Как найти площадь многоугольника по палетке

Математика, 4 класс

Урок №14. Измерение площади фигуры с помощью палетки

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Площадь геометрической фигуры.

Вычисление площади фигур произвольной формы, используя палетку.

Глоссарий по теме:

Площадь — свойство фигур занимать место на плоскости.

Длина — свойство предмета “быть протяжённым в пространстве”

Палетка — прозрачная пластинка, разделенная на единицы площади.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова – М. Просвещение, 2016. – с. 36-38
  2. Всероссийские проверочные работе. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс в 2 ч. Ч 1/ под.ред. Н.А. Сопруновой – М.; Просвещение, 2016. – с. 50 -68

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вычислите площадь прямоугольника, если известно, что его длина равна 8см, а ширина 5см.

Вы уже знаете, чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину. S= 8 ∙ 5 = 40 см2

А теперь попробуйте вычислить площадь данной фигуры:

-?

Сегодня мы узнаем, что для нахождения площади фигур можно использовать палетку. Палетка – это прозрачная плёнка, которая может быть разбита на квадратные дециметры, квадратные сантиметры, квадратные миллиметры. Простейшая палетка — лист кальки, разделенный на квадратные сантиметры. Палетку используют для измерения площади фигур, ограниченных кривой линией.

Чтобы найти площадь данной фигуры, нужно:

1) На данную фигуру наложить палетку. Не сдвигать!

2)Сосчитать, сколько целых клеток- квадратных единиц — содержится в фигуре.

Целых 34 клетки.

3) Сосчитать, сколько нецелых квадратных единиц содержится в фигуре.

Неполных 8 клеток.

4) Количество нецелых квадратных единиц разделить на 2, примерно столько целых квадратных единиц они образуют.

8 : 2 = 4

5) Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 4.

6) В ответе записать, что площадь фигуры приблизительно равна найденной сумме.

S = 34 + (8 : 2) = 38 см2

Ответ: S = 38 см2

Задания тренировочного модуля:

1. Определите, какая фигура имеет большую площадь, а какая — меньшую, и решите ребус соответствия.

Правильный ответ: Прямоугольник – большую, круг – меньшую.

Сторона клетки фигуры на рисунке равна 1 см. Найдите её площадь и периметр.

Правильный ответ:

Площадь 7 см2

Периметр 12 см

Привет, ребята!

Вы знаете, я хотела узнать площадь
нашей страны, но мне это не сразу удалось сделать. Дело в том, что её границы
имеют неправильную форму – это не прямоугольник, не квадрат, и даже не круг.

Я обратилась за помощью к нашей царице, и она
рассказала мне, как находить площадь любой, самой искривлённой фигуры. Царица
дала мне вот такое простое приспособление. Это прозрачная пластина или плёнка с
разлиновкой в клеточку. Называется она – палетка. В
зависимости от размера фигуры, площадь которой надо узнать, палетка может быть
разделена на квадратные миллиметры, квадратные сантиметры или квадратные
дециметры.

Представьте
себе, что надо узнать площадь вот такой фигуры.

Накладываем
на неё палетку
.

Сначала
считаем, сколько всего целых квадратиков. Их тридцать четыре. Теперь считаем
все оставшиеся кусочки
. Их восемь. Люди договорились, что каждые два
кусочка засчитывают за один полный квадратик
. Поэтому количество кусочков
делим на два. Получилось четыре.

Складываем
тридцать четыре и четыре. Это тридцать восемь. Значит, площадь этой фигуры – примерно
тридцать восемь квадратиков.

Так
как в школе чаще всего пользуются палетками, разделёнными на квадратные
сантиметры, то вы бы сказали, что площадь данной фигуры примерно равна тридцати
восьми квадратным сантиметрам. Почему примерно? Потому что площадь фигуры по
палетке вряд ли возможно определить абсолютно точно
, ведь редко два кусочка
могут идеально заменить целый квадратик.

А
теперь попробуем найти площадь вот такой, совершенно бесформенной фигуры.

Опять
накладываем на неё палетку. Считаем целые квадратики.

Их
семнадцать. Теперь считаем кусочки. Их двадцать четыре. Количество кусочков
делим на два и полученное число прибавляем к семнадцати. Получилось примерно
двадцать девять квадратных сантиметров.

Иногда
случается и так, что количество кусочков – нечётное число,
например, тринадцать или двадцать пять. Тогда делим на два ближайшее чётное
число, больше данного на один. Ведь всё равно при помощи палетки точно площадь
фигуры измерить невозможно. А вот почему берём чётное число больше данного, вы
узнаете в пятом классе.

Запомнили,
ребята, как мы определяем площадь фигур с помощью палетки?

̶  Накладываем
палетку на фигуру.

̶  Считаем
количество целых квадратов.

̶  Считаем
количество кусочков.

̶  Количество
кусочков делим на два…

̶  Складываем
полученное число с количеством целых квадратов….

̶  Записываем
ответ.

Видите,
всё просто!

Кстати,
именно так, используя план местности и палетку, можно найти площадь участка
земли, или озера, или целого города, и даже страны. Вот этим я сейчас и
займусь. Пока, ребята!

В
основе определения площадей палетками
лежит геометрический способ определения
площадей элементарных фигур (квадрата,
треугольника, трапеции). Чаще всего
используют палетки квадратные,
параллельные и точечные (рис. 13)

а
б в

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

г

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

°

Рис.13.
Палетки: а
– квадратная; б
– параллельная; в
– точечная квадратная; г
– точечная гексагональная

Квадратная
палетка представляет собой сетку
квадратов в зависимости от сложности
контура со стороной 2-10 мм (рис. 13 а).
Определение площади состоит в подсчете
числа квадратов по палетке, которая
накладывается на контур. Части не полных
квадратов оцениваются на глаз и
суммируются. Площадь контура определяется
по формуле:

Р
= а2 n
,

где
а
– сторона квадрата в масштабе карты, n
– количество квадратов.

Параллельная
палетка представляет собой серию
параллельных линий, проведенных с
одинаковым интервалом, через 2-5 мм
(рис. 13 б)
Определение площади основано на
вычислении площади трапеции. Палетка
накладывается на контур так, чтобы
крайние точки контура находились точно
посредине между линиями. В таком случае
прочерченные линии будут представлять
собой средние линии трапеции. Сущность
определения площади сведётся к измерению
длин средних линий циркулем-измерителем.
Площадь вычисляется по формуле

P
= Σ
ℓ∙h ,

где
Σ ℓ — сумма длин линий, h
— интервалы между линиями

Точечную
квадратную палетку можно представить
как видоизмененную квадратную палетку,
где каждая точка представляет собой
центр квадрата (рис. 13 в).
Количество точек легче подсчитать, чем
количество квадратов. Если точка
находится на контуре, то она берется с
весом 0,5 т.е. две точки находящиеся на
контуре считаются за одну. Площадь
вычисляется, как и для квадратной палетки
по формуле:

Р
= а2
n , где

где
а
расстояние между точками, n
– количество точек

В
точечной гексагональной палетке точки
представляют собой вершины равносторонних
треугольников (рис. 13 г).
Геометрическая фигура, которая описывает
точку, представляет собой правильный
шестиугольник. Гексагональная палетка
предпочтительнее точечной квадратной,
т.к. образуемые точки лучше вписываются
в неправильные контура, которые
представляют собой большинство
географических объектов. Площади при
применении гексагональной палетки
вычисляются по формуле

где
R
– расстояние между точками; n
количество точек в контуре.

Точность
вычисления площадей палетками зависит
от расстояния между линиями и точками,
т.е. от площади элементарных фигур,
образуемых ими. Надо помнить, что чем
меньше расстояние между точками или
линиями, тем утомительнее работа. В
целом точность определения площадей с
помощью палеток не ниже чем точность
планиметрирования, а для малых контуров
– даже выше. При прочих равных условиях
наибольшую точность измерения площадей
обеспечивают сетки параллельных линий
и, наконец, точечные, квадратные.

Методика
измерение площадей палетками не сложная.
Палетка накладывается на контур, и
работа сводится к подсчету количества
квадратов, точек или длин линий. Для
избежания грубых ошибок измерения
следует проводить дважды, для чего
квадратную и квадратную точечную палетку
поворачивают на 45º, а параллельную и
гексагональную на 90º.

При
измерении площадей палетками можно
также использовать способ Савича. Для
этого определяют площадь всех контуров
в трапеции и вычисленные площади
увязывают с теоретической площадью
трапеции, взятой из табл. 28.

Задание

Цель
задания:
изучить
способы измерения площадей по картам,
приборы и приспособления, применяемые
для измерения площадей и научиться
квалифицированно применять их на
практике.

Выполнение
задания. Для одного из географических
объектов измерить его площадь, используя
планиметр и один из видов палетки по
карте «Республика Беларусь» масштаба
1:500 000 согласно заданному варианту
(табл.26).

Таблица

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На мой взгляд, задача учителя – не только научить, а развить познавательный интерес у учащегося. Поэтому, когда возможно, связываю темы урока с практическими задачами.

На занятии учащиеся под руководством учителя составляют план решения задач на нахождение площади «сложной фигуры» (для расчеты сметы ремонта), закрепляют навыки решения задач на нахождение площади; происходит развитие внимания, способности к исследовательской деятельности, воспитание активности, самостоятельности.

Работа в парах создает ситуацию общения между теми, кто имеет знания и теми, кто их приобретает; в основе такой работы лежит повышение качества подготовки по предмету. Способствует развитию интереса к процессу учения и более глубокому усвоению учебного материала.

Урок не только систематизирует знания обучающихся, но и способствует развитию творческих, аналитических способностей. Применение задач с практическим содержанием на уроке позволяет показать востребованность математических знаний в повседневной жизни.

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепление знаний формул площади прямоугольника, прямоугольного треугольника;
  • анализ заданий на вычисление площади “сложной” фигуры и способов их выполнения;
  • самостоятельное выполнение заданий для проверки знаний, умений, навыков.

Развивающие:

  • развитие приёмов умственной и исследовательской деятельности;
  • развитие умения слушать и объяснять ход решения.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
  • воспитывать культуру устной и письменной математической речи;
  • воспитывать дружеское отношение в классе и умение работать в группах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., М.: «Мнемозина», 2010.
  • Карточки для групп учащихся с фигурами для вычисления площади сложной фигуры.
  • Чертёжные инструменты.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
    а) Теоретические вопросы (тест).
    б) Постановка проблемы.
  3. Изученного нового материала.
    а) поиск решения проблемы;
    б) решение поставленной проблемы.
  4. Закрепление материала.
    а) коллективное решение задач;
    Физкультминутка.
    б) самостоятельная работа.
  5. Домашнее задание.
  6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Урок мы начнём вот с таких напутствующих слов:

Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!

II. Актуализация знаний.

а) Фронтальная работа с сигнальными карточками (у каждого ученика карточки с числами 1, 2, 3, 4; при ответе на вопрос теста ученик поднимает карточку с номером правильного ответа).

1. Квадратный сантиметр – это:

  1. площадь квадрата со стороной 1 см;
  2. квадрат со стороной 1 см;
  3. квадрат с периметром 1 см.

2. Площадь фигуры, изображённой на рисунке, равна:

  1. 8 дм;
  2. 8 дм2;
  3. 15 дм2.

3. Справедливо ли утверждение, что равные фигуры имеют равные периметры и равные площади?

  1. да;
  2. нет.

4. Площадь прямоугольника определяется по формуле:

  1. S = a2;
  2. S = 2 • (a + b);
  3. S = a • b.

5. Площадь фигуры изображённой на рисунке, равна:

  1. 12 см;
  2. 8 см;
  3. 16 см.

б) (Постановка проблемы). Задача. Сколько надо краски, чтобы покрасить пол, который имеет следующую форму (см. рис.), если на 1 м2 расходуется 200 г краски?

III. Изучение нового материала.

Что же мы должны узнать, чтобы решить последнюю задачу? (Найти площадь пола, который имеет вид «сложной фигуры».)

Учащиеся формулируют тему и цели урока (если необходимо учитель помогает).

Рассмотрим прямоугольник ABCD. Проведём в нем линию KPMN, разбив прямоугольник ABCD на две части: ABNMPK и KPMNCD.

Чему равна площадь ABCD? (15 см2)

Чему равна площадь фигуры ABMNPK? (7 см2)

Чему равна площадь фигуры KPMNCD? (8 см2)

Проанализируйте полученные результаты. (15= = 7 + 8)

Вывод? (Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей.)

S = S1 + S2

Как можно применить это свойство для решения нашей задачи?(Разобьём сложную фигуру на части, найдём площади частей, затем площадь всей фигуры.)

S1 = 7 • 2 = 14 (м2)
S2 = (7 – 4) • (8 – 2 – 3) = 3 • 3 = 9 (м2)
S3 = 7 • 3 = 21 (м2)
S = S1 + S2 + S3 = 14 + 9 + 21 = 44 (м2)

Давайте составим план решения задач на нахождение площади «сложной фигуры»:

  1. Разбиваем фигуру на простые фигуры.
  2. Находим площади простых фигур.

а) Задача 1. (коллективное решение на доске и в тетрадях.) Сколько потребуется плитки, чтобы выложить площадку следующих размеров:

Решение:

S = S1 + S2
S1 = (60 – 30) • 20 = 600 (дм2)
S2 = 30 • 50 = 1500 (дм2)
S = 600 + 1500 = 2100 (дм2)

Есть ли другой способ решения? (Рассматриваем предложенные варианты.)

Ответ: 2100 дм2.

Задача 2. (коллективное решение на доске и в тетрадях.) Сколько требуется м2 линолеума для ремонта комнаты, имеющей следующую форму:

Решение:

S = S1 + S2
S1 = 3 • 2 = 6 (м2)
S2 = ((5 – 3) • 2) : 2 = 2 (м2)
S = 6 + 2 = 8 (м2)

Ответ: 8 м2.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.

б) Самостоятельная работа (обучающего характера).

Учащиеся разбиваются на группы (№ 5–8 более сильные). Каждая группа – ремонтная бригада.

Задание бригадам: определите, сколько надо краски, чтобы покрасить пол, имеющий форму фигуры, изображённой на карточке, если на 1 м2 требуется 200 г краски.

Вы эту фигуру строите своей тетради и записывая все данные, приступаете к выполнению задания. Можете обсуждать решение (но только в своей группе!). Если какая-то группа справляется с заданием быстро, то ей – дополнительное задание (после проверки самостоятельной работы).

Задания для групп:

V. Домашнее задание.

п. 18, № 718, № 749.

Дополнительное задание. План-схема Летнего сада (Санкт-Петербург). Вычислить его площадь.

VI. Итоги урока.

Рефлексия. Продолжи фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Урок дал мне для жизни…

Инна СЫЧЕВА,
школа № 1936
г. Москва

Измерение площади фигуры с помощью
палетки

В школе дети знакомятся с большим количеством
измерительных приборов и приспособлений.
Инна СЫЧЕВА, учитель школы № 1936 г. Москвы,
показывает, как вычисляется площадь фигуры с
помощью одного из таких приспособлений –
палетки.

Тема. «Измерение площади фигуры
с помощью палетки».

Цели. Научить выполнять
приближенное вычисление площадей; познакомить с
вычислением площади с помощью палетки по
алгоритму; повторить единицы длины и единицы
измерения площади; развивать мышление, внимание,
память.

Оборудование. Учебник
«Математика» (4-й класс, часть 1, авт.
М.И. Моро и др.), таблица алгоритма, палетки,
индивидуальные карточки, экран, эпидиаскоп,
пленки с фигурами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке вы
научитесь выполнять приближенное вычисление
площади и познакомитесь с приспособлением для
этого.

III. Знакомство с новым материалом

У. Рассмотрите фигуру на экране.

– Сколько места занимает фигура А
на плоскости? Другими словами, какова ее площадь?

Выслушиваются ответы детей.

– Ответ на этот вопрос мы можем дать
лишь приблизительно, указав границы, в которых
находится площадь фигуры А. Площадь фигуры
больше 6 клеток, но меньше 16.

На доске:

– Как мы будем рассуждать,
чтобы вычислить площадь данной фигуры? Внутри
фигуры А расположены 6 целых клеток, а
остальные 10 клеток входят в нее частично: иногда
меньшая часть клеток, а иногда – боRльшая.
Поэтому всего в фигуре А содержится
примерно…

На доске:

6 + 10 : 2 = 6 + 5 = 11 ед.

6 < 11 < 16

Результат записывают на
доске с помощью знака приближенного равенства
».

– Значит, площадь нашей фигуры
приблизительно 11 квадратных единиц.

На доске:

– Читать следует так:
«Площадь приблизительно равна 11 квадратным
единицам».

Все это мы смогли вычислить благодаря
тому, что фигура А была разбита на клетки. Что
делать, если таких клеток нет?

Дети. Самим расчертить фигуру на
квадраты.

У. Правильно, но на это уйдет
много времени. Чтобы ускорить работу, люди
придумали приспособление для определения
площади фигур.

Учитель раздает детям прозрачные
пленки, расчерченные на квадратные сантиметры, и
карточки с фигурами.

– Перед вами такое приспособление.
Откройте учебники на странице 49 и прочитайте,
как оно называется.

Д. Для приблизительного
определения площади фигуры используется палетка.

Палетка – прозрачная пленка,
разделенная на одинаковые квадраты: это могут
быть квадратные дециметры, квадратные
сантиметры, квадратные миллиметры.

У. Посмотрите на ваши палетки.
Как они разделены?

Д. На квадратные сантиметры.

У. В учебнике на странице 49 на
цветные фигуры так же наложена палетка,
разделенная на квадратные сантиметры.
Прочитайте, как находили площадь фигуры голубого
цвета.

Дети читают текст, отмеченный
красной чертой.

– Чему равна площадь этой фигуры?

Д. Примерно 31 квадратный
сантиметр.

У. Попробуем вывести формулу, по
которой приблизительно считается площадь.

Дети вместе с учителем выводят и
записывают формулу.

На доске:

S » a + b : 2

a – целые клетки
b – частичные клетки

– Найдите площадь фигур
зеленого и розового цветов.

Д. Площадь зеленой фигуры
приблизительно равна
6 + 16 : 2 = 14 квадратных
сантиметров.

– Площадь розовой фигуры
приблизительно равна 5 + 16 : 2 = 13 квадратных
сантиметров.

У. Возьмите в руки карточки с
изображенными на них фигурами. С помощью палетки
найдите их площадь.

Дети выполняют задание.

– Попробуем вывести алгоритм
нахождения площади фигуры с помощью палетки.

Учитель записывает каждый шаг на
доске.

На доске:

Алгоритм

1. Наложить палетку на фигуру.
2. Сосчитать число а целых клеток внутри
фигуры.
3. Сосчитать число b клеток, входящих в
фигуру частично.
4. Сосчитать приближенное значение площади.
S » a + в : 2 (если число b нечетное, то
увеличить или уменьшить его на 1).

IV. Физкультминутка

V. Практическая работа

У. Нарисуйте на листе бумаги
какую-нибудь замкнутую линию и найдите площадь
фигуры, ограниченной этой линией.

Дети выполняют задание в тетради,
находят площадь, называют свои ответы.

– Начертите циркулем окружность
радиусом 4 сантиметра, найдите с помощью
палетки площадь получившегося круга.

Дети находят площадь.

VI. Закрепление пройденного материала

У. Найдите задание 265 на странице
50. Задание выполняем по вариантам: вариант 1 –
первая часть номера, вариант 2 – вторая часть.

Дети самостоятельно выполняют
задание.

– Поменяйтесь тетрадями и
проверьте работу ваших соседей.

Дети делают проверку.

– Вычислите периметр и площадь
многоугольника.

На доске:

Ученики выполняют задание по
вариантам
: вариант 1 – находят периметр,
вариант 2 – находят площадь.

На доске:

Р = 16 +15 +21 + 9 +7 + 36
Р = 104 дм
S =15 х 16 + 21 х 9
S = 429 дм2

– Решите логическую задачу.
Для каждой фигуры объясните, почему она лишняя.

На доске:

Д. Сначала уберем фигуру
В, так как среди четырехугольников –
треугольник. Затем уберем фигуру С, так как
останутся фигуры с попарно равными сторонами.
Уберем фигуру D, так как в ней углы не прямые.

VII. Самостоятельная работа

У. Выполните упражнения 267 и 262.

Дети выполняют работу и сдают
тетради.

VIII. Итог урока

У. С помощью какого инструмента
вы научились находить приближенное значение
площади фигуры?

Д. С помощью палетки.

У. Какой формулой вы
пользовались?

Д. S = а + в : 2.

У. Кто из вас научился выполнять
приближенное вычисление площади фигуры?

Дети поднимают руки.

IХ. Домашнее задание

Учитель раздает карточки с цифрой 5:

У. Дома вычислите площадь цифры и
решите задачи 261 и 263.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти среднюю температуру воздуха в помещении
  • Как найти цену за 200 грамм
  • Как найти формулу уровня цен
  • Как найти коэффициент прямых материальных затрат
  • Как будет на английском найти кнопку