Русский язык 2 класс: Нужно объяснить как найти в предложении подлежащее и сказуемое? Как найти в предложениях подлежащее и сказуемое? Привести примеры. Для того, чтобы найти в предложении подлежащее и сказуемое, нужно запомнить, что: 1) подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в предложении, оно отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?»; 2) сказуемое — это то, что говорится о подлежащем (что происходит с подлежащим), оно отвечает на вопрос «Что делает?», «Что делали?», «Что делают?» и т.п. Рассмотрим пару предложений:: 1) Плывет корабль. В этом предложении (что?) «корабль» — является подлежащим, а корабль (что делает?) — «плывет» — это сказуемое. 2) По дороге бежит собака. В этом предложении (кто?) «собака» — подлежащее, собака (что делает?) — «бежит» — это сказуемое. модератор выбрал этот ответ лучшим Любопытство 4 года назад В младшей школе детей учат определять подлежащее и сказуемое по определённым вопросам (что?кто? — подлежащее, что делать? что сделать? — сказуемое). Например: (Кто?) Собака (что делала?) прислушивалась к отдалённым звукам. Когда дети переходят в среднюю школу, они на практике убеждаются в том, что подлежащее и сказуемое могут отвечать и на другие вопросы. Так, в предложении «Жить — Родине служить» оба главных члена предложения отвечают на один и тот же вопрос, а в предложении «Учиться — моя обязанность» подлежащее отвечает на вопрос «Что делать?», а сказуемое — на вопрос «Что?» Как же всё-таки помочь детям определять принадлежность члена предложения к конкретной категории? Подлежащее — это главный объект предложения, так сказать, главное действующее лицо, предмет, явление или само действие, без которого не будет в предложении смысла. А сказуемое — это то, что говорится о подлежащем. Если ребёнок поймёт сам принцип, тогда он не будет сбиваться в таких предложениях: Тридцать — это трижды десять. Похолодало. Ориентируем детей ещё и на порядок слов в предложении (подлежащее чаще стоит перед сказуемым), и на то, какой частью речи чаще всего могут быть выражены главные члены предложения. Nelli4ka 4 года назад Подлежащее обозначает сам предмет, отвечая при этом на вопросы «кто» и «что» (в зависимости от того, какой предмет — одушевленный или неодушевленный). Чаще всего подлежащее выражено существительным. А сказуемое — это уже о действии предмета, о том, что этот предмет делает или чем он является (является — это ведь тоже действие). Чаще всего отвечает на вопросы глагола («что делать», «что сделать» и т.д.), если сказуемое выражено именно им. Хотя сказуемым может быть даже опять-таки существительное. Например: «одуванчик — лекарственное растение». У нас есть главный объект, к которому обращено все наше внимание — одуванчик, он является подлежащим. И при этом он что-то еще делает — является растением, «растение» хоть и отвечает на вопрос «что», но является в данном предложении сказуемым. Вера 2018 4 года назад Я объясняю так. О чём говорится в предложении, это и есть подлежащее. Оно чаще всего выражено существительным в именительном падеже. Сказуемое отвечает на такие вопросы: Что делает подлежащее? Что с ним делается? Какое оно? Что оно? Что о нём сказано? Сказуемое в большинстве случаев глагол. astra-555 4 года назад В начальной школе даётся первоначальное понятие о подлежащем и сказуемом на простых примерах. !. Научите детей отвечать на вопрос «О ком/чём говорится в предложении?». Это и будет подлежащее, отвечает на вопросы «кто?» или «что?» В младших классах подлежащее обычно выражено именем существительным в И. п.
Например: Ребята играют в футбол. 2.О ком говорится? — О ребятах. Что ребята делают? — Играют в футбол. Ребята играют — грамматическая основа предложения. В среднем и старшем звене знания школьников о подлежащем и сказуемом расширяются, рассматриваются более сложные случаи. Svetlana Sasina 4 года назад Чтобы в предложении найти подлежащее и сказуемое, нужно выучить правило, в котором говорится, что подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения. Подлежащее — является существительным, и отвечает на вопрос — кто?, что?, а Сказуемое — является глаголом, и отвечает на вопрос — что делал? что сделал? При разборе предложения, подлежащее подчёркивается одной линией, а сказуемое двумя. Пример приведён ниже на фото. Бархатные лапки 4 года назад Подлежащее — это то, о чем говорится в предложении, отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», чаще всего подлежащее — это имя существительное, хотя бывает и местоимением. Сказуемое обозначает действие и отвечает на вопрос — «Что делал?», «Что сделал?». Чаще всего это глагол. Рассмотрим на таком предложении: Мама пришла с работы. В данном случае — «Мама» будет подлежащим, так как отвечает на вопрос «Кто?». «Пришла» — это сказуемое» отвечает на вопрос «Что сделала?». В предложении подлежащее подчеркивается одной ровной линией, а вот сказуемое — двумя линиями. Pion975 4 года назад Чтобы определить, что в предложении является подлежащим, а что будет считаться сказуемым, надо чётко знать правило в русском языке, согласно которому подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения, составляют грамматическую основу. Существительным чаще всего выражено подлежащее, отвечающее на вопросы «кто?»и «что?». Сказуемое чаще всего выражено глаголом, отвечающим на вопросы «что делал?» и «что сделал?». Подлежащее принято подчёркивать одной линией, а сказуемое — двумя. Tatiana0909 4 года назад Разбираем на примере простого предложения. Лес роняет золотую листву. О чем говорится в предложении? О лесе. Что? лес.Лес — это главный член предложения — подлежащее, выражено именем сущ. Подчеркиваем одной чертой. Что сказано о лесе? Лес что делает? роняет.Роняет — это сказуемое, потому что отвечает на вопрос что делает? выражено глаголом.Подчеркиваем двумя чертами. Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения. Борзых Юлия 4 года назад Подлежащее отвечает на вопрос- кто? что? (то есть о ком или о чем говорится в предложении), подлежащее обычно выражено существительным (для второклассника этого достаточно пока). А сказуемое отвечает на вопрос что делает? что делают? Вопрос ставиться от подлежащего с сказуемому, например, предложение: Лена лепит грибок. -Лена что делает?, — лепит; или Дети сгребают листья. -Дети что делают? — сгребают. |
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены поясняют главные и другие члены предложения.
Рассмотрим, что такое главные и второстепенные члены предложения, на какие вопросы отвечают, как их правильно определить и подчеркнуть в предложении.
Начнем с того, что в предложении объединяются по смыслу и грамматически оформляются несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Алеша учит английский язык.
Все эти слова, из которых складывается предложение, являются его членами. Каждый член предложения выполняет определенную роль. В зависимости от этого в русском языке в предложении различают главные и второстепенные члены.
Смысловым центром, ядром любого предложения являются его главные члены.
Определение
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее и сказуемое — равноправные члены предложения, которые не зависят друг от друга.
Все остальные члены предложения являются второстепенными. Они зависят от главных и других членов предложения и поясняют их.
Главные члены предложения
Подлежащее
Подлежащее обозначает действующее лицо или предмет, который выполняет действие или испытывает определенное состояние.
Чтобы определить главный член предложения подлежащее, выясним, о чем идет речь в высказывании и зададим вопросы:
о ком или о чём говорится в предложении? Кто или что выполняет действие?
На ночном небе зажглись звёзды.
В этом предложении сообщается о звёздах, которые зажглись на ночном небе.
(Что?) звёзды — это подлежащее.
Определение
Подлежащее — это главный член предложения, который выполняет действие или испытывает определенное состояние и отвечает на вопросы кто? что?
В предложении подлежащее принято подчёркивать одной чертой. Выделим подлежащее в предложениях:
На траву выпала утренняя роса. Что? роса.
На стадионе ребята играют в футбол. Кто? ребята.
В лесу громко щебечут птицы. Кто? птицы.
Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или личным местоимением в форме именительного падежа, но может быть обозначено и другими частями речи в роли имени существительного.
Способ | Пример |
---|---|
1. Имя существительное в и. п. | Собака играла с костью. |
2. Имя числительное | Семеро одного не ждут. Шесть делится на три. |
3. Местоимение в именительном падеже | Никто не спал в эту ночь. |
4. Инфинитив (обычно — в начале предложения) | Грубить — плохая привычка. |
5. Субстантивированное причастие, прилагательное | Взрослые отправили детей спать. Вошедший приветствовал присутствовавших. |
6. Любая часть речи в значении существительного | Наше завтра туманно. Грянуло ура. |
7. Различные сочетания слов: а) составные географические названия; |
Садовое кольцо — круговая транспортная магистраль. |
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты; | В стране активно развивается сельское хозяйство. |
в) количественно-именные сочетания; | Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках. |
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.; | На площади собралось множество народа. |
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными; | Что-то черное зашевелилось в углу. |
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п. | Мама с ребенком шли впереди. |
Сказуемое
Главный член предложения сказуемое обозначает действие или состояние подлежащего. Сказуемое поясняет его в предложении. От подлежащего ставим вопрос к сказуемому:
звёзды (что сделали?) зажглись.
Определение
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? каков?
В предложении сказуемое подчёркивается двумя параллельными линиями.
Определим сказуемое в предложениях:
Дождь (что делает?) льёт с самого утра.
Солнце (что сделало?) спряталось за тучу.
Наш малыш (каков?) болен.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
В большинстве случаев сказуемое выражается глаголом в любой грамматической форме, но может быть обозначено и другой самостоятельной частью речи. Наглядно представим способы выражения сказуемого в таблице.
Часть речи | Примеры |
Существительное | Солнце — это звезда. |
Прилагательное | В озере вода синяя. |
Местоимение | Эта книга моя. |
Числительное | Счастливое число — семь. |
Глагол | Дети бегут наперегонки. Её любимое занятие — это петь. |
Причастие | Арбуз разрезан на части. |
Наречие | У Вити куртка нараспашку. |
Категория состояния | На дворе морозно. |
Неделимое сочетание | Она сделала из мухи слона. |
Рассмотрим типы сказуемого в зависимости от того, чем оно выражено. В русском языке в предложении различают сказуемые
- глагольные
- именные.
Глагольные сказуемые бывают простые и составные.
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в любой грамматической форме.
Солнце встает из-за леса.
Волна докатилась до самого берега.
Завтра мы соберем спелую малину.
Обратим внимание, что простое глагольное сказуемое может состоять из нескольких слов, если, например, выражено глаголом в форме будущего времени или сочетанием глагола и существительного, выражающего значение сказуемого:
Лена будет поступать в колледж.
Врач-педиатр вела прием детей в возрасте до года. (Вела прием = принимала).
Составное глагольное сказуемое выражается сочетанием глагола-связки с фазисным (начать, продолжить, закончить) или модальным значением (желать, стремиться), кратким прилагательным (должен, согласен) и смысловым глаголом в неопределенной форме.
Матвей продолжал шутить.
Эта ученица желает ответить на вопрос.
Я всегда рада вам помочь.
Составное именное сказуемое — это сочетание глагола-связки (быть, есть) в личной форме и именной части. Именная часть сказуемого выражается существительным, прилагательным, числительным. местоимением, наречием, причастием.
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С |
Выражено глаголом в форме одного из наклонений |
Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С |
Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) |
По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С |
Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) |
Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. (А. Пушкин) Слово — серебро, молчание — золото. (Поговорка) |
Второстепенные члены предложения
Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения, рассмотрим высказывание:
На площадке веселые дети играют с мячом.
Сначала определим главные члены предложения:
- (кто?) дети — это подлежащее;
- дети (что делают?) играют — это сказуемое.
В этом предложении, кроме главных членов, употребляются другие слова, которые поясняют их:
- дети (какие?) весёлые;
- играют (с чем?) с мячом;
- играют (где?) на площадке.
Слова «веселые», «с мячом», «на площадке» — это второстепенные члены предложения. Они зависят от главных членов, от которых к ним ставятся определенные вопросы.
Определение
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют главные и другие члены предложения.
В предложении различают второстепенные члены предложения:
- определения
- дополнения
- обстоятельства.
Что такое определение?
В рассматриваемом предложении слово «весёлые» поясняет подлежащее (дети), обозначает его признак и отвечает на вопрос какие? Это второстепенный член предложения определение.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Определение чаще всего выражается именем прилагательным, но может быть обозначено местоимением (ваш дом), порядковым числительным (двадцатая страница), причастием (высохший лист), существительным (дом с колоннами).
В предложении определение подчёркивается волнистой линией.
Дополнение
Слово «с мячом» обозначает предмет, с которым выполняется действие, обозначенное сказуемым «играют». Это второстепенный член предложения дополнение.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
В отличие от подлежащего этот второстепенный член предложения обозначает предмет, на который направлено действие, зависит от сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Дополнение обычно выражено именем существительным или местоимением в форме любого падежа, кроме именительного.
Дополнение в предложении подчеркнем пунктирной линией.
Обстоятельство
В предложении от сказуемого «играют» зависят слова «на площадке», которые обозначают место действия и отвечают на вопрос где? Это второстепенный член предложения обстоятельство. В предложении обстоятельства обозначают время, место, способ, причину, условия действия и пр.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? как? зачем? и пр.
Обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах.
Обстоятельство подчеркивается линией «черточка-точка-черточка-точка».
В итоге подчеркнем второстепенные члены предложения соответствующими линиями:
На площадке веселые дети играют с мячом.
Итак, в предложении второстепенные члены являются зависимыми словами. Определение зависит от подлежащего, а дополнение и обстоятельство — от сказуемого.
Упражнение
Поупражняемся в определении главных и второстепенных членов предложения.
За столом Андрюша ест гречневую кашу.
С детства мой друг увлекается теннисом.
Вечером я собираюсь встречать усталую маму.
Смелые воины отважно защищают свою Родину.
В синем небе стремительно растет чёрная грозовая туча.
Румяные дети катаются на санках с ледяной горки.
Это чётное число делится на два.
Видео «Главные и второстепенные члены предложения (3 класс)»
Видео «Какие бывают главные и второстепенные члены предложения (4 класс)»
Любое высказывание состоит из членов, которые бывают главными и второстепенными. К первым относят подлежащее и сказуемое. Они вместе – смысловая и грамматическая основа. Если без второстепенных членов можно обойтись, то без главных – нет. В противном случае читатель не сможет точно понять, что сообщает автор.
Содержание
- 1 Подлежащее
- 2 Сказуемое
- 3 Чем являются главные члены предложения
- 4 Как найти подлежащее и сказуемое в предложении
- 5 Заключение
- 6 Полезное видео
Подлежащее
Подлежащее обозначает предмет, совершающий действие. Это первый из главных членов предложения. Он может быть как одушевленным, так и неодушевленным. Одушевленный отвечает на вопрос кто? Неодушевленный — на вопрос что?
В соответствии с принятыми правилами при разборе подлежащее подчеркивают одной прямой горизонтальной линией.
Пример:
- Наконец пришла (что?) весна.
- (Кто?) Птицы осенью летят на юг.
Важно! Подлежащее всегда находится в именительном падеже. В других падежах первый из главных членов быть не может.
Способы выражения подлежащего в русском языке многообразны. В его роли могут выступать:
- существительное: Мама пришла с работы раньше обычного;
- местоимение: Они вернулись с прогулки вовремя;
- числительное: Трое в лодке были нам хорошо знакомы;
- прилагательное: Белые начинают и неожиданно выигрывают;
- междометие: Вдалеке зазвучало ура;
- неопределенная форма глагола: Спать до обеда вредно для здоровья;
- причастие: Участвующие в соревнованиях были хорошо подготовлены;
- наречие: Быстро не значит качественно;
- неделимые выражения: Четверо участников так и не дошли до финиша.
Может быть интересно: Виды обращений и правила их обособления
Сказуемое
Сказуемое поясняет, что именно совершал или совершает предмет, какое действие он производит, в каком состоянии обнаружен. Это второй главный член предложения.
Сказуемое отвечает на вопросы — «что делает/сделает предмет?», «каков он?», «кто он такой?», «что он такое?». При грамматическом разборе оно выделяется двумя прямыми чертами.
Для определения данного члена предложения, надо русском найти подлежащее и задать соответствующий вопрос.
Пример:
- Девочки (что делают?) играют.
- Книга (что сделала?) поступила в библиотеку.
В качестве этого члена предложения могут выступать следующие части речи:
- глагол, в том числе в неопределенной форме: Кошка весело играет. Главное для нас — показать себя с лучшей стороны;
- существительное: Эта девушка — настоящая красавица;
- прилагательное: Все блюда в меню очень вкусные;
- числительное: Пятью пять — двадцать пять;
- местоимение: Этот новый дом — мой;
- причастие: Ваш сеанс массажа окончен;
- наречие: Ботинки мальчику впору;
- междометие: Героям войны — ура!;
- фразелогизм: Моя душа ушла в пятки.
Справка! Сказуемое может быть простым и составным.
Простое состоит из одного слова, а именно — глагола в форме одного из наклонений. Составное включает в себя вспомогательный глагол или глагол-связку и глагольную либо именную часть, которая несет лексическое значение слова.
В составном глагольном сказуемом вторая часть состоит из глагола в неопределенной форме, в составном именном — из любой части речи, кроме глагола. В составном именном сказуемом глагол-связка может опускаться.
Пример:
- Музыкант играет на скрипке.
- Музыкант начал играть на скрипке.
- Этот человек является музыкантом.
- Этот человек — музыкант.
Полезно почитать: Расстановка запятых в причастном обороте
Чем являются главные члены предложения
Оба описываемых члена предложения выражают главную мысль в высказывании. Они являются его грамматической основой, то есть скелетом. Без подлежащего и сказуемого предложение превратится в бессмысленный набор слов. Грамматическая основа может состоять как из обоих главных членов, так и из одного, без разницы какого. По этому принципу все предложения делят на 2 вида:
- Двусоставные, где есть и подлежащее и сказуемое.
- Солнце вышло из-за туч;
- Односоставные, где присутствует что-то одно.
- Красота.
- В голове зашумело.
Как найти подлежащее и сказуемое в предложении
Внимание! Поиск главных членов можно начинать как с подлежащего, так и со сказуемого.
В первом случае нужно найти то, о чем говорится в предложении. Для этого задается вопрос кто? или что? Чаще всего это существительное, которое обязательно находится в именительном падеже. Затем нужно определить, что делает объект. Так вы поймете, где сказуемое.
Можно пойти другим путем и сначала выделить сказуемое, то есть найти слово, которое обозначает действие. Затем останется определить, кто или что совершает данное действие. Это и будет подлежащее.
Пример:
- Наконец-то наступило лето.
Здесь говорится о лете. Данное слово отвечает на вопрос что? и находится в именительном падеже. Значит, оно является подлежащим. Лето что сделало? наступило. Получается, наступило — сказуемое. - Дети катаются с горки на лыжах.
Находим слово, обозначающее действие. Это глагол катаются. Он и будет сказуемым. Далее определяем, кто именно катается. Это дети. Данное существительное и выполняет роль подлежащего.
Может быть интересно: Грамматика и пунктуация для словосочетания «вместе с тем»
Заключение
Очень важно научиться правильно определять, где подлежащее и сказуемое и чем они выражены. Это поможет не совершить ошибок при дальнейшем грамматическом разборе предложения и облегчит работу с текстом.
Полезное видео
Главные члены предложения – что к ним относится, чем они отличаются от второстепенных и что про них обязательно надо знать в школе
Подлежащее и сказуемое.
3 189
Сегодня мы поговорим о главных членах предложения в русском языке. К ним относятся подлежащее и сказуемое. Давайте познакомимся с ними поближе, разберем лайфхаки, которые облегчат вам школьную жизнь.
Что значит «главные»
Их достаточно, чтобы выразить мысль: «Я читаю», «Мама отдыхает», «Кот мурлыкает».
Более того, достаточно даже одного из них. Например: «Ночь» – понятно, что на улице ночь. Или: «Грустно» – одним словом сказали о своем душевном состоянии.
А вот второстепенных членов без главных не может быть. Нельзя просто взять и сказать: «С утра». Нужно либо подлежащее в паре со сказуемым: «Я работаю с утра», либо только сказуемое: «Моросит с утра».
Про подлежащее
Оно нужно для того, чтобы называть то, о чем идет речь. Например: «На улице идет дождь». О чем тут идет речь? О дожде, поэтому дождь – подлежащее.
Сразу важный момент. Подлежащее – это не тот, кто совершает какое бы то ни было действие. А именно тот, о ком идет речь в предложении.
Смотрите, в чем разница. «Дом строится рабочими». Кто тут совершает действие? Рабочие. А о чем речь в предложении? О доме. Подлежащее тут именно дом, а рабочие – прямое дополнение.
Про сказуемое
Начнем с того, почему оно так названо. Ученые дали ему такое название, потому что оно «сказывает», «рассказывает» о подлежащем. Что мы узнаем о «рыбаке» в предложении «Рыбак очень устал»? Что он «устал». «Сказывает» нам это как раз сказуемое.
Сказуемые могут давать самую разную информацию. Например, сообщать нам о:
- Действии: «Я вспоминаю прошлое» (вспоминать).
- Состоянии человека или другого живого существа: «Мне плохо» (плохо).
- Состоянии неодушевленных предметов или окружающей среды: «Вечереет».
- Возрасте: «Мне пятнадцать» (пятнадцать).
- Умениях и навыках: «Я умею танцевать танго» (танцевать).
И о многом другом.
Что от них зависит
Это очень важный блок. Сейчас дам материал, а потом объясню, почему.
От подлежащего в каком бы то ни было предложении зависеть может только определение. Например: «Ночь» – «Темная ночь», «Мгла» – «Беспросветная мгла».
От сказуемых может зависеть только дополнение и обстоятельство: «Стучать» – «Стучать молотком» (косвенное дополнение) – «Стучать молотком весь день» (добавилось еще обстоятельство времени).
Знать это надо для двух целей:
- Чтобы сразу видеть, полное предложение или неполное.
- Чтобы правильно определять тип второстепенных членов.
Если у вас в предложении есть подлежащее и дополнение, то сразу делайте вывод: «предложение неполное». Потому что дополнение может зависеть только от сказуемого, а его у вас нет. Например: «Вода в трубах» – очевидная неполнота. А полный диалог будет таким:
– Что это булькает?
– Вода в трубах.
Аналогичная ситуация. Если есть сказуемое и определение – предложение тоже неполное: «Красный падает». Полный вариант такой:
– Флажки поставили нормально, не падают?
– Красный падает.
Теперь о типе второстепенных членов. Вот ребенок пришел на репетиторство ко мне, я ему дал разбирать предложение. Там было словосочетание «тайны природы». Он говорит: «тайны (чего?) природы – дополнение».
Не правильно. Дополнение может зависеть только от сказуемого. От подлежащего зависят только определения. Поэтому: «тайны (какие?) природы» – несогласованное определение.
Что значит «морфологизованные» и «неморфологизованные»
В школе вряд ли встретитесь с этими словами, но для олимпиад пригодится.
Морфологизованное подлежащее – это такое, к которому нельзя задать вопросы «Кто» или «Что». Сравните:
- Хомячок ест. Кто? Хомячок – морфологизованное подлежащее.
- Жить – Родине служить. Как тут задать вопрос «кто» или «что»? Никак. Задается только общий вопрос: «о чем говорится в предложении». Подлежащее неморфологизованное.
Аналогично со сказуемым. Оно будет морфологизованным, если к нему можно задать вопрос, как к глаголу: что делает, что сделает, что делали и пр. Сравните:
- Я люблю читать книги. Я (что делаю?) люблю читать – морфологизованное сказуемое, с вопросами все окей.
- Мой брат учитель. Вопрос «что делаю» задать уже нельзя. Приходится выкручиваться с общим вопросом: «Что говорится о подлежащем» (то есть обо мне) – «учитель». Неморфологизованное сказуемое.
Как их правильно подчеркивать
Подлежащее всегда подчеркивается одной ровной чертой, без «разрывов», сказуемое – двумя.
У подлежащего нет «типов», поэтому под ним мы ничего не пишем. А под сказуемыми надо обязательно написать их тип: простое глагольное, составное глагольное или составное именное:
Над ними надо писать части речи, которыми они выражены. Например, я – это местоимение, учить – глагол, учитель – существительное.
Главные члены – не словосочетания
Словосочетания никогда не выражают законченной мысли. А подлежащее со сказуемым сразу образуют предложение, начинают выражать законченную мысль. Поэтому они не являются словосочетаниями.
Еще один момент, который вам поможет запомнить разницу. В словосочетании вопрос можно задать только от главного слова к зависимому, не наоборот. А от сказуемого, по идее, можно задать вопрос к подлежащему: Рабочие (что делают?) строят. Строят (кто?) рабочие.
Сказуемое и подлежащее как бы оба главные члены и сложно определить, кто из них главнее.
Полезные материалы по теме
Очень вам советую прочитать статьи про односоставные предложения. Я там даю много примеров и всегда их комментирую. Эти статьи помогут вам лучше различать подлежащее и сказуемое, правильно задавать к ним вопросы:
- Односоставные предложения (общая статья).
- Назывные.
- Определенно-личные.
- Неопределенно-личные.
- Безличные.
Еще рекомендую статью про словосочетание и сложное предложение.
Подпишитесь на рассылку блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить наши лучшие статьи по русскому языку. Они небольшие, читаются обычно за три-четыре минуты, написаны простым языком (ну, я старался как мог, упрощал всеми силами).
Если у вас проблемы с русским, загляните в мои подборки с курсами. Они помогут вам эффективно готовиться к контрольным работам, ВПР и экзаменам:
- Подготовка к ВПР.
- Курсы подготовки к ОГЭ.
- Курсы подготовки к ЕГЭ.
- Общие курсы по русскому для школьников, взрослых людей, а также иностранцев.
Напишите, пожалуйста, как вам статья. Сумел ли я объяснить вам, что такое главные члены предложения, была ли информация в статье полезной. Если написано плохо, сложно, если вы устали и русский вам уже опротивел – скажите об этом тоже.
Спасибо.
( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ