Как найти правописание частей слова

Русский язык

Урок 6: Правописание морфем

Правописание морфем

Части слова, обладающие лексическим смыслом, в русском языке изучаются в разделе «Морфемика»

План урока:

Морфемы, имеющие значение

Правописание приставок

Правописание суффиксов

Правописание предлогов

Морфемы, имеющие значение

Части слова, обладающие лексическим смыслом, в русском языке изучаются в разделе «Морфемика». Выделить значимые части слова – значит сделать словообразовательный разбор (иначе называют его морфемным).

Значимые части слова внутри основы – морфемы:

  • приставки;
  • суффиксы;
  • корни.

Навык видеть и находить части слова помогает безошибочному написанию.

  • Главной значимой частью слова является корень. В нем заключается основное смысловое значение слова.
  • Значимой частью слова перед корнем является префикс (приставка).
  • Вслед за корнем в слове находятся суффиксы: один или несколько.
  • Окончание не считается морфемой, обладающей значением.

Выполним словообразовательный анализ прилагательного бесхитростный:

  • приставка: бес-;
  • корень: -хитр-;
  • суффиксы: -ост-, -н-;
  • основа: бесхитростн-.

Правописание приставок

Все имеющиеся префиксы в нашем языке можно разделить на три группы:

  • неизменяемое написание;
  • изменяемое написание, зависящее от последующих согласных;
  • написание, зависящее от значения.

К приставкам, чье правописание определяется неизменяемостью на письме относятся: с-, над-, под-, пред-, про-, за-, до-, пере-, об-, от-, о-, вы-, в- и другие.

Например, в существительных подъезд, переход, предлог, надпись, съемка, добавка все приставки будут неизменяемыми.

Изменяемые префиксы без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-, низ-/нис-, воз-/вос-, роз-/рос-, через-черес- пишутся так, как слышатся. Правописание данных приставок зависит от последующего согласного.

Например, в существительном беззаботность префикс без-, так как согласный «з» звонкий.

В существительном беспокойство префикс бес-, так как согласный «п» глухой.

То есть правописание данных приставок подчиняется фонетическому принципу написания.

В русском языке существуют приставки, написание которых зависят от значения самого префикса: при-, пре-.

  • Префикс при- пишем в значении: неполноты и незавершенности действия, территориальной близости, приближения и присоединения: придержал, приморский, пришел, приклеил
  • Префикс пре- пишем в значении «пере» и «очень»: преломить, премудрый

pre pri
 

Выпишем слова, в которых правописание приставок подчиняется фонетическому принципу: сделать, придумать, рассказ, издание, надписать, прекрасный

Только приставки в существительных издание и рассказ будут изменяемыми, и их написание подчиняется фонетическому принципу.

Правописание суффиксов

Правописание данной морфемы считается очень сложной, потому что в русском языке большое количество суффиксов и орфографических правил, касающихся данной части слова.

Чтобы не ошибиться в написании, нужно для начала определить часть речи, в которой нужно верно записать суффикс. Есть следующие виды орфограмм:

  • правописание суффиксов прилагательных;
  • правописание суффиксов причастий;
  • правописание суффиксов прошедшего времени;
  • правописание суффиксов, зависящих от рода;
  • правописание суффиксов имен существительных.

Подробно рассмотрим суффиксы ец-, —иц-, написание которых зависит от рода. Эти морфемы встречаются в именах существительных. Безошибочному написанию способствует знание следующего правила:

Если существительное женского рода, то в нем пишется иц-: племянница, учительница, красавица, преподавательница;

В существительных мужского рода пишем ец-: красавец, гвардеец, владелец;

В среднем роде смотрим на ударение. Если ударение до суффикса, то —иц-: платьице, вареньице, маслице. Если ударение падает на суффикс, то ец-: пальтецо, ружьецо.

ec ic
 

Правописание предлогов

Предлог – часть речи, связывающая слова в предложении. Он не называет предметы и явления, то есть это служебная часть речи, с которой употребляются знаменательные слов.

Важно научиться отличать предлог от приставки. Между предлогом и словом возможно вставить еще одну лексему, с приставкой сделать так не получится.

Например, пойти в лес

в – предлог, так как можно пойти в дремучий лес

В орфографии существует следующее написание предлогов: слитное, раздельное и дефисное.

       Предлоги с существительными и местоимениями пишутся раздельно:

Дети залезли на дерево.

Собака побежала за хозяином.

Бабушка пришла в детский садик за внуком.

Я с мамой люблю ходить в кино.

       Дефисное написание имеют следующие предлоги: из-под, из-за, по-за, по-над:

Из-под стола выскочил кот.

Из-за дождя мы остались дома.

       Напротив, вследствие, навстречу, насчет, вслед, вроде, ввиду вслед пишутся слитно, так как они производные (образованные путем перехода из другой части речи).

Сын пошел навстречу папе.

Но, Мальчик торопился на встречу с друзьями.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Выберите ряд, слова, которого имеют все значимые морфемы (приставка, корень, суффикс):

1Лесник, корова, осенний, молоко

2Подберезовик, содружество, выходной, проверка

3Ключик, медвежонок, портфель, строитель

4Дружок, округ, бельчонок, подорожник

Вопрос: 2

Какой раздел русского языка изучает значимые части слова:

Вопрос: 3

Выберите ряд слов, в котором написание приставок определяется значением:

1Восстание, пригород, бесконечный, предположение

2Беспечность, исправить, причуда, прелесть

3Приклеить, прибежать, преграда, пришить

4Надпись, приезд, прилагательное, обыск

5Бессмертный, приглядеться, разжечь, превозмочь

Вопрос: 4

Выберите ряд слов, в котором есть неизменяемые приставки

1Переводчик, задумка, испуг, беспорядок

2Заявление, подарок, проделка, подставка

3Надолго, прибаутка, роспись, предание

4Признание, предсказание, обвинитель, приусадебный

5Розыск, воссоединение, преображение, исчезновение

Вопрос: 5

Выберите предложение, в котором есть производный предлог

1Недалеко от меня сидел на ветке воробей

2Летом мой друг уедет в деревню

3На счет поступили деньги

4Я не люблю рассказывать о себе

5Насчет Петра ничего не говорили

Ваши ответы:

1 вопрос:

Выберите ряд, слова, которого имеют все значимые морфемы (приставка, корень, суффикс):

1) Лесник, корова, осенний, молоко

2) Подберезовик, содружество, выходной, проверка
3) Ключик, медвежонок, портфель, строитель
4) Дружок, округ, бельчонок, подорожник

2 вопрос:

Какой раздел русского языка изучает значимые части слова:

1) Орфоэпия

2) Синтаксис
3) Морфология
4) Лексикология
5) Морфемика

3 вопрос:

Выберите ряд слов, в котором написание приставок определяется значением:

1) Восстание, пригород, бесконечный, предположение

2) Беспечность, исправить, причуда, прелесть
3) Приклеить, прибежать, преграда, пришить
4) Надпись, приезд, прилагательное, обыск
5) Бессмертный, приглядеться, разжечь, превозмочь

4 вопрос:

Выберите ряд слов, в котором есть неизменяемые приставки

1) Переводчик, задумка, испуг, беспорядок

2) Заявление, подарок, проделка, подставка
3) Надолго, прибаутка, роспись, предание
4) Признание, предсказание, обвинитель, приусадебный
5) Розыск, воссоединение, преображение, исчезновение

5 вопрос:

Выберите предложение, в котором есть производный предлог

1) Недалеко от меня сидел на ветке воробей

2) Летом мой друг уедет в деревню
3) На счет поступили деньги
4) Я не люблю рассказывать о себе
5) Насчет Петра ничего не говорили

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: Подберезовик, содружество, выходной, проверка

2 вопрос: Морфемика

3 вопрос: Приклеить, прибежать, преграда, пришить

4 вопрос: Заявление, подарок, проделка, подставка

5 вопрос: Насчет Петра ничего не говорили

Конспект урока.

Русский язык

3 класс

№ 38

Раздел. Правописание частей слова.

Тема.В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Определять, что такое приставка, корень, суффикс, окончание основа, находить в разных частях слова орфограммы.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа, орфограмма, безударная гласная, парная звонкая и глухая согласная.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

На этом уроке

Узнаем:

  • как определять опознавательные признаки орфограммы;

Научимся:

  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • определять в частях слова орфограммы;
  • приводить примеры слов с разными орфограммами.

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Чем они отличаются друг от друга?

Как видно, рисунки изображают слова: пришёл, дарить, маленький, в норе. В этих словах безударный гласный, который надо проверять, находится в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.

Рассмотрим другие рисунки. Прочитаем подписи. Чем они отличаются друг от друга?

Как видно рисунки изображают слова: сгореть, дуб, пирожок, нет грибов. В этих словах парный согласный, который надо проверять, находится в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.

На этом уроке

Узнаем:

  • как определять опознавательные признаки орфограммы;

Сможем:

  • находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
  • определять в частях слова орфограммы;
  • приводить примеры слов с разными орфограммами.

Рассмотрим таблицу. Определим на основе таблицы опознавательные признаки орфограммы (ошибкоопасные места).

Таблица № 1.

Опознавательные признаки орфограмм

Тип орфограммы

Опознавательный признак

Примеры

Гласные

Безударность

Поднимался, бежал, подберёзовик

Согласные

Конец слова, стечение согласных

Дуб, пруд, шапка, грудка.

Как видно из таблицы, нужно поставить ударение, определить безударные гласные, указать, в какой части слова они находятся (приставка, корень, суффикс, окончание), определить способ проверки.

Как видно из таблицы, нужно найти в слове парные согласные (б-п, в-ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с), указать, в какой части слова они находятся (приставка, корень, суффикс, окончание), определить способ проверки.

Например,

  1. Читаем слово: переписать.
  2. Ставим ударение: переписа‘ть.
  3. Определяем безударные гласные: е,е,и.
  4. Указываем, в какой части слова они находятся: е,е – в приставке; и – в корне.
  5. Вспоминаем, как пишутся приставки, возможно, проверяем по словарю: пере-.
  6. Проверяем безударный гласный — и – в корне, подбираем проверочное слово: пишет.

Таким образом, в этом слове три орфограммы: 2 – в приставке, 1 – в корне.

Разбор заданий

  1. Текст вопроса: Определите в какой значимой части слова орфограмма. Запиши слова в нужную графу таблицы.

Улыбка, подземный, храбрость, сорвал, боксёр, перелить, послушный, маленький, лётчик, морской.

Правильный вариант:

В приставке

В корне

В суффиксе

со-рвал

улыб-ка

храбр-ость

под-земный

бокс-ёр,

мал-еньк-ий

пере-лить

мор-ской

лёт-чик

по-слушный

2. Текст вопроса.

Найдите безударный гласный в корне. Подчеркни в каждой строке проверочное слово.

Дожди, дождливый, дождик.

Стрела, стрелы, стрелок.

Грозовой, гроза, грозы.

Беговая, бегает, бегун.

Грязища, грязнуля, грязи.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Дожд-и, дожд-ливый, до´жд-ик.

Стрел-а, стре´л-ы, стрел-ок.

Гроз-овой, гроз-а, гро´з-ы.

Бег-овая, бе´г-ает, бег-ун.

Гряз-ища, гряз-нуля, гря´з-и.

Написание корней с чередующимися гласными

Написание корней с чередующимися гласными О/А, Е/И регулируется определёнными правилами.

1.В безударных позициях:

1)В корнях гор-/гар-, клон-/клан-, твор-/твар — пишется о. ( загорать – загар, поклониться – кланяться, творить – тварь).

И с к л ю ч е н и я: выгарки, утварь, изгарь, пригарь.

2)В корнях зар-/зор- пишется а ( зарница, зоря, озарение, но зорька, зарево). И с к л ю ч е н и я: зорянка, зоревать.

2.Перед суффиксом -а- :

1)в корнях лаг-/лож-, кас-/кос- пишется а (излагать – изложить, касаться – коснуться );

2)в корнях бир-/бер-, пир-/пер-, дир-/дер-, тир-/ тер-, жиг-/жёг-, мир-/мер-, чит-/чет-, блист-/блест-, стил/стел- пишется и (убирать, забирать, отдирать, но уберу, запереть, отдеру).

И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетания, чета.

3.Перед ст или щ в корнях раст-, ращ- пишется а, в корне рос- пишется о (растение, подрасти, но выросли, выросший).

И с к л ю ч е н и я: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль.

4.Перед к в корне скак- пишется а, в корне скоч- пишется(прискакал, скакать, но вскочить, выскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу, скачи.

5.Правописание корней мок-/мак-, рови-/рави- зависит от их значения. Слова со значением «пропускать жидкость» имеют корень мок-, со значением «погружать в жидкость» — мак- ( вымокнуть, но вымакать всю жидкость). Корень рови- имеет значение «ровный, гладкий, прямой», корень рави- — «равный, одинаковый» (ровнять с землёй, но уравнять в правах).

И с к л ю ч е н и я: ровесник, поровну, уровень, равнина.

Правописание о и е после шипящих в корнях слов

1.Регулируется ударением:

1)Под ударением пишется ё, если можно чередовать с е ( жёлтый – желтеть, шёпот – шептать)

2)Если чередование с е отсутствует, пишется буква о (шов, шорох).

2.Определяется грамматикой в корнях жог-/жёг-: в именах существительных пишется корень жог- (изжога, поджог дома), в глаголах пишется корень жёг-(поджёг дрова).

3.В заимствованных словах пишется о (шорты, шоколад, шоссе, жокей, мажор).

Правописание префиксов

1.В префиксах без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рос-, чрез-/чрес- перед гласными и звонкими или сонорными согласными пишется з, перед глухими – с (безоблачный, низложить, разбить, но бессловесный, испытывать).

Маленькая шпаргалка от Эсти

2.В русском языке есть только префикс с-( списать, сбить). В словах: здесь, здание, здоровье з относится к корню.

3.Пре- пишется, если приставка имеет значение

1)«быть, находиться где-либо» ( пребывать в санатории);

2)обозначает высокую степень качества( прехорошенькая=очень хорошенькая);

3)равнозначна -пере- ( преграда, прервать).

4.При- пишется, если приставка обозначает:

1)пространственную близость, присоединение, добавление (пришкольный, приклеить);

2)неполноту действия (присесть, приоткрыть)

Надо запомнить написание заимствованных слов: президент, президиум, премьер, премьера, прелюдия, премировать, претензия, прецедент, привилегия, примадонна.

Урок № 53 Тема урока: Общее представление о правописании частей слова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока:  — способствовать развитию умения находить орфограммы в разных частях слова;

                        — объяснять значение орфограмм.

Задачи: — познакомиться с орфограммами в разных частях слова;

               — провести самостоятельную работу с проверкой по эталону;

               — провести первичное закрепление знаний о орфограммах в разных частях слова.

 Планируемые результаты:

1.  Предметные:

                        а) осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;

                        б) научиться писать без ошибок;

                        в) применять орфографические правила.

2. Личностные:

                        а) мотивация  учебной деятельности;

                        б) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

                        в) формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

3. Метапредметные:

                        а) Регулятивные:

                                   — формировать и удерживать учебную задачу;

                                   — использовать речь для регуляции своего действия;

                                   — выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

                        б) Познавательные:

                                   — применять правила и пользоваться инструкциями;

                                   — ставить, формулировать и решать проблемы;

                                   — передавать информацию устным и письменным способом;

                        в) Коммуникативные:

                                   — обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

                                   — адекватно оценивать собственное поведение.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы:  учебник, тетрадь, карточки.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

Приветствует детей.

— Садитесь.

— Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня 21 ноября(учитель пишет на доске).

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

— Пишут в тетради число и классная работа.

Регулятивные:

Использовать речь для регу-ляции своего действия.

2. Выявление места и причины затруднения

— Отгадайте загадки, и запишите в тетрадь отгадки:

В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

— Назовите орфограммы в словах, которые вы записали.

— В какой части слова находятся орфограммы?

— А как вы думаете, только в корне могут быть орфограммы?

— Где ещё они могут быть?

Отгадывают загадки, и записывают отгадки:

— Гора.

— Вода.

— След.

— Хлеб.

— Проверяемая гласная и согласная в слове.

— В корне.

— Нет, не только.

— В приставке, в суффиксе, в окончании.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

Передавать информацию устным и письменным спо-собом.

3. Построение проекта выхода из затруднения

(Сообщение)

— Сегодня на уроке мы и познакомимся с орфограммами в других частях слова.

— И тема нашего урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА.

Слушают.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу.

4. Реализация построенного проекта.

1.Откройте учебники на стр. 102-ой, самостоятельно в тетради выполните упр. 192.

— Вам нужно списать текст в тетрадь.

Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал

холодом на стёкла, посыпал зернистым инеем на крыши, захрустел под ногами.

— Прочитайте слова с орфограммами.

— Назовите части слова, в которых выделены буквы и выделите их у себя в тетради.В слове:

пришёл, (- в какой части слова выделена буква? выделите её)

заморозок,

надышал,

холодом,

стёкла,

посыпал,

зернистым,

крыши,

захрустел,

ногами

— Почему надо проверять написание выделенных букв?

— Давайте ниже, в учебнике, как на и просят, обратим внимание! Причитайте правило.

2. Молодцы. Выполним упр. 193. У доски.

— Прочитайте пословицы.

1. Встречай людей не лестью, а честью.

2. Кто ленив, тот и сонлив.

3. Легко сказать, да тяжело сделать.

4. Без столбов и забор не стоит.

5. Был бы пирог, найдётся и едок.

Спишите их в тетрадь.

— В каких значимых частях слов выделены буквы – выделите их в тетради самостоятельно.

— Произнесите звук, который обозначает выделенная буква в слове:

встречай,

ленив,

сонлив,

легко,

сделать,

столбов,

пирог,

едок.

— Почему написание этих букв надо проверять?

— А на следующей странице нас опять просят обратить внимание!Прочитайте правило до таблицы.

— Так в какой части слова может быть буква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный звук?

— Посмотрите ниже, в слове Четверг есть ещё одна орфограмма. Что это за орфограмма?

— Спишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— А теперь составьте с этим словом предложение самостоятельно и запишите его в тетрадь.

Какое предложение вы написали? (спрашивает нескольких учеников).

— Скажите, в каких значимых частях слова находятся орфограммы?

3. Давайте рассмотрим таблицу в учебнике.

— Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или в суффиксе? Найдите это в таблице и прочитайте.

— А что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? Найдите это в таблице и прочитайте.

— А если это непроверяемая орфограмма?

ФИЗМИНУТКА

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

Открывают учебники и переписывают упражнение в тетрадь.

— Пришёл, заморозок, надышал, холодом, стёкла, посыпал, зернистым, крыши, захрустел, ногами

— В приставке.

— В корне и окончании.

— В корне.

— В корне и окончании.

— В окончании.

— В приставке.

— В корне и окончании.

— В окончании.

— В приставке.

— В корне.

— Потому что мы может записать их не правильно и потому что они слышатся не так, как пишутся.

Читает 1 ученик:

«Буква, обозначающая безу-дарный гласный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: пришёл;

в корне: дарить;

в суффиксе: маленький;

в окончании: из землянки.

— Читают по очереди.

Списывают пословицы в тетрадь.

Выделяют самостоятельно значимые части слов.

— Ф.

— Ф.

— Ф.

— Х.

— З.

— Ф.

— К.

— К.

— Потому что мы их пишем не так, как слышим.

Читает 1 ученик:

Буква, обозначающая парный по звонкости-глухости соглас-ный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: сделать;

в корне: четверг;

в суффиксе: пирожок;

в окончании: нет звуков.

— В любой.

— Непроверяемая гласная в корне слова.

Пишут в тетрадь слово и обозначают орфограмму.

Самостоятельно составляют предложение со словом Четверг и записывают его в тетрадь.

Читаю свои предложения.

— Во всех.

Читает 1 ученик:

Вспомните, как пишется эта приставка или суффикс.

Читает 1 ученик:

Подберите проверочное слово.

— Нужно проверить по словарю.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия;

выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

ставить, формулировать и решать проблемы;

передавать информацию устным и письменным спо-собом;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

Адекватно оценивать собст-венное поведение.

5. Первичное закрепление

4. Откройте стр. 104, выполним упр. 194.

— Прочитайте слова:

Дворы, стрела, вода, трава, холмы,

жара, свеча, пчела, гнездо, чижи, дожди, шкафы.

В какой части слова выделены буквы?

— Почему написание выделенных букв надо проверять?

— Как проверить их написание?

— А теперь выполним задание. Нам нужно подобрать к каждому из этих слов 2 проверочных слова; первое – изменив форму слова, а второе – подобрав однокоренное слово. И посмотрите, нужно записать, как на образце ниже – сначала два слова, которые мы подобрали, точно так же, в скобочках. Затем слово, которое написано в учебнике. И обязательно расставить ударение. По очереди у доски. Остальные в тетради.

— Начинаем со слова СТРЕЛА.

(Разбирает вместе с детьми).

***ЗПР Карточка.

Перепишите. Вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограммы.

Л… нивый , п… купка , ни…кий, л…сник, б… ксёр , тр … ва , м…лоток, опу …ка, з… мовье , ог … нёк , м… сты , д… ма , морко …ка, тетра…ка.

— Прочитайте правило в оранжевой рамочке.

Это нужно запомнить!

Читает слова 1 ученик.

— В корне.

— Потому что можно допустить ошибку. Пишем одну букву – слышим другую.

— Подобрать проверочное слово.

По одному выходят к доске и выполняют задание:

(стрелы, стрелка) стрела,

(воды, водный) вода,

(травы, травушка) трава,

(холм, холмик) холмы,

(жар, жаркий) жарко,

(свечи, свечка) свеча,

(пчёлы, пчёлка) пчела,

(гнёзда, гнёздышко) гнездо,

(чиж, чижик) чижи,

(дождь, дождик) дожди,

(шкаф, шкафчик) шкафы.

Читает 1 ученик.

Регулятивные:

Использовать речь для регуляции своего действия;

Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкция-ми;

ставить, формулировать и решать проблемы;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

— Самостоятельно на листочках выполним упр. 195, первый абзац. Вам нужно:

1. Подписать свою фамилию;

2. Вставить пропущенную букву О или А в каждое слово и 3. Доказать, что каждая пара слов, это однокоренные слова. — Как вы это сделаете?

— Верно. Приступайте. Тем, кто усвоил тему урока, я поставлю оценки.

Собирает листочки.

— Нужно найти корень.

Самостоятельно выполняют задание.

Регулятивные:

Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкция-ми.

7.Подведение итогов. Рефлексия

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

— В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

— Как проверить безударный гласный в корне.

— Во всех.

— Нужно подобрать проверочное слово.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

8. Домашнее задание

— Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.

Стр. 105, упр. 195-ое, второй абзац.

Вам нужно будет вставить пропущенные буквы Е, И или Яи выполнить тоже самое задание – доказать, что каждая пара слов, однокоренные слова.

***ЗПР карточка

Выпишите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением » . Выделите орфограмму.

Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, четверг, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, держать, солить, восток.

— Верно. Спасибо за урок. До свидания.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Регулятивные:

Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

***ЗПР КАРТОЧКИ

Перепишите. Вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограммы.

Л… нивый , п… купка , ни…кий, л…сник, б… ксёр , тр … ва , м…лоток, опу …ка, з… мовье , ог … нёк , м… сты , д… ма , морко …ка, тетра…ка.

Перепишите. Вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограммы.

Л… нивый , п… купка , ни…кий, л…сник, б… ксёр , тр … ва , м…лоток, опу …ка, з… мовье , ог … нёк , м… сты , д… ма , морко …ка, тетра…ка.

Выпишите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением » . Выделите орфограмму.

Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, четверг, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, держать, солить, восток.

Выпишите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением » . Выделите орфограмму.

Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, четверг, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, держать, солить, восток.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

Приветствует детей.

— Садитесь.

— Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня 17ноября(учитель пишет на доске).

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

— Пишут в тетради число и клас-сная работа.

Регулятивные:

Использовать речь длярегу-ляции своего действия.

2. Выявление места и причины затруднения

— Отгадайте загадки, и запишите в тетрадь отгадки:

В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

— Назовите орфограммы в словах, которые вы записали.

— В какой части слова находятся орфограммы?

— А как вы думаете, только в корне могут быть орфограммы?

— Где ещё они могут быть?

Отгадывают загадки, и записывают в тетрадь отгадки:

— Гора.

— Вода.

— След.

— Хлеб.

— Проверяемая гласная и согласная в слове.

— В корне.

— Нет, не только.

— В приставке, в суффиксе, в окончании.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

Передавать информацию устным и письменным спо-собом.

3. Построение проекта выхода из затруднения

(Сообщение)

— Сегодня на уроке мы и познакомимся с орфограммами в других частях слова.

— И тема нашего урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА.

Слушают.

Регулятивные:

формировать и удерживатьучебнуюзадачу.

4. Реализация построенного проекта.

1.Откройте учебники на стр. 102-ой,  са-мостоятельно в тетради выполните упр. 192.

Вам нужно списать текст в тетрадь.

Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал

холодом на стёкла, посыпал зернистым инеем на крыши, захрустел под ногами.

— Прочитайте слова с орфограммами.

— Назовите части слова, в которых выделены буквы и выделите их у себя в тетради.В слове:

пришёл, (- в какой части слова выделена буква? выделите

её)

заморозок,

надышал,

холодом,

стёкла,

посыпал,

зернистым,

крыши,

захрустел,

ногами

— Почему надо проверять написание выделенных букв?

— Давайте ниже, в учебнике, как на и просят, обратим внимание! Причитайте правило.

2. Молодцы. Выполним упр. 193.

— Прочитайте пословицы.

1. Встречай людей не лестью, а честью.

2. Кто ленив, тот и сонлив.

3. Легко сказать, да тяжело сделать.

4. Без столбов и забор не стоит.

5. Был бы пирог, найдётся и едок.

 Спишите их в тетрадь.

— В каких значимых частях слов выделены буквы – выделите их в тетради самостоятельно.

— Произнесите звук, который обозначает выделенная буква в слове:

встречай,

ленив,

сонлив,

легко,

сделать,

столбов,

пирог,

едок.

— Почему написание этих букв надо проверять?

— А на следующей странице нас опять просят обратить внимание!Прочитайте правило до таблицы.

— Так в какой части слова может быть буква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный звук?

— Посмотрите ниже, в слове Четверг есть ещё одна орфограмма. Что это за орфограмма?

— Спишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— А теперь составьте с этим словом предложение самостоятельно и запишите его в тетрадь.

Какое предложение вы написали? (спрашивает нескольких учеников).

— Скажите, в каких значимых частях слова находятся орфограммы?

3. Давайте рассмотрим таблицу в учебнике.

— Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или в суффиксе? Найдите это в таблице и прочитайте.

— А что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? Найдите это в таблице и прочитайте.

— А если это непроверяемая орфограмма?

ФИЗМИНУТКА

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

Открывают учебники и переписывают упражнение в тетрадь.

— Пришёл, заморозок, надышал, холодом, стёкла, посыпал, зернистым, крыши, захрустел, ногами

— В приставке.

— В корне и окончании.

— В корне.

— В корне и окончании.

— В окончании.

— В приставке.

— В корне и окончании.

— В окончании.

— В приставке.

— В корне.

— Потому что мы может записать их не правильно и потому что они слышатся не так, как пишутся.

Читает 1 ученик:

«Буква, обозначающая безу-дарный гласный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: пришёл;

в корне: дарить;

в суффиксе: маленький;

в окончании: из землянки.

— Читают по очереди.

Списывают пословицы в тетрадь.

Выделяют самостоятельно значимые части слов.

— Ф.

— Ф.

— Ф.

— Х.

— З.

— Ф.

— К.

— К.

— Потому что мы их пишем не так, как слышим.

Читает 1 ученик:

Буква, обозначающая парный по звонкости-глухости соглас-ныйзвук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: сделать;

в корне: четверг;

в суффиксе: пирожок;

в окончании: нет звуков.

— В любой.

— Непроверяемая гласная в корне слова.

Пишут в тетрадь слово и обозначают орфограмму.

Самостоятельно составляют предложение со словом Четверг и записывают его в тетрадь.

Читаю свои предложения.

— Во всех.

Читает 1 ученик:

Вспомните, как пишется эта приставка или суффикс.

Читает 1 ученик:

Подберите проверочное слово.

— Нужно проверить по словарю.

Регулятивные:

формировать и удерживатьучебнуюзадачу;

использоватьречьдлярегу-ляциисвоегодействия;

выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеёреализации.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

ставить, формулировать и решать проблемы;

передавать информацию устным и письменным спо-собом;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

Обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения;

Адекватно оценивать собст-венное  поведение.

5. Первичное закрепление

4. Откройте стр. 104, выполним упр. 194.

— Прочитайте слова:

Дворы, стрела, вода, трава, холмы,

жара, свеча, пчела, гнездо, чижи, дожди, шкафы.

В какой части слова выделены буквы?

— Почему написание выделенных букв надо проверять?

— Как проверить их написание?

— А теперь выполним задание. Нам нужно подобрать к каждому из этих слов 2 проверочных слова; первое – изменив форму слова, а второе – подобрав однокоренное слово. И посмотрите, нужно записать, как на образце ниже – сначала два слова, которые мы подобрали, точно так же, в скобочках. Затем слово, которое написано в учебнике. И обязательно расставить ударение. По очереди у доски. Остальные в тетради.

— Начинаем со слова СТРЕЛА.

(Разбирает вместе с детьми).

— Прочитайте правило в оранжевой рамочке.

Это нужно запомнить!

Читает слова 1 ученик.

— В корне.

— Потому что можно допустить ошибку. Пишем одну букву – слышим другую.

— Подобрать проверочное слово.

По одному выходят к доске и выполняют задание:

(стрелы, стрелка) стрела,

(воды, водный) вода,

(травы, травушка) трава,

(холм, холмик) холмы,

(жар, жаркий) жарко,

(свечи, свечка) свеча,

(пчёлы, пчёлка) пчела,

(гнёзда, гнёздышко) гнездо,

(чиж, чижик) чижи,

(дождь, дождик) дожди,

(шкаф, шкафчик) шкафы.

Читает 1 ученик.

Регулятивные:

использоватьречьдлярегу-ляциисвоегодействия;

выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеёреализации.

Познавательные:

применять правила и пользоватьсяинструкция-ми;

ставить, формулировать и решатьпроблемы;

развиватьследующиемыс-лительныепроцессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

6.        Самостоятельная работа с проверкой по эталону

— Самостоятельно на листочках выполним упр. 195, первый абзац. Вам нужно:

1. Подписать свою фамилию;

2. Вставить пропущенную букву О или А в каждое слово и 3. Доказать, что каждая пара слов, это однокоренные слова. — Как вы это сделаете?

— Верно. Приступайте. Тем, кто усвоил тему урока, я поставлю оценки.

Собирает листочки.

— Нужно найти корень.

Самостоятельно выполняют задание.

Регулятивные:

выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеёреализации.

Познавательные:

применятьправила и пользоватьсяинструкция-ми.

7.        Подведение итогов. Рефлексия

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

— В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

— Как проверить безударный гласный в корне.

— Во всех.

— Нужно подобрать проверочное слово.

Регулятивные:

формировать и удерживатьучебнуюзадачу.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

8. Домашнее задание

— Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.

Стр. 105, упр. 195-ое, второй абзац.  

Вам нужно будет вставить пропущенные буквы Е, И или Я  и выполнить тоже самое задание – доказать, что каждая пара слов, однокоренные слова.

— Верно. Спасибо за урок. До свидания.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Регулятивные:

выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеёреализации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти высокооплачиваемую работу в челябинске
  • Как найти плошадь треугольника по клеткам
  • Как найти информацию по кьюар коду
  • Как нашли титаник документальный фильм
  • Смета рик как составить смету