Как найти посадку в автомобиле

Как Вы регулируете кресло и рулевое колесо, усаживаясь на водительское место?
Скажете, что вопрос очень простой и ответ на него «делаю так, чтобы было удобно»? Ну да. И более 90% опрошенных отвечают так же. Однако если так считает большинство, то это не означает, что это правильно!

Что такое управление автомобилем? Это не что иное, как:
оценка дорожной ситуации (отнесем сюда и дорожное движение, и состояние автомобиля при движении, и приборную информацию, крены-заносы-посторонние звуки и проч.);
отслеживание ее изменения;
принятие решений о реагировании на изменения дорожной обстановки;
реагирование на изменения посредством воздействия на органы управления автомобилем.

На все это требуется:
готовность водителя оценить-отследить-принять решение и отреагировать;
его способность проделать вышеуказанное;
наличие достаточного количества времени на данные действия.

К слову, каждый из перечисленных пунктов можно раскрыть еще подробнее, но погружаться в дебри эргономики, науки мудрой и прекрасной, не будем.

Готовность и способность каждого, отдельно взятого, водителя, а также саму оценку, отслеживание и принятие решения опустим, потому что это относится к физической форме, состоянию здоровья, водительским навыкам и предыдущему опыту, а к водительскому креслу это или совсем не относится, или относится, но не в полной мере.

Займемся временем, в частности, реагирования. Его желательно сделать как можно меньше. Почему? Хотя бы потому, что даже при городских 60 км/ч, опоздание с реакцией всего на полсекунды может сулить то, что машина проедет уже больше восьми метров. А это — или «провороненная» яма, которая может отразится серьезным «бу-бухом» на подвеске, или…

Как же уменьшить это время?

Для этого и служит правильная посадка за рулем автомобиля. Да-да, именно правильная. Не зря все занятия в хороших школах повышения водительского мастерства начинаются с посадки за рулем и объяснения, что она бывает привычная и правильная.

Правильная посадка позволяет, не только снизить время реакции водителя, но, также, снизить утомляемость организма, что тоже очень важно. Она правильна не по названию, а с точки зрения физиологии, и потому ИМЕННО ТАК сидят за рулем спортсмены, наматывая многие часы, причём в условиях и на скоростях, фантастических для рядовых автолюбителей и автолюбительниц.
А теперь — прошу в кабину, будем садиться за руль:

1. Сели в кресло. Если у Вас в авто и руль, и сиденье регулируются, то последнее постарайтесь выставить как можно ниже. Чем «плотнее» к железу машины сидишь, тем лучше её чувствуешь. Но это не всегда получается как по антропометрическим данным (нужно ещё спину, ноги и руки «устраивать», да и про обзорность позаботиться. Если миниатюрная девушка сядет в самый «низ», то в некоторых авто увидит только небо), так и из-за отсутствия в некоторых авто возможности регилировки сиденья, руля. Кроме того, многие намеренно садятся повыше, чтобы габариты автомобиля лучше чувствовать. При недостатке опыта это тоже нельзя сбрасывать со счетов и вполне допустимо.
Спина — всегда прижата к спинке кресла. Поэтому спинка кресла правильно отрегулированного кресла имеет очень небольшое отклонение от вертикального положения.

2. Положили обе руки на рулевое колесо. Причём запястьями на 10 и 2 часа (представьте, что руль — это циферблат часов). Дотронуться запястьями до руля Вы должны, не отрывая спины от спинки кресла. Другой способ — запястьем правой руки на 12 часов и тоже, не отрывая спину от спинки. Если не удалось — двигайте/регулируйте кресло.

3. Нажмем на существующую или воображаемую (при АКП) педаль сцепления. Полное нажатие должно происходить при слегка согнутой в колене ноге.

4. Положили руку на рукоять МКП или селектор АКП. Все возможные в движении манипуляции рычагом/селектором, от 1-ой до задней передачи, нужно делать, не отрывая спины от спинки кресла.

5. Проверка. Положили ноги на педали, а руки на рулевое колесо в положении на 10 и 2 часа (не запястьями на этот раз, а как при езде). Приборная доска должна полностью просматриваться. Ни один из приборов и индикаторов не должен заслоняться рулевым колесом. (Кроме случаев, когда Ваш авто имеет недочеты в эргономике или Ваши антропометрические данные не позволяют ни сесть правильно, ни панель всю увидеть. Такое встречается чаще всего у тех, кто ростом — выше чем 180-185 см). А теперь поднимаем одновременно ноги и руки, отрывая их от органов управления автомобилем. Вы должны это смочь проделать без отрыва спины от спинки кресла. Если проверка не удалась — подрегулируйтесь еще.

Ну что, сели? Если все ОК, то тогда пару слов «вдогонку»:

1. В движении рулевое колесо держим только двумя руками: на 10 и 2 или 9 и 3 часа.

2. Вращаем руль только двумя руками, причём инициатива принадлежиттолкающей руке (если вращаем вправо, то левая «инициатор», и наоборот). Потому что толкающая лучше чувствует сопротивление и дорожное покрытие. Никаких расслабленных открытых хватов и вращений открытой ладонью, только с перехватом рук! Запрещены также «кресты» руками при повороте руля на 180 градусов! В таком положении Вы никогда не сломаете руки, запястья и пальцы, а также не «потеряете» машину, если руль тряхнёт из-за незамеченных за поворотом колдобин или ледяных бугорков.

3. При езде постоянно контролируем заднюю «полусферу» (то, что сзади нас), периодически посматривая по зеркалам заднего вида. Это помогает прогнозировать обстановку и часто спасает от встречи с лихачами, прыгающими из полосы в полосу. В британских автошколах курсантов заставляют до 30% от всего времени движения контролировать заднюю «полусферу». Если контролируешь, что там творится, то при нештатной ситуации знаешь куда уходить, если есть куда.

Реакция на дорожную обстановку, усталость за рулем и даже сама жизнь – все это зависит от посадки водителя в кресле. И хотя удобно устроиться за рулем автовладельцу не получится, о минимальном комфорте все же стоит позаботиться. Мы говорим о комфортной посадке, потому что отдыхать, удобно расположившись в салоне ТС, разрешено только пассажирам, они не несут ответственность за безопасность экипажа. Итак, о комфортной и правильной посадке расскажем в нашей статье.

На что влияет правильная посадка за рулем?

Игнорируя правила безопасности, водители подвергают большому риску не только свою жизнь, но жизнь пассажиров и других участников дорожного потока. Что происходит во время дорожно-транспортного происшествия? При резком толчке тело водителя подается вперед, руки упираются в колесо руля, а ноги — в педали. Если он сидит неправильно, то конечности выпрямляются полностью, ударяясь о «дно» машины. В результате возможны травмы голеностопа, коленей и т.д. Если же посадка «как надо», то есть ноги и руки водителя немного согнуты, то вероятность повреждения меньше.

Когда автовладелец находится в правильном положении за рулем, он может оперативно среагировать на дорожную ситуацию, дольше, без усталости в шее и спине, управлять автомобилем. Поэтому перед тем, как отправится в поездку, важно отрегулировать: сиденье и подголовник, руль, зеркала.

Как посадка в авто влияет на водителя?

Правильная посадка влияет на состояние усталости водителя

С медицинской точки зрения

«Водительская» поза, как и сидячая в целом, является не самой полезной для здоровья человека. Но управлять автомобилем стоя мы не можем, поэтому приходятся адаптироваться так, чтобы максимально избежать вреда позвоночнику, шее и другим частям тела. В этом вопросе очень важна правильная посадка. Это обеспечит:

  • долгую работоспособность за рулем;
  • быструю реакцию на внештатные ситуации вокруг;
  • хорошее кровообращение, спина и шея не отекают.

Настройка водительского кресла

Первое, что нужно учесть при регулировке сиденья, — индивидуальные особенности водителя: то, какой у него рост, телосложение, сколько он весит. Более подробно расскажем в конце статьи, а пока об основных рекомендациях.

Как отрегулировать место водителя:

  • спинка сиденья наклонена под углом 75-90 градусов – цифры могут варьироваться от того, сколько часов человек проводит за рулем
  • подголовник настроен параллельно затылку.

Водитель садится на свое место так, чтобы между спиной и спинкой кресла не было зазоров, до края сиденья оставалось минимум 3 см запаса хода, а стопы спокойно (без натяжения) располагались на педалях.

Какие ошибки могут быть

Первое: Чрезмерный наклон спинки кресла.

Если взять в пример, гоночные болиды, где пилоты практически лежат в креслах за счет того, что спинка сидений расположена вертикально. Такая конструкция позволяет не только лучше контролировать руль, но и меньше уставать. Почему происходит так, научного объяснения нет, но профессионалы автоспорта доказали все на практике.

В посадке пилота важно, чтобы лопатки хорошо прилегали к сиденью и не отрывались, даже если амплитуда движения плеч максимальна. Чтобы обеспечить полный контакт спины и кресла, его конструируют со специальными изгибами. Проводя параллель с болидом и обычным ТС, можно сделать вывод:

Если спинка кресла чрезмерно отклонена, в момент выполнения маневра (отрыва лопаток) водитель просто повиснет на руле. Получается, что контролировать автомобиль он уже не сможет.

Кнопки регулировки водительского сиденья

Регулировка водительского сиденья

Второе: подголовник находится очень низко.

Подголовник, как элемент сиденья, выполняет функцию защиты, а потом уже комфорта. При настройке не стоит забывать об этом факте. Например, подголовник в моделях Volvo установлен без возможности настройки. А эти машины не просто так считаются одними из самых безопасных.

Что будет, если неправильно отрегулировать подголовник? В момент столкновения произойдет резкое «хлыстовое» движение головы, из-за чего шейные позвонки могут получить сильное повреждение.

Если затылочная часть во время удара была защищена подголовником, то функция защиты этого элемента сработает как нужно.

Стоит также сказать об автомобилях с сиденьями, где предусмотрена горизонтальная настройка подголовника. Параметры будут такими: от затылка подголовник должен располагаться не далее, чем на три-четыре сантиметра.

Руль и переключатели скоростей

При поездках на дальние расстояния шоферы, чтобы дольше не уставать и лучше контролировать ТС, рекомендуют держать руки на руле в положении 10/ 2 часа. Считается, что таким хватом получается передать на руль больше усилий. Давайте разберем, почему этого делать не стоит. Во-первых, современные машины оснащены ГУР. Во-вторых, здесь уже речь идет о безопасности.

Какие ошибки могут быть

Первая. положение рук на руле 10/2

Когда водитель использует такое положение рук, сила, воздействующая на руль, распределяется неправильно. В этот момент создается ощущение полного контроля над техникой, но это только ощущение. То же самое выходит, когда шофер держит левую руку на колесе руля, правую — на ручке КПП. Такая привычка опасна, так как в случае риска ДТП быстро сманеврировать не удастся.

Важно обеспечить симметричный хват руля и привыкнуть удерживать его даже в экстренных ситуациях. Если приходится перехватывать колесо руля, то это должно происходить последовательно.

Стоит также сказать о ТС, руль которых предусматривает вертикальную и горизонтальную надстройки. Это очень удобно и безопасно, если оба параметра отрегулированы правильно. Однако чаще всего автовладельцы придвигают колесо руля слишком близко к телу, полагая, что это позволит контролировать поведение ТС. Эта манипуляция опасна тем, что в момент столкновения из рулевого колеса выстрелит подушка безопасности, что вероятнее всего приведет к травме грудной клетки. Поэтому рекомендуемый наклон руля до груди — 35-40 сантиметров.

Ремень безопасности

Что уж скрывать, пристегиваться наши соотечественники не очень любят. Сколько не пытались приучить пользоваться ремнем безопасности социальные лозунги и штрафы ГИБДД, многие водители все равно пренебрегают этим правилом. А вместе с тем, если не пристегиваться, ни правильная посадка водителя, ни настройка кресла не дадут эффекта.

Ремень безопасности в автомобиле

Перед поездкой нужно пристегнуть ремень безопасности

Чтобы ремень безопасности выполнял свою функцию корректно, его нужно настроить так, чтобы он:

  • не душил водителя, то есть контакта ремня с горлом быть не должно;
  • шел по диагонали: от плеча до бедра вдоль грудной клетки;
  • плотно, но не жестко, фиксировал тело, а зажим фиксатора был всегда тугой.

Какие ошибки могут быть

Первая: ремень плохо натянут

Настроив сиденье и руль, многие автолюбители отправляются в дорогу не пристегиваясь или ослабляют натяжение ремня настолько, что он висит на водителе. Еще один вариант халатного отношения к безопасности – когда ремнем пристегивают кресло, т.е. пропускают его за собой, тем самым обманывают датчик ремня.

Расположение ног на педалях

Особенно актуален этот вопрос для любителей МКПП. Чтобы сократить время реакции и предотвратить усталость ног, стоит следовать следующим правилам:

  • Нога обязательно должна оставаться на педали.
  • Правая нога может находится между педалями. Чтобы выжать газ или тормоз, нужно переносить ногу, не отрывая пятки от пола.
  • Точка опоры всегда находится в середине стопы.

Какие ошибки могут быть

Первая: Прямо вытянутые ноги

Если произойдет резкий удар, из-за такого положения ноги могут получить травму. Поэтому они всегда должны быть немного согнуты, даже если водитель до отказа жмет на педаль.

Также считается травмоопасной позиция, когда, нажимая на педаль, шофер отрывается от сидушки кресла. При этом все усилие передается на тазобедренную часть, вместо того, чтобы рассеяться вдоль ноги, как бы это было в положении со слегка согнутыми ногами.

Настройка боковых зеркал и зеркала заднего вида

Итак, водитель принял комфортную и правильное позу в кресле, проверил доступность к рулю, педалям, КПП, теперь нужно настроить обзор. При движении это позволит не крутить головой на 360 и не потерять внимание.

Зеркала настроены правильно, если:

  • в наружных зеркалах видны небо и дорога (горизонт посередине);
  • в боковых зеркалах просматривается ручка задней двери;
  • в зеркале заднего вида отображается заднее стекло авто.

Как настроить боковые зеркала

Как настроить боковые зеркала

Для водителей нестандартной комплекции

Для начала стоит пояснить, что считается нестандартной комплектацией. Это когда водитель ниже/выше 165-175 см роста, больше 90 кг, или другими особенностями (рассмотрим ниже). Чтобы управление автомобилем было более комфортным и безопасным стоит о дополнительных мерах:

  1. У кого слабые руки, можно поменять руль размером больше обычного. При этом хват руля широкий обеими руками, в верхней части обода.
  2. У кого длинные руки: спинку кресла нужно отклонить больше, чем на 75-90 градусов. Ягодицы должны находиться краю кресла. Есть только одно неудобство – шея будет быстро уставать.
  3. У кого короткие руки: ноги должны быть полусогнуты, тело в вертикальном положении. Также можно изогнуть ручку КПП, чтобы не наклоняться к ней.
  4. У кого длинные ноги, нужно принять позу, где ноги и тело образовывают почти прямой угол.

Проверка правильной посадки и ее изменение в зависимости от условий

Осуществив необходимые настройки места, водителю нужно проверить и свою позу. Все хорошо, если основной вес тела приходится на подушку и спинку кресла. Как это проверить? Если получается приподнять руки и ноги вместе – все сделано верно!

Схема правильной посадки в автомобиле

Поза водителя за рулем: справа — правильно, слева — неправильно

Совет. В дороге случаются разные опасные ситуации, реакция, как и нагрузка на мышцы, соответственно тоже всегда разная. Поэтому можно немного отклоняться от стандартов положения за рулем.

Настройки будут отличаться, если вы едете, к примеру, по бездорожью: нужно немного развести локти и приподнять вверх – так мышцы торса будут оптимально напряжены, управлять авто будет легче.

Если вы передвигаетесь по городской местности: нужно чуть больше согнуть локти. Чтобы ноги быстро не уставали, важно, после нажатия на педаль, сразу опускать их. Это правило касается и рук: переключили передачу – вернули руку на руль.

Сколько нужно времени, чтобы привыкнуть к правильной посадке?

На усвоение новой привычки человеку требуется 3 недели. Стоит сказать, что это усредненные цифры: кому-то на адаптацию к новому потребуется 15 дней, кому-то все 30. Во всяком случае, чем раньше вы начнете практику, тем лучше. С каждым днем вы будете меньше уставать за руль, проезжать большие расстояния и четче реагировать на внештатные ситуации в дороге.

Заключение

В завершении повторим основные правила правильной посадки. Итак, чтобы не терять реакцию на возникающие обстоятельства, не подвергать опасности свою жизнь и долго не уставать за рулем, нужно:

  • Отрегулировать место водителя: спинка сиденья не завалена назад, плотно прилегает к спине, подголовник защищает затылок;
  • Принять правильную позу: ноги полусогнуты, стопы на педалях, руки полусогнуты в локтях, при хвате руля параллельны друг другу;
  • Не забывать пристегиваться;
  • Настроить зеркала согласно стандартам;
  • Перед поездкой проверять настройки зеркал, сиденья и руля;
  • Менять надстройки в зависимости от дорожных условий: город/бездорожье.⁠

Главная » Блог » Как правильно настроить сиденье водителя в машине

05.04.2022
Комментариев нет
13745

Ученик автошколы обычно знает, как правильно настроить кресло водителя в автомобиле — этому обязательно научит хороший инструктор. Но со временем часть информации забывается, незакрепленные навыки теряются. В итоге многие водители сидят за рулем неправильно, из-за чего происходят различные неприятности. Расскажем, как отрегулировать сиденье под себя, как садиться в автомобиль и какое положение принимать за рулем.

Зачем настраивать водительское кресло, на что влияет неправильная настройка

Проблемы со здоровьем, потеря управления в непредвиденной ситуации и травмы при ДТП — это последствия неправильно настроенного водительского места. Даже при самом благоприятном раскладе, когда нет происшествий, неправильная посадка увеличивает нагрузку на спину, шею, руки и ноги. При длительных регулярных поездках могут возникнуть проблемы с суставами и мышцами.

Настройка сиденья водителя

Если же случилось ДТП, а водитель сидел неправильно, то последствия для здоровья могут быть более серьезными:

    • травмы голеностопа из-за удара о дно автомобиля;
    • вывихи суставов рук и ног;
    • повреждение головы и позвоночника в шейном отделе.

Если водитель правильно настроил сиденье (в том числе подголовники) и руль — вероятность подобных травм снижается. Более того, снижается и риск ДТП — водитель лучше чувствует автомобиль и имеет возможность удерживать траекторию движения или менять ее в случае внештатных ситуаций.

Как правильно сидеть за рулем автомобиля

Правильная посадка снижает утомляемость и облегчает процесс управления транспортным средством. Основные ее признаки:

  1. Бедра и ягодицы находятся на подушке, поясница и спина в области лопаток прижаты к спинке кресла.
  2. Левая нога находится на специальной площадке, правая у педали газа. Ноги слегка согнуты, правая — под углом около 120° при полностью выжатой педали газа. Пятки упираются в пол.
  3. Обе руки на рулевом колесе в положении, как если бы циферблате стрелки указывали на 2 и 10 часов. Руки слегка согнуты в локтях.

Голова водителя во время движения должна быть слегка наклонена вперед, а не откинута назад.

Схема правильной регулировки водительского места

Таблица для контроля положения тела водителя в автомобиле.

Часть тела Правильно Неправильно
Ступни Правая упирается пяткой в пол между педалью газа и тормоза, левая находится на площадке для отдыха Полностью и постоянно находятся на педалях.
Ноги При выжатых педалях сцепления и газа находятся в слегка согнутом положении При выжатых педалях полностью выпрямляются или в процессе езды сильно согнуты
Бедра На одном уровне с коленями или чуть выше их Ниже уровня колен
Таз Полностью на подушке Слегка приподнят над подушкой у основания спинки
Туловище Прижато к спинке Наклонено вперед
Руки Можно положить запястьями наверх руля, кисти будут свисать До руля можно дотянуться лишь ладонями или пальцами

Для грузных или высоких людей допускаются небольшие отклонения в положении тела.

Как настроить водительское сиденье под себя

Каждый раз, пересаживаясь в другой автомобиль, нужно настраивать водительское место под себя. В этом поможет наша подробная инструкция:

  1. Сесть в кресло ровно, чтобы ягодицы были на подушке, а спина прижалась к спинке. Это положение дает лучший обзор во время езды, уменьшает нагрузку на спину, предупреждает болезненность в пояснице при длительных поездках.
  2. Правой ногой нажать педаль газа, левой — педаль сцепления (на автомобилях с АКПП левую ногу можно поставить рядом с педалью тормоза).
  3. Используя рычаг продольного положения кресла или соответствующую кнопку отрегулировать сиденье так, чтобы ноги были слегка согнуты (под углом примерно 120°).
  4. Отрегулировать спинку сиденья так, чтобы при прижатой к ней спине запястья рук свободно лежали сверху рулевого колеса.
  5. Если кресло регулируется по высоте, то добиться положения, чтобы глаза были примерно на 3 см выше середины лобового стекла.
  6. Если есть регулировка поясничного отдела — настроить ее, как удобно. Строгих требований по этому моменту нет.
  7. Подголовник настроить так, чтобы голова была слегка наклонена вперед. Верхний край подголовника должен быть на одной линии с макушкой.

С такими настройками водителю будет комфортно, он не устанет при поездках на большие расстояния, сможет лучше контролировать автомобиль.

Правильное положение ног за рулем

Не забудьте настроить положение руля, боковые и салонное зеркала заднего вида.

Как правильно настроить сиденье с учетом положения ног

На этапе регулировки продольного расположения кресла добивайтесь, чтобы ноги были слегка согнуты. Если при полностью выжатой педали газа или сцепления нога становится практически прямой — это неправильное положение. Водителю придется прикладывать больше усилий для работы с педалями, он быстрее устанет, в случае даже незначительного ДТП с большой долей вероятности сломает ногу, а в худшем случае — таз или позвоночник.

Сильно согнутые в коленях ноги — тоже неправильное положение. В этом случае нарушается циркуляций крови, а тело лишается нужной опоры. Риск переломов и вывихов при ДТП в этой ситуации повышается.

Если автомобиль небольшой, а водитель высокий, то допускается такое положение, при котором колени будут опираться о дверь и консоль. Главное, чтобы нога не касалась приборной доски снизу. В таком положении работать с педалями удобнее, а риск травмирования ног в случае аварии снижается.

Во время движения левая нога, если не задействована в работе с педалью сцепления, должна находиться на специальной площадке для отдыха. В противном случае тело лишится опоры и таз будет постепенно съезжать с подушки кресла.

Правильный угол сгиба ноги в колене, сидя на кресле водителя

Правая нога должна пяткой упираться в пол, это создаст дополнительную точку опоры.  

Как правильно держать руки на руле автомобиля

При правильном положении сиденья водитель может, не отрывая спины от спинки кресла, положить руки запястьями на верхнюю часть рулевого колеса. Кисти рук при этом будут свободно свешиваться, а локти немного согнуты.

Если после настройки на руль можно положить только ладони — значит либо кресло стоит сильно далеко, либо выбран неправильный угол наклона спинки. Если запястья лежать на рулевом колесе, а руки сильно согнуты в локтях — кресло стоит слишком близко.

При неправильном расположении кресла руки водителя быстро устают, начинают болеть в предплечьях или локтях. При неправильном хвате уменьшаются возможности для резких маневров.

Правильный наклон спинки автокресла

Как поднять сиденье водителя

Если есть такая опция, то сиденье водителя можно отрегулировать по высоте. При этом он не должен нагибаться, чтобы получить хороший обзор впереди автомобиля или чтобы посмотреть информацию на щитке приборов. Высота между крышей и макушкой должна быть не меньше ширины ладони.

Бедра при этом должны быть в одной плоскости с коленями или чуть выше их. Если колени будут выше, то снизится контроль педалей, нажимать на них будет сложнее. Кровообращение в ногах ухудшится, из-за чего водитель может чувствовать онемение в конечностях.

Если у вас кабриолет или автомобиль с высокой крышей — мысленно разделите лобовое стекло по горизонтали на две равные части. Поднимайте кресло так, чтобы глаза находились примерно на этом уровне или чуть выше. В этом случае будет хороший обзор, который не испортит даже опущенный солнцезащитный козырек.

Как отрегулировать наклон спинки кресла

Считается, что спинка должна быть наклонена на 95–110° относительно подушки. Но для водителя эти цифры ни о чем не говорят. Поэтому нужный наклон спинки можно понять по двум признакам:

  1. Если руки лежат на руле, отрывать лопатки от спинки не нужно.
  2. Если голова не наклонена, то водитель смотрит прямо на дорогу, а не на капот или верх лобового стекла.

Если спинку сильно откинуть назад, обзор пространства перед машиной будет ограничен. Тело принимает расслабленное положение, из-за чего реакция водителя снижается, ему будет сложнее предотвратить ДТП. Если же спинка сиденья находится под углом 90° по отношению к подушке — увеличивается давление на поясницу. При регулярных поездках в таком положении начнутся проблемы с позвоночником.

Безопасное положение подголовника

Регулировка подголовника

Предназначение подголовника — защитить голову и шею при аварии, поэтому нельзя пренебрегать настройкой этого элемента. В правильном положении он должен быть как можно ближе к голове, а верхняя часть находиться на одной линии с макушкой водителя.

Если подголовник будет находиться дальше 7 см от головы или ниже ее — вероятность серьезного травмирования во время аварии увеличится. При лобовом ударе тело и голова водителя смещаются вверх, затем назад. При неправильной настройке удар придется верхней частью подголовника на основание черепа.

Допустимо немного наклонить подголовник, если не хватает регулировки по высоте.

Регулировка поясничной поддержки

Такая опция имеется только в автомобилях премиум-класса, рекомендаций по настройке этого положения нет. Оптимальным положением называют угол 75–90 градусов, но он меняется, в зависимости от дальности поездки. В настройке поясничной поддержки можно руководствоваться своими ощущениями комфорта.

Настройка положения ремня безопасности

Регулировка ремня безопасности

При неправильной настройке ремень безопасности причинит больше вреда, чем пользы и снизит безопасность водителя даже в случае правильного расположения кресла.

Признаки правильно настроенного и пристегнутого ремня:

  1. Перекинут через левое плечо (для автомобилей с правым расположением руля — через правое плечо), пересекает грудную клетку.
  2. Нижняя часть удерживает таз, а не живот.
  3. Шеи ремень не касается.

Ремень во время езды должен плотно зафиксировать тело. Ориентироваться можно по своим ощущениям.

Ремень не должен висеть, лежать нижней частью на животе или бедрах, быть небрежно накинутым.

Особенности посадки в автомобиле с АКПП и МКПП

Специфических особенностей посадки водителя в автомобилях с АКПП и МКПП нет, кресло в обоих случаях настраивается одинаково. Разница будет лишь в расположении ног.

При езде на автомобиле с механикой правая нога постоянно находится на педали газа, за исключением случаев, когда нужно тормозить. Пятка упирается в пол между педалями газа и тормоза. Точное ее положение подбирается с учетом особенностей автомобиля и усилия, которое надо приложить при нажатии на педаль тормоза. Левая нога всегда, за исключением моментов работы с педалью сцепления, находится на площадке для отдыха.

При езде на автомобиле с АКПП правая нога также находится на педали газа, а левая — на площадке для отдыха. Но допускается держать левую ногу возле педали тормоза или над ней, упершись пяткой в пол. В этом случае можно быстрее затормозить, а значит и предотвратить потенциально опасную ситуацию.

Кратко о регулировке зеркал

После настройки кресла и руля можно приступать к настройке зеркал. Правильное их положение понятно по следующим признакам:

  1. В левом зеркале видно горизонт, немного заднего крыла и ручки левой задней двери.
  2. В правом зеркале, если немного повернуть голову вправо, видно то же самое.
  3. В салонном зеркале видно все заднее стекло или большая его часть.

Водитель должен иметь возможность видеть обстановку в левом зеркале бросая мимолетный взгляд в него, без поворота головы.

Правильное положение водителя в дороге

Как настраивать посадку в зависимости от дорожной обстановки

Выше мы описали правильную посадку для неспешной езды по трассе или тихим улицам. Но в отдельных ситуациях можно отходить от рекомендаций:

  1. На оживленных городских магистралях удобнее и безопаснее, если руки будут немного сильнее согнуты. Для этого можно передвинуть кресло ближе к рулю или чуть наклонить спинку.
  2. При езде по бездорожью удобнее, если локти разведены в стороны и немного приподняты вверх — тогда лучше чувствуется автомобиль, им проще управлять.

Чтобы не уставала левая нога в пробке — не держите ее все время на педали сцепления. При любой возможности убирайте ее на площадку для отдыха.

Как правильно садиться в автомобиль

Согласно ПДД, при посадке в автомобиль со стороны проезжей части нужно подходить к двери от переднего крыла. При выходе из автомобиля водитель должен двигаться в сторону заднего крыла. Тогда он будет все время видеть дорогу.

Что касается норм этикета, то для мужчины они не прописаны. Женщинам же нужно сначала поставить на пол правую ногу (если планируется занять водительское место), затем согнуться и переместить корпус в салон. Если автомобиль с низкой посадкой, то женщине нужно сначала присесть в кресло, а затем убрать сразу две ноги в салон.

Сколько времени придется привыкать к новой посадке

Все люди индивидуальны и процесс привыкания проходит по-разному. В среднем, чтобы полностью освоиться в новом положении, нужно около трех недель. Можно ускорить процесс, если чаще ездить на дальние расстояния или больше проводить времени за рулем.

Помните, что достичь идеального положения кресла никогда не получится. Пользуйтесь регулировками, чтобы руки, ноги и тело находились в приблизительно правильном положении. Этого будет достаточно для безопасной и комфортной езды.

Настраивая положение руля и кресел, водители, особенно начинающие, обычно руководствуются принципом «чтобы было удобно» – и этот принцип остается со многими на всю жизнь. Но на самом деле посадка за рулем в первую очередь должна быть безопасной и правильной и уже во вторую очередь – удобной. Давайте разберем базовые принципы того, как правильно сидеть за рулем, и попутно аргументируем, почему это действительно важно.

Как правильно сидеть за рулем и почему это важно

Многие могут возразить уже на первое утверждение в этом тексте: мол, я езжу за рулем по 100-200, а то и более километров в день, так что нужно поберечь здоровье и сесть удобно. Спорить на эту тему можно бесконечно, но многочисленные свидетельства, в том числе видео в Сети, наглядно показывают последствия «максимально удобной» посадки, когда водитель в критической ситуации просто не может среагировать на резкое изменение дорожной обстановки. Ставшая уже банальной фраза о том, что автомобиль – это средство повышенной опасности, на самом деле не утратила ни грана своей изначальной важности. Так что удобство, анатомические особенности и нюансы здоровья, конечно, остаются в списке приоритетов, но оказываются в нем ниже безопасности движения.

И еще пара замечаний перед тем как перейти собственно к правильной посадке. Во-первых, мы будем говорить о базовых правилах посадки за рулем для повседневной езды. А во-вторых, стоит помнить, что эти правила могут немного отличаться от машины к машине из-за элементарной разницы в числе доступных регулировок: в классических Жигулях можно двигать только сиденье и его спинку, а в люксовых автомобилях регулируется все вплоть до боковой поддержки и изгиба самой спинки. Однако мы попробуем «усреднить» правила, рассмотрев все варианты.

Как же правильно сидеть за рулем?

  • Начинаем настройку с самой базовой опции: продольной регулировки сиденья. Правильно сесть «по ногам» нужно так, чтобы ноги были слегка согнуты и колени почти не двигались при работе педалями. Если при нажатии педали нога выпрямляется в колене – вы сидите слишком далеко и тянетесь к педалям. Если для нажатия педали нужно поднять колено – вы сидите слишком близко.

Почему это важно: правильная посадка по ногам позволяет быстро работать с педалями и прилагать максимум усилия при нажатии. Вытянутая нога не давит на педаль в полную силу, как и излишне согнутая, а усилий для нажатия требует больше. Вдобавок при фронтальном ударе полностью вытянутые ноги, давящие на педали — это гарантированная серьезная травма.

  • Вторая базовая настройка, которую нужно выполнить по возможности, – это регулировка высоты кресла. «По возможности» – потому что такая регулировка есть не во всех автомобилях. Но если у вас она есть, то стоит настроить сиденье по высоте до того, как начинать регулировать руль. Настройка правильной высоты кресла в основном зависит от вашего роста: сидеть нужно так, чтобы получать максимальный обзор при простом повороте головы без необходимости тянуться лицом к зеркалам или выглядывать из-за руля на дорогу.

Почему это важно: хороший обзор – залог безопасности. Сидя слишком низко, вы можете не заметить объект, появившийся перед машиной (например, животное или ребенка). А сидя слишком высоко, жертвуете обзором вверх – например, на светофоры.

  • Следующая базовая настройка – это угол наклона спинки. Именно он настроен неправильно у доброй половины водителей, а то и большей части: слишком сильна народная любовь к расслабленной езде «полулежа», да еще и без ремня безопасности. На самом деле спинку сиденья нужно располагать как можно более вертикально. Ориентироваться можно по двум параметрам положения рук. Первый признак корректной посадки: при правильном хвате руля на виртуальные «без десяти два» или «без пятнадцати три» руки согнуты в локтях не менее чем на 120 градусов, а в идеале стремятся к углу в 90 градусов. Второй признак правильной посадки: вы можете, не отрывая плечи от кресла, положить на верх обода руля запястье любой руки — не кисть, а именно запястье.

Почему это важно: согнутые руки – мощный рычаг, позволяющий быстро и эффективно крутить руль. Для наглядности попробуйте быстро поднять тяжелый предмет на вытянутой руке, а потом поднять его за счет разгибания локтя. Вытянутые руки при полулежачей посадке не позволяют быстро и точно среагировать на изменение дорожной обстановки: яма на дороге, выбежавший пешеход, подрезающая машина и другие «внезапности» застают водителя врасплох. А возникший занос на прямых руках погасить и вовсе практически невозможно. И отрыв спины от «лежащего» сиденья в этой ситуации никак не помогает в рулежке: водитель теряет твердую точку опоры и уже не рулит, а хватается за руль в ритмическом заносе, чтобы удержать вертикальное положение. Ну а при фронтальном ударе водитель в полулежачей посадке может оказаться не зафиксированным ремнем безопасности, а сползти под ремень. Про распространенную для «лежащих» водителей ситуацию, когда ремень не пристегнут правильно, а застегнут на пустое сиденье и накинут только сверху, и говорить нечего.

  • От сиденья переходим к рулю. По сути, эта регулировка напрямую связана с предыдущей: настройка руля выполняется сразу после, а то и вместе с настройкой угла наклона спинки кресла. Если руль не регулируется, то остается просто настроить спинку по принципам, указанным выше. Если руль регулируется только по высоте, его нужно настроить так, чтобы обеспечить полный обзор приборной панели без ущерба обзорности через лобовое стекло. Обычно это легко сделать, выставив верх обода руля по верхнему козырьку приборной панели, чтобы смотреть на приборы сквозь руль. Однако на некоторых современных машинах (например, моделях Peugeot и Changan) эргономика настроена так, чтобы водитель смотрел на приборы поверх руля. Ну а если руль регулируется и по высоте, и по вылету, это дает водителю чуть большую свободу в настройке угла наклона спинки сиденья: при желании, максимально выдвинув руль на себя, можно слегка «откинуть» кресло, не теряя в безопасности посадки.

Почему это важно: правильное положение руля – это обеспечение и обзорности, и возможности эффективного руления. Если руль задран вверх или лежит на коленях, его трудно перехватывать при активной рулежке (например, при гашении заноса), а заодно он может перекрывать обзор на дорогу или приборную панель.

  • Последний важный элемент безопасной посадки – настройка подголовника. Надо помнить, что его главная роль тоже связана не столько с комфортом, сколько с безопасностью: он призван защищать шею от хлыстовых травм при ударе сзади. Поэтому его не нужно располагать напротив шеи, чтобы удобно запрокидывать голову назад в пробках – голова так же запрокинется и при аварии. Центр подголовника должен располагаться напротив затылка.

Почему это важно: при ударе сзади подголовник должен «поймать» голову и снизить риск травмы шейного отдела позвоночника. Если подголовник расположен слишком низко или высоко, то голова при ударе сзади либо запрокинется назад, либо промахнется мимо подголовника, а это чревато травмой шеи.

На этом список «настроек безопасности» при посадке закончен. Разобравшись с основными регулировками, можно перейти к второстепенным из тех, что имеются в вашем автомобиле. Например, если у кресла есть регулировка наклона подушки, ее обязательно нужно выставить так, чтобы она была параллельна бедрам, обеспечивая равномерную поддержку. При наличии регулируемого коленного подпора его нужно выдвинуть так, чтобы он чуть не доходил до сгиба колена – излишне выдвинутый подпор будет мешать давить на педали. Если кресло оснащено регулировкой поясничного подпора, его тоже нужно настроить в соответствии с анатомическими особенностями спины: подпор не должен «выдавливать» из кресла, но должен обеспечивать комфортное положение рук на руле. То же самое касается такой редкой опции, как «ломающаяся спинка», то есть раздельной регулировки наклона верхней и нижней части спинки сиденья. Она позволяет чуть согнуть и расслабить спину, сохраняя правильное положение рук относительно руля. Но все это, пожалуй, уже можно отнести к опциям, обеспечивающим в первую очередь комфорт, а уже во вторую – безопасность.

Правильная посадка водителя за рулем. Советы от профессионалов

Часто водители-новички, проведя за рулем час или чуть больше, ощущают скованность и онемение в теле, усталость и разбитость, словно не вели машину, а толкали ее, у многих устают глаза. Причина — в неправильном положении тела во время вождения. Да, правильная посадка водителя — отдельная наука!

Чем опасна неправильная посадка ?

Человек, сидящий за баранкой кое-как, подвергается неиллюзорной опасности:

  • Водитель ощущает ненужное напряжение в теле, выматывает сам себя и быстро устает;
  • От утомления у него снижается концентрация внимания — он может оказаться неспособным адекватно среагировать на опасную и просто нестандартную ситуацию на дороге;
  • Долгое сидение в неудобной и неестественной позе приводит к нарушениям кровообращения — человек уже чисто физически может не суметь моментально перейти к правильным действиям при возникновении чрезвычайной ситуации. И нарушения кровоснабжения органов просто вредят здоровью.

Посадка водителя в автомобиле не должна приводить к усталости — оцените свое состояние после вождения.

Спину — к спинке!

Главное в правильной посадке водителя в автомобиле, комфортной для него самого — плотное соприкосновение спины и спинки сиденья при слегка согнутом положении рук и ног. Спина касается спинки областями поясницы, лопаток и шеи снизу. Не нужно ни скрючиваться над рулем в позе дворняжки, нашедшей кость, ни отваливаться на спинку сиденья, как в шезлонге на пляже. В первом случае ухудшаете себе обзор, зажимаете мышцы рук и при толчке сзади боднете головой лобовуху, во втором у выпрямлены руки, ноги не имеют твердой опоры, в общем, лучше б сидели в шезлонге — автомобилем в такой позе управлять нельзя.

Проверьте, правильно ли сидите, чуть отстранив руки от руля, а стопы приподняв на сантиметрик над полом. Заваливаетесь вперед или назад? Скорректируйте посадку, чтоб в этом положении не заваливаться. Это — правильная посадка водителя.

Сделайте кресло удобным

Кресло парит в высоте так, что водитель опирается на него лишь пятой точкой и поясницей, сам нависнув над рулем, как царь Кощей над златом? Такая посадка водителя в легковом автомобиле позволяет безошибочно угадать род занятий.Таксист! «Поза таксиста» узнаваема. Не сидите так! Это опасно и нефизиологично — мечтаете о радикулите с болями в спине и остеохондрозе с болями в шее?

Возьмитесь за руль в самой дальней точке, правой ногой до упора прижмите педаль сцепления, проследите за «тремя точками» спины и слегка согнутым положением рук и ног. Отрегулируйте высоту кресла так, чтоб оно помогало сидеть в этой позе. Заодно проверьте расстояние от макушки до потолка салона — оптимально, чтоб между ними помещался кулак, иначе на ухабистой дороге неизбежна неоднократная встреча головы с потолком.

Рулите уверенно

Правильная посадка водителя за рулем — это выполнение нескольких правил:

  • следите, чтоб снизу между ободом баранки и коленями проходила ладонь;
  • визуально руль не закрывает приборную панель;
  • руль не ощущается как слишком большой и мешающий движениям рук;
  • вы не опираетесь на руль всем весом — центр тяжести на 30% на сидушке, на 70% на спинке кресла, руль «поддерживает» только вес рук;
  • держите руки не там, где может раскрыться из ступицы руля подушка безопасности — иначе при ее раскрытии вы себе дадите по физиономии. Современный руль, как правило, эргономичен — обратите внимание на отливы для рук на ободе. Там и держите руки;
  • вообще не допускайте, чтоб при толчках вес приходился на руль и панель — в них не надо упираться, ими нужно управлять!

Положение ног

Правильная посадка водителя зависит и от положения ног. Не размещайте правую на педали газа! Поставьте ее пяткой в нижнюю точку педали тормоза. Левую, соответственно, в нижнюю точку педали сцепления. Пятки на месте, носки разведите — правая стопа уверенно попадает на педаль газа, левая в зоне отдыха. Старайтесь, чтоб ноги не взлетали над педалями ни при каких условиях!

Отрегулируйте подголовник

Не поднимайте его до уровня шеи — опасно! Если ударят сзади, вам может сломать шею. Пусть подголовник будет на уровне затылка, между ними должна проходить ладонь.

Внимание на ремень безопасности

Правильная посадка водителя за рулем — это в том числе и идущий от плеча через грудную клетку ремень безопасности! Никаких «набросил и поехал» — пристегивайтесь, пренебрежение этой деталью — наплевательство на собственную безопасность. Если вас — не дай Бог — конечно — перевернет, ремень повысит шансы выжить в 5 раз, а если ударит — то в 2. Тут тоже действует «правило ладони» — она должна проходить меж ремнем и грудью, иначе ремень будет давить. Проследите, чтоб ремень не смещался в область горла — в случае чрезвычайной ситуации он, конечно, удавит вас раньше, чем вы пострадаете как-то иначе, но нужно ли это?

Приходите к нам на уроки вождения в Минске: даже если у вас есть особенности анатомического строения, «мешающие» сидеть за рулем, частный автоинструктор с индивидуальным подходом к каждому новичку научит максимально правильной посадке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти обороты по счету
  • Как найти высоту камня брошенного вниз
  • Как найти диспетчерскую по адресу
  • Как можно найти песню только по музыке
  • Как найти наименьший радиус окружности по хорде