Как найти преступника в криминологии

Библиографическое описание:


Сидоренкова, Д. В. Личность преступника как главный объект изучения в криминологии / Д. В. Сидоренкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85213/ (дата обращения: 26.05.2023).




В статье автор обосновывает актуальность исследования темы, дается определение понятию «личность», формулируются особенности социально-психологических характеристик личности, приводятся взгляды ученых на типологию личности преступника. В центре внимания автора оказываются методики исследования личности преступника, формулируются предложения по повышению качества, объективности и релевантности используемых методик.



Ключевые слова:



личность, преступник, криминология, тестирование

В настоящее время наблюдается усиление научного интереса к проблемам личности преступника в рамках криминологической науки и практики, что связано со сложностью ее разработки и большим значением для работы сотрудников правоохранительных органов не только в сфере раскрытия преступлений, но и их предупреждения [1, c. 353].

Центральным термином в рассматриваемой тематике является понятие «личности», которое можно трактовать в качестве совокупности интегрированных свойств, имеющих социально значимый характер, сформированных в процессе многообразных и систематических взаимосвязей с другими социальными субъектами и делающих личность, в свою очередь, субъектом деятельности, познания и общения, поскольку причиной преступности является синтез различных явлений социального и биологического свойства, а реакцию, называемую преступлением, дает только определенный состав экономических, идеологических, социальных и биологических факторов [2, c. 103].

Среди факторов, определяющих совершение личностью преступлений, С. С. Медведев и В. С. Бочков называют неблагополучную семью, криминогенную среду и низкий уровень жизни, что оказывает прямое влияние на восприятие мира личностью, чаще всего через призму преступности. На этом основании можно говорить о том, что только исследуя личность преступника, можно не только предотвратить будущие преступления, но и узнать проблемы в обществе, ускорить реабилитацию людей, переступивших закон [3, c. 282].

Особенность социально-психологической характеристики личности преступника по сравнению с лицом, которое является законопослушным, выражается через ряд общих детерминант, характеризующих сами модусы противоправного преступного поведения. Такие особенности порождаются, прежде всего, общей криминологической спецификой психоэмоционального состояния преступников, отличающиеся между собой по социальному положению, возрасту, полу и т. д.

Но, кроме этого, важно понимать, что сам психологический портрет преступника не является аутентичным в отношении лиц, совершивших различные преступления. Безусловно, противоправность, несомненно, будет являться определяющим, доминирующим признаком и чертой психологического состояния, но существуют и более специфические характерные черты, которые касаются не только сугубо психофизиологией человека и личности, но влияют на формирование личности конкретного преступника. Речь идет о том, что лица, которые совершают различные по своему составу преступления, отличаются по своему психологическому состоянию и имеют разный социальный статус.

Разграничивая интерес к личности как объекту изучения криминологии и криминалистики Е. А. Лаптева подчеркивает, что с точки зрения криминологии ученых интересуют социально-демографические признаки личности, направленность преступного поведения, роль в преступлении, интенсивность преступной деятельности (рецидив и т. п.), социально-ролевые признаки (социальные роли в сфере семьи, политической жизни и т. п.), нравственно-психологические признаки (система ценностей, интересов, потребностей, интеллектуальная сфера, волевая сфера, эмоциональная сфера). Криминологию интересует динамика массового совершения преступлений, осуществление поиска или самостоятельная выборка проектов противодействия преступности, а также накопление информационного базиса о личности преступника на основе статистических и социологических исследований [4, c. 536].

Многогранность изучения личности преступника криминологами обуславливает отсутствие однозначной типологии личности преступников. Множественность классификаций связана с возможностью выбора криминологами конкретного основания для решения определенных практических задач. Так, например, типология преступников, основывающаяся на личностно-мотивационных свойствах личности, выделяет корыстные, престижные, игровые, насильственные и сексуальные типы. Если рассматривать типологию преступников с точки зрения степени общественной опасности, то можно выделить профессиональный, привычный и случайный типы преступников, а также особо опасных преступников. Существует классификация типологии личности, основанная на характере антисоциальной направленности и ценностных ориентаций; в рамках этой классификации типы могут характеризоваться негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности, корыстно-частнособственническими наклонностями, индивидуалистически-анархическим отношением к различным социальным установлениям и легкомысленно-безответственным отношением к установленным социальным ценностям. Отдельные типологии личности преступников предлагаются в отношении определенных социальных категорий: например, несовершеннолетние преступники могут относиться к одному из трех типов — с устойчивой преступной деформацией поведения, эпизодической деформацией поведения или исключительно нравственной деформацией поведения [5, с. 186].

В зависимости от оснований для типологии преступника и условий конкретной ситуации могут быть выбраны методы анализа личности преступника. Как отмечает М. А. Степанова, к числу основных методов исследования личности преступников можно отнести опрос и наблюдение [6, c. 60]. В качестве формы промежуточного исследования автором данной статьи предлагается использовать тестирование, совмещающее в себе непосредственный опрос и включенное наблюдение за личностью. В ходе опроса посредством сбора первичной социологической информации можно выявить характер изучаемого лица, его привычки, убеждения и интересы, мотивы их формирования. Важно получать от опрашиваемого пояснения и конкретизацию фактов, о которых идет речь. В данном случае уместно использовать вопросы: «Почему вы так считаете?», «В связи с чем, по вашему мнению, это могло произойти?» и т. д. Однако, при опросах не всегда человек будет говорить исключительно правду. В этом случае, как правило, используется наблюдение, в ходе которого наблюдатель может сделать ряд выводов об определенных характеристиках личности наблюдаемого объекта.

Именно поэтому автором статьи предлагается разработка специализированных тестов, которые можно будет интегрировать в схемы опроса и наблюдения для полноценного и качественного обследования личности преступников. В зависимости от конкретных целей исследования личности преступника для основы тестирования может выбираться определенная методика или их симбиоз. Методики также могут адаптироваться под нужды конкретного исследования, включая в себя сведения, необходимые для информативной части опроса, а также объективно существующие потребности в выявлении определенных личностных характеристик.

Таким образом, личность является главным объектом изучения криминологии. В рамках данной работы предлагается дополнить активно используемые в настоящее время для изучения личности преступника методы опроса и наблюдения методом тестирования, в рамках которого можно использовать и сочетать различные методики исследования интересующих в конкретном случае личностных характеристик. Сформулированное предложение позволит повысить объективность и достоверность полученных данных, повысит релевантность проводимых исследований личности преступника.

Литература:

  1. Воротынцев, А. А. Личность преступника и социальная составляющая в криминологии / А. А. Воротынцев // Современные тенденции развития науки в молодежной среде. — 2017. — С. 352–355.
  2. Робеж, А. Г. Личность преступника как объект изучения криминологии / А. Г. Робеж // Студенческий форум. — 2018. — № 28. — С. 102–104.
  3. Медведев, С. С., Бочков В. С. Место личности преступника в криминологии / С. С. Медведев, В. С. Бочков // Академия педагогических идей: новация. — 2019. — № 5. — С. 282–285.
  4. Лаптева, Е. А. Личность профессионального преступника как предмет изучения криминалистики и криминологии / Е. А. Лаптева. — 2019. –№ 10. — С. 535–541.
  5. Рыженкова, Е. В. Типологии личности преступника в криминологии / Е. В. Рыженкова // Инновационная наука. — 2017. — № 5. — С. 185–187.
  6. Степанова, М. А. Личность преступника: современные тенденции в криминологии / М. А. Степанова // Вестник Нижегородской правовой академии. — 2018. — № 16. — С. 59–61.

Основные термины (генерируются автоматически): личность преступника, изучение криминологии, личность, методика, преступление, преступник, психологическое состояние, типология преступников.

1.Криминологический и уголовно-правовой подход к изучению личности преступника.

Основные
научные подходы к изучению личности
преступника

Криминологическое
изучение личности преступника
осуществляется главным образом для
выявления и оценки тех ее свойств и
черт, которые порождают преступное
поведение, в целях его профилактики. В
этом проявляется теснейшее единство
трех узловых криминологических проблем:

-личности
преступника;

-причин
и механизма преступного поведения;

-профилактики
преступлений.

Понимание
общественной опасности таким образом,
что человек, обладающий подобными
качествами, может совершить преступление,
не предполагает фатальности преступного
поведения. Это качество может быть
реализовано в поведении, а может и не
быть, что зависит как от самой личности,
так и от внешних обстоятельств, способных
препятствовать такому поведению, даже
исключить его.

Тем
не менее нужно изучать не только тех,
кто уже совершил преступление, но и
тех, чей образ жизни, общение, взгляды
и ориентации еще только свидетельствуют
о такой возможности, которая может и
не стать реальностью. Значит, в сфере
криминологических интересов находятся
алкоголики, наркоманы, бродяги,
проститутки и другие лица, совершающие
непреступные антиобщественные действия
и ведущие аморальный образ жизни. Все
это служит базой научно обоснованной
системы профилактики преступлений, в
том числе ранней, но изучение указанных
лиц выходит за пределы личности субъекта
преступления.
Стало быть, в предмет криминологии
входит не только личность преступника,
но и личность тех, кто может стать на
преступный путь, что исключительно
важно для борьбы с преступностью.

Можно
представить исследование проблем
личности преступника, которая, как и
любая личность, постоянно изменяется
и развивается, в виде некоего пути. Этот
путь весьма условно и относительно
делится на определенные части:

-формирование
личности преступника и факторы, влияющие
на этот процесс, в первую очередь
неблагополучная семья и иное микросредовое
окружение;

-личность
в ее взаимодействии с конкретной
жизненной ситуацией до и во время
совершения преступления;

-личность
преступника в процессе осуществления
правосудия в связи с совершенным им
преступлением;

-личность
преступника в период отбывания наказания;

-личность
в период адаптации к новым условиям
после освобождения от наказания в связи
с возможностью совершения нового
преступления.

Только
криминология исследует всю совокупность
социологических, экономических,
демографических, психологических,
философских, этических, педагогических,
психиатрических, медицинских и иных
аспектов личности тех, кто совершил
преступление.

Возникновению
учения о личности преступника
предшествовала схематизация (или
идеализация) изучаемого явления,
создание некой концептуальной модели,
например в рамках антропологической
школы — учение о прирожденном преступнике
(преступной личности). Формирование же
отечественной криминологической теории
о природе и причинах преступности
позволило создать такую концепцию,
ведущей особенностью которой было
признание социальной природы личности
преступника.

Значительное
развитие теоретические исследования
личности преступника в нашей стране
получили начиная с 1960-х гг. Все больше
внимания стало уделяться причинам и
механизму преступного поведения,
формированию личности преступника и
ее основным характеристикам, типологии
и классификации преступников. Немало
сделано в познании психологии преступника,
обозначены важные системные подходы
в ее изучении и объяснении в совокупности
с преступным поведением. Вместе с тем
в очень многих работах преобладают
лишь описание и систематизация
эмпирического материала, мало и часто
односторонне (например, преувеличивая
значение психиатрических факторов)
анализируются природа явления и причины
протекающих в нем процессов.

Соседние файлы в предмете Криминология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В.И. ОМИГОВ,

доктор юридических наук, профессор

(Пермский филиал Нижегородской академии МВД России)

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Организация комплексного воздействия на преступность и иные негативные социальные явления в современных условиях в России предполагают углубленное их познание. Без систематического изучения преступности и ее составляющих невозможна и эффективная борьба с нею. В криминологии исследование причин и условий преступности занимает центральное место, этими вопросами занимаются повседневно и правоохранительные органы. В соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ и ст. 73 УПК РФ в правоприменительной практике необходимо постоянное изучение многих составляющих криминологического аспекта преступности.

Вообще, под изучением преступности (исследованием) подразумевается анализ. Научное же исследование столь сложного вопроса, как проблемы преступности, не исчерпывается анализом, особенно в теоретическом познании.

Исследование — это научный поиск. Оно всегда предполагает общее требование строгости мышления. Научным исследованиям свойственны формулировки определенных проблем, выдвижение гипотез, получение новой информации. Любое исследование представляет собой единство процессов познания и оценки, выводов и предложений.

В общественных же науках понятие «научное исследование» наделяется более узким значением. Оно предполагает сопоставление проверенных данных и связано, скорее всего, с наблюдением, анализом, объяснением, чем с экспериментированием.

В криминологической науке под криминологическим исследованием понимается изучение и познание законов и закономерностей развития преступности, причин и условий ее возникновения и развития, места и роли в этом процессе личности преступника, выработка оптимальных

решений по предупреждению и профилактике правонарушений1.

Нередко для удобства различают два вида исследований: научное (теоретическое) и конкретное (эмпирическое). Первое имеет целью осмысление и углубление теории, в то время как второе в основном связано со сбором фактов и анализом собранной информации. Именно поэтому представители общественных наук различают понятия «теоретические исследования» и «эмпирические исследования». Они тесно связаны друг с другом и рассматриваются с позиций единства. Это единство лежит в основе любого исследования. В гуманитарных науках применяются и такие понятия, как «конкретные социальные» и «конкретные социологические» исследования. Первое понятие намного шире, чем втрое. Конкретным социальным может быть названо любое исследование, посвященное изучению определенных явлений общественной жизни.

Не следует смешивать термины «криминологическое исследование» и «процедура криминологического исследования», это два родственных, но имеющих отличия процесса. Под процедурой криминологического исследования понимаются последовательность действий исследователя или коллектива исследователей, определенные этапы (или стадии) процесса криминологического изучения проблем преступности, которые необходимо соблюдать, чтобы с наибольшей эффективностью добиться ответа на поставленные вопросы и достичь целей исследования2. Допустимо говорить о социальном исследовании преступности.

Конкретное социологическое исследование -это один из видов конкретного социального ис-

1 См.: Варчук Т. Криминология. М., 2002. С. 69.

2 См.: Орехов В.В. Методика и процедура криминологического исследования // Криминология. СПб., 2003. С. 149.

следования. Криминологи, например, говорят о конкретных социологических исследованиях в рамках своей науки. Специфика этих исследований в данном случае определяется предметом криминологии. Условно такие исследования можно называть «конкретными криминологическими». Они отражают именно криминологический аспект исследования.

Характеризуя криминологические исследования в целом, необходимо помнить, что криминология как наука органически соединяет разные уровни познания: общую теорию, частные (или специальные) теории, конкретные исследования.

Эти уровни представляют собой диалектическое единство, взаимно обогащают и дополняют друг друга. Любые криминологические исследования имеют свой диапазон (пределы, рамки, границы). Вопрос заключается главным образом в том, как далеко можно идти в изучении явлений преступности в цепи всеобщей связи в рамках, установленных именно криминологией, т.е. какие обстоятельства определяют область обособления этих явлений. Иначе говоря, до каких пределов может распространяться сфера криминологических исследований. Данный вопрос всегда возникает при изучении преступности, ее причин и условий, личности преступника, особенно при разработке мер предупреждения преступности, профилактики антиобщественного поведения.

Таким образом, криминологи исследуют все то, что помогает им ответить на вопрос, почему преступность существует и как с ней бороться. Это и ведет к распространению криминологических исследований на все те условия, которые играют роль в формировании преступного (антиобщественного) поведения.

Следовательно, круг взаимосвязей, изучаемых криминологией, очень велик, причем по мере увеличения наших знаний он продолжает расширяться. Наступит ли «насыщение» и каков предел круга расширения взаимосвязей? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Дело в том, что при осуществлении криминологических исследований необходимо руководствоваться прежде всего интересами борьбы с преступностью, а это, в свою очередь, требует от криминологических исследований не только познания явлений и процессов, играющих криминогенную роль, но и выявления соответствующих связей, на которые можно оказать воздействие с помощью комплекса необходимых для этого мер, средств, методов. Следовательно, пределы криминологических исследований преступности и ее проблем определяются кругом задач, возникающих в связи с борьбой с преступностью. Это и есть главная проблема. Непосредственной целью кримино-

логических исследований является, по мнению Т. Варчук, получение информации о количественно-качественных параметрах преступности, ее детерминантах, об эффективности мер, направленных на противодействие ей; разработка на этой основе системы концептуальных и прикладных рекомендаций по совершенствованию предупреждения преступности (преступлений) и борьбы с ней в целом3.

Криминологические исследования неизбежно приводят к познанию широких областей общественной жизни и затрагивают многие другие науки, как бы профессионально проникая в их сферу. Фактический материал этих наук, а также их методы используются в криминологических исследованиях. Однако в процессе их изучаются именно криминологические аспекты проблемы. Исследуются, например, не общие вопросы пьянства, а преступления, совершаемые на его почве, не наследственные болезни сами по себе, а их связь с антиобщественным (преступным) поведением. Именно с этой точки зрения рассматриваются и все другие проблемы: экономические, демографические, культурные и т.д. Причем познавая взаимосвязи в таком широком смысле, криминология выполняет двуединую задачу: с одной стороны, она разрабатывает собственно криминологические средства борьбы с преступностью, а с другой — создает основы этой борьбы криминологическими средствами. Образуется, таким образом, социальная система борьбы с преступностью.

Конкретные криминологические исследования требуют сбора, систематизации, сопоставления, учета многообразных эмпирических сведений, характеризующих реальные связи. В результате обобщения эмпирических данных складывается картина, отображающая объект исследования в целом. Однако конкретные криминологические исследования нельзя отрывать от теории, сводить только к техническим процедурам сбора и обработки эмпирического материала. Надо иметь в виду, что уже в процессе сбора и систематизации такого материала, а тем более в процессе его обработки и осмысливания, присутствует теория. Конкретные криминологические исследования могут дать объективное, подлинно научное знание только в тесной связи с теорией криминологии. Обобщенные конкретные криминологические исследования базируются на соответствующем эмпирическом материале. Эмпирические исследования составляют как бы материальную основу конкретных исследований.

Фронт конкретных исследований в последние годы значительно раздвинулся. Они преодо-

‘ См.: Варчук Т. Криминология. С. 69-70.

лели свою былую узость и приобрели более или менее системный характер. С их помощью криминология изучает довольно большой комплекс проблем. Тем не менее, многие аспекты конкретных криминологических исследований требуют дальнейшего развития. Для этого прежде всего нужно уметь правильно собирать эмпирический материал. Опыт конкретных криминологических исследований показывает, что они могут успешно развиваться и давать серьезные теоретические и практические результаты на основе творческого сотрудничества представителей различных наук.

Во-первых, новые криминологические проблемы диктуют необходимость не только проведения тщательного анализа специфических для этой науки явлений и связанных с ними узкопрофессиональных проблем, но и осуществления комплексных исследований в масштабе всей страны, региона, отрасли, предприятия.

Во-вторых, вопросы, изучаемые криминологией, следует рассматривать во взаимосвязи с различными сферами общественной жизни. Именно поэтому комплексное исследование многообразных общественных явлений, характера и механизмов их взаимосвязи приобретает огромное значение для криминологии и для правоприменительной (правоохранительной) практики. Сами же конкретные криминологические исследования в таком случае становятся одним из важнейших путей и средств комплексного воздействия на сложные негативные явления общества.

В-третьих, роль таких исследований возрастает в силу того, что они в конечном счете способствуют дальнейшему развитию теории криминологии. Здесь уже можно говорить не только об особенностях (специфике) конкретного криминологического исследования, но и о его связи с теоретическим анализом.

Криминолог как субъект поиска необходимой и достаточной информации, как считает Т. Варчук, должен: определить свои потребности в информации и информационном обеспечении; выяснить, нет ли нужных сведений в источниках, которыми он уже располагает; определить, пригодны ли для использования наличные данные, если пригодны, то в какой мере, в каком объеме, и обозначить недостающие; наметить наиболее подходящие каналы извлечения (поиска) недостающей информации; включиться в общую систему каналов с учетом необходимости информационного обеспечения деятельности данного субъекта; обеспечить упорядочение, приведение в систему, хранение информации и возможность ее последующего использования; постоянно контролировать процесс извлечения информации с точки зрения соответствия его существующим правилам и рекомендованным методикам, зна-

ния круга лиц, имеющих возможность или обязанных направить информацию, умения различать источники информации в зависимости от видов информации, содержащихся в ней; осуществлять отбор и классификацию информации, исходя из собственных информационных потребностей и значения информации, устранение излишней информации (повторной, уже учтенной, неверной, не имеющей никакого значения для исследования соответствующей проблемы), определение режима (порядка использования и хранения) ин-формации4.

В современной криминологии происходит быстрое развитие научных представлений о причинности, все более глубокое, подлинно системное выяснение механизмов, определяющих преступность, ее динамику, причины индивидуального преступного поведения, а также выявляются закономерности взаимодействия причин и условий, способствующих возникновению преступности в целом либо индивидуального преступного поведения.

Теорией криминологии устанавливается взаимодействие общественного и индивидуального, социологических и психологических уровней детерминации, личности и среды, личности и ситуации. Все более укрепляется взгляд на преступность не просто как на социальное явление, но и как на динамический процесс, который анализируется в категориях возможности и действительности, случайности и необходимости, в понятиях статистической вероятности, в терминах кибернетики, теории систем, теории принятия решений и т.п.

С изменением научно-теоретических представлений об объекте исследования в криминологии происходит развитие представлений о причинах, порождающих преступность и индивидуальный преступный акт, достигается понимание их многообразия. Стремление к адекватности степени сложности причин и степени трудности их понимания методологически обосновано. У сложного, многокомпонентного явления не может быть простой причины и, значит, не может быть простого, однозначного рецепта по устранению или изменению этого явления.

Научное постижение сущности преступности, познание индивидуального преступного поведения представляют собой сложно организованный, логически упорядоченный познавательный процесс, который должен дать теоретическую основу для практического решения проблемы снижения преступности, устранения или нейтрализации причин, порождающих преступность как социальное явление.

1 См.: Варчук Т. Указ. раб. С. 70.

Решить этот вопрос должна криминологическая теория. Но теоретические представления не могут непосредственно служить практическими рекомендациями. Между наблюдаемыми фактами и выявленными закономерностями, теоретической концепцией и разработкой прогнозных оценок и конкретных предложений о практическом использовании закономерностей изменений преступности лежит такой элемент теоретического знания, как логически упорядоченное объяснение преступности: объяснение переносит на реальность предлагаемые теорией связи и значения, воплощая в себе силу теории, ее авторитет.

Научное объяснение позволяет систематизировать такие теоретические знания о преступности, выразить их в понятной, наглядной, а главное, в упорядоченной форме, оценить полноту взглядов и концепций, их взаимную увязку, непротиворечивость и т.п. Следует отразить и исследования, проводимые органами, стоящими на страже закона и правопорядка в стране.

Потребность проводить криминологические исследования силами правоохранительных органов вызвана тем, что концептуальные положения науки криминологии требуют адаптации к конкретной обстановке в сфере правопорядка, складывающейся неоднозначно в различных регионах и даже в пределах одного региона, но в различных территориальных единицах. Эти исследования призваны обеспечивать углубленное изучение криминологической обстановки, возможностей сил и средств, привлекаемых к решению задач борьбы с преступностью, выявление резервов эффективности их использования в профилактике правонарушений.

Теоретические разделы криминологии дают практическим работникам лишь общую схему решения правоохранительных задач. Поэтому все более важными становятся организация и проведение криминологических исследований для получения конкретной информации о факторах, характеризующих преступность и причинно связанные с нею явления в том или ином регионе, области, городе, районе.

Необходимость изучения и соответствующего реагирования на указанные явления обусловливает интенсификацию информационно-аналитической деятельности органов уголовной юстиции, криминологических исследований, которые призваны на основе достижений криминологической науки способствовать раскрытию взаимосвязи социальных, экономических, психологических и иных факторов, влияющих на состояние правопорядка и законности, в целях разработки конкретных научно обоснованных рекомендаций по устранению криминогенных явлений. Особое место здесь отводится органам внутренних дел — как основным силам борьбы с преступностью. Но чтобы исследования достигли

оптимальных результатов, необходима соответствующая криминологическая информация.

Любое криминологическое исследование, независимо от его направленности, сложности, применяемой методики и других параметров, прежде всего нуждается в информационном обеспечении. Необходимую для проведения качественного исследования информацию получают как в результате специально организованного сбора эмпирического материала, так и при анализе статистических сведений или первичных документов. Что же представляет собой информация?

Информация — это знание, но не всякое знание, которым располагают люди, а лишь та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для организации той или иной деятельности, для научного управления. Обладая обширной информацией, государственные и общественные организации могут проводить большую организационную работу, а без достаточной информации это сделать нельзя или очень затруднительно. Отсюда и вытекает важность информационного обеспечения организации той или иной деятельности, управления борьбой с правонарушениями. Без правильного понимания информации невозможно говорить о ее научной и практической значимости.

В обыденном сознании людей термин «информация» обозначает сообщение, т.е. совокупность сведений (данных) о состоянии того или иного объекта. О нал ичии информации можно говорить в тех случаях, когда известен объект, который является источником информации, а также определен субъект (лицо, орган, организация, учреждение), который заинтересован в информации об этом объекте, когда точно сформулированы задачи, для решения которых нужна та или иная информация. Эти сведения, сообщения, данные, как правило, не связаны (или могут быть не связаны) с заинтересованностью субъекта и конкретными задачами, которые он хочет решить.

Любая организационная деятельность может быть успешной лишь с помощью анализа, основанного на качественной информации. Следовательно, анализ и информация лежат в основе научного управления. Основные принципы организации информационного обеспечения определяются требованиями науки управления и спецификой того или иного вида деятельности.

Информационное обеспечение управления (организации) профилактической деятельностью является общим методом организации работы, связанной с профилактикой преступлений (правонарушений). Он связан с получением, преобразованием, использованием и хранением информации, отражающей реальные явления и процессы, факты и события, происходящие в

сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений. Эта информация необходима для достижения целей и успешного решения задач борьбы с преступностью, для эффективной профилактической деятельности в целом.

Система изучения информации о правонарушениях весьма обширна и многообразна. В специальной литературе выделяются и исследуются разные аспекты рассматриваемой комплексной проблемы: анализ системы информации о правонарушениях с точки зрения управленческой деятельности органов внутренних дел и иных правоохранительных органов; характеристика этой социальной системы в рамках функционирования автоматизированного информационного комплекса органов юстиции; изучение совокупности видов информации о правонарушениях в деятельности надзорных органов; исследование всех видов сведений о правонарушениях с использованием правовой статистики и науки информатики.

Таким образом, система информации о правонарушениях представляет собой целесообразную деятельность работников органов уголовной юстиции, направленную на сбор информации о различных правонарушениях, с тем чтобы, используя технические средства информатики, преобразовать рассматриваемую социально-правовую информацию в формы, необходимые для принятия соответствующих решений и осуществления управляющих, регулирующих воздействий.

То есть речь идет о специфической и целостной системе социально-криминологического содержания, в основе функционирования которой лежит информация, способствующая раскрытию, рассмотрению или предупреждению правонарушений.

Система информации о правонарушениях с точки зрения социального управления в сфере правопорядка, борьбы с преступностью имеет следующую структуру: субъекты, объекты (источники) системы, информационные связи между ними, потоки сведений и данных о различных правонарушениях, информационные массивы, языки, при помощи которых реализуются информационные процессы, технические средства, используемые в работе с информацией о правонарушениях, алгоритмы и программы решения задач, направленные на совершенствование механизма информационного регулирования.

Потоки информации в различных органах имеют свою специфику и виды: в органах управления и органах местного самоуправления — сводки соответствующих органов внутренних дел, прокуратуры, суда и юстиции о состоянии преступности и правонарушениях, отчеты и аналитические справки; в органах внутренних дел — подробная информация о состоянии преступности и пра-

вонарушениях на обслуживаемой территории (по линиям служб и видам правонарушений); в прокуратуре — уголовные дела, законченные следователями прокуратуры, и на их основе подготовленная информация о преступлениях, а также о проверках, о правовой пропаганде и др.; в контролирующих органах — информация о вскрытых ими правонарушениях и т.д.

При таком многообразии в системе информации о правонарушениях царит хаос и неупорядоченность. Но все-таки обобщенно мы можем сказать, что под системой информации о правонарушениях следует понимать деятельность работников различных ведомств, направленную на сбор, регистрацию, хранение, обработку и использование данных о правонарушениях в целях борьбы с различными противоправными явлениями и профилактики негативного поведения.

Здесь переплетается множество взаимосвязанных и взаимозависимых видов информации. Это и составляет информационную систему органов и организаций, осуществляющих профилактику правонарушений (преступлений). Профилактическая деятельность требует выделения этих видов информации. Это требуется еще и для того, чтобы ответить на вопросы: кто, когда, где совершил преступление, в связи с чем люди ведут преступный образ жизни, каковы причины и условия, факторы и обстоятельства, детерминанты и ситуации, мотивы и взгляды, потребности и установки, направленность и цели их преступного поведения5. Это в свою очередь поможет ответить на вопросы: в какой связи и какая информация необходима для предупреждения преступного поведения, для организации профилактической деятельности с учетом дифференциации соответствующих мер, для управления процессами борьбы с преступностью. Надо иметь в виду, что чем больше усложняется профилактическая деятельность в связи с современными требованиями, тем настоятельнее становится потребность в качественной информации.

Это относится к решению и перспективных проблем. Не случайно в директивах ведомств указывается на то, что информация, имеющая профилактическую значимость, должна совершенствоваться. Потребность в такой информации из года в год растет, актуальной становится и проблема информационного обеспечения. Как показывает практика, нужда в информации в любом случае зависит от таких факторов, как: задачи и функции субъектов профилактики; содержание проводимых профилактических мероприятий, их объем и масштабы, социальное и правовое значение; характер объекта профилактического

5 Более подробно см.: Долгова А.И. Выявление причинности и детерминации преступности // Криминология. М., 2001. С. 363-376.

воздействия, оперативная (криминологическая) обстановка в стране или регионе; научная и методическая обеспеченность профилактики.

Все это конкретизируется применительно к отдельным направлениям профилактической деятельности. При этом информационная потребность, связанная с информационным обеспечением профилактической деятельности, направлена на ориентацию субъектов профилактики в выборе средств, форм и методов работы; выявление необходимых характеристик объектов профилактического воздействия; определение времени, места, масштабов и объема профилактических мероприятий; создание условий для успешного их осуществления.

Здесь можно говорить и о многих других направлениях, но все они должны переводиться в русло именно таких мероприятий, которые реально соотносятся с информационным обеспечением. Тогда они станут не только необходимыми, но и подготовленными для реального воплощения в жизнь. В таком случае и организация профилактики будет эффективной, приведет к ожидаемым результатам.

Функции информации в области управления профилактической деятельностью состоят прежде всего в отборе и избирательном использовании сведений и данных о новых и наиболее ценных проблемах, имеющих профилактическое значение. Особенно важна полнота такой информации, которая обусловлена как особенностями профилактической деятельности, так и взаимной связью профилактики правонарушений с другими направлениями предупреждения антиобщественного поведения.

В практике управления профилактической деятельностью используются сведения, характеризующие различные уровни общественных отношений, складывающихся в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью, различная по степени обобщения социальная информация. Такая информация представляет собой совокупные сведения об антиобщественном поведении членов общества и служит исходной и основной базой для выработки соответствующих управленческих решений.

Задача заключается в том, чтобы органы управления имели всю информацию о сущности и закономерностях тех явлений и процессов, которые выступают объектами управления. Но как получить такую информацию и где она содержится? Основным источником информации служит статистика преступности (различные формы статистического учета (отчетности), официальные документы, справки, обзоры, отчеты и др.). Очень важны и социологические исследования, которые всегда дают новую информацию относительно самых различных проблем.

Обычно выделяют следующие блоки про-

филактической информации: о правонарушениях; лицах, ведущих антиобщественный образ жизни; причинах и условиях правонарушений (антиобщественного поведения вообще); лицах, в отношении которых уже осуществляется профилактика; профилактической работе и ее результатах и др. Однако этого недостаточно. Для управления профилактической деятельностью особенно важна так называемая опережающая (прогностическая) информация, которая соотносится с плановой информацией (необходимой для планирования и уже содержащейся в планах). Она помогает связывать прошлое и настоящее с будущим, ориентирует профилактическую деятельность на перспективу. Для получения такой информации нужны специальные исследования, а их нужно организовывать особо.

Одним из первоочередных вопросов является установление пределов профилактической информации. Необходимо решить: какая информация нужна, чтобы эффективно управлять профилактической деятельностью. Очевидно, прежде всего она должна оцениваться с точки зрения ее ценности. А ценность информации определяется главным образом ее количеством (объемом) и качеством.

Кроме того, информация должна иметь политический характер, т.е. раскрывать и помогать определять политику борьбы с правонарушениями, а также быть экономичной. Только тогда можно говорить о профилактической информации как об инструменте воздействия на негативные социальные явления и процессы, как о действенном средстве определения линии (направлении) профилактической деятельности. Такая информация — серьезный мобилизующий фактор, поднимающий уровень профилактической работы и, конечно же, рассматриваемая информация должна иметь именно превентивное значение. В противном случае она не будет связана с профилактической деятельностью.

Информация, необходимая для управления профилактической деятельностью, адресуется конкретным пользователям (она не может быть безадресной). Это помогает наладить ее быстрое движение. В этой связи особое значение приобретает экспресс-информация — специализированная информация, адресатами которой являются органы и организации, непосредственно осуществляющие профилактику. Она делает управление профилактической деятельностью гибким и вполне предметным.

Неполнота информации как недостаток постоянно сопутствует процессу управления профилактической деятельностью, ибо никакая информация не может быть богаче самой деятельности. Дело, следовательно, в правильном использовании информации и в умелой организации управления. Информационное обеспе-

чение профилактики должно строиться применительно к ее организационным началам. Тогда будет использоваться не любая информация, а именно управленческая, необходимая для целенаправленной «штопки» многочисленных «прорех» процессов управления.

Целесообразно, чтобы информация была гласной (за исключением ОРД). Руководство профилактической деятельностью требует ясного представления всей области, которую затрагивает профилактика. Гласность информации поможет увидеть весь спектр профилактических проблем. Профилактическая деятельность требует высокого уровня взаимоотношений субъектов, согласия, готовности к координированным усилиям. Но одного взаимопонимания и согласия здесь мало. Необходимы еще и информационное взаимодействие, интенсивный обмен информацией между различными субъектами профилактики. Степень и уровень взаимоотношений, четкость и оперативность информационного воздействия — важные показатели эффективного управления профилактической деятельностью. О требованиях и новых технологиях проведения криминологических исследований в криминологической литературе предостаточно материала, который необходимо знать исследователю6.

Успех криминологических исследований зависит от ряда факторов, выше обозначенных нами, а также и от полноты и разработанности программы, четкости поставленных задач и удачной формулировки гипотез7, избранной методологии и системы методов, соблюдения этики исследования. Не менее важен экономический аспект8.

В современной философии под методологией понимается учение о методе научного познания мира, применении принципов диалектического и исторического материализма к процессу познания мира.

Под методологией криминологической науки следует понимать применение принципов диалектической философии к процессу познания преступности, ее состояния, причин и условий, способствующих ей, личности преступника

6 См.: Комлев Ю., Демидов В., Сафиуллин Н. О комплексном отборе в региональных криминологических исследованиях // Государство и право. 2000. № 10. С. 93-97; Бутенок И. Использование новых технологий при опросах // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 118-124; Толстова Ю., Масленников Е. Качественная и количественная стратегии // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 101-108; и др.

7 См.: Орехов В.В. Указ. раб. С. 151.

8 См.: Веселкова И. Об этике исследования // Социологические исследования. 2000. № 8. С. 109-114; Горошко И. Экономические аспекты в аналитической деятельности органов внутренних дел // Вестник МВД России. 2001. № 2-3. С. 25-29.

и мер предупреждения преступлений. Опираясь на диалектический и исторический материализм, криминологи с полным основанием считают, что преступность находится в связи с другими социальными явлениями, причинно обусловлены ими. В соответствии с положениями материализма криминология изучает преступность и порождающие ее факторы в их исторической изменчивости. Это значит, что характер преступности, ее формы и виды, равно как и ее причины, нельзя считать застывшими категориями, ибо они изменяются в различных исторических условиях конкретных социально-экономических формаций.

Применяя положения диалектического и исторического материализма о перерастании количественных изменений в новое качество, криминология на конкретных фактах показывает, что непрерывный рост преступности на современном этапе развития российского общества приводит к возникновению качественно новых сторон в ее развитии, а именно: к росту профессиональной, организованной преступности и созданию преступных синдикатов, действующих в пределах не одного, а нескольких государств; к бурному росту насильственных преступлений и коррупции.

С позиции диалектического материализма криминология подходит и к изучению личности преступника. Современная криминология рассматривает личность преступника как сложное, многогранное понятие. Материалистический подход к проблеме личности преступника предполагает диалектическое единство социального и психологического, единство, в котором приоритет принадлежит общественному, социальному началу. Наряду с социальным положением человека — его социальными ролями, функциями, местом в системе общественных отношений, принадлежностью к определенному классу или социальной группе и т.п., существенным и неотъемлемым элементом личности преступника признается его психология.

Помимо общей методологии, основанной на принципах философии, криминологическая наука применяет систему конкретных методов познания преступности и связанных с ней проблем.

Можно не получить достоверных результатов, если исследование какой-либо криминологической проблемы будет проведено методически неправильно. Следовательно, криминологу нужно не только прочно владеть материалистической методологией, но и хорошо знать содержание конкретных методов познания, применяемых в этой науке, уметь провести криминологическое исследование правильно с методической точки зрения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гугл как найти кино
  • Как найти процент от разности двух чисел
  • Как найти ребро квадрата через диагональ
  • Как найти больничный лист в контуре
  • Как найти телефон бесплатно без подтверждения