Математика, 3 класс
Урок №22. Площадь прямоугольника
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Как вычислить площадь прямоугольника?
- В каких единицах измеряется площадь?
- Какими способами можно сравнить геометрические фигуры?
Глоссарий по теме:
Площадь – внутренняя часть любой плоской геометрической фигуры.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые.
Квадратный сантиметр – квадрат со стороной 1 сантиметр.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 60-61.
2. Рудницкая В. Н. Тесты по математике:3 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2016 с. 38-43.
3. Волкова Е. В. ВПР. Математика 3 класс Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС .М.: Издательство «Экзамен», 2018, с. 36-53.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Упоминание о первых геометрических фигурах встречается еще у древних египтян и древних шумеров. Учёными-археологами (они ищут разные исторические древности) был найден папирусный свиток (бумага древних египтян, изготавливаемая из растения папирус) с геометрическими задачами, в которых упоминались геометрические фигуры. И каждая из них называлась каким-то определенным словом. Одним определенным словом называлась фигура прямоугольник независимо от того какие стороны были у этого прямоугольника. А если у прямоугольника все стороны были одинаковые, то такой прямоугольник имел специальное название – квадрат. Таким образом, значит, что уже в те далекие времена люди имели представление о геометрии и знали изучаемые этой наукой фигуры. Название «геометрическая фигура» придумали древние греки. И названия всем геометрическим фигурам дали тоже древнегреческие учёные.
Найдём площадь геометрической фигуры.
Чтобы найти площадь фигуры, надо узнать сколько раз в фигуре поместится квадрат со стороной 1 см. Площадь этой геометрической фигуры составляет 18 квадратов. Для удобства подсчёта количество квадратов можно воспользоваться знаниями таблицы умножения. По 6 взять 3 раза получится 18 квадратов.
Найдём площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 3 см.
Для этого достаточно умножить длину на ширину. 6 ∙ 3 = 18 см2
Таким образом, формулируем вывод: чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.
S = a ∙ b
S – площадь
a – длина
b – ширина
Задания тренировочного модуля:
1. Заполните пропуски в таблице.
а |
5 |
6 |
3 |
|
b |
8 |
9 |
||
S |
15 |
56 |
24 |
Правильный ответ:
а |
5 |
7 |
6 |
3 |
b |
3 |
8 |
9 |
8 |
S |
15 |
56 |
54 |
24 |
2. Длина прямоугольника 8см, ширина 4 см. Чему равна площадь прямоугольника? Выделите правильный ответ.
12 см; 32 см; 24 см2; 32 см2; 24; 12 см2.
Правильный ответ: 32см2.
Урок математики 3 «В» класс.
Тема: «Площадь прямоугольника»
Цель:
Учить вычислять площадь прямоугольника.
Задачи:
Организовать работу учащихся по нахождению правила вычисления площади прямоугольника.
Уточнить и закрепить смысл умножения.
Способствовать развитию критического мышления, совершенствованию вычислительных навыков, математическую речь, умение решать задачи.
Формировать интерес к математике.
Создать условия для:
Знакомства с алгоритмом нахождения площади прямоугольника.
Формирования умения находить площадь прямоугольника, различать геометрические фигуры.
Совершенствования навыков устного счета и письменного счета.
Развития познавательных умений, самостоятельности и инициативности, умения сравнивать результат своей деятельности с эталоном.
Воспитания умения работать в паре, коммуникативных умений, уважения к друг другу.
Формирования нравственного воспитания.
Формирования прилежания, аккуратности, стремления к выполнению всех заданий.
Ход урока:
Слайд1 .
- Оргмомент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.( тихо сели девочки, тихо сели мальчики)
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач.
В мир математики отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
Слайд 2
- Мотивация к учебной деятельности
Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Руссо:
«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!
Слайд 3
-Посмотрите на доску, что это? (геометрические фигуры)
-Что в них необычного? (на них изображены лица)
-На какие две группы по этому признаку их можно разделить? (лица веселые и грустные)
— Посмотрите внимательно, запомните.
-Закройте глаза.
-Что изменилось? (остались фигуры веселые, радостные)
-Какое настроение они дарят?
-Я тоже желаю вам хорошего настроения!
- Устный счет. И индивидуальные карточки (Григорьева, Данилов, Варданян, Иссар, Капитонов)
Уменьшите на 4
6,18,17,12, 41, расставьте полученные ответы в порядке возрастания и составьте слово ( маляр)
– Увеличить на 7
24,30,16,11,28,21, 35.( плотник)
3.Игра «Сколько»
Нужно записать только ответ
4х8=32, 6х7=42,64:8=8, 7х9=63,54:6=9,49:7=7 (проверка)
Слайд 4.
4. Постановка учебной задачи
—Послушайте математическую сказку.
Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»
— Как же тебя зовут? – спрашивали её.
— А зовут меня просто….(Прямоугольник)
— Как догадались? (Признаки прямоугольника: противоположные стороны равны, все углы прямые)
Слайд 4.
Найдите среди данных фигур прямоугольники.
— О какой фигуре мы сегодня будем говорить? (О прямоугольнике)
— Посмотрите на два прямоугольника, которые я держу в руках. Что вы о них можете сказать? Как определить, площадь какого прямоугольника больше? (на глаз, способом наложения фигур, меркой – см2)
— Что это значит см2?
— Для чего нам надо уметь находить площадь прямоугольника?
(поклеить обои, покрасить пол, поклеить потолок).
— Всегда ли в жизни удобно сравнивать площади прямоугольников этими способами?
— Какая проблема возникла?
(найти более удобный способ нахождения площади прямоугольника)
— Сформулируйте тему урока.
(«Площадь прямоугольника»)
— Какова цель урока?
(слова-помощники для определения цели на слайде)
Цели урока: какие цели поставим на уроке ?
- познакомимся с нахождением площади прямоугольника
- сформируем умения находить площадь прямоугольника
- Развиваем умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы
- Воспитываем формирование навыков самоанализа.
— Давайте на сегодняшний урок составим план нашей работы.
- Вывести формулу нахождения площади прямоугольника.
2. Тренироваться на упражнениях.
4. Открытие нового знания
— Начертите в тетради прямоугольник с длиной 5см и шириной 4 см. Разбейте его на см2. Назовите чему равна его площадь. Запиши. Оцени.(S= 20 см2)
— Сколько квадратных см укладывается в нашем прямоугольнике? (20 см2)
— Как же узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике?
(5х4 = 20 см2)
— Что обозначает число 5? (Длину — 5см)
— Что обозначает число 4? (Ширину — 4см)
— Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника?(Площадь прямоугольника равна: длину умножить на ширину)
— А я нашла площадь этого прямоугольника так: 4 * 5 = 20 см2
— Можно ли таким способом найти площадь прямоугольника?
— Какой вывод можно сделать?(чтобы найти площадь надо длину умножить на ширину или наоборот)
5.Работа с учебником.
— Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с60. Мы сделали такой же вывод, как и авторы учебника?
— Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как?
— Площадь в математике принято обозначать буквой –S. Длина прямоугольника – а. Ширина – в. Как узнать площадь? (S = а*в)
Вот вы сами и вывели формулу нахождения прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника.
Запишите её в тетради .
Чтобы лучше запомнить это правило, послушайте весёлое стихотворение:
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот – ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Надо их перемножать!
6.Физкультминутка
-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа — окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой — квадрат, а правой прямоугольник.
8. Включение новых знаний в систему
Работа по учебнику с.61 №3(1,2)
— Прочитаем задание и выполняем.
(продиктовать . как нашли площадь и ответ ) (см2)
Работа в парах .
На партах лежат прямоугольники .Измерьте их длину и ширину. И вычислите площадь фигуры. (S=a x b S = 4х6=24 кв. см)
9. Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо.
Людям каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)
4. Практическая работа. Решение задач в группах-бригадах на вычисление площади прямоугольников и , пользуясь установленным правилом. 1 бригада. Учитель. В нашем классе делали ремонт. Покрасили стены. Найдите площадь класса. Длина стены 6 метров, ширина – 4 метра . Найдите площадь стен кабинета 2 бригада. Учитель. В коридоре нужно поменять дверь . Найдите её площадь . Длина- 2 метра, ширина – 1 метр. 3 бригада. Учитель. В классе есть окна . Найдите площадь окна. Длина – 3 метра, ширина – 2 метра . Самооценка |
Предлагаю вам побыть в роли строителей. Постройте дом, пользуясь математическими знаниями. (Дети из цветного картона строят у доски дом, работа в парах по карточкам)
А) Кто знает, с чего начинается строительство дома? (Со строительства фундамента – 1 группа)
Задача.
Длина прямоугольника 8см, а ширина в 2 раза меньше. Чему равна площадь прямоугольника? (32 см2).
Б) Следующий этап в строительстве дома. (возведение стен – 2 группа)
— Выразить в указанных единицах измерения
2 дм 4 см = …см 78 см = …дм …см
5 см 6мм = … мм 39 дм = …м …дм
В) Следующий этап в строительстве дома. (возведение крыши – 3 группа)
— Какой формы крыша? (Треугольной)
— Найти периметр треугольника — крыши.
— Д) Возведем печь. (печь – 5 группа)
— Какую форму имеет печная труба? (прямоугольную)
— Найдите площадь печной трубы, если ширина 3 см, а длина1 см.
Дом построен! Легко ли быть строителем? Пригодятся ли математические знания строителям? У кого из вас возникло желание быть строителем?
7. Рефлексия урока.
Выполним экспресс-тест.
1 Назовите единицы измерения площади.
1) см;
2) кв. дм.
3) кг
2 Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 7 см?
1) 2х7
2) 2+7+2+7
3) 7+2
3 Площадь квадрата со стороной 3 см
1)9кв. см
2)9см
3)12см
Проверка теста по образцу
Учитель: Как вычислить площадь прямоугольника?
Самооценка
— Что нового вы сегодня узнали?
— Как найти площадь прямоугольника?
Ребята, послушайте одну притчу.
Шёл мудрец и встретил 3 работников.
« Что ты сегодня делал?» — спросил он каждого.
Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».
— Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания. Оценки за урок.
8. Домашнее задание
Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга.
Площадь прямоугольника
Автор: Лопашинова Вера Николаевна
Организация: МБОУ «СШ №30 им. С. А. Железнова»
Населенный пункт: г. Смоленск
Цели урока:
Обеспечить усвоение детьми способа нахождения площади прямоугольника.
Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.
Задачи урока:
Образовательные:
Вывести правило вычисления площади прямоугольника.
Актуализировать знания о признаках и свойствах геометрических фигур.
Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.
Развивающие:
Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Формирование основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
Формировать навыки самоанализа.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
-Доброе утро, ребята!
-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
— Садитесь, ребята.
-Хочу продолжить словами французского философа Ж.Руссо:
«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
-Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!
2. Актуализация знаний
а) Индивидуальная работа – 3 детей на местах решают задачи.
б) Устный счёт
—Внимание на доску.
Т Р Я И М Е Г О Е
48 54 100 56 36 24 12 27 42
-Какое число лишнее и почему?
-Произведением каких чисел является 48, 54, 56, 36, 24, 12, 27, 42?
— Что ещё интересного увидели?
—Над каждым числом написана какая-то буква.
— Какое задание можно здесь придумать?
-Расположите числа в порядке увеличения и узнаете название страны ,куда мы сегодня отправимся .
— Молодцы! Да, мы с вами отправимся в страну Геометрия.
— С какой величиной мы познакомились на предыдущих уроках?
-Что такое площадь?
3. Постановка учебной задачи
-А теперь послушайте математическую сказку. ( Рассказывает Ильмира)
Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»
— Как же тебя зовут? – спрашивали её.
— А зовут меня просто….(Прямоугольник)
— Как догадались?
— Признаки прямоугольника: противоположные стороны равны, все углы прямые.
— Найдите среди данных фигур прямоугольники. (слайд 1)
— Докажите, что они прямоугольники.
— О какой фигуре мы сегодня будем говорить?
—О прямоугольнике.
-А над какой темой будем работать? (-Площадь прямоугольника ) (слайд)
— Посмотрите на два прямоугольника, которые я держу в руках. Как определить площадь которого прямоугольника больше? Какие способы сравнения площади фигур мы знаем?
-(На глаз, способом наложения фигур, разделив на одинаковые мерки и подсчитав их количество.)
( У доски все способы сравнения площади фигур демонстрируют дети. Вывод: площадь красного прямоугольника больше площади синего прямоугольника или площадь синего прямоугольника меньше площади красного прямоугольника)
— С какой единицей измерения площади мы познакомились на прошлом уроке?
-Что такое квадратный см?
— (Квадрат со стороной 1 см, единица измерения площади.)
( Ребёнок демонстрирует на одном из прямоугольников.)
-Открыли тетради, записываем число.
-Сколько сторон и углов у прямоугольника?
Прописываем цифру 4.
— Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 6см. Разбейте его на см2.
— Сосчитайте сколько квадратиков получилось?
— Значит, какую площадь имеет наш прямоугольник?
— Ребята, где во взрослой жизни может пригодиться умение находить площадь прямоугольника? (поклеить обои, покрасить пол, поклеить потолок,стелить линолеум).
— Посмотрите на слайд, Том Сойер тоже задумался, какую площадь имеет забор, который ему нужно покрасить .
— В этих случаях удобно находить площади прямоугольников с подсчётом квадратов?
— Значит, какова цель нашего урока?
Цель урока: найти более удобный способ нахождения площади прямоугольника.
4 .Физминутка.(экран)
5. Открытие нового знания
—Итак, площадь ваших прямоугольников сколько кв.см?(24)
— Внимание на доску. Мой прямоугольник тоже разделён на квадраты ,Но как видите у меня мерка больше.( На доске разделённый на квадраты демонстрационный прямоугольник.)
-Сколько квадратов укладывается на этом прямоугольнике? Считаем хором
(24 )
— Как же быстрее узнать , сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике? Может кто-то догадался и сможет объяснить? (Показывает и объясняет у доски ребёнок )
— Сколько полос с квадратами по горизонтали? (4)
— Сколько квадратов в каждой полосе? (6)
— Значит, по 6 квадратов сколько раз взяли?
— Как же узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике?
(6х4 = 24 см2)
— Что обозначает число 6? (Длину — 6см)
— Что обозначает число 4? (Ширину — 4см)
— Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника?
-(Площадь прямоугольника равна: длину умножить на ширину.)
— А я нашла площадь этого прямоугольника так: 4 * 6 = 24 см2
Можно ли таким способом найти площадь прямоугольника?
-Какое правило мы здесь используем?
— Какой вывод можно сделать? (Чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину или наоборот)
— В тетрадях запишите 6* 4 = 24 кв.см 4*6 = 24 кв.см)
— Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.60. Мы сделали такой же вывод, как и авторы учебника?
— Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как?
— Площадь в математике принято обозначать буквой –S. Длина прямоугольника – а, ширина – в. Как узнать площадь? Кто допишет формулу(S = а*в)
Один ученик у доски записывает формулу.
-Вот вы сами и вывели формулу нахождения площади прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника. (слайд)
6 .Первичное закрепление
Учебник, с.61 ,№3
Начертите в тетрадях прямоугольник длина которого 9см, а ширина — 2см. Найдите его площадь. Выполняется задание с комментированием.
— Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью?
-3и6, 18 и 1.
7. Включение новых знаний в систему
— Умение находить площадь прямоугольника в жизни нам необходимо. Мы в этом убедились .Людям каких профессий чаще всего приходится находить площадь фигур? (архитектору, конструктору, инженеру, строителю)
-Предлагаю вам побыть в роли строителей. У вас на партах лежат геометрические фигуры, вы в паре должны построить из этих фигур свой дом.
-Поднимите и покажите у кого дом Жёлтого цвета, Синего цвета, Зелёного и Красного цвета.
-Молодцы! Дома построены, а теперь внимательно послушайте задания:
-У кого дом Синего цвета вы находите площадь двери, решение записываете в тетрадях, оформляете ,как сегодня учились.
— У кого дом Красного цвета вы находите периметр крыши дома.
— У кого дом Зелёного цвета вы находите площадь окна.( квадрат)
-У кого дом Жёлтого цвета для вас задание на экране( слайд)
— выразить в указанных единицах измерения
2 дм 4 см = …см 78 см = …дм …см
5 см 6мм = … мм 39 дм = …м …дм
Проверка: —
1. ( Синие)
-Чему равна длина двери? Ширина?
-Как нашли площадь?
-Покажите своё отношение.
2. (Красные)
— Что такое периметр? –
— Как нашли периметр треугольника?
-Покажите своё отношение.
3. (Зелёные)
–Чему равна длина окна? Ширина?
— Как нашли площадь квадрата?
-Кто запишет формулу нахождения площади квадрата.?
4. ( Жёлтые)
Ребята по очереди называют равенства, другие показывают своё отношение.
—В стране Геометрия мы построили свой коттеджный посёлок. У кого возникло желание быть строителем?
8. Рефлексия урока
-Какая величина была главной хозяйкой нашего урока?
-Площадь какой фигуры мы учились находить?
-Как найти площадь прямоугольника?
-Какими единицами измеряли площадь?
-Что такое см² ?
8. Домашнее задание
С. 61 № 4, №5 ( 3 , 4 столбик ), по желанию найти площадь своей комнаты.
Оценивание.
А теперь послушайте притчу:
Шёл мудрец и встретил 3 работников.
« Что ты сегодня делал?» — спросил он каждого.
Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».
— Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания!
Используемая литература
1. Хуторской А.В. Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. — М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2003. — Систем. требования: Pentium — 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows 95/98/NT/2000/Me/XP, Internet Explorer 5.0, MS Word 2000. – Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: [email protected]
2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская)
3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.:
Центр «Педагогический поиск», 2003. – 122 -125 с.
Приложения:
- file0.docx.. 21,7 КБ
Опубликовано: 25.12.2021
Тема: Площадь прямоугольника.
Цель:
1. Учить находить площади прямоугольника;
сравнивать способы нахождения периметра и площади прямоугольника;
2. Развивать умение находить часть от числа и число по его части,
решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника;
3. Содействовать воспитанию трудолюбия, развитие умения работать в коллективе, оказывать помощь друг другу.
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; развивать внимание, память, мышление, навыки счета, сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; умеют аргументировать свою точку зрения; проявлять самостоятельность и личную ответственность.
Предметные:
знают, что такое площадь прямоугольника, устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100, отличительные особенности задачи;
умеют: находить площадь прямоугольника, решать задачи изученных видов, соотносить задачи с данным решением и чертежом, составлять и сравнивать числовые выражения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, составляют план и последовательность действий; контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, вносят корректировки; способны к саморегуляции.
Познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты и сравнивают их; строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: знают правила ведения диалога; выражают свои мысли; уважают в сотрудничестве и общении всех участников речевого высказывания; не создают конфликтов при возникновении спорных ситуаций.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, ПК, геометрические фигуры, учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др.
Педагогические технологии:
-
Групповые технологии
-
Игровые технологии
-
Информационно-коммуникативная технология
-
Технология проблемного обучения
-
Здоровье сберегающие технологии
Содержание урока
-
Орг. момент. Психологический настрой.
Я сегодня быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
-Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением?
-
Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
-
Запиши задачу кратко в таблицу и реши ее.
На 32 руб. купили 4 тетради. Сколько таких же тетрадей можно купить на 56 руб.?
(Один ученик работает у доски.)
-
Вычисли.
48 : (16 : 2) =
15 : 3 • 9 – (30 : 6) =
31 – (45:5) – 18 =
14: 2 +(60:10-6) =
(65 – 29): (16: 4) =
27: (12: 4) – 7 =
2. Устный счет
— Заполните таблицу.
Делимое |
54 |
8 |
24 |
63 |
20 |
0 |
||
Делитель |
9 |
4 |
5 |
9 |
1 |
|||
Частное |
9 |
3 |
9 |
6 |
2 |
— Проверьте, являются ли квадраты магическими. Исправьте некоторые числа там, где это необходимо.
18 |
17 |
22 |
23 |
16 |
15 |
19 |
21 |
20 |
14 |
13 |
18 |
19 |
15 |
11 |
12 |
17 |
16 |
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
По каким признакам можно сравнить эти фигуры? {По форме — квадрат и прямоугольник, по цвету — синий и красный.)
— Как вы думаете, на какую фигуру материала израсходовали больше? Докажите. {На квадрат, так как в нем маленьких квадратиков больше, чем в прямоугольнике.)
— А кто из вас знает, как называется этот признак? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
-
Объяснение учителя
-
Мы уже познакомились с понятием площадь фигуры, узнали одну из единиц измерения площади – квадратный сантиметр. На уроке мы выведем правило, как вычислить площадь прямоугольника.
-
Мы уже умеем находить площадь фигур, которые разделены на квадратные сантиметры.
-
Например:
-
Мы можем определить, что площадь первой фигуры 8 см2, площадь второй фигуры 7 см2.
-
Практическая работа по нахождению площади прямоугольника
Как найти площадь прямоугольника, длины сторон которого 3 см и 4 см?
-
Для решения задачи разобьём прямоугольник на 4 полоски по 3 см2 каждая.
-
Тогда площадь прямоугольника будет равна 3*4=12 см2.
-
Этот же прямоугольник можно разбить на 3 полоски по 4 см2.
-
Тогда площадь прямоугольника будет равна 4*3=12 см2.
-
Вывод правила нахождения площади прямоугольника
-
В обоих случаях для нахождения площади прямоугольника перемножаются числа, выражающие длины сторон прямоугольника.
-
Найдем площадь каждого прямоугольника.
-
Рассмотрим прямоугольник АКМО
-
В одной полоске 6 см2, а таких полосок в этом прямоугольнике 2. Значит, мы можем выполнить следующее действие:
-
6*2=12 см2
-
Число 6 обозначает длину прямоугольника, а 2 – ширину прямоугольника. Таким образом, мы перемножили стороны прямоугольника для того, чтобы найти площадь прямоугольника.
-
Рассмотрим прямоугольник KDCO.
-
В прямоугольнике KDCO в одной полоске 2см2, а таких полосок 3. Следовательно, мы можем выполнить действие
-
2*3=6см2
-
Число 3 обозначает длину прямоугольника, а 2 – ширину прямоугольника. Мы их перемножили и узнали площадь прямоугольника.
Правило нахождения площади прямоугольника
-
Можно сделать вывод: чтобы найти площадь прямоугольника, не надо каждый раз разбивать фигуру на квадратные сантиметры.
-
Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно найти его длину и ширину (длины сторон прямоугольника должны быть выражены в одних и тех же единицах измерения), а потом вычислить произведение полученных чисел (площадь будет выражена в соответствующих единицах площади)
-
Обобщим: площадь прямоугольника равна произведению его длины и ширины.
Решение задач на нахождение площади прямоугольника и треугольника
-
Решите задачу № 3 стр.61
-
Вычисли площадь прямоугольника, если длина прямоугольника 9см, а ширина – 2см.
-
Рассуждаем так. В данной задаче известны и длина и ширина прямоугольника. Поэтому действуем по правилу: площадь прямоугольника равна произведению его длины и ширины.
-
Запишем решение.
-
9*2=18см2
-
Ответ: площадь прямоугольника 18см2
-
Как вы думаете, какими ещё могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью?
-
Можно рассуждать так. Поскольку площадь – это произведение длин сторон прямоугольника, поэтому надо вспомнить таблицу умножения. При умножении каких чисел получается ответ 18?
-
Правильно, при умножении 6 и 3 тоже получится 18. Значит, у прямоугольника могут быть стороны 6см и 3 см и его площадь тоже будет равна 18см2.
-
Решите задачу.
-
Длина прямоугольника 8см, а ширина 2см. Найди его площадь и периметр.
-
Нам известны длина и ширина прямоугольника. Необходимо вспомнить, что для нахождения площади необходимо найти произведение его длины и ширины, а для нахождения периметра нужно сумму длины и ширины умножить на два.
-
Запишем решение.
-
8*2=16 см2
-
(8+2)*2=20 см
-
Ответ: площадь прямоугольника 16 см2, а периметр прямоугольника 20 см.
2. Практическая работа
Решите задачу № 4 стр.61.
V. Физкультминутка (под музыку)
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Низко-низко наклонись!
Лапки вверх, лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Гимнастика для глаз.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 6 стр.61
Что принимаем за единицу в этой задаче?
Заполните таблицу.
Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.
Проверка с объяснением.
№ 7 стр.61
Самостоятельное выполнение.
VII. Рефлексия
Проверь себя стр.61
– Чему равна площадь прямоугольника?
– Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
– Как найти площадь прямоугольника?
Домашнее задание
№ 5, № 9 с. 61 учебник, правило в учебнике с. 60
Чтобы сравнить площади фигур, можно фигуры наложить друг на друга.
Пример:
Внутри квадрата полностью поместился круг.
Можно сделать вывод, что площадь круга меньше, чем площадь квадрата. И наоборот, площадь квадрата больше площади круга.
Для сравнения данных фигур можно подсчитать квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура, и сравнить полученные числа.
Пример:
первая фигура состоит из (6) квадратов, а вторая фигура состоит из (9) таких же квадратов.
Значит, площадь первой фигуры меньше, чем площадь второй фигуры.
Определим площадь прямоугольника со сторонами (2) см и (4) см.
Фигура составлена из (8) квадратов площадью (1) см(²).
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо найти произведение длин его сторон.
2 см⋅4 см=8 см2
.
Длина и ширина прямоугольника должны быть выражены (записаны) в одинаковых единицах длины.