Как найти подход к детям в саду

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожа­лению, давно привычным термином? Для милиционера — это хулиган, для учителя — «неформальный-лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада — шумный, подвижный, неуправляемый ребе­нок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой — естественная норма жиз­ни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети — это те, чье поведение отклоняется от при­нятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоцио­нальные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это — неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные пси­хологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Обще­ство и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссаль­ные усилия на преодоление этих отклонений.

Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способно­стями, которых обычно называют одаренными, и дети, имею­щие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже

можно считать трудным. Представителями различных наук (медицины, психоло­гии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе соци­ально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. В психологической литературе девиантным называется по­ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ственных норм (В.В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный ан­тиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

^  • причины, связанные с психическими и психофизиологи­ческими расстройствами;

• причины социального и психологического характера.

Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам, даже считающим себя осве­домленными в медицине, ставить подростку диагноз ни в коем случае не рекомендуется. Если же учитель в силу профессио­нальной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности, для того чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей.

Причины появления трудных детей заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудны­ми детьми. На мой взгляд, эта система в первую очередь должна включать:

• создание комплексных групп специалистов, обеспечиваю­щих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

• создание воспитывающей среды, позволяющей гармони­зировать отношение детей и подростков со своим ближай­шим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

• создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, свя­занных с детьми и подростками;

• организацию подготовки специалистов, способных ока­зывать профессиональную социальную, психологичес­кую, педагогическую, медицинскую помощь и занимаю­щихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;

• создание общественных образовательных программ для уси­ления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (теле­визионные программы, обучающие программы и т. д.);

• организацию детского досуга;

• информационно-просветительскую работу.

^ 

1. Основная масса детей большую половину дня предостав­лена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем.

2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребен­ка является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время.

3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени — их занятость.

4. По мнению большинства родителей, проблемами труд­ного ребенка должен заниматься классный руководи­тель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребенка появятся проблемы, родители будут само­стоятельно решать эти проблемы.

5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребенок может стать наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребенка, то основной причиной этой тревоги родители считают ком­панию во дворе.

Как же воспитывать трудного ребенка? Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. На социальные изменения в ребенке существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. Здесь важен правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой — познать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия. Воспитание трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружаю­щей социальной средой. Фактически цель воспитания трудного ребенка — формиро­вание состояния самоперевоспитания.

^ 

• целенаправленной работы по нравственному просвеще­нию (это уроки этики, нравственные беседы, индивиду­альные консультации и т.п.);

• актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внекласс­ная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель-ученик, учитель — родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);

• введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

• оптимального соотношения форм практической деятель­ности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

^ 

Принцип ориентации на позитив в поведении и харак­тере ребенка. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по- новому взгля­нуть на свое поведение.

Условиями реализации данного принципа являются:

• стимулирование самопознания ребенком своих положи­тельных черт;

• формирование нравственных чувств при самооценке свое­го поведения;

• постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

• доверие к ребенку;

• формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;

• оптимистическая стратегия в определении воспитатель­ных задач;

• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип отражается в следующих правилах: • преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;

• доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;

• приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;

• защита педагогом интересов ребёнка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

• постоянный поиск педагогом вариантов решения воспита­тельных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;

• защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;

• формирование педагогом в классе, школе, группе и дру­гих объединениях учащихся гуманистических отноше­ний, которые не допускают унижения достоинства детей.

^  тре­бует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.

Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды. Условиями реализации данного принципа являются:

• учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;

• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

• обеспечение комплекса социально-педагогической помо­щи детям;

• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);

• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной ин­формации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отра­жается в следующих правилах:

♦ воспитательный процесс строится с учетом реалий соци­альных отношений ребенка;

♦ школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учи­тывать реальные факторы социума;

♦ педагог должен корректировать негативное влияние окру­жающей среды на ребенка;

♦ все участники воспитательного процесса должны взаимо­действовать.

^  предполагает определение индивиду­альной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивиду­альным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные ви­ды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учеб­ной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации явля­ются:

• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;

•определение эффективности влияния фронтальных под­ходов на индивидуальность ребенка;

• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

• предоставление возможности учащимся самостоятельно­го выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования. В практической педагогической деятельности этот прин­цип реализуется в следующих правилах:

♦ работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;

♦ успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

♦ выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;

♦ поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;

♦ постоянное отслеживание эффективности воспитательно­го воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых пе­дагогами.

^  пред­полагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз­действия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям че­ловека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закалива­ния являются:

♦ включение детей в решение различных проблем соци­альных отношений в реальных и имитируемых ситуаци­ях (социальные пробы);

♦ диагностирование волевой готовности к системе социаль­ных отношений;

♦ стимулирование самопознания детей в различных соци­альных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

♦ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведе­ния в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

♦ проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

♦ ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

♦ не только радость, но и страдания, переживания воспиты­вают человека;

♦ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

♦ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное дока­зательство ребенку нравственной позиции, оценки происхо­дящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. Выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирова­ние и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение {волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегу­ляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испы­тания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Особой проблемой является выбор методов воспитания. Прежде всего мы должны говорить о приемах индивидуаль­ного педагогического воздействия. Вот некоторые из них. Первая группа приемов. Прием — просьба о помощи. Воспи­татель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и уста­новить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.

Прием — оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций ребенка и коррекции этих позиций педагог рас­сказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.

Прием — обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в ко­торых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.

Прием — доброго поступка. В процессе работы с ребенком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

Прием — обнажение противоречий. Он предполагает раз­граничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разгра­ничение расхождений во мнении, обозначение главных ли­ний, по которым должно пройти обсуждение.

Прием — стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.

Прием — рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?

Прием — мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.

Прием — сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочи­няется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.

Прием — ролевая маска: учащимся предлагается войти в не­которую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Вторая группа приемов связана с организаций групповой деятельности.

Прием — непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соот­ветствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям уча­щихся.

Прием — самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встреч­ных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них под­вергаются затем коллективному обсуждению.

Прием — импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые усло­вия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Третья группа приемов связана с организаторской деятель­ностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика.

Прием — инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания, устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием — распределение ролей: четкое распределение функ­ций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.

Прием — коррекция позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктив­ность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к ис­ходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием — самоотстранение учителя. После того как опре­делены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

Прием — распределение инициативы предполагает созда­ние равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициа­тивы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием — обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении зада­ний. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащих­ся или отдельному ученику.

Прием — мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположе­ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру­гом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстанов­ки, обращение к независимым экспертам и т. п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множест­во. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одно­му ученику, может быть неприемлем для другого.

^  (социально-педагогический аспект):

• организация воспитательно-профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, на­чиная с младшего школьного возраста;

• смещение акцентов на позицию индивидуализации этой работы;

• учет позиции ребенка как активного субъекта организа­ции воспитательно-профилактической работы;

• целесообразность применения методов, тормозящих раз­витие отрицательных качеств личности детей и подрост­ков и стимулирующих развитие положительных;

• организация работы с семьей на федеральном, регио­нальном уровнях, уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию про­грамм, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды;

• организация досуга детей через включение их в деятель­ность учреждений дополнительного образования;

• создание и расширение сети школ-комплексов в отдален­ных городских микрорайонах и сельской местности.

Как оказать психологическую помощь трудным детям?

Психологическая работа с трудными детьми может осуществляться в форме:

• профилактической индивидуальной беседы;

• интервью;

• психологического консультирования;

• индивидуальной психотерапии;

• групповой психокоррекции.

Здравствуйте дорогие мамы!

Здесь часто задают вопросы по поводу детского сада, поэтому и я решила спросить здесь.

Ситуация такая:

Дочке 3 года и 1 месяц. Стали ходить в новый сад. (До этого пол года ходили в другой садик).

Я стала слушать каждый день от воспиталок такие нарекания: воспитателей не слушается, на занятиях бегает, а не сидит со всеми на стульчике (до этого ходили в группу раннего развития — сидела и все делала, таких проблем не было), во время одевания на прогулку тоже бегает по раздевалке (а все дети сидят и послушно одеваются по требовнию воспиталок), не реагирует когда ей делают замечания, на прогулке уходит с территории группы (идет к забору, в группу к другим детям), не слушает воспитателей, когда они требуют не уходить с территории. И тому подобные нарекания. То есть основной лейтмотив — мы ей говорим, а она не слушается.

При этом когда мы ходили в предыдущий сад (частный сад в квартире, группа не больше 7 детей) — никаких проблем не возникало, она всех слушалась (сама правда была часто грустная после сада, но факт есть факт — там к ней подход нашли).

Мне выносят вердикт, что дескать она у меня не приспособлена к саду, что она не созрела (намекают что надо перевести в группу для малышей) и т.п.

Что я могу сказать с моей стороны. Девочка действительно не самая послушная. Мне с ней не просто. Но если надо — я всего могу добиться от нее (очевидно всего добивались и в предыдущем садике). Она упрямая — это да. Но ее можно заставить и приучить к чему-либо — просто это труднее чем в случае с другими детками и нужно чуть больше поработать и быть более гибким.

По моему воспиталки просто ждут от нее того, чтобы они ей сказали Даша делай то, не делай это, и дескать Даша и должна это делать. А она (сильная девочка с характером) — вертела их на одном месте и прекрасно достигает своих целей — делает только то, что она хочет.

Я пробовала поговорить с воспитателями о том, что у нее есть некоторые проблемы с послушанием, но что если чуть-чуть нажать на нее, быть построже, провести воспитательную работу — то все получится. Просто это будет в полтора раза медленнее и труднее чем со среднем ребенком, но в итоге все будет ОК.

На это они всегда мне отвечают — у нас тут 25 детей (при том что сад получастный и воспиталок двое на группу утром и двое вечером — по сравнению с другими садами — рай) и мы не можем с каждым возиться.

То есть проблема что к ней нужен нестандартный (СЛЕГКА!!!) подход, а они не хотят «возиться».

В последний раз разговор стал отклоняться на намеки что девочка «чуть чуть не такая» (не развитая, не зрелая и т.п.). Т,е. на лицо саботаж воспитательной работы, ожидание что ребенок с первого раза начнет быть паинькой, неготовность к непослушанию, перекладывания своих проблем на плечи родителей и на ребенка.

Подскажите по опыту, как мне с ними поговорить и как заставить работать — заставить воспиталок наладить с ребенком контакт и приучить его к саду?

Я пробовало деликатно, объясняла, что нужно быть чуть построже, что с первого раза ребенок не понимает, что вы должны быть твердыми, что вы должны поработать/заставить/приучить, провести последовательную воспитательную работу.

Не действует — меня не слышат, я слышу в очередной раз, что у них не получается и сразу тут же что у них целая группа и нет времени с каждым возиться.

То есть разумного сотрудничества не выходит.

Что делать дальше?

Если я начну им в лоб говорить, что они плохо делают свою работу — боюсь забычатся и вообще все станет еще хуже.

Что посоветуете? Как их мотивировать на то, чтобы они занялись ребенком, чтобы нашли к нему подход и приучили к порядку? (я могу сама прийти в группу и все сделать за них. и да — начнет и одеваться и сидеть за столом во время занятий и т.п. но по моему это уже перебор будет).

Воспитатель детского сада рассказала корреспонденту «АиФ-Камчатка» о детских переживаниях, как найти подход к любому малышу, удовлетворить детскую любознательность и развить таланты ребёнка.  

В тесноте да не в обиде?

«Эта маленькая, худенькая девочка в очках — уникальный специалист, который умеет любить! От неё без ума и дети, и родители», — отрекомендовала своего работника заведующая петропавловским детским садом № 40 Елена Лукьяненко.

Но связаться с воспитателем средней группы детсада «Красная Шапочка» Светланой Киселёвой удалось не сразу: перед профессиональным праздником — 27 сентября в России отмечался День воспитателя и дошкольного работника — она взяла неделю в счёт отпуска, чтобы совершить восхождение на вулкан.

На одном языке

Мы встретились на детской площадке во время утренней прогулки. Детвора, как быстрая ртуть, то окружала свою воспитательницу плотным кольцом, то разбегалась по горкам и беседкам.

– Светлана Васильевна! — подбежал краснощёкий карапуз, — Там, на горке — зомби!

Педагог заботливо поправляет малышу шапочку и со словами «Уже нет!» отправляет его гулять дальше. С детьми у Светланы Васильевны — полное взаимопонимание. И очевидно, что они говорят на одном языке.

Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Как вы оказались в этой профессии?

Светлана Киселёва: С детства играла с куклами в школу, потом мне очень нравились русский язык и литература, и я поступила в педагогический. Но после практики в школе на старших курсах идти в учителя передумала — испугалась нагрузки. К урокам приходилось готовиться до глубокой ночи.

И, окончив институт, пошла по садикам. Этот, «Красная Шапочка», был вторым по счёту и пришёлся мне по душе сразу: атмосферой, отношением руководства и педагогов.

Сначала взяла старшую группу, выпустила. А потом — малышей. И стала получать такую отдачу! С ними очень интересно, это самые умные и искренние люди! Расслабляться не дают, постоянно заставляют думать, находить ответы на непростые вопросы.

Понимаете, такого душевного равновесия, как в нашем детском саду, у меня никогда не было. Это чудо, а не работа! Прихожу сюда и ухожу отсюда с улыбкой. Мы с детьми разговариваем на одном языке, гуляем, занимаемся — всё так естественно и органично. У нас прекрасный тандем с Ксенией Александровной Шевелёвой, моей сменщицей. Мне вообще очень повезло и с коллективом воспитателей, и с руководством, и с группой. Дети необыкновенные, и родители все очень отзывчивые и понимающие.

– Анечка, иди, шапочку завяжу! — подзывает Светлана Васильевна девочку, ни на минуту не выпуская из поля зрения играющую детвору. Тут же подбегает двое мальчишек.

– Я вот как умею прыгать!

– А я — ещё выше!

– Давай, помогу, — берёт малыша за руки воспитательница, и тот подпрыгивает изо всех сил, заливаясь смехом.

Педагог и дети говорят на одном языке.

Педагог и дети говорят на одном языке. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Чувствительные люди

– С какими детьми интереснее — с младшими или старшими?

– Я нашла себя именно с малышами, у них нет такого соревнования, как у старших: кто кого круче. Но есть здоровый эгоизм. Те, кто младше, руководствуются только своими мыслями и желаниями, без авторитетов, и я с ними — в одном эмоциональном потоке.

– А как успокаиваете детей, если они заиграются?

– Я и сама могу с ними заиграться! Но потом — переключаемся. Хорошо срабатывают эмоции: «Ах, посмотрите, что здесь!» — и всё внимание сразу на меня. Рассказываю им сказки, например, о царице Тишине — и все замирают.

Вообще дети — очень интересные и чувствительные люди. Например, они реагируют на погоду. Перед её резкой сменой часто капризничают, плачут, обижаются. Но к средней группе детсада они уже подрастают эмоционально, а ещё учатся договариваться между собой.

Ребёнок должен находиться в потоке общения.

Ребёнок должен находиться в потоке общения. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

– Каким образом?

– Конечно, я предлагаю им модель поведения. Например, часто яблоко раздора — «моя игрушка». Проговариваем одну из считалочек: «Ехал Лунтик на тележке, продавал он вам орешки, кому два, кому три — дирижёром будешь ты!». На ком считалочка окончилась, тот и забирает игрушку. Дети перенимают от воспитателя и такой принцип: отбирать не нужно, нужно попросить! Чтобы ребёнок «включился» на тебя, не надо говорить ему сверху вниз, а присесть на один уровень и посмотреть в глаза.

Мы привыкли к определённому положению вещей, а дети видят мир по-другому. Задают такие вопросы, на которые не сразу найдёшь ответ. Зачем человеку слёзы и от чего он плачет? Почему кровь красная? Почему у мёртвой мухи лапки поджаты? Ищу ответ. Уходить от вопроса нельзя!

Воспитатель на многие вопросы ищет ответ вместе с детьми.

Воспитатель на многие вопросы ищет ответ вместе с детьми. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Узнаем это вместе

– Нынешние дети и игрушек требуют, наверное, современных. Однажды в поликлинике я наблюдала, как маленькая девочка, едва умеющая разговаривать, коротала время в очереди с компьютерной игрой.

– Да, в прошлом году родители хотели дать детям в группу телефоны и планшеты. Я не разрешила. Объяснила причину: с физиологической точки зрения даже развивающими дидактическими играми на планшете можно пользоваться не больше 5-10 минут, и то — под присмотром взрослых. Ребёнок очень увлекается яркими подвижными картинками и уходит в виртуальный мир, замыкаясь в себе. Но малыш не должен быть один в этом мире, наша задача — привить ему навыки общения.

Светлана Васильева расписала стены детского сада.

Светлана Васильева расписала стены детского сада. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Конечно, если обеспечить всех детей в группе планшетами, в садике была бы гробовая тишина, но это — путь к деградации! Ребёнок должен находиться в потоке общения, и обязательно — рядом со взрослым, который объяснит, почему и отчего. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских вопросов — ведь ребятне интересно всё. Наша задача — сделать так, чтобы малыш захотел научиться, а потом самостоятельно нашёл ответ или решил проблему. Пока живая жажда познания у малышей никем не подавлена, её нужно всемерно питать и поддерживать! Даже если не знаешь ответ на вопрос — можно узнать это вместе с ребёнком.

Мы продолжали разговор в группе, пока дети обедали, потом — когда стали укладываться спать. Малыши то и дело подходили к воспитателю.

– Я всё съел!

– Молодец! Раздеваемся и ложимся отдыхать.

– Я не устал! — дети понимают всё буквально.

– Как тебя зовут? (Обращаясь ко мне).

– Татьяна. А тебя?

– Дмитрий Александрович!

– Значит, твоего папу зовут Сашей?

– А откуда ты знаешь моего папу? (С вызовом).

Эмоции и интерес в детских глазах так и плещут.

– У них так целый день, по несколько переходов: радость — горе. Причём, по полной программе. Они не могут расстраиваться чуть-чуть, если проблемы — то глобальные! Для нас — мелочь, ерунда. А для них — катастрофа. Вот недавно у любимой машинки Димы спойлер отломился. Было столько горя! Мы вместе искали клей, потом спросили у папы и договорились, что он приклеит. То есть отложили проблему, но вместе нашли способ её решения. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских проблем!

Детям должно быть уютно.

Детям всё интересно. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

Своё мнение

– Кстати о проблемах. Дадите несколько полезных советов родителям растущих малышей?

– Главное — осознавать, что твой ребёнок — самое важное существо в этом мире! Слушать малыша! У него не должно создаться впечатления, что маме или папе можно о чём-то не говорить, потому что это им не интересно.

Уроки экономики начнутся с детского сада?

Запреты должны быть обоснованы: если что-то нельзя — обязательно объяснить, почему, чтобы у вашего дитя формировалась логика. И помнить, что он — отдельная личность, а не ваша проекция. Даже у малыша должно быть своё мнение и своё решение, а задача взрослых — не навязывать, а объяснять.

Чего ни в коем случае нельзя делать? Говорить: «У тебя не получится, ты не сможешь». Ребёнок должен знать, что он может всё!

И ещё одно очень важно. Наблюдайте за тем, что у малыша получается лучше всего, и постарайтесь это развить. Не надо воплощать в отпрыске собственные нереализованные мечты! Ко мне приходила на дом заниматься русским языком девочка и говорила с отвращением: «Мне сейчас на музыку идти, а я её терпеть не могу! Я в волейбол хочу играть!». Как выяснилось, её мама мечтала стать пианисткой. Но, может быть, в этом ребёнке с пухлыми короткими пальчиками, не приспособленными к игре на пианино, пропадает великая спортсменка?

У Светланы Васильевны талантов хватает с избытком. Кроме путешествий по Камчатке, сноуборда и горных лыж педагог увлекается рисованием. Она расписала сказочными сюжетами многие помещения своего детского сада. На одной из стен в коридоре рыбак-камчадал ловит рыбу, причём сеть как бы вырастает из стены — самая настоящая, с рыбой из пенопласта. На лестничном пролёте «Красной Шапочки» Иван-царевич ловит Жар-птицу, в одной из групп на стене расцвела радуга, в другой — взлетел в облака воздушный шар со сказочными пассажирами…

От малышей воспитатель получает отдачу!

От малышей воспитатель получает невероятную отдачу! Фото: АиФ/ Татьяна Боева


Светлана КИСЕЛЁВА.
Родилась 28 мая1990 г. в Молдавии. На Камчатке — с 1991 года. Окончила КамГУ им. Витуса Беринга по специальности «учитель русского языка и литературы». Педагогический стаж — три года.

Смотрите также:

  • Юлия Ромейко: «Люди не должны проходить мимо чужой беды!» →
  • Есть ли будущее у умственно отсталого ребёнка? →
  • «Грядка» Марианны: 10 детей — это не предел →

Ошибочно полагать, что как только мама вышла из декрета и устроила малыша в детский сад, проблемы будут исчерпаны. Даже в детсаду могут поджидать события, омрачающие родительство. Например, конфликты воспитателя и ребёнка. 

Волей-неволей и мамам с папами приходится втягиваться в разбирательства: кто, если не родители, защитит своего малыша? Ситуация не из приятных, но и с ней можно справиться при должном подходе.

Причины конфликтов в детском саду

Прежде чем писать жалобы в Министерство образования, кричать и выяснять отношения, следует разобраться, что же является причиной конфликта между воспитателем и малышом.

Причин возникновения столкновений может быть несколько, как со стороны ребёнка, так и со стороны воспитателя. Чаще всего конфликты происходят из-за того что:

  • ребёнок не слушается, нарушает правила детского сада;
  • ребёнок задирает других детей, бьёт их, обзывает, пугает, обижает;
  • воспитатели не могут найти подход к малышу;
  • у воспитателя сложилось предвзятое отношение к малышу по личным причинам (например, из-за работы родителей, национальности или вероисповедания);
  • ребёнка силой заставляют делать то, чего он не хочет (есть кашу, играть в подвижные игры);
  • в воспитательном процессе используются психологические или даже физические методы воздействия;
  • воспитатель не может справиться со своими эмоциями;
  • родители забывают оплатить детский сад, положить ребёнку сменную одежду, забирают детей после официального конца рабочего дня, из-за чего воспитатель срывается на малыше;
  • родители приводят детей в детский сад без элементарных навыков самообслуживания, что создаёт трудности и другим детям, и работникам сада;
  • родители приводят в сад болеющих детей, что негативно сказывается на всей группе и персонале в целом.

Как видно, причин для конфликтов между ребёнком и воспитателем множество, поэтому список можно продолжать бесконечно. Однако самыми весомыми и частными причинами можно назвать первые три из перечисленных выше. Остальные больше связаны с родителями, а ребёнок в таком конфликте выступает третьей стороной, словно принимающей на себя удар.

Что делать и как избежать конфликтов

Мамам папам следует помнить, что конфликт можно как предупредить, так и завершить. Но для этого придётся вооружиться собственной мудростью, терпением и здравомыслием.

Если ребёнок жалуется на воспитателя, а воспитатель — на ребёнка, не нужно сразу бежать к директору детского сада и писать жалобу с целью уволить педагога. Для начала необходимо выяснить все обстоятельства. 

Возможно, ребёнок вовсе не такой ангел, каким вы привыкли его видеть дома? Если он в самом деле обижает других малышей, на прогулке всё время норовит сбежать через забор, отбирает игрушки или бросается песком, то дело явно не в воспитателе. Негативное отношение к малышу хоть морально и недопустимо, но предсказуемо. Возможно, для сведения конфликта на нет между педагогами и ребёнком необходимо просто всерьёз взяться за воспитание сына или дочери. При необходимости можно обратиться к детскому психологу.

Если же выяснится, что неправомерными являлись действия именно воспитателя (например, он бьёт ребёнка по рукам, когда видит, что тот пишет левой рукой, или просто применяет физические наказания), то в этом случае обращаться можно уже непосредственно к руководству учреждения, а иногда даже в полицию.

До выяснения подробностей не предпринимайте активных действий, всё-таки презумпция невиновности — не пустые слова, а дети в дошкольном возрасте очень любят фантазировать.

Несколько лайфхаков коммуникации

Не секрет, что многие родители воспринимают воспитателей как врагов: и методы воспитания у них устаревшие, и ребёнка никто не будет любить сильнее родителей, и вообще они слишком молодые или слишком старые. 

Все воспитатели — это люди, к которым при желании точно можно найти подход. Для этого достаточно в удобное время переговорить и обсудить возникший конфликт. Бывает, что решение проблемы лежит на поверхности — и её надо просто вместе обговорить. Конечно, разговаривать нужно не на повышенных тонах, а уважительно и спокойно. 

Выслушайте воспитателя и решите, что вы вместе сможете сделать, чтобы недопонимание прошло. Разумеется, если педагог ополчился на малыша из-за того, что у него никогда нет сменной обуви для танцев в шкафчике, то вам, как родителям, необходимо обеспечить ребёнка нужной обувью.

Расскажите о методах воспитания, принятых в вашей семье, о привычках малыша или о его особенностях. Так воспитатель быстрее найдёт подход к ребёнку и не допустит прежних ошибок. Не стесняйтесь сказать, что ребёнок ещё не умеет завязывать шнурки, и поэтому медленно обувается. Или расскажите, что малыш не любит спать у стенки.

Дипломатичный диалог с воспитателем — лучшее средство прекращения конфликта. Обязательно выясните причину несправедливого отношения и устраните её. Однако не ссорьтесь с педагогами по пустякам, чтобы не усугублять ситуацию, все-таки взаимное уважение и понимание — залог доброжелательного отношения к вашему ребёнку.

Индивидуальный подход к 
детям в группе детского сада.

                                              
Семенова Татьяна Ивановна, воспитатель

                                         
МБДОУ детский сад №12 «Ромашка»

города
Йошкар-Ола  Республика Марий Эл

Они такие разные. 26 моих
воспитанников. У каждого свой характер, свой стиль общения и поведения. И к
каждому из них нужно подобрать ключик, который откроет дверцу в глубокий мир
маленького человечка и наполнит этот мир красотой, любовью и добротой.

В
нашей группе есть  дети- флегматики. Они медлительны и усидчивы, темп их
деятельности неторопливый. Они не могут быстро отве­тить на вопрос,
переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности, мы не пытаемся
торопить детей, так как постоянное поторапливание излишне нервирует их и может
при­вести к еще большей скованности и потере инициативы. Таким детям не надо делать
замечания относительно темпа их деятельности и называть «Копушей» или «Опять ты
последний». Это может привести,   к развитию у детей неуверенности в своих
силах, а у сверстников создать чув­ство  превосходства над ними и
соответствующее отношение.

Задача
воспитателя способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать
условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более бы­стром темпе. По отношению
к таким детям лучше использовать  приемы опережающего воздействия, т.
заблаговременно напоминать им о необходимости подготовиться  к занятиям, о
приближении срока завершения работы, о предсто­ящей деятельности. Такие
указания помогают ребенку вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело.
Мы ис­пользуем разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более
активным и целенаправленным действиям.

В
зоне повышенного внимания воспитателя и нередко считаются трудными дети
холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвиж­ность,
потребность в шумных играх. Такие дети часто настолько увлекаются своими
делами, общением со сверстниками, что не слышат указаний воспитателя. На
занятиях они нередко присту­пают к выполнению задания, не выслушав объяснения
до конца. Работу выполняют быстро, небрежно, не замечают допущенных неточностей
и ошибок.

Наша
задача состоит в правильной организации его образа жизни в группе. Главное —
дать полезное направление выходу детской энергии. Поэтому  таких детей надо
приобщать к интересным и полезным делам, иногда давать разнообразные поручения,
в которых находит выход их природная активность. На занятиях можно попросить
ребенка повторить задание, проверить, правильно ли оно выполнено, и дать оценку
своей работы и работы сверстников. Воспитатель помогает ребенку осознать связь
между излишней торопливостью и низким результатом труда. («Поспешишь — людей
насмешишь»), поощряет проявление старательности и терпения. Организует
спокойную деятельность для укрепления тормозных процессов (конструирование,
рисование, ручной труд). Использует приемы сдерживания активности («Подожди
начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, пока
лучше просохнет краска»).

Ребенок-холерик
легко перевозбуждается, его трудно остано­вить, успокоить, уложить спать. С ним
необходимо говорить спо­койно, но требовательно, внушительно, без уговоров и
упрашива­ния. Главное — не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь
преодолеть его, приучать ребенка выполнять правила культуры поведения: говорить
спокойно, учитывать интересы сверстников, уступать. Важно показать
ребенку-холерику красоту культурных поступков, проявления сдержанности, внимания
к другим людям. Постепенно под влиянием правильного подхода воспитателя
поведение ребенка-холерика приобретает необходимые для школьного обучения черты
целенаправленности и организованно­сти.

Ребенок
сангвинического темперамента отличается живо­стью, жизнерадостностью,
активностью, любознательностью. Он достаточно работоспособный, энергичный,
легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. В школе процесс
адаптации к новому режиму, коллективу, требованиям учителя протекает у таких
детей довольно быстро и благоприятно.

Ребенок-сангвиник
быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него
привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить
начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручения воспитателя и
предпочесть более интересное занятие. Способность быстро переключаться с одной
деятельности на другую при неправильном руководстве мо­жет привести к развитию
у ребенка отрицательных черт: разбро­санности, излишней беспечности в отношении
к своим обязанно­стям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, бы­строй
смене привязанностей.

Главное,
что становится предметом особого внимания воспи­тателя при подготовке таких
детей к школе, — это формировать умение доводить начатое дело до конца, не
допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, разви­вать
самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как
собранность, аккуратность, ответственность.

К
данным детям можно предъявлять повышенные требова­ния, а небрежно выполненную
работу полезно предложить сделать заново и самому оценить полученный результат.
Не следует  поддерживать стремление детей-сангвиников к
слишком частой’ смене деятельности, полезнее попытаться углубить интерес к тому
или иному занятию, показать его новые, привлекательные сторо­ны, направить
активность на освоение более сложных умений и навыков. Важно поощрять
настойчивость таких детей, их стара­тельность, целеустремленность. Постоянно
повышая требования к детям, воспитатель добивается устойчивости поведения и
резуль­тативности деятельности.

Особого
внимания заслуживают дошкольники с проявления­ми меланхолического темперамента.
Они отличаются повышен­ной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по
от­ношению к новым людям и событиям. В школе они обычно дольше других
адаптируются, с трудом входят в новые условия. Бережный, гуманно-личностный
подход к ребенку-меланхолику наиболее соответствует его способностям и дает
высокие воспита­тельные результаты. В обстановке жесткой требовательности, ка­тегоричности,
строгости такие дети теряются, проявляют скован­ность, тревожность, активность
их затормаживается. Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать
руки.

Непонимание
воспитателем индивидуальных особенностей данных детей нередко приводит к
неправильным оценкам: их считают ленивыми, пассивными, неспособными. Делают им
заме­чания при всех, дают отрицательные оценки. Все это усиливает развитие у
детей неуверенности в своих возможностях. Дети-ме­ланхолики часто выпадают из сферы
особого внимания воспита­теля, так как не нарушают порядок и ведут себя в
группе неза­метно. Тем самым они лишаются той поддержки взрослого, без которой
невозможно полноценное развитие личности.

Главная
задача воспитателя в подготовке таких детей к шко­ле — поддержать их, вселить в
них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это
достигается с помощью  

 — положительной
оценки их поведения,

-создания
установок на проявление воли,

-настойчивости,

выраже­ния
 уверенности  в возможностях ребенка хорошо выполнить новое дело, настраивая «У
тебя должно получиться».

Детям
целесообразно поручать такие дела, с которыми они справятся, и результаты
которых увидят   сверстники. Например, выучить дома стишок, считалку, физкультминутку
и разучить с детьми в группе. Это окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в
своих силах. Большое значение для таких детей имеют близкие контакты с
воспитателем, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают
ребенку стать более коммуникабельными, развивают способность к взаимодей­ствию.

С
позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная
воспитателем эффективная тактика индивиду­ального подхода к детям получила свое
дальнейшее развитие в семье и в соответствующем подходе к ним учителя.

Умение
воспитателя поддерживать положительную эмоцио­нальную атмосферу в группе,
укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет
важное условие подготовки ребят к школьному коллективу. Педагог, стремящийся к
тому, чтобы его воспитанники, став школьниками, быстро адаптировались в классе,
подружились с ребятами, внимательно наблюдает за их поведением в группе. Он
хорошо знает, с кем чаще всего играет тот или иной ребенок, есть ли у него свой
круг общения, как развиваются его контакты с детьми. Особое внима­ние он
уделяет детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками. Налаживая
дружеские контакты непопулярных де­тей со сверстниками, воспитатель, с одной
стороны, обогащает умения и навыки данных детей, развивает их склонности,
интере­сы, помогает им накопить необходимые для содержательного об­щения со
сверстниками, умения, т. е. создает предпосылки для контактов с детьми. С
другой стороны, он целенаправленно пере­страивает отношение самих ребят к
непопулярным сверстникам, специально обращая внимание на их успехи, новые
достижения, хорошие качества, а также демонстрируя, подчеркивая свое заин­тересованное
отношение к непопулярным детям. Такой подход часто дает положительные
результаты и помогает найти непопу­лярному ребенку друга, партнера для игры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти координаты точки пересечения медиан треугольника
  • Формул как найти объем физика
  • Как найти частицы ртути
  • Как составить резюме стандартная форма
  • Как найти беспроводной интернет на ноутбуке