Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера — это хулиган, для учителя — «неформальный-лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада — шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой — естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети — это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это — неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений.
Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже
можно считать трудным. Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В.В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
^ • причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
• причины социального и психологического характера.
Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам, даже считающим себя осведомленными в медицине, ставить подростку диагноз ни в коем случае не рекомендуется. Если же учитель в силу профессиональной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности, для того чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей.
Причины появления трудных детей заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудными детьми. На мой взгляд, эта система в первую очередь должна включать:
• создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
• создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
• создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
• организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;
• создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т. д.);
• организацию детского досуга;
• информационно-просветительскую работу.
^
1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем.
2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребенка является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время.
3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени — их занятость.
4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребенка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребенка появятся проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.
5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребенок может стать наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребенка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.
Как же воспитывать трудного ребенка? Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. На социальные изменения в ребенке существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. Здесь важен правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой — познать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия. Воспитание трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Фактически цель воспитания трудного ребенка — формирование состояния самоперевоспитания.
^
• целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.);
• актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель-ученик, учитель — родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);
• введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;
• оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.
^
Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по- новому взглянуть на свое поведение.
Условиями реализации данного принципа являются:
• стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;
• формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
• постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
• доверие к ребенку;
• формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;
• оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: • преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;
• доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;
• приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;
• защита педагогом интересов ребёнка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
• постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;
• защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;
• формирование педагогом в классе, школе, группе и других объединениях учащихся гуманистических отношений, которые не допускают унижения достоинства детей.
^ требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.
Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды. Условиями реализации данного принципа являются:
• учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;
• обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
♦ воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений ребенка;
♦ школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
♦ педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
♦ все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
^ предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;
•определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования. В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
♦ работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;
♦ успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
♦ выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;
♦ поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;
♦ постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
^ предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
♦ включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
♦ диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
♦ стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
♦ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
♦ проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
♦ ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
♦ не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
♦ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
♦ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. Выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение {волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Особой проблемой является выбор методов воспитания. Прежде всего мы должны говорить о приемах индивидуального педагогического воздействия. Вот некоторые из них. Первая группа приемов. Прием — просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.
Прием — оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций ребенка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.
Прием — обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.
Прием — доброго поступка. В процессе работы с ребенком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
Прием — обнажение противоречий. Он предполагает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Прием — стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.
Прием — рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?
Прием — мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
Прием — сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.
Прием — ролевая маска: учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
Вторая группа приемов связана с организаций групповой деятельности.
Прием — непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Прием — самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Прием — импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика.
Прием — инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания, устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием — распределение ролей: четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.
Прием — коррекция позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).
Прием — самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
Прием — распределение инициативы предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.
Прием — обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.
Прием — мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.
^ (социально-педагогический аспект):
• организация воспитательно-профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста;
• смещение акцентов на позицию индивидуализации этой работы;
• учет позиции ребенка как активного субъекта организации воспитательно-профилактической работы;
• целесообразность применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и подростков и стимулирующих развитие положительных;
• организация работы с семьей на федеральном, региональном уровнях, уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды;
• организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования;
• создание и расширение сети школ-комплексов в отдаленных городских микрорайонах и сельской местности.
Как оказать психологическую помощь трудным детям?
Психологическая работа с трудными детьми может осуществляться в форме:
• профилактической индивидуальной беседы;
• интервью;
• психологического консультирования;
• индивидуальной психотерапии;
• групповой психокоррекции.
Здравствуйте дорогие мамы!
Здесь часто задают вопросы по поводу детского сада, поэтому и я решила спросить здесь.
Ситуация такая:
Дочке 3 года и 1 месяц. Стали ходить в новый сад. (До этого пол года ходили в другой садик).
Я стала слушать каждый день от воспиталок такие нарекания: воспитателей не слушается, на занятиях бегает, а не сидит со всеми на стульчике (до этого ходили в группу раннего развития — сидела и все делала, таких проблем не было), во время одевания на прогулку тоже бегает по раздевалке (а все дети сидят и послушно одеваются по требовнию воспиталок), не реагирует когда ей делают замечания, на прогулке уходит с территории группы (идет к забору, в группу к другим детям), не слушает воспитателей, когда они требуют не уходить с территории. И тому подобные нарекания. То есть основной лейтмотив — мы ей говорим, а она не слушается.
При этом когда мы ходили в предыдущий сад (частный сад в квартире, группа не больше 7 детей) — никаких проблем не возникало, она всех слушалась (сама правда была часто грустная после сада, но факт есть факт — там к ней подход нашли).
Мне выносят вердикт, что дескать она у меня не приспособлена к саду, что она не созрела (намекают что надо перевести в группу для малышей) и т.п.
Что я могу сказать с моей стороны. Девочка действительно не самая послушная. Мне с ней не просто. Но если надо — я всего могу добиться от нее (очевидно всего добивались и в предыдущем садике). Она упрямая — это да. Но ее можно заставить и приучить к чему-либо — просто это труднее чем в случае с другими детками и нужно чуть больше поработать и быть более гибким.
По моему воспиталки просто ждут от нее того, чтобы они ей сказали Даша делай то, не делай это, и дескать Даша и должна это делать. А она (сильная девочка с характером) — вертела их на одном месте и прекрасно достигает своих целей — делает только то, что она хочет.
Я пробовала поговорить с воспитателями о том, что у нее есть некоторые проблемы с послушанием, но что если чуть-чуть нажать на нее, быть построже, провести воспитательную работу — то все получится. Просто это будет в полтора раза медленнее и труднее чем со среднем ребенком, но в итоге все будет ОК.
На это они всегда мне отвечают — у нас тут 25 детей (при том что сад получастный и воспиталок двое на группу утром и двое вечером — по сравнению с другими садами — рай) и мы не можем с каждым возиться.
То есть проблема что к ней нужен нестандартный (СЛЕГКА!!!) подход, а они не хотят «возиться».
В последний раз разговор стал отклоняться на намеки что девочка «чуть чуть не такая» (не развитая, не зрелая и т.п.). Т,е. на лицо саботаж воспитательной работы, ожидание что ребенок с первого раза начнет быть паинькой, неготовность к непослушанию, перекладывания своих проблем на плечи родителей и на ребенка.
Подскажите по опыту, как мне с ними поговорить и как заставить работать — заставить воспиталок наладить с ребенком контакт и приучить его к саду?
Я пробовало деликатно, объясняла, что нужно быть чуть построже, что с первого раза ребенок не понимает, что вы должны быть твердыми, что вы должны поработать/заставить/приучить, провести последовательную воспитательную работу.
Не действует — меня не слышат, я слышу в очередной раз, что у них не получается и сразу тут же что у них целая группа и нет времени с каждым возиться.
То есть разумного сотрудничества не выходит.
Что делать дальше?
Если я начну им в лоб говорить, что они плохо делают свою работу — боюсь забычатся и вообще все станет еще хуже.
Что посоветуете? Как их мотивировать на то, чтобы они занялись ребенком, чтобы нашли к нему подход и приучили к порядку? (я могу сама прийти в группу и все сделать за них. и да — начнет и одеваться и сидеть за столом во время занятий и т.п. но по моему это уже перебор будет).
Воспитатель детского сада рассказала корреспонденту «АиФ-Камчатка» о детских переживаниях, как найти подход к любому малышу, удовлетворить детскую любознательность и развить таланты ребёнка.
«Эта маленькая, худенькая девочка в очках — уникальный специалист, который умеет любить! От неё без ума и дети, и родители», — отрекомендовала своего работника заведующая петропавловским детским садом № 40 Елена Лукьяненко.
Но связаться с воспитателем средней группы детсада «Красная Шапочка» Светланой Киселёвой удалось не сразу: перед профессиональным праздником — 27 сентября в России отмечался День воспитателя и дошкольного работника — она взяла неделю в счёт отпуска, чтобы совершить восхождение на вулкан.
На одном языке
Мы встретились на детской площадке во время утренней прогулки. Детвора, как быстрая ртуть, то окружала свою воспитательницу плотным кольцом, то разбегалась по горкам и беседкам.
– Светлана Васильевна! — подбежал краснощёкий карапуз, — Там, на горке — зомби!
Педагог заботливо поправляет малышу шапочку и со словами «Уже нет!» отправляет его гулять дальше. С детьми у Светланы Васильевны — полное взаимопонимание. И очевидно, что они говорят на одном языке.
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Как вы оказались в этой профессии?
Светлана Киселёва: С детства играла с куклами в школу, потом мне очень нравились русский язык и литература, и я поступила в педагогический. Но после практики в школе на старших курсах идти в учителя передумала — испугалась нагрузки. К урокам приходилось готовиться до глубокой ночи.
И, окончив институт, пошла по садикам. Этот, «Красная Шапочка», был вторым по счёту и пришёлся мне по душе сразу: атмосферой, отношением руководства и педагогов.
Сначала взяла старшую группу, выпустила. А потом — малышей. И стала получать такую отдачу! С ними очень интересно, это самые умные и искренние люди! Расслабляться не дают, постоянно заставляют думать, находить ответы на непростые вопросы.
Понимаете, такого душевного равновесия, как в нашем детском саду, у меня никогда не было. Это чудо, а не работа! Прихожу сюда и ухожу отсюда с улыбкой. Мы с детьми разговариваем на одном языке, гуляем, занимаемся — всё так естественно и органично. У нас прекрасный тандем с Ксенией Александровной Шевелёвой, моей сменщицей. Мне вообще очень повезло и с коллективом воспитателей, и с руководством, и с группой. Дети необыкновенные, и родители все очень отзывчивые и понимающие.
– Анечка, иди, шапочку завяжу! — подзывает Светлана Васильевна девочку, ни на минуту не выпуская из поля зрения играющую детвору. Тут же подбегает двое мальчишек.
– Я вот как умею прыгать!
– А я — ещё выше!
– Давай, помогу, — берёт малыша за руки воспитательница, и тот подпрыгивает изо всех сил, заливаясь смехом.
Чувствительные люди
– С какими детьми интереснее — с младшими или старшими?
– Я нашла себя именно с малышами, у них нет такого соревнования, как у старших: кто кого круче. Но есть здоровый эгоизм. Те, кто младше, руководствуются только своими мыслями и желаниями, без авторитетов, и я с ними — в одном эмоциональном потоке.
– А как успокаиваете детей, если они заиграются?
– Я и сама могу с ними заиграться! Но потом — переключаемся. Хорошо срабатывают эмоции: «Ах, посмотрите, что здесь!» — и всё внимание сразу на меня. Рассказываю им сказки, например, о царице Тишине — и все замирают.
Вообще дети — очень интересные и чувствительные люди. Например, они реагируют на погоду. Перед её резкой сменой часто капризничают, плачут, обижаются. Но к средней группе детсада они уже подрастают эмоционально, а ещё учатся договариваться между собой.
– Каким образом?
– Конечно, я предлагаю им модель поведения. Например, часто яблоко раздора — «моя игрушка». Проговариваем одну из считалочек: «Ехал Лунтик на тележке, продавал он вам орешки, кому два, кому три — дирижёром будешь ты!». На ком считалочка окончилась, тот и забирает игрушку. Дети перенимают от воспитателя и такой принцип: отбирать не нужно, нужно попросить! Чтобы ребёнок «включился» на тебя, не надо говорить ему сверху вниз, а присесть на один уровень и посмотреть в глаза.
Мы привыкли к определённому положению вещей, а дети видят мир по-другому. Задают такие вопросы, на которые не сразу найдёшь ответ. Зачем человеку слёзы и от чего он плачет? Почему кровь красная? Почему у мёртвой мухи лапки поджаты? Ищу ответ. Уходить от вопроса нельзя!
Узнаем это вместе
– Нынешние дети и игрушек требуют, наверное, современных. Однажды в поликлинике я наблюдала, как маленькая девочка, едва умеющая разговаривать, коротала время в очереди с компьютерной игрой.
– Да, в прошлом году родители хотели дать детям в группу телефоны и планшеты. Я не разрешила. Объяснила причину: с физиологической точки зрения даже развивающими дидактическими играми на планшете можно пользоваться не больше 5-10 минут, и то — под присмотром взрослых. Ребёнок очень увлекается яркими подвижными картинками и уходит в виртуальный мир, замыкаясь в себе. Но малыш не должен быть один в этом мире, наша задача — привить ему навыки общения.
Конечно, если обеспечить всех детей в группе планшетами, в садике была бы гробовая тишина, но это — путь к деградации! Ребёнок должен находиться в потоке общения, и обязательно — рядом со взрослым, который объяснит, почему и отчего. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских вопросов — ведь ребятне интересно всё. Наша задача — сделать так, чтобы малыш захотел научиться, а потом самостоятельно нашёл ответ или решил проблему. Пока живая жажда познания у малышей никем не подавлена, её нужно всемерно питать и поддерживать! Даже если не знаешь ответ на вопрос — можно узнать это вместе с ребёнком.
Мы продолжали разговор в группе, пока дети обедали, потом — когда стали укладываться спать. Малыши то и дело подходили к воспитателю.
– Я всё съел!
– Молодец! Раздеваемся и ложимся отдыхать.
– Я не устал! — дети понимают всё буквально.
– Как тебя зовут? (Обращаясь ко мне).
– Татьяна. А тебя?
– Дмитрий Александрович!
– Значит, твоего папу зовут Сашей?
– А откуда ты знаешь моего папу? (С вызовом).
Эмоции и интерес в детских глазах так и плещут.
– У них так целый день, по несколько переходов: радость — горе. Причём, по полной программе. Они не могут расстраиваться чуть-чуть, если проблемы — то глобальные! Для нас — мелочь, ерунда. А для них — катастрофа. Вот недавно у любимой машинки Димы спойлер отломился. Было столько горя! Мы вместе искали клей, потом спросили у папы и договорились, что он приклеит. То есть отложили проблему, но вместе нашли способ её решения. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских проблем!
Своё мнение
– Кстати о проблемах. Дадите несколько полезных советов родителям растущих малышей?
– Главное — осознавать, что твой ребёнок — самое важное существо в этом мире! Слушать малыша! У него не должно создаться впечатления, что маме или папе можно о чём-то не говорить, потому что это им не интересно.
Запреты должны быть обоснованы: если что-то нельзя — обязательно объяснить, почему, чтобы у вашего дитя формировалась логика. И помнить, что он — отдельная личность, а не ваша проекция. Даже у малыша должно быть своё мнение и своё решение, а задача взрослых — не навязывать, а объяснять.
Чего ни в коем случае нельзя делать? Говорить: «У тебя не получится, ты не сможешь». Ребёнок должен знать, что он может всё!
И ещё одно очень важно. Наблюдайте за тем, что у малыша получается лучше всего, и постарайтесь это развить. Не надо воплощать в отпрыске собственные нереализованные мечты! Ко мне приходила на дом заниматься русским языком девочка и говорила с отвращением: «Мне сейчас на музыку идти, а я её терпеть не могу! Я в волейбол хочу играть!». Как выяснилось, её мама мечтала стать пианисткой. Но, может быть, в этом ребёнке с пухлыми короткими пальчиками, не приспособленными к игре на пианино, пропадает великая спортсменка?
У Светланы Васильевны талантов хватает с избытком. Кроме путешествий по Камчатке, сноуборда и горных лыж педагог увлекается рисованием. Она расписала сказочными сюжетами многие помещения своего детского сада. На одной из стен в коридоре рыбак-камчадал ловит рыбу, причём сеть как бы вырастает из стены — самая настоящая, с рыбой из пенопласта. На лестничном пролёте «Красной Шапочки» Иван-царевич ловит Жар-птицу, в одной из групп на стене расцвела радуга, в другой — взлетел в облака воздушный шар со сказочными пассажирами…
Светлана КИСЕЛЁВА.
Родилась 28 мая1990 г. в Молдавии. На Камчатке — с 1991 года. Окончила КамГУ им. Витуса Беринга по специальности «учитель русского языка и литературы». Педагогический стаж — три года.
Смотрите также:
- Юлия Ромейко: «Люди не должны проходить мимо чужой беды!» →
- Есть ли будущее у умственно отсталого ребёнка? →
- «Грядка» Марианны: 10 детей — это не предел →
Ошибочно полагать, что как только мама вышла из декрета и устроила малыша в детский сад, проблемы будут исчерпаны. Даже в детсаду могут поджидать события, омрачающие родительство. Например, конфликты воспитателя и ребёнка.
Волей-неволей и мамам с папами приходится втягиваться в разбирательства: кто, если не родители, защитит своего малыша? Ситуация не из приятных, но и с ней можно справиться при должном подходе.
Причины конфликтов в детском саду
Прежде чем писать жалобы в Министерство образования, кричать и выяснять отношения, следует разобраться, что же является причиной конфликта между воспитателем и малышом.
Причин возникновения столкновений может быть несколько, как со стороны ребёнка, так и со стороны воспитателя. Чаще всего конфликты происходят из-за того что:
- ребёнок не слушается, нарушает правила детского сада;
- ребёнок задирает других детей, бьёт их, обзывает, пугает, обижает;
- воспитатели не могут найти подход к малышу;
- у воспитателя сложилось предвзятое отношение к малышу по личным причинам (например, из-за работы родителей, национальности или вероисповедания);
- ребёнка силой заставляют делать то, чего он не хочет (есть кашу, играть в подвижные игры);
- в воспитательном процессе используются психологические или даже физические методы воздействия;
- воспитатель не может справиться со своими эмоциями;
- родители забывают оплатить детский сад, положить ребёнку сменную одежду, забирают детей после официального конца рабочего дня, из-за чего воспитатель срывается на малыше;
- родители приводят детей в детский сад без элементарных навыков самообслуживания, что создаёт трудности и другим детям, и работникам сада;
- родители приводят в сад болеющих детей, что негативно сказывается на всей группе и персонале в целом.
Как видно, причин для конфликтов между ребёнком и воспитателем множество, поэтому список можно продолжать бесконечно. Однако самыми весомыми и частными причинами можно назвать первые три из перечисленных выше. Остальные больше связаны с родителями, а ребёнок в таком конфликте выступает третьей стороной, словно принимающей на себя удар.
Что делать и как избежать конфликтов
Мамам папам следует помнить, что конфликт можно как предупредить, так и завершить. Но для этого придётся вооружиться собственной мудростью, терпением и здравомыслием.
Если ребёнок жалуется на воспитателя, а воспитатель — на ребёнка, не нужно сразу бежать к директору детского сада и писать жалобу с целью уволить педагога. Для начала необходимо выяснить все обстоятельства.
Возможно, ребёнок вовсе не такой ангел, каким вы привыкли его видеть дома? Если он в самом деле обижает других малышей, на прогулке всё время норовит сбежать через забор, отбирает игрушки или бросается песком, то дело явно не в воспитателе. Негативное отношение к малышу хоть морально и недопустимо, но предсказуемо. Возможно, для сведения конфликта на нет между педагогами и ребёнком необходимо просто всерьёз взяться за воспитание сына или дочери. При необходимости можно обратиться к детскому психологу.
Если же выяснится, что неправомерными являлись действия именно воспитателя (например, он бьёт ребёнка по рукам, когда видит, что тот пишет левой рукой, или просто применяет физические наказания), то в этом случае обращаться можно уже непосредственно к руководству учреждения, а иногда даже в полицию.
До выяснения подробностей не предпринимайте активных действий, всё-таки презумпция невиновности — не пустые слова, а дети в дошкольном возрасте очень любят фантазировать.
Несколько лайфхаков коммуникации
Не секрет, что многие родители воспринимают воспитателей как врагов: и методы воспитания у них устаревшие, и ребёнка никто не будет любить сильнее родителей, и вообще они слишком молодые или слишком старые.
Все воспитатели — это люди, к которым при желании точно можно найти подход. Для этого достаточно в удобное время переговорить и обсудить возникший конфликт. Бывает, что решение проблемы лежит на поверхности — и её надо просто вместе обговорить. Конечно, разговаривать нужно не на повышенных тонах, а уважительно и спокойно.
Выслушайте воспитателя и решите, что вы вместе сможете сделать, чтобы недопонимание прошло. Разумеется, если педагог ополчился на малыша из-за того, что у него никогда нет сменной обуви для танцев в шкафчике, то вам, как родителям, необходимо обеспечить ребёнка нужной обувью.
Расскажите о методах воспитания, принятых в вашей семье, о привычках малыша или о его особенностях. Так воспитатель быстрее найдёт подход к ребёнку и не допустит прежних ошибок. Не стесняйтесь сказать, что ребёнок ещё не умеет завязывать шнурки, и поэтому медленно обувается. Или расскажите, что малыш не любит спать у стенки.
Дипломатичный диалог с воспитателем — лучшее средство прекращения конфликта. Обязательно выясните причину несправедливого отношения и устраните её. Однако не ссорьтесь с педагогами по пустякам, чтобы не усугублять ситуацию, все-таки взаимное уважение и понимание — залог доброжелательного отношения к вашему ребёнку.
Индивидуальный подход к
детям в группе детского сада.
Семенова Татьяна Ивановна, воспитатель
МБДОУ детский сад №12 «Ромашка»
города
Йошкар-Ола Республика Марий Эл
Они такие разные. 26 моих
воспитанников. У каждого свой характер, свой стиль общения и поведения. И к
каждому из них нужно подобрать ключик, который откроет дверцу в глубокий мир
маленького человечка и наполнит этот мир красотой, любовью и добротой.
В
нашей группе есть дети- флегматики. Они медлительны и усидчивы, темп их
деятельности неторопливый. Они не могут быстро ответить на вопрос,
переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности, мы не пытаемся
торопить детей, так как постоянное поторапливание излишне нервирует их и может
привести к еще большей скованности и потере инициативы. Таким детям не надо делать
замечания относительно темпа их деятельности и называть «Копушей» или «Опять ты
последний». Это может привести, к развитию у детей неуверенности в своих
силах, а у сверстников создать чувство превосходства над ними и
соответствующее отношение.
Задача
воспитателя способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать
условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. По отношению
к таким детям лучше использовать приемы опережающего воздействия, т.
заблаговременно напоминать им о необходимости подготовиться к занятиям, о
приближении срока завершения работы, о предстоящей деятельности. Такие
указания помогают ребенку вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело.
Мы используем разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более
активным и целенаправленным действиям.
В
зоне повышенного внимания воспитателя и нередко считаются трудными дети
холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвижность,
потребность в шумных играх. Такие дети часто настолько увлекаются своими
делами, общением со сверстниками, что не слышат указаний воспитателя. На
занятиях они нередко приступают к выполнению задания, не выслушав объяснения
до конца. Работу выполняют быстро, небрежно, не замечают допущенных неточностей
и ошибок.
Наша
задача состоит в правильной организации его образа жизни в группе. Главное —
дать полезное направление выходу детской энергии. Поэтому таких детей надо
приобщать к интересным и полезным делам, иногда давать разнообразные поручения,
в которых находит выход их природная активность. На занятиях можно попросить
ребенка повторить задание, проверить, правильно ли оно выполнено, и дать оценку
своей работы и работы сверстников. Воспитатель помогает ребенку осознать связь
между излишней торопливостью и низким результатом труда. («Поспешишь — людей
насмешишь»), поощряет проявление старательности и терпения. Организует
спокойную деятельность для укрепления тормозных процессов (конструирование,
рисование, ручной труд). Использует приемы сдерживания активности («Подожди
начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, пока
лучше просохнет краска»).
Ребенок-холерик
легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним
необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и
упрашивания. Главное — не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь
преодолеть его, приучать ребенка выполнять правила культуры поведения: говорить
спокойно, учитывать интересы сверстников, уступать. Важно показать
ребенку-холерику красоту культурных поступков, проявления сдержанности, внимания
к другим людям. Постепенно под влиянием правильного подхода воспитателя
поведение ребенка-холерика приобретает необходимые для школьного обучения черты
целенаправленности и организованности.
Ребенок
сангвинического темперамента отличается живостью, жизнерадостностью,
активностью, любознательностью. Он достаточно работоспособный, энергичный,
легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. В школе процесс
адаптации к новому режиму, коллективу, требованиям учителя протекает у таких
детей довольно быстро и благоприятно.
Ребенок-сангвиник
быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него
привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить
начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручения воспитателя и
предпочесть более интересное занятие. Способность быстро переключаться с одной
деятельности на другую при неправильном руководстве может привести к развитию
у ребенка отрицательных черт: разбросанности, излишней беспечности в отношении
к своим обязанностям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, быстрой
смене привязанностей.
Главное,
что становится предметом особого внимания воспитателя при подготовке таких
детей к школе, — это формировать умение доводить начатое дело до конца, не
допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать
самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как
собранность, аккуратность, ответственность.
К
данным детям можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную
работу полезно предложить сделать заново и самому оценить полученный результат.
Не следует поддерживать стремление детей-сангвиников к
слишком частой’ смене деятельности, полезнее попытаться углубить интерес к тому
или иному занятию, показать его новые, привлекательные стороны, направить
активность на освоение более сложных умений и навыков. Важно поощрять
настойчивость таких детей, их старательность, целеустремленность. Постоянно
повышая требования к детям, воспитатель добивается устойчивости поведения и
результативности деятельности.
Особого
внимания заслуживают дошкольники с проявлениями меланхолического темперамента.
Они отличаются повышенной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по
отношению к новым людям и событиям. В школе они обычно дольше других
адаптируются, с трудом входят в новые условия. Бережный, гуманно-личностный
подход к ребенку-меланхолику наиболее соответствует его способностям и дает
высокие воспитательные результаты. В обстановке жесткой требовательности, категоричности,
строгости такие дети теряются, проявляют скованность, тревожность, активность
их затормаживается. Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать
руки.
Непонимание
воспитателем индивидуальных особенностей данных детей нередко приводит к
неправильным оценкам: их считают ленивыми, пассивными, неспособными. Делают им
замечания при всех, дают отрицательные оценки. Все это усиливает развитие у
детей неуверенности в своих возможностях. Дети-меланхолики часто выпадают из сферы
особого внимания воспитателя, так как не нарушают порядок и ведут себя в
группе незаметно. Тем самым они лишаются той поддержки взрослого, без которой
невозможно полноценное развитие личности.
Главная
задача воспитателя в подготовке таких детей к школе — поддержать их, вселить в
них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это
достигается с помощью
— положительной
оценки их поведения,
-создания
установок на проявление воли,
-настойчивости,
выражения
уверенности в возможностях ребенка хорошо выполнить новое дело, настраивая «У
тебя должно получиться».
Детям
целесообразно поручать такие дела, с которыми они справятся, и результаты
которых увидят сверстники. Например, выучить дома стишок, считалку, физкультминутку
и разучить с детьми в группе. Это окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в
своих силах. Большое значение для таких детей имеют близкие контакты с
воспитателем, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают
ребенку стать более коммуникабельными, развивают способность к взаимодействию.
С
позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная
воспитателем эффективная тактика индивидуального подхода к детям получила свое
дальнейшее развитие в семье и в соответствующем подходе к ним учителя.
Умение
воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе,
укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет
важное условие подготовки ребят к школьному коллективу. Педагог, стремящийся к
тому, чтобы его воспитанники, став школьниками, быстро адаптировались в классе,
подружились с ребятами, внимательно наблюдает за их поведением в группе. Он
хорошо знает, с кем чаще всего играет тот или иной ребенок, есть ли у него свой
круг общения, как развиваются его контакты с детьми. Особое внимание он
уделяет детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками. Налаживая
дружеские контакты непопулярных детей со сверстниками, воспитатель, с одной
стороны, обогащает умения и навыки данных детей, развивает их склонности,
интересы, помогает им накопить необходимые для содержательного общения со
сверстниками, умения, т. е. создает предпосылки для контактов с детьми. С
другой стороны, он целенаправленно перестраивает отношение самих ребят к
непопулярным сверстникам, специально обращая внимание на их успехи, новые
достижения, хорошие качества, а также демонстрируя, подчеркивая свое заинтересованное
отношение к непопулярным детям. Такой подход часто дает положительные
результаты и помогает найти непопулярному ребенку друга, партнера для игры.