Как найти причину стука двигателя

Исправный и хорошо отрегулированный двигатель внутреннего сгорания издаёт однородный шум. На холостом ходу он низкочастотный, без резких ударов и высоких нот. Если у вашего автомобиля появился стук в двигателе, это может быть признаком серьёзной поломки. Рассказываем о возможных неисправностях и их причинах.

Чем вызван стук?

Громкие посторонние шумы вызваны увеличившимися зазорами между движущимися частями мотора. Ударяясь друг о друга, детали быстро изнашиваются, часто деформируются, а в худших случаях полностью разрушаются за короткое время. Поэтому очень важно найти и устранить неисправность как можно быстрее.

Чтобы узнать причину стука в двигателе, нужно прислушаться к тому, откуда он доносится. Худший вариант — из картера или нижней части блока цилиндров, немного лучший — из верхней части мотора. Иногда водители путают стук в двигателе с шумом навесного оборудования — помпы, генератора, топливного насоса. Такие поломки тоже неприятны, но ремонт этих узлов обойдётся дешевле.

В сервисных центрах мастера ищут источник стука при помощи медицинского стетоскопа. Опытные автолюбители советуют держать под рукой импровизированный инструмент — пустую консервную банку, связанную с прутом арматуры. Плоский конец штыря прикладывается к мотору, а раструб — к уху. Так можно точнее услышать, откуда доносится шум. Но в дороге вы не сможете воспользоваться ни профессиональным, ни импровизированным инструментом. Придётся полагаться только на свой слух.

Основные причины стука в двигателе

Детонация

Звонкий металлический лязг, который повышается по мере набора оборотов. Обычно появляется, когда двигатель сильно нагружен — при динамичном разгоне, при езде в гору, при буксировке прицепа.

Вместо того, чтобы сгорать, топливо хаотично взрывается, нанося сильные удары поршню. При этом на стенках цилиндра остаётся нагар, способный вызывать другие проблемы.

Причина: обычно это заправка бензином с низким октановым числом — меньше рекомендованного для вашего автомобиля. Сильный стук в двигателе при детонации также может быть вызван перегревом мотора, грязными форсунками, изношенными кольцами и повреждёнными уплотнителями клапанов.

Гидрокомпенсаторы

Приглушённый стук на холостых оборотах. Пропадает при перегазовке, часто затихает при прогреве двигателя. Слышится из верхней части мотора.

Скорее всего причина в неправильной работе гидрокомпенсаторов — механизмов, выставляющих правильное положение клапанов. Обычно в них появляются зазоры или смещаются мелкие детали.

Причина: обычно — естественный износ. Но компенсаторы быстро начинают стучать из-за плохого масла — плохих смазывающих свойств, повышенной вязкости или посторонних примесей.

Клапаны

Звонкий стук в двигателе, доносящийся сверху. Ускоряется при нажатии на педаль газа. Не зависит от температуры мотора и уровня нагрузки.

Неправильно установленный клапан бьётся о стенки «седла», вызывая лязг. В некоторых моторах он может сталкиваться с поршнем — последствия такого контакта разрушительны для двигателя.

Причина: естественный износ механизма. В некоторых моторах зазоры клапанов регулируются вручную, в других может потребоваться замена гидрокомпенсатора. Если проблема серьёзнее, меняют клапан, «седло» или другие детали газораспределительного механизма.

Распредвал

Приглушённый стук холодного двигателя, доносящийся из верхней части. Частота лязга в два раза меньше, чем обороты мотора. Если износ распределительного вала только проявился, он пропадает по мере прогрева. Если стук продолжается, нужно срочно менять деталь.

Из-за сильного износа распредвал может смещаться относительно своих опор. Часто увеличивается зазор между кулачком и толкателем клапана, усиливающий удар при соприкосновении двух частей механизма.

Причина: чаще всего — масляное голодание из-за недолива, утечки или несвоевременной замены. Распредвал быстро выходит из строя при использовании некачественной смазки с посторонними примесями и мелким мусором. И, конечно, никто не отменял естественный износ детали.

Коленвал

Глухой стук холодного мотора, доносящийся снизу. Громче всего слышен в момент запуска и в первые несколько секунд работы. По мере прогрева приглушается, но не пропадает полностью. На определённых оборотах может исчезнуть, а затем появиться снова.

Увеличиваются зазоры между шейками и вкладышами коленвала, выходят из строя коренные подшипники. Нужно как можно быстрее добраться до СТО.

Причина: при нормальной эксплуатации мотора — естественный износ. Коленвал намного быстрее изнашивается при нехватке или низком качестве масла, а также при долгой езде с перегревом двигателя либо детонацией.

Пальцы поршней

Звонкий стук горячего двигателя, возникающий при резком нажатии педали газа. Доносится из блока цилиндров — примерно посередине мотора.

Увеличился диаметр посадочного отверстия для «пальцев» — стержней, соединяющих поршень с шатуном. Повышенные нагрузки вызывают биение, сопровождающееся высокочастотным шумом.

Причина: естественный износ деталей, долгая езда на перегретом моторе или при детонации, частые заправки некачественным топливом.

Поршни

Глухой стук из центра двигателя, часто сопровождающийся щелчками. В некоторых моторах напоминает удар по толстостенному керамическому горшку. Обычно приглушается по мере нагрева, но усиливается при сбросе газа.

Увеличивается зазор между поршнем и цилиндром. Появляются биения, которые сопровождаются ударами. При нагреве двигателя они стихают за счёт температурного расширения металла.

Причина: чаще — естественный износ деталей. Реже — езда с перегревом, детонацией и низким уровнем масла.

Вкладыши шатунов

Приглушённые стуки из нижней части двигателя, резко усиливающиеся при сбросе газа с высоких оборотов. У каждого мотора может быть своя тональность, поэтому определить эту поломку на слух нелегко.

Выработка увеличивает зазоры между коленвалом и вкладышами шатунов. Последние могут провернуться или полностью разрушиться, заклинив двигатель. Поэтому при подозрении на эту поломку нужно как можно быстрее остановиться и заглушить мотор. До места ремонта придётся добираться на буксире или на платформе эвакуатора.

Причина: естественный износ деталей, низкий уровень масла, некачественная смазка, частые перегревы мотора.

Привод масляного насоса

Звонкий стук, который ускоряется по мере повышения оборотов и не зависит от температуры двигателя. Похож на симптомы неисправности клапанов, но звук доносится со стороны насоса. Поломка может на время вывести машину из строя, но ремонт обойдётся дешевле, чем восстановление мотора. Причина обычно кроется в износе узла или в механической деформации после удара.

Шкив коленвала

Глухой стук из нижней части мотора. Напоминает симптомы износа коленвала. Почти всегда сопровождается течью масла. Самая распространённая причина — недостаточно затянутая или изношенная крепёжная гайка. На некоторых моторах она может откручиваться самопроизвольно — нужно периодически проверять плотность её посадки.

Что делать, если застучал мотор?

Любая поломка двигателя опасна — если механизм заклинит, ремонт обойдётся в несколько раз дороже. В худших случаях мотор меняют в сборе, затрачивая до 50–70% стоимости автомобиля.

Когда вы услышали, что у машины стучит двигатель, нужно сразу же найти место, откуда доносятся шумы. Если их издаёт верхняя часть мотора, разрешается добираться до СТО своим ходом. Но затягивать с ремонтом нельзя — чем дольше вы ждёте, тем выше стоимость работ.

Самые опасные стуки доносятся из нижней части двигателя. Услышав их, немедленно заглушите мотор. Добираться до места ремонта придётся на буксире или на эвакуаторе.

Некоторые проблемы удаётся решить «малой кровью». Например, при доливе масла до рекомендованного уровня пропадают стуки коленвала и гидрокомпенсаторов. Но езда на «сухом» двигателе могла повредить некоторые узлы. Лучше выделить время и посетить СТО для диагностики мотора — вполне вероятно, что мастер выявит скрытые проблемы. Ремонт на этом этапе потребует меньше времени и денежных затрат.

13.08.2021

А Вы сталкивались с проблемой стука в двигателе?

К счастью, не сталкивался (-ась)

Без двигателя и кузова нет автомобиля. Эта старая поговорка водителей не лишена смысла. Менять гнилой или мятый кузов всегда дорого, а без исправного мотора машина встанет. Самый главный признак скорой гибели двигателя — посторонний звук из-под капота.

В этой статье подробно расскажем про стук в двигателе и чем это грозит.

Чаще всего, характерный глухой звук под капотом возникает из-за появившегося зазора между деталями внутри мотора. Если вы услышали громкий стук, то допустимое расстояние между деталями превышено в 2 и более раза. Чем громче звук, тем сильнее «разросся» зазор и быстрее износ внутренностей агрегата.

Почему появился стук и какие изменения ждут двигатель зависит от качества деталей и условий эксплуатации. В любом случае последствия печальные:

  • чрезмерные нагрузки и повышенная детонация;
  • постоянный нагрев рабочей смеси и потеря ее качеств из-за чего детали двигателя изнашиваются быстрее.

Диагностика стука в двигателе

Проверка состояния мотора при появлении стука проводится по нескольким параметрам.

  • По характеру звука: постоянный, редкий или эпизодический — периодичность постукивания зависит от вида и степени неисправности.
  • По тональности звучания: определение тональности звучания — задача не из простых. Только опытный мастер в состоянии понять, что звонкий стук мотора в автомобиле корейской марки и приглушенный звук двигателя большей мощности немецкого авто означают по сути одно и тоже — неисправность подшипников коленчатого вала. Дело в том, что конструктивно разные двигатели могут звучат по-разному, независимо от состояния.
  • По месту локализации: для получения наиболее достоверных данных специалисты используют стетоскоп, но, если прибора под рукой не оказалось, можно сделать устройство для прослушивания из подручных материалов. Например, из консервной банки и проволоки из стали.

Стук в двигателе неразрывно связан с работой коленчатого вала, обеспечивающего обороты мотора. Соответственно, чем быстрее вращается коленвал, тем чаще раздается стук в моторе. В зависимости от режима эксплуатации ДВС звук может быть громче или тише. Важно точно установить зависимость между ростом количества оборотов ДВС и интенсивностью звука.

В процессе диагностики необходимо проверять в какой момент работы двигатель стучит громче. Часто бывает, что при высокой температуре в системе (в момент, когда моторное масло наиболее жидкое и увеличенное в объеме) силовая установка сильно стучит. В некоторых случаях стук слышен именно при холодном двигателе, а после прогрева шум полностью исчезает или становится почти незаметным.

Причины стука ДВС

Если срочно не принять меры стук в двигателе может усиливаться. В системах газораспределительного механизма, цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма стучать может:

  • поршень в цилиндре;
  • поршневые пальцы;
  • распределительный вал в головке блока;
  • непосредственно коленвал в блоке цилиндров;
  • так называемое коромысло, а также ось клапанного механизма;
  • клапан и направляющая клапана;
  • клапан и головка блока цилиндров (ГБЦ).

Если износились детали ГРМ (цепь или ремень), изготовленные из твердых и достаточно прочных материалов, стук может продолжаться долгое время. Разрушение более мягких элементов, функционирующих в тандеме с металлическими подшипниками и вкладышами, приведет к тому, что звук начнет усиливаться.

Наиболее опасные причины стука


1. Стучат поршни в цилиндрах

Стук поршня, отличающийся глуховатым тоном, хорошо слышен в блоке цилиндров и иногда сопровождается своего рода щелчками. Стучит и цокает двигатель в результате температурного расширения поршня обычно «на холодную», при небольших оборотах двигателя, а также при резком сбросе газа во время движения. Стук возникает, как только величина зазора становится больше 0,3 мм.


2. Стучат поршневые пальцы

Звук стучащих поршневых пальцев «металлический», высокий по тону и немного звенящий. Такой звук отчетливо слышен, если вы «перегазовали» или с усилием нажали на акселератор, чтобы ускориться. Местом возникновения звука считается блок цилиндров, зазор при этом составляет около 0,1 мм.

Неисправность можно также определить с помощью выкручивания свечи зажигания. Без свечи топливо в цилиндре не сгорает, а значит нагрузка на поршень отсутствует.

Детонация часто возникает по причине использования топлива, неподходящего данному типу двигателя, а также при экстремальных перегрузках (крутой подъем в гору, затяжной спуск).


3. Стучат коренные подшипники и вкладыши коленвала

Металлический стук двигателя, характерный для этого случая, бывает немного приглушенным и слышен со стороны картера. Стучащие элементы особенно слышны на низких оборотах «холодного» двигателя при разгоне и в момент сброса газа. Величина зазора между шейкой и вкладышем при этом равна минимальным 0,1-0,2 мм. Падение давления масла до критического уровня делают звук более звонким независимо от рабочего режима.

Зачастую стук клапанов обусловлен использованием моторного масла низкого качества, либо не соответствующего типу силового агрегата.


4. Стучат вкладыши шатунов

Звук неисправных шатунных вкладышей схож с признаками неполадок коренных подшипников, но отличается большей отчетливостью. Если интенсивность звучания возрастает, ремонт необходимо сделать в срочном порядке. Эксплуатация как бензинового, так и дизельного двигателя с непригодными вкладышами шатунов запрещена — мотор может «заклинить» в любой момент.

Советы по ремонту двигателя

При появлении отчетливого стука в двигателе обязательно проверьте уровень моторного масла, его падение в смазочной системе может привести к неправильной работе всей системы ДВС. Если уровень оптимален, определите место локализации звука. На этом этапе необходимо убедиться, что исправны:

  • топливная система;
  • приводы;
  • шкивы навесного оборудования.

Следующим шагом должно стать определение особенностей стука. Если «нагруженный» двигатель стучит сильнее, скорее всего, неполадки появились в кривошипно-шатунном механизме или в цилиндро-поршневой группе.

Если заметили, что частота стука не совпадает с частотой вращения коленчатого вала (отличается примерно в 2 раза), то вероятную проблему необходимо искать в системе ГРМ. Дело в том, частота вращения коленвала в 2 раза больше частоты вращения распределительного вала. При разогреве двигателя стук, как правило, усиливается, поскольку зазоры в клапанном механизме становятся больше при нагревании. Механизм газораспределения, напротив, не связан с режимом функционирования двигателя. В качестве исключения можно вспомнить случаи стука гидрокомпенсаторов под нагрузкой.    

Усиление стука также может возникать по причине нагревания и последующего расширения моторного масла, что свидетельствует о проблеме подшипников КШМ-механизма.

Устранить неисправности двигателя любой конструкции помогут мастера официального сервисного центра FAVORIT MOTORS. Опыт и знания профессионалов наших специалистов быстро и недорого вернуть вашему транспортному средству исправное состояние с помощью оригинальных запчастей, расходных материалов и современного оборудования. Все работы выполняются с гарантией и в соответствии с рекомендациями производителей.

Выяснить причину, почему стучит двигатель, лучше всего, обратившись на СТО. Но можно и самостоятельно. В этой статье мы дадим свои рекомендации, как определить, что стучит в двигателе без его разбора.

Как можно классифицировать стуки в двигателе

Многие водители, даже не определяя причины стука в двигателе, считают, что он связан с клапанами. Но это не всегда верно. Любой стук лучше слышен вверху двигателя, но ведь и мы смотрим и прослушиваем его сверху. Забывая при этом, что металлический двигатель отлично передает звуковые колебания. Поэтому чаще всего и грешат на стук клапанов двигателя.

Однако стуки в движке отличаются:

  • силой звука;
  • временно-причинным появлением (после использования низкосортного масла или топлива и т.д.);
  • динамикой интенсивности (внезапно появившиеся или незаметно);
  • частотой (звонкие, глухие);
  • цикличностью.

Вероятность выяснения причин конкретного стука по этим признакам невысока, но все же они окажут помощь в поисках его источника.

Как самостоятельно выяснить причины стука в двигателе

Для этой операции понадобится автомобильный стетоскоп, лучше электронный. Но можно воспользоваться и обычным, медицинским или даже самодельным.

Стучать двигатель может в результате неисправностей или износа:

Клапанного механизма

Клапаны могут стучать вследствие увеличения зазора между коромыслами и стержнями, их износа, плохо отрегулированных зазоров. При этом если зазоры чересчур малы, происходит подгорание клапанов и их седел. При чересчур больших – наблюдается снижение мощности движка и возникновение характерного стука.

Рекомендация: регулярная (не реже раза в 2 г.) проверка и регулировка зазоров.

Коренных подшипников

Появление глухого стука внизу картера, значительно увеличивающегося при резком повышении/уменьшении оборотов двигателя, является результатом их существенного износа.

Иная причина – падение давления масла (при полном его отсутствии стуки резкие, звонкие). Для ее ликвидация следует заменить вкладыши подшипников.  

Шатунных подшипников

Их износ может быть причиной ритмичного и звонкого стука, исчезающего при выключении зажигания и усиливающегося при возрастании оборотов движка. Для устранения причины следует заменить вкладыши.

Поршней и цилиндров

Появляется глухой стук при запуске холодного двигателя, ослабевающий или исчезающий, когда он прогрет. Причиной, вероятнее всего, являются увеличенные зазоры между поршнями и цилиндрами. Требуется либо заменить изношенные детали, либо их перешлифовать.

Поршневых пальцев

Признаки – появление резкого, цикличного стука, звучащего при любом режиме работы мотора и увеличивающегося при возрастании оборотов движка.

Возможные неисправности:

  • чересчур раннее зажигание;
  • увеличился зазор в поршне между его пальцами и втулками головки шатуна.

Если после проверки и регулировки зажигания стук остается, потребуется замена поршневых пальцев, поршней и втулок/

Шестерни привода распредвала

Свидетельством существенного износа ее зубьев является появление частого резкого стука, переходящего в сплошной шум. Необходима замена изношенной шестерни.

Детонации

Появление т.н. детонационных стуков возможно в результате:

  • чересчур раннего зажигания;
  • заправки некачественным топливом;
  • большого нагара в камере сгорания, уменьшающего ее объем;
  • перегрева двигателя;
  • использования неподходящих свечей.

Стук при запуске двигателя

Появляется в виде одиночного металлического звука в районе его соединения с КП обычно, когда машина холодная. Причина – большой пробег и износ деталей.

Стучит двигатель на холодную

Стук при запуске холодного двигателя, исчезающий после его прогревания, связан с естественным износом его деталей, которые после прогревания принимают стандартные размеры, зазоры и пр. Стук в двигателе на холодную отличается от стука на горячую тем, что после прогрева двигателя он проходит.

Любые запчасти, которые могут потребоваться при ремонте двигателя, в том числе и от ведущих производителей MAHLE и ADDAX-Q, можно найти в магазинах IXORA. Менеджеры всегда помогут при выборе товара.

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Производитель Номер детали* Название детали
ADDAXQ CZB003 Клапан впускной
ADDAXQ CZC004E Клапан выпускной
MAHLE 029FX31174000 Направляющая клапана
ADDAXQ CJC045S Вкладыш шатунный STD
MAHLE 03319N0 Кольца поршневые
MAHLE 02202N0 Кольца поршневые
ADDAXQ CJC044A Вкладыш коренной 0,25
MAHLE 08316N0 Комплект поршневых колец
MAHLE 029FX31173000 Направляющая клапана
MAHLE 0116902 Поршень
MAHLE 0122100 Поршень  с пальцем и кольцами
ADDAXQ CJA026B Вкладыши шатунные
ADDAXQ CJA034S Вкладыш шатунный STD
MAHLE 001AS18750000 Полукольцо осевого смещения
MAHLE 00249N0 Кольца поршневые
MAHLE 0045900 Поршень двигателя
MAHLE 01195N1 Комплект поршневых колец
MAHLE 011VE30337000 Клапан впускной
MAHLE 01317N0 Кольца поршневые
MAHLE 01337N2 Кольца поршневые

Полезная информация:

  • Промывочное масло: назначение, специфика, обзор производителей, рекомендации специалистов 
  • Как выявить и устранить неисправность в стартере и системе пуска?

Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Плавная и бесшумная работа двигателя — наслаждение для ушей любого автовладельца. Это означает, что с автомобилем все в порядке, и можно не боясь использовать его по назначению. Но рано или поздно появляются нехорошие звоночки в виде стуков, треска и других посторонних звуков, которые свидетельствуют о неполадках. И, если вовремя к ним прислушаться, то можно избежать серьезных потерь, и здорово сэкономить на ремонте целого элемента, устранив лишь саму неполадку.

Стук в двигателе — нетипичный звук двигателя, который возникает в процессе эксплуатации автомобиля. Данная проблема требует незамедлительной диагностики и исправления, чтобы не допустить выхода из строя ДВС.

Как слушать стуки двигателя?

Стук в двигателе может быть совершенно разным, и бывает сложно определить его причину. Прежде, чем искать ее следует выяснить характер стука. 

Частота звучания

Стук бывает редким, эпизодическим или постоянным. И, если первые два варианта стука в двигателе не всегда говорят о поломке и должны лишь настораживать, то последний должен заставить автовладельца принять действенные меры по его устранению. 

Локализация стука 

Стучать может не только ДВС, но и многие другие детали. Понять откуда исходит треск легче, если прослушать автомобиль с помощью стетоскопа или похожего самодельного прибора. В зависимости от того, откуда исходят посторонние звуки получится понять требуется ли простая замена масла или все же необходимо заменить какую-то деталь. 

Состояние двигателя

В процессе проверки важно запомнить в какой момент двигатель начинает стучать. Посторонние звуки могут появляться в момент запуска на холодный двигатель, на горячий движок или в момент его работы в холостую. И в каждом из указанных случаев стук будет говорить о разном. 

Также стуки могут отличаться между собой силой звука, динамикой появления, цикличностью и другими характеристиками. В любом случае выяснить причину по всем этим признакам бывает сложно, но они могут помочь в поиске его источника. 

Стук в двигателе на холодную

Очень часто стук в двигателе на холодную появляется в момент запуска двигателя без прогрева. После прогрева треск обычно пропадает. И этому есть нормальное объяснение. При эксплуатации двигателя происходит износ некоторых деталей, в результате чего формируются небольшие зазоры. В момент запуска, двигатель не успевает прогреваться и детали не могут соединиться так, как если бы это произошло в прогретом состоянии ДВС. Отсюда и возникает небольшой стук. Аналогичный эффект возникает на холодный двигатель и в механизме ГРМ, и в гидрокомпенсаторах. И, если стук после прогрева двигателя пропадает, то это считается нормой и не должно вызывать паники. Насторожить звуки должны только в том случае, если они не пропадают после прогрева двигателя. Появление шума после прогрева говорит о том, что какая-то деталь износилась до той степени, что требует замены. Обычно это происходит с гидрокомпенсаторами. В некоторых случаях их можно всего лишь почистить, но так как они довольно быстро изнашиваются, то лучше сразу их заменить. 

Важно! Именно поэтому автовладельцам советуют прогревать двигатель, и не выполнять запуск на холодный движок. 

Стук в двигателе на горячую

Постукивающие звуки могут появиться не только на холодный двигатель, но и в тот момент, когда последний уже достаточно прогрет. Треск такого характера должен настораживать. Самой частой причиной стуков на горячий движок является износ коленчатого вала или его элементов, поршневой группы. Стуки в прогретом двигателе могут возникнуть также в результате недостаточного количества смазки. Устранить их можно, если долить масло в двигатель. Если это не помогло, и стук не прекратился, то лучше всего доехать до ближайшего автосервиса. 

Стук в двигателе на холостых оборотах

Посторонние звуки можно часто услышать на холостом ходу. Они не всегда должны пугать, но к ним стоит прислушаться. 

Обычно они возникают в следующих случаях:

  • в результате соприкасания помпы/генераторного шкива с корпусной деталью мотора;
  • вследствие ослабления крепления защиты картера или кожуха ремня ГРМ;
  • при возникновении люфта в шестерне распредвала;
  • в результате ослабления устройства шкива коленвала;
  • в случае появления трещин в маховике. 

Несмотря на то, что многие из причин могут показаться несерьезными, все же стоит обратиться в ближайшую автомастерскую, где смогут определить точный источник стука.

Двигатель застучал на ходу

Стук в ДВС, появившийся в момент движения автомобиля, может в первую очередь говорить о том, что требуется заменить моторное масло или смазочную систему. Затем следует проверить топливную аппаратуру, приводы, шкивы и т.д. Чаще всего стук возникает, если неполадки возникли в системе кривошипно-шатунного механизма или цилиндро-поршневой группе. Проверить это может увеличив нагрузку на ДВС. Если треск усилился и увеличивается с небывалой интенсивностью, то следует отказаться от эксплуатации такого авто и вызвать эвакуатор. Это позволит не только избежать аварийной ситуации, но и сохранит ДВС в целостности. 

Наиболее серьезные причины возникновения стука 

Посторонние звуки со временем могут только усиливаться. Если это происходит, то необходимо найти и устранить причины стука в двигателе. Основными источниками появления стука являются проблемы в системе ГРМ, поршневой группы или кривошипно-шатунного механизма.

Если стучат поршни

Постукивания отличаются приглушенным характером и больше похожи на легкие щелчки. Они обычно возникают в результате запуска холодного двигателя, что в принципе считается нормой. Но, если по мере прогрева двигателя они не стихают, то являются нехорошим сигналом. Между цилиндром и поршнем возникает зазор, который может быть вызван отсутствием технического обслуживания автомобиля, его неправильной эксплуатацией или реальной поломкой в блоке одного из цилиндров. И, если первые две проблемы устранимы добавлением масла в ДВС или разогревом двигателя перед запуском, то последняя решается лишь заменой деталей. 

Стук в двигателе: причины, диагностика и решение проблемы

Если стучат поршневые пальцы

Понять, действительно ли произошел износ шарнирного соединения головки шатуна или поршня можно, если просто выкрутить свечу зажигания. Ее отсутствие остановит процесс сжигания топлива в устройстве цилиндра, что снизит нагрузку на сам поршень. После чего стук должен пропасть. Свечи лучше выкручивать по одной, чтобы можно было понять из какого цилиндра доносится треск. Характер звука при данной поломке высокий и звонкий, больше напоминает стук по металлу. Очень часто он возникает в момент усиленной нагрузки на двигатель, например, при перегазовке или при использовании высоких передач скорости, а не при запуске.

Стук вкладышей коленвала

Износ вкладыша коленчатого вала также влияет на появление стука. При этом шум имеет металлический характер, но сравнению с поломкой в поршневых пальцах более приглушенный. Его отчетливо можно услышать в области корпусной детали двигателя. Треск может возникнуть почти в любой момент работы двигателя, даже в момент его запуска. Стук возникает за счет того, что увеличивается зазор между коренной шейкой и вкладышем. 

Необходимо знать! Аналогичный звук может появиться, если использовать моторное масло или смазку плохого качества. Если попробовать сменить масло и смазку, то звук может пропасть. Но, если этого не случилось, то проблема действительно во вкладышах, которые требуется заменить. 

Стук вкладышей шатунов

Стук шатунных вкладышей похож на тот, которые издают коренные подшипники, но слышно его более четко. Такой треск считается самым опасным, поскольку говорит о том, что может заклинить двигатель. Если при смене оборотов коленвала стук появляется с новой силой, то следует срочно отвезти автомобиль на ремонт. Эксплуатировать такой двигатель строго не рекомендуется. 

Неисправности газораспределительного механизма

Поломка или износ основных элементов в системе ГРМ также могут сопровождаться постукиваниями. Разберем наиболее частые причины появления посторонних звуков. 

Клапаны

Неполадки с клапанами выдают себя звонким стуком в самой верхней части ДВС. Частота такого стука довольно интенсивная, и по степени превосходит частоту работы коленвала. Неполадки могут быть естественными, например, при запуске двигателя на холодную. Увеличение тепловых зазоров может также возникнуть вследствие отсутствия должного обслуживания автомобиля. Постепенно все это может привести к прогоранию выпускного клапана, после чего потребуется полная замена детали.

Важно! Если под клапанной крышкой слышен звонкий цокот, то есть треск идет от нескольких элементов, то это может говорить о поломке сразу нескольких клапанов. 

Стук в двигателе: причины, диагностика и решение проблемы

Гидрокомпенсаторы

Устройства предназначены для автоматической регулировки зазоров в клапанах ДВС. Причины стука в них могут быть разными. Если постукивание слышно после остановки работы двигателя, а на ходу нет, то скорее всего отсутствует достаточный уровень масла. Избавиться от стука можно, если долить масло. При постоянном и сильном шуме потребуется отремонтировать или заменить дефектную деталь. 

Привод распределительного вала

Поломка сопровождается очень сильным посторонним шумом. Обычно это происходит, если на подшипниках роликов ремня высохла смазка, а беговые дорожки и шарики начали крошиться. Такая ситуация может привести не только к заклиниванию роликов, но и к обрыву ремня газораспределительного механизма. Избежать этого можно своевременной заменой подшипников или их регулярным техобслуживанием. 

Башмаки натяжителей

Металлическое или пластиковое устройство цепи ГРМ, которая передает и распределяет нагрузку от натяжного устройства, со временем изнашивается. Такой износ проявляет себя характерным звонким шумом. Иногда треск становится похож на лязг, что говорит о предельном износе данной детали. Это может привести к тому, что цепь “перескочит”, и тогда может случиться самое страшное для автовладельца — загнет клапана. Также продукты износа очень часто загрязняют масляную систему. 

Фазовращатели

Звук доносящийся из передней части ДВС и похожий по интенсивности на частоту вращения распределительного вала может говорить о том, что неполадка случилась в фазорегуляторе на впускном/выпускном распределительном вале. Если еще при этом загорится соответствующая лампа “Check Engine”, то можно не сомневаться, что проблема стука в них. Такую деталь потребуется заменить. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить таблицу значений для функции 8 класс
  • Как найти количество ударов в минуту
  • Как найти бездомному котенку хозяина
  • Как найти теплоемкость газа при постоянном объеме
  • Как найти равновесные концентрации зная исходные концентрации