Как найти пошел в баню


logo2.pngКоторый день паришься, тот день не старишься
.
(Русская поговорка)

Поход в баню – дело серьезное, требует подготовки и опыта, знания некоторых хитростей. Знатный Банщик поделится секретами легкого пара, хорошего настроения и правилами банного этикета и «моды».

  • В парную без спешки и суеты!
    Нет пользы от парения второпях, баня – это праздник, удовольствие и лекарь. Выделите в своем графике несколько часов, а то и вечер для этого ритуала.
  • Выбираем баню
    Среди множества бань каждый найдет свою, идеальную. Финская сауна – горячая и сухая, восточный (турецкий) хамам – с влажным и мягким паром, русская баня универсальна – и по пару, и по градусу прогрева.
  • Перед парной только душ или бассейн
    Отложите мочалку и мыло на потом. К визиту в парилку стоит подготовиться, постояв под теплым душем несколько минут. Можно поплавать в бассейне минут 15-20, если есть такая возможность. Так мышцы приходят в тонус, улучшая пользу парной. И волосы лучше не мочить, обычно слегка увлажняют банную шапку.
  • В баню с подушкой
    Париться лучше лежа, расслабляясь и забывая обо всем. Понимающие  в комфорте люди вместо жесткого подголовника из дерева выберут подушку из войлока.
  • Правило безопасной бани
    Хороший банщик предупреждает гостей и решительно не даст занести в парную бритвы, алкоголь и даже стеклянные склянки с эфирными маслами и гелями.
  • Ничего лишнего
    Поверьте народному опыту: прежде чем париться часы, очки, все украшения надо снять. Они и испортиться могут, и обжечь ненароком.
  • Поддай пару!
    Плескать на камни, добывая пар, следует кипятком или горячим настоем трав с маслами и аромадобавками, водой с квасом и пивом. Камни не заливают, а поддают малыми порциями, в самый жар печки. Услышите хлопок от камней – это верный знак легкого, мягкого пара. А вот чтобы не обжечься волной раскаленного воздуха, необходим ковш на длинной и деревянной ручке.
  • После пара
    Попарились, под вениками прогрелись, теперь перебирайтесь на полок пониже. Пульс немного успокоится, голова прояснится, потом можно и выйти из парилки. Умеренность и несуетливость в бане – залог здоровья.

Как одеться в баню?

Кто-то посмеется, что в бане правильнее раздеваться. Знатный Банщик узнает любителей парной среди всех посетителей по правильной форме одежды – удобной, свободной и натуральной.

  • Начнем с тапочек
    Удобная и гигиеничная обувь для баньки, шьется из того же войлока, иногда с вафельным верхом и бамбуковой стелькой! В тепле и влаге даже самой чистой бани расцветают не цветы, а грибки. Тапочки – ваш защитник от микоза ног и ногтей.
  • Береги голову!
    Главное правило – не получить тепловой удар, поэтому стоит иметь в банном гардеробе войлочную шапку. Она и волосы защитит от сухости, за что особенно любима женщинами. Размер имеет значение: в идеале шапка свободно садится на голове, не стягивая ее. Для детей фетровый колпак или шапочка — вещь и вовсе обязательная! Тем, кто забыл о шапке, настоятельно рекомендую соорудить удобную чалму из вафельного полотенца.
  • Простыня и полотенце – классическая банная парочка
    В простынку и завернуться можно, и на полок постелить – от ожогов и грибков. А полотенце уже греется, поджидая хозяев в предбаннике. Лучше материала, чем хлопок, не найти. Он и влагу впитает, и к телу приятен, и сохнет быстро.

В копилку советов Банщика: как хорошо после бани не вытираться, а ждать, когда воздух подсушит кожу! И про фен лучше забыть: двойная сушка паром и горячим обдувом волосам не понравится.

  • Банный костюм – мужской и женский
    Не смущаться и не смущать, ощущать себя легко и естественно в бане помогут мужской килт для мужчин и женское парео. Надеваются они за секунды, а снимаются легким движением руки благодаря застежке на резинке и липучке. После парной, расположившись в зоне отдыха за чаем или играя в бильярд, приятно чувствовать себя на высоте в запашном халате.

А Знатный Банщик подготовил сюрприз: фирменный дизайн вафельной ткани, с забавными надписями и рисунками на «банную тематику». С такой текстильной коллекцией можно произвести впечатление в любой компании!

Веник – лучшая валюта для входа в баню

Народная истина: лучше веника в бане только два веника! Веник и помассирует, и распарит, и аромат с полезными веществами отдаст. А вот какой веник – это дело вкуса, выбор позволяет найти себе вариант по душе и телу.

Совет: индивидуальная упаковка подарит вам больше природных ароматов и сбережет целость листьев. Никогда не выливайте воду после запаривания веника, лучше средства для полоскания тела и волос после помывки не найти!

  • Березовый веник кожу ласкает, льнет к ней, впитывает пот и дает противовоспалительный эффект.
  • Дубовый веник прочнее и «работает» дольше. Он как веер загребает пар, идеален для мощного прогрева.
  • Эвкалиптовый веник – тропический гость в русской бане. Его масла творят чудо, избавляя от простуд и кашля, успокаивая нервы и поднимая иммунитет.
  • Травяной веник – кладовая полезных свойств в одной вязанке! Цветы и травы нежнее веток деревьев, но наполняют ароматами и воздух, и воду, в которой замачивались, и кожу.

Секреты травяного веника

Самые ценные травы – полынь и крапива.

Полынь пьянит горечью, снимает боль, действуя как анальгетик, и проясняет память.

Крапива – зеленый лекарь суставов, ревматизмов и болей в спине, ваш собственный мануальный терапевт в бане.

Зверобой – лечит нервы и укрепляет сердце, врачует самые сложные заболевания кожи, заживляет раны и избавляет от простуд.

Смородина и мелисса – витаминный коктейль для кожи со свежим бодрящим ароматом. Ими можно поднять настроение и бороться с депрессией.

Душица не случайно включена в состав многих косметических средств. Она питает кожу и включает механизм ее обновления. Пряный запах душицы при простудах и бронхитах помогает чуть ли не с первого пропаривания. А уж какой аппетит после ее применения!

Ромашка – скромная полевая красавица и королева домашней аптечки! Успокаивает нервы и помогает забыть о бессоннице, снимает головную боль и помогает при женских недомоганиях. Мягко заживляет раны и ожоги, псориаз и нейродермиты. Отвар ромашки и нежное поглаживание веником головы – первое средство для укрепления волос.    

Мята – нежная, освежающая мягкая. Ментол в мяте придает ей бактерицидный эффект, снимая воспаления, устраняя угревую сыпь. Мятный веник избавляет от отеков уставшие ноги, заряжает энергией. Очень полезна мята в парной при простудах, проблемах с пищеварением, головных болях и взвинченных нервах.

Подсказка Знатного Банщика: делая массаж веником, движемся от ног к голове, затем обратно.

Работа над ошибками в парной с вениками

Что же нельзя делать, отправляясь в баню с вениками?

  1. Париться поодиночке неправильно, можно потянуть расслабленные мышцы и суставы. Потому и зовут на помощь опытного банщика или парят друг друга по очереди.
  2. Веник не должен пересыхать: его сначала распаривают, а затем смачивают в теплой воде. От пересыхания листочки веника скручиваются и опадают.
  3. Веником не стегают со всей силы, это не наказание розгами. Изучите приемы массажа веником. Порой достаточно нагнетать к телу горячий воздух, регулирую его мягкими движениями.
  4. Не машите рьяно веником в горячей бане, слишком велик риск обжечься паром или каплями воды.

Веник в умелых руках превращается в волшебную палочку, дарящую здоровье и удовольствие.

Ароматный пар, эфирные масла и натуральное мыло

Баня заменяет визит и к доктору, и к косметологам и массажистам в салон красоты. Очень модная ароматерапия в бане имеет двойной эффект:

  1. Умело подобранные эфирные вещества воздействуют на организм;
  2. После парной кожа очищается и открывает поры, вот тут самое время подпитать ее маслами и масками.

Эфирные масла – душистые, очень концентрированные вытяжки из глубин растений. В темных флакончиках коллекции «Ароматерапия» от ТМ «Ботаника» содержатся тягучие и нежные масла, которые необходимы в бане для оздоровления и красоты.

  • Хвойная серия: кедр атласский, можжевельник, пихта сибирская.
  • Пряные ароматы: мелисса, мята перечная.
  • Цитрусовые: грейпфрут, апельсин.
  • Экзотика: эвкалипт.

Эфирные масла растворяют в воде: несколько капель на ковшик. Чтобы получить однородный раствор, в воду полезно добавить немного меда или морской соли. Этой ароматизированной водой поливают дерево стен или полок, замачивают в ней веники. А вот капли неразбавленного эфира на раскаленных камнях горят, это одна из грубых ошибок использования масел в парной.

 Старайтесь в парной дышать ртом: так пар, насыщенный смолистым ароматом дерева и эфирными маслами, прогреет организм изнутри. Особую пользу такой способ прогрева приносит при респираторных заболеваниях, простудах и подавленном настроении.

В копилку советов Банщика: как хорошо после бани не вытираться, а ждать, когда воздух подсушит кожу! И про фен лучше забыть: двойная сушка паром и горячим обдувом волосам не понравится.

 Мыло в бане не применяют?

Знатный Банщик согласен с этим правилом: непосредственно в саму парную, на деревянные полки вход с мылом заказан. А вот после пара, в помывочной или под душем – пожалуйста

Совет красоты от Знатного Банщика: захватите в баню мед. После распаривания нанесите его на лицо и тело, пусть он впитается, а потом попросите сделать вам массаж или потритесь шелковой рукавичкей для пилинга. Такая процедура – замечательная альтернатива салонным обертываниям. А вы знаете, что родина мелового пилинга – восточные бани (хамам)?

На Руси мылись щелоком – раствором печной золы. Он и отмывал хорошо, и прекрасно заменял современные скрабы и пилинги. Побалуйте распаренные волосы и кожу натуральным мылом, без сильнодействующей химии. В коллекции Знатного Банщика только полезные для здоровья продукты, как мыло производства ТМ «Ботаника».

Его действие так же чудесно, как названия компонентов в составе этого мыла: кофейная гуща и молотая корица, сладкий апельсин и цветная глина, измельченные травы и цветы, березовый уголь и масла какао, кокоса, ши и ним. Твердые частички выполняют роль скраба, помогают избавляться от омертвевших клеток эпителия. Масла деликатно ухаживают, заменяя маски и бальзамы. Возвращая упругость коже, они дарят ей и увлажнение, и питают ее. 

Натуральное мыло – нежная забота о коже и тайна вашей свежести и очарования.

Чем утолить жажду в бане?

Ах, как хочется пить в бане! Все потому, что в парилке организм критически теряет воду. При желании похудеть хорошо бы ограничить себя в питье часа два после бани. Ни в коем случае, даже если перегрелись, не хватайтесь за холодные напитки, да еще со льдом!

Многие знатоки парного дела перед тем, как париться, пьют мелкими глотками теплый или горячий чай, отвар из трав и ягод. В перерывах между заходами в парилку или уже во время отдыха, когда попарились-помылись, можно пить, но в меру. Алкогольные напитки в бане не в чести: они коварны и опасны в сочетании с горячим паром. Организм не всегда готов переносить такие экстремальные нагрузки: они сильно повышают давление, ощутимо увеличивают сердечный ритм. Так что осторожность тут будет к месту, берегите себя.

В копилку советов Банщика: как хорошо после бани не вытираться, а ждать, когда воздух подсушит кожу! И про фен лучше забыть: двойная сушка паром и горячим обдувом волосам не понравится.

Хит-парад напитков для бани

  • Чай – в бане всем напиткам голова
    До того, как в Россию завезли чай из Китая и Индии, люди пили травяные настои. И самыми уважаемыми были иван-чай (кипрей) и липовый цвет. Любили побаловать себя сбитнями – горячими медовыми напитками с добавлениями пряностей. Всегда к чаям полагались варенья полезные (малиновое) и с кислинкой — из крыжовника, смородины. В травяных отварах масса полезных веществ и эфиров.
  • Квас – исконно русский напиток
    Хлебный и хмельной дух кваса создан для бани. Он бодрит и веселит, при этом не вреден, что характерно для пива.
  • Ягодные морсы и натуральные соки
    О пользе свежих соков никто спорить не станет, это кладезь витаминов. Морсы – те же соки, разбавленные сладкой водой. Максимальная польза от морса с медом, листочками мяты и долькой лимона.

В бане не особо принято есть, хотя фрукты на столе приветствуются. Яблоки и груши, виноград и арбуз (по сезону) утолят жажду и поднимут настроение.

Знатный Банщик желает вам легкого пара, светлого настроения,
здоровья и чистоты в теле и сердце!

И хоть посыл понятен большинству, я полагаю, но все же хочется узнать, какой смысл, если он был, вкладывали в него изначально?)

На Руси огромных поместьев в силу боязни пожаров особо не строили .. Пришлые люди , занятые и привлечённые к работам , столовались за общим столом , а отдыхали-спали в бане . Отсюда родилось и закрепилось выражение , буквально значащее , «ну .. закончили общение — иди по своим делам .. отдыхай !» .

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Афана­сий44
[443K]

4 года назад 

Баня у славян — язычников до христианства, не банальное место водных процедур, это семейное святилище, место мистическое, место контакта яви (мира живых) и нави (мира мёртвых), но и место очищения. Впрочем и с приходом христианства осталось по — прежнему. Здесь сходятся все 4 природные стихии:

Магические ритуалы, жертвоприношения духам, восприятие родов, проведение заговоров, похоронные ритуалы впрямую связаны с банями.

Вспомнить: сказочная Баба Яга доброго молодца прежде выпаривала в бане, чем затем расспрашивать.

Ритуальное омовение умершего, опять переход яви в навь.

«Пошел в баню»! — значить грубое предложение человеку очиститься от скверны, грязи и негатива.

Потому что физическое очищение с духовным неразрывно связаны.

Невоз­мутим­ый Дождь
[162K]

2 года назад 

В последнее время оскорбительные слова стало модно, круто завуалировать, так же и с выражением «идите в баню», которое очень популярно. Напрасно видеть в этом выражении что-то интимное, воспринимать её нужно с юмором, именно так большинство и делает.

Предложу три версии возникновения выражения «идите в баню» или «иди ты в баню»:

  • В станину в бане не только мылись и очищали тело, но и проводили различные странные ритуалы. Таких как гадания, оргии. В древней Руси «иди ты в баню» — то же что и послать человека к нечистой силе, к черту.
  • Ещё одна версия, что это выражение родом из Одессы, где сочетается еврейский и русский юмор. Баня общего пользования некоего Исаковича находилась в труднодоступном месте города, услуги там предоставлялись недорогие, но о ней знали только старожилы. Именно туда и посылали назойливых людей: «Иди ты, в баню Исаковича». Позже конкретное направление «Исакович» стали опускать. Одесситы вместо идиомы «иди ты в баню», иногда применяют: «А не сходил бы ты туда, где я не смог бы найти тебя».
  • Третье мнение – это просто игра слов. Некоторые люди ходят в баню не только очистить тело, но и расслабиться, избавиться от гнева негативных эмоций, то есть в переносном смысле «выпустить пар» — это один из элементов банных процедур. Таким образом, выпустив пар, человек станет адекватным в общении. Отсюда и фраза «иди ты в баню» — приведи мозги в порядок.

Когда в нашем сегодняшнем дне, человек, чтобы грубо не выразиться, отсылает оппонента в баню — он говорит ему, иносказательно, пойди отмойся от грязи своей личной, а потом поговорим.

Есть другие ситуации, когда оппонента посылают не в баню, а грубо в ж***у, то есть в те испражнения, из которых человек пришёл с претензиями, от которых в чистой бане нет надежды отмыться вообще.

То есть, речь идёт о нравственном смысле этого выражения.

Если человек, махнув рукой, посылает другого в баню — надеется, на лучшее в этом человеке.

А если в посылает в ж**у, то может и убить, не дождавшись понимания.

Вывод для порядочных русских людей только один: в нашей русской бане, подлецы или переделываются и каются, или погибают от сильного жара.

Смысл этого выражения может и понятен всем, но повторить не мешает. «Иди в баню» употребляется по отношению к надоедливому человеку, который всех достал своими вопросами и послать которого еще дальше не позволяет воспитание. Точно такой смысл вкладывали в это выражение и наши предки, но говоря так, они на самом деле посылали зануду не мыться, а к черту. На Руси всегда баня считалась местом обитания нечистой силы, там творились по ночам страшные вещи, там жил банный черт — проказливый банник, место это было нечистое и страшное. Поэтому когда послать человека хотелось, а употреблять слово «черт» напрямую не позволяла богобоязненность, посылали к нечистому огульно — в баню.

Светл­аночк­а100
[49.2K]

5 лет назад 

Мы все конечно же помним и знаем эту знаменитую фразу лишь по советскому новогоднему фильму, который традиционно крутят на тридцать первое декабря, где мама Евгения Лукашина Марина Дмитриевна выпроваживает его друга, который к ним заявился неожиданно в неподходящий момент. Но эта фраза зародилась задолго до этого фильма как оказалось. В каком веке я конечно сейчас и не вспомню, люди тогда были очень суеверные и верили в духа который жил в бане, и когда человек сильно надоедал, а иногда даже в целях наказания посылали в баню в логово к нечистой силе, чтобы человека напугать.

Вот оказывается насколько глубоко кроется смысл.

Serge­y V Karap­in
[3.6K]

11 лет назад 

Глубоких корней этого пожелания мне найти не удалось. Видимо, это современное выражение, пошло из фильма «Ирония судьбы …», когда мама Лукашина посылает Павлика через приоткрытую дверь: — Иди в баню!

Раньше бани строили довольно далеко от домов, а часто на берегу реки, что бы воду далеко не таскать. Наверное потому и отправляя «по дальше» заканчивали отдаленным строением — баней. Ну в никуда же не отправишь..))

раньше на руси джакузи небыло душевых кабин тоже небыло)

человека облили грязью

куда его посылают? ))

В БАНЮ!))

radlo­nat
[5.9K]

4 года назад 

Выражение это существует издавна. Ведь раньше на Руси баня была местом особенным, где не только мылись, но и совершали различные обряды. Считалось, что там и нечисть всякая может обитать. Вот и посылали надоедливого или просто неугодного человека «в баню». А заодно имелось в виду очиститься от всего плохого.

владс­андро­вич
[766K]

2 года назад 

Хоть баня у славян исторически и считается символом очищения и рад этого бывало и так что туда посылали людей дабы они очистили свое тело, но вот в наше время, это выражение устаканилось после новогоднего фильма от режиссера Рязанова «Ирония судьбы», где оно очень смешно использовалось.

Знаете ответ?

Кaзaлocь бы, бaня – чтo мoжeт быть oбыдeннee? Иcпoкoн вeкoв житeли нaшeй cтpaны peгуляpнo пoceщaют этo мecтo: пapятcя, мoютcя, oбщaютcя c дpузьями. Нo дaлeкo нe вce тaк пpocтo, кaк мoжeт пoкaзaтьcя нa пepвый взгляд. Вeдь бaня – этo нe тoлькo oтдeльнoe cтpoeниe для вoдных пpoцeдуp, здecь в cтapину пpoвoдили мaгичecкиe pитуaлы, coвepшaли жepтвoпpинoшeния духaм, дaжe кaзнили людeй. Poждeниe чeлoвeкa, вcтуплeниe в бpaк и пoхopoнныe pитуaлы – вce этo нaпpямую cвязaнo c бaнeй.

Язычecкoe cвятилищe

Для язычникoв любoe мecтo, в кoтopoм cхoдятcя вce чeтыpe пpиpoдныe cтихии – oгoнь, вoдa, зeмля и вoздух – являeтcя ocoбeнным. Издpeвлe нa Pуcи бaни иcпoлняли poль ceмeйных cвятилищ, их пoчитaли кaк мecтo, гдe миp живых (явь) вcтpeчaeтcя c миpoм мepтвых (нaвь). Cчитaлocь, чтo здecь oбитaют духи пoкoйных пpeдкoв.

Дaлeкo нe cлучaйнo cкaзoчнaя Бaбa Ягa дoлжнa дoбpa мoлoдцa cнaчaлa выпapить в бaнe, a уж пoтoм paccпpaшивaть. Вeдь имeннo чepeз pитуaльнoe oмoвeниe coвepшaeтcя пepeхoд чeлoвeкa из яви в нaвь.

Иccлeдoвaтeль cтapинных тpaдиций Aндpeй Дaчник в cвoeй книгe «Бaня. Oчepки этнoгpaфии и мeдицины», кoтopaя былa издaнa в 2015 гoду в Caнкт-Пeтepбуpгe, нaпиcaл o тoм, чтo пocлe пpинятия хpиcтиaнcтвa нa Pуcи в дoмaх людeй пpoчнo oбocнoвaлиcь икoны, a poль cpeдoтoчия язычecких cил cтaлa игpaть имeннo бaня. Пocтeпeннo люди нaчaли вocпpинимaть этo oтдeльнo cтoящee здaниe, кaк мecтo oбитaния чepтeй и coвepшeния кoлдoвcких pитуaлoв.[C-BLOCK]

Пoэтoму c бaнeй cвязaнo мнoгo oбpядoвых зaпpeтoв, cpeди них:

Нeльзя мытьcя oднoму, ктo тaк дeлaeт – тoт кoлдун или вeдьмa.
Пepeд вхoдoм в бaню нужнo пepeкpecтитьcя, в caмoй бaнe кpecтитьcя нeльзя.
В бaню икoны нe внocят.
Нeльзя мытьcя в бaнe вo вpeмя пpaвocлaвных пpaздникoв, этo лучшe cдeлaть нaкaнунe.
Бaнную утвapь (тaзики, кoвши, кoчepги и т.п.) никoгдa нe пpинocят в избу.
Зaпpeщeнo cтpoить дoм нa мecтe бaни.
Нeльзя мытьcя в бaнях пo нoчaм.

Дaжe выpaжeниe «Пoшeл в бaню!» oзнaчaeт пpeдлoжeниe чeлoвeку oчиcтить cвoи пoмыcлы oт вcякoй cквepны, чтo и дeлaeтcя в язычecкoм cвятилищe.
Coглacнo пoвepьям дpeвних cлaвян, в бaнe мoжнo былo oбpecти мaгичecкиe cпocoбнocти, ecли пoйти тудa в пoлнoчь и гpoмкo oтpeчьcя oт Бoгa, cняв c ceбя пpaвocлaвный кpecт.

Ктo тaкoй бaнник?

Язычники вceгдa oдухoтвopяли нe тoлькo cвoи дoмa, нo и дpугиe cтpoeния. Ecли в дoмe жил дoмoвoй, в oвинe – oвинник, тo в бaнe – бaнник. Инoгдa eгo eщe нaзывaли «дeдушкa», чтo cвязaнo c пoчитaниeм культa пpeдкoв. Тaк чтo бaнник мoг быть и духoм мecтa, и кeм-тo из увaжaeмых пpaщуpoв кoнкpeтнoй ceмьи.

Пocкoльку физичecкoe и духoвнoe oчищeниe в нapoднoм coзнaнии нepaзpывны, в бaнях пpoвoдилиcь pитуaлы, нaпpaвлeнныe нa ocвoбoждeниe людeй oт paзличнoгo нeгaтивa, пpoблeм, дoлгoв, пopчи и cглaзa. Пepeд нaчaлoм кoлдoвcтвa знaхapь или вeдьмa oбязaтeльнo пpocили пoмoчь духa этoгo мecтa.

Инoгдa бaню тoпили, нo никтo в нeй нe мылcя. Тaк дeлaли вo вpeмя язычecких пpaздникoв, чтoбы угoдить бaннику. Для нeгo cпeциaльнo ocтaвляли вoду в шaйкe и вeник.

Кaк пpaвилo, pуccкиe кpecтьянe пoбaивaлиcь духoв, oбитaющих в бaнe. Вeдь oбижeнный нeувaжeниeм бaнник мoг и убить чeлoвeкa, coглacнo пoвepьям. A нeкaя бaбa-oбдepихa, вooбщe, былa cпocoбнa oбoдpaть c живoгo чeлoвeкa вcю кoжу, ecли тoт ocтaвaлcя в бaнe oдин и зacыпaл. Тaк люди oбъяcняли мнoгoчиcлeнныe нecчacтныe cлучaи, пpoиcхoдившиe в этoм мecтe.

Oтpaвлeния угapным гaзoм

Ceйчac в Poccии бaни тoпят пo-бeлoму. В XVII – XVIII вeкaх эти пoмeщeния в мaccoвoм пopядкe cтaли oбopудoвaть cпeциaльными тpубaми, чepeз кoтopыe выхoдит дым. A бoлee тыcячи лeт дo этoгo бaни тoпили пo-чepнoму. Дым пpocтo вaлил из вceх щeлeй этих бpeвeнчaтых cтpoeний c кaмeнными oчaгaми, a cтeны и пoтoлoк были cильнo зaкoпчeны.

Coглacнo нopмaм бeзoпacнocти, тaкую бaню нeoбхoдимo чacтo пpoвeтpивaть, oткpывaя двepь. Нo мнoгиe люди cлишкoм дopoжили тeплoм, пpeнeбpeгaли пpaвилaми. В peзультaтe, в бaнях oбpaзoвывaлacь aтмocфepa c низким coдepжaниeм киcлopoдa, a угapный гaз в coчeтaнии c выcoкoй тeмпepaтуpoй и влaжнocтью мoг зaпpocтo пpивecти к лeтaльнoму иcхoду. В гpуппe pиcкa нaхoдилиcь люди c зaбoлeвaниями лeгких и cepдeчнococудиcтoй cиcтeмы.[C-BLOCK]

Хapaктepный пpизнaк oтpaвлeния угapным гaзoм – pумянaя, пopoзoвeвшaя кoжa. Кpecтьянe cчитaли, чтo этo cepдитый бaнник зaпapил нecчacтных дo cмepти. Ecли учecть, чтo в coвpeмeнных финcких caунaх eжeгoднo умиpaют oкoлo 50-60 чeлoвeк, тo мoжнo пpeдпoлoжить, кaк мнoгo нecчacтных cлучaeв пpoиcхoдилo нa Pуcи.

Инoгдa coчeтaниe угapнoгo гaзa и тeплoвoгo шoкa нe пpивoдилo к лeтaльнoму иcхoду, a вызывaлo у людeй гaллюцинaции. Тoгдa oни и видeли в бaнях чepтeй, вoлocaтых бaб-oбдepих, вcякую дpугую нeчиcть. Пopoй в пeчaх-кaмeнкaх нaмepeннo cжигaли гaллюцинoгeнныe тpaвы (нaпpимep, бeлeну), чтoбы вoйти в измeнeннoe cocтoяниe coзнaния. Этим пpиeмoм пoльзoвaлиcь знaхapи.

Poждeниe peбeнкa

Pуccкиe кpecтьянки тpaдициoннo poжaли в бaнe, вeдь имeннo этo мecтo былo вpaтaми из нaви в явь. Нoвopoждeннoгo и eгo мaть нeoбхoдимo былo oчиcтить oт влияния пoтуcтopoнних cил, и зaнимaлacь этим бaбкa-пoвитухa, зaгoвapивaвшaя вoду.

Пocлe poждeния peбeнкa и чтeния нaд ним ocoбых мoлитв, мaлышa oтнocили в дoм, a eгo мaть дoлжнa былa пoжить в бaнe eщe кaкoe-тo вpeмя: oт тpeх днeй дo нeдeли. Этим oнa oтдaвaлa дoлжнoe духaм пpeдкoв. Люди вepили, чтo oни хopoшo oтнocятcя к пpoцeccу poдoв, paдуютcя этoму coбытию.

Цeлью oбpядoв, пpoвoдившихcя нaд жeнщинoй в бaнe, былo пoявлeниe нa cвeт здopoвoгo мaлышa, кoтopый бы poc кpeпким и cпoкoйным.
A ecли нoвopoждeнный умиpaл, чтo cлучaлocь дoвoльнo чacтo, или у нeгo oбнapуживaлиcь увeчья, дeфeкты в paзвитии, тo вce эти нecчacтья oбъяcнялиcь дeйcтвиями paccepжeннoгo бaнникa. Люди гoвopили, чтo poжeницa или бaбкa-пoвитухa чeм-тo пpoгнeвили нeчиcтую cилу или нe были внимaтeльны к peбeнку, вoт бaнник их и нaкaзaл.

Инoгдa кpecтьянки caми мoгли зaдушить нeжeлaннoгo peбeнкa, cвaлив вce нa чepтeй. В бaнe нeкoтopыe жeнщины избaвлялиcь oт бepeмeннocти, иcкуccтвeннo вызывaя пpeждeвpeмeнныe poды.

Кaзни и убийcтвa

Кaк извecтнo из «Пoвecти вpeмeнных лeт», пaмятникa дpeвнepуccкoй пиcьмeннocти нaчaлa XII вeкa, лeгeндapнaя княгиня Oльгa (oкoлo 920-969 гг.) пooчepeднo кaзнилa двe гpуппы пocлoв. Oни были пpeдcтaвитeлями плeмeни дpeвлян, пpибывшими cвaтaть ee зa cвoeгo пpaвитeля, кoтopoгo звaли Мaл. Былo этo ужe пocлe гибeли ee cупpугa – князя Игopя Pюpикoвичa.

Пepвoe пocoльcтвo дpeвлян былo пoхopoнeнo зaживo, a втopoe – coжжeнo в бaнe. Тpaдиция иcпoльзoвaть этo cтpoeниe для кaзни нeугoдных cущecтвoвaлa нa Pуcи издpeвлe. Дaннoe мecтo былo oчeнь удoбным для убийcтвa: дocтaтoчнo лишь нaтoпить пeчь пoжapчe, a cнapужи двepь пpипepeть чeм-нибудь тяжeлым. Утpoм тaм будут тpупы, кoтopыe дaжe нe нaдo oбмывaть.

Дaжe в XVIII вeкe иcтopики зaфикcиpoвaли cлучaи кaзни людeй в бaнях. Пoдoбными дeйcтвиями «пpocлaвилcя» пepвый иpкутcкий губepнaтop Кapл Львoвич фoн Фpaуeндopф (oкoлo 1710-1767 гг.). Этoт цapcкий чинoвник, кaк нaпиcaл o нeм вoeнный инжeнep и этнoгpaф Ивaн Гpигopьeвич Aндpeeв, в 1762 гoду «… мнoгиe жecтoкocти пpичиня paзным чecтным людям и зaпытaв oднoгo coлдaтa в пpиcутcтвии cвoeм в жapкo нaтoплeннoй бaнe».

Пocкoльку люди нe тoлькo пoявлялиcь нa cвeт и гoтoвилиcь к cвaдьбe в бaнях, нo и ухoдили в миp инoй чepeз этo миcтичecкoe пoмeщeниe, oнo пpoчнo accoцииpoвaлocь у pуccких co cмepтью. Инoгдa cтapoгo или бoльнoгo чeлoвeкa пapили в бaнe и ocтaвляли тaм умиpaть, пpeдвapитeльнo paзoбpaв чacть кpыши, чтoбы душe былo лeгчe oтпpaвитьcя нa нeбeca. Cлучaлocь, чтo пocлe убийcтвa пoкoйнoгo хopoнили тут жe, вeдь зимoй дpугaя зeмля былa пpoмepзлoй, и выкoпaть в нeй мoгилу oчeнь тpуднo.

Жepтвoпpинoшeния

Пepeд cтpoитeльcтвoм нoвoй бaни нужнo былo пpинecти pитуaльную жepтву духaм. Кaк пpaвилo, c этoй цeлью убивaли чepную куpицу или пeтухa, кoтopoгo зapывaли в зeмлю пoд пopoгoм будущeгo пoмeщeния.

Инoгдa в кaчecтвe жepтвы выcтупaлa дpугaя живнocть: вopoнa, кoшкa, нeбoльшaя coбaкa. Бывaлo, чтo их живьeм зaкaпывaли, чтoбы пoлучить бoльшую пoддepжку co cтopoны духoв, кoтopыe дoлжны пoмoгaть cтpoитeлям и oдoбpить вoзвeдeниe бaни в пoтуcтopoннeм миpe.

Пpaвдa, нeкoтopыe язычники нa этoм нe ocтaнaвливaлиcь. Пopoй пpи pacкoпкaх нa мecтe cтapых, paзвaлившихcя бaнь нaхoдятcя чeлoвeчecкиe кocти. Этo мoгли быть кaк пoхopoнeнныe здecь poдcтвeнники, тaк и cлучaйныe гocти, кoтopых пo oбычaю пoлaгaлocь нaпoить, нaкopмить, в бaнe выпapить. Убийcтвo тaких пocтopoнних людeй в бaнях тoжe иcпoлнялo poль жepтвoпpинoшeния духaм.
В пoлицeйcких oтчeтaх XIX вeкa coхpaнилиcь мнoгoчиcлeнныe жaлoбы людeй, кoтopым удaлocь cпacтиcь oт тaких язычникoв, пытaвшихcя умopить их в бaнe.

Фраза «Иди в баню» настолько прочно закрепилась в повседневном общении, что многие люди даже не задумываются о ее происхождении. Между тем, еще несколько веков русский человек произносил ее только в крайних случаях. Расскажем об истинном и весьма негативном значении этого фразеологизма.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, почему мозг нас обманывает. Избавишься от установок, которые портят тебе жизнь. Поймешь, как повысить самооценку, распознать депрессию и справиться с тревогой.

На Руси верили, что в каждой бане живет злой дух

Баня в деревне Мижостров на острове Кижи, республика Карелия / Википедия

Большинство из нас помнят, как в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» «мировая мама» Жени Лукашина отправила его друга подальше.

«Иди в баню!», — сказала Марина Дмитриевна назойливому герою Ширвиндта.

Сегодня мы пользуемся этой фразой, чтобы избавиться от надоедливого человека. Пожелание пойти в баню не кажется оскорбительным и звучит скорее в шутливом ключе. Но почему в старину такие слова произносили очень осторожно? Для начала нужно понять, какое значение имела баня в прежние века.

Издавна на Руси баню считали сакральным местом. Например, язычники считали, что в этом помещении проходит граница между миром живых (явь) и миром мертвых (навь), а еще в нем поселились духи умерших родственников.

Но даже после принятия христианства русские люди по-прежнему верили, что в каждой бане живет неведомая сила, хотя в углах их домов стояли иконы. Перед входом в баню они обязательно снимали нательный крест и крестились, а внутри парной этого было нельзя делать. Позднее баню и вовсе считали местом жительства нечистой силы.

«Банник». Художник Андрей Шишкин / Википедия

В старину говорили, что у каждой бани есть свой хозяин — дух «банник». Писатель и собиратель фольклора Владимир Даль дал ему подробное описание.

«Банник — злой дух, живущий в бане. В нетопленном помещении он живет всегда. Не любит рожениц»

Люди верили, что если не задобрить банника, то он разозлится и наведет страх на любого, кто парится. Например, напустит угар, обольет кипятком. А еще у него была «коллега» — женский дух «баба-обдериха», которая могла и кожу содрать с посетителя бани. Банник являлся не всем, но встречу с этим духом вряд ли можно забыть.

«Ездил я отдыхать в деревню, мне тогда еще было всего 14 лет. Вернулся я домой поздно. Дверь дома заперта на замок, а ключ лежит в бане. Зашел я туда и включил свет в бане. Обернулся — а там сидит дед. Маленький такой, с рыжей бородой, и расчесывает бороду. Он посмотрел на меня и говорит: «Привет!» Только вот голос у него был совсем не приветливый, а глаза загорелись красным. Я испугался, выбежал из бани и рванул к друзьям, привел их в баню, там уже никого не было»

Когда желали вреда, посылали в баню

«Банник». Художник Иван Билибин / Википедия

Именно такие представления о русской бане наполняли фразу «Иди в баню» мрачным смыслом. Эти слова использовали не в качестве пожелания физического очищения. На самом деле, таким способом наши предки посылали к черту плохого человека. Они хотели, чтобы он обязательно встретился с нечистью и помучился.Получается, в те времена фраза «Иди в баню» была аналогична пожеланию вреда.  Об этом же пишет и профессор Валерий Мокиенко в своей книге «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное».

Конечно, сегодня мало кто придает бане такое же сакральное значение и мало кто верит в банника или бабу-обдериху. По этой причине фраза «Иди в баню» чаще всего произносится и воспринимается с улыбкой. Но все же стоит помнить о ее истинном значении.

В баньке на даче совместно с тетушками

Хочу рассказать что со мной приключилось несколько лет назад, когда Я сдал школьные экзамены за 9 класс. Меня пригласила одноклассница Марина к себе на дачу отметить окончание учебного года. Я согласился, так как было скучно, а там я надеялся развлечься. Когда я приехал на дачу, оказалось что там еще находятся 4 мо-их одноклассницы: Яна, Аня, Людмила и Настя, которых она тоже пригласила, так как они были её подружки.

Родители Марины уехали в город оставив нас одних. Так как было жарко хоть и было начала июня Мы всей компанией решили пойти на речку искупаться. Девчонки разделись и пошли купаться, я же остался на берегу караулить вещи. Когда девчонки искупались я пошел поплавать. Затем мы все стали загорать на берегу, играя в карты. Я при этом вглядывался в стройные фигурки девчонок в купальниках представляя их без них. Но это были всего лишь мысли. Затем мы пошли на дачу.

Вечером Марина сказала, что приготовила баню, чтобы можно было по-мыться. Девчонки стали о чем-то совещаться. Я же стал готовиться идти в баню, когда девчонки закончат мыться. Внезапно Марина сказала мне: Пойдем в баню вместе с нами! Я спросил что она имеет в виду. Она сказала, что они посовещавшись решили предложит мне помыться вместе с ними в голом виде.

Мы заметили как ты нас разглядывал на пляже, так вот это твой шанс увидеть нас пятерых голенькими. Я сказал что надо подумать. Она сказала — докажи нам, что ты нормальной ориентации, а то парни из класса а их было еще 6 считают тебя голубым они то уже все занимались сексом с девчонками. Мы так не думаем вот и решили тебя проверить. Я решил согласиться, так как другого шанса увидеть столько девчонок голыми уж точнее не предвидится. Я сказал что согласен. Когда баня нагрелась девчонки стали собираться мыться сказав мне, что она зайдут первыми а потом меня позовут. Они зашли в пред-банник и стали раздеваться, было слышно, что они с шумом вошли в баню.

А затем зашел в предбанник и тоже стал раздеваться. Не успел я раздеться до трусов как дверь бани приоткрылась, выглянула голова Марины которая сказала: Снимай трусы и заходи. Я решительно снял плавки и зашел в баню. И оторопел – Моим глазам предстало 5 полностью голых девочек. Которые во всю стали разглядывать мою письку, которая тут же поднялась. Я тоже откровенно начал разглядывать их прелести. У всех были хорошо развитые титьки, а между ног густая растительность. Марина сказала мне разглядывай нас сколько хочешь, а когда наразглядываешься, и твоя писька опуститься тебя ждет сюрприз.

Они стали просить меня побить их веником, что я стал делать с большим удовольствием разглядывая их титьки и лобки. Девчонки сначала слегла смущались быть при мне голыми, но потом смущение исчезло. Через минут 40 моя писька действительно опустилась. Девчонки это заметили и Марина сказала: У нас к тебе деликатный вопрос? Разрешишь ли ты нам потрогать твои половые органы? Меня хватила дрожь. О она продолжила: Мы предлагаем тебе пощупать наши титьки и лобочки,

Рассказ про баню зимой с женщиной

. Солнце еще не встало, а Мишка уже был на Барсучьем бору. Там, километрах в трех от деревни, стоял пустующий домик серогонов. Мишка сделал еще ходку до деревни, притащил рыбацкие снасти и, вернувшись назад, замел еловым лапником свои следы.

Теперь он чувствовал себя в безопасности, затопил жаркую буржуйку, наварил картошки, с аппетитом поел.

Солнце стояло уже высоко, когда он отправился к реке ставить верши. С высокого берега открывалась неописуемая красота лесной речки, укрытой снегами. Мишка долго стоял, как зачарованный, любуясь искрящимся зимним миром. На противоположной стороне реки на крутом берегу стояла заснеженная, рубленая в два этажа из отборного леса дача бывшего директора леспромхоза, а ныне крутого бизнесмена –лесопромышленника. Окна ее украшала витиеватая резьба, внизу у реки прилепилась просторная баня. Дача была еще не обжита. Когда Мишка уезжал в Питер, мастера из города сооружали камин в горнице, занимались отделкой комнат. Теперь тут никого не было. И Мишка даже подумал, что хорошо бы ему пожить на этой даче до весны. Все равно, пока не сойдет снег, хозяевам сюда не пробраться. Но тут же испугался этой мысли, вспомнив, что за ним должна охотиться милиция.

Он спустился к реке, прорубил топором лед поперек русла, забил прорубь еловым лапником так, чтобы рыба могла пройти только в одном месте, и вырубил широкую полынью под вершу.

Скоро он уже закончил свою работу и пошел в избушку отдохнуть от трудов. Избушка была маленькой, тесной. Но был в ней особый лесной уют. Мишка набросал на нары лапника и завалился во всей одежде на пахучую смолистую подстилку, радуясь обретенному, наконец, покою.

Проснулся Мишка от странных звуков, наполнивших лес. Казалось, в Барсучьем бору высадился десант инопланетян, производящих невероятные, грохочущие, сотрясающие столетние сосны звуки. Мишка свалился с нар, шагнул за двери избушки.

— Путана, путана, путана! — гремело и завывало в бору.— Ночная бабочка, но кто ж тут виноват?

Музыка доносилась со стороны реки. Мишка осторожно пошел к берегу. У директорской дачи стояли машины, из труб поднимались к небу густые дымы, топилась баня, хлопали двери, на всю катушку гремела музыка, то и дело доносился заливистый девичий смех.
У Мишки тревожно забилось сердце. Он спрятался за кустами и, сдерживая подступившее к горлу волнение, стал наблюдать за происходящим.

Он видел, как к бане спустилась веселая компания. Впереди грузно шел директор их леспромхоза, следом, оступаясь с пробитой тропы в снег и взвизгивая, шли три длинноногие девицы, за ними еще какие-то крупные, породистые мужики. Скоро баня запыхала паром.

Изнутри ее доносилось аханье каменки, приглушенный смех и стенания.

Наконец, распахнулись двери предбанника, и на чистый девственный снег вывалилась нагишом вся развеселая компания. Мишкин директор, тряся отвислым животом, словно кабан пробивал своим распаренным розовым телом пушистый снег, увлекая компанию к реке, прямо в полынью, где стояла Мишкина верша.

Три ображенные девицы оказались на льду, как раз напротив Мишкиной ухоронки. Казалось, протяни руку и достанешь каждую.
От этой близости и вида обнаженных девичьих тел у Мишки, жившего поневоле в суровом воздержании, закружилась голова, а лицо запылало нестерпимым жаром стыда и неизведанной запретной страсти.

Словно пьяный, он встал, и, шатаясь, побрел к своему убогому пристанищу. А сзади дразнил и манил волнующе девичий смех и радостное повизгивание.

В избушке смолокуров он снова затопил печь, напился чаю с брусничным листом и лег на нары ничком, горестно вздыхая по своей беспутной никчемной жизни, которая теперь, после утреннего заявления по радио, и вовсе стала лишена всякого смысла.

Мишка рано остался без родителей. Мать утонула на сплаве, отец запился. Сказывают, что у самогонного аппарата не тот змеевик был поставлен. Надо было из нержавейки, а Варфоломей поставил медный. Оттого самогонка получилась ядовитая.

Никто в этой жизни Мишку не любил. После ремесленного гулял он с девицей и даже целовался, а как ушел в армию, так тут же любовь его выскочила замуж за приезжего с Закарпатья шабашника и укатила с ним навсегда.

А после армии была работа в лесу, да пьянка в выходные. Парень он был видный и добрый, а вот девиц рядом не случалось, остались в Выселках одни парни, девки все по городам разъехались. Тут поневоле запьешь! Уж лучше бы ему родиться бабки Саниным козлом! Сидел бы себе на печи да картошку чищеную ел. Ишь, в кабинете ему студено!

Мишке стало так нестерпимо жалко самого себя, что горючая слеза закипела на глазах и упала в еловый лапник.

. Ночью он вышел из избушки, все та же песня гремела на даче и стократным эхом прокатывалась по Барсучьему бору:

«Путана, путана, путана,
Ночная бабочка, но кто ж тут виноват?»

Столетние сосны вздрагивали под ударами децибелл и сыпали с вершин искрящийся под светом луны снег. Луна светила, словно прожектор. В необъятной небесной бездне сияли лучистые звезды, и, ночь была светла, как день.

Мишку, будто магнитом, тянуло опять к даче, музыке и веселью. И он пошел туда под предлогом перепроверить вершу. Ее могли сбить, когда ныряли в прорубь, или вообще вытащить на лед.

Директорская дача сверкала огнями. берега Мишка видел в широких окнах ее сказочное застолье, уставленное всевозможными явствами. Кто-то танцевал, кто-то уже спал в кресле. Вдруг двери дачи распахнлись, выплеснув в морозную чистоту ночи шквал музыки и электрического сияния.

Мишка увидел, как кто-то выскочил в огненном ореоле на крыльцо, бросился вниз в темноту, заскрипели ступени на угоре, и вот в лунном призрачном свете на льду реки он увидел девушку, одну из тех трех, что были тут днем. Она подбежала к черневшей полынье, в которой свивались студеные струи недремлющей речки, и бросилась перед ней на колени.

Мишка еще не видывал в жизни таких красивых девушек. Волосы ее были распущены по плечам, высокая грудь тяжело вздымалась, и по прекрасному лицу текли слезы.

Вновь распахнулись дачные двери, и на крыльцо вышел мужчина:

— Марго! — крикнул он повелительно.— Слышишь? Вернись! Видимо, он звал девушку, стоявшую сейчас на коленях перед полыньей.
— Маля! — повторил он настойчиво,— Малька! Забирайся домой. Я устал ждать.

Девушка не отвечала. Мишка слышал лишь тихие всхлипывания. Мужчина потоптался на крыльце, выругался и ушел обратно. Девушка что-то прошептала и сделала движение к полынье.

Мишке стало невыносимо жалко ее. Он выскочил из кустов и в один миг оказался рядом с девицей.

— Не надо! — сказал он деревянным голосом.— Тут глубоко. Девица подняла голову.
— Ты кто? — спросила она отрешенно. От нее пахло дорогими духами, вином и заграничным табаком.
— Мишка,— сказал он волнуясь.
— Ты местный?
— Живу тут. В лесу,— все так же деревянно отвечал Мишка. Девица вновь опустила голову.
— А я Марго. Или Маля. Путана.
— Это, стриптизерша, что ли?
-Да нет. Путана.

Мишка не знал значения этого слов и решил, что путана — это фамилия девицы.

-Ты, это, не стой коленками на льду-то,— предупредил Мишка.— А то простудишься.

Девица вдруг заплакала, и плечи ее мелко задрожали. Мишка, подавив в себе стеснение, взял ее за локотки и поставил рядом с собою.

— Слышишь, Мишка,— сказала она вдруг и подняла на него полные горя прекрасные глаза.— Уведи меня отсюда. Куда-нибудь.
И Мишка вдруг ощутил, что прежнего Мишки уже нет, что он весь теперь во власти этих горестных глаз. И что он готов делать все, что она скажет.

— У меня замерзли ноги,— сказала она.— Погрей мне коленки. Мишка присел и охватил своими негнущимися руками упругие колени
Мали. Ноги ее были голы и холодны. Мишка склонился над ними, стал согревать их своим дыханием.

— Пойдем,— скоро сказала она.— Уведи меня отсюда скорее.

— Они поднялись по тропе в угор. Неожиданно для себя Мишка легко подхватил ее на руки и понес к своему лесному зимовью. А она охватила его руками за шею, прижалась тесно к Мишкиной груди, облеченной в пропахшую дымом и хвоей фуфайку и затихла.
Когда Мишка добрался до избушки, девушка уже глубоко спала.

Он уложил ее бережно на укрытые лапником нары и сел у окошечка, прислушиваясь к неизведанным чувствам, полчаса назад поселившимся в его душе, но уже укоренившимся так, словно он вечно жил с этими чувствами и так же вечно будет жить дальше.
Маля чуть слышно дышала. Ночь была светла, как день. За окошком сияла прожектором луна.

Дачная баня

Я разомлела в тепле и задремала вполглаза. Горячая доска перестала жечь спину. Не хотелось даже потягиваться. В ногах на полке стоял чайник; вода в нем исходила паром. Лень было сесть и удовлетворить любопытство — кипит или нет?

В парную без стука вошел Саша с обмотанным простыней торсом, с двумя вениками в одной руке и с кружкой в другой.
— Ойк! — вякнула я и резво перевернулась на живот.
Горячий воздух от быстрого движения обжег колени. Я осторожно поправила войлочную шапку и стала украдкой наблюдать за Сашей из-за плеча, из-под полусомкнутых ресниц. Парень оказался хорошо сложенным, в теле, с курчавыми волосами на груди и животе. Мои губы бессовестно растянулись в улыбке, и я спрятала лицо.
— Ну, как? А, Иринка? — поинтересовался Саша.
— Бить будешь? — лукаво спросила я, приподняв голову.
— А ты как думала?

Саша надел грубо пошитые варежки, налил из кружки квасу в ковш с водой и плеснул в отверстие наверху печи. Прозрачный пар с резким шумом рванулся вверх и в стороны, обдал меня жаркой волной. Маленькую парную заполнил дразнящий запах хлеба. Саша легонько похлопывал меня двумя вениками, помахивал ими, гоняя вокруг меня горячий хлебный дух. Безобидные похлопывания становились крепче и настойчивее, воздух обжигал ноздри, дышать стало тяжело. Я запросила пощады.
— Лежи, — приказал мой мучитель.
— Я. Ох. Ох.
Я стонала, не в силах произнести ни слова. Хозяин снова поддал пару.
— Переворачивайся, — сказал он.
— У!
— Переворачивайся, кому сказал!
Это был приказ. Я послушно перевернулась на спину и прикрыла соски ладонями, не потому, что стеснялась — мне уже было безразлично — а потому что их невыносимо жгло. Я задыхалась, воздуха не хватало. Легкие сокращались почти вхолостую.
— Ох.

В голове панически металась только одна мысль: «Умру. Умру. ». Саша негромко смеялся и продолжал беспощадно стегать меня вениками. Происходящее казалось мне ненастоящим, стены парной — мультяшными, нарисованными. Я уже ничего не соображала, когда Саша отложил веники, крепко взял меня за предплечья, поднял с полки и поставил на ноги. Мельком я увидела кипящую в чайнике воду. Парень, все так же поддерживая меня за предплечье, вывел из бани — в чем была, нагишом — и запихал меня в ванну с родниковой водой, которая лилась туда из природного источника. Вода чистая, студеная, с голубинкой, сладковатая на вкус. Холода я не почувствовала.

Из ванны я выбралась самостоятельно, Саша деликатно вернулся в баню. В предбаннике кое-как набросила на себя простыню и в полном бессилии рухнула на скамейку. Вытянулась на ней, насколько позволяла длина. Спасибо, жива осталась. Только сейчас обнаружила, что на мне так и красуется банная шапочка. Стянула ее, подсунула под голову. Тело затопила жаркая волна — последствие ледяной ванны. Казалось, я выдыхала огонь. Из парной доносились хлесткие удары веником — мой банщик взялся теперь за себя. Никакого сравнения с городской баней, с ее толчеёй, холодной раздевалкой и неприятным запахом в душной парилке.

Саша выскочил из парной, в два шага миновал моечную и пронесся мимо — бордовый, исходящий паром, с березовым листом на ягодице. С улицы донесся мощный всплеск и молодецкое уханье.
Вернулся, спрятав достоинство в горсти, по-пингвиньи ссутулившись. Задвинул зад за дверь моечной и позвал:
— Пошли, Ириш!
— Куда?
— Как куда? Мыться.
С распаренного лица капала вода, один глаз мигал, другой вращался. Я вдруг поняла, что стесняюсь наготы, и его, и своей. Удивилась — что это я, ни с того, ни с сего, стеснительной стала?
— Не.
— Ну, как хочешь. Пей квас и иди мойся, я отдохну пока.

Так мы и мылись — по очереди, запоздало стесняясь друг друга. Саша ходил в парилку еще. Баня настолько меня измотала, что я не знала, как выбраться из моечной, как одеться. Побрела в дачный домик, где и упала на кровать.

Ужин я приготовила заранее, перед баней, на летней кухне. Кухонька аккуратная, с нарисованным на всю стену пейзажем, с занавесками. В углу на табурете стояла гитара. Теперь мы с Сашей ужинали и рассказывали друг другу о себе. Познакомились мы два года назад. Точнее, только видели друг друга на судне, где Саша в то время был третьим помощником. Я принесла капитану таможенные декларации. Затем я видела его на корпоративном новогоднем вечере, он как раз списался на берег. Мы даже о чем-то побеседовали. И с тех пор стали здороваться, если видели друг друга в пароходстве или на улице.
Теперь он признался, что боялся подойти. Я удивилась:
— Почему?
— Ну, ты такая. Такая.
— Да ну тебя. в баню. Ты уже второй помощник, и такую ерунду говоришь, — рассмеялась я.

Саша — парень видный. На новогоднем вечере девчонки из соседнего отдела «висели» на нем, как собаки на медведе.
— Чш! Не шуми, — шикнул он. — Потревожишь на ночь домового — он спать не даст, пугать будет.
— Да ну?
— Не веришь? Здесь домовой живет. Как братан приедет с друзьями отдыхать, нашумят, а потом всю ночь слушают, как домовой по даче ходит и всё роняет.
Я смеялась, не верила. А вот брат — это уже интересно.
— У меня тоже брат есть, младше на три года, — сообщила я.
— Мой тоже младше на три года, — обрадовался Саша. — А ты заметила, что у нас родинки на руках совпадают? Вот эти четыре штучки?
Родинки и впрямь совпадали, и это казалось важным.
— Знаешь, а ты мне всегда нравился. Улыбчивый такой, как солнце ясное.
«А еще добрый и по-мужски агрессивный», — мысленно добавила я.

Парень потянулся за гитарой, но я его остановила:
— Саша, я чуть живая после бани. Давай-ка я помою посуду и уже лягу. Завтра споешь мне.
Он засмеялся:
— Понравилась банька-то? Иди, ложись. Посуду сам помою. Успеешь еще.
Последнее замечание я пропустила мимо ушей и поплелась на второй этаж, где стоял старый-престарый диван, навечно разложенный. Дача мне нравилась. Поселок маленький, тихий, с аккуратными ветхими домиками, в основном двухэтажными. Стояла тишина, только за стенами посвистывала неугомонная птичка да с летней кухни доносилось приглушенное бряцанье посуды.
Саша пришел минут через двадцать. Торопливо разделся в темноте, забрался под одеяло. Я забилась в самый угол, отвернулась от него, испуганная и счастливая.
— Ты где? — сорванным голосом спросил Саша. Нашел меня, перехватил рукой поперек живота и потянул к себе.

. Я барахталась в густой паутине и никак не могла из нее выбраться. Я боюсь паутину до полусмерти, как же меня угораздило в нее залезть?! Задыхаясь от ужаса, я судорожно размахивала руками. Сзади подошел Саша и выдернул меня из тенёт. Крик ужаса вырвался из моего горла, я услышала его со стороны и не узнала собственный голос — ничего человеческого в крике не было. Села на кровати, тяжело дыша, вся в испарине, холодной и липкой. Саша проснулся, тоже сел, обнял меня.
— Сон, Саша. приснилось мне.
— Домовой, домовой, ты зачем ее напугал? Это моя жена. Не пугай больше.
Какая жена?
— Это домовой, не бойся, Ира. Он безобидный, пугает только.
Сейчас я готова была поверить во что угодно.
— Он больше пугать не будет?
— Не будет. Один раз, и все. Я же ему сказал.
— Никогда во сне не кричу. Я свои кошмары смотрю молча. В первый раз, честное слово!
— Всё, всё, не бойся. Спи.

Мы улеглись. Саша тут же уснул, а я лежала без сна, удивляясь, почему он назвал меня женой. Ухаживает за мной всего неделю. Несерьезно все это. Мне, конечно, пора было уже остепеняться, что-то решать со своей сумбурной, бестолковой жизнью. Я наслаждалась личной свободой и пользовалась ею, как мне заблагорассудится. Жизнь в гражданском браке мне не понравилась. В глубине души я хотела замуж — «по-настоящему», потому как «неофициальный» брак я ни на грош не ценила. С сожителем рассталась, потосковала и забыла. Исполнять обязанности супруги больше не хотелось. Кухня, посуда, уборка вгоняли меня в тоску. Какая из меня жена? Выйду замуж за Сашу — придется не просто готовить, а готовить вкусно, посуды будет в два раза больше, уборки тоже. Придется стирать его носки и гладить рубашки, приноравливаться к его предпочтениям, недостаткам и многое терпеть. Еще не знаю, что именно. А еще он вчера сказал, что хочет двоих детей. Это ужасно. От мысли, что несколько лет я не буду принадлежать самой себе, каждая клеточка моего тела запротестовала. Нет, не хочется.

Я прислушалась — не бродит ли по даче домовой? Стояла такая тишина, что шумело в ушах. Я приткнулась к горячей Сашиной спине, еще непривычной, и заснула.

Сахалинская июньская ночь выстудила воздух, утро накрыло дачный поселок туманом. Я проснулась рано. Лежала, притихнув под Сашиным боком, слушала птичий щебет и чириканье. Улыбалась. Ни о чем не хотелось думать. Распаренные в бане косточки и мышцы до сих пор томились в неге.
Проснулся Саша. Еще глаза не открыл, полез целоваться — Ира, Иришка. Подмял меня под себя. На лице — радостная улыбка. Самое сладостное соитие любви — утреннее, когда тело проснулось только наполовину, слепая страсть за ночь немного притушена, зато не спит зрячая нежность.

Утомившись, Саша с неохотой выпустил меня и поднялся:
— Печку надо топить.
Я откинула одеяло с намерением встать, вякнула от холода и юркнула обратно.
— Не май месяц, — пошутил хозяин, быстро оделся и с грохотом спустился на первый этаж. Я лежала в тепле, слушала, как он кочегарит печку. Рядом бродили мысли, толковые и не очень, я лениво отгоняла их прочь.

Когда в домике потеплело, я оделась и отправилась умываться. Вышла на порог, постояла. Туман окутал березки и елочки вокруг дачи, прикрыл массивный стол со скамьями и длинные грядки. Серый дым из трубы перемешивался с белесым туманом. Рядом с крыльцом росли ландыши, чуть подальше — громадный ковер незабудок. «Вот выйду за него замуж — буду пахать на этих грядках», — подумала я, испортила себе настроение, поежилась от сырого холода и пошла в баню.

Там было тепло и сухо, и я с удовольствием умылась. Расчесаться не удалось. Волосы от родниковой воды стали мягкими, пушистыми и слушаться не желали. «Чего ради я решила, что он собирается на мне жениться? — думала я. — Мы же не в сказке. Успокоил меня ночью, чтобы я не боялась, только и всего. Да и замуж надо по любви идти. А сердце молчит». Удовлетворившись этой мыслью и расстроившись окончательно, я побрела на летнюю кухню готовить завтрак.

Печка уже топилась и там. Я затеяла гренки. Пришел Саша, собственнически ухватил меня за бока, так, что я пискнула, уселся на рассохшийся табурет.
— Что приснилось-то?
— А, — отмахнулась я. — Паутина. Будто я в ней бултыхаюсь, а ты меня вытащил. Боюсь ее так, что аж ноги отнимаются.
— Нашла чего бояться. Я вот — смеяться будешь — гусей боюсь. В детстве на меня в деревне гусь напал, страх так и остался.
— А что это ты меня женой назвал? — не утерпела я.
— Так ты же здесь надолго!
— Почему?
— Домовой только своих пугает. Мы, когда дачу купили, все поначалу страшные сны смотрели. Орали по очереди. Потом перестали. Сколько гостей у нас ночевало — никому ничего не снилось. Так что, Ир. — Саша развел руками и засмеялся. — Думай, что хочешь. Когда мне за тобой ухаживать? Через неделю — в море. Дождешься?
«Нет, Саша, это ты думай, что хочешь. Ошибся твой домовой. Да и на кой далась тебе гулящая девка? Мало того, что гулящая, так еще жадюга, выпивоха и показушница».
— Я ужасная, Саша, ты просто не знаешь.
— Славная, добрая! И готовишь вкусно.
Саша напился чаю с гренками и забренчал на гитаре.

Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове нормальная погода.
Прибой мою тельняшку просолил,
И я живу у самого восхода.
(Слова Михаила Танича)

Я остро ощущала тоненькую, призрачную нить, протянувшуюся между нами еще неделю назад, и опасалась шевельнуться, чтобы не порвать ее неосторожным движением, вздохом. А Саша пел, глядя на меня влюбленными глазами — бархат и масло, и его сильный, свободный голос отрывал меня от земли.

Спустя год, в мае или июне, я с домовым поговорила. Думала, разговариваю с Андрейкой, восьмилетним Сашиным кузеном. В домике на втором этаже перегорела лампочка. Вечером я в полумраке разбирала белье, кому что стелить, и болтала с Андрейкой, который поднялся вслед за мной. Вернее, я говорила, а он не отвечал, только хитренько улыбался и бесшумно расхаживал туда-сюда. Как потом оказалось, кузен все это время общался внизу со своей теткой, моей свекровью.

А ведь неспроста рожица у домового была такая хитрющая — ведь он оказался прав.
Ну, а баня. Никуда она не делась и сладости своей не растеряла. Одна из радостей нелегкой супружеской жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить акт поломки оборудования
  • Как найти периметр треугольника зная точки
  • Как найти массу раствора koh
  • Как составить схему спп ссп бсп
  • Геометрия как найти площадь сечения пирамиды