Как найти причину неисправности двигателя

Ниже
описаны те из наиболее часто встречающихся
неисправностей систем и механизмов
двигателя оснащенные впрыском топлива.
Которые возможно устранить, обладая
определенными техническими навыками,
с помощью соответствующего инструмента,
выполнив соответствующие работы по
регулировке, ремонту или замене деталей
и узлов.

В
данной таблице в левой колонке указана
неисправность, в правой способ её
устранения. Тут указаны далеко не все
неисправности, но описал наиболее часто
встречаемые и критичные.

Причина
неисправности

Способ
устранения

Чрезмерный
зазор между шатунными шейками
коленчатого вала и вкладышами

Замените
вкладыши и прошлифуйте шейки

Стук
поршней

Стук
обычно незвонкий, приглушенный; вызван
«биением» поршня в цилиндре. Лучше
всего прослушивается при малой частоте
вращения коленчатого вала и под
нагрузкой

Увеличенный
зазор между поршнями и цилиндрами

Замените
поршни, расточите и отхонингуйте
цилиндры

Чрезмерный
зазор между поршневыми кольцами и
канавками на поршне

Замените
кольца или поршни с кольцами

Пониженное
давление масла в системе смазки

Недостаточное
давление масла в прогретом двигателе

Попадание
воздуха в гидрокомпенсаторы зазоров
в механизме привода клапанов вследствие
слишком низкого (захват воздуха
насосом) или слишком высокого в
двигателе

Удалите
воздух из гидрокомпенсаторов

Загрязнение
полостей гидрокомпенсаторов зазоров
в механизме привода клапанов вследствие
применения низкокачественного масла
или повреждени

Промойте
гидрокомпенсаторы, замените масло и
фильтр

Износ
рабочих поверхностей гидрокомпенсаторов
низкокачественного масла или
несвоевременной его заменой

Замените
гидрокомпенсаторы

Поломка
клапанной пружины

Замените
пружину

Чрезмерный
зазор между стержнем клапана и
направляющей втулкой, вызванный их
износом

Замените
направляющую втулку на втулку следующего
ремонтного размера

Износ
кулачков распределительного вала

Замените
распределительный вал

Стук
на холодном двигателе, слышный в
течение двух-трех минут после пуска
и усиливающийся при увеличении частоты
вращения коленчатого вала

Увеличенный
зазор между поршнями и цилиндрами

Стук
поршней, исчезающий после прогрева
двигателя, не является признаком
неисправности. При постоянном стуке
замените поршни, расточите и отхонингуйге
цилиндры

Загрязнение
рабочих поверхностей гидрокомпенсаторов
зазоров в приводе клапанов

Промойте
гидрокомпенсаторы

Ослабление
крепления шкива коленчатого вала

Подтяните
крепление

Кратковременные
стуки сразу после пуска двигателя

Использование
масла несоответствующей марки
(пониженной вязкости)

Замените
масло на рекомендованное

заводом
— производителем автомобиля

Загрязнение
рабочих поверхностей гидрокомпенсаторов
зазоров в приводе клапанов

Промойте
гидрокомпенсаторы

Увеличенный
осевой зазор коленчатого вала

Замените
вкладыши среднего коренного подшипника
двигателя SOHC или упорные полукольца
двигателя DOHC

Увеличенный
зазор в переднем коренном подшипнике

Замените
вкладыши переднего коренного подшипника

Стуки
в прогретом двигателе в режиме холостого
хода

Ослабление
натяжения или износ ремней приводов
вспомогательных агрегатов

Отрегулируйте
натяжение ремней или замените их

Использование
масла несоответствую щей марки

Замените
масло на рекомендованное заводом —
производителем автомобиля

Увеличенные
зазоры между поршневыми пальцами и
отверстиями в бобышкахпоршней

Увеличенные
зазоры между поршневыми пальцами и
отверстиями в бобышках поршней

Увеличенные
зазоры между шатунными шейками
коленчатого вала и вкладышами

Замените
вкладыши и прошлифуйте шейки

Непараллельны
оси верхней и нижней головок шатуна

Замените
шатун

Сильные
стуки в прогретом двигателе при
увеличении частоты вращения коленчатого
вала

Поломка
ступицы шкива коленчатого вала

Замените
поврежденные детали

Чрезмерно
натянуты ремни

приводов
вспомогательных агрегатов или появление
на них трещин и разрывов

Отрегулируйте
натяжение ремней,

замените
поврежденные ремни

Ослаблено
крепление маховика

Затяните
болты крепления маховика требуемым
моментом

Чрезмерное
увеличение зазоров между вкладышами
шатунных и коренных подшипников
коленчатого вала

Перешлифуйте
шейки под ремонтный размер и замените
вкладыши

Повышенная
вибрация двигателя

Дисбаланс
коленчатого вала

Снимите
и отбалансируйте коленчатый вал

Установлены
поршни разной массы

Разберите
шатунно-поршневую группу, подберите
поршни по массе

Разберите
шатунно-поршневую группу, подберите
поршни по массе

Разберите
привод клапанов, промойте гидрокомпенсаторы
от загрязнении, сильно изношенные
гидрокомпенсаторы замените

Подушки
опор подвески силового агрегата сильно
изношены или затвердели

Замените
опоры

Ослаблено
крепление шкива коленчатого вала или
шкивов вспомогательных агрегатов

Подтяните
крепления

Повышенный
расход масла

Подтекание
масла через уплотнения двигателя

Подтяните
крепления или замените прокладки и
сальники

Засорена
система вентиляции картера

Промойте
детали системы вентиляции картера

Износ
поршневых колец или цилиндров двигателя

Расточите
цилиндры и замените поршни и кольца

Поломка
поршневых колец

Замените
кольца

Закоксовывание
маслосъемных колец или пазов в канавках
поршней из-за применения нерекомендованного
масла

Очистите
кольца и пазы от нагара, замените
моторное масло рекомендуемым в
приложении

Износ
или повреждение маслосъемных колпачков
клапанов

Замените
маслосъемные колпачки

Повышенный
износ стержней клапанов или направляющих
втулок

Замените
клапаны, отремонтируйте головку блока
цилиндров

Перегрев
двигателя

Недостаточное
количество жидкости в системе охлаждения

Долейте
охлаждающую жидкость в систему
охлаждения

Сильно
загрязнена наружная поверхность
радиатора

Очистите
наружную поверхность радиатора струей
воды

Неисправен
термостат

Замените
термостат

Неисправны
электровентиляторы системы охлаждения

Проверьте
электродвигатели вентиляторов и реле
их включения, неисправные узлы замените

Неисправен
клапан пробки радиатора (постоянно
открыт, из-за чего система находится
под атмосферным давлением)

Замените
пробку радиатора

Использование
бензина с пониженным октановым числом

Залейте
бензин с соответствующим октановым
числом

Вывод.

Одним
из основных условий надежной и безопасной
эксплуатации машин является их контроль
и диагностика непосредственно при
эксплуатации. При этом контроль должен
быть оперативным, своевременным и
достоверным без разборки систем и
вмешательства в конструкцию техники,
обеспечивая ее надежную эксплуатацию
в течение установленного ресурса.

Из
анализа неисправностей двигателей
оснащенных впрыском топлива, видно, что
основные неисправности двигателей
«БМВ» связаны с неправильной эксплуатацией
и несвоевременной проведением технического
осмотра, или использованием некачественного
расходного материала. Из этого следует,
для того чтобы двигатель работал как
можно дольше, необходимо соблюдать
режимы ТО и использовать качественные
расходные материалы.

Список
использованных источников

  1. Мобилцентр
    [Электронный
    ресурс] : Профессиональный ремонт
    двигателей BMW – Режим доступа:
    http://bmw.mobilcentre.ru/repair/engine/

  2. Руководство
    по эксплуатации, техническому обслуживанию
    и ремонту автомобилей BMW серии 3 1983-1990
    гг. и их модификаций. – М,: Ассоциация
    независимых издателей, 2002. – 232 с.

  3. Клуб
    BMW [Электронный
    ресурс] : Энциклопедия двигателей BMW
    – Режим доступа:
    http://www.bmwclub.by/html/technics/motor.html

  4. Стуканов
    В.А. Основы теории автомобильных
    двигателей и автомобиля. Учебное
    пособие. – М,:Форум: Инфра-м, 2004. – 368с.

  5. Двигатели
    [Электронный
    ресурс] : Конструктивные
    особенности двигателей –
    Режим доступа: www.uazbuka.ru/lib/umz_eng/constr.htm

  6. Техноцентр
    [Электронный
    ресурс] : Диагностика
    двигателя — ремонт и обслуживание
    – Режим доступа: www.adservice.ru/enginediagnostics

  7. Автотехцетр
    Викар [Электронный
    ресурс] : Контрольно-регулировочные
    работы в двигателе – Режим доступа:
    http://www.mazda-vikar.ru/2012/01/12/работы-в-д

  8. Autopeople
    [Электронный
    ресурс] : Факторы влияющие на ресурс
    цилиндропоршневой группы ДВС — Режим
    доступа:
    http://autopeople.ru/forum/hyundai/getz/exploitation/7510.html

  9. Autoshcool
    [Электронный
    ресурс] : Основные неисправности ДВС
    – Режим доступа:
    http://www.autoshcool.ru/2334-osnovnye-neispravnosti-dvigateley-vnutrennego-sgoraniya.html

  10. Системы
    автомобиля [Электронный
    ресурс] : Неисправности систем автомобиля
    – Режим доступа:
    http://systemsauto.ru/disrepair/disrepair.html

  11. Ремонт
    [Электронный
    ресурс] : Возможные неисправности
    двигателя, и их способы устранения –
    Режим доступа:
    http://avtobab.ru/dvigatel/87-vozmozhnye-neispravnosti-dvigatelya-i-ix-sposoby.html

52

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Признаки неисправности двигателя сигнализирующие о серьезных проблемах в автомобиле

Признак No1: Предупреждающие индикаторы

значки на панели приборов

Если автомобиль не исправен, загораются предупреждающие значки на панели приборов. Лампочки значков соединены с датчиками, которые контролируют тормозную, электрическую систему автомобиля, работу силовой установки и многое другое. Как выглядят значки на панели приборов, оповещающие о проблемах, смотрите на картинке.

сигнал чек энджин на панели автоУ системы внутреннего сгорания двигателя тоже есть индикаторы, оповещающие о поломках в системе.

Три самых важных индикатора ошибок в работе двигателя:

  • Check oil Oil level low (проверьте масло/ низкий уровень масла);
  • Oil pressure low (низкое давление масла);
  • Check engine (проверьте двигатель).

Индикатор «Проверьте двигатель» — основной признак поломки движка. Причин загорания индикатора может быть много. Простой способ выяснить, что не так, подключить автомобиль к диагностическому прибору — автосканеру или компьютеру с диагностической программой, как например, здесь. Автосканер может выглядеть как небольшой планшет или большой кнопочный телефон, взаимодействующий с системами автомобиля через порт подключения и выводящий информацию об ошибках на маленьком экране.

После поступления указания «выполнить сканирование», автосканер начинает «общение» с компьютером автомобиля, чтобы узнать, почему зажегся предупреждающий индикатор.

Диагностических приборов сейчас полно в разных интернет-магазинах. Программ для сканирования машин через компьютер полно на торрент-трекерах, только не забудьте докупить диагностический шнур, они есть на Алиэкспрессе. Если самому ковыряться с автомобилем не интересно, обратитесь на станцию техобслуживания. Там есть и сервисное диагностическое оборудование и работники быстро расшифрующие ошибку, чтобы понять о чем она сигнализирует. Там же вам это поломку, возможно и устранят.

Признак No2: Работа двигателя с перебоями

заявка на поиск двигателяИсправный двигатель работает плавно, бес скачков, подергиваний и колебаний. Если плавности в работе движка нет… это еще один признак.

Работа мотора со скачками и подергиваниями это серьезный признак поломки в движке машины. Причиной могут быть грязненные свечи зажигания, засорение топливопроводов и топливных фильтров, засорение катализатора в системе выхлопа, неисправность блока управления движка. Если нестабильная работа движка началась хотя бы из-за одной из этих причин, можно заглохнуть и не завестись на пол пути от дома до работы. Самое время обратиться на станцию технического обслуживания. Самому устранить причину неполадки в 80% случаев, тяжело.  Вы сможете заменить свечи, если они не скрыты под слоем пластика и предохранительных переборок, но прочистить топливную систему, починить или перепрошить блок управления двигателем, человеку без технических знаний тяжело.

Одна из мер предотвращения нарушения плавной работы двигателя, это замена масла через рекомендуемый интервал времени. Пропуск отметки пробега, на котором рекомендована замена масла, грозит скорым износом деталей мотора. Подробнее в статье: «Замена масла в автомобиле».

Признак No3: Выстрелы, щелчки, треск и грохот в двигателешум двигателя

Постукивание и треск могут указывать на детонацию, происходящую в цилиндре движка. Это происходит, когда бензин преждевременно воспламеняется в камере сгорания, и может привести к серьезным повреждениям поршней. О работе двигателя подробнее здесь.

Скрежещущий звук во время запуска автомобиля, указывает, что стартер нужно отрегулировать или заменить.

Скрип или глухие удары при переключении скоростей, напротив, не проблема двигателя, а скорей всего коробки передач. Подробнее о неисправностях коробки тут.

Не все шумы одинаковы… Такие шумы, как тиканье, могут быть нормой в работе системы зажигания, их не нужно бояться. В моторах с прямым впрыском «тиканье» возникает в момент впрыска.

Если в двигателе слышны посторонние звуки, постарайтесь как можно точнее отследить область их возникновения и свои наблюдения пересказать работникам станции техобслуживания, чтобы они пошли по правильному следу и нашли проблему.

Признак No4: Необычные запахизапахи в салоне

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания выбрасывают в окружающую среду ядовитые газы, которые вредны для человеческих легких. Запах выхлопных газов в салоне автомобиля — верный признак неисправности двигателя. Тут либо масло и охлаждающая жидкость протекают из замкнутой системы, либо выхлопная система «дала течь».

Запах паленой резины тоже ни хорошо. Возможная причина в соприкосновении резинового шланга с раскаленной деталью, например стенкой разгоряченного мотора. Резина плавиться, шланг изнашивается и дает течь. Жидкость из шланга выливается, потеря жидкости приводит к серьезной поломке автомобиля.

Признак No5: Дымовые сигналы (самый опасный признак неисправности двигателя)дым из выхлопной трубы

Если из выхлопной трубы валит неестественно черный дым или чрезмерное количество пара, риск поломки двигателя поднимается до максимальной отметки.

Дым из выхлопной трубы может означать, что в топливно-воздушную смесь попала грязь или постороннее вещество.

Голубой дым возникает после попадания масла в бензин. Это значит, что система смазки движка дала течь. Можно оставить этот факт без внимания, если вы готовы к дополнительным расходам на масло, которое придется то и дело доливать в движок, так как масло, так и будет по чуть-чуть уходить в топливную систему.

Белый густой дым указывает, что с бензином был смешан конденсат воды или антифриза. Значит, охлаждающая система дала течь и антифриз начал попадать в топливную систему. Опять-таки, можете все время восстанавливать потери охлаждающей жидкости или антифриза регулярными доливами, но умным решением будет устранить течь охлаждающей системы. Как часто менять охлаждающую жидкость, читайте здесь.

Вовремя меняйте масло в движке, следите за регламентом замены цепи ГРМ, ремней, охлаждающей жидкости, свечей и описанные неисправности двигателя не возникнут в вашей машине.

Содержание

  • 1 Признаки неисправного силового агрегата
  • 2 Причины возникновения неисправностей
  • 3 Диагностика выявленных неисправностей
  • 4 Признаки неисправностей двигателя
  • 5 Основные неисправности моторов
  • 6 Почему не заводится мотор автомобиля

Первый в мире двигатель внутреннего сгорания (ДВС), пригодный для практического использования, был создан в 1878 году. Разработал его немецкий изобретатель Николаус Отто (1832-1891), который опирался в своей работе на исследования французов Этвена Ленуара (1822-1900) и Альфонса Бо де Роша (1815-1893). Именно последний в 1862 году предложил использовать в двигателе четырехтактный рабочий цикл «всасывание – сжатие – горение и расширение – выхлоп». С тех пор прошло уже более 150 лет, однако основополагающий принцип действия ДВС практически не изменился. Остались прежними и характерные неисправности двигателя.

В процессе длительного использования ДВС человечеством накоплен огромный опыт по техническому обслуживанию, диагностированию основных неисправностей и ремонту двигателей.

Признаки неисправного силового агрегата

В процессе эксплуатации автомобиля любой автовладелец должен внимательно следить за состоянием силового агрегата. Любая самая незначительная неисправность, возникающая в моторе, в той или иной мере немедленно сказывается на его работе.

Так, опытные автолюбители, объясняя «чайникам», как проверить двигатель, выделяют несколько основополагающих признаков, свидетельствующих о наличии неисправностей. Среди них:

  1. Появление посторонних звуков во время работы мотора.
  2. Падение мощности силового агрегата.
  3. Повышенный расход моторного масла.
  4. Снижение компрессии в цилиндрах силового агрегата.

ПРИМЕЧАНИЕ. Если не запускается двигатель автомобиля, то это не значит, что он неисправен. Чаще всего это связано с неисправностями бортовой электросети (перегоревшие предохранители, загрязненные контакты, разряженный аккумулятор и пр.) или навесного оборудования. Однако запуск двигателя возможен только после устранения этих неисправностей.

Причины возникновения неисправностей

Существует много причин, способных вызвать появление различных неисправностей автомобильного мотора. В общем случае даже самые незначительные из них способствуют сокращению срока его службы.

Например:

  • наличие пыли на дорогах при забитом воздушном фильтре приводит к ее попаданию непосредственно в цилиндры мотора;
  • некачественное горючее способно засорить топливные фильтры, что также приведет к попаданию в цилиндры нежелательных механических частиц.

Такие незаметные на первый взгляд мелочи, накапливаясь со временем, могут привести к выходу силового агрегата из строя. Большое количество неисправностей возникает также после неправильно проведенного технического обслуживания или ремонта мотора.

Чаще всего причиной, вызывающей основные неисправности двигателя, является его работа в экстремальном режиме эксплуатации. К таким причинам относятся:

  1. Работа силового агрегата при недостаточной смазке.
  2. Перегрев мотора.
  3. Использование несоответствующего горючего.
  4. Гидроудар в цилиндре.

Диагностика выявленных неисправностей

Диагностирование неисправностей – одна из самых сложных технологических операций, предшествующих ремонту. От качества ее выполнения во многом зависит продолжительность и стоимость ремонта.

При этом, диагностирование:

  • механической части проводят, руководствуясь внешними признаками дефекта;
  • систем управления осуществляют с помощью специального диагностического оборудования.

Сложность диагностирования заключается еще и в том, что выявленный дефект часто оказывается только следствием другой, более сложной неисправности. Это связано с тем, что силовой агрегат собран из большого количества самых разнообразных деталей и узлов, дефекты которых проявляются похожими признаками.

Кроме того, на общую картину проявления конкретного дефекта влияет и режим работы мотора. Поэтому опытные мастера, зная как проверить двигатель, проводят его диагностику поэтапно, постепенно сужая круг поиска дефекта. При этом они пользуются типовыми таблицами «Основные неисправности двигателя», составленными для конкретных моделей автомобилей.

Признаки неисправностей двигателя

Нестабильная работа

Одним из первых сигналов, показывающих, что возникла проблема с двигателем является нестабильная работа последнего. Причинами такого поведения мотора могут быть:

  1. загрязненные свечи зажигания;
  2. неисправности в электронном блоке управления (ЭБУ);
  3. забитые воздушный и топливный фильтры;
  4. засорение топливопровода;
  5. использование некачественного горючего и многое другое.

Посторонние звуки

О проблемах с двигателем свидетельствуют и посторонние звуки, вдруг появившиеся во время его работы:

  1. Так постукивания и треск, раздающиеся из мотора, могут быть результатом детонации топлива в цилиндрах. Этот процесс, если не обратить на него внимания, очень скоро приведет к необратимым повреждениям поршней и дорогостоящему ремонту.
  2. Стук, раздающийся из головки блока цилиндров, свидетельствует о необходимости регулировки клапанов газораспределительного механизма (ГРМ).

Посторонние запахи

Еще одним внешним проявлением того, что неожиданно возникли проблемы с двигателем, является появление посторонних запахов топлива, моторного масла, жженой резины и пр.

И если запах резины говорит только о том, что один или несколько резиновых патрубков мотора касаются каких-то горячих его частей, то остальные свидетельствуют о том, что имеет место утечка горюче-смазочных материалов из соответствующих систем силового агрегата.

Дым

Если дымит двигатель, т. е. идет густой дым из трубы глушителя, это также свидетельствует о том, что владельцу автомобиля не удалось избежать проблем с двигателем.

В некоторых случаях по цвету дыма можно диагностировать неисправность:

  1. Дым голубого цвета появляется при попадании моторного масла в бензин. Как правило, такой дым сопровождается увеличением расхода масла.
  2. Белый дым показывает, что в бензин попадает охлаждающая жидкость. В этом случае должен уменьшаться объем охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
  3. На авто с турбокомпрессором синий дым может говорить о проблемах с турбиной. Дымит двигатель также из-за того, что изношены подшипники и уплотнения ротора турбины. Таким образом, автомасло попадает в выпускную систему через турбокомпрессор и догорает, и при этом образуется дым.
  4. Дымит двигатель синим цветом также, если есть трудности с зажиганием. Чтобы подтвердить такую неисправность, нужно выкрутить свечу зажигания на неисправном цилиндре. Если будет черный нагар,  то, действительно, причина в зажигании.

Обнаружив во время эксплуатации автомобиля хотя бы один из признаков, перечисленных выше, необходимо немедленно посетить ближайшую, желательно сертифицированную СТО, специалисты которой знают как проверить двигатель и устранить выявленные неисправности.

Основные неисправности моторов

Существуют неисправности силового агрегата, при выявлении которых запуск двигателя, и эксплуатация автомобиля категорически запрещается. Некоторые из них определяются непосредственно при запуске двигателя или во время поездки. О таких неисправностях водителю сообщают специальные индикаторы неисправностей, расположенные на приборной панели транспортного средства.

К ним относятся:

  1. Контрольная лампочка аварийного давления масла (Oil pressure lov).
  2. Индикатор Check engine (с англ. – «проверьте двигатель»).
  3. Современные автомобили оснащаются также контрольной лампой Check oil/Oil level lov (с англ. – «проверьте масло/низкий уровень масла»).

В случае появления предупреждающих сигналов от аварийных индикаторов, необходимо незамедлительно проверить все системы автомобиля, работоспособность которых они контролируют.

Так, при появлении сигналов о низком уровне и/или недостаточном давлении моторного масла, нельзя запускать двигатель или, если индикаторы загорелись во время движения автомобиля, продолжать движение.

Работа при неисправностях системы смазки может привести к серьезным поломкам автомобильного мотора, вплоть до заклинивания. Поэтому даже доставка транспортного средства на место ремонта должна осуществляться с помощью эвакуатора.

Запуск двигателя и дальнейшая эксплуатация автомобиля допускается только после того, как будут устранены неисправности системы смазки.

Что касается сигнала от индикатора Check engine, то здесь не все так однозначно. Сигнализируя о том, что появились проблемы с двигателем, индикатор не дает однозначного ответа на вопрос: «Как проверить двигатель?».

При этом ошибка двигателя, о которой сообщает ЭБУ, может быть вызвана неисправностями:

  • датчика кислорода (лямбда-зонда);
  • катализатора выхлопных газов;
  • датчика массового расхода топлива;
  • высоковольтных проводов;
  • свечей зажигания.

Кроме того ЭБУ выдает на индикатор Check engine информацию об ошибке двигателя и при разгерметизации топливной системы автомобиля, одной из причин которой могут быть даже трещины в крышке, закрывающей горловину топливного бака.

Почему не заводится мотор автомобиля

Удивительно, но невозможность осуществить запуск двигателя не входит в перечень основных неисправностей силовых агрегатов.

Как правило, не заводится двигатель автомобиля по следующим причинам:

  1. Разряжен аккумулятор или окислились его клеммы.
  2. Не поступает горючее (забит топливопровод, не работает насос подачи топлива и пр.).
  3. Неисправен стартер.
  4. Обрыв проводов.
  5. Неисправность ЭБУ и др.

Только убедившись в том, что все системы, обеспечивающие работу силового агрегата, исправны, приступают к поиску причин, по которым не заводится двигатель.

Таких причин также достаточно много, однако самостоятельно диагностировать современный автомобильный мотор, оснащенный большим количеством самых разнообразных датчиков, без специального электронного оборудования практически невозможно.

Единственной неисправностью, которую можно самостоятельно обнаружить и, имея определенный опыт ремонта, устранить – обрыв ремня ГРМ.

ВНИМАНИЕ! Приступая к самостоятельной замене ремня ГРМ, необходимо убедиться в исправности клапанов ГРМ. Если они погнуты, а это часто происходит при обрыве ремня, то замена последнего и последующий запуск двигателя приведут к более серьезным поломкам и необходимости дорогостоящего ремонта.

Основными системами, «отвечающими» за пуск и работу бензинового двигателя, являются системы питания и зажигания.

Когда затрудненный запуск двигателя

Неисправность:
Коленчатый вал не вращается или вращается медленно.

Возможная причина:
1. Неисправна система пуска
2. Разряжен аккумулятор

Неисправность:
Двигатель не запускается или запускается с трудом (коленчатый вал вращается нормально).

Возможная причина:
1. Нет подачи топлива к топливной форсунке:

· Нет топлива в баке,
· Не работает топливный насос,
· Засорен топливный фильтр,
· Засорен или подтекает топливопровод.

2. Неисправности в системе электронного управления.

3. Неисправности в системе зажигания:

· Катушка зажигания,
· Коммутатор,
· Распределитель или объединенный узел зажигания,
· Свечи зажигания,
· Провода высокого напряжения.

4. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Магистраль корректора состава смеси прогретого двигателя,
· Впускной коллектор,
· Камера впуска воздуха,
· Корпус карбюратора,
· Корпус дроссельной заслонки (для двигателей с системой впрыска топлива),
· Линия вакуумного усилителя тормозов.

5. Низкая «компрессия».

Не устойчивый холостой ход

Неисправность:
Неустойчивый холостой ход, двигатель глохнет, пропуски зажигания.

Возможные причины:
1.Неисправности в системе зажигания:

· Свечи зажигания,
· Провода высокого напряжения,
· Электропроводка системы зажигания,
· Катушка зажигания,
· Коммутатор,
· Датчик-распределитель или объединенный узел зажигания,
· Неправильный угол опережения зажигания.

2. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Магистраль корректора состава смеси прогретого двигателя,
· Впускной коллектор,
· Камера впуска воздуха,
· Корпус карбюратора,
· Корпус дроссельной заслонки,
· Линия вакуумного усилителя тормозов.

3. Частота вращения холостого хода не соответствует номинальной

4. Неисправности в системе впрыска топлива

5. Неисправности в системах:

· Рециркуляции отработавших газов,
· Охлаждения (перегрев двигателя).

6. Низкая «компрессия».

7. необходима адаптация дроссельной заслонки.

«Провалы» в работе двигателя/вялый разгон

Неисправность:
«Провалы» в работе двигателя, вялый разгон

Возможные причины:
1.Неисправности в системе зажигания:

· Свечи зажигания,
· Провода высокого напряжения,
· Неправильный угол опережения зажигания.

2. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Магистраль корректора состава смеси прогретого двигателя,
· Впускной коллектор,
· Камера впуска воздуха,
· Корпус карбюратора,
· Корпус дроссельной заслонки,
· Линия вакуумного усилителя тормозов.

3. Засорение системы топливоподачи от топливного бака к органам дозирования.

4. Засорение воздушного фильтра.

5. Неисправности в системе впрыска топлива (см. соответствующую главу).

6. Неисправности в системе управления снижением токсичности отработавших газов:

· Постоянно включена (на холодном двигателе) система рециркуляции
отработавших газов,
· Неисправен дополнительный ускорительный насос (холодный двигатель).

7. Двигатель перегревается.

8. Низкая «компрессия».

9. Неправильный зазор в клапанах.

Догорание в глушителе

Неисправность:
Хлопки в глушителе (только во время замедления двигателя)

Возможные причины:
Неисправности в системах:

· Постоянно выключена система отсечки топливоподачи на режиме принудительного
холостого хода,
· Постоянно отключен демпфер дроссельной заслонки,
· Неправильная работа дроссельной заслонки,
· Неисправности в системе подсоса воздуха в выпускной коллектор.

Неисправность:
Постоянные хлопки в глушителе

Возможные причины:
1.Засорение воздушного фильтра.

2. Неправильный угол опережения зажигания.

3. Неисправности в системе впрыска топлива.

4. Неправильный зазор в клапанах.

Неисправность:
Вспышки или хлопки во впускном

Возможные причины:
1. Бедный состав смеси

2. Неисправности в системе электронного впрыска топлива.

3. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Впускной коллектор,
· Резонатор,
· Корпус дроссельной заслонки,
· Линия вакуумного усилителя тормозов,
· Расходомер воздуха.

4. Неправильный угол опережения зажигания.

5. Неправильный зазор в клапанах.

6. Отложения нагара на стенках камеры сгорания.

Двигатель продолжает работать после выключения зажигания

Возможные причины:
1.Неисправности в системе впрыска топлива.

2. Неправильный угол опережения зажигания.

3. Неисправна система рециркуляции отработавших газов.

Скажу сразу: если у вас был опыт самостоятельной диагностики и минимального ремонта автомобиля, вряд ли вы узнаете что-то новое. Но всё-таки многим изложенное ниже может быть полезно. Мы попробуем немного упростить подход к поиску причины неисправности и показать, какими способами можно избавиться от проблемы. Чаще всего собака зарыта не так глубоко, где её пытаются найти. Впрочем, глубоко копать и не будем: для этого есть автосервисы, где работают специалисты. Наша задача – попытаться разобраться в этой гнусной вещи, имея только свечной ключ, отвёртку и дикое желание что-то сделать бесплатно. Желательно иметь ещё и сканер, конечно, но попробуем справиться и без него.

Это «бу-бу-бу» неспроста!​

Теории сегодня будет очень мало. Троение мотора – это когда на четырёхцилиндровом моторе по какой-то причине в одном из цилиндров начинаются пропуски зажигания. Хотя как-то в Интернете мне встретилась забавная теория о том, что троение – это когда в четырехтактном моторе отсутствует один из тактов. Что ж, бывает. Комментировать это научное открытие не буду.

Каждый, кто начинал свой путь автомобилиста с «девятки» или чего-то подобного духовного и скрепного, сразу засучит рукава и в большинстве случаев найдёт причину неисправности. Тем, кто недавно сел на руль инжекторного автомобиля и путает ДПКВ (про который мы не так давно писали) и кислородный датчик, приходится сложнее. Кажется, что тут слишком много умных вещей, блоков, датчиков и прочих «компухторов», и разобраться в таком моторе сложно. Часть правды в этом есть. Гибель того же ДПКВ может привести и к неуверенному пуску мотора, и к его троению. Но давайте смотреть правде в глаза: не так уж часто эти датчики умирают сами по себе, и причина троения гораздо чаще намного проще. И найти её самостоятельно не только просто, но и приятно.

Само троение не заметить невозможно. Мотор работает неровно, вместо равномерного «тррррр» из выхлопной трубы слышится какое-то неровное «трр-бу-трр-бу», а иногда может и довольно громко хлопнуть (если бензин скопится в выпуске, испарится и шарахнет от нагревающегося железа). Иногда (но не всегда) будет мигать или гореть лампочка Check Engine. И это уже хороший повод заняться диагностикой.

Хочу сразу предупредить: сама по себе компьютерная диагностика – вещь нужная и хорошая, но не стоит надеяться, что кто-то за 500 рублей подключит к вашей машине свой китайский сканер ELM 327 и тут же поставит диагноз. Скорее всего, результатом такой диагностики будет фраза «пропуск зажигания в таком-то цилиндре», и на этом – всё. Почему пропуск, откуда пропуск, что с ним делать – всё это ставит такого горе-диагноста в тупик. В ответ вы увидите его взгляд, каким смотрит пенсионер-затворник на Элджея, и услышите невнятное блеяние. Так что если нет денег или желания ехать сразу к хорошему, но дорогому диагносту, есть смысл разобраться с мотором самому. Для примера будет разбирать самый простой атмосферный четырёхцилиндровый бензиновый мотор, коих на современных бюджетных машинах большинство.

Подход к решению проблемы предлагаю не совсем стандартный. Мы пойдём не от причин к последствию, а наоборот – так, как мы с этим сталкиваемся в жизни. То есть сначала внимательно разберём, при каких условиях возникает троение, а уже исходя из этой информации, будем думать, почему оно может появиться. Начнём с самого простого случая – троения после утреннего пуска во влажную погоду.

Утро, дождь, нет искры

Ситуация: в тёплую и сухую или достаточно морозную погоду мотор утром заводится легко, а во влажную или в дождь – трудно. После пуска мотор троит, по мере прогрева начинает работать ровно. Это самый простой и классический случай, побороть который довольно просто.

Почти всегда в этом случае виновата система зажигания – высоковольтные провода или катушка зажигания. За ночь они могут отсыреть, и по их влажной поверхности начинает гулять убежавшая через пробой искра. По мере прогрева и высыхания проблема исчезает сама по себе, а утром появляется снова. В сухую погоду, конечно, значительно реже. 

Разумеется, лучше всего было бы иметь на этот случай сканер: он позволил бы точно установить, в каком именно цилиндре начались пропуски. Дальше было бы проще: знаете, куда смотреть. Но если его нет, можно пойти по старинке: запустить мотор, дать ему чуть-чуть потроить, потом поочерёдно выкрутить свечи. Мокрая от бензина свеча укажет на тот цилиндр, который в сырую погоду ленится работать. Заодно, кстати, можно посмотреть и свечи. Замена свечей в этой ситуации помогает редко, но если они плохие – это повод поставить новые (только качественные и подходящие мотору, а не первые попавшиеся). 

Теперь надо выяснить, в чём причина отсутствия искры. Только не смейтесь, но старый дедовский способ работает не только на Жигулях и Москвичах, но и на вполне современных инжекторных моторах: нужно посмотреть на троящий мотор в темноте, утром или вечером. Ну или ночью, если троение не даёт спокойно спать. Пробитый высоковольтный провод видно сразу по красивым искрам, которых на нём быть не должно. Если по какой-то причине он не может «дотащить» искру до свечи, эта искра всё равно где-то вылезет. Скорее всего, в том месте, где от старости износилась или потрескалась изоляция провода. Ремонтировать провода пока так и не научились, так что его придётся заменить. Лучше – все сразу, потому что ресурс у всех проводов одинаковый, и если умер один, скоро умрут и все остальные.

Вторая причина – это пробой катушки зажигания. Есть несколько моторов, у которых это практически родовая болезнь – катушка «шьёт» на массу из-за пробоя корпуса. Например, этим любят баловаться очень популярные моторы Рено К7М/К4М или фордовские Duratec 16V Sigma (например, на вторых Фокусах) и некоторые другие. Что поделать: у этих агрегатов корпус катушки стоит так близко к мотору, что постоянно перегревается и с возрастом начинает трескаться. Сверхэкономные люди в этом случае катушки не меняют, а ремонтируют. Например, обливают корпус эпоксидкой. Конечно, это хороший диэлектрик, но всё-таки лучше катушку заменить. 

И тут переходим к главному вопросу: всё-таки виноваты провода или катушка? Что менять в первую очередь? Если способ проверки в темноте не помог, то можно проверить и то, и другое мультиметром. Можно осмотреть внешне: если есть участки, отличающиеся по цвету с непонятными тёмными точками, то это и есть те места, где катушка или провод «шьёт» искрой. Ну а самый надёжный способ – выпросить у кого-нибудь заведомо исправные провода или катушку и поменять их со своими. 

Реже в троении в сырую погоду виновата свеча. Установить её вину несложно: нужно переставить свечи местами. Если вместе со свечой в другой цилиндр перейдут и пропуски зажигания, то вина свечи доказана. Перестановка поможет найти и неисправную индивидуальную катушку – ту, которая ставится на каждую свечу отдельно. 

Есть ещё несколько методов, которыми можно найти пробой катушки или провода. Они сводятся к тому, чтобы прислонить выкрученную свечу к «массе» и покрутить мотор стартером или немного снять наконечник провода со свечи и посмотреть, появится ли искра между проводом и свечой. Методы рабочие, но я бы не рекомендовал ими злоупотреблять. Во-первых, если взяться на провод (даже не обязательно пробитый), может здорово тряхнуть током, а это неприятно. Во-вторых, если на свежем воздухе между электродами свечи искра проскакивает исправно, это не значит, что она будет возникать во время работы мотора. Там мощности искры может не хватать для пробоя между электродами, и она будет уходить на изолятор или вообще пробивать побитую жизнью изоляцию высоковольтного провода. Ну, и в-третьих, так можно спалить ещё вполне рабочую катушку зажигания. Так что точность этого метода условная. Нет искры – однозначно плохо, а если она есть, то это не означает, что она есть там всегда. 

Мотор троит под нагрузкой

Вот тут всё намного сложнее. Если троение начинается на больших оборотах и на высокой скорости, в первую очередь смотреть нужно именно свечи. Особенно если троение отмечается в каком-то определённом цилиндре. Если свечи на автомобиле недорогие, то их проще заменить. Прошла беда – хорошо, нет – нужно копать дальше. А копать без опыта в этом случае можно долго. Причин для троения на больших оборотах великое множество, и найти верную довольно сложно. Тут могут быть и неисправности датчиков, и пробой тех же катушек или проводов (но в этом случае, как я и говорил выше, неприятность более характерна для влажной погоды), и капризы бензонасоса или дроссельной заслонки. Бывает, что на высоких оборотах зависает клапан из-за нагара, сломанной или уставшей пружинки или мёртвого гидрокомпенсатора, или ЭБУ не может определиться с количеством подаваемого бензина из-за некорректных данных умершего лямбда-датчика. Одним словом, без опыта и инструментов найти причину неисправности будет сложно, и лучше сразу поехать в сервис.

Если хочется сделать хотя бы что-то самому, можно проверить, нет ли подсоса воздуха на впуске. Делать это имеет смысл в том случае, если страдают все цилиндры попеременно, а не какой-то один, а цвет бокового электрода свечи неестественно светлый, вплоть до бледного. Неучтённый ДАДом или ДМВРом воздух приводит к слишком бедной смеси, и наиболее заметно это как раз под нагрузкой. Если попытки что-то сделать самому не увенчались успехом, лучше не затягивать визит в автосервис: езда на слишком бедной смеси приводит сильному перегреву, прогару клапанов и калильному зажиганию. 

Утром троит, после прогрева перестаёт, после нажатия на газ опять троит

Звучит сложно, но ситуация весьма распространённая. Чаще всего в ней виновато не зажигание, а питание. Первым делом выкручиваем свечи и смотрим на них. Скорее всего, одна из них будет в тёмном нагаре. Причина в этом случае – текущая форсунка. Чаще её проще поменять, но кто-то предпочитает форсунки чистить или проводить с ними другие реанимационные процедуры разной степени результативности. На многих машинах проверить исправность форсунки несложно: достаточно снять рампу с них и включить зажигание. Закапало из форсунки – она не держит давление и переливает. Отсюда и троение из-за слишком богатой смеси в цилиндре с такой форсункой. И не забудьте во время замены форсунки поставить новое уплотнительное колечко, иначе результаты ремонта радовать не будут. Вообще, конечно, снимать рампу самостоятельно захотят не все, но на некоторых машинах это сделать действительно несложно. 

Похожие симптомы и при недостаточной эффективности работы бензонасоса. Свечи при этом отличаться нагаром не будут, но симптомы аналогичные. Пока обороты небольшие, топлива хватает, но если поддать газу – его будет уже недостаточно. К сожалению, для самостоятельной проверки бензонасоса нужен хотя бы манометр, чтобы замерить давление на топливной рампе. Характерная особенность – пропуски зажигания будут не в одном и том же цилиндре, а во всех. С неисправной форсункой, особенно при использовании сканера, перепутать сложно.

После пуска работает хорошо, троит по мере прогревания

В жизни такое случается редко, а поиск причины может затянуться. Скорее всего, без минимального набора инструментов найти причину будет сложно. Электрика в этом случае виновата редко, наиболее вероятная причина – чисто механическая. В первую очередь стоит проверить компрессию и регулировку клапанных зазоров. Скорее всего, где-то нарушен клапанный зазор. Впрочем, проверить свечи, провода и катушку лишним не будет – чем чёрт не шутит. Но потом всё равно придётся ехать в сервис для более серьёзной диагностики. 

Я у мамы инженер!

Разумеется, многие причины троения мотора мы рассматривать не стали принципиально. Низкая компрессия, ошибки датчиков, расхождение фаз и многое другое я пропустил намеренно. Всё это сложно диагностировать без оборудования и без опыта. Конечно, существуют недорогие, но достаточно функциональные сканеры, которые в большинстве случаев помогают избежать многих лишних движений. Например, можно купить Rokodil ScanX, доступный, но достаточно «умный» и простой в обращении. Если нет желания тратить слишком много денег на диагностику, то для личного пользования он – самое то. Если же сканера нет, то во многих простых случаях помогут  методы элементарного поиска причины троения, описанные выше. Ну а чтобы не доводить ситуацию до необходимости искать убежавшую искру, достаточно только вовремя менять свечи и провода, проводить ТО и не забивать на мелкие недочёты в работе мотора. 

Даже незначительные пропуски зажигания из-за «почти» исправной свечи зажигания могут привести к пробою провода, а ещё хуже – катушки, которая может стоить уже довольно дорого. Езда с троением тоже до добра не доведёт. Ладно бы, только расход бензина повысился да динамика упала, так ведь нет – последствия могут быть намного более разнообразными и очень неприятными. Например, повышенная вибрация мотора убивает и опоры, и слабо закреплённые элементы проводки. А ещё может сходить с ума электроника АКП, которая не понимает, по какой причине обороты коленвала постоянно резко прыгают вверх и вниз. 

В общем, много может быть всяких последствий, хотя всего этого можно было бы избежать ценой покупки какой-нибудь свечи за 300 рублей. Так что, если не получается сделать что-то самостоятельно, лучше сразу отдать машину в руки профессионалов. Иногда так выходит значительно дешевле. 

Опрос

У вас когда-нибудь троил мотор?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти минимальное число в массиве javascript
  • Как найти ютуб 2012
  • Как найти снегурочку песню
  • Как найти кубический метр доски
  • Как правильно составить резюме пожарного