Как найти подшипник ступицы

Самостоятельный ремонт автомобиля может оказаться интересным и увлекательным занятием. Замена подшипника ступицы – занятие не быстрое, но сделав это однажды при надобности вы сможете повторить замену самостоятельно не раз. Подшипник ступицы после длительной эксплуатации автомобиля выходит из строя, за счёт чего при езде начинаются характерные постукивания со стороны колеса, на котором истёрся подшипник. Неисправность ступичного подшипника может стать серьезной проблемой при езде, колесо заблокируется, машина резко затормозит, ее поведет в сторону, а не прямо.

Подшипник – небольшая деталь, которая может принести большие проблемы. Если обнаружилась неисправность этой детали постарайтесь произвести ремонт так быстро, насколько это возможно. Не пренебрегайте своей безопасностью и безопасностью своих пассажиров.

Ремонт подшипника ступицы занимает некоторое время, занятие не из лёгких. На ремонтные работы отведите свободный день, найдите удобное место, желательно позвать на подмогу второго человека.

Как проверить, вышел ли из строя подшипник ступицы

Не придётся ездить к специалистам, проводить диагностику. Есть два способа проверки. Для первого способа вам понадобятся только перчатки. Наденьте перчатки и после длительной поездки на автомобиле сравните температуру дисков на колесе, от которого исходят стуки и на колесе, которое не стучит. Если к диску колеса, производящего стуки невозможно прикоснуться от высокой температуры – скорее всего подшипник вышел из строя, подлежит скорой замене.

Ступичный подшипник

Для второго метода проверки вам понадобится домкрат. Поднимите домкратом колесо, со стороны которого слышите подозрительные звуки. Возьмитесь двумя руками за нижнюю часть колеса, слегка раскачайте его. Если слышно глухой стук, значит подшипник вышел из строя и подлежит замене. Возьмите на помощь друга, попросите нажать на тормоз, когда машина поддомкрачена, снова раскачайте колесо, если стука больше нет – проблема стука при езде именно в подшипнике.

Как найти подшипник передней ступицы. Как он выглядит

Ступичный подшипник

Эту деталь сложно найти с первого раза, так как она располагается в поворотном кулаке, для тщательного рассмотрения её, нужно полностью снять поворотный кулак, затем станет возможно разглядеть сам подшипник, располагающийся далеко. Есть другой способ нахождения подшипника: подлезьте под дно автомобиля, отверните все болты шарового крепления шарнира, далее нужно оттянуть поворотный кулак со стойкой, таким образом вы откроете обзор на нужную деталь. Если вы не сразу поняли, что именно нужно делать, прочитайте статью до конца, после прохождения всех манипуляций станет понятно, что к чему.

Распространённые причины выхода подшипника из строя:

Езда по кочкам – первая причина выхода этой детали из строя. Большие кочки на проселочных дорогах, трещины в асфальте после зимы, ямы – враги подшипников. При спокойной езде в 70 километров в час водитель при виде препятствия на дороге начинает резко тормозить, баланс веса машины концентрируется на передних колесах машины, возрастает нагрузка на подвеску, при этом сила трения подшипника резко возрастает, он подвергается деформации, истирается из-за таких частых манипуляций. Глухой гул, в передней части автомобиля означает деформацию подшипников.

Резкие смены температур. Представьте, что вы долггое время продолжаете движение по трассе, а затем сворачиваете на просёлочную дорогу, где кочки, лужи. Вода из луж моментально попадает на колеса, затем на подшипники. Вода вымывает смазку из подшипников, поэтому они быстро выходят из строя. Следите за своей ездой, не допускайте резких перепадов температур при езде, не ездите по воде, это вредит подшипникам.

Как менять ступичный подшипник. Подробная инструкция для “чайников”

Для самостоятельной замены этой детали вам понадобится несколько инструментов, имеющихся у людей, занимающихся ремонтом машины, несколько часов свободного времени, терпение и желательно взять друга, разбирающегося в машинах.

Замена ступичного подшипника

Инструменты, которые понадобятся для ремонта:

  • Автомобильный домкрат.
  • Специальный ключ для откручивания ступичной гайки, диаметром в 30.
  • Круглогубцы, либо специальные щипцы для снятия ступичной гайки. Здесь выбирайте из того, что легче достать или купить.
  • Съемник для выпрессовки подшипника ступицы.
  • Отвертка или нож
  1. Перед началом работы поставьте автомобиль на ручник, поднимите домкратом сторону, с которой собираетесь работать, подлижте под машину кирпичи или противооткатные клинья, машина должна хорошо держаться на земле. Если есть смотровая яма, будет удобнее работать в ней.
  2. Перед снятием болтов и самого колеса стоит точно определить, с какой стороны нужно менять подшипник, о чем написано выше. Снимите болты с колеса. После снятия колпака возьмите отвертку и с её помощью распрямите деформированный ободок ступичной гайки для удобного снятия подшипника ступицы.
  3. Примените удлиннитель с накидной головкой для ослабления ступичной гайки, но не отворачивайте её полностью.
  4. После ослабления ступичной гайки нужно полностью снять колесо с крепения. Делайте это осторожно, перед этими манипуляции желательно изучить, как правильно снимать колесо с автомобиля.
  5. После снятия колеса полностью снимите тормозной суппорт, чтобы найти подшипник ступицы. Тормозной суппорт нельзя полностью снимать, заранее приготовьте проволоку, на которую подвесите его, иначе потом будет много мороки с обратной постановкой тормозного суппорта. Производите все действия аккуратно и терпеливо.
  6. Возьмите гаечный ключ на 30, отверните гайки, скрепляющие шаровой шарнир и поворотный кулак. Затем возьмите лом просуньте его под поворотный кулак, надавите на лом, зажав рычаг. При зажатии рычага отодвиньте тормозной шрус в сторону свободной рукой или попросите друга вам помочь с этим действием.
  7. Чтобы не пришлось делать сход-развал колес, после отведения тормозного шруса в сторону пометьте эксцентрик каким-нибудь маркером, относительно передней стойки. При обратном монтаже обязательно поставьте все на то место, где отметили маркером, тогда не нужно будет ездить на сход-развал.
  8. Выдвиньте ступицу из поворотного кулака, это делать желательно с помощью специального инструмента.
  9. Снимите наружное и внутренее кольца из подшипника ступицы.
  10. Вытащите деформированный подшипник из конструкции, а затем замените его новым, обязательно протерев и затем смазав новую деталь.

На словах замена подшипника ступицы кажется сложным и долгим делом, в жизни всё проходит быстрее, особенно для людей, разбирающихся в строении своего автомобиля. Самостоятельная замена этой маленькой, но важной детали с первого раза кажется сложной, но на второй вы уже изловчитесь производить ремонт быстрее и эффективнее, а главное, сэкономите деньги на ремонте автомобиля.

Прочитав, как снять ступичный подшипник, вы вряд ли станете автомобильным гуру, но знаний прибавится. На дорогах России много кочек и прочих препятствий, такие маленькие детали часто выходят из строя, поэтому научиться самостоятельно их заменять станет полезным опытом для вас и, возможно, ваших друзей.

Ступичный подшипник, как и все элементы автомобиля, имеет свойство изнашиваться. Деталь не ремонтируется и подлежит замене.

Если прозевать этот момент, возможно разрушение подшипника и потеря управляемости автомобиля во время движения, ускоренный износ резины, клин колеса и другие проблемы.

Чтобы избежать подобных последствий, автовладельцы должны знать особенности проверки ступичного подшипника и тем самым своевременно выявить неисправность.

Ниже подробно рассмотрим, как сделать эту работу самостоятельно и без обращения на СТО.

Признаки неисправности ступичного подшипника

Сигнализировать о возможных проблемах со ступичным подшипником могут следующие признаки.

1. Появления клина колеса.

При отпускании руля машину как бы «тянет» в сторону. Это объясняется некорректной работой подшипника и торможением колеса.

Также такие симптомы появляются при неправильно сделанном развал-схождении.

Если ничего не предпринять, высок риск клина ступичного подшипника и повреждения ШРУСа с последующим разрезанием шины при движении.

2. Появление гула («хруста»).

Появляется при достижении скорости 60-70 км/час. На поворотах звук усиливается, и еще больше заметен при движении на большой скорости.

3. Перегрев диска при длительной эксплуатации.

Иногда из-за повреждения ступичного подшипника может перегреться суппорт и, как результат, закипает рабочая жидкость тормозной системы. Диагностировать проблему можно и по нагреву самого колесного диска.

Если при длительном движении без частых торможений диск теплый, это свидетельствует о будущем окончании срока службы подшипника ступицы.

Но стоит учесть, что покрышки также могут греться, поэтому метод подходит для прохладной погоды.

4. Вибрация в рулевом колесе и во всем кузове автомобиля.

Неисправность особенно ощущается при движении по гладкой трассе.

5. Люфт колеса.

Проблема проявляет себя после вывешивания колеса и его подергивания в разные стороны. Износ подшипника ступицы однозначно ведет к люфту, но причиной могут быть и рулевые наконечники.

Рассмотренные выше признаки позволяют вовремя определить неисправность, но на причинах и способах проверки подробнее остановимся ниже.

Предлагаем вниманию 6 способов диагностики ступичного подшипника. Кратко рассмотрим особенности каждого варианта.

Способ №1. Проверка на гул в гаражных условиях

При наличии под рукой подъемника или домкрата сделайте следующее:

  1. Поднимите машину на подъемнике или одно колесо с помощью домкрата (не забудьте поставить надежный упор).
  2. Поставьте под задние колеса башмаки (если проверка выполняется без подъема).
  3. Заведите мотор и включите четвертую скорость.
  4. Разгоните колеса до 70-80 км/ч или только одно из колес (при использовании домкрата).
  5. Выжмите сцепление и отключите скорость (перейдите на нейтральную передачу).
  6. Прислушайтесь к постороннему шуму. Если ступичный подшипник неисправен, во время диагностики однозначно будет слышен гул.

Рассмотренный выше метод позволяет проверить ступицы передней оси для переднеприводной машины и задние — для заднеприводной.

Способ №2. Проверка на домкрате

Следующий метод схож с предыдущим, но подразумевает использование только домкрата. Метод подходит для применения в гаражных условиях.

Инструкция:

  1. Найдите подходящее место для работы, к примеру, гараж или бокс, где нет посторонних шумов.
  2. Поднимите с помощью домкрата нужное колесо (потом сделайте то же самое для остальных). Если не знаете, где именно проблема, начните с задней оси, а потом переходите на переднюю.
  3. Вращайте задние колеса от руки (для переднеприводного авто) и прислушайтесь к звукам.
  4. На колесах передней оси жмите на сцепление (для МКПП), заведите мотор и включите пятую скорость, а после отпустите сцепление.
  5. Прислушайтесь к шуму от колеса. Оно должно крутиться со скоростью 30-40 км/час, чего достаточно для диагностики.
  6. Переведите ручку КПП в нейтральную позицию, остановите мотор и дайте колесу остановиться.

Во время проверки будьте осторожны. Используйте ручной тормоз или противооткатные упоры, чтобы машина не сдвинулась с места. При этом помните, что длительное время проводить такую проверку нельзя.

При диагностике машины с полным приводом выключите привод второй оси, а при отсутствии такой возможности вывесите авто полностью.

Минус метода в том, что без нагрузки трудно услышать проблему со ступичным подшипником.

Есть еще один нюанс. Если деталь начала гудеть недавно, при рассмотренной выше диагностике постороннего звука не будет. Необходимо проводить проверку на ходу под нагрузкой, а для этого нужно изучить способ № 5, представленный ниже.

Способ №3. Проверка на люфт

Проверку исправности подшипника ступицы можно также сделать в условиях гаража путем выявления люфта.

Сделайте следующее:

  1. Поднимите поочередно каждое из колес с помощью домкрата и подставьте противооткатные башмаки.
  2. Качайте колесо по вертикали и горизонтали, покрутите его.
  3. Обратите внимание на наличие люфта. Чем он сильней, тем больше поврежден подшипник. Появление постороннего звука может свидетельствовать о перекатывании шариков.

Учтите, что люфт не всегда свидетельствует о неисправности ступичного подшипника.

Иногда неисправность свидетельствует о проблемах рулевой системы или подвески.

Для большей точности сделайте следующее:

  1. Попросите товарища нажать на тормоз.
  2. Еще раз проверьте колеса на факт люфта путем перемещения по вертикали.

При сохранении люфта можно говорить о поломке подвески. Если его нет, можно быть уверенным в износе ступичного подшипника.

Способ №4. Проверка на биение

Метод похож на предыдущий, но имеет свои особенности:

  1. Поставьте машину на ровную поверхность.
  2. Возьмитесь за колесо, с которым потенциально возникла проблема.
  3. Попробуйте раскачать его во все стороны (от себя и к себе).
  4. Прислушивайтесь на факт появления щелчков. При наличии таковых подшипник необходимо менять.

Если остались подозрения, следуйте такому алгоритму:

  1. Поднимите колесо домкратом.
  2. Установите нейтральную передачу и раскруте диск.
  3. Прислушайтесь к постороннему шуму. Наличие хруста или гула свидетельствует о наличии проблем с подшипником ступицы. При этом появляется ощущение, что колесо плохо зафиксировано.
  4. Расшатывайте колес в разных плоскостях для более точной проверки. Будьте осторожны, чтобы автомобиль не свалился с домкрата (поставьте упор под авто).

Рассмотренный выше метод хорош универсальностью, ведь его можно использовать для проверки детали на передней и задней осях.

Способ №5. Проверка какой подшипник гудит на передней ступице на ходу

Для получения более точных результатов проверку ступичного подшипника лучше всего провести в движении и дать дополнительную нагрузку на проблемные колеса.

  1. Садитесь за руль и выберите сравнительно свободный участок трассы. Желательно, чтобы она была асфальтированной.
  2. Разгонитесь до 60-70 км/час, после чего начните входить в поворот.
  3. Проследите за поведением машины. При входе в разные виражи кузов машины начинает крениться в какую-то из сторон. Так, при повороте влево автомобиль наклоняется в правую сторону, а основной вес падает на правое колесо. С левого колеса при этом вес снимается.
  4. Прислушайтесь к посторонним звукам. К примеру, при повороте в правую строну на левый ступичный подшипник придется дополнительная нагрузка, и он будет гудеть, а при движении по прямой звук пропадает. По такому же принципу проверьте подшипник с правой уменьшив скорость до 15 км/ч и сделав резкий поворот в левую сторону.
  5. Обратите внимание на звуки. Если шумы были, а при выходе из поворота пропали, значит проблема в ступичным подшипнике.
  • при движении по гладкой трассе может потребоваться набор большей скорости, к примеру, 60-70 км/ч;
  • чем больше скорость, тем сильнее должен быть гул;
  • при выявлении посторонних и громких шумов сильно не разгоняйтесь из-за риска попасть в аварию или еще большего износа детали;
  • делайте проверку на гладком асфальте, чтобы исключить посторонние шумы от зернистой поверхности.

Способ №6. Стетоскоп механика

Для проверки используется стетоскоп механика.

Для самостоятельной диагностики ступичного подшипника сделайте следующее:

  1. Подготовьте прибор.
  2. Вывесите передник колеса.
  3. Заведите двигатель и включите четвертую скорость.
  4. Приложите стетоскоп к стойке.
  5. Послушайте звук. Наличие небольшого шума свидетельствует о задевании диска колодками. Если же слышен явный гул, проблема в правом подшипнике.

Другие особенности диагностики

Существуют следующие особенности, которые помогут правильной диагностике:

  1. При подъеме задние подшипники шумят больше, а при спуске с горки — передние ступичные (из-за перераспределения нагрузок, как при поворотах). Гул при правом затяжном повороте свидетельствует о поломке левого подшипника, а при левом повороте — справа.
  2. Сильный люфт (способ №3) указывает на последнюю стадии износа ступичного подшипника и необходима немедленная его замена.

Причины выхода из строя ступичного подшипника

При изучении проблемы необходимо знать причины, почему выходит из строя передний или задний ступичный подшипник.

Отметим, что деталь имеет скрытый тип установки, а основные элементы закрыты кожухом для защиты от попадания воды и загрязнений разного рода.

Ниже подробно разберем, чем могут быть обусловлены технические поломки узла.

Окончание ресурса

При длительной эксплуатации подшипники ступицы неизбежно изнашиваются. Это выражается в расширении «тоннелей» для шариков и появлении стуков.

Как правило, проблема проявляет себя после 100 000 км и зависит от марки / модели машины, производителя детали и особенностей езды.

У некоторых отечественных авто проблема начинает себя проявлять уже после 60000 пробега.

Неосторожная эксплуатация авто

Если водитель не заботится о машине, часто въезжает в ямы / ухабы на большой скорости, наезжает на кочки и т. д, это приводит к быстрому износу элементов подвески, повреждению ступицы и всех ее элементов.

Плохая герметичность

Несмотря на закрытость корпуса, из задних и передних ступичных подшипников может выходить имеющаяся внутри смазка.

Причиной может быть низкое качество кожухов, изготовленных из резины или пластмассовых элементов.

Если внутри детали не остается нужного объема смазки, она изнашивается намного быстрее, начинает гудеть и плохо справляется со своими функциями.

Ошибки при протяжке гайки ступицы

В мануале по эксплуатации машины точно указано, с каким моментом нужно протягивать ступичные гайки.

Если превысить установленное производителем значение, при движении возможен перегрев, а это снижает срок службы детали.

Сильно послабленные гайки могут привести к небольшому люфту, что тоже негативно скажется на состоянии подшипника.

Момент затяжки прописан в руководстве по ремонту и эксплуатации автомобиля.

Ошибки в запрессовке

Подобная причина является редкостью, но исключать ее не стоит. Проблема может иметь место при неправильной установке переднего / заднего ступичного подшипника мастером на СТО или самим владельцем.

Как результат, деталь становиться наискось (малозаметную), а ее ресурс уменьшается.

Частое преодоление водных преград

Во время движения любой ступичный подшипник нагревается, что является обычным явлением.

При проезде водных препятствий происходит сжатие внутри воздуха, который буквально втягивает влагу внутрь механизма.

Вода проникает через щели резиновых уплотнителей, которые со временем теряют качества. При этом хруст (гул) возникает не сразу, а спустя несколько суток. Этого времени достаточно для появления ржавчины внутри детали.

Частая перегрузка авто

В рекомендациях завода-изготовителя указывается, какой вес может перевозить ваш автомобиль. Превышение этого параметра (даже незначительное) приводит к росту нагрузки на передний / задний ступичный подшипник.

В результате деталь быстрей изнашивается и выходит из строя.

Заводской брак

Многие автовладельцы экономят и покупают детали малоизвестных брендов из России и Китая. Такая продукция часто не отхаживает гарантийный срок и выходит из строя.

Брак может быть выражен нарушением габаритных размеров, низким качеством уплотнителей, отсутствием или небольшим количеством смазывающего состава.

Поломка амортизаторов

При движении по дороге основную часть нагрузки берут на себя амортизаторы, которые смягчают ход автомобиля в вертикальной плоскости.

Если они неисправны и не справляются со своей задачей, повышается нагрузка на подшипники ступицы. Как результат, последние служат меньше и быстрее выходит из строя.

Во избежание таких проблем необходимо следить за состоянием элементов подвески и своевременно выполнять замену неисправных деталей.

Это особенно важно, если вы часто ездите по ухабистым дорогам с перегрузкой по весу.

Отклонение по вылету для дисков

При неправильном вылете задние / передние ступичные подшипники берут на себя повышенную нагрузку.

В результате их ресурс снижается, деталь выходит из строя, и появляется один из самых распространенных признаков неисправности — хруст.

Большой диаметр колеса

Такая причина характерна для полноприводных внедорожников и коммерческой техники.

Если радиус покрышки больше, чем положено, при боковом ускорении деталь испытывает повышенную нагрузку. В зоне наибольшего риска находятся передние ступичные подшипники.

Ошибки развал-схождения

При установке колес под неправильным углом, подшипники ступиц принимают на себя непредусмотренные усилия. В результате одна из сторон постоянно находится в режиме перегруза, а это рано или поздно ведет к выходу детали из строя.

Поломка тормозной системы

При неисправностях тормозов, к примеру, трении колодки о диск, происходит нагрев элементов тормозной системы и / или рабочей жидкости.

В таком случае тепло передается к рассматриваемой детали, которая также перегревается и быстрей изнашивается.

Что будет, если вовремя не менять подшипник при его гудении

Появление гула при наборе скорости, люфт или другие рассмотренные выше проблемы — повод заменить неисправную деталь.

  1. Повышение нагрузки на элементы ходовой части и рулевую систему. Это, в свою очередь, ведет к более быстрому износу деталей.
  2. Клин подшипника и остановка колеса. При возникновении такой проблемы в движении не избежать аварии с непредсказуемыми последствиями.
  3. Перегрев тормозов и закипание рабочей жидкости системы. Как результат, увеличивается тормозной путь, или машина вообще не останавливается.
  4. «Падение» колеса при резком маневре, что приводит к потере управляемости транспортным средством. При движении на большой скорости такая ситуация может быть критичной.

Косвенно все это влияет на уменьшение тяги мотора и его КПД, что становится причиной увеличения расхода топлива.

Сроки замены ступичных подшипников

В процессе эксплуатации на передние / задние подшипники действуют многие нагрузки: радиальные, осевые и другие. Но даже в таком случае даже самая качественная деталь может отходить до 150 000 км. пробега.

Если же говорить в целом, средний срок службы составляет от 80 до 120 тысяч километров, после которых могут появиться первые посторонние шумы и возникнет необходимость проводить замену.

К примеру, у Рено Логан передний / задний ступичный подшипник может отслужить 60-70 тысяч километров, но при замене ресурс может уменьшиться до 10-30 тысяч.

Средние сроки замены на других марках авто показаны в таблице ниже (модели взяты для примера, а сроки могут быть скорректированы для каждого случая в отдельности так как зависят от многих факторов).

Марка машины

Сроки замены ступичного подшипника, тыс. км.

Форд Фокус 2

70-80

ВАЗ 2107, ВАЗ 2110, 2114

50-70 (встречаются случаи 90 – 110)

Рено Дастер

115-125

Рено Астра Н

До 150

Шевроле Лачетти

До 100 при аккуратной эксплуатации (в среднем 50-70)

Ниссан Кашкай

До 100 (интегрированный в ступицу, меняется в сборе)

Если у вас нет возможности сразу выполнить замену подшипника ступицы, при появлении шума / гула нужно пересмотреть свои подходы к эксплуатации машины в этот период.

  1. Во-первых, нужно снизить максимальную скорость движения до 40-50 км/час.
  2. Во-вторых, замените деталь не позже, чем через 1000 км.
  3. В-третьих, о быстрых разгонах и дальних поездках до выполнения ремонта стоит забыть.

Надеемся, данные рекомендации помогут быстро продиагностировать проблемы и решить ее в кротчайшие сроки.

Примешивание во время движения машины к привычному шуму покрышек неприятного низкочастотного гула — сигнал о необходимости проверки подшипника ступицы колеса.

Чем опасна неисправность подшипника ступицы колеса

В случае, если появившееся гудение игнорировать и не предпринимать никаких действий, оно усилится настолько, что на шум, помимо водителя, станут обращать внимание уже и пассажиры.

Помимо дискомфорта, возникающего из-за повышенной шумности, износ подшипника ступицы колеса опасен тем, что в один (далеко не прекрасный) день уже ставший привычным гул сменится громким треском и хрустом.

Разрушенный подшипник заклинит ступицу колеса, что приведет к выходу из строя шаровой опоры рычага подвески и деформации полуоси. О том, к чему приведет такая поломка при движении с высокой скоростью, лучше не говорить.

Причины выхода подшипника из строя

Подшипники качения отличаются высокой степенью надежности при работе даже в самых тяжелых условиях, однако, несмотря на заявленный производителями довольно солидный ресурс ступичного подшипника, основная их масса выходит из строя уже после пробега в 100 000 км.

Причин тому несколько: плачевное состояние наших дорог, влекущее за собой повышенную нагрузку на всю подвеску и на ступичный подшипник в частности, естественный износ деталей подшипника вследствие нормального процесса усталости, неудовлетворительное смазывание и неэффективное уплотнение, неправильная установка и связанный с нею чрезмерный натяг в посадке.

Как проверить ступичный подшипник

Как уже было сказано, неисправный подшипник выдает себя избыточным шумом во время движения автомобиля. Более точно определить состояние подшипников ступиц колес можно, выполняя повороты влево-вправо.

Во время поворота налево происходит крен кузова машины в правую сторону. Большая часть нагрузки приходится на правое колесо, левое при этом, наоборот, разгружается. Если на скорости 10-15 км/ч при сравнительно резком повороте руля влево посторонний звук исчезает, значит его источником является левое колесо, вернее — подшипник его ступицы. Если шум исчезает при повороте руля вправо, неисправный подшипник — в правом колесе.

Для более точной диагностики следует поднять автомобиль подъемником или подвесить его при помощи домкрата. Далее следует запустить двигатель, «разогнать» автомобиль на 4 передаче до скорости 70-80 км/ч, выжав сцепление, выключить передачу и, выйдя из машины, на слух определить колесо — источник шума. Если колесо не является ведущим, его можно раскрутить руками.

После того, как колеса остановятся, необходимо взяться одной рукой в верхней, а другой рукой – в нижней части колеса и попробовать его раскачать в вертикальной плоскости. Наличие даже незначительного люфта колеса прямо укажет на изношенность его подшипника. Точно также следует проверить наличие люфта колеса в горизонтальной плоскости, взявшись руками за его левый и правый края и пытаясь его раскачать.

Иногда люфт колеса может быть вызван неисправностью деталей подвески или износом системы рулевого управления. Следует попросить помощника сильно нажать на педаль тормоза, а самому в это время попробовать раскачать колесо в вертикальной плоскости. Если и при нажатой педали тормоза люфт остался – его причину следует искать в подвеске. Если же люфт исчез, его причиной однозначно является износ ступичного подшипника.

Запомните — у колеса с исправным подшипником никакого люфта быть не должно.

Поставив диагноз, осталось отогнать автомобиль в автосервис или на СТО, доверив замену ступичного подшипника специалистам. При наличии навыков и специального инструмента эту работу можно выполнить и самостоятельно. Главное при выполнении работ – соблюдать чистоту, правильно выставить зазор при установке конического подшипника, избегать использования острых инструментов, способных повредить его уплотнение, при запрессовке подшипника в отверстие усилие через оправку передавать к его наружному кольцу, а при установке на ось воздействовать оправкой на внутреннее кольцо.

  • 1. Типичные симптомы
    • 1.1. Клинит колесо
    • 1.2. Перегревается диск
    • 1.3. Люфтит колесо
    • 1.4. Вибрирует руль
  • 2. Способы диагностики
    • 2.1. Применение стетоскопа
    • 2.2. Оценка люфта
    • 2.3. Проверка на ходу
  • 3. Причины износа
  • 4. Последствия распада подшипника
  • 5. Периодичность замены
  • 6. Выводы

Рано или поздно шарнирные соединения ходовой изнашиваются. Виной тому плохие дороги, агрессивные реагенты, пропуски очередных мероприятий по техническому обслуживанию (ТО). Порой гул ступичного подшипника начинается из-за банальной усталости металла. Стальные детали не вечные. Неисправность может привести к серьезным последствиям. В нашей практике встречались случаи заклинивания колеса во время движения. Про «жор» резины и так все знают. Шина теряет правильную ориентацию, протектор быстро лысеет. На слух сложно понять, где находится разбитый шарнир. Расскажем, как провести диагностику и выполнить ремонт.

Типичные симптомы

Есть ряд признаков, по которым легко определить дефект подшипника автомобильной ступицы. Первый из них — посторонний звук. Во время движения по трассе с гладким асфальтом слышен гул. Чем выше скорость, тем интенсивнее «рев». Первые шумы появляются на скорости 65 км/ч. На поворотах появляется хруст.

Клинит колесо

Тут больше подходит термин «подклинивает». Полная блокировка случается только при распаде шарнира. Мало того, что гудит ступичный подшипник, начинает притормаживать проблемное колесо. Стоит отпустить руль на пару секунд, как машину ведет вправо или влево. Аналогичные симптомы появляются при нарушении регулировки развала и схождения.

Разбитый ступичный подшипникРазбитый шарнир ступицы

Советуем не откладывать ремонт в долгий ящик. При заклинивании может разлететься шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), машина потеряет управляемость. Высок риск оказаться на встречке.

Перегревается диск

Легко понять, что есть проблема. В запущенных случаях тормозной диск раскаляется докрасна на ходу. Не сильно отстает от него и колесный. Из‐за высокой силы трения температура металла повышается. После длительной поездки советуем припарковаться, выйти из транспортного средства и аккуратно приложить ладонь к каждому колесу. Неисправность там, где горячее всего.

Чтобы не обжечься, советуем делать тест в строительных перчатках.

Если у вас агрессивная манера езды, то дело может быть в частом торможении. Металл нагревается от контакта с колодками. Аналогичные симптомы появляются при заклинивании поршней тормозного суппорта.

Люфтит колесо

Типичный признак, когда наблюдается гул неисправного подшипника ступицы. На ходу это сложно заметить. Симптом проявляется во всей красе, если поднять проблемное колесо домкратом и попробовать раскачать. Будет заметное движение вперед‐назад. Чем хуже состояние шарнира, тем сильнее люфт. Есть одно исключение. Аналогичные симптомы появляются при разбитых рулевых наконечниках.

Как проверить люфт колесаПроверка люфта

Стоит отнестись к проблеме серьезно, лучше устранить неисправность как можно раньше, чем получить риск попасть в дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Вибрирует руль

Еще один способ понять, исправен ли ступичный подшипник — выехать на гладкую дорогу и обратить внимание на рулевое колесо. Если оно вибрирует, а колебания передаются на весь кузов, значит шарнир пришел в негодность. Дело может быть в других несущих элементах подвески. Нужна дополнительная диагностика.

Чем больше симптомов из списка проявляется во время эксплуатации авто, тем выше вероятность поломки подшипника ступицы. Но лучше подстраховаться и провести углубленный анализ.

Способы диагностики

Вот как можно определить, какой конкретно подшипник гудит на ступице: заехать на подъем и спуск. При движении в горку сильнее скрипят задние шарниры, а когда машина движется с горки — хрустят передние. Советуем войти в затяжной левый поворот. Слышны звуки справа? Там и виновник неисправности. При повороте вправо левый изношенный шарнир выдаст себя шумом. Есть и другие способы.

Применение стетоскопа

Каждый хоть раз в жизни посещал терапевта в больнице. Для прослушивания работы легких врач использует стетоскоп.

Диагностический стетоскопСтетоскоп механика

Есть и технический аналог прибора. У него на конце металлический щуп вместо пластиковой мембраны. Советуем пользоваться способом в паре с помощником. Вот что нужно сделать для диагностики:

  • вывесить ведущие колеса;
  • запустить мотор;
  • включить третью передачу;
  • приложить щуп стетоскопа к корпусу стойки.

Если шум едва заметен, дело в соприкосновении тормозных колодок и диска. Поршни суппортов не отходят на нужное расстояние. Монотонный сильный звук — вот как гудит неисправный ступичный подшипник. При нажатии на газ гул увеличится. Недостаток метода состоит в том, что проверить можно лишь ведущие колеса. Понадобится напарник, чтобы держать педаль газа.

Оценка люфта

Первым делом советуем позаботиться о безопасности. Стоит поставить авто на ручник. Тормоз может сорвать, поэтому под пару колес стоит положить противооткатные упоры. Дальше нужно следовать простому алгоритму:

  • поднять колесо домкратом;
  • раскачать из стороны в сторону;
  • повторить для всех скатов.

Появление люфта говорит об износе шарнира. Чем сильнее ощущается биение, тем хуже обстоят дела. Все это справедливо для однорядных подшипников. Двухрядные не будут раскачиваться, поэтому диагностику лучше проводить другими способами.

Проверка на ходу

Резкий поворот для проверки ступичного шарнираПоворот для теста подшипника

При повороте налево центр тяжести автомобиля смещается вправо и наоборот. На этом физическом принципе основан метод проверки. Советуем проводить тесты на участке дороги с ровным асфальтом. Лучше, чтобы дорога была свободной. Простой алгоритм:

  • разогнать машину до 70 км/ч;
  • прислушаться к гулу;
  • определить шумную сторону;
  • войти в поворот на эту сторону;
  • зафиксировать исчезновение звука.

Простой пример. Водитель заметил гул неисправного подшипника ступицы с левой передней стороны. Во время движения слышен отчетливый шум, но при повороте налево звуки стихают. Это нагрузка «ушла» вправо. Значит, шарнир и правда неисправен.

Причины износа

Если водитель живет в глубинке, где плохие дороги, причины очевидны. Постоянное попадание в мелкие и крупные ямы вызывает ударное воздействие. Шарнир просто не выдерживает нагрузок. Шарики или ролики смещаются, стачиваются. Металл становится хрупким и в конце концов трескается. Обойма распадается на фрагменты. Есть и другие причины. Разместим их в формате таблицы

Причина

Описание

Нарушение развал‐схождения

При смещении колес подшипник подвергается сильной нагрузке

Большой диаметр колес

При установке покрышек с радиусом больше нормального шарнир перегружен

Сломался амортизатор

Стойка теряет демпфирующий эффект, повышаются ударные нагрузки

Частое движение по лужам

Вода и снег проникают в обойму, вызывают сильную коррозию

Неправильная запрессовка

Шарнир, вставший под минимальным углом, быстро разрушается

Перетяжка ступичной гайки

Если превышен момент затяжки гайки, подшипник перестает скользить

Нарушение герметичности

Когда в кожухе есть зазоры, туда проникает вода, пыль, металл разрушается

Агрессивный стиль вождения

Движение по кочкам на большой скорости и резкое торможение снижает ресурс детали

Выдавило смазку

Без лубриканта металл быстро ржавеет, стачивается от абразивной пыли

Нынешний рынок автозапчастей нельзя назвать идеальным. Позволить себе покупку оригинальных запчастей может не каждый водитель. Качество заменителей оставляет желать лучшего. Заводской брак может принести массу проблем. Порой причиной того, что гудит ступичный подшипник, может стать неисправность тормозной системы. Колодка постоянно прижата к диску или накладка стерлась до металла. При таком раскладе диск нагревается, тепловая энергия передается на подшипник. Испаряется и сгорает смазка. Шарнир становится легкой добычей для воды и пыли.

Последствия распада подшипника

Перегрев тормозного дискаРаскалился тормозной диск

Износ шарнира не прибавит «здоровья» автомобилю. Перемещение скользящих фрагментов на несвойственные им места влечет массу проблем. Вот список негативных последствий:

  1. Потеря управляемости. На большой скорости руль начинает тянуть в сторону. Это требует от водителя постоянного подруливания.
  2. Перегрев тормозной системы. Накладки стираются быстрее, жидкость закипает из‐за высокой температуры суппорта.
  3. Быстрый износ ходовой. Вибрация от подшипника дает дополнительную нагрузку на детали ходовой части.
  4. Заклинивание колеса. Обломки шарнира напрочь блокируют движение. Это опасно для водителя и пассажиров.

Есть и другие проблемы. Быстро изнашивается резина, падает тяга. Коэффициент полезного действия (КПД) машины падает фатально.

Периодичность замены

Если разобраться, гудение появляется не сразу. На шарнир влияет множество факторов. Типичный пример: производитель на заводе набил в подшипник минимум смазки, да еще и некачественной. Лубрикант быстро выдавит наружу, внутрь набьется пыль, попадет вода. Чтобы продлить «жизнь» детали, советуем смазывать ее через каждые 8 тысяч километров пробега.

Средний срок службы подшипника ступицы составляет 80 тысяч километров.

Самостоятельная замена сильно сокращает ресурс детали. Особенно когда за дело берется дилетант. Периодичность замены по марке и модели транспортного средства:

Автомобиль

Периодичность, тыс. км

Nissan Qashqai

100

Chevrolet Lacetti

100

Opel Astra

150

Renault Duster

120

Renault Logan

90

Ford Focus 2

80

Toyota Corolla

100

BMW 730i V

110

Если водитель услышал гул неисправного подшипника ступицы, значит ресурса детали хватит максимум на 300-400 километров. Советуем до момента замены ездить предельно аккуратно. Не стоит разгоняться больше 90 км/ч. В повороты надо входить плавно. Лучше не планировать дальних поездок в этот период.

Выводы

Шум шарнира на ходу — неприятный признак. Самое время узнать о дальнейших действиях. Если расположение сломанной детали локализовано, можно попробовать заменить ее самостоятельно. Только для этого нужны специальные инструменты: съемники, оправки. Нельзя запрессовывать подшипник с помощью молотка. Любой удар по металлу способен вызвать смещение. Деталь встанет в ступицу под углом и быстро износится «благодаря» высокой нагрузке. Лучше обратиться в автосервис. Опытные специалисты быстро найдут вышедший из строя подшипник и заменят его на новый. Вы забудете, как шумит шарнир на долгие 100 тысяч километров пробега.

Когда во время движения помимо шума от покрышек появляется дополнительный шум высокого тона, то это признак того, что «проснулся» один из ступичных подшипников и требуется его замена.

Ступица и ступичный подшипник

Ступица и ступичный подшипник

Однако при ремонте часто возникает такой спорный вопрос – какой из подшипников гудит, правый или левый? Для того, чтобы определить неисправный подшипник ступицы самостоятельно, не обращаясь в автосервис, существует несколько способов.

Способ N1

Необходимо либо поднять автомобиль, если он установлен на подъемнике, либо поднимать каждое колесо домкратом, при работе на площадке.

Далее под задние колеса ставятся противооткатные башмаки (при проверке на земле), заводится двигатель, включается 4 передача и ведущие колеса разгоняются до 70-80 км/ч, либо одной из ведущих колес при работе с домкратом. Затем выжать сцепление и выключить передачу, перейдя на нейтралку. При неисправной ступице появится отчетливо слышный гул от подшипника, что «подскажет» о его неисправности.

Если это переднеприводный автомобиль, то таким образом можно проверить ступицы передних колес, если же заднеприводный, то подшипники ступиц заднего моста.

Способ N2

Колеса поочередно проверяются на наличие люфта. Каждое из колес поднимается на домкрате (не забываем за башмаки) и колесо необходимо покачать в вертикальной и горизонтальной плоскости и затем прокрутить.

Проверка ступичного подшипника

Проверка ступичного подшипника

При неисправной ступице будет ощущаться люфт, тем больше, чем сильнее разбит подшипник, а при прокручивании колеса появится шум, иногда с явным перекатыванием шариков.

Однако люфт колеса может быть вызван и неисправностью элементов подвески или рулевого управления. Для точности проверки необходим помощник. Он должен нажать на педаль тормоза, и в этом положении еще раз проверить люфт колесного подшипника, качая колесо в вертикальной плоскости. Если люфт остался, то его причина в неисправности подвески, когда же он исчез, то это признак износа подшипника ступицы.

Если подшипник исправен, то никакого люфта нет вообще.

Способ N3

Определение изношенного подшипника при выполнении поворотов. При выполнении поворота кузов автомобиля начинает крениться, например, при левом повороте происходит крен машины в правую сторону. При этом основная часть нагрузки падает на правое колесо, разгружая при этом левое.

Если при скорости порядка 15 км/ч выполнить резкий поворот руля влево и посторонний шум исчезнет, стало быть шум исходил от неисправного подшипника левой ступицы. Аналогично можно проверить и подшипник правой стороны.

Основные признаки неисправности колесного подшипника:

• Вибрация на руле

• Гул при движении

• Люфт колеса при проверке

Чем чреват износ подшипника колесной ступицы

Если продолжать эксплуатировать автомобиль с гудящим подшипником, то это приведет к его интенсивному износу с появлением громкого хруста и треска. Развалившийся подшипник приведет к заклиниванию колесной ступицы и как следствие могут пострадать рычаг подвески, шаровая опора и плюс деформация приводного вала.

Если подобное произойдет на скорости, то последствия могут быть самые непредсказуемые. Поэтому уделяйте внимание состоянию колесных ступиц, проверку которых можно приурочить к очередному ТО автомобиля.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Украли телефон как его найти по геолокации
  • Как найти пириметр трапеции
  • Фотошоп открылся на весь экран как исправить
  • Ссылки как найти начальника
  • Как найти проституток в орске