Как найти придаточное определительное примеры

Придаточное определительное предложение — это зависимая часть сложноподчинённого предложения, которая поясняет слово с предметным значением в главном предложении и отвечает на вопросы какой? чей?

Узнаем, что такое определительное придаточное предложение, какие имеет грамматические особенности в составе сложноподчиненного предложения. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным из произведений художественной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Определительное придаточное предложение относится в главном предложении к существительному, местоимению или слову другой части речи в роли существительного, давая ему характеристику или раскрывая более детально его признак. Эта зависимая часть сложноподчиненного предложения находится непосредственно за определяемым словом или отделяется от него несколькими словами.

От определяемого слова в главном предложении к придаточному определительному задаются вопросы какой? чей?

Мы шли лугом (каким?), который пестрел множеством цветов.

Небо отражалось в глазах (чьих?), что были у неё пронзительно синими.

Придаточное определительное

Придаточное определительное присоединяется к определяемому слову в главном предложении с помощью только союзных слов — относительных местоимений и наречий:

  • кто
  • что
  • какой
  • который
  • где
  • куда
  • откуда.

Это был сильный стук, какой заставил всех вздрогнуть.

Коридор, что вёл в гостиную, был заставлен старой мебелью.

Со стороны дома, откуда послышался громкий стук захлопнувшейся двери, нам навстречу шёл человек в низко надвинутой шляпе.

Придаточное определительное, относящееся к слову с предметным значением, всегда находится после главного предложения или внутри его и отделяется запятой или выделяется запятыми с обеих сторон.

А бывают случаи (какие?), когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние (С. Маршак).

Дети побежали к реке, которая приветливо манила их своей прохладой, и с разбегу бросились в воду.

Обратим внимание, что в качестве союзных слов в придаточной определительной часто могут выступать относительные местоименные наречия «когда», «где», «куда», «откуда», которые употребляются в значении «который». Помним, что от существительного (местоимения) в главном предложении, невзирая на такое, казалось бы «обстоятельственное» союзное слово, к придаточной части все равно задаем вопрос определения какой?

Он выхватил добычу и, прижимая её к груди, побежал как раз в ту сторону (какую сторону?), откуда ехал доктор (Ю. Олеша).

Как видно из этого примера, существительное в главной части, к которому относится определительное придаточное, может иметь при себе указательное слово (тот, такой, этот и пр.).

Это был как раз тот поворот, за которым стоял дом бабушки.

К придаточным определительным отнесем предложения, поясняющие местоимения «то», «всё», «тот», «таков» в главном предложении. Они отвечают на вопросы какой? каков? Их называют местоименно-определительными предложениями, например:

Кто с пользой отечеству трудится, тот с ним легко не разлучится (И. Крылов).

Каков поп, таков приход.

Какова ботвинья, такова и Аксинья.

Тот, кто ищет, всегда найдет.

Видеоурок

Примеры предложений

Андрей поднял глаза и увидал стоявшую у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду (Н. Гоголь).

Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу (И. Тургенев).

Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи (А. Грибоедов).

Он с большой веселостью описывал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба (А. Пушкин).

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек (В. Лебедев-Кумач).

Мы поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете мой Онегин поскакал (А. Пушкин).

Тяжелые, частые шаги послышались в лозняке, с той стороны, откуда недавно пришли Бусыга с Акимом (А. Куприн).

Это было в том месте, где говорилось о его дознании (А. Куприн).

Тогда человек десять побежали в ту сторону, где от площади начинались три узенькие улочки (Ю. Олеша).

Есть минуты в жизни, когда человек не может думать о страшном и не верит в существование зла (Ю. Казаков).

Не было теперь у реки луга, опушенного лозняком и ракитами, луга, где на моей памяти мальчишки пасли лошадей (И. Кузнецов).

Я не слыхала звонов тех, что плавали в лазури чистой … (А. Ахматова).

Поле и пройти-то было всего шесть километров до Судовиков, откуда лесная наезженная дорога прямиком выводила на тракт (Л.М. Леонов).

Видео «Виды придаточных. Определительные придаточные»

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 72

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

 Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении — к имени существительному (иногда к словосочетанию «существительное + указательное слово»); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др. 

Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно — через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) — союзное слово который является подлежащим.

Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда).

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Например: Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок… (А. Пушкин) — [существительное, (где),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) — [существительное (что).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла… (Ф. Тютчев) — [существительное], (когда).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Например: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме Д.Д. Минаева: Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой...

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Например: Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. (И. Тургенев.)

Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого существительного.

Нельзя сказать: Мы бегали купаться на речку каждый день после работы, которая была совсем близко от нашего дома.

Правильный вариант: Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на речку, которая была совсем близко от нашего дома.

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. (К. Паустовский.)

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой, например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.

Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который.

Например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.

Он не такой, каким мы хотели его видеть — средство связи — союзное слово каким, являющееся определением.

Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) — средство связи — союзное слова что, являющееся подлежащим.

Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова — кто и что).

Сравните: Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся — придаточное определительное. [указательное слово + существительное, (который),   ]. Тот, кто приходил вчера, сегодня не появлялся — придаточное местоименно-определительное. [ местоимение, (кто),   ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом.

Например: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей … (А. Пушкин) — (Кто), [местоимение   ].
 

Придаточная определительная часть

1. Поясняет (определяет) слово в главной части (обычно существительное или сочетание прил. (+) сущ.) и стоит после него;

2. Отвечает на вопрос «Какой?»;

3. Присоединяется к главной части союзными словами который, чей, какой, что, кто, когда, где, куда, откуда и др.

Пример:

«За тополями, (куда зашло за ночь солнце}, небо цвело шиповником]» (М. Шолохов).

В главной части может быть указательное слово. Оно выделяет существительное, к которому относится придаточная часть.

Пример:

[Не ошибается тот человек], (который ничего не делает).

В школьной грамматике к придаточным определительным относятся и местоименно-определительные придаточные. Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь, любой, такой, таков, всякий и др.), употреблённому в значении существительного.

Пример:

[Всего, (что знал ещё Евгений), пересказать мне не­досуг] (А. Пушкин); [Тот, (кто приходил вчера), сегодня не появлялся].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом.

Пример:

(Кто жил и мыслил), [тот не может в душе не пре­зирать людей]… (А. Пушкин).

вернуться на стр. “Синтаксический и пунктуационный разбор в табл.“

  1. Соотнесенность

частей Придаточная часть распространяет в главной имя существительное

(с указательными местоимениями ТОТ, ТАКОЙ или без них)

  1. Средства связи

Союзные слова: КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КАКОЙ, КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА

  1. Отношения: Определительные (атрибутивные). Придаточная часть отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?
  2. Структурно- семантические разновидности: а) атрибутивно-выделительные: (придаточная часть называет различительный признак, который выделяет предмет среди других предметов данного класса); б) атрибутивно-распространительные
  3. Структурные схемы: [указ. слово + сущ.], (союзное слово)*

Наличие указательного слова в главной части не является обязательным; достаточным признаком оказывается наличие в главном предложении опорного существительного, нуждающегося в определении. [сущ.], (союзное слово)

  1. Порядок следования частей: Постпозиция или интерпозиция придаточной части по отношению к главной ПЕ

Квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми – придаточная часть. Союзное слово входит в состав придаточного предложения, союз – нет (выносится за скобки).

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест СПП с придаточными определительными

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксический и пунктуационный разбор в табл.“

Отправлено 23 июл. 2014 г., 09:48 пользователем Алла Альбертовна Гоморова

ОСНОВНЫЕ ВИДЫПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С
ПРИДАТОСНЫМИОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ. МЕСТОИМЕННО-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫМИ называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главная часть (головна частина) — основная и независимая, придаточная часть (підрядна частина)
подчинена главной части. Части сложноподчинённого предложения
объединены с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также с
помощью интонации.

Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов
и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в
роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др.

Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения.

Придаточная часть может относиться к определённому слову или
словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От
главной к придаточной части можно поставить вопрос.

Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после и внутри неё: (Что), [ ]; [ ], (что); [ ], (что). Например: Когда хлеб, тогда и мера, когда деньги, тогда и вера (Пословица). Уже светало, когда я всё же заснул (В. Войнович). Лев крадётся к тому ручью, куда каждый день ходят пить воду стада буйволов, и прячется между камнями (И. Куприн).

В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных: Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало (М. Монтень).

В придаточной части сложноподчинённого предложения можно сообщать
дополнительную информацию о предмете, лице, событии, можно указывать на
причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном
предложении. В зависимости от этого выделяются три вида придаточных: изъяснительные (з’ясувальні), определительные (означальні), обстоятельственные (обставинні) (места, времени, цели, причины, условия, уступительные, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения).
Rus9 6 1.jpg
Rus9 6 2.jpg

Придаточная часть выделяется запятыми в середине главной части
(запятая одна, если придаточная часть в начале или в конце сложного
предложения; две — если в середине).

Подчинительные союзы и союзные слова являются опознавательными признаками правила «Запятые в сложноподчинённом предложении».

Для проверки действуйте по алгоритму: найдите смысловой
отрезок, присоединяемый подчинительным союзом или союзным словом, и
выделите его запятыми.

План синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

1. Определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

2. Выделите (подчеркните) грамматические основы в каждой части сложного предложения и укажите, что предложение сложное.

3. Убедитесь, что части сложного предложения соединяет подчинительный союз или союзное слово, укажите, что предложение союзное, сложноподчинённое.

4. Назовите главную и придаточную часть, отметьте место придаточной части по отношению к главной.

5. От главной к придаточной части задайте вопрос, укажите, что
уточняет, дополняет, на что указывает придаточная часть в главной и
укажите её вид.

6. Сделайте разбор каждой части сложного предложения по плану разбора сложного предложения.

7. Составьте схему сложного предложения.


1.  Выборочно-распределительная работа

І. Прочитайте предложения, выбранные из произведения М.
Лермонтова, соблюдая правильную интонацию. Укажите союз или союзное
слово, присоединяющие придаточную часть к главной. В какой
части сложноподчинённого предложения всегда находится союз или союзное
слово?

ІІ. Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть
стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится
перед главной, а затем — внутри главной. Расставьте знаки препинания.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала что она глухая не слышит.
2. Она чувствовала внутренний жар как будто в груди у ней лежало
раскалённое железо. 3. Когда я проснулся на дворе уж было темно.
4. Площадка на которой мы должны были драться изображала почти
правильный треугольник. 5. Он закидывает голову назад когда говорит и
поминутно крутит усы левой рукой. 6. Я невольно сделал несколько шагов
вперёд чтоб поскорей удалиться от края. 7. Всё было бы спасено если б у
моего коня достало сил еще на десять минут! 8. Я отправился в крепость
чтоб узнать от коменданта о часе моегоотъезда. 9. Впрочем в те минуты
когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.

3. Используя материалы таблицы «Виды придаточных частей»,
определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор
третьего предложения.


2.  Конструирование предложений

Составьте предложения по данному началу. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части.
Rus9 7.jpg

При определении вида придаточной части могут возникнуть ошибки.

Место, где расположился наш лагерь, находилось в живописном уголке острова. В данном предложении определительная придаточная часть, так как она указывает на признак, к ней можно задать вопрос: Место (какое?), где расположился наш лагерь, … . Какая ошибка могла возникнуть при определении вида этой части? Чем она могла быть вызвана?

При определении вида придаточной части сложноподчинённого
предложения всегда задавайте вопрос к ней, вдумывайтесь в вопрос и
значение придаточной части.


3.  Объяснительное письмо

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните 
союз или союзное слово,  присоединяющее придаточную  часть к главной. В
какой части предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Используя данный выше совет и материалы таблицы «Виды
придаточных частей», определите вид придаточной части, указав его в
скобках. Устно прооммнтируйте, какие ошибки могли бы произойти
при определении вида придаточной части, чем они могли быть вызваны. Как
вам удалось их избежать?

1. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями своей мысли а не памятью (Л. Толстой). 2. В последний раз он увидел её весной возле школы где и сам когда-то учился (Ф. Искандер). 3. Я не совсем точно знал где расположен его дом (Ф. Искандер). 4. Снег с дождём был такой сплошной что другого берега реки не было видно (Е. Гришковец). 5. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты (М. Лермонтов).

ІІІ. Сделайте разбор третьего предложения.


Сложноподчиненные предложения с придаточными определениями

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ поясняют в главной части член
предложения, выраженный именем существительным или местоимением,
отвечают на вопросы какой? который? чей?.

Придаточные определительные присоединяются к главной части с помощью союзных слов какой, который, чей, где, куда, когда и подчинительных союзов: что, чтобы, будто, точно, как: На всякий случай открыла кладовку, куда уборщица складывала дрова, и рассмеялась (В. Белов).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: Мы  ‘подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Придаточная определительная часть в предложении всегда стоит только после определяемого слова.

Чтобы выделить в главной части определяемое слово, и предложении могут быть употреблены указательные слова то, та, те, тот, такой.
Rus9 8.jpg

Например: Его (художника) искусство растёт вместе с тем народом, который он изображает (А. Толстой).
Rus9 9.jpg

4.  Восстановление предложений

І. Спишите предложения, заменяя, где возможно, союзное слово который союзным словом где, когда, куда или что.
Сначала выпишите предложения с причастным оборотом, потом — предложения
с деепричастным оборотом и предложения с вводными словами. Расставьте
знаки препинания.

ІІ. Определите вид придаточных частей сложноподчинённых предложений. Сделайте разбор пятого предложения.

1. Слева за мандариновыми кустами начинался сад в котором росли груши инжир и гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами (Ф. Искандер). 2. Мать открыла ему дверь и всё так же ласково улыбаясь провела в комнату в которой сидела бабушка (Ф. Искандер). 3. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах (Максим Горький).
4. Спасти её должен был конечно же прекрасный принц который непременно
появится в самую трагическую минуту и непременно под алыми парусами (М. Юденич). 5. Мы не отрываясь смотрели на платформу от которой должен был отойти автобус.


5.  Пунктуационная работа

Спишите предложения. Выделите запятыми придаточные части
сложноподчинённого предложения. Проверьте правильность постановки знаков
препинания.

1. Окна её комнаты выходили в улицу-ущелье дном которого
оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала. 2. Опять заговорили
жалобно перебивая друг друга колокола соседних церквей. Им с Сан-Марко
отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола. 3. В
проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света
верхний угол которой касался края зеркального шкафа. 4. Она увидела
парадное соседнего дома ступени которого уходили прямо в воду.
                                                                                                                                                                         

(Д. Рубина)


Придаточная определительная часть должна стоять только после слова, к которому она относится.


6.  Редактирование

Найдите в данных предложениях ошибки, вызванные неправильным
расположением придаточной части. Запишите предложения в исправленном
виде.

1. Движущиеся по небу светящиеся точки спутников мы искали каждый
вечер, которые были похожи на заблудившиеся в пространстве звёзды. 2.
Мы любовались закатом южного солнца, который был необычайно красив. 3.
Компьютерная программа помогла мне разработать проект, намного быстрее,
которую я установил. 4. Мобильная связь позволяет значительно увеличить
темп жизни, которая распространена повсеместно.


7.  Смешавшиеся тексты

І. Данный текст составлен из двух тематически близких текстов
(первый текст Л. Улицкой, второй — Т. Толстой). Прочитайте тексты,
найдите их границу, опираясь на некоторые особенности авторских стилей и
грамматические особенности текстов.

ІІ. Выразительно прочитайте текст Л. Улицкой. Выпишите
обособленные определения вместе со стоящим впереди определяемым словом,
устно заменяйте обособленные определения придаточным определительным с
союзом который. Напишите изложение первого текста, используя выписанные материалы.

Когда-то они учились в одном классе гимназии, ходили в одинаковых
серо-голубых форменных платьях, пошитых у лучшего в Калуге портного,
носили одинаковые гимназические значки «КЖГС». Эти ажурные буквы
означали всего лишь Калужскую женскую гимназию на Садовой.

Анечка была отличницей с толстой косой, перекинутой через плечо; в
её тетрадках последняя страница не отличалась от первой, особенно
красивой и старательной. У Аси не было такого рвения к учению, что у
Ани: французские глаголы, нескончаемые частоколы дат и красивые
безделушки теорем влетали в одно её ухо, полуприкрытое пружинистыми
беспорядочно-курчавыми белёсыми волосами, и, покуда она рисовала тонко
очинённым карандашом карикатуру на преподавателя истории, вылетали из
другого. Ася была живая, весёлая и славная девушка.

Мы были друзьями детства. Мы когда-то торопились сквозь одну и ту
же утреннюю железную мглу, мимо тех же сугробов, заборов и качающихся
фонарей, в ту же красную кирпичную школу, опоясанную снаружи медальонами
с алебастровыми профилями обмороженных литературных классиков. И общими
были для пас зелёные стены, полы, измазанные красной мастикой, гулкие
лестницы, тёплая вонь раздевалок и на площадке третьего этажа
страшноглазый Салтыков-Щедрин, туманно писавший про какого-то карася.


Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ отвечают на падежные вопросы и
поясняют в главной части слова, которые имеют значение речи, мысли,
чувства. Лексическое значение таких слов требует уточнения: что сказал (ответил, крикнул, спросил), что подумал, что почувствовал (чему обрадовался, чем доволен, в чём уверен, чего жаль, что желательно и т. п.).

Такие предложения требуют завершения с помощью придаточной
изъяснительной части как по смыслу, так и грамматически. В придаточной
части может быть указательное слово то, с помощью которого можно направить внимание слушающего или читающего на содержание придаточной части: Он сам удивлялся тому, что вслушивается в эту пустоту (Ф. Искандер).

Придаточная часть чаще всего стоит после главной и присоединяется к ней с помощью союзов и союзных слов что, чтобы, как, как будто, ли, сколько, где, когда, куда, почему, как, зачем.
Rus9 10.jpg

Косвенная речь передаётся сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными.


8.  Синтаксические синонимы

І. Спишите предложения. Расставьте запятые и объясните их
постановку. Назовите вид придаточных, укажите слово, которое они
поясняют в главной части. В какой части предложения
косвенно воспроизводится чужая речь?

ІІ. Запишите предложения, заменяя косвенную речь прямой речью.
Как в таком случае заменяются личные и притяжательные местоимения? Чью
точку зрения они обозначают в прямой речи?

1. Проводник предупредил чтобы мы были очень осторожны. 2. Мама
попросила чтобы я нашёл в Интернете нужную ей для статьи информацию. 3.
Моряки говорили о том что Дон угрожающе мелеет что истоки его заносятся
песком (К. Паустовский). 4. Козонков спросил где я живу (В. Белов). 5. Собеседник начав с количества и качества наследников спросил где и кем я работаю (В. Белов).


9.  Конструирование предложений

І. Прочитайте вопросы теста. Ответив на них, проанализируйте, умеете ли вы общаться эффективно. Ответы оценивайте так: всегда — 2 балла, в большинстве случаев — 4 балла, иногда — 6 баллов, редко — 8 баллов,никогда
10 баллов. Точный ответ вы получите при максимальной искренности. Если
в итоге наберёте выше 62-х баллов — вы хороший собеседник.

ІІ. Укажите сложноподчинённые предложения. Запишите номер
сложного предложения, составьте его схему, в скобках укажите вид
придаточного.

ІІІ. Простые предложения включите в качестве придаточной части и
состав сложноподчинённого предложения. Главную часть стройте по типу: Психолог спросил, … ; Ведущий уточнил, … ; Я поинтересовался, …и т. д. Обведите союз-частицу ли. Как изменится пунктуация в конце предложения?

                                                                ВАШ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
1. Стараетесь ли вы прервать разговор, если его тема или ваш собеседник вам неинтересны?
2. Может ли неудачное или бестактное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
3. Могут ли вас раздражать манеры собеседников?
4. Избегаете ли вы беседовать с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете собеседника, думая в это время совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, если изменился тон вашего собеседника?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной вам темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, искажённые названия, термины?
10. Бываете ли вы ироничны по отношению к собеседнику?
                                                                                                                                                             

  (По Л. Аверченко)


10.  Домашнее задание

Вариант 1. Спишите текст упражнения. Расставьте
пропущенные знаки препинания. Обведите союзы или союзные слова, укажите
вид придаточных предложений. Объясните постановку двоеточия в
первом предложении. Укажите предложения с косвенной речью.

Вариант 2. Спишите текст упражнения, преобразуя
предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью. Объясните
постановку двоеточия и тирс.

Сегодня я получил «двойку» по физкультуре: я очень невысоко
прыгнул в высоту не длинно прыгнул в длину и перепутал все
гимнастические упражнения.

Ничего радостного в этом не было. Учитель но физкультуре напомнил
мне о том что наша школа на первом месте в районе по спортивной работе.
Он сказал что мне надо было бы поступить в другую школу которая не на
таком почётном месте в районе как наша. На перемене классная
руководительница предупредила меня чтоб я не думал что физкультура — это
второстепенный предмет. И сказала что вообще стоит только начать:
сегодня «двойка» по физкультуре а завтра — по литературе или даже по
математике (наша классная руководительница — математичка). А староста
класса Князев просто сказал что я хлюпик.
                                                                                                                                                                       

 (А. Алексин)

Вариант 3. Спишите текст. Расставьте пропущенные
знаки препинания. Причастные и деепричастные обороты подчеркните как
члены предложения. Обоснуйте постановку тире в предложениях.

Я зашёл в свой класс и стал искать парту за которой когда-то
сидел. Погоди а где я сидел? В десятом классе моим соседом был Серёжа
Воропаев — это точно. Мы сидели у окна впереди была свободная парта а
дальше — учительский стол… Теперь вспомнил! Парты у нас были
мощные монолитные. Крышки парт покрытые наскальными рисунками каждый год
закрашивали толстым слоем зелёной краски. Но следы оставленные
предыдущими поколениями всё равно проступали.

Переходя из класса в класс мы вырастали из своих нарт как из
детской одежды — и это называлось взрослением. Приветствуя входящего
учителя мы вставали и хлопали откидными крышками — и в этом была
какая-то особенная торжественность.
                                                                                                                                                            

  (По Ю. Полякову)Вариант 4. Из
упражнения 7 выпишите второй текст (автор Т. Толстая), заменяя
причастные обороты придаточными определительными. Причастные обороты
подчеркните как члены предложения. Укажите слово, определяемое
причастным оборотом, знаком х.

Вариант 5.

1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и заменяя
выделенные придаточные предложения причастными и деепричастными
оборотами, а прямую речь — косвенной.

2. Рассмотрите какое-либо явление природы, жизни, определяя
возможные цели этого явления с разныхточек зрения. Напишите сочинение,
стараясь использовать те же синтаксические конструкции, что и втексте
данного упражнения. Чужую речь передавайте в виде косвенной речи.

 Пчела которая сидела на цветке ужалила ребёнка. И ребёнок боится пчёл и говорит Цель пчелы состоитв том чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой которая впилась в чашечку цветка и говорит Цельпчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод который заметил что пчела собирает цветочную пыль и приносит её в улей говорит Цель пчелы состоит в собирании мёда. Другой когда наблюдает переселение растений видит что пчела содействует этому переселению. И этот новый наблюдатель может сказать В этом состоит цель пчелы.

Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни той ни другой ни
третьей целью которые в состоянииоткрыть ум человеческий. Чем выше
поднимается  ум  в  открытии  этих целей тем очевиднее для
негонедоступность конечной цели. Человеку доступно только наблюдение над
соответствием жизни пчелыдругим явлениям жизни. То же с целями
исторических лиц и народов.
                                                                                                                                                                  

 (По Л. Толстому)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Метеоритный слиток террария как найти
  • Насвай как найти его в крови
  • Как исправить договор от руки
  • Как составить нравственную памятку
  • Как найти туристов гиду