Как найти предложения с разными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи

 Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть — сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

 К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения: 

 Схема связи сложного предложения

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения: 

Схема связи сложного предложения

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения: 

Схема связи сложного предложения

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения: 

Схема связи сложного предложения

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения: 

 Схема с подчинительными и сочининтельными союзами

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой. Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая, тире и двоеточие, которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате]  (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад]  (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины]  (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. — Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ 

[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и IIчасти) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть — простое предложение, II часть — простое предложение, III часть — сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.

«Сложные предложения
с разными видами связи между частями»

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько главных частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Рассмотрим следующие возможные варианты:

1. Сложные предложения с союзной
сочинительной и подчинительной связью

В эту группу входят предложения, в которых сочинительной связью соединяются главные части (блоки) предложения:

Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге… (М. Лермонтов)

Схема этого предложения:
И — сочинительный союз, КАК — подчинительный союз.
Разбор предложения: Повествовательное, невосклицательное, союзное, сложное (с разными видами связи: 1 и 2 — сложносочиненное, 2 и 3 сложноподчиненное):
1-ое: двусоставное, нераспространенное, полное, не осложнено [главное I или блок I];
2-ое: двусоставное, распространенное, полное, не осложнено [главное II или блок II];
3-ье: двусоставное, распространенное, полное, не осложнено (придаточное ко 2-му).

Среди сложных предложений с сочинением и подчинением выделяются:

  1. предложения, в которых придаточная часть поясняет обе главные части: Когда приезжало кино, машины выкатывались на лужайку, а в сарае расстанавливались скамейки (А. Солженицын);
  2. предложения, в которых лишь одна из главных частей имеет при себе придаточную часть: Француженка уехала осенью в Париж, и теперь уже никто не знал, что он там делает у себя в комнате (В. Набоков).

Предложения, в которых сочинительной связью соединяются придаточные части, принято относить к сложноподчинённым: Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюблённые растапливали печку и пекли в ней картофель (М. Б.).

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка.
Схема этого предложения: 


2. Сложные предложения с союзной
сочинительной и бессоюзной связью

Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И. Бунин).

Схема этого предложения: 
НО — сочинительный союз.

В сложные предложения с союзной сочинительной и бессоюзной связью могут включаться равноправные части, соединённые союзной сочинительной и бессоюзной связью. Однако в таких предложениях могут интонационно выделяться несколько предложений, образующих блок, причём членение может быть по месту:

  1. бессоюзной связи: Время было самое что ни на есть переходное, шестьдесят седьмой год: хлеб не стоил ничего, зато слово, устное и печатное, обрело неслыханный вес (Л. Улицкая);
  2. сочинительной связи: Здесь был в то время очень опасный спуск с одной горы и тяжёлый подъём на другую, и потому случались разные происшествия с путниками: падали лошади, переворачивались экипажи и прочее в этом роде (Н. Лесков).

3. Сложные предложения с союзной
подчинительной и бессоюзной связью

Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А. Чехов).

Схема этого предложения: 
КОГДА — подчинительный союз.

Сложные предложения с союзной подчинительной и бессоюзной связью могут включать следующие разновидности:

  1. обе главные части, соединённые бессоюзной связью, поясняются придаточной частью: Гордость переполнила душу, сердце замерло, когда зазвучал гимн;
  2. придаточная часть поясняет одну из частей, соединённых бессоюзной связью: На ближнем откосе тужились тамариски, веточки их напрягались лиловым цветом, который весь хранился ещё внутри (Л. Улицкая).

4. Сложные предложения с союзной сочинительной,
подчинительной и бессоюзной связью

В таких предложениях комбинируются все три типа соединения частей в сложное предложение:

В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

Схема этого предложения: 
И – сочинительный союз, ТАК ЧТО – подчинительный союз.


Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Сложные предложения с разными видами связи между частями».

Следующая тема: «Способы передачи чужой речи»

(с) В настоящей статье в учебных целях использованы цитаты из следующих учебных пособий:
— Русский язык : Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Е.С. Симакова. — Москва : Издательство ACT;
— ОГЭ. Русский язык : универсальный справочник / А.В. Руднева. — Москва : Эксмо.

В русском языке широко распространены сложные предложения, в которых сообщается о трёх и более ситуациях. Такие предложения содержат в своём составе три простых предложения и более. Это так называемые многочленные сложные предложения.

В многочленных сложных предложениях простые предложения могут быть соединены между собой различными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной.

В зависимости от сочетаний разных видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:

I. Сочинение (+) подчинение.

Пример:

«Костёр горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мрака» (И. Бунин).

II. Сочинение (+) бессоюзная связь.

Пример:

«Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались — с Бездомным приключилось что-то вроде паралича» (М. Булгаков).

III. Подчинение (+) бессоюзная связь.

Пример:

«Когда он проснулся, уже восходило солнце; курган заслонял его собою…» (А. Чехов).

IV. Сочинение (+) подчинение (+) бессоюзная связь.

Пример:

Погода начала портиться; нам стало ясно, что нужно как можно скорее найти укрытие, однако ничего похожего поблизости не было.

Справочный
материал по теме «Сложные предложения с разными видами связи» предназначен для
учащихся 9-х, 11-х классов для подготовки к итоговой аттестации по русскому
языку. Теоретический материал излагается с использованием традиционных
лингвистических терминов и иллюстрируется примерами из художественной
литературы. Даны упражнения и вопросы для закрепления материала, а также –
материал для повторения.

Сложное
предложение с разными видами связи

Основные
понятия:

Простое
предложение; сложные многочленные предложения; виды синтаксической связи:
союзная (сочинительная и  подчинительная) и бессоюзная, сочинительные и
подчинительные союзы.

Ключевые
слова:

Предложение,
грамматическая основа, союз, союзное слово, союзная связь, бессоюзная связь,
интонация.

Предложения
с различными видами связи (многочленные сложные предложения)  выражают сложные
мысли.  Такие предложения содержат  в своем составе  три простых предложения и
больше. Часто употребляются в научной речи. В художественной литературе
использование таких предложений зависит от индивидуального стиля писателя. На
письме простые предложения в составе сложного многочленного  разделяются
знаками препинания согласно виду связи.

Сложные
предложения с разными видами связи (далее СП РВС)

— это сложные предложения, которые состоят не менее чем из
трёх простых предложений
, связанных между собой сочинительной,
подчинительной и бессоюзной связью.

Часто
сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько
частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов – сочинительная
связь —   или при помощи интонации – бессоюзная связь; а каждая часть по
структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.
Ведущей связью является сочинительная связь или бессоюзная связь.

Например:

1)
[Печален я]: [со мною друга Нет], (с кем
долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и
пожелать весёлых много лет)
(А. Пушкин).

Это
сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной,
состоит из двух частей (блоков), связанных при помощи бессоюзной связи; I часть
по структуре представляет собой простое предложение; II часть — это сложноподчинённое
предложение  с однородным соподчинением придаточных.

2)
[Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы,
бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота
на одной стороне совершенно утопали в потёмках)
(А. Чехов).

Это
сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной,
состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и;
I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть —
сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. 

В
зависимости от сочетаний разных видов связи СП РВС делятся на следующие группы:
 

1)
сочинение  и подчинение

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге
(Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как
– подчинительный союз.)

Схема
этого предложения: 

 Схема связи сложного предложения

 2)
сочинение  и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали
вблизи, кукушка куковала в отдаленье
(Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема
этого предложения: 

Схема связи сложного предложения

3)
подчиение  и бессоюзная связь.

Например: Когда он
проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою
(Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема
этого предложения: 

Схема связи сложного предложения

 4)
сочинение, подчинение  и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться
только недавно, так что теперь сквозь молодую
листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так
что
– подчинительный союз.)

Схема
этого предложения: 

Схема связи сложного предложения

Знаки
препинания в предложениях с разными видами связи

 Для
того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с
разными видами связи, необходимо выделить границы простых предложений,
определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как
правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи
знаки препинания расставляются на общих основаниях!

Не
изобразить словом то, что  чувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и
жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль
.

[     
], (что   ): [      ], а [      ]

         Для
правильного понимания смысла таких многочленных сложных предложений важно уметь
устанавливать отношения между входящими  в их состав предикативными частями.
Анализируя
СП РВС, пользуйтесь следующим способом
работы:

Способ
работы

1. Определите
количество предметов сообщений в предложении (один предмет сообщения – простое
предложение, два и более предмета сообщения – сложное предложение).

2. Определите
границы этих сообщений (это будут границы простых предложений).

3. Определите
средства связи простых предложений в составе сложного (во всех случаях
средством связи будет обязательно интонация, но при этом средством связи может
быть союз или союзное  слово). Если средством связи выступает союз или союзное
слово, то это или сложноподчиненное, или сложносочиненное предложение,  или
сложное предложение с разными видами связи.

4. Охарактеризуйте 
средство связи. Если это сочинительный союз, то предложение сложносочиненное.
Если подчинительный союз или союзное слово (местоимение в роли союза), то предложение
сложноподчиненное. Если имеются разные виды связи, то это сложные
синтаксические конструкции.

5. Если
предложение простое, то находим грамматическую основу, а затем члены
предложения, осложняющие его.  

6.
Определите, чем осложнена каждая часть.

При
определении вида предложений (особенно сложных) необходимо строить схемы этих
предложений. Это помогает избежать неверного определения особенностей их
строения!

Как
и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных
предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза
(сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово,
принадлежащие к разным предложениям.

 Учтите,
что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к
которому относится!

По
общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым
предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым
союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного
предложения).

Солнце
било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3.

 [  
]1, и, (когда – союз)2, [   ]3.

Ср.:
Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться
/3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться, когда он поднял голову.

В
том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять
из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между
союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна 
стоять вторая часть двойного союза – то, так, но.

Ср.:
Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза.
– Солнце било в окно, и… то ему пришлось зажмурить глаза.

          
Запомните  простое правило!

То
– да, запятая – нет.

То
–нет, запятая – да.

Основные выводы

1)    Сложные
многочленные предложения широко распространены в русском языке и состоят из 3 и
более простых в составе сложного.

2)    При
всем многообразии сочетаний простых предложений в многочленных  сложных
предложениях комбинация в них видов связи ограничена следующими вариантами:

а)
сочинительная и подчинительная;

б)
сочинительная и бессоюзная;

в)
подчинительная и бессоюзная;

г)
сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

           План
разбора сложного предложения с разными видами связи

1.    
Назвать тип предложения и число простых
предложений в составе сложного.

2.    
Указать, какими видами связи связаны
простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).

3.    
Назвать центральный тип связи. Указать,
какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару
как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.

4.    
Указать блоки внутри сложного предложения
и дать им характеристику.

5.    
Разобрать пары непосредственно связанных
предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные
предложения).

6.    
При полном анализе – дать полную
характеристику простых предложений в составе сложного.

Образец
разбора

Каждый должен был рассказывать что-нибудь
фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому,
то к рассказам с художественной стороны не придирались
(Лесков).

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из
своей жизни, /1
а / так как умение рассказывать даётся не всякому, /2 то к рассказам с художественной
стороны
не придирались /3.

Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями
(сочинение и подчинение).

Ведущая  связь – сочинительная, она
связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый
должен был рассказывать что-нибудь
фантастическое из своей жизни,
/1
а… то к рассказам с художественной
стороны
не придирались /3. Это сложносочинённое предложение, средство связи
– противительный союз
а.

Сочинительная связь связывает два блока.

I блок представлен предложением 1.

II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое
предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины;
придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз
так
как… то
; придаточное стоит перед главным.

Союзы а и так как относятся к разным простым
предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть
двойного причинного союза
так как… то; придаточное нельзя изъять, не
изменив структуры сложного предложения в целом.

 [   ]1,
а (так как – с.)2, [то ]3.

Необходимо повторить!

1. При
последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри
другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут
оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное
слово.

Горничная была сирота, /1
которая, /2 чтобы кормиться, /3 должна была поступить в услужение /2 (Л.
Толстой).

[   сущ.   ]1, (которая – союз. сл., 2
(чтобы – союз …),3 …)2.

Рядом стоят
союзное слово которая и союз чтобы. Относятся они к разным
придаточным предложениям: придаточное I степени – которая должна была
поступить в услужение;
придаточное II степени – чтобы кормиться.
Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём
придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или
поставить после придаточного I степени:

ср.: Горничная
была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота,
которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться.
Между союзным
словом которая и союзом чтобы, принадлежащим к разным
придаточным, стоит запятая.

Таким образом,
при стечении двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного
слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не
требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует
вторая часть двойного союза – то, так, но).

Запятая на стыке
двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том
случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего
сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза –
то, так, но).

Держу пари, /1 что /2
если вы передадите это герцогу, /3 то он останется здесь ещё на три дня /2
(Лесков).

[   сущ.   ]1, (что – союз 2 (если – союз
…),3 то…)2.

2. Знаки препинания в сложном бессоюзном
предложении

Запятая  и точкой с запятой

Запятая в БСП ставится, если имеет место перечисление
определённых фактов, можно использовать союз и. В таком случае интонация при
чтении будет перечисляющей, и перед каждой запятой необходимо выдержать
небольшую паузу.

Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды.

Голова у меня закружилась, и в глазах заплясали звёзды.

Если предложение распространённое и имеет внутри свои запятые
(однородные члены, обособленные члены, вводные слова и вставные конструкции,
обращения), то оно отделяется от другой части точкой с запятой.

Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом
камне лежит, греясь на солнце, золотой уж.

Тире

Содержание одного предложения противоречит содержанию другого
предложения. Можно поставить запятую и союз НО.

Понять тебя я рад – пойми и ты меня.

Одно предложение заключает указание на время или условие того, о
чём говорится в другом предложении. Можно поставить запятую и союзы ЕСЛИ и
КОГДА.

Пойдёт дождь – отменим поход. (Если пойдёт дождь, отменим поход.
Когда пойдёт дождь, отменим поход).

Во втором предложении заключён вывод или следствие того, о чём
сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союзы ПОЭТОМУ или ТАК
ЧТО.

Завтра предстоит много сделать – надо встать пораньше. (Завтра
предстоит много сделать, поэтому надо встать пораньше).

Если в предложение рисуется быстрая смена событий. Можно
поставить запятую и союз И.

Раздался громкий топот – всё смолкло. (Раздался громкий топот, и
всё смолкло).

Двоеточие

Во втором предложении говорится о причине того, о чём сказано в
первом предложении. Можно поставить запятую и союз ПОТОМУ ЧТО.

Дождливую погоду я недолюбливал: она вгоняла меня в тоску.
(Дождливую погоду я недолюбливал, потому что она вгоняла меня в тоску).

Одно предложение служит для пояснения другого, раскрывает его
содержание. Можно поставить запятую и вводное слово А ИМЕННО, тогда двоеточие
будет стоять уже после этого слова.

В поле царит буйство красок: среди яркой зелени травы белеют ароматными
сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка
проглядывают застенчивые глазки василька. (В поле царит буйство красок, а
именно: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики
ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые
глазки василька).

Второе предложение служит для дополнения первого. В таком случае
можно поставить между предложениями запятую и союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО.

Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно
движутся вверх к плечу. (Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то,
пальцы медленно движутся вверх к плечу).

Предложение
— это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное
соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной
законченностью.

Грамматическая
основа предложения
(предикативная основа, ядро) — это
основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего
и сказуемого.

Союз
— служебная часть речи, с помощью которой связываются между собой простые
предложения в составе сложного или однородные члены предложения.

а)
сочинительные – связывают однородные члены и простые предложения в
составе сложносочинённого предложения:

соединительные
(имеют значение соединения): и, да (в значении и), ни – ни, и – и, не только –
но и, как – так и, тоже, также:

Я
не пришёл, и он не пришёл; Я не пришёл, он тоже не пришёл; Не только я не
пришёл, но и он не пришел; Ни я не пришёл, ни он не пришёл;

противительные
(имеют значение противопоставления) – а, но, зато, да (в значении но), однако
(в значении но) и др.:

Не
он, а я сделаю это; Говорил он тихо, но спокойно; Говорил он тихо, однако
спокойно; Говорил он тихо, зато спокойно.

разделительные
(имеют значение разделения) – или, либо, то – то, не то – не то, или – или и
др.:

Или
дождь идёт, или снег сыплет; То дождь идёт, то снег сыплет; Не то дождь идёт,
не то снег сыплет.

б)
подчинительные – связывают простые предложения в составе
сложноподчинённого предложения:

временные
(указывают на время) – когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.:

Когда
мы вернулись, было уже темно; Как только мы вернулись, пошёл дождь;

причинные
(указывают на причину) – потому что, оттого что, так как, ибо и др.:

Мы
остались дома, потому что пошёл дождь; Мы остались дома, так как пошёл дождь;

целевые
(указывают на цель) – чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.:

Пришлось
поспешить, чтоб не опоздать к ужину;

условные
(указывают на условие) – если, раз и др.:

Если
не хочешь опоздать, поспеши; Раз не хочешь опоздать, поспеши;

уступительные
(указывают на противоречие одного события другому) – хотя; несмотря на то, что;
пускай и др.:

Хотя
было ещё темно, на улице было много народу; Пускай погода тёплая, всё равно
можно простудиться;

сравнительные
(указывают на сравнение) – как будто, словно, точно, как, будто, что (в
значении как, будто) и др.:

Птица
кричала протяжно, будто плакала;

следственные
(указывают на следствие) – так что:

На
поезд мы опоздали, так что ночь пришлось провести на вокзале;

изъяснительные
(указывают на то, о чём говорят) – что, будто, чтобы и др.:

Я
знал, что приехал не вовремя; Говорят, будто он собирался уехать в деревню; Я
хочу, чтобы он остался дома.

Союзные
слова
— местоименные слова (собственно
местоимения и местоименные наречия), выполняющие функцию средства связи частей
сложноподчинённого предложения.

Разграничение
союзов и союзных слов

Союзы

Союзные слова

1. Не
являются членами предложения, например: Он сказал,
что
сестра не вернётся к ужину
(что
союз, не является членом предложения).

1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не
сводила глаз с дороги,
что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее).

2.
Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он
сказал,
что сестра не
вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину.

2. Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его
нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с
дороги,
что ведёт через рощу; невозможно: Она
не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу
.

3. На
союз не может падать логическое ударение.

3. На
союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю,
что́ он
будет делать завтра.

4.
После союза нельзя поставить частицы
же, именно.

4.
После союзного слова можно поставить частицы
же, именно,
ср.: Я знаю,
что же он
будет делать завтра; Я знаю,
что именно он
будет делать завтра.

5.
Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием.

5.
Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым
наречием, ср.: Я знаю,
что он
будет делать завтра. – Я знаю:
это он
будет делать завтра; Я знаю,
где он
был вчера. – Я знаю:
там он
был вчера.

Сочинительная
связь
объединяет равноправные части сложного
предложения. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и
луга) и сложносочиненных предложений:

 Гром
скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении
являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)

Подчинительная
связь
объединяет  главную (подчиняющую) и
зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от
главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что
будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и
сложноподчиненных предложений.

Вопросы
для самопроверки

1.     Что
представляют собой сложные предложения с разными видами связи?

2.     Каковы
виды сложных предложений с разными видами связи?

Упражнения
для закрепления материала

1.    
Укажите средства связи придаточного
предложения с главным.

А
всё чуден мост, по коем мы идем. Он не сводит глаз с дороги, что идёт через
рощу. Действительно, простым взглядом было видно, что темные пятна двигались с
горы французских батарей.  Я сидел, погруженный в глубокую задумчивость, как
вдруг Савельич прервал мои размышления.

        
2
. Укажите случаи подчинения: однородное, неоднородное,
последовательное. Объясните постановку знаков препинания.

Дерсу
сказал, что это не тучи, а туман и что завтра будет день солнечный и даже
жаркий. Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное
выступление не отменяется. Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается
ныне… Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли
пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием
бесполезно и безрассудно. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал
хлопьями.

3.
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры,
обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.

Урс,(1)
конечно,(2) не понимал,(3) о чём говорит Кэт: собака,(4) с которой никто
никогда не разговаривал,(5) не понимает слов. Но он чувствовал  в голосе
длинноногой девчонки то,(6) чего ему недоставало. Он понимал не слова,(7) а
голос.

4.
Среди предложений 27 — 33 найдите сложное предложение с союзной  подчинительной
и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(27)Кэт
заговорила с Урсом. (28)Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его,
называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок,
большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.  (29)Урс,
конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не
разговаривал, не понимает слов. (30)Но он чувствовал в голосе длинноногой
девчонки то, чего ему недоставало. (31)Он понимал не слова, а голос. (32)Её
голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе. (33)Он даже наклонил голову набок
– это первый признак, что собака слушает, участвует в разговоре.

5.
Среди предложений 21–29 найдите сложноподчинённое предложение с однородным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(21)Оказывается,
собаку мало кормить. (22)Необходимо, чтобы с ней разговаривали. (23) С Урсом
никто не разговаривал. (24)Представьте себе, что мимо вас идёт множество людей
и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (25)Это потяжелее
голода. (26) Честное слово.

(27)Кэт
заговорила с Урсом. (28)Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его,
называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок,
большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

(29)Урс,
конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не
разговаривал, не понимает слов.

6.
Среди предложений 5–14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(5)Жарко,
– ответила девочка. – (6)Солнце слепит глаза, и ничего не видно.

(7)Они
сидели поджав ноги. (8)Мальчики спиной ко мне – я видел их тоненькие шеи, а
девочка – лицом. (9)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и
мокрые волосы. (10)Ребята только что вылезли из моря.


(11)Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я.

(12)Они
посмотрели на меня, и девочка сказала:


Надоело. (13)Каждый день придумывают одно и то же. (14)Скучно…

7.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.

Мальчик
посмотрел на лётчика,(1) увидел,(2) что тот улыбается,(3) и замолчал. Ему стало
стыдно,(4) что он рассказывает взрослому человеку,(5) да к тому же ещё
лётчику,(6) про каких-то облачных слонов и китов.

8.
В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифру,
обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.

Расскажу
вам историю,(1) как мои друзья помогли мне в одной мелочи.  Я очень люблю
читать Диккенса,(2) но в собрании сочинений,(3) которое стоит вон на той
книжной полке,(4) не хватало только одного тома —  двадцать шестого. Как-то раз
я попросила друзей купить мне этот том,(5) если он им попадётся в
букинистическом магазине. Попросила,(6) а через неделю уехала отдыхать в другой
город.

9.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.

Пойманные
скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по
комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.

10.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.

Дома
мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то
заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

11.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?

А
старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были
привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё
услышанное происходило с ним.

 
         1)      2, 3

 
         2)      2, 3, 4

 
         3)      1, 2, 3, 4

 
         4)      1, 4

12.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?

Снег
засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не
прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

  
1)  1, 2, 3

  
2)  2, 3

 
 3) 1, 3, 4

   4)
1, 2, 4

13.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?

Елена
размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу
поняла (4) что происходит.

1)   
1, 3, 4

 
2) 2, 3

 
3) 1, 2, 3, 4

 
4) 1, 4

14.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?

Психологический
портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3)
описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван
раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

 
1)  1

 
2) 1, 2

 
3) 1, 4

 
4) 2, 3

15.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Музыка
П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко
проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами
своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

 
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие
совершения того, о чём говорится во второй части.

 
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по
содержанию второй части.

 
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о
чём говорится в первой части.

 
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения
того, о чём говорится во второй части.

16.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?

По
ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все
восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1)   
1, 3, 4

2)   
1, 4

3)
2, 3

4)
1, 2, 3

17.
Среди предложений 1−11 найдите сложноподчинённое
предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.

(1)Помнишь
ли ты свою первую книгу?

(2)Не
ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и
тебе отчего-то хотелось плакать. (3)И не ту тонкую книжицу, по которой ты,
словно пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв слова.

(4)Нет,
я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал сам среди множества других.
(5)Оставшись один, ты раскрыл её дома, и она навсегда запала в твою память.
(6)Она осталась с тобой чудесными мыслями, волнующими словами, рисунками, даже
запахом — резким запахом типографской краски, смешанной с клеем, или особым
запахом библиотеки.

(7)Я
помню свою первую книгу очень хорошо.

(8)Эта
книга была большой и толстой. (9)Выпущенная перед войной, к третьей военной
осени она вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и
потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья.
(10)А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели
чернильные кляксы. (11)Но тем милей казалась мне эта книга!

18.
Среди
предложений 43−48 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и
последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 (43)Лицо её дрогнуло,
она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. (44)Бум холодным шершавым
языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. (45)Мы с мамой
вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном
восторге катался по полу. (46)Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая,
смотрел на нас.

(47)А я, лёжа в своей
кровати, думал. (48)Я долго думал о том, почему мама нисколько не бранила меня,
почему она, на моё счастье, даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум.

    19.  Среди предложений 1−8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Колькину маму никто по
имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли ее просто Лёлей…
(2)«Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» — кричали они волейболистам
соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так,
что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он
сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным
ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть
её.

(5)Отец был намного
старше мамы. (6)Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем
баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не
заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в
спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать
утреннюю гимнастику.

20. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Николая
Максимовича Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно
проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой
зрения»
.

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из
прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Толя
осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко
блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на
улицу.

(3)Но
вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а
дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу… (4)Но мама не удерживала Толю
дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем
большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!

(6)Мама
вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата,
когда они с ребятами играли в докторов.


(7)Ты куда? – удивился Толя.


(8)Тебя провожу.


(9)Меня… провожать? (10)Что ты?

(11)Мама
вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

(12)Толе
очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на
другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но
маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за
углом старого двухэтажного дома.

(16)«Прячется!»
– сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала
догонять его.

(18)Возле
самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.

(19)«Вернулась»,
– с облегчением подумал он.

(20)На
торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница
проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:


Первый «В»! (22)Внимание! (23)Первый «В»!

(24)Толя
знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё
дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но
учительница, словно шутя, спросила его:


Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой? (28)Да?

(29)И
Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

(30)Учительница
раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:


Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

(32)Толя
сразу вскочил и подошёл к окну. (33)Но дотянуться до ручки ему было нелегко.
(34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел
маму. (35) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на
дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама,
наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

(36)И
тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу,
помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:


Не волнуйся! (38)Не волнуйся, мамочка… (39)Всё хорошо! (40)Но крикнуть он не
мог, потому что на уроке кричать не полагается.

(По
А.Г. Алексину*)

 *
Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) – писатель, драматург. Его
произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и
исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире
юности.

Видеоурок: Сложные предложения с разными видами связи


Лекция: Сложные предложения с разными видами связи между частями

Сложное предложение с разными видами связи состоит из не менее трёх простых, связанных разными видами связи:

  • Сочинительная и подчинительная:

Папа принёс с рыбалки рыбу, и мама сварила уху, как она обычно делает.

[ … ]1, и  [ … ]2, (как … )3.

  • Сочинительная и бессоюзная:

Все выпускники  сели, но я не радовалась: не всем вручили аттестаты.

[ … ]1, но [ … ]2: [ … ]3.

  • Подчинительная и бессоюзная:

Когда Наташа успокоилась , в комнате было темно: давно наступила ночь.

[(когда …)1, …]2: […]3.

  • Сочинительная, бессоюзная и подчинительная:

Мама принесла клубнику; она стала созревать на солнышке, так что можно каждый день лакомиться свежими ягодками, а клубника ведь очень полезна.

[ … ]1;  […(так что)3 ]2, а [ … ]4.

В сложных предложениях такого рода рядом могут стоять союзы подчинительные и сочинительные:

Хочу путешествовать, и, чем больше, тем лучше.

[ … ]1, и, (чем..)3. [тем…]2.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти цену товара если известен доход
  • Как найти любовника стихи
  • Как найти мужика на вечер
  • Как составить резюме учащимся студентам
  • Как составить трудовой договор с частным лицом