Многие взрослые считают, что современные дети не признают никаких авторитетов. Они считают, что у них есть права, но обязанностей не должно быть. Ежедневно они получают огромный объём информации, который и не снился их родителям. Может даже показаться, что они знают гораздо больше взрослых. Действительно, дети быстрее приспосабливаются к изменениям окружающего мира. Но работать с поступающей информацией, систематизировать ее и мыслить критически они умеют не всегда. И в этом им может помочь грамотный и авторитетный учитель.
Проблемы учителей в отношениях с детьми
Сегодня школьным педагогам непросто завоевать доверие детей. В силу устройства системы образования у них просто не остается сил на то, чтобы сделать уроки действительно интересными и увлекательными. Заработки в школах довольно низкие, поэтому многие учителя вынуждены подрабатывать репетиторством. Кроме того, учительская работа предполагает написание отчетов, сбор документов по заданию администрации и проверку тетрадей.
Как и представители других профессий, чья работа предполагает взаимодействие с большим количеством людей, учитель подвержен профессиональному выгоранию. Это состояние характеризуется повышенной раздражительностью, усталостью и нежеланием общаться с людьми. Творческий подход к занятиям и развитие мотивации у детей в таком состоянии невозможны. Поэтому иногда создается впечатление, что некоторые педагоги ненавидят учеников.
Еще совсем недавно взрослые не обращали внимания на педагога, повышавшего голос на детей или унижавшего их морально. К сожалению, не все педагоги готовы относиться к ученикам с уважением. Немало среди учителей и тех, кто склонен к агрессии, вербальному и даже физическому насилию. Но сегодняшние родители чаще признают подобное поведение недопустимым.
Несмотря на высокую информированность современных школьников, большим уважением и доверием пользуется педагог, который проявляет к ним человеческое внимание и готов вести конструктивный диалог. Уроки такого педагога оставляют приятные и теплые воспоминания о школьных годах.
Чем учитель может завоевать доверие класса?
В сознании многих образ школьного педагога — это немолодая женщина в неброской серой одежде, в очках или со старомодной прической. На самом деле, в школах работают разные люди — есть среди них и молодые женщины, любящие красиво одеваться, и привлекательные мужчины. Но именно этот образ «училки» в строгой одежде символизирует чрезмерную строгость учебного процесса как свода обязательных к выполнению правил.
Строгость и регламентированность школьной жизни не оставляют места творчеству и душевному общению. Многие педагоги не испытывают особой любви к ученикам и урокам, поэтому и мотивации у школьников взяться неоткуда. В результате спустя многие годы после окончания школы бывшие ученики признают, что им так и не удалось полюбить математику, историю или английский язык из-за педагога.
Тем не менее, преподаватели, которые заинтересованы в доверительных отношениях с учениками, встречаются в современных школах. Они интересуются не только показателями успеваемости, но и личностью каждого ученика. Даже если педагог уже в солидном возрасте, он может завоевать доверие школьников, если внимательно следит за изменениями в жизни. Актуальные шутки, знание особенностей общения в социальных сетях или интерес к творчеству популярных исполнителей существенно повышают степень уважения к преподавателю.
Считается, что занятия в игровой форме уместны только для дошкольников и младших школьников. Но игровая форма трансформируется и становится более интересной подросткам. Например, преподаватель истории вполне может обсуждать с учениками новости или попросить провести параллели между историей и современностью. А преподаватель литературы может задать вопрос об актуальности характера того или иного персонажа сегодня.
Классный руководитель или другой педагог, которому легко удается найти общий язык с учениками, со временем формирует не просто класс, а сплоченную команду. Некоторые преподаватели с удовольствием посещают вместе с учениками концерты, спортивные соревнования, обсуждают события из жизни каждого. Преподаватель не обязан становиться «закадычным другом» и устанавливать панибратские отношения с учениками. Но он может стать еще одним значимым взрослым, к которому ребёнок или подросток может обратиться за поддержкой.
Рекомендации молодым учителям: как вести уроки, чтобы завоевать доверие класса?
Многие начинающие педагоги обеспокоены вопросом: как завоевать доверие класса? Если преподавателю действительно интересен предмет и работа со школьниками, то ему помогут некоторые рекомендации:
- не придерживаться абсолютно всех правил. Чрезмерная строгость охлаждает отношения с коллективом;
- избегать публичного наказания ученика. Поведение учеников в классе может быть разным. Если кто-то плохо ведет себя, педагогу не следует стыдить его публично. Лучше всего вывести его из класса и провести с ним беседу;
- управлять собственными эмоциями. Крик и агрессия не прибавляют доверия к педагогу, не являются признаком его силы и не решают проблемы с дисциплиной у учеников. Для управления гневом можно использовать специальные техники;
- почаще смотреть на вещи глазами учеников. Важность и польза индивидуального подхода были признаны педагогами сравнительно недавно. Преподаватель, понимающий ребёнка, уже не будет смотреть на него, как на послушного «робота», созданного для выполнения команд. Ученики — тоже люди, и будут доверять педагогу, который ценит их человеческие качества;
- стимулировать учеников к командной работе. Печально наблюдать за педагогами, которые целенаправленно культивируют в классе атмосферу конкуренции и делят его на «любимчиков» и «нелюбимчиков». Действительно сплоченный коллектив не имеет ничего общего с конкуренцией;
- работать над собственным настроением, входя в класс. Все проблемы должны оставаться за дверью учебного кабинета и не должны быть предлогом для срыва на учениках.
Педагог, заинтересованный не в слепом выполнении учебного плана и безоговорочном следовании учебной программе, а в контакте с учениками, будет пользоваться доверием и уважением школьников. Его любовь к предмету и к людям передадутся и классу. Именно такого преподавателя будут с благодарностью вспоминать бывшие ученики.
Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Автор Telegram-канала «Учимся учить иначе», просветитель и публицист Светлана Моторина делится алгоритмом, как, отказавшись от шаблонного мышления, найти подход к «трудному» ребенку.
Недавно ко мне обратилась с запросом завуч: в школе есть сильный педагог, у нее классное руководство. Она прекрасно преподает, но часто возникают проблемы с управлением классом. Не очень умеет сдружить класс, управлять конфликтами, корректировать поведение детей. Считает, что это не её зона ответственности.
Мы начали работать с учителем. Она была готова меняться, но не знала, как. Вместе мы придумали алгоритм, который помог найти подход к ее классу.
Шаг 1: Отказаться от шаблонов
Когда я предложила учителю поговорить об одном из самых «трудных» учеников и причинах его плохого поведения, она сказала: «Все идет из семьи». Это очень распространенное, но неверное убеждение.
Когда мы цепляемся за этот ярлык, мы снимаем с себя ответственность взрослого в школе, который должен (даже согласно закону об образовании) не только обучать, но и воспитывать. Родители могут быть какие угодно, но задача педагога сделать все, чтобы ребенок получил те навыки, с которыми никто не рождается по определению.
Стигма «Все идет из семьи» — это проявление фиксированного мышления. Она переводится как «ничего изменить нельзя, люди не меняются». Это очень ограниченная позиция.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Шаг 2: Понять истинную причину поведения ребенка
Для начала полезно перечислить все возможные варианты причин плохого поведения ребенка:
- ему не хватает внимания;
- у него не развиты навыки общения;
- он не чувствует своей ценности;
- на него навесили ярлык хулигана и ему остается только его поддерживать;
- ему сложно учиться;
- у него конфликт в классе, а может быть, его уже давно травят и т. д.
Чтобы выяснить конкретную причину, придется исследовать ребенка: его опыт, страхи, мечты, цели и потребности.
Шаг 3: Пригласить родителей к сотрудничеству
Следующий шаг — поговорить с родителями ребенка. Помогут они вам или нет, зависит от того, как вы поведете себя в этом разговоре: поставите себя выше родителей или как равный партнер. Важно помнить, что, возможно, вы не найдёте отклика и родители останутся глухи. Не всё нам подконтрольно, но поверьте, очень многие родители вполне вменяемы, грамотны и хотят лучшего для своих детей.
Читайте также: Как общаться с «неадекватными» родителями учеников
Шаг 4: Мотивировать ребенка
Поведение сложного ученика получится исправить, если он сам станет агентом собственного изменения. Вместо того чтобы указывать ему, что делать, полезнее мотивировать его к переменам. Не надевать на него кандалы, а дать крылья. Есть несколько приемов, которые помогут этого добиться.
- Делать положительное подкрепление
Обращать внимание ученика не на то, что не получается, а на то, что удается. Если задача — научить ребенка общаться с помощью речи, а не кулаков, каждый раз, когда это получается, стоит его похвалить.
- Давать качественную обратную связь
Говорить ребенку об ошибках не в формате критики, осуждений и обвинений, а давать качественную обратную связь.
- Постоянно рефлексировать вместе с ребенком
После обратной связи полезно пригласить самого ребенка к рефлексии: «Как тебе это удалось? Расскажи свой секрет. Ты сегодня не опоздал, что ты изменил в своем планировании дня?». Или: «Решал вопрос через драку? А что ты отстаивал, что ты хотел донести? Что дал тебе этот опыт?».
- Стимулировать целеполагание через вопросы
Направлять ребенка уточняющими вопросами: «Как думаешь, что ещё стоит поменять? Что ещё можно включить в твой день?». Или: «А как иначе можно было бы донести то, что ты отстаивал в драке? А ты пробовал это сказать? А как? Какими словами?».
- Компенсировать ущерб
Выводить ребенка на «компенсацию ущерба», когда он ведет себя деструктивно. Побуждать его не только извиниться, но и предпринять реальные действия. Для этого снова пригодятся вопросы: «Как думаешь, как можно было бы загладить вину? Давай накидаем кучу способов и выберем. Шоколадка? Супер. Что ещё? Помочь с домашкой? Так. Ещё. О, донести портфель. Уже три способа. Ещё давай думать».
Шаг 5: Быть авторитетом
Если у ребенка что-то не получается, всегда хорошо работает фраза: «Я знаю, ты можешь лучше». При условии, что взрослый для него — авторитет. И весь предложенный выше алгоритм работает, если дети вас уважают. Поэтому полезно отказаться от еще одного шаблонного утверждения: «Сейчас для детей авторитетов нет». Есть. Просто дети сейчас задают смыслообразующие вопрос: «Зачем мне это?» Авторитет — тот, у кого есть ответ.
P. S. С учителем первые успехи уже есть. Поведение в классе начало улучшаться, а главное, сама учительница стала отмечать, что теперь смотрит глубже, видит больше, мыслит шире. Да, она не всемогуща, и что уж говорить, из семьи, действительно, многое идёт, однако в пределах своего класса, своих уроков, она стала замечать положительное действие своей мягкой силы.
Материалы по теме:
- «Напомните учителю о педагогической этике»: что мешает преподавателям, ученикам и их родителям понять друг друга
- Как педагогу воспитать самостоятельность в учениках и самому немного отдохнуть
- Как договориться с подростком: инструкция от психоаналитика
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Как найти подход к ученику
Чтобы грамотно построить учебный процесс, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Найти подход к ребенку – значит подобрать «ключ» к его душе, суметь стать для него авторитетом, тем, кого он будет слушать и понимать.
Дети не похожи друг на друга: их различает тип темперамента, уровень IQ, степень социальной адаптации и многое другое. Чтобы найти подход к ученику, необходимо изучить особенности его характера, уровень развития познавательных процессов, понять модель его поведения в школе, узнать об обстановке в семье ребенка.
Зачастую учителя не учитывают индивидуальных особенностей детей, не стремятся к тому, чтобы понять, чем живет тот или иной ученик. Требуя от каждого ребенка определенный набор знаний и действий, педагоги уравнивают всех детей, превращая их в некую безликую общую массу. Отсюда и проблемы с неуспеваемостью и плохим поведением.
Прежде всего, необходимо иметь желание изучить личность ребенка, его внутренние потребности и интересы. При этом важно попытаться стать для ученика страшим другом, вызвать доверие и уважение к себе, но никак не страх. Занимая авторитарную позицию в отношениях «учитель-ученик» вы вряд ли добьетесь чего-то существенного.
Проведите с учеником индивидуальную беседу, причем она должна быть неформальной и неофициальной. Начните с общих вопросов: кем мечтает стать ребенок, когда окончит школу? Какие предметы ему нравятся, а какие вызывают затруднения? Чем он занимается на досуге? Существуют ли в его семье какие-либо традиции, совместные дела и т.п.? Получив ответы на эти вопросы, вы будете лучше понимать вашего ученика и то, как именно с ним нужно взаимодействовать – чем мотивировать к учебе, как поощрять и т.д.
Вторым шагом после доверительной беседы может стать прохождение ребенком тестов на определение уровня развития познавательных процессов – памяти, мышления, воображения и т.п. Тестирование можно провести совместно со школьным психологом. Анализ результатов тестов может показать, к примеру, почему ребенок плохо запоминает учебный материал – возможно, у него плохо развита память или проблемы с концентрацией внимания.
Посетите семью ученика, побеседуйте с его родителями об их духовных ценностях, о том, каким они хотят видеть своего ребенка и что конкретно они для этого делают. Постарайтесь донести до родителей мысль о том, что детей важно не только «кормить-обувать», но и воспитывать – собственным примером, общими делами, правильным позитивным мировоззрением и т.п.
Следующий шаг – аккуратная проработка всех выявленных проблем. При этом не стоит посвящать ребенка во все сложности, связанные с его личностью и навешивать ярлыки, для него вы по-прежнему должны оставаться старшим и мудрым другом. Помните, что вы – учитель, и вашей работой является не только сухое изложение программного материала и контроль выдачи учеником нормативной базы знаний. Основная ваша задача – научить ребенка учиться, вооружить его «инструментами», которые помогут ему с интересом добывать новые знания, а также помочь избавиться от тех страхов, комплексов и реальных препятствий, которые мешают ему полноценно и продуктивно учиться.
Так, наиболее действенными и эффективными методами учебного взаимодействия с трудными детьми являются индивидуальные контрольные задания, составленные с учетом способностей каждого ребенка; дополнительные занятия в группах продленного дня с тщательной проработкой всех проблемных вопросов; индивидуальные домашние задания, подобранные в соответствии с уровнем возможностей ученика.
Если же ваш ученик не имеет проблем с успеваемостью, но не признает в вас авторитет учителя, не уважает вас, необходимо также разобраться в причинах такого неприятия. Возможно, поможет индивидуальная беседа с ребенком на равных. Прислушайтесь к высказываемым им обидам, возможно, вы в чем-то не правы и выбранная вами модель взаимодействия с данным учеником слишком авторитарна. Разберитесь в своем отношении к ребенку – если в вас слишком много агрессии или неприятия ученика, работайте над искоренением данных стереотипов, постарайтесь увидеть в ребенке личность, следуя вышеописанным советам и рекомендациям.
Видео по теме
Дети — главная ценность в жизни родителей. Взрослые вкладывают ресурсы и знания, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью и в будущем ни в чем не нуждался. Они заботятся о развитии, действуя из самых добрых побуждений, но не пытаются выстроить доверительные отношения с малышом. Родители думают, что в силу возраста дети не все понимают и обязаны слушаться, но ребенок хочет получить собственный опыт, поэтому «пропускает мимо ушей» советы и рекомендации.
Как эффективно повлиять на детей и построить с ними доверительные отношения, рассказал Иван Сорокин — создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение».
1 Сначала отношения, а задачи потом
Психологи уверяют, что 85% человеческого счастья зависит от отношений. Они влияют на эффективность усвоения знаний ребенком, его вовлеченность в процесс обучения. Вспомните себя в школе. Если спросить взрослого, почему в школе ему нравился тот или иной предмет, он ответит: «Потому что нравился учитель».
Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним.
Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:
- Построение взаимоотношений с ребенком изнутри
Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.
- Показать выгоду для ребенка, а не преподносить готовое решение «на блюдечке»
Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.
- Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность
Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.
2 Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»
Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.
Установление контакта
Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.
Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.
Мудрая мама сначала расскажет, как у нее прошел день, чем она занималась, тем самым располагая ребенка к разговору и формируя атмосферу доверия. Когда он расслабится, можно задавать ему вопросы на отстраненные темы, например, «Кого из знакомых ты встретил по дороге из школы?».
Источник: @smilefish_official
Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу.
Разведка
Представьте ситуацию, когда сын приходит домой из школы и объявляет, что получил двойку. Первая реакция самой обычной мамы: «Ты опять всю ночь играл в компьютер!». Дальше пойдут обвинения и наставления. В таком положении ребенок закроется в себе и не захочет рассказывать подробности.
Как стоит поступить маме в такой ситуации
— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.
— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.
Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его.
— Чтобы лучше прояснить ситуацию и вызвать доверие, можно спросить: «Правильно ли я поняла, что…» и прописать вместе со своим чадом случившееся на бумаге. В ходе рассказа ребенок будет подсказывать свое видение или исправлять искаженные факты. Когда завершите изложение, дайте ему перечитать. Такое поведение закрепит доверие, ребенок почувствует, что вы действительно хотите разобраться в произошедшем. Если он со всем согласится, то это верный признак того, что ваши отношения на правильном пути.
Источник: @smilefish_official
Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:
- «Что тебе больше всего нравится делать?»
- «Чем ты увлекаешься в свободное время?»
- «Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?»
- «С какими людьми тебе интересно общаться?»
- «Какие таланты в себе ты хотел бы развить?»
- «Каким ты себя видишь через 20 лет?»
- «Какой цели ты хотел бы достичь в жизни?»
- «Чему бы ты хотел научиться?»
Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.
Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.
Презентация
Источник: Unsplash (@scoutthecity)
На третьем этапе нужно объяснить ребенку, как ему выгоднее поступить в той или иной ситуации. Но сначала узнайте, нужна ли ваша помощь. Если малыш скажет «нет», это тоже признак формирования отношений, и вмешиваться не стоит. Когда он попросит помочь, говорите о будущем, но не вспоминайте прошлое. Посоветуйте, но не решайте за него. Готовые рекомендации не работают.
Есть 3 правила, которые запрещены:
- оценка («ты двоечник»),
- интерпретация («сидел всю ночь за компьютером, вот и получил двойку!»,
- совет (пойди извинись), и так далее.
Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.
Например, такие:
«Как бы ты поступил…?»
«Какие ты видишь варианты решения?»
«Как ты думаешь, тебя устраивают такие взаимоотношения, могут они повлиять на твои оценки и отношения в коллективе?»
«Если ты подойдешь извинишься, как это повлияет на твое будущее?»
Источник: Unsplash (@dslr_newb)
В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.
Вернемся к ситуации с двойкой. Можно предложить, попросить извинения у учителя и постараться следовать правилам поведения в школе. Также следует объяснить, что эту двойку исправить уже нельзя, но избежать появления новой в дальнейшем можно. В этом случае родители не навязывают свое мнение, а советуют, как поступить. Если ребенок не примет рекомендации, то тогда следует приступить к четвертому этапу.
Возражения
Что нужно делать в этом случае
Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.
Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.
Сделка
В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.
Эту технологию из пяти шагов учителя могут использовать в профессиональной деятельности, родители — дома со своим сыном или дочерью. Не давайте ребенку правильных ответов, наладьте с ним взаимоотношения — и в семье воцарится счастье.
Автор
Создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение»
Бывает, что некоторых учеников приходится характеризовать с помощью фразеологизма «в одно ухо влетает, в другое вылетает». Вероятно, на слух ребенок плохо усваивает информацию, этим детям просто удобнее воспринимать материал визуально – на письме, в виде графика или таблицы на интерактивной доске. Это пример того, что все люди усваивают информацию через разные каналы, и нужен индивидуальный подход к каждому ученику и индивидуальный образовательный маршрут.
Чтобы учесть это, вам нужно знать, как дифференцировать обучение и организовать учебный процесс так, чтобы принять во внимание индивидуальные особенности всех детей.
В этой статье мы дадим несколько советов о том, как дифференцировать обучение, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ученику, сделать уроки эффективнее и повысить успеваемость детей.
Совет 1. Класс – неоднородная структура. В нем учатся не просто «дети», а конкретные Маша, Ваня, Паша, Ульяна со своими особенностями. Каждый ребенок усваивает информацию по-своему. Кому-то легче запомнить материал, увидев и прочитав его, кто-то запомнит все на слух, а кому-то нужно отработать материал в обучающей игре. На уроке учителю необходимо предлагать разные варианты объяснения материала в ходе занятия. За урок можно посмотреть обучающее видео или отрывок из документального фильма, прослушать аудиозапись, прерваться на подвижную обучающую игру, провести тест. Так вероятность того, что все ученики усвоят информацию, повышается.
Совет 2. Делайте уроки наглядными. Включайте больше визуальных ресурсов, чтобы объяснять материал. Подойдет все: фотографии, рисунки, видео, карты, объекты, которые можно рассмотреть и потрогать. Учитывайте здесь принцип индивидуального подхода к детям – готовьте для детей тексты с выделенными ключевыми словами, иллюстрациями, увеличенным шрифтом.
Совет 3. Используйте графические организаторы при объяснении материала. Здесь опять же работает визуальная составляющая. В графическом организаторе информация делится на понятные пункты и представляется в удобном для чтения и понимания формате. Это может быть диаграмма, сетка или график. Например, с помощью графика будет удобно показать последовательность действий или причинно-следственную связь так, чтобы ребенок все усвоил. С помощью диаграммы можно легко показать разницу в количестве и соотношение.
Совет 4. Обеспечивайте дополнительные демонстрационные объекты для детей, испытывающих трудности в обучении. Если ребенок плохо усваивает пространственные темы и ему сложно представить себе объемную геометрическую фигуру, например, куб или пирамиду – принесите с собой модели этих фигур и показывайте наглядно, где у них высота, ширина и длина.
Совет 5. Используйте в обучении разную технику. Если в классе есть интерактивная доска – рисуйте на ней и привлекайте к этому детей. Записывайте ваши уроки на видео, чтобы у детей всегда был к ним доступ.
Совет 6.
Давайте разный объем заданий и уровень сложности. Не все могут решать задачи одинаково быстро. Учителю необходимо научиться создавать атмосферу, где каждый чувствует, что может добиться успеха, и использовать принцип индивидуального подхода к детям. Кому-то для решения математической задачи потребуется пять минут, а кому-то 25, при этом оба ученика в результате решат ее верно. Поэтому можно давать дополнительное время на контрольной работе: более быстрые дети в это время сделают дополнительное задание на лишнюю оценку, другие используют это время для доделывания основной работы. По уровню сложности заданий тоже ориентируйтесь на способности учеников, учитывая их индивидуальный образовательный маршрут.
Неравномерное развитие навыков у детей подтверждает теория американского психолога Говарда Гарднера, который выделил девять типов интеллекта. По его мнению, у каждого человека преобладает один тип интеллекта, поэтому принцип индивидуального подхода к детям очень важен. Например, вербально-лингвистический тип подразумевает выраженные способности к изучению иностранных языков, хорошо поставленную речь, способность писать захватывающие тексты. Логико-математический тип подразумевает развитое логическое мышление, способность мыслить нестандартно и склонность к решению задач.
При этом у человека могут быть развиты и другие типы интеллекта при наличии одного доминирующего. Поэтому задача учителя — опираться на более развитые стороны интеллекта учеников и по возможности стараться развивать остальные.
Совет 7. Как можно чаще проверяйте, насколько дети усвоили материал. Используйте тесты и опросы. Это поможет выяснить, нужно ли что-то объяснить еще раз, может, используя более наглядные материалы.
Совет 8. Нужно учитывать, что некоторые ученики любят работать, общаясь с другими, а некоторым нравится работать индивидуально, потому что так ребенок легче усваивает информацию. Поэтому в классе, где практикуется принцип индивидуального подхода к ученикам, учителю необходимо научиться создавать пространства для групповой и индивидуальной работы. О том, как это сделать — читайте в статье «Как приспособить пространство для современных уроков». Для отстающих учеников можно организовывать дополнительные занятия в малых группах, где внимание учителя будет сосредоточено на каждом ученике.
Совет 9. Общайтесь с учеником на «его языке», ищите индивидуальную образовательную траекторию и свой подход к каждому ученику. Согласно теории стилей обучения, появившейся в 1970-х годах, люди делятся по типу базового канала восприятия. Существуют:
1. аудиалы, воспринимающие информацию на слух,
2. визуалы, лучше воспринимающие информацию с помощью зрения,
3. кинестетики, познающие мир через тактильные ощущения.
На практике в общении с визуалом используйте графики, жесты, слова, описывающие цвет, форму, размер, которые создадут в его голове картинку, показывайте наглядные пособия, чтобы быть уверенным, что ребенок усваивает материал. В общении с аудиалом используйте изменение интонации, громкость голоса, паузы. С кинестетиком можно использовать жесты и прикосновения. Например, делая замечание визуалу, можно покачать головой или погрозить пальцем, к аудиалу сурово обратиться шепотом или «пошикать», а кинестетику положить руку на плечо или похлопать по нему.
Учителю необходимо научиться создавать комфортную среду обучения. Чтобы выяснить, по каким каналам ваши ученики лучше всего воспринимают информацию и найти индивидуальный подход к каждому ученику, предложите им пройти тест.
Он адаптирован для диагностики младших школьников и показывает, какой канал восприятия лучше развит у ребенка: аудиальный, кинестетический или визуальный, и как ребенок усваивает информацию лучше. Распечатайте его и раздайте его детям. И не забывайте наблюдать за поведением и реакциями учеников.