности на землю принадлежит государству;
  • надел расположен на территории Российской Федерации;
  • заключение договора аренды осуществляется не на основании проведенных торгов;
  • земля предоставляется для использования в определенных целях, перечисленных в пункте 3 Постановления Правительства РФ № 582.

Инструкция по вычислению арендных платежей и формулы

Расчет платежей за пользование земельными участками, принадлежащими на праве собственности государству, достаточно прост. Для его выполнения необходимо:

  • располагать сведениями о стоимости земельного участка, определенной Росреестром в процессе проведения государственной кадастровой оценки;
  • знать корректирующий коэффициент.

Важно. Для уточнения кадастровой стоимости необходимо запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для этого можно воспользоваться:

  • сетью «Интернет», выяснив интересующие сведения через федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости; , для определения цены земли необходимо заполнить соответствующее поле, указав в нем адрес объекта, либо его кадастровый или условный номер; , для этого также потребуется ввести данные о кадастровом номере земельного надела; .

Что касается коэффициента, то он может варьироваться от 0,01 до 2 % от кадастровой стоимости участка земли и зависит от того, с какой целью территория берется в аренду.

Корректирующий коэффициент

Внимание. Важным параметром, подлежащим учету при расчете размера платы за пользование земельным участком, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, является коэффициент, варьирующийся от 0,01 до 2% от стоимости участка, определенной органами Росреестра в процессе выполнения его кадастровой оценки.

Величина корректирующего коэффициента находится в прямой зависимости от целей, для которых арендуется участок земли (пункт 3 Постановления Правительства РФ № 582), и составляет:

  • 0,01 % от определенной Росреестром стоимости надела при предоставлении его гражданам или организациям, которые освобождены от уплаты налогов или имеют предоставленные законодательством льготы по их уплате.Такой коэффициент распространяется также на земли, которые изъяты из оборота, загрязнены опасными отходами или радиоактивными элементами, при условии, что их можно сдавать в аренду, а кроме того, на участки, на которых предполагается размещение дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
  • 0,6 % от определенной по результатам кадастровой оценки стоимости земли, предоставляемой гражданам, намеревающимся использовать территорию для возведения индивидуального жилья. Аналогичный коэффициент применяется в случае, если целью аренды земельного участка является размещение на нем личного подсобного хозяйства, осуществление деятельности крестьянских и фермерских хозяйств.С учетом 0,6 % будут рассчитываться платежи за наделы, предназначенные для сельскохозяйственного производства.
  • 1,5 % от кадастровой стоимости участков земли в случае заключения договоров аренды с определенными категориями граждан и организаций в случаях, установленных в части 5 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ:
    1. с лицами, имеющими право на получение земли бесплатно, при условии, что земля ограничена в обороте;
    2. с лицами, которым предоставлено внеочередное или первоочередное право на приобретение участков, при условии осуществления развития арендуемой территории, а также строительства на ней коммерческого наемного или социального жилья, либо стандартного жилья (о том, что нужно знать о том, можно ли строить дом на земле, если она в аренде, и как оформить здание в собственность, читайте тут).

Корректирующий коэффициент зависит от целей, для которых земельный участок берется в аренду.

За территории, принадлежащие на праве собственности государству или муниципальному образованию

Определение годовой величины арендного платежа за предоставленную в пользование земельную территорию, которая на праве собственности принадлежит государству или муниципальному образованию, выполняется при помощи несложной формулы:

Ап = Кс * Кк, в которой:

  • Ап – размер платы за арендуемый земельный участок;
  • Кс – стоимость земельной территории, определенная при проведении оценки государственным кадастровым органом;
  • Кк – корректирующий коэффициент, зависящий от целей аренды участка.

Информация о том, какова кадастровая цена земельного надела содержится в выписке из Единого государственного реестра недвижимости.

За земли, находящиеся в частной собственности

В части 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, частях 4, 12 статьи 22 Земельного кодекса РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым размер платежа за пользование землей является существенным условием договора аренды и в обязательном порядке должен быть в нем прописан.

Обязательность внесения платежей за пользование земельными участками, принадлежащими физическим или юридическим лицам на праве частной собственности, установлена также в статье 65 ЗК РФ, в соответствии с которой в договоре аренды должны прописываться условия, сроки и порядок внесения соответствующей платы(часть 4). А о нюансах оформления договора аренды земельного участка между юридическим и физическим лицом читайте тут.

Для того, чтобы рассчитать, каким будет платеж за пользование земельными территориями, принадлежащим на праве частной собственности физическим или юридическим лицам, необходимо воспользоваться формулой:

Ап = Рс * Ср, где:

  • Ап – платежи за пользование землей;
  • Рс – рыночная цена земельного надела;
  • Ср – установленная Банком России ставка рефинансирования.

Для того, чтобы рассчитать стоимость аренды надела земли, находящегося в частной собственности, необходимо использовать ставку рефинансирования, установленную Банком России на начало года, в котором оформляются отношения по аренде территории.

О том, как узнать величину арендной платы за землю и заключить договор аренды участка, чтайте тут.

Особенности изменения платы за предоставленные объекты в связи с изменением расценок

Законодатель предоставляет федеральным органам исполнительной власти право предусматривать в договоре аренды возможность изменения размера платежей за пользование земельными участками, принадлежащими на праве собственности государству, при соблюдении следующих условий:

  • при расчете арендных платежей должна использоваться стоимость участка, определенная в процессе его кадастровой оценки;
  • Росреестром должна быть установлена новая кадастровая стоимость арендуемого участка.

Размер платежей за использование участков в таком случае будет пересматриваться с 1 января следующего года.

Важно! Если размер платы за пользование землей изменяется в связи с изменением ее кадастровой цены, то индексация платежей за аренду земли в связи с инфляцией проводиться не будет.

Плюсы и минусы

Главное достоинство расчета платы за аренду земли на основании кадастровой стоимости участка заключается в простоте этого способа.

Для того, чтобы определить годовую сумму платежа, необходимо знать 2 параметра:

  • кадастровую оценку земли;
  • корректирующий коэффициент.

К недостаткам такого определения цены за пользование землей можно отнести разве что возможность значительного изменения кадастровой стоимости участка, пересматриваемой органами Росреестра раз в 3-5 лет.

Проведение кадастровой оценки представляет определенную сложность для территориальных подразделений органов кадастрового учета. Впрочем, благодаря поступаемым в бюджет платежам, расходы на проведение оценочных работ полностью покрываются.

Земельные участки могут не только приобретаться в собственность, но и использоваться для определенных целей на основании договоров аренды. При этом, в пользование могут передаваться как земли, находящиеся в частной собственности, так и принадлежащие государству или муниципальным образованиям.

Расчет арендной платы зависит от того, кто является собственником земли, и производится в соответствии с простыми формулами, в основе которых лежит кадастровая (для государственных территорий), либо рыночная (для частных наделов) стоимость участка.

Как рассчитать стоимость аренды земельного участка в зависимости от кадастровой стоимости? Формулы расчета

Не всегда есть возможность приобрести участок земли, а порой это нецелесообразно —порой гораздо выгоднее просто арендовать территорию. Необходимость взять в аренду земельный участок как для личного пользования, так и при ведении коммерческой деятельности может возникнуть в любой момент, поэтому важно знать принципы правового регулирования аренды земель.

Рассмотрим особенности расчёта арендной платы за участок от его кадастровой стоимости более подробно.

Правовое регулирование

Собираясь арендовать землю, стоящую на учёте, следует изучить соответствующие статьи Земельного кодекса РФ.

В данных нормативных документах перечислены основные положения Земельного кодекса, касающиеся аренды территорий, такие как:

  1. Сумма платы за аренду должна быть определена и прописана в соглашении.
  2. Территории, ранее изъятые из обращения, не могут быть сданы в аренду.
  3. Арендатор вправе передать участок в субаренду.

Данные о кадастровой стоимости (КС) участков можно получить через отделения Росреестра (в том числе и с помощью официального сайта организации) и МФЦ, а также заказав выписку из ЕГНР (как получить выписку из ЕГРН и каковы форма и содержание документа?).

Стоимость ренты зависит от того, какую ценность представляет территория для государства и в каких целях будущий арендатор планирует её использовать. Например, арендная плата за ЗУ, предназначенный для ведения сельского хозяйства будет существенно ниже, чем цена за землю под строительство завода или иного промышленного объекта.

Действующее законодательство защищает как арендаторов, так и арендодателей: если какие-либо положения арендного договора нарушают права вышеуказанных лиц, либо при заключении договора были нарушены правила, заинтересованные лица могут оспорить соглашение в суде.

За какие земли арендная плата рассчитывается в соответствии с КС?

  • Расчёт арендной платы за территорию в соответствии с его кадастровой стоимостью производится в том случае, если земля является государственной собственностью.
  • Кроме того, кадастровая стоимость земли учитывается и при расчёте арендной платы за участки, которые были предоставлены арендатору без проведения торгов.

Особая процентная ставка у земель сельскохозяйственного назначения — такие участки арендуются с оплатой 0,3 % от кадастровой стоимости.

Как рассчитать?

Арендная плата за участок, принадлежащий государству и муниципальным властям, рассчитывается исходя из кадастровой стоимости территории. Кроме того, следует учитывать размер корректирующего коэффициента (КК).

В соответствии с КК, арендная плата может составлять определённый процент от кадастровой стоимости участка. Вкратце рассмотрим возможные размеры КК:

  • 0,01 % — если лицо либо организация имеет некие налоговые льготы и привилегии, то будет применён данный КК. Кроме того, он применяется и к территориям, изъятым из оборота, но допущенным к передаче в аренду. К таким участкам могут быть отнесены и загрязнённые, и заражённые территории.
  • 0,6% — если арендатор планирует использовать территорию в целях ведения сельского хозяйства либо личного подсобного хозяйства, а также крестьянско-фермерской деятельности, то к нему применяется данный КК.
  • 1% — этот коэффициент применяется в том случае, если территория была арендована в целях реализации концессионного договора.
  • 1,5% — если договор аренды был заключён на основании п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ.
  • 2% — самый большой корректирующий коэффициент применяется к арендаторам, планирующим проведение работ, затрагивающих использование недр.

Таким образом, для того, чтобы рассчитать оплату за аренду участка, нужно учитывать две составляющие:

  1. Кадастровую стоимость территории.
  2. Корректирующий коэффициент (от 0,01% до 2%).

Так как самостоятельные расчёты размера арендной платы за ЗУ зачастую влекут за собой множество ошибок, которые в итоге негативно сказываются на результате расчётов, следует учитывать основные нюансы подсчёта:

    происходит ежегодно. Согласно оценкам экспертов, с каждым годом она увеличивается на 5%. — это разные показатели, которые редко совпадают. Рыночную цену ЗУ определяет независимая экспертиза.

  • При расчёте кадастровой стоимости оценщики не учитывают находящиеся на территории ЗУ постройки, которые могут как улучшить участок, так и ухудшить его.

Размер арендной платы исходя из её кадастровой цены, определяется на основании следующих показателей:

  • вид разрешённого использования территории и категория земель;
  • экономическая целесообразность использования ЗУ;
  • предполагаемая выручка от сдачи в аренду ЗУ;
  • недопущение ухудшения финансового состояния лиц, планирующих арендовать участок.

Кроме того, если арендатор планирует снять территорию у государства или муниципалитета, он может рассчитывать на определенную налоговую поддержку: размер ренты в таком случае не может превышать сумму, уплачиваемую за земельный налог.

Если же лицо было ранее освобождено от уплаты земельного налога, местные власти вправе снизить или освободить его от арендной платы — данный аспект остается на усмотрение органов местного самоуправления, которые обязаны действовать на основании федеральных законов и Земельного кодекса РФ и не имеют права самостоятельно определять размер корректирующих коэффициентов.

В статье ниже рассмотрим формулы расчета итоговой стоимости аренды земельных территорий.

Формулы вычисления: пошаговая инструкция

В зависимости от того, кому принадлежит земельный участок (находится ли он в государственной и муниципальной собственности либо принадлежит частному лицу) применяются разные формулы расчета. Ниже рассмотрим оба варианта более детально.

Как узнать размер арендной платы за ЗУ государственной собственности?

Формула расчёта аренды за государственные земли элементарна:

Приведем пример: допустим, арендатор планирует организовать овощную ферму на ЗУ. Для начала ему следует узнать кадастровую стоимость надела. В нашем случае она составляет 2 миллиона рублей. Корректирующий коэффициент составит 0,6 %, так как арендатор собирается вести сельскохозяйственную деятельность. Умножаем: 2.000.000* 0,6% = 12.000 рублей. Эта сумма и будет арендной платой за ЗУ.

Если же арендатор планирует вести недрозатрагивающие работы на участке, ему придется использовать коэффициент в 2%, и стоимость ренты увеличится: снова умножаем 2.000.000 * 2% = 40.000 рублей. Таким образом, размер арендной платы коррелируется в зависимости от кадастровой стоимости и корректирующего коэффициента.

Если ЗУ находится в частной собственности

Как мы и говорили выше, для расчета арендной платы за участки, принадлежащие частным лицам и организациям, применяется другая формула, а именно:

Рыночная цена ЗУ определяется независимой экспертизой, которая должна быть проведена не ранее, чем за 6 месяцев до дня сдачи ЗУ в аренду, а ставка рефинансирования устанавливается Центробанком РФ в начале года, в ходе которого заключается договор аренды.

Попробуем рассчитать плату за аренду ЗУ, принадлежащего частному лицу. Допустим, предприниматель собирается арендовать определенную территорию у частника. Рыночная цена участка, согласно проведенной независимой экспертизе, составила 1 миллион рублей. Ставка рефинансирования ЦБ — 8%.

Считаем по формуле: 1.000.000 * 8% = 80.000 рублей. Именно такую сумму предприниматель должен будет оплачивать в качестве арендной платы.

Плюсы и минусы использования данного способа вычисления

Главным плюсом использования формул при расчете является их простота и доступность данных: достаточно знать, какой корректирующий коэффициент применяется в отношении данного участка, а также кадастровую и рыночную стоимость земли.

Основной минус заключается в том, что кадастровая стоимость регулярно меняется, а чтобы узнать рыночную цену территории придется обращаться к платной независимой экспертизе. Кроме того, зачастую владельцам земли приходится оспаривать кадастровую стоимость своих участков с местными органами власти.

Арендаторы, в свою очередь, могут столкнуться с завышенной кадастровой ценой: в этом случае следует обговорить с владельцем территории порядок перерасчета. Если же соглашения достигнуть не удалось, арендаторам придется оспаривать переплату в судебном порядке.

Таким образом, планируя арендовать ЗУ, следует знать корректирующий коэффициент, которым будет пользоваться собственник территории, а также кадастровую стоимость территории (где можно узнать кадастровую стоимость и как это сделать по кадастровому номеру?). При заключении соглашения арендодателю следует заранее уточнить, пользуется ли арендатор налоговыми льготами, так как это скажется на размере платы за земельный надел.

Расчет цены за аренду участка производится в зависимости от того, кто является владельцем территории: частное лицо, организация либо муниципальные власти и государство.

Учитывается также и целевое назначение участка, так как территории, предназначенные для промышленного строительства оцениваются государством и муниципалитетом дороже, чем земли с/х назначения. Учитываются и другие факторы:

  • представляет ли данная территория историческую ценность;
  • есть ли на ней ценные архитектурные сооружения и т.д.

Кроме того, есть территории, которые не подлежат передаче в аренду, поэтому перед тем, как заключить договор, следует получить как можно больше информации об участке.

Налог на аренду земли

Понятие «налог на аренду земли» не совсем правильное. Такого термина нет ни в одном нормативно-правовом акте. Налоговым законодательством предусмотрены налог на доход, получаемый от сдачи участка во временное пользование, НДС и земельный сбор.

Налог на аренду земли

Содержание статьи

  1. Налоговые обязательства в случае аренды земли
  2. Порядок уплаты сбора
    1. Кто уплачивает сбор
    2. Расчет суммы платежа
    3. Порядок уплаты
    4. Возмещение
    1. Для физических лиц
    2. Для юридических лиц
    1. Участок находится в государственной или муниципальной собственности
    2. Арендатор – организация или физлицо

    Налоговые обязательства в случае аренды земли

    Налог на аренду земельного участка может быть нескольких типов:

    • НДС;
    • НДФЛ;
    • налог на прибыль организации;
    • земельный налог.

    Первый регламентирован главой 21 НК РФ. Его плательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели.

    НДФЛ уплачивают физические лица с суммы, полученной от сдачи во временное пользование участка, которая признается доходом гражданина.

    В соответствии с НК РФ, по общим правилам, организации обязаны уплачивать налог на прибыль. В связи с тем, что денежные средства, получаемые компанией от сдачи земли в аренду, признаются операционной выручкой, на нее начисляют рассматриваемый сбор.

    Земельный налог уплачивают в бюджет муниципального образования, так как он является местным сбором. Его плательщиками признают собственников надела, а также тех, кто владеет землей на праве постоянного пользования или пожизненного владения.

    Зачастую, определить, кто именно обязан уплачивать налог на аренду земли затруднительно. Чтобы разобраться во всех нюансах, рекомендуем обратиться за помощью к нашему юристу. Специалист подробно объяснит, кого в соответствии с действующим законодательством признают налогоплательщиком, как рассчитывают сумму платежа и каким образом исполняют финансовые обязательства, а также ответит на иные вопросы, интересующие клиента.

    Порядок уплаты сбора

    Налог на земельный пай рассчитывают и уплачивают в порядке, определенном главой 31 НК РФ.

    Земельный налог является местным, поэтому правила его исчисления, уплаты, ставку определяют в соответствии с НПА муниципальных образований. Но, положения местных нормативно-правовых актов не могут противоречить нормам налогового законодательства.

    В отношении некоторых категорий плательщиков на федеральном уровне предусмотрены льготы по уплате земельного налога. Исключать данное правило местными НПА нельзя.

    Важно! Однако муниципалитет вправе расширить рассматриваемый перечень лиц, претендующих на получение льготы в отношении исполнения обязательств по оплате земельного налога.

    Кто уплачивает сбор

    Статьей 388 НК РФ регламентирован перечень лиц, которых признают плательщиками земельного сбора. Исполнять рассматриваемые обязательства должны:

    • собственники участка;
    • граждане и организации, получившие надел на праве постоянного пользования;
    • лица, получившие землю на праве пожизненного наследуемого владения.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что арендатор участка не является плательщиком земельного сбора. То есть, налоговые обязательства в отношении имущества, переданного во временное пользование, должен исполнять собственник.

    Однако договор аренды может предусматривать обязанность арендатора уплачивать земельный налог. В таком случае пользователь объектом, кроме арендной платы, перечисляет арендодателю сумму налоговых обязательств.

    Обратите внимание! Несмотря на включение в соглашение такого пункта, на законодательном уровне арендатор все равно не признается налогоплательщиком.

    Расчет суммы платежа

    Налогообложение участка осуществляется с применением норм НК РФ. Для того, чтобы определить сумму, необходимо найти произведение между налоговой базой и ставкой.

    В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговой базой признается кадастровая стоимость земли. В свою очередь, порядок ее определения четко регламентирован ст. 381 НК РФ.

    «Налоговую ставку, на основании ст.394 НК РФ устанавливают на основании местных нормативно-правовых актов. Но, она не может быть выше 1,5% и 0,3%, если участок предназначен для сельскохозяйственной деятельности, ЛПХ, огородничества, садоводства, либо занят жилым фондом или объектами инфраструктуры».

    Надо отметить, если местными НПА налоговая ставка для определения объема обязательств по уплате земельного сбора не определены, то при расчете суммы необходимо опираться на условия статьи 394 НК РФ.

    Порядок уплаты

    Основные правила, связанные с исполнением обязательств, в том числе, как заплатить налог на аренду, регламентированы действующим налоговым законодательством и местными НПА.

    Согласно ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетным – каждый квартал.

    Организации обязаны отчитываться перед налоговой каждые 3 месяца и вносить авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Полная сумма налог подлежит уплате юридическими лицами до 1 марта года, следующего за отчетным.

    Граждане, оплачивают земельный сбор на основании уведомления, полученного от ИФНС. Исполнить обязательства они должны до 1 декабря года, следующего за отчетным.

    При возникновении любых вопросов, связанных с исчислением налога на землю или его уплатой, рекомендуем проконсультироваться с нашим юристом. Специалист предоставит подробную консультацию, ответит на все интересующие клиента вопросы, а в случае необходимости, поможет в проведении расчетов, составлении документации и др.

    Возмещение

    В соответствии с налоговым законодательством плательщиком земельного налога признается собственник участка, а не его арендатор. Но, договором аренды может быть предусмотрено условие о том, что пользователь имуществом обязан возмещать арендодателю затраты на исполнение налоговых обязательств в отношении переданного в аренду земельного надела. В таком случае владелец объекта вправе требовать от арендатора возмещения суммы налога после его уплаты по правилам, определенным соглашением.

    Пример из практики:

    ООО «Регион-Торг» имеет в собственности земельный участок, кадастровой стоимостью 200 тыс. рублей. Объект передан в аренду. Согласно условиям арендного соглашения, арендатор уплачивает не только платежи за временное пользование имуществом, но и земельный сбор. Однако налогоплательщиком в отношении рассматриваемого имущества все равно признается арендодатель, на основании этого он исполнил налоговые обязательства за 2021 год в феврале 2022 г. По условиям договора аренды арендодатель имеет право на возмещение земельного налога в месяце, следующем за исполнением обязательств. В связи с этим в марте 2022 г. арендатор обязан уплатить арендодателю арендную плату и стоимость земельного налога.

    Если договором аренды не определен тот факт, что арендатор обязан уплачивать земельный сбор или возмещать арендодателю затраты, связанные с исполнением обязательств в отношении оплаты рассматриваемого налога, то последний не может требовать компенсации указанных расходов.

    Налог на доходы (прибыль) от сдачи участка в аренду

    Арендные платежи, получаемые арендодателем от арендатора за временное пользование, признаются доходом первого. В связи с этим, владелец арендуемого имущества обязан уплачивать налог на доходы или прибыль.

    Правила определения суммы обязательств и ее перечисления напрямую зависит от того, кто является налогоплательщиком.

    Физические лица уплачивают НДФЛ, а юридические – налог на прибыль организации, за исключением случаев, когда компания применяет специальные налоговые режимы.

    Для физических лиц

    Сумма НДФЛ от сдачи земельного участка в аренду для физических лиц определяется, как произведение между объемом арендных платежей и налоговой ставкой, которая составляет 13%.

    Налог уплачивают раз в год. До 30 апреля года, следующего за отчетным, гражданин подготавливает налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и подает ее в территориальное подразделение ФНС России. Дополнительно могут потребовать следующие документы:

    • договор аренды;
    • акт приема-передачи земельного участка;
    • бумаги, идентифицирующие право собственности налогоплательщика на объект.

    Для исполнения налоговых обязательств отводится чуть больше времени. Граждане обязаны уплатить всю сумму до 15 июля года, следующего за отчетным. Сделать это можно в кассе территориального подразделения налоговой службы, в банковском подразделении, через интернет-банкинг, либо на официальном сайте ФНС России.

    Важно! За неисполнение обязательств по уплате налога за аренду земли гражданин несет ответственность.

    Для юридических лиц

    Налог на прибыль организации, чем и признается доход от сдачи земельного участка в аренду, определяется с учетом норм главы 25 НК РФ.

    Денежные средства, получаемые юридическим лицом от арендатора в качестве оплаты за пользование земельным участком, учитываются в составе операционного дохода.

    НДС на аренду земли

    НДС с аренды земли уплачивается в порядке, определенном действующим законодательствам. Правила его определения и внесения регламентированы главой 21 НК РФ.

    Участок находится в государственной или муниципальной собственности

    НДС на аренду участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не исчисляется и не уплачивается.

    Это связано с тем, что на основании ст.149 НК РФ платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами не взимаются.

    Однако действующим налоговым законодательством установлено то, что в рассматриваемой ситуации арендатор выступает налоговым агентом. Именно поэтому, организации, при заполнении седьмого раздела декларации обязаны в первом разделе указывать сумму аренды. Но заполнять второй раздел нет необходимости, так как налог не подлежит перечислению в бюджет.

    Обратите внимание! Если арендатор передает земельный участок, находящийся в муниципальной или государственной собственности в субаренду, то в таком случае НДС подлежит уплате в обычном порядке.

    Арендатор – организация или физлицо

    Если арендодателем выступает физическое лицо или организация, то НДС подлежит внесению в бюджет. В таком случае в договоре аренды прописывают сумму аренды земли с НДС и без налога, либо выделить его.

    Также, соглашением допускается учреждение правила о том, что НДС уплачивается отдельно от арендных платежей.

    Скачать Договор аренды земельного участка, заключенный между юридическими лицами

    Судебная практика

    В суд поступило исковое заявление от ООО «Лорган» о взыскании суммы возмещения земельного налога с ответчика Понаморева Р.Л.

    Истец пояснил, что между ним и гражданином Понаморевым был заключен договор аренды коммерческого земельного участка. Соглашением определено, что арендатор обязан возмещать арендодателю затраты на исполнение налоговых обязательств, касающихся переданного во временное пользование имущества.

    В ходе судебного заседания выяснилось то, что арендатор, с момента заключения договора аренды ни разу не компенсировал рассматриваемые затраты арендодателя. С момента подписания соглашения прошло 7 лет.

    Истец просил взыскать с ответчика сумму возмещения за все 7 лет. Однако суд пришел к другому мнению. Срок исковой давности в данной ситуации составляет 3 года. Предполагается, что арендодатель должен был узнать о нарушении своего права в первый же год после того, как арендодатель уклонился от исполнения обязательств.

    Рассмотрев материалы дела, суд частично удовлетворил иск и взыскал с ответчика сумму задолженности по возмещению оплаты земельного налога за последние 3 года.

    Частые вопросы

    Облагается ли аренда земли НДС? Арендное соглашение на платной основе заключено между двумя юридическими лицами.

    В рассматриваемой ситуации, аренда земельного участка облагается НДС. Арендодатель выступает плательщиком налога, он исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в бюджет. Сумма НДС может входить в арендную плату или уплачиваться дополнительно к ней.

    Можно ли переложить обязанность по уплате земельного налога на арендатора? Соглашение заключено между двумя физическими лицами.

    Переложить обязанность по внесению земельного налога в бюджет на арендатора по закону нельзя. Стороны могут договориться о том, что пользователь имущества будет оплачивать и аренду и рассматриваемый сбор (возмещать затраты арендодателя на его уплату), но плательщиком все равно останется владелец имущества. Именно он отвечает за неисполнение налоговых обязательств.

    Можно ли не платить НДФЛ с дохода, полученного от сдачи земельного участка в долгосрочную аренду, если арендная плата составляет 1000 рублей в год.

    Уклонение от уплаты НДФЛ с любого дохода, в том числе, полученного от сдачи имущества в аренду, грозит негативными последствиями. На неоплаченную сумму могут начислить пени, 20% штрафа (при повторном нарушении процент санкций увеличивается). За непредоставление налоговой декларации физическое лицо могут привлечь к административной ответственности по КоАП.

    Заключение эксперта

    Арендная плата за землю и земельный налог – это два разных понятия. Первое означает платеж, который совершает арендатор за пользование наделом, а второй – это сбор, уплачиваемый в бюджет собственником имущества.

    Арендодатель не имеет права переложить свои обязательства по уплате земельного налога на арендатора. Но договором можно предусмотреть возможность компенсации затрат на внесение сбора пользователем имущества.

    Полученная арендодателем плата за аренду земли признается доходом. С него физические и юридические лица (собственники надела или субарендодатели) обязаны уплачивать налог.

    Оцените статью:

    [Всего голосов: 1 Средняя оценка: 5]

Для просмотра информации о размере платы за пользование жилым помещением
нажмите на раздел горизонтального навигационного меню Информация для граждан,
выберите пункт Плата за жилое помещение и коммунальные услуги,
затем – подпункт Размер платы за пользование жилым помещением.
Отображается страница Размер платы за пользование жилым помещением.

Страница «Размер платы за пользование жилым помещением»

Поиск информации о размере платы

Для поиска информации о размере платы заполните одно или несколько полей блока поиска и нажмите на кнопку Найти.
Чем точнее будут заданы критерии поиска, тем уже будет выборка результатов.

Страница «Размер платы за пользование жилым помещением». Блок поиска

Для заполнения полей блока Территория действия последовательно заполните поля,
выбирая значения из выпадающих списков.
В поле Период действия выберите диапазон дат из календаря или укажите его вручную.
При необходимости установите флажок Показать аннулированную информацию.

После заполнения полей в блоке поиска нажмите кнопку Найти.
Отображается перечень результатов поиска, удовлетворяющих критериям поискового запроса.

Просмотр информации о размере платы

Для просмотра информации о размере платы нажмите на интересующую вас гиперссылку в блоке результатов поиска.

Страница «Размер платы за пользование жилым помещением». Блок результатов поиска

Отображается страница с подробной информацией о размере платы.

Страница «Информация о размере платы за пользование жилым помещением»

Для ознакомления с утверждающим нормативным правовым актом нажмите на гиперссылку с наименованием акта.

Как рассчитать проценты за пользование чужими денежными средствами

Согласно нормам гражданского законодательства проценты за пользование чужими денежными средствами относятся к мерам ответственности.

Иногда такие проценты называют «неустойка по закону». Основные правила по этому виду неустойки содержатся в ст. 395 ГК РФ.

Следует учитывать, что в отдельных специальных законах также может быть установлена неустойка в виде уплате процентов (тоже «неустойка по закону»), однако ее размер может отличаться от размера, определяемого по ст. 395 ГК РФ. Например, по Закону о защите прав потребителей размер неустойки за просрочку возврата денег составляет 1 % за каждый день просрочки.

Очень многие моменты, связанные с использованием процентов за пользование чужими средствами разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (далее — Пленум ВС № 7).

Проценты по ст. 395 ГК РФ можно отнести к универсальной мере ответственности, так как область их применения очень обширна и применяются на практике они часто.

Назначение этих процентов в том, чтобы компенсировать в какой-то мере убытки, которые понес взыскатель в связи с нарушением по обязательству или по договору. Порой такие проценты компенсируют весь объем убытков, а иногда — только их часть, и в этом случае убытки или их часть можно потребовать оплатить отдельно.

Когда можно потребовать проценты по ст. 395 ГК РФ

Проценты по статье 395 ГК РФ можно требовать только по денежному обязательству, то есть по долгу, который выражается в какой-то сумме денег или его можно оценить в деньгах.

Например, в следующих случаях:

  • с контрагента, покупателя или должника, который нарушает сроки выплат по договору (купли-продажи, аренды, поставки и пр.);
  • с должника, который не возвращает заем (по расписке или по договору);
  • если денежное обязательство (выплата определенной суммы) возникает на основании решения, вынесенного судом;
  • по выплатам, которые должник обязан производить в соответствии с законом — алименты, заработная плата, компенсация вреда здоровью и пр.;
  • в случаях неосновательного обогащения (когда кто-либо приобрел или сберег определенную сумму денег без законных оснований к этому — договора, обязательства и пр.);
  • в других случаях, когда должник незаконно удерживает чужие денежные средства.

Когда нельзя потребовать проценты по ст. 395 ГК РФ

Но есть случаи, когда требовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ нельзя. Например:

  • в отношении не денежных обязательств, когда должник обязан передать или возвратить какое- то имущество, или выполнить обязанность, например: по договору безвозмездного пользования имуществом (договор ссуды);
  • в договоре прописана неустойка за просрочку оплаты в другом размере. В этом случае выплачивается только один вид неустойки — или по договору или по ст. 395 ГК РФ. Совместно их применять запрещено. Однако, если в договоре есть пункты о взыскание штрафа или штрафной неустойки за нарушение обязательства, тогда проценты по ст. 395 можно применить как дополнительный вид ответственности;
  • проценты за пользование денежными средствами на такие же проценты (сложные проценты). Исключение может быть установлено в договоре, но только, если его стороны ИП или юрлица, а договор регулирует отношения по предпринимательской деятельности. Если одна из сторон (или обе) по договору – физическое лицо, указание на применение сложных процентов будет недействительным;
  • на средства, которые должны быть возвращены из бюджета, в связи с действиями государственного органа или службы, например, если они несвоевременно вернули переплату, ошибочную или незаконно взысканную оплату по налогам, штрафам, иным денежным санкциям или обязательным платежам (п. 38 Пленума ВС № 7).

Когда проценты взыскать можно, но это не проценты за пользование чужими деньгами

Отдельно упомяну о видах взысканий, которые схожи с процентами за пользование чужими деньгами, но не являются таковыми.

1. Плата за пользование деньгами — предусмотрена в ст. 317.1 (плата за отсрочку или рассрочку платежа), ст. 809 (договор займа), ст. 812 ГК (кредитный договор) и ст. 823 (коммерческий кредит) ГК РФ.

Такая плата отличается от процентов по ст. 395 ГК РФ тем, что не относится к неустойке и не считается мерой ответственности. Это именно вид оплаты, так как полученные деньги в таких договорах выступают в качестве своеобразных вещей, имущества (объект договора), за использование которых нужно заплатить отдельную плату.

Например, по ст. 317.1 ГК РФ установлено, что за период пользования денежными средствами по денежному обязательству могут быть начислены проценты в размере равном ключевой ставке Банка России (также как по ст. 395 ГК) или в ином размере, который указывается в договоре. Чаще всего такие проценты прописывают в договорах, по которым платежи предполагается вносить с отсрочкой, в порядке постоплаты или частями.

Нормы ст. 317.1 ГК РФ можно применять только к отношениям, возникшим из договора, заключенного после 01.06.2015 г. (дата вступления в силу данного пункта).

Важно! На все случаи платы за пользование денежными средствами (в случаях ее просрочки) допускается начислять проценты по статье 395 ГК РФ.

Например, между Ивановым и Петровым был заключен договор займа. По условиям этого договора Петров должен вернуть сумму займа и дополнительно заплатить проценты в размере 10 % годовых. В этом случае проценты по договору – это плата за использование денежных средств Иванова. Если Петров не вернет сумму займа в срок, Иванов может потребовать от него не только сумму займа и начисленные на нее проценты, но и проценты по ст. 395 ГК РФ. Эти проценты будут считаться неустойкой за нарушение срока возврата денег. При этом, проценты по ст. 395 ГК РФ можно начислить и на сумму процентов по договору займа.

2. Индексация денежных выплат — она предусмотрена в различных нормах закона, например:

  • в ст. 117 Семейного кодекса — в отношении алиментов, установленных в твердой денежной сумме;
  • в ст. 1091 ГК РФ — в отношении выплат по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего;
  • в ст. 208 ГПК РФ и ст. 183 АПК РФ — в отношении сумм, взысканных по решению суда.

По своей правовой сути индексация не относится к мерам ответственности или к неустойке, как проценты за пользование чужими деньгами. Индексация — это перерасчет суммы долга с учетом инфляции. Для ее расчета применяется индекс потребительских цен, который утверждает Росстат. Индексацию можно отнести к виду компенсации за потерю покупательской способности денег, которые не выплачивает должник.

Индексация долга возможна при обращении взыскателя (а в некоторых случаях и должника) с соответствующим заявлением в тот же суд, который вынес решение. Только процесс рассмотрения быстрее и проще, чем по иску о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ.

Судебный пристав, банк или иная организация, исполняющая взыскание, также вправе индексировать сумму алиментов, которые взыскиваются в твердо установленной сумме (например, 10 000 руб. в месяц). В этом случае для индексации используется размер увеличения прожиточного минимума по месту жительства получателя алиментов.

Важно! Если сумма долга была проиндексирована по решению суда или исполнителем по алиментам, взыскатель вправе дополнительно потребовать уплаты процентов за пользование чужими деньгами, в том числе на уже индексированную сумму.

Как получить проценты за пользование чужими деньгами

Проценты за пользование чужими денежными средствами можно требовать к выплате различными способами:

1. В досудебном (или внесудебном) порядке:

  • если предусмотрено в договоре — удержать из суммы оплаты, поступающей по договору;
  • если в договоре не предусмотрено или вид денежных отношений не позволяет удержать проценты — направить должнику претензию, в которой указать период просрочки и сумму процентов к оплате, а также срок, в течении которого такие проценты нужно оплатить.

2. В судебном порядке: если по претензии должник добровольно не выплачивает проценты за просрочку или удержание процентов из сумм оплаты не предусмотрено в договоре, или это невозможно в связи с тем, что должник не вносит никакие платежи, тогда проценты можно взыскать только через суд.

Претензия о взыскании процентов должнику

При обращении в арбитражный суд обязательно предварительно направить претензию должнику. При взыскании через суды общей юрисдикции (мировой судья, городской или районный суд) направление такой претензии необязательно, но желательно: есть вероятность, что должник добровольно заплатит проценты, а вы сэкономите свое время, деньги и силы. Также, отправка претензии должнику приостанавливает течение срока исковой давности в отношении взыскания процентов за пользование чужими деньгами.

Как составить исковое заявление о взыскании процентов по ст. 395

Для обращения в суд нужно подготовить исковое заявление и расчет процентов за пользование чужими денежными. При этом, взыскания процентов можно требовать как совместно с сумой задолженности, так и отдельно от нее.

Обычно проценты начисляются с даты начала просрочки по дату обращения в суд. Но, учитывая, что должник может не исполнять свои обязанности по возврату денег и после вынесения решения суда, можно заявить следующее требование: взыскать проценты за пользование денежных средств по день фактического исполнения решения суда.

В этом случае, суд рассчитает проценты на дату вынесения решения и дополнительно укажет в решении о том, что проценты подлежат взысканию по день фактической выплаты долга.

После того, как исполнительный документ поступит на исполнение к судебным приставам (в банк, или к иному исполнителю), уже такой исполнитель обязан делать расчет процентов за пользование – вплоть до того дня, когда должник добровольно заплатит весь долг или с него удержат всю сумму, включая проценты.

При этом, если такое требование взыскателем не заявлено, суд удовлетворяет его требования только за тот период, который указан в исковом заявлении и в расчете.

В этом случае, чтобы получить проценты по день выплаты долга включительно, придется обращаться в суд еще раз.

Формула расчета процентов за пользование чужими деньгами

Независимо от того, какой способ вы выберете для получения с должника процентов за пользование чужими денежными средствами — досудебный или судебный, необходимо рассчитать сумму таких процентов.

При направлении должнику претензии сам расчет можно не прикладывать, но при обращении в суд он обязателен.

Расчет общей суммы процентов за пользование чужими деньгами по формуле:

Сумма процентов=сумма долга × ключевая ставка Банка России, которая действовала в период просрочки / количество дней в году × количество дней просрочки.

Рассмотрим каждый показатель отдельно.

Сумма долга для расчета процентов

Сумма долга — это может быть любая просроченная оплата, сумма займа по расписке или по договору, задолженность по алиментам и другие платежи (например, сумма, взысканная по судебному решению, но не выплаченная должником).

Если должник возвращал или оплачивал сумму долга частями, это должно учитываться в расчете процентов — общая сумма долга должна уменьшаться в соответствии с поступавшими оплатами.

Также в эту сумму можно включить проценты по ст. 317.1, ст. 809, ст. 812 и ст. 823 ГК РФ, которые начисляются в качестве платы по договору.

Если сумма долга ранее была проиндексирована и увеличена (решением суда или в ином порядке), проценты начисляются на сумму долга с учетом индексации.

Ключевая ставка БР для расчета процентов по ст. 395

Ключевая ставка Банка России (Центробанка) — это процент, под который Банк России выдает кредиты коммерческим банкам или принимает от них деньги на депозит. Размер ключевой ставки пересматривается 8 раз в год, но это не значит, что каждый раз она меняется, иногда ее размер остается на прежнем уровне, иногда она повышается или понижается.

Ключевая ставка ЦБ в 2023 году

Ключевая ставка – это процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора. Является основным индикатором денежно-кредитной политики. Была введена Банком России 13.09.2013. В настоящее время ключевая ставка ЦБ равна 7,5 %.

Подробнее

Почему важно знать размер ключевой ставки на определенный период? Потому что проценты за пользование денежными средствами рассчитываются по разным периодам и с учетом именно той ключевой ставки, которая действовала в этот период.

Поясню на примере: Иванов дал 100 тыс. руб. в заем Петрову, на срок с 01 января 2019 г. до 31 декабря 2019 г. Петров отдал деньги Иванову только 30 ноября 2020 г. Иванов хочет получить от Петрова проценты за пользование чужими денежными средствами за период просрочки: с 01 января 2020 г. по 30 ноября 2020 г. За этот период размер ключевой ставки изменялся 4 раза, т.е. для расчета берется 4 периода с разной ключевой ставкой.

Важно! ключевая ставка используется для расчета суммы процентов с 01 августа 2016 г., а до этого использовался размер ставки рефинансирования ЦБ РФ. Это особенно важно учитывать, если задолженность образовалась ранее 01.08.2016 г., но взыскать ее все еще можно.

Расчет срока начисления

Количество дней в году — 365 или 366, в зависимости от года. В некоторых калькуляторах, а также в некоторых разъяснениях применяется усредненное количество — 360 дней.

Количество дней просрочки — нужно посчитать период просрочки и здесь есть свои правила.

Первым днем просрочки считается день, который следует за последним днем выплаты, расчетов или другой даты, установленной в договоре или ином документе.

Например: в договоре купли-продажи имущества указано, что покупатель должен оплатить стоимость товара в течение 5 календарных дней с момента заключения договора. Договор заключен 10 января — этот день в расчет не берется. Отсчитываем 5 календарных дней – 15 января будет считаться последним днем, когда покупатель должен оплатить товар. Если он этого не сделает, с 16 января начинается просрочка.

Если проценты начисляются на сумму неосновательного обогащения, то первым днем будет считаться дата, когда лицо, неправомерно получившее или удерживающее денежные средства, узнало или должно было узнать о том, что его действия неправомерны и не имеют под собой законного основания. Не всегда возможно доказать такой момент с точностью до одного дня, для этого могут потребоваться дополнительные доказательства — свидетельские показания, уведомления от взыскателя и пр.

С последним днем периода просрочки немного по-другому: день, в который поступила оплата включается в период просрочки. Если деньги поступают на расчетный счет — учитывается день зачисления платежа на счет взыскателя.

Например, как в предыдущем примере: покупатель оплатил товар не 15 января, а только 25-го января. Период просрочки: с 16 января по 25 января включительно — 9 календарных дней.

Как рассчитать проценты по ст. 395 за праздники

В период просрочки включаются и выходные, и праздничные нерабочие дни.

Однако, если последний день платежа, установленного в договоре или по обязательству приходится на выходной или праздничный день, тогда просрочка рассчитывается с первого дня, следующего за выходным или праздничным днем.

Например: сумму по договору покупатель должен оплатить не позднее 8 марта, но с учетом того, что 8 марта — праздничный нерабочий день, последним днем оплаты будет 9 марта.

Важно! Это правило не действует в отношении выплат по трудовым отношениям: если последний или плановый день выплаты зарплаты, отпускных или иных выплат приходится на выходной или нерабочий праздничный день, выплата должна производиться накануне. Нарушение сроков выплаты в трудовых отношениях считается просрочкой.

В договоре или по закону может быть установлен ограниченный срок просрочки для начисления неустойки, например, не более, чем 30 календарных дней. Хотя такая практика не очень распространена, все же она встречается.

Если взыскиваются проценты за пользование чужими средствами по решению суда, которым присуждены суммы долга, просрочка начинается со дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу.

Все эти нюансы нужно учитывать, т.к. они могут существенно повлиять на размер процентов за пользование, особенно, если сумма долга очень крупная.

Как снижают законную неустойку

Суд вправе уменьшить общую сумму процентов, начисленных на задолженность, исходя из размеров, установленных в договоре, но только при одновременном наличии следующих условий:

  • размер неустойки несоразмерен (значительно превышает) последствия просрочки. Например, задолженность составляет 1000 руб., а проценты «набежали» на 10 000 руб.
  • должник заявил в суде об уменьшении суммы процентов. Без такого заявления суд не вправе самостоятельно уменьшать проценты;
  • сумма процентов после уменьшения судом не может быть меньше, чем по расчету, сделанному по ключевой ставке.

На различных сайтах, в том числе на сайтах судов, есть много калькуляторов, которые позволяют рассчитать проценты очень быстро. Но, если случай с суммой процентов или сроками сложный, например, были частичные выплаты или из общего срока просрочки нужно убрать некоторые периоды, или по другим причинам, калькулятор может посчитать сумму процентов с ошибкой. Лучше в таких случаях сделать расчет самостоятельно.

При обращении в суд с заявлением о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, делать расчет и требовать выплаты таких процентов можно за весь период просрочки.

Исковая давность при взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами

Должник до вынесения решения суда вправе заявить о применении срока исковой давности (3 года). Если суд посчитает такое требование должника правомерным, тогда суд может взыскать проценты только за 3 года даже при условии, что период просрочки более 3-х лет.

Однако не все так просто, и в таких случаях есть очень много нюансов, которые будет рассматривать и учитывать суд (например, направление претензии должнику, поступление частичной оплаты по долгу и др.)

Ходатайство о применении срока исковой давности


Посмотреть


Скачать

***

Итак, проценты за пользование чужими денежными средствами – способ защитить себя от просрочки должником денежного долга, если нет договора с условием о неустойке. Формула расчета процентов постоянна, а вот процентная ставка плавающая – она определяется ключевой ставкой банка России, которая в последнее время часто меняется.

Минфин дал пояснения по поводу платы на электронных площадках по закупкам и торгам. Электронные площадки торгов и закупкам закрепили плату за заключение контракта. Эту плату электронные площадки берут с начала ноября этого года. Помимо этого, подобную плату производят и те, кто является единственным участником конкурса.

Публикация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям: 

  • Государственные и муниципальные закупки

  • Государственное и муниципальное управление

  • Приглашаем на семинар ПРАКТИКА УЧАСТИЯ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ 2019: ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

Ответсвенность КоАП в сфере закупок.png

Письмо Минфина России от 6 ноября 2018 г. № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме»

Минфин указал в письме № 24-06-08/79659, что взимание оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы предусмотренно частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ. Таким образом операторы электронных площадок имеют право устанавливать плату за пользование сервисом. Также операторы могут устанавливать порядок взимания платы и ее размер.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564

Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров» определяет, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с участника, который заключает контракт.

Предельный размер платы за пользование электронной площадкой торгов

Сегодня определён предельный размер платы, который равен одному проценту начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5000 рублей без учёта налога на добавленную стоимость.

СМП и СОНКО платят не более 2000 рублей электронной площадке по закупках

  • СМП – субъекты малого предпринимательства.

  • СОНКО — социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так. В пункте 1 ст. 31.1 Федерального закона № 7 от 12.01.1996 перечислены категории подобных организаций.

Если контракт заключается в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ предельный размер такой платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Таким образом, следует учитывать, что при включении в размер устанавливаемой платы суммы налога на добавленную стоимость общий размер взимаемой платы не должен превышать 2 тыс. рублей. Другими словами, Минфин указывает, что НДС должен быть уже учтен в 2000 рублей.

Каков размер платы при совместном конкурсе и аукционе?

Статья 25 Закона N 44-ФЗ предполагает, что два и более заказчика могут проводить совместные конкурсы. Часть 5 статья 25 Закона N 44-ФЗ указывает, что порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088

Пункт 5 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов», указывает, что совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ в отношении конкурсов или аукционов.

Согласно части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ электронной процедурой является проводимый в электронной форме:

  • открытый конкурс,

  • конкурс с ограниченным участием,

  • двухэтапный конкурс,

  • электронный аукцион,

  • запрос котировок,

  • запрос предложений.

Закрытой электронной процедурой является проводимый в электронной форме:

  • акрытый конкурс,

  • закрытый конкурс с ограниченным участием,

  • закрытый двухэтапный конкурс,

  • закрытый аукцион.

На основании изложенного при проведении совместного конкурса или аукциона плата взимается с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, однократно вне зависимости от количества контрактов, подлежащих заключению каждым заказчиком. То есть победитель должен оплатить один раз, независимо от количества контрактов (заказчиков).

Когда можно взимать плату за пользование электронной площадкой?

Информация о размере платы подлежит обязательному размещению на сайте, функционирование которого обеспечивается программно-аппаратными средствами электронной площадки, специализированной электронной площадки (далее — сайт электронной площадки), и в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) с указанием даты начала ее взимания.

Пунктом 3 Правил установлено, что при утверждении платы оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки устанавливают дату начала взимания такой платы.

Взимание платы ранее дня, следующего за днем размещения информации о размере платы в соответствии с пунктом 2 Правил, не допускается и плата подлежит взиманию по результатам электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после дня начала ее взимания.

На основании изложенного, учитывая, что взимание платы ранее дня, следующего за днем размещения информации о размере платы в соответствии с пунктом 2 Правил, не допускается, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки при установлении даты начала взимания (в случае установления такой даты) платы при утверждении, изменении в соответствии с Правилами размера такой платы следует учитывать срок, необходимый для размещения информации о таком размере как на сайте электронной площадки, так и в ЕИС.

О взимании платы при конкурентных закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательства

Учитывая, что предельный размер платы, не превышающий 2 тыс. рублей Постановлением N 564 предусмотрен исключительно в отношении закупок, проводимых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, оператор электронной площадки вправе взимать плату с лица, с которым заключается договор, в размере, не превышающем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость, по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в соответствии со статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ.

Пониженный максимальный размер платы предусмотрен только для закупок у СМП и СОНКО по Закону N 44-ФЗ.

Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 16 июля 2009 г. N 582

КонсультантПлюс: примечание.

Правила применяются с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

ПРАВИЛА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА,

УСЛОВИЙ И СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛИ,

НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.06.2011 N 489,

от 19.08.2011 N 697, от 26.10.2011 N 868, от 14.01.2014 N 23,

от 30.10.2014 N 1120, от 05.05.2017 N 531, от 21.12.2018 N 1622,

от 20.02.2020 N 185, от 07.09.2020 N 1369, от 06.12.2021 N 2204,

от 22.12.2021 N 2396, от 29.12.2021 N 2552, от 10.02.2023 N 191)

1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.

Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2020 N 185)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Арендная плата, рассчитанная по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка до 21.02.2023, подлежит перерасчету по истечении 5 лет со дня ее установления (Постановление Правительства РФ от 10.02.2023 N 191).

2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее — земельные участки), в расчете на год (далее — арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее — федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее — торги);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;

(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 10.02.2023 N 191.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) 0,01 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

б) утратил силу с 1 марта 2015 года. — Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) 0,6 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622)

(см. текст в предыдущей редакции)

земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)

земельного участка, предназначенного для размещения зданий и сооружений, обеспечивающих функционирование организаций средств массовой информации, учрежденных юридическими лицами, которые созданы Российской Федерацией и (или) органами государственной власти Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.12.2021 N 2204)

(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) 1,5 процента в отношении:

земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;

земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2023 N 191)

(см. текст в предыдущей редакции)

земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного федеральному государственному унитарному предприятию, подведомственному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.02.2023 N 191)

(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) 2 процентов в отношении:

земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил;

(пп. «д» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) 3 процентов в отношении земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах «а» — «д» настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

(пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 10.02.2023 N 191)

4. В случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)

(см. текст в предыдущей редакции)

автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);

инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;

линий метрополитена;

линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;

трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.08.2011 N 697, от 22.02.2014 N 133)

(см. текст в предыдущей редакции)

гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;

объектов космической инфраструктуры;

объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;

аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;

инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства;

сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.06.2011 N 489)

объектов спорта;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 868)

объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее — Программа строительства), объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 868, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.01.2014 N 23)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ставки арендной платы в отношении указанных земельных участков утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)

5(1). В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.

(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)

5(2). Размер арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного назначения, строительство и эксплуатация которых осуществляются за счет средств федерального бюджета в целях реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, а также национальных проектов, может устанавливаться Правительством Российской Федерации на основании предложений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

(п. 5(2) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2021 N 2396)

6. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 10.02.2023 N 191.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.

8. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

В случае уточнения предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение указанных условий. В этом случае предусмотренное абзацем первым настоящего пункта положение об изменении арендодателем в одностороннем порядке арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не применяется.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120; в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2021 N 2552, от 10.02.2023 N 191)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 10.02.2023 N 191.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В случае если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество в соответствии с договором аренды земельного участка.

12. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти нулевой рабочий провод
  • Как найти книгу которую читал на литрес
  • Как найти удаленные сообщения в майл ру
  • Ошибка при отрисовке pdf как исправить
  • Как найти коэффициент земли