поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,666 -
гуманитарные
33,654 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,992 -
разное
16,906
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Конспект урока по русскому языку
4 класс
Урок № 84
Тема: Работа с памятками учебника
Цель:
- вспомнить, как правильно работать с памятками учебника.
Задачи:
- научиться строить речевое высказывание, работать со схемами, таблицами, словарем, формулировками правил;
- научиться планировать последовательность действий для получения и правильного использования информации из учебного пособия.
На уроке
мы узнаем:
- как правильно работать с памятками учебника;
мы научимся:
- делать схемы разбора слов и предложений;
мы сможем:
- повторить орфографические правила.
Тезаурус
Оглавление — указатель заголовков издания, отражающий рубрикацию произведения и ускоряющий поиск частей издания.
Условные обозначения — графические символы, с помощью которых показывают (обозначают) виды объектов/деятельности.
Справочные материалы – словари, списки, иная информация справочного характера.
Словарь — справочная книга, содержащая собрание слов, расположенных по определённому принципу (по алфавиту, например), и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении.
Список литературы – это раздел, в котором указаны источники информации.
Литература:
Основная
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2018. 146-152 с.
Дополнительная
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов — Москва, 1976 г. С. 341.
Ход урока
Учебник – это школьный товарищ. У любой книги есть справочный аппарат. В учебнике русского языка он включает:
Оглавление
Список условных обозначений
Справочные материалы
Словарь
Список литературы
В этих разделах вы найдете информацию, которая поможет быстро находить нужные разделы/правила/упражнения/примеры в учебнике. Памятки помогут быстро вспомнить правила разбора предложения или слова, правила орфографии.
Разбор имени существительного предполагает определение: (выделите правильные пункты маркером)
- Часть речи.
- Начальная форма.
- Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
- Род. Склонение.
- Падеж. Число.
- Спряжение
- Роль в предложении.
- Прочтите образец записи разбора слова. Расшифруйте его, опираясь на памятку в учебнике.
Галку — сущ., кого?, н. ф. — галка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определите, чего не хватает для полного разбора имени прилагательного? Впишите ответ
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
Роль в предложении.
___________________
5. Прочтите образец записи разбора прилагательного. Расшифруйте его.
Цветущая (акация) — прил., какая?, н. ф. — цветущий, ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните кроссворд
2 |
|||||||||||||
1 |
|||||||||||||
5 |
|||||||||||||
4 |
|||||||||||||
3 |
|||||||||||||
По горизонтали: |
По вертикали: |
3. указатель заголовков издания, отражающий рубрикацию произведения и ускоряющий поиск частей издания |
1. справочная книга, содержащая собрание слов, расположенных по определённому принципу (по алфавиту, например), и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении 2. материалы – словари, списки, иная информация справочного характера называются…. 4. обозначения, графические символы, с помощью которых показывают (обозначают) виды объектов/деятельности называют… 5. раздел книги, в котором указаны источники информации |
- Прочтите перечень действий, совершаемых при разборе глагола. Зачеркните лишнее
Часть речи.
Начальная форма (неопределённая форма).
Спряжение.
Одушевленность – неодушевленность.
Время. Лицо и число. Род и число.
Роль в предложении.
- Прочтите устный разбор глагола. Сделайте запись.
1. Глядят — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма — глядеть. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Кошки (что делают?) глядят.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочтите текст. Произведите разбор по частям речи, подставляя в таблицу необходимые элементы.
Жираф гулял по вольеру, стремясь найти прохладную тень
Жираф |
|
гулял |
|
по |
|
вольеру |
|
стремясь |
|
найти |
|
прохладную |
|
тень |
Для выбора предоставлены элементы:
сущ.
гл.
с.
сущ.
прил.
сущ.
пр.
нар.
гл.
10. Рассмотрите картинки. Подберите к ним правильные номер последовательности. Составьте рассказ по картинкам и озаглавьте рассказ. Прочтите получившийся текст.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Прочтите пример разбора местоимения. Напишите алгоритм разбора местоимения.
Я люблю мороженое.
1. Я — местоимение, указывает на лицо.
2. Начальная форма — я.
3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе.
4. В предложении является подлежащим.
12. Дайте правильное определение звукобуквенному типу разбора слова. Выберите правильный ответ.
Звукобуквенный разбор слова предполагает:
Грамматический анализ
Фонетический анализ
Орфографический анализ
13. Произведите звукобуквенный разбор слова «кошка», опираясь на памятку учебника на с. 149 учебника.
Запишите его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Закрасьте схему слова «кошка» правильно.
к |
о |
ш |
к |
а |
15. Ознакомьтесь с орфографическим и орфоэпическим словарями в конце учебника.
Подставьте каждому словарю правильное определение.
словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании
словарь, отражающий современное литературное произношение и ударение
ovefinsef
Вопрос по русскому языку:
Используя побудительные предложения, составьте краткую инструкцию, как найти нужное определение или правило в учебнике.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
xpoura447
1. Возьмите учебник!
2. Ознакомьтесь с содержанием!
3. Найдите нужную страницу!
4. Прочитайте правило!
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Используя побудительные предложения, составьте краткую инструкцию, как найти нужное определение или правило в учебнике.
Авторская методика и все учебные материалы запатентованы. Любое их использование или копирование возможно только с разрешения владельца авторских прав.
© Е. В. Бунеева, 2013–2023.