Цель:
- сформировать способность к вычислению площади
прямоугольника, ввести в речевую практику термин
“формула”
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности
а) – Проследите глазками по моим командам.
“Соберите” буквы – расшифруйте мое пожелание.
(На стенах классной комнаты в разных местах
располагаются цветочки и бабочки всех цветов
радуги, на которых написаны буквы)
- красный цветок
(Ж) - зеленый цветок
(Е) - фиолетовый цветок (Л)
- желтая бабочка
(А) - оранжевый цветок (Ю)
- синий цветок
(У) - желтый цветок
(Д) - желтая бабочка
(А) - голубой цветок
(Ч) - голубая бабочка
(И)
– Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу, ведь
“С маленькой удачи начинается большой успех!”
– Садитесь.
б) – Какие две большие темы мы изучили на
предыдущих уроках? (Единицы площади. Умножение.)
– Чему мы учились в теме: “Единицы площади”? (Измерять
площадь фигур с помощью мерок)
– А что такое умножение? (Сложение
одинаковых слагаемых)
– Сегодня эти знания нам очень пригодятся.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в
деятельности
а) – На какие группы можно разделить данные
именованные числа:
3 дм2
24 м
300 см2
50 дм
107 см
4 м2
(– однозначные, двузначные и трехзначные числа;
– круглые и некруглые числа;
– с нулем и без нуля;
– единицы длины и единицы площади)
– Назовите результаты измерения площади.
б) – Замените сумму произведением:
22+22+22+22=
12+12+12=
2+2+2+2=
– Как называются компоненты при умножении?
– Что обозначает первый множитель?
– Что обозначает второй множитель?
– Что интересного заметили в произведениях? (Первый
множитель уменьшается на 10)
в) – Найдите лишнее выражение в данной записи.
Объясните свой выбор.
4+3 (сумма, остальные – произведения)
4•3
a·b (буквенное, остальные – числовые)
– Прочитайте по-разному второе выражение.
– Найдите его значение. (12)
– Как вычисляли? (4+4+4)
г) – работа в тетради
Решим задачи. Запишите только выражение.
1) В одной коробке 6 карандашей. Сколько
карандашей в 4 таких коробках? (6•4)
2) В одной вазе 9 цветов. Сколько цветов в 5 таких
вазах? (9•5)
3) Одна сторона прямоугольника равна 4см, а
вторая – 3см. Чему равна площадь прямоугольника?
(Дети решают задачи самостоятельно, затем –
проверка)
3. Постановка учебной задачи
– Какое задание вызвало наибольшее
затруднение?
– Почему вы не смогли решить эту задачу? (Не
знаем, как найти площадь)
– Что же мы должны узнать на уроке? Какова цель
урока? (Узнать, как вычислять площадь
прямоугольника)
– Сформулируйте тему урока. (Площадь
прямоугольника)
4. “Открытие” нового знания
– Как вы предлагаете решить задачу?
– Как мы находили площадь фигур на прошлых
уроках? (Измеряли с помощью мерок)
– Какую мерку мы выбирали? (см2)
– Можем мы воспользоваться этим способом для
решения задачи? (Да)
– Будем работать в группах. (Каждой группе из
4–5 человек дается карточка:
Длины сторон прямоугольника 4 см и 3 см. Чему
равна его площадь?)
– На сколько строчек (столбиков) разбит
прямоугольник?
– Сколько см2 умещается в каждой из них?
– Как же узнать, сколько всего кв. см помещается
в прямоугольнике, т.е. какова площадь этого
прямоугольника? (3•4=12(см2) или 4•3=12(см2))
– Проверим работу в группах.(Вызывается к доске
капитан первой команды).
– Объясните, почему записали такое равенство? (В
каждой строке 4 см2, таких строчек 3, по 4
взять 3 раза – 4•3, получится 12 см2,или
В каждом столбике 3 см2, таких столбиков 4,
по 3 взять 4 раза – 3•4, получится 12 см2)
– Кто решал таким же способом? Сравните. Все ли
верно?
– А кто решал по-другому? Объясните.
– Каким же действием узнавали площадь
прямоугольника? (Умножением)
– Какие числа перемножали? (3 и 4)
– Что выражают эти числа? (длины сторон; длину
и ширину)
– Сделайте вывод, как же найти площадь
прямоугольника? (Чтобы найти площадь
прямоугольника, надо умножить длины сторон)
– Как можно сказать по-другому, чему равна
площадь прямоугольника? (Площадь
прямоугольника равна произведению длин сторон)
– Как это правило можно записать в виде
буквенного равенства? (S = a•b)
– Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.73.
Согласны с нашим выводом авторы учебника?
– Это равенство в математике называют
формулой. Ее можно использовать для вычисления
площади любого прямоугольника.
– Как удобнее узнавать площадь прямоугольника:
с помощью мерок или пользуясь формулой? Почему? (С
помощью формулы быстрее; если длины сторон
выражены в метрах, то не сможем начертить)
5. Первичное закрепление во внешней речи
Работа по учебнику с.73 №2
а) с комментированием хором
(Длина прямоугольника 4см. Пишу a=4 см. Ширина
прямоугольника 2 см. Пишу b=2 см. площадь
прямоугольника равна произведению длин его
сторон. Пишу S= 4•2=8 (см2)
б) с комментированием сильный ученик с.74 №3(а) –
в парах, проговаривая друг другу
(Одна пара работает у доски)
8•4=32 (дм2)
Ответ: S=32 дм2.
– Какие были ошибки? Почему?
– Над чем стоит поработать?
Физминутка
“Близнецы”
Дети встают в 2 колонны и кладут друг другу руки
на плечи. По сигналу учителя выполняют следующие
команды:
– присесть
– встать
– встать на цыпочки
– наклониться влево
– наклониться вправо
– шаг вперед
– наклон вперед
– прогнуться назад
– прыгнуть
– постоять на правой ноге, согнув левую в колене
– поворот влево
– согнуть правую ногу
– “волна”
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
с.74 №3(б)
– Кто решил, встаньте.
(При проверке записи открываются по частям)
2•3 – У кого нет
ошибок в записи выражения, поднимите правую руку.
=6 – Если вычислили
верно, поднимите левую руку.
(м2) – Если верно
записали единицы площади, хлопните.
Ответ: S=6 см2. –У кого также,
погладьте себя и скажите: “Молодец!”
– У кого были ошибки? Какие? Исправьте. Очень
хорошо, что вы их увидели. Значит, нам есть над чем
работать на следующем уроке.
7. Включение в систему знаний
– Решим задачу.
Стороны одного прямоугольника 12 см и 25 см, а
другого – 16 см и 28 см. Площадь какого
прямоугольника больше?
– Докажите.
(S первого прямоугольника 12•25
S второго прямоугольника 16•28
S второго прямоугольника больше, чем S первого
прямоугольника, т.к. чем больше множители, тем
больше произведение)
8. Рефлексия деятельности
– Что нового узнали на уроке?
– Чему же равна площадь прямоугольника?
– Кто доволен своей работой?
– Кого и за что сегодня можно похвалить?
– Я тоже хочу вам что-то сказать, но я
зашифровала свое слово. Чтобы его отгадать, нужно
расположить бабочек в том порядке, в котором идут
цвета радуги. (Спасибо)
Д/З начертить любой прямоугольник и найти его
площадь
№ 7, 8 10,11 – по выбору в учебнике
Инфоурок
›
Математика
›Конспекты›Презентация и конспект урока математики во 2 классе «Площадь прямоугольника»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 137 человек из 43 регионов
- Сейчас обучается 75 человек из 34 регионов
- Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
С маленькой удачи начинается большой успех!
-
-
3 слайд
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Все у нас получится! -
-
5 слайд
«Тот , кто не знает математики, не может изучить другие науки и не может познать мир».
Роджер Бекон.
-
6 слайд
Будем работать по плану:
1. Вспоминаем то, что важно для урока.
2. Определяем основной вопрос урока.
3. Открываем новое знание.
4. Применяем новое знание. -
7 слайд
треугольник
отрезок
многоугольник
прямоугольник
четырехугольник
квадрат
ПРОВЕРКА:
-
-
9 слайд
Работа в группах
Найди площадь прямоугольника. -
10 слайд
Площадь — ?
Красная площадь
Словарь
Ожегова С.И.
Жилая площадь
Площадь фигуры -
11 слайд
Тема урока:
«Площадь
прямоугольника» -
12 слайд
Работа с учебником.
-
-
14 слайд
Банк маленьких открытий
S = а b
S – площадь
а – длина
b — ширина
S = а а
S – площадь
а – длина -
15 слайд
4
7
3
Это прямоугольники.
Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур?
Противоположные стороны равны
Все углы прямые. -
16 слайд
Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 3см.
Найдите периметр и площадь этой фигуры. -
17 слайд
Как найти площадь?
-
18 слайд
Площадь
прямоугольника -
19 слайд
Они имеют РАВНЫЕ
ПЛОЩАДИ
КАК МОЖНО СРАВНИТЬ ЭТИ ФИГУРЫ? -
20 слайд
ПЛОЩАДЬ
треугольника меньше ПЛОЩАДИ
квадрата
СРАВНИТЕ ФИГУРЫ -
21 слайд
Площадь больше
Площадь меньше
СРАВНИТЕ ФИГУРЫ -
22 слайд
Можем ли мы сравнить эти фигуры НАЛОЖЕНИЕМ?
Как измерить фигуры и сравнить их? -
23 слайд
1 ряд
3 ряд
2 ряд
= 12
= 12
= 12 -
24 слайд
Площадь фигуры — величина, показывающая сколько места занимает фигура на плоскости.
Единица ПЛОЩАДИ -
25 слайд
Часто бывает, что способом наложения сравнить площади фигур нельзя. В этом случае можно подсчитать квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура, и сравнить полученные числа.
-
26 слайд
Какова площадь данного прямоугольника?
а – 7см
в – 3см
Как найти его площадь?
7см
3см
S – площадь прямоугольника -
27 слайд
Это прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см
Разделим его на квадратные сантиметры.
Сколько полос с квадратами получилось?
4
Сколько квадратов в каждой полосе?
6
Как узнать, сколько всего квадратов?
6 · 4 = 24
Что такое 6?
Длина прямоугольника
Что такое 4?
Ширина прямоугольника
Сделайте вывод, как найти площадь прямоугольника? -
28 слайд
Единицы длины
СМ , ДМ , М
Единицы площади
СМ2 , ДМ2 , М2
-
29 слайд
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить его длину на ширину
а
b
1см
5 . 3=15 ( квадратов)
15 см2
S = ab
При a=5, b=3 получим:
S= 5 . 3=15(см2) -
-
31 слайд
Зарядка для глаз
-
32 слайд
3см
6см
2см
9см
Найти S прямоугольника.
S =27см²
S =12см²
S = а · в
6 · 2 = 12 см²
9 · 3 = 27 см² -
33 слайд
S = а · в
Площадь какой фигуры мы учились находить?
Как найти площадь прямоугольника?
-
34 слайд
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Чтобы площадь нам узнать,
Величины надо знать. -
35 слайд
Итог урока
Как найти S прямоугольника?
Площадь прямоугольника равна
произведению длин его сторон.
S = а в
В чём измеряется S прямоугольника?
В квадратных единицах.
( мм, см, дм, м, км )
2
2
2
2
2 -
36 слайд
Домашняя работа
Начертите две разные фигуры, но только так, чтобы площадь у них была одинаковой. Подумать, какую формулу можно применить для нахождения площади. -
37 слайд
Рефлексия деятельности
-
38 слайд
Сегодня на уроке
Вы искали и творили,
Знания новые открыли,
Научились их применять,
Теперь задания легко Вам выполнять!Молодцы!
Спасибо!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 267 097 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Рейтинг:
4 из 5
- 08.11.2017
- 2105
- 56
- 21.10.2017
- 500
- 3
- 19.10.2017
- 492
- 4
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инженерная графика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Скачать материал
-
19.11.2017
3873
-
PPTX
3.9 мбайт -
465
скачиваний -
Рейтинг:
5 из 5 -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Тишкос Галина Ивановна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 6 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 11199
-
Всего материалов:
7
МАОУ «Голышмановская СОШ №1»
План-конспект
урока математики во 2 классе
Тема:
«Площадь прямоугольника»
Учитель начальных классов
Бабурина Наталья Анатольевна
Тип урока: урок открытия нового знания.
Образовательная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата). Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина». «формула». Сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата;
Развивающая цель:
Углубить и расширить представление детей о геометрических фигурах.
Совершенствовать вычислительные навыки, закрепить смысл умножения, умение решать задачи изученных видов.
Воспитательная цель:
Воспитывать интерес к изучению математики.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
— Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь», «формула»;
— Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Оборудование: учебник «Математика 2 класс» Т.Е.Демидова,С.А.Козлова,А.П.Тонких часть 2; персональный компьютер, телевизор, набор плоских геометрических фигур. Презентация, линейки .
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход урока
1 Организационный момент. Мотиваця. |
||||||||||||||||||||||||
-Знаете, что произошло сегодня утром? Я по улице шагала и улыбки собирала. Вот улыбка малыша – до чего же хороша! Вот весёлый смех ребят – для меня он просто клад. Всем в ответ я улыбалась – получается менялась! -А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи друг другу. . Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!” дети читают хором: -Мы сегодня будем снова раскрывать тайны математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока. |
||||||||||||||||||||||||
2 Актуализация опорных знаний |
||||||||||||||||||||||||
1) Математическая разминка. — Что длиннее прямая или отрезок? — Фигура, имеющая много углов – это … — Фигура, у которой 4 угла – это . . . — Четырехугольник, у которого все углы прямые . . . — Фигура, у которой все углы прямые и все стороны равны . — Что мы находим вычисляя сумму длин сторон многоугольника? — Закончи фразу: противоположные стороны прямоугольника . . . (равны) 2) Как можно назвать одним словом все предметы, изображенные на рисунке?
— Геометрические фигуры приготовили для вас задания. Если мы с ними справимся, они помогут нам открыть ещё один секрет математики. 3) –Какая фигура лишняя? (круг) — Почему? (Остальные многоугольники) Круг приготовил такое задание: Там, где возможно, замените сложение умножением. 4+4+4= 4+8+6= 7+7= 50+50+50+50= 2+3+23+32= 6+6+6+6+6+6= 4) –А теперь какую фигуру можно назвать лишней? (треугольник) -Докажите (остальные четырёхугольники) Треугольник приготовил такое задание. — Какое число задумано?(Работа по вариантам) Х Х + 24 +25 -12 -8 +38 -12 -7 +36 49 (Х=6) 46 (Х=5) 5)-Как можно назвать оставшиеся фигуры? (прямоугольники) -Чем они отличаются? (Называют свойства прямоугольника, свойства квадрата) Квадрат приготовил следующее задание: расшифруй слово, расположив результаты действий в порядке возрастания. (слайд 4) А 47+13 Л 78-65 Д 44+44 О 50-23 Ь 50х2 Щ 21+27 П 100-9
(ответ: 9; 13; 27; 48; 60; 88; 100 слово: площадь ) — Назовите единицы измерения площади. (см2; дм2; м2) 6) Значение слова площадь. Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». В словаре С.И.Ожегова несколько значений слова «площадь». 1. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы. —Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.) 2. Площадь— это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.) 3. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. (Площадь фигуры.) (Слайд 7)- Значение слова «площадь» 7) Определите периметр прямоугольника, который находится на вашей парте. 5 см 3 см (Р=5+5+3+3=16 см) -Найдите длину стороны квадрата с таким же периметром. ( 3 см ) -Как мы можем определить площадь этих фигур? (палеткой) (S=15 см2; S=16 см2 ) |
||||||||||||||||||||||||
3 Постановка темы и цели урока |
||||||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации. — Как найти площадь картины, которая висит в музее? Нам разрешат разделить её на квадратные сантиметры или измерить палеткой ? (нет) — Как найти площадь окна или пола в комнате? -Назовите тему урока. — Тема урока (Площадь прямоугольника) Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи урока. (Сегодня на уроке мы научимся вычислять площадь прямоугольника.) |
||||||||||||||||||||||||
4 «Открытие» нового знания |
||||||||||||||||||||||||
1.Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника. — Покажите две противоположные стороны этого прямоугольника. Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника. Эти знания нам потребуются сегодня на уроке. 2. Введение правила вычисления площади. Работа по учебнику, стр.78 №1. — Какова площадь прямоугольника? (Прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь; 3+3+3+3+3+3+3) Замените сложение умножением. (3х6=12 см2 .) 3. Работа в парах. На партах разные по размеру прямоугольники. -Измерьте длину и ширину прямоугольника. — Чему равна длина? ( ) Ширина? ( ) -Как найти площадь прямоугольника вычислением? Поделитесь своими мыслями. Сформулируйте правило вычисления площади. — Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Как найти площадь сиреневого прямоугольника? в
а S = а х в Чтение правила в учебнике стр.78 Запишем формулу вычисления площади прямоугольника . 3. Введение формулы нахождения площади квадрата. -Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата? (Квадрат – это прямоугольник, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.) -Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата? (Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины.) Запишем формулу .(S=а х а) |
||||||||||||||||||||||||
5 Физкультминутка |
||||||||||||||||||||||||
«Мы чертёжники». -Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа — окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой — квадрат, а правой прямоугольник |
||||||||||||||||||||||||
6 Первичное закрепление |
||||||||||||||||||||||||
Работа по учебнику. № 2, стр. 79 — Какие фигуры изображены? (Прямоугольник.) — Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину.) — Как называется эта фигура? ( показываю)(Квадрат.) — Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны.) -Вычислите площадь прямоугольников самостоятельно 1 ряд синяя фигура, 2 ряд розовая,3 ряд белая( работаем в парах.) (8см2; 4см2) Вашими помощниками будут формулы. — Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую? Решение задач на нахождение площади. Ширин комнаты 3метров,длина – 8 метров. Чему равна площадь? а) 8 . 3=24(дм2) Где вам могут пригодится в жизни эти умение ? |
||||||||||||||||||||||||
7 Закрепление изученного материала |
||||||||||||||||||||||||
На доске Заполни таблицу
|
||||||||||||||||||||||||
8 Домашнее задание Стр.76, №3,4,5,6 на 4 -1 номер,на 5- 2 номера,а на 5 в журнал 3 номера |
||||||||||||||||||||||||
9 Рефлексия учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||
-Какие открытия сделал каждый из вас? -Как найти площадь прямоугольника? -Кто считает, что он хорошо разобрался в теме? — Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, поднимите правую руку. -Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!» -Поднимите руку, те у кого были ошибки! Погладьте себя- очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке! Рефлексия Сегодня на уроке Вы искали и творили, Знания новые открыли, Научились их применять, Теперь задания легко вам выполнять! -Большое спасибо всем за работу на уроке! |
4
- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Основы геометрии
- Площадь фигуры
- Площадь прямоугольника
А теперь научимся вычислять площадь прямоугольника.
Например, прямоугольника со сторонами 2 см и 6 см.
Ты знаешь, что можно разделить прямоугольник на маленькие мерки — по 1 см².
Но можно сделать и по-другому: посмотрим, сколько квадратов по 1 см² уложится по длине прямоугольника:
Мы видим, по длине уложилось 6 квадратов площадью по 1 см². Площадь такой полоски 6 см². По ширине прямоугольника 2 см такая полоска уложится только 2 раза.
Тогда во всём прямоугольнике мы можем уложить 6 • 2 = 12 квадратов площадью 1 см².
Ответ: площадь прямоугольника 12 см ²
Рассуждаю дальше: Число 6 обозначает длину прямоугольника, а число 2 – ширину прямоугольника. Мы их перемножили и узнали площадь прямоугольника.
Вывод:
Но чтобы найти площадь прямоугольника, не надо каждый раз разбивать фигуру на квадратные сантиметры.
Правило: площадь прямоугольника равна произведению его длины и ширины.
Советуем посмотреть:
Круг. Шар. Овал
Треугольники
Многоугольники
Угол. Виды углов
Обозначение геометрических фигур буквами
Периметр многоугольника
Площадь фигуры
Окружность
Основы геометрии
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Страница 60. Урок 24,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 79. Урок 32,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 85. Урок 35,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 87. Урок 36,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 91. Урок 38,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 102. Урок 42,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 38. Урок 13,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 42. Урок 14,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 64. Урок 23,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 105. Повторение,
Петерсон, Учебник, часть 3
3 класс
Страница 70,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 71,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 88,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 65,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 33. ПР 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 100. Урок 38,
Петерсон, Учебник, часть 1
Страница 20. Урок 9,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 24. Урок 11,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 25. Урок 11,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 35. Урок 16,
Петерсон, Учебник, часть 3
4 класс
Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 44,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 51,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 38,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 37,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 57,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 96,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 115,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 61,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 68,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Урок-открытие
по математике
«Площадь прямоугольника»
2 класс
(УМК “Начальная школа XXI века”)
Автор: Хромова Татьяна Николаевна
Тема урока: «Площадь прямоугольника»
Тип: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование умения вычислять площадь прямоугольника.
Задачи:
обучающие
- познакомить с терминами «длина», «ширина»;
- сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
- углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;
развивающие
- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
- развитие познавательной активности;
- развивать вычислительные навыки, умения решать задачи;
- развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;
воспитывающие
- создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
- воспитание культуры учебного труда.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
1.Называть стороны прямоугольника; называть геометрические фигуры.
Познавательные УУД:
1.Находить информацию в учебнике, словарях.
2.Понимать условные обозначения длины и ширины и их использовать.
3. Сравнивать геометрические фигуры.
Регулятивные УУД:
1.Составлять план решения задачи.
2.Проверять себя, товарища.
3. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
4.Исправлять допущенные ошибки.
5.Контролировать себя в процессе.
Коммуникативные УУД:
1.Отвечать на вопросы по содержанию задачи.
2.Формулировать вопросы.
3.Обсуждать в паре или группе.
4.Работать в паре, договариваться друг с другом.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки для самостоятельной работы, словари С.И.Ожегова, «математические веера», В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
Ход урока
- Организация на работу
Психологический настрой.
(Слайд 2) – Психологический настрой
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы?
Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока.
- Актуализация опорных знаний
- Повторение геометрических понятий.
а) — Какие геометрические фигуры вы знаете?
б) Самостоятельная работа в тетради стр. 51, № 155.
Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.
(Слайд 3)- Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля
2. Повторение понятий « выражение с переменной» и формул вычисления периметра.
а) — Что общего в этих записях? (Это выражения, содержащие переменную.)
(Слайд 4) – Выражения с переменной и формулы
— На какие группы их можно разделить? (На выражения с переменной и формулы.) Зачитайте выражения с переменной, формулы.
Найдите значение данных выражений.
Работаем с «математическими веерами».
а=4, 2. х=3, 0. с=30, 12. у=9, 16.
б) – Что показывают формулы? (Вычисление периметра.)
— Что такое периметр?
в)- У каких геометрических фигур нельзя определить периметр?
(Слайд 5 )- Геометрические фигуры
г) Вычислите периметр, и расшифруйте слово, которое спряталось.
(Слайд 6)- Вычисление периметра, расшифровка слова
Прочитайте слово (Площадь.)
- Значение слова площадь.
Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь».
Работаем в группах.
Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».
(Слайд 7)- Значение слова «площадь»
1 группа. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)
2 группа. Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
3 группа Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
- Постановка темы и цели урока
— Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
(Слайд — Тема урока
Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать цели, используя опорную запись.
(Слайд – Слова-опоры для формулировки цели урока
Сегодня на уроке мы сформируем способность вычислять площадь прямоугольника. А вот как, это открытие сделает каждый из вас.
- «Открытие» нового знания
1.Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника.
(Слайд 9) – Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника
На слайде прямоугольник, расположенный произвольно.
Покажите две смежные стороны этого прямоугольника.
Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника.
Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.
- Введение правила вычисления площади.
Работа по учебнику, стр.140.
— Какова площадь прямоугольника? (Прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь, 8см2 .)
Измерьте длину и ширину прямоугольника.
— Чему равна длина? (4 см) Ширина? (2 см)
— Как найти площадь прямоугольника вычислением?
Поделитесь своими мыслями. Сформулируйте правило вычисления площади.
— Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)
- Чтение правила в рубрике «Обрати внимание», стр.140.
Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их перемножать.
- Запишем формулу вычисления площади прямоугольника в «Банк маленьких открытий»
(Слайд 10) – «Банк маленьких открытий»
5. Выведение формулы нахождения площади квадрата.
-Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата?
(Квадрат – это прямоугольник, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.)
-Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата?
(Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины.)
Запишем формулу в «Банк маленьких открытий».
(Слайд 10) –«Банк маленьких открытий»
- Включение нового содержания в систему знаний
Работа по учебнику. № 472, стр. 140
— Как называется голубая фигура? (Прямоугольник.)
— Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину.)
— Как называется фиолетовая фигура? (Квадрат.)
— Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны.)
Вычислим площадь прямоугольника самостоятельно.
Вашими помощниками будут формулы.
— Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?
VI. «Открытие» детьми нового знания
1. Работа по учебнику.
Стр. 141, № 473 — решите задачу.
— Почему не можете решить? (Нужной формулы в «Банке маленьких открытий » нет.)
Работаем в группах. Рассмотрите чертеж.
Подумайте, как вычислить длину прямоугольника?
Выдвижение гипотез.
(Надо площадь разделить на ширину.)
Кто составит задачу, в которой надо вычислить ширину?
— Как вычислить ширину? (Надо площадь разделить на длину.)
2. Сформулируйте правила нахождения длины и ширины прямоугольника.
Занесем и эти формулы в «Банк маленьких открытий».
(Слайд 10)- «Банк маленьких открытий»
3. Решение задач самостоятельно.
— Чему равна длина прямоугольника? (16 : 2 = 8 см)
— Чему равна ширина прямоугольника? (16 : 8 = 2 см)
— Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?
- Физкультминутка
- Самостоятельная работа. Тест.
У каждого на парте лежит карточка с задачами. Выполните тестовые задания.
Задание |
1. Длина прямоугольника 3см, ширина 7см. Чему равна площадь прямоугольника? Выбери правильное решение задачи: а)3+7+3+7 б)3·7 в)(3+7)·2 |
2. Выбери фигуры с одинаковыми площадями: а) б) в) 2см 1см 3см 2 см 6см
|
3. Площадь прямоугольника 14см2, ширина 2см. Чему равна длина прямоугольника? Выбери правильный ответ: а)7см б)12см в)7см2 |
4. Выбери квадрат, площадь которого равна 25см2: а) б) в)
2см 4см 5см |
Самопроверка по эталону.
(Слайд 11)- Эталон для самопроверки
IX. Работа над пройденным материалом
1. Работа по учебнику
Стр. 141, № 480 – прочитайте задачу.
— О чем говорится в задаче? — Что известно о книгах? — Что спрашивается?
— Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
— Что узнаем сначала? Как? Запишите.
— Теперь сможем узнать, за сколько дней можно прочитать обе книги. Как? Запишите.
Работаем в парах.
Решите задачу другим способом.
Проверка.
-Каким способом удобнее решить эту задачу?
2. Дифференцированная работа в тетради.
Стр. 51, № 154 – запишите результаты.
Проверка учителем у учащихся группы «А» (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся группы «Б» и «В».
X. Информация о домашнем задании
- Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга.
- Стр.141, № 479 – найти значения выражений. Какое действие выполняется первым в выражениях со скобками?
XI. Рефлексия учебной деятельности
-Какие открытия сделал каждый из вас?
-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
-У кого остались вопросы на конец урока?
-Как вы думаете, что надо потренировать дома?
(Слайд 12) – Рефлексия