Как найти прилагательные перешедшие в существительные

Переход имён прилагательных в существительные (субстантивация)

  1. 1. Понятие субстантивации
  2. 2. Полная субстантивация
  3. 3. Частичная субстантивация
  4. 4. Особенности субстантивированных прилагательных

Понятие субстантивации

Имена прилагательные (зачастую относительные) могут иногда переходить в класс существительных. Это явление называется субстантивацией. Переходя в разряд существительных, прилагательные теряют свое основное значение качества, приобретая значение предметности.

Субстантивация – переход прилагательных в существительные.

Степень субстантивации имён прилагательных бывает разной.

п.2. Полная субстантивация

Одни прилагательные (по большей части относительные) полностью перешли в класс имён существительных, утратив способность изменяться по родам. Такая субстантивация называется полной, а подобные образования – немотивированными: запятая, приданое, городничий, подноготная, вселенная, набережная, портной, прачечная, мостовая, горничная, родословная.

п.3. Частичная субстантивация

Другие прилагательные могут употребляться и в роли существительных, и в роли прилагательных. Такая субстантивация называется частичной, а подобные образования – мотивированными: новая кондитерская (сущ.) – кондитерская (прил.) фабрика, бывший военный (сущ.) – военный (прил.) врач, чугунная ванная (сущ.) – ванная (прил.) комната, хороший знакомый (сущ.) – знакомый (прил.) мужчина, стать дозорным (сущ.) – дозорная (прил.) башня, просторная столовая (сущ.) – столовая (прил.) посуда, кофейное мороженое (сущ.) – мороженое (прил.) мясо, поздравлять молодых (сущ.) – молодые (прил.) люди.

п.4. Особенности субстантивированных прилагательных

Субстантивируясь, имена прилагательные приобретают грамматические категории имён существительных (род, число и падеж): мостовая (ж. р., ед. ч., Им. п.), могут иметь определения (бесконечная вселенная, опытный портной) и сохраняют склонение прилагательных: приданого, приданому. Синтаксические функции субстантивированных прилагательных совпадают с функциями имён существительных: Ребята зашли за тортом в кондитерскую. Детская была уютной и светлой. Мужчина придерживал борзую за ошейник.

Как определить прилагательное перешедшее в существительное

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: На современном этапе развития лингвистики большое внимание уделяется углубленному и всестороннему изучению словообразования как раздела науки о языке.

Статья:

На современном этапе развития лингвистики большое внимание уделяется углубленному и всестороннему изучению словообразования как раздела науки о языке. Значительный вклад в развитие этой области языка внесли учёные-языковеды, как Г.О. Винокур, В.В. Виноградов, А.И. Смирницкий, М.В. Панов, Е.А. Земская, А.Н. Тихонов и другие.

Актуальность решений задач в области словообразования требует изучение семантических отношений производного и производящего. Это такие проблемы, как членимость и производность, взаимоотношение семантической ее формальной производности; словообразовательная омонимия и синонимия, способы словообразования в русском языке и многие другие.

Эти вопросы имеют центральное место в теории словообразования. Значительный вклад в их разработку внесли В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.И. Смирницкий, М.В. Панов, Е.А. Земская, А.И. Моисеев и другие.

Таким образом, изучение теоретического материала научной литературы показывает, что здесь имеется широкий круг вопросов, требующих всестороннего изучения. И одним из таких проблем является образование имен существительных путём субстантивации.

Цель данной статьи – рассмотрение перехода имен прилагательных и причастий в существительные.

Были поставлены следующие задачи:

1) описать признаки имен прилагательных и причастий;

2) описать признаки имен существительных;

3) проследить, какие изменение претерпевают прилагательные и причастие при переходе в существительные.

Предметом исследования являются слова, относящиеся к именам прилагательным и причастиям, которые в определенном семантическом отношении переходят в имена существительные.

Материалом для изучения послужили примеры, выписанные из словаря русского языка Ожегова.

Было проанализировано 50 примеров.

В настоящее время словообразование является одной из важных сторон исследования в современном русском языке. Многообразие способов образования слов показывает, что необходимо рассмотреть все возможности создания новых слов в русском языке. И чтобы понять, как образовано то или иное слово, в словообразовании существует такое понятие как словообразовательный тип. Словообразовательный тип — это формула, модель, по которой происходит построение новых слов. К одному словообразовательному типу относятся слова, обладающие общностью трех элементов:

2) частеречной производящей основы;

3) словообразовательного значения.

Например, существительные с суффиксом -ость, имеющие значение отвлеченного признака– ярость, стойкость, радость – относятся и к одному слово- образовательному типу.

Установив семантические отношения между производящими и производными, можно определить словообразовательное значение слов данного типа. Словообразовательное значение является общим для производных данного типа и устанавливается основными семантическими отношениями производящих и производных. Словообразовательное значение является значением неоднородным, его определение связано с выделением комплекса признаков. Словообразовательное значение выражает тождество значений в одном словообразовательном ряду и каждый член словообразовательного ряда передает одинаковые словообразовательные значения. Словообразовательное значение указывает на определенный тип отношений, которые устанавливаются в акте номинации между источником наименования и самим наименованием. Основным свойством словообразовательного значения принято считать его обусловленность. Не менее важным является более высокая степень его обобщенности по сравнению с лексическим значением. Словообразовательное значение имеет еще и факультативные свойства, то есть те, которые характерны не только для словообразовательного значения, к ним относятся средства выражения словообразовательного значения.

При описании словообразования разных частей речи Е.А.Земская считает целесообразно использовать пометки более широкие, чем словообразовательный тип, а именно «понятие словообразовательной категории». Словообразовательная категория формируется группой словообразовательных типов, объединяемых:

1. деривационным значением;

2. способа словообразования;

3. производящих основ.

Но словообразовательные типы, образующие словообразовательную категорию, различаются аффиксами. Как пример словообразовательной категории можно привести категорию существительного: 1) обладающие значением производитель действия, названного производящей.

Имея в виду то, что принадлежность слова к той или иной части речи определяется его положением в языковой системе, академик А.А. Шахматов пишет: «Несомненно, что части речи, представляются точно определенными и разграниченными между собой категориями; слышать одну часть речи с другой невозможно; усомниться, какая перед нами часть речи, также вообще не приходиться…».

Такая принадлежность слова в языковой системе к определенной части речи сказывается на всем его употребление в речи, а также на его изменениях.

Распределение слов по частям речи не остается в языке неизменным, а рядом с устойчивой принадлежностью подавляющего большинства слов к той или другой части речи наблюдаются случаи перемещения отдельных слов из одной части речи в другую.

Такой переход, характеризирующийся тем, что внешне слово сохраняется в своем прежнем виде, связан с изменениями семантических, синтаксических и морфологических особенностей слова.

При переходе слова в другую часть речи меняются его грамматические значения, а нередко и лексические значения. Слово, переходя из одной части речи в другую, теряет синтаксические функции, свойственные прежней части речи, и усваивает функции той части речи, к которой присоединяется: соответственно меняются его частные грамматические категории и изменяемость.

Переход слов из одной части речи в другую имеет определенную направленность в том отношении, что если прилагательное переходит в существительное, то противоположного перехода, существительных в прилагательные, не наблюдается. Русскому языку свойственно несколько таких направлений, в которых совершаются переходы. Сюда относятся: 1) переход прилагательных в существительные; 2) переход существительных, прилагательных, числительных, глаголов в наречие; 3) переход причастий в прилагательные, а затем и в существительные; 4) переход деепричастий в наречия; 5) переход существительных, прилагательных, причастий в местоимения; 6) переход наречий, существительных в предлоги; 7) переход местоимений, существительных в союзы; 8) переход существительных в междометия.

Переход слов из одной части речи в другую не затрагивает самой системы части речи: количество частей речи, их характер и взаимные отношения от перемещения некоторых слов из одной категории в другую не меняется. Эти процессы могут быть названы количественными изменениями в отношениях частей речи.

В данной работе нам хотелось бы подробнее остановиться на процессе перехода прилагательных и причастий в существительные на материале словаря Ожегова.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и вырастает это значение в категориях рода, числа и падежа.

С семантической точки зрения, слова являющиеся именами существительными чрезвычайно разнообразны. Это и слова, обозначающие живые существа, конкретные предметы и явления объективной действительности. Например, «сварщик, сестра, лягушка, пол, кровать, колхоз, весна, дождь» и слова, обозначающие разнообразные отвлеченные понятия, в том числе и свойства, действия и состояния: синева, прыжок, совершенствование. Однако все они имеют общее — предметное значение.

Качество или свойство существительного выражено самостоятельно, в отвлечении от того понятия или явления, которым оно присуще. Например, «прямой (прямой путь, прямая линия) и прямизна», «внимательный (внимательная студентка, внимательное отношение) и внимательность». Действие или состояние в существительном также выражено абстрактно, всегда в отвлечении от производителя и вне протекания во времени. Например: мечтать, мечтаю, будишь мечтать. И мечта; ходил, ходите, ходил бы и ходьба, хождение.

Любое существительное, за исключением употребляющихся только во множественном числе, обязательно относится к одному из трех родов, т.е. является или словом мужского, или словом женского, или словом среднего рода. Например, «апрель, космос, ключ» — слова мужского рода; «вода, земля, помощь» — слова женского рода; «искусство, резюме, открытие — слова среднего рода. Каждое существительное представляет собой или форму единственного или форму множественного числа, например: «друг, песня, детвора, чтение»- формы единственные числа; «друзья, песни, щипцы, сутки»- формы множественного числа.

Синтаксически для имен существительных наиболее характерной является употребление в предложение, прежде всего в качестве подлежащих и дополнений, хотя они могут выступать и как определение, и обстоятельство, а также способность определяться именами прилагательными, которое в этом случае согласуются с ним в роде, числе падеже. В зависимости от того, в функции какого члена предложения выступают существительные, они употребляются в разных падежах, которые наряду с предлогами являются как бы показателями их синтаксических свойств.

Особыми, специфическими чертами выделяются существительные как часть речи и со словообразовательной точки зрения.

Другая часть речи, которая находится в грамматической зависимости от имени существительного, — это имя прилагательное. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и выражает это значение в словоизменительных категориях рода; числа и падежа.

Обозначаемый прилагательным признак предмета может указывать на качества или свойства предмета: «голубое небо, прекрасное начало, ненастная погода, торжественный момент» на принадлежность предмета тому или иному лицу или животному; «отцова шапка Ганина Кошкин дом»; и, наконец, на отношение предмета к другому предмету, обстоятельству, действию или числу: «железная крыша; теперешнее положение, питательной пункт седьмой класс».

Лишь в немногих прилагательных, обычно очень давних, признак предмета выражается непосредственно лексических значением их основа. Подавляющее большинство слов этого грамматического класса выражает качество или свойство предмета опосредованно и в связи с этим имеет производную основу с характерной только для прилагательных словообразовательной структурой.

Грамматические категории рода, числа и падежа прилагательных – словоизменительные и выявляются синтаксически: они выполняют лишь функцию согласования с существительным. Чисто синтаксический характер рода, числа ее падежа в имени прилагательном объясняет единообразие и прозрачность флексий, присущих словам этой части речи в отличие от имени существительного. В предложении прилагательное является определением или именной частью сказуемого. В зависимости от того, каким образом и какой именно признак предмета обозначается теми или иными прилагательными, а также какими грамматическими свойствами они обладают, прилагательные можно разделить на пять больших разрядов: качественные, относительные, притяжательные, качественно – относительные, относительно – притяжательные. Первые три разряды – основные, два последних является промежуточными: один – между качественными и относительными прилагательными, другой – между относительными и качественными.

Качественные прилагательные как прямые наименования определенных признаков включает в свой состав, прежде всего, обозначение различных физических и духовных качеств человека: «крепкий, полный, молодой, суровый, гордый, вспыльчивый, весёлый, коварный, назойливый», слова, обозначающие свойство и качество предметов и явлений: «глубокий, густой, острый, прочный, тяжелый, интересный, тонкий, шаблонный, вместительный, доходчивы, узловатый, ядовиты», название цветов: красный, меловый, черный, оранжевый. В подавляющем большинстве качественные прилагательные характеризуются свойственными только для них грамматическими свойствами.

Относительные прилагательные обозначают признак предмета не прямо, а опосредованно. Они всегда являются словами, в которых тот или иной признак предмета указывает на отношение предмета к другому предмету: «морской, казахский, глиняный, орденский»; к обстоятельству: «вчерашний, здешний»; к действию: «семнадцатый, двойной». Общим значением относительных прилагательных является, таким образом, выражение отношения, значения «свойственной предмету или относящихся к предмету». По своим грамматическим свойствам они противопоставляются качественным прилагательным тем, что не имеют ни одного признака, характерного для качественных прилагательных: они не обладают краткими формами, не образуют степеней сравнения и форм субъективно оценки, не сочетаются с наречиями степени, обычно они не образуют соотносительных наречий на – о, — е, — и , не имеют антонимов и образований на – ость и.т.д. Всеми этими и другими особенностями обладают качественные прилагательные.

Качественно – относительные прилагательные совмещают в своей семантике относительное значение с качественным. Относительное значение в этом случае обычно выступает как основное, номинативное значение этих слов, а качественное – как переносное. Обратных случаев, когда вторичным значением является относительное, а качественное значение представляет собой основное, номинативное значение, очень немного. Такие факты наблюдаются лишь при терминологическом использовании. Употребляясь в относительном значении, эти прилагательные имеют характерные черта относительных прилагательных; выступая в качественном значении, они приобретают свойства качественных прилагательных. Например, «сердечный» в относительном значении, «сердечный» качественном значении.

К относительным прилагательным примыкает группа притяжательных, обозначающих принадлежность предмета какому – либо определенному лицу или животному; «Олегов, Анютин, соседки, боратов, Белкин. От других разрядов прилагательных они отличаются непродуктивностью и очень ограниченной сферой употребления. Относительно – притяжательные прилагательное – это прилагательные, имеющие как относительное, так и притяжательное значение. Основная функция этих прилагательных – обозначение характерного для лица и животного свойства, например: «рачьи глаза, заячьи поводил, утиный нас»; если указание на материал, из которого что –либо приготовление, например; беличий воротник, куриный суп, лебяжий пух».

Относительно значение прилагательных следует подчеркнуть, что они обозначают только признаки, принадлежащие предметом, например: «высокий дом, быстрая река, светлое облако», причем понятие предмета берется в грамматическом понимании, как все, что выражается именем существительном: «полезный труд, большая радость», признак же, взятый в отвлечение от предмета, выражается не прилагательным, а существительным : высота, быстрота, польза, легкость». Выяснения значение и грамматических признаков прилагательных помогает рассмотрение широко осуществляющегося в языке перехода прилагательных в существительные.

Процесс перехода в имена существительные слов из других частей речи называются субстантиваций. В процессе словоупотребления некоторые прилагательные утрачивают свою качественную семантику и приобретают предметное значение, т.е. субстантивируются. Субстантивация слов, первоначально выражавших признак предмета, приводит к тому, что вместе с лексическим значением существительных они получает и многие характерные для существительных грамматические свойства: в них становятся самостоятельными грамматические категории рода, числа и падежа, они входят в разряд одушевленных или неодушевленных, приобретают способность определяться, начинают выступать во всех свойственных существительным синтаксических функциях.

Единственное, что отличает такие слова, если это полные формы, от основной массы существительных, являются окончания. Становясь существительными, такие прилагательные все же сохраняют изменение свое прежнее склонение.

Обычным путём субстантивации является употребление одного прилагательного вместо сочетания существительного с этим прилагательным, причем прилагательное получает значение сужения. Опускаемые существительные обозначают родовые понятие; человек: русский, богатый, бедный, военный, знакомый, сытый, голодной, и другие; комната: столовая, передняя, прихожая, кладовая; звук: гласный, согласный, шипящие; имя: существительное, прилагательное, числительное; река : Белая, Жемчужная, Великая, и другие, при этом не всегда можно точно восстановить опущенное существительное; так, «дежурный» в родных случаях предполагает «боец», «офицер», «служащий», «ученик» и т.д.

В одних случаях субстантивация носит устойчивый характер, существительные такого происхождения прочно входят в словарный состав, иногда вытесняя соответствующее существительное. Например: горничная девушка – горничная, столовая комната – столовая, выходной день – выходной, грядущее время – грядущее. Это полная субстантивация. При этом обычно рядом существуют два омонимичных слова и прилагательное, и существительное. Например, русский характер – русский; животное масло- животное, прошлое-прошлое лето; реже – только существительное: портной, жаркое, лесничий, зодчий.

В других случаях субстантивация не представляется вполне законченной и доведенной до конца – существительное опускается не всегда, да и тогда, когда опущено, легко восстанавливается. Это неполная субстантивация: скорый (поезд), посевная (компания), передовая (статья), застольная (песня).

Прилагательные в значении существительных употребляются индивидуально, только в определенном речевом целом – беседе, письме, рассказе и т.д.

В современном русском языке переходят в существительные только полные прилагательные; в древнерусском имел место и переход кратких форм: «рукав, молебен, вдова, княжна, нужны, добро, зло, войско». Теперь эти слова совсем обособились от прилагательных.

Субстантивированные прилагательные не изменяются по родам и являются словами одного из трех родов. Это характерно не только для случаев полной субстантивации. Не изменяются по родам, когда они выступают как существительные, и субстантивированные прилагательные, способные употребляться в своей исконной функции.

Изменение по родам не следует путать с наличием у некоторых слов коррелятивных, т.е. соотносительных форм мужского и женского рода в обозначениях лиц типа «звеньевой» и «звеньевая», «знакомый» и «знакомая», аналогичны парам «колхозник – колхозница», «писатель — писательница». Аффиксы –ый-ая здесь выражают то же самое, что и суффиксы –ник – ница – тель – тельница, и вовсе не то, что ими выражается, например, в словах «высокопроизводительный» — «высокопроизводительная».

Наиболее разнообразны в семантическом отношении субстантивированные прилагательные женского рода, могущие обозначать как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Среди них наблюдается больше всего слов со значением места действия: «булочная, мостовая, столовая, набережная, детская, прихожая».

Однако имеются также слова, которые обладают и другими значениями, например: «борзая, гончая, накладная, подорожная, сосательная, запятая». Эти слова не образуют продуктивные модели.

Субстантивированные прилагательные среднего рода являются обозначениями конкретных предметов и отвлеченных понятий. Среди названий конкретных предметов есть обозначение различных вин, кушаний и лекарств: шампанское, мороженное, пирожное, заливное, первое, снотворное. Среди субстантивных прилагательных с отвлеченным значением выделяются слова, являющиеся научными терминами и формами выражения общих абстрактных понятий, например: «общее, частное, прекрасное, будущее, прошлое, былое, содержимое».

Субстантивированные прилагательные мужского рода почти все являются именами лиц, например: «ученый, малый, пожарный, раненый, управляющий, заведующий, новенький, штатский, больной, смертный, рядовой».

Субстантивированными прилагательными по происхождению являются также многие топонимические названия и большинство фамильных наименований: Смоленск, Ярославль, Медное, Бологое, Узловая, Долгопрудная, Дубровский, Петров, Фоника, Боброва, Бураго, Теплых.

Субстантивация прилагательных как явление деривации относится к семантико-морфологическому способу словообразования. Иногда происходит не субстантивация прилагательных, а создание новых слов по образцу уже имеющихся субстантивированных прилагательных. Такими являются, например, слова «вселенная, насекомое, числительное; скалькированные с греческих и латинских слов, слова» «корректорская» и «диспетчерская», образованные по образцу «столовая, учительская» и т. п.

От субстантивированных прилагательных следует отличать слова типа «вожатый» и «зодчий». Существительные типа «вожатый» и «зодчий» под влиянием прилагательных типа «богатый», «плотничий» приобрели несвойственные им ранее склонение и словообразовательную структуру. Суффиксальные элементы стали в них осознаваться как окончания –ый, — Ий, и они начали склоняться как прилагательные.

В класс имен существительных в современном русском языке переходят, как имена прилагательные, так и причастия. Только причастия, прежде чем они подвернутся субстантивации, переходят в класс имен прилагательных.

Причастие – это часть речи, которая обозначает действие как признак предмета и обладает общими с глаголами и прилагательным свойствами.

Как и прилагательные, причастия обозначают признаки предметов. Действие или состояние они выражают как временный признак предмета: «сидящий человек» — тот, кто сидит в настоящее время; «сидевший человек» — тот, кто сидел; «прилетающий самолет» — самолет, который прилетает в настоящее время.

«Сидящий, сидевший, — признаки, характеризующие человека, пока он находятся, или находился, в таком состоянии. По «действию» «прилетающий» существительное «самолет» характеризуется до тех пор, пока он не пролетит. Проявление подобных признаков ограничено временем, выраженном в причастии. Время проявления их, длительность может быть уточнена при помощи контекстуальных средств. Имена прилагательные же выражают постоянный признак предмета.

Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, выступают в функции определения. При этом, обладая морфологическими свойствами имени прилагательного – изменяясь по родам, числам и падежам, они согласуются с определенными словами. Причастия имеют ту же систему флексий, что и прилагательные. Они склонятся так же, как и прилагательные.

Причастия делается на действительные и страдательные. Действительные причастия называют признак предмета по действию, которое производит сам предмет: «Инженер, сконструировавший машину». Страдательные причастия называют признак предмета по действию, которое этот предмет испытывает: «машина, сконструированная инженером». Страдательные причастия всегда имеют значение страдательного залога. Действительные причастия могут иметь значения действительного и страдательного залогов и встает вне залога: «бригада плотников, стращая дом»; «дом, строящийся бригадой плотников»; «ползущие по небу облака».

У причастия есть только формы настоящего и прошедшего времени, формы будущего времени у причастий не закрепились.

Как было выше сказано, причастия так же, как и прилагательные, но прежде они адъективируются. Адъективация – это процесс перехода причастий в прилагательные, чему способствует наличие у причастий наряду с глагольными признаками признаков прилагательных. Адъективация может быть постоянной, или полной, и временной. К числу причастий, окончательно превратившихся в прилагательные, относятся древнерусские формы типа ползучий, сидячий, текучий, зрелый, пошлый, умелый, а также будущий, грядущий, иступленный, прирожденный, сокровенный и др.

Большая часть подвергается временной — адъективируются, т.е. в одних условиях выступает в качестве причастий, в других – в качестве прилагательных.

В современном русском языке употреблении причастий в значении прилагательных является активным процессом. Чаще переходят в прилагательные причастия действительного залога настоящего времени, особенно если они употребляются со значением постоянного признака: «блестящие успехи», «цветущий вид». Процессу адъективации часто подвергаются страдательные причастия прошедшего времени: «уверенный ответ», «взволнованный голос». Из действительных причастий с постфиксом -ся лишь некоторые могут употребляться в значении прилагательных: «выдающийся поэт», «трудящийся массы», «учащаяся молодежь». Переходу причастий в прилагательные способствует употреблению их в переносном значении или в составе терминологических сочетаний: «рассеянный человек», «потерянный взгляд»; «пишущая машинка»; отравляющее вещество; «подающий механизм». Причастными по происхождению являются прилагательные типа «вяленый, жареный, квашеный, крашеный, печеный, сушеный» и т. п. В отдельных случаях причастия от прилагательных отличаются ударением: причастия – «моченный, соленный, проклятый, топленный, точенный, пиленный»; прилагательные – мочёный, соленый, сушёный, проклятый, топлёный, точёный, пилёный.

Только после этого причастия могут подвергаться субстантивации, т.е. могут употребляться в значении существительных: обвиняемый, окружающее, млекопитающие, множимое и др. При субстантивации причастия получают предметное значение, оказываются отнесенными к одному из трех грамматических родов, но сохраняют систему склонения прилагательных.

Предметное значение субстантивированных причастий проявляется более отчетливо при наличии согласованного определения. Например: «Все написанное казались беспомощным». Окончательно перешли в существительные бывшие причастия «насекомое», «млекопитающее», а слова «заведующий; управляющий» могут употребляться как в значении существительных, так и в значении причастий и прилагательных. Субстантивированным прилагательным причастного происхождение является слово «ученый» — в значении специалист в какой – нибудь научной, области, отличающееся от причастия «ученный» написанием.

Таким образом, в процессе словоупотребления некоторые прилагательные и причастия утрачивают свою качественную семантику и приобретают предметное значение, т.е. субстантивируются, переходят в разряд существительных, тем самым, пополняя словарный запас. Помимо изменения значения, переходя, в существительные, прилагательные и причастия теряют согласование с существительным и изменяемость по родам, приобретая один определенный род: «животное» — среднего рода.

В предложении такие слова могут выступать в роли подлежащего и дополнения и иметь при себе согласованное прилагательное или причастие. Например: «Враг осмотрел вновь поступившего больного». Перешедшие в существительные прилагательные, в отличие от основной массы существительных, сохраняют склонение по типу прилагательных именно по тому роду, к которому они принадлежат, а также они не допускают образований с суффиксами оценки.

Словарный состав русского языка находится в состоянии непрерывного изменения. Одна из закономерностей развития словарного состава языка – пополнение его новыми словами. Пополнение это происходит двумя путями: путем образования новых слов и путем заимствования слов из других языков. Ведущую роль в развитии и обогащении лексического состава языка играет образование новых слов на базе уже существующих нём слов.

Разряды имен прилагательных

В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.

Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.

Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.

  • легкий (вес),
  • деревянный (материал),
  • мамин (принадлежность).

В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.

Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.

Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.

Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».

Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.

Разряды Признаки Примеры
Притяжательные Указывают на принадлежность некому человеку или животному. Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий.
Относительные Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д.
Образованы от существительных, глаголов и наречий.
Бегущий (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер).
Качественные Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. Краткий, легкий, высокий.
Имеют степени сравнения. Кратчайший, легчайший, высочайший.
Образуют краткую форму. Краток, легок, высок.
Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий.

Качественные прилагательные

Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:

  • размеры (большой, маленький, крупный);
  • вес (легкий, тяжелый, увесистый);
  • цвет (черный, зеленый, красный);
  • вкус (сладкий, соленый, горький);
  • форма (квадратный, овальный, треугольный);
  • температура (холодный, горячий, теплый);
  • физические характеристики (плотный, хрупкий, рыхлый);
  • черты характера (веселый, милосердный, аккуратный).

У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:

  • большой — наибольший, самый большой;
  • сладкий — сладчайший, очень сладкий;
  • тяжелый — тяжелейший, совсем тяжелый;
  • краткий — кратчайший, слишком краткий.

Для усиления эффекта также используется повторение:

  • большой-пребольшой,
  • сильный-пресильный,
  • громкий-прегромкий.

Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.

  • Грубый — груб, груба, грубо, грубы.
  • Плавный — плавен, плавна, плавно, плавны.
  • Твердый — тверд, тверда, твердо, тверды.
  • Звонкий — звонок, звонка, звонко, звонки.

Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:

  • робкий — робок,
  • хрупкий — хрупок,
  • тесный — тесен.

Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:

  • веселый — невеселый,
  • яркий — неяркий,
  • вкусный — невкусный.

Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.

Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.

  • пегая лошадь,
  • красное знамя,
  • квадратная коробка,
  • слепой старик.

Относительные прилагательные

Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:

  • место нахождения (приморский парк, степной суслик, верхняя полка, речной трамвайчик, сельский житель);
  • фактор времени (зимняя ночь, утренняя газета, вечерняя пора, прошлогодний отчет, октябрьский дождь);
  • материал изготовления (дубовая мебель, янтарные бусы, ягодное пюре, бархатное платье, фарфоровая посуда);
  • действие, вид активности (бегущий человек, подготовительный курс, упавшие листья, прыгающий мяч);
  • назначение (строительный магазин, туристический рюкзак, спальный мешок, спортивный снаряд, счетная палата);
  • количество (метровый шест, рублевая монета, трехлетний ребенок, двузначное число);
  • отношение к лицу или организации (студенческий билет, родительская группа, попечительский совет).

В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).

Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.

Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.

  • старый дуб (старейший) — качественное;
  • столетний дуб (дуб, которому сто лет) — относительное;
  • короткий путь (кратчайший) — качественное;
  • стометровая дорожка (дорожка длиной в сто метров) — относительное.

Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:

  • от глаголов — беглый (бежать), летящий (летать), льющийся (литься);
  • от существительных — ежовый (еж), медовый (мед), стальной (сталь).

Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.

Притяжательные прилагательные

Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.

Вопросы Примеры
Чей? Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник.
Чья? Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет.
Чье? Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло.
Чьи? Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы.

Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.

У этого разряда есть свои особенности правописания:

  • с частицей «не» они всегда пишутся раздельно: вещи не мамины, следы не медвежьи;
  • если прилагательное образовано от имени собственного при помощи суффикса -ев-, -ов- или -ин-, его следует писать с заглавной буквы: Иванов ремень, Машина заколка;
  • если прилагательное образовано от имени собственного, но имеет суффикс -ск-, оно пишется со строчной буквы: пушкинские вечера, гоголевский юмор.

Как определить разряд прилагательного?

Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:

Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.

Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.

Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.

Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:

На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.

У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:

  • Бабушкин — чей?
  • Яблочный — какой?
  • Ароматный — какой?

Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:

  • бабушкин — притяжательное прилагательное.

От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:

  • самый яблочный — звучит не очень гармонично,
  • самый ароматный, ароматнейший — звучит хорошо.

Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).

  • ароматный — качественное прилагательное.

О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:

  • яблочный — относительное прилагательное.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.

  • золотое колье — сделанное из золота,
  • золотой человек — очень хороший, доброжелательный.

Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.

  • Медвежья берлога — чья?
  • Медвежья услуга — какая?
  • Лисья нора — чья?
  • Лисья хитрость — какая?

В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.

Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:

  • Беличья кладовая — чья?
  • Беличья шуба — какая?

В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.

источники:

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/substantivacziya_prilagatelnyix_i_prichastij/

https://skysmart.ru/articles/russian/razryady-imen-prilagatelnyh

Начнем с того, что сравним эти две части речи, выясним, в чем их сходство и различие.
Итак, чем отличаются прилагательные от существительных по смыслу?

Существительные обозначают предметы, а прилагательные – признаки предметов. Что в грамматике называется предметом? Всякое слово, которое в начальной форме отвечает на вопрос КТО ЭТО? или ЧТО ЭТО?. А что называем признаком предмета? Признаком предмета в грамматике называется всякое слово, которое в начальной форме отвечает на вопрос КАКОЙ? или ЧЕЙ?.
Это различие между прилагательным и существительным основное, достаточное для того, чтобы не смешивать их при разборе или в речи. Но оно не единственное. Есть отличия морфологические. При морфологическом разборе и существительных, и прилагательных мы указываем род, число, падеж: умный мальчик – м. род, им. п., един. ч.; умным девочкам – ж. род, д.п., множ.ч. Почему совпадают формы прилагательного и существительного? Разумеется, потому, что прилагательные согласуются с существительными, то есть воспринимают формы существительных. Своих, независимых форм они не имеют. А существительные имеют собственные формы рода, числа, падежа. Это одно морфологическое различие между данными частями речи. Есть и второе. Вы заметите сразу, что прилагательные изменяются по родам (умный, умная, умное). Изменяются ли по родам существительные? Конечно, нет, не изменяются.
Есть различия и синтаксические. Основная роль существительного в предложении – подлежащее или дополнение. А какую роль выполняет в предложении прилагательное? Оно бывает определением или, реже, сказуемым. Например: Белеет парус одинокий… (какой парус? – определение); Утро было туманное (что говорится о нынешнем утре? – сказуемое).
Теперь ответим на вопрос: как может прилагательное переходить в существительное, если между ними такие большие различия – и смысловые, и морфологические, и синтаксические? Очевидно, прилагательные утрачивают свойственные им признаки и уподобляются почти во всем существительным. Что же утрачивают прилагательные, переходя в существительные? Что приобретают взамен?
Они теряют определяемое существительное и занимают его место: Смелый солдат дерется с врагами, жизни своей не щадя. – Смелый дерется с врагами… (Сурков). Заняв место существительного, прилагательное становится существительным: оно отвечает на вопрос КТО? и обозначает предмет. В предложении оно выполняет роль подлежащего и дополнения. Смелого пуля боится… (кого? чего? боится пуля). Одновременно прилагательное приобретает постоянный признак рода и теряет способность изменяться по родам. Пары слепой – слепая, звеньевой – звеньевая подобны ткач – ткачиха. Они обозначают природный пол лица. Взамен утраченного определяемого существительного (часовой перерыв) прилагательное, переходя в существительное, может приобрести качественное или количественное определение (бдительный часовой, семеро смелых).
Что сохраняют прилагательные, переходя в существительные? Прежде всего тип склонения. Сравните герой – героя (в род.п.), но портной -портного, а не портноя. Некоторые прилагательные, переходя в существительные в форме среднего рода, сохраняют возможность образования превосходной степени: важнейшее или самое важное.
Повторим. Прилагательные могут переходить в существительные. При этом они обозначают предмет или лицо и отвечают на вопрос КТО ЭТО? или ЧТО ЭТО? Изменяется синтаксическая роль прилагательных. Они употребляются в роли подлежащего или дополнения, изредка в роли несогласованного определения (Мечта слепого не могла осуществиться. – Чья мечта?). Такие прилагательные могут иметь при себе определения: уютная гостиная, услужливая горничная, ядовитое насекомое. Они уже не изменяются по родам. Но склоняются по-прежнему, по основному типу прилагательных.
Процесс перехода прилагательных в существительные начался давно и проходит три этапа. Вначале кто-то, может быть, в спешке опускает для краткости определяемое существительное: “Запахло горелым”. Слушающие это замечание понимают, начинают искать причину, чтобы устранить ее, и т.д. Однако такое употребление необязательно становится устойчивым. Второй пример. Кто-то из наших далеких предшественников сказал: “Пришли портные”, не указав определяемое существительное люди. Эта фраза всем понравилась своей краткостью и выразительностью. Определяемое существительное при слове портной стало ненужным и даже лишним, и оно перешло в существительное. Лишь у Гоголя встретилось выражение “ПОРТНОЕ население” и то только однажды. Слово ПОРТНОЙ окончательно перешло в существительное. Возврат его в категорию прилагательного совершенно невозможен. Таких прилагательных очень немного: запятая, насекомое, леший, лесничий и др. Их бытность в категории прилагательных по отсутствии примеров оказывается под вопросом. Приведенные два примера говорят о наличии двух этапов, или степеней, перехода прилагательных в существительные: начального и завершающего. Второй этап, промежуточный, многочисленнее. На втором этапе интересующие нас слова употребляются одинаково часто и в роли прилагательных, и в роли существительных: больной поправился и больное место; слепой споткнулся и слепой музыкант; дежурный врач и дежурный по классу.
Упражнения
1. Определите этап перехода прилагательных в существительные.
Образец: Безрукий соседа обокрал, голому за пазуху наклал, слепой подглядывал, глухой подслушивал, безногий вдогон бежал, немой обо всем рассказал. (Шутка). Здесь прилагательные БЕЗРУКИЙ, БЕЗНОГИЙ и ГОЛЫЙ стоят на первой ступени перехода в существительные, а ГЛУХОЙ и НЕМОЙ – на второй.
“Сейте разумное, доброе, вечное!” – эти слова Некрасова по заслугам присвоили учителя. Ленивого по платью узнают. Стоячему с сидячим трудно говорить. Сытый голодного не разумеет. Добрый плачет от радости, а злой – от зависти. (Пословицы).
2. Составьте словосочетания с данными словами, употребляя их, где возможно, то как прилагательное, то как существительное. Отметьте ступень перехода.
Образец: Вызвали в учительскую, учительская проверка; злой леший.
Лесничий, прохожий, прихожая, рабочий, столовая, прачечная, учительская.
3. Комментированное письмо. Отметьте прилагательные, перешедшие в существительные. Отгадайте загадки.
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух). На дереве висит колючая головка, на землю упадет – одежку скинет ловко. (Плод каштана). Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик). Круглое, румяное с дерева достану я, на тарелку положу: “Кушай, мамочка!” – скажу. (Яблоко). Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита. (Книга).
К сказанному о переходе прилагательных в существительные нужно добавить следующее. Не все прилагательные, перешедшие в существительные, сохраняют тип склонения. Фамилии на ов/ев и на ин/ын (Иванов, Зверев, Бунин, Лисицын) склоняются, как существительные 2-го склонения. Только в твор. пад. сохраняют окончание -ым, -им в ед.ч.: С Пушкиным на дружеской ноге! (Гоголь) – ыми/ими во множ.
Многочисленные географические названия на ино/ыно, ово/ево полностью перешли в существительные. Они во всех падежах имеют окончания существительных 2-го склонения, в том числе в творительном. Под городом Чеховом, “как под Киевом”, Харьковом, за селом Зайцевом, Бородином, под городом Ивановом.
По значению как фамилии, так и географические названия давно отдалились от прилагательных. Сближение их типа склонения с существительными вполне законно и естественно.
Упражнения
1. Данные словосочетания поставьте в творительный падеж и составьте с ними предложения по образцу: С композитором Бородиным учитель музыки познакомил учащихся по отрывкам из оперы “Князь Игорь”. Встретились с товарищем за городом Ивановом. Детское село не так давно стало городом Пушкином.
Поэт Никитин, село Никитино, поселок Дмитров, писатель Тургенев, художник Репин, село Кунцево.
2. Произведите полный морфологический разбор всех существительных и прилагательных.
Кто малым недоволен, тот большего недостоин. (Пословица). Смелого пуля боится, смелого штык не берет! (Сурков). Бабочка – легкокрылое насекомое. Победа над слабым не лучше поражения. Многие знакомятся с Чеховым по его рассказу “Каштанка”. Автобус остановился перед городом Чеховом.
Мы несколько расширяем и углубляем этот интересный материал по грамматике по сравнению с программой и традиционными учебниками. Позволительно ли это? Ответим прежде всего на вопрос: полезно ли это? Это полезно тем, что заинтересовывает учащихся. А где интерес, там и понимание, там усвоение дается легче и быстрее и грамматика становится занимательной наукой, как-то более близкой, более реальной для ученика.

Елена ПРОНИНА

Unit 3.2

Прилагательные, которые стали существительными

Print This Post Print This Post

Имена прилагательные указывают на признак существительного.

Имена существительные обозначают человека, место, предмет, случай, материал или качество.

Субстантивация — переход в разряд имён существительных других частей речи, вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет.

Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Такие существительные, как войско, вдова, молебен, рукав, ножны и другие по происхождению являются прилагательными.
В современном языке процесс субстантивации происходит очень активно.
Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных:

  • слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: столовая, бильярдная, гостиная, ванная, гардеробная;
  • названия предприятий торговли и общественного питания: булочная, кондитерская, пельменная, закусочная, рюмочная;
  • названия политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления: левые, правые, красные, зелёные, белые;
  • многие наименования представителей отдельных рас: белый, жёлтый, краснокожий, чёрный, узкоглазый;
  • названия некоторых пород собак: борзая, гончая, легавая;
  • Предложения со словами, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме:
    • Гостиная расположена справа от моей комнаты.
    • В ванной стоит большое зеркало.
    • Мы повесили свои куртки в гардеробной.
  • Предложения с названиями предприятий торговли и общественного питания:
    • Я работаю в кондитерской.
    • В пельменной сегодня большие скидки.
    • Друзья отправились в булочную.
  • Предложения с названиями политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления:
    • Мой прадед воевал за красных.
    • Он сообщил зелёным о незаконном выбросе мусора.
    • Правые получили на 15 голосов больше, чем левые.
  • Предложения с многими наименованиями представителей отдельных рас:
    • Ты думаешь, что тебе всё можно только потому, что ты белый.
    • Он ударил краснокожего по лицу.
    • Узкоглазые хорошо варят рис.
  • Предложения с названиями некоторых пород собак:
    • Я всегда хотел завести борзую.
    • Гончая учуяла запах мяса.
    • У нас в будке жила легавая.

При субстантивации меняются семантические, морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных. Теперь они обозначают

-предмет, а не признак;

-приобретают самостоятельный род;

-изменяются по падежам и числам.

The exercises are not created yet. If you would like to get involve with their creation, be a contributor.

Open TextBooks are collaborative projects, with people from all over the world bringing their skills and interests to join in the compilation and dissemination of knowledge to everyone and everywhere.

Become an Ambassador and write your textbooks.

Become a Books4Languages Online tutor & teacher.

More information here about how to be a tutor.

Переход из одной части речи в другую: причины, особенности и примеры

Русский язык – явление развивающееся, поэтому нет ничего удивительного в том, что мы можем наблюдать переходы слов из одной части речи в другую. Рассмотрим особенности данного лингвистического процесса и приведем примеры.

Определение

Субстантивацией в науке является переход из одной части речи в другую. Чаще всего причастия и прилагательные становятся существительными, при этом образуются новые лексемы.

переход из одной части речи в другую

Слово, часть речи которого меняется, не подвергается более никаким изменениям, сохраняя все свои морфемы.

Причины

К числу основных причин перехода прилагательных в существительные следует отнести то, что само имя прилагательное часто употреблялось в речи без определяемого слова, поэтому и было переосмыслено. Это явление некоторые видные лингвисты называют законом экономии сил. Иногда упустить существительное и изменить часть речи становится возможным, если собеседники понимают, о чем они ведут диалог. Так, говоря школа для слепых, мы понимаем, что речь идет об учебном заведении для людей, поэтому и не нуждаемся в этом уточнении.

Еще пример: «Больной мужчина уже много дней не выходил из комнаты». В этом предложении больной является прилагательным и зависит от существительного мужчина. Смысл не меняется, если сказать «Больной уже много дней не выходил из комнаты». Слово больной в этом случае является существительным.

переход из одной части речи в другую

Или еще один пример: «Аня, сходи в столовую комнату за тарелками» (столовая – прилагательное). «Аня, сходи в столовую за тарелками» (столовая – существительное). Носители языка не будут испытывать трудностей в понимании значения предложения.

Лингвисты выделяют два вида субстантивации:

  • Полную. Исходное слово окончательно переходит в новую часть речи (дневальный, портной, зодчий, лесничий).
  • Неполную. И исходное, и вновь образованное слова существуют параллельно (учительская, больной, столовая). В речи носителей языка присутствуют два омонима.

И те, и другие в русском языке весьма распространены.

Примеры

Приведем примеры перехода из одной части речи в другую:

Прилагательное – в существительное:

  • Военный совет проходил в тайне. – Статный военный гордо шел по улице.
  • Часовой механизм работал слаженно. – Часовой стоял на посту и зорко следил.
  • Пленный летчик оказался очень стойким. – Пленный дал важные показания.
  • Русский язык богат и интересен. – Русский за границей чувствовал себя уверенно.
  • Знакомый город, прекрасные места! – Знакомый сказал мне, что все раскупили.

Причастие – в существительное:

  • Отдыхающие на поляне подростки играли на гитаре. – Отдыхающие наслаждались солнечным теплом.
  • Минувшее столетие принесло немало разочарований. – Горько вспоминать минувшее.

переход существительных в другие части речи

Эти примеры перехода из одной части речи в другую показывают, что явление субстантивации встречается весьма часто. И нередко не осознается носителями языка как таковое.

Особенности

Явление субстантивации используется двумя дисциплинами лингвистического цикла – словообразованием и морфологией. В качестве способа образования новых слов переход из одной части речи в другую относится к безаффиксным и характеризуется изменением грамматических признаков.

Причастия или прилагательные, ставшие существительными, могут распространяться согласованным определением (фисташковое мороженое, богатая столовая, современная учительская).

Изменение таких существительных по числам и падежам происходит по модели прилагательного. Например:

  • И.п. Вишневое мороженое.
  • Р.п. Вишневого мороженого.
  • Д.п. Вишневому мороженому.
  • В.п. Вишневое мороженое.
  • Тв.п. Вишневым мороженым.
  • П.п. (О) вишневом мороженом.

Как видим, существительное мороженое изменяется по падежам также, как и прилагательное вишневое.

переход из одной части речи в другую примеры

Однако русский язык богат исключениями. Так, при смене части речи отдельные слова лишаются способности к определенным формам изменения:

  • Только женский род есть у слов гостиная, учительская, столовая, горничная, если это существительные. Прилагательные же имеют все три рода (столовая комната – столовый прибор – столовое серебро).
  • Сумчатые (сущ.) используется только во множественном числе.
  • Больной (сущ.) не имеет среднего рода. При этом можно сказать больное животное, но часть речи в этом случае – прилагательное.

Как видим, отдельные грамматические признаки слово при субстантивации утрачивает, другие же сохраняет.

переход прилагательных в существительные

Существительные

Рассмотрим переход существительных в другие части речи и приведем примеры этого явления. Информация представлена в форме таблицы.

Часть речи, в которую перешло имя сущ.

Наречие (образуются из одной падежной формы)

Рысью, кубарем, ощупью, кругом, даром

Наречия (слияние существительного с предлогом)

Впору, накрест, вовеки, издали, впоследствии, напоказ, кверху

Союзы (чаще всего, составные, в сочетании с другими словами)

В то время как, в связи с тем что, в силу того что

К счастью, благо, одним словом, к удивлению

В течение, в целях, в продолжение, в зависимости, вроде

Марш! Караул! Батюшки! Ужас!

Подобные процессы характерны для славянских языков в целом и приводят к тому, что появляются новые слова. Язык становится богаче.

Переход из одной части речи в другую – интересное явление русской грамматики, являющееся одним из способов словообразования.

Способы словообразования в русском языке

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или приставки;
  • суф­фик­сы; ;
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные;
  • флек­сии, или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

  • писа ть → вы писать
  • вид → под вид
  • забавн ый → пре забав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

  • нахо­ди ть → наход к а
  • цвет (цве­ток) → цвет ник
  • улы­ба ть ся → улыб к а

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

  • локоть → под локот ник
  • бесед а → со бесед ник
  • свеж ий → о свеж и ть
  • мор е → за мор ск ий
  • мох → за мш е ть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­ди ть → взвод
  • при­пе­ва ть → при­пев
  • свинь я → свин ой
  • золот о → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кт о → кто- то
  • чт о → что- нибудь
  • где → где- либо
  • когда → когда- то
  • бро­са ть → бро­сать ся

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

  • слу­ша ть → в слу­шать ся
  • нюха ть → при нюхать ся
  • дума ть → в думать ся
  • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
  • жда ть → до ждать ся

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

  • толп а → толп и ть ся
  • скуп ой → скуп и ться
  • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

  • север , восток → север о -восток;
  • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
  • свод неб а → неб о свод;
  • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
  • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

  • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
  • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
  • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • зам ести­тель пред седа­те­ля → зампред;
  • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
  • проф союз­ный ком итет → профком;

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

  • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
  • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
  • сам , вари ть + → сам о вар;
  • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
  • каш а, вари ть + → каш е вар.

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот час → то́тчас

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Видеоурок

Разряды имен прилагательных

В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.

Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.

Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.

  • легкий (вес),
  • деревянный (материал),
  • мамин (принадлежность).

В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.

Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.

Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.

Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».

Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.

Разряды Признаки Примеры
Притяжательные Указывают на принадлежность некому человеку или животному. Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий.
Относительные Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д.
Образованы от существительных, глаголов и наречий.
Бегущий (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер).
Качественные Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. Краткий, легкий, высокий.
Имеют степени сравнения. Кратчайший, легчайший, высочайший.
Образуют краткую форму. Краток, легок, высок.
Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий.

Качественные прилагательные

Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:

  • размеры (большой, маленький, крупный);
  • вес (легкий, тяжелый, увесистый);
  • цвет (черный, зеленый, красный);
  • вкус (сладкий, соленый, горький);
  • форма (квадратный, овальный, треугольный);
  • температура (холодный, горячий, теплый);
  • физические характеристики (плотный, хрупкий, рыхлый);
  • черты характера (веселый, милосердный, аккуратный).

У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:

  • большой — наибольший, самый большой;
  • сладкий — сладчайший, очень сладкий;
  • тяжелый — тяжелейший, совсем тяжелый;
  • краткий — кратчайший, слишком краткий.

Для усиления эффекта также используется повторение:

  • большой-пребольшой,
  • сильный-пресильный,
  • громкий-прегромкий.

Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.

  • Грубый — груб, груба, грубо, грубы.
  • Плавный — плавен, плавна, плавно, плавны.
  • Твердый — тверд, тверда, твердо, тверды.
  • Звонкий — звонок, звонка, звонко, звонки.

Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:

  • робкий — робок,
  • хрупкий — хрупок,
  • тесный — тесен.

Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:

  • веселый — невеселый,
  • яркий — неяркий,
  • вкусный — невкусный.

Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.

Особенности качественных прилагательных

Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.

  • пегая лошадь,
  • красное знамя,
  • квадратная коробка,
  • слепой старик.

Относительные прилагательные

Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:

  • место нахождения (приморский парк, степной суслик, верхняя полка, речной трамвайчик, сельский житель);
  • фактор времени (зимняя ночь, утренняя газета, вечерняя пора, прошлогодний отчет, октябрьский дождь);
  • материал изготовления (дубовая мебель, янтарные бусы, ягодное пюре, бархатное платье, фарфоровая посуда);
  • действие, вид активности (бегущий человек, подготовительный курс, упавшие листья, прыгающий мяч);
  • назначение (строительный магазин, туристический рюкзак, спальный мешок, спортивный снаряд, счетная палата);
  • количество (метровый шест, рублевая монета, трехлетний ребенок, двузначное число);
  • отношение к лицу или организации (студенческий билет, родительская группа, попечительский совет).

В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).

Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.

Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.

  • старый дуб (старейший) — качественное;
  • столетний дуб (дуб, которому сто лет) — относительное;
  • короткий путь (кратчайший) — качественное;
  • стометровая дорожка (дорожка длиной в сто метров) — относительное.

Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:

  • от глаголов — беглый (бежать), летящий (летать), льющийся (литься);
  • от существительных — ежовый (еж), медовый (мед), стальной (сталь).

Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.

Притяжательные прилагательные

Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.

Вопросы Примеры
Чей? Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник.
Чья? Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет.
Чье? Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло.
Чьи? Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы.

Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.

У этого разряда есть свои особенности правописания:

  • с частицей «не» они всегда пишутся раздельно: вещи не мамины, следы не медвежьи;
  • если прилагательное образовано от имени собственного при помощи суффикса -ев-, -ов- или -ин-, его следует писать с заглавной буквы: Иванов ремень, Машина заколка;
  • если прилагательное образовано от имени собственного, но имеет суффикс -ск-, оно пишется со строчной буквы: пушкинские вечера, гоголевский юмор.

Как определить разряд прилагательного?

Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:

Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.

Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.

Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.

Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:

На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.

У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:

  • Бабушкин — чей?
  • Яблочный — какой?
  • Ароматный — какой?

Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:

  • бабушкин — притяжательное прилагательное.

От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:

  • самый яблочный — звучит не очень гармонично,
  • самый ароматный, ароматнейший — звучит хорошо.

Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).

  • ароматный — качественное прилагательное.

О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:

  • яблочный — относительное прилагательное.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.

  • золотое колье — сделанное из золота,
  • золотой человек — очень хороший, доброжелательный.

Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.

  • Медвежья берлога — чья?
  • Медвежья услуга — какая?
  • Лисья нора — чья?
  • Лисья хитрость — какая?

В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.

Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:

  • Беличья кладовая — чья?
  • Беличья шуба — какая?

В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти преломляющий угол призмы
  • Блок питания греется как исправить
  • Как исправить полотно бензопилы
  • Как составить гтд
  • Как найти рекрутера для поиска работы