Как найти подход к гиперактивному ребенку

Большинство детей в своем безграничном стремлении познать окружающий мир готовы обежать своими маленькими ножками всю планету, сунуть любопытный носик во все интересные места и замучить родителей вопросами, что это и почему. А много ли вы знаете первоклашек, кто не бегает на переменах и не вертится на уроках? Неусидчивость и невнимание еще не говорят о патологии – просто он непоседа.

А вот если малыш не может наладить общение с другими ребятами, постоянно совершает одни и те же ошибки, не принимая во внимание отрицательный опыт, и никак не реагирует на переживания и чувства окружающих, тогда пора обратиться к неврологу, чтобы исключить или подтвердить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Мы подробно расскажем, что такое СДВГ и как справиться с гиперактивным ребенком: как успокоить непоседу и что делать, чтобы направить его неуемную энергию в мирное русло.

Содержание

  1. Когда появляется?
  2. Причины гиперактивности
  3. Признаки СДВГ
  4. Разновидности СДВГ
  5. Положительные стороны гиперактивного ребенка
  6. Как вести себя родителям и учителям супер-непоседы
  7. Лечение
  8. Рекомендованные лекарства

Когда появляется?

Гиперактивность идентифицируется практически с рождения: у ребенка нарушен сон, он может плакать без причины всю ночь напролет, постоянно выпутывается из пеленок и пытается упасть при любой возможности. Когда малыши начинают ходить, то манежи и коляски воспринимаются как очередное препятствие, которое нужно срочно преодолеть, а каждый предмет необходимо уронить и проверить на прочность.

Но ярче всего признаки проявляются у детсадовских детей и первоклашек, когда они попадают в новый коллектив. Вот тут-то малыш и начинает затевать бесконечные драки, лить беспричинные слезы, капризничать, грубить, отказываться заниматься и слушать педагога – в общем, поступает так, как обычно и ведет себя стандартный гиперактивный ребенок.

Причины гиперактивности

Главные причины развития СДВГ в случае первичного (врожденного) синдрома – генетическая предрасположенность, родовая травма или внутриутробные повреждения клеток головного мозга вследствие инфекции или гипоксии плода. Вторичный (приобретенный) синдром является следствием неприемлемых условий проживания и/или обстановки в семье, отсутствия должного воспитания и внимания к ребенку, а также болезней и черепно-мозговых травм после рождения, которые привели к поражению мозговых клеток.

Признаки СДВГ

Если вы заметили у ребенка некоторые из следующих симптомов, это повод обратиться к неврологу:

  • невнимательность;
  • рассеянность;
  • чрезмерная подвижность, часто не имеющая причины;
  • неусидчивость;
  • перебивание других, даже если разговаривают не с ним;
  • неумение контролировать свои чувства и эмоции;
  • быстрое переключение интересов с одного занятия на другое;
  • трудность выдержать очередь (начинаются капризы и приставания к взрослым);
  • проблемы со сном (вплоть до бессонницы);
  • безразличие к переживаниям и чувствам окружающих;
  • неумение ладить со сверстниками (пристает, вклинивается в игры других, не умеет дружить).

Разновидности СДВГ

Существует три вида синдрома:

  1. есть гиперактивность, но нет дефицита внимания (чрезвычайно умные непоседы);
  2. присутствует дефицит внимания, но нет гиперактивности (спокойные и сообразительные, но постоянно витающие в облаках дети);
  3. наблюдается и то, и другое (не могут сосредоточиться и усидеть на одном месте, переключают тему разговора, эмоционально нестабильные).

Если у малыша к указанным выше признакам добавляются частые головные боли, энурез, заикание или нервный тик, это свидетельствует о том, что простая форма заболевания перешла в осложненную, и лечение следует начинать незамедлительно.

Положительные стороны гиперактивного ребенка

СДВГ достаточно легко поддается корректировке, если диагностировать его на ранних сроках. Это состояние не такое страшное и непоправимое, как думают многие. У непоседы с синдромом гиперактивности много удивительных черт, на которые следует обратить повышенное внимание.

  1. Творческое мышление. С таким ребенком очень интересно общаться, креативные идеи из него буквально фонтанируют. Если его увлечь, то он способен заниматься понравившимся делом длительное время.
  2. Скука – это не про него. Яркая индивидуальность и энтузиаст живо интересуется многими окружающими его вещами и явлениями.
  3. Энергия бьет ключом. Если его замотивировать, то он справляется с поставленной задачей гораздо быстрее остальных детей.
  4. Нестандартный подход к обыденным вещам. Невероятно гибкая психика и незаурядный интеллект позволяют ему найти решение проблемы там, где испытывают затруднение даже взрослые.

Как вести себя родителям и учителям супер-непоседы

Так что же делать родителям с гиперактивными детьми? Потакать их капризам или запирать в жесткие рамки правил и послушания?

  • Постарайтесь уделять ребенку максимум внимания: вместе делать задания, внимательно слушать, часто хвалить и одобрять его поступки – повышайте его самооценку!
  • Для воспитания выберите мягкие методики. Беспрекословное повиновение и суровые запреты здесь не подойдут.
  • Прежде чем наказать, вспомните, что он ослушался не из вредности, а просто потому, что такова особенность его психики. Откажитесь от статических наказаний (поставить в угол), лучше выбрать лишения, но не ограничение его подвижности.
  • Больше гуляйте и ходите в походы, чтобы чадо смогло максимально выплеснуть свою энергию.
  • Отдайте его в спортивную секцию.
  • Развивайте его творческие способности в художественных или танцевальных секциях, актерских курсах.
  • Узнайте, может ему понравится лепка из глины или другие ремесла, которым он будет уделять много внимания.
  • Организуйте четкий распорядок дня.
  • Просите помочь в домашних делах.
  • Давайте ему свободное время каждый день – пусть делает, что хочет.
  • Сообщите воспитателю детского сада об особенностях ребенка и проследите, чтобы у него была возможность активно двигаться в группе.
  • Побеседуйте с учителем о том, как грамотно избежать отрицательных проявлений СДВГ и организовать его эффективное обучение.

Лечение

Диагноз СДВГ ставит детский невропатолог или невролог. Важно обратиться к специалисту как можно раньше, чтобы лечение проходило легко и без последствий для психики.

Что делает врач, если признает ребенка гиперактивным? При простой форме СДВГ обычно назначается курс психотерапии совместно с грамотной организацией воспитания и поведения в семье, детском саду и школе. Эффективным будет прием легких успокоительных средств и препаратов магния.

При осложненной форме помимо психотерапии применяют рефлексо- и лазеротерапию, ЛФК, БОС-терапию, массаж шейно-воротниковой зоны и медикаментозное лечение антидепрессантами и ноотропными веществами.

Рекомендованные лекарства

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Все перечисленные лекарственные средства являются нерецептурными препаратами.

Легкие успокоительные

  • Тенотен детский – эффективное, быстродействующее и безопасное средство со сладким вкусом помогает концентрации, улучшению памяти, преодолению тревожности, агрессии и повышенных нагрузок. После курса препарата дети объективно лучше учатся.
  • Глицин – недорогой и совершенно безопасный седативный препарат. Нормализует нервную систему, метаболизм и психоэмоциональный фон. Питает мозг и повышает его активность, одновременно с ноотропным действием проявляя функцию тормозного нейромедиатора.
  • Нотта – одно из наиболее популярных успокоительных средств в виде капель. Действует аналогично транквилизаторам. Снимает нервное перенапряжение и чувство усталости, борется со стрессом и депрессией.
  • Зайчонок – сироп отечественного производства. Нормализует работу эндокринной системы, оказывает легкое обезболивающее действие. Эффективен при усиленных нагрузках на нервную систему и невротических состояниях. Улучшает настроение, не вызывает сонливости. Разрешен даже младенцам.
  • Эдас-306 Пассамбра – сироп со сладким вкусом. Помогает при проблемах со сном, гипервозбудимости, неврозах и прочих отклонениях нервной системы. Полностью безопасен, не вызывает сонливость и аллергию, не имеет побочных реакций.
  • Помогуша – сироп растительного происхождения имеет в составе витамины группы В, С, РР и магний, что обеспечивает общеукрепляющий эффект.
  • Фитоуспоковенок – детский сироп повышает устойчивость к перегрузкам и стрессам. Содержит в составе витамин С.

БАДы

  • Лецитин Форте защищает нейроны головного мозга от повреждений и улучшает их взаимосвязь, а также укрепляет миелин.
  • Магний + В6 со вкусом вишни или лимона для детей удобнее всего приобрести в виде раствора. Поддерживает устойчивость нервной системы, снимает тревожность и борется с повышенными физическими и психическими нагрузками.

Источники

  • Баранов А.А., Белоусов Ю.Б., Бочков Н.П. и др. // Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи // М.: Программа «Внимание» // 2007;
  • Баулина М.Е. // Актуальные проблемы диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Практическая психология, 2013. 

Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией или руководством к лечению со стороны uteka.ru.

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга. Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Что такое гиперактивность

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка, об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма. Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью. Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте, если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть. Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками. Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции. Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный, днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям, перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный, не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Иногда вызывающее поведение может быть обусловлено возрастными изменениями, к примеру часто двухлетние малыши перестают слушаться родителей, а трехлетки закатывают истерики по любому поводу. 

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола – это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

При обучении гиперактивных детей обычно возникает много сложностей

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

Важно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

В данной ситуации вам также будут полезны материалы: почему ребенок нервный и агрессивный, как наказывать за плохое поведение. И обратите внимание, причины “непослушания” в разном возрасте могут быть разными – в 2, в 3, и в 4 года происходят значительные изменения в развитии ребенка и он может стать более капризным.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:

1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.

Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.

В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).

2. Ребенок очень устает от рутины, ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.

В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.

Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.

3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы, он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.

Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.

4. Дети с СДВГ боятся больших объемов.

Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.

5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану, они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).

Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.

Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.

6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается.

Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.

7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени.

Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.

11 советов для родителей и учителей, как правильно учить гиперактивных детей

8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона, поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.

9. Дети с СДВГ импульсивны.

Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.

На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.

10. Дети с СДВГ эмоциональны.

В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.

11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию.

Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».

Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.

Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.

12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).

В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.

Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.

13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит, поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.

Всем родителям знакомо понятие «гиперактивный ребенок», некоторые даже так характеризуют своих малышей. Но это не совсем корректно. Нужно понимать, что сидром гиперактивного поведения – это не синоним здоровой активности у детей, а серьезное заболевание, связанное с нарушением функций головного мозга. Эта болезнь сказывается на жизни ребенка, на отношениях с родителями, со сверстниками, на поведении в социуме.

СДВ и гиперактивность: что это такое?

Гиперактивность – это повышенная возбудимость у ребенка, которая проявляется излишней речевой и физической активностью. Нередко гиперактивность может сопровождаться нарушением внимания. Такое сочетание симптомов в медицине получило название «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ.

СДВГ представляет собой комплекс нарушений, нехарактерных для определенного возраста, и проявляется такими симптомами, как:

  1.  Дефицит внимания. Этот симптом является ключевым во время диагностики гиперактивности. С ним связаны проблемы в социуме (сад, школа, дом, кружки). Выделяют возрастные нормы удержания внимания (фокусирование, переключение и др.). При диагнозе СДВГ эти нормы нарушены, поэтому наблюдается расстройство внимания. То есть ребенок не может долго концентрироваться на одной задаче, переключается на другие объекты, которые его окружают, или в его голове «всплывают» различные события, воспоминания.
  2.  Импульсивность. Часто про таких малышей говорят, что они легкомысленные, но это не совсем корректно. Ведь они не могут контролировать свое поведение в определенных ситуациях. У детей с симптомами гиперактивности импульсивность проявляется в:

· невозможности дать адекватную оценку своим поступкам, поэтому такие дети нередко попадают в опасные ситуации;

· нетерпимостью, они не могут дослушать инструкции до конца, начинают решать задачи раньше времени, нередко выполняют их неправильно;

· проблемах с причинно-следственной связью, как результат – дети подвергают себя необоснованному риску, который, как правило, заканчивается травмами, переломами, ушибами.

3. Гиперактивность. Часто ее путают с особенностями темперамента, но это не совсем правильно. Гиперактивность – состояние чрезмерной возбудимости и, как следствие, активности, которая не соответствует общепринятым нормам. Нужно учитывать, что ребенок так себя ведет не из-за плохого воспитания. Просто он не может контролировать свое поведение в силу проблем с ЦНС.

Дети с симптомами СДВГ постоянно чувствуют нервное напряжение, которое трансформируют в физическую активность. Они не способны контролировать свои эмоции, поэтому им нелегко адаптироваться в обществе. Для малышей с диагнозом СДВГ являются «нормой»:

·  проблемы в садике (гиперактивные дети очень «неудобные» для воспитателей);

·  конфликты в школе (плохое поведение на уроках, неуспеваемость, проблемы с учителями, одноклассниками);

·  проблемы в коммуникации со сверстниками на кружках, секциях, детских площадках;

·  неспособность к самостоятельному выполнению ряда домашних задач.

Важно, что ребенок не специально идет на конфликты или плохо себя ведет. По-другому он просто не может в силу своих психоэмоциональных особенностей.

Виды гиперактивности при СДВ

Как ведут себя гиперактивные дети? Однозначного ответа не существует. Это зависит от типа заболевания. Самые распространенные виды гиперактивности при СДВ:

·   расстройство внимания, чрезмерная подвижность;

·   дефицит внимания, отсутствие гиперактивности;

·   импульсивность, плохое поведение, неумение концентрироваться и выполнять важные задачи;

·   смешанный тип.

Важно, что поставить диагноз СДВГ и определить вид и признаки расстройства у гиперактивных детей может только специалист.

Причины появления СДВ и гиперактивности

Доказательной медицине неизвестны причины СДВГ. Но считается, что заболевание может возникнуть из-за таких факторов:

  1.  Биологического. Это внутриутробное повреждение центральной нервной системы плода вследствие:

·   гипоксии (во время родовой деятельности или в течение беременности);

·   различных заболеваний матери;

·   ранней (до 18 лет) или поздней (после 40 лет) беременности;

·    преждевременных родов;

·    гипотрофии;

·    вредных привычек матери во время беременности (курение, наркотики, алкоголь);

·    вынужденного приема лекарств.

Перечисленные выше причины являются лишь факторами риска, если у вас совпадают какие-либо пункты, это не значит, что у вас родится гиперактивный ребенок.

2.  Генетического. СДВГ, вероятней всего, передастся генетически, если:

·       один из родителей или оба родителя имеют диагноз СДВГ;

·       у старших братьев или сестер будущего ребенка диагностировали СДВГ;

·       в роду были случаи СДВГ.

Согласно статистическим данным у 50 % детей диагноз СДВГ является наследственным.

3. Психосоциального. При диагнозе СДВГ не стоит недооценивать роль ряда психосоциальных факторов:

·  алкоголизм, наркотическая зависимость у одного или у обоих родителей;

·  насилие в семье и по отношению к ребенку;

·  тяжелые психоэмоциональные отношения в семье;

·  низкий социальный статус семьи в обществе.

4. Экологического. Данный фактор тесно связан с пищевыми предпочтениями малышей. Поэтому в зону риска возникновения СДВГ попадают дети, у которых:

·       дефицит белковой пищи;

·       в ежедневном рационе преобладают «плохие» углеводы (особенно по утрам);

·       дефицит микроэлементов, макроэлементов, витаминов.

Чтобы снизить вероятность возникновения СДВГ у ребенка, нужно наладить его режим питания, обеспечить ему комфортную атмосферу в семье. Это необходимо для правильной работы нервной системы.

Диагностика СДВ и гиперактивности

Воспитатели, учителя, тренеры, психологи могут обратить внимание на гиперактивное поведение, отсутствие внимания и другие трудности в общении ребенка в коллективе, но распознать, поставить такой диагноз, как СДВГ, его лечить должен только невролог или психиатр.

СДВГ не может быть поставлен за 1 прием. Сначала врач должен исключить:

  • возможные патологии ЦНС;
  • нарушения физического или умственного развития;
  • последствия психологических травм;
  • тревожные расстройства;
  • другие болезни (эпилепсия, эндокринные патологии, шизофрения).

Далее – разобраться с возможными причинами возникновения СДВГ и назначить гиперактивному ребенку необходимые исследования:

  • биохимический, общий анализ крови;
  • электроэнцефалографию (ЭЭГ);
  • измерение внутричерепного давления;
  • магнитно-резонансную томографию (МРТ);
  • электрокардиограмму.

После анализа результатов исследований и симптомов врач может поставить диагноз, назначить гиперактивному ребенку лечение, а также порекомендовать занятия с узкими специалистами (массажистом, дефектологом, мануальным терапевтом, психологом).

В чем разница между гиперактивностью и активностью: признаки СДВГ или нет?

Почему энергичные и гиперактивные дети – не синонимы? Потому что энергичность является нормой для здорового ребенка, а излишняя физическая и бурная психоэмоциональная деятельность – нет.

Существует ряд признаков СДВГ, по которым родители могут заподозрить отклонение у своих отпрысков:

  • чрезмерная активность по сравнению со сверстниками;
  • рассеянность;
  • расторможенность;
  • невнимательность;
  • неумение выполнять задачи, требующие концентрации внимания;
  • излишняя эмоциональность;
  • неусидчивость;
  • нарушение координации;
  • проблемы в поведении: не выполнение правил, отсутствие навыка договариваться (для детей 5-6 и более лет).

Обратитесь к специалисту, если у вашего ребенка более 6 месяцев сохраняются все эти симптомы, так как дети просто не смогут «перерасти» СДВГ. Да, в периоде пубертата активность и расторможенность снизятся, но появится суетливость, безответственность, трудности в самоорганизации, ощущение внутреннего беспокойства.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Если диагноз СДВГ был поставлен, то родителям необходимо:

  1.  Не поддаваться панике. При коррекции образа жизни и лечении состояние малыша можно значительно улучшить.
  2.  Привлекать к процессу реабилитации родственников и ближайшее окружение ребенка.
  3.  Следовать рекомендациям врача. В доказательной медицине, к сожалению, нет единого протокола лечения СДВГ. Но симптоматику можно облегчить медикаментозно.
  4.  Заниматься со специалистами. В зависимости от симптомов, возраста гиперактивного ребенка (2, 3, 4 года) психологи и логопеды-дефектологи разрабатывают программы для коррекции нарушений.
  5.  Проходить специализированные курсы. Например, курс нейропсихологической коррекции. Его программа предусматривает массажи, растяжки, упражнения для разработки речевого аппарата, развития моторики. Все это необходимо для реструктурирования функций головного мозга.

Также важно не иметь слишком завышенных требований по отношению к отпрыску, особенно, если у вас гиперактивный ребенок, нельзя унижать и высказывать постоянную неудовлетворенность его достижениями, так как это может стать причиной СДВГ или усугубить его симптоматику.

Советы психолога родителям детей с СДВ и гиперактивностью

Процесс выздоровления малыша с симптомами гиперактивности – непростой и требующий постоянной работы. Поэтому психологи рекомендуют следовать таким советам:

  1.  Позаботьтесь о своем внутреннем ресурсе. Родители малышей с СДВГ склонны к тревожности, самобичеванию, агрессии. Это связано с тем, что такие дети требуют много внимания и сил. Поэтому обоим партнерам необходимо пополнять собственные ресурсы посредством отдыха, полноценного сна, психотерапии, различной активности.
  2.  Не стесняйтесь говорить окружающим о том, что у вашего малыша СДВГ. Заручитесь их поддержкой в коррекции заболевания, объяснив, как с такими детьми следует себя вести и коммуницировать.
  3.  Создайте в семье комфортную для сына или дочери атмосферу. Помните, что крики и ссоры негативно сказываются на состоянии детей с симптомами гиперактивности.
  4.  Придерживайтесь экологичности в воспитании. Избегайте физической расправы. Помните, что малыш невнимательный или рассеянный не потому, что делает это вам назло, а потому, что по-другому он не может.
  5.  Несколько раз в день обнимайте своих детей. Тактильный контакт особенно важен для ребенка с СДВГ, когда он сильно возбужден и не может справиться со своими эмоциями.
  6.  Соблюдайте режим дня. Для малышей с симптомами гиперактивности это очень важно.
  7.  Обеспечьте сбалансированное питание. Уберите из детского рациона неполезную пищу, введите еду с высоким содержанием белка.
  8.  Помогите сыну или дочери правильно организовать свой быт. Таким детям сложно все раскладывать по местам, поэтому нужно их заинтересовать. Например, можно купить контейнеры для хранения с изображениями любимых супергероев.
  9.  Пишите напоминания и составляйте списки вместе с младшими членами вашей семьи. Это поможет справиться с рассеянностью и приучить их к порядку.
  10.  Заботьтесь о здоровье своего гиперактивного малыша. Не забывайте о сезонных обострениях симптомов СДВГ и, если необходимо, обращайтесь к специалисту.
  11.  Подберите сыну или дочери спортивную секцию (плавание, ритмика, конный спорт). Детям с симптомами гиперактивности противопоказаны командные и соревновательные игры
  12.  Тренируйте внимание малыша. Это можно делать с помощью книг, игр и различных упражнений.
  13.  Учите сына или дочь правильно коммуницировать с окружающими. Разъясняйте правила общения, обсуждайте неудачи, причины конфликтов.
  14.  Берегите психику гиперактивных отпрысков. Не допускайте переутомления, избегайте большого скопления людей и мероприятий, которые могут привести к нарастанию психоэмоционального напряжения сына или дочери.
  15.  Научите младшего члена семьи избавляться от стресса и напряжения. Это может быть арт-терапия, занятия творчеством, книги и специальная дыхательная гимнастика.

Помните, что ни советы специалистов, ни медикаментозное лечение не заменят любви и адекватности родителей в воспитании гиперактивных детей. Отсутствие поддержки ребенка в семье и его неприятие могут замедлить коррекцию СДВГ.

Вы зашли в магазин и видите маму с ребёнком, который бегает между стеллажами и опрокидывает пакеты с продуктами. Что вы думаете в этот момент – это гиперактивный ребёнок или родители его плохо воспитывают?

  • Как разобраться, ребёнок плохо себя ведёт, потому что «отбился рук» или его все-таки нужно показать специалистам.
  • Врач написал «СДВГ» вашему ребёнку в карточке. Страшный ли это диагноз, нужно ли лечить или поискать хорошего репетитора?
  • Ребёнок неуправляемый, свекровь рассказывает, что отец ребёнка в детстве был тоже очень подвижный, но потом «перерос». Нужно ли ждать, когда «перерастёт», или лучше отвести его на занятия к психологу, как советует подруга.
  • Ребёнок плохо себя ведёт, все теряет и забывает, наказания не действуют. Что делать?

Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы.

На эти и другие вопросы вы найдёте ответ в этой статье.

Содержание

  • СДВ и гиперактивность: что это такое
    • Виды гиперактивности
  • Масштабы проблемы
  • Причины появления СДВГ
    • Биологические факторы 
    • Генетические факторы
    • Психосоциальные факторы
    • Экологические факторы
  • Диагностика СДВГ
  • Симптоматика
    • Гиперактивность
    • Дефицит внимания
    • Импульсивность
  • Как отличить гиперактивность от активности: признаки
    • СДВГ или нет?
  • Гиперактивный ребенок: что делать
  • Советы родителям гиперактивных детей
  • Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности
  • Рекомендация психолога

СДВГ: что это такое

Prostock-studio/Shutterstock.com

СДВГ расшифровывается как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности». Он характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с вниманием и усидчивостью. Больше половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью ( по данным медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им.Сербского).

СДВГ – это не просто диагноз, а целая группа нарушений, которые объединены на основании наличия признаков, не соответствующих возрасту. Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий – всё это СДВГ.

Дети с такими нарушениями плохо адаптируются в социуме:

  • «плохое» поведение в садике;
  • конфликты со сверстниками на детских площадках;
  • проблемы с успеваемостью в школе;
  • сложности с поведением на уроках (попробуй усиди на месте, сложа руки, целых 40 минут, когда за окном столько интересного, а в голове – туча мыслей, и все – не об учёбе);
  • нежелание и неумение самостоятельно выполнять домашнюю работу и т.п.

Виды гиперактивности

СДВГ не проявляется у всех одинаково. При диагностике выделяют несколько типов синдрома. У детей может наблюдаться одновременно излишняя подвижность и расстройство внимания, а может быть дефицит внимания без гиперактивного компонента. Или наоборот – ребёнок очень импульсивный, с трудным поведением, которое сам не может контролировать, но задачи на внимание ему удаётся выполнять хорошо. Также существуют и смешанные типы. В любом случае, для того чтобы точно диагностировать расстройство, необходимы исследования (МРТ, ЭЭГ и др.) и наблюдение врача.

Масштабы проблемы

Prostock-studio/Shutterstock.com

Сколько таких детей в мире?

По данным эпидемиологических исследований в разных странах, разброс частоты встречаемости данного расстройства от 1-3% до 24-28 %.

По возрасту это примерно 5% среди детей до 18 лет, 6% – среди детей школьного возраста, 3% среди подростков.

Согласно статистике, лидеры по количеству детей с СДВГ – США (4 – 20%) и Россия (7 – 16 %). Затем идут Китай (1 – 13%) и Италия (3 – 10%).

*Данные из «Гиперкинетические расстройства» (СДВГ) Корень Е.В, Куприятнова Т. А – Федеральный Медицинский Исследовательский Центр психиатрии и наркологии им.В.П. Сербского Минздрава Росиии, Москва, 2015.

Разброс в статистике связан с тем, что в разных странах – разные критерии и методы диагностики.

Причины появления СДВГ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

1. Биологические факторы

Это церебрально-органические факторы, т.е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:

  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • нарушения течения беременности и родов;
  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробная гипотрофия;
  • беременность до 20 лет и после 40;
  • употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.

2. Генетические факторы

Prostock-studio/Shutterstock.com

Наследственность СДВГ подтверждается у 50 % людей с этим синдромом.

3. Психосоциальные факторы

  • Низкое социальное положение семьи
  • Алкоголизм родителей
  • Тяжелые разногласия между родителями

4. Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими)

Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы.

В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:

  • недостаток белков в рационе ;
  • избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
  • дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70 % гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).

Диагностика СДВГ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кто может поставить диагноз СДВГ ребёнку?

Только врач – психиатр или невролог.

Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.

Врач разбирается с симптомами, ставит диагноз, прописывает лечение и в зависимости от особенностей проявления трудностей рекомендует занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

Симптоматика

1. Гиперактивность

Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.

Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.

2. Дефицит внимания

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дефицит внимания – основной симптом при СДВГ. Обычно большинство проблем дома, в саду и в школе связано с ним.

Само внимание имеет множество аспектов: фокусировку, поддержание внимания, переключение внимания и т.п. Для каждого возраста существуют определённые нормы удерживания внимания по времени. При СДВГ эти значения не соответствуют возрасту и обозначаются термином «Отвлекаемость».

Отвлекаемость – расстройство внимания, при котором происходит быстрое переключение на новые объекты во внешней среде или на внутренние процессы: случайные ассоциации, мысли, воспоминания и т.п.

3. Импульсивность

Импульсивность – это недостаток контроля за своим поведением при определенных требованиях окружающей среды. Как выражается у детей с СДВГ:

  • при выполнении заданий им сложно дождаться окончания инструкций и они начинают всё делать раньше времени, неправильно оценивают сложность, не вникают в требования к заданию;
  • не могут предусмотреть последствия своих поступков, как результат – часто попадают в неприятные или опасные ситуации;
  • часто подвергают себя ненужному риску, чтобы поразить или привлечь внимание сверстников, например. Отсюда – повышенная травматичность (часто падают, ушибаются, ломают руки, ноги), нередки несчастные случаи.

Часто импульсивных детей называют небрежными, беспечными, легкомысленными.

Как отличить гиперактивность от активности: признаки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Признаки, по которым родитель может предположить данное расстройство у своего ребёнка:

  1. Ребёнок более подвижен, чем сверстники – не сидит на месте, «бегает по потолку».
  2. Общая расторможенность (излишние движения, все время раскачивается на стуле, вертится, болтает ногами) или речевая (болтает без умолку).
  3. Ребёнок часто рассеян, забывает и теряет вещи, забывает инструкции, отвлекается при выполнении заданий.
  4. Не слушает обращённую к нему речь.
  5. При выполнении заданий, требующих усидчивости, ребёнок быстро устаёт. Чтобы выполнить задание хорошо (для школьников) требуется внешний контроль: часто необходимо в буквальном смысле сидеть рядом и контролировать выполнение.
  6. Не может доводить дела до конца, чаще всего бросает всё на полпути, быстро передумывает и теряет интерес к деятельности.
  7. Повышенная эмоциональность – ребёнок не может удерживать эмоции внутри, выплёскивает их на окружающих.
  8. Часто отвечает, не подумав, перебивает других людей.
  9. Ему сложно дожидаться своей очереди.
  10. Не сдержан в поведении, может подраться, часто ссорится со сверстниками.
  11. Может наблюдаться нарушение координации, часто получает травмы.
  12. Существуют проблемы в поведении: не слушается, не выполняет правила, с ним сложно договориться (для детей старше 4 лет).

СДВГ или нет?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Инструкция для родителей, которые предполагают, что у ребёнка СДВГ.

Тревожиться стоит, если:

  • перечисленные выше симптомы наблюдаются у ребёнка больше 6 месяцев и мешают адаптации ребёнка в социуме (в норме у здоровых детей тоже могут быть реактивные состояния, похожие на гиперактивность. Они могут быть вызваны болезнью или психологическими потрясениями. Но если это кратковременные проявления, это не СДВГ);
  • симптомы проявляются везде: дома, в саду, на кружке – ребёнок везде так себя ведет;
  • трудности в поведении проявляются не менее, чем в двух сферах деятельности ребёнка. Напимер, ему сложно выполнять графические задания в детском саду, и на занятии гимнастикой вы замечаете, что у него не получается выполнять инструкции и нарушена координация.ё
  • трудности действительно нарушают обучение и общение ребёнка, несмотря на нормальный уровень его интеллекта.;
  • трудности в поведении появились и развились в возрасте до 7 лет;
  • исключены другие заболевания нервной системы и нарушения развития. Очень часто с СДВГ путают эмоциональные трудности, следствие перенесённых психологических травм, расстройства аутистического спектра (РАС) (хотя РАС могут сочетаться с СДВГ), тревожными расстройствами, эндокринными заболеваниями, некоторыми формами эпилепсии и шизофрении. Поэтому совершенно необходимо при подозрениях на СДВГ проводить тщательную диагностику специалистом.

Существует мнение (особенно у старшего поколения), что ребёнок свою расторможенность «перерастет». На самом деле по мере взросления ребёнка уходит только гиперактивный компонент. Например, у подростков гиперактивность и двигательная расторможенность становятся меньше, но они заменяются суетливостью и состоянием внутреннего беспокойства. Для них так же характерны безответственность, трудности в самоорганизации и планировании деятельности, конфликтность во взаимоотношениях и рискованное поведение.

Гиперактивный ребёнок: что делать?

Prostock-studio/Shutterstock.com

1. Не паниковать

При правильно организованной реабилитации и коррекции трудностей состояние ребёнка значительно улучшается.

2. Лечиться

Поскольку нет единой причины, вызывающей СДВГ, то и подход к преодолению трудностей должен быть многофакторным. Единственного эффективного метода лечения для преодоления СДВГ до сих пор нет (по крайней мере, в нашей стране), но при комплексном подходе к проблеме с ней вполне можно справиться.

Задача медикаментозной терапии – облегчить симптомы СДВГ в том случае, когда не получается справиться с поведенческими или когнитивными нарушениями при помощи поведенческой терапии, коррекционных занятий психолога или психотерапии.

В большинстве случаев целесообразно начинать с психологической консультации семьи ребёнка и психологической коррекции и желательно это всё сразу сочетать с лечением. Нужно понимать, что таблетки иногда бывают необходимы, но уповать только на них не стоит. Обязательно нужно посещать специалистов, занятых работой с такими детьми.

3. Заниматься с психологом, дефектологом

В зависимости от возраста и сложностей ребёнка психолог и дефектолог выстраивают программу профилактики или коррекции нарушений. Вся эта работа направлена на то, чтобы уменьшить нарушения, повысить обучаемость и улучшить общение ребёнка.

4. Пройти курс нейропсихологической коррекции

kak_besplatno_otpravit_rebyonka_v_detskiy_lager_ili_sanatoriy_v_ufe_image_5aeffef6c27820.60848458

Prostock-studio/Shutterstock.com

Это специальный комплекс психологических методик, которые способствуют переструктурированию функций мозга и созданию компенсаций у ребёнка, чтобы он мог лучше регулировать своё поведение и эффективнее обучаться.

Комплекс нейрокоррекции включает в себя растяжки, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные движения, упражнения для развития моторики, релаксации и др.

Минимальное количество занятий на курс – 16. Плюс обязательно необходимо между визитами к нейропсихологу выполнять упражнения дома.

5. Включение родителей и ближайшего окружения ребёнка в реабилитацию, разъяснение им особенностей воспитания гиперактивного ребёнка и общения с ним

Родителям детей с СДВГ важно научиться не взаимодействовать с ребёнком по типу гиперопеки и вседозволенности и при этом избегать завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить.

Советы родителям гиперактивного ребёнка

Prostock-studio/Shutterstock.com

1. Забота о себе

Позаботьтесь о собственных ресурсах и способах восстановления сил. Гиперактивный ребёнок требует много внимания и терпения. У родителей гиперактивных детей часто наблюдается повышенная тревожность, раздражительность и склонность к самообвинению.

В истощенном состоянии проявления СДВГ сложно выдерживать, поэтому важно выработать ряд действий и мероприятий, которые помогут вам восстанавливаться. Встречайтесь с друзьями, пройдите курс психотерапии, заботьтесь о полноценном сне и отдыхе.

2. Поддержка специалистов

Получите консультации специалистов, работающих с проблемой СДВГ: врача, психолога, дефектолога, логопеда (если он необходим). Договоритесь о коррекционных занятиях для ребёнка.

Без помощи специалистов справиться с СДВГ практически невозможно.

3. Принимающая среда

Объясните близким родственникам и педагогам, которые работают с вашим ребёнком, его особенности. Попросите их помогать в коррекции и объясните, как лучше общаться с ребёнком и как ему можно помочь.

4. Микроклимат в семье

Prostock-studio/Shutterstock.com

Конфликты между взрослыми и неблагополучие в семье обычно усиливают симптоматику и усугубляют состояние ребёнка с СДВГ.

Количество разводов в семьях с ребёнком СДВГ выше в 2 раза, чем статистическое. Поэтому родителям важно поддерживать друг друга в усилиях по преодолению сложностей ребёнка, а не ссориться из-за методов воспитания.

5. Экологичность в воспитании

Избегайте криков и физических наказаний в воспитании гиперактивного ребёнка (впрочем, это относится ко всем детям).

Важно понять, что ребёнок не слушается и отвлекается не потому, что он не хочет поступать правильно, а потому что не может.

Предъявляя ребёнку завышенные требования, вы рискуете довести его до нервного срыва, спровоцировать эмоциональные трудности и другие заболевания. Крик, наказания и агрессия ситуацию точно не улучшат, а вот ухудшить состояние вполне могут.

Чаще хвалите ребёнка за его усилия, особенно, когда деятельность требует концентрации внимания.

6. «Обнимашки»

Физический контакт таким детям очень важен. Обнимайте ребёнка, прижимайте к себе в трудных ситуациях, когда он не может справиться с эмоциями или возбуждением.

7. Соблюдение режима дня

Prostock-studio/Shutterstock.com

Чем чётче распорядок дня, тем легче справиться с симптомами СДВГ.

8. Полноценное питание

Ограничьте сладкое в рационе ребёнка, позаботьтесь о достаточном количестве в пище белка (мясо, рыба) и микроэлементов.

9. Организация пространства

Помогите ребёнку структурировать и удобно организовать пространство, в котором он живет.

Гиперактивным детям сложно всё убирать по местам и самостоятельно наводить порядок. Имеет смысл купить много разноцветных контейнеров, промаркировать их (для дошкольников можно наклеить соответствующие картинки), научить классифицировать и раскладывать вещи по местам (иначе в комнатах таких детей, как правило, царит бардак).

10. Маркировки и стикеры

Поскольку гиперактивные дети часто бывают рассеяны и забывают вещи, составляйте вместе списки (постоянные и временные), маркируйте, если это возможно, вещи, оставляйте стикеры-напоминалки.

11. Забота о здоровье

Заботьтесь о сохранении общего здоровья ребёнка, проводите профилактические оздоровительные мероприятия.

Дело в том, что заболевший ребёнок будет более расторможен и невнимателен. В некоторых случаях даже смена сезона может вызывать обострение симптоматики СДВГ.

Если наблюдаете обострение симптомов СДВГ, имеет смысл проконсультироваться с доктором и в сложных состояниях согласиться на лечение амбулаторно, в условиях дневного стационара или в стационаре, чтобы подобрать медикаментозную терапию.

12. Спорт

Prostock-studio/Shutterstock.com

Подберите для ребёнка спортивную секцию. Детям с СДВГ обычно противопоказаны соревновательные виды спорта, также сложны для них те виды, где нужно играть в команде (из-за импульсивности и нарушений общения).

Отлично подойдут плавание, лыжи, теннис, ушу, конный спорт, ритмика.

13. Тренируйте внимание

Играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию и тренировке внимания. Такие игры и упражнения можно найти в интернете или купить книгу.

14. Развитие навыков общения

Старайтесь развивать у ребёнка навыки общения. Обсуждайте неудачи в общении, разъясняйте правила в коммуникациях. С дошкольниками можно читать коррекционные сказки и истории.

15. Бережное отношение к психике

Prostock-studio/Shutterstock.com

Оберегайте ребёнка с СДВГ от переутомления, большого скопления людей, массовых мероприятий. Все это приводит к нарастанию гиперактивности.

16. Релакс

Учите ребёнка расслабляться и сбрасывать напряжение. Это могут быть специально подобранные игры и упражнения или методы арт-терапии.

Детям с СДВГ показано работать с красками, глиной, заниматься творчеством.

17. Используйте полезные приложения

Например, сервис «Где мои дети».

Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности

Prostock-studio/Shutterstock.com


Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы. С его помощь вы всегда сможете:

  • контролировать перемещения своего ребёнка и его маршрут (особенно это актуально для школьников);
  • понять, что сейчас происходит в окружении ребёнка, если он не отвечает на телефонные звонки, отправив громкий звуковой сигнал – может он попал в опасную для себя ситуацию или связался с плохой компанией?
  • включить звук вокруг и выяснить, как обстоят дела в школе, секции, как ребёнок общается с посторонними, адаптируется и ведёт себя в обществе. Кроме того, если вы подозреваете, что у него есть какие-либо проблемы, о которых ребёнок молчит, запись звука может быть крайне полезна;
  • получить сигнал SOS от ребёнка в экстренной ситуации;
  • отправить голосовое или текстовое сообщение, а также позвонить ребёнку в любой момент;
  • проследить статистику использования мобильных приложений;
  • понять, вовремя ли приходит ребёнок в школу, секцию или домой; сколько времени проводит в том или ином месте (например, не сбегает ли с занятий) и где бывает чаще всего.

Если вы будете знать, что происходит, то с большей гарантией сможете помочь. Ненавязчивый, но бдительный контроль окажет незаменимое содействие родителям гиперактивных детей.

Рекомендация от психолога

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если вы замечаете у своего ребёнка признаки гиперактивности и дефицита внимания, постарайтесь не игнорировать свое волнение и не откладывать поход к специалистам.

При комплексном подходе к коррекции СДВГ прогноз относительно благоприятен : у большинства детей по мере роста и коррекции нарушения компенсируются и большинство симптомов уходит.

Кроме того, помните, что никакой специалист и никакое лечение не заменит любви и адекватности родителя. Без искренней заинтересованности родителя работа по коррекции СДВГ будет проходить крайне сложно.

blockquote

Prostock-studio/Shutterstock.com

Любите своих детей такими, какие они есть, и верьте, что преодолеть трудности возможно. Главное – делать.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Видео как тетю найти
  • Как найти айди триколор на телевизоре самсунг
  • Как найти config программы
  • Как исправить частое сердцебиение
  • Как найти угол девятиугольника вписанного в окружность