Как найти подход к родителям учеников

МБОУ «Молоковская СОШ»

Выступление на Педагогическом совете школы по теме:

«Как учителю найти общий язык с родителями учеников?»

Учитель английского языка

Шмелева А.С.

      Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, как найти общий язык с родителями учеников, как можно найти подход к «трудным» детям.

     Дело в том, что очень часто слышу от коллег не очень лесные отзывы в сторону и детей и родителей. И даже послушав суть проблемы, и даже будучи согласной, что дети или родители не правы, а претензии не обоснованы, где то в глубине души понимаю, что именно учитель ДОЛЖЕН пойти на встречу. Почему?

     Во-первых учитель мудрее, во-вторых, воспитание – это его профессия, в — третьих, все учителя изучали психологию, в-четвертых, мы выбрали эту профессию и надо сделать так, чтобы она приносила нам удовольствие. А как этого добиться? Лично для меня, гармония, получение позитивных эмоций от моей работы – это самой главное. И здесь важно найти общий язык с детьми, со всеми без исключения. Казалось бы, на первый взгляд, очень сложно и даже невыполнимо. «Я же не пряник, чтобы всем нравиться». Но нужно.

     Дети очень разные: есть одаренные, которые схватывают все налету и которым нужно все больше и больше новой информации, за которыми учителя еле успевают; есть практически необучаемые, для которых запомнить и  удержать в памяти несколько слов целая проблема; есть послушные и тихие, которых подчас мы можем даже не замечать, но которым тоже нужно внимание;  а есть активные, неудержимые, с явными проблемами нервной системы, которые могут выказывать  неуважение ко всему, что касается норм и правил.

     Они все такие разные и все они вместе. Так как же найти к ним подход ко всем и сразу.

  1. Присмотреться, не делать поспешных выводов. Поговорить с другими учителями.
  2. Лично для меня, должно пройти не меньше месяца, а то и двух, чтобы определить психо-тип и характер ребенка.
  3. Немало важно, узнать о семье ребенка, заочно познакомиться с родителями. Ребенок – это отражение своих родителей. Конфликты в семье сказываются негативно, на учении и поведении ребенка, кто-то становиться тихим и замкнутым, а кто-то наоборот шумным и конфликтным.
  4. После того, как мы их все узнали и «условно поделили» на несколько групп, можно начинать работать с каждой группой в отдельном направлении.
  5.  Умных нужно загружать работой, таких детей в группе один или два , но они успевают в разы больше, чем все остальные, их планка гораздо выше, их способности и мотивация позволяют им добиваться больших успехов.
  6. Очень слабым ребятам нужно давать задание по силе, чтобы поставить их в ситуацию пусть и маленького, но все же успеха. Их нельзя ни с кем сравнивать. Их успехи и достижению сравниваются только  с их предыдущими успехами. Для них важно полностью не утратить желание учиться.
  7. Очень тихие и замкнутые дети — самые загадочные. С ними нужно много общаться лично, нужно найти и узнать их интересы и таланты, раскрыть их и показать одноклассниками. Нужно помочь раскрыться, а не замкнуться окончательно.
  8. Ну и на конец, самый эмоциональный тип детей, детей, которые не дают покоя. С ними нужно запастись терпением, самообладанием, настойчивостью. Главное не опускать руки. Даже такие дети, все понимают и видят, когда учитель относится к ним с добротой и пониманием.

     И если нам удастся к ним ко всем найти подход, то и проблемы с родителями отпадут сами собой. Ведь все мы помимо того, что мы учителями, еще мы и родители. И все мы  спрашиваем у своих детей:

«Ну какой у вас учитель?

Добрый?

А на уроке интересно?

А как спрашивает?

А много задает?

Ругает?

За дело?

А тебе нравиться твой учитель?»

     Если нас как родителей устраивает ответ и ребенку нравиться учитель, то этот учитель понравиться и родителям. А это поможет в будущем построить деловые отношения между учителем, учеником и родителями, отношения в которых все будут действовать сообща.

     Так вот, в заключении, хотелось бы сказать, что путь к сердцу ребенка лежит только через доброту и понимание. А путь к пониманию с родителями лежит  через хорошие взаимоотношения с их детьми.

3799

Задача педагогов заключается не только в передаче знаний детям. Учителя должны находить подход и к школьникам, и к их родителям, применяя все тактики эффективного педагогического взаимодействия. Без построения конструктивного диалога невозможно наладить образовательный процесс. Чтобы каждая встреча с родителями не вызывала шквал негативных эмоций и стресса, нужно придерживаться существующих правил общения с детьми и взрослыми.

Содержание

Психология родителей школьников: что родители ждут от диалога с учителем

Родители обращаются к учителю в случае возникновения проблем с успеваемостью их ребенка. Отправляясь на консультацию, мамы и папы надеются, что педагог постарается помочь в устранении трудностей. Родители хотят услышать конкретные советы, а не грубую критику, ведь они — первые и главные воспитатели детского мироощущения. В своем ребенке они видят воплощение себя, поэтому так ранимо относятся к осуждениям и с таким удовольствием слушают об успехах маленького члена их семьи. Родители сильно переживают, поэтому им важно получить поддержку, увидеть заинтересованность со стороны педагога. Учителю нужно установить психологический контакт, расположить к себе законных представителей детей и продемонстрировать готовность к сотрудничеству. «Я вас понимаю. Я постараюсь решить вопрос, а вы помогите мне в этом, пожалуйста».

image 2358

Какие ошибки нельзя совершать учителям при общении с родителями

Учитель не должен приводить родителям в пример чужих детей

Родителей мало интересуют успехи других школьников, больше всего они обеспокоены поведением и оценками своего ребенка. Если классный руководитель (или учитель-предметник) будет «петь хвалебные оды» чужим детям, родители ученика вряд ли покинут кабинет в хорошем настроении. А самого школьника могут ожидать негативные последствия, бьющие по хрупкой самооценке.

В конструктивном общении не место обвинениям

Конфликты, в которых замешан ребенок, нужно рассматривать детально. Важное педагогическое умение — выслушивание конструктивных доводов всех сторон столкновения. Нельзя перекладывать вину исключительно на родителей одного школьника, которые «неправильно воспитали ученика». Возможно, ребенок просто подвергается травле и дает отпор обидчикам, которые грубо общаются с ним.

Учитель не должен грубить

Важное правило, касающееся умения общаться без негативных эмоциональных порывов. С учителем, который кричит и переходит на оскорбления, невозможно прийти к эффективному взаимодействию. То же самое касается и родителей. Участники разговора должны уважать друг друга и не позволять собеседникам выходить за рамки дозволенного. Данная норма помогает наладить контакты. 

image 2369

Личные границы учителя

В педагогическое общение не нужно включать конфиденциальную информацию об учителях, их взаимоотношениях в личной жизни. Разговоры с родителями и детьми должны базироваться на образовательных аспектах, ведь педагог приходит в школу, чтобы передавать знания каждому воспитаннику, а не просто беседовать на все темы подряд.

Иногда родители, пренебрегая нормами воспитания, нарушают личные границы учителя и начинают ночами строчить сообщения, спрашивать о домашних заданиях и мероприятиях детей. Важно, чтобы классный руководитель на первом же родительском собрании обозначил временные рамки, в которые он готов помочь с организационными вопросами.

image 2381

Правила эффективного общения педагога с родителями: советы учителям

1. Начинайте контакт с родителями на позитивной ноте

Чтобы снять с родителей напряжение, первым делом нужно сказать об умениях ученика школы, о хороших чертах. Можно упомянуть об успешно написанной диагностике, контрольной работе, об участии в конкурсе. Если у ребенка нет учебных достижений, можно подметить его любознательность, аккуратность по отношению к своим вещам. Выделяйте хоть что-то позитивное, тогда настрой родителей будет меняться в лучшую сторону, они поймут, что у классного руководителя нет цели осудить и принизить школьника и его законных представителей.

2. Совместно с родителями подберите удобный способ коммуникации

У родителей, постоянно занятых в построении карьеры, нет времени на посещение очных собраний и консультаций, проходящих в школе. Все возникшие вопросы можно решать в форме переписки или в ходе разговора по телефону. Условия переговоров — даты, конкретные часы, мессенджеры — должны устанавливаться заранее.

3. Заранее продумывайте педагогическую беседу с родителями

Чтобы прийти к эффективному общению, перед разговором с родителями думайте о том, какие проблемы вы хотели бы осветить, и записывайте всю информацию, дабы не упустить ничего важного. Законные представители детей и педагоги не так часто встречаются в школе и созваниваются, поэтому беседа должна быть максимально продуктивной и структурированной.

Родительские собрания в школах

Правила организации родительских собраний

4. В конце беседы спрашивайте родителей, какие выводы они сделали

Обращайте внимание на родительскую точку зрения, сформированную в ходе диалога. В качестве выводов родители должны сжато изложить суть разговора, озвучить, какие меры они планируют принять в рамках решения вопросов, касающихся поведения и успеваемости их ребенка.

5. Показывайте родителям, что не только они сталкиваются с подобными проблемами

Успокаивайте родителей словами о том, что проблемы, возникшие у их ребенка, характерны для его возраста и обусловлены психофизическими особенностями развития. Подростковый период — непростой этап жизни и для родителей, и для самих растущих личностей, и для учителей и классных руководителей, занимающихся с тинейджерами. Объясняйте мамам и папам, что избавление от трудностей есть, нужно лишь постепенно налаживать отношения. Показывайте, что в школе все педагоги стремятся помочь детям и избежать возникновения новых трудностей.

6. Доносите до родителей сведения доступным языком

Старайтесь объяснять все максимально просто, доступно, избегайте сложных для восприятия фраз, проецируйте теорию на реальную жизнь, тогда родители смогут быть с вами на одной волне и активно поддерживать контакт.

7. Если есть необходимость, подключайте к общению социальных педагогов

Обращайтесь к школьному психологу, к социальному педагогу, если ситуация требует дополнительного регулирования и психологической помощи. В рамках взаимодействия педагогов можно найти множество эффективных способов, позволяющих решить даже затянувшиеся конфликты и избежать повторного ухудшения отношений. Особенно важны такие беседы, когда речь идет о трудностях учащихся, растущих в неблагополучных семьях.

3797

Выводы

Чтобы преодолеть все трудности, учителя и родители должны сотрудничать. Перед участниками диалога стоят общие цели — подарить каждому ученику знания, обучить детей полезным навыкам и помочь им в процессе социализации.

Поделиться в социальных сетях

Какие методики общения с родителями учеников используете вы?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также


Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Коммуникация в образовательной среде предъявляет высокие требования к ее участникам, особенно к педагогам. Ольга Хохлова, кандидат педагогических наук, семейный психолог, рассказывает о том, как построить эффективное общение с разными родителями.

Какие бывают родители

По типу воспитания 

По тому, как родители воспитывают ребенка, понятно, как они общаются с другими взрослыми, в том числе с педагогом.

Авторитарный: родители гиперопекающие, строгие и требовательные. Устанавливают для детей правила, за нарушение которых следует наказание. 

Во взаимодействии с педагогом они категоричны, считают, что правы только они, не умеют воспринимать критику. Они не могут менять свою позицию и считаться с противоположным мнением. Критикуют и осуждают педагога и не прощают ему ошибок.

Авторитетный, или Сотрудничество: родители, сочетающие контроль и заботу. Обсуждают правила с детьми и сами их соблюдают. 

Это открытые к общению родители, готовые принимать другую точку зрения и критику. Действуют в интересах ребенка и настроены на улучшение коммуникации. 

Либеральный, или Гипоопека: родители дают ребенку тепло и полную свободу, не устанавливают правила. 

Индифферентный: не дают ребенку тепло и не устанавливают правила. 

Либеральные и индифферентные родители похожи: они или безразличны к рекомендациям педагога, или перекладывают на него всю ответственность.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

По стилю общения

Позитивно-ориентированные: стремятся к пониманию, готовы выслушать разные точки зрения. Заинтересованы в успехах ребенка, доброжелательны и открыты к критике.

Союзники: помогают педагогу и всегда находятся на его стороне. Готовы обсуждать проблемы и часто выступают в роли посредника. Бывают чрезмерно включенными и активными.

Манипуляторы: пытаются управлять окружающими, используют слабости людей для манипуляций, стремятся склонить педагога на свою сторону. Не умеют признавать ошибки и получают удовольствие от власти и эксплуатации других. 

Чтобы побороть манипуляторов, нужно научиться нейтрализовать их нападки. Говорить с ними нужно прямо: «Я вижу, что вы хотите мне сказать это. Я правильно понимаю?». Обычно этого достаточно, чтобы манипулятор отступил. 

Творческие: спонтанны, инициативны, склонны к импровизации и идеализации, не конфликтны. Часто не следуют рекомендациям и требованиям. 

Равнодушные: скептики по натуре. Стремятся демонстрировать свою значимость и подвергать критике слова педагога. Всегда сопротивляются нововведениям. 

Повести себя деструктивно может родитель с любым типом воспитания. Но если это происходит регулярно, в разговоре с ними стоит использовать отдельные техники, которые упростят коммуникацию.

Техники коммуникации с родителями

«Позитивная коннотация»

Если родитель ведет себя агрессивно, стоит подождать, пока он успокоится. Дальше из потока негатива нужно выделить здравое зерно и начать с него, например: «Я вижу, как вам тяжело совмещать работу и быт, и вижу, как вы беспокоитесь о ребенке. То, что вы о нем так заботитесь, очень ценно. Но я бы попросила вас на будущее не разговаривать со мной в таком тоне, иначе ничего хорошего у нас не получится». 

Есть родители, которые только и делают, что упрекают. Они могут даже собирать свои родительские собрания, а на общие не приходить. Нужно попросить объяснить, что именно не так. Кроме того, подумать, в какую полезную деятельность направить энергию такого родителя. Он явно пытается отстоять свое лидерство и ставит себя в противовес педагогу. 

«Я-сообщение»

Это сообщение о проблеме через свои чувства, без критики и обвинений.

Например: «Каждый раз, когда вы не приходите на родительские собрания, я чувствую огорчение и досаду. Потому что потом мне приходится передавать вам информацию лично, я трачу много времени, отвлекаю вас. Если у вас нет возможности прийти, пожалуйста, пришлите кого-то вместо себя». 

«Три плюса»

Коммуникация будет более успешной, если дать собеседнику три психологических плюса:

  • Улыбнуться.
  • Назвать его по имени.
  • Сделать ему комплимент.

«Присоединение»

Этот прием также позволяет расположить к себе собеседника.

  • Нужно найти что-то общее с человеком: «У меня то же самое! Я вас так понимаю». 
  • Чаще использовать местоимение «мы»: «Мы заинтересованы, чтобы у наших детей всё было хорошо». 

С помощью «Присоединения» можно также возразить, не создавая конфликт. Например: «Спасибо, что обратились к нам с этой проблемой. Мы обязательно решим ее, когда вам будет удобно, но в индивидуальном порядке».

«Сэндвич» 

Это способ сообщить неприятную для собеседника информацию. Начать и закончить нужно позитивным сообщением, а в середину включить негативное.

Например: 

  • «Машенька у вас сегодня нарисовала такую очаровательную лошадку и съела весь суп!» — позитив.
  • «В тихий час спала плохо и все вместе с ней» — негатив.
  • «Я говорю ей, что так делать не надо. Давайте вместе с вами решим этот вопрос? Можно на примере кукол ей объяснить, что остальные детки хотят спать и потом грустные, потому что не отдохнули. Маша очень хорошо управляется с куклами, у нее талант! Попробуйте с ней на куклах тоже» — позитив.

В общении со сложными родителями важно оставаться в позиции профессионала и не переходить на личности. Говорить лучше при свидетелях, а если намечается неприятный разговор, можно записать его на диктофон. 

5 правил общения с родителями ученика

  1. Не выносить суждений.
    Например, что родители слишком мало внимания уделяют воспитанию ребенка. 
  2. Не проповедовать.
    Не говорить родителям о том, что они должны или не должны делать. 
  3. Не поучать и не подсказывать решения.
    Не нужно давать непрошенные советы.
  4. Не выпытывать.
    Не расспрашивать о внутрисемейных отношениях. 
  5. Не провоцировать конфликт и не идти на провокацию.
    Иногда конфликт необходим, но педагог должен им управлять. 

Материалы по теме:

  • «Напомните учителю о педагогической этике»: что мешает преподавателям, ученикам и их родителям понять друг друга
  • Как общаться с «неадекватными» родителями учеников
  • 5 типов родителей, которых боятся педагоги

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Как учителю наладить контакт с родителями ученика

Как учителю говорить с родителями ученика так, чтобы они услышали? Рассказываем, как построить диалог с родителями и избежать конфликтных ситуаций.

Давайте представим распространённую ситуацию: пятиклассник Вася Васечкин постоянно дерётся с другими школьниками. Вы вызываете его родителей, чтобы они повлияли на Васю, и он перестал мутузить ребят из параллели.

Создайте благоприятную обстановку для разговора

Родители часто бывают рассержены, раздражены, потому что не знают подробностей ситуации. Будьте доброжелательны и выразите заинтересованность в поиске совместного решения.

Сохраняйте нейтралитет

Большинство родителей инстинктивно защищают своего ребёнка — это нормально. Говорите исключительно о фактах, избегая оценки личности ученика. Такой подход приведёт к конструктивному решению.

Поинтересуйтесь у родителей, что по их мнению происходит с ребёнком, и чем вы как педагог можете помочь. Так вы покажете свой профессионализм и расположите к себе.

Прослушать статью

Прежде всего договоримся о том, что такое «сложный родитель». Сложный — это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Можно выделить два основных типа сложных в общении родителей. Это те, кто

  • «Пишут в Департамент», или иным способом конфликтуют с учителем;

  • Не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя.

Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным.

Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность — позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10

Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10

Третья книга из авторской серии Александра Черницкого и Виктора Бирюкова (две первые — «Как воспитать ребенка до детского сада: от 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе: от 3 до 6»). Верные себе соавторы снова демонстрирует мамам и папам преимущество гибких подходов к воспитанию. И, как всегда, избегают многословия: все советы кратки, разумны, опираются на богатый жизненный опыт и здравый смысл. Книга поможет разобраться не только с организацией учебы, но и детского досуга, занятий спортом, откроет тайны детской дружбы и любви, поможет грамотно подойти к половому воспитанию, научит азам конфликтологии. Авторы не увиливают от «неудобных» тем, «деликатных» вопросов: ведут разговор прямо и по существу.

Купить

Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, — все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».

Читайте также:

  • Конфликты в классе
  • Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя
  • Переоценка ценностей, контролирующие родители и мир, готовый поощрять: тренды современной педагогики
  • Главный герой — учитель
  • Учитель-наставник: быть ли наставничеству в школах?

В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка — вполне позитивное и естественное. В большинстве случаев оно не противоречит интересам учителя. Тем не менее разгорается конфликт. Почему?

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже.

Другая возможная причина склонности к конфронтации — неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери». Основной инструмент, который при этом используется, — опять же агрессивное противостояние, потому что именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.

Часто бывает так, что ребенок склонного к конфликтам родителя — «особый ребенок», в силу органических нарушений или иных причин имеет поведенческие сложности и нуждается в особом внимании. Родители такого ребенка, с одной стороны, живут в постоянной готовности защищать его от внешнего мира, а с другой, испытывают хронический стресс. Их поведение может быть вызвано неспособностью справиться со своим состоянием.

Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?

Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. Рабочая тетрадь

Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. Рабочая тетрадь

Задания тетради направлены на обогащение и расширение ранее полученного опыта формирования своей личности и закрепление умений плодотворно разрешать возникающие жизненные проблемы и конфликты, не теряя «своего лица». В тетрадях для учащихся 5 и 6 классов даны коммуникативные игры и аналитические упражнения, вводящие знания об опасностях наркотизма на примерах типичных для детей этого возраста проблемных ситуаций и позволяющие делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

Купить

Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями

  1. Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

  2. Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

  3. Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

  4. Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

  5. Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

  6. В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов. Это могут быть круги сообщества, медиация.

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Конструктивный ответ:

Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Смотрите также:

  • Анна Гончарова: «Современный учитель должен увлекать детей своим предметом»
  • Почему родители боятся своих детей?
  • Толерантность — учим детей строить отношения с детства!

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.

Конструктивный ответ:

Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?

В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону.

Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).

Таким образом, конфликтный родитель — тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей.

Чувства и конфликты.

Чувства и конфликты.

Предыдущие книги новой серии были посвящены детям — их проблемам, их эмоциям. В этом выпуске Юлия Борисовна Гиппенрейтер говорит о том, как родителям быть с собственными чувствами. Ведь они тоже расстраиваются, огорчаются и переживают. Как правильно выразить свои чувства и донести их до ребенка? Другая важная тема этого выпуска — конфликты в семье и техники, с помощью которых можно снять напряжение, учесть интересы всех членов семьи и сохранить теплую и дружескую атмосферу.

Купить

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти строителей в иркутске
  • Как найти стоимость блюда
  • Как найти частоту вращения зубчатого колеса
  • Как найти метрику предка
  • Как найти похожие гифки