Как найти примеры в тексте егэ

Комментарий проблемы текста — самая важная часть сочинения ЕГЭ, при комментировании проблемы выпускник должен показать умение работать с исходным текстом.

Одним из показателей правильного комментария является логика его построения, которая ведет от проблемы текста к авторской позиции по ней.

Как писать комментарий проблемы текста?

ПРИМЕЧАНИЕ:

Читайте статьи: «Что такое проблема текста?», «Как найти проблему в тексте?» и «Как правильно сформулировать проблему текста?».

Из данной статьи вы узнаете, что такое комментарий проблемы, структуру комментария, как найти примеры-иллюстрации в экзаменационном тексте и многое другое, связанное с комментированием проблемы в сочинении ЕГЭ.

Содержание статьи

  • 1 Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?
  • 2 Структура комментария
  • 3 Пример-иллюстрация в комментарии
  • 4 Виды примеров-иллюстраций
    • 4.1 Примеры, которые приводит автор в своём тексте
    • 4.2 Размышления автора, связанные с проблемой
    • 4.3 Цитаты
    • 4.4 Описания
    • 4.5 Истории
    • 4.6 Точки зрения, которые приводит автор
    • 4.7 Средства выразительности
    • 4.8 Слова, выражения, важные для понимания проблемы
  • 5 Как находить примеры в тексте?
    • 5.1 Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
    • 5.2 Примеры-иллюстрации в художественном тексте
  • 6 Способы отсылки к тексту
    • 6.1 1. Ссылка на номера предложений (самый простой)
    • 6.2 2. Прямая речь
    • 6.3 3. Косвенная речь
    • 6.4 4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
    • 6.5 5. Соединение разных способов в одном примере
  • 7 Пояснение к примерам-иллюстрациям
  • 8 Что такое смысловая связь
  • 9 Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ
    • 9.1 Смысловая связь в начале комментария
    • 9.2 Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации
    • 9.3 Смысловая связь как итог комментирования

Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?

В своём сочинении ученик должен прокомментировать найденную им проблему с опорой на исходный текст, то есть написать свои рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста.

Комментарий в сочинении – это последовательный анализ исходного текста, где нужно на конкретных примерах из экзаменационного текста объяснить, почему писатель размышляет об этом вопросе и почему использует эти слова и выражения, изобразительно-выразительные средства, для доказательства того, что сформулированная в сочинении проблема действительно присутствует в исходном тексте.

Из данного определения, следует, что комментарий – это рассуждения выпускника по проблеме экзаменационного текста, соотнесенные с его знаниями, личным жизненным опытом.

Структура комментария

Комментарий в сочинении ЕГЭ состоит из 5 элементов, за каждый из которых можно получить по одному баллу.

В сумме за полный грамотный комментарий выпускнику могут дать 5 баллов.

Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальные баллы за комментарий по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.

Правильный комментарий по сформулированной проблеме текста состоит из 5 элементов:

  1. Пример-иллюстрация (из исходного текста).
  2. Пояснение к первому примеру (ваши мысли по поводу примера-иллюстрации).
  3. Второй пример-иллюстрация (из исходного текста).
  4. Пояснение (ваши мысли по поводу второго примера-иллюстрации).
  5. Смысловая связь между примерами иллюстрациями.

Пример-иллюстрация в комментарии

Важными составляющими структуры комментария являются два примера-иллюстрации и пояснение к ним.

Внимание!

Выпускник обязан иметь четкое представление о том, что такое пример-иллюстрация.

Пример-иллюстрация – это фрагмент необходимой информация из исходного текста, демонстрирующий определенную проблему, которую ученик анализирует в своем сочинении.

Важно!

Выпускник должен уметь анализировать примеры-иллюстрации и выражать свое мнение по ним, а не просто пересказывать авторский текст.

Пример-иллюстрация отличается от простого пересказа тем, что при пересказе текста выпускник говорит о поступках героев текста, а в примере-иллюстрации обращает внимание на мастерство автора в раскрытии проблемы текста.

Например, каждую минуту герой должен выбирать из этого громадного материала самое важное и нужное — это пересказ текста.

А.П.Чехов обращает наше внимание на то, что лектор каждую минуту должен из огромного количества материала выбирать «самое важное и нужное» — это иллюстрация. (Текст №9).

Виды примеров-иллюстраций

Основой комментария является поднятая автором проблема, а примеры иллюстрируют её наличие в тексте.

В качестве примеров-иллюстраций в комментарии можно использовать:

  • примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • цитаты;
  • описания;
  • истории;
  • точки зрения, которые приводит автор;
  • средства выразительности;
  • слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Выбор того или иного примера не зависит от его достоинств или недостатков, лёгкости или сложности, а зависит от содержания конкретного текста и умения выпускника читать и интерпретировать текст.

Все фрагменты исходных текстов для ЕГЭ по русскому языку взяты из произведений разных авторов.

Каждый автор имеет свой жизненный опыт и пишут они тексты по самым разнообразным видам проблем.

В зависимости от содержания текста, его элементов, которыми автор раскрывает проблему текста, в одних текстах можно найти одни виды примеров, а в других – другие.

Ниже приведены примеры различных видов примеров-иллюстраций для комментирования проблемы текста.

Примеры, которые приводит автор в своём тексте

В тексте №14 Б.Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» примером-иллюстрацией проблемы проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу является эпизод, когда герой отпускает пленного немца (предложения 36 — 47).

Размышления автора, связанные с проблемой

В тексте №23 Д. А. Гранина «Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка…» примером-иллюстрацией проблемы восприятия окружающего мира ребёнком являются размышления писателя о том, что такое вкус детства (предложения 28 — 32).

Цитаты

В тексте №19 Д.А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя…» примером-иллюстрацией проблемы осознания человеком своей реализации в жизни будет цитата из Л.Толстого о дроби в жизни человека (предложения 7 — 11).

Описания

В тексте №28 К.Г. Паустовского «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли природы в жизни человека будет описание красоты полуночного пейзажа (предложения 26 — 31).

Истории

В тексте №27 Ю.В. Бондарева «Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка…» примером-иллюстрацией проблемы отношения к родителям будет история, связанная со смехом приятелей над нелепым видом отца (предложения 16 — 21).

Точки зрения, которые приводит автор

В тексте №16 А.Г. Алексина » Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» примером-иллюстрацией проблемы проявления прекращения отношений между людьми является точка зрения героини на отношение к родителям (предложения 22 — 29).

Средства выразительности

В тексте №10 К.Г. Паустовского «Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны…» примером-иллюстрацией проблемы силы воздействия художественного творчества на человека будет использование автором средств выразительности в описании «Левитановской зари» (предложения 41 — 46).

Слова, выражения, важные для понимания проблемы

В тексте №24 А.Н. Толстого «В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли Родины в жизни человека будут ключевые слова и выражения из рассуждений писателя о Родине (предложения 10 — 11).

Для составления комментария необходимо уметь находить примеры-иллюстрации определенной проблемы в исходном в тесте.

Как находить примеры в тексте?

Чтобы написать грамотный полный комментарий, необходимо внимательно прочитать текст, делая в нем важные пометки карандашом или ручкой, выделяя примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме текста и позицию автора по данной проблеме.

Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте

В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
  • события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.

Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.

Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.

Важно!

Во всех публицистических текстах всегда имеется ответ на вопрос, поставленный автором текста, это и есть авторская позиция по рассматриваемой проблеме, которую необходимо выпускнику написать в сочинении после комментария.

Например, в статье «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» дан образец комментария проблемы отношения к родному дому.

Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «два оставленных деревенскими жителями дома, в которых описан порядок в доме у хороших хозяев (предложения 10 — 13)» и «беспорядок в доме у плохих хозяев (предложения 20 — 26)».

Выявлена смысловая связь между примерами — противопоставление.

Оба примера подкрепляют позицию автора, которая прямо высказана в тексте, в 14-16 предложениях.

В художественном тексте проблема текста и позиция автора по ней скрыты в содержании текста, поэтому работать с таким текстом следует по-другому.

Примеры-иллюстрации в художественном тексте

В художественном тексте авторскую позицию необходимо сформулировать самому выпускнику, так как здесь она представлена опосредованно, то есть необходимо проанализировать поведение героев, их речь, мысли, ключевые слова.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • поведение героев, ситуации, описанные в исходном тексте;
  • диалог между героями;
  • изобразительные средства, которые использует автор: они позволяют писателю раскрыть поднятую им проблему.

Все примеры-иллюстрации, которые выпускник найдёт в тексте для понимания авторской позиции по проблеме, могут стать основой комментария по проблеме.

Из найденных в тексте примеров необходимо выбрать два основных, которые более ярко раскрывают сформулированную проблему, и написать пояснение к ним. (См. статью «Что такое проблема текста?«.

Как и при анализе публицистического текста, необходимо найти и обозначить смысловую связь между примерами, то есть объяснить, почему выпускник выбрал для комментирования именно эти примеры и как эти примеры связаны между собой.

Например: в статье «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» дан образец комментария проблемы истинной и ложной порядочности, проблема хамства.

Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «разговор профессора с женой (предложения 27 — 37)» и «описание поведения членов семьи профессора у двери своей квартиры, когда они ругают солдата-рассказчика (предложения 50 — 58)».

Выявлена смысловая связь между примерами — примеры дополняют друг друга в описании хамского поведения профессорской семьи.

Позицию автора мы можем понять, проанализировав поведение и речь героев.

Найденные в исходном тексте примеры-иллюстрации нужно поместить в сочинение, для этого используют подходящие способы отсылки к тексту.

Способы отсылки к тексту

Комментарий в сочинении ЕГЭ должен быть написан с опорой на исходный текст, но переписывать или пересказывать весь текст или его фрагмент ни в коем случае нельзя.

Поэтому лучше в качестве примеров-иллюстраций использовать так называемое «частичное цитирование».

Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно ключевых слов и выражений, которые указывают на размышления автора.

Существуют следующие способы отсылки к тексту:

1. Ссылка на номера предложений (самый простой)

Например: В.П.Крапивин показывает большую любовь деда к внуку не только потому, что его зовут также, но и потому, что общение с Журкой позволило ему еще раз пережить лучшие минуты своего детства, о которых он рассказывал мальчику во время их совместных прогулок (предложения 24 — 25). (Текст № 21)

2. Прямая речь

Например: «Ничего, мы сдюжим», — эти слова, вложенные в уста русича, утверждают огромную веру писателя в то, что во все времена Россия, Родина, была и остается свободной страной с богатейшей культурой. (Текст № 24)

3. Косвенная речь

Например: Б.Л.Пастернак говорит о том, что Живаго «от души желал им удачи», потому что они были близки ему по духу… (Текст №3)

4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Например: О большой роли этого великого писателя, давшего читателям самых разнообразных героев на страницах своих книг, автор рассуждает и тогда, когда начинает перечислять яркие художественные образы из различных произведений Л.Н.Толстого. (Текст № 30)

5. Соединение разных способов в одном примере

Например: Л.А. Чарская подробно повествует, как Матрёша, одетая в наряд и драгоценные украшения боярышни Уленьки, гостеприимно встречает нежданных гостей Крутоярских, как предлагает Малюте «потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской», как своей пляской она растопила лёд в сердце жестокого Малюты Скуратова, так что Малюта пообещал «боярышне» освободить из тюрьмы её отца и слово своё сдержал (предложения 35-36). (Текст № 2).

Важно!

Каждый пример-иллюстрация обязательно должен иметь соответствующее пояснение.

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Пояснение к примеру-иллюстрации — это мысли выпускника о размышлениях автора произведения по проблемам, содержащимся в исходном тексте.

Пояснение к примеру-иллюстрации – это интерпретация слов автора и сюжетной линии текста своими словами.

Это значит, что выпускник в сочинении должен объяснить слова автора, которые он цитирует в тексте сочинения, раскрыть их смысл, рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, при необходимости проанализировать лексические оценочные средства выразительности, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые возникают при прочтении.

Для удобства и уверенности в том, что пояснение к примеру написано грамотно, можно в черновике сочинения ЕГЭ подчеркнуть материал, взятый из исходного текста.

Важно!

Если будет подчеркнута вся часть сочинения, нацеленная на комментарий проблемы текста, значит, выпускник не смог сформулировать своих рассуждений по поводу примеров, значит, к ним нет пояснения, и эту часть работы необходимо переделать, иначе проверяющий эксперт снизит баллы за комментарий проблемы текста.

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему и указать на смысловую связь между примерами.

Что такое смысловая связь

При комментировании проблемы текста важно не только привести примеры-иллюстрации из прочитанного текста и пояснить их, но и найти и объяснить смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Смысловая связь – это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями, используемыми выпускником в комментарии проблемы текста.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями может указывать на:

  • сопоставительные отношения (аналогично, таким же образом, так же, как);
  • противительные отношения (антитеза, контраст: «было – стало»; но, зато, однако);
  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, в связи с этим, потому что, из-за того что…);
  • обобщение предыдущей информации (таким образом, итак);
  • дополнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того);
  • прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте);
  • конкретизацию (суть отношений – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли);
  • другие отношения между примерами.

Выбор вида смысловой связи зависит от того, каким образом раскрывает проблему автор исходного текста, что он для этого включает в содержание своего произведения, и тех примеров-иллюстраций, которые выпускник выбрал для комментария к своему сочинению.

Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ

В критериях оценивания сочинения нет точной конкретизации места смысловой связи при комментировании проблемы текста.

Главное – чтобы эта связь была описана.

Поэтому в зависимости от замысла автора сочинения смысловую связь можно разместить в любом месте: в начале комментария, между двумя примерами-иллюстрациями или в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации.

Наиболее распространённым местом обозначения смысловой связи является место в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации, когда смысловая связь подводит итог комментирования проблемы текста.

Смысловая связь в начале комментария

Примеры смысловой связи в начале комментария вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.А.Каверина (№ 15)» , «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№23)» .

Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации

Примеры смысловой связи между примерами-иллюстрациями вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» , «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» .

Смысловая связь как итог комментирования

Примеры смысловой связи как итога комментирования вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№19)» , «Комментарий в сочинении по тексту Ю.В. Бондарева (№27)» .

Образцы комментариев по текстам смотрите в разделе «Комментарии по текстам» .

Важно!

При написании комментария выпускник должен объяснить, почему автор написал текст именно на эту тему, для чего он использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и давал различные примеры, иллюстрирующие проблему текста, а также показать, что сформулированная выпускником проблема действительно присутствует в экзаменационном тексте.

Все примеры, факты, явления, ключевые слова, которые выпускник использует в комментарии проблемы, должны вывести его на позицию автора, о которой вы можете прочитать в статье «Позиция автора исходного текста, как правильно ее сформулировать?».

Мастер-класс

Шувалова
Г.Д.

«Как
подобрать примеры для иллюстрации проблемы текста»

Пожалуй, самым сложным элементом в структуре сочинения
на ЕГЭ является комментарий к сформулированной проблеме. Некоторые ученики на
его создание тратят довольно много времени, что не очень эффективно в строгих
рамках экзамена.

Согласно критерию К2 к комментарию по проблеме
предъявляются следующие требования:

Максимально (в 6 баллов) оценивается работа, в которой
приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для
понимания сформулированной проблемы и дано пояснение к каждому из них.

Исходя из опыта, могу сказать, что ученики часто
затрудняются в нахождении именно примеров в тексте.

Хочу поделиться своим опытом работы и показать, какой
способ быстрого нахождения примеров-иллюстраций в тексте я предлагаю своим
ученикам.

Рассмотрим это на примере текста по
произведению В. Астафьева
(текст на слайде)

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек
неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть
они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее,
живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек,
имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но
прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо
настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. (3)Такая дружба
порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие
отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных
обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только
настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне,
есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить
преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый
поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности
фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо
сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет
всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он
перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и
давно бы опрокинулся и затонул…

— Конечно, прежде чем приступить к работе над
комментарием, мы определяем проблему. Это делаем по схеме: ТЕМА – ИДЕЯ –
ПРОБЛЕМА. (слайд)

— Тему определяем, задав вопрос: О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В
ТЕКСТЕ?

— Идею с помощью вопроса: ДЛЯ ЧЕГО АВТОР ОБ ЭТОМ
РАССКАЗЫВАЕТ?

— И далее выходим на проблему, поскольку между идеей и
проблемой очень тесная связь: ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС, А ИДЕЯ – ОТВЕТ НА НЕГО!

Попробуем проделать эту работу в нашем
тексте:

О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В
ТЕКСТЕ?

— Обращаем внимание на частое употребление
однокоренных слов и лексических повторов. Отметим эти слова в тексте: ДРУЗЕЙ,
ДРУЖБА, ДРУЗЬЯ.

— И нам становится совершенно очевидно, что речь в
тексте идет о дружбе. Это и есть ТЕМА ДАННОГО ТЕКСТА. Но если говорить
конкретно, то речь в тексте идет О ДРУЖБЕ, КАК РЕДКОЙ И НАСТОЯЩЕЙ НАГРАДЕ
ЧЕЛОВЕКУ. (О чем и свидетельствует предложение 2) (слайд)

— Далее определяем ИДЕЮ ТЕКСТА, для чего задаём уже
конкретный вопрос          ДЛЯ ЧЕГО АВТОР РАССКАЗЫВАЕТ НАМ О ДРУЖБЕ КАК РЕДКОЙ
И НАСТОЯЩЕЙ НАГРАДЕ ЧЕЛОВЕКУ?

— Ответ на этот вопрос можно найти в тексте в
предложении 3: ПОТОМУ ЧТО ДРУЖБА ИНОГДА КРЕПЧЕ РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОКАЗЫВАЕТ
ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. – Это и будет ИДЕЯ ДАННОГО ТЕКСТА.

Вспоминаем, ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС, А ИДЕЯ – ОТВЕТ НА
НЕГО!

— Так как ответ есть, остаётся только сформулировать
вопрос: КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ ДРУЖБА НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ? – Это и будет
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА.

— Помним, что проблему в сочинении можно формулировать
не только в виде вопроса, но и с помощью сочетания ПРОБЛЕМА + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В
Р.П.

— В нашем случае это будет выглядеть так: ПРОБЛЕМА
ВЛИЯНИЯ (ИЛИ РОЛИ) ДРУЖБЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

— Я рекомендую использовать при написании первой части
сочинения, где мы заявляем о проблеме, оба эти варианта:

— во-первых, у вас получится хорошее вступление к сочинению,

— во-вторых, будет прослеживаться разнообразие
грамматического строя речи: использование вопросительных предложений,
деепричастного оборота. (Чуть позже вы посмотрите, как это выглядит)

Мы уже почти
готовы приступить к оформлению проблемы и комментария, но не хватает буквально
нескольких штрихов.

— Давайте вернемся к исходному тексту и подумаем,
какими еще вопросами, кроме «КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ ДРУЖБА НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
ЛЮДЬМИ?» задаётся автор?

— В предложении 4 встречаем сочетание «настоящие друзья»,
которое и подсказывает нам ещё один вопрос, затронутый автором: КАКИМ ДОЛЖЕН
БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ или КОГО МЫ СЧИТАЕМ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ?

— И оба эти вопроса я рекомендую использовать во
вступительной части сочинения, так как они не только помогут грамотно
сформулировать проблему, но и подскажут, какие именно вы подберете
примеры-иллюстрации, важные для понимания сформулированной проблемы, как того
требует критерий К2.

— Проще говоря, каждый пример-иллюстрация – это ответ
на один из вопросов, заявленных во вступлении сочинения.

— Посмотрим, как будет выглядеть
вступление к сочинению:

Какое влияние оказывает дружба на
отношения между людьми? Кого мы считаем настоящим другом?
Над этими
вопросами предлагает задуматься В. Астафьев, поднимая в своём тексте проблему
роли дружбы в жизни человека
.

А теперь ищем в
тексте ответы на вопросы:

1. Какое влияние оказывает дружба на отношения
между людьми?

Ответ можно найти во втором, в третьем предложении:

Под влиянием друзей человек развивается,
формирует свой характер, дружба влияет на человека сильнее, чем коллектив,
особенно проявляется дружба в крайних обстоятельствах, становится понятно, кто
твой настоящий друг.

2. Кого мы считаем настоящим другом?

Ответ находим в четвертом и в седьмом предложениях:

Настоящий друг будет рисковать жизнью ради
тебя, перед ним будет стыдно за неряшливость, плохо выполненную работу, за
ложь, непорядочность.

Таким образом, мы подобрали 2 примера, иллюстрирующие
проблему прочитанного текста. Осталось грамотно ввести их в сочинение (это
делаем с помощью клише, которых много в методических пособиях по подготовке к
написанию сочинения и т.п.),
дать пояснение каждому, указать и
проанализировать связь между ними.

Вот какой комментарий может получиться:

Размышляя над поставленной проблемой, автор
заявляет, что под влиянием друзей человек развивается, формирует свой характер,
что «в особенности в крайних, бедственных обстоятельствах» становится понятна
истинная ценность дружбы.

Ведь только настоящий
друг способен рисковать жизнью, вынося с поля боя раненого бойца, именно
перед настоящим другом становиться стыдно за неряшливость, ложь и
непорядочность.

Оба эти примера, на мой
взгляд, дополняя друг друга, помогают понять основную мысль текста:
дружба порой крепче родственных связей и оказывает огромное влияние на
человеческие отношения.

Возможно предложенный вариант подготовки к написанию
комментария к сочинению кому-то покажется интересным. Спасибо за внимание!

 ЕГЭ. Русский язык.

Задание № 27.

Готовимся к сочинению.

Как определить связь между примерами (аргументами)?

Продолжим подготовку к написанию сочинения на ЕГЭ.

Вспомним, что в предыдущей статье мы говорили о том, как определить проблему текста и как её записать.

Вам был предложен алгоритм определения проблемы:

  • сначала определяем тему текста;
  • затем определяем основную мысль текста, идею (это будет позиция автора);
  • и только потом формулируем проблему.

Композиционно проблема записывается в 1-ой части сочинения, в 1-ом абзаце.

2-ой и 3-ий абзацы – это два аргумента.

Почему же сегодня мы говорим о связи аргументов, а не о самих аргументах?

Как проблему легче определить после понимания основной мысли текста, так и аргументы легче найти и проанализировать после того, как вы продумаете их связь.

Запомните главное!

 Определяя смысловую связь аргументов, вы рассуждаете над формой изложения, которую избрал автор.

Не нужно ничего конкретизировать, повторять то, что уже было сказано в аргументах или будет написано в позиции автора.

Вспомним, какие виды смысловой связи аргументов бывают.

На примерах посмотрим, как лучше показать связь аргументов.

(Примеры даются по воображаемым текстам).

1.Противопотвление двух аргументов.

Автор часто использует приём противопоставления, что позволяет  показать плюсы чего-то одного и минусы другого.

В этом случае нужно подбирать именно такие примеры, в которых это противопоставление и отражено.

Пример.

Оба данных примера из текста (аргумента) взаимосвязаны, помогают автору ярче раскрыть проблему: противопоставляя разное отношение людей к природе (её хищническое уничтожение одними людьми и защиту другими), он  показывает остроту и актуальность экологической проблемы в современном мире.

Обратите внимание!

В данном абзаце сочинения уже не нужно ничего писать о героях текста, если они есть, о конкретных примерах (об этом вы уже написали в аргументах). Нужно обратить внимание именно на форму изложения – на приём противопоставления.

Сделаем вывод.

После определения связи аргументов (они противопоставлены друг другу), вы уже чётко будете знать, КАКИЕ именно аргументы приведёте (первый – о чём-то положительном, второй – об отрицательном).

2.Сопоставление двух аргументов.

Если в тексте автор не противопоставляет, а сопоставляет, сравнивает что-то, то связь аргументов именно в сопоставлении.

Например, показаны разные взгляды на что-то представителей двух поколений (эти взгляды не противопоставляются, а именно сравниваются, так как изменилось время).

Пример.

Оба данных примера из текста (аргумента) взаимосвязаны, помогают автору ярче раскрыть проблему: приём сравнения разных точек зрения на роль поэзии (от непонимания её важности до восхищения стихами классиков) позволяет подчеркнуть  важность проблемы, неравнодушие к ней в обществе.

Делаем вывод: в данном случае нужно будет сравнить две точки зрения, понять, почему так происходит, в чём упущение воспитания молодёжи.

3.От общих рассуждений – к конкретному примеру.

Размышляя над философскими, нравственными и другими   проблемами, авторы могут в первой части текста высказать своё понимание проблемы, рассуждать над её сущностью, а далее привести конкретный пример, подтверждающий его позицию.

Пример.

Оба данных примера из текста (аргумента) взаимосвязаны, помогают автору ярче раскрыть проблему: размышляя над сущность такого социального явления, как волонтёрство,  он на конкретном примере показывает деятельность и результаты волонтёрской организации, подчеркивая таким образом значение волонтёрского движения.

Делаем вывод: в первом аргументе нужно будет привести общие размышления автора над проблемой, а во втором – конкретный пример и проанализировать его.

4.Причины и следствие.

Данная смысловая связь может наблюдаться в текстах очень часто:

  • ошибки в воспитании ребёнка – и итог такого воспитания;
  • рассуждения о довоенной жизни героев, их любви к родине, восхищение красотой родной природы, культурой народа – и описание подвигов советских людей в годы войны, истоки которых лежат именно в их патриотизме, сформированном в детстве, и др.

Пример.

Оба данных примера из текста (аргумента) взаимосвязаны, помогают автору ярче раскрыть проблему: рассуждая над причинами безразличного отношения детей к своим пожилым родителям, автор ярче подчеркивает важность поставленной проблемы воспитания детей.

Делаем вывод: в первом аргументе приводим причины, а во втором – следствие неправильного воспитания.

Может быть и наоборот – сначала итог воспитания, а потом рассуждения над его причинами.

Таковы основные виды смысловой связи аргументов.

Внимательно читайте текст, думайте, каким образом автор раскрывает проблему:

  • противопоставляет,
  • сравнивает,
  • рассуждает о проблеме и приводит пример,
  • называет причины и следствие какого-либо социального явления.

И ещё одно уточнение. Здесь прибегну с сравнению.

Вспомните про однородные члены предложения. Среди них нет главного слова и зависимого. Так и в сочинении. Если вы подберёте два примера, раскрывающих проблему с одной стороны, то есть между ними нет той связи, о которой мы писали выше, то это не будет засчитываться как два аргумента, хотя вы и запишите их в разных абзацах.  Это лишь один аргумент.

Снова сравниваю.

Вы должны подобрать не «два однородных члена», а «словосочетание», в котором одно слово — главное, а другое – зависимое (в одном аргументе – причина, в другом – следствие; в одном — общие размышления, в другом – пример и т.д)

Помните, что за правильно определённую и прокомментированную смысловую связь аргументов ставится 1 балл.

Только после того, как вы поймёте связь аргументов, приступайте к их описанию.

Как подобрать аргументы, как приводить цитаты, какие ошибки не допустить? Об этом – в следующей статье.

Как определить проблему текста? Материал ЗДЕСЬ.

P.S.

В статьях даётся один из вариантов работы по подготовке к сочинению. Каждый учитель предлагает свои варианты.

Главное – соответствие требованиям к сочинению, учёт критериев его оценивания.

Материал к заданию № 27 ЗДЕСЬ.

Мельникова Вера Александровна.

30 июня 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Памятка по написанию сочинения ЕГЭ

1. Внимательно прочитайте текст, мысленно перескажите его, чтобы понять, о чём он и ради чего написан. (Это поможет найти позицию автора).

2. Укажите авторскую позицию, то есть то главное, что хотел сказать автор. Авторская позиция — это ответ на вопрос, который надо задать в начале сочинения: это и будет проблемой текста.

3. Когда определена проблема текста, надо подобрать 2 примера-иллюстрации, которые и подведут к авторской позиции.

4. К каждому примеру нужно дать пояснение – короткий вывод из иллюстрации: для чего нужен этот пример?

5. После 2 примеров и пояснений к ним укажите смысловую связь между примерами: они либо дополняют друг друга, либо противопоставлены друг другу, либо это причинно-следственная связь и т.п.) и проанализируйте эту связь: для чего именно так показаны примеры?

6. Далее запишите авторскую позицию.

7. Далее укажите согласие (несогласие) с автором и объясните свою позицию, подтвердив её фактами или из личного опыта, или из истории, или из художественной литературы.

8. Сделайте вывод, причём вывод должен быть связан и с проблемой, и с авторской позицией, и с собственным мнением.

Абзацы Разделы сочинения Клише к каждому разделу сочинения
Абзац I. Проблема. …? Таким вопросом задаётся автор предложенного для анализа текста. (Такую проблему затрагивает в тексте писатель ФИО).
Абзац II. Комментарий I.

Пояснение к I комментарию.

Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает (описывает…(Рассуждая об этом, писатель приводит пример…)

Так автор показывает…(выражает своё отношение к…)

Абзац III. Комментарий II.

Пояснение к II комментарию .

Далее автор (показывает, замечает… )

Таким образом, автор… (Здесь автор…)

Абзац IV. Смысловая связь.

Анализ связи.

Эти два примера (дополняют друг друга, противопоставлены друг другу…). В первом примере показано (рассказывалось о…, описано …), а по втором — … Это для того, чтобы показать (убедить, заострить внимание на…)
Абзац V. Позиция автора. Позиция автора ясна: ФИО утверждает, что…
Абзац VI. Согласие с автором. Я согласен с автором, потому что считаю, что…
Абзац VII. Подтверждение своей точки зрения Подтверждением моей позиции служит пример из … (романа ФИО писателя «Название произведения», в котором герой…)
Абзац VIII. Вывод. В заключение хочу сказать, что…(призыв) (Из вышесказанного видно, что… Таким образом, можно сделать вывод, что…)

На чтение 7 мин Просмотров 35.7к.
Обновлено 13 июля, 2020

Проблема текста: как ее определить с примерами ЕГЭ по русскому языку — об этом наша статья. Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку требует от выпускников написания творческой работы по предложенному тексту. Многих пугает этот вид работы, ведь сначала нужно найти проблему текста, затем прокомментировать ее, приведя два примера из прочитанного текста, не забыть написать несколько слов, устанавливающих взаимосвязь этих примеров, а еще найти авторскую позицию. Но, на самом деле, это проще, чем кажется. Главное в этом деле – усвоить несколько простых правил нахождения проблемы, а остальное станет очевидным само собой.

 Для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку важно уметь определить проблему текста. Она является ключом для успешного выполнения творческого задания. Неверно определенная проблема делает работу неполноценной, а выпускники теряют драгоценные баллы. Поэтому к вопросу нахождения проблемы в тексте нужно подойти крайне серьезно. 

Содержание

  1. Что такое проблема текста?
  2. Разновидности проблем
  3. Нравственные проблемы
  4. Эстетические проблемы
  5. Социальные проблемы
  6. Философские проблемы
  7. Политические проблемы
  8. Экологические проблемы
  9. Как найти проблему текста?
  10. Как сформулировать проблему?
  11. Определим проблему вместе

Что такое проблема текста?

Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.

  • Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
  • Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника. 

Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста. 

Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция. 

Разновидности проблем

Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем. 

Нравственные проблемы

Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.

Примеры проблем:

  • Влияние любви на человека.
  • Что делает человека жестоким?
  • Долг и ответственность в жизни человека.
  • Причины одиночества человека.
  • Нуждаются ли старики в заботе?
  • Проблема нравственного выбора.
  • Истоки непонимания между отцами и детьми.

Эстетические проблемы

Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.

  • Роль красоты в жизни человека.
  • Важна ли внешняя красота?
  • Что делает душу красивой?
  • Роль чтения в жизни человека?
  • Эстетический вкус.
  • Нужен ли интернет школьнику?
  • Проблема восприятия искусства.

Социальные проблемы

Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.

Примеры проблем:

  • Социальная несправедливость.
  • Проблема экстремизма.
  • Место человека в обществе.
  • Влияние компьютера на человека.
  • Что может сплотить людей?
  • Толерантное отношение к окружающим.
  • Проблема воспитания.

Философские проблемы

Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.

Примеры проблем:

  • В чем заключается смысл жизни?
  • Роль мечты в жизни человека?
  • Что делает человека счастливым?
  • Что такое доброта?
  • Когда человек чувствует себя любимым?
  • Выбор жизненного пути.
  • Сила веры.

Политические проблемы

Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.

Примеры проблем:

  • Проблема взяточничества.
  • Ущемление человеческих прав.
  • Нужны ли реформы в государстве.
  • К чему может привести недовольство властью.
  • Роль политики в жизни человека.
  • Проблема бюрократизма.
  • Проблема международных конфликтов.
  • Как избежать политических конфликтов?

Экологические проблемы

Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.

Примеры проблем:

  • Нужно ли беречь природу?
  • Что может сделать человек для сохранения природы?
  • Место человека в природе.
  • Может ли природа повлиять на душу человека?
  • Ответственность за братьев наших меньших.
  • К чему может привести небрежное отношение к природе?
  • Природа как источник прекрасного.

Как найти проблему текста?

Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:

  1. Внимательно прочитать текст, попытаться понять, о чем он. Сформулировать это одним-двумя словами.
  2. Подчеркнуть главную информацию, исходя из темы, которую вы уже определили.
  3. Найти авторскую позицию: что же автор хотел донести до читателей своим текстом, для чего он рассказал об этом?
  4. Задать вопрос к позиции автора. Это и будет являться проблемой текста.

Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три. На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:

  • Находится в центре внимания автора, является основной. Ей буде посвящена большая часть текста;
  • Более подробно раскрыта и прокомментирована автором, примеры из текста не нужно выискивать, они на поверхности;
  • Знакома вам лучше других, вы можете говорить на эту тему свободно. К тому же вам нужно будет выразить свое отношение к авторскому, прокомментировав его примером. Если проблема хорошо знакома, с этим не будет сложностей.

Как сформулировать проблему?

Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац. Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:

  1. Сформулировать самостоятельно. Это можно сделать:
  2. с помощью вопроса (В чем заключается сила любви?);
  3. с помощью одного слова или словосочетания (проблема долга, проблема одинокой старости).
  4. Найти готовую формулировку в тексте. Иногда автор напрямую задает волнующий его вопрос. Если он присутствует в тексте, его можно обозначить следующим образом:
  5. либо процитировать («Почему чтение вытесняется телевидением?» — такой вопрос задает автор текста);
  6. либо указать номер предложения с проблемным вопросом (Проблема, волнующая автора, названа им в предложении 15).

Определим проблему вместе

Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:

  1. В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
  2. Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
  3. Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
  4. Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.

Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.

Ребята, если вы испытываете трудности при определении проблемы текста, который вам задал учитель, обращайтесь к нам. Мы не обещаем вам готовую проблему с комментарием. Но мы поможем разобраться с текстом и найти проблему. Пишите свои вопросы в комментариях, мы обязательно направим вас на верный путь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить бизнес план для книги
  • Как найти количество перестановок чисел
  • Как составить маршрут в excel
  • Как найти среднее расстояние от солнца
  • Как найти хорошего адвоката по семейным делам