Как найти посадку судна

Теоретический чертеж представляет собой графическое изображение теоретической поверхности корпуса судна, в качестве которой принимается внутренняя поверхность наружной обшивки (без учета наружной обшивки).

СодержаниеСвернуть

  • Главные размерения и коэффициенты полноты формы корпуса судна
  • Посадка судна и определение его посадки по маркам углубления

Он образуется путем проектирования различных сечений корпуса судна на три главные взаимно перпендикулярные плоскости: фронтальную, горизонтальную и профильную.

Судно

Рис. 1 Теоретическая поверхность корпуса судна

За фронтальную плоскость проекции принимают продольно – вертикальную плоскость, проходящую вдоль всего судна по середине его ширины и разделяющую судно на две симметричные части – правую (правый борт) и левую (левый борт). Эту плоскость называют диаметральной плоскостью (Centre lateral plane) (ДП).

За горизонтальную плоскость проекции принимают плоскость, проходящую через самую нижнюю точку корпуса судна перпендикулярно диаметральной плоскости. Эту плоскость называют основной плоскостью (Moulded base) (ОП ).

За профильную плоскость проекции принимают вертикально-поперечную плос­кость, которую проводят посередине проектной (расчетной) длины судна. Эту плоскость, делящую судно на две части-носовую и кормовую, называют плоскостью мидель – шпангоута (Midship plane) и обозначают знаком:

Шпангоут

Знак мидель-шпангоута

Для более полного изображения формы обводов на теоретическом чертеже поверхность корпуса судна рассекают системой вспомогательных плоскостей, параллельных указанным выше трем главным плоскостям проекции.

При пересечении поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, получают кривые линии – теоретические шпангоуты. Изображение проекции всех шпангоутов на плоскости мидель-шпангоута называют корпусом.

Примеры теоретического чертежа приведены ниже на рис. 2, 3.

Шпангоуты

Рис. 2
Чертеж судна
Рис. 3

При пересечении поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, образуются кривые линии – батоксы. Изображение проекции всех батоксов на ДП называют боком .

При пересечении поверхности корпуса судна, плоскостями параллельными основной плоскости, получают кривые линии – теоретические ватер – линии.

Изображение проекции всех ватерлиний на основную плоскость, образует третью проекцию теоретического чертежа, которая называется – полуширотой.

Пересечение основной плоскости с диаметральной образует основную линию (Basic line) (ОЛ), а пересечение ДП с теоретической поверхностью корпуса судна в днищевой части – килевую линию (Keel line).

Ватерлиния, которая совпадает с поверхностью спокойной воды, при плавании судна с полной нагрузкой по проектную осадку, называется конструктивной ( КВЛ ) или грузовой (ГВЛ). Любая другая ватерлиния, соответствующая конкретному случаю нагрузки, называется расчетная ватерлиния (Water Line – WL).

Для точного построения теоретического чертежа производится мысленное сечение корпуса рядом дополнительных плоскостей, параллельных основным.

Все линии теоретического чертежа должны иметь плавный характер, кроме мест, где поверхность корпуса имеет переломы.

По внешнему виду теоретического чертежа можно судить о назначении судна, его мореходных качествах. Острые образования ватерлинии – признак того, что судно предназначено для больших скоростей. “Полные” образования говорят о том, что судно тихоходное. Наклонные носовые батоксы и развалистые шпангоуты характеризуют хорошую восходимость на волну, нос не зарывается в воду.

На теоретическом чертеже иногда проекцию “корпус” располагают в средней части проекции “бок”, когда судно имеет значительную цилиндрическую вставку.

Проектные теоретические чертежи крупных судов выполняют в масштабе 1: 100, малых судов – 1: 50 или 1: 25.

При постройке судна теоретический чертеж выполняют на плазе в масштабе 1:1 или 1:10.

Главные размерения и коэффициенты полноты формы корпуса судна

Различают конструктивные, расчетные, наибольшие и габаритные размерения корпуса судна. К конструктивным размерениям, под которыми понимают главные размерения, относятся:

  • длина судна (Length) ( L ) – расстояние по КВЛ между крайними точками пересечения её с ДП.
  • ширина судна (Breadth) ( В ) – наибольшая ширина КВЛ.
  • высота борта (Depth) ( Н или D) – расстояние, измеряемое в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до линии палубы у борта.
  • осадка судна (Draft) ( Т ) – расстояние между плоскостями КВЛ и основной, измеряемое в сечении, где пересекаются плоскости мидель- шпангоута и диаметральная.
  • высота над водного борта (FreeBoard) ( F ) – расстояние, измеряемое в плоскости мидель – шпангоута от плоскости КВЛ до главной палубы.

Размерения, соответствующие погружению судна по расчетную ватерлинию, называются расчетными. Наибольшие размерения соответствуют максимальным размерам корпуса без выступающих частей (штевней, наружной обшивки и т. д.). А габаритные размерения соответствуют максимальным размерам корпуса с учетом выступающих частей.

Форма корпуса определяется соотношениями главных размерений и коэффициентами полнотыКоэффициенты полноты, форма корпуса и мореходные качества буксиров. Наиболее важными характеристиками являются отношения:

  • L/B – в значительной степени определяющее ходкость судна: чем больше скорость судна, тем больше это отношение;
  • В/Т – характеризующее остойчивость и ходкость судна;
  • Н/Т – определяющее остойчивость и непотопляемость судна;
  • L/Н – от которого в известной степени зависит прочность корпуса судна.

Корпус судна

Рис. 4
  • НП (FP) – носовой перпендикуляр (Forward perpendicular);
  • КП (AP) – кормовой перпендикуляр (Aft perpendicular);
  • LМАХ (LOA) – максимальная длина судна (Length overall);
  • LPP (LBP) – длина судна между перпендикулярами (Length between perpendicular);
  • B – ширина судна (Breadth);
  • Вгаб – габаритная ширина судна (Breadth overall);
  • Н – высота борта судна (Depth);
  • F – высота надводного борта судна (Free board);
  • T – осадка судна (Draft).

Для характеристики формы обводов корпуса различных судов служат так называемые коэффициенты полноты (Form coefficients). Они не дают полного представления о форме корпуса, но позволяют численно оценить главные её особенности.

Основными безразмерными коэффициентами полноты формы подводного объема корпуса судна являются: – коэффициент полноты водоизмещения (коэффициент общей полноты – δ – Block coefficient – CB) – это отношение погруженного в воду объема корпуса, называемого объемным водоизмещением V, к объему параллелепипеда со сторонами L, В, Т:

Рус. δ=VL·B·T

Англ. CB=∆LPPBT

Водоизмещение

Рис. 5
  • коэффициент полноты площади ватерлинии α (Waterplane area coefficient – CW) – отношение площади ватерлинии S (AW) к площади прямоугольника со сторонами L, В:

α=SL·B

CW=AWAWLB

Ватерлиния

Рис. 6
  • коэффициент полноты площади мидель–шпангоута β (Midship area coefficient – Cm) – отношение площади мидель-шпангоута ω ⦻ (Am) к площади прямоугольника со сторонами В, Т:

β=ω⊗B·T

Cm=AmB T

Мидель–шпангоута

Рис. 7
  • коэффициент продольной полноты φ (Prismatic coefficient – Cp) – отношение объемного водоизмещения V к объему призмы, основанием которой служит площадь мидель-шпангоута ω ⦻, а длиной – длина судна L:

ϕ=Vω⊗·L=δβ

Cp=∇Am Lpp=CвCm

Судно

Рис. 8
  • коэффициент вертикальной полноты x – отношение объемного водоизмещения V к объему призмы, основанием которой служит площадь ватерлинии S, а высотой – осадка судна Т:

χ=VS·T=δα

Полнота судна

Рис. 9

Приведенные выше коэффициенты полноты обычно определяются для судна, сидящего по грузовую ватерлинию. Однако они могут быть отнесены также и к другим осадкам, причем входящие в них линейные размеры, площади и объемы берут в этом случае для действующей ватерлинии судна.

Посадка судна и определение его посадки по маркам углубления

Посадкой называется положение судна относительно спокойной поверхности воды и определяется параметрами:

  • Если ДП наклонена на некоторый угол по отношению к вертикальной плоскости, то таким параметром будет угол 0, который называют углом крена (heeling angle);
  • Если плоскость мидель-шпангоута наклонена на некоторый угол по отношению к вертикальной плоскости, то таким параметром будет угол Ψ, называемый углом дифферента (trim angle).

Судно

Рис. 10

Посадка судна, при которой плоскость мидель-шпагоута и ДП вертикальны (θ = 0, ψ = 0), называется прямой. Судно, имеющее такую посадку, принято называть сидящим прямо и на ровный киль.

Если θ > 0, ψ = 0, то говорят, что судно сидит на ровный киль, но с креном; если ψ > 0, θ = 0, то говорят, что судно сидит прямо, но с дифферентом. Если судно имеет и крен, и дифферент, то его посадку называют произвольной.

У судов, имеющих посадку с дифферентом, действующая ватерлиния будет находиться на разных расстояниях от основной плоскости у носового и кормового перпендикуляров. Эти расстояния называют соответственно осадкой носом Тн и осадкой кормой Тк.

Дифферент судна принято определять не углом дифферента ψ, а разностью осадок носом и кормой, т. е. d = Тн – Тк.

Если Тн > Тк – судно имеет дифферент на нос, если Тн < Тк – дифферент на корму. При Тн = Тк судно сидит на ровный киль.

Полусумма осадок носом и кормой называется средней осадкой или осадкой при мидель-шпангоуте:

Tcp = TH+TK2

Контроль за посадкой судна осуществляется по маркам осадок (маркам углубления), которые наносятся на форштевне, в районе мидель-шпангоута и на ахтерштевне.

Марки осадок соответствуют действительной осадке судна. Марки осадок наносятся по соответствующим перпендикулярам, с левого борта обозначаются римскими цифрами и обозначают осадку в футах, на правом борту -арабскими цифрами – осадку в дециметрах. По мере перехода всех стран на метрическую систему мер марки углубленияГрузовая марка и марки углубления во всех странах будут обозначаться арабскими цифрами.

В настоящее время на судах получают широкое применение осадкомеры – специальные приборы, показывающие осадку автоматически на ходовом мостике.

Судно

Рис. 11
Осадка судна
Рис. 12. Пример марок для снятия осадки носом в районе форштевня

Предлагается к прочтению:
Предмет «Теория судна» и его роль в подготовке судоводителей
Конструкция судового набора

Сноски

  1. Расчёт посадки судна.

Посадкой
судна

называется его положение в воде,
определяемое средней осадкой, осадками
носом и кормой, осадками по правому и
левому бортам или углами крена и
дифферента. На практике чаще всего
говорят об угле крена, а когда речь идёт
о дифференте — об осадках носом и кормой,
так как угол дифферента обычно невелик
– в пределах нескольких градусов.

При
расчёте посадки судна помимо закона
Архимеда, определяющего среднюю осадку,
применимы следующие основные положения,
определяющие крен и дифферент:

  1. Та или иная посадка
    обеспечивается равенством кренящего
    и дифферентующего моментов соответствующим
    восстанавливающим моментам.

  2. Колебания
    судна в продольном (дифферент) и
    поперечном (крен) направлениях (при
    «малых» углах крена) происходят
    относительно центра тяжести действующей
    ватерлинии.

Исходя из этих
двух положений, выведены формулы,
служащие для определения осадок судна
правым и левым бортами, а также носом и
кормой при данной загрузке.

Порядок
действий при определении осадок носом
и кормой для судна иностранной постройки–
следующий (см. рис. 9):

Рис.
9 Определение осадок судна носом и кормой
с применением документации судна
иностранной постройки.

  • Определяется
    весовое водоизмещение судна, как сумма
    масс самого судна, находящегося на нём
    груза, запасов, балласта и т.д.

  • По
    грузовой шкале определяется средняя
    осадка судна
    в
    воде соответствующей плотности.

  • Как
    видно из рис. 9, дифферентующий момент
    создаётся парой сил воздействующих на
    судно: равнодействующей сил тяжести и
    равнодействующей сил плавучести. Обе
    эти силы равны по величине весовому
    водоизмещению судна. Плечо дифферентующего
    момента равно

(22),

где
LCB
– отстояние центра величины от кормового

перпендикуляра
(longitudinal
centre of buoyancy
).

Находится
из кривых теоретического чертежа по

средней
осадке.

LCG
– отстояние центра тяжести судна с
грузом, запасами,

балластом
и т.д. от кормового перпендикуляра

(longitudinal
centre of gravity
).

Находится
по формуле:

(23).

Здесь
— массы всех грузов, находящихся на
судне.


массы всех видов запасов (в основном –
топливо и

пресная
вода), находящихся на судне.


массы балласта, находящегося в различных
танках.

Численно
равныобъёму балласта в каждом танке,

умноженному
на плотность балласта.

Объём
балласта находится по калибровочным
таблицам танков из судовой документации
по замерам уровня балласта в танках.
Если танк полный,то берётся объём танка
также из судовой документации.


абсциссы центров тяжести судна порожнём,

различных
грузов, запасов и балластных цистерн
соответственно. На судах иностранной
постройки они обозначаются LCG,
отмеряются от кормового перпендикуляра
и всегда положительны. На судах российской
постройки они отмеряются от миделя к
носу или корме и могут быть как
положительными, так и отрицательными.

  • Величина
    дифферентующего момента находится,
    как:

(24),

  • Дифферент, как
    разница осадок носом кормой в метрах
    или сантиметрах находится по формуле:

(25),

где
М – момент, дифферентующий судно на
один метр или один

сантиметр
соответственно. Находится из кривых

теоретического
чертежа судна по средней осадке.

  • Так
    как эта разница осадок появляется на
    длине, равной расчётной длине судна
    LBP
    (length
    between
    perpendiculars
    – длина между перпендикулярами), угол
    дифферента можно найти по формуле:

(26),

Так
как угол дифферента является малым,
тангенс можно заменить

самим
углом, взятым в радианах.

  • Из треугольника
    АВЕ видно, что приращение осадки по
    корме вследствие дифферента будет
    равно:

(27),

где
LCF
– абсцисса центра тяжести действующей
ватерлинии

(longitudinal
centre
of
flotation).

  • Осадка по корме:

(28)

  • Из
    треугольника EHK
    видно, что вследствие дифферента осадка
    по носу уменьшается на величину:

(29)

  • Осадка по носу
    будет:

(30)

Следует
иметь в виду, что по данной методике
определяются средние (из правого и
левого бортов) осадки на носовом и
кормовом перпендикулярах судна, а не
на марках углублений, которые могут
быть нанесены на корпус судна не на
одной вертикали с перпендикуляром.
Подробнее этот вопрос будет рассматриваться
в параграфе «Определение массы груза
по осадке судна».

По
документации судна российской постройки
осадки носом и кормой определяются
аналогично, только расстояния до центра
величины и центра тяжести действующей
ватерлинии в этой документации даны от
миделя со знаком «плюс» или «минус».
Соответственно, и расстояние до центра
тяжести судна с грузом, запасами,
балластом и т.д. необходимо определять
от миделя (рис. 10).

Как видно из
рисунка, дифферентующий момент будет
равен:

(31)

Знак в скобках
зависит от того, по одну или по разные
стороны от миделя находятся точки
приложения равнодействующих сил тяжести
и сил плавучести.

Поправка к осадке
кормой будет:

(32)

Поправка к осадке
носом:

(33)

Если
величина
— положительна, то знаки в скобках в
формулах (32) и (33) меняются на противоположные.

Рис.
10 Определение осадок судна носом и
кормой с применением документации судна
российской постройки.

В
документации некоторых судов имеется
так называемая «Диаграмма осадок носом
и кормой», позволяющая по известным
значениям водоизмещения судна и
дифферентующего момента сразу же
определять осадки на носовом и кормовом
перпендикулярах (и наоборот, по осадкам
на перпендикулярах определять значения
водоизмещения и дифферентующего
момента).

Угол
крена судна θ

находится, исходя из равенства кренящего
и восстанавливающего моментов. Проще
всего найти его по диаграмме статической
остойчивости, найдя кренящий момент,
как произведение кренящей силы на плечо.
Затем этот момент делится на весовое
водоизмещение судна (так как именно
весовое водоизмещение создаёт
восстанавливающий момент). Полученное
плечо восстанавливающего момента
откладывается на диаграмме и с неё
снимается значение угла крена. При малых
углах крена можно также воспользоваться
формулой:

(34)

Если необходимо
знать осадку по правому и левому бортам,
можно воспользоваться формулой:

(35),

где В — расчётная
ширина судна.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  • Что такой осадка?
  • Как определить осадку судна формула?
  • В чем измеряется осадка судна?
  • Что называется осадкой судна?
  • Что такое посадка корабля?
  • Что такое осадок примеры?
  • Как найти осадку носом и кормой?
  • Как определить осадку понтона?
  • Как определить дифферент судна?
  • Как рассчитать осадку лодки?
  • Что обеспечивает непотопляемость судна?
  • Что называют грузоподъёмностью судна?
  • Что называется водоизмещением?
  • Что означают цифры на носу корабля?
  • Как определить грузоподъемность судна?

Что такой осадка?

Осадка — в военном и гражданском кораблестроении, глубина погружения корабля или судна в воду.

Как определить осадку судна формула?

Средняя осадка судна является средним арифметическим вычислением глубины погружения судна в воду. Измеряется по формуле: Тср. = (кормовая осадка + носовая осадка) умноженные на ½.

В чем измеряется осадка судна?

В метрической системе (арабские цифры) осадка измеряется в метрах – при этом высота цифр и расстояние между ними (по перпендикуляру к основной плоскости) составляет 100 мм. В английской системе (римские цифры) осадка измеряется в футах (1 фут = 0,3048 м. В одном футе 12 дюймов, 1 дюйм = 2,54 см).

Что называется осадкой судна?

Осадка в военном и гражданском кораблестроении — глубина погружения корабля или судна в воду.

Что такое посадка корабля?

Посадка судна — статическое положение судна относительно поверхности воды. Характеризуется креном и дифферентом. Когда и тот и другой равны нулю, говорят что судно «сидит на ровном киле».

Что такое осадок примеры?

ОСАДОК, в геологии — общий термин, используемый для описания какого-либо вещества (например, гравия, песка или глины), которое переносится и осаждается водой, льдом, ветром или силой тяжести. Отстой, осадок — гуща от опустившихся на дно частиц винограда.

Как найти осадку носом и кормой?

На марках углубления осадка наносится от нижней кромки киля, а не от основной плоскости. Линия соприкосновения корпуса судна с водой (фактическая ватерлиния) в местах пересечения марок углубления на носу даст осадку носом ( Η Τ ), в середине судна – осадку на миделе ( Μ Τ ), а на корме – осадку кормой ( Κ Τ ).

Как определить осадку понтона?

Осадкой называется расстояние самой углубленной точки подводной части понтоны от поверхности воды. Если понтон имеет вид прямоугольного понтона с вертикальными стенками, то очевидно, что объемное водоизмещение его равняется объему параллелепипеда с гранями, равными длине по ватерлинии, ширине по ватерлинии и осадке.

Как определить дифферент судна?

В практике расчетов наклонений судна в продольной плоскости, связанных с определением дифферента, вместо углового дифферента принято пользоваться линейным дифферентом, значение которого определяется как разность осадок судна носом и кормой, т. е. d = TH – TK.

Как рассчитать осадку лодки?

Грубый расчет: Длину умножить на ширину и умножить на 0.7 = площадь ватерлинии. Умножить на массу = осадка.

Что обеспечивает непотопляемость судна?

Непотопляемость судна обеспечивается разделением его на отсеки системой водонепроницаемых переборок и палуб, а также приданием судну определенных запасов плавучести и остойчивости.

Что называют грузоподъёмностью судна?

— количество груза, которое судно может принять при погружении до предельной осадки соответственно грузовой марке. Грузоподъемность, как и водоизмещение, выражается в тоннах (английских или метрических). Следует различать валовую, или полную, грузоподъемность (дедвейт) и чистую.

Что называется водоизмещением?

Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии,равный весу судна с грузом,называют водоизмещением судна. Допустимая осадка судна отмечается красной линией,называемой ватерлинией.

Что означают цифры на носу корабля?

Нижние кромки цифр соответствуют той осадке, которую они обозначают. Если осадка кормой больше осадки носом, то судно имеет дифферент на корму и, наоборот, при осадке носом больше осадки кормой — дифферент на нос. … Так для примера, при увеличении скорости, судно приобретает дифферент на корму.

Как определить грузоподъемность судна?

Грузоподъемность лодки можно вычислить по формуле: Q1=1/5*(ρ*V – G1) т, где ρ — плотность воды, т/м3, V – объем корпуса, м3, G1 – масса лодки, включая корпус и постояно закрепленное в нем оборудование, т.

Интересные материалы:

Как в Microsoft Teams сделать задний фон?
Как в Minecraft сделать тыквенный пирог?
Как в опен офис сделать список в алфавитном порядке?
Как в Outlook 2010 сделать ежедневное напоминание?
Как в Pages сделать список по алфавиту?
Как в почте сделать русский язык?
Как в повер поинте сделать вертикальный лист?
Как в PowerPoint сделать слева слайды?
Как в PPT сделать вертикальный слайд?
Как в презентации сделать текст волной?

Расчет посадки и дифферента имеет важнейшее значение для безопасной и эффективной эксплуатации грузовых судов. В книге приведены методики, позволяющие точно и быстро рассчитать посадку судна в различных условиях эксплуатации.

Оглавление

Посадка судна

Посадка судна — это положение судна относительно спокойной поверхности воды.

Посадка определяется параметрами положения плоскости действующей ватерлинии относительно судна.

К этим параметрам относятся:

1. Средняя осадка судна — аппликата точки пересечения плоскости действующей ватерлинии с осью Z. Средняя осадка обычно обозначается Тср.

2. Угол дифферента — угол между следом действующей ватерлинии на диаметральной плоскости судна и осью X. Угол дифферента обычно обозначается Ψ.

3. Угол крена — угол между следом действующей ватерлинии на плоскость мидель-шпангоута и осью Y. Угол крена обычно обозначается θ.

На практике в расчетах посадки судна углом дифферента Ψ не пользуются. Дифферент судна находят как разность осадок носом и кормой.

Основная цель расчетов посадки судна состоит в определении осадок судна при различных случаях его загрузки.

Рис. 1. Посадка судна без дифферента и крена.

Рис. 2. Посадка судна с дифферентом.

Рис. 3. Посадка судна с креном.

На фото грузовой теплоход река-море плавания на ровном киле.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти потерянные беспроводные наушники хонор
  • Как найти парня девятилетнего
  • Как найти потерянный айпод
  • Как исправить ошибки работы ноутбука
  • Как найти мобильный банк в телефоне