Посторонние и потерянные корни.
Комплекс уравнений,
при решении которых выполняются тождественные преобразования, приводящие к появлению посторонних корней или их потере.
Рассмотрим несколько конкретных примеров, где некоторые преобразования уравнений приводят к новым уравнениям, неравносильным данному, что ведёт к появлению посторонних корней или их потере.
Пример 1.
Дано уравнение 3х(х – 1) = 5(х – 1).
1 способ решения:
Раскроем скобки в данном уравнении, перенесём все члены в левую часть и решим квадратное уравнение.
3х² — 8х + 5 = 0
Корни уравнения х = 1, х= .
2 способ решения:
Сократить обе части уравнения на общий множитель (х – 1), то получится уравнение
3х = 5, которое имеет всего лишь один корень х = .
Таким образом, деление обеих частей уравнения на множитель, содержащий неизвестное, может привести к потере корней.
Пример 2.
Дано уравнение 2х -3 = 5 .
Данное уравнение имеет единственный корень х = 4.
Возведём обе части этого уравнения в квадрат, получим (2х – 3)² = 25.
Решая это уравнение, найдём корни: х = -1, х = 4.
Новое уравнение(2х – 3)² = 25 неравносильно исходному уравнению 2х – 3= 5.
Корень х = -1 не является корнем исходного уравнения, следовательно, является посторонним корнем.
Посторонний корень может появиться при возведении обеих частей уравнения в квадрат, вообще в чётную степень.
Пример 3.
= 0.
Сократим дробь, стоящую в левой части уравнения на х и получим уравнение
х·(х – 1) = 0
Решим данное уравнение: х = 0 или х – 1= 0
х = 1,
т.е. корни данного уравнения 0 и 1.
Корнем исходного уравнения 0 не является, так как в исходном уравнении придётся делить на ноль, а так как на 0 делить нельзя, то х = 0 — посторонний корень.
Ответ:1.
Посторонний корень может появиться при сокращении дроби на выражение, содержащее неизвестное.
Пример 4.
= 2 — х
Решение:
Возведём обе части уравнения в квадрат (возведение в чётную степень)
х + 4 = 4 – 4х + х²
х² -5х = 0
х = 0
х= 5
х= 5 – посторонний корень
Так как уравнение f²(х) = g²(х) является уравнением — следствием не только для уравнения
f(х) = g(х), но и для уравнения f(х) = — g(х). Поэтому при возведении в квадрат корни не теряются, но посторонние корни появиться могут. Уравнения не равносильны, но они равносильны на области определения: х 2.
Уравнение исходное можно заменить на равносильную систему
При решении иррациональных уравнений надо делать проверку подстановкой корней в исходное уравнение или использовать ОDЗ в зависимости от того, где вычисления выполняются легче.
Пример 5.
= х – 2
Возведём обе части уравнения в квадрат.
()²= (х – 2)²
2х – 1 = х²- 4х + 4
2х – 1 — х² + 4х – 4 = 0
— х²- 6х + 5 = 0
х = 3 + 2 = 5
х = 3 – 2 = 1
Проверка.
х= 1 х= 5
= 1 – 2 = 5 — 2
1 = — 1 – неверное 3 = 3 – верное
х= 1 – посторонний корень х= 5 – корень
Ответ:5.
Пример 6.
= —х
Возведём обе части уравнения в квадрат (возведение в чётную степень).
()² = (-х)²
1 + х = х²
х² — х – 1 = 0
4х² — 81х – 81 = 0
х=
х= х=
Проверка подстановкой в данном случае будет сопровождаться значительными трудностями при вычислении, поэтому прибегнем к использованию ОDЗ:
Из уравнения = —х —х 0
Подставим в данное неравенство полученные корни.
1) х= Имеем: —· 0 – неверное, т.к. произведение положительного и отрицательного числа отрицательно. Значит, х= — посторонний корень.
2) х= . Имеем: —· 0 – верное, т.к. произведение двух отрицательных чисел положительно. Значит, х= — корень уравнения.
Ответ: .
Посторонние корни могут появиться также при умножении обеих частей уравнения на множитель, содержащий неизвестное, если этот множитель при действительных значениях х обращается в нуль.
Пример7.
+ = |• (х-1).(х-2)0
Умножим обе части уравнения на наименьший общий знаменатель дробей, не равный нулю.
1 + 3х – 6 = — х ² + 4х -3
х ² — х – 2 = 0
х = -1 х= 2
Проверку в дробно – рациональных уравнениях делаем по условию неравенства нулю знаменателя, проверяем условие (х-1).(х-2)0
х = -1 х = 2
(-1 – 1)(-1 – 2) 0 (2 -1 )(2 – 2) 0
60- верное 00 – неверное
х— корень уравнения х— посторонний корень
Ответ: -1.
Причиной изменения множества корней уравнения во время его преобразования является применение равенств, правая и левая части которых имеют разные области определения. Вот некоторые из них:
• х = ()²
• = ·
• log(х·у) = logх + logу
• logх² = 2logх
• tg(x +y) =
• sin x =
В каждом из этих равенств область определения выражения, стоящего в правой части, является подмножеством области выражения, стоящего в левой части. Поэтому использование этих равенств слева направо может привести к потере корней, а справа налево – к появлению посторонних корней.
Пример 8.
log(х – 2) + log(х+3) = 2
Решение:
По свойству логарифмов имеем:
log(х – 2)(х + 3) = 2
(х – 2)(х + 3) = 36
х² + х — 6 -36 = 0
х² + х – 42 = 0
х =6 и х =-7 х = -7 – посторонний корень
Исходное и последнее уравнения неравносильны в ОDЗ
Чтобы исключить посторонний корень надо использовать ОDЗ или уравнение заменить равносильной системой
Пример 9.
3sinx + 4 cos x = 5
3 + 4 = 5
= 0
(3tg-1)² =0
tg =
= arctg +, n
х = 2arctg+ 2, n
При переходе от уравнения (1) к уравнению(2) могла произойти потеря корней, значит необходимо проверить, являются ли корни уравнения cos=0 корнями данного уравнения.
cos=0
= + 2, n
х = , n
Проверка.
Если х = , n,тогда 3sin() + 4cos () = 5, х
0 + 4(-1) = 5 – не верно, значит х = , n, не является корнями исходного уравнения.
Ответ: х = 2arctg+ 2, n
Итак, в процессе решения каждое уравнение заменялось на какое-то новое, а у нового уравнения естественно могут быть свои корни. Проследить за изменением корней, не допустить их потери и отбросить лишние корни – это и есть задача правильного решения уравнений.
Проверка корней и потеря корней
В ходе решения уравнений, выполняя различные преобразования, можем получить уравнение-следствие. Это может произойти, если применить одну из теорем — (4), (5) или (6) — не проверив факт выполнения ограничений, заложенных в формулировке теоремы.
Пример:
возведём в квадрат левую и правую части равенства
x−2=4
.
x−22=16;x2−4x+4=16;x2−4x−12=0;x1=6,x2=−2.
Второй корень (-2) не является корнем исходного уравнения
x−2=4
. Мы получили посторонний корень, так как левая часть уравнения может быть отрицательной, и при возведении левой и правой частей в квадрат не выполнено условие теоремы (5).
Область определения уравнения может увеличиться, если при его решении:
1) избавляемся от знаменателя, содержащего переменную;
2) избавляемся от знака корня чётной степени;
3) избавляемся от знака логарифма.
Обрати внимание!
Для выявления посторонних корней при переходе к уравнению-следствию необходима проверка всех найденных корней.
Посторонние корни могут появиться при:
1) расширении области определения уравнения;
2) возведении левой и правой частей уравнения в одинаковую чётную степень;
3) умножении левой и правой частей уравнения на имеющее смысл выражение с переменной.
При решении уравнений, при замене одного уравнения другим может как появиться посторонний корень, так и потеряться какой-то корень.
Корень можно потерять при:
1) делении левой и правой частей уравнения на выражение (h(x)) (при h(x)≠0);
2) сужении области определения уравнения.
(1) способ: (2) способ:
x2=104;2lgx=4;x2=10000;lgx=2;x1=100,x=100.x2=−100.
При решении вторым способом произошла потеря корня (x=-100).
Причина здесь — в неправильном применении формулы, которая сузила область определения выражения, т. е. вместо правильной формулы
lgx2=2lg|x|
(область определения (x) — любое число, кроме (0)) мы воспользовались неправильной формулой
lgx2=2lgx
, перешли к выражению с областью определения (x>0), т. е. только положительные числа. Область определения уменьшилась и в неё не вошёл отрицательный корень уравнения.
Поэтому, применяя при решении уравнения какую-либо формулу, необходимо проследить, чтобы в правой и левой части формулы ОДЗ переменной были бы одинаковыми.
Самостоятельная работа «Разложение многочлена на множители»
1 вариант
№1. Разложить многочлен на множители:
1. 14 – 14m2, 2) 3a – 3a3, 3) 3×2 – 24xy + 48y2, 4) 3a4 – 12a3 – 12a2,
5) a2 2ab + b2 – 25, 6) a + 5b + a2 25b2, 7) x2 – y2 – 6x + 9.
№2. Решить уравнение:
1. 7х3 – 63х = 0, 2) 49х3 – 14х2 + х =0, 3) х3 – 5х2 – х + 5 =0,
4) х3 – 3х2 – 4х + 12 =0, 5) х4 + 2х3 + 8х + 16 = 0.
…………………………………………………………………………………………………
Самостоятельная работа «Разложение многочлена на множители»
1 вариант
№1. Разложить многочлен на множители:
2. 14 – 14m2, 2) 3a – 3a3, 3) 3×2 – 24xy + 48y2, 4) 3a4 – 12a3 – 12a2,
5) a2 2ab + b2 – 25, 6) a + 5b + a2 25b2, 7) x2 – y2 – 6x + 9.
№2. Решить уравнение:
2. 7х3 – 63х = 0, 2) 49х3 – 14х2 + х =0, 3) х3 – 5х2 – х + 5 =0,
4) х3 – 3х2 – 4х + 12 =0, 5) х4 + 2х3 + 8х + 16 = 0.
………………………………………………………………………………………………
Самостоятельная работа «Разложение многочлена на множители»
1 вариант
№1. Разложить многочлен на множители:
3. 14 – 14m2, 2) 3a – 3a3, 3) 3×2 – 24xy + 48y2, 4) 3a4 – 12a3 – 12a2,
5) a2 2ab + b2 – 25, 6) a + 5b + a2 25b2, 7) x2 – y2 – 6x + 9.
№2. Решить уравнение:
3. 7х3 – 63х = 0, 2) 49х3 – 14х2 + х =0, 3) х3 – 5х2 – х + 5 =0,
4) х3 – 3х2 – 4х + 12 =0, 5) х4 + 2х3 + 8х + 16 = 0.
Самостоятельная работа «Разложение многочлена на множители»
2 вариант
№1. Разложить многочлен на множители:
1. 7х2 28, 2) 3a3 – 108a, 3) 3×2 – 48xy + 192y2, 4) 75a6 + 30a4 – 3a2,
5) х2 + 2ху + у2 – 64, 6) m2 + 16n2 + 8mn –b2, 7) a2 – c2 – 6a + 9.
№2. Решить уравнение:
1. 7х3 – 28х = 0, 2) 81х3 + 36х2 + 4х =0, 3) х3 + 4х2 + 4х + 16 =0,
4) х3 – 2х2 – 9х + 18 =0, 5) a4 + 2a3 + 8a + 16 = 0.
…………………………………………………………………………………………….
Самостоятельная работа «Разложение многочлена на множители»
2 вариант
№1. Разложить многочлен на множители:
1. 7х2 28, 2) 3a3 – 108a, 3) 3×2 – 48xy + 192y2, 4) 75a6 + 30a4 – 3a2,
5) х2 + 2ху + у2 – 64, 6) m2 + 16n2 + 8mn –b2, 7) a2 – c2 – 6a + 9.
№2. Решить уравнение:
1. 7х3 – 28х = 0, 2) 81х3 + 36х2 + 4х =0, 3) х3 + 4х2 + 4х + 16 =0,
4) х3 – 2х2 – 9х + 18 =0, 5) a4 + 2a3 + 8a + 16 = 0.
………………………………………………………………………………………………..
Самостоятельная работа «Разложение многочлена на множители»
2 вариант
1 №1. Разложить многочлен на множители:
1. 7х2 28, 2) 3a3 – 108a, 3) 3×2 – 48xy + 192y2, 4) 75a6 + 30a4 – 3a2,
5) х2 + 2ху + у2 – 64, 6) m2 + 16n2 + 8mn –b2, 7) a2 – c2 – 6a + 9.
№2. Решить уравнение:
1. 7х3 – 28х = 0, 2) 81х3 + 36х2 + 4х =0, 3) х3 + 4х2 + 4х + 16 =0,
4) х3 – 2х2 – 9х + 18 =0, 5) a4 + 2a3 + 8a + 16 = 0.
Ответы:
1 вариант
№1 1) 14(1 – m)(1 + m),
2)3a(1 – a)(1 + a),
3) 3(x – 4y)2,
4) – 3a2(a + 2)2,
5) (a + b – 5)(a + b + 5),
6) ( a + 5b)(1 + a – 5b),
7) (x – 3 – y)(x – 3 + y).
№2. 1) 0, 3, 3,
2)0,
,
3) 5, 1, 1,
4) 3, 2, 2,
5) 2.
2 вариант
№1 1) 7(х – 2)(х + 2),
2)3a(а – 6)(а + 6),
3) 3(x – 8y)2,
4) – 3a2(5a2 1)2,
5) (х + у – 8)(х + у + 8),
6) ( m + 4n b)(m + 4n + b),
7) (a – 3 – c)(f – 3 + c).
№2. 1) 0, 2, 2,
2)0,
,
3) 4,
4) 2, 3, 3,
5) 2.
2
Рациональные уравнения – это уравнения, в которых и левая и правая части – рациональные выражения. Рациональное уравнение называется целым, или алгебраическим, если в нем нет деления на выражение, содержащее переменную. Решением, или корнем уравнения, называется всякое значение неизвестного х, при подстановке которого в обе части уравнения получается истинное числовое равенство. Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет.
Если в результате преобразований мы заменим исходное уравнение следствием, то при решении нового уравнения мы можем получить корни, не являющиеся корнями исходного уравнения, т. е. посторонние корни. Однако, это не страшно, так как от посторонних корней, как правило, можно легко избавиться с помощью проверки.
Дробно-рациональные уравнения
Если в рациональном уравнении есть деление на выражение, содержащее переменную, то уравнение называется дробно-рациональным.
Решение дробно-рационального уравнения сводится в конечном итоге к замене исходного уравнения целым уравнением, которое равносильно исходному уравнению или является его следствием.
При решении дробного уравнения целесообразно поступать следующим образом:
- определить область допустимых значений переменной х (ОДЗ);
- найти наименьший общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
- умножить обе части уравнения на общий знаменатель и привести подобные;
- решить получившееся целое уравнение.
Пример. Решить уравнение: (frac{x}{x-2}-frac{7}{x+2}=frac8{x^2-4}).
Решение: В самом начале перенесем все слагаемые в левую сторону, чтобы справа остался 0. Получаем:
(frac{x}{x-2}-frac{7}{x+2}-frac8{x^2-4}=0).
Теперь приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:
(begin{aligned} &frac{x}{x-2}-frac{7}{x+2}-frac8{(x-2)(x+2)}=0 \[6pt] &frac{x(x+2)-7(x-2)-8}{(x-2)(x+2)}=0 \[6pt] &frac{x^2+2x-7x+14-8}{(x-2)(x+2)}=0 \[6pt] &frac{x^2-5x+6}{(x-2)(x+2)}=0. end{aligned})
Данное уравнение эквивалентно системе: (begin{cases} x^2-5x+6=0\ (x-2)(x+2)ne0 \ end{cases})
Первое уравнение системы – это квадратное уравнение.
Вычисляем дискриминант: (D=b^2-4ac=(-5)^2-4cdot1cdot6=25-24=1=1^2).
Далее, по формуле корней квадратного уравнения находим:
(x_1=frac{-b+sqrt{D}}{2a}=frac{-(-5)+1}{2}=3; \x_2=frac{-b-sqrt{D}}{2a}=frac{-(-5)-1}{2}=2.)
Теперь решим второе неравенство: произведение множителей не равно 0 тогда и только тогда, когда ни один из множителей не равен 0.
Необходимо, чтобы выполнялись два условия: (begin{cases} x-2ne0\ x+2ne0 \ end{cases} Leftrightarrow begin{cases} xne2\ xne-2 \ end{cases} )
Получаем, что из двух корней первого уравнения подходит только один – 3.
Ответ: (x=3).
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Иррациональное уравнение – это уравнение, в котором переменная находится под знаком корня. Для решения такого уравнения необходимо избавиться от корня. Однако это может привести к появлению посторонних корней, которые не являются решениями исходного уравнения. Для выявления таких корней необходимо подставить все найденные корни в исходное уравнение и проверить, соблюдается ли равенство.
Шаги
-
1
Запишите уравнение.
- Рекомендуется использовать карандаш, чтобы иметь возможность исправлять ошибки.
- Рассмотрим пример: √(2x-5) — √(х-1) = 1.
- Здесь √ — это квадратный корень.
-
2
Обособьте один из корней на одной стороне уравнения.
- В нашем примере: √(2x-5) = 1 + √(х-1)
-
3
Возведите обе стороны уравнения в квадрат, чтобы избавиться от одного корня.
-
4
Упростите уравнение, сложив/вычтя подобные члены.
-
5
Повторите описанный выше процесс для избавления от второго корня.
- Для этого обособьте оставшийся корень на одной стороне уравнения.
- Возведите обе стороны уравнения в квадрат, чтобы избавиться от оставшегося корня.
- Для этого обособьте оставшийся корень на одной стороне уравнения.
-
6
Упростите уравнение, сложив/вычтя подобные члены.
-
- Сложите/вычтите подобные члены, а затем перенесите все члены уравнения влево и приравняйте их к нулю. Вы получите квадратное уравнение.
-
-
7
Решите квадратное уравнение через формулу нахождения корней квадратного уравнения.
- Решение квадратного уравнения показано на следующем рисунке:
- Вы получите: (х — 2,53)(х – 11,47) = 0.
- Таким образом, х1 = 2,53 и х2 = 11,47.
- Решение квадратного уравнения показано на следующем рисунке:
-
8
Подставьте найденные корни в исходное уравнение и отбросьте посторонние корни.
- Подставьте х = 2,53.
- — 1 = 1, то есть равенство не соблюдено и х1 = 2,53 является посторонним корнем.
- Подставьте х2 = 11,47.
- Равенство соблюдено и х2 = 11,47 является решением уравнения.
- Таким образом, отбросьте посторонний корень х1 = 2,53 и запишите ответ: x2 = 11,47.
Реклама
- Подставьте х = 2,53.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 12 715 раз.