Как найти подход к школьникам

Как найти подход к ученику

Чтобы грамотно построить учебный процесс, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Найти подход к ребенку – значит подобрать «ключ» к его душе, суметь стать для него авторитетом, тем, кого он будет слушать и понимать.

Как найти подход к ученику

Дети не похожи друг на друга: их различает тип темперамента, уровень IQ, степень социальной адаптации и многое другое. Чтобы найти подход к ученику, необходимо изучить особенности его характера, уровень развития познавательных процессов, понять модель его поведения в школе, узнать об обстановке в семье ребенка.

Зачастую учителя не учитывают индивидуальных особенностей детей, не стремятся к тому, чтобы понять, чем живет тот или иной ученик. Требуя от каждого ребенка определенный набор знаний и действий, педагоги уравнивают всех детей, превращая их в некую безликую общую массу. Отсюда и проблемы с неуспеваемостью и плохим поведением.

Прежде всего, необходимо иметь желание изучить личность ребенка, его внутренние потребности и интересы. При этом важно попытаться стать для ученика страшим другом, вызвать доверие и уважение к себе, но никак не страх. Занимая авторитарную позицию в отношениях «учитель-ученик» вы вряд ли добьетесь чего-то существенного.

Проведите с учеником индивидуальную беседу, причем она должна быть неформальной и неофициальной. Начните с общих вопросов: кем мечтает стать ребенок, когда окончит школу? Какие предметы ему нравятся, а какие вызывают затруднения? Чем он занимается на досуге? Существуют ли в его семье какие-либо традиции, совместные дела и т.п.? Получив ответы на эти вопросы, вы будете лучше понимать вашего ученика и то, как именно с ним нужно взаимодействовать – чем мотивировать к учебе, как поощрять и т.д.

Вторым шагом после доверительной беседы может стать прохождение ребенком тестов на определение уровня развития познавательных процессов – памяти, мышления, воображения и т.п. Тестирование можно провести совместно со школьным психологом. Анализ результатов тестов может показать, к примеру, почему ребенок плохо запоминает учебный материал – возможно, у него плохо развита память или проблемы с концентрацией внимания.

Посетите семью ученика, побеседуйте с его родителями об их духовных ценностях, о том, каким они хотят видеть своего ребенка и что конкретно они для этого делают. Постарайтесь донести до родителей мысль о том, что детей важно не только «кормить-обувать», но и воспитывать – собственным примером, общими делами, правильным позитивным мировоззрением и т.п.

Следующий шаг – аккуратная проработка всех выявленных проблем. При этом не стоит посвящать ребенка во все сложности, связанные с его личностью и навешивать ярлыки, для него вы по-прежнему должны оставаться старшим и мудрым другом. Помните, что вы – учитель, и вашей работой является не только сухое изложение программного материала и контроль выдачи учеником нормативной базы знаний. Основная ваша задача – научить ребенка учиться, вооружить его «инструментами», которые помогут ему с интересом добывать новые знания, а также помочь избавиться от тех страхов, комплексов и реальных препятствий, которые мешают ему полноценно и продуктивно учиться.

Так, наиболее действенными и эффективными методами учебного взаимодействия с трудными детьми являются индивидуальные контрольные задания, составленные с учетом способностей каждого ребенка; дополнительные занятия в группах продленного дня с тщательной проработкой всех проблемных вопросов; индивидуальные домашние задания, подобранные в соответствии с уровнем возможностей ученика.

Если же ваш ученик не имеет проблем с успеваемостью, но не признает в вас авторитет учителя, не уважает вас, необходимо также разобраться в причинах такого неприятия. Возможно, поможет индивидуальная беседа с ребенком на равных. Прислушайтесь к высказываемым им обидам, возможно, вы в чем-то не правы и выбранная вами модель взаимодействия с данным учеником слишком авторитарна. Разберитесь в своем отношении к ребенку – если в вас слишком много агрессии или неприятия ученика, работайте над искоренением данных стереотипов, постарайтесь увидеть в ребенке личность, следуя вышеописанным советам и рекомендациям.

Видео по теме


Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Автор Telegram-канала «Учимся учить иначе», просветитель и публицист Светлана Моторина делится алгоритмом, как, отказавшись от шаблонного мышления, найти подход к «трудному» ребенку.

Недавно ко мне обратилась с запросом завуч: в школе есть сильный педагог, у нее классное руководство. Она прекрасно преподает, но часто возникают проблемы с управлением классом. Не очень умеет сдружить класс, управлять конфликтами, корректировать поведение детей. Считает, что это не её зона ответственности. 

Мы начали работать с учителем. Она была готова меняться, но не знала, как. Вместе мы придумали алгоритм, который помог найти подход к ее классу.

Шаг 1: Отказаться от шаблонов

Когда я предложила учителю поговорить об одном из самых «трудных» учеников и причинах его плохого поведения, она сказала: «Все идет из семьи». Это очень распространенное, но неверное убеждение.

Когда мы цепляемся за этот ярлык, мы снимаем с себя ответственность взрослого в школе, который должен (даже согласно закону об образовании) не только обучать, но и воспитывать. Родители могут быть какие угодно, но задача педагога сделать все, чтобы ребенок получил те навыки, с которыми никто не рождается по определению.

Стигма «Все идет из семьи» — это проявление фиксированного мышления. Она переводится как «ничего изменить нельзя, люди не меняются». Это очень ограниченная позиция.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Шаг 2: Понять истинную причину поведения ребенка

Для начала полезно перечислить все возможные варианты причин плохого поведения ребенка:

  • ему не хватает внимания; 
  • у него не развиты навыки общения; 
  • он не чувствует своей ценности; 
  • на него навесили ярлык хулигана и ему остается только его поддерживать;
  • ему сложно учиться;
  • у него конфликт в классе, а может быть, его уже давно травят и т. д.

Чтобы выяснить конкретную причину, придется исследовать ребенка: его опыт, страхи, мечты, цели и потребности. 

Шаг 3: Пригласить родителей к сотрудничеству

Следующий шаг — поговорить с родителями ребенка. Помогут они вам или нет, зависит от того, как вы поведете себя в этом разговоре: поставите себя выше родителей или как равный партнер. Важно помнить, что, возможно, вы не найдёте отклика и родители останутся глухи. Не всё нам подконтрольно, но поверьте, очень многие родители вполне вменяемы, грамотны и хотят лучшего для своих детей.

Читайте также: Как общаться с «неадекватными» родителями учеников

Шаг 4: Мотивировать ребенка

Поведение сложного ученика получится исправить, если он сам станет агентом собственного изменения. Вместо того чтобы указывать ему, что делать, полезнее мотивировать его к переменам. Не надевать на него кандалы, а дать крылья. Есть несколько приемов, которые помогут этого добиться.

  1. Делать положительное подкрепление

Обращать внимание ученика не на то, что не получается, а на то, что удается. Если задача — научить ребенка общаться с помощью речи, а не кулаков, каждый раз, когда это получается, стоит его похвалить. 

  1. Давать качественную обратную связь

Говорить ребенку об ошибках не в формате критики, осуждений и обвинений, а давать качественную обратную связь.

  1. Постоянно рефлексировать вместе с ребенком

После обратной связи полезно пригласить самого ребенка к рефлексии: «Как тебе это удалось? Расскажи свой секрет. Ты сегодня не опоздал, что ты изменил в своем планировании дня?». Или: «Решал вопрос через драку? А что ты отстаивал, что ты хотел донести? Что дал тебе этот опыт?».

  1. Стимулировать целеполагание через вопросы

Направлять ребенка уточняющими вопросами: «Как думаешь, что ещё стоит поменять? Что ещё можно включить в твой день?». Или: «А как иначе можно было бы донести то, что ты отстаивал в драке? А ты пробовал это сказать? А как? Какими словами?».

  1. Компенсировать ущерб

Выводить ребенка на «компенсацию ущерба», когда он ведет себя деструктивно. Побуждать его не только извиниться, но и предпринять реальные действия. Для этого снова пригодятся вопросы: «Как думаешь, как можно было бы загладить вину? Давай накидаем кучу способов и выберем. Шоколадка? Супер. Что ещё? Помочь с домашкой? Так. Ещё. О, донести портфель. Уже три способа. Ещё давай думать». 

Шаг 5: Быть авторитетом

Если у ребенка что-то не получается, всегда хорошо работает фраза: «Я знаю, ты можешь лучше». При условии, что взрослый для него — авторитет. И весь предложенный выше алгоритм работает, если дети вас уважают. Поэтому полезно отказаться от еще одного шаблонного утверждения: «Сейчас для детей авторитетов нет». Есть. Просто дети сейчас задают смыслообразующие вопрос: «Зачем мне это?» Авторитет — тот, у кого есть ответ. 

P. S. С учителем первые успехи уже есть. Поведение в классе начало улучшаться, а главное, сама учительница стала отмечать, что теперь смотрит глубже, видит больше, мыслит шире. Да, она не всемогуща, и что уж говорить, из семьи, действительно, многое идёт, однако в пределах своего класса, своих уроков, она стала замечать положительное действие своей мягкой силы.


Материалы по теме:

  • «Напомните учителю о педагогической этике»: что мешает преподавателям, ученикам и их родителям понять друг друга
  • Как педагогу воспитать самостоятельность в учениках и самому немного отдохнуть
  • Как договориться с подростком: инструкция от психоаналитика                                    

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Все вокруг твердят: «Учитель должен найти подход к ученику». Но как это сделать? В статье разберем распространенные ситуации, с которыми сталкивается педагог, и подберем подходящую методику под каждого согласно классификации Майерс-Бриггс.

Как работать со «сложными» учениками и бывают ли они вообще

MBTI или типология Майерс-Бриггс состоит из 4 парных шкал по способам взаимодействия с собой и с миром. Такая категоризация полезна для разработки стратегий более эффективного обучения, а также позволяет выстроить коммуникацию даже с теми учениками, которых называют «сложными».

Экстраверт — Интроверт

Маша очень нетерпеливая, она с трудом сосредотачивается, и ей трудно даются монотонные задания на чтение и письмо.

Такие ученики не могут работать размеренно и долго. Они заряжаются благодаря взаимодействию с другими ребятами, любят участвовать в беседах и организовывать. Чтобы учеба была наиболее эффективна для них, стоит вовлекать их в парные или групповые обсуждения, дебаты, а не оставлять тет-а-тет с одиночной задачей. Они также ориентированы на действие, поэтому упражнения с физической активностью принесут им еще больше пользы.

Лучше всего учащиеся усваивают материал, если они обучают кого-то еще. Хорошей идеей будет позволить им выступать с презентациями или доверить объяснение маленькой темы. Важно, чтобы в процессе они также могли разговаривать со сверстниками, рефлексировать и замечать видимый результат от своей деятельности, тогда учеба будет им в радость.

Рома никогда не поднимает руку на уроке и не участвует в групповых обсуждениях. Во время опроса медлит или не отвечает совсем.

Школьники с таким характером питаются внутренним миром размышлений. Они нуждаются в пространстве, времени и одиночестве, поэтому контактировать с людьми им непросто. Такие ребята лучше всего учатся через мысленные рассуждения. Их внимание естественным образом устремится внутрь, к их собственным идеям и впечатлениям.

Вместо с устной работы со сверстниками этим ученикам лучше предложить индивидуальные задания на чтение и письмо. Они также хорошие слушатели и наблюдатели. Если дать им достаточно времени, чтобы они закончили работу, и подумали, прежде чем ответили на вопрос, то такие ученики добровольно смогут внести свой вклад и останутся довольными собой.

Сенсорик — Интуит

Алексей абсолютно не справляется с творческими заданиями, где нужно придумать что-то свое.

Таким ученикам трудно выполнять абстрактные задания, которые требуют богатого воображения и быстрого ответа. Им близка работа с четкой структурой, организацией и материалом с большим количеством фактов. Ребятам важно, чтобы вся информация была проверена и подавалась систематично. Им нравится запоминать цифры, детали, и они спокойно относятся к рутине.

Школьники с таким мышлением прежде всего должны знать, что от них ожидается. Непонимание ожиданий дезориентирует их. Четкие схемы, рекомендации обычно помогают в обучении. Наряду с чтением наиболее предпочтительны раздаточные материалы, наглядные материалы, таблицы и практический опыт обучения.

Вероника рассеянна и часто допускает ошибки по невнимательности в тестах.

Ребятам с подобными проблемами очень скучно прорешивать тесты, и они часто теряют баллы в таких заданиях, но упражнения с развернутым ответом даются им легче. Они игнорируют детали, но зато отлично видят общую картину и концепции. Такие ученики вдохновляются свежими идеями, инновациями и возможностями альтернативно подходить к задаче.

Школьники предпочитают динамичную среду обучения с возможностью работать как в тихой, так и в шумной атмосфере. У них есть желание быть новаторами, и поэтому они предпочитают подходить к заданиям, не имея конкретных инструкций. Решение проблем мотивирует их учиться, поэтому им стоит давать упражнения-челленджи, где они смогут использовать все свои творческие способности и энергию и идеально справиться с задачей.

Логик — Этик

Максим спорит со сверстниками и делает резкие замечания другим во время совместных обсуждений.

Учащиеся с таким нравом скорее всего очень педантичны и не терпят ошибок других. Чтобы учиться наиболее эффективно, им стоит участвовать в решении проблем и достигать кратких и понятных целей. Они с удовольствием смогут выполнить индивидуальные задания, где требуется проанализировать данные или статистику. 

Чтобы пресечь конфликты между одноклассниками, необходимо определить правила поведения на уроке, а также научить каждого, как уважительно оставлять комментарии и не обидеть человека, а помочь ему.

Даша иногда плачет на уроках, особенно когда сталкивается с критикой или нелестной обратной связью от преподавателя.

Такие ученики очень чувствительны, когда получают негативный фидбэк, поэтому важно не переборщить с оцениванием. Эти учащиеся лучше всего работают, когда имеют личные отношения, построенные на сочувствии, доверии и уважении. Информация и факты усваиваются наиболее эффективно, когда связываются идеи и концепции с личным опытом.

Школьники предпочитают изучать то, что им больше всего нравится, но также стремятся быть полезными другим. Таких ребят важно окружить благоприятной атмосферой, во главе которой будет учитель-авторитет, который положительно подкрепляет старания учащихся. Групповая работа и работа в партнерстве являются для них важными составляющими успешного обучения.

Рационал — Иррационал

Алина хорошо учится, но во время внеплановых проверочных работ в конце урока получает удовлетворительные оценки.

Учащиеся с подобными проблемами плохо работают под давлением в последнюю минуту, и сюрпризы могут привести их в замешательство. Им нужны порядок, контроль и правила. Цели и подробные инструкции важны для их учебного процесса. 

Их обучение должно быть структурировано и четко организовано, тогда они с легкостью справятся с непростыми задачами. Они могут участвовать в групповых активностях, но нуждаются в руководстве и порядке. Такие ребята серьезно и ответственно относятся к выполнению упражнений и фокусируются только на одной цели за раз.

Даниил прокрастинирует с выполнением домашнего задания и сдает все учебные работы с опозданием.

Эти ученики не любят, когда их ограничивают сроками или планами. Они откладывают сдачу работ, импульсивно собирая данные и остаются открытыми для новых возможностей. Они работают над многими делами одновременно, гибки и быстро адаптируются в непредвиденных обстоятельствах.

Позвольте ученикам припоздниться с дедлайнами и дайте им свободу в выполнении упражнений, то есть пусть у них будет выбор с применением разных подходов. При выполнении проекта они будут работать лучше всего, если разделят работу на несколько подзаданий. Эти учащиеся работают лучше всего, когда понимают причины поручений, и когда они имеют для них смысл.

— Ученики не меняются, они и сегодня остаются прежними. Одни серьезны, другие склонны к шалостям. А вот оценка их действий стала другой, и это — настоящая проблема, — отмечает директор образовательного центра «Южный город» Владимир Кильдюшкин.

Он работает в системе образования 16 лет. За это время Владимир воспитал множество учеников и даже одержал победу в конкурсе «Учитель года России». Педагог рассказал «КП-Самара» о собственном наставническом опыте и о том, как сегодня изменились отношения между учителем и учеником.

«Никогда не мечтал быть педагогом».

Владимир Кильдюшкин пришел в профессию учителя в 2007 году. Признается: быть педагогом ему никогда не хотелось. Окончив школу, он поступил в Самарский государственный университет на исторический факультет. На пятом курсе будущему учителю нужно было пройти педагогическую практику. Владимир заинтересовался.

— Учителем, который принял меня на практику, был мой друг. Я спросил, в чем заключается моя работа. А он мне говорит: делай что хочешь, — улыбается Владимир. — Я пошел к ученикам и начал с ними разговаривать на разные темы: о футболе и других подобных вещах. Нам было невероятно весело! Они с таким интересом меня слушали, это просто не могло не понравиться.

Эта практика полностью изменила дальнейшую жизнь Владимира. Он твердо решил, что станет учителем.

Первая попытка трудоустройства была неудачной.

После окончания университета Владимир Кильдюшкин пошел устраиваться в школу. Выбрал ту, что находилась ближе к дому. Пришел при параде: весь в белом и с дипломом в руках. Но… наткнулся на отказ.

— Это было во время летних каникул, школа пустовала. Я попросил у охранника, чтобы он провел меня к директору. Подошли к кабинету, я только делаю шаг вперед, а директор с испугом заявляет, что никакой учитель им не нужен, и говорит охраннику, чтобы он меня увел. Я был в шоке — мне перекрыли путь, даже не пообщавшись, — вспоминает Владимир. — Охранник посоветовал мне не расстраиваться и обратиться в департамент образования. Я так и сделал.

В департаменте образования Владимиру предложили вакансию учителя истории в школе № 121 Железнодорожного района. На этот раз будущему педагогу улыбнулась удача: он получил не только желаемую работу, но и отличных наставников.

— Я счастлив, что судьба распорядилась именно так. Большую роль в моей будущей карьере сыграла директор школы Татьяна Моргунова. Спустя три года я хотел уволиться — такое желание появляется у каждого учителя. А я на тот момент работал на дополнительной работе, и планировал остаться только там. Пришел к Татьяне Владимировне, чтобы сообщить о своем решении, но она меня опередила: предложила должность заместителя директора по воспитательной работе. В итоге я остался только в школе, — рассказывает Владимир Кильдюшкин.

После этого карьера пошла в гору. В 2015 году Владимир устроился директором в школу № 53, а в 2017 году получил аналогичную должность в ГБОУ СОШ «Образовательный центр “Южный город”.

«Мнение о том, что все ученики плохие — это просто старческое ворчание».

В последние годы многие сетуют на то, что ученики изменились, причем не в лучшую сторону. Уважение к учителю пропало, как и интерес к урокам, да и характер у школьников стал гораздо хуже. Владимир отмечает: мысль об этом невероятно глупая.

— Это все старческое ворчание. Раньше и трава была зеленее, и солнце лучше светило. Глупость! Люди привыкли сравнивать настоящее с прошлым, и почему-то последнее всего оказывается лучше. На деле ученики остались прежними. Молодое поколение всегда пытается самоутвердиться и для этого нарушает правила поведения. Это заложено в нашей биологии, а она не может измениться, — поделился Владимир.

Однако перемены есть — отношение взрослых к поведению детей существенно изменилось. Раньше нарушивший дисциплину ребенок знал, что получит наказание, как от учителей, так и от родителей. Сегодня это не так.

— У нас пропала единая система требований к детям. Раньше родители понимали, что если их вызывают в школу, значит, ребенок нашкодил. Сейчас они не поддерживают позицию учителя, а пытаются оправдать детей — например, говорят, что их спровоцировали, — поясняет педагог.

Решить конфликтную ситуацию не сложно — нужно просто знать подходы. Огромную роль в общении с учениками играет вежливость, отмечает Владимир.

— Ребенок всегда берет пример со взрослого, поэтому прежде чем предъявить к нему требования, нужно предъявить их к себе. Будет глупо, если я буду ходить в школу в джинсах и требовать, чтобы дети носили брюки и рубашки. Если буду грубить ученикам, а от них просить вежливости. Нужно быть строгим, но при этом сохранять тактичность, — поделился Владимир.

Не менее важную роль играют юмор, веселье и хорошее настроение. Только так ребенок действительно захочет возвращаться в школу снова и снова.

— Я всегда стараюсь быть интересным для учеников, не отдаляться от них. Они дети, а не подчиненные в офисе, мы должны быть ближе друг к другу. Если ребенку будет неприятно в школе, он и на уроке усидеть не сможет, — подвел итог Владимир Кильдюшкин.

Многие взрослые считают, что современные дети не признают никаких авторитетов. Они считают, что у них есть права, но обязанностей не должно быть. Ежедневно они получают огромный объём информации, который и не снился их родителям. Может даже показаться, что они знают гораздо больше взрослых. Действительно, дети быстрее приспосабливаются к изменениям окружающего мира. Но работать с поступающей информацией, систематизировать ее и мыслить критически они умеют не всегда. И в этом им может помочь грамотный и авторитетный учитель.

Проблемы учителей в отношениях с детьми

Проблемы учителей в отношениях с детьми

Сегодня школьным педагогам непросто завоевать доверие детей.  В силу устройства системы образования у них просто не остается сил на то, чтобы сделать уроки действительно интересными и увлекательными.  Заработки в школах довольно низкие, поэтому многие учителя вынуждены подрабатывать репетиторством. Кроме того, учительская работа предполагает написание отчетов, сбор документов по заданию администрации и проверку тетрадей.

Как и представители других профессий, чья работа предполагает взаимодействие с большим количеством людей, учитель подвержен профессиональному выгоранию. Это состояние характеризуется повышенной раздражительностью, усталостью и нежеланием общаться с людьми. Творческий подход к занятиям и развитие мотивации у детей в таком состоянии невозможны. Поэтому иногда создается впечатление, что некоторые педагоги ненавидят учеников.

Еще совсем недавно взрослые не обращали внимания на педагога, повышавшего голос на детей или унижавшего их морально. К сожалению, не все педагоги готовы относиться к ученикам с уважением. Немало среди учителей и тех, кто склонен к агрессии, вербальному и даже физическому насилию. Но сегодняшние родители чаще признают подобное поведение недопустимым.

Несмотря на высокую информированность современных школьников, большим уважением и доверием пользуется педагог, который проявляет к ним человеческое внимание и готов вести конструктивный диалог. Уроки такого педагога оставляют приятные и теплые воспоминания о школьных годах.

Чем учитель может завоевать доверие класса?

В сознании многих образ школьного педагога — это немолодая женщина в неброской серой одежде, в очках или со старомодной прической. На самом деле, в школах работают разные люди — есть среди них и молодые женщины, любящие красиво одеваться, и привлекательные мужчины. Но именно этот образ «училки» в строгой одежде символизирует чрезмерную строгость учебного процесса как свода обязательных к выполнению правил.

Строгость и регламентированность школьной жизни не оставляют места творчеству и душевному общению. Многие педагоги не испытывают особой любви к ученикам и урокам, поэтому и мотивации у школьников взяться неоткуда. В результате спустя многие годы после окончания школы бывшие ученики признают, что им так и не удалось полюбить математику, историю или английский язык из-за педагога.

Тем не менее, преподаватели, которые заинтересованы в доверительных отношениях с учениками, встречаются в современных школах. Они интересуются не только показателями успеваемости, но и личностью каждого ученика. Даже если педагог уже в солидном возрасте, он может завоевать доверие школьников, если внимательно следит за изменениями в жизни. Актуальные шутки, знание особенностей общения в социальных сетях или интерес к творчеству популярных исполнителей существенно повышают степень уважения к преподавателю.

Считается, что занятия в игровой форме уместны только для дошкольников и младших школьников. Но игровая форма трансформируется и становится более интересной подросткам. Например, преподаватель истории вполне может обсуждать с учениками новости или попросить провести параллели между историей и современностью.  А преподаватель литературы может задать вопрос об актуальности характера того или иного персонажа сегодня.

Классный руководитель или другой педагог, которому легко удается найти общий язык с учениками, со временем формирует не просто класс, а сплоченную команду. Некоторые преподаватели с удовольствием посещают вместе с учениками концерты, спортивные соревнования, обсуждают события из жизни каждого. Преподаватель не обязан становиться «закадычным другом» и устанавливать панибратские отношения с учениками. Но он может стать еще одним значимым взрослым, к которому ребёнок или подросток может обратиться за поддержкой.

Рекомендации молодым учителям: как вести уроки, чтобы завоевать доверие класса?

Рекомендации молодым учителям: как вести уроки, чтобы завоевать доверие класса?

Многие начинающие педагоги обеспокоены вопросом: как завоевать доверие класса? Если преподавателю действительно интересен предмет и работа со школьниками, то ему помогут некоторые рекомендации:

  • не придерживаться абсолютно всех правил. Чрезмерная строгость охлаждает отношения с коллективом;
  • избегать публичного наказания ученика. Поведение учеников в классе может быть разным. Если кто-то плохо ведет себя, педагогу не следует стыдить его публично. Лучше всего вывести его из класса и провести с ним беседу;
  • управлять собственными эмоциями. Крик и агрессия не прибавляют доверия к педагогу, не являются признаком его силы и не решают проблемы с дисциплиной у учеников. Для управления гневом можно использовать специальные техники;
  • почаще смотреть на вещи глазами учеников. Важность и польза индивидуального подхода были признаны педагогами сравнительно недавно. Преподаватель, понимающий ребёнка, уже не будет смотреть на него, как на послушного «робота», созданного для выполнения команд.  Ученики — тоже люди, и будут доверять педагогу, который ценит их человеческие качества;
  • стимулировать учеников к командной работе. Печально наблюдать за педагогами, которые целенаправленно культивируют в классе атмосферу конкуренции и делят его на «любимчиков» и «нелюбимчиков». Действительно сплоченный коллектив не имеет ничего общего с конкуренцией;
  • работать над собственным настроением, входя в класс. Все проблемы должны оставаться за дверью учебного кабинета и не должны быть предлогом для срыва на учениках.

Педагог, заинтересованный не в слепом выполнении учебного плана и безоговорочном следовании учебной программе, а в контакте с учениками, будет пользоваться доверием и уважением школьников. Его любовь к предмету и к людям передадутся и классу. Именно такого преподавателя будут с благодарностью вспоминать бывшие ученики.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти икс в уравнении умножение
  • Как найти ссылка с опросом
  • Демон стоног dark souls как найти
  • Как составить график планерок
  • Как найти своего двойника на лицо