Как найти предка казака

Казачество. Рекомендации по поиску


Казаки ‒ представители нескольких особых, военно-социальных общностей сформировавшихся на территории двух крупнейших государств Восточной Европы: России (Московского государства) и Польши (Речи Посполитой). 

Появления слова «казак» (видимо, тюркского, происхождения, означавшего «вольный» «свободный») относится к весьма раннему периоду. Так, в 1444  году в документах упоминаются рязанские казаки – т.е. как уже что-то сформированное, с определенными функциями. 

К середине XV  века в Польше и России казаки – один из разрядов служилых людей (городовые, реестровые и пр. казаки). Казачьи команды размещались при пограничных и ключевых в оборонительной системе городах и подчинялись, как все служилые люди по прибору, местным воеводам.Рязанские, орловские, данковские, невельские, опочецкие и пр. казаки получали от правительства денежное довольствие и военные припасы, а по нехватке денег в казне денег ‒ поместную землю. Эти казаки не имели особых отличий от всей массы служилых людей по прибору (т.е. по добровольному набору на военную службу из свободного населения) того времени, но принципиально отличаются от казаков, что известны нам по истории России XIX–XX веков. Показательна и судьба этих казаков, мизерная часть которых одворянилась (например, Половцовы из великолуцких казаков), а основная масса пройдя те или иные формы, включая однодворчество, с 1834 года влились в сословную группу государственных крестьян. 

В XVI веке на Днепровских порогах и на Дону, чуть позже на реках Терек и Яик (переименованный по приказу Екатерины II в Урал) начали складываться вольные казачьи общности. С усилением централизованной власти непокорные войска распускались и изгонялись (Запорожская сечь и ее преемницы), или постепенно подчинялись воле правительства (Донские, Уральские), а с XVIII века и вовсе начали формироваться самим правительством (Волгское, Черноморское).

За многовековую историю на всех окраинах России, в разных условиях, на разной этнической основе, в разные эпохи, и на разных началах сформировалось весьма пестрое разнообразие казачьих общностей. Какие-то из этих общностей (войск) имели схожие черты, какие-то принципиально отличались друг от друга.

Широко бытующее мнение о казаках как об особом субэтносе не носит научного характера. Уже одно, то, что часть казаков были малороссами (украинцами), в Великом Княжестве Литовском основу грунтовых казаков составляли белорусы, а в России, помимо этнически русских донских (но, с отдельным калмыцким округом), уральских, волгских и терских, а также войска с большой долей нерусского элемента (Оренбургское, Кубанское, Терское, Забайкальское), существовали полностью нерусское Башкиро-мещерякское казачье войско.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казаки#/media/Файл:Cossacks._May_5,_1916._Goryachy_Klyuch._Russian_Empire.JPG

Кубанские казаки в мае 1916 года. Источник: https://ru.wikipedia.org
Целый ряд казачьих институтов, а затем оформленных казачьих войск перестали существовать еще задолго до революции 1917 года. Накануне Первой мировой войны в составе иррегулярных войск Российской Императорской армии было одиннадцать казачьих войск. Назовем их в хронологическом порядке исторического старшинства: Донское (с 1650 года), Оренбургское, Терское, Сибирское, Уральское, Забайкальское, Кубанское,  Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское (с 1865 года). В их числе мы видим казачьи войска сформировавшиеся исторически самостоятельно (Донское, Сибирское, Уральское), и позже полностью подчиненному правительству; казачьи войска, сформированные на основе предшествующих казачьих войск (Астраханское, Кубанское, Терское); и казачье войско, сформированное из горнозаводского крестьянства /т.е. из положенных в оклад/ и представителей коренных народов /состоявших в ясашном оброке/ (Забайкальское, образованное указом от 17 марта 1851 года в составе: 1-го, 2-го, 3-го русских полков, 4-го тунгусского полка и 5-го и 6-го бурятских полков).

В историко-генеалогическом плане о каждом перечисленном и исчезнувшем ранее (Запорожское, Задунайское, Азовское, Черноморское, Кавказское линейное) войске стоит рассказать отдельно, как и рассказать о грунтовых казаках и казачьем реестре в Речи Посполитой, национальных казачьих войсках, казачьих полках формирования 1812 года, малороссийских козаках XIX века. Их история, этническая составляющая, хозяйственно-бытовое устройство, культура и традиции весьма разнились.

Убедиться в разнообразии понятия «казак» и казачьих войск в России несложно, но очень важно полагаться именно  на научную литературу и смотреть в корень. Исторические очерки о разных казаках и казачьих войсках мы оставим на будущее. А сейчас уделим внимание общим чертам особой военно-сословной группе ‒ казакам XIX ‒ начала XX века.

Принципиальное отличие казаков от прочего непривилегированного населения Российской Империи заключалось в том, что подушная подать для них была заменена обязательное военной службой всего мужского казачества. Начиналась она с 20-ти летнего возраста и продолжалась с перерывами на льготу (домовыми отпусками со службой внутри войска) от пожизненной в XVIII веке до 18 лет или 22 лет (в разных войсках сроки разнились) в последний период существования казачьих войск. Казаки были также освобождены от разнообразных повинностей и сборов земского характера, так как вся внутренняя административно-хозяйственная структура содержалась из войсковых сумм и государственной казны. Помимо денежного и вещевого довольствия казаки получали в пользование землю, которую и обрабатывали сами или наемным трудом иногородних (жителей войсковых земель незаписанных в казачество). В войсках наделение казаков определялось 30 десятинами земли на одну мужскую душу. В Донском Войске офицеры получали особые офицерские дачи в 100, 200 и 300 десятин. Земля время от времени перераспределялась из общевойскового земельного фонда.Ю. Коссак. Донские казаки

Ю. Коссак. Донские казаки
Другим принципиальным фактом является то, что казачество не было сословием в классическом понимании этого термина. Казачество в целом присутствовало во всех четырех сословиях: казачья старшина, приравненная Императорам Павлом I к российскому дворянству, была частью благородного сословия (т.е. атаман граф Платов был и казаком, и дворянином); священники и церковнослужители, оставаясь казаками, были часть духовного сословия и жили именно по правилам и узаконениям духовного сословия; незначительная часть казаков была часть третьего сословия ‒ торговые казаки; по своему основному месту проживания и хозяйствования казаки в своей основной массе были сельским сословием. Соответственно все действующие в Империи законы в той или иной степени казались всего казачества, что отражалось и делопроизводстве, конечно, с некоторыми особенностями и отступлениями. В целом же дворянин-казак и казак-священник законодательно и в делопроизводстве не имел отличий от любого другого дворянина и священника в Российской Империи. А значит и никаких особенностей в изучении истории и родословия казачьих дворян, священников, купцов просто не существует. Разве что, в Области Войска Донского не вели дворянскую родословную книгу, но все делопроизводство ничем не отличалось от делопроизводств в других губерниях. Никаких особенностей не имело делопроизводство Донской духовной консистории. Казаки же других войск и вовсе свое дворянство и духовные потребности имели такое же, как и все жители губерний и областей, на территории который располагались их казачьи войска.

Последним важным фактором жизни казачества была административно-территориальная обособленность. Началась она в екатерининские времена, с подачи князя Г.А. Потемкина-Таврического.

Единственное казачье войско, имевшее полностью обособленную территорию и административное управление, было Донское войско. Обратите внимание на то, что в официальном названии этого казачьего войска не было слова «казачье». До учреждения губерний казачий Дон никак формально не обозначался в составе Русского государства, по сути, была некой автономной областью. В 1708 году все казачьи городки по Дону и Хопру были определены в Азовскую (с 1725-го Воронежская) губернию. И только в 1786 году уже вполне обособившаяся казачья территория получила официальное наименование ‒ Земля Войска Донского. В 1870 году Земля была переименована в Область Войска Донского, а в 1918‒1920 годах надеявшиеся на автономию Дон именовал себя Всевеликим Войском Донским. 

Все другие (десять) казачьих войск имели свою обособленность и права самоуправления в пределах общегосударственных административно-территориальных единиц, губерний и областей. Военные губернаторы одновременно были и наказными атаманами казачьих войск.

Сам термин «наказной» говорит о том, что атаманами войск назначали указами (наказами), первый из которых дал царь Петр Алексеевич в 1708 году. Уже выбранного казаками атамана П.Е. Рамазанова Петр I своим указом назначил им в атаманы. С указом на Дон поступил хлеб, порох и денежное содержание. Донцы постепенно «продавали» свою свободу. В течение XVIII века полную вольницу сохраняли только запорожцы. Во всех казачьих войсках самоуправление (и выборы) сохранялись только на станичном и хуторском уровне, которое немногим превосходило правами общегосударственное земское самоуправление.

Все вышесказанное о военно-сословной группе касалось второй части определения казаков. Стоит сказать немного и о военной службе казаков.

Основой всех казачьих войск была легкая кавалерия. Для большинства образ казака состоит их папахи и коня. Заметим здесь, что все казачьи войска имели свою особую форму.

В XIX веке в казачьих войсках были сформированы отдельные гвардейские части (первым был лейб-гвардии Казачий полк Воска Донского), артиллерийские батареи, а в начале XX века ‒ пулеметные и др. специализированные части. В рядах Кубанского казачьих войск существовали пехотные части ‒ пластунские полки.

Черноморские пластуны

Черноморские пластуны Источник: https://ru.wikipedia.org

Источники по генеалогии казаков

Основной, или первичный, генеалогический источник генеалогии казаков ‒ метрические книги. В казачьих церквях также как во всех прочих, велись исповедные росписи (увы, они тоже сохранились плохо, в ряде казачьих регионов очень плохо). Хранятся метрические книги в региональных архивах, Российском государственном военно-историческом архиве (за 1830‒1880-е годы) и Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (за 1880‒1914 годы).

Основная часть всех казаков второй половины XIX ‒ начала XX века были православными в рамках официальной Православной Церкви. Однако надо помнить, что на Дон и Яик с последней четверти XVII века потянулись противники никоновских реформ. В XVIII веке староверие в казачьей среде занимало значительное место, но с начала XIX века часть старообрядцев примкнуло к единоверию, а часть вернулось в лоно официальной Церкви. Крайних форм раскола в казачьей среде почти не было. Однако этот фактор при изучении казачьих родословных обязательно помнить. В составе Войска Донского служили калмыки- буддисты, Забайкальского казачьего войска и буряты-буддисты и тунгусы-шаманисты. В Оренбургском казачьем войске казаки-башкиры исповедовали ислам. Небольшой инославный элемент присутствовал в Терском казачьем войске. 
А вот со следующим по востребованности генеалогическим источником ‒ ревизским сказкам ‒ у казаков дело обстоит никак, или почти никак.

Нужны проводить ревизии населения, не обложенного подушным окладом, просто не было необходимости. Ревизии «токмо для счета» описывали по всем губерниям священно- и церковнослужителей. Теоретически это могли делать и в казачьих регионах. На практике такие ревизии неизвестны.

Некоторые исключения по части проведения ревизий мы встречаем на Кубани и в Забайкалье. В Черноморском казачьем войске из-за не полностью разрешенного его статуса, а так же значительного в его составе крестьянского элемента были проведены ревизии в 1811, 1812, 1816 и 1835 годах в станицах Кавказского линейного казачьего войска. В Забайкальской области ревизия 1858 года была проведена для уточнения численности учрежденного в 1851 году Забайкальского казачьего войска.
В Земле Войска Донского ревизиями описывались иногородние и крепостные крестьяне, но это, конечно, не казачья тема.

Е. М. Корнеев «Черноморский казак»

Е. М. Корнеев «Черноморский казак»
За XVIII век сохранилось немало разнообразных списков, присяг и прочих перечневых документов. Особой полнотой отличаются списков казаков к переселению: с Дона на Волгу и на Терек, переселение Волгского войска на Северный Кавказ и пр. В последующее время регулярно составлялись списки молодых казаков, льготников, отставных. Переселение с Дона, пусть и в меньших масштабах, было связано с образованием новых войск на новых рубежах Империи. В ряде казачьих войск (Кубанском, в войсках Восточной Сибири и Дальнего Востока) велись посемейные списки, в том числе по образцу 1871 года.

Казаки, как и все подданные Империи, были описаны в ходе Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, но материалы ее сохранились в ничтожно малом количестве, а вот Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 года в казачьих регионах не проводилась. Итоги переписи 1897 года показали, что казачество из общего населения Империи составляло около 2,5 процентов.

Мы уже упомянули об отсутствии каких-то особых различий источниковой базе для изучения генеалогии священников, дворян и чиновников из казаков. Документы казаков-офицеров составлялись также как и на всех прочих, и хранятся они в том же Российском военно-историческом архиве, как в общих фондах, так и специально казачьих, с обычным набором военных документов: формулярные списки, списки нижних чинов, приказы по личному составу. Дополнением в военной части может быть только наличие в региональных архивах фондов войсковых правлений (Кубанского в краснодарском архиве, Терского во владикавказском и т.д.). Отдельные отличительные черты в изучении привилегированной части казачества по сути своей – не более, чем региональные особенности. Документы на казаков-чиновников можно найти в Российском государственном историческом архиве. Документы на священников (клировые ведомости и пр.) хранятся обычным порядком в региональных архивах.

Не является какой-то особенностью и запись в казачество, и выход из оного. В своей сути запись в ту или иную сословную группу определяется фактором получения или утери привилегий, закрепленными за тем или иным сословием или сословной группой. 

Можно только говорить о специфике казачьей терминологии. Не волостное правление, а станичное; не уездные учреждения, а отдельные (т.е. канцелярия начальника отдела, разнообразные присутствия отделов); не губернское правление, а войсковое; не канцелярия губернатора, а канцелярия наказного атамана.

Важной характеристикой для каждого казака в любом из войск была его принадлежность к станичной казачьей общине. Почти в каждом документе после имени казака будет указано, из какой станицы он казак ‒ своеобразная приписка, которой надо руководствоваться в поисках семьи казака. С начала XX века приписка казака уточняется (особенно на Дону) до хутора, на котором казак имел свой дом и хозяйство.
Нет смысла останавливаться на какой-то особенной сохранности или несохранности «казачьих» источников. Пострадавшие от советских макулатурных кампаний и в годы Великой Отечественной войны архивы Северного Кавказа потеряли и казачьи и неказачьи документы в равной степени. А вот более благополучно приживший советскую власть и войну ростовский архив сохранил значительное число документов, в том числе и казачьих. В очерках, посвященным каждому казачьему войску в отдельности, мы детальнее остановимся на сохранности документов и местах их хранения.

После установления советской власти в казачьих территориях уже никаких отличий от общесоветских правил учета населения, ведения документации не было.

Основные архивы, хранящие документы о казаках второй половины XIX ‒ начала XX века

Все казачьи войска:

  • Российский государственный архив древних актов
  • Фонды Отдела фондов Верховного управления (Внутреннее управление, Кавказские дела, Донские дела) и другие фонды
  • Российский государственный военно-исторический архив 
  • Фонды Казачьей экспедиции Военной коллегии Главного управления казачьих войск, полевого штаба казачьих войск, казачьих войск и казачьих частей и учебных заведений
  • Российский государственный исторический архив 
  • Документы общих вопросов устройства казачьих войск в Государственном совете, комитетах и министерствах, по гражданской и хозяйственной частям (например, по землепользованию в Области Войска Донского) 
  • Государственный архив Российской Федерации
  • Фонды казачьих объединений, работавших в Западной Европе, картотеки «Белое движение» и «Эмиграция»
  • Российский государственный военный архив 
  • Документы казачьих формирований периода Гражданской войны
  • Российская национальная библиотека, отдел газет 
  • Документы казачьих формирований периода Гражданской войны

Войска Донского:

  • Государственный архив Ростовской области 
  • Государственный архив Волгоградской области 
  • Государственный архив Донецкой области (только метрические книги)
  • Государственный архив Луганской области (только метрические книги)

Кубанское казачье войско:

  • Государственный архив Краснодарского края 
  • Государственный архив Ставропольского края 
  • Оренбургское казачье войско
  • Государственный архив Оренбургской области 
  • Сибирское казачье войско
  • Исторический архив Омской области 
  • Терское казачье войско
  • Центральный государственный архив Республики Северная Осетия‒Алания 
  • Центральный государственный архив Республики Дагестан (первичные листы Первой Всероссийской переписи населения 1897 года по Кизлярскому отделу)
  • Уральское казачье войско
  • Государственный архив Западно-Казахской области 
  • Государственный архив Оренбургской области 
  • Забайкальское казачье войско
  • Государственный архив Забайкальского края 
  • Астраханское казачье войско
  • Государственный архив Астраханской области 
  • Семиреченское казачье войско
  • Центральный государственный архив Республики Казахстан 
  • Амурское казачье войско
  • Государственный архив Амурской области 
  • Уссурийское казачье войско
  • Российский государственный исторический архив Дальнего Востока

Революция и Гражданская война затронули казачество, в силу их поголовной «военизированности» до самого основания. После войны «белых» и «красных», началось поголовное расказачивание, когда быть «казаком», были также опасно, как дворянином, помещиком, священником. Эта часть истории казачества не имеет в исследованиях каких-то особенностей против общих по теме «репрессированные». 
Великий исход 1920 года Русской армии увел и за границу и казаков, воевавших за Вольный Дон или за «белых»: на кораблях из крымских портов, конным строем в Манчжурию. Процент их был не выше чем прочих русских изгнанников, но они были значительно более сплоченными и активными. В русской эмигрантской жизни казаки были очень заметны.

Россию покинуло более 100 тысяч казаков всех казачьих войск. Особенно массовым был исход донцов (34 тысяч), кубанцев (более 20 тысяч) и забайкальцев (20‒30 тысяч).
До Второй мировой войны казаки проживали в основном в Югославии, Болгарии, Чехословакии, меньшая часть во Франции, Германии, Польше.
В разное время в различных концах света выходило более 100 казачьих журналов и газет. Наиболее известными были журналы «Родимый край», «Вольное казачество», «Казачье единство», «Казачьи думы», газета «Казак».

В последние десятилетия появилось немало литературы по генеалогии казачества (общеисторическую литературу в данном случае во внимание не принимаем) разных казачьих войск. По объему и серьезности материала лидирует литература о донском казачестве (одна серия С.В. Корягина «Генеалогия и семейная история донского казачества» на сегодня имеет 136 выпусков!). 

Думаем, что в рассказах о каждом войске в отдельности, будет описаны все особенности  и свойственные конкретным войскам особенности, а также дана библиография литературы по каждому казачьему войску.   

Ростов-на-Дону, 12 февраля 2018. DON24.RU. О том, почему казака сложно найти в переписях населения, что делать, если он был раскольником, и какое сословие проще всего отыскать в архивах, рассказала генеалог Оксана Компаниец. Она назвала десятки источников, которые могут помочь во время поиска донского служивого предка. Корреспондент ИА «ДОН 24» решил выбрать несколько источников и рассказать об их нюансах.

«Вы должны знать имя, фамилию, отчество, определенную дату и место. Это три базовых принципа, которые необходимы, чтобы найти информацию о предке», – объяснила Оксана Компаниец.

Больше всего информации о донских казаках можно найти в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО).

Генеалог пояснила, что источники для поиска предков в России и непосредственно казаков отличаются от самых популярных источников в мировой генеалогии – переписи населения и загсовых записей. Если говорить о переписях, в России их проводили редко. Так, в Государственном архиве Ростовской области переписные листы есть только по Новочеркасску. Кроме того, среди казаков не проводили ревизий (перепись податного населения. – Прим. ред.), так как казаки не платили налоги. Зато информацию о них можно найти, например, в военных документах, которые составлялись на каждого казака с 19-летия – возраста, с которого казаки шли служить.

Кроме того, есть документы о входе в казачье сословие и выходе из него, например документы о переходе в мещанское сословие. Упрощает поиск принадлежность казака к дворянскому сословию – по таким заводились специальные дела о дворянстве. Если казак был, например, священником, информацию о нем можно найти в ведомостях церковного клира.

Стоит помнить и о том, какие источники могут вызвать сложности при работе с архивами ГАРО. Например, по словам Оксаны Компаниец, там довольно плохо сохранились метрические книги (книга для официальной записи факта рождения, брака и смерти. – Прим. ред.) и исповедные ведомости.  Если казак был старообрядцем или другим раскольником, его и вовсе не будет в исповедных ведомостях и метрических книгах. При этом в войсковых делах информация о нем будет. При поиске, например, по брачным обыскам надо учитывать то, что больше шансов найти в них информацию, если предок-казак проживал именно в городе, а не в станице или хуторе.

Информацию о предках казаках можно найти и при помощи специальной литературы. Например, воспользоваться книгой Сергея Корягина «Генеалогия и семейная история донского казачества», альманахом «Донской архив», книгами о донской армии Андрея Венкова и работами Виталия Гусева.

Напомним, что в конце января память репрессированных казаков почтили в Новочеркасске.

December 31 2019, 11:27

Category:

  • История
  • Cancel

Как найти предков донских казаков?

В фолианте о волских казаках сер. 18 века, текст которого разбираю для 14 сборника, подшиты документы 1734-35 гг. об оформлении донских казаков на Царицынскую линию.

«1734 году сентября 20 дня записная роздаточная книга, а кто именны и которых станиц, об оных значит ниже сего о денежной казне на строение дворов казакам:
| Казаки | Имена с отчествы и прозвищи | рубли | копейки |

(1) Атаман Макар Никитич сын Персицкий – двенатцать рублей; вышеписанные двенатцать рублев принел и расписался. (2) Семен Игнатьев – двенатцать рублев; вышеписанные деньги двенатцать рублев Семен Игнатьев принел, а вместо его казак Василей Персицков расписался».

И ТАК ДАЛЕЕ по всем донским станицам списки записавшихся с подписями казаков и войскового писаря. Каждому было дано по 12 рублей.

Есть интересные отметки о внесении в списки «изъявивших желание к переселению на» Волгу новых лиц, сыновей или других родственников прежде зачисленных: «на место отца своево умершаго казака » такого-то. Как правило указывалась и родовая фамилия, после «забытая».

Иногда деньги «двенатцать рублев» «на ево место» получал кто-то из местных донцов, чьи потомки оставались жить на Дону. Так удалось узнать имя отчество по всей видимости родоначальника рода казаков ВЬЮЧНОВЫХ:

«Голубинской станицы:
(576) Петр Сидоров сын Чеботарь – на место его … … сын ВЬЮЧНОЙ двенатцеть рублев, а вместо его казак Ларион Анисимов расписался». Возможно казак ВЬЮЧНОЙ был каким-то «свойственником» казаку ЧЕБОТАРЮ.

Казаки Вьючновы в основной массе были из старообрядцев — «безпоповцы». Проживали в хуторах Голубинской станицы. Позже одна линия перешла в Пятиизбянское гражданство, а в начале 20 века во вновь основанную Таубеевскую станицу (после 1914 г. — Морозовская)

КИАЦ
Казачий Информационно-Аналитический Центр

Казачья генеалогия.

Сталкер Дата: Пятница, 19.06.2009, 23:18 | Сообщение # 1

Группа: Администратор сайта

Награды: 33

Репутация: 0

Статус: Оффлайн

Такое письмо пришло сегодня:

Quote

Уважаемый, Алексей Альбертович, у меня к Вам огромная просьба, меня зовут Анатолий Тригуб, мой дед Иван Тригуб, был казаком и корни его с Чернигова, после 2 мировой он осел на урале в деревне Заозерье на реке Чусовая, где позже и скончался. Я очень горжусь дедом и своими корнями, поэтому очень хочу узнать свое родословное древо и посетить город Чернигов чтобы найти родственников. Подскажите пожалуйста как мне поступить в такой ситуации и есть ли у меня шансы поступить в школу казачества, и стать настоящим казаком как мои предки?
С Уважением Тригуб А.С.

После его прихода сделал на Форуме раздел «Помогите найти…».
Давайте предложения как лучше организовать на сайте эту работу.

А может кто-нибудь даст совет Анатолию Тригубу?


Делай, что должно, и будь, что будет.

 
В_Дорофеев Дата: Пятница, 19.06.2009, 23:36 | Сообщение # 2

Группа: Аккредитованные

Награды: 1

Репутация: 3

Статус: Оффлайн

Здорово вечеряли!!!
Если есть такая необходимость, то закрепить это за регионами ! Я готов в Калининградской области ковыряться, и в военкоматах и в администрациях!

Quote (Сталкер)

А может кто-нибудь даст совет Анатолию Тригубу?

Наверняка дед был участником ВОВ.Необходимо обратиться в военный архив в Подольске. Получить информацию по максимуму там, а параллельно запрашивать архивы Чернигова (административные, там где хранятся книги Загсов, церквей). Например, на Кубани церковные книги, где регистрировали младенцев, хранятся в архивах станиц, муниципальных образований. Тут вариантов бесчисленное множество…. По записям в церковных книгах можно и восстановить родителей, дедов, прадедов и т.д. Пусть ищет самый ближний приход, или главный приход Чернигова, и обращается напрямую.

 
Сталкер Дата: Пятница, 19.06.2009, 23:53 | Сообщение # 3

Группа: Администратор сайта

Награды: 33

Репутация: 0

Статус: Оффлайн

Это любо, что вы отозвались. Но без специалистов знакомых с архивной работой и поиском людей нам не обойтись. Будет хорошо, если вы таких специалистов у себя в Калининградской области сорганизуете и возглавите в регионе эту работу.

У меня есть приятель — дока в этих делах. Постараюсь его привлечь по меньшей мере как консультанта. Он специализируется на восстановлении родословных. Офицер запаса.

Необходимо сразу уяснить, что архивы справок бесплатно не дают, да и работа подобная требует командировок, времени и проч. Так что на голом энтузиазме ее не проведешь.

Но начинать ее делать все-равно необходимо. Есть люди, которые готовы оплатить расходы. В том числе и родственники казаков проживающие ныне за границей. Их могут также интересовать места захоронения, фотографии близких, проживающие в настоящее время родственники в России, Украине и т.д.

Одним словом — это целое поле деятельности…


Делай, что должно, и будь, что будет.

 
Андрей_Лесняк Дата: Суббота, 04.07.2009, 00:51 | Сообщение # 4

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 5

Статус: Оффлайн

Вообще надо начинать с РГВА — Российский государственный военный архив. Далее ГАРФ — Гос.архив РФ, и РГАДА — Росс. государственный архив древних актов.


Мы Казаки, с нами Бог!!!

 
Герман_Мациевский Дата: Среда, 22.07.2009, 12:18 | Сообщение # 5

Группа: Проверенные

Награды: 4

Репутация: 4

Статус: Оффлайн

Сейчас во многих станицах при школах действуют школьные музеи. Работают там, как правило, подвижники, люди «болеющие» своим делом. Информация по конкретным жителям , краеведческий материал — уникальны. Многое не попадает в областные и тем более центральные архивы.

Можно контактировать и с краеведческими музеями, но там сложнее…


Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть (Л.Н. Толстой)

 
Сталкер Дата: Воскресенье, 15.11.2009, 18:12 | Сообщение # 6

Группа: Администратор сайта

Награды: 33

Репутация: 0

Статус: Оффлайн

Наверное, лучше сделать страницу «Генеалогический поиск» в главном меню.

Дайте ссылки для этой страницы и небольшие пояснения для тех, кто хотел бы найти сведения о родственниках или знакомых.

Отталкиваясь от этой информации сделаю такую страницу. К ее созданию приступаю сегодня же.


Делай, что должно, и будь, что будет.

 
Сталкер Дата: Воскресенье, 15.11.2009, 19:06 | Сообщение # 7

Группа: Администратор сайта

Награды: 33

Репутация: 0

Статус: Оффлайн

Страница создана. Для быстрого перехода не нее нажмите ЗДЕСЬ. Жду ссылок на соответствующие ресурсы.

А вот письмо из Канады от Антонины Чуденко. Может кто-нибудь поможет ей найти ответы на давние вопросы о своем отце, фото которого приведено в конце:

Помогите мне идентифицировать форму на этом человеке. Принадлежит ли она русской императорской армии или же красному кавалеристу. То,что этот человек кавалерист, вне сомнения. В руке у него пистолет, а с боку видна казацкая сабля (шашка) и клинок.

На одежде украшение, символ который не доступен моему пониманию.

Справа тоже не известный мне символ и даже,возможно, орден, На голове кубанка. Явно, что униформа на нем не красноармейская. Тогда чья же?

Кто он этот с открытым и прямым взглядом командир, чей интеллект явно обнаруживается под сдержанностью и военной униформой?


Делай, что должно, и будь, что будет.

 
Сотник Дата: Понедельник, 23.11.2009, 01:24 | Сообщение # 8

Группа: Удаленные

ЗДОРОВО НОЧЕВАЛИ, КАЗАКИ!
ДОБРЫЙ КАЗАЦЮРА! НЕОБЯЗАТЕЛЬНО КАВАЛЕРИСТ. СКОРЕЕ — ДОБРОВОЛЧЕСКАЯ АРМИЯ. ХОТЯ ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, ЧТО ЭТО КРАСНОАРМЕЕЦ:
1) В 30-Е КАЗАКАМ БЫЛО РАЗРЕШЕНО НОСИТЬ ЧЕРКЕСКИ С ДЕВЯТЬЮ ГАЗЫРЯМИ.
2) ПОГОН НЕТ.
3) ЦЕПОЧКИ С БЛЯХАМИ КАК У ОФИЦЕРОВ ЦАРСКИХ ВРЕМЕН.
4) НАГАН И ПЛАНШЕТ.
5) НАГРАД НЕТ.
МОГУ ОШИБАТЬСЯ — ДАВАЙТЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ.
МОЖНО ЛИ УГАДАТЬ ЦВЕТА ОБМУНДИРОВАНИЯ? ДУМАЮ, ЕСТЬ ТАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! ЛЮБО, ГОСПОДИН СТАЛКЕР, ХОРОШАЯ ЗАГАДКА!
С БОГОМ!

Добавлено (23.11.2009, 01:24)
———————————————
ЦАРИЦЫНСКОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, http://www.gen-volga.ru/

Сообщение отредактировал СотникПонедельник, 16.11.2009, 01:24

 
Сталкер Дата: Понедельник, 14.12.2009, 12:53 | Сообщение # 9

Группа: Администратор сайта

Награды: 33

Репутация: 0

Статус: Оффлайн

Привожу еще одно письмо.

Я разыскиваю двоюродного деда, Вологодского Павла Иосифовича, уроженца станицы Новоникольская Петропавловского уезда Акмолинской(или Омской) губернии. Казак Сибирского казачьего войска, участник гражданской войны (Восточный фронт), эмиграция в Китае, с 1924 года в Югославии. Далее его следы теряются. Но есть данные, что после 2-ой мировой войны приходило письмо, в котором Павел разыскивал своих братьев. Письмо, к сожалению, не отдали. Дед говорил, что оно было или из Франции, или из Канады. Знаю, что судьба разнесла казаков по всему свету, и Павел, или его потомки, могут быть где угодно.

Я прошу Вашей помощи, и надеюсь, что казачье братство поможет найти следы Павла. Отец Павла, войсковой старшина СКВ Вологодский Иосиф Николаевич, дядя- генерал СКВ Вологодский Федор Николаевич, расстрелян в 1920 году в Омске.

С уважением-Олег Вологодский


Делай, что должно, и будь, что будет.

 
Сталкер Дата: Суббота, 06.02.2010, 17:35 | Сообщение # 10

Группа: Администратор сайта

Награды: 33

Репутация: 0

Статус: Оффлайн

Снова просьба.

Долго и безуспешно пытаюсь узнать кем был мой прадед.
Знаю, что терский казак. Есть старое фото.
На сайте Терского казачества обратная связь не работает. Выслать им фото прадеда, для выяснения его статуса не могу. Подскажите советом.

Это единственная фотография, оригинал, отсканированный мной. Без ретуши и коррекций.
Прадеда звали Иван Каледин. Прадед по линии мамы. Мама родилась в г. Орджоникидзе. Я как следствие в Грозном. По утверждению мамы кроме имени, фамилии и того, что дед был терским казаком она ничего о нем не знает. Хотелось бы узнать статус прадеда в казачестве. Можно ли определить это по его одежде?

С уважением Трунов Сергей.


Делай, что должно, и будь, что будет.

Сообщение отредактировал СталкерПонедельник, 08.02.2010, 10:21

 
Ворчун Дата: Вторник, 16.02.2010, 19:59 | Сообщение # 11

Группа: Удаленные

Добрый вечер, подскажите пожалуйста где можно разыскать информацию о Фетисове Андрее Ивановиче.
Есть непроверенная информация что он был то-ли генерал-губернатором Ростова на Дону перед переворотом 1917г., то-ли казачьим генералом. После войны англичане выдали его НКВД, когда ему было 70 лет. С тех пор информация о его судьбе потеряна. Супругу его звали Варвара Ивановна.

 
Сотник Дата: Среда, 17.02.2010, 01:10 | Сообщение # 12

Группа: Удаленные

http://www.rusalbom.ru/
Вся Россия в лицах и биографиях из семейных архивов
Общенациональный проект «БОЛЬШОЙ РУССКИЙ АЛЬБОМ»

сбор и публикация фотографий из семейных альбомов и частных домашних архивов (студийная и любительская съемка в жанрах «портрет», «групповой портрет» до 1957 года включительно), а также текстов с информацией о людях, запечатленных на фото, воспоминаний и документов;

создание Русского биографического фонда и электронной фототеки, организация библиотеки-фонда «Вся Россия»

Добавлено (16.02.2010, 21:28)
———————————————

Добавлено (17.02.2010, 00:42)
———————————————
http://uk.rodovid.org

Украинский генеалогический ресурс.

Добавлено (17.02.2010, 00:54)
———————————————
http://clusesmo.chez.com/

Генеалогический ресурс.

Добавлено (17.02.2010, 00:58)
———————————————
Здорово дневал, Ворчун!
Фетистов Андрей Иванович (4.07.1875 — ?) — генерал-майор. Казак ст. Константиновской, 1-го Донского округа, ВД. Сын урядника. Образование получил в Новочеркасском каз. юнкерском училище (по 2-му разряду). Выпущен подхорунжим в 1894 г. в 9-й Донской каз. полк. В офицеры произведен в 1895 г. в свой полк. Участник 1-й Мировой, Гражданской и 2-й Мировой войн. Произведен 6.05.1909 г. в есаулы. Занимал должности: во 2-м Донском каз. полку (на 1909). В 1918 г. вступил в ряды Донской армии. В сент. 1919 г. был произведен в генерал-майоры. Уволен 8.04.1920 г. в отставку. В том же месяце был вновь определен на службу. Занимал должности: пом. нач. Донского офицерского резерва (апр. 1920 — ?).
Крым. Турция. Балканы. В 1944 г. вступил в ряды „Казачьего Стана”. Занимал должности: окружной атаман Донских беженских станиц (март — 28.05.1945). В связи с капитуляцией Германии в составе „Казачьего Стана” сдался в плен англичанам. Содержался в лагере в г. Лиенце /Австрия/. Выехал 28.05.1945 г. по приказу англичан со всеми каз. и северо-кавказскими офицерами в г. Шпиталь /Австрия/. Выдан 29.05.1945 г. советскому воен. командованию в г. Юденбурге /Австрия/. Арестован сотрудниками ГУКР СМЕРШ и этапирован в г. Москву. Приговорен Особым совещанием при НКВД СССР по ст. 58 УК РСФСР и ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19.04.1943 г. к 10 г. лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительно — трудовом лагере. Судьба неизвестна.
http://www.e-journal.ru/time-st1-6.html
http://www.passion-don.org/museum/spkaz_f.html
Царствие Небесное жертвам Лиенца!

Добавлено (16.02.2010, 21:47)
———————————————
Вот еще нашел, братцы. Тоже — сущая казачья судьбинушка.
Горб Федор Иванович (Ф.Кубанский, Федор Печорин). (куб.) — родился 10 января 1908 г., ст. Старо-Минской, сын хлебороба Ивана Ильича Г. и его жены Анны Яковлевны; трудолюбивый талантливый писатель. Окончив станичное двуклассное училище, стал помогать отцу в хозяйстве, но при коллективизации в 1929 г., вместе с раскулаченной семьей, выслан в Свердловскую область. Только через два года, после многих хлопот и ухищрений, ему удалось возвратиться на Кубань и добиться восстановления в гражданских правах. Горб поступил рабочим на жел. дорогу и продолжал учение сначала в вечерней средней школе, а потом в Ростовском Гидро-Метеорологическом техникуме. По окончании его получил место на Белореченской метеорологической станции, откуда во время „ежовщины” предусмотрительно перевелся в г. Куба (Азербайджан). Однако, здесь, не совершив никакого преступления арестован властью НКВД и сослан в Ухто-Ижемский лагерь на три года принудительных работ.
В. 1942 г. мобилизован из лагеря и выслан на Волховский фронт Второй Мировой войны Через месяц оказался в германском плену, но как Казак был вскоре освобожден. По совету одного немецкого офицера попробовал описать для фронтовой печати голод 1933 г. и „лагеря смерти”. Статья удалась и была помещена в рижской газете „Северное Слово” под заглавием: „Не забудем! Не простим!”
Окрыленный успехом, молодой писатель продолжал печататься в русских и казачьих антисоветских изданиях, подписываясь псевдонимом „Федор Печорин”. После окончания войны издал в Зальцбурге повесть „В горах Дагестана”. Находясь от 1949 г. в США и работая на фабрике, Горб выпустил в свет ряд повестей и рассказов под псевдонимом „Федор Кубанский”: „На привольных степях кубанских (1955 г.)”, „Черный ураган”, три повести в одной книге (1957 г.); „На память”, сборник рассказов 1958 г.); „Не забудем! Не простим!” по английски (1969 г.); „Орлы Земли Родной”, повесть (1960г.); „Степи привольные, кровью залитые”, повесть (1962 г.). Та же подпись неоднократно встречается в газетах и журналах: „Новое Русское Слово”. „Россия”, „Новая Заря”, „Общеказачий журнал”, „Сеятель”, „Наша Страна”, „Нива”, „Православный Вестник”, „Свет”, „Казак”. „Казачье Единство”. В 1965 г. Ф. И. Горб рукоположен в сан иерея Американской Православной Церкви.
В 50-е годы вышла книга “На привольных степях Кубанских” проживавшего в США кубанского казака Ф. Закубанского (Ф.Горб/; готовился сборник “На память” и 17 повестей и рассказов. По имеющимся данным в 70-80-е годы он работал над рукописями: исторический роман в 5-ти частях „Они сражались за Родину”, приключенческая повесть „Робинзон Крузо в Сибирской тайге”, повесть „В горах Кавказских” и повесть „Человек из Воронежа”, сборник из 32 рассказов „На досуге”, документальный очерк „Церковная жизнь в Америке в наши дни”. Какова судьба этих рукописей?
http://www.passion-don.org/museum/spkaz_g.html

Добавлено (17.02.2010, 00:59)
———————————————
Добавлено (16.02.2010, 21:38)
———————————————
Нашел еще информацию об интересной личности!
ФЕТИСОВ Михаил Алексеевич (дон.) рожд. 1880 г., ст. Баклановской; генерал-майор, станичник ген. Бакланова и внук его адъютанта, вырос в семье, хранившей предания и заветы казачьей старины. В 1904 г., с производством в чин хорунжего, из Новочеркасского казачьего училища вышел на службу в 4-й Дон. каз. полк, где числился до начала Первой Мировой войны. После этого со льготы командирован в сформированный из Казаков гвардейского запаса 53 Дон. каз. полк особого назначения. Весной 1916 г. произведен в чин есаула и переведен в 7-й Дон. каз. полк на должность строевого помощника командира полка. Благодаря доверию и любви, которыми он пользовался у подчиненных, после революции 1917 г. полк избрал его своим делегатом на Первый Донской Поисковой Круг и на Общеказачий съезд и Петрограде. С фронта возвратился домом и чине войскового старшины, по демобилизации остался в Новочеркасске и благополучно пережил пребывание в городе «красных» Казаков. Но когда ссора их командира Голубова с Ростовским Ревкомом закончилась разгоном его отряда и новым нашествием на Новочеркасск красной гвардии, войск, старшина Ф, ушел в ст. Кривянскую. Тут его встретила толпа повстанцев, бывших его подчиненных по 7-му полку. Они готовы были атаковать красных пришельцев и настойчиво просили своего прежнего командира стать во главе отряда и вести на опостылевшего врага. В этом импровизированном войске, кроме опытных боевых фронтовиков, было не мало станичной молодежи и даже Казачек, вооруженных пиками и вилами. Став их предводителем, войск, старшина Ф. распределил между ними роли, повел цепи на Новочеркасск и после нескольких часов боя город освободил, и хотя через три дня Казакам, под давлением противника снова пришлось его оставить, но отошли они оттуда пополненные множеством офицеров и молодежи, а кроме того повстанцы сохранили созданный ими обширный плацдарм для подходящих партизанских отрядов Походного атамана П. X. Попова, дали возможность организовать Южную группу повстанческих войск и 28-го апреля вторично освободить Новочер-касск, который теперь удалось удержать надолго, при помощи подоспевшего в самый трудный момент 25 апреля отряда капитана Дроздовского. Круг Спасения Дона в награду за геройское и умелое руководство боевой операцией, произвел Войск, старшину Ф. в чин генерал-майора.»

После двух лет дальнейшей борьбы за Дон, ген. Ф. ушел вместе с Донской армией в эмиграцию.

Среднего роста, ладно сложенный, черноглазый и смуглый красавец-брюнет,. Михаил Алексеевич Ф. был ярким представителем распространенного среди Казаков туранского типа; благодаря своей наружности, ом получил у своих друзей шутливое прозвище-. «Ахмет мирза Пей Наливай Бей Выталкивай Выгоняй Бек Ф.». Прекрасный строевик и смелый офицер, он вместе с тем отличался корректной независимостью со старшими начальниками, особым тактом и отеческой справедливостью в отношениях с подчиненными. Воспитанный на преданиях казачьей вольной старины, он, не в пример большинства казачьих начальников, открыто стал и ряды возникшего за границей Вольно — казачьего идеологиич. движения, как сторонник народоправства, равен-ства и братства в казачьем независимом государстве.

Умер в Праге (Чехословакия) в 1982 г.

http://slovco.ru/

http://ironew.narod.ru/index.htm
Историко-родословное общество в Москве.

Добавлено (16.02.2010, 19:46)
———————————————
http://www.vgd.ru/
Всероссийское Генеалогическое Древо.

Добавлено (16.02.2010, 19:50)
———————————————
http://iro2003.narod.ru/
Некоторые направления Общества потомков участников Отечественной войны 1812 г. и контакты Александра Сергеевича Шуринова — члена Историко-Родословного Общества
и Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года,
автор ряда статей на социально-политические и педагогические темы

Сообщение отредактировал СотникСреда, 17.02.2010, 00:57

 
Абалаковец Дата: Суббота, 20.02.2010, 09:37 | Сообщение # 13

Группа: Удаленные

У себя на сайте «Награды и знаки современного казачества http://cossac-awards.narod.ru/ сделал маленькую страничку «Поиск родственников» http://cossac-awards.narod.ru/Poisk_kazakov.html
По возможности буду выкладывать просьбы о поиске.
Пишите.

 
knjazj Дата: Суббота, 20.02.2010, 14:32 | Сообщение # 14

Группа: Удаленные

Доброго Всем дня.Обращаюсь с просьбой подсказать, как и где искать, сведения о
родных.
Мой дед из казаков Семиречья.
Иванов Игнат.Их два брата, Имя второго, не знаю. Во время братоубиственной войны 1917г, один из брат принял сторону белых, а мой дед Игнат сторону красных.
У Игната была семья, жена Анна Ивановна и сын Иван. Во время боёв под Урджаром, Игнат был убит. А старший брат отступил с белыми в Китай. Знаем, что он был в Харбине.
После гибели Игната, семья вынуждена была перебраться в Ташкент. По дороге Анна Ивановна заболела тифом и её сняли с поезда. 6-летний Иван добрался до Ташкента, скитался по базарам города, пока его не забрали в колонию, по типу «Макаровских». А Анна Ивановна поправилась, добралась до Ташкента. Узнала, что сын в Барнауле. Иван Игнатьевич Иванов выучился, стал военным, принимал участие в Вел Отчест. войне. Сейчас ,его нет в живых. Но во мне и моих сыновях, течёт казачья кровь.
С уважением Зоя Ивановна Горчакова( Иванова)

 
Владимир23 Дата: Понедельник, 01.03.2010, 12:37 | Сообщение # 15

Группа: Удаленные

9-я пластунская стрелковая Краснодарская дивизия им. Верховного Совета Грузинской ССР
командир 193 гсп 10.09.1943-12.04.1945
Кострикин Иван Матвеевич

Может есть какая нибудь информация о его военных годах.
Похоронен в Москве на хованском клад-ще.Это мой прадед.Буду благодарен за любую информацию.

 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »

Найди предка козака

Возможно, вы сейчас отыщете своего предка. Но сначала придется прочитать историю.

1649 год. После Зборовской битвы польский король Ян II Казимир вынужден признать гетманскую автономию в пределах трех воеводств: Киевского, Черниговского и Брацлавского. Число реестровых козаков, которым должны платить из королевской казны, увеличили до 40 тысяч.

Соглашение не до конца устраивало обе стороны. Война продолжилась.

1842 год. Украинский историк Осип Бодянский встречает в Варшаве земляка — уроженца Полтавщины, сенатора Царства Польского Андрея Стороженко. Тот сохраняет оригинал «Реестра Войска Запорожского» от 16 октября 1649 года. 190 листов в обложке из красной кожи исписанные мелким четким почерком. Скорее всего, он принадлежит писарю Войска Запорожского Ивану Выговскому. Впоследствии Бодянский получит разрешение на публикацию этого документа.

Реестр доступен по ссылке. В нем имена и фамилии 37 745 козаков из 16 полков: девяти правобережных и семи левобережных.

Самый мажорный — Чигиринский. В него зачислен Богдан Хмельницкий, его сын Тимош, а также писарь гарматный и будущий гетман Петр Дорошенко. В перечне есть несколько казаков с фамилиями Мазепа, Сагайдачный.

Нажмите Ctrl и F и найдите своих возможных прапрадедов. Список также пригодится тем, кто ищет имя для ребенка. Грицько, Лаврин, Яцько, Андрушко, Курило, Сахно, Тума, Опанас, Гаврило, Пархом, Хвесько — будут настоящие козаки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить бизнес план по открытию ресторана
  • Как найти знакомства мужчин
  • Как найти адрес url к картинкам
  • Как найти модуль шлицевого соединения
  • Как на вайлдберриз найти товар по номеру