Как найти подход учителю к учащимся

Многие взрослые считают, что современные дети не признают никаких авторитетов. Они считают, что у них есть права, но обязанностей не должно быть. Ежедневно они получают огромный объём информации, который и не снился их родителям. Может даже показаться, что они знают гораздо больше взрослых. Действительно, дети быстрее приспосабливаются к изменениям окружающего мира. Но работать с поступающей информацией, систематизировать ее и мыслить критически они умеют не всегда. И в этом им может помочь грамотный и авторитетный учитель.

Проблемы учителей в отношениях с детьми

Проблемы учителей в отношениях с детьми

Сегодня школьным педагогам непросто завоевать доверие детей.  В силу устройства системы образования у них просто не остается сил на то, чтобы сделать уроки действительно интересными и увлекательными.  Заработки в школах довольно низкие, поэтому многие учителя вынуждены подрабатывать репетиторством. Кроме того, учительская работа предполагает написание отчетов, сбор документов по заданию администрации и проверку тетрадей.

Как и представители других профессий, чья работа предполагает взаимодействие с большим количеством людей, учитель подвержен профессиональному выгоранию. Это состояние характеризуется повышенной раздражительностью, усталостью и нежеланием общаться с людьми. Творческий подход к занятиям и развитие мотивации у детей в таком состоянии невозможны. Поэтому иногда создается впечатление, что некоторые педагоги ненавидят учеников.

Еще совсем недавно взрослые не обращали внимания на педагога, повышавшего голос на детей или унижавшего их морально. К сожалению, не все педагоги готовы относиться к ученикам с уважением. Немало среди учителей и тех, кто склонен к агрессии, вербальному и даже физическому насилию. Но сегодняшние родители чаще признают подобное поведение недопустимым.

Несмотря на высокую информированность современных школьников, большим уважением и доверием пользуется педагог, который проявляет к ним человеческое внимание и готов вести конструктивный диалог. Уроки такого педагога оставляют приятные и теплые воспоминания о школьных годах.

Чем учитель может завоевать доверие класса?

В сознании многих образ школьного педагога — это немолодая женщина в неброской серой одежде, в очках или со старомодной прической. На самом деле, в школах работают разные люди — есть среди них и молодые женщины, любящие красиво одеваться, и привлекательные мужчины. Но именно этот образ «училки» в строгой одежде символизирует чрезмерную строгость учебного процесса как свода обязательных к выполнению правил.

Строгость и регламентированность школьной жизни не оставляют места творчеству и душевному общению. Многие педагоги не испытывают особой любви к ученикам и урокам, поэтому и мотивации у школьников взяться неоткуда. В результате спустя многие годы после окончания школы бывшие ученики признают, что им так и не удалось полюбить математику, историю или английский язык из-за педагога.

Тем не менее, преподаватели, которые заинтересованы в доверительных отношениях с учениками, встречаются в современных школах. Они интересуются не только показателями успеваемости, но и личностью каждого ученика. Даже если педагог уже в солидном возрасте, он может завоевать доверие школьников, если внимательно следит за изменениями в жизни. Актуальные шутки, знание особенностей общения в социальных сетях или интерес к творчеству популярных исполнителей существенно повышают степень уважения к преподавателю.

Считается, что занятия в игровой форме уместны только для дошкольников и младших школьников. Но игровая форма трансформируется и становится более интересной подросткам. Например, преподаватель истории вполне может обсуждать с учениками новости или попросить провести параллели между историей и современностью.  А преподаватель литературы может задать вопрос об актуальности характера того или иного персонажа сегодня.

Классный руководитель или другой педагог, которому легко удается найти общий язык с учениками, со временем формирует не просто класс, а сплоченную команду. Некоторые преподаватели с удовольствием посещают вместе с учениками концерты, спортивные соревнования, обсуждают события из жизни каждого. Преподаватель не обязан становиться «закадычным другом» и устанавливать панибратские отношения с учениками. Но он может стать еще одним значимым взрослым, к которому ребёнок или подросток может обратиться за поддержкой.

Рекомендации молодым учителям: как вести уроки, чтобы завоевать доверие класса?

Рекомендации молодым учителям: как вести уроки, чтобы завоевать доверие класса?

Многие начинающие педагоги обеспокоены вопросом: как завоевать доверие класса? Если преподавателю действительно интересен предмет и работа со школьниками, то ему помогут некоторые рекомендации:

  • не придерживаться абсолютно всех правил. Чрезмерная строгость охлаждает отношения с коллективом;
  • избегать публичного наказания ученика. Поведение учеников в классе может быть разным. Если кто-то плохо ведет себя, педагогу не следует стыдить его публично. Лучше всего вывести его из класса и провести с ним беседу;
  • управлять собственными эмоциями. Крик и агрессия не прибавляют доверия к педагогу, не являются признаком его силы и не решают проблемы с дисциплиной у учеников. Для управления гневом можно использовать специальные техники;
  • почаще смотреть на вещи глазами учеников. Важность и польза индивидуального подхода были признаны педагогами сравнительно недавно. Преподаватель, понимающий ребёнка, уже не будет смотреть на него, как на послушного «робота», созданного для выполнения команд.  Ученики — тоже люди, и будут доверять педагогу, который ценит их человеческие качества;
  • стимулировать учеников к командной работе. Печально наблюдать за педагогами, которые целенаправленно культивируют в классе атмосферу конкуренции и делят его на «любимчиков» и «нелюбимчиков». Действительно сплоченный коллектив не имеет ничего общего с конкуренцией;
  • работать над собственным настроением, входя в класс. Все проблемы должны оставаться за дверью учебного кабинета и не должны быть предлогом для срыва на учениках.

Педагог, заинтересованный не в слепом выполнении учебного плана и безоговорочном следовании учебной программе, а в контакте с учениками, будет пользоваться доверием и уважением школьников. Его любовь к предмету и к людям передадутся и классу. Именно такого преподавателя будут с благодарностью вспоминать бывшие ученики.

Как найти подход к ученику

Чтобы грамотно построить учебный процесс, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Найти подход к ребенку – значит подобрать «ключ» к его душе, суметь стать для него авторитетом, тем, кого он будет слушать и понимать.

Как найти подход к ученику

Дети не похожи друг на друга: их различает тип темперамента, уровень IQ, степень социальной адаптации и многое другое. Чтобы найти подход к ученику, необходимо изучить особенности его характера, уровень развития познавательных процессов, понять модель его поведения в школе, узнать об обстановке в семье ребенка.

Зачастую учителя не учитывают индивидуальных особенностей детей, не стремятся к тому, чтобы понять, чем живет тот или иной ученик. Требуя от каждого ребенка определенный набор знаний и действий, педагоги уравнивают всех детей, превращая их в некую безликую общую массу. Отсюда и проблемы с неуспеваемостью и плохим поведением.

Прежде всего, необходимо иметь желание изучить личность ребенка, его внутренние потребности и интересы. При этом важно попытаться стать для ученика страшим другом, вызвать доверие и уважение к себе, но никак не страх. Занимая авторитарную позицию в отношениях «учитель-ученик» вы вряд ли добьетесь чего-то существенного.

Проведите с учеником индивидуальную беседу, причем она должна быть неформальной и неофициальной. Начните с общих вопросов: кем мечтает стать ребенок, когда окончит школу? Какие предметы ему нравятся, а какие вызывают затруднения? Чем он занимается на досуге? Существуют ли в его семье какие-либо традиции, совместные дела и т.п.? Получив ответы на эти вопросы, вы будете лучше понимать вашего ученика и то, как именно с ним нужно взаимодействовать – чем мотивировать к учебе, как поощрять и т.д.

Вторым шагом после доверительной беседы может стать прохождение ребенком тестов на определение уровня развития познавательных процессов – памяти, мышления, воображения и т.п. Тестирование можно провести совместно со школьным психологом. Анализ результатов тестов может показать, к примеру, почему ребенок плохо запоминает учебный материал – возможно, у него плохо развита память или проблемы с концентрацией внимания.

Посетите семью ученика, побеседуйте с его родителями об их духовных ценностях, о том, каким они хотят видеть своего ребенка и что конкретно они для этого делают. Постарайтесь донести до родителей мысль о том, что детей важно не только «кормить-обувать», но и воспитывать – собственным примером, общими делами, правильным позитивным мировоззрением и т.п.

Следующий шаг – аккуратная проработка всех выявленных проблем. При этом не стоит посвящать ребенка во все сложности, связанные с его личностью и навешивать ярлыки, для него вы по-прежнему должны оставаться старшим и мудрым другом. Помните, что вы – учитель, и вашей работой является не только сухое изложение программного материала и контроль выдачи учеником нормативной базы знаний. Основная ваша задача – научить ребенка учиться, вооружить его «инструментами», которые помогут ему с интересом добывать новые знания, а также помочь избавиться от тех страхов, комплексов и реальных препятствий, которые мешают ему полноценно и продуктивно учиться.

Так, наиболее действенными и эффективными методами учебного взаимодействия с трудными детьми являются индивидуальные контрольные задания, составленные с учетом способностей каждого ребенка; дополнительные занятия в группах продленного дня с тщательной проработкой всех проблемных вопросов; индивидуальные домашние задания, подобранные в соответствии с уровнем возможностей ученика.

Если же ваш ученик не имеет проблем с успеваемостью, но не признает в вас авторитет учителя, не уважает вас, необходимо также разобраться в причинах такого неприятия. Возможно, поможет индивидуальная беседа с ребенком на равных. Прислушайтесь к высказываемым им обидам, возможно, вы в чем-то не правы и выбранная вами модель взаимодействия с данным учеником слишком авторитарна. Разберитесь в своем отношении к ребенку – если в вас слишком много агрессии или неприятия ученика, работайте над искоренением данных стереотипов, постарайтесь увидеть в ребенке личность, следуя вышеописанным советам и рекомендациям.

Видео по теме

Индивидуальный подход к учащемуся.

Прохоренко Елена Георгиевна

преподаватель по классу фортепиано МКОО ДО ДШИ г.Облучье ЕАО

          Одним из основных положений педагогики, которое приобретает особый смысл при музыкальном обучении – воспитании, является индивидуальный подход к учащемуся. Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам – это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив, благоприятно влиять на развитие ученика.

            Педагог должен так строить свою учебно-воспитательную работу, чтобы всеми способами, постоянно и целеустремлённо организовывать и направлять внимание учащегося на формирование свойств, необходимых ему как человеку общества.

              Урок по специальности занимает одно из главных мест во всём учебном процессе. На уроке педагог направляет музыкальное и пианистическое развитие ученика, воспитывает его волю и любознательность, организует его работу и учит его работать дома. Педагог должен быть предельно внимательным, активным и глубоко заинтересованным работой каждого своего ученика.

                 Педагог должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего его психические свойства. При внимательном изучении он не сможет найти двух учеников одинакового психического склада.

                  Первое, что отличает учащихся — это их интересы; они определяются тяготением к определённого рода деятельности. Интересы являются важнейшим стимулом к приобретению знаний. Из всего круга интересов основным для ученика-пианиста должно быть стремление стать музыкантом-исполнителем, педагогом, приносить пользу обществу своей игрой, умелым преподаванием.

                   Очень важно, чтобы основной интерес был устойчив, ибо без этого человек не достигнет значительных успехов. Все выдающиеся музыканты имели глубокий и устойчивый действенный интерес к музыке. Именно потому, несмотря ни на какие трудности и лишения, они добивались прекрасных результатов.

                    Вторая отличительная черта-это способности учащегося. Психология определяет способности как « психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.»

                    Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности, называется одарённостью. Так, чтобы стать настоящим музыкантом, надо не только иметь хороший музыкальный слух, нужен ещё ряд других способностей, которые составляют одаренность и обеспечивают большой успех исполнительской деятельности музыканта. Высшая степень развития одарённости называется в психологии талантом. Одарённость не является неизменным врождённым качеством. Врождённые анатомо-физиологические особенности, создающие предпосылки для успешного развития особенностей ( например, совершенство слухового и игрового аппаратов ) могут быть реализованы лишь в результате интенсивной учебной работы.

                     Нельзя смешивать одаренность музыканта-исполнителя с мастерством в этой области. Одарённость-это совокупность способностей, обеспечивающих успешное развитие данного вида творчества, а мастерство- сумма необходимых музыканту-исполнителю знаний, умения и навыков, приобретаемых им в процессе овладения данной профессией. Определяя разницу между мастерством и одарённостью необходимо подчеркнуть их тесную связь. Так, например, от одарённости пианиста-исполнителя зависит быстрота приобретения им мастерства и совершенство его. В свою очередь степень мастерства влияет на дальнейшее успешное развитие его способностей и одаренности.

                        Важной составной частью одаренности является склонность, способность к труду. Без труда никакая одарённость не может развиваться, какой бы большой она не была.

                        Ясная целеустремлённость, сознание своего долга в совокупности с большим и вдумчивым трудом помогают учащимся со средними способностями достигнуть очень хороших результатов.

О значении творческого труда убедительно сказал П.И.Чайковский:

«Вдохновения нельзя выжидать, да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одарённый печатью гения ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться.»

                        Из воспоминаний Мариэтты Шагинян мы узнаём, какое большое значение придавал труду С.В.Рахманинов. Писательница наблюдала, как композитор буквально в течение нескольких часов «выстукивал» один и тот же самый маленький пассаж.

                         К основным способностям, составляющим одаренность музыканта, кроме склонности к труду, относятся: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, наблюдательность, эмоциональное воображение, эмоциональная память ( то есть способность вспоминать пережитое), эстрадные данные и так далее.

                       Педагогу следует с одинаковым интересом работать со всеми учениками своего класса, независимо от степени их одарённости. Ученики чутко воспринимают различие в отношении к ним педагога. Для успешности занятий очень важно, чтобы на уроке устанавливался хороший контакт между учеником и педагогом. Искреннее и заинтересованное отношение педагога к занятиям дети чувствуют очень хорошо и всегда реагируют на него должным образом.

                        Кроме интересов, способностей и одарённости, ученики-пианисты отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью. Она проявляется в активности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Эта  индивидуальная способность называется темпераментом

                          Павлов установил четыре типа высшей нервной деятельности.

Первый из них- сильный, уравновешенный, подвижный -отвечает сангвиническому темпераменту; второй — сильный, уравновешенный, но мало подвижный- флегматическому; третий ( с преобладанием возбуждения над торможением)-холерическому; и, наконец, четвёртый (слабый тип) –меланхолическому темпераменту.

                           Ученик сангвинического темперамента очень отзывчив, легко реагирует на всё окружающее. Во время изучения произведения он быстро увлекается им, но также  быстро охладевает. Увлёкшись произведением, он пытается овладеть им, так сказать, с «налёта». Но после первой же неудачи, если пьеса не получается сразу, оставляет работу, хотя произведение ему нравится.

                           Учащийся холерического темперамента также быстро на всё реагирует, чувства его легко возбуждаются. Однако, в отличие от сангвиника, возбуждаемость холерика стойкая. Пианист такого темперамента энергичен и деятелен, смело берётся за разбор произведения и любит довести дело до конца. Отрицательной чертой ученика с таким темпераментом является то, что он с одинаковым успехом может увлечься как хорошим, так и плохим. Он бывает упрям, злопамятен и резок.

                             Ученик меланхолического темперамента склонен к размышлениям, к анализу своих переживаний, реагирует на всё медленно, зато возбуждение его глубокое. Он в большинстве случаев вдумчив и чуток.

 К таким ученикам надо относиться особенно внимательно, ибо они могут быть застенчивы, замкнуты, малоактивны.

                               Флегматический темперамент присущ людям, которые ведут себя спокойно, ровно, мало живут чувством, слабо и пассивно реагируют на окружающее. Обычно они сонны, вялы. Пианист-флегматик вначале может отнестись к произведению без внешнего энтузиазма, разбираться в нём будет без увлечения, однако то, что сделает, сделает очень добросовестно и обстоятельно.

              Только отдельные учащиеся, как исключение, имеют ярко выраженные черты сангвиника, холерика, меланхолика или флегматика.

В темпераменте же абсолютного большинства людей сочетаются отдельные черты этих четырёх типов.

Не верно считать один темперамент лучшим, а другой худшим. Ошибаются и те педагоги, которые считают, что от флегматика и меланхолика нельзя требовать быстроты действий, а от сангвиника и холерика-сдержанности.

Большую способность и одарённость могут иметь учащиеся всякого темперамента.

               Задача педагога- направлять работу пианистов так, чтобы они могли владеть своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные стороны.

Например, спокойствие и уравновешенность, которых не хватает холерику и сангвинику, можно частично воспитать путём работы над медленными и сентиментальными произведениями, энергичность у меланхоликов и флегматиков- работой над подвижными, динамически насыщенными произведениями.

                Педагог обязан вдумчиво изучать характер каждого ученика, настойчиво развивать его положительные черты. К таким чертам психологическая наука относит: мужество, честность, добросовестность, принципиальность, последовательность, дисциплинированность, активность, общительность, откровенность, чуткость, вежливость, чувство собственного достоинства, инициативность, настойчивость, трудолюбие, стремление к преодолению трудностей, аккуратность.

                   В то же время следует добиваться искоренения таких черт, как трусость, хвастовство, лживость, безответственность, замкнутость, скрытность, заносчивость, эгоизм, лень, боязнь трудностей.

                    Особое внимание надо обратить на такую черту характера, как застенчивость. Она бывает результатом либо большой скромности, либо чрезмерного самолюбия. Характер не является врождённым, он формируется в действиях, поступках. Таким образом, путём воспитания положительных черт и искоренения отрицательных из плохого характера можно сделать хороший.

                    При индивидуальном подходе к ученику поможет дневник интересов, содержащий примерно такие вопросы: что я подобрала по слуху; что рассказывала в школе и о чём; что читала о музыкантах; что интересного видела в музее, на выставках, в концертах; в каких кружках принимала участие. Педагог должен знать, интересуется ли ученик общественной работой и как она влияет на него, знать семейные обстоятельства, в которых он живёт, кто его близкие друзья, как ученик проводит свободное время и как влияют на него семья и коллектив. .

                     Условно дети делятся на младших ( 7-10 лет) и старших ( 11-15лет)

Младшие ( 1-3 классы )-не умеют анализировать, им присуще яркая эмоциональность. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на всё новое. Слабость тормозящих процессов, внимание удерживается лишь 35 минут. Для них весь материал следует преподносить в форме игры.

ТРУДНО: выполнять школьный режим; привыкнуть к официальным, нормативным взаимоотношениям; не умеют планировать, организовывать работу. Капризность, упрямство встречаются ещё часто. Интересы не устойчивы, есть интерес к эстетическим циклам: любят рисовать, сочинять .

               Следует делать различные подтекстовки к мелодиям.

                       В процессе обучения очень важное значение имеет внимательность, поэтому педагог должен всегда контролировать внимание учащегося, выяснять устойчиво ли оно, не переключается ли с одного предмета на другой.

                       Память учащегося также должна быть предметом изучения. Для этого необходимо выяснить, какой материал он лучше усваивает, нет ли у него привычки поверхностно запоминать пройденный материал, развита ли у него сообразительность.

                        Старшие ( 4-8 классы) –бурный, не равномерный рост ребёнка во всех отношениях. Быстро развивается понятийное мышление, смысловая, логическая память. А также развитие волевых черт: настойчивость, умение преодолевать преграды, начинает чувствовать себя взрослым и чувствителен к оценкам взрослых.

             Педагог не может оставаться безразличным и к речи ученика. Помогая ему исправить шероховатости речи, педагог тем самым способствует его общему развитию.

             Но основное внимание следует обратить на музыкально-исполнительские данные учащегося: музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональность восприятия музыки, технические способности. Надо знать, к каким произведениям более склонен учащийся -к виртуозным или кантиленным – и к каким видам техники более расположен его игровой аппарат. Знание особенностей игрового аппарата учащегося даёт возможность педагогу развивать его сильные стороны и подтягивать слабые.

              К началу учебного года педагог обязан представить в учебную часть характеристику каждого учащегося своего класса и его индивидуальный план. При составлении характеристики нужно указать:

            1.степень общего и музыкального развития по отношению к возрасту ученика;

            2.его умственные способности: мышление, быстроту реакции, память, воображение;

             3.его музыкальные способности: слуховое восприятие и слуховое представление, слуховую память, чувство ритма, восприятие динамики, эмоциональную реакцию;

             4.особенности характера: живость, собранность, дисциплинированность, настойчивость, работоспособность, целеустремлённость;

             5.физические особенности: состояние здоровья, качество игрового аппарата;

             6.условия домашней работы ( её организация и режим), культурный уровень окружения.

             Характеристика, отражающая индивидуальность ученика, служит основой для составления плана работы с ним. Если рассматривать характеристику как диагноз, определяющий состояние ученика на данном этапе, то индивидуальный план является рецептурой, вытекающей из диагноза.

            Всестороннее гармоническое развитие ученика -основная целеустановка  работы педагога. Учебный материал должен способствовать этой целеустановке, то есть развивать положительные качества ученика и устранять недостатки, тормозящие рост. Это относится как к умственным способностям чертам его характера, так и к специальным музыкально-техническим свойствам. Так, как уже говорилось, вялому ребёнку нужно давать музыку бодрую, с чётким ритмом, чтобы возбуждать его волевые качества. Слишком подвижному, наоборот, — музыку плавную, мягкую, для того, чтобы приучить его к большей сосредоточенности и вдумчивости.

При наличии хрупкого строения руки с тонкими прогибающимися пальцами надо укреплять их устойчивость на материале, требующем чёткого, чеканного звука, а при плотных тяжеловатых пальцах – развивать их подвижность на лёгком, полётном звучании. Одновременно в репертуар ученика должны входить произведения, которые наиболее отвечают складу его мышления и характера; они поддерживают у ученика увлечение работой и позволяют ему наиболее творчески проявлять себя

              Такие произведения особенно необходимы для публичных выступлений; педагогу в этих случаях нужно создавать для ученика наиболее благоприятные условия, обеспечивающие успех его выступления.

             Особо внимательного отношения требуют эстрадные данные учащихся.

Педагог должен знать, очень ли волнуется ученик на эстраде и как это волнение отражается на его исполнении. Страдает ли от этого цельность произведения, память или игровой аппарат, а также, как волнение влияет на работоспособность учащегося, быстро ли он утомляется.

              Степень трудности произведений, входящих в план, должна соответствовать уровню возрастного, интеллектуального и пианистического развития ученика. Для закрепления тех или иных приобретённых навыков следует проходить большое количество произведений примерно одинаковой трудности. Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно. Резкое завышение трудности изучаемых произведений перегружает и переутомляет нервную систему и психику ученика. Их преодоление требует от него большой затраты сил и времени. Полезнее бывает вместо одного трудного произведения пройти несколько менее сложных с разнообразным музыкальным содержанием, различных по жанру, доступных детскому восприятию.

          Работа спорится, когда ученику интересно, а интересно бывает, когда одно произведение сменяется другим, когда одна задача сменяется другой, когда преодоление трудностей достигается без чрезмерного напряжения.

Только в этом случае хорошие результаты доставляют ученику радость.

Всё то, что не выходит, — огорчает ученика, а неудачи часто приводят к травмам. Усложнение репертуара следует производить постепенно, и только в том случае, если ученик подготовлен к преодолению больших трудностей.

          В план нужно включать достаточно обширный репертуар.

Очень важно развивать в ученике вкус и стремление к музыцированию, желание постоянно знакомиться с большим количеством музыкальных произведений. Важно научить его любить читать музыку так же, как он любит читать книги. Польза от этого будет огромная и для будущих профессионалов, и для просто музыкально грамотных, просвещенных членов нашего общества.

           Итак, учебный репертуар должен быть индивидуализированным. Под индивидуализацией репертуара следует подразумевать две разные вещи:

           а) некоторая часть пьес должна выявлять сильные стороны одарённости ученика и утверждать в нём уверенность в своих силах;

           б) некоторая другая часть пьес обязательно должна идти по линии развития отстающих сторон одарённости ученика и воспитывать в нём опять-таки уверенность в своих силах, убеждение в возможности преодоления недостатков предыдущего развития.

            Из всего сказанного ясно, насколько серьёзно и ответственно составление характеристика и индивидуального плана ученика.

Урок проходит наиболее продуктивно тогда, когда он хорошо подготовлен, обдуман, спланирован. Подводя итоги проведённого дня занятий, педагог должен:

             А) осознать все имевшие место у того или иного ученика «неожиданности» (хорошие и плохие) и сделать из них выводы в смысле направления дальнейшей работы;

               Б) осознать, с одной стороны, имевшие место удачные педагогические и художественно-творческие находки и закрепить их в своём сознании; с другой стороны, самокритично проанализировать допущенные педагогические ошибки и подумать над неразрешенными в ходе занятий художественными и техническими задачами.

              Примерный круг вопросов, которые должен ставить себе педагог, думая об очередном дне занятий, таков:

            1. О чём нужно коротко поговорить с учеником перед началом урока

(успеваемость, общественная жизнь, услышанная где-то музыка и т. д. ,

И т. д. ) ?

             2. не нужно ли как-то изменить характер обращения с данным учеником?

              3.Какие черты поведения на уроке ( и на эстраде) ещё не вполне удовлетворяют педагога?

               4.Чего ещё недостаёт ученику в смысле его отношения к музыке?-

В смысле его подхода к фортепиано? -в области умения самостоятельно работать?

                5.Как нужно расположить материал урока?

                6.Что нового нужно объяснить (или, объясняя, показать) ученику в каждой пьесе (этюде)?-как по-новому должен будет ученик самостоятельно работать над пьесой после урока?

                7.Какие вспомогательные упражнения собирается педагог показать ученику в связи с технически трудными местами разучиваемых пьес?

         Педагог должен всегда помнить, что перед учащимися с различными способностями, характером, темпераментом, физиологическими особенностями надо ставить различные требования, к ним надо подходить по-разному.

          Только хорошее знание ученика в сочетании с правильным педагогическим подходом к нему, только настоящая любовь к музыке, понимание всех задач и своей роли в деле развития музыкального образования принесут педагогу удовлетворение и успех. И, напротив, неправильный подход может привести к самым неожиданным отрицательным последствиям. Если, к примеру, педагог своевременно не замечает, не поощряет достижения похвалой, у ученика может появиться неуверенность в своих силах, исчезнет желание учиться, либо возникнет недоверие к учителю. Нередко несправедливый подход педагога вызывает озлобление учащегося, желание делать всё наперекор ему.

          Необходимо отмечать как достижение хорошее исполнение произведения учащимся-пианистом со средними способностями.

И, наоборот, если одарённый ученик исполняет в классе произведение только хорошо, то следует подчеркнуть, что такое исполнение является результатом недоработки.

           Итак, средства и методы влияния на учащегося должны быть результатом глубокого изучения его.

            В этом и состоит сущность индивидуального подхода педагога к своим воспитанникам.

Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися

Сорокина Оксана Павловна,

учитель начальных классов

МАОУ «Обдорская гимназия»,

г. Салехард

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь  его не может быть ни достойной, ни счастливою.

(К. Д. Ушинский)

Учитель и ученик — это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Наверняка, каждый молодой педагог, закончивший институт, и ещё не забывший свои школьные годы и взаимоотношений с учителями, мечтает о том, что придя в школу, он постарается стать лучшим другом для своих учеников, будет их понимать, поддерживать, направлять. Но переступив порог школы и проработав какое-то время, молодой педагог понимает, что не так-то легко осуществить свои мечты, а порой он сталкивается с рядом проблем, которые очень быстро разрушают его мечту и желание работать в школе. И это не только проблемы, связанные с преподаванием предмета, заполнением всякого рода документации, дисциплиной на уроках, а очень часто это проблемы, связанные с неумением правильно выстроить общение с учениками, а иногда и с учителями-стажистами.

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен без общения.

В основе обучения и воспитания лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.

1. Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.

При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.

Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль их выполнения. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния, осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь, в первую очередь, оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М. О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней…» Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. На этой основе формирует свою систему взаимоотношений с детьми В. Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом — источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми». Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально — психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А. В. Петровский и В. В. Шпалинский отмечают, что «в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника».

6. Общение — устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны — отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А. С. Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Он говорил: «Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением… Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска… не должно быть в нашей жизни… Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред…»

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Общение — это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.

Профессионально-важные качества педагогического общения

  • интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества.

  • способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

  • гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;

  • умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

  • умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

  • способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;

  • умение прогнозировать  возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

  • хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

  • владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;

  • способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств.

Качества учителя, которым отдают предпочтение ученики.

Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.

Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.

Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.

Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

Отрицательные качества учителей:

  • кричит, обрывает, не выслушивает до конца;

  • выделяет отдельных учеников;

  • придирчивый, старается наказать за каждый проступок;

  • относится как к маленьким;

  • относится неуважительно;

  • не умеет хранить тайну.

Особую роль в общении учителя с учениками имеет преподаваемый учителем учебный предмет. Нельзя забывать, что урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом. Но урок должен одновременно быть и деловым общением учителя с каждым учеником. Советский психолог А.Н.Леонтьев писал, что проблема обучения – это, прежде всего, проблема психологии общения. Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учащихся класса и в то же время как бы адресовалось каждому ученику отдельно, хоть и сложно, но возможно.

Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо уделять внимание, прежде всего качеству подготовки к уроку и методике преподавания. Любой школьный предмет может быть для школьника интересен, если интересно представлены идеи, темы, смысл обучения.

Для поддержания интереса к уроку, учителю необходимо разнообразить формы урока. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя. Дети должны быть заняты весь урок.  

Речь учителя должна быть не только правильной, но и искренней. Если в речи учителя много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом, то у учащихся быстро наступает апатия. Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется. Урок – это всегда “езда в незнаемое”, даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала. Он должен формировать потреб

Молодым учителям приходится нелегко: они только окончили университет и отправились на работу. Помимо привыкания к восьмичасовому рабочему дню и нагрузке, приходится налаживать контакт с коллективом. А завоевать доверие опытных коллег не так просто.

Но самое сложное — добиться уважения у учеников, особенно у старшеклассников. Учитель всего на 4-5 лет старше, подростки редко воспринимают его всерьез.

Разберемся, какие ситуации могут произойти между молодым учителем и учеником  и как себя вести, чтобы уроки не превратились в балаган.

А что такого особенного может произойти?

Когда дело касается подростков, то произойти может что угодно. Парни нередко заглядываются на учительниц, впадают в ступор и краснеют, когда их вызывают к доске. А может случиться и наоборот: проявляют дерзость, высказывают неуместные шутки и красуются перед сверстниками. То же может произойти с девушками, если в класс пришел молодой учитель.

А что такого особенного может произойти

Источник: bravedefender.ru

Поскольку старшеклассники редко воспринимают преподавателя всерьез («он всего на пару лет старше!»), на уроках нет дисциплины, а все попытки утихомирить школьников ни к чему не приводят. Постепенно их успеваемость снижается.

Вами могут манипулировать: давить на жалость, чувство вины, наседать. Психологически трудно противостоять группе бушующих подростков, особенно если со школой у вас связаны неприятные воспоминания.

Главное в работе со старшеклассниками — никогда не применять образ жертвы, иначе вас могут буквально съесть. В классе будут царить правила школьников, а не ваши.

Что же делать, чтобы к вам проявляли уважение?

Будьте классным

Хоть вы и учитель, не нужно включать чрезмерную серьезность, тем более, вы в самом деле ненамного старше учеников. Вспомните себя в 10-11 классе: на уроках каких преподавателей было хорошо? У тех, кто регулярно шутил, рассказывал интересные истории, а не сверлил взглядом весь класс.

Школьники не ждут от учителя доброты, им не нужен мягкий характер. Они жаждут развлечений, чего-то увлекательного. Если сможете превратить скучный урок в интересный, ученики будут молчать и внимательно слушать. И им вряд ли захочется расстраивать учителя, на занятия к которому ходят с таким воодушевлением.

Будьте классным

Источник: thoughtco.com

Не играйте в любимчиков

Во-первых, родители и учебный коллектив могут понять это неправильно. Взгляните на ситуацию со стороны: молодой учитель выделил из всего класса одну девочку, которой помогает с учебой и слегка завышает оценки. Во-вторых, остальным ученикам это точно не понравится: начнутся возмущения, а любимчика подвергнут унижениям.

Предоставьте всем школьникам одинаковые права и возможности. Сообщите, что вы всегда открыты к обсуждению проблем, готовы помочь разобраться в сложных вопросах. Не демонстрируйте открытое недовольство одними учениками и снисходительность к другим: будьте одинаково вежливым со всеми. Если видите в ком-то большой потенциал, но ребенка нужно слегка подтолкнуть к успеху — обсудите это с родителями отдельно.

Сохраняйте спокойствие

Крики не помогут утихомирить бушующих подростков. Чем больше кричите и взрываетесь, тем меньше вас воспринимают всерьез: взрослый должен уметь совладать с собой.

Если в классе начинается балаган и просьбы утихомириться не работают, используйте волшебную палочку каждого учителя — «К доске!». Звучит банально, но это действительно работает, однако только если вы при этом будете сохранять спокойствие и хладнокровность. Не занижайте отметки: поведение и уровень знаний учеников не связаны.

Тренируйте уверенность в себе

Если будете боязливо ходить, говорить тихо и невнятно, даже коллеги не станут с вами считаться, не говоря уже о школьниках. Учитель — как вожак стаи, должен быть сильным и уверенным.

Тренируйте речь, мимику и язык тела, заходите в класс с высоко поднятой головой и ровной осанкой. Подростки моментально считывают страх в глазах собеседника, поэтому демонстрировать волнение не стоит. Чтобы повысить самооценку, воспользуйтесь нашими советами.

Одевайтесь скромно

Речь не о том, чтобы занашивать костюмы до дыр. Как раз наоборот: следите, чтобы вещи были свежими и стильными, но с последним — без фанатизма. Деловой костюм (строгий или в стиле кэжуал), неброская повседневная одежда вполне подойдут. Рубашку можно расстегнуть только на 2 верхние пуговицы, юбка — по колено или чуточку короче.

Одевайтесь скромно

Источник: mia-donna.ru

Помните, что обучаете старшеклассников, у которых сейчас бушуют гормоны, а в голове творится беспредел. Не провоцируйте неловкие ситуации своим внешним видом.

Ведите электронный журнал

Глупо надеяться, что современные дети не вырывают листы из дневников. Самые смелые могут пойти на отчаянный шаг — исправить отметку в журнале. Учитывая это будет разумным вести еще и электронный журнал. Вносите туда все оценки, замечания и прочие пометки, тогда на родительском собрании сможете представить реальную картину успеваемости класса.

Еще не рекомендуем отдавать контрольные и самостоятельные работы школьникам на руки, чаще всего они вырывают листы из тетрадей. Чтобы у родителей не возникло мыслей, что вы необъективно оцениваете знания детей, покажите им работы учеников.

Если при всем старании у вас не получается наладить контакт с классом, наберитесь терпения. Возможно, школьники еще не привыкли к вам, воспринимают как нечто чужеродное и необычное. Продолжайте тренировать уверенность в себе и корректируйте план занятий, чтобы они были максимально увлекательными. А если предстоит вести уроки у нового класса, на первом же занятии проинструктируйте учеников о своих требованиях и характере, а также о последствиях неуважительного поведения по отношению к вам.

Если ситуация доводит до нервного срыва, можете обратиться к директору и попросить перевести в другой класс. Вполне возможно, он поможет исправить ситуацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить смету на продукты
  • Как найти траекторию через радиус вектор
  • Найти кольцо по артикулу 585 золотой как
  • Сталкер чистое небо как найти спальный мешок
  • Поцарапал пластик на бампере как исправить