Как найти предков в 17 веке

Домашнее задание в школе стало делом жизни

Впервые я занялся составлением своей генеалогии, когда был в пятом классе. Учитель по истории задала нам узнать происхождение своего имени и составить генеалогическое древо. Помню, я рисовать тогда не умел и за меня все красиво оформила мама. Но именно с этого момента я начал серьезно интересоваться историей семьи.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Вообще, когда начинаешь заниматься генеалогией, нужно всегда начинать с себя. Когда я стал ей серьезно увлекаться, я в первую очередь собрал свои фотографии и документы, написал автобиографию. Только потом я начал приставать к родственникам — стал постоянно ходить к бабушкам и дедушкам и просил их рассказать о своей жизни.

Я даже уговорил свою почти 90-летнюю бабушку написать воспоминания. Она сначала не хотела, все время спрашивала: «Зачем все это?» Но я смог ее убедить — объяснил, что это нужно для меня, для ее правнучки (моей племянницы) и для будущих поколений. В итоге бабушка даже освоила «ворд» и записала свои воспоминания — о том, что родилась в Медном Руднике [так изначально в 1854 году называлась Верхняя Пышма] и как жила в доме на Мичурина, 104 (уже в Свердловске). В этих воспоминаниях 30 лет жизни — почти сколько мне сейчас. Теперь я планирую отдельно издать ее воспоминания.

Сейчас многих моих бабушек и дедушек уже нет в живых, и я понимаю, что тогда очень вовремя приставал к ним с расспросами — много важных вещей я бы просто не узнал. Конечно, о человеке могут рассказать его родственники и знакомые, но это не то — восприятие одних и тех же событий всегда очень разнится у людей.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Мне потребовалось почти 20 лет, чтобы собрать информацию на две толстые папки по материнской и по отцовской линиям.

По отцовской — по фамилии отца и деда Автаевы и по фамилии Софьины (которую носили предки моей бабушки по этой линии). Здесь я добрался примерно до 1770-х годов. По этой линии, к своему удивлению, я обнаружил, что в роду оказалась мордва, точнее эрзя [этническая группа мордвы]. А я-то был уверен, что мы с 12 века все русские.

Жили Автаевы в селе Новая Малыкла нынешнего Новомалыклинского района Ульяновской области [в 1851–1917 гг. — Новомалыклинской волости Ставропольского уезда Самарской губернии, а до 1851 — Симбирской губернии]. Их в первой половине 18 века крестили. В те времена у них не было фамилий — были только имена и отчества. В их деревне было четыре Ефима и только один мой. Как найти своего? С трудом, но мне удалось его вычислить: по документам я узнал, что одного в рекруты забрали, второй умер рано, а из оставшихся двух было уже проще определить.

Удивительно было то, что бабушка по отцу — по линии Софьиных — была из рода старообрядцев-беспоповцев. У них не было ни храмов, ни попов, ни метрических книг. Эти книги тогда вели в церкви и записывали, кто когда родился, женился и умер. Поэтому моих родственников было тяжело вычислить и переписать. Я до сих пор не могу в документах найти этих беспоповцев, хотя знаю точно, что они были.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Что касается линии матери — по фамилии Стариковы — то тут я добился больших успехов — сейчас я планирую издать поколенно роспись Стариковых с 1678 по 2017 год.

Все Стариковы жили в деревне Денгинской [Сибирская губерния, Вятская провинция; сейчас — Кировская область] по крайней мере с 1678 года. Оттуда они никуда не переезжали. В 1920-х родители моего деда и братья прадеда по этой линии переехали в Киров. А в 1950 году мой дед уехал из Кирова поступать в Свердловский горный институт. Другая родня Стариковых осталась в деревне.

Когда я занимался Вяткой, я нашел много неожиданностей. Я удивился тому, что все предки были черносошные — то есть государственные — крестьяне. А в одной переписи указано, что они, кроме того, были ландмилицкими поселянами — оказывается, так называли деревни с крестьянами, которые содержали милицию.

Из более ближних родственников тоже были интересные личности. Так, прадед мой в 1930-х был в войсках НКВД. Но — точнее, именно поэтому — о нем осталось не так много информации.

С чего начать, если вы тоже хотите узнать все о своей семье

Вообще заниматься генеалогией может любой, было бы желание. Не бывает таких людей, которые вообще ничего не знают о своей семье — родители в детстве каждому хоть что-то рассказывают об истоках.

Конечно, составить четкую унифицированную пошаговую инструкцию для такого исследования невозможно. Но можно вывести общий алгоритм действий:

  • Шаг 1: составьте автобиографию. Как я уже говорил выше, когда вы начинаете занимать генеалогией, начните с себя. Напишите текст о себе, где расскажете о значимых для вас датах и людях. А также соберите документы и другие вещи, которые, на ваш взгляд, будет интересно посмотреть вашим потомкам. Это может быть что угодно: школьные дневники, открытки, поделки — что хотите. Но не перебарщивайте.
  • Шаг 2: опросите родственников. После того как вы с собой разобрались, можно приступать к опросу родителей и других родственников. Предварительно вам нужно будет составить список вопросов (чтобы точно ничего не забыть во время разговора): когда и где человек родился, как прошло его детство, кто его родители, откуда они и т. д. Будь готовы к тому, что люди не сразу начнут охотно вам рассказывать все-все о себе — как правило, поначалу многие вообще даже не воспринимают такие вещи всерьез. Будьте готовы, что придется приходить к ним с вопросами много раз — сбор информации может занимать много месяцев. Также не забывайте просить у них фотографии и документы.
  • Шаг 3: расшифровать записи разговоров и систематизировать информацию. Все разговоры я рекомендую записывать на камеру или на диктофон. Во-первых, вы так точно ничего не потеряете и не забудете. Во-вторых, это будет материал для потомков — они смогут увидеть и услышать того или иного человека, а это очень ценно. После каждого такого разговора старайтесь сразу же расшифровывать хотя бы его часть. Это помогает придумать новые интересные вопросы. А еще вы не окажетесь в ситуации, когда вам нужно будет за раз расшифровать 40 часов разговоров. Кстати, еще лайфхак: сейчас появились программы, которые помогают в расшифровке аудиозаписей. Например, на сайте office.com.
  • Шаг 4: пойти в библиотеку. После работы с записями родственников вам первым делом нужно пойти в библиотеку. Здесь вы сможете идентифицировать, например, деревни, про которые вам рассказывали: где они находятся, как они сейчас называются, существуют ли они сегодня вообще, к какому приходу относятся. Может, какая-то литература, газеты и краеведческие книги про эти места есть.
  • Шаг 5: обратитесь в архив. Перед тем как обращаться в государственный архив той местности, где вы живете, вам следует иметь следующие сведения о вашей семье: ФИО бабушки/дедушки, где и когда они родились. Придя в архив, вам нужно попросить сотрудников найти дела и описи, где хранятся документы.

    Если вас интересует советское время, то вам нужно будет искать информацию в отделах ЗАГС. Чтобы получить их, вам нужно будет написать требование — можно по электронной почте — об отправке необходимых документов. В текущих условиях ответ их архива вам придет где-то в течение месяца. В ответе на ваш запрос будет квитанция, в которой будет указана сумма за необходимую вам информацию. Как глубоко вам удастся зайти в вашем исследовании, зависит от территории. На Урале вы дойдете максимум до начала 18 века, а вот в центральной России можно будет узнать больше. Больше старинных документов можно найти в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) — в нем есть документы с 11 века.

Все это занимает много времени и труда. Будьте к этому готовы. Конечно, можно нанять исследователя, но это финансово доступно далеко не каждому. В доме Маклецкого есть кабинет изучения семейной истории, где вам бесплатно помогут в вашей работе над поиском информации — вы его найдете на втором этаже, кабинет №23. Кабинет работает по субботам с 16:00 до 18:00.

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 7.4K

Можно ли найти конкретного человека, жившего в XVII веке? Выражаясь современным языком «пробить по базам». Оказывается, архивные документы хранят массу информации об обычных людях того периода. Однако существует ряд сложностей, не позволяющих обычному исследователю добраться до этой информации. Во-первых, нужно пройти определённую процедуру по получению доступа в архив. Во-вторых, не всегда можно выйти на нужный документ, используя так называемый научно-справочный аппарат – различные описи и реестры документов, имеющиеся в архиве. Наконец, не имея навыков чтения документов XVII века, которые написаны скорописью, почти нереально ознакомиться с его содержанием.

Данные проблемы предполагается решить с помощью создания базы данных служилых людей XVII века. Об этом небольшая история.

Как всё началось.

Привет! Меня зовут Дмитрий и вот уже более 10 лет я изучаю историю южных уездов России XVII века. Территориально – это современные Белгородская, а также соседние Воронежская, Курская, Липецкая и другие области. Населены они были тогда так называемыми служилыми людьми – они получали здесь в качестве служебного жалования земельные наделы, которые сами и обрабатывали. В XVIII веке их потомки стали однодворцами, а затем государственными крестьянами. Большая часть населения Курской, Воронежской и соседних губерний XIX века происходят из тех самых служилых людей XVI–XVII веков.

История и краеведение – это хобби, которое выросло из увлечения генеалогическими исследованиями, которые я начал в 1999 году. В поисках предков дошёл до начала XVII века (ранее просто отсутствуют архивные документы). В какой-то момент мне стало интересно, как жили мои предки, в какие события были вовлечены и что происходило вокруг – в общем попробовать представить их окружение и быт. Я начал искать информацию, ходить в библиотеки. По правде сказать, историю в школе я не любил. Учился в физмат классе, проявлял повышенные способности к математике, выигрывал олимпиады. Но после развала союза в 1992 году выбрал «перспективную» профессию экономиста, по которой и получил высшее образование в Новосибирском госуниверситете. Затем работал в различных компаниях аналитиком, менеджером, руководителем среднего звена. Имею опыт работы с базами данных (Access), немного SQL, но всё это на довольно элементарном уровне.

Как жили 400 лет назад?

В моих исторических исследованиях (с частью статей можно ознакомиться здесь: http://www.old-kursk.ru/avtor/evsukov.html) меня прежде всего интересует жизнь простых людей. В начале я даже не мог себе представить, сколько сведений содержат документы XVII века, которые в основном хранятся в архиве древних актов (РГАДА), регулярным посетителем которого я стал после переезда в Москву. Здесь и различные судебные разбирательства об оскорблениях, грабежах, спорной земле, краже свиней, незаконном покосе травы и т.п. Так, по одному из моих собственных предков удалось обнаружить дело о вымогательстве у него крупной денежной суммы. Вымогателями оказались племянники пращура, которые просили его в течение недели положить 50 рублей в яму под вишнёвым кустом в 20 шагах от дороги. Случилось это в 1649 (!) году (полный текст письма-вымогательства здесь: http://www.evsyukov.ru/sprav/rodevs.html). На таких данных можно составлять интересные биографические истории людей, живших почти 400 лет назад (пример: http://www.old-kursk.ru/book/pdf/evs_almanah.html).

Но есть один нюанс… Все эти документы почти недоступны для обычного исследователя не только из-за того, что хранятся в РГАДА, где их непросто обнаружить в силу сложной организации справочного аппарата архива, но и из-за того, что написаны они т.н. скорописью – деловым письмом того времени. Обычному человеку эту письменность сходу не прочесть.

Примеры документов, написанных скорописью XVII века. 
Первые три варианта читаются хорошо, оставшиеся два — посложнее.

Примеры документов, написанных скорописью XVII века.
Первые три варианта читаются хорошо, оставшиеся два — посложнее.

Таким образом, найти нужного человека или описание какого-либо события – большая проблема. Чтобы облегчить себе задачу вот уже более 10 лет я «индексирую» просмотренные дела и ввожу найденных служилых людей в специальные таблицы. Что-то подобное делают ещё не менее десятка исследователей. Собранными материалами обмениваемся друг с другом, кто-то выкладывает их в интернете или публикует на форумах. В результате за годы работы имею в своём распоряжении «справочный аппарат» в виде некоторого количества таких разрозненных таблиц, которыми пользуюсь в своих поисках. Всего в них порядка полумиллиона строк.

Как найти человека в XVII веке? — «Пробить по базам»

Уже давно вынашиваю планы создать из этих таблиц единую базу, которую в дальнейшем можно будет пополнять разнородными сведениями как из самих архивных документов, так и из их печатных публикаций, а также упоминаний на форумах и т.п. Поделюсь своими мыслями на этот счёт. Ищу единомышленников, которым может стать интересна эта тема.

Продумал структуру реляционной базы данных (перечень таблиц, полей и связей). В общих чертах идея такая – фиксировать в документах упоминания различных исторических событий и задействованных в них людей в привязке ко времени и месту. Событиями могут быть, например, перепись земель, смотр войска, бой с татарами и т.п., или более мелкие – такие как судебный спор, выделение земли отдельных служилым людям и прочее. Поиск по базе вести по ФИО, роду службы, времени, месту, событию и т.п.

В создании такой базы, а вернее в индексации дел, есть несколько трудностей. Одна из них заключается в сложности (а иногда и невозможности) однозначной идентификации людей в документах. Один и тот же человек может быть записан то как «Ивашко Семенов сын Кочетов», то как «Иван Кочет», иногда без фамилии, а может быть и вовсе с какой-то другой. Эта проблема решается созданием справочников (словарей) имён, отчеств и фамилий в отдельных таблицах, связанных отношением «один-ко-многим». Для примера приведу рабочие варианты реестров имён (http://www.evsyukov.ru/sprav/names.html – внимание есть неточности) и фамилий (http://www.evsyukov.ru/sprav/famreest.html — помимо очевидных вариаций написания встречаются и такие как Артебякин-Вертебякин или, скажем, Нафонайлов-Афонайлов- Фонайлов). Отдельно создаётся справочник персон, который предполагается наполнять при выявлении однозначных соответствий между персонами в разных документах (например, берутся два документа с разностью в 10-15 лет и настраиваются соответствия между персонами из обоих списков).

Есть ряд идей как обновлять базу. Например, при экспорте данных из внешних таблиц в случае отсутствия отдельных имён/фамилий/отчеств экспертом-оператором базы принимается решение об их привязке к унифицированным написаниям, уже имеющимся в справочниках (с одновременным обновлением этих справочников).

Сложнее выглядит фиксирование родственных связей (отец-сын, брат-брат и т.п.). Думаю, использовать рекурсивные связи, но есть сомнения в корректности выполнения запросов.

Тестовый вариант базы пока сделал в Access (ниже скриншот одного из вариантов). Однако более перспективным видится использование PostgreSQL.

Один из вариантов схемы данных (не включает ряд второстепенных таблиц)

Один из вариантов схемы данных (не включает ряд второстепенных таблиц)

Каким может быть размер базы? По моим оценкам для достаточной репрезентативности по изучаемому региону – не менее 5 млн записей. Перспективный объём – десятки миллионов записей. Если масштабировать на центральные, северные регионы и Сибирь – ещё в несколько раз больше.

В настоящее время пишу диссертацию по истории одного из южных уездов, поэтому планирую для начала протестировать эту базу на ограниченной выборке (20-40 тыс. записей). Думаю, что на первом этапе вполне хватит рабочей (тестовой) локальной версии, на которой можно будет отладить структуру и различные виды запросов. Туда же нужно будет прикрутить модуль экспорта и проверки/корректировки данных. На втором этапе можно подумать о серверном варианте, который позволит работать с базой группе исследователей.

Конечно, я не упомянул здесь один из важнейших аспектов ввода информации, связанный с распознаванием образов. При наличии такой возможности процесс наполнения базы может ускориться на порядки. Но об этом в следующий раз.

А может быть графы?…

Остался главный вопрос. А подходит ли реляционная база под такие задачи?..

Поясню. В диссертации планирую исследовать в том числе социальные связи между жителями. Например, «товарищеские/соседские» (вместе подавали челобитную, были свидетелями при выделении земли, проживали в одной деревне и др.), «вражда/соперничество» (судебные разбирательства, кражи, разбой и др.), «экономические» (сделки по продаже имущества), «вертикальные» (например, поручение, выдаваемое воеводой) и прочее.

В наше время во многом аналогичные задачи решаются при описании взаимодействий участников внутри социальных сетей. Поэтому знающие люди подсказали, что для анализа больше подходят графовые базы. Так, вершинами могут быть события, персоны и др., рёбрами – взаимодействия между персонами, участие в событиях и т.п.

Как думаете, какой вариант более подходит под описанную задачу? Буду рад выслушать, пообсуждать любые идеи и найти единомышленников для реализации проекта.

В предыдущих 4 статьях я пробовал найти истинную версию происхождения фамилии Багин. Не знаю насколько у меня хорошо получилось, но для себя я открыл много нового. Точного ответа я не нашел, но надеюсь это будет сделано позже, когда я доберусь до тестов ДНК. Сейчас же я хочу рассказать о своём опыте в поиске предков Багиных и может, вдруг, по ходу написания статьи или позже в комментариях мне подкажут какие-нибудь наводки или зацепки, где можно продолжить поиски или где искать недостающую информацию. Я хочу сразу поблагодарить отзывчивых форумчан, которые уже помогли мне в поисках Багиных. Спасибо большое Каримовой Альфие Наильевне, Скригонюк Татьяне Анатольевне, Худякову Ивану, Пестрякову Сергею Владиславовичу, Ноговицыну Юрию Серафимовичу, Дудину Александру Федоровичу, Александру Гагаринову! Здорово, что такой форум вообще у нас есть! Это, правда, большущее дело и ценные материалы с сайта очень помогают в исследованиях.

Я начинал заниматься генеалогией еще в 2014 году. Из ревизских сказок в ГАКО выписывал всех Багиных из Васильковской волости. В 2015 году добрался до РГАДА и кое-как нашел там Багиных в 3, 2 и 1 ревизии. Сейчас этот материал есть на сайте и я могу свериться, правильно ли я тогда все расшифровал. Но в этом году с помощью форума я смог продвинуться чуть-чуть дальше в поиске Багиных. Пойдем по годам. Сначала я нашел последнего прямого предка в переписи 1678 года:

1678 год

Починок Сухоруковской …у него ж подворник Ивашко Федоров сын Багин, у него дети Савка 16 лет (на котором я остановился в 2015 году), Трошка 13 лет, Емелька году

В Займище на Устюжской дороге, где в 1678 году жил Фетка Артемьев сын Багин, у него // племянники Васка да Кондрашка да Ивашко женаты. Прим. Я предположил, что Фетка Артемьев — отец Ивашки Федорова

В этом Займище, я думаю, записали в кучу жителей всех деревень из Новой Лецкой слободки. Это единственный Федор, который может быть отцом Ивашки Федорова Багина из починка Сухоруковского.

1670 год

На помощь тут пришли Гугл Книги. За 1670 год в книге Торговый дом XVI-XVII веков — Введенский А.А. нашел упоминание об Иване Федорове Багине. Но оригинальную кабалу я найти никак не могу, чтобы узнать подробности. 

Прим: проверил по другим источникам, в оригинале речь идет об Иване Бачине

Затем с помощью форумчан нашел упоминание Багиных за 1646 год:

1646 год

1) В Хлыновском уезде (дело 519, л.153):

У Ношульского рубежу у речки Черемховки
(в) Ортюшка Васильев сын Багин з детьми с Максимком да с Юркою, Максимко женат, Юрка 15 лет

Небольшое отступление для потомков Багиных. Я предполагаю, что Максим, женатый сын Ортюшки Васильева – это отец Карпа Максимова Багина, который тоже жил рядом с моими Багиными в Васильковской вотчине, но в деревне Королевской. В 1720 году ему было 80 лет. То есть он родился примерно в 1640 году, как раз у него отец Максим был уже женат по переписи 1646 года. По возрасту совпадает. Если это так, то Карп Максимов Багин — это двоюродный брат моего пращура Ивана Федорова Багина. Возможно вместе как-то держались и переехали в Васильковскую вотчину. В купчих есть запись, что Карп Максимов Багин продал часть земли в Великорецком стане Спасской волости. 

2)  в Шестаковском уезде, Лекомской волости (137-1Орлов-1, л. 1173)

Починок Леонтьевской
(в) Левка Васильев сын Багиных

3) В Хлыновском уезде (дело 518, л.419об)

Починок Гришинской Колосунина
(в) половники Ивашка Васильева сына Багинцова Наумко Кондратьев сын Зворыгин з детьми Софонейком да Стенкою да с Феткою // да с Ондрюшкою, Софонейко 15 лет, Стенка 14 лет, Фетка 8 лет, Ондрюшка году

4) В Хлыновском уезде, в Волковском стане, л.537об

у нево ж живет Никифорко Назаров сын Багинцов 12 лет

И плюс еще 1644 год:

Книга лготным дачам и всяким оброком нынешняго 152-го [1644-го] году

Февраля в 7 день дано на оброк из наддачи Великоретцкого стану Любимку Ондрееву (735) сыну Милютину в той же волости рыбные ловли, что были на оброке за Тихонком да за Калинкою Козминых озерко Подборское с ыстоком на Елховской дороге да речка Якимцова в Березовском стану да озерко Попутное да озерко Росоховатое с ыстоки да озерко Хабаровское з болоты и з залевы и с метишами, а оброку они платили по рублю по 7 гривен да новые наддачи платить по 5 алтын, и обоево старово оброку и новые наддачи платить по рублю по 28 алтын по 2 денги на год, а впервые на нем Любимке тот наддаточной оброк 5 алтын взят в нынешнем (735об) во 152-м году, да и впредь ему тот оброк и наддачю платить ежегод беспереводно с великоретцкими с оброчными крестьяны вместе, а порука по нем в тех в оброчных денгах Великоретцкого ж стану Панкратко Яковлев сын Милютин да Вахрушка Онтропов сын Грехнев да Левка Павлов сын Макаров да Ивашко Григорьев сын Багиных

По всей видимости, поселения в будущей Летцкой слободке Великорецкого стана, где жил на 1646 Ортюшка Васильев Багин образовались после 1629 год жителями волости Луцких пермцев. Но по переписи 1646 года там у большинства жителей фамилии не указаны. Поэтому трудно их связать между собой. Но на форуме ВГД за 1646 год нашел такую запись в волости Луцких Пермцев:

Деревня Чюжмер на речке на Воншере а в ней
(в) пуст Федки Ортемьева сшел на Вятку во 146м (1640) году

Я предположил, что это сын Ортюшки Васильев Багина, тот самый Фетка Ортемьев Багин, которых жил в Займище у Устюжской дороги по переиси 1678 года. Позже по переписи 1625 года я тоже обнаружил Фетку Артемьева в Чюжмере (РГАДА 1209-1-446, фото 2571-2572), и по переписи 1620 года аналогично нашел тоже Фетку Ортемьева в Чюжмере. Но вот Ортюшки Васильева по-прежнему нигде не было.

1635

Нашел упоминание об Ортюшке Васильеве Багине в Таможенной книге Московского государства XVII века Яковлева, Том 1. Северный речной путь: Устюг Великий, Сольвычегодск, Тотьма в 1633 – 1636 гг. о том, что он слобожанин. Саму книгу подробнее посмотреть не могу, только эти выдержки.

Прим: источник: 1634 (7143) г. — сентября 1 – 1635 (7143) г. апреля 25 – Таможенная книга ношульской и объячевской таможен Сольвычегодского уезда сбора разных таможенных пошлин.

1629 год

Багиных в переписях по Вятский губрении за 1629 нет. 

1615 год

Багиных в Вятской губернии нет. 

Объячевский погост

По всей видимости, Багины жили в волости Луцких пермцев и нужно смотреть переписи за 1620 и 1625 год. Но, по-моему, набранных дел по Объячевскому и Ношульскому погостам нет, а полностью перечитывать дела времени нет. Тем более в переписи нет фамилий. Но тут мне улыбнулась удача. Действительно, фамилия Багин не появилась только лишь после переселения в Хлыновский уезд. В интернете я нашел информацию о том, что в Усть-Сысольском уезде в 16-19 вв встречалась фамилия Багин. И вот на форуме обнаруживаю ветку Династии священников Коми края, в которой перечисляются священники с фамилией Багин.

1. Багин Василий Иоакимович, сын сторожа Обьячевской церкви, 1808:43 

  2. Багин Иоанн Васильевич, сын священника Обьячевской церкви Василия Иоакимовича, 1824:37. Умер 10.8.1835.

   3. Багин Николай Иоаннович, сын священника Ношульской церкви Иоанна Васильевича, 1824:18. Умер в 1847 г.

  2. Багин Лев Васильевич, сын священника Объячевской церкви Василия Иоакимовича, 1824:31

   3. Багин Константин Львович, сын протоиерея Объячевской церкви Льва Багина, 1856:34. Умер 22.12.1859.

  2. Багин Петр Васильевич, сын священника Обьячевской церкви Василия Иоакимовича, 1824:27. Умер ~1838 г.

   3. Багин Алексий Петрович, сын дьячка Объячевской церкви Петра Васильевича, 1853:25

   3. Багин Иосиф Петрович, сын дьячка Объячевской церкви Петра Васильевича, 1853:35. Умер 26.1.1887.

1. Багин Георгий Симеонович, сын пономаря Обьячевской церкви Симеона Самуиловича Багина, 1824:39.

  2. Багин Афиноген Георгиевич, сын пономаря Объячевской церкви Георгия Симеоновича, 1853:36. Умер в июне 1868 г.

Позже также на форуме ВГД нашел выписки из дела РГИА. Ф. 796. Оп. 36. Д. 344. В деле есть ведомости, составленные по итогам разбора священно-церковнослужителей, состоявшегося в 1755 г.

Усольский уезд, Николаевская церковь что в Объячеве

Дьячок Сава Иванов Багин, 23 [Василий, 3 мес.]

Пономарь Сампсон Иванов Багин, 30 [Семен, 1]

Усольский уезд, учащиеся. В школе что в Лальском посаде

19. Николаевской церкви что в Объячеве пономаря Самсона Багина брат Яким Иванов Багин, 18

Да в ту ж школу при нынешнем разобрании назначено

2. Николаевской церкви что в Объячеве бывшего пономаря Ивана Анфимова сына Багина племянник Андрей Иевлев сын Багин, 13

Выходит, что отец Василия Иоакимовича – Яким Иванов, а отец Георгия Симеоновича – Сампсон Иванович. А Иван Анфимов отец Савы, Сампсона и Якима Ивановых. На сайте census1710.narod.ru я нашел Анфима в переписи 1710 года.

(л.820) В отписной сошке в Луской Пермце в Обьячевском приходе погост

А на погосте церковь Святаго пророка Илии теплая древяная другая церковь Николая Чюдотворца холодная древяная

На том же погосте церковных причетников дворы

Во дворе священник Афонасей Федоров 27 лет жена …

Во дворе дьячек Карп Лукин сын Беляев 29 лет жена Соломия 26 лет

Во дворе пономарь Анфим Семенов 3<…> лет жена …

Получается сам Анфим Семенов Багин примерно 1670-1680 года рождения. Его отец Семен, предположительно 1640-1660го.

Также, в переписи 1710 года фамилия Багин встречается в деревне Микулинская в Обьячевском приходе Луцких Пермцев:

(в) Во дворе вдова Евдокия Федорова дочь Кириловская жена Багиных 30 лет сын … золовка девица … племянник …

В 1 ревизии 1722 года в дер. Микулинская тоже уже встречаются Багины. Вероятно, это брат Анфима Семенова.

(в) Василий Семенов сын Багин (35 лет), брат Ярофей (45 лет), дядя Алексей (49 лет), племянник Тимофей Кириллов Багин (15 лет)

Там же упоминается еще Федот Тимофеев сын Багин, 82 лет. То есть 1640 года рождения где-то. Вероятнее всего, это внук Сергушки Васильева из деревни Микулинской, у которого по переписи 1647 года был сын Тимошка.

дер. Микулинская за 1620, 1647. 

1647 – Сергушка Васильев с сыном Тимошкою да Патрикейко , у Тимошки сын Ивашко десяти недель

1620 – Васка Степанов с сыном Занкою

Вполне вероятно, что Левка Васильев Багиных, Ивашко Васильев сын Багинцов и Ортюшка Васильев сын Багин из переписи 1646 года в Великорецком стане и Сергушка Васильев из деревни Микулинской Объячевского погоста – это родные братья. А Никифорко Назаров и Ивашко Григорьев Багины из переписи 1646 года по Вятской губернии их племянники. Жаль не опубликован нигде 1678 год, но может это просто я не нашел. И жаль, что нет 2 ревизии по Объячевскому приходу, где можно было бы узнать имя деда Анфима и Василия Семенова Багиных. Кстати, в 3 ревизии по Объячевскому погосту встречается еще имя Афиногена Багина (прим. 1690 г.р.) и Поликарпа Багина (прим. 1713 г.р.), которых почему то в первой ревизии я не обнаружил.

P.S.: оказалось, что перепись по Объячевскому погосту за 1678 год и вторая ревизия за 1748 год существуют. Скоро разгадаем пару тайн.

Еще Багины

В ходе поисков, часто я встречал фамилию Багин, и появлалась надежда копнуть еще глубже. Но при подробном рассмотрении, фамилия Багин оказывалаьсь другой фамилией. Например, так наткнулся на статью доктора исторических наук Жеребцова, в которой говорилось «Писцовая книга 1585—86 гг. пополняет наши сведения о фамильном составе местного населения. В селениях Жешартского погоста упоминаются … в Шежаме Багин …» Но посмотрел источник на который ссылается Жеребцов и там фамилия пишется как Балин. К тому же у них есть потомки Балины, которые до сих живут в тех местах.

1585—86 г. — Сотная с писцовых книг И. Г. Огарева и подьячего Ф. Юрьева на город Ярепек с уездом.

Погост Шожем, а на погосте церковь Преображения гос­пода нашего Исус Христа теплая клетцки, а в церкви обра­зы и книги, и свечи, и колокола — все мирское строенье, ацеркви ставят приходом. Да на погосте в. поп Иван Лари­вонов, в. церковной дьячок Степанко Ортемов, в. пономарь Якуш Васильев. Пашни церковные 1 четверть в поле, а в дву по тому ж ; сена 50 копен. Да около погоста дворы кре­стьянские, а стоят врозни:

(в.) Ивашко Максимов сын БАЛИН, молотчей, двор дру­гой Васька Петрова,

(в.) Федько БАЛИН, середней,

(в.) Конан Савельев, сын БАЛИНа, середней, да сын его Ивашко,

Того ж погоста дворы вниз по реке по Вычегде: (в.) Якуш да Трифан Ондреевы дети БАЛИНа да сын Трифанов Ива­шко, середней, (д.) пуст Савки Чечюлева, Савка живет в другом дворе. Пашни паханые середние земли 30 чети в поле,а в дву по тому ж ; сена 350 копен.

Интересно только то, что БАЛИН и ЧЕЧЮЛЕВ тут живут вместе в одной деревне. А по переписи 1646 года в нп У Ношульского рубежу вместе живут Багин и Чекулев, если я правильно прочитал фамилию Чекулев, конечно.

Позже на форуме ВГД я нашел Писцовую книгу Яренского уезда за 1628/29 гг. (Отрывки. Реконструкция) (РГАДА, ф. 1209, oп. 1, ч. 3, кн. 239) и увидел там единственного Ортюшку Васильева, который жил в Погосте Ошлапья Яренского уезда (л.21). 

(в) Ортюшка Васильев, середней, да брат ево Гаврилко. Пашни паханые середние земли 2 чети бес полуосьмины; 

(м) дворовое Микитки Васильева

Но в переписи 1646 года по Ошлапью сам Ортюшка уже умер и у его детей указана другая фамилия.

И еще нашел самое раннее упоминание фамилии Багин в Актах служилых землевладельцев XV-начала XVII (3 том, запись 1 и 230) по Мещерскому езду от 1557 года. Там среди писцов значится Василий Багин. Но это наверное другая ветка. Хотя с натяжкой подходит в отцы Ортюшке Васильеву Багину. Есть две грамоты с его упоминанием.

– 1609 г. марта 8. — Жалованная кормленная грамота ц. Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия II) кн. Игимаметъ-мурзе Девлет-Килдееву сыну Аганина на ясак с «чепчерской» мордвы в Кадоме.». Там в тексте есть «…по книгам писца Мещанина Морозова да Василья Агигина (2)…» И примечание: (2) Так в ркп.; правильно: Багина

– 1557 г. августа 12. — Жалованная данная (поместная) грамота ц. Ивана Васильевича казанцу кн. Аипу Маметеву на дд. Петроково, Раменье и др. с поч. и полянками в Толстиковской вол. Мещерского у., с подтверждением ц. Ивана Васильевича 1563 г. августа 15 мурзам Девлечару и Араслану Липовым детям. Там уже упоминается в тексте Багин: «…а по перечневому списку Мещенина Морозова да Василья Багина в том поместье пашни 175 четвертей…»

В КАТАЛОГЕ ПИСЦОВЫХ ОПИСАНИЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА СЕРЕДИНЫ XV – НАЧАЛА XVII ВЕКА тоже упоминается фамилия Багин со знаком равенства Агалин. Но дальнейшие упоминания фамилии Агалин ставит вообще под сомнение существование Василия Багина. 

1563/64-1564/65 (7072-7073) гг. — Писцовая книга Мещерского и Кадомского уездов письма Мещанина Морозова (и Багин (?), = Василий Агалин?).

1569/70 (7078) г. — Писцовая (отдельная?) книга Волоцкого уезда письма Василия Третьякова сына Агалина и подьячего Майко Кузьмина сына Тукмачова.

1573/74 (7082) г. — Писцовая книга Варзужской волости Двинской земли письма Василия Дементьева сына Агалина и подьячего Степана Федорова Соболева

1573/74 (7082) г. — Писцовая книга Кольского острога письма Василия Агалина и подьячего Степана Федорова Соболева.

1573/74-1574/75 (7082-7083) гг. — Дозорная книга Пустоозерского уезда дозора Василия Третьякова сына Агалина и подьячего Степана Федорова Соболева.

1575 г. мая 6. — Сотная из писцовых книг Василия Агалина и подьячего Степана Федорова на Варзужскую волость.

В тексте [Сотная с книг] писма и дозору Василья Третьякова сына Огалина

1576/77-1578/79 (7085-7087) гг. — Писцовая книга Суздальского уезда письма кн. Григория Васильевича Звенигородского и Василия Агалина.

1583/84 (7092) г. — Писцовая книга Суздальского уезда письма кн. Григория Звенигородского и Василия Агалина.

Вероятно, этот Василий мог быть отцом Ортюшки Васильева, по возрасту с натяжкой подходит. Этот вопросы мы обсуждалии в комментариях к первой статье о происхождении фамилии Багин. Там же приводится мнение, что продолжать искать необходмо в архивах Англии, потому что Василий Багин прибыл в Москву из Англии с началом Московской компании у англичан. Действительно, фамилия Bugin, Buggin, Buggyns и Buggins упоминается в английских метриках и в 1538 и позже.

 William (1565, Magdalen College Oxford) Bigghan (Bugghan, Buggins)

…Beneficiaries who were not his apprentices include Julian Howpill, wife of gentleman William Howpill, upper chorus merchant John Buggins who gained his freedom from Nicholas Martin in 1577 and upper chorus merchant Robert Lambell, who was married to John Hurst’s god-daughter, Margaret Yard.

В 1570 есть упоминание фамилии Baggin и в Германии – «Thuringia, Germany, Lutheran Baptisms, Marriages and Burials, 1557-1940» – Susanne Baggin. 

Также в словаре A Dictionary of English Surnames, автор P.H.Reaney (Litt.D., Ph.D., F.S.A.)). Third edition with corrections and additions by R.M.Wilson. First published as A Dictionary of British Surnames 1958 есть описание происхождение фамилии Buggins. 

Buggins: Thomas Buggynges 1380 SRSt; William Buggyns 1560 Pat (D). A diminutive of ME bugge ‘hobgoblin, bogey, scarecrow’.

Тут нужно будет попробовать еще углубиться.

Попробовал поискать более ранние упоминания фамилии Багин в России. В Словаре древнерусских личных собственных имен Тупикова Н. М. от 2013 записан Своитин Багин. Но в том же Словаре сам Щавей (отец Своитина) указан с фамилией Бачин.

 

Посмотрел еще Смолинский погост в Новгородских писцовых книгах. Том 4. Переписные оброчные книги Шелонской пятины за 1552-1553 гг (стр 564). Там тоже ясно сказано, что Щавей был именно Бачиным.

На этом мои поиски пока приостановились. Буду рад любым советам и помощи! Если на форуме еще есть любители генеалогии, которые разыскивают своих предков Багиных, давайте объеденим усилия! 
 

Больше историй в моем телеграмм-канале https://t.me/igorbagin. Подписывайтесь!

Возможно ли заглянуть в глубину веков и узнать, как звали ваших прапрабабушек и прапрадедушек, живших 150 или даже 250 лет назад? Историк, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Влад Богов поделился с «АиФ-Псков» личным опытом «генеалогического расследования». Он рассказал, с чего начать поиски, какими ресурсами можно пользоваться, и как меняется взгляд на историю страны по мере того, как ты узнаешь историю своего рода. 

Найти отправную точку

Однажды захотелось мне узнать историю своего рода. Немного вникнув в тему, я понял, что дело не из легких. Начал опрашивать родственников, кто кого помнит, как звали… Очертил ближайший круг бабушек и дедушек, двоюродных родственников бабушек и дедушек, узнал имена их родителей. Затрудняло задачу, что некоторые из бабушек-дедушек умерли еще либо до моего рождения, либо на заре моей туманной юности.

Наскоро насобирал некий массив непроверенной и граничащей с легендами информации, систематизировал ее в виде простой таблицы и… задумался. Ну, и что дальше? А дальше, как в сказке. Главное – начать. На сегодняшний день за несколько лет из моего небольшого первоначального списка выросла родословная из 1300 человек! Удалось найти прямых предков, родившихся еще в конце XVII века. Конечно, помог мой предыдущий опыт исторических изысканий в архивах.

Поиски родных, которых никогда не видел и не знал, напоминают больше исторический детектив, который захватывает с первых же страниц. Скажу сразу, что мои изыскания касаются лишь Псковской области, другие регионы в моей родословной не просматриваются. Но, подозреваю, если расширить поиски, то придется задействовать список источников гораздо шире.

Итак, личный опыт. Мои предки по линии отца проживали на территории Палкинского района, Качановской волости в деревне Унтино (Боговы) и деревне Поповское (Максимовы). Во многом мне повезло, что время пощадило архивы, и они в более или менее целом виде сохранились до сегодняшнего дня. Большую роль в фиксации и хранении персональных сведений в прошлом играли церковные приходы. В моем случае ближайшие церкви к этим деревням находятся в Аксенове и в Качанове: Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Аксенове, 1930-е годы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Аксенове, 1930-е годы Фото: Из личного архивa

Стало быть, необходимо искать метрические книги из этих церквей. В Аксенове церковь появилась в 1909 году, в Качанове намного раньше – первая каменная церковь построена в 1797 году, до того была деревянная. У обоих приходов особая история. С 1920 по 1944 годы они находились на территории, входившей в состав Латвии, и архив Никольской церкви оказался разделенным: часть хранится в Латвийском государственном историческом архиве, а часть – в Государственном архиве Псковской области.

Церковь Николая Чудотворца в Качанове, 1929 год.

Церковь Николая Чудотворца в Качанове, 1929 год. Фото: Из личного архивa

Самое сложное – найти отправную точку. Если вы начнете просматривать наиболее ранние записи, то вы столкнетесь с тем, что вас будут окружать сплошь незнакомые имена, без видимой связи с вами лично. Действовать нужно методично и постепенно погружаясь в слои времени.

Мой дед – Богов Николай Егорович 1922-го года рождения. Его отец – Егор Семенович. В моем случае был существенный пробел: не была известна ни дата рождения Егора, ни место крещения. Чтобы установить точное отчество Егора, пришлось пересмотреть массу источников. Очень помогла информация, добытая из латвийских периодических изданий за 1920-е годы. При проведении различных земельных реформ крестьяне регистрировали земельные участки на свои имена, а этот факт отражали в официальных изданиях. Таким образом удалось установить имя моего прадеда Егора Семеновича и, соответственно, его отца Семена. В 1941 году на территории Латвии проводилась перепись населения, ее результаты и переписные листы хранятся в латвийском архиве. Эти данные помогли установить точные годы рождения Егора – 1894 и даже прапрадеда Семена – 1858.

«Память народа» в помощь

Отправная точка найдена. Дальше – проще. Необходимо лишь желание и свободное время. Далее нужно пересмотреть метрические книги за соответствующие годы. В метрике за 1858 год можно обнаружить, что отца Семена звали Еким. Дальше уже сложнее – как установить год рождения Екима? Нужно просмотреть все метрические книги более раннего времени, и только в книге за 1825 год мы найдем его имя… Отца Екима звали Иван (1786-го года рождения), отца Ивана – Косьма (1749-го года рождения), отца Косьмы звали Алексей, а мать – Вассой 1699-го года рождения, отца Вассы звали Михаил… Книга бытия!

Фрагмент записи в метрической книге за 1802 год Никольской церкви в Качанове.

Фрагмент записи в метрической книге за 1802 год Никольской церкви в Качанове. Фото: Из личного архивa

Еще несколько советов, как найти свою отправную точку. Я использовал данные архивов Министерства обороны России – проект «Память народа». Если ваш предок был участником Великой Отечественной, то, наверняка, там есть информация и о нем. Если внимательно изучить документы бойца, то в учетных листах указывают место проживания и родных солдата – отца, мать, жену. Иногда это бывает полезным. Я, например, так собирал информацию о своих двоюродных прадедах. И весьма успешно.

Анкета красноармейца Богова Александра Ивановича с указанием места жительства и жены, 1945 год. Данные портала «Память народа»

Анкета красноармейца Богова Александра Ивановича с указанием места жительства и жены, 1945 год. Данные портала «Память народа» Фото: Из личного архивa

Еще на первичном этапе может быть полезным заглянуть в Похозяйственные книги. Документ представляет собой учётную форму, где записываются члены семьи, дается описание их движимого и недвижимого имущества, количество обрабатываемой земли и прочее. Введена в документооборот с 1934 года.

Похозяйственная книга Богова Алексея Семеновича за 1945 год

Похозяйственная книга Богова Алексея Семеновича за 1945 год Фото: Фото из личного архива

Но установить имена предков и точные даты их рождения — недостаточно для продолжения поисков. Еще одна сложность будет вас подстерегать при определении церковного прихода, где был крещен и записан в церковную книгу ваш родственник. В моем поиске помог счастливый случай, когда я выбрал наугад метрику Николаевской церкви и не ошибся. Но и этого может быть недостаточно.

Например, когда я разыскивал своего двоюродного прадеда Леонтия, то, пересмотрев все приходские метрики, так никого и не обнаружил. При этом все его братья были крещены в Никольской церкви. Начал смотреть книги ближайших приходов и нашел факт его крещения в церкви соседнего Муравейского погоста. Облегчить задачу на данном этапе можно полистав «Списки населенных мест Российской империи. Псковская область» за 1885 год.

«Умре незапно без покаяния»

Когда вы уже набрали «отправной материал», то можно переходить и к метрическим книгам. Церковные метрические книги – книги для записей о рождении, бракосочетании и смерти прихожан, которая велась священником церкви в течение года. Своеобразная книга жизни не только отдельных людей, но и всего общества в целом.

Изучая историю одной семьи, начинаешь лучше понимать историю всего Отечества. История обычной и малозаметной семьи оказывается накрепко вплетённой в общую и неразрывную историю государства. Из тех же метрик можно узнать, что долгое время все крестьяне деревень Унтино и Поповской были из так называемых «казенных» крестьян, то есть принадлежали государству, а их соседи из окрестных деревень были частной собственностью какого-нибудь помещика до 1861 года.

Искать в метрике по своей фамилии крестьян – не получится. Только в 1888 году Сенат издал указ, по которому иметь фамилию обязан каждый житель империи. Но народ у нас неторопливый, и вплоть до 1914 года этот процесс протекал неспешно. Ну, а с началом Первой мировой войны обладать фамилией стало обязательным.

Фамилии обычно выбирали по отчеству. Василий Максимович Максимов. Некоторые брали по имени помещика, или от названия деревни. Были и необычные, например, в Унтине были обладатели фамилии Наполеоновы, Московские. В деревне Поповской жили с фамилией Железка. Были случаи, когда в одной семье братья брали разные фамилии. Так, в общей семье Максимовых появились Орловы и Дубовы.

Еще, на мой взгляд, интересным для сегодняшнего обывателя могут стать факты бракосочетания, которые зафиксированы в метриках. Ещё в 1774 году церковь установила «бракоспособный» возраст в 13 лет для женщин и в 15 лет для мужчин. И просматривая церковные книги этого периода, мы обнаружим многочисленные подтверждения сему факту. Позднее, в 1830 году, это правило было изменено императором Николаем I, с этого времени минимальный возраст для вступления в брак был повышен до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха.

Эти же «книги жизни» во многом откроют и расскажут о трагических моментах отдельных семей. Раздел метрики «О умерших» при изучении может оказать впечатление. Особенно в финальной своей части, где священник приводит общее количество рождений, браков и смертей. Зачастую священники составляли подробные отчеты по каждой графе. И меня всегда поражали цифры смертей по возрастам. Так, в среднем уровень смертности детей от 0 до 5 лет практически всегда находился на уровне 40-60% общей смертности по приходу. Это очень много. Но уровень рождаемости всегда превышал уровень смертности. Не менее интересен факт указания причины смерти прихожанина. Наиболее часто священник записывал «натурально» или «натуральною болезнию». Есть и такие: «умре незапно без покаяния»…

Выйти за рамки

Но не только метрические книги нам могут помочь в изучении истории семьи. Церковь нам дает еще одну прекрасную возможность приобщиться к своим предкам – исповедные росписи. Очень интересный и бесценный документ. Исповедальная роспись – посемейный список всех прихожан определенной церкви с указанием, был ли он в этом году во время Великого поста или во время других постов на исповеди и причащался ли.

Фрагмент исповедной росписи семьи Боговых в деревне Унтино за 1775 год с указанием родственных отношений и возраста.

Фрагмент исповедной росписи семьи Боговых в деревне Унтино за 1775 год с указанием родственных отношений и возраста. Фото: Из личного архивa

Иначе говоря, если вы обнаружите в исповедальной росписи запись о ваших предках, то вы сможете узнать сразу весь состав семьи на тот момент. Исповедные росписи велись с XVIII века до начала XX века.

Еще один похожий документ, позволяющий сделать срез времени, – это так называемые Ревизские сказки. Схожий вид переписи населения, но уже для светских властей. Эти сказки отражают результаты ревизий податного населения Российской империи с начала XVIII века до второй половины XIX века. Это похожие на исповедные росписи записи, где представлены поимённые списки дворов, где указывается имя и отчество главы семьи, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи.

Псковские реконструкторы уже много лет на себе испытывают прелести средневековой зимы. Фото из личного архива героя публикации.

Если вы захотите окунуться в личную историю, то можно для начала изучить два проекта, где вы сможете найти помощь увлечённых своим делом таких же исследователей. Генеалогический форум «Всероссийское генеалогическое древо (ВГД)» и «Наши Предки». Это увлекает и затягивает.

Мы привыкли жить здесь и сейчас. Для нас актуально лишь то, что окружает. Но выйти за рамки и увидеть, что ваш собственный мир гораздо шире и ярче, позволит история. Изучение личной истории.

Задумайтесь! Ваш дед пережил Великую Отечественную войну, ваш прадед был участником Первой мировой и Октябрьской революции, ваш прапрадед был современником императора Александра II и участником русско-турецкой войны, ваш прапрапрадед был участником Синопского сражения, ваш прапрапрапрадед был участником Отечественной войны и свидетелем восстания декабристов, ваш прапрапрапрапрадед был современником Екатерины II и Павла I, ваш прапрапрапрапрапрадед был свидетелем дворцового переворота императрицы Елизаветы Петровны, ваш прапра… жил в одно время с Петром I, пережил Смутное время, был участником Ливонской войны, воевал в дружине Александра Невского, был свидетелем Крещения Руси… История вашей семьи – это и есть история России.

Эта статья будет полезна если ваши предки крестьяне. Мы рассмотрим основные источники по изучению крестьянских родословных. В каких архивах какие сведения можно найти.

В целом, источники по изучению генеалогии крестьян не слишком отличаются от сословия тех же однодворцев.

Основной поиск документов по крестьянам следует вести  в следующих архивах: областных архивах, РГАДА, РГИА.

Поиск предков крестьян в областных архивах

В областных архивах, если ваши предки крестьяне, пристальные внимание следует обратить на следующие фонды:

  • документы сельскохозяйственной переписи 1917 года;
  • фонды, хранящие сведения о ревизских сказках;
  • фонды, хранящие сведения о исповедных росписях;
  • фонды,хранящие сведения о метрических записях;
  • посемейные списки;
  • сведения о переселенцах;
  • брачные обыски

Документы сельскохозяйственной переписи

В документах сельскохозяйственной переписи хранятся данные о владельцах хозяйств за 1917 год.

Метрические записи

Метрические записи — церковные документы, которые велись с 1720-1730хх годов по 1918 год. Эти документы хранят  информацию о 3 основных аспектах жизни , связанных с церковью:

1) рождение человека. В документах о рождении человека можно найти данные о том  когда человек родился, законно ли. Также там присутствует информация о том  когда был крещен, кем и откуда были его родители. Помимо этого, в сведениях о рождении есть информация о восприемниках (крестных). Восприемники указывались не сразу, в документах первой половины 18 века их можно встретить очень нечасто.

Метрическая запись о рождении крестьян

Запись о рождении у крестьянина Осташковского уезда Щучинской волости села Щучья у Трофима Федоровича Мазова и жены его Марии Саввичны сына Александра

2)  бракосочетание крестьянина. В документах о бракосочетании находится информация о том когда именно и с кем человек вступил в брак, откуда родом жених и невеста, первый ли это брак. Помимо этого, указывались поручители по жениху и невесте, говоря современным языком — свидетели. Также как и данные  о восприемниках, сведения о поручителях начинают встречаться во второй половине 18 века.

метрическая запись о бракосочетании крестьян

Запись о бракосочетании крестьянина деревни Лебединец православного вероисповедания Ивана Петрова 18 лет первым браком с крестьянской девицей той же деревни Пелагеи Васильевой тоже православного вероисповедания 17 лет и для которой этот брак был тоже первым.

3) смерть человека. В данных о смерти человека указано когда и от чего он умер (не всегда).

Метрическая запись  крестьяне

Пример метрической записи о смерти крестьянина села Щучье Осташковского уезда Федора Мазова, проявивишегося в селе Рождество

Исповедные росписи

Исповедные росписи велись священниками того или иного прихода. Эти росписи велись священниками на ежегодной основе и по ним отмечались все люди, вне зависимости от сословия, которые были на исповеди у священника в том или ином приходе. Таким образом, если ваши предки крестьяне вы можете лицезреть их присутствие на исповеди.

Исповедная роспись крестьяне

Пример исповедной росписи крестьян, бывших на исповеди с указанием их возраста

Сергей Обрамов, 46 лет, его жена Ксения Никифоровна 42 года, дети их Прохор 13 лет, Агафоник 1 год, Евдокия 17 лет, Пелагея 11 лет и Ирина 7 лет

Ревизские сказки

Ревизские сказки хранили
информацию о податном населении, в первую очередь по крестьянам, с 1719 по 1858
году. Всего было проведено 10 ревизий: 1719, 1748, 1762-1765, 1782, 1795, 1812,
1816, 1834, 1850, 1858.

В ревизских сказках хранится информация о помещичьих и монастырских крестьянах. Кроме того, там есть данные об однодворцах, которые после секуляризации церковных земель вместе с монастырскими крестьянами стали именоваться государственными крестьянами. В областных архивах можно встретить документы 4й-10й ревизий. Более ранние ревизии хранятся в РГАДА. Если ваши предки крестьяне, то из ревизских сказок можно получить следующую информацию:

  • в каком населенном пункте проживал крестьянин
  • кому он принадлежал (помещик, монастырь, государство)
  • состав семьи крестьянина и возраст его членов
  • Начиная со 2 ревизии информация о том откуда прибыли новые крестьяне в населенном пункте (т.е получены в приданное , по купчей сделке и т.д)
ревизская сказка крестьяне

Пример ревизской сказки 1 ревизии по монастырским крестьянам села Подъяковлево Новосильского уезда.

Во дворе крестьянин Иван Гаврилов сын Кирьянов 38 лет. У него жена Февронья 46 лет. Дети Еремей 6 лет.Дочери девки Пелагея 7 …..

Посемейные списки

Посемейные списки составлялись на мещан и на крестьян. Начали вестись с 1858 года казенными палатами и волостными правителями. Документ состоял из 11 граф.

Первая графа —
порядковый номер семьи.

Вторая графа — номер в
котором семья упоминалась по последней ревизской сказке.

В графах с 3 по 8 указывались сведения  о представителях мужского пола, таких как возраст по ревизской сказке, полное количество лет на 1 января того года в котором составлялся посемейный список, год , месяц и день рождения по метрике, местожительство и занятия, отметка о прибыли и убыли  лиц мужского пола после составления списка, отметка о поступивших по призыву на военную службу.

Графы с 9 по 11 касались женского населения были аналогичны соответствующим графам мужской части населения и содержались сведения о возрасте к 1 января года в котором составлен посемейный список, а также отметка о прибыли и  убыли лиц женского пола. Посемейные документы хранятся в фондах волостных правлений, сословных учреждений, городских управ, казенных палат, мещанских старост, участковых земских начальников.

Брачные обыски

Брачные обыски — документ в виде письменного акта, который совершил причт церкви по отношению к людям, желающим вступить в брак. Этот акт преследовал основную цель- установить не родство указанных лиц. Брачные обыски был введены в 1765 году. Следовательно, если ваши предки крестьяне, то в этих документах вы можете получить следующую информацию.

  • полное имя;
  • вероисповедание;
  • возраст;
  • место жительства;
  • семейное положение;
  • запись об отсутствии родства и свойства.
  • запись о добровольном вступлении в брак, без принуждения.

При составлении брачных
обысков использовались паспорта и метрики жениха и невесты.

Брачные обыски чаще всего хранятся в фондах духовных консисторий, а также приходских и полковых церквей.

Поиск предков крестьян в РГАДА

В РГАДА основные документы, касающеся крестьян содержатся в ревизских сказках, писцовых и переписных книгах, а также в документах крепостной конторы.

Ревизские сказки в РГАДА
для поиска предков крестьян

В РГАДА хранятся документы  первых 3 ревизий-1719, 1748 и 1762-1765 года. Ревизские сказки в РГАДА хранятся в фонде 350.

Писцовые и переписные книги для поиска предков крестьян

Писцовые и сменившие  их переписные книги хранятся в фонде 1209-поместном приказе. Эти документы хранят описание земель,   дворов, кому эти дворы принадлежали (помещики, вотчинники, дворцовые земли, монастырские земли).Кроме того, там хранится информация о живших в этих дворах людях. Первые писцовые книги появились еще в XV веке. В 1646 году (в основном) их сменили переписные книги, которые создавались до 1710 году. К сожалению, подавляющее большинство писцовых описаний было уничтожено. Прежде всего виной тому стал большой пожар в Москве в 1626 году. Из писцовых описаний 16 века наиболее полно сохранились писцовые книги Новгорода и Твери.

крестьяне писцовая книга

Писцовая книга 1678 года по монастырским крестьянам Новосильского уезда по деревне Подъяковлево. Фрагмент.

Гаврило Михайлов сын Курьянов.У него 3 сына Федка, Прохорка пяти лет, Александр 1,5 года. Бобыль якущка Иванов сын Коренев , бобыль Мишка Ларионов сын Горелов….

Документы крепостной конторы

Дела крепостной конторы хранятся в фонде 615 и разделены по территориальному признаку по основным городам.

В документах крепостной конторы хранятся данные за 18 век(по некоторым регионам за 17 век)Если ваши предки крестьяне, то в этих документах можно проследить передачу крестьян от одного владельца к другому. Крестьяне (речь в первую очередь о помещичьих) передавались как приданое за дочерьми помещиков, ими обменивались, они могли перейти к новому помещику при покупке им населенного пункта  или его части в котором жили крестьяне.

Поиск предков крестьян в РГИА

Наиболее интересные документы  по крестьянам в РГИА хранятся в фонде 577 — Главном выкупном учреждении. Документы содержат сведения о выкупе временнообязанными крестьянами земли о помещиков после отмены крепостного права в 1861 году. Соответственно, в документах можно найти как сведения о помещиках, которым принадлежала земля до 1861 года, так и сведения о крестьянина.

Заходите на мой сайт, почитайте историю моей семьи, в том числе и крестьянских родов.

Почитать больше о генеалогии крестьянства можно здесь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить исковое заявление в суд на почту
  • Как найти экспозицию в snapseed
  • Как найти текст аудирования
  • Как найти кинетический момент груза
  • Как составить таблицу блюда продукты вещества