Как найти помещение под студию звукозаписи

Bull2, подумай десять раз — нафига оно тебе вообще надо.

Заработать денег — так выживают (и хорошо если приносят хотя бы минимальную прибыль в плюс) только те студии, где либо сидят действительно матерый дядьки со своей жирной клиентской базой, либо те, кто функционируют большей частью как репетиционные комплексы (включая обязательный постоянный поток желающих помузицировать, за счет удачного местоположения).

В остальном, есть все шансы, что отдельная, не домашняя, студия превратится в черную дыру, засасывающую все твои доходы из других источников, да еще и вгоняющую в долги. И не факт, что компенсацией будет хотя бы моральное удовлетворение от работы и творчества — на них просто не будет оставаться времени и сил. Оно тебе в 19 лет сильно надо?

По теме: выше, в принципе, уже всё подсказали. Либо искать по объявлениям, либо ножками обходить промзоны. Вполне может оказаться, что на территории какого-нибудь завода по валянию валенок пустует несколько комнат в отдельно стоящем кирпичном домике, до сих пор не сданных под склад или вьетнамский бордель.

Покури адреса работающих студий и соотнеси их с яндекс-картами, например — большинство на таких территориях в основном и располагаются.

Заходя в подвал двухэтажного здания, даже не подозреваешь, что попадёшь помещение с четырёхметровыми потолками, где записываются Пётр Налич, Никита Пресняков и другие профессиональные артисты. Эту студию открыли музыканты группы Mooncake Павел Смирнов и Николай Буланов, чтобы создать дом для себя и для своей музыки.

По словам Павла, диапазон суммы для открытия собственной студии огромен: от нескольких тысяч до десятка миллионов рублей. Есть студии, которые строят собственные здания, приглашают иностранных проектировщиков и архитекторов для создания звукового проекта, закупают самое дорогое оборудование. Другие действуют куда более экономно.

«Чем ближе ты к профессионалам, тем дороже вход на рынок», — объясняет предприниматель. Он имеет в виду то, что студиям, которые работают с профессиональными артистами, приходится изначально покупать более дорогое оборудование, до деталей продумывать ремонт. Смирнов уверен, что прежде, чем открывать свою студию, нужно чётко понять, какую нишу предприниматель хочет занять и какие услуги будет оказывать. Не стоит покупать аппаратуру, которая под задачи не подходит и никогда не окупится.


Александр Крауш играет в группе «Три вторых». Он устал от постоянных волнений и затрат на запись в чужих студиях и решил создать свою на цокольном этаже своего загородного дома в Королёве. Студию звукозаписи он не называет бизнесом, скорее, делом для души. «Мне кажется, это не то, что стоит открывать только исходя из соображений прибыли. При таком подходе между студией звукозаписи и вагончиком стрит-фуда лучше тогда выбрать последний. — поясняет Александр. — Да, на этом можно заработать деньги при должном уровне раскрутки и вложениях, но есть способы и полегче. Этим надо прежде всего болеть».

По примерным подсчётам Александра Крауша на открытие его студии ушло около полутора-двух миллионов рублей. На ремонт двух комнат, микс-рума и тон-зала площадью 50 квадратных метров ушло около 350–400 тысяч рублей вместе с акустическим оформлением и отделкой.

Остальные деньги ушли на закупку звукозаписывающей аппаратуры: звуковой карты, мониторов, микрофонного парка, предусилителей, коммутации. Часть Александр покупал на вторичном рынке, так как б/у звучит не хуже, а по деньгам выходит существенно дешевле. Набор аппаратуры напрямую зависит от задач студии. Как говорит Крауш, студии необязательно покупать микшерный пульт, если она не планирует записывать оркестр.

При этом если предприниматель не собирается работать с профессионалами, а его ниша — это запись корпоративных песен для небольших организаций или любительских коллективов, то тратить много денег на топовый микрофон и звукозаписывающий тракт тоже смысла нет, считает Павел Смирнов. В этом сегменте цена часа работы студии будет невысокой, что затруднит возврат инвестиций. «На самом деле, сейчас на ноутбуке со звуковой картой и микрофоном можно писать дома, например, рэп, и это будет запись хорошего качества», — говорит Крауш.


Именно по этому пути пошли участники музыкальной группы STAY ALIVE Владимир Майоров и Максим Кочепасов. Ребята занимаются музыкой больше пяти лет, но о создании своего дела задумались всего пару месяцев назад. Пока молодые люди записывают знакомых рэперов на квартире, но в ближайших планах — снять своё помещение и оборудовать полноценную студию звукозаписи.

«Я не хочу полностью уходить в коммерцию, — признается Владимир. — Во главе всего для меня стоит музыка, я делаю её максимально качественно для того уровня, на котором нахожусь сейчас».

Со звуковой картой, наушниками и мониторами общей стоимостью от 20 000 до 50 000 рублей Владимир сводит и пишет треки дома на компьютере, акустические же инструменты он записывает у Максима, у которого есть звукоизоляция, в «таких же кустарных условиях».

Помимо базового оборудования, для студии в квартире нужна специальная программа для записи. Её можно скачать в бесплатной версии или, если есть возможность, купить полный доступ, например, к софту Cubase за 70 000 рублей. «В жилом помещении, не приспособленном для работы, работать сложно. Много клиентов не позовёшь, скорее, только друзей, поэтому сейчас я активно ищу место для студии», — рассказывает Владимир.

350 000–400 000

рублей

24 000–1 000 000

рублей

0–70 000

рублей

 На акустической отделке помещения

Как говорит Павел Смирнов, это актуально и для тех, кто делает продакшн-комнату в квартире, и для тех, кто снимает помещение. В случае неправильной акустической отделки вы будете мешать соседям, а при слишком переглушенном микс-руме не получится делать качественные миксы. С этой проблемой столкнулся Александр Крауш, который делал звукоизоляцию самостоятельно. «Спустя несколько лет я понял, что ошибся со звуковым оформлением в контрольной комнате: некоторые звуки сейчас звучат некорректно».

На звуковой карте и микрофонных предусилителях

На оборудование для профессиональной записи нужно выделить не меньше полумиллиона рублей. «Один немецкий микрофон стоит около 120 000 рублей, к нему 100 000—200 000 рублей стоит хороший предусилитель, качественная звуковая карта — около 150 000 рублей», — рассказывает Александр Крауш и советует не экономить на проводах (коммутации): «Об этом часто забывают, я и сам раньше думал, что это аудиофилия, но дешёвые кабели действительно плохо влияют на звук».

На стабильной электросети

«Некоторые приборы плохо работают из-за нестабильности электросети, — отмечает Александр. — Поэтому важно урегулировать этот вопрос ещё до начала работы студии». Чтобы такой проблемы не возникало, нужны качественные стабилизаторы и профессиональные фильтры.

В наше время звукозапись стает все более популярным и доступным занятием. Количество студий звукозаписи увеличивается с каждым днем. Студии отличаются друг от друга своими целями, методами работы и финансовыми возможностями.

И тут возникает вопрос, как же выгодно выделиться среди всего этого разнообразия и сделать свою студию по-настоящему профессиональной? Первым вашим шагом должен быть выбор помещения, которое как нельзя лучше подошло бы к вашим целям, и его подготовка к началу работ.

О том, как правильно выбрать помещение для студии и подготовить его к началу работ, вы сможете узнать из детальной инструкции, приведенной в этой статье.

1. Месторасположение студии.

Если рассуждать о том, где предпочтительней размещать студию, в деревне или крупном мегаполисе, то наиболее приемлемым вариантом в плане соответствия техническим требованиям, считается первый.

Прежде всего, это объясняется более тихой обстановкой в сельской местности, по сравнению с шумными городами, а существенно меньшая арендная плата и более спокойный электромагнитный фон – это еще два немаловажных преимущества.

Но, к сожалению, многие наши музыканты могут просто отказаться ехать в сельскую глушь, поэтому и звукозаписывающих студий, расположенных в сельской местности, в нашей стране очень и очень мало. Основная их масса сосредоточена в крупных городах в подходящих для этой цели помещениях.

2. Звукоизоляция от внешних шумов.

Выбирая помещение, учитывайте, прежде всего, шумность соседей, интенсивность транспортного движения рядом со студией, да и свою дальнейшую шумность тоже.

Если студия расположена в тихом районе, и основным направлением ее деятельности будет запись, например рекламных роликов, то это одно. Если же планируете записывать ударные установки или гитарные усилители, то это совсем другое.

Избегайте также помещений, расположенных возле железной дороги, шумных автомагистралей, аэродромов, а также станций скорой помощи и полиции.

3. Выбор здания.

Если брать во внимание такие факторы, как звукоизоляция и звукопоглощение, то оптимальным вариантом для студии звукозаписи являются кирпичные здания.

Преимущества кирпича по сравнению с тем же железобетоном заключаются в том, что, во-первых, кирпич меньше отражает звуковую энергию по направлению внутрь помещения, а, во-вторых, кирпичные стены лучше поглощают звук.

Конечно, студию можно разместить и в железобетонных зданиях, но в этом случае придется потратить больше средств на звукоизоляцию.

4. Выбор этажа.

Размещение студии на высоких этажах будет иметь ряд негативных последствий, связанных с большим количеством соседей, с дополнительными тратами на обустройство заземления, c ограничениями в работе проектировщика и с возможным соседством лифта.

Вы избежите всех этих проблем, выбрав подвальные или полуподвальные помещения. Но, стоит отметить, что и у них есть свои недостатки: во-первых, это угроза потопа, а во-вторых – полное отсутствие окон, что не есть хорошо. Поэтому оптимальный вариант — первый этаж.

5. Высота потолков.

По мнению многих специалистов, высота потолка в помещении студии должна быть минимум 3 м. Такие помещения хорошо подойдут для записи рекламных роликов и вокала. Если же вы планируете записывать рок-группы, ансамбли или оркестры, то вам понадобится помещение с высотой потолка как минимум 4-4,5 м.

6. Комфортные условия.

Будет очень хорошо, если в студии будет комната отдыха, где музыканты смогут расслабиться и отдохнуть. Таким образом, вы обезопасите себя от постоянной надоедающей толкучки в аппаратной.

Также крайне желательно наличие возле студии продовольственного магазина и мест для парковки автомобилей. Все эти, кажущиеся банальными на первый взгляд, вещи на самом деле обеспечат и вам, и вашим клиентам комфорт и удобство.

7. Заземление.

Начинать работы по заземлению следует еще до начал работ по звукоизоляции. Для этого нужно пробить дыру в наружной стене здания, через которую будет заводиться шина от заземляющих штырей. Хорошо, если эта стена будет северной.

8. Подведение электричества.

Подвод электричества также связан с пробиванием отверстий в стенах, поэтому об этом стоит задуматься еще на начальных этапах строительства.

Оптимальный вариант – обесточить и заглушить старую электропроводку. Протягивать новый электрический кабель стоит так, чтобы у вашей электрической сети не было общих участков с другими пользователями. Таким образом, вы обезопасите себя от каких-либо электрических неприятностей.

Трехфазный ток пригодится и для строительства, и для питания уже готовой студии. Выбирайте максимально толстые в сечении провода, протягивайте их вместе или немного скручивайте.

9. Кондиционирование и вентиляция.

После определения плана перепланировки помещения следует сразу же поднять вопрос подготовки к монтажу систем вентиляции и кондиционирования. На самом раннем этапе строительства нужно вызвать соответствующих специалистов для получения необходимых консультаций.

10. Решение проблем системы отопления.

Для звукоизоляции студийных помещений обычно используются материалы, которые участвуют в преобразовании энергии звуковых волн в тепловую. Да и силовые трансформаторы, наряду с электролампами, известны своей способностью излучать тепло.

Кроме того, работающая система отопления у соседей также не оставит ваши стены холодными, поэтому, даже зимой без батарей отопления холодно в студии не будет.

В любом случае, оставите вы или удалите батареи, вам все равно нужно будет узнать все о системе отопления здания. Обычно в кирпичных зданиях с пятиметровыми потолками системы отопления состоят из старых железных труб, риск появления протечек или даже прорыва в которых растет с каждым годом.

Особенно опасны в этом плане магистральные трубопроводы, находящиеся внутри стен под штукатуркой. Если такой трубопровод прорвет в вашем помещении или помещениях, которые находятся над вами – серьезных последствий не избежать.

Несмотря на эту нешуточную угрозу, многие владельцы студий предпочитают не заморачиваться и просто надеются, что все обойдется. Но, если вы не хотите постоянно переживать по этому поводу, настройтесь на длительный и трудоемкий процесс.

Выясните, не проходит ли сквозь стены помещения вашей студии магистральный трубопровод. В случае положительного ответа, трубы магистрального трубопровода нужно заменить, причем не только на вашем этаже, но и на трех верхних этажах тоже.

Также придется заменить трубы внутри помещения, и батареи. Если же вы решили обойтись без батарей, то их нужно снять, а трубы, ведущие к ним, — обрезать и заварить. При наличии верхних соседских помещений с санузлами желательно позаботиться и о профнастиле на потолке с определенным наклоном к наружной стене.

Кроме действий, направленных на защиту от водяной атаки, рекомендуется еще и позаботиться о распорках между трубами и стенами. Это могут быть изделия из пористой резины или дерева, которые забивают в промежутках между стенами и трубами через каждые 15-20 см.

Проделав эти нехитрые действия и заполнив оставшиеся промежутки пеной, вы обезопасите себя от непредвиденного шума от ударов и постукиваний по трубам со стороны соседей.

11. План протягивания телефонной линии, интернета и домофона.

Перед началом строительных работ вы должны точно определиться с местонахождением отверстий в стенах, необходимых для проведения всех нужных коммутаций, включая телефон, интернет, домофон, сигнализацию, переговорное устройство, видеонаблюдение и прочее.

12. Осмотр полов.

Осмотрите полы во всех студийных помещениях. Особое внимание уделите участкам вдоль стен. Все отверстия заделайте цементом – таким образом, вы обезопасите кабели и коммутацию от мышей и крыс.

Итог

Вооружившись этими рекомендациями, вы сможете правильно подойти к выбору помещения для вашей будущей студии и грамотно подготовить его к началу строительных работ.

acoustic-688____________________

Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

< Предыдущая   Следующая >

Место, где рождается музыка

Творчество в современном мире является не только способом самореализации и взаимодействием с миром, но и прекрасным способом заработка. Монетизация своего творческого потенциала позволяет человеку, занимаясь любимым делом, получать от этого и доход.

Однако не обладая музыкальным талантом или отменными голосовыми данными, можно легко войти в эту сферу, открыв собственную студию звукозаписи. При этом первоначальные расходы на открытие и запуск бизнеса достаточно минимальны, так как не требуется ни большого помещения, ни дорогостоящего оборудования.

Михаил Мамонов, владелец студии SmartAudio Recording Lab, делится своей историей выбора: Михаил сам не связан с музыкой, однако считает себя человеком сцены. Ему интересно наблюдать за процессом рождения новой мелодии, организовывать мероприятия и сопровождать концерты.

Получить качественную студийную запись трека сложно, а порой практически невозможно достичь в домашних условиях. Каким бы хорошим не было оборудование и мастер своего дела, студия позволяет достичь идеально чистого звучания.

Михаил Мамонов в этом плане также солидарен, обращая внимание, что многие люди и блогеры видят первостепенную важность в новом оборудовании и профессиональном программном обеспечении, нежели в акустическом режиме.

Более того, все мы знаем о цикличности моды и видим этому подтверждение. Сферы музыки она тоже не обходит: постепенно возвращаются “ленточные” носители, а точнее начинают снова набирать обороты. За последние годы количество таких записей только растет. Многие топовые зарубежные студии звукозаписи по сей день работают на “железном оборудовании”, который отличается скоростью монтажа и качеством звука.

Актуальность данного направления кроется в том, что не все талантливые музыканты могут позволить записать авторский трек в именитой студии. Частные студии помогают талантам пробивать в большой мир шоу бизнеса, причем сами на этом прекрасно зарабатывают.

Максим, владелец репетиционной студии “Stereo Tunes”, отмечает, что рынок стремительно развивается: растет не только количество музыкальных групп, но и локаций, где они могут записать альбом и просто отдохнуть вместе с другими ценителями музыки. Многие хотят овладеть своим голосом не ради сцены и выступления, просто. чтобы голос звучал уверенно.

По данным статистики, суммарный годовой доход этой индустрии в России превышает около 4 млрд. рублей, что делает идею открытия собственной студии звукозаписи более заманчивой.

Концепция студии звукозаписи

Студия звукозаписи представляется нам специальным помещением, которое состоит из пары комнат и более, которые оснащаются профессиональным оборудованием. К основной комнате прилегает контрольная комната (кабинет для звукорежиссера), которая отвечает за прием звука, его запись и непосредственную обработку

Чаще всего студия специализируется на следующих услугах:

  • звукозапись вокальной партии;
  • аранжировка;
  • сведение всех полученных записей;
  • мастеринг (качественное улучшение звука на записи);
  • создание и написание оригинальных музыкальных и текстовых произведений;
  • написание песен по определенному ТЗ или “песен под ключ”;
  • набрасывание хип-хоп битов на основную мелодию;
  • озвучка и русский дубляж фильмов или мультфильмов, а также любительских роликов;
  • аудиосопровождение книг, запись дикторов;

Помимо вышеперечисленных услуг можно просто арендовать помещение под собственные нужды: репетиция частных музыкальных групп, запись аудио поздравлений и подобного. Аренда производится с почасовой записью, чтобы во время простоев компенсировать расходы.

Роман Безиновский, звукорежиссер, музыкант и владелец студии звукозаписи, делится своим спектром услуг в студии:

  • запись голоса, музыкального инструмента;
  • дубляж видео или написание аранжировки;
  • помещение для репетиций с необходимым оборудованием: барабанная установка, гитара и бас-гитара.

Частные студии помогают самореализации начинающих музыкантов, которые ищут бюджетную студию с профессиональным оборудованием. С привлечением новых клиентов, получение постоянных заказов, можно снижать стоимость на услуги, давая возможность аудитории записывать музыку.

Отдельно некоторые студии предлагают в аренду профессиональные музыкальные инструменты. Большинство исполнителей предпочитают использовать собственные инструменты, однако такие крупные установки как барабанную будет весьма затруднительно привозить в студию для каждой репетиции. Иногда студии дают безоплатный час на настройку инструментальных установок, чтобы у музыкантов было чистое время для непосредственной записи музыки.

Вся работа студии построена на получении цифровой звукозаписи — преобразование обычного звука в цифровой формат, чтобы в дальнейшем его воспроизводить. Этот формат наиболее удобный для обработки музыки, так как цифровую запись можно подвергать различным обработкам, аранжировке. После всех манипуляций ее пускают в масса, так что этот способ также и выгоден.

По принципу получения звукозаписи можно обозначить несколько методов:

  • магнитная звукозапись — полученная звукозапись сигналов поступает на магнитную ленту.

Этот способ выделяет 2 подвида:

  • продольно-строчная система записи — движение ленты идет вдоль неподвижных магнитных установок для записи или воспроизведения (DASH,DCC);
  • наклонно-строчная система записи — движение ленты идет вдоль барабана вращения тех самых магнитных установок, запись как-будто происходит под наклоном в несколько дорожек (R-DAT, ADAT).
  • магнитооптическая запись — записывание осуществляется с помощью магнитной головки на подготовленный слой из магнитооптического материала (минидиск, HiMD);
  • лазерная запись — из названия понятно,что запись ведется с помощью лазерного луча, выжигающего углубления на специальном слое носителя (компакт-диск, DVD-Audio, DTS, SACD);
  • фотографическая запись звука — световой поток наносится на светочувствительный слой носителя — кинолента (Dolby Digital, SDDS);
  • запись звука на электронные носители — поступающий звук записывается на ПК  в формате файлов на выбранные носители (жесткие диски, перезаписываемые оптические диски, флеш-карты, твердотельные накопители). Этот способ не требует соблюдения соответствия между форматами записи и используемого носителя.

Цифровая звукозапись в наше время производится в специализированных студиях, строго под контролем компьютеров и применением дорогого оборудования. Вслед за ними идут “домашние форматы” студий, которые значительно уступают в качестве, однако ялвяются отличный способом опробовать свои силы перед настоящей записью музыкального трека.

Михаил Вулих, генеральный директор студии звукозаписи “ПИФАГОР”, делится еще одним источником дохода, за который придется сильно конкурировать — глобальный кинотеатральный дубляж или озвучка для крупных голливудских и отечественных картин. Сейчас на рынке около 5-6 студий, которые имеют среди клиентов многомиллионные бестселлеры кино и мультипликации.

Последовательность действий

Открытие студии звукозаписи — прибыльное дело, которое относительно быстро окупается и приносит свои плоды. Такое заведение весьма рентабельно открывать не только в крупных городах, но и в провинциальных, где такие услуги тоже пользуются спросом. В такое местности даже проще найти тихое помещение вдали от шума города и начать его раскручивать.

Перед открытием нужно обозначить жанр, в котором будет работать ваша студия:

  • джаз;
  • рэп;
  • электроника;
  • рок;
  • живой инструмент;
  • шансон;
  • хип-хоп.

После жанра выбираем спектр услуг, которые будет предлагать будущая звукозаписывающая студия:

  • звукозапись вокальной партии;
  • звукозапись инструментальной партии;
  • аранжировка;
  • озвучивание индивидуальных роликов и поздравлений;
  • сведение всех полученных записей;
  • аренда студии.

Переходим к бизнес-плану, который покажет в каком порядке стоит реализовывать идею и открывать свою студию звукозаписи:

  • Регистрация бизнеса;
  • Аренда помещения и ремонт;
  • Покупка оборудования и материалов;
  • Подбор персонала и их заработная плата;
  • Выбор конкурентных преимуществ и реклама;
  • Общая сумма затрат, ожидаемая прибыль и расчет приблизительного срока окупаемости.

На случай непредвиденных обстоятельств стоит отложить около 25-30% от инвестиционной суммы в качестве подушки безопасности. Эта сумма обезопасит вас и ваш бизнес в периоды нестабильной экономики и сложных ситуаций внутри производства. Она сможет в короткие сроки ликвидировать провалы в организации бизнеса.

Так как студия набирают популярность и в других регионах России, в данной статье будет представлено 2 расчета. В качестве крупного города выбираем Москву, а с меньшим количество жителей — Саратов. На их примере покажем разницу в первоначальных инвестициях и окупаемости в зависимости от расположения.

По окончанию предварительного этапа переходим к реализации бизнес-плана и открытию собственной студии.

Шаг 1. Регистрация

При регистрации можно выбрать либо статус ИП (индивидуальный предприниматель), либо форму ООО (общество с ограниченной ответственностью). Выбор зависит от ваших дальнейших планов: если вы не планируете работать с крупными заказчиками, то статуса ИП вполне хватит, тем более, что в этом случае бумажная отчетность будет минимальная.

В своей статье остановимся на ООО, так как планируем расширение и работу с большими клиентами. В этом случае понадобится еще профессиональный аудитор для всех отчетностей.

Для этого нам понадобится стандартный перечень необходимых документов:

  • Заявление вида Р11001;
  • Два экземпляра устава организации;
  • Решение от учредителя или собрания учредителей;
  • Квитанция об оплате госпошлины в размере 4 000 рублей.

В качестве ОКВЭД предлагается 2 варианта:

  • 59.20 — деятельность, связанная с звукозаписью и изданием музыкальных композиций;
  • 59.20.1 — деятельность по изданию аудиовизуальных произведений на магнитных, электронных и цифровых носителях;
  • 59.20.2 — деятельность звукозаписывающих студий.

Отдельно стоит отметить особенность для владельцев бизнеса — так как деятельность студии звукозаписи указана в ФЗ от 23.12.2010 №387-ФЗ, предпринимателю необходимо приложить при регистрации справку об отсутствии судимости, которую легко можно получить по запросу в МВД или через доступный портал “Госуслуги” в течении 30 дней.

Лицензия для работы не требуется, однако для законной деятельности необходимо приобрести лицензионный софт, программы и музыкальную библиотеку. Этот факт создаст лояльность со стороны клиентов, так как они понимают, что студия работает “не в черную”.

В качестве системы налогообложения выбираем упрощенную налоговую систему с расчетом по форме “доход-расход” и ставке 15% при больших расходах или по доходам с меньшей ставкой от 1 до 6%.

Шаг 2. Аренда и ремонт помещения

Переходим к поиску подходящего помещения. Рекомендуем обращать внимание на здания из кирпича, так как он имеет меньшую звуковую проводимость и большую плотность, нежели панельные постройки. Можно выбирать как подвальные, так и первые этажи домов. Наличие соседей вас пугать не должно, так как звукоизоляция делает свое дело просто замечательно.

Стоит обустроить парковку или найти помещение с ней, так как многие группы приезжают на репетиции с собственным оборудованием, поэтому на время репетиции им нужно где-то оставлять свой транспорт.

Роман Безиновский свою студию расположил под землей на окраине Москвы. Это позволяет максимально скрыть все звуки извне, а также сократить расходы на аренде или покупке.

Для начала стоит рассматривать студии с площадью от 50 кв.м., на территории которой будет располагаться:

  • комната записи (тон-зал);
  • смежная с ней будка звукорежиссера (аппаратная или контрольная);
  • холл с зоной отдыха для клиентов.

В качестве сервисов для поиска помещения будем использовать доступные карты: Яндекс.Карты, Google Map и 2GIS, а также для подбора самого размещения Авито и Циан.

Сделаем подробный расчет аренды и ремонта для Москвы. За 50 кв.м. на первом этаже в кирпичном доме будем отдавать 90 000 рублей в месяц. Всего будет 3 комнаты, о которых писалось выше, однако начнем с подготовительных работы.

Михаил Мамонов отмечает особенность смежных вентиляций — большая вероятность проникновения звука. Он рекомендует, если в студии больше одной комнаты для записи звука, делать сепарированную систему вентиляции, чтобы комнаты не имели общих стен и, следовательно, общих труб вентиляции. Это позволит минимизировать прохождение звука по всей территории студии.

До звукоизоляции и ремонта необходимо установить вентиляционную систему за 170 000 рублей. Хорошая электропроводка станет залогом бесперебойной работы, так как в процессе записи и репетиции задействуется максимум оборудования и обычная система частенько не выдерживает — 200 000 рублей.

Теперь займемся звукоизоляцией. Она не должна выдавать звук больше 30 дБ, что примерно соответствует фоновому звучанию в 20-25 дБ. Сама изоляция требует около 65-70 дБ. Комната для записи будет составлять 20 кв.м., поэтому затрачено на изоляцию стен, пола и потолка будет около 92 000 рублей. Для контрольной комнаты выбираем плотный линолеум как напольное покрытие и темные краски для стен — 13 965 рублей с учетом мастера.

Во время ремонта обращайте внимание на тонкости, которые ощутимо меняют качество получаемого звука и итоговой записи: используйте шумопоглощающее, лучше черное (акустически прозрачное) покрытие потолка, ковролин с длинным ворсом или шумоизоляционное покрытие на пол, а на месте освещения LED-лампы заместо ламп накаливания.

Холл и зона отдыха также будут отремонтированы теми же материалами — 20 900 рублей. Санузел будет полностью выложен плиткой, а потолок обычной краской — 17 490 рублей.

Итог по Москве: 604 335 рублей.

Для Саратова будут следующие цифры:

  • аренда помещения в 50 кв.м. — 28 000 рублей в месяц;
  • вентиляция, электропроводка и шумоизоляция — 399 600 рублей.
  • косметический ремонт — 36 900 рублей.

Итог по Саратову: 464 500 рублей.

Шаг 3. Оборудование

Этот раздел сильно не ударит по вашему бюджету, так как для первоначальной студии достаточно будет определенного списка оборудования.

Рэп-исполнитель Дэвджем, владелец студии звукозаписи «DJEM Records», считает микрофон — сердцем студии. Вложения именно в него точно окупятся, поэтому стоит выбирать самый лучший, чтобы студия по праву могла называться профессиональной.

При выборе рабочего софта строго запрещается использовать пиратские файлы и программы. Рекомендуют использовать Avid Pro Tools, который хоть и не бесплатный, но полностью окупается — 375 200 рублей + лицензия от 60 000 рублей.

Основным списком оборудования можно назвать перечень:

  • Высокоскоростной компьютер с поддержкой звуковой карты — 120 000 рублей;
  • Мониторы для студии, 2 штуки — 130 000 рублей;
  • Миди-клавиатура, 1 штука — 17 500 рублей;
  • Наушники закрытого типа, 4 штуки — 29 000 рублей;
  • Микрофоны, 4 штуки — 47 600 рублей;
  • Стойки для микрофонов, 4 штуки — 11 400 рублей;
  • Микшерный пульт — 138 000 рублей;
  • Предварительный усилитель — 57 434 рубля;
  • Аудиоинтерфейс — 58 900 рублей.

Максим обращает внимание, чтобы в студии должно быть не просто первоклассное оборудование, но и уютная атмосфера. Не бойтесь экспериментировать с интерьером, добавляя картины, статуэтки или необычные элементы декора. Студия — место, где приятно творить!

Для рабочей зоны закажем стулья в записывающую комнату и контрольную — 15 890 рублей. Затем большие столы, на которых будут располагаться пульты, компьютер и прочая техника — 28 450 рублей. Так как в нашей комнате есть небольшое пространство, можно поставить диван и кофейный столик, докупить шторы и дополнительные элементы декоры — 64 000 рублей. Не забудем и про картины и музыкальные статуэтки, чтобы наполнить комнату атмосферностью — 25 000 рублей.

Для входной зоны обустроим ресепшн вместе с мягкой зоной. Здесь будут стоять несколько диванов, столы, кофемашина и кулер с водой на случай, если стафф или клиенты проголодаются и захотят пить. Суммарно за мебель в этой зоне отдадим 111 960 рублей.

В санузел поместит туалет и раковину, а также моющие принадлежности и расходники — 19 480 рублей.

Итог по Москве: 1 309 814 рублей.

Аналогичный набор для Саратова выйдет в 916 869 рублей.

Шаг 4. Подбор персонала и ФОТ

Плавно переходим к персоналу. Максим обращает внимание на администратора будущей студии: человек должен уметь общаться с людьми и корректно назначать время. “Злого администратора” быть не должно, музыканты должны видеть в нем друга, который сможет помочь и подсказать в любой ситуации.

На начальном этапе в студии нет больших заказов и постоянных клиентов, поэтому для обоих городов перечень специалистов будет один и тот же. В дальнейшем его можно будет скорректировать и нанять еще пару человек.

Для Москвы понадобиться следующий кадровый состав:

  • администратор — 45 000 рублей в месяц;
  • звукорежиссер — 65 000 рублей в месяц;
  • звукооператор — 35 000 рублей в месяц.

Итог ФОТ Москва: 145 000 рублей в месяц.

Для Саратова понадобиться следующий кадровый состав:

  • администратор — 30 000 рублей в месяц;
  • звукорежиссер — 35 000 рублей в месяц;
  • звукооператор — 25 000 рублей в месяц.

Итог ФОТ Саратов: 90 000 рублей в месяц.

Шаг 5. Реклама и конкурентные преимущества

Здесь отлично работает как интернет-реклама, так и сарафанное радио.

Первых клиентов можно искать через знакомых или друзей, попроси их рекомендовать вашу студию для записи музыки или песни. Потом эта связь наладится и клиенты сами буду приходить к вам.

Листовки и флаеры могут значительно помочь вам в позиционировании. Можно не только раздавать их на улице, но и договориться, например, с магазинами музыкальных инструментов, чтобы те предлагали своим покупателям вашу студию.

Также можно самостоятельно выходить на музыкантов, творческие студии или радио, предлагая напрямую свои услуги. На радио станциях можно заказывать рекламу свое студии, ведь среди их слушателей много талантливых людей, желающих попробовать себя на музыкальном поприще.

Разработайте собственный сайт, где будет актуальная информация о студии, ценах и местах для брони. Создавайте страницы в социальных сетях, где будете рассказывать о жизни своего заведения, знакомить подписчиков с гостями и клиентами, тем самым вовлекая их и повышая хваты аудитории.

Рекламные расходы для Москвы:

  • таргетолог — 35 000 рублей. Стартовые вложения в рекламу 100 000 рублей, поддержка 40 000 рублей;
  • флаеры и рекламки — 30 000 рублей;
  • вывеска — 30 000 рублей.

Итог по Москве: 195 000 рублей.

Рекламные расходы для Саратова:

  • таргетолог — 20 000 рублей. Стартовые вложения в рекламу 80 000 рублей, поддержка 30 000 рублей;
  • флаеры и рекламки — 20 000 рублей;
  • вывеска — 19 000 рублей.

Итог по Саратову: 139 000 рублей.

Шаг 6. Подсчет инвестиций на открытие

По Москве

Регистрация бизнеса (2 800)

+

Ежемесячная аренда помещения (90 000)

+

Ремонт помещения (514 355)

+

Оборудование (1 309 814)

+

ФОТ за первый месяц (145 000)

+

Вывеска (30 000)

+

Реклама (165 000)

ИТОГ: 2 256 969  рублей.

По Саратову

Регистрация бизнеса (2 800)

+

Ежемесячная аренда помещения (28 000)

+

Ремонт помещения (436 500)

+

Оборудование (916 869)

+

ФОТ за первый месяц (90 000)

+

Вывеска (19 000)

+

Реклама (120 000)

ИТОГ: 1 613 169  рублей.

Шаг 7. Подсчет ожидаемых доходов

Когда речь заходит про привлечение клиентов и планируемую выручки, то нужно первоначально анализировать какой сегмент охватывает полученная бургерная и какой средний чек приходится на одного клиента.

Михаил Вулих видит рост конкуренции в этой сфере, который связан с компьютеризацией бизнеса. Раньше для получения качественного звука без посторонних шуршаний требовалась масса оборудования, с которой работать можно было только в студии. Теперь же достаточно приобрести хороший профессиональный микрофон и дело в шляпе.

Стоимость каждой музыкальной записи будет зависеть от длительности, которая потребовалась для ее создания, обработки и сведения, а также сложности выполняемой работы в сумме с дополнительными услугами: написание музыки, битов или текста.

Рэп-исполнитель Дэвджем советует всегда брать либо предоплату, либо полную стоимость услуг. На своем опыте у него были ситуации, когда клиент уже получал запись своего трека, а деньги в кассу так и не попадали. Вы можете установить определенную сумму в качестве фиксации своего заказа и места, дабы уберечь себя от непредвиденных убытков.

Работать студия будет с 10.00 до 22.00.

По Москве

Если рассчитывать по процентам, то в месяце будет примерно 25-26 дней занятых под аренду. Цена в столице начинается от 1 300 рублей доходит до 5 000 рублей за час работы-аренды. Дополнительно оплачиваются услуги по связке, мастерингу и прочему.

Выручка для Москвы: 780 000 рублей.

По Саратову

Здесь тот же алгоритм исчисления, однако цены значительно ниже — от 500 до 3 000 рублей. Загруженность оставляем аналогичную.

Выручка для Саратова: 390 000 рублей .

Шаг 8. Подсчет расходов

По Москве

Аренда (90 000 рублей)

+

ФОТ и налоговые отчисления (163 850 рублей)

+

Страховые отчисления за работников (21 750 рублей)

+

Коммунальные платежи (48 000 рублей)

+

Расходуемые материалы (4 000 рублей)

+

Реклама (85 000 рублей).

ИТОГО: 412 600 рублей.

По Саратову

Аренда (28 000 рублей)

+

ФОТ и налоговые отчисления (101 700 рублей)

+

Страховые отчисления за работников (13 500 рублей)

+

Коммунальные платежи (21 000 рублей)

+

Расходуемые материалы (2 000 рублей)

+

Реклама (60 000 рублей).

ИТОГО: 226 200 рублей.

Шаг 9. Чистая прибыль и сроки окупаемости

При профессиональном ремонте, эффективном позиционировании и правильной тихой локации ваша студия звукозаписи будет иметь срок окупаемости  от 10 до 12 месяцев.

При хороших начальных инвестициях в оборудование, рекламу и персонал, прибыль не заставит себя ждать. В среднем окупаемость таких студий находится в пределах от 1 до 2 лет.

По Москве: 367 400 рублей (780 000 — 412 600). Окупаемость бизнеса: 6-8 месяцев.

По Саратову: 163 800 рублей (390 000- 226 200). Окупаемость бизнеса: 9-11 месяцев.

Шаг 10. Советы

Михаил Мамонов делиться советом по расширению бизнеса — собственную студию звукозаписи в дальнейшем можно перевести в статус медиацентра, где помимо записи музыки и ее обработки, можно проводить мастер-классы, встречи единомышленников и продвигать новые веяния музыки.

Михаил также рассказывает о популярности среди инструментальных коллективов такого типа записи как live-сессия, когда одновременно ведется запись исполнения в аудио- и видеоформате. Этот способ пользуется особым спросом, так что в перспективе можно оказывать услуги подобного спектра.

Михаил Вулих советует не идти в эту сферу, дабы лишь обрести статус самостоятельности и независимости. Чтобы твердо стоять на ногах в этой сфере нужны сила воли, фантазия, харизма и целеустремленность. Многие видят только плоды, а тонна тяжелой и многочасовой работы остается незамеченной. Вы должны понимать, что отдаваться на 100% в этой сфере — самая лучшая стратегия.

Рэп-исполнитель Дэвджем также солидарен с Михаилом Вулихом в плане цели, только упорство поможет достичь цели и создать шедевр в виде музыки и студии. Отдаваться своему делу и жить им — правило этой ниши!

Максим делится своим нововведением, которое подчерпнул в Японии — мигающие лампочки по окончании репетиции. Эти маленькие приборы упрощают жизнь и группе, и администратору — все понимают, что время подходит к концу и пора освобождать комнату. Если установить такие в своей студии звукозаписи, можно сохранить нервы и себе, и клиентам!

3cd07abf6ef455fabc80b9719604dd33

В наши дни звукозапись становится всё более и более доступным занятием. Последние 10-15 лет на просторах нашей страны появляется всё больше студий. Все они разные по задачам, целям, подходам, бюджету, наконец. А с появлением лет 8-10 назад специализированных компьютерных программ и плат этот процесс и вовсе превратился в гонку. Беглый взгляд даже на мою электронную корреспонденцию позволяет сделать вывод, что этот процесс нескончаем. Не успели построить студию в одном городе, как уже начинается строительство в другом, а в третьем в это время согласовывают бизнес-план.

Компьютеры действительно сделали звукозапись доступной. Комплект из компьютера, саундкарты, микрофона и MIDI-клавиатуры стал едва ли не «джентльменским набором» музыканта. В каком-то смысле – это хорошо, ибо даёт музыкантам больше простора для реализации своих идей. Гораздо хуже, когда такой комплект пытаются представить, как «студию звукозаписи», используя при этом лозунг: «Качество на хитовость не влияет!» Всё больший процент записей (и даже т.н. «мастеринг»!) действительно делается буквально «на коленях». Поэтому сейчас затруднительно однозначно сказать, чего больше – пользы или вреда – принесла такая доступность. Но то, что работа подобных «наколенников» не идёт на пользу звукозаписывающей индустрии – это факт.

Отчасти такая ситуация провоцируется и некоторыми выскочками-продюсерами. Вот случай из моего опыта. Однажды я со своим другом – аранжировщиком Дмитрием Зайчуком – «причёсывали» дома демо-запись его аранжировки для одного очень известного исполнителя. Особых требований себе мы не предъявляли, так как это был всего лишь демонстрационный материал. Аранжировка делалась в компьютере с использованием платы SB Live и внешнего Proteus-2000. И всё. Результат работы был записан на минидиск. Каким же было наше удивление, когда мы услышали эту работу на компакт-диске, вышедшем большим тиражом! По-моему, комментировать здесь нечего.

К сожалению, многие люди не видят принципиальной разницы между помещением со звукозаписывающим оборудованием (пускай даже профессиональным) и таким понятием, как «студия звукозаписи». Поэтому предлагаю сначала определить границы нашего цикла статей. Этот материал рассчитан на людей, которые не только знают эту разницу, но и хотят построить или реконструировать свою студию, и при этом вложить деньги и средства с наибольшей эффективностью. Поэтому и речь пойдёт исключительно о тех наиболее типичных проблемах, которые приходится решать, начиная с выбора помещения под студию и заканчивая её дизайном. Вопросы организации работы студии и нюансы общения с музыкантами здесь обсуждаться не будут.

Потребность в данном цикле статей назрела уже давно. До недавнего времени практически не было доступной и понятной литературы или материалов на русском языке на эту тему. А большинство публикаций, которые мне приходилось встречать во время «путешествий» по Интернету, изобиловали довольно серьёзными неточностями. Встречались и такие публикации, авторы которых – у меня возникало такое ощущение – вроде бы как умышленно намеревались запутать читателя или запугать его обилием формул, цифр и таблиц. Я не ставлю перед собой задачу сделать всех читателей проектировщиками студий, да и вряд ли этого возможно добиться простой публикацией цикла статей, пускай даже очень обширного. Ведь основным обучающим фактором в этой специальности является практический опыт, который словами или статьями передать трудно. Кроме того, при принятии многих решений проектировщик студии руководствуется не только знаниями, но и интуицией, которая в значительной мере определяется именно его практическим опытом. Тем не менее, мы постараемся как можно более полно осветить круг «околостудийных» проблем и подсказать основные направления в их решении.

Очень часто при строительстве очередной новой студии делаются одни и те же ошибки, повторяются одни и те же заблуждения. На то есть объективные и субъективные причины. И дефицит специализированной русскоязычной литературы на эту тему – одна из таких объективных причин. Но есть причины и сугубо субъективные, на некоторых из которых я немного остановлюсь.

Одна из особенностей менталитета наших людей заключается в их всенародной любви к «шаре» и безоговорочной вере разного рода слухам. Причём в такие вещи зачастую верят больше, чем в законы физики. Вера в чудо во многих из нас просто неистребима. Например, все знают, что для того, чтобы выучить английский язык, главное условие – это систематическое обучение. Чем регулярнее и дольше Вы будете заниматься, тем быстрее и качественнее Вы обучитесь. Но только среди наших людей могла прижиться небылица о том, как одному прохожему на голову упал с балкона цветочный горшок, после чего тот заговорил… на чистейшем английском языке. Вот здорово! И не нужно заставлять себя учиться! Просто вазон упал на голову – и всё.

Pm studio

К чему этот пример?

Вот выдержка из одного письма: «Александр, Вы довольно убедительно рассказали о типах звукопоглотительных систем и методах противодействия стоячим волнам. Но один мой знакомый привёз из Германии импортный материал светло-серого цвета толщиной около четырёх сантиметров, которым он оклеил стены всех студийных комнат. Акустика в студии стала идеальной… Хорошо звучат барабаны, вокал, акустические инструменты…»

Увы, это одно из самых популярных заблуждений. Некоторые люди верят в «чудодейственные» свойства других материалов: одни оклеивают стены поролоном, другие – ковролином, третьи – упаковками-поддонами из-под куриных яиц и т.п. Неужели с помощью одного слоя даже самого немыслимого материала можно бороться с пробивной мощью бас-гитарной комбисистемы или ударной установки? Конечно же, нет. И все это вроде бы понимают. Но влияние слухов и вера в «чудо» очень часто всё-таки оказывается сильнее здравого смысла. Не напоминает ли Вам это пример с «изучением» английского языка с помощью цветочного горшка?

Возникают и другие вопросы. Например, насколько уютно и комфортно чувствуют себя музыканты в студии, в которой все стены облицованы поролоном, ковролином или «светло-серым импортным материалом толщиной четыре сантиметра»? Ведь студия строится в первую очередь для музыкантов, а её дизайн либо вдохновляет музыкантов на творчество, либо нет. Во-вторых, я не понимаю, как в одном и том же помещении небольших размеров могут «идеально» звучать и барабаны, и вокал, и комбисистемы, и акустические инструменты? Не думаю, что барабанщик, играющий рок-музыку, будет вдохновлён акустическими свойствами помещения, которое действительно хорошо подходит для записи вокала. Но об этом мы поговорим в следующих статьях.

Не являются исключением и такие случаи, когда люди начинают строительство студии, не представляя, что это такое. Как правило, этим страдают бюджетные организации. Парадокс в том, что под такие студии нередко выделяются довольно-таки значительные средства. В таких случаях всё внимание сосредотачивается исключительно на приобретении оборудования. Прозрение и разочарование приходят позже, уже во время работы.

Ещё одна популярная ошибка – это «слепое» копирование других студий. В таких случаях в качестве образцов используются фотографии студий с зарубежных журналов, при этом мало кто задумывается о внутренней «начинке» тех студий и о том, что же находится внутри тех красивых сфотографированных стен. Да и «геометрия» контрольной комнаты в 100м2 вряд ли может быть применимой к контрольной комнате площадью 15м2. Другими словами, в результате такого бездумного «копирования» получается в лучшем случае визуальная иллюстрация сфотографированной студии, не более того. Об их акустической идентичности говорить не приходится. Но возникает ещё один вопрос: а кто сказал, что студии с обложек журналов обязательно хорошие? Ведь выпуск журналов – это тоже бизнес. И если владелец какой-либо студии купит у редакции журнала право размещения на его обложке рекламы в виде фотографии студии, то это и произойдёт. Но это же не говорит о том, что эта студия – то, что Вам нужно. Тем не менее, кто-то начнёт «копировать» и эту студию.

Студия звукозаписи – сложная интерактивная система, и при её проектировании и строительстве нужно учитывать и увязывать много – порой взаимоисключающих – факторов. Строительство любой студии – это попытка добиться наиболее приемлемых компромиссов. Идеальных студий не бывает. Но есть хорошие, в которых все компоненты находятся «в балансе». Лучше всех чувствуют этот баланс те люди, которые имеют уже практический опыт строительства – проектировщики студий. Не нужно спешить отказываться от этого опыта. Ведь и музыканты во время записи платят деньги не только за аренду студии, но и за опыт звукоинженера. Кроме того, участие специалиста в проектировании и строительстве студии в большинстве случаев позволит Вам сэкономить средства, которые намного больше его гонорара. Да и риск сделать «не то» сводится к минимуму.

Выбор помещения

Рассмотрение этого вопроса хочу начать отрывком из одного письма. «Здравствуйте. Что Вы можете посоветовать? Представьте себе туннель диаметром около 2 м. Кругом бетон. Почти в начале туннеля стоит мой стол. На столе стоит HDD Recorder…, мониторы и ещё немного аппаратуры. 90% пола и 2/3 стен покрыты ковровым покрытием. Стены – дальняя и за моей спиной – задрапированы какой-то тканью, похожей на подкладочную, только плотнее. Старался драпировать, как можно хаотичнее складывая ткань, но помещение на низах всё равно заводится. Хотя это мешает только записи вокала и акустических инструментов…»

После прочтения этого письма мне вспомнился услышанный в детстве рассказ о том, как в гражданскую войну герой-красногвардеец в совершенно безвыходной ситуации вставил внутрь железной бочки маузер и выстрелил; белогвардейцы, приняв этот звук за звук выстрелившей пушки, в испуге разбежались.

Что объединяет предыдущие два абзаца? Дело в том, что форма закрытой с одного конца трубы представляет собой один из самых тяжёлых случаев в акустике. В такой форме рождаются резонансы и стоячие волны чудовищной силы. Упоминаемый в первом абзаце закрытый с одной стороны бетонный туннель и железная бочка, упоминаемая во втором абзаце, представляют собой по форме именно закрытую с одной стороны трубу. Единственное, что можно посоветовать автору письма, так это сменить помещение, потому что выравнивание резонансных характеристик подобных помещений является очень дорогостоящим, да и добиваться его придётся в т.ч. и изменением геометрии такого помещения. Кроме того, в туннеле диаметром всего два метра просто недостаточно объёма для подобных работ.

Вспоминаю ещё один случай. В 1996 году, когда Филип Ньюэлл проектировал и руководил строительством студии звукозаписи в Виннице, я устроил ему экскурсию по концертным залам города. Меня очень интересовало его мнение по поводу одного зала, который имел абсолютно круглую форму, а потолок его был сделан в виде купола. Дело в том, что я как музыкант сам несколько раз выступал на сцене этого зала и отчётливо замечал, как при перемещении вправо/влево всего на один метр инструмент начинал звучать совсем по-другому. Мне интересно было узнать мнение Филипа о том, что же можно предпринять для того, чтобы сделать в этом зале акустику более предсказуемой. Вместо ответа Филип рассказал, что он знает зал подобной формы (но в два раза больше по размерам) в Ливерпуле, который вот уже на протяжении 40 (!) лет пребывает в состоянии постоянной реконструкции с целью улучшения его акустических свойств. И – безуспешно. Единственный музыкальный инструмент, который, по мнению Ньюэлла, может «зазвучать» в подобном зале, так это орган. Кстати, а не напоминает ли Вам подобный зал ту самую трубу, закрытую с одной стороны, только гораздо больших размеров?

В середине 90-х мне довелось побывать в одной студии, которая размещалась в помещении одного из киноконцертных залов. В студии использовался магнитофон Tascam MSR-24, микшерный пульт Soundcraft Spirit и другое оборудование. Несмотря на то, что там не было особой акустической отделки и «плавающих» конструкций, студия, тем не менее, довольно успешно использовалась как коммерческая. Спустя несколько лет было закуплено новое оборудование: микшерная консоль Euphonix CS3000, цифровой многоканальный DASH-магнитофон Sony 3348A и другие приборы такого же класса. Вот тогда-то и проявилась проблема. Дело в том, что под зданием киноконцертного зала проходила линия метрополитена. До тех пор, пока использовалось аналоговое оборудование, создаваемый метрополитеном гул не являлся проблемой, так как аналоговый магнитофон просто не реагировал и не записывал такие низкие и инфранизкие частоты. Но с появлением чувствительной цифровой техники это стало проблемой, которую можно решить только путём вложения значительных средств в звукоизоляцию и одновременной приостановкой работы студии. Кстати, студия располагалась на третьем этаже, а линия метрополитена проходила на глубине около 70 метров.

Надеюсь, рассказанные истории демонстрируют не только важность правильного выбора помещения под студию, но и то, сколько дополнительных средств (а значит – и денег) может быть израсходовано для устранения недостатков неподходящего или непредусмотрительно выбранного помещения. Как правило, мелочей здесь не бывает.

Строительство любой студии начинается с выбора помещения под неё. Конечно, наиболее приемлемым был бы вариант строительства студии «с фундамента» в виде отдельно стоящего здания, так как уже на этом этапе можно было бы предусмотреть ряд интересных акустических решений. Кроме того, такой подход позволил бы в последующем сэкономить на материалах, используемых для акустической отделки. Но такой случай – редкость. По крайней мере, в моей практике таких случаев не было.

Где лучше размещать студию: в центре большого шумного города, на его окраине или вообще в сельской местности? Конечно, с точки зрения соответствия техническим требованиям, предъявляемым к студийным помещениям, наиболее предпочтительным является последний вариант. Во-первых, в сельской местности значительно тише, чем в городе. Можно не опасаться, что Вас будут беспокоить соседи, или что их будете беспокоить Вы, а значит можно сэкономить на звукоизоляции. Во-вторых, аренда площади в сельской местности или на окраине города значительно меньше, чем в центре больших городов. В-третьих, в сельской местности значительно спокойнее электромагнитный фон. Кроме этих могут быть и другие преимущества, хоть на первый взгляд и менее значительные: отсутствие проблем с парковкой автомобилей, живописная природа, удобство работы для приезжих музыкантов и коллективов (более дешёвое проживание, питание и пр.), и т.д. Подобные студии являются довольно-таки рентабельными на Западе. Тем не менее, все эти «плюсы» могут быть перечёркнуты одним – но значительным – «минусом». Ехать куда-то в неизвестность наши музыканты не любят, а значит – студия может остаться без клиентов. С другой стороны, если студия имеет имя и авторитет, если в ней любят работать популярные исполнители, если студия «выдаёт на гора» записи высочайшего качества, если менеджер студии «на своём месте», то в этом случае особо бояться нечего. Так что вопрос выбора местоположения студии – за Вами.

Действительность же такова, что в нашей стране размещение студий вне городской черты – нетипичное явление. Да и найти участок земли в центре большого города под строительство студии в виде отдельного здания – проблема. Гораздо больше студий размещаются в приспособленных под это помещениях, поэтому именно этот случай нами и будет рассматриваться далее.

Итак, какое же помещение нам нужно выбирать, и какие требования к нему? Коль размещение студии планируется в городе, одним из основных требований к помещению является звукоизоляция от внешних шумов. На принятие решения о степени звукоизоляции влияют такие факторы, как: максимальный уровень звукового давления, возможный при работе в студии; «шумность» соседей; интенсивность уличного движения поблизости помещения студии и т.п. Как правило, акустическая изоляция студийного помещения до уровня 90 dB позволяет на практике застраховаться от любых проблем, связанных с возможностью проникновения звука в одну и другую сторону. Такой уровень звукоизоляции достаточен, чтобы звук ударной установки или бас-гитарной комбисистемы не беспокоил Ваших соседей. С другой стороны, если Ваша студия находится в тихом квартале и специализируется, например, на записи рекламных роликов, и если у студии «тихие» соседи, то может быть достаточной и звукоизоляция на уровне 60 dB. Но при этом у Вас должна быть уверенность, что соседи в одно прекрасное время не съедут, а их помещение не займёт швейная мастерская или мини-типография. Или что городские власти не проложат под Вашими окнами трамвайную линию.

Существует определённый ряд случаев, которых со всей очевидностью следует избегать. Не следует размещать студию в здании, которое находится возле железной дороги или над линией метро. Желательно избегать тех городских кварталов, над которыми взлетают или идут на посадку самолёты с местного аэродрома. Нежелательным является также соседство с шумными автомагистралями. Во всех этих случаях может создаваться низкочастотный гул довольно высоких уровней, от которого даже не всегда спасает хорошая звукоизоляция. Лучше также размещать студии подальше от станций скорой помощи, милицейских участков, радиостанций, высоковольтных линий и пожарных, так как они создают помехи другого рода – радиочастотные наводки. Особенно чувствительны к ним электрогитары.

Учитывая вышеперечисленные факторы, мы уже можем вычёркивать на карте города кварталы, где расположение студии нежелательно.

После этого начинается подбор здания. В нашей стране здания преимущественно бывают кирпичными или железобетонными. Очень редко – деревянными. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Но с точки зрения звукоизоляции и звукопоглощения преимущество имеют кирпичные здания.

Многие путают такие понятия, как «звукоизоляция» и «звукопоглощение». Если в комнате есть источник звука, то звуковые волны, исходящие от него, при соприкосновении с поверхностями комнаты (например, стенами) распространяются следующим образом: часть звуковой энергии проходит сквозь стены, часть поглощается внутри стен, а часть отражается обратно. Соотношение между проникновением, поглощением и отражением зависит большей частью от толщины стен и материала, из которого они изготовлены. Если мы представим, что у нас есть стены, которые отражают 100% звуковой энергии обратно вовнутрь помещения, то можно говорить, что наши стены имеют отменную звукоизоляцию. Но есть ли нам прок от такой звукоизоляции? Ведь наша комната в таком случае больше будет напоминать реверберационную камеру, чем студию. Теперь рассмотрим другую крайность. Если мы представим, что во всех наших стенах есть большие открытые окна – от пола до потолка, а ширина этих окон будет почти такой же, как и ширина стен, то в этом случае мы будем иметь стены с отличным звукопоглощением, так как звуковые волны практически не будут возвращаться в помещение. Но о звукоизоляции в этом случае говорить не приходится, ведь за окнами будет прекрасно слышно всё, что происходит в комнате. На этом примере хорошо видно, что звукоизоляция и звукопоглощение – это не всегда одно и то же. А иногда они даже исключают друг друга.

Но вернёмся к нашему помещению. Почему всё-таки нужно отдавать предпочтение зданиям из кирпича, а не из железобетона? Во-первых, железобетон является отличным проводником звука. И если Ваша студия находится в многоэтажном железобетонном здании, то Вам придётся опасаться шумных соседей даже в том случае, когда они находятся за несколько этажей от Вас. Звук распространяется по железобетонным конструкциям здания с удивительной лёгкостью, и удар молотком по стене в одном углу здания может быть прекрасно слышен в противоположном углу. Что уж тут говорить, например, о бас-гитарной комбисистеме. Во-вторых, железобетонные конструкции обладают чудовищными непредсказуемыми резонансами. Всё это не говорит о том, что в железобетонных зданиях студии делать нельзя. Можно. Но Вы должны отдавать себе отчёт в том, что в этом случае Вам придётся больше потратиться на материалы, чтобы изолировать помещения студии от проблемной конструкции здания; кроме того, звукоизоляционные конструкции «съедят» некоторое количество Вашей полезной площади.

В чём преимущество кирпичных зданий? Во-первых, кирпичные стены меньше чем железобетонные отражают звуковую энергию обратно вовнутрь помещения. Отчасти это связано с неоднородностью этих стен (кирпич/бетон/кирпич), отчасти с тем, что кирпич обладает пористостью, не говоря уже о секционном кирпиче, отчасти – с неровностями кладки. В этом случае неровности кладки (хоть и на высоких частотах) способствуют диффузии (рассеиванию) энергии звуковых волн. Во-вторых, звук лучше поглощается именно внутри кирпичных стен, что связано как с их неоднородностью, так и пористостью кирпича. Обычная стена, выложенная «в пол-кирпича», может обеспечивать уровень звукоизоляции до 40 dB. А если используется секционный кирпич, в котором секции засыпаны песком, то такая стена (кроме отменных антирезонансных свойств) является ещё и хорошим поглотителем энергии низкочастотных звуковых волн. В то же время из-за монолитной однородности железобетонных стен звук успевает вдоволь «нагуляться» по всей конструкции здания, пока его энергия не угаснет.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что размещать студии можно и в кирпичных, и в железобетонных зданиях, но предпочтение всё-таки нужно отдавать кирпичным.
Следующий вопрос – это выбор этажа. Студии могут размещаться в подвальных и цокольных этажах, на первых этажах зданий, а также на более высоких этажах.

Размещение студии на более высоких этажах имеет ряд негативных моментов. Во-первых, у Вас увеличивается количество соседей (появляются соседи сверху и снизу) с вытекающими из этого проблемами, связанными с взаимопроникновением шумов. Во-вторых, в таких случаях Вы должны быть готовы к дополнительным расходам на подводку электрического питания и на обустройство заземления. Чем выше этаж, тем труднее добиться приемлемого заземления. В-третьих, «этажность» вносит серьёзные ограничения в работу проектировщика. Согласитесь, что в помещении, например, на пятом этаже вряд ли возможно использование кирпичной кладки или применение в отделке камня. В-четвёртых, не исключено, что в высотном здании одним из Ваших «соседей» будет лифт (а то и два лифта ☺), что опять-таки потребует дополнительных расходов на звукоизоляцию.

Практически всех этих недостатков лишены подвальные и полуподвальные этажи. Но если Вы остановили свой выбор на полуподвальном или подвальном помещении, не поленитесь узнать, на какой глубине проходит уровень грунтовых вод. В противном случае, с приходом весны Вашей студии может грозить «потоп».☺ Постарайтесь также узнать, не планируется ли строительство высотных зданий по соседству с Вашим. Дело в том, что появление такого здания может привести к подъёму горизонта грунтовых вод, и «потоп» студии может из весеннего превратиться в постоянный. Но всё-таки – с точки зрения музыканта – я не отдавал бы однозначно предпочтения подвальным или полуподвальным студиям по иной причине. В студиях, находящихся в подвалах и полуподвалах, практически всегда отсутствуют окна. И хоть окна не являются «плюсом» в смысле акустических требований к помещению, тем не менее, студии с окнами выглядят уютнее, и музыканты чувствуют себя в них намного комфортнее. Мне когда-то приходилось строить студию на седьмом этаже железобетонного здания, и владелец студии настаивал на том, чтобы сохранить в помещениях студии четыре окна размерами 230 х 180 см. Самое интересное, что если бы он этого не говорил, то на этом бы настаивал я сам. Ведь с высоты седьмого этажа открывался чудесный вид на город, и уже одно это создавало совершенно другое настроение. Те, кто много проработал в подвальных студиях, меня поймут. Ведь в таких студиях одной из главных деталей интерьера являются настенные электронные часы, по которым персонал и определяет, что на улице – день или ночь.

DSC6622

Поэтому, с моей точки зрения, лучший вариант – это первый этаж.

Теперь перейдём к вопросу о высоте потолков. Тут вроде бы как всё просто: чем выше потолок, тем лучше, ведь высота потолков во многом определяет «дыхание акустики» помещения. С моей точки зрения, минимальная высота потолка должна быть три метра. В помещениях с такой высотой потолков могут располагаться студии, принадлежащие радиостанциям или специализирующиеся на производстве рекламных роликов. В таких студиях обычно записывается вокал и дикторский текст, в качестве мониторов используются только мониторы ближнего поля, а требования к создаваемой продукции являются довольно умеренными. В некоторых случаях с такими задачами справляются даже студии с высотой потолка 2 м 50 см.

В противоположность таким студиям существуют супер-студии, которые мы часто с удовольствием рассматриваем на обложках иностранных журналов. Помещения таких студий часто имеют переменную акустику, их площадь позволяет работать даже с симфоническими оркестрами, а высота потолков в таких студиях может быть 8-10 метров и более.

Но если не впадать в крайности, то выскажу мнение, что если в студии планируется запись «живых» коллективов, рок-групп, ансамблей, если в студии планируется установка мониторов дальнего контроля, соответствующие работы по звукоизоляции и акустическому дизайну, то помещения с высотой потолков 4,5 – 5 м являются вполне приемлемыми для этих целей.

Есть ещё ряд вопросов, которые на первый взгляд могут показаться второстепенными, но которые всё-таки нужно учитывать при выборе помещения. Иначе – с началом работы студии – эти вопросы будут Вас беспокоить всё больше. Здесь не бывает мелочей. О чём идёт речь? Очень хорошо, если Вы предусмотрите возле студии помещение, в котором музыканты могут отдохнуть, выпить чаю или разыграться. Если этого не сделать, то Вашей контрольной комнате грозит постоянная «толкучка». Очень желательно, чтобы возле здания, в котором размещается студия, была возможность для парковки автомобилей. Очень хорошо, если в десяти минутах ходу от студии будет станция метро, а поблизости – кафе, продовольственный магазин (желательно – круглосуточный), туалет, наконец. Для приезжих музыкантов желательно соседство с гостиницей, желательно недорогой.

Может быть, что рекомендации, изложенные в последнем абзаце, кому-то покажутся очевидными или смешными, но за ними исключительно личный опыт. Мне известна одна студия, которая находится на окраине города и специализируется на работе с рок-группами. Второй этаж здания студии – это мини-гостиница на три двухместных номера, все удобства, холл с телевизором и видеомагнитофоном. В пятидесяти метрах от студии – прекрасный пруд (с сопутствующей рыбалкой ☺). Живописная природа. Через дорогу – уютное и очень недорогое кафе с прекрасной кухней. Музыканты иногородних рок-групп заранее договариваются о записи альбомов, приезжают на месяц-полтора и работают без ограничения времени. И отдыхают одновременно. Их удовлетворяет не только качество проделанной работы, но и её условия, которые стали одним из «коньков» этой студии.

Вот, пожалуй, и всё то главное, что бы я хотел сказать о выборе подходящего помещения для студии. Но перед тем как приступать к освещению вопросов перепланировки помещения и его звукоизоляции, остановлюсь ещё на некоторых моментах.

О необходимости хорошего заземления говорить не приходится, и детально мы это обсудим позже. Но начинать его делать нужно с самого начала, пока не начались работы по звукоизоляции. Для этого сквозь наружную стену здания придётся пробивать дыру, через которую собственно и будет заводиться шина от штырей заземления. Очень неплохо будет, если стена здания окажется северной, и место забивки штырей заземления будет всегда находиться в тени здания.

На начальном этапе строительства нужно также позаботиться и о подводе электричества, так как эта работа тоже связана с проделыванием отверстий в стенах. Старую электропроводку лучше обесточить и заглушить. Протягивать новые электрические кабели необходимо непосредственно от входного электрического щитка в здании так, чтобы Ваша электрическая сеть не имела общих участков с другими потребителями. В будущем Вы ещё не раз поблагодарите себя за то, что не поленились это сделать, и в значительной степени обезопасите свою студию от «электрических фокусов». Для питания студии Вам пригодятся все три фазы. Кроме того, трёхфазный ток пригодится и во время строительства, так как электродвигатели мощных столярных станков – обязательного атрибута строительства студии – часто питаются именно трёхфазным током. Провода лучше выбирать как можно более толстые в сечении. Их лучше протягивать вместе, можно легко скручивать «винтом». В целях противопожарной безопасности, провода лучше протягивать в металлорукаве.

Ещё одна работа, связанная с проделыванием дыр в наружных стенах, это предварительная подготовка для монтажа систем кондиционирования и вентиляции. Этот вопрос должен быть поднят проектировщиком Вашей студии сразу после того, как определён план перепланировки помещения. Специалистов по кондиционированию и вентиляции нужно вызывать для предварительных консультаций на место строительства на самом начальном этапе строительства. Но более подробно на эту тему мы поговорим позже.

И последняя проблема, которую нужно решить ещё до перепланировки и звукоизоляции помещений, это отопление. Как правило, в зданиях используется центральное водяное отопление, что в нашем случае чревато некоторыми проблемами. Но сначала сделаю небольшое отступление. Смысл работы материалов, которые мы будем применять для звукоизоляции и создания акустической оболочки, заключается в преимущественном преобразовании энергии звуковых волн в тепловую энергию. Кроме этого, источниками тепла в студии являются силовые трансформаторы приборов и электронные лампы (в комбисистемах и приборах). Кроме этого, у Вас могут быть соседи, у которых система отопления будет работать, а значит – стены не будут холодными. Отсюда вывод, что в работающей студии холодно быть не может даже зимой. В одной студии, в строительстве которой я принимал участие, были отрезаны все батареи отопления, но, тем не менее, зимой в этой студии холодно не было. Однако владельцы студий, как правило, в это не верят и в качестве аргумента рассказывают о пресловутой «русской зиме». Спорить в таких случаях сложно. Поэтому выбор – оставлять или нет батареи отопления – за Вами.

В любом случае, Вам необходимо узнать как можно больше о системе отопления здания. Как правило, кирпичные здания с четырёх/пятиметровой высотой потолков – это в основном здания старой постройки. Система отопления в таких зданиях изготовлена обычно из железных труб, «возраст» которых может составлять 20-30 лет и более. Такие трубы подвержены коррозии, поэтому с каждым годом возрастает риск возникновения протечек в них или их прорыва. Особенно велик риск прорыва магистральных трубопроводов, которые, как правило, находятся внутри стен под слоем штукатурки. Прорыв такого трубопровода внутри помещения студии или в помещениях, находящихся над ней, может иметь для студии катастрофические последствия. Не следует забывать, что у нас внутри помещения будут звукоизоляционная и акустическая оболочки, которые установлены на «плавающем» полу, а значит, о возможном прорыве трубы станет известно только тогда, когда начнут наклоняться стены, а «плавающий» пол станет плавающим в буквальном смысле этого слова.

Возможные убытки могут составлять несколько десятков тысяч долларов!

Что делать в таких случаях? Тут может быть только два решения. С одной стороны, найдутся люди, которые захотят оставить всё как есть, уповая на то, что «авось пронесёт». Но если Вы в будущем не хотите чувствовать себя как на пороховой бочке и спать спокойно, то придётся проделать довольно неприятную и трудоёмкую работу. Сначала нужно выяснить, не проходит ли по внутренним стенам помещения студии магистральный трубопровод парового отопления. Если Ваши опасения подтвердятся, то тут есть два варианта. В том случае, если Вы решили оставить в студии батареи отопления, желательно заменить трубы в магистральном трубопроводе, начиная с Вашего этажа и, по крайней мере, на три этажа вверх. Если трубы окажутся пластмассовыми – это даже лучше. Заодно поменяйте все трубы, которые проходят внутри помещений Вашей студии к батареям отопления, да и сами батареи – тоже. Если же Вы решили отказаться от использования централизованной системы отопления, магистральный трубопровод всё равно придётся заменить или обвести его вокруг помещения студии. Батареи отопления можно поснимать, а трубы, ведущие к ним, обрезать с двух сторон и заглушить. Кстати, если на более высоких этажах размещаются квартиры – с умывальниками, туалетами, ванными комнатами и душевыми – то желательно по всей площади потолка сделать профнастил с некоторым уклоном к наружной стене. Все эти работы защитят Вас от возможной «водяной атаки» и потребуют затрат; но если этого не сделать, в одно прекрасное утро Вы можете обнаружить что Вашей студии… не стало ☺.

И ещё одна рекомендация, если Вы всё же оставили систему отопления действующей. Представьте, что Ваша студия уже построена, и во время записи кому-то из соседей пришла в голову мысль постучать по трубам или батареям отопления молоточком ☺. Поэтому не забудьте сделать клинья-распорки между трубами и стенами. Это могут быть клинья из резины, дерева, пенорезины (но не пенопласта!), которые забиваются в промежутках между трубами отопления и стенами с шагом 20-30 см. Оставшиеся промежутки нужно заполнить пенополиуретаном. Такие меры очень эффективны, а затраты – минимальны.

На этом этапе нужно также знать – хотя бы в общих чертах, – по каким маршрутам Вы собираетесь протягивать телефонную линию, линию под Internet, линию для переговорного устройства, линию для домофона и электромеханического замка входных дверей. Надо также знать, по каким маршрутам будут протягиваться провода системы сигнализации, где будут укладываться кабели и мультикоры, связывающие контрольную комнату с остальными помещениями студии, необходима ли Вам связь между MIDI-устройствами, находящимися в разных помещениях. В Вашей студии, скорее всего, будет компьютер, причём не один, поэтому следует предусмотреть и проводку кабеля для объединения компьютеров в сеть. Для всех этих целей Вы должны заблаговременно предусмотреть отверстия в стенах. Их можно сделать и позже, но это уже будет значительно труднее.

Не забудьте внимательно осмотреть полы во всех помещениях студии. Особенно вдоль стен. Любые дыры или щели заделывайте хорошим цементным раствором. Это в значительной степени обезопасит Вас от того, чтобы в стенах студии не завелись маленькие хвостатые «микки-маусы» – большие любители кабелей и коммутации! ☺

Как видите, круг вопросов, связанных с выбором и подготовкой помещения к началу работ, довольно широк. Причём это ещё не все вопросы, и касаются они только выбора помещения! А ведь есть ещё и масса других вопросов, которые нужно увязывать друг с другом. Это вопросы звукоизоляции, заземления, электрического питания, коммутации, вентиляции, кондиционирования, освещения, акустического дизайна, мониторного контроля, эргономики, дизайна интерьера и т.д. Большинство из них являются намного более сложными, чем вопрос выбора и подготовки помещения, и их мы будем рассматривать позже. Но даже выбор помещения, как Вы уже убедились, не такое простое дело, как может показаться вначале. Поэтому я бы очень советовал для проектирования и постройки своей студии обращаться к специалистам. В итоге это Вам же обойдётся дешевле. Некоторые люди строят себе студии сами. Вопрос даже не заключается в том, делают ли они при строительстве ошибки. Вопрос лишь в том, сколько этих ошибок, и к каким последствиям в будущем они могут привести ☺.

В лице проектировщика студии Вы приобретаете советчика, с которым Вы можете открыто обсуждать любые «околостудийные» проблемы, вплоть до выбора оборудования. Его мнение будет намного более объективным, чем мнение продавца из магазина, пытающегося во что бы то ни стало всунуть Вам оборудование тех фирм, представителем интересов которых он является. Проектировщик студии по объективным причинам заинтересован в наилучшем конечном результате не меньше Вас. Так воспользуйтесь этим! Любым опытом – даже самым маленьким – пренебрегать нельзя. Как уже говорилось, уплачивая деньги за аренду студии, музыканты не столько платят за аренду оборудования, сколько за опыт звукоинженеров и персонала этой студии. Аналогичная ситуация и при проектировании и строительстве студий. Самостоятельное строительство студии чем-то напоминает работу «наколенников», о чём говорилось в начале нашего разговора. Со всеми вытекающими…

Всё, о чём было написано в этой статье, подкреплено моим личным опытом и навеяно общением с другими проектировщиками, в том числе и с Филипом Ньюэллом. Кто-то может частично или полностью со мной не соглашаться, у кого-то могут возникнуть вопросы. Поэтому обращайтесь по адресу vita46@yandex.ru или по телефону +380 67 430-24-80
В следующих статьях мы затронем вопросы перепланировки студийных помещений, концепции контрольных комнат, звукоизоляции и акустической отделки. Но сначала надо будет немножко «покопаться» в теории, что и будет сделано в следующей статье.

Удачи всем!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти все комментарии человека в группе
  • Как составить формулы веществ образующихся в результате химических реакций
  • Как найти инн организации работодателя
  • Как найти свое резюме на хэдхантер
  • Как исправить зрение тем кому за 40