Как найти правообладателей литературных произведений

Казалось бы, никогда еще не было так просто найти информацию о каком-либо объекте, как сегодня. В интернете появляется все больше сервисов для идентификации контента: например, распознавание музыки через Shazam, поиск изображений через «Яндекс», проверка текстов на антиплагиат и так далее. Инструментарий становится более точным и простым в использовании. На практике, в поисках правообладателя цифрового контента можно не всегда прийти к положительным результатам, так как пока нет единой базы для всех создаваемых творческих объектов. Как узнать, кому принадлежат права на произведение, рассказываем в статье. 

Объекты авторского права

Практически все, что создается умом человека, является интеллектуальной собственностью и охраняется законодательством. К объектам авторского права относятся произведения науки, литературы и искусства (ст. 1259 ГК РФ), а именно:

  • литературные произведения

  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения

  • хореографические произведения и пантомимы

  • музыкальные произведения с текстом или без текста

  • аудиовизуальные произведения

  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства

  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства

  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства

  • фотографические произведения

  • а также программы для ЭВМ и так далее

Авторские права возникают в момент создания произведения, когда оно выражается в какой-либо форме, например, на бумаге или в виде электронного файла. Также для охраноспособности произведение должно обладать творческой составляющей. Обычная новостная заметка не будет охраняться (подп.4 п.6 ст. 1259 ГК РФ). Но если дополнить ее интервью и репортажем с оригинальным описанием происходящих событий, то она может стать объектом авторского права.

Итак, произведение охраняется авторским правом — что это значит? Это означает, что только автор или правообладатель может использовать свою работу или давать согласие на ее использование. Без  разрешения просто так воспользоваться понравившимся произведением нельзя. Перед этим следует узнать, кому принадлежат права на песню, исполнение, мелодию, изображение, шрифт и любой другой объект авторского права. Затем, например, получить лицензию на объект или письменное разрешение на его использование. 

Но найти правообладателя не всегда просто, поскольку исключительное авторское право может передаваться другим лицам. Например, музыкант мог создать саундтрек к фильму и передать на него полный объем прав через договор об отчуждении исключительного права: правообладателем саундтрека станет другое лицо, физическое или юридическое, к примеру, киностудия. Также исключительное право могло перейти к наследникам или даже от наследника к новому правообладателю. 

В России процедура регистрации авторских прав не предусмотрена для произведений науки, литературы и искусства, поэтому единого реестра, в котором можно было бы получить информацию обо всех правообладателях, пока не существует. Тогда как найти правообладателя

Способы определения правообладателей

Если необходимо найти правообладателя, можно начать с самого простого: искать в поисковой системе «Яндекс» или Google с запросом «название произведения + правообладатель» и изучить предложенные ссылки. Когда нужно узнать автора текста или цитаты, можно скопировать отрывок из одного-двух предложений, поместить в кавычки и начать поиск. 

Для тех, кто хочет получить информацию об изображении, в «Яндекс» и Google предусмотрена удобная функция поиска по картинкам: в поисковой строке можно загрузить изображение или ссылку на него, и сервис выдаст похожие изображения, которые также могут привести к источнику или подробной информации о правообладателе. Даже если автор предоставил лицензию на свою работу по открытой лицензии Creative Commons, поиск по картинке приведет на сайт фотостока, где будет указана информация об изображении.

Как еще узнать, кому принадлежат авторские права? Некоторые авторы и правообладатели уведомляют пользователей о том, что их работа защищена, и ставят рядом с произведением знак охраны авторского права ©, а также уведомление об авторстве, например, «название произведения © 2022 имя правообладателя. Все права защищены».

В России действуют несколько организаций по управлению правами на коллективной основе, с которыми сотрудничают авторы и правообладатели. Например, если необходимо найти правообладателя фонограммы или аудиовизуального произведения, можно перейти на сайт Российского Союза Правообладателей, где опубликован реестр с произведениями: при введении названия в выдаче появляется название работы, информация об авторе и соавторах, их творческих ролях, а также имена наследников или правообладателей.

На сайте Российского Авторского Общества доступен реестр как российских правообладателей, так и зарубежных. Достаточно ввести название произведения или имя автора, и в выдаче появятся возможные подходящие варианты.

Для двух объектов авторского права предусмотрена добровольная процедура государственной регистрации в Роспатенте — программы для ЭВМ и базы данных. После регистрации произведения информация об объекте и его правообладателе попадает в общедоступный реестр Роспатента, через который можно узнать точную информацию о владельце программного обеспечения.

Правообладателей фотографий, негативов, графики, а также кино и видеопродукции также можно искать через сайт Министерства культуры РФ, на котором есть Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, а также Реестр прокатных удостоверений фильмов. При поиске правообладателя кинофильма открывается информация о режиссерах, студиях-производителях, годах производства. В этом реестре можно найти сведения обо всех прокатных удостоверениях и правообладателях кинофильмов, которые распространяются в России.

Для поиска правообладателя контента можно воспользоваться цифровой платформой IPEX: на ней музыканты, фотографы, иллюстраторы, видеографы, копирайтеры, писатели и многие другие творцы размещают свои работы для дальнейшей продажи. 

На IPEX предусмотрен поиск по правообладателям, для удобства доступна сортировка по алфавиту. При нажатии на правообладателя открывается список со всеми его работами, а при выборе отдельного произведения можно увидеть подробную информацию по объекту. Например, при открытии музыкальной композиции доступны имена изготовителя, автора музыки и текста, исполнителя, а также информация о том, кому принадлежат права на объект. 

Через IPEX можно связаться с правообладателем произведения и заключить с ним сделку по приобретению прав на объект на его условиях, или же предложить свои условия. Стороны могут заключить лицензионный договор, предусматривающий ограниченное использование произведения, например, для рекламного проекта, а также договор об отчуждении исключительного права, при котором покупателю переходит полностью исключительное права: он может делать с произведение все, что захочет.

Некоторые авторы, преимущественно статей, идентифицировали свои работы с помощью DOI, что тоже могло упростить поиск правообладателя. Что это такое? 

DOI, или Digital Object Identifier — это цифровой идентификатор объектов интеллектуальной собственности, преимущественно используемый для идентификации статей и документов в интернете. Он был разработан Международным фондом DOI. Многие агентства регистрируют этот идентификатор, но именно некоммерческая организация Crossref предлагает самый широкий инструментарий для поддержки научного контента, в том числе регистрируя DOI. Организация стремится сделать так, чтобы результаты научных исследований можно было легко искать и цитировать другими авторами.

К примеру, автор прочитал научную статью и ему понравился небольшой отрывок из него: он может быть помечен номером DOI и выходить в библиографическом списке. Нажимая на идентификатор DOI, можно быстрее найти документ по конкретной цитате, перейдя на сайт, откуда можно легально воспользоваться статьей, например, путем цитирования. Чтобы найти статью по идентификатору DOI, можете превратить любой DOI, начинающийся с 10, в URL-адрес, добавив http://doi.org/ перед DOI. Например, 10.3352/jeehp.2013.10.3, получается https://doi.org/10.3352/jeehp.2013.10.3.

Доказательство авторства

Автор является автором произведения просто в силу его создания, для возникновения авторских прав не нужно соблюдения каких-либо формальностей. Первоначально ему принадлежит исключительное право на творение, позволяющее как-либо распоряжаться созданным произведением. Поэтому, когда его работу используют без разрешения, он вправе заявить о нарушении исключительного права. Но зачастую в спорных ситуациях автору нужно подтвердить авторство на свое произведение, предоставив доказательства — что это может быть?

  • Свидетельство о регистрации в Роспатенте — подходит для программного обеспечения, которое можно зарегистрировать в качестве литературного произведения.

  • Исходник произведения: например, для «перестраховки» фотографам лучше снимать в формате RAW, чтобы сохранить исходную версию изображения. Если кто-то использует снимок без разрешения, у нарушителя вряд ли будет иметься копия снимка в самом высоком разрешении, а у автора он будет.

  • Различные договоры: заключение лицензионного договора, договора авторского заказа, соглашения между соавторами, договора об отчуждении исключительного права может также подтвердить авторство.

  • Нотариальное заявление авторы обращаются к нотариусу, чтобы заверить экземпляр произведения, засвидетельствовать дату его предъявления и сведения о лице, которое его предоставило.

  • Заказное письмо — можно отправить самому себе оригинал произведения по почте. На письме будет проставлен почтовый штемпель с информацией о дате отправки, а также автор получает уникальный трек-номер для отслеживания письма. Но полученный конверт нельзя открывать до тех пор, пока не возникнет спорная ситуация.

  • Свидетельство о депонировании — один из самых актуальных документов, подтверждающих авторство, который можно предъявить в суде для защиты исключительного права. Для того, чтобы получить такое свидетельство, необходимо зарегистрироваться на сайте n’RIS, затем пройти процедуру депонирования. Автору нужно перевести произведение в электронный формат и загрузить в защищенную ячейку — в ходе процедуры информация от транзакции попадает в распределенный блокчейн-реестр IPChain, поэтому данные о произведении и транзакции изменить невозможно. Доступа к ячейке нет ни у кого, кроме автора. За автором закрепляется временной приоритет, подтверждающий факт владения конкретным произведением в определенные дату и время. Это будет подтверждаться свидетельством, номер которого можно указывать при обнародовании работы.

Пока что не придумали автоматическую цифровую идентификацию контента: если правообладатель хочет заявить о своем авторстве, он должен предпринимать самостоятельные шаги, например, ставить рядом с материалами знак охраны авторского права. А желающим использовать чужой контент — самостоятельно искать правообладателя с помощью различных инструментов. Несмотря на это, найти правообладателя объекта авторских и смежных прав все же можно, главное иметь время и желание на поиск.

Для предоставления охраны объекту авторского права в большинстве стран мира не требуется прохождения специальных процедур, как то регистрации в органах государственной власти, в чьи полномочия входит решения данных вопросов. Любой творец, который создал картину, сочинил музыку или написал роман, автоматически становится автором. Ему не нужно идти в госорганы и регистрировать свои произведения, ведь закон гласит: результат интеллектуальной деятельности охраняется с момента его создания. Но, как оказалось, в таком подходе есть и свои минусы. В отличие от объектов, прошедших регистрацию, информация об объекте авторского права не содержится ни в каких госреестрах. Так что же нужно делать тем, кто хочет использовать чужой результат, но не может найти создателя произведения?

Российское законодательство закрепляет за авторами личные неимущественные и исключительные права, первые из которых неотчуждаемы и принадлежат креатору с момента создания результата. К ним, в частности, относится право на имя, на неприкосновенность произведения, на обнародование и на отзыв. Сегодня уделим внимание имущественным правам, а также праву автора использовать или разрешать использование результата под своим именем, псевдонимом или анонимно. Почему это небольшое отступление от заявленной темы так важно? Потому что нарушение интеллектуальных прав влечет нарушение закона, что, естественно, недопустимо. Поэтому желающему воспользоваться творческим результатом стоит обратить внимание на то, с чем ему предстоит столкнуться, прежде чем он сможет извлечь пользу из чужого креативного объекта.

В первую очередь, по общему правилу для использования результата у творца необходимо получить разрешение. Кроме того, за такое использование (тоже по общему правилу) автору причитается вознаграждение. Именно поэтому важно знать, какие права принадлежат креатору и какие, соответственно, обязанности возникают по отношению к нему. Оговорка на общие правила предполагает наличие исключений, о которых я расскажу в следующий раз. Сейчас для нас важно следующее: если автор произведения неизвестен, то непонятно, у кого спрашивать согласия и кому выплачивать отчисления. Для выяснения этой информации можно прибегнуть к следующим способам.

Как я уже говорил ранее, объекты авторских прав не подлежат регистрации. По крайней мере, в нашем государстве. Но это не означает, что российские авторы работают поодиночке и вообще сами себе на уме. Творцы увидели необходимость в объединении и создали общества по коллективному управлению правами (ОКУП). Первое такое общество появилось во Франции во второй половине XIII века. Писатель Пьер Бомарше создает Бюро правовой защиты драматургов, которое положило начало формированию будущих ОКУПов. Уже в следующем столетии идею подхватили известные по сей день Гюго, Дюма и Бальзак, которые основали в 1837 году Общество литераторов.

Для чего создавались и создаются такие общества? Целью их стало упрощение творческой жизни автора, который в индивидуальном порядке не в состоянии следить за действиями с его произведением. ОКУПы сегодня заключают с креаторами договор и собирают с лицензиатов вознаграждение, которое, в свою очередь, передают творцам. В России действует несколько аккредитованных организаций, среди которых Российское Авторское Общество (РАО), Российский Союз Правообладателей (РСП), Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), а также Ассоциация музыкальной индустрии (АМИ). Все эти общества ведут собственные реестры авторов и правообладателей исключительных прав, поэтому в их базе данных, вероятнее всего, содержится имя творца, чье произведение планируете использовать. Вдобавок к этому общество может помочь с получением разрешения и заключением лицензионного договора на использование результата.

Такой способ выступает наиболее распространенным и незамысловатым, ведь вам не нужно тратить время на поиски имени или наименования правообладателя, его телефона, почты и прочих средств связи. За вас это сделают ОКУПы. Тем не менее это не единственный вариант, как можно узнать информацию о креаторе. На помощь приходит издательство, которое выпустило произведение, видео- и звукозаписывающая студия и прочие организации, где результат воплощался в жизнь. С этими компаниями авторы заключили договоры, поэтому информацию о владельцах прав можно запросить у них. Однако важно помнить, что эти организации могут делиться с вами данными в тех пределах, которые установлены соглашением о неразглашении.

И напоследок расскажу еще об одном способе, который приблизит вас к использованию творческого результата. Бывает, что автор не является правообладателем. Это происходит, когда творец, который создал произведение или иной объект, передает исключительные права другому лицу. В этом случае интеллектуальные права разделяются между сторонами сделки и неимущественные остаются у креатора, а имущественные переходят новому правообладателю. При таком разделении согласие необходимо получать у обладателя исключительных прав, информацию о котором можно уже взять у автора. Возьмем литературное произведение — книгу. Сегодня будет трудно найти обложку, где бы не выделялось жирным шрифтом имя писателя. С большой вероятностью имущественные права на результат будут принадлежать издательству, но это не отменяет возможности воспользоваться помощью самого автора. Если вам, конечно, удастся выйти с ним на связь.

В России все вышеперечисленные способы наиболее актуальны и востребованы. Если бы вопрос о поисках автора стоял в других государствах, то дела разрешались бы немного иначе. В Турции, например, предусмотрена государственная регистрация фонограмм, что значительно упрощает жизнь как самим творцам, так и тем, кто хочет воспользоваться их креативными результатами. Тем не менее это никак не умаляет систему права России, которая следует предписаниям Бернской конвенции. Такой подход стимулирует создавать больше креативного контента и продуктов, ведь для наделения их правовой охраной автору не требуется проходить длительный и затратный путь государственной регистрации.

Поиск правообладателя зачастую становится проблемой для потенциальных лицензиатов, желающих получить право использования произведения или его части.

Согласно ст.1259 ГК РФ, авторские права не подлежат какой-либо государственной регистрации. Таким образом, какой-либо централизованной базы, содержащей сведения об авторах и правообладателях объектов авторских прав, не существует.

Для различных объектов авторских прав можно использовать различные способы.

​В случае необходимости связаться с автором и правообладателем литературного произведения можно обратиться в издательство, в котором выходило в свет такое произведение. Если издательства уже не существует, то следует обратиться к правопреемнику этого издательства.

Например, правопреемником одного из старейших государственных издательств России «Высшая школа», основанного в 1939 году, является коммерческая организация АО «Издательство «Высшая Школа».

В случае необходимости получения сведений о правообладателе кинофильма можно обратиться к реестру прокатных удостоверений Министерства культуры РФ. Прокатное удостоверение – это документ, который правообладатель обязан получить для выпуска и распространения фильма на территории России. Сведения обо всех прокатных удостоверениях и правообладателях всех фильмов, распространяемых в РФ, содержатся в открытом реестре.

В случае необходимости получения сведений о правообладателе программного обеспечения можно обратиться к реестру Роспатента. Однако стоит помнить, что регистрация программы для ЭВМ в Роспатенте – это добровольная не обязательная процедура, осуществляемая на усмотрение авторов и правообладателей. Далеко не все программы для ЭВМ содержатся в этом реестре.

Через систему поиска Роспатента можно получить сведения о правообладателях патентов, некоторых программ для ЭВМ, товарных знаков.

​Правообладателями (или исключительными лицензиатами, имеющими возможность выдачи сублицензий) музыкальных произведений часто являются лейблы или музыкальные дистрибуторы, выпустившие соответствующий релиз. Если права на музыкальное произведение переданы на управление в Российское авторское общество (РАО), то сведения о правообладателе такого произведения можно найти в открытом реестре правообладателей РАО.

© Андрей Макаров 2021г. — 2022г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник

Реестры

Реестр РАО — это сведения о правообладателях, правах, переданных РАО в управление, а также произведениях, размещенных на сайте РАО, за исключением сведений о правах и (или) произведениях, исключенных из управления РАО в установленном порядке.

Настоящий Реестр является базой данных. Права РАО, как изготовителя базы данных, охраняются в соответствии со статьями 1333—1336 Гражданского кодекса РФ.

Также РАО не осуществляет управление правами на произведения авторов, срок охраны которых истек.

На основании государственной аккредитации, полученной РАО в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ, РАО осуществляет управление правами не только тех правообладателей, которые включены в настоящий реестр, но и правами правообладателей, не передавших РАО свои права в управление, за исключением тех, которые изъяли свои права из управления РАО (в Реестрах отмечены «*») в соответствии с действующим законодательством.

* – подробная информация о способах использования изъятых из управления РАО размещена в Реестре произведений и прав, исключенных из управления РАО

Реестр произведений российских правообладателей

Реестр произведений зарубежных правообладателей

Так как большая часть стран не использует формальные требования к предоставлению охраны авторских прав, то порой трудно определить, кто же конкретно является владельцем прав на произведение. Чтобы найти правообладателя на произведение в конкретном государстве зачастую требуется адресовать просьбу к автору или издателю произведения, в организацию коллективного управления, местный реестр произведений или национальное ведомство по авторскому праву. Эти организации обычно вносят данные в свои базы, которые содержат ценные сведения о владельцах произведений, охраняемых авторским правом. Оказать вам содействие в получении разрешения от владельца прав на произведение может организация коллективного управления.

Читайте также

  • Кто владеет авторским правом на произведен

  • Что означает «добросовестное использование

  • Что понимается под произведением, относящи

  • Что такое «сиротское» или бесхозное произв

  • Можно ли свободно использовать произведени

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сахар в геншин импакт
  • Как составить график путешествия
  • Как составить список правильного питания
  • Как найти реальную длину по масштабу
  • Как найти марину журавлеву все песни