Как найти предложение в стихотворении

Зачем, когда придёт пора,
Мы детство гоним со двора? (вопросительное)
Зачем стараемся скорей
Перешагнуть ступени дней? (вопросительное)
Я по ступенькам,
Как по дням
Сбегу к потерянным годам, (повествовательное)
Я детство на руки возьму
И жизнь свою ему верну! (повествовательное)

B стихотворении 4 предложения, это определяется по знакам препинания, которые ставятся в конце предложения (,?!).
•   Вопросы, которые заданы в тексте, говорят о грусти автора по уходящему детству и о том, как мы не ценим этот чудесный период жизни, стараясь скорее вступить во взрослую жизнь

Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от налрожлждилжэжэмлр

можно ли считать предложением каждую строчку стихотворения? почему

  1. Ответ

    Ответ дан
    stretyakova

    Нет, так как в конце каждого предложения должна стоять точка.

  2. Ответ

    Ответ дан
    2398293

    stretyakova СОГЛАСЕН С ТОБОЙ!!

    1. Ответ

      Ответ дан
      stretyakova

      ☺☺

Самые новые вопросы

Julia2101

Математика — 3 года назад

Решите уравнения:
а) 15 4 ∕19 + x + 3 17∕19 = 21 2∕19;
б) 6,7x — 5,21 = 9,54

na2005stud

Информатика — 3 года назад

Помогите решить задачи на паскаль.1)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти произведение всех элементов массива.2)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти сумму четных элементов массива.3)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива.4)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива среди элементов,
кратных 3.

Оксаночка1233

География — 3 года назад

Почему япония — лидер по выплавке стали?

Анимешка2

Математика — 3 года назад

Чему равно: 1*(умножить)х?     0*х?

laraizotova

Русский язык — 3 года назад

В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Л.С. СТЕПАНОВА,
г. Москва


Лингвистический анализ стихотворного
текста как основа анализа лирического
произведения

9–10-е классы

Обыкновенно реакция учителей и
учеников на предстоящую работу по литературе или
русскому языку бывает довольно разной, но при
словах «анализ стихотворения» на лицах тех и
других отражаются одинаковое отчаяние и
безнадежность. Работа со стихотворным текстом
большинству представляется не просто сложной, а
почти неподъемной, тем более что в последние годы
интерес школьников к поэзии резко понизился.

Однако стоит только преодолеть страх
перед анализом лирического произведения и
организовать системные и регулярные занятия по
нему, как эти условия обязательно вознаградятся.
Ведь отпугивает все непонятное, а если оно
становится понятным, открывает перед
исследователем свои тайны, позволяет
почувствовать красоту и гармонию, то страх
сменяется любознательностью, интересом, а порой
и настоящей увлеченностью.

Специфика стихотворного текста
состоит в том, что он, во-первых, как правило,
бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом,
выраженным очень сжато, свернуто и в особой
форме. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину
содержания можно только при медленном, вдумчивом
чтении
, которому и необходимо научить
школьников.

В нашей практике сложилась
определенная система работы с поэтическим
текстом, основанная на главном принципе: от
слова – к мысли и чувству, от формы – к
содержанию
. Отсюда понятно, что начинать нужно
с лингвистического анализа стихотворения, а
затем уже переходить к литературоведческому.
Именно лингвистический анализ становится той
базой, которая позволяет по-настоящему
проникнуть в лирическое произведение и вскрыть
его глубинный смысл.

Предлагаем следующий общий план
лингвистического анализа стихотворного текста.
(Понятно, что применять этот план можно полностью
или частично – в зависимости от особенностей
того или иного поэтического произведения.)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
лингвистического анализа стихотворного текста

1. Внимательно и с выражением
прочитайте стихотворение.

2. Проанализируйте синтаксическую
структуру стихотворения:

1) сколько предложений входит в него;
2) каковы их микротемы, как они соотносятся между
собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие
инверсии, простые или сложные, союзные или
бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?

3. Как соотносится синтаксическая
структура стихотворения с делением на строфы и
строки? (Это поможет понять смысловую структуру
стихотворения, увидеть смысловые акценты.)

4. Обратите внимание на особенности
пунктуации (употребление многоточий, тире,
вопросительных и восклицательных конструкций),
определите ее роль (как ритмико-интонационную,
так и смысловую).

5. Обратите внимание на повторы:

– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.

Какую роль они играют:
ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?

6. Проанализируйте рифмующиеся слова,
создающие смысловые и эмоциональные акценты в
стихотворении:

1) в каких отношениях они находятся
(сопоставление, противопоставление, усиление
мысли или чувства, параллелизм и пр.);
2) к какому разряду лексики они принадлежат:

– по своему происхождению (устаревшие
слова – архаизмы или историзмы, неологизмы,
заимствованная лексика, старославянизмы,
галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или
неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные
слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные,
диалектизмы, просторечные слова);

3) какова их экспрессивная,
эмоциональная и логическая роль в стихотворении?

7. Проведите подобную лексическую
работу во всем стихотворном тексте:

1) выявите устаревшие слова или
неологизмы, заимствованные слова, объясните их
(при объяснениях используйте синонимию,
морфемный и словообразовательный анализ и т.д.),
определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном
смысле: какие из них создают метафорические
образы, какие используются для создания таких
разновидностей метафоры, как метонимия,
синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая
роль этих тропов;
3) какое чувство или настроение передают
эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся
слова;
4) определите морфологическую принадлежность
повторяющихся слов, какая часть речи наиболее
употребительна в стихотворении или той или иной
его части, почему;
5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы,
омонимы, перифразы, объясните их роль.

8. Проанализируйте использование
других средств точности и выразительности речи:
сравнительных оборотов, двойного отрицания,
обращения, морфологических средств
(повелительного или условного наклонения
глагола, уменьшительных суффиксов
существительного, кратких прилагательных и пр.),
определите их роль в стихотворении.

9. Сопоставьте начало и конец
стихотворения: часто они представляют собой
лексико-грамматическую и смысловую
соотнесенность.

10. Сделайте вывод об
эмоционально-содержательном смысле
стихотворения (интерпретируйте стихотворение).
Кратко запишите свое понимание основного
содержания стихотворения.

Чтобы показать, как на практике
используются эти приемы, обратимся к занятиям
лингвистическим анализом конкретных
поэтических произведений в 9-м и 10-м классах.

А.Пушкин. «На холмах Грузии…»

В 9-м классе при изучении лирики А.С.
Пушкина наибольшие сложности у учеников
вызывает восприятие стихотворений о любви и о
природе. Нередко школьники самостоятельно могут
сказать только, что это произведение посвящено
теме любви, и добавить к этому два-три расхожих
утверждения, вроде следующих: «Автор
по-настоящему сильно любит ту, которой он
посвящает это стихотворение»; «В стихотворении
выражено очень глубокое чувство»;
«Стихотворение пронизано грустью и глубокой
любовью». Именно поэтому для анализа нами было
выбрано небольшое и чрезвычайно трудное для
истолкования стихотворение А.Пушкина «На холмах
Грузии…».

Предварительные домашние задания

1. Прочитайте стихотворение
несколько раз. Подготовьтесь к выразительному
чтению.

2. Выпишите, когда, при каких
обстоятельствах написано это стихотворение,
кому оно посвящено. Что вы можете сказать об
адресате этого стихотворения
?

Стихотворение «На холмах Грузии…»
написано в 1829 году, во время путешествия в Арзрум
(15 мая), когда поэт оказался в местах,
напомнивших ему дни его южной ссылки, поездку по
побережью Черного моря вместе с Раевским.
Произведение посвящено Марии Раевской, в которую
Пушкин был влюблен тогда, в годы юности. Позже она
вышла замуж за декабриста С.Волконского, а в 1829
году находилась вместе с мужем в Сибири, на
каторге.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

Задания по тексту

1. Сколько предложений в этом
стихотворном тексте? Определите, о чем они. Как
соотносятся их микротемы?

В этом стихотворении 3 предложения:

– первое – это описание места, где
находится поэт;
– второе – нахлынувшие воспоминания о
возлюбленной;
– третье – поэт вновь переживает чувство любви.

Можно сказать, что созерцание мест, в
которых оказался поэт, вызывает в нем
воспоминания о возлюбленной, и он вновь
переживает любовь.

2. Выпишите эти предложения.
Определите их грамматические основы, отметьте
скобками части предложений, отметьте средства
связи между частями (зеленым обводите
сочинительные союзы, синим – подчинительные).
Составьте схему 3-го предложения.

3. Почему сначала поэт использует
бессоюзные сложные предложения, а затем –
сложносочиненное с подчинением? Обратите
внимание на
распространенность–нераспространенность
частей бессоюзных предложений
.

Первое бессоюзное сложное предложение
простой и ясной структуры в самом начале
стихотворения точно передает общие приметы, как
бы опознавательные знаки пейзажа. Это даже не
описание природы в полном смысле слова, а именно
предельно обобщенное обозначение мест, которые
наблюдает поэт, а также указание на время суток: холмы
Грузии, Арагва, ночная мгла
. Присутствие самого
Пушкина кратко обозначено словами: Шумит
Арагва предо мною
.
Второе бессоюзное сложное предложение состоит
из трех частей: две первые почти не
распространены, потому что в них грамматические
основы передают настроение поэта, уточняют
характер его состояния, а второстепенные члены
(дополнение мне и определение моя) лишь
указывают на того, кто испытывает это состояние.
Последняя часть распространена дополнением,
которое трижды повторяется: …тобою, тобой,
одной тобой

Бессоюзные сложные предложения позволяют кратко
и очень четко и выразительно передать
возникновение и развитие чувств автора: от
внешних впечатлений к настроению и к
воспоминаниям.
Последнее предложение (сложносочиненное с
подчинением) передает и характер чувства поэта, и
его попытку разобраться в этом чувстве, осознать
и проанализировать его, поэтому краткость,
отрывистость конструкций сменяется более
плавной, раздумчивой интонацией.

4. Обратите внимание на знаки
препинания. Какую эмоциональную и смысловую роль
они играют?

Точки с запятой в начале стихотворения
подчеркивают отдельность, фрагментарность
впечатлений и настроений поэта. Каждая часть
бессоюзных предложений здесь произносится на
одном дыхании, благодаря этому создаются
интонация и ритм, которые будто передают дыхание
самого автора.
Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе (тобою,
тобой, одной тобой)
, что создает замедление
интонации, передавая сосредоточенность поэта на
образе возлюбленной. Особенно выразительно
здесь многоточие, которое показывает, что на
поэта нахлынули воспоминания, но он о них
умалчивает. Эту паузу тайных воспоминаний и
выражает многоточие. Тире в конце третьего
предложения отделяет описание чувств от той
части, где осмысливается их причина,
осмысливается как бы внезапно, по какому-то
вдохновению.

5. Найдите в стихотворении
повторы:

– синтаксический параллелизм
(повторение синтаксических структур);
– лексические повторы.

Какую роль они играют?

Синтаксически параллельные части
первого предложения (инверсия: сказуемое –
подлежащее) создают определенную ритмичность,
напевность, ощущение спокойствия.
Синтаксический параллелизм во втором
предложении усиливается еще и лексическим
повтором: печаль моя светла; печаль моя
полна тобою
. Это заостряет внимание на
внутреннем состоянии поэта: его печаль – это
определяющее чувство в тот момент, но это печаль
легкая и светлая, так как она связана с
прекрасными воспоминаниями о возлюбленной.
Лексический повтор тобою, тобой, одной тобой
является эмоциональным и смысловым центром
стихотворения, недаром этот повтор соединяет
первое и второе четверостишия.
В конце чувство автора обретает конкретность,
также выраженную лексическим повтором любит –
любить
.

6. Обратите внимание на
рифмующиеся слова в первом четверостишии. Каково
их смысловое соотношение?

Рифмы мгла – светла построены на
отношениях антонимии: природа погружается в
состояние покоя и сна, во мрак, в темноту – в душе
поэта пробуждаются воспоминания, светлая грусть.
Рифмы мною – тобою представляют как бы
смысловой стержень стихотворения, связывая
автора и незримую возлюбленную.

7. В третьей строке Пушкин
употребляет слова с противоположной
эмоциональной окраской: грустно – легко,
печаль – светла
. Как называется такой прием
(сочетание несочетаемого)? Какую роль он здесь
играет?

Этот прием называется оксюморон. Здесь
при помощи него передается особенность чувства
грусти и печали – светлая, легкая грусть и
печаль.

8.
Вспомните стихотворение «К*» («Я помню чудное
мгновенье…», 1825). Там поэт тоже говорит о грусти.
Какой эпитет сопровождает там это слово?
Сравните с данным стихотворением и сделайте
вывод
.

Ученики вспоминают строки:

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Здесь грусть названа безнадежной.
Следовательно, грусть может быть совершенно
противоположной по оттенку: безнадежной,
тяжелой, гнетущей, наполняющей душу отчаянием и
унынием, – и, напротив, светлой, легкой,
окрыляющей душу надеждой.

9. С какой целью в стихотворении
используются синонимы? Выпишите их. Определите
их характер (лексические, контекстуальные)
.

Синонимы:

грустно – печаль – унынье – это
лексические синонимы, которые передают основное
настроение поэта;
легко – не мучит – не тревожит
контекстуальные и лексические синонимы, которые
уточняют характер грусти и печали, подчеркивают,
что это настроение спокойное, светлое;
горит – любит – контекстуальные синонимы,
которые выражают пробудившиеся чувства поэта.

10. Есть ли в последнем
предложении слова в переносном значении? Если
есть, то определите, с какой целью они
употреблены.

Слово горит употреблено в
переносном значении: сердце вновь горит
это метафора, передающая пылкость чувств автора.

11. Найдите в стихотворении
двойное отрицание. Каково его значение? С какой
целью оно употреблено здесь?

Двойное отрицание не любить… не
может
означает, что сердце обязательно должно
любить, без любви нет жизни, нет смысла
существования. Двойное отрицание усиливает
эмоциональность стихотворения.

12. Обратите внимание на
правописание отрицательного местоимения.
Расскажите о правописании отрицательных и
неопределенных местоимений
.

Ничто – отрицательное
местоимение; пишется приставка ни-, так
как она безударная; местоимения с ни-
пишутся слитно, если между ни— и
местоимением нет предлога.
Сравните: нечто – неопределенное
местоимение с приставкой не- под
ударением.
Отрицательные местоимения употребляются в
предложениях с отрицанием при глаголе-сказуемом
для усиления этого отрицания: Унынья моего
ничто не мучит, не тревожит
.

13. Произведите фонетический
разбор слов тревожит и может. Докажите,
что Пушкин употребил здесь полную фонетическую
рифму, несмотря на разницу в написании.

При фонетическом разборе ученики
обнаруживают одинаковый звуковой облик конца
рифмующихся слов:

[тр’ивожът] – [можът].

14. Коротко напишите, как вы
понимаете это стихотворение
.

Приведем один из полученных ответов.

Это стихотворение о любви. Пушкин,
оказавшись в Грузии, вспоминает о своей давней
возлюбленной, с которой встретился на Кавказе в
годы южной ссылки. Глядя теперь на холмы в ночной
мгле
, поэт постепенно погружается в
воспоминания. Они пробуждают в его душе грусть и
печаль о безвозвратно ушедшем чувстве, но
одновременно заставляют снова испытать любовь.
Поэтому его печаль… светла и сердце вновь
горит
. Для Пушкина без любви нет жизни, и
поэтому он всегда благодарен возлюбленной за
пережитые минуты счастья и хранит воспоминания о
них.

(Света П., 9-й класс)

После этого ученики гораздо лучше
справляются с самостоятельным анализом других
стихотворений, а затем и с сочинением типа
«Стихотворение… Восприятие, истолкование,
оценка».

А.Фет. «Как богат я в безумных стихах!..»

Эту работу нельзя прекращать и в
старших классах. Приведем пример таких занятий в
10-м классе по стихотворению А.А. Фета «Как богат я
в безумных стихах!..».

Предварительные домашние задания

1. Прочитайте следующие
стихотворения:

В.А. Жуковский. «Невыразимое» (1819);
Ф.И. Тютчев. «Silentium!» (1830);
А.А. Фет. «Кому венец: богине ль красоты…» (1865);
А.А. Фет. «Как богат я в безумных стихах!..» (1887).

2. Определите, что их объединяет.
Устно сформулируйте главную тему этих
произведений
.

Все эти произведения написаны в русле
романтизма и посвящены одной главной теме,
которую можно сформулировать строкой
Жуковского: Невыразимое подвластно ль
выраженью
? То есть в этих стихотворениях
решается вопрос о том, можно ли в поэтическом
слове достаточно адекватно выразить жизнь и ее
красоту – как внешнюю (красоту природы,
человека), так и внутреннюю (красоту человеческих
чувств и переживаний).

* * *

Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.

Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!

Задания по тексту

img src=»27.gif» width=»251″ height=»185″
align=»right» hspace=»10″><1. Прочитайте
выразительно стихотворение А.А. Фета «Как
богат я в безумных стихах!..». Сколько предложений
оно содержит? Как они соотносятся со
строфическим делением стихотворения?

В стихотворении всего 5 предложений:
первая строфа состоит из двух предложений,
вторая – также из двух предложений, а третья и
четвертая строфы представляют собой одно
предложение.

2. Постройте линейные схемы
предложений 1-й и 2-й строф в соответствии со
строками
.

I строфа:

Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.

II строфа:

Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.

3. Как соотносится пунктуация 1-й и
2-й строф? Как она влияет на интонацию?

В первых двух строфах пунктуация
образует интонационную параллель: первая строка
в каждой из этих строф заканчивается
восклицанием, а вторая – двоеточием и паузой
перед пояснением.

4. Составьте линейную схему
последнего предложения. Сколько строф оно
занимает?

Последнее предложение занимает 3-ю и 4-ю
строфы:

Но
когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!

5. Как интонационно соотносится
последнее предложение с предыдущими? Как
интонационно и структурно делится стихотворение
на части?

В первых двух строфах интонация
бодрая, динамичная (отсутствие союзов),
уверенная, даже торжествующая. В последних двух
строфах она замедляется, становится более
плавной, неторопливой, потому что появляется
перечисление однородных придаточных с
повторяющимся союзом и.
Можно сказать, что интонационно стихотворение
делится на 2 части: первые две строфы,
интонационно параллельные друг другу, бодрые,
яркие, динамичные, – и последние две строфы –
плавные, напевные, интонационно стремящиеся к
двум последним строкам, заканчивающимся
восклицанием, но уже не с торжествующими нотами,
а с горечью бессилия.

6. Как это интонационное и
структурное деление соотносится с
лексико-смысловым? Чтобы ответить на этот вопрос,
подчеркните и выпишите ключевые слова первых
двух частей стихотворения.

По смыслу это стихотворение также
можно разделить на две части,
противопоставленные друг другу. Уверенное я
в первой части, ощущение своей силы как
поэта-чародея, которому подвластны красота
природы и красота стиха, торжество поэта –
создателя красоты противопоставляется беспомощному
«я»
второй части. Сильнее поэта оказывается
живая, неуловимая красота его возлюбленной,
когда на ее лице играют и сменяются оттенки
любовного чувства. Антонимы богат – беден,
как бы обрамляющие это стихотворение, довершают
противопоставление.

7. Обратите внимание на союз,
которым начинается вторая часть стихотворения. К
какому разряду он относится? Какое значение это
имеет для смысла стихотворения?

Вторая часть стихотворения недаром
начинается с сочинительного противительного
союза но. Этим союзом автор сразу
определяет, подчеркивает отношения
противопоставления между первой и второй
частями стихотворения.

8. Найдите в 1-й части ряд
контекстуальных синонимов. Зачем они
употреблены? Какие из них здесь употреблены в
переносном значении?

Ряд контекстуальных синонимов в
первой части:

блеск – алмазы – жемчужины – звуки
– краски – красота
.

Эти контекстуальные синонимы создают
впечатление богатства, которое есть у поэта. Поэт
творит новую, поэтическую действительность,
которая не только вбирает в себя внешнюю красоту
природы и ее блеск, но и сама полна красоты и
блеска слова. Именно поэтому автор чувствует
себя волшебником-чародеем, которому есть чем
заплатить за мгновение ласки. Слова блеск,
алмазы, жемчужины
употреблены здесь в
переносном, метафорическом значении.

9. Как вы понимаете выражение сердечная
отрава
? Какой литературный троп здесь
использован?

Слова сердечная отрава здесь
являются метафорой любовного чувства.

10. Что передают две последние
строфы – яркий блеск внешней красоты или красоту
внутреннюю? Каков характер этой внутренней
красоты? Как он отражается на внешних чертах?

В двух последних строфах поэт
стремится передать красоту изменчивого, живого,
текучего чувства. Здесь нет определенных и ярких
красок. Слова как в дымке, налет, чуть
показывают неуловимость нюансов красоты
возлюбленной, невозможность сколько-нибудь
точно передать отражение ее переживаний в
поэтическом слове. Она прекрасна, потому что в ее
душе разгорается любовь, но поэт бессилен
запечатлеть невыразимое.

11. Сопоставьте начало и конец
стихотворения. Когда богат и когда беден
поэт?

Поэт ощущает себя творцом, когда в
стихах создает новую красоту – красоту
поэтического слова. Ему подвластен внешний
блеск, будь то блеск ярких черт красоты природы
или облика человека. Тут он ощущает себя богачом,
всесильным чародеем.
Однако перед лицом тонкой внутренней красоты
чувства, живой красоты изменчивой человеческой
души, бросающей свой отсвет на черты внешности,
поэт бессилен и жалок и сознает себя бедняком.

При помощи подобной работы в 10–11-х
классах можно подготовить учеников не только к
сочинениям типа «Стихотворение… Восприятие,
интерпретация, оценка», но и к
проблемно-тематическим сочинениям, требующим
анализа и сопоставления нескольких поэтических
произведений. Например, на основании
приведенного выше анализа стихотворения А.А.
Фета «Как богат я в безумных стихах!..» и
сопоставления его с тремя другими
произведениями на эту тему (см. домашнее задание)
можно написать сочинение «Русская романтическая
лирика о проблеме отражения жизни в поэзии».

Самое сложное задание ЕГЭ по литературе – это анализ стихотворения. Во-первых, само стихотворение может быть незнакомым, как и поэт, его написавший. Во-вторых, может быть неправильно понят (или совсем не понят) вопрос задания для анализа. Да вообще мало кто понимает лирику: язык сломаешь из-за инверсий или этих ямбов-хореев! Однако анализировать лирику надо: это добрая треть всех заданий ЕГЭ, да и без экзамена человек, связывающий свою жизнь с литературой, должен уметь это делать. Должен… Заставляют… А вы попробуйте научиться получать удовольствие от этого на первый взгляд скучного и утомительного занятия – анализа стихотворений!

Как этому научиться? Рассказывает преподаватель TutorOnline Василий Михайлович. 

Шаг первый – с чего начать?

Лиха беда – начало… Действительно, как подступиться к стихотворению? Для многих стихи – это бессмысленный зарифмованный набор слов. Ну, во-первых, не всегда «зарифмованный».  Уж точно не бессмысленный!

Начните со стихотворений, в которых есть сюжет. То, за что критики упрекали Николая Алексеевича Некрасова. Вот с него и начните! «Тройка», «В дороге», «Железная дорога» – везде есть события. Как, в какой последовательности они изложены? Как автор относится к героям? Почему вы так решили? Что указывает на его отношение?

Привлеките литературоведческий материал. Попробуйте определить размер (у Некрасова он часто трехсложный!), обратите внимание на рифмовку и строфическое деление (если есть). В стихах средства художественной выразительности сконцентрированы в нескольких строках. Слов мало, поэтому каждое важно и несет огромную смысловую (идейную) и изобразительную (художественную) нагрузку. Поищите эпитеты, метафоры, сравнения. Может быть, они сосредоточены в каком-то определенном месте? В начале, в конце, в середине? Почему так?

Обратите внимание на лексику и синтаксис. Встречаются ли какие-то необычные обороты? Какая-нибудь фраза не совсем понятна? Не оставляйте «белых пятен»! Надо понять все!

«Есть ли у вас план?»

Герой великолепной мультэкранизации романа Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней» любил сам себе задавать такой вопрос. Да, перед началом любого дела нужно составить план его выполнения.

Существуют разные схемы анализа произведений литературы. Есть и схемы анализа стихотворений. Правда, с оговоркой: начинать можно и нужно с любого пункта. Что-то должно зацепить вас особенно. Ищите это «что-то». Как? Поговорим чуть позже.

Итак, план. Обязательных пунктов нет, потому что бывают разные ситуации во время анализа. Стихотворение или его автор могут оказаться абсолютно неизвестными. На экзамене, например. Всякое бывает. Надо как-то спасаться.

Хорошо, если вы что-то знаете об авторе, об истории создания стихотворения. Это может здорово помочь. Стихи очень часто биографичны. Кроме того, поэты выражают мысли и чувства своего поколения. Не все, конечно, и не всегда. Но порой историко-биографические факты могут пригодиться.

Как мы уже сказали, бывают ситуации, когда нам вроде бы не на что опереться. Нет! Такого не бывает! Помните, как говорил И.С.Тургенев в своем самом известном стихотворении в прозе: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык«? Его самое известное стихотворение «В дороге» ниже попробуем проанализировать. А как язык нам поможет? Своим богатством, конечно: стилевыми особенностями, выбором синонимов, антонимов, фонетическими особенностями (звукопись), повторами.

Как уже говорилось выше, обратите внимание на сюжеткомпозицию тоже). Если есть какие-то события, то им должно быть уделено особое внимание. Как о них рассказывается? Подробно или отрывисто, фрагментарно? Все ли сказано? Или, может, что-то важное опущено? Восстановимо ли это важное? Почему о чем-то не сказано прямо?

Какие образы созданы поэтом? Какие из них главные? Какие второстепенные? Что вы можете сказать о лирическом герое после прочтения стихотворения?

Еще раз вдумайтесь в смысл прочитанного. Как средства художественной выразительности помогают поэту выделить наиболее важное? Если все-таки поэт вам хотя бы немного знаком, вспомните основные (ключевые) особенности его творчества. Как они отражены в данном стихотворении?

Тема, проблема и идея, жанр и ритм, форма и содержание – все важно. Но что-то, конечно, особенно.

«Где же у него кнопка?»

Вор-философ Урри из телефильма «Приключения Электроника» по мотивам произведений Е.Велтистова постоянно спрашивает это у себя. Нам воры, конечно, не пример (мы сочинения сами пишем!), но вопрос правильный.

Итак, мы уже говорили, что надо найти в стихотворении то, за что можно зацепиться. Где же искать зацепку? Всегда ли она на виду?

Ищите в самом начале. И в конце. Как правило, в том, как начато и закончено стихотворение, и заключено главное.

Вспомните пушкинский «Анчар». Начало: «В пустыне чахлой и скупой…» Конец: «…соседям в чуждые пределы». Поэт начинает с описания пустынного мира. Мира без людей. Зло вне людей. Опасное, но только тому, кто его потревожит. А вот в финале оно уже в мире, населенном людьми. Зло уже в мире людей. И не само туда попало, а принесено человеком. По воле человека. То есть за зло в мире отвечает человек, а не какой-то анчар из пустыни. Причем не один человек, а минимум двое: пославший и принесший. Готов анализ? Нет, это только ключ к нему.

Или возьмем упомянутое выше стихотворение Тургенева: «Утро туманное, утро седое…». Так оно начинается. А дальше повторы: «вспомнишь», «вспомнишь», «вспомнишь». Три раза, как заклинание. Вспомнишь, «глядя задумчиво в небо широкое». Вспомнишь «лица», события, историю любви – от первой до последней встречи. Одной любви. И задумаешься. О своей жизни, о вечном. И кажется, что ты видишь седого, как утро из его стихотворения, поэта, смотрящего в небо сквозь окно мчащегося поезда. Под «ропот колес»… А потом прочитаешь дату написания – 1843 год – и первая строчка зазвучит по-другому. Потому что Тургеневу в 1843 году было всего лишь 25 лет! Откуда же эта седина в восприятии мира? Зацепило?

Умение находить подобные «зацепки» надо в себе вырабатывать. Постепенно вы научитесь анализировать абсолютно любое стихотворение. В том числе и отвечая на конкретный вопрос. Как в 15-м или 16-м задании ЕГЭ по литературе. У целевого анализа есть свои особенности, о которых мы поговорим в следующий раз. Впрочем, вы можете не ждать следующего раза, а записаться на занятия к репетиторам школы Tutoronline. До встречи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Стихи из назывных предложений

После значительного перерыва вновь возвращаюсь к пакету конкурса «Мастер-класс по стихосложению», проходившего летом 2011г. Почти все оригинальные формы из списка представленных на этот конкурс стихов нами уже разобраны, впереди ожидает совсем немногое, но оно, на мой взгляд, интересно и полезно, если не для написания собственных стихов, то хотя бы для общего представления.

Сегодняшняя тема – стихи из назывных предложений. Чтобы понять, что это такое, обратимся к учебникам русского языка.

НАЗЫВНЫЕ (НОМИНАТИВНЫЕ) предложения — это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: «Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс. » (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений.

1.Бытийные:
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле». (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы «вот, вот и, вон, вон и»:
«Вот место, где их дом стоит; Вот ива». (А. Пушкин);
«Вот и мостик». (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы «какой, что за, ну и»:
«Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна». (А. Пушкин);
«Какая ночь! Мороз трескучий..». (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя — такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений:
«Скалы, почерневшие от загара. Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы» (Н. Сладков);
«Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн» (К. Бальмонт);
«Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. День». (А. Чехов).

Привожу здесь столь подробное определение назывных предложений только потому, что этот материал, как никакой другой, пригодится нам, когда мы начнем разбирать на страницах «Ликбеза» формы восточной поэзии – любимые многими из вас ЯСы (японские сонеты) и хокку (хайки). Лично я их не жалую, тем не менее, очень хочу поделиться тем, что о них знаю, а заодно изложить о них свою собственную точку зрения.

На конкурс «Мастер класс» было представлено сразу несколько стихотворений, состоящих из одних только назывных предложений. Их мы и разберем.

1.
Ночь. Сияние огней. Прочь. Уйдёт сезон дождей.
Лик. Возникнет из-за туч. Миг. Ты слаб или могуч.
День. Сменяет день за днём. Тень. В которой мы живём.
Честь. Достанется не всем. Лесть. Исток больших проблем.
Звук. Приятный или злой. Друг. Прикрыл тебя собой.
Сонм. Обычно у Святых. Дом. Желанней для двоих.
Рейд. Стоянкой для судов. Фрейд. Анализ для мозгов.
Стих. Творение души. Штрих. Черкнут карандаши.
Фарт. Везение в игре. Бард. с гитарою везде.
Жизнь. Расклад колоды карт. Слизь. Продажный адвокат.
Мир. Опять сошёл с ума. Пир. Обычно где чума.
Бег. Погоня и с утра. Век. Дороги никуда
Дар. Отметина Богов. Жар. Пожара и Любовь.
Жаль. Несыгранную роль. Даль. Знакомая как боль.
(Игорь Ковальчук. «Кубик»)

Взгляд читателя следит за взглядом автора – он направлен не на предметы, которые всплывают перед глазами, а на цепь образов, ассоциативно возникающих в его голове. Написать таким образом свои стихи – далеко не простое занятие. Просто всунуть в строки нечто подходящее по рифме – это полдела, вернее – совсем не дело. Автор должен умудриться раскрыть перед читателем ход своих мыслей, что-то сообщить ему: должна быть прозаическая основа стихотворения. Я надеюсь, что мои постоянные читатели уже хорошо знакомы с этим термином. В данном стихотворении лично я такой основы не увидела: спросите меня, что именно хотел сказать автор, и я затруднюсь с ответом. Здесь либо психоделика – пересказ внутренних, возникающих в мозгу автора ассоциаций, либо ассоциации, которые появляются у автора благодаря поиску подходящей рифмы. Объяснить «такой сюжет» при желании можно всегда,(на то мы и поэты!) :), но надо ли это? Написано красиво, с передачей настроения и грамотно по форме.

2.
Лето…отпуск…жара…
Солнце…море…песок…
Яхта…парус…ветра…
Чайки…небо…платок…

Взгляд…улыбка…рука…
Губы…волосы…бровь…
Нежность…ласка…пока…
Завтра…вечность…любовь…
(Тамара Николаева7. «Лето»)

Данное стихотворение психоделикой не назовешь – все образы очень конкретны, только в концовке от описания картинки увиденного взгляд автора переместился в область чувств. Настроение лета (именно так называется это стихотворение) передано очень точно.

Снег. Холод. Сумерки. Зима.
Усталость. Безразличие. Тревога.
Бессонница. Метанья. Кутерьма.
Отчаянье. Пальто. Такси. Дорога.

Билет. Багаж. Стюарт. Коньяк.
Покой. Бессилье. Сновиденья.
Улыбка. Прошлое? Пустяк.
Свобода! Счастье! Возрожденье!

Париж. Кафе. Огни. Вино.
Омары. Моцарелла. Манго.
Глаза. Признание. Гипноз.
Порабощенье. Танец. Танго.

Прогулка. Пристань. Сена. Бриз.
Тюльпаны. Губы. Поволока.
Прощание. Блокнот. Эскиз.
Аэропорт. Такси. Дорога.

( Виталий Алещенко «Тайна»)

Одно из лучших представленных на конкурс «назывных» стихотворений. Психоделикой его никак не назовешь: мастерски, одними существительными описан отдых в Париже – и картинки увиденного, и связанные с этим мысли, и события, и чувства, и даже отношение ко всему произошедшему, хотя в явном виде ничего это читателю не сообщается. И, заметьте! – без использования многоточий.

4.
. и ласковая, нежная,
снежинка белоснежная,
весенняя, апрельная,
пьянящая и хмЕльная,

искрящая, манящая,
чудесная, блестящая,
задорная, игривая,
веселая и милая,

изящная и. хрупкая,
цветками незабудками,
лугОвыми травинками,
тростинками, пылинками,

ромашками, листочками,
сиренью, лепесточками,
кувшинками и лилиями,
и ландышей идиллией.

клубнично-земляничная,
и чуточку черничная,
фруктово-ароматная,
и персиками мятная.

в гармонии blues’Овая,
на ощупь: бирюзовая,
печальная и светлая,
желанная, заветная,

лесная и цветочная,
медовая, молочная,
нектарная и пряная.
уже.
. ТОБОЮ
. пьяный я.

(Флоренсия. «Уж пьяный я»)

Здесь автор вместо существительных использует прилагательные – тоже своего рода назывные предложения. Он «определяет» свою любимую серией образов. Поэт- песенник, который несомненно был принят на ура, когда исполнял эту вещь на гитаре (кто слушает текст, когда звучит музыка?), при прочтении с листа не произвел на меня никакого впечатления. Во-первых, массой неправильно поставленных ударений (хмЕльная, лугОвыми, блюзОвая, во-вторых, несовместимостью образов для одного времени года –сочетанием ландышей с персиками, почему-то «мятных». Впрочем, чего только не наплетет мужчина, желающий задобрить свою любимую! Но… тем и хороши стихи, что они способны заставить нас верить их словам, только в этом случае они берут за душу, а вот эти стихи… Нет, не только стихи, но и мужчина, долго и бессистемно перечисляющий эпитеты нашей несравненной красоты, крайне редко вызывает у женщин доверие! Он, как павлин, просто распускает свой красивый хвост!

Стихи не должны быть ни игрой словами, ни витиеватым монологом со множеством редких эпитетов, необычных рифм, вычурных образов и сравнений, где при нехватке слога лихо добавляется «о-о!». Стихи должны вызывать доверие своим содержанием, заставлять сердце биться, сопереживать сюжету, верить словам автора… Надеюсь, вы поняли, что именно мне не понравилось в этом красивом тексте для гитары.

№5
Витиеватость изощрённости,
И нарочитость оживлённости,
Готовность к самоотрешённости,
С безумством целеустремлённости,

Горячность неопределённости,
Упор на переосмыслённости,
Неадекватность беспардонности,
И непредсказанность влюблённости,

Скандальность нетрадиционности,
Критичность неосуществлённости,
Фатальность недоговорённости,
Детальность перевоплощённости,

Неторопливость расположенности,
И отрешённость невозможности,
Немногословность настороженности,
И буйство противоположности,

От многословья к односложности,
От безрассудства к осторожности,
Кристальность ради безупречности,
Многострадальность бесконечности,

Безукоризненность сердечности,
Правофланговость человечности,
Шероховатость запоздалости,
Оттенки лёгкие усталости,

Ответственность за белый свет, –
Вот это всё и есть – ПОЭТ!
(Николай Балуев. «Что есть поэт»)

Здесь не просто назывные предложения (почти все!), но и монорим – все стихи (кроме концовки) написаны на одну рифму. Назывные предложения состоят уже не только из одних существительных или иных одинаковых частей речи, а из связки двух существительных, где одно определяет качество другого. Столь необычным способом автор сумел создать объемный образ Поэта. Умное, философское стихотворение.

№6.
Назревал, приближался, ворвался,
Сковородил, забулькал, шкворчал, (разность времен!)
Майонезил, прожарил, взбивался,
Ёлочился, гирляндил, сверкал.

Оттенял, напомадил, душился,
Приоделся, побрил, освежил,
Наливался, шампанил, пролился,
Поздравлял, улыбался, шутил.

Антрекотил, бифштексил, глотался,
Наполнял, выпивал, опьянел,
Танцевал, обнимал, целовался,
Размечтался, влюбился, запел.

Отшумел, отгремел. серебрится,
Охлаждает, морозит, блестит,
Завихрится, снежит, январится,
Новый Год народился. бежит!
(Леонардович. «Новый год»).

О стихах, состоящих из назывных предложений, примеров достаточно. В следующей статье мы разберем еще некоторые интересные формы стихов и тогда вплотную подойдем к завершению еще одного сборника Ликбеза – «Редкие и оригинальные формы».

Источник

Простые предложения в стихах

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот,
Запомни как основу.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет.

ДОПОЛНЕНИЕ
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
На вопросы: Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.

Семь вопросов – просто чудо!
Их запомнить просто так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И Как?

ОБРАЩЕНИЕ
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.

Источник

Простые предложения

6036620b5cde8382951038

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Три типа предложений по цели высказывания:

вопросительное (вопрос, проблема);

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. У каждого есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основ.

Определение простого предложения

Мы уже знаем, какое предложение является простым — то, у которого всего одна грамматическая основа.

Примеры простых предложений:

Мы ездили на машине (одна грамматическая основа: мы ездили).

Я уехал к другу в другой город (одна грамматическая основа: я уехал).

Он распахнул окно и увидел птицу (одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: он распахнул и увидел).

По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:

Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.

Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.

Односоставные конструкции делятся на:

Определённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении.

Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено — действие совершается кем-то неопределённым.

Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времен либо в форме 2 лица единственного или множественного числа повелительного наклонения.

Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.

Примеры односоставных предложений:

Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).

Его взяли на должность (неопределенно-личное).

Стало моросить (безличное).

Примеры двусоставных предложений:

Я пришла поздно с учебы.

Очень странная история произошла со мной сегодня утром.

Кроме главных членов предложения есть еще второстепенные:

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей.

Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.

Виды простых предложений по наличию второстепенных членов:

Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным.

Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.

По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простые предложения можно разделить на полные и неполные.

Характеристики полных предложений:

Если в предложении есть все необходимые для понимания компоненты.

Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться к другим предложениям.

Примеры полных предложений:

Я не боюсь привидений.

Она не хочет в школу.

Характеристики неполных предложений:

Если для понимания предложения не хватает компонентов.

Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям.

В неполном предложении могут отсутствовать все главные члены, а также второстепенные члены.

Примеры неполных предложений:

Я не боюсь привидений.

Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).

Проверьте себя

Определите вид простых предложений по наличию второстепенных членов и составу грамматической основы. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

Дедушка пошел в магазин.

Вернемся завтра вечером.

Простое предложение с осложненными фразами

Предложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. В их составе могут быть:

обособленные определения, дополнения и обстоятельства;

вводные слова и обращения;

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом. Обычно имеют последовательную связь и раскрывают смысл выражения более детально.

Он любит и активные прогулки, и расслабляющий отдых, и ничегонеделание.

Обособленные определения всегда выделены интонационно и пунктуационно, выступают в роли определения. Они поясняют слова, от которых зависят, уточняют место, положение, отношение к чему-либо.

Друг, верящий в мой талант, поддержал меня.

Приложения — это определение, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Они показывают особенности грамматической основы.

Всем любящим цветы известен этот сорт.

Обособленные дополнения и обстоятельства примыкают к сказуемому и подлежащему, помогают выразить мысль более точно.

Дочитав книгу, я пошла готовить ужин.

Мне понравилась музыка этого музыканта, за исключением нескольких песен.

Вводные слова и обращения часто используются в диалогах:

Сегодня, наверное, я лягу спать раньше.

Уточняющие члены предложения делают его яснее.

Будильник прозвенел в пять утра, на рассвете.

Простое предложение с однородными членами

В составе простого предложения могут быть два и более подлежащих, сказуемых или второстепенных членов. Такие члены предложения одного типа являются однородными.

Простые предложения с однородными членами называют осложненными.

В таблице собрали основные типы и примеры предложений.

Виды простых предложений с однородными членами

Примеры

Нераспространенные однородные предложения.

(с однородными членами)

Предложения, которые состоят только из грамматической основы.

(подлежащего и сказуемого)

Степа и Виктор вернулись.

Она стояла и слушала.

Мальчики и девочки пели и танцевали.

Распространенные однородные предложения.

(с однородными членами)

Предложения, в которых вместе с грамматической основой, есть второстепенные члены предложения.

(определение, обстоятельство, дополнение)

Однородные члены могут быть в таких предложениях и второстепенными, и главными членами предложения.

Рубашка расшита синими, голубыми и бирюзовыми нитками.

Он подарил маме цветы, открытку и парфюм.

Водитель предложил повернуть не влево, а вправо.

Предложения с однородными членами предложения и обобщающим словом.

Обобщающие слова называют более широкое, родовое понятие, употребляются в том же падеже, являются тем же членом предложения и относятся к тому же слову, что и однородные члены.

В альбоме были фотографии людей: сестер, братьев, племянников.

О мыслях, о чувствах, о переживаниях — обо всем рассказал ей попутчик.

Все напоминало ей о прошлом: распечатанные фотографии, глиняная кружка, кольцо на пальце.

Составление простого предложения

Чтобы составить простое предложение, нужно:

Придумать основу — подлежащее и/или сказуемое.

Подлежащее — предмет или действующее лицо, отвечает на вопрос: кто? что?

Сказуемое — действие или состояние, отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?

Например, грамматическая основа звучит так:

При желании можно добавить к грамматической основе второстепенные члены. Например:

Ученик 4 класса пришел самостоятельно к школу.

Чтобы найти в тексте простое предложение, нужно проанализировать предложение, подсчитать количество грамматических основ. Если основа одна (одно подлежащее и/или одно сказуемое) — перед вами простое предложение.

Источник

Простое предложение в русском языке. Примеры и виды простых предложений

121890912

Что такое предложение? Грамматическая основа

Что такое простое предложение? Их виды

Если в предложении нет подлежащего или сказуемого, оно называется односоставным. Бывают односоставные предложения, где грамматическая основа состоит только из подлежащего: Зима! (назывное предложение).

Бывают односоставные предложения, где есть только сказуемые: Приходи сегодня в гости (определенно-личное предложение); Его приняли на работу (неопределенно-личное); Стало холодать (безличное предложение).

Помимо подлежащего и сказуемого, в предложении могут быть второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство. Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным. Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.

Невероятный ужас! (Назывное, односоставное).

Как составить или выписать простое предложение?

Если вам нужно составить простое предложение:

Если вам нужно найти в тексте простое предложение:

Простые предложения с однородными членами: как ставить знаки препинания?

В простом предложении могут быть два и более однородных членов предложения: подлежащих, сказуемых или второстепенных членов.

Если между однородными членами нет союзов, обычно ставится запятая: Мы долго шли по лесу, останавливались, отдыхали, шли дальше.

Если между однородными членами стоит одиночные соединительный союз и, да, запятая не ставится: К нам в гости пришли Анна и Андрей.

Между однородными членами предложения с противительным союзом а, но, однако, зато ставится запятая: Он двигался быстро, но не бежал.

Если однородные члены соединены повторяющимися союзами, запятая ставится: И ты, и я, и все мы хотим одного.

Подробнее о знаках препинания при однородных членах читайте в статье: Однородные члены предложения: запятые, тире, двоеточие и типичные ошибки

Источник

Предложение

Сбоку дождь — это просто храм.
Служба в нем вершится. Дневная.

Луч упал на ладони нам.
Это знак.
Это знак, родная…

Я не знаю… как побороть…
Рвется кровь к тебе. зреет карма…

Ложь — уходит на поворот.
Правда катит и катит.
Прямо.

Неужели не различишь.
спрятав сердце… в картон и марлю…

Ах, как горло дерут грачи.
Ты не верь. Наперед — обманут!

Вдрызг по ямам. Влет по траве.
На предельно пустом бензобаке.

МОЯ ПРАВДА ДОЕДЕТ К ТЕБЕ.
К пересмешнице.

Наша встреча быть может случайная,
Только спорить никто не осмелится.
И кольцо на руке обручальное,
Не такая уж в общем безделица.
И, смотря на своё отражение,
Быть достойной смогла моя пассия.
Ты в ответ на моё предложение,
Улыбнулась, ответив согласием.

Но весне, мне кажется, неважно,
Кто, кому и сколько задолжал:
Движется вперед она отважно,
Птичьим стаям головы кружа,

Уменьшая снеговые горы,
Истончая на дороге наст,
Делая теплее разговоры,
Согревая лучше водки нас.

Снова март! И солнце в небе будет!
И тепло весеннее придет,
И синица соловья разбудит,
И скворечник жителей найдет,

Расцветут и яблони, и груши.

Из букв слова порой соединяем,
Ну а из предложений тексты мыслями
И думаем вот-вот умнее станем,
Но смыслы что-то опадают листьями.

С лексем, где проживают и морфемы,
Найдём соединенья в предложения.
Для.

Жить интернетом вам не надоело?
По фотографиям любовь искать?
Слабо, всё удалить и смело
Уйти, не повернувшись и назад

Не оглянувшись, просто удалиться,
Стереть из памяти её,
Мне больше не к чему стремиться,
Всё надоело, всё ушло.

Сказать легко, а сделать сложно,
Слабо, конечно же, слабо.
Как говорится, в мире всё возможно,
Но почему-то, всё не то.

Мысль не нова, давно закралась в душу,

Вот измениться только не могу,
Кому писать, когда свой мир разрушу,
Есть.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сайт ребенка в школе
  • Как найти кино если не знаешь название
  • Как найти пси по графику
  • Как найти тнт премьер на самсунг
  • Я воспитатель как мне найти подход детям