Как найти правильного свечей

Как купить правильные свечи зажигания

От правильного подбора автомобильных свечей
зависит стабильность работы системы зажигания бензинового двигателя, а значит — всего агрегата. Эти элементы относятся к расходным материалам, и автовладельцу нужно знать, как правильно выбрать свечи под свой мотор.

Чем отличаются свечи зажигания

Помимо очевидных параметров, присутствуют и такие, которые с первого взгляда незаметны. Но могут спровоцировать затрудненный запуск, перебои, или даже достаточно быстро привести к поломке ДВС. На какие различия обратить внимание?

  • Диаметр и шаг резьбы — с несоответствующими характеристиками не сможете вкрутить в головку блока цилиндров.
  • Высота резьбовой части — если короткая 12-миллиметровая свечка не принесет вреда при небольшом пробеге (пока не зарастут сажей свободные витки резьбы в ГБЦ), то длинная (19 мм) может «убить» двигатель, встретившись с поршнем.
  • Калильное число — один из основных параметров. Характеризует тепловой режим работы. Излишне «холодные» свечи не будут очищаться и покроются нагаром, из-за которого мотор станет работать нестабильно. Горячие спровоцируют детонацию, вплоть до калильного зажигания. Визуально можно различить по толщине и длине керамического конуса центрального электрода.
  • Уплотнение — сминаемым кольцом или конусной посадкой (зависит от конструкции ДВС).
  • Размер шестигранника — встречаются изделия под ключ от 13 до 25,4 мм. Установив более крупные — есть шанс, что «свечник» большего диаметра не поместится в колодце.
  • Присоединение высоковольтного провода — резьба под гайку (устаревший тип) или наконечник стандарта SAE. Если у вас старый мотоцикл — не огорчайтесь. У большинства изделий переходник откручивается.
  • Количество и материал электродов — существуют как классические с одним боковым, так и различные модификации — с раздвоенным, двумя, тремя, и даже четырьмя разрядниками.

«Многоискровые» свечи получили народное название от визуального эффекта, когда при высокой частоте искрообразования замечаем множество вспышек между всеми электродами. На самом деле разряд всего один, и возникает он по кратчайшему пути. Но за счет того, что расстояние практически одинаковое — он поочередно проскакивает между разными контактами, создавая видимость одновременных искр во всех направлениях.

b-1.jpg

«Горячие» или «холодные» свечи — какие лучше?

Правильный выбор — те, которые соответствуют рекомендации производителя транспортного средства. Осознанное отклонение в ту или иную сторону допустимо, когда пользователь четко знает, с какой целью это делается.

Например, машина работает преимущественно на холостом ходу в «пробках» или не успевает прогреваться при коротких поездках — штатный вариант быстро покроется нагаром, т.к. не будет самоочищаться. Поэтому нужны более «горячие».

Если двигатель эксплуатируется с максимальной нагрузкой (автогонки, дрифт, буксировка тяжелого прицепа) — то во избежание локального перегрева и детонации допустимо установить более «холодный» комплект.

Оптимальная температура в районе разрядника — 400-850 градусов Цельсия. Чем более высоконагруженный ДВС — тем холоднее нужны свечи. На один и тот же силовой агрегат в разном исполнении (индустриальный, судовой, автомобильный, гоночный) рекомендации могут отличаться.

Маркировка свечей зажигания

Единого стандарта нет — у разных производителей обозначение не совпадает. В общем случае число характеризует время до возникновения калильного (самопроизвольного) зажигания. Чем значение больше — тем холоднее. Буква R (или русская «Р») обозначает встроенное сопротивление для снижения радиопомех.

В надписи на изоляторе или корпусе зашифрованы данные:

  • диаметр и длина резьбы, размер ключа и тип уплотнения;
  • калильное число и выступание теплового конуса;
  • материал центрального электрода и наличие резистора;
  • габариты, область применения и особенности конструкции;
  • межэлектродный зазор, тип и количество электродов.

В рамках статьи дать исчерпывающую характеристику по маркировке различных фирм-производителей не представляется возможным — для этого придется написать целую книгу. Но консультанты Topdetal владеют необходимой информацией, и помогут подобрать свечи для вашего автомобиля, предложив на выбор несколько брендов в разных ценовых категориях.

Свечи какого производителя выбрать?

Предпочтения зависят от бюджета, знаний и предъявляемых требований.

  • Не желаете вникать в тонкости конструкции и применяемости — берите «оригинал». Он изготовлен одним из «грандов» индустрии, и точно подойдёт для вашего авто. Это наиболее простой, но дорогой вариант.
  • Доверяете только «топовым» производителям — к вашим услугам Bosch, NGK, Champion, Denso. Эти компании поставляют на конвейеры автозаводов оригинальные запчасти.
  • Хотите сэкономить? Правильно отрегулированный «гражданский» мотор ничуть не хуже будет работать с Brisk, отечественными ЗАЗС, недорогими Finwhale
    или Lecar.

Стоит ли переплачивать за иридий и платину?

Если для вашего авто рекомендован специфический материал сердечника (платиновый, иридиевый, медный) — придется смириться (или сократить срок замены). Нужно ли заниматься тюнингом, меняя обычные на «модные» — каждый решает сам. Исправный двигатель прекрасно работает и на штатных.

Пытаться реанимировать проблемный движок, «пожирающий» масло и переливающий топливо — применимо как временная мера. Возможно, что на одном из нескольких боковых электродов окажется меньше отложений, а тонкий центральный все-таки даст вспышку. И неисправный ДВС заведется.

t1548.jpg

Как менять свечи и что делать, когда сорвал свечную резьбу

Обслуживание сводится к визуальному осмотру (проверке искровым пробником и зазора щупом) или профилактической замене согласно инструкции к авто (в советское время существовали и разборные запальные свечи) при пробеге 20-60 тыс. км.

Этилированный бензин, неисправности цилиндро-поршневой группы и сложные условия (заторы, повышенные нагрузки) могут уменьшить срок использования комплекта. В то же время известны случаи работы на протяжении более 100 000 километров.

Несколько практических рекомендаций.

  • Заменяйте только на холодном моторе — затянутые «от души» на прогретом впоследствии будет сложно выкрутить.
  • Превышать рекомендованное усилие затяжки не стоит — нитки резьбы тонкие, а головка блока обычно алюминиевая. Для точного дозирования момента пригодится динамометрический ключ.
  • Чтобы легче было менять в следующий раз — проведите карандашом по резьбовой части — графит не даст «прикипеть» в процессе эксплуатации.

Если вы переусердствовали, и повредили резьбу — используйте набор для восстановления резьбы «пружинкой» или ввертыш
(футорку). При наличии опыта возможно обойтись без снятия ГБЦ — ремонт займет менее часа.

Диагностика двигателя по состоянию свечей

Помимо прямой функции (искрообразования) — это точный диагностический инструмент. По характеру нагара можно судить о качестве топливовоздушной смеси, состоянию ЦПГ:

  • песочного оттенка, однородный — нормальный вид;
  • сажевый бархатистый — богатая смесь. Отсутствует (белый цвет) — обедненная;
  • дорожки на конусе — «пробой», показание к замене;
  • черные маслянистые хлопья — попадание масла в камеру сгорания;
  • эрозия, оплавление, отколотая керамическая часть — признаки детонации.

Своевременный контроль свечей зажигания обеспечит уверенный запуск двигателя, стабильные мощностные характеристики и экономию топлива. Уделите зажиганию несколько минут во время техобслуживания — и мотор будет радовать вас безотказной работой.

Илья Илмарин

Аромат, воск и пламя: как правильно подобрать свечи для дома

Какое свидание может состояться без свечей? Это палочка-выручалочка в моменты, когда нужно расслабиться, настроить себя на правильное состояние и «заземлиться». А если свеча обладает приятным ароматом, то можно отложить поход в спа-салон – он уже у вас дома!

Какие еще чудеса хранит в себе застывший воск с торчащим фитилем  разбираемся в статье.

Роза, прополис, лаванда, мед, сандал – сегодня можно найти ароматические свечи на любой вкус. Однако важно выбирать не только приятно пахнущие изделия, но и следить за тем, чтобы они были достаточно качественными. Обращайте внимание на материал, из которого изготовлена свеча. Парафин, например, тот еще засланный казачок в мире свечей: он настолько токсичен, что способен вызывать головные боли и даже мигрень. Врачи не советуют пользоваться изделиями из этого материала в самом крайнем случае хорошенько проветривать помещение после того, как свеча прогорела. Но какое у вас оправдание жечь подобный товар после такой информации?

К сожалению, очень часто люди сами не понимают, что стало причиной их плохого самочувствия, а походы к докторам не дают никаких результатов. Поэтому важно сразу после выявления недомогания исключить все факторы, способные влиять на здоровье. При горении парафин выделяет канцерогены, которые не просто вызывают головные боли, но и являются причиной возникновения астмы, рака, нарушают работу пищеварительной системы и т.д. И это еще не все! В плавящемся парафине образуются вещества бензол и толуон, которые вызывают аллергические реакции. Золотая жила для предприимчивых докторов!

Что же делать, если свечи так вредны? Неужели придется поставить крест на новом хобби и сдержанно отказываться
от попыток друзей поджечь фитиль в вашем присутствии?
Неужели теперь даже не постоять украдкой над чужой свечой, жадно вдыхая
ароматный дым?
Не нужно идти на такие жертвы! Спасение есть, и это изделия из натурального воска!

Восковые свечи: инструкция по применению

Что нужно знать перед тем, как приступить к использованию восковых свечей? Например, что их средний объем равен 120 мл. Он сгорает приблизительно за 20 часов. Важно, чтобы каждая минута отведенного времени использовалась максимально грамотно. Как раз для этих целей дизайнеры советуют обзавестись специальной емкостью с крышечкой, куда можно поместить свечу. Некоторые производители сами заботятся об этом. Например, свеча под названием «Розмарин и тимьян» сразу же идет в аккуратной баночке с резьбой. Крышка оберегает изделие от пыли и помогает легко потушить пламя, перекрыв доступ кислорода к огню. Такие нехитрые чудеса из учебника физики за пятый класс!

Когда хочется добавить больше огня в серые будни, стоит присмотреться к свечам с двойным фитилем, как у ароматной «Малиновой сангрии». Захмелеть от нее не получится, но пламя будет ярче, запах – выразительнее, однако и сгорать свеча примется с большим энтузиазмом.

Дизайнеры интерьера знают, что восковые свечи для дома не просто безопасны, они еще и полезны для здоровья, поскольку при горении, в отличие от парафина, восковые изделия выделяют специальные ферменты, которые помогают уничтожить вредные микробы в помещении. Некоторые пользователи приспособились настолько, что зажигают свечи с хвойными ароматами, такими как «Кипарис и лавровое дерево», в качестве ингаляций. Вдыхая
регулярно подобные запахи, можно избавиться от заложенного носа и заодно продезинфицировать
комнату.

Особенное место в нише свечей для дома занимают изделия, созданные своими руками. Это по-настоящему уникальные продукты с индивидуальностью, выраженной через оригинальную форму и необычный аромат. К ним относится, например, свеча «Доминиканское Какао». Аромат знакомого с детства напитка помогает привнести уют, где бы вы ни находились. Кажется, еще немного, и можно услышать, как по телевизору крутят «Ну, погоди!», а мама на кухне готовит завтрак.

Зачастую изготовители используют необычные названия, которые не всегда напрямую связаны с ароматами. Например, как пахнет «Вечер у камина»? Приятными встречами, неторопливыми разговорами, огнем и потрескивающими дровами. Все это удалось воплотить в одном аромате, который будет радовать хозяев все 20 часов горенияЕсли давно мечтали о камине, но в маленькой студии его некуда ставить, такой
вариант точно придется по вкусу.
И камин окажется уже не нужен.

arrow

arrow

Как найти «ту самую» ароматическую свечу

Если выбор пал на свечи с приятным ароматом, при их выборе нужно знать несколько правил:

1. Запах должен подчеркивать атмосферу квартиры, не выбиваться из нее и естественно сливаться с обстановкой дома.

2. Важно учитывать, есть ли у хозяев аллергия, и если есть, то аллергенные ароматы исключить из пользования.

3. Остерегаться откровенно химозных запахов. Термоядерный запах ромашки или ладан, от которого взвоют не только бесы,
но и рецепторы носа
означают, что в свече нет ничего натурального, а значит, она представляет угрозу здоровью.

arrow

arrow

Подбирать свечу лучше всего под определенную комнату. Так, для спальни подойдут более расслабляющие ароматы с лавандой, а для ванной можно выбрать тонизирующие и бодрящие композиции, где будут чувствоваться цитрус, мята и хвойные растения. И, конечно, можно ориентировать на сезоны. Например, к зиме идеально будет взять свечу с ароматом мандаринов и елки или что-то наподобие «Камчатки» с нотами ели, кедра, мускуса и ванили.

В
битве идеальных подарков выигрывает свеча, которая точно останется в доме даже
после того, как вся отгорит. Представьте
изделие с гладкими натуральными
камнями
, которые можно вытащить из подсвечника и положить в качестве
украшения на блюдце или салфетку. Свеча LITTLE LOVE – это именно то, что нужно.
Использовать с осторожностью:
аметист, розовый кварц и горный хрусталь
заставят навсегда запомнить дарителя.

Подбирать свечи можно даже просто под настроение. Любителей креатива впечатлят
изделия необычной формы.
Как вам идея с «мягким» квадратом 
«Бабл»? Восковые шарики
собираются в разноцветный куб 6х6.
Выглядит такое изделие прямо как десерт
– хочется съесть. Поэтому обращайте внимание на хлопковый фитиль наверху во
избежание казусов.

Неароматические свечи

Такие изделия часто используют в качестве декора – их совсем не обязательно сжигать. Да и далеко не у каждого поднимается рука подпалить фитиль восковой Афродиты или египетской богини-кошки Бастет, выполненных из воска. Они могут, например, годами стоять на полке рядом с красивым кашпо и просто радовать глаз своей красотой.

Как пользоваться

Для того, чтобы насладиться покупкой на полную катушку, перед каждым использованием подрезайте верхушку фитиля. Если этого не сделать, на стенках сосуда будет копиться копоть, а сама свеча примется испускать темный дым. В этом случае поищите рецепты домашней копченой колбасы.

Чтобы перед приемом гостей изделие подарило свой аромат комнате, важно зажечь ее за полчаса перед их приходом

Важно знать меру в использовании свечек. Нет смысла зажигать ароматические изделия более, чем на 3 часа. По истечении этого времени запах уже не будет выделяться, а вот воск все так же продолжит плавиться. Это происходит из-за того, что масла не выделяют аромат на слишком высоких температурах нагрева. Если хочется продолжить, придется остудить пыл и подождать, когда воск снова застынет.

Тушение свечи – тоже своеобразный ритуал. Если просто подуть на горящий фитиль, он «обрадует» нас дымом, запах которого сведет на нет всю ароматерапию. Чтобы этого не случилось, многие производители стали изготавливать подсвечники сразу вместе с крышечкой. Ею можно просто накрыть горячую свечу, и она сама потухнет из-за нехватки кислорода. Например, такое приспособление есть у свечей «Кокосовый Пломбир». Хозяйке на заметку: после использования свечи банку можно использовать для варенья.

Заядлые «свечники» приобретают специальные приспособления для тушения горящих фитилей. Они похожи на «сломанные» колокольчики без язычка на длинной ручке. 

Любители «зажечь» рекомендуют выбирать свечи с фитилем из натурального материала. Также бывает, что основание фитиля изготавливается из металла. Важно, чтобы оно было сделано именно из свинца. Если бы организм мог говорить, он бы сказал вам «спасибо».

Еще один способ сохранить свою свечу в адекватном состоянии – подрезать фитиль после горения. Так аромат не будет испорчен запахом копоти. Для того, чтобы избавиться от обгоревшей части свечи, используют специальное приспособление – металлический триммер-ножницы для фитиля. Лучше всего подрезать на 3-5 мм. После этого свеча будет гореть намного ровнее и перестанет коптить.

Подводим итоги 

1.  Не покупайте парафиновые изделия! Только натуральный воск, только хардкор.

2.   Если хотите, чтобы горело сильно и мощно, берите свечу с двумя фитилями.

3.   Следите, чтобы фитили тоже были сделаны из натуральных материалов.

4.   Не задувайте свечу: используйте специальное приспособление или крышечку.

5.  Перед вторым и последующими использованиями подрезайте фитиль, если не хотите жить с ароматами дымка в квартире.

6. Для полного погружения и эффекта «10-D» подбирайте ароматы и внешний вид свечи под интерьер.

7.   Ожидая гостей, зажигайте ароматическую свечу за полчаса перед их приходом.

8.   Не жгите изделие более трех часов подряд.

На первый взгляд, выбор свечей зажигания прост: открываем инструкцию к машине, находим нужную маркировку, покупаем. Всё усложняется, когда рекомендованных вариантов несколько. Да и производители свечей регулярно что-то усовершенствуют, разрабатывают и выпускают новые модели. И выбор становится не таким уж простым. Посмотрим, какие свечи зажигания есть на рынке и в чём их отличия.

Устройство свечи зажигания

Чтобы понять, чем свечи отличаются друг от друга, нужно разобраться в их устройстве.

Принципиально конструкция свечи зажигания не меняется уже много лет. Внутри металлического корпуса проходит центральный электрод (проводник), отделённый керамическим изолятором. На верхний контактный вывод свечи подаётся ток, который, пройдя внутри по всей длине электрода, упирается в… тупик. Но рядом с ним есть ещё один электрод — заземляющий (боковой), соединённый с корпусом свечи. В воздушном промежутке между электродами возникает мощный (несколько тысяч вольт) электрический разряд — искра, которая и поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.

Искровой зазор свечей

Расстояние между центральным и боковым электродами свечи — искровой зазор — напрямую влияет на работу двигателя. Больше зазор — длиннее искра, лучше сгорание смеси, выше мощность. Но чем шире зазор, тем сложнее создать в нём искру и тем выше риск, что электричество найдёт себе другой путь: пробьёт изолятор свечи, высоковольтный провод или катушку зажигания. Поэтому искровой зазор — это всегда компромисс, тщательно рассчитанный инженерами.

В процессе эксплуатации электроды изнашиваются, и искровой зазор постепенно растёт, увеличивая нагрузку на катушки зажигания. Точно отрегулировать зазор вручную сложно: речь идёт о десятых долях миллиметра. Лучше просто менять свечи вовремя, не дожидаясь их сильного износа и поломок.

Выбираем свечи зажигания

Выбираем свечи зажигания

Холодные и горячие свечи. Калильное число

При работе свеча ощутимо нагревается (до 800–900 °C) — неудивительно, учитывая количество проходящих через неё вольт. С одной стороны, это хорошо: высокая температура помогает свече самостоятельно очищаться от нагара. Но это же порождает проблему для мотористов: если свеча чересчур раскалится, то смесь в цилиндре может зажечься не от искры, а от контакта с самой свечой. Такой эффект называют калильным зажиганием.

Калильное зажигание не сулит ничего хорошего. Его последствия схожи с детонацией (хотя это разные процессы): неконтролируемое воспламенение смеси ведет к росту температуры двигателя, падению мощности, повреждению деталей.

Старые карбюраторные двигатели при калильном зажигании могли работать, даже будучи выключенными — до тех пор, пока не остынут свечи или не кончится бензин. Этот необычный эффект ушёл в прошлое с появлением электронного впрыска топлива.

Теплостойкость свечей определяется калильным числом: в зависимости от него свечи делятся на холодные (меньше нагреваются при работе) и горячие (нагреваются сильнее). Степень нагрева свечи регулируют конструктивно — длиной изолятора.

К сожалению, не существует единой шкалы калильных чисел: каждый производитель обозначает их, как хочет. Причём у одних брендов меньшему числу соответствуют более холодные свечи, у других — более горячие. Настоящая путаница! Остаётся пользоваться сравнительными таблицами. Ниже приведены значения для свечей Denso, NGK и Bosch.

Калильное число свечей

Как и искровой зазор, калильное число — это компромисс. Холодные свечи применяют в форсированных двигателях, которые часто крутят до отсечки (например, на гоночном треке). В таком режиме стойкость свечей к нагару не важна, а вот стабильная работа под нагрузкой — на первом месте. Горячие свечи нужны маломощным моторам, долго работающим вхолостую (автошколы, промышленность) — здесь требуется хорошая самоочистка свечей. Ну, а для обычных машин производители подбирают что-то среднее.

Иногда автомобилисты меняют свечи зажигания сезонно. На зиму ставят свечи чуть горячее рекомендованных — на них образуется меньше нагара, что упрощает запуск в мороз. А на лето — холоднее, они стабильнее при высоких нагрузках в жару. Нужна ли такая сезонная смена свечей — решать вам. Всё зависит от условий эксплуатации и капризности двигателя. Но инструкции к современным автомобилям такую практику обычно не поощряют.

Количество боковых электродов

Внешние особые приметы свечей — электроды, над ними производители колдуют постоянно. И над центральным, и над боковыми — последних может быть и несколько.

Многоэлектродные свечи понадобились, когда мотористы стали внедрять первые катушки зажигания и принцип холостой искры (например, в системе зажигания Toyota DIS-2 в конце 90-х), где искрообразование происходит в два раза чаще. А значит, в два раза выше и износ электродов. Чтобы компенсировать это, свечам добавили второй боковой электрод: искра каждый раз проскакивает к менее изношенному. Сегодня встречаются свечи и с тремя-четырьмя электродами.

Выбираем свечи зажигания

Вопреки расхожему мнению, несколько боковых электродов не улучшают искрообразование и сгорание смеси, зато могут увеличивать ресурс свечей зажигания на некоторых моторах. Если автопроизводитель рекомендует многоэлектродные свечи, значит того требует примененная система зажигания, и нужно использовать именно их.

Толщина центрального электрода

В современных системах зажигания с отдельной катушкой для каждой свечи важнее не количество боковых электродов, а толщина центрального. Лабораторные тесты наглядно показывают: чем тоньше центральный электрод, тем лучше работает свеча. Улучшается искрообразование, эффективнее сгорает смесь, уменьшается расход топлива и вредные выбросы. Свечи с тонкими электродами лучше самоочищаются от нагара и менее чувствительны к увеличению искрового зазора в процессе износа.

Чем тоньше центральный электрод, тем эффективнее работает свеча.

Стандартный материал центрального электрода свечи — сплав никеля и хрома, такие свечи называют никелевыми. Производители экспериментируют и с другими металлами (медью, серебром, иттрием), добавляя их в сплав, чтобы улучшить характеристики свечей. Но толщина электрода никелевых свечей остаётся большой — около 2,5 мм. Сделать его тоньше нельзя — тепловая эрозия быстро «съест» электрод, существенно сократив и так небольшой ресурс никелевой свечи. Решением стали электроды из тугоплавких драгоценных металлов.

«Драгоценные» свечи. Иридий и платина

Электроды из редкоземельных драгметаллов — платины и иридия — получаются в пять раз тоньше никелевых. И в пять раз надёжнее: обычные свечи служат примерно 20 тысяч км, а «драгоценные» — около 100 тысяч. Правда, и стоимость таких свечей выше в 4–5 раз, зато вы существенно сэкономите на работе по их замене.

Выбираем свечи зажигания

Сравнение искры толстого и тонкого электродов.

Платина стала первым редкоземельным металлом, массово применённым в свечах зажигания. Платиновые наплавки на центральном и боковом электродах заметно уменьшили износ электродов и увеличили ресурс свечи. Толщину электрода платиновой свечи удалось уменьшить до 1,1 мм, что заметно снизило необходимое для искры напряжение, а значит и нагрузку на катушки зажигания.

Иридиевые свечи — более современная разработка. Диаметр центрального электрода из иридия довели до рекордных 0,4–0,6 мм, что обеспечило выдающиеся показатели сгорания смеси в цилиндре и увеличение КПД двигателя. Иридий почти на порядок превосходит никель в теплопроводности, что помогает снизить температуру электрода. Для современных машин большинство производителей рекомендуют именно иридиевые свечи.

Когда пора менять свечи зажигания

Свечи нужно менять своевременно, не дожидаясь их выхода из строя. Пропуски зажигания в любом из цилиндров не пройдут бесследно для каталитического нейтрализатора выхлопа, особенно если ехать на троящем двигателе до сервиса. А цена нейтрализатора несопоставима со стоимостью комплекта свечей.

Но даже когда свечи работают нормально, не забывайте про их искровой зазор, который со временем увеличивается. Вместе с ним возрастает и нагрузка на катушки зажигания, а эти детали тоже не из дешёвых. Многие автомобилисты и не задумываются, что между старыми свечами и «внезапно» умершей катушкой есть прямая связь.

Выбираем свечи зажигания

Поэтому замена свечей зажигания должна выполняться согласно пробегу, указанному производителем, и не превышать их заявленный ресурс. Поправка на условия эксплуатации тоже не помешает. Вот лишь несколько факторов, сокращающих жизнь свечей зажигания:

  • плохое топливо, большое количество железосодержащих присадок (особенно свинца и ферроцена);
  • детонация;
  • долгие прогревы двигателя;
  • частая езда в пробках;
  • постоянная езда «в отсечке»;
  • перегрев двигателя;
  • попадание в цилиндры масла или антифриза;
  • слишком богатая или слишком бедная топливно-воздушная смесь.

Всего один пункт из этого списка способен сократить ресурс свечей зажигания на треть. Производители свечей в своих расчётах всегда исходят из нормальных условий работы и исправности двигателя. Будьте готовы, что в реальной жизни обычные никелевые свечи придётся менять каждые 15–20 тысяч км, а иридиевые или платиновые — каждые 50–70 тысяч. И, разумеется, всегда меняйте все свечи разом.

Правильный подбор

Геометрия стандартной свечи: 14-19-16. 14 мм — диаметр резьбовой части, 19 мм — её длина, а 16 — размер верхней гайки, под которую подбирается свечной ключ. Бывают и менее распространённые варианты свечей с другими геометрическими размерами — всё зависит от посадочного места в головке двигателя, предусмотренного инженерами. Важно, чтобы свечи точно соответствовали расчётной геометрии. Установка первой попавшейся свечи может закончиться повреждением поршня двигателя и капитальным ремонтом.

 Выбираем свечи зажигания

Но подобрать свечи лишь по размерам резьбы невозможно, ведь нужно учесть ещё много характеристик: искровой зазор, калильное число, материал электродов и их количество… Поэтому свечи подбирают по специальным каталогам производителей: Denso, NGK, Bosch. Или по OEM-номеру оригинальных свечей: для этого нужно найти свечу зажигания (spark plug) на схемах узлов автомобиля.

Выбираем свечи зажигания

На чьи рекомендации ориентироваться: производителя машины или свечей? В идеале они должны совпадать, но иногда встречаются расхождения. Пожалуй, приоритет стоит отдать свечным брендам — они лучше знают особенности своей продукции и регулярно выпускают новые модели, которых могло ещё не быть при начале производства вашей машины.

Но ключевые требования автопроизводителя нельзя игнорировать. Например, если в инструкции к машине указаны только иридиевые или платиновые свечи, нельзя ставить обычные никелевые, пусть и подходящие по геометрическим параметрам. Ведь катушки и вся система зажигания не рассчитаны на большее напряжение, необходимое свечам с толстым электродом, и подобная экономия рано или поздно выйдет боком. То же самое с количеством электродов. Если инженеры предусмотрели многоэлектродные свечи, значит на то были причины — именно такие свечи зажигания и нужно купить. Подходите к выбору свечей с умом, и за здравие двигателя не придётся ставить свечку.

Чистая и грязная свеча зажигания

Свечи зажигания являются составным элементом системы зажигания и служат для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя от электрической искры, которая образуется между электродами свечи зажигания. Свечи зажигания необходимо менять каждые 30-90 тыс. км, что напрямую зависит от условий эксплуатации мотора, типа устанавливаемых свечей и материалов их изготовления.

Свечи зажиганияРекомендуем также прочитать статью о том, как подобрать свечи зажигания по марке автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях подбора свечей по модели авто, а также о выборе оптимального материала изготовления свечей для конкретного мотора.

Содержание статьи

  • Почему свечи зажигания оптимально менять раньше положенного срока
  • Признаки неисправности свечей зажигания
  • Как проверить свечи зажигания
  • Проверка свечей зажигания на искру
  • Как самому почистить свечи зажигания и выставить зазор между электродами
  • Состояние двигателя по цвету свечей зажигания
  • Советы и рекомендации

Почему свечи зажигания оптимально менять раньше положенного срока

Коричневый (красный) нагар на свечах зажигания

Сбои в работе мотора указывают на необходимость проверить свечи. Как уже было сказано, свечи зажигания служат от 30 тыс. км, но это только теория, которая основывается на идеальных условиях эксплуатации ДВС. На практике средний срок службы бюджетных одноэлектродных свечей составляет не более 15-20 тыс. км. пробега.

На сокращение планового ресурса свечей сильно влияет качество отечественного топлива, городская езда на низких оборотах, частая и долгая работа мотора на холостых оборотах. По этой причине даже самые дорогие многоэлектродные иридиевые или платиновые свечи зажигания рекомендуется менять на 15-20 тыс. км. раньше заявленного срока службы.  Также в продаже могут быть представлены поддельные свечи или изделия низкого качества, которые обычно не выхаживают даже 10 тыс. км.

Признаки неисправности свечей зажигания

Проверка свечей зажигания

Начнем с того, что исправный двигатель должен работать стабильно, ровно и устойчиво как на холостых оборотах, так и под нагрузкой. Осложнение запуска двигателя, неустойчивая работа мотора на холостых оборотах и в движении, повышенный расход топлива, снижение мощности, появление шума и вибраций при работе ДВС является списком основных симптомов, которые могут указывать на проблемы со свечами зажигания.

Для контроля состояния свечей зажигания необходимо проводить регулярные осмотры. Желательно производить данную процедуру параллельно замене масла на ТО, то есть через 10-15 тыс. км. Что касается среднестатистического водителя, который проезжает около 30 тыс. км. за 12 месяцев, в таком случае следует менять обычные одноэлектродные свечи зажигания не реже 2-х раз в год.

Как проверить свечи зажигания

выкручивание и замена свечей зажигания

Признаки загрязнения или выхода из строя свечей зажигания проявляются в виде перебоев в работе мотора, двигатель с грязными или проблемными свечами троит. Так происходит по причине того, что сразу все свечи из строя обычно не выходят. Перебои начинаются только в одном или двух цилиндрах. Первым делом необходимо определить свечу, которая вышла из строя. Существует несколько способов проверки искрообразования свечей:

  • использование прибора или тестера для проверки свечей зажигания;
  • самостоятельная проверка свечей зажигания;

Для проверки свечи нужно снимать, хотя существуют и способы диагностики свечей зажигания на машине. Перед началом процедуры, которая предполагает снятие, следует выключить зажигание и приготовить специальный свечной или торцевой ключ. Инструмент понадобится для выкручивания свечей. Затем нужно осмотреть высоковольтные бронепровода зажигания. На указанных проводах обычно присутствует специальная маркировка, которая содержит в себе информацию о номере цилиндра. В том случае, если подобной маркировки нет, потребуется самостоятельно отметить доступным способом высоковольтные свечные провода.

Следующим шагом будет снятие наконечников (колпачков) со свечей зажигания. Обратите внимание, не следует тянуть за высоковольтный провод во время выполнения данной процедуры, так как можно повредить бронепровода. Для снятия необходимо держаться за сам наконечник. После снятия свечных колпаков можно выкручивать свечи при помощи ключа. Для V- образных двигателей потребуется длинный ключ с приводом, похожий на динамометрический. Также подойдет удлиненный вороток.

Во время снятия следует запомнить, какому цилиндру соответствует каждая выкрученная свеча, так как дальнейший осмотр позволит определить возможные неисправности не только свечей, но и двигателя по состоянию свечей зажигания. Начинать проверку свечей зажигания следует с визуального осмотра и проверки состояния изолятора, а также электродов. Не допускается наличие трещин или оплавления, а также других заметных дефектов. Далее свечи устанавливаются на специальный стенд или проверяются прибором. Как уже сказано выше, автомобилисты также проверяют искру свечи прямо на машине или используют мультиметр. О различных способах проверки мы поговорим далее.

Проверка свечей зажигания на искру

Проврека свечи зажигания на искру

 Чтобы проверить свечу зажигания на искру нужно поочередно отсоединять высоковольтные провода, которые соединяют свечи и прерыватель-распределитель. Делать это нужно на заведенной машине. После снятия провода прислушайтесь к работе двигателя. Если работа мотора не изменилась, тогда это значит, что удалось найти вышедший из строя элемент. В случае, когда после отсоединения мотор начинает работать еще менее стабильно, проверку необходимо продолжить.

Следующий способ проверки искры на свечах зажигания состоит в том, что необходимо снять высоковольтный провод, после чего свечу зажигания выкручивают. Затем свечу вставляют обратно в колпачок бронепровода и подносят к блоку цилиндров. В результате на свече должна появиться отчетливо заметная искра, которая будет сопровождаться характерным треском. Данный способ позволяет продиагностировать работу системы зажигания, провод и свечу.

Что касается проверки свечи зажигания мультиметром, то данный способ является малоэффективным и способен только выявить короткое замыкание внутри свечи зажигания. Для проверки один контакт тестера прикладывается к цоколю свечи (резьбовая часть), а другой ко входу свечи. Образовавшаяся искра должна пробивать от контакта к контакту на 3-4 мм.

Добавим, что мультиметром правильнее проверять высоковольтные провода зажигания. Данный прибор способен измерить сопротивление провода, после чего его следует сравнить с номинальным. Падение напряжения укажет на необходимость замены бронепровода.

Еще одним способом является проверка свечей зажигания «пистолетом». Такой «пистолет» для проверки свечей является проверочным стендом, который имеется у продавцов свечей. Указанное оборудование позволяет проверить свечи зажигания под давлением, то есть частично имитируется их условия работы в двигателе.

Проверка свечи на стенде осуществляется следующим образом:

  • свеча зажигания вставляется в паз;
  • затем на нее надевается специальный колпачок;
  • затем остается нажать на курок «пистолета» для проверки свечей;

Появление искры на электродах и загорание сигнальной лампочки с высокой долей вероятности указывает на исправность свечи зажигания, хотя полной работоспособности данный способ проверки гарантировать не может. Дело в том, что давление на стенде и в двигателе отличается. По этой причине ранее проверенная на стенде свеча зажигания с хорошей искрой все равно может не работать после установки на мотор. Если же свеча изначально не работает на стенде, тогда данный элемент следует заменить по причине очевидной неисправности.

Как самому почистить свечи зажигания и выставить зазор между электродами

зазор свечи зажигания

После снятия и внешнего осмотра свечу зажигания нужно аккуратно очистить от грязи, копоти, нагара и отложений. Делать это можно механически, при помощи щетки, которая имеет щетину средней жесткости. Еще допускается использовать абразив.

Механический способ позволяет качественно удалить нагар, но рабочие характеристики свечи зажигания обычно становятся хуже. Такая чистка обычно приводит к возникновению царапин, которые затем приводят к перегреву свечи. По этой причине необходимо очищать свечи зажигания от налета максимально деликатно.

Также можно почистить свечи зажигания химическим способом:

  • свечу обезжиривают и промывают в бензине;
  • затем свечи сушат от 30 до 60 мин;
  • далее свечи кладут в раствор ацетата аммония на 30-40 мин;

После извлечения из раствора для очистки свечи зажигания очищаются щеткой с мягкой щетиной и снова сушатся около 30 мин. Очистка сильно загрязненных свечей будет менее качественной сравнительно с механическим способом, а также потребует больше временных затрат.

Плюсом является сниженный риск механический повреждений. Завершением очистки является проверка зазора между электродами свечей. Оценивается зазор между электродами свечи зажигания и после механической чистки.

Зазор в норме не должен отличаться от отметки 0.7 мм. Указанный зазор нужно проверить при помощи специального щупа. Если зазор отличается, его нужно отрегулировать. Регулировка зазора свечей зажигания выполняется специальным инструментом, а сам процесс предполагает то, что боковой электрод подгибается или отгибается от центрального электрода. Добавим, что подгибать центральный электрод запрещено, а подгиб бокового электрода осуществляется с предельной осторожностью.

Состояние двигателя по цвету свечей зажигания

Белый налет на свече зажигания

Исправность мотора и свечей зажигания определяется по цвету налета, который присутствует на электродах. Мы не будем описывать все возможные варианты диагностики состояния двигателя по цвету свечей зажигания, так как это тема большой отдельной статьи. Отметим только, что рабочая свеча в норме имеет светлый серовато-коричневый налет.

Появление на электроде черной сухой копоти указывает на необходимость проверки топливной системы ДВС. Такие отложения формируются в случае работы мотора на сильно обогащенной смеси. Свечу зажигания в этом случае можно очистить и вкрутить обратно в двигатель для дальнейшего использования.

Наличие на электроде свечи зажигания налета белого цвета с отблеском является свидетельством перегрева свечей зажигания. Это может происходить как по причине неправильного подбора свечей зажигания по калильному числу, так и в результате перегрева мотора или самой свечи. В последнем случае следует осуществить проверку величины зазора электрода. Использовать повторно свечи с белым налетом нельзя, потребуется обязательная замена.

Установка очищенных или новых свечей зажигания в двигатель на начальном этапе производится руками. Другими словами, свечи нужно «наживить» от руки, то есть аккуратно ввернуть в свечные колодцы без использования ключа. Если свеча легко вкрутилась по резьбе, тогда элемент можно довернуть ключом до момента контакта конической части с головкой блока цилиндров.

Помните, при закручивании свечей зажигания крайне желательно точно соблюдать момент затяжки, который указан в технической документации для конкретного типа двигателя! Перетяжка свечи зажигания может привести к необходимости последующего ремонта ГБЦ и другим последствиям. Что касается слабо закрученных свечей, недокрученная свеча зажигания может вызвать сбои в работе ДВС.

Советы и рекомендации

Если новые свечи зажигания после установки быстро изменили цвет, обросли нагаром и снова стали причиной сбоев в работе мотора, тогда возможны следующие варианты:

  • свечи зажигания неправильно подобраны;
  • приобретено поддельное или бракованное изделие;
  • мотор эксплуатируется на бензине или масле низкого качества;
  • имеются неисправности двигателя, которые быстро выводят новые свечи из строя;

Напоследок еще раз добавим, что свечи зажигания, а также свечные высоковольтные провода являются «расходником», то есть их нужно полностью менять с определенной периодичностью. Если в двигателе ранее была неисправность, которая параллельно выводила из строя свечи, то после устранения такой поломки мотора рекомендуется также заменить и комплект свечей зажигания.

Секрет чтения и понимания любого графика — это японские свечи. Когда вы изучаете новый язык, с чего вы начинаете? С изучения слов, верно? Вы не сможете составлять предложения, не зная слов. То же самое справедливо и для трейдинга. Вы не научитесь читать свечной график, не разобравшись для начала с японскими свечами. Поэтому для начала вам нужно научиться читать и понимать сами свечи.

Как устроены японские свечи?

Свечной график состоит из серии японских свечей.

Каждая свеча дает нам следующую информацию:

  • Цена открытия.
  • Максимум свечи.
  • Минимум свечи.
  • Цена закрытия.

японская свеча

Для бычьей свечи цена открытия всегда ниже цены закрытия. Для медвежьей свечи цена открытия всегда выше цены закрытия.

Как научиться понимать свечные паттерны?

Существуют множество самых разных вариаций свечных паттернов. Не пытайтесь запоминать каждый паттерн, вместо этого постарайтесь научиться его понимать.

Каждый раз, когда вы видите новую свечу, задайте себе следующие два вопроса:

  1. Как закрылась свеча относительно своего диапазона?
  2. Какой размер данной свечи относительно предыдущих свечей на графике?

Посмотрите на следующую свечу:

покупатели контролируют ситуацию

Цена закрылась на максимуме диапазона. Это говорит нам о том, что покупатели контролируют ситуацию.

продавцы контролируют ситуацию

Хотя это свеча все еще бычья, ситуацию в данный момент контролируют продавцы, так как цена закрылась вблизи минимума диапазона.

Всегда важно сравнивать размер текущей свечи по сравнению с предыдущими свечами. Если текущая свеча намного больше (например, в 2 раза и более), это говорит нам, что данная свеча обладает большой силой:

свечной график и паттерны

И если размер текущей свечи примерно такой же, как и у предыдущих свечей, значит данная свеча не обладает достаточной силой:

относительно небольшая сеча

Как анализировать свечной график?

Для понимания свечного графика нам для начала потребуется определить основные максимумы и минимумы движения цены.

  • Максимумы и минимумы двигаются вверх — на рынке восходящий тренд.
  • Максимумы и минимумы двигаются вниз — на рынке нисходящий тренд.
  • Максимумы и минимумы имеют одинаковый диапазон — на рынке консолидация.

восходящий тренд

нисходящий тренд

консолидация

Тренды и откаты на свечном графике

Рынок не движется по одной прямой. Движение цены происходит волнами: вверх и вниз, вверх и вниз, вверх и вниз.

Эти движения можно классифицировать как:

  • Трендовое движение.
  • Откат.

Трендовый движение является движущей силой любого тренда и чаще всего происходит на больших свечах:

трендовое движение на больших свечах

Откаты — это слабость в текущем тренде. Они происходят на маленьких свечах, которые движутся против тренда:

свечной график с откатами

В здоровом тренде мы видим трендовое движение, за которым периодически следуют откаты. Однако когда тренд ослабевает, у коррекционного движения уже не маленькие свечи, а большие. Это говорит о том, что цена может развернуться:

разворот тренда

Как можно предсказать разворот рынка?

Данная техника позволит вам предсказывать поворотные моменты на рынке и находить торговые возможности с низким соотношением риска к прибыли.

  1. Цена достигает ключевой структуры рынка на старшем таймфрейме (к примеру, уровня поддержки либо сопротивления или линии тренда).
  2. Текущий тренд показывает свою слабость и появляются свечи меньшего размера.
  3. Откат усиливается, и появляются свечи большего размера.
  4. Входим в рынок на пробой текущей структуры.

На дневном таймфрейме цена находится в области сопротивления, которая сходится с нисходящей линией тренда:

уровень сопротивления и трендовая линия

На меньшем таймфрейме усиливается давление продавцов, и свечи откатов становятся все больше. Кроме того, давление покупателей ослабевает, поскольку свечи трендового движения уменьшаются. Один из возможных методов для входа в рынок — это открытие короткой позиции на пробое уровня поддержки:

свечной график разворот тренда на свечном графике

Рассмотрим еще один пример. На дневном таймфрейме цена находится на предыдущем уровне сопротивления, который раньше служил поддержкой. Цена может развернуться, поэтому посмотрим на младший таймфрейм для поиска потенциальной торговой возможности:

новое сопротивление

На 4-часовом таймфрейме давление продавцов усиливается, и свечи откатов становятся все больше. Кроме того, давление покупателей ослабевает, поскольку свечи трендового движения уменьшаются. Мы можем входить в рынок на пробой уровня поддержки:

пробой поддержки и разворот тренда

Более высокие минимумы возле уровня сопротивления — это признак силы

Важно обращать внимание, как именно цена приближается к уровню сопротивления. Если вы замечаете, что цена постепенно подтягивается к уровню и возникают более высокие минимумы, это признак силы. Покупатели готовы покупать по более высоким ценам, а продавцы не могут протолкнуть цену ниже.

Данная модель называется восходящий треугольник и вот как она выглядит:

повышающийся треугольник на свечном графике

Вероятней всего, цена совершит пробоя уровня.

Также справедливо противоположное. Более низкие максимумы на уровне поддержке — это признак слабости (модель нисходящий треугольник).

Если цена резко приближается к уровню на больших свечах, скорее всего, последует ее отскок

Сильный рыночный импульс, который стремительно двигается вниз, говорит о том, что на рынке отсутствуют покупатели, способные удержать цену. Рынок продолжает снижаться, чтобы привлечь покупателей. Такой нисходящий поток цены называется разрывом ликвидности или отсутствием интереса, поскольку при снижении цены происходило не так много сделок.

Чаще всего это означает, что рынок может легко развернуться в противоположном направлении из-за большого скопления покупателей на определенном уровне. В данной ситуации цена резко разворачивается на 180 градусов:

стремительное движение цены к уровню

Поэтому если вы торгуете на разворот цены, всегда ищите сильный ценовой импульс по направлению к уровню.

Используйте ложные пробои

Ложные пробои часто встречаются на рынке, и многие трейдеры оказываются пойманными в ловушку:

трейдеры, торгующие на пробой, пойманы в ловушку

Когда цена возвращается за границы уровня, можно открывать позиции в направлении ложного пробоя:

торгуем ложный пробой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти квартили выборки
  • Как найди свой дом в skyrim
  • Как на яндексе найти закладки на смартфоне
  • Как найти суточное задание
  • Как найти уравнение плоскости параллельной плоскости