Как найти подход к ребенку в учебе

Найти мотивацию к учебе не так просто даже взрослым людям. С детьми еще сложнее: уроки могут надоедать, казаться скучными и бесполезными. Рассказываем, как зажечь искру в ребенке и мотивировать его учиться

Об эксперте: Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний» «Учи.ру».

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не хочет учиться. Дети, особенно младшего возраста, не умеют самостоятельно работать с мотивацией. Для многих учеба становится скучной обязанностью, в которой они не видят большого смысла. У ребенка падает интерес, стремление заниматься, и ухудшаются оценки. Ему интереснее сидеть в телефоне, смотреть смешные видео и проводить время с друзьями. Первая мысль, которая может прийти в голову родителя — заставить.

Но принуждение — не самый действенный способ: ребенок может начать еще больше сопротивляться. Чтобы справиться с проблемой, стоит сначала поискать не способы ее решения, а корни. Отсутствие мотивации, например, может быть связано со взаимоотношениями учителя и ученика. Неосторожные слова педагога, брошенные во время урока, могут привить неприязнь к предмету и повлиять на желание учиться. Среди других возможных причин — плохие отношения с одноклассниками, буллинг, низкая самооценка и чрезмерная загруженность.

Если ребенок чувствует себя неуверенно, подвергается давлению со стороны учителя или других учеников, то схожее отношение со стороны родителя только загонит его в угол. Первое, что нужно сделать, если ребенок потерял мотивацию учиться, — попробовать с ним поговорить и сделать это в максимально дружественной форме. Спросить об отношениях с учителями, одноклассниками, узнать, не устает ли он и что можно сделать, чтобы он чувствовал себя лучше. Сказать, что вы его понимаете, так как сами проходили через школьные годы и знаете, как это сложно. Ребенок должен видеть, что у него есть поддержка со стороны родителя и ему есть к кому обратиться за помощью. В случаях, когда ребенок замыкается и не хочет идти на контакт, можно подключить детского психолога, который поможет справиться с ситуацией.

Фото:Sharon McCutcheon / Unsplash

Главное — помнить, что отсутствие интереса к учебе не говорит о том, что с ребенком что-то не так. Нежелание учиться можно сравнить с нежеланием взрослого человека работать. Оно часто возникает при проблемах с коллективом, грубых начальниках, монотонных задачах и переработках. Как только человек находит любимую работу, где к нему хорошо относятся, поддерживают и предлагают задачи, схожие с его интересами, его мотивация растет и он начинает трудиться с удовольствием. То же происходит с ребенком. Если изменить подход к обучению, у него появится интерес, а все проблемы уйдут в прошлое. Важно знать, где искать проблемные точки.

Ребенок не учит конкретный предмет

Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.

  • Ребенок не ладит с учителем

В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя. Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету.

  • Слишком много заданий

Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.

  • Ребенку сложно учить предмет

Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.

Фото:Pixabay

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

  • Ребенку не подходит этот предмет

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

  • Ребенку не подходят эти курсы

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики. К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

Фото:Kelly Sikkema / Unsplash

Ребенок быстро бросает учебу

Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.

  • Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться

Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.

  • Ребенок бросает факультативы

Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.

Ребенок постоянно играет с гаджетами

Проблема родителей XXI века — огромное количество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Ребенку интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением задач по математике. Иногда привязанность к гаджету становится настолько сильной, что ребенка невозможно оторвать от экрана и убедить сделать домашнее задание.

Чтобы справиться с проблемой, можно интегрировать обучение в смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы зашли настолько далеко, что появилось большое разнообразие телефонных приложений, компьютерных игр и занятий на основе VR-технологий, которые увлекают детей и одновременно занимаются их образованием. Например, для перехода на следующий уровень игры, ребенку нужно найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры затягивает ребенка, и он на азарте проходит обучение до донца.

Оптимальный вариант — найти курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это в принципе естественный процесс. Мы в «Учи.ру» давно исследуем и находим эффективные инструменты геймификации образования, постоянно адаптируем и встраиваем в нашу платформу.

Главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится, не показывает интерес к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими переживаниями, не будет бояться подойти с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений будет проще найти проблемные точки в обучении и зародить в ребенке желание хорошо учиться.

Что почитать по теме

  • Статья «Мела» об игровых моделях в школьном образовании;
  • Материал «Хабра» о том, как вовлеченность детей влияет на достижение поставленных целей и удовольствие от образования;
  • Подборка воспоминаний успешных ныне ИТ-специалистов о своих школьных годах на vc.ru.

Материалы РБК Трендов:

  • О том, как помочь ребенку с выбором будущей профессии;
  • Как привить ребенку любовь к иностранным языкам;
  • Отдельно — как привить ребенку любовь к чтению в целом;
  • Почему цифровые технологии — это будущее школьного образования.

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо  зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Выяснить причину – 50% успеха

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки  выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Поделитесь этой информацией в соц. сетях

Начинается учебный год, и Интернет взрывается от родительских запросов: «ребёнок не хочет учиться», «как заставить ребёнка делать уроки?», «что делать, если ребёнку надоела учёба?». Каждый родитель хочет видеть в сыне или дочери примерного ученика, с радостью бегущего в школу и прилежно выполняющего домашние задания. Но что делать, если у ребёнка вдруг пропало желание учиться? Стоит ли его заставлять или есть другие способы? Ответы вы найдёте в данной статье.

Перестаньте гиперопекать ребёнка и дайте разумную свободу формирующейся личности. При это не беспокойтесь за ребёнка, всегда знайте, где он находится, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него с помощью приложения «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay.

Содержание:

  • Выясняем причину
  • Правильная позиция родителей
  • Как помочь ребёнку?
    • Советы психолога
    • 8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу
  • Стоит ли делать уроки с ребёнком?

Выясняем причину

Как заставить ребенка учиться

Prostock-studio/Shutterstock.com

Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения. Это может быть:

1. Отсутствие мотивации

Ребёнок не понимает важности и нужности процесса обучения. На уроках ему скучно, учителя он не слушает, предпочитает заниматься своими делами или болтать с одноклассниками.

blockquote

Prostock-studio/Shutterstock.com

Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]

Почему дети не хотят делать уроки? Ответ самый простой. Им не интересно.

К сожалению, школа имеет мало практического опыта для жизни и успеха, а гаджетов и «отвлечений» много. Поэтому школьники часто не понимают – зачем? Для чего им это надо? И как это пригодится в жизни? Важно разговаривать с детьми, отвечать на эти вопросы. Показывайте, рассказывайте на примере известных «молодёжных» людей. Попробуйте вместе использовать эти знания в жизни. Хвалите действия школьника.

Например, можно собрать друзей ребёнка и устроить квест «Зачем нам математика?» Команда, которая найдёт больше практических примеров, получает пиццу,

2. Проблемы во взаимоотношениях «учитель – ученик» 

Случай из практики. Даша всегда была прилежной ученицей, ей нравилось ходить в школу, получать хорошие оценки, радовать родителей. Но внезапно поведение девочки изменилось. Она стала замкнутой, раздражительной, перестала выполнять домашние задания. А однажды сказала родителям, что в школу больше ходить не будет. Встревоженные мама и папа никак не могли добиться от дочери, что с ней произошло. Пришлось обратиться за помощью к психологу. Оказалось, что незадолго до этого учительница показала Дашину тетрадь всему классу со словами, что задания девочка выполняет хорошо, но вот пишет как курица лапой. Все дети засмеялись. После этого случая Даша изменила своё отношение и к школе, и к учительнице.

Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.

3. Конфликты с одноклассниками, насмешки, буллинг

Как заставить ребенка учиться советы психолога

Prostock-studio/Shutterstock.com

Случай из практики. Ванины родители переехали в новый район, и мальчику пришлось пойти в новую школу. Сначала ему всё нравилось, и учителя, и одноклассники, но вскоре родители заметили, что сын стал прогуливать уроки. Попытки узнать, почему он так делает, не привели к успеху. Мальчик продолжал врать родителям, что ходит в школу, а сам в это время гулял по городу. Вскоре родителей вызвал директор и объявил, что за систематические прогулы их сын может быть исключен из школы. В тот же день позвонила мама Ваниной одноклассницы. Она рассказала, что Ваня стал жертвой буллинга – травли. Ребята издевались над ним за то, что он не курит, как все остальные мальчики в классе, и носит немодную одежду. Её дочери стало жалко Ваню, и она обо всём рассказала матери, надеясь, что та сможет помочь. Ванины родители были в шоке. Оказалось, что сын просто не хотел посвящать их в свои проблемы и предпочитал терпеть издевательства и насмешки со стороны новых одноклассников.

Родителям важно обращать внимание на все изменения в поведении сына или дочери и суметь вовремя помочь ребёнку, если он стал жертвой буллинга.

4. Неблагоприятная семейная обстановка

Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?

5. Родительский сверхконтроль

Как заставить ребенка делать уроки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Есть такие родители (это, в основном, мамы), которым важно контролировать всё, что происходит в семье. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?

6. Низкая самооценка, неуверенность в себе

Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема. Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Ребёнок начинает прогуливать уроки, перестаёт выполнять домашние задания, приносит плохие оценки. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?

7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы

Ребенок не хочет делать уроки советы психолога

Prostock-studio/Shutterstock.com

В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков на поздний вечер.

8. Физиологические причины

Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.

Сочетание причин

Следующая история как раз об этом.

Случай из практики. Стёпа с детства имел лишний вес и очень из-за этого переживал. Уроки физкультуры превращались для него в пытку. Стёпе не удавалось ни пробежать большую дистанцию, ни залезть по канату, ни отжаться от пола. Учитель постоянно ругал его, одноклассники смеялись. На других уроках мальчику тоже приходилось несладко. У него не было друзей, никто не хотел с ним сидеть за одной партой. Стёпины родители собирались разводиться, и им было не до переживаний сына. Замкнутый и неуверенный подросток находил себя лишь в компьютерных играх. Но однажды его судьба резко изменилась. Через онлайн-игру он познакомился с компанией ребят, которые обманывали пожилых людей и забирали у них деньги. Вскоре мошенники решили «взять в дело» и Стёпу. Сначала было страшно, но постепенно он «вошёл во вкус» и стал продолжать дело своих «друзей». Наконец-то Стёпа занимался делом, в котором был успешен, и никто над ним не смеялся и не унижал.

Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.

Правильная позиция родителей

Ребенок делает уроки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

blockquote

Prostock-studio/Shutterstock.com

Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]

Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.

Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,

– Елена Овчаренко,

детский и семейный психолог.

Адекватное восприятие ситуации

Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.

Крики, ругань и наказания оставляем за дверью. Они ничем не помогут. «Страшилки» про профессию дворника – тоже.

Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.

О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Поддержка

Ребенок не хочет делать уроки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:

  • «Я в тебя верю»;
  • «Всё получится»;
  • «Мы вместе решим эту проблему»;
  • «Не бывает безвыходных ситуаций».

Помощь

Родители могут:

  • объяснить непонятный материал сами;
  • нанять репетитора;
  • поговорить с учителем;
  • скорректировать родительскую позицию;
  • сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
  • найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка в школе и хорошо ли с ним обращаются учителя, чтобы вовремя помочь и решить проблему. Слушайте звук вокруг и отслеживайте местоположение ребёнка в режиме реального времени с приложением «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay.

blockquote

Prostock-studio/Shutterstock.com

Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]

Заключите с ребёнком договор, прямо письменный, настоящий. Чётко пропишите, что полагается за «добровольное» выполнение уроков и какое «наказание» за невыполнение заданий. Отлично работают со старшими школьниками поощрительные мероприятия, например, всю неделю ребёнок делал уроки сам, в выходной вся семья едёт туда, куда хотел школьник. Наклейки, собирание по буквам слово «молодец» прекрасно работают с младшими школьниками,

– Елена Овчаренко,

детский и семейный психолог.

Как помочь ребёнку?

Ребенок отказывается делать уроки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Советы психолога

Из поколения в поколение переходит у нас нелюбовь к учёбе. Детей ещё в детском саду начинают пугать: «Вот пойдёшь в школу, учительница не будет смотреть на твои капризы, сразу двойку влепит», «вот будешь плохо вести себя – пойдешь к директору в кабинет». Ребёнок заранее готов к тому, что учиться будет сложно, неинтересно, тягостно.

  • Старайтесь говорить о школе и учителях в позитивном ключе. Школа – основа, база, фундамент всей будущей жизни ребёнка.

Когда чувства ребёнка отрицаются, он быстро теряет интерес к любому делу, в том числе и к учёбе. Ребёнок говорит: «Эта очень сложная задача. Я её никогда не решу» и получает в ответ: «Ты просто очень ленивый, для тебя всё сложно».

  • Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
  • В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.

Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями. То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.

Бич всех родителей – сравнение ребёнка с другими детьми. «А Машенька одни пятёрки получает, а ты только двойки да тройки приносишь», «а Светочка давно уже сама уроки делает, а ты все маму просишь помочь». И ребёнок начинает тихо ненавидеть Машеньку со Светочкой, считая себя полным неудачником.

  • Если сравнивайте ребёнка, то только с самим собой: «Вот видишь, в том году тебе было сложно запомнить таблицу умножения, а в этом году ты её как орешки щёлкаешь!»

8 эффективных способов мотивации на хорошую учёбу

  1. Чаще хвалите за успехи, даже за самые незначительные.
  2. Объясните, почему так важно учиться в школе, что это даст ребёнку в будущем.
  3. Не стоит ругать за плохие оценки, ребёнок и так расстроен этим фактом. Постарайтесь сначала выяснить причину.
  4. Не «покупайте» хорошие оценки гаджетами и модными вещами.
  5. Чаще говорите со школьником о его мечтах и планах на будущее.
  6. Важно научить ребёнка правильному распределению времени после школы, чтобы его хватало и на отдых, и на домашние задания.
  7. Позиция «важны не оценки, а знания» полезна как для родителей, так и для детей.
  8. Делайте уроки с ребёнком только в том случае, если он попросит вас о помощи.

Стоит ли делать уроки с ребёнком?

Как приучить детей самостоятельно делать уроки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Теперь затронем вопрос, тревожащий многих родителей. Стоит ли помогать ребёнку делать уроки? Если не помогать, он же наделает в тетради кучу ошибок, забудет выучить стихотворение и даже не вспомнит о поделке из листьев.

В 2018 году портал «Mail.ru Дети» провёл опрос среди российских родителей на тему выполнения заданных на дом уроков. Оказалось, что большинство родителей (70%) вместе с детьми каждый вечер садятся за домашние задания, и только у 30% мам и пап дети делают уроки самостоятельно.

А вот что вспоминают сегодняшние мамы и папы о своём детстве:

1. «У меня в школе всегда были проблемы с математикой. Ну не понимал я всех этих косинусов, интегралов и функций! В 6 классе отец взялся за моё обучение. А так как педагог из него был не очень хороший, он объяснял все задания на повышенных тонах, сердился, когда я что-то не понимал. В результате мы ссорились, он называл меня дубиной стоеросовой и говорил, что ничего путного из меня не выйдет. Может, какие-то математические знания в моей голове всё-таки отложились, но отношения с отцом оказались испорченными».

2. «А у меня мама с первого класса взяла домашние задания под свой контроль. Мы с ней садились и часами их делали, пока она не была довольна результатом. Иногда маму раздражало, что я делаю задания очень медленно, и она делала что-то за меня. Когда её не было дома, я никогда сама не садилась за уроки. Зачем? Всё равно ей что-нибудь не понравится, и мне придётся переделывать».

Как мы видим, попытки родителей контролировать процесс выполнения уроков не всегда идут ребёнку во благо.

Что рекомендуют специалисты:

  • В первом классе родителям действительно нужно делать уроки с ребёнком, но только для того, чтобы организовать сам процесс. Научите сына или дочь нехитрым приёмам: сначала делаются письменные задания, затем – устные; сложная задача сначала решается на черновике; к контрольной работе и экзамену нужно готовиться заранее.
  • Выделите вместе с ребёнком специальное время для уроков, например, с 17:00 до 19:00. Помогите ему организовать рабочее место и пространство, сделайте хорошее освещение.
  • Не отказывайте, если ребёнок попросит вас о помощи. Но старайтесь делать не за него, а вместе с ним.
  • Домашние задания – это та же работа ребёнка, и только он должен быть за неё в ответе. А не мама с папой, которые свои уроки давным-давно уже выучили.

Запомните, дорогие родители! Ваша задача – не заставлять сына или дочь учиться, а создать в семье такую атмосферу, где ребёнок сможет поделиться любыми проблемами, где его оценивают не по отметкам в дневнике, и где ему помогут обрести новые знания для будущей взрослой жизни.

Детское образование:

  • Самое важное о школьных каникулах 2020-2021: сроки, даты и возможные изменения
  • Как перестать нервничать и ругать ребёнка во время ДЗ?
  • О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?
  • Лучшие смартфоны для детей (младших, средних и старших щкольников) в 2020 году

Готовимся к школе на следующий год:

  • С какого возраста ребёнок может ходить в школу один? Мнение экспертов
  • Адаптация ребёнка к школе
  • Как быстро и легко выучить алфавит с ребёнком
  • Как быстро выучить таблицу умножения с ребёнком

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Хорошо мотивированный ребенок с большей вероятностью будет лучше учиться в школе и положительнее относиться к учебе в целом. Зачастую единственным недостающим элементом мотивации ребенка является адаптация процесса выполнения домашних заданий под предпочитаемый ребенком способ восприятия информации. К другим важным факторам, способным мотивировать ребенка максимально хорошо учиться, также относят установку разумных ожиданий от него и демонстрацию ему важности обучения в школе на собственном примере.

  1. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 1

    1

    Поговорите с ребенком. Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться в школе, важно сначала оценить его личные интересы и способности. Выслушайте ребенка, а затем сообщите ему свой собственный взгляд на то, в чем заключаются его сильные стороны. Возможно, вы будете удивлены тем, что ваш ребенок заинтересован в изучении того предмета, о котором вы даже не могли и подумать.[1]

    • Например, можно спросить: «Какой у тебя любимый предмет в школе? Почему он тебе нравится?» — или: «Какой у тебя самый нелюбимый предмет? Это связано с тем, что он тебя не интересует или просто кажется тебе слишком трудным?»
    • Не пренебрегайте интересами ребенка, если они не совпадают с вашими интересами. Например, если ваш ребенок любит литературу, а сами вы редко что-либо читаете, не говорите ребенку о том, что литература бесполезна. Лучше найдите способ поддержать интерес ребенка, например, можно предложить водить его в библиотеку по субботам.
  2. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 2

    2

    Скорректируйте собственные ожидания. Установите наиболее высокие ожидания от ребенка по тем предметам, которые больше всего его интересуют и к которым у него есть наибольшая склонность. Также четко дайте ребенку понять, что вы все же ожидаете от него добросовестного старания и при изучении тех предметов, которые его меньше интересуют и к которым у него нет особых способностей. Отметьте, что вы будете считать старания ребенка добросовестными, если он будет прикладывать к учебе все свои усилия.[2]

    • Например, если ребенку хорошо дается математика и он ее любит, сообщите, что вы ожидаете от него только пятерок по этому предмету. С другой стороны, если у ребенка наблюдаются проблемы с изучением гуманитарных наук (например, при запоминании столиц государств), сообщите ему, что вы ожидаете от него, чтобы он уделял изучению проблемного предмета не менее 30 минут ежедневно. Объясните, что пока ребенок явно прилагает усилия к учебе, вас не интересует итоговая отметка по предмету.
    • Если вы опасаетесь того, что ребенок просто не прилагает достаточных усилий к изучению какого-либо конкретного предмета, из-за чего получает плохие отметки, требование заниматься этим предметом ежедневно может помочь быстро решить проблему. Если ребенку необходимо всего лишь постараться работать усерднее, вскоре вы увидите, как его оценки вырастут. Ну а если у ребенка действительно просто нет способностей к предмету, по крайней мере, он научится прилагать усилия к решению сложных задач.
  3. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 3

    3

    Помогите ребенку поставить перед собой цели. Постановка целей важна для того, чтобы ребенок мог оценить собственный прогресс и ощутить чувство удовлетворения от завершения поставленных задач. Правильные цели помогут мотивировать ребенка прилагать особые усилия к хорошей учебе в школе.[3]

    • Запишите цели на бумаге. Дети, как и взрослые, больше склонны прилагать усилия к достижению целей, когда они изложены на бумаге. Прикрепите список целей на холодильник или к двери детской комнаты, чтобы он всегда был на виду.
    • Сделайте цели конкретными. Вместо обобщенных размытых целей, как, например, «улучшить понимание прочитанного», ставьте перед ребенком конкретные цели. Например, в таком виде: «Поднять отметки по литературе с троек до четверок».
  4. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 4

    4

    Разбейте выполнение заданий на более мелкие части. Один только взгляд на гору предстоящей работы может ошеломить ребенка. Но если вы разобьете его нагрузку на повседневное выполнение определенных задач, это позволит снизить стресс от слишком большого объема работы по предметам в последние дни подготовки к определенным занятиям.

    • Определите для ребенка конкретные ежедневные задачи, которые помогут ему хорошо справляться с выполнением домашних заданий.
    • Например, можно записать такую задачу: «Тратить ежедневно по пятнадцать минут на чтение заданного материала. Дополнительные пять минут уделять обсуждению материала с учителем или родителями».

    Реклама

  1. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 5

    1

    Демонстрируйте положительное отношение к школе. Дети впитывают в себя отношение взрослых к окружающему миру и начинают относиться к нему аналогичным образом. Если вы будете порочить школу или относиться к ней как к чему-то неприятному, ребенок, очень вероятно, будет делать то же самое.[4]

    • С утра старайтесь задать ребенку оптимистичный настрой на предстоящий учебный день, даже если вы сами не очень любите рано вставать. Это поможет показать ребенку, что учеба не так страшна. Например, можно начать каждое утро спрашивать у ребенка, чего именно он ждет от предстоящего дня с наибольшим воодушевлением.
    • Вместо того чтобы говорить ребенку, что он «должен» ходить в школу, преподносите обучение в школе как ежедневную возможность узнавать интересные вещи и встречаться с друзьями.
  2. 2

    Используйте цели ребенка на будущее для стимуляции его хорошей учебы. Спроецируйте цели ребенка об учебе в техникуме, институте или о предстоящей карьере, чтобы пробудить у него академический интерес. Для школьника выпускного класса может оказаться полезным посещение того техникума или института, в котором он мечтает учиться дальше, и консультация с приемной комиссией этого учреждения. Это поможет ему визуально представить дальнейшую жизнь отдельно от родителей (будь то в общежитии или на съемной квартире), а также побудить его к более усердной работе в направлении долгосрочных целей.

    • Можно также устроить ребенку встречу с человеком той профессии, к которой он стремится. Если ребенок, к примеру, очень хочет стать полицейским, выясните, не устраивают ли в вашем городе периодические экскурсии в отделения полиции. Если такие мероприятия проводятся, воспользуйтесь этой возможностью, чтобы ребенок мог поговорить с настоящим полицейским. Позвольте ему узнать из первых рук, какие навыки и какое образование требуется для работы на конкретной позиции в полиции.
  3. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 6

    3

    Установите положительные взаимоотношения с классным руководителем ребенка. Поддержка связи с классным руководителем ребенка служит двум целям. Во-первых, она демонстрирует вашему ребенку, что вы лично заинтересованы в его учебе и контролируете этот процесс. Во-вторых, она позволяет проконсультироваться с учителем, задать ему интересующие вас вопросы и из первых рук получить совет о том, на что именно следует обратить особое внимание, чтобы ребенок показал себя наилучшим образом.[5]

    • Посещайте все родительские собрания в школе. Используйте их как возможность поговорить напрямую с классным руководителем и другими учителями об успеваемости вашего ребенка и о том, каким образом ее можно повысить.
    • В начальной школе старайтесь поговорить с учителем как до, так и после занятий. Если вы лично отводите ребенка в школу и забираете его после занятий, потрудитесь спросить учителя, не сможет ли он уделить вам пару минут на обсуждение тех сложностей, которые у него возникают. Заранее договоритесь о разговоре, чтобы учитель мог подготовиться и дал вам максимально подробный отзыв о вашем ребенке.
  4. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 7

    4

    Выделите ребенку специальное место для выполнения домашней работы. Создайте дома учебную зону, специально отведенную для выполнения домашних заданий. Наличие такого пространства позволит поднять важность учебы в глазах ребенка, и он будет серьезнее относиться к школе и выполнению домашней работы.

    • Сделайте это пространство удобным и располагающим к себе, но одновременно освободите его от отвлекающих факторов. Например, прикрепите список целей ребенка на стену перед партой и поставьте рядом пару горшков с комнатными растениями, чтобы «оживить» учебную зону.
    • По возможности организуйте учебную зону подальше от гостиной и детской. Это позволит сократить количество отвлекающих факторов в виде телевизора, компьютера и посторонних разговоров.
    • Если у ребенка наблюдаются проблемы с сохранением концентрации, отдельное пространство для выполнения домашней работы позволит гарантировать, что он не будет отвлекаться. Можно даже установить правило, чтобы ребенок не покидал учебную зону (за исключением необходимости сходить в туалет), пока не завершит выполнение домашнего задания.
  5. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 8

    5

    Объясните ребенку связь между учебой и реальной жизнью. Нередко дети оправдывают отсутствие интереса к учебе тем, что им это скучно или тем, что она никак не связана с реальной жизнью. Если вы найдете способ продемонстрировать реальную взаимосвязь учебы и дальнейшей работы, то ребенок может больше заинтересоваться изучением учебного материала.[6]

    • Начните с того, что спросите ребенка, кем он хочет стать, когда вырастет. Если у него уже сформировались конкретные идеи, обсудите с ним, что именно требуется для того, чтобы достичь желаемого. Например, если ребенок хочет стать врачом, расскажите ему о важности естественных наук для этой профессии, а также математики.
    • Ознакомьтесь с учебной программой вашего ребенка и посмотрите, для каких ее элементов вы в состоянии предоставить ребенку реальные примеры. Например, если ребенок изучает историю средних веков, найдите музей, в котором экспонируются артефакты и оружие того времени.

    Реклама

  1. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 9

    1

    Отмечайте старания ребенка. Дети лучше мотивируются, когда не столько признаются их достижения, сколько сами усилия. Признание стараний ребенка дает ему понять, что его упорная работа ценится больше, чем ее конкретные результаты.[7]

    • Если ваш ребенок хорошо написал тестовую контрольную, отметьте его упорную работу. Например, можно сказать: «Твои усилия действительно оправдали себя результатами контрольной».
  2. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 10

    2

    Используйте описательные варианты похвалы. Описательные варианты похвалы заметно отличаются от привычной всем оценочной похвалы, которую мы нередко даем детям. Оценочная похвала базируется на таких суждениях, как «хорошо» или «плохо». С другой стороны, описательная похвала основана исключительно на реальных наблюдениях, например, она может звучать так: «Молодец, что сделал всю домашнюю работу вовремя».

    • Такая похвала, как «это очень хорошо» позволяет приучить ребенка полагаться на чужое мнение и оценку. Тогда как описательная похвала, например, «данная работа действительно демонстрирует твое знание материала», позволяет лишь озвучить наблюдаемые факты и не содержит в себе оценочных суждений. Поэтому она учит ребенка формировать свою собственную положительную самооценку.[8]
  3. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 11

    3

    Отмечайте усердие ребенка, даже если у него что-то не получается. Когда результаты учебы ребенка не лучшим образом соответствуют его собственным ожиданиям, обеспечьте ему поддержку в форме конструктивного совета о том, как в следующий раз можно показать себя лучше.[9]

    • Например, если ребенок, несмотря на упорную учебу, не лучшим образом написал контрольную по математике, предложите ему совместно опробовать другой подход для подготовки к следующей контрольной.
    • Никогда не принижайте усилия ребенка. Если вы будете критиковать ребенка после того, как он действительно старался, он решит, что в дальнейших попытках учиться лучше нет никакого смысла.
  4. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 12

    4

    Будьте добры, но строги. Если ребенок не использует весь свой потенциал или просто отказывается выполнять домашнюю работу, необходимо четко объяснить ему, что именно ему следует делать лучше. Однако не стоит подходить к этому излишне критично и тем самым отталкивать от себя ребенка.

    • Сообщите ребенку о том, что в случае невыполнения домашней работы вы начнете лишать его таких привилегий, как возможность смотреть телевизор или играть в компьютерные игры.
    • Избегайте осуждающих слов. Никогда не говорите ребенку, что он глуп или ленив.
    • Четко объясните, что ваши наказания — это способ мотивировать его лучше учиться. Например, можно сказать: «Телевизор отнимает у тебя слишком много времени, так что его не хватает на выполнение домашней работы. Если ты сможешь продемонстрировать мне, что ты в состоянии выполнить всю свою домашнюю работу и при этом у тебя останется свободное время, я снова разрешу тебе смотреть телевизор».

    Реклама

  1. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 13

    1

    Обратите внимание на используемый вашим ребенком подход к учебе. Дети используют различные подходы к учебе. Если вы заметите, что ваш ребенок больше склонен полагаться на слуховые, визуальные или тактильные методы восприятия, можно помочь ему выработать более эффективный подход к обучению.[10]

    • Чтобы определить подход вашего ребенка к учебе, пронаблюдайте за тем, как он решает математическую задачу. Если ребенок больше полагается на визуальное восприятие, вероятно, он захочет отобразить на бумаге количественные составляющие задачи. Если ребенок полагается на слуховое восприятие, он может читать условие задачи громко вслух. Если же ребенку лучше дается тактильное восприятие, при решении задачи он может прикасаться к реальным объектам, отражающим ее количественные показатели.
  2. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 14

    2

    Адаптируйте процесс выполнения домашней работы под стиль обучения ребенка. Бо́льшую часть домашних заданий можно адаптировать под один из трех основных способов восприятия. Приучение ребенка поступать именно так поможет ему облегчить процесс учебы и подарит ценный навык, позволяющий ему сохранять мотивацию даже тогда, когда он сталкивается с трудными задачами.[11]

    • Если ребенок лучше воспринимает информацию на слух, попросите его читать условие задач и параграфы учебников вслух. Для запоминания научите ребенка использовать мнемонические схемы с применением знакомых фраз или аллитерации. Например, если ребенку нужно запомнить порядок цветов в радуге, предложите ему использовать для этого мнемоническую фразу, в которой все слова начинаются с тех же букв, что и названия цветов радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
    • Если ребенок больше полагается на визуальное восприятие, предложите ему превращать математические задачки в визуальные схемы. Например, если необходимо решить такой пример на сложение, как 8 + 9, попросите ребенка нарисовать восемь монет по одну сторону от черты и еще девять по другую сторону. Чтобы ребенок лучше воспринимал прочитанный литературный материал, просите его обрисовать сюжетный план произведения или нарисовать главных героев.
    • Если ребенок больше использует в учебе тактильные ощущения, помогите ему найти способ превратить поставленные перед ним задачи в реальные практические проекты. Конечно, не всегда возможно преобразовать домашнее задание в такие проекты, но если вы дадите ребенку достаточно материалов и места для работы, зачастую он сможет найти творческий подход к тому, как сделать изучаемый материал тактильным.
  3. Изображение с названием Motivate Kids to Do Well in School Step 15

    3

    Побуждайте ребенка испытывать другие подходы к учебе. Несмотря на то, что у всех детей есть какой-то преимущественный подход к запоминанию и анализу информации, важно сделать так, чтобы ребенок спокойно умел пользоваться и другими методами, ведь у него не всегда будет время, место и материалы для того, чтобы адаптировать задачи под свой основной способ восприятия.[12]

    • Например, если вы заметите, что ребенок всегда читает условия задач вслух, предложите ему попробовать нарисовать схему очередной задачи, вместо того чтобы озвучивать ее.

    Реклама

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 7925 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека в доте по стиму
  • Как найти тетрадку по истории
  • Как найти время звучания файла в секундах
  • Как найти номер в телефоне по цифрам
  • Как найти модель nike