Как найти подход к трудному подростку родителям

Когда в семье растет ребенок, то с приходом подросткового кризиса его проявления ощущает вся семья. В статье мы расскажем, как понять, что начался сложный период в жизни сына или дочери. Что подразумевают психологи под определением «трудный подросток», и как вы можете помочь ребенку преодолеть этот этап? Итак, узнайте, как характеризуется непростой возраст, и какие существуют методы решения проблемы.

Трудный подросток

Трудный подросток: краткие сведения

Трудный подросток – ребенок от 9 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. Попросту говоря, наблюдаются отклонения от общеизвестных норм. К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями. Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих ужасных выходок, однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания.

У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. Различные факторы провоцируют переход подростка от обычного к трудному. При этом такие дети необязательно похожи друг на друга: кто-то отстает в физическом развитии, другой обгоняет по этому показателю прочих сверстников, третий чрезмерно возбудим, четвертый очень замкнут и так далее. Все трудные подростки имеют собственные индивидуальные особенности, и было бы неправильно их обобщать.

Знаменитый воспитатель Антон Макаренко заявлял, что к пяти годам формируется личность ребенка, и впоследствии внести коррективы в воспитание очень сложно.

Когда впервые появляются признаки того, что в воспитании возникли сложности? В момент, когда ребенок начинает осознавать воспитательное воздействие. Согласно различным исследованиям, условия, которые окружают ребенка в раннем детстве, впоследствии могут стать причиной проблем в подростковом возрасте. Воспитателям и родителям малышей важно осознавать это, ведь им приходится иметь дело с чутким и податливым детским мозгом. Родители, воспитывающие трудного подростка, должны осознавать, что сейчас исправляют ошибки, допущенные на предыдущих этапах воспитания. Не спешите расстраиваться – пока не поздно все исправить.

Особенности поведения трудных подростков

Итак, как понять, что в семье трудный подросток? Замечено, что дети, у которых имеются проблемы с поведением, начиная с рождения и до 11 лет, они продолжаются и в подростковом возрасте. Вряд ли это удивит родителей, ведь различные всплески они переживают на протяжении многих лет.

Конечно, не всегда именно родители повинны в этом кризисе. Это не отменяет того, что им придется приложить усилия, и помочь трудному подростку. В современном обществе их число неустанно растет.

Любой, кто общался с трудным подростком или сам был ним, знает, какими особенностями поведения отличаются такие дети. Кажется, будто они пытаются удержать в душе ярость, которая все равно вырывается наружу. Когда трудный подросток проявляет наибольший всплеск негатива?

Чтобы это понять рассмотрим его характерные черты:

  • негативно реагирует на чье-то желание помочь;
  • отрицательно относится к прикосновениям;
  • неохотно идет на визуальный контакт;
  • с недоверием относится к окружающим;
  • испытывает проблемы с учебой и с питанием.

Нередко трудный подросток нуждается в помощи профессионала, и семье не стоит стыдиться за ней обращаться. Это правильное решение, предотвращающее множество неприятностей. Как определить – трудный подросток или нет?

Имеются простые способы:

  • Обратиться за консультацией к профессионалу (педиатру или детскому психологу). Найдите специалиста, вызывающего у вас доверие.
  • Поинтересуйтесь мнением стороннего человека, у которого нет предвзятости или заинтересованности в этом вопросе, и имеющего опыт воспитания подростка.

Почему подростки становятся «трудными»: основные причины

Первым толчком к тому, что появляются отклонения в поведении старшего школьника, становятся проблемы в общении со взрослыми в семье либо в школе. Если кто-то из них поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще. Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто выбор падает на асоциальные компании. Ему кажется, что таким образом он повышает свой статус. Впоследствии такую группу покинуть очень сложно.

В переходном возрасте многих детей называют трудными подростками. В этот период ребята демонстрируют изменения в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. Самым нелегким периодом взросления считается переход от детства к взрослой жизни – подростковый. Это накладывает определенные изменения на личность любого человека, а если проблемы с воспитанием были изначально, то процесс взросления проходит еще сложнее. Именно в этот период психика ребенка перестраивается, появляются существенные изменения в учебной программе, нагрузка возрастает, отношения ребенка к учебе меняется. В поведении подростка появляются черты, которые оказываются для окружающих полной неожиданностью – нередко это провоцирует конфликты с семьей, учителями, сверстниками. Последствия: сильные внутренние переживания.

«Трудный подросток» — широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими.

Причины

Типы трудных подростков

Трудные подростки отличаются друг от друга.

Рассмотрим их типы:

  • Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
  • Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
  • Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
  • Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.

Работа с трудными подростками

Какую работу нужно провести с трудным подростком, чтобы улучшить ситуацию:

В школе

Опытные учителя знают, что в работе с такими ребятами стоит придерживаться определенных правил:

  • Подчеркивать их достижения, повышая статус среди сверстников.
  • Увлечь их необычным новым делом, в котором ребенок явно сможет достичь успеха.
  • Поддерживать с ним доверительные отношения.
  • Помочь с учебой, позиционировать ее как путь закалки характера.
  • Признание подростка в социально-значимой деятельности.

С психологом

Одно из важнейших направлений работы любого психолога – помочь трудному подростку справиться с кризисом. Если проблема выявлена вовремя и сотрудничество со специалистом начато своевременно, есть смысл рассчитывать на скорый положительный результат.

Какие функции лежат на психологе, работающем с ребятами, испытывающими трудности в социуме: диагностирование, консультация, коррекционный курс.

У специалиста имеется своя область компетенции, и в нее входят многие социально-психологические свойства, характеристики, явления.

При индивидуальных исследованиях личности и психики, выявляются сильные и слабые стороны трудновоспитуемого ребенка. С одной стороны они нуждаются в психолого-педагогической коррекции, но при этом являются частью здорового психологического потенциала личности. На него можно опереться в процессе воспитания.

Что предполагает поведенческая коррекция? Первым делом выявляются проблемы в отношениях подростка со взрослыми, сверстниками. После этого ситуация разбирается, предлагаются методы ее устранения.

Большое значение имеет изучение социометрического статуса подростка в классе, в компании сверстников. Специалисту важно определить место, которое подросток занял в системе межличностных отношений. Анализируются, насколько обоснованы его эмоциональные проявления, имеется ли психологическая изоляция, и если – да, то каковы ее причины.

Как справиться с трудным подростком: советы родителям

Родителям, как и их подрастающим детям, непросто дается сложившая ситуация. Зачастую они становятся свидетелями вспышек ярости, и не всегда способны адекватно реагировать на такие проявления эмоций. Важно понимать, что за детским гневом скрывается печаль, стыд, смущение и прочие чувства, с которыми он не может справиться. Осознавая свое бессилие, подросток набрасывается на оппонента, действуя на опережение. Чаще всего подростки не в состоянии осознать собственные эмоции, и не знают, как их выразить приемлемым для социума способом. Также они боятся попросить поддержки, и даже демонстративно от нее отказываются

В чем состоит задача родителей? Помогите сыну или дочери побороть негативные эмоции, и если он хочет выразить гнев, то пусть делает это более конструктивно.

Рекомендации, которым важно следовать:

  • Попытайтесь определить, что скрывает ярость ребенка. Возможно, он волнуется или его одолела депрессия. Возможно, его смущает свой статус в обществе, и сверстники в чем-то превосходят его. Или ему не хватает общения и поддержки?
  • Необходимо установление нерушимых границ. В вашей семье должны действовать разумные правила, за несоблюдение которых подразумевается разумное наказание. Когда вы и подросток будете в благожелательном расположении духа, объясните ему, что чувство гнева естественно, но нужно найти адекватный способ его выражения. Пример: подросток набрасывается на вас. За такие проявления эмоций следует наказание в виде лишения каких-нибудь домашних привилегий или неприятного разговора с человеком, вызывающим у ребенка авторитет. В этом возрасте соблюдение границ особенно важно.
  • Не игнорируйте тревожные сигналы. Возможно, вы заметили, что перед вспышкой ярости ребенок мучается головной болью или активно расхаживает по дому. Возможно, он злится всегда по одной и той же причине. Если человек в состоянии определить ситуацию, вызывающую гнев, ему становится проще его держать под контролем.
  • Помогите подростку отыскать метод, помогающий справляться с яростью. Подходящие варианты: спортивные упражнения. Возможно, ему подойдет спортивный зал, боксерская груша. Некоторым ребятам проще выплеснуть эмоции через музыку или другое творчество. Определите, что вызывает интерес вашего сына или дочери.
  • У каждого подростка должно иметься пространство, где у него будет возможность привести свои чувства и эмоции в порядок. Юноша или девушка, испытывающие гнев, нуждаются в безопасном месте, где ему будет проще прийти в себя. Не нужно преследовать подростка, если он зол, требовать немедленных извинений или объяснения ситуации. Если приступ ярости не прошел, ситуация сразу же усугубиться и даже может стать причиной проявления физической агрессии.
  • Если хотите, чтобы ребенок научился контролировать ярость – умейте сами справляться с гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами не способны держать себя в руках. Пытайтесь сохранять самообладание в любой ситуации.

Смотреть видео

За время учебного года семьи разучаются проводить время вместе, а школьные трудности их порой заставляют становиться врагами. Поэтому лето — хорошее время снова научиться жить дружно и найти общий язык со своим ребенком.

Кто такие трудные подростки, и стоит ли их отчислять из школ? Почему 30 учеников в классе — это перебор? И отчего в России так плохо приживается инклюзивное образование, — рассказала к. п. н., доцент кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена, психолог отдела профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит» Юлия Пежемская.

Услышать каждого

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Говорят, что проблемными детьми не рождаются, а становятся. В чем же причины девиантного поведения некоторых подростков?

Юлия Пежемская: Здесь важно понять, кто же такой трудный ребенок. Это тот, кто неудобен и создает трудности для взрослых? Например, отстаивая свои права, пытаясь ослабить контроль и изменить мир в силу возрастного кризиса, который переживают большинство в период взросления. Многие творческие люди проходили через такой период, их отчисляли из школы, пророчили удручающее будущее, а сегодня они кумиры миллионов.

Или трудный — это тот, у кого есть проблемы с соматическим здоровьем? Ребенок часто болеет, вынужденно пропускает школу, не успевает, что приводит к определенным сложностям.

А может быть, у школьника психопатология, он не способен адаптироваться в классе из 30 человек и автоматически переходит в разряд непростых учеников?

И, наконец, если у ребенка проблемы в семье, ему тяжело живется, из-за стресса и конфликтов сосредоточиться на учебе невозможно — он тоже трудный?

Здесь можно провести аналогию со светолюбивым растением. Если посадить его в тень — оно не будет расти, но это не сорт плохой, а мы подобрали для него недостаточно подходящие условия. Поэтому если быть наблюдательными, любить детей, относиться к ним с уважением, создавать им необходимую атмосферу дома и в школе — число «трудных» учеников значительно уменьшится. И, безусловно, все эти дети имеют право на образование.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

— А что делать, когда поступки некоторых учеников нарушают права на образование остальных детей?

— Мы привыкли реагировать, когда права уже нарушены, а до этого не задумываемся о проблеме. Потеря саморегуляции — один из признаков травматического опыта, показатель того, что человек нуждается в помощи. И санкциями (отчислением, переводом в другую школу) здесь ситуацию не исправишь. Я придерживаюсь позиции, что ребенок, у которого нет органических повреждений головного мозга, провоцирующих агрессивное поведение, — существо социальное и склонное к сотрудничеству. Тем более что такое поведение более выгодно для развития и благополучия, чем девиантное. Последнее же, как правило, связано с дефицитом удовлетворения какой-либо базовой потребности.

Поэтому работа с каждым учеником должна начинаться сразу при поступлении в школу, а не когда он уже нарушил права и потерял возможность управлять своим поведением.

В первую очередь это выражается в установлении контакта, пока его нет — ребенок в любой момент может стать трудным.

И здесь, с психологической точки зрения, идеальным вариантом была бы наполняемость классов до 15 человек (а не 30-35, как сейчас). Тогда учитель мог бы всех увидеть и услышать, с каждым договориться, учесть их потребности, а ребенок — проявить себя в школьной среде, почувствовать сопричастным и нужным. Наше внимание позволяет качественно работать лишь с небольшим количеством детей. Те, на кого ресурса не хватило, и могут оказаться в группе риска по девиантному поведению. Так как это еще и способ привлечь хоть какое-то внимание взрослого, пусть даже негативное.

Часто ребёнка приходится спасать от нас самих.

Дети хотят договариваться

— У вас был опыт исправления трудных учеников?

— Мы работали с петербургскими учениками, которых отчислили и не брали ни в какие другие школы. В течение августа они проходили реабилитационную программу, которая больше была направлена на межличностные отношения. Таким образом, у подростков выстраивалась новая модель отношений. Используя ее, они уже могли продолжать обучение в школе. Опыт оказался очень успешным. Дети учились более осознанно, формулировали свои цели, взаимодействовали с одноклассниками и учителями. Как правило, у каждого ребенка есть познавательная потребность получать знания, быть успешным, наладить хорошие отношения в школе. Нет детей, которые изначально приходят на уроки, чтобы плохо себя вести и получать двойки.

Более того, школьникам в принципе нравятся договорные и правовые отношения, но у взрослых зачастую нет времени их выстраивать. Мы живем иллюзией, что если у нас есть идеальные правила, то они подходят всем и нас обязаны слушать. Однако дети — мыслящие существа, они любят думать, задавать вопросы и бунтуют, когда им запрещают это делать. И если ребенок понимает, что его не будут ругать, критиковать, будут спрашивать всех по очереди (а не тех, кто всегда подготовлен к уроку), то есть его права соблюдаются, он не станет нарушать права других.

— Получается, что даже за один летний месяц можно изменить ситуацию?

Порой взрослые недооценивают глубину и тяжесть переживаний подростков.

— Если мы говорим о «трудных детях», контакт с которыми потерян, то важно попытаться за лето установить его. Если ваш ребенок будет знать, что нужен, ценен, любим, это позволит ему восстановить свои психологические ресурсы и вернуться в школу обновленным и вдохновленным, более устойчивым к трудностям. За время учебного года семьи разучаются проводить время вместе, школьные трудности их порой заставляют становиться врагами, поэтому лето — хорошее время снова научиться жить дружно.

Каждый, кто создает семью, — видит ее как свой ресурс, но ресурсы не бесконечны, их нужно учиться восполнять, совместно с детьми искать пути восстановления мира в семье и при необходимости обращаться за помощью. Как раз летом это сделать проще всего.

— Как правило, у трудных подростков трудные родители, но как их включить в процесс образования?

— Нужно устанавливать контакт. Если только обвинять, то родители откликаться не будут. Когда работа с классами организована правильно, взрослые легко вовлекаются. Это также показал наш опыт работы с трудными подростками в Санкт-Петербурге. Но сейчас учитель в силу своей перегруженности зачастую не готов к взаимодействию с родителями, даже с теми, кто стремится решить возникающие проблемы. Но здесь мы опять возвращаемся к проблеме переполненности классов.

Часто дети не спешат покидать родительский дом.

Гибкая система

— А если девиантное поведение подростка связано с определенными диагнозами? Сейчас идет много споров про инклюзивное образование.

— Школа — это в какой-то мере модель общества, где есть разные люди, в том числе с особенностями развития. Мы не можем сделать вид, что их нет! Инклюзия — это способ позволить разным детям увидеть друг друга. Но существующая классно-урочная система плохо совместима с инклюзией, поэтому так много трудностей и споров по этому вопросу. В классно-урочной системе дети должны двигаться по программе в едином темпе: расти одинаково, достигать одинаковых образовательных результатов, которые измеряются также одними параметрами. Особенным ученикам трудно стать равноправной частью такой системы. В то время как, например, в системе Монтессори или в Вальфдорской школе это возможно, так как они в большей мере следуют за ребенком и его потребностями. Следуя за ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), важно не забывать про индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам.

А то, чтобы в классе были дети с особенностями развития, на мой взгляд, очень важно и для обычных учеников «без диагнозов». Это позволит им развить эмпатию, лучше социализироваться в обществе, научиться договариваться и, как ни странно это звучит, быть успешнее в жизни и учебе. Ведь даже если собрать самый идеальный класс с высоким уровнем развития интеллекта у учеников и с прекрасными поведенческими навыками, спустя год учебы он расслоится. Кто-то обязательно будет успешнее, а отстающие начнут испытывать давление и чувствовать себя неудачниками. Поэтому не стоит прибегать к сегрегации с самого начала и дать возможность учиться всем вместе и выстраивать отношения.

Кстати

В 2020 году петербургские подростки совершили 443 преступления — на 7,5% меньше, чем годом ранее. В основном это кражи (особенно велосипедов и телефонов), правонарушения, связанные с употреблением спиртного и наркотических веществ, разбойные нападения, причинение вреда здоровью средней тяжести, угоны автотранспорта. Около 70% совершающих преступления в СПб — внешне благополучные дети, учащиеся школ, колледжей и техникумов, ранее не попадавшие в поле зрения правоохранительных органов.

Наталье (справа) не понравилось, что рядом с ее внучкой играют особенные дети.

Они сидят напротив меня в кафе. Эльвира учится в 10-м классе. Говорит отрывисто, нервничает. В отличие от Елены, у которой практически нет косметики, у Эли «нарисован» яркий макияж, в носу кольцо-пирсинг, волосы выкрашены контрастными прядками.

— Это еще что, — смеется мама. — Раньше у нее были волосы ярко-розового цвета. Эля у нас бунтарь, всегда идет поперек системы.

— В школу ты тоже так ходишь? — спрашиваю Эльвиру.

— Да. Но там, в общем, всем все равно. Классная нормально ко мне относится. Да, говорит, некрасиво. Ужасно. Вызывающе! Но если хочешь, ходи так. Завуч мне сказала, чтобы я пирсинг хотя бы не надевала. А вот физичка постоянно спрашивает, смотрюсь ли я по утрам в зеркало. На прошлой неделе назвала меня «обезьяной»… Но она совсем пожилая. Советской закалки еще.

— А как одноклассники?

— Да они все странные. Зомби. Ни одного нормального человека. Я там ни с кем не общаюсь. А они говорят, я инопланетянка.

Тут мама Лена сообщает, что Эля из этой школы уходит. Учебный год ей все равно там не зачтут, из-за прогулов. Раньше у Эли была другая школа, хорошая, где девочка училась с 11 лет, с тех самых пор, как семья переехала в Москву из Харькова. В новую школу пришлось перейти, потому что в той, хорошей, не было 10–11-го классов. Но ничего, все к лучшему — Эля скоро поступит в парикмахерский колледж, платно, будет учиться на стилиста-колориста.

— Представляете, у них будут заграничные стажировки! — с энтузиазмом рассказывает Елена. — Хочу, чтобы она отучилась и уехала в Европу. Эля же у нас способная, у нее есть потенциал. Я уже записала ее на английские курсы.

— Я на курсы не пойду! — тут же щетинится дочь.

— А я тебя и не спрашиваю!..

Пьет, бьет, употребляет

В новую школу Эльвира перешла «вместе с одним человеком». Но он оттуда вскоре сбежал, и ходить туда больше «нет смысла». При этом человек был «просто друг». Вдобавок еще фетишист и бисексуал, как оказалось…

Ранее Эля встречалась с одноклассником, который потом ушел к ее подруге. «Но и хорошо, — полагает теперь девушка, — потому что он пил». «Пиво?» — наивно спрашиваю я. «Ой, что вы! Водку, коньяк — все пил…»

Затем, похоже, ненамеренно, Эльвира шокирует дальнейшим рассказом о своих поклонниках. Впервые она стала встречаться с парнем в 14 лет, но тот ее бросил. А мама не поддержала!

— Это Дима Карпухин? — удивленно переспрашивает Елена.

— Да! И я была одна! Со своими переживаниями! — вскрикивает дочь.

— Он мне так нравился, — мечтательно говорит мама. — Он был красивый такой, учтивый. И вообще, это он ко мне приходил.

— Что?..

— Все Элины поклонники всегда говорят, что я очень классная мама, — поясняет Елена. — Я к ним выхожу — очень любят со мной поболтать. К вам приходим, так и говорят.

— Дима был твоей первой любовью? — спрашиваю я у Эли.

— Нет, что вы! Я вообще еще ни разу, никогда сама не влюблялась…

Тем не менее после незадавшегося месячного романа с Димой Эльвира встречалась еще с пятью парнями. Самыми продолжительными, почти год, сложились отношения с неким Богданом, который не пил, не курил и был спортсменом, но зато постоянно «строил» Элю. «Почему ты так оделась, ты зачем накрасилась?..» За упреками последовали обзывательства, а потом Богдан поднял на нее руку. «Бил меня», — просто говорит Эля. Еще один ее приятель оказался драгдилером. Другой сам употреблял и как-то угостил ее пятью таблетками феназепама сразу… И еще был тот бисексуал. И алкоголик…

— Эльвира, у тебя друзья есть?

— Нет, друзей нет. Есть знакомые.

— И какие у вас общие интересы?

— Техно. Рок. Стиль. Разговоры, — лаконично отвечает Эля.

— Как время проводите?

— Гуляем. Хотим с девчонками в Питер поехать вскоре. На скейте катаемся, ходим на концерты разных современных групп.

— Скажи, а если ты хочешь учиться на стилиста, ты, наверное, хорошо рисуешь?

— Да, хорошо. Я в художественную школу ходила, нравилось, — оживляется Эля.

— Два года походила и бросила. Протест, вечный протест! — отрезает мама Лена.

«С отчимом не разговариваю два года»

Семья Акимовых пережила немало. Родной папа Эльвиры, Андрей, живет в Харькове. Эля всегда любила папу, да и сейчас у них хорошие отношения. Хотя отец не одобряет ее эксперименты с внешностью, предлагает дочке «денег дать», чтобы она сняла хотя бы пирсинг.

Новый мамин супруг Николай ей категорически не понравился.

— Коля женился довольно поздно, за 30. Детей, жены у него никогда не было, — рассуждает Елена. — Он пытается Элю воспитывать, но не знает, как это делается. Но попыток он не оставляет…

Эльвира с отчимом просто не разговаривает. Вообще. Вот уже два года их общение происходит в одностороннем порядке.

Мама Елена откровенно признается, что устала бороться. Не знает, что с Элей делать. Бывало, да и до сих пор случается, что и руку на дочь поднимает, просто от бессилия уже…

— Эля, как же так? Дома у вас климат тяжелый, ты с отчимом не разговариваешь. С мамой ссоришься. Ни друзей, ни подруг…

— Да, я одна. Я такой человек. Мне никто не нужен. Ни друзей, никого. Так получается, что мало таких, как я.

— А как же поговорка, что худой мир лучше доброй ссоры? Тем более с самыми близкими, родными людьми?

— Они не близкие…

Отношения матери Елены и дочери Эльвиры Акимовых комментирует психолог Центра системной семейной терапии Марина Слинькова.

«Я бы отметила несколько моментов относительно мамы. Родительская ирония — запретное оружие в общении с подростками. «А раньше-то вообще были розовые волосы». Или: «Да, пирсинг в носу, так в школу и ходит»… Собственный внешний вид для ребенка — это способ самоутвердиться. Тело — то немногое, что ему подвластно. Отсюда и пирсинг, и «боевой» макияж, и крашеные волосы.

Часто взрослые люди и подростки говорят на разных языках. Подростки очень чутки и ранимы, все гиперболизируют и часто воспринимают слова взрослых совсем в ином смысле, чем тот, который те туда вкладывают. «Походила и бросила», — говорит мама о ее занятиях в художественной школе. «Не верю, не сможет, у нее не получится в очередной раз», — так, скорее всего, слышит ее дочь. «Выучишься и уедешь на стажировку», — мечтает мать. «Я не хочу быть с тобой, я устала, уезжай», — понимает дочь.

Когда Элю спрашивают об отношениях с юношами, прорывается ее боль. «Первая любовь, он ушел, я осталась одна, мама не поддержала». Но мама будто не слышит боли, говорит о себе… Искать «своих», принадлежать к какой-то группе для подростка очень важно. Но, получая бесконечные отказы, он может отстраниться. «Я не как все, и рядом со мной быть обычным невозможно». Это типичная ситуация подросткового бунта».

«Родитель — это скала в бушующем море»

Вот какие советы дает Марина Слинькова родителям подростков.

Тату, крашеные волосы, пирсинг — все это путь ребенка к себе. Попробовать себя в разном, быть ярким, неординарным. Обычный подростковый период — проявится или во внешности, или в противостоянии с родителями. Или же в замкнутости, депрессии, отчужденности.

С любыми подростками, бунтующими или нет, важно перестроить свои отношения. У повзрослевшего ребенка теперь обязательно должно быть личное пространство: комната, свои вещи, занятия. Как бы пугающе они ни выглядели: подросток может перекраситься в черное, плакаты непонятные у себя развесить или поставить в изголовье изображение креста, — главное для родителя не впечатляться. Не впадать в истерику, не высмеивать, не ругаться. Если подросток поймет, что его пытаются переделать, будет сопротивляться до последнего. Или уйдет в депрессию, в нигилизм. Свое негативное отношение к «крестам и плакатам» можно обозначить, но не навязывать, уважение к выбору ребенка должно быть обязательно.

Исключения составляют критические ситуации, когда вы подозреваете наркотики или другую зависимость. Но и тут очень важно, чтобы родитель был спокоен, эмоционально устойчив. У Найджела Латта, автора книги «Пока ваш подросток не свел вас с ума», есть прекрасная метафора о том, что родитель — это скала в море. Что бы ни делало море, скала всегда устойчива. Что бы ни происходило, она не начинает кидаться камнями. Поэтому четко, внятно, последовательно, коротко (как вообще нужно разговаривать с подростками) донести информацию. Если в 3 минуты не уложились, дальше все, белый шум. Он не слушает. Текст такой: «Я вижу, что ты не справляешься с тем-то и тем-то. Я не могу допустить, что ты употребляешь наркотики. Это отчасти и моя ответственность, до твоих 18 я отвечаю за тебя. Поэтому идем на обследование, реабилитацию, занимаемся твоим здоровьем». Не надо: много говорить, ломать руки, кричать «ты гробишь свое будущее»…

Никакая война с ребенком к хорошему не приведет. Вот, например, учеба. Очень же часто родители жалуются: «Он не учится, не делает уроки, это кошмар…» Что же делать? Отступить. Когда родители начинают меньше контролировать, ребенок поначалу сильно радуется и опускает руки. А потом — понимает, что его больше не толкают, не пинают, над душой не сидят, а своих сил недостаточно. Вот тогда многие дети сами признают, что им нужна родительская помощь в учебе.

Еще подростки очень любят четкие правила. Четкие и ясные. Написать правила на листе, повесить на холодильник. Почему написать — любое слово, вслух произнесенное, приобретает в русском языке разные оттенки… Поэтому в случае чего мама не доказывает и не рассказывает заново, а подходит к листку и говорит: «Здесь написано, ты же согласился. Да, я понимаю, тебе хочется идти гулять, или играть в компьютерные игры, или еще что-то. Понимаю, что ты злишься или даже ненавидишь меня сейчас. Но правило есть правило. И у нас с тобой договоренность».

Десять правил для родителей подростков

1. Устанавливайте правила, записывайте их.

2. Будьте последовательны в словах и поступках. Чтобы не было такого, что запретили, например, ехать в поездку, а потом вроде жалко, билеты уже куплены… И вы разрешили.

3. Справедливость требований. Не требуйте от ребенка того, что не выполняете сами.

4. Нет длинным нравоучительным беседам. Они ни к чему не приводят, просто разрушают отношения, и все. Коротко, четко, ясно — 3 минуты на весь разговор.

5. Прагматизм. Если подросток понимает свою выгоду, на это он быстрее пойдет. Выгоду выделили, доказали — все, живем так.

6. Быть всегда рядом, но не преследовать. Это про то, что, видя состояние подростка, обозначать свое участие. «Я вижу, что ты расстроен, злишься, — что случилось? Хочешь рассказать?» — «Нет, не хочу» Все, родитель уходит. Спустя два часа: «Я вижу, что тебе тяжело. Могу я помочь?» — «Нет, не можешь» Все, отходите. Если сам не хочет, его не разговоришь.

7. Не впечатляться словами. Если подросток сказал, что он вас не любит и ненавидит, это не значит, что он вас ненавидит. Это его эмоции. Правильно сказать: «Нет, я в таком тоне общаться не буду. Успокоишься — поговорим». Но при этом не рыдать, не причитать: «Как ты можешь оскорблять мать!..» и прочее.

8. Про иронию, насмешки и обесценивание уже упоминали. Подростки очень ранимые и мнительные.

9. Сравнение с другими людьми не мотивирует, а наоборот, демотивирует и отдаляет.

10. И аргумент про будущее не работает. «Ты посадишь себе здоровье, если будешь так курить» или «Ты будешь работать дворником, если не будешь учиться», вот все это не работает. Ребенок сам должен дозреть до того, чтобы задуматься о будущем. В среднем это случается в 16–18 лет, но бывает, что и после 20.

Бить или не бить?

Если ребенок 12–16 лет заявил, что он хочет синие волосы, набить тату или сделать пирсинг, реакция у родителей бывает бурной. И, конечно, негативной. И это неправильно. Родительские вопли: «Будешь как папуас!» и «Фу, как зэк!» только усугубят ситуацию.

Итак, если отпрыск вознамерился радикально изменить внешний вид, попробуем отговорить, используя следующие аргументы:

— Ты все хорошо продумал? Как к этому отнесутся в школе? На улице? Готов ли к чужому постоянно направленному на тебя вниманию?

— Есть много вузов и организаций, где смотрят на внешний вид. В дальнейшем ты можешь не пройти дресс-код.

— Готов ли к постоянному уходу (особенно мальчики)? Пирсинг надо протирать, тату освежать, перебивать в салоне. Дреды после мытья сохнут от 3 до 12 часов! Кроме того, отрастающие корни надо снова запутывать. На окрашенных волосах — подкрашивать.

— Сейчас для всего есть варианты лайт. Мелки, тени и пудры для окрашивания волос. Краски без аммиака. Безопасные накладные дреды, пирсинг на магнитах. Временное тату. Предложите их ребенку, хотя бы чтоб «потренироваться».

— Тату, шрамы от пирсинга останутся на всю жизнь. Это вечное украшение тела. Готов ты к тому, что этот узор будет частью имиджа и в 20, и в 30, и в 40?

— Если уж делать (тату, пирсинг…), то по первому классу. Это дорого. Давай подкопим и отложим все это на год?

— И наконец, если ничто не возымело действие — пойти вместе с чадом в хороший салон. И сделать процедуру, о которой он мечтает, максимально щадяще и безопасно. Можно даже исполнить свою затаенную мечту. И набить себе тоже тату!..

Обеспокоенному родителю важно знать, что почти все процедуры с волосами безопасны, даже дреды. Не слишком заметное тату и съемный пирсинг тоже, в принципе, не опасны. Туннели в ушах, тоже разновидность пирсинга, зарастают сами, если отверстия менее 14 мм. Хотя после проведения эта процедура требует домашнего ухода.

Против чего родитель подростка обязан сказать решительное «нет» и постараться отговорить, переубедить, перенаправить?

Это пирсинг языка, пупка, интимных частей тела. Это татуировки на лице, а учитывая нашу ментальность, на руках и пальцах. Закон на вашей стороне — в нормальном салоне любое тату или пирсинг ребенку до 18 лет могут сделать только с разрешения взрослых.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Подросткам свойственно испытывать предел своих возможностей — так они пытаются найти свое место в мире. Однако, чтобы трудный подросток не пошел дальше по опасному пути, порой требуется предпринять быстрые и эффективные меры. Прежде всего выясните, с чем он испытывает трудности, чтобы вмешаться и оказать ему помощь. Отведите подростка к психологу, а также расширьте его границы и добавьте упорядоченности в его жизнь. Кроме того, обязательно относитесь с теплом и сопереживанием к трудному подростку, чтобы он знал, что вы на его стороне.

  1. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 1

    1

    Выясните, что происходит. Трудные подростки могут бороться с самыми разными проблемами, начиная от алкогольной или наркотической зависимости и заканчивая депрессией. Понаблюдайте за своим подростком некоторое время, чтобы выявить корень зла. Если вы будете иметь представление о том, что происходит, вам будет проще выработать стратегию помощи.[1]

    • К распространенным тревожным сигналам относятся падение успеваемости, драки или неприятности в школе, споры с родителями, неприятности с полицией, а также резкое изменение круга общения или изоляция от общества.
  2. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 2

    2

    Прямо поговорите со своим подростком. Возможно, он знает, в чем заключается проблема, но просто не уверен, как ее сформулировать. Отведите его в сторону для приватного разговора и поделитесь своими беспокойствами. Попросите его сориентировать вас в том, что происходит, и как вы могли бы помочь.[2]

    • Можно сказать: «Я заметил, что твоя успеваемость по всем предметам неуклонно падает. Расскажи мне, что происходит».
    • Очень часто подросткам кажется, что они просто должны делать то, что велят им взрослые. Если вы заранее проведете открытый разговор, ваш ребенок с большей вероятностью почувствует, что у него есть право голоса, и, возможно, в дальнейшем он примет вашу помощь.
  3. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 3

    3

    Запишите своего подростка на прием к психологу. Если вы примерно представляете, в чем заключается проблема (например, низкая самооценка или тревожность), поищите психолога, специализирующегося в конкретной области.

    • Подготовьте к первому сеансу все имеющиеся у вас доказательства о наличии данной проблемы. Это могут быть дисциплинарные замечания от учителей, отчеты об успеваемости или любые другие записи, фиксирующие настроение ребенка или проблемы с его поведением.
    • Предоставив психологу как можно больше информации и сведений, вы поможете ему прояснить проблему и использовать верную стратегию действий.
  4. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 4

    4

    Поощряйте поведение, способствующее укреплению здоровья. Определенные факторы образа жизни могут усилить стресс и в конечном счете усугубить поведение подростка. Возьмите на себя обязательство поддерживать здоровый образ жизни в семье, например сбалансированно питаться, заниматься спортом и спать по 8 часов (или больше) каждую ночь.[3]

    • Ограничьте потребление подростком фастфуда и нездоровой пищи. Лучше устраивайте ему три-четыре сбалансированных приема пищи, включая в них фрукты, овощи, цельные зерна, молочные продукты пониженной жирности и постные источники белка.
    • Развитие более позитивного образа жизни поможет облегчить некоторые проблемы, с которыми сталкивается подросток. Например, сбалансированное питание и физические упражнения могут способствовать ослаблению симптомов депрессии или тревожности.
  5. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 5

    5

    Вовлеките работников школы. Поговорите с учителем или школьным психологом и сообщите ему о проблемах вашего ребенка, чтобы он помог вам справиться с ними.[4]

    • Если вы будете находиться в тесном контакте с представителями школы, они смогут предупредить вас о резких переменах в поведении вашего ребенка, а также будут держать вас в курсе, улучшается ли ситуация или нет.
  6. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 6

    6

    Используйте ресурсы местного сообщества. Воспользуйтесь преимуществами общественных и религиозных организаций, молодежных кружков и других служб, которые помогают трудным подросткам в вашем регионе. Такие организации имеют опыт работы с трудными подростками и могут предложить практические рекомендации и поддержку.[5]

    Реклама

  1. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 7

    1

    Сохраняйте спокойствие. Если вы будете резко и гневно реагировать на истерики подростка, считайте, что сила на его стороне. Лучше сохраните власть у себя, держа себя в руках. Для этого можно глубоко дышать, считать в уме до 10 или отражать выходки ребенка с юмором.[6]

    • Делайте все необходимое, чтобы сохранить хладнокровие и собранность. Если вы можете оказать подростку помощь, старайтесь, чтобы он не видел, как вы теряете самообладание.
  2. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 8

    2

    На мгновение поставьте себя на его место. Трудные подростки часто подвергаются порицанию, поэтому им иногда кажется, что никто их не понимает. Практикуйте сопереживание и покажите ребенку, что вы понимаете, через что он проходит. Это немного наладит связь между вами.[7]

    • Признайте его опыт, сказав что- то вроде: «Я вижу, что это дается тебе нелегко».
    • Вспомните и проанализируйте собственный тяжелый опыт из подросткового периода и поделитесь им с ребенком.
  3. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 9

    3

    Донесите твердые правила и последствия. В случае трудных подростков очень важно устанавливать четкие и последовательные границы. Дайте ребенку знать, какое поведение от него ожидается, а также объясните последствия от несоблюдения правил.[8]

    • Чтобы создать более благоприятную атмосферу для сотрудничества, можно заранее набросать в уме несколько уместных правил, а потом сесть вместе со своим подростком и позволить ему внести свой вклад. Последнее слово будет оставаться за вами, однако ребенок с большей вероятностью подчинится, если примет участие в составлении правил и последствий.
    • Даже если у подроста не будет права голоса во всех правилах, можно спросить его: «Какую работу по дому ты бы предпочел выполнять?» — или: «Как думаешь, к какому времени тебе стоит возвращаться домой?» — так он почувствует себя более независимым, и ему не придется подвергать сильному сомнению ваш авторитет.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Клэр Хестон — лицензированный независимый клинический социальный работник из Кливленда, Огайо. Имеет опыт консультирования в образовательных учреждениях и клинической супервизии, получила степень магистра социальной работы в Университете Содружества Виргинии в 1983 году. Также окончила двухгодичный курс повышения квалификации в Кливлендском институте гештальт-терапии и имеет сертификации по семейной терапии, супервизии, медиации и терапии травмы.

    Klare Heston, LCSW

    Наш специалист согласен: «Вовлекайте своих детей в составление правил и последствий. Они должны знать, что произойдет, если или когда они нарушат правило семьи, а также они должны быть заинтересованы в соблюдении правил и избегании наказания. Это отличный способ убедиться, что каждый чувствует себя частью семьи».

  4. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 10

    4

    Организуйте повседневную жизнь. Создайте четкие инструкции того, как все устроено в вашей семье, и требуйте, чтобы все придерживались данного плана. Для всех своих детей установите время для приема пищи, время для выполнения домашних заданий, время для развлечений и время сна.[9]

    • Если ваш подросток испытывает трудности в школе, можно ограничить его время на развлечения и отвести больше времени на учебу — по крайней мере до тех пор, пока его успеваемость не повысится.
    • Несмотря на возможные протесты подростки нуждаются в организации своей жизни (и на самом деле хотят иметь ее).
  5. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 11

    5

    Укрепляйте позитивное поведение. Заметив, что подросток занимается чем-то полезным, например проводит уборку или выполняет домашнее задание, похвалите его усилия. Это увеличит вероятность того, что он сделает это снова в будущем.[10]

    • Чтобы позитивно поощрять ребенка, можно также игнорировать негативное или нежелательное поведение и обращать внимание только на выполнение тех действий, которые от него требуются.
    • Например, если подросток опоздает домой на несколько минут, можно промолчать. Однако, если он придет намного раньше, можно сказать: «Я очень ценю твою ответственность и то, что ты вернулся вовремя сегодня!»
  6. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 12

    6

    Научите подростка справляться с негативными эмоциями. Порой подростки закатывают истерики, потому что не знают, куда направить сильные эмоции, которые они переживают изо дня в день. Упражнения на расслабление, йога, боевые искусства, деревообработка и рисование — все это отличные занятия, которые подросток может использовать для борьбы с неприятными эмоциями.[11]

    • Можно сказать: «Почему бы тебе не практиковать медитацию осознанности, вместо того чтобы бить кулаком в стену в порыве ярости? Так ты научишься противодействовать неприятным эмоциям».

    Реклама

  1. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 13

    1

    Поощряйте полезные увлечения. Если ваш подросток любит заниматься чем-то полезным, поддержите его на 100 процентов. Если ему нравится рисовать, купите ему новый альбом. Посещайте его выступления, чтобы посмотреть, как он играет на барабанах. Хвалите и поддерживайте его всякий раз, когда он пытается совершать добрые поступки.[12]

    • Например: «Похоже, тебе действительно нравится рисовать. Как насчет того, чтобы вместе сходить в магазин и выбрать тебе альбом для рисования?»
    • Имейте в виду: чем больше времени подросток будет тратить на конструктивную деятельность, тем меньше времени у него будет оставаться на деструктивную.
  2. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 14

    2

    Требуйте участия в, как минимум, одной внеклассной деятельности. Сделайте участие в школьной жизни или жизни местного сообщества обязательным для всех детей в вашей семье. Например, они могут играть в музыкальной группе или спортивной команде, посещать кружок по интересам или добровольно участвовать в деле, которое им небезразлично.[13]

    • Позвольте подростку самому решить, в какой деятельности он хочет участвовать, однако дайте четко понять, что выбор нужно сделать обязательно.
    • Участие во внеклассных мероприятиях поможет подростку сформировать позитивные отношения со сверстниками и не оставит ему времени на делинквентную деятельность (антиобщественное противоправное поведение).
  3. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 15

    3

    Сведите его с образцом для подражания, который окажет подростку поддержку. Вам кажется, что ваш подросток отдает предпочтение определенному учителю, тренеру или образцу для подражания в местном сообществе? Если да, спросите этого взрослого, сможет ли он выступить в качестве наставника для вашего ребенка. Это даст подростку несколько источников поддержки, и в его списке появятся еще люди, с которыми он сможет обсудить свои переживания.[14]

    • Заранее поговорите с этим образцом для подражания. Убедитесь, что этот человек разделяет ваши ценности и не будет оказывать на ребенка негативного влияния.
  4. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 16

    4

    Дайте подростку возможность проявить ответственность. Более сложные обязанности по дому, участие в ремонте или работа на неполный день — все это поможет подростку развить характер и чувство ответственности. Подумайте, чем ему нравится заниматься, и используйте это в качестве отправной точки.[15]

    • Например, если ваш подросток любит детей, позвольте ему работать няней после школы и в выходные дни.
    • Если он увлекается ремонтом автомобилей, можно записать его на курсы механиков в ближайшем техникуме. Потом поставьте условие, что он сможет посещать курсы только в том случае, если будет хорошо учиться, выполнять свою работу по дому и держаться подальше от неприятностей.

    Реклама

  1. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 17

    1

    Будьте активным, непредвзятым слушателем. Укрепите сотрудничество и помогите своему подростку почувствовать себя услышанным; для этого используйте навыки активного слушания. Не перебивайте его, пока он говорит. Потом перефразируйте то, что он сказал, чтобы убедиться, что вы правильно поняли его посыл.[16]

    • Кроме того, воздержитесь от любых осуждений или критики его слов. Если вы будете говорить фразы вроде: «Это было глупо», — или «ЧТО ты сделал?» — вы можете оборвать нити общения со своим подростком.
    • Дайте ему знать, что он может рассказать вам о чем угодно, не беспокоясь о том, что вы не одобрите это или рассердитесь на него. Однако вы должны выполнить это обещание: не набрасывайтесь на подростка и не осуждайте его, если он скажет вам что-то, чего вы не хотели слышать.
  2. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 18

    2

    Старайтесь общаться с подростком в позитивном ключе. Имея дело с трудным подростком, можно потратить много времени на чтение нотаций или корректировку неправильного поведения. Балансируйте это с позитивными взаимодействиями, смеясь и болтая с подростком о его интересах.[17]

    • Гораздо проще найти подход к трудному подростку, если иметь с ним хорошие отношения. Выделяйте немного времени каждую неделю на общение с ребенком один на один и в кругу семьи.
  3. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 19

    3

    Выделяйте его уникальные черты, но не сравнивайте их с другими. У каждого подростка есть что-то, в чем он силен, даже если это не сразу очевидно. Вместо того чтобы стыдить своего ребенка за плохое поведение или сравнивать его с братьями/сестрами или сверстниками, постарайтесь сосредоточиться на том, что у него хорошо получается.[18]

    • Например, не говорите: «Почему у тебя нет таких же умственных способностей, как у твоего брата?» Лучше скажите: «Иван, у тебя золотые руки», — или: «Это был очень рассудительный поступок».
  4. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 20

    4

    Продолжайте пытаться, даже если подросток вас оттолкнет. Подростки могут возводить вокруг себя стены, не позволяя приближаться к себе, однако на самом деле каждому из них хочется, чтобы близкие люди пробились через это препятствие. Не стоит просто что-то делать вполсилы, а потом опускать руки с мыслями: «Я пытался». Продолжайте попытки. Дайте подростку понять, что вы не остановитесь, пока не сможете установить с ним эффективный контакт.[19]

  5. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 21

    5

    Будьте чувствительны к переживаниям своего подростка. Подростки часто закатывают истерики, потому что имеют дело с серьезными вопросами. Возможно, ваш ребенок пытается примириться со своей сексуальностью или гендерной идентичностью, сталкивается с давлением сверстников, борется с проблемами в отношениях или просто испытывает трудности с переходом из детства во взрослую жизнь. Даже если вы не знаете, как помочь ему разобраться с этими вопросами, дайте ему понять, что вы любите его и хотите оказывать ему поддержку по мере своих сил.

  6. Изображение с названием Deal With Troubled Teens Step 22

    6

    Заботьтесь о себе. Общение с трудным подростком порой бывает утомительным. Чтобы быть способным поддерживать своего подростка, вам нужно заботиться и о себе. Много отдыхайте, опирайтесь на поддержку других людей и регулярно ухаживайте за собой.[20]

    • Иногда позаботиться о себе — значит признать, что вы сделали все возможное, и позволить другим, более квалифицированным людям, взять все в свои руки. Не чувствуйте себя виноватым, обращаясь за помощью к членам семьи, работникам школы или представителям местного сообщества.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 8554 раза.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку выходное аудиоустройство не установлено
  • Как найти где находится другой айфон
  • Как найти взаимосвязь индексов
  • Как найти минимальное значение массива python
  • Формула как найти боковое ребро четырехугольной пирамиды