Как найти площадь круга по формуле пика

Исследовательская работа «формула Пика»

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Автор: Сажина Валерия Андреевна, учащаяся 9 класса МАОУ «СОШ№11» г Усть-Илимск Иркутской области

Руководитель: Губарь Оксана Михайловна, учитель математики высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ№11» г Усть-Илимск Иркутской области

Оглавление

Введение

При изучении темы геометрии «Площади многоугольников», я решила узнать: существует ли способ нахождения площадей, отличный от тех, которые мы изучали на уроках?

Таким способом является формула Пика. Л. В. Горина в «Материалах для самообразования учащихся» так описывала данную формулу: «Ознакомление с формулой Пика особенно актуально накануне сдачи ЕГЭ и ГИА. С помощью этой формулы можно без проблем решать большой класс задач, предлагаемых на экзаменах, — это задачи на нахождение площади многоугольника, изображённого на клетчатой бумаге. Маленькая формула Пика заменит целый комплект формул, необходимых для решения таких задач. Формула Пика будет работать «одна за всех…»!»[2].

В материалах ЕГЭ мне встретились задачи с практическим содержанием на нахождение площади земельных участков[7]. Я решила проверить, применима ли данная формула для нахождения площади территории школы, микрорайонов города, области. А так же рационально ли ее применение для решения задач.

Объект исследования: формула Пика.

Предмет исследования: рациональность применение формулы Пика при решении задач.

Цель работы: обосновать рациональность использования формулы Пика при решении задач на нахождение площади фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

Методы исследования: моделирование, сравнение, обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации.

— подобрать необходимую литературу, проанализировать и систематизировать полученную информацию;

— рассмотреть различные методы и приёмы решения задач на клетчатой бумаге;

— проверить экспериментальным путем рациональность использования формулы Пика;

— рассмотреть применение данной формулы.

Гипотеза: если применить формулу Пика для нахождения площадей многоугольника, то можно найти площадь территории, а решение задач на клетчатой бумаге будет более рационально.

Основная часть

Теоретическая часть

Клетчатая бумага (точнее — ее узлы), на которой мы часто предпочитаем рисовать и чертить, является одним из важнейших примеров точечной решетки на плоскости. Уже эта простая решетка послужила К. Гауссу отправной точкой для сравнения площади круга с числом точек с целыми координатами, находящихся внутри него. То, что некоторые простые геометрические утверждения о фигурах на плоскости имеют глубокие следствия в арифметических исследованиях, было в явном виде замечено Г. Минковским в 1896 г., когда он впервые для рассмотрения теоретико-числовых проблем привлек геометрические методы [4].

Нарисуем на клетчатой бумаге какой-нибудь многоугольник (Приложение 1, рисунок 1). Попробуем теперь рассчитать его площадь. Как это сделать? Наверное, проще всего разбить его на прямоугольные треугольники и трапецию, площади которых уже нетрудно вычислить и сложить полученные результаты.

Использованный способ несложен, но очень громоздок, кроме того он годится не для всяких многоугольников. Так следующий многоугольник нельзя разбить на прямоугольные треугольники, так как мы это проделали в предыдущем случае (Приложение 2, рисунок 2). Можно, например, попробовать дополнить его до «хорошего», нужного нам, то есть до такого, площадь которого мы сможем вычислить описанным способом, потом из полученного числа вычесть площади добавленных частей.

Однако оказывается, что есть очень простая формула, позволяющая вычислить площади таких многоугольников с вершинами в узлах квадратной сетки.

Эту формулу открыл австрийский математик Пик Георг Александров (1859 – 1943 г.г.) в 1899 году. Кроме этой формулы Георг Пик открыл теоремы Пика, Пика – Жюлиа, Пика – Невалины, доказал неравенство Шварца – Пика.

Эта формула оставалась незамеченной в течение некоторого времени после того, как Пик её опубликовал, однако в 1949 г. польский математик Гуго Штейнгауз включил теорему в свой знаменитый «Математический калейдоскоп». С этого времени теорема Пика стала широко известна. В Германии формула Пика включена в школьные учебники[2].

Она является классическим результатом комбинаторной геометрии и геометрии чисел.

Доказательство формулы Пика

Пусть АВС D – прямоугольник с вершинами в узлах и сторонами, идущими по линиям сетки (Приложение 3, рисунок 3).

Обозначим через В — количество узлов, лежащих внутри прямоугольника, а через Г — количество узлов на его границе. Сместим сетку на полклетки вправо и полклетки

вниз. Тогда территорию прямоугольника можно «распределить» между узлами следующим образом: каждый из В узлов «контролирует» целую клетку смещённой сетки, а каждый из Г узлов – 4 граничных не угловых узла – половину клетки, а каждая из угловых точек – четверть клетки. Поэтому площадь прямоугольника S равна

S = В + + 4 · = В + — 1 .

Итак, для прямоугольников с вершинами в узлах и сторонами, идущими по линиям сетки, мы установили формулу S = В + — 1 . Это и есть формула Пика.

Оказывается, эта формула верна не только для прямоугольников, но и для произвольных многоугольников с вершинами в узлах сетки.

Практическая часть

Нахождение площади фигур геометрическим методом и по формуле Пика

Я решила убедиться в том, что формула Пика верна для всех рассмотренных примеров.

Оказывается, что если многоугольник можно разрезать на треугольники с вершинами в узлах сетки, то для него верна формула Пика.

Я рассмотрела некоторые задачи на клетчатой бумаге с клетками размером 1 см1 см и провела сравнительный анализ по решению задач (Таблица№1).

Таблица№1 Решение задач различными способами.

По формуле геометрии

По формуле Пика

Задача №1

S = 8 + 6/2 – 1 = 10 (см²)

Задача №2

S = 6 + 6/2 – 1 = 8 (см²)

Задача №3

S кв =4 2 =16 см 2

S =16-(4,5+2*2)=7.5 см 2

S = 6 + 5/2 – 1 = 7,5 (см²)

Задача №4

S пр =4 * 3=12 см 2

S = 5 + 7/2 – 1 = 7,5 (см²)

Задача № 5.[2]

S пр =6 * 5=30 см 2

S = 12 + 6/2 – 1 = 14 (см²)

Задача №6.[2]

S = 12 + 17/2 – 1 = 19,5 (см²)

Задача №7.[4] Найдите площадь лесного массива (в м²), изображённого на плане с квадратной сеткой 1 × 1(см) в масштабе 1 см – 200 м

S 1 =(800*200)/2=80000 м 2

S 2 =(200*600)/2=60000 м 2

Ответ: 420 000 м²

В = 8, Г = 7. S = 8 + 7/2 – 1 = 10,5 (см²)

1 см² — 200² м²; S = 40000 · 10,5 = 420 000 (м²)

Ответ: 420 000 м²

Задача №8 . Найдите площадь поля (в м²), изображённого на плане с квадратной сеткой 1 × 1(см) в масштабе

1 см – 200 м.

S кв =800 * 800=640000 м 2

Ответ: 320 000 м²

Решение. Найдём S площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге по формуле Пика: S = В + — 1

В = 7, Г = 4. S = 7 + 4/2 – 1 = 8 (см²)

1 см² — 200² м²; S = 40000 · 8 = 320 000 (м²)

Ответ: 320 000 м²

Задача №9 . Найдите площадь S сектора, считая стороны квадратных клеток равными 1. В ответе укажите .

Сектор является одной четвертой частью круга и, следовательно, его площадь равна одной четвертой площади круга. Площадь круга равна π R 2 , где R – радиус круга. В нашем случае R =√5 и, следовательно, площадь S сектора равна 5π/4. Откуда S /π=1,25.

Г= 5, В= 2, S = В + Г/2 – 1= 2 + 5/2 – 1= 3,5, ≈ 1,11

Задача №10. Найдите площадь S кольца, считая стороны квадратных клеток равными 1. В ответе укажите .

Площадь кольца равна разности площадей внешнего и внутреннего кругов. Радиус R внешнего круга равен

2 , радиус r внутреннего круга равен 2. Следовательно, площадь кольца равна 4 и, следовательно, . Ответ:4.

Г= 8, В= 8, S = В + Г/2 – 1= 8 + 8/2 – 1=11, ≈ 3,5

Выводы: Рассмотренные задания аналогичны заданию из вариантов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике (задачи №5,6),[7].

Из рассмотренных решений задач я увидела, что некоторые из них, например задачи № 2,6, легче решить, применяя геометрические формулы, так как высоту и основание можно определить по рисунку. Но в большинстве задач требуется разбиение фигуры на более простые (задача №7) или достраивание до прямоугольника (задачи №1,4,5), квадрата (задачи №3,8).

Из решения задач №9 и №10 я увидела, что применение формулы Пика к фигурам, которые не являются многоугольниками, даёт приближённый результат.

Для того, чтобы проверить рациональность применения формулы Пика, я провела исследование на предмет затраченного времени (Приложение 4, таблица №2).

Вывод: из таблицы и диаграммы (Приложение 4, диаграмма 1) видно, что при решении задач с помощью формулы Пика, времени затрачивается гораздо меньше.

Нахождение площади поверхности пространственных форм

Проверим применимость этой формулы к пространственным формам (Приложение 5, рисунок 4).

Найти площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда, считая стороны квадратных клеток равными 1.

К сожалению, подсчитать количество узлов решетки, попавших на границу параллелепипеда и внутрь параллелепипеда нельзя. Поэтому вычислить площадь полной поверхности по формуле Пика невозможно.

Это недостаток формулы.

Применение формулы Пика для нахождения площади территории

Решая задачи с практическим содержанием, (задачи №7,8; таблица №1), я решила применить данный способ для нахождения площади территории нашей школы, микрорайонов города Усть-Илимска, Иркутской области.

Ознакомившись с «Проектом границ земельного участка МАОУСОШ№11 г .Усть-Илимска» (Приложение 6),[1], я нашла площадь территории нашей школы и сравнила с площадью по проекту границ земельного участка (Приложение 9, таблица 3).

Рассмотрев карту правобережной части Усть-Илимска (Приложение 7),[8], я вычислила площади микрорайонов и сравнила с данными из «Генерального плана г. Усть-Илимска Иркутской области»[3]. Результаты представила в таблице (Приложение 9, таблица 4).

Рассмотрев карту Иркутской области (Приложение 7),[9], я нашла площадь территории и сравнила с данными из Википедии [10]. Результаты представила в таблице (Приложение 9, таблица 5).

Проанализировав результаты, я пришла к выводу: по формуле Пика эти площади можно найти гораздо проще, но результаты приблизительные.

Из проведенных исследований наиболее точное значение я получила при нахождении площади территории школы (Приложение 10, диаграмма 2). Большее расхождение в результатах получилось при нахождении площади Иркутской области (Приложение 10, диаграмма 3). Это связано с тем. Что не все границы области являются сторонами многоугольников, и вершины не являются узловыми точками.

Заключение

В результате моей работы я расширила свои знания о решении задач на клетчатой бумаге, определила для себя классификацию исследуемых задач.

При выполнении работы были решены задачи на нахождение площади многоугольников, изображённых на клетчатой бумаге двумя способами: геометрическим и с помощью формулы Пика.

Анализ решений и эксперимент по определению затраченного времени показал, что применение формулы даёт возможность решать задачи на нахождение площади многоугольника, более рационально. Это позволяет экономить время на ЕГЭ по математике.

Нахождение площади различных фигур, изображённых на клетчатой бумаге, позволило сделать вывод, что использование формулы Пика для вычисления площади кругового сектора и кольца нецелесообразно, так как она даёт приближённый результат, и, что формула Пика не применяется для решения задач в пространстве.

Так же в работе были найдены площади различных территорий по формуле Пика. Можно сделать вывод: использование формулы для нахождения площади различных территорий возможно, но результаты получаются приблизительными.

Выдвинутая мной гипотеза подтвердилась.

Я пришла к выводу, что тема, которая меня заинтересовала, достаточно многогранна, задачи на клетчатой бумаге многообразны, методы и приёмы их решения также разнообразны. Поэтому я решила продолжить работу в этом направлении.

Литература

Волков С.Д.. Проект границ земельного участка, 2008 г, с. 16.

Горина Л.В., Математика. Все для учителя, М:Наука, 2013 г.. №3, с. 28.

Прокопьева В.П., Петров А.Г., Генеральный план города Усть-Илимска Иркутской области, Госстрой России, 2004 г.. с. 65.

Рисс Е. А. , Жарковская Н. М. , Геометрия клетчатой бумаги. Формула Пика. — Москва, 2009, № 17, с. 24-25.

Смирнова И. М. ,. Смирнов В. А, Геометрия на клетчатой бумаге. – Москва, Чистые пруды, 2009, с. 120.

Смирнова И. М. , Смирнов В. А. , Геометрические задачи с практическим содержанием. – Москва, Чистые пруды, 2010, с. 150

Площади многоугольников и тающий лёд

Формула Пика

Как найти площадь многоугольника на клетчатой бумаге? Можно подсчитать число клеток, которые полностью накрыты фигурой, и ещё как-то учесть клетки, накрытые фигурой частично, — скажем, прибавить половину от числа этих клеток. И сказать, что площадь фигуры (в клеточках) приблизительно равна полученной сумме.

А можно вместо клеток, полностью или частично накрытых многоугольником, считать узлы сетки (вершины клеток) строго внутри многоугольника или на его границе.

Действительно, вокруг каждого узла сетки можно нарисовать по единичному квадратику. И если узел лежит на границе многоугольника, то этот квадратик накрыт многоугольником только частично. А если узел лежит внутри, то обычно и квадратик накрыт многоугольником полностью. впрочем, иногда всё же не полностью — но мы и считаем площадь только приближённо.

Но чудесным образом последний рецепт всегда даёт почти правильный ответ! А именно, верна Формула Пика. Площадь S многоугольника с вершинами в узлах сетки можно найти по формуле

где i — число узлов сетки строго внутри многоугольника, b — число узлов сетки на его границе.

Подчеркнём, что это уже не приближённая, а точная формула!

Интересно, что хотя длины сторон у многоугольников обычно совершенно не целые, формула Пика гарантирует, что площадь всегда получится целой или полуцелой.

Тающий лёд

Формула Пика известна с XIX века, и с тех пор у неё появилось много доказательств, но большинство из них не такие уж простые. Мы обсудим предложенный в 1997 году швейцарским математиком Кристианом Блаттером мысленный эксперимент с тающим льдом, который сразу объясняет формулу Пика.

Поставим на каждый узел сетки по одинаковому цилиндрическому столбику изо льда. Каждый столбик очень тонкий (пересекается только с теми сторонами многоугольника, которые проходят через центр столбика) и весит 1 грамм.

Построим вокруг каждого столбика забор в виде единичного квадратика, после чего растопим весь лёд (во всех квадратиках вода растекается одинаково и симметрично относительно центра своего квадратика). Вся клетчатая плоскость будет равномерно залита водой, и в каждой ячейке площади 1 будет по 1 грамму воды. То есть количество воды в нашем многоугольнике (в граммах) будет равно его площади (в клетках).

С другой стороны, задумаемся, откуда эта вода попала в наш многоугольник. Посмотрим на какую-нибудь конкретную сторону многоугольника. Если через неё внутрь многоугольника втекла вода из какого-то столбика, то точно столько же воды из симметричного столбика (симметричного относительно середины этой стороны) через неё из многоугольника вытекло.

То есть внутри многоугольника ровно столько воды, сколько в нём было льда! А сколько в нём было льда? Каждый из узлов сетки внутри многоугольника даёт вклад 1 грамм, общий вес получается i граммов. Узлы на сторонах обычно дают по 1 2 грамма, но только если это не вершина, для вершины этот вес меньше — так что и общий вес узлов на границе получается не b 2 граммов, а меньше.

Насколько меньше? Продлим немного каждую сторону, обходя многоугольник вдоль сторон по часовой стрелке. На рисунке ниже красная часть дополняет каждую из синих частей до половины круга. Но красные части в сумме дают ровно один круг! Ведь, обходя многоугольник по контуру, мы в каждой вершине поворачиваемся на угол, соответствующий красной части, пока не вернёмся в исходную точку, сделав как раз полный оборот.

То есть суммарный вес льда внутри многоугольника равен i + b 2 − 1 , и мы получили формулу Пика!

Упражнение

В рассуждении выше мы рисовали выпуклый многоугольник. А изменится ли что-то, если многоугольник станет невыпуклым? А если рассматривать «многоугольники с дырками»?

Многоугольник. Формула Пика.

Возьмем невырожденный простой целочисленный многоугольник (значит он связный — две его произвольные точки могут быть объединены непрерывной кривой, целиком в нем содержащейся, и у всех его вершин целые координаты, его граница — связная ломаная без самопересечений, и у него не ненулевую площадь).

Для расчета площади такого многоугольника можно применить нижеследующую теорему открытую австрийским математиком Георгом Пиком в 1899 году.

Пусть N — число узлов внутри многоугольника, M — численность узлов на его границе, S— его площадь. Тогда применима Формула Пика:

Под «узлами» понимают пересечение линий.

Формула Пика нашла широкое применение для нахождения площади многоугольника построенного на листе в клетку. Масштаб клетки при этом равен 1 см 2 .

Вычислим площадь трапеции:

M = 24 (указаны красным цветом);

N = 25 (указаны синим цветом).

S= 24/2 + 25 -1 = 36 cм 2 .

Найдем площадь ниже представленного многоугольника:

источники:

http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434714/Ploshchadi_mnogougolnikov_i_tayushchiy_lyod

http://www.calc.ru/Kubicheskiye-Uravneniya-Formula-Pika.html

  • Авторы
  • Научный руководитель
  • Файлы
  • Литература


Ратникова К.В.

1


1 МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка,9 класс

Комарова Н.А. (, МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка)

1. Л.В. Горина, г. Михайловск, Свердловская область , № 3 (27) март 2013 журнал Математика. Всё для учителя! «Одна за всех …формула Пика» материалы для самообразования учащихся

2. https://math-ege.sdamgia.ru/testtheme = 190

В 21 веке, некоторым детям, порой сложно запомнить огромное количество информации, поступающей каждый день в школе, и даже вызубренные формулы по математике, которые используются для нахождения площади различных фигур, будь то треугольник, параллелограмм или трапеция, часто забываются. Повторяя тему «Площади фигур», на уроке было задано одно задание домой на дополнительную отметку – найти площадь многоугольника, изображенного на листе в клетку. Таких многоугольников в курсе геометрии мы не изучали и с данным заданием не все справились дома. Мне стало интересно, каким же другим способом можно решить эти задания. И в интернете я нашла интересную статью про уникальную формулу Пика, которая используется для нахождения площади фигуры на клетчатой бумаге. Для того чтобы изучить ее более подробно, я решила выбрать эту тему для моего научного проекта.

Предмет исследования

Предметом исследования моего проекта являются задачи на нахождение площадей разных фигур, изображенных на клетчатой решетке, для решения которых можно использовать разнообразные формулы. Главной формулой будет формула Пика.

Цели исследования

Проверить, на самом ли деле формула Пика помогает более легким путем вычислить площади геометрических фигур.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Познакомиться с различными ресурсами, как в интернете, так и в энциклопедиях и библиотеке.

2. Подобрать наиболее интересный материал, который максимально раскроет смысл данной темы.

3. Привести в особую систему, полученную нами информацию.

4. Найти еще дополнительные и различные методы нахождения площади фигур, построенных на клетчатой бумаге.

5. Провести собственную практическую работу.

6. Попробовать объяснить эту тему моим сверстникам на одном из уроков математики.

7. После решения задач, проанализировать, всем ли удобна данная формула.

Проблемные вопросы

Всегда ли работает формула Пика?

При различных вычислениях по формуле Пика или по другим геометрическим формулам получаются одинаковые результаты?

Гипотеза

Площадь фигуры, вычисленной по формуле Пика равна площади фигуры, вычисленной по формуле планиметрии.

Этапы исследования

I. Определить источник информации.

II. Формулировка цели и задач исследования.

III. Выдвижение гипотезы.

IV. Сбор информации через опросы одноклассников.

V. Анализ экспериментальных данных.

VI. Формулирование выводов.

VII. Оформление результатов.

Методы исследования

1. Анализ литературы.

2. Поиск информации.

3. Опрос.

4. Анализ.

5. Эксперимент.

Ожидаемые результаты

Создать наглядные пособия по исследуемой теме в форме компьютерной презентации, которую можно использовать учителю на уроке и стенда в помощь школьникам.

Теоретическая часть

Биография Георга Александра Пика

Родился Георг Пик в еврейской семье. Его отец Адольф Йозеф Пик возглавлял частный институт. До одиннадцати лет Георг получал образование дома (с ним занимался отец), а затем поступил сразу в четвёртый класс гимназии. В шестнадцать лет Пик сдал выпускные экзамены и поступил в университет в Вене. Уже в следующем году Пик опубликовал свою первую работу по математике. После окончания университета в 1879 г. он получил право преподавать математику и физику. В 1880 г. Пик защитил докторскую диссертацию, а в 1881 г. получил место ассистента на кафедре физики Пражского университета. В 1888 г. он был назначен экстраординарным профессором математики, затем в 1892 году в Немецком университете в Праге – ординарным профессором (полным профессором). В 1900–1901 гг. занимал пост декана философского факультета.

ratnik1.tif

Рис. 1. Георг Александр Пик (10.09.1859–13.07.1942) – австрийский математик

В 1910 году Георг Пик был членом комитета, созданного Немецким университетом для рассмотрения вопроса о принятии в университет на должность профессора Альберта Эйнштейна, с которым Пик впоследствии подружился. Пик и Эйнштейн имели не только общие научные интересы, но и увлекались музыкой.

В 1927 году Георг Пик вышел в отставку.

В 1928 году он был избран членом-корреспондентом Чешской академии наук и искусств, но в 1939 году, когда нацисты заняли Прагу, был исключён из академии.

В июле 1942 года, в возрасте 82 лет, Георг Пик был депортирован нацистами в лагерь Терезиенштадт, где вскоре умер.

Круг математических интересов Георга Пика был чрезвычайно широк: 67 его работ посвящены многим темам, таким как линейная алгебра, интегральное исчисление, функциональный анализ, геометрия и др. Но больше всего он известен своей теоремой о вычислении площади многоугольника, которая появилась в его восьмистраничной работе 1899 года. Эта теорема оставалась незамеченной в течение некоторого времени после того, как Пик её опубликовал, однако в 1949 г. польский математик Гуго Штейнгауз включил теорему (или как её ещё называют – формулу) в свой знаменитый «Математический калейдоскоп». С этого времени теорема Пика стала широко известна. В Германии формула Пика включена в школьные учебники. [1]

Квадратная решетка. Формула Пика

Квадратная решетка – совокупность точек плоскости или пространства, все координаты которых в некоторой (прямолинейной) системе координат являются целыми числами. [Рис.2]

Клетчатая бумага (точнее – ее узлы), на которой мы часто предпочитаем рисовать и чертить, является одним из важнейших примеров точечной решетки на плоскости. В задачах о фигурах на клетчатой бумаге узел – это угол клетки.

ratnik2.tif

Рис. 2

Формула Пика

Пусть В – число узлов решетки, расположенных строго внутри многоугольника, Г – число узлов решетки, расположенных на его границе, включая вершины, S – его площадь. Тогда справедлива формула [2]:

rat01.wmf.

Например:

ratnik3.tif

Рис. 3

Отметим узлы:

Г = 9 (обозначены синим)

В = 48 (обозначены красным) [Рис. 3]

Тогда, используя формулу Пика: получаем:

S = 48 + 4,5 – 1 = 51,5 см2

Практическая часть

I этап: декабрь 2017 года

В самую первую очередь я начала разбираться в биографии Георга Пика и мне стало интересно, как долго используется эта замечательная формула и как много людей ее знают и используют. За декабрь я узнала очень много нового об этой формуле. Разбирала задачи на эту формулу, училась её применять. Привела примеры решения задач на нахождение площади выпуклого и невыпуклого многоугольника по формуле геометрии и по формуле Пика. Создала учебную презентацию по нахождение площади выпуклого и невыпуклого многоугольника по формуле геометрии и по формуле Пика.

II этап: январь 2018 года

Затем я решила не тянуть много времени и попробовать эту формулу на практике. Это было очень увлекательное занятие, но в тоже время и очень трудозатратное.

Для начала я построила решетку 1х1 см на масштабированной бумаге, но так как я чертила их маркером, то где-то на линии были неровности, я решила распечатать такую же решетку на принтере, предварительно сделав ее в приложении excel. Затем я начертила от руки какую-то фигуру и попробовала вычислить ее площадь двумя способами формулой Пика и формулами планиметрии, накладывая при этом фигуру на решетку. У меня получились одинаковые результаты. Тогда мне стало интересно, как это будет и с другими фигурами, а так же кругом. Но после моих тщетных попыток посчитать площадь круга, мне пришла мысль в голову, что формула Пика работает только для нахождения площади многоугольников, а круг, в свою очередь, совершенно многоугольник. Представила результаты работы своим одноклассникам.

№ 1: Решение задач на нахождение площадей многоугольников, изображенных на квадратной решетке

В задачах, которые будут на экзамене, есть целая группа заданий: «Квадратная решётка: вычисление площади многоугольника», в которых дан многоугольник, построенный на листе в клетку, и стоит вопрос о нахождении его площади. Масштаб клетки – 1см х 1см. [Рис.4]

Например [3]:

ratnik4.tif

Рис. 4

В курсе геометрии мы изучаем только выпуклые многоугольники, а в заданиях, по подготовке к экзамену, не всегда рассматриваются только выпуклые многоугольники.

Поэтому ниже приведены примеры решения задач на нахождение площади выпуклого и невыпуклого многоугольника по формуле геометрии и по формуле Пика:

Задание № 1: Найдите площадь выпуклого многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

ratnik5.tif

Рис. 5

1. Чтобы вычислить площадь многоугольника, изображенного на рисунке 5.

ratnik6.tif

Рис. 6

2. Необходимо достроить его до прямоугольника [Рис.6].

3. Вычислить площадь этого прямоугольника.

4. S` = 10*12 = 120

ratnik7.tif

Рис. 7

5. Найти площадь заштрихованной фигуры как сумму площадей треугольников и прямоугольника её составляющих, вычесть её из площади прямоугольника. [Рис.7]

ratnik8.tif

Рис. 8

6. S1 = 1*3 = 3

7. S2 = 1/2*4*3 = 6

8. S3 = 1/2*2*1 = 1

9. S4 = 1*3 = 3

10. S5 = 1/2*4*3 = 6

11. S6 = 1/2*4*7 = 14

12. S7 = 1/2*4*2 = 4

13. S8 = 2*2 = 4

14. S9 = 1/2*4*2 = 4

15. S10 = 1/2*1*3 = 1,5

16. S = S`-(S1+S2+S3+S4+S5+S6+S7+S8+S9+S10)

17. S = 120- (3+6+1+3+6+14+4+4+4+1,5) = 73,5см2

ratnik9.tif

Рис. 9

18. или по формуле Пика[Рис.9]:

В = 69

Г = 11

S = В + Г/2-1

S = 69 + 11/2-1

S = 73,5 см2

Вывод: площадь фигуры, вычисленной по формуле Пика равна площади фигуры, вычисленной по формулам планиметрии.

Задание № 2: Найдите площадь невыпуклого многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

ratnik10.tif

Рис. 10

1. Чтобы вычислить площадь многоугольника, изображенного на рисунке10.

ratnik11.tif

Рис. 11

2. Необходимо достроить его до прямоугольника. [Рис.11]

3. Вычислить площадь этого прямоугольника.

4. S = 13*9 = 117

ratnik12.tif

Рис. 12

5. Найти площадь заштрихованной фигуры как сумму площадей треугольников и прямоугольника её составляющих, вычесть её из площади прямоугольника. [Рис.12]

Далее необходимо найти площадь каждой фигуры

ratnik13.tif

Рис. 13

6. S1 = 1/2*13*3 = 19,5

7. S2 = 1/2*4*1 = 2

8. S3 = 2*1 = 2

9. S4 = 1/2*2*4 = 4

10. S5 = 1/2*5*0,5 = 1,25

11. S6 = 1*0,5 = 0,5

12. S7 = 1/2*5,5*1 = 2,75

13. S8 = 6*2 = 12

14. S9 = 1/2*3*2 = 3

15. S = S`-(S1+S2+S3+S4+S5+S6+S7+S8+S9)

16. S = 117-(19,5+2+2+4+1,25+0,5+2,75+12+3) = 70см2

ratnik14.tif

Рис. 14

17. или по формуле Пика[Рис.14]:

В = 66

Г = 10

S = В + Г/2 -1

S = 66 + 10/2-1

S = 70 см2

Вывод: площадь невыпуклого многоугольника, вычисленной по формуле Пика равна площади фигуры, вычисленной по формулам планиметрии.

Вывод: Рассматривая задачи на нахождение площадей многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге, по формулам геометрии и по формуле Пика и сравнивая результаты, можно сделать вывод – площадь фигуры, вычисленной по формуле Пика равна площади фигуры, вычисленной по формуле планиметрии.

Итак, моя гипотеза оказалась верной.

В задачах о фигурах на клетчатой бумаге узел – это угол клеточки.

Исследование № 2: Результаты эксперимента, проведенного в классе

В процессе исследования я со своим учителем математики Натальей Алексеевной провела на факультативе эксперимент, для этого:

1. Выдала карточки с задачами с ЕГЭ [Рис. 15]

2. Поставила перед ними проблему: «Как вычислить площадь данных многоугольников»

3. Все предложенные решения были достроить до прямоугольника и найти площадь фигуры, используя вычитание из площади прямоугольника площади прямоугольных треугольников.

4. Далее решили задачу №1, используя предложенный способ.

5. На мой вопрос: «Существует ли формула, по которой можно сразу найти площадь данного многоугольника?», ответ был отрицательным

6. Я рассказала им о формуле Пика, а после этого предложила решить эти же задания любым удобным для них способом.

ratnik15.tif

ratnik16.tif

Рис. 15

7. До этого никто из них даже и не слышал о такой уникальной формуле. Но как не странно все без исключения попытались решить предложенные им задания с помощью формулы Пика. Но конечно не всем это удалось.

В эксперименте приняли участие 24 человека. Я проанализировала решение каждого участника и сделала табл. 1 с результатами.

Таблица 1

Результаты анкетирования участников эксперимента

Справились удачно с заданием, используя формулу Пика

С первого раза были не внимательны, поэтому ответы не сошлись, но ход решения был правильным

Не серьезно подошли к заданию, и во время объяснения вписали правильные ответы.

14 человек

7 человек

3 человека

Вывод: эксперимент, который я провела в своем классе, показал, что моим одноклассникам понравился альтернативный способ нахождения площади многоугольника.

Исследование № 3: Результаты практического эксперимента, по нахождению площади фигуры с использованием квадратной решетки

1. Для достоверности эксперимента я решила посчитать площади двумя способами формулой Пика и формулами планиметрии более сложные фигуры. Для начала я построила клетчатую решетку [Рис. 16] в приложении Еxcel, размером клетки 1 см*1 см.

ratnik17.tif

Рис. 16

2. Я построила 3 разные фигуры: многоугольник, ель и амеба, представленные на рисунках 17 – 19:

ratnik18.tif

Рис. 17

ratnik19.tif

Рис. 18

ratnik20.tif

Рис. 19

3. Затем я методом наложения этих фигур на решетку вычислила площадь по формуле Пика и получила следующие результаты, они представлены на рисунках 20 – 22:

ratnik21.tif

Рис. 20

ratnik22.tif ratnik23.tif

Рис. 21 Рис. 22

4. Затем, так же методом наложения я посчитала площади этих фигур с помощью формул планиметрии, и вот какие результаты у меня получились, они представлены на рисунках 23 – 25:

ratnik24.tif ratnik25.tif

Рис. 23 Рис. 24

ratnik26.tif

Рис. 25

После всех моих вычислений, к моему разочарованию у меня получились одинаковые результаты площадей только у многоугольника, а площади ели и амебы получились совершенно разными.

Вывод: формулой Пика пользоваться можно, но нет гарантий, что ответ всегда получится правильным. Я считаю, что ею можно пользоваться только при нахождении площадей многоугольников, потому что только при решении задач совпали значения.

Заключение

В результате проделанной мной работой, я добилась реализации поставленной перед собой цели. Выяснила, что формула Пика уникальнейшая формула для нахождения площадей различных фигур построенных на клетчатой решетке. Доказала, что не стоит во всех случаях доверять только этой формуле, все- таки нужно знать все формулы планиметрии так и дополнительные приемы для нахождения площади прямоугольника, включая формулу Пика, в качестве проверочной формулы. Так как при моих вычислениях более сложных фигур, чем многоугольник, получались разные результаты при нахождении площади двумя способами.

Используя найденную мною информацию, я полностью всю ее обработала, выявив главную мысль и составив по ней различные таблицы и схемы, а так же научилась работать с научным материалом.

Научилась находить площади фигур, построенных на клетчатой решетке, различными способами, как формулой Пика, так и формулами планиметрии.

Моя гипотеза о том, что Площадь фигуры, вычисленной по формуле Пика равна площади фигуры, вычисленной по формуле планиметрии, подтвердилась.

На протяжении всего проекта я использовала различную информацию, которую находила в интернете, в книгах различных авторов, например: Вавилов В.В., Устинов А.В. и многих других. А так же посетила библиотеку и нашла немного информации, которая была очень интересной.

За время работы над своим проектом, я раньше, чем мои одноклассники научилась находить площади фигур различными способами. Я считаю, что в будущем мне это поможет при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике.

Когда я только начала делать свой проект, я не умела многого, например:

— находить площадь многоугольника, для площади которого нет формулы, строить таблицы 1х1 в приложение Еxcel,

— делать выводы из огромного количества информации,

— создавать сводные таблицы после проделанных мною измерений и др.

В конце этого нелегкого пути я могу смело сказать, что я научилась все это делать. Для меня работа над проектом это было очень увлекательное путешествие под руководством Комаровой Натальи Алексеевы в некий неизведанный мною прежде мир математики, с множеством непонятного и порой даже пугающего. Но в конце моего нелегкого путешествия я могу с точностью сказать, что в жизни мне это еще пригодится!

Приложение 1

ratnik27.tif

ratnik28.tif

ratnik29.tif

15.01.2018 г. Занятие в 9 «Б» классе


Библиографическая ссылка

Ратникова К.В. ЗАДАЧИ НА КВАДРАТНОЙ РЕШЕТКЕ. ФОРМУЛА ПИКА // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-7.
;

URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=785 (дата обращения: 28.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Каждому из нас нередко приходилось считать площадь решётчатого многоугольника (изображённого, например, на клетчатой бумаге). В основном, это делают ещё по известным со школы формулам. Но в этом случае для каждой фигуры приходится помнить выражение её площади.
Не легче ли использовать одну формулу для всех многоугольников?
— Сказка? — Нет, теорема Пика!

• Названа она в честь Георга Пика (нет, не оружия или покемона), доказавшего её в 1899 году.

Формулировка звучит так:
S = В + Г / 2 − 1, где S — площадь многоугольника, В — количество целочисленных точек внутри многоугольника, а Г — количество целочисленных точек на границе многоугольника.
• Важное замечание: формула справедлива только для многоугольников, у которых вершины расположены в узлах решетки.

Например, для многоугольника на рисунке, В=7 (красные точки), Г=8 (зелёные точки), поэтому S = 7 + 8/2 — 1 = 10 квадратных единиц.

Докажем теорему Пика:
• Рассмотрим прямоугольник со сторонами, лежащими на линиях решетки. Пусть длины его сторон равны a и b. Имеем в этом случае В = (a-1)(b-1),  Г = 2a+2b и, по формуле Пика, S = (a-1)(b-1)+a+b-1 = ab .
• Рассмотрим теперь прямоугольный треугольник с катетами, лежащими на осях координат. Такой треугольник получается из прямоугольника со сторонами a и b, рассмотренного в предыдущем случае, разрезанием его по диагонали. Пусть на диагонали лежат c целочисленных точек. Тогда для этого случая В = ((a-1)(b-1)-c+2)/2,  Г = (2a+2b)/2+c-1 и получаем, что S = ab/2.
• Теперь рассмотрим произвольный треугольник. Его можно получить, отрезав от прямоугольника несколько прямоугольных треугольников (см. рисунок). Поскольку и для прямоугольника, и для прямоугольного треугольника формула Пика верна, мы получаем, что она будет справедлива и для произвольного треугольника.

• Остается сделать последний шаг: перейти от треугольников к многоугольникам. Любой многоугольник можно триангулировать, т.е.  разбить на треугольники (например, диагоналями).  Отсюда по индукции следует, что формула Пика верна для любого многоугольника.   чтд

К сожалению, эта столь простая и красивая формула плохо обобщается на высшие размерности.
Наглядно показал это Рив, предложив в 1957 г. рассмотреть тетраэдр (называемый теперь тетраэдром Рива) со следующими вершинами:
A(0,0,0), B(1,0,0), C(0,1,0), D(1,1,k)
Тогда этот тетраэдр ABCD при любых k не содержит внутри ни одной точки с целочисленными координатами, а на его границе — лежат только четыре точки A, B, C, D. Таким образом, объём и площадь поверхности этого тетраэдра могут быть разными, в то время как число точек внутри и на границе — неизменны; следовательно, формула Пика не допускает обобщений даже на трёхмерный случай.
Тем не менее, некоторое подобное обобщение на пространства большей размерности всё же имеется, — это многочлены Эрхарта, но они весьма сложны, и зависят не только от числа точек внутри и на границе фигуры.

Специально для ЖЖ матфака, Сергей Романов.

Одна за всех  Универсальная формула для решения заданий ОГЭ и ЕГЭ Подгорная Вероника, 7 кл. МКОУ СОШ №3 Учитель: Ю.М. Синотова

Одна за всех

Универсальная формула

для решения заданий ОГЭ и ЕГЭ

Подгорная Вероника, 7 кл. МКОУ СОШ №3

Учитель: Ю.М. Синотова

 Предмет исследования:  задачи на вычисление площади многоугольника на клетчатой бумаге, методы и приёмы их решения.  Гипотеза : Площадь фигуры, вычисленная по формуле Пика равна площади фигуры, вычисленной по формулам площадей из учебника геометрии 8 кл. Цель исследования: Выяснение существования иной, отличной от школьной программы и доступный для моих одноклассников формулы нахождения площади решетчатого многоугольника. Создание презентации-тренажера в помощь моим одноклассникам, ученикам 11 класса, учителям математики.

  • Предмет исследования: задачи на вычисление площади многоугольника на клетчатой бумаге, методы и приёмы их решения.
  • Гипотеза : Площадь фигуры, вычисленная по формуле Пика равна площади фигуры, вычисленной по формулам площадей из учебника геометрии 8 кл.
  • Цель исследования:
  • Выяснение существования иной, отличной от школьной программы и доступный для моих одноклассников формулы нахождения площади решетчатого многоугольника.
  • Создание презентации-тренажера в помощь моим одноклассникам, ученикам 11 класса, учителям математики.

Задачи Подобрать необходимую литературу Отобрать материал для исследования, выбрать главную, интересную, понятную информацию Проанализировать и систематизировать полученную информацию Найти различные методы и приёмы решения задач на клетчатой бумаге Создать электронную презентацию работы для представления собранного материала одноклассникам.

Задачи

  • Подобрать необходимую литературу
  • Отобрать материал для исследования, выбрать главную, интересную, понятную информацию
  • Проанализировать и систематизировать полученную информацию
  • Найти различные методы и приёмы решения задач на клетчатой бумаге
  • Создать электронную презентацию работы для представления собранного материала одноклассникам.

Этапы работы:

Этапы работы:

Георг Александр Пик   (10 августа 1859 — 26 июля 1942)  — австрийский математик

Георг Александр Пик

  (10 августа 1859 — 26 июля 1942)  — австрийский математик

S1= (3 · 2) : 2 = 3 см² S2= (1 · 2) : 2 = 1 см²  S3= (3 · 2) : 2 = 3 см² S4= 2 · 2= 4  см² S 5=(1 · 2) : 2 = 1 см²  Суммарная площадь равна: 3+1+3 + 4+1 = 12 см²  1см

S1= (3 · 2) : 2 = 3 см²

S2= (1 · 2) : 2 = 1 см²

S3= (3 · 2) : 2 = 3 см²

S4= 2 · 2= 4 см²

S 5=(1 · 2) : 2 = 1 см²

Суммарная площадь равна: 3+1+3 + 4+1 = 12 см²

1см

Формула Пика  позволит вам с необычайной легкостью находить площадь любого многоугольника на клетчатой бумаге с целочисленными вершинами.     В  — количество целочисленных точек внутри многоугольника   Г  — количество целочисленных точек на границе многоугольника ФОРМУЛА ПИКА Г S – 1 B + = 2

Формула Пика позволит вам с необычайной легкостью находить площадь любого многоугольника на клетчатой бумаге с целочисленными вершинами.

Вколичество целочисленных точек внутри многоугольника Г  — количество целочисленных точек на границе многоугольника

ФОРМУЛА ПИКА

Г

S

1

B

+

=

2

S = В + Г /2 – 1  В=10 , Г=6  S = 10  +  6 /2 – 1 = 10+3-1=12 ( см²)    1см

S = В + Г /2 – 1

В=10 , Г=6

S = 10 + 6 /2 – 1 =

10+3-1=12 ( см²)

1см

 Для многоугольника на рисунке В = 1 3  (красные точки), Г = 6 (синие точки, не забудьте о вершинах!), поэтому S = 1 3 + 6 /2 – 1 = 1 5  квадратных единиц. 1см

Для многоугольника на рисунке В = 1 3 (красные точки),

Г = 6 (синие точки, не забудьте о вершинах!), поэтому

S = 1 3 + 6 /2 – 1 = 1 5 квадратных единиц.

1см

Найдем площадь фигуры и вычтем из нее «лишние» площади S кв .= a²=7²=49 см ²  S1=b=1/273,5 см ²  S2=b=1/272=7 см ²  S3=b=1/241=2 см ²  S4=b=1/251=2,5 см ²  S5=a²=1²=1 см ²  S=49-3 , 5-7-2-2,5-1= 3 3см ²  Г=4; В=32. S =32+ 4/2 -  1= 3 3см ²

Найдем площадь фигуры и вычтем из нее «лишние» площади

S кв .= a²=7²=49 см ²

S1=b=1/273,5 см ²

S2=b=1/272=7 см ²

S3=b=1/241=2 см ²

S4=b=1/251=2,5 см ²

S5=a²=1²=1 см ²

S=49-3 , 5-7-2-2,5-1=

3 3см ²

Г=4; В=32.

S =32+ 4/2 1= 3 3см ²

S=3*3=9 см ²  S1=2 * 3 :2=3 см ²  S 2= 3*1:2=1,5 см ²  S 3= 3*1:2=1,5 см ²  S =9-3-1,5-1,5=3 см ²  S1 S3 S2 В=2, Г=4 S =2+4:2-1=2+2-1=3 см ²

S=3*3=9 см ²

S1=2 * 3 :2=3 см ²

S 2= 3*1:2=1,5 см ²

S 3= 3*1:2=1,5 см ²

S =9-3-1,5-1,5=3 см ²

S1

S3

S2

В=2, Г=4

S =2+4:2-1=2+2-1=3 см ²

Задача № 5  Г = 8 В = 1  S = 1 + 8 / 2 – 1 = 1 + 4 – 1 = 4 ед.кв.  Ответ: 4 ед.кв.

Задача № 5

Г = 8 В = 1

S = 1 + 8 / 2 – 1 = 1 + 4 – 1 =

4 ед.кв.

Ответ: 4 ед.кв.

ФОРМУЛА ПИКА Получаем, что S = 28 + 20/2 - 1 = 37 кв.ед.

ФОРМУЛА ПИКА

Получаем, что S = 28 + 20/2 — 1 = 37 кв.ед.

Площадь кольца равна разности площадей внешнего и внутреннего кругов. R внешнего круга равен 2,9 ед., r внутреннего круга равен 2ед. Следовательно, S кольца= 3,14*2,9*2,9-3,14*2*2= 3,14(2,9*2,9-2*2)=3,14*(8,41-4) = 3,14*4,41= 13,87 ед.кв.  По формуле Пика площадь большого круга 21+16/2-1=28 ед.кв., а площадь маленького круга 9+12/2-1=14 ед.кв. Следовательно, площадь S кольца равна 28-14= 14ед.кв .

Площадь кольца равна разности площадей внешнего и внутреннего кругов. R внешнего круга равен 2,9 ед., r внутреннего круга равен 2ед.

Следовательно,

S кольца= 3,14*2,9*2,9-3,14*2*2=

3,14(2,9*2,9-2*2)=3,14*(8,41-4) =

3,14*4,41= 13,87 ед.кв.

По формуле Пика площадь большого круга 21+16/2-1=28 ед.кв., а площадь маленького круга 9+12/2-1=14 ед.кв. Следовательно, площадь S кольца равна 28-14= 14ед.кв .

Для вычисления площади многоугольника нужно знать всего одну формулу: S = В + Г/2 - 1 - формулу Пика. Формула Пика проста для запоминания. Формула Пика удобна и проста в применении. Многоугольник, площадь которого необходимо вычислить, может быть любой формы.

  • Для вычисления площади многоугольника нужно знать всего одну формулу:

S = В + Г/2 — 1 — формулу Пика.

  • Формула Пика проста для запоминания.
  • Формула Пика удобна и проста в применении.
  • Многоугольник, площадь которого необходимо вычислить, может быть любой формы.

В процессе исследования в 9 и 11 классах МКОУ СОШ № 3 был проведен практический эксперимент: решить задачи по нахождению площади многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге.  Класс разделил на две группы. Учащиеся первой группы решали задачи по формулам геометрии, а учащиеся второй группы при решении использовали формулу Пика. Решали по формулам Решали по формуле Пика Повышенный интерес к решению. Плотность занятия. Работоспособность учащихся. Практически нет вычислительных ошибок. Допущены вычислительные ошибки. Затруднения в использовании нужных формул.

  • В процессе исследования в 9 и 11 классах МКОУ СОШ № 3 был проведен практический эксперимент: решить задачи по нахождению площади многоугольника, изображенного на клетчатой бумаге.
  • Класс разделил на две группы. Учащиеся первой группы решали задачи по формулам геометрии, а учащиеся второй группы при решении использовали формулу Пика.

Решали по формулам

Решали по формуле Пика

  • Повышенный интерес к решению.
  • Плотность занятия.
  • Работоспособность учащихся.
  • Практически нет вычислительных ошибок.
  • Допущены вычислительные ошибки.
  • Затруднения в использовании нужных формул.

Почему бы просто не считать клеточки?

Возможно, вы читаете всё это и думаете: зачем все эти сложности? Формулы запоминать. Дорисовывать. Тут ведь сразу видно, сколько клеточек в фигуре.

Вот, например, трапеция:

Посчитаем клеточки: их всего 46, верно?

Но стоп, там же некоторые из них только наполовину внутри фигуры. Отметим их – всего таких 10. Итого, 36 полных (красные точки) и 10 половинчатых, вместе ( 36+frac{10}{2} = 41)

Вроде бы всё верно. Но, если присмотреться, можно заметить ещё маленькие треугольнички, которые попали внутрь. А также, что «синие» клеточки слева на самом деле разрезаны не ровно пополам – какие-то чуть больше, какие-то меньше…

Как всё это учитывать?

Попробуем рассуждать так: заметно, что тот маленький розовый треугольник дополняет серый кусок клетки.

А жёлтые сколько занимают? Постарайтесь ответить сами.

Если всё сделать правильно, то увидите, что жёлтые кусочки можно сложить вместе в одну целую клетку.

Итак, 2 жёлтых куска = 1 клетка.

Розовый треугольник + серый кусок = 1 клетка. Всего у нас две таких пары (розовый+серый) – это 2 полных клетки. 

Всё остальное как было: 36 полных клеток и 6 половинок у правой стороны – это ( 36+frac{6}{2}=39) клетки.

Итого клеток: ( 1 + 2 + 39 = 42).

Проверим результат по формуле площади трапеции: нижнее основание 11, верхнее основание 3, высота 6. Полусумма оснований равна 7, умножаем на высоту – получилось 42. Всё совпало.

Но! Настолько ли проще был наш способ подсчёта клеточек? Не сказал бы. А если там будет несколько косых линий, то вообще можно замучиться собирать этот паззл (искать, какие кусочки друг друга дополняют).

Вычислите площадь простых фигур тремя способами

Стороны клеток равны 1. Вычислите самостоятельно площадь фигуры всеми тремя способами. Сравните результаты.

Вычислите площадь произвольных фигур по формуле Пика

Вычислите самостоятельно площади фигур с помощью формулы Пика:

Посчитайте площадь корабля и котика по формуле Пика

Посчитайте самостоятельно для тренировки и чтобы запомнить формулу Пика!

Фигуры с отверстиями — посчитайте площади двумя способами

Ну и напоследок фигуры с «дырками». Как думаешь, здесь придётся вычислять сначала площадь целой фигуры, а потом площадь дырки?

Или достаточно просто посчитать точки внутри закрашенной области и на её границах (в том числе, на границе с дыркой)?

Проверим на простом примере: это квадрат ( 4times 4), и в нём вырезан прямоугольник ( 1times 2), значит, его площадь ( 16-2=14).

А теперь по точкам. На границах (включая внутренние) ( Г = 22). Внутри ( В = 3). Тогда площадь по формуле Пика

( S = frac{22}{2} + 3 -1 = 13.)

Хм, близко, но не совпало. Может, я где-то ошибся? Давай ещё одну фигуру, для верности.

Сосчитай сам и проверь.

Что получилось?

У меня снова на 1 меньше.

Так может быть просто формулу немного «подкрутить»? Нет!

Очень и очень не рекомендую вам запоминать несколько похожих формул для похожих случаев, потому что придёт время, и вы обязательно перепутаете формулу.

Даже если вы уверены, что не перепутаете, оно всё равно того не стоит. В общем, наилучший вариант – это запомнить одну формулу. А если попалась фигура с дыркой, вычислить всю фигуру, а потом дырку. И вычесть.

Площадь поверхности пирамиды

Для пирамиды тоже действует общее правило:

Площадь полной поверхности пирамиды – это сумма площадей всех граней.( displaystyle {{S}_{полн. пов. }}={{S}_{боков.пов. }}+{{S}_{основания }})

Теперь давай посчитаем площадь поверхности самых популярных пирамид.

Площадь поверхности правильной треугольной пирамиды

Пусть сторона основания равна ( displaystyle a), а боковое ребро равно ( displaystyle b). Нужно найти ( displaystyle {{S}_{осн}}) и ( displaystyle {{S}_{ASB}}).

И тогда

( displaystyle {{S}_{полн. пов. }}=3{{text{S}}_{ASB}}+{{text{S}}_{text{осн}.}})

Вспомним теперь, что

( displaystyle {{S}_{осн}}) — это площадь правильного треугольника ( displaystyle ABC).

И еще вспомним, как искать эту площадь.

Используем формулу площади:

( displaystyle S=frac{1}{2}abcdot sin gamma ).

У нас «( displaystyle a)» — это ( displaystyle a), а «( displaystyle b)» — это тоже ( displaystyle a), а ( displaystyle sin gamma =sin 60{}^circ =frac{sqrt{3}}{2}).

Значит, ( displaystyle {{S}_{ABC}}=frac{1}{2}{{a}^{2}}frac{sqrt{3}}{2}=frac{{{a}^{2}}sqrt{3}}{4}).

Теперь найдем ( displaystyle {{S}_{Delta ASB}}).

Пользуясь основной формулой площади и теоремой Пифагора, находим

( displaystyle {{S}_{Delta ASB}} = frac{1}{2}asqrt{b^2-frac{a^2}{4}})

Внимание: если у тебя правильный тетраэдр (т.е. ( displaystyle b=a)), то формула получается такой:

( displaystyle S={{a}^{2}}sqrt{3}).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в вацапе найти открытки поздравления
  • Как найти корень в слове бросил
  • Составить счастье кому или кого как правильно
  • Сталкер солянка как найти монеты
  • Как правильно составить договор на оказание услуг с юридическим лицом образец заполнения