Как найти полет камня

С башни высотой h = 25 м бросили камень со скоростью v0
= 15 м/с под углом α = 30
0 к горизонту. Определите: время полета камня; дальность
полета камня в горизонтальном направлении; скорость полета камня в момент
падения на землю; угол
β,
который составит траектория движения камня с горизонтом в точке его падения на
землю. Сопротивление воздуха не учитывать.

Решение.

Сделав чертеж,
выберем систему координат так, чтобы ее начало совпадало с точкой бросания, а
оси были направлены следующим образом:
OX – вдоль
поверхности

земли; OY – по нормали в ней в сторону
начального смещения камня. Сложное движения камня по параболе в данном случае
можно представить как результат сложения двух прямолинейных движений:
прямолинейного движения вдоль оси
OX  и движения тела,
брошенного вертикально вниз, вдоль оси
OY.

Составим систему уравнения скорости и
перемещения для их проекций по каждому направлению:

      vx = v0 cos α,                     x = v0 cos α•t;

            vy = v0 sin α – gt,               y = v0 sin α•t – gt.

В момент времени t, когда камень упадет на землю, его координаты x = s, y = —h. Тогда для определения t получаем уравнение 
h = v0 sin αt – (gt•t)/2.

Откуда находим время

.

Дальность полета камня s определим из уравнения

.

Скорость камня в момент падения на
землю можно выразить формулой

,

где                       

.

Подставим вместо vx и vy их выражения, получим скорость полета камня в момент падения на землю

.

Ответ: t = 3,2 c, s = 41 м, v = 27 м/с.

Источник: Физика. Полный курс подготовки к ЦТ.  Под общей редакцией проф. В.А. Яковенко.

Постановка задачи (этап 1)
Задача. Под углом 60° к горизонту и начальной скоростью 30 м/с брошен камень. Сопротивление воздуха не учитывается.
Вопросы:

  1. Как далеко от места бросания камень упадет?
  2. Сколько секунд камень будет находиться в полете?
  3. Какова наибольшая высота взлета камня?
  4. Как скоро от начала полета будет достигнута наивысшая точка полета?

Выбор плана создания модели (этап 2)
     Объектом исследования является положение в пространстве летящего тела в зависимости от времени. Определенно ясно, что камень при данных начальных условиях действительно должен полететь.
     Для создания модели потребуются специальные знания из курса физики и математики. Устное решение задачи невозможно.
     Для решения задачи нужно строить документальную математическую модель задачи (уравнения, формулы).
     Дальнейшее моделирование возможно двумя путями. Решение математической задачи можно получить в виде формулы (аналитическое решение). Второй путь связан с построением компьютерной модели (расчетное решение).
     Будем строить компьютерную модель с помощью электронных таблиц, рассчитывая для разных моментов времени удаление и высоту полета камня.
     Таким образом, получаем этапы создания модели:

  • 3а — создание документальной математической реализации модели.
  • 3б — создание компьютерной реализации модели.

Создание документальной математической реализации модели (этап 3а)
     В вертикальной плоскости полета камня зададим прямоугольную систему координат с началом в точке вылета. Схема представлена на рисунке

     

Начальная скорость v (м/c) разлагается на составляющие vx и vy по углу бросания u в градусах:

    

Положение тела в полете определяется парой координат x(t), y(t). Зависимость координат от времени t (с) описывается формулами:

     где g = 9,81 — ускорение свободного падения, т.е.

    

Положение камня в полете будем рассматривать в отдельные моменты времени t0, t1, t2 и т.д. Пусть начальный момент t0 равен 0, а последующие моменты отстоят друг от друга на одну и ту же величину dt, называемую шагом времени. Зададим dt = 0,2 c.
Создание компьютерной реализации модели (этап 3б)
     Используем табличную схему модели в электронных таблицах.
     В первую строку рабочей таблицы введем название «Модель полета тела».
     Исходными данными для задачи являются начальная скорость (30 м/с), угол бросания (60 град.) и шаг времени (0,2 с).
     В расчетной таблице в столбцах будем отображать: время с начала процесса (столбец Время), координату-удаление (столбец x(t)) и координату-высоту (столбец y(t)). Модель получит вид, приведенный на рисунке

      Вводим данные в первую строку расчетной таблицы:
           A9: 0             В9: 0               С9: 0
      Вторая строка расчетной таблицы — формульная:
           A10: =A9+$A$5
           В10: =$A$3*COS($A$4*3,14/180)*A10
           C10: =$A$3*SIN($A$4*3,14/180)*A10–9,81*A10^2/2
     Абсолютные адреса в формулах введены для обеспечения последующего копирования формул.
     Следующие 35 строк расчетной таблицы, включая строку 45 рабочей таблицы, заполняем вниз содержимым блока A10:C10.
     Расчетную таблицу можно дополнить диаграммой.
     Выделяем в расчетной таблице блок B9:C45 и вставляем на свободное место рабочей таблицы диаграмму (Точечная с гладкими кривыми и маркерами). Легенду можно удалить.
Проверка адекватности модели (этап 4)
     Адекватность модели проверяется рассчитанными данными. Для 1 сек полета удаление равно 15,01379067 м, а высота — 21,06779518 м.
     Модель адекватна реальному процессу только с допущением об отсутствии сопротивления воздуха и для положительных значений координат. Когда координата (высота) становится отрицательной, модель становится неадекватной (тело находится ниже уровня земли).
Получение решения задачи с помощью модели (этап 5)
    Для ответа на вопросы задачи анализируются расчетная таблица и диаграмма.
    По числам в графе y(t) находится та строка, в которой положительные числа переходят в отрицательные (на диаграмме график полета тела пересекает горизонтальную ось). Это и есть момент падения с точностью до величины шага времени. Так получается ответ на 1-й вопрос.
    Ответы на остальные вопросы находятся аналогично.

Рассчитать высоту

ускорение свободного падения: 9.8 м/с2, вот эту цифру и умножаем на время, соответственно получается 19.6 метра, 122.5 метра, 490 метров, 1102.5 и 3062,5 метра!! внимательнее, господа….

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

bezde­lnik
[34.1K]

5 лет назад 

Если вопрос о свободном падении камня при нулевой начальной скорости и без учета сопротивления воздуха, то высоту падения следует рассчитывать по формуле S(t) = at²/2, где а — ускорение свободного падения, t -время падения. Ускорение свободного падения у поверхности земли зависит от географической широты места падения. На экваторе а= 9,780 м/с². Тогда за время падения 2 секунды S2=191,2968 м, S5=1195,605 м, S10=4782,42 м, S15=10760,445 м, S25=29890,125 м.

Груст­ный Родже­р
[397K]

5 лет назад 

По формуле расстояния для равноусоренного движения при нулевой начальной скорости: s(t) = at²/2. Для свободного падения a = g = 9,1 м/с². Просто подставьте сюда нужное значение t.

Знаете ответ?

Условие задачи:

Камень, брошенный с земли под углом 45° к горизонту, через 0,8 с после начала движения имел вертикальную составляющую скорости 12 м/с. Чему равно расстояние между точкой бросания и местом падения камня?

Задача №1.6.3 из «Сборника задач для подготовки к вступительным экзаменам по физике УГНТУ»

Дано:

(alpha=45^circ), (t_1=0,8) с, (v_y=12) м/с, (L-?)

Решение задачи:

Схема к решению задачиДля решения задачи необходимо сделать рисунок. Мы его сделали за вас, можете взглянуть на него справа, для увеличения кликнув на нем мышью.

Поскольку нужно определить дальность полета, то запишем уравнения движения камня в проекциях на введенные нами оси, а далее уже определим, каких данных нам не хватает. Уравнения, как всегда, выглядят стандартно, поскольку в задаче нет ничего необычного.

[left{ begin{gathered}
ox:x = {v_0}cos alpha cdot t,,,,,,,,,,,,,,,,(1) hfill \
oy:y = {v_0}sin alpha cdot t – frac{{g{t^2}}}{2},,(2) hfill \
end{gathered} right.]

Когда камень ударится о землю, его ордината (y) будет равна нулю, поэтому приравняем уравнение (2) к нулю и найдем корни получившегося уравнения.

[y = 0 Rightarrow {v_0}sin alpha  cdot t – frac{{g{t^2}}}{2} = 0]

[tleft( {{v_0}sin alpha – frac{{gt}}{2}} right) = 0]

[left[ begin{gathered}
t = 0 hfill \
t = frac{{2{v_0}sin alpha }}{g} hfill \
end{gathered} right.]

Первый корень не удовлетворяет условию падения камня, поскольку он не мог взлететь и удариться о землю в ту же секунду.

Тогда второй корень подставим в уравнение (1) и получим формулу для определения дальности полета.

[L = frac{{2{v_0}cos alpha  cdot {v_0}sin alpha }}{g} = frac{{v_0^2sin 2alpha }}{g}]

Отлично, значит нам необходимо узнать начальную скорость камня (в момент броска), и после мы сможем сосчитать ответ. Для этого запишем уравнение скорости для вертикальной ее составляющей.

[{v_y} = {v_{0y}} – gt_1 = {v_0}sin alpha  – gt_1]

Из него выразим начальную скорость камня и подставим ее в формулу дальности полета.

[{v_0} = frac{{{v_y} + gt_1}}{{sin alpha }}]

В итоге получена формула в общем виде:

[L = {left( {frac{{{v_y} + gt_1}}{{sin alpha }}} right)^2}frac{{sin 2alpha }}{g}]

Как всегда, подставим все известные величины в СИ и подсчитаем ответ:

[L = {left( {frac{{12 + 10 cdot 0,8}}{{sin 45^circ }}} right)^2}frac{{sin 90^circ }}{{10}} = 80; м]

Ответ: 80 м.

Если Вы не поняли решение и у Вас есть какой-то вопрос или Вы нашли ошибку, то смело оставляйте ниже комментарий.

Если Вам понравилась задача и ее решение, то Вы можете поделитесь ею с друзьями с помощью этих кнопок.

Смотрите также задачи:

1.6.2 Баскетболист бросает мяч в кольцо. Скорость мяча после броска
1.6.4 Минимальная скорость при движении тела, брошенного под углом
1.6.5 На некоторой высоте одновременно из одной точки брошены

Цель урока: создать модель полета тела, брошенного под углом к горизонту.


Постановка задачи (этап 1)

Задача. Под углом 60° к горизонту и начальной скоростью 30 м/с брошен камень. Сопротивление воздуха не учитывается.
Вопросы:

  1. Как далеко от места бросания камень упадет?
  2. Сколько секунд камень будет находиться в полете?
  3. Какова наибольшая высота взлета камня?
  4. Как скоро от начала полета будет достигнута наивысшая точка полета?

Выбор плана создания модели (этап 2)

Объектом исследования является положение в пространстве летящего тела в зависимости от времени.

Определенно ясно, что камень при данных начальных условиях действительно должен полететь.

Для создания модели потребуются специальные знания из курса физики и математики. Устное решение задачи невозможно.

Для решения задачи нужно строить документальную математическую модель задачи (уравнения, формулы).

Дальнейшее моделирование возможно двумя путями. Решение математической задачи можно получить в виде формулы (аналитическое решение). Второй путь связан с построением компьютерной модели (расчетное решение).

Будем строить компьютерную модель с помощью электронных таблиц, рассчитывая для разных моментов времени удаление и высоту полета камня.

Таким образом, получаем этапы создания модели:

  • 3а — создание документальной математической реализации модели.
  • 3б — создание компьютерной реализации модели.

Создание документальной математической реализации модели (этап 3а)

В вертикальной плоскости полета камня зададим прямоугольную систему координат с началом в точке вылета.

Схема представлена на рисунке

Начальная скорость v (м/c) разлагается на составляющие vx и vy по углу бросания u в градусах:

 Положение тела в полете определяется парой координат x(t), y(t). Зависимость координат от времени t (с) описывается формулами:

     где g = 9,81 — ускорение свободного падения, т.е.

Положение камня в полете будем рассматривать в отдельные моменты времени t0, t1, t2 и т.д. Пусть начальный момент t0 равен 0, а последующие моменты отстоят друг от друга на одну и ту же величину dt, называемую шагом времени. Зададим dt = 0,2 c.

Создание компьютерной реализации модели (этап 3б)

Используем табличную схему модели в электронных таблицах.

В первую строку рабочей таблицы введем название «Модель полета тела».

Исходными данными для задачи являются начальная скорость (30 м/с), угол бросания (60 град.) и шаг времени (0,2 с).

В расчетной таблице в столбцах будем отображать: время с начала процесса (столбец Время), координату-удаление (столбец x(t)) и координату-высоту (столбец y(t)). Модель получит вид, приведенный на рисунке

 Вводим данные в первую строку расчетной таблицы:

           A9: 0             В9: 0               С9: 0

Вторая строка расчетной таблицы — формульная:

          A10: =A9+$A$5
           В10: =$A$3*COS($A$4*3,14/180)*A10
           C10: =$A$3*SIN($A$4*3,14/180)*A10–9,81*A10^2/2

Абсолютные адреса в формулах введены для обеспечения последующего копирования формул.

Следующие 35 строк расчетной таблицы, включая строку 45 рабочей таблицы, заполняем вниз содержимым блока A10:C10.

Расчетную таблицу можно дополнить диаграммой.

Выделяем в расчетной таблице блок B9:C45 и вставляем на свободное место рабочей таблицы диаграмму (Точечная с гладкими кривыми и маркерами). Легенду можно удалить.

Проверка адекватности модели (этап 4)

 Адекватность модели проверяется рассчитанными данными. Для 1 сек полета удаление равно 15,01379067 м, а высота — 21,06779518 м.

Модель адекватна реальному процессу только с допущением об отсутствии сопротивления воздуха и для положительных значений координат. Когда координата (высота) становится отрицательной, модель становится неадекватной (тело находится ниже уровня земли).

Получение решения задачи с помощью модели (этап 5)

Для ответа на вопросы задачи анализируются расчетная таблица и диаграмма.

По числам в графе y(t) находится та строка, в которой положительные числа переходят в отрицательные (на диаграмме график полета тела пересекает горизонтальную ось). Это и есть момент падения с точностью до величины шага времени. Так получается ответ на 1-й вопрос.

Ответы на остальные вопросы находятся аналогично.


Финансовая модель

Постановка задачи. В сберегательном банке имеется два вида денежных вкладов: с простым и сложным (капитализированным) процентом. Простой процент составляет 30% в год, сложный — 25% в год. Первоначальная сумма вклада составляет 1000 рублей. Каким видом вклада и в ка-кие сроки выгодно пользоваться?

План создания модели. Объектами исследования являются денежные вклады. Известны начальная сумма вклада, процентные ставки для каждого вида вкладов. Чтобы получить суммы вкладов на каждый год, будем строить таблицу сумм вкладов. Вычисления удобно производить с помощью электронных таблиц.

Построение математической модели.

Введем обозначения. Пусть S0 – начальная сумма вклада, P1 – простой процент, P2 — сложный процент, А1 — сумма вклада с простым процентом через 1 год, В1 — сумма вклада со сложным процентом через 1 год, Ai и Bi — суммы с простым и сложным процентом через i лет. Тогда имеем следующие равенства:

Соотношение вкладов с простым и сложным процентом через n лет определяется разностью An – Bn.

Если An – Bn > 0, то выгоднее пользоваться вкладом с простым процентом.

Если An – Bn < 0, то выгоднее пользоваться вкладом со сложным процентом.

Построение компьютерной модели (на рис. показан фрагмент таблицы).

Получение решения задачи. Проанализировав разность сумм, определяем, каким вкладом выгоднее пользоваться.


Задания по теме урока

Задача 1. Создайте в Excel модель полета камня согласно описанному примеру.

Задача 2. Найдите угол бросания, при котором камень с начальной скоростью 35 м/с упадет в 100 м от места бросания. Найдите время полета.

Задача 3. Для дальности 100 м и при угле бросания 60° найдите начальную скорость и время полета камня.

Задание 4. Создайте в Excel финансовую модель и ответьте на вопросы:

  1. Сколько лет будет более выгоден вклад с простым процентом, чем со сложным?
  2. Начиная с какого года будет более выгоден вклад со сложным процентом?

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - hw-e1653285769766.png

Домашнее задание

§ 24 учебного пособия, ответить на вопросы


Форма отправки

Форма видна только зарегистрированным пользователям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить сбой системы windows
  • Закон джоуля ленца формулы как найти время
  • Как найти площадь треугольника через вписанную окружность
  • Как найти контакты на телефоне нокиа
  • Как найти площадь треугольника по трем векторам