Как найти примыкание примеры

Рассмотрим виды словосочетаний в зависимости от типа подчинительной связи, соединяющей слова в словосочетание. Приведем примеры словосочетаний с разными видами связи.

В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.

Виды словосочетаний

Как и слово, словосочетание называет предмет (рубашка в полоску), признак (очень красивый), действие (бежать быстро) и др. Но в отличие от слова словосочетания называют более конкретное понятие:

  • дом — кирпичный дом;
  • строгий — крайне строгий;
  • кричать — кричать громко.

Между словами, чтобы они объединились в словосочетание, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.

Таблица с примерами

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование


Определение

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.

Согласование

При подчинительной связи согласования оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что при таком виде подчинительной связи оба слова являются изменяемыми.

В русском языке обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.

Примеры

  • желтые листья
  • пожелтевшие страницы
  • третий звонок
  • моя сумка
  • чистая столовая
  • передовой рабочий
  • загорелый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление


Определение

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щелкать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улыбаться (чему?) солнцу.

В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:

  • глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
  • прилагательное + местоимение (никому не нужный);
  • существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
  • наречие + существительное (грустно до слез);
  • числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
  • деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).

Примыкание


Определение

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

Примыкание

В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:

читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.

При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:

инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.

Примеры

  • наука наблюдать
  • позволил высказаться
  • намерен отдохнуть
  • читать быстро
  • поворот направо
  • стриженная по-мальчишески
  • спартански строгий
  • разговаривал улыбаясь
  • летел кувырком
  • пойду бегом
  • взгляд искоса
  • прыгать выше
  • чуть севернее
  • краска индиго
  • цвет хаки
  • час пик.

Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.

Собака залаяла очень громко.

В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:

Собака залаяла громко.

Невозможно сказать:

Собака залаяла очень.

При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.



Видео «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 260

Управление, примыкание, согласование


Управление, примыкание, согласование

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1670.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1670.

В данной статье, предназначенной для учащихся 8 классов, рассмотрим с примерами отличительные черты управления, примыкания, согласования как видов подчинительной связи.

Согласование

Согласование – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному слову в роде, числе и падеже.

С согласованием связано одно правило: если изменяется главное слово, то за ним изменяется и зависимое слово, обретая ту же грамматическую форму, что и главное слово.

Главным словом может быть имя существительное, субстантивированное прилагательное, субстантивированное причастие, местоимение.

К зависимым словам, которыми могут быть такие части речи, как имена прилагательные; порядковые имена числительные; местоимения, схожие с именами прилагательными по форме; причастия, задаются вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?

Зависимые слова выполняют в предложении функцию определения.

Управление

Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого слова постановки в определенном падеже.

При управлении в русском языке зависимое слово не изменяется, если изменяется главное слово.

Главным словом может быть глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие, порядковое имя числительное.

К зависимым словам, которыми могут быть такие части речи, как имена существительные, субстантивированные имена прилагательные, субстантивированные причастия, местоимения в косвенных падежах с предлогом или без него, задаются вопросы косвенных падежей.

Зависимые слова выполняют в предложении функцию дополнения.

Примыкание

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой главное слово связано с зависимым по смыслу и интонационно.

Особенностью является то, что зависимым словом в словосочетании может быть только неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, формы сравнительной степени, притяжательные местоимения его, ее, их.

Главным словом может быть глагол, причастие, деепричастие, наречие, имя прилагательное, имя существительное.

К зависимым словам в данном виде словосочетаний задаются следующие вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? и др.

Необходимо различать притяжательные местоимения его, ее, их и личные местоимения он, она, они в косвенных падежах, приобретающие формы его, ее, их.

Зависимые слова выполняют в предложении функцию обстоятельства.

Примеры

Примеры каждого типа подчинительной связи приведем с помощью таблицы «Управление, примыкание, согласование».

Тип связи

Примеры

Управление

пришел к другу, ушел в гости, помощь брата, встречать бабушку, трудиться с удовольствием

Примыкание

быстро бежал, очень тепло, тихо засмеявшись, сказал волнуясь, крикнуть сгоряча

Согласование

бабушкин платок, фиолетовый карандаш, этот план, растаявшее мороженое, восьмой класс, ветер с юга

Как правило, согласование, управление, примыкание определяют по частеречным принадлежностям главного и зависимых слов и по вопросу, который задается от главного слова к зависимому.

Заключение

Что мы узнали?

В русском языке есть три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Каждый из этих видов имеет свои особенности: определения, частеречная принадлежность зависимых слов, вопросы к зависимым словам, синтаксическая функция зависимых слов.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1670.


А какая ваша оценка?

  • Согласование

  • Управление

  • Примыкание

Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи. Словосочетания связаны между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

В русском языке существует три вида словосочетаний:

  • согласование
  • управление
  • примыкание

 Согласование 

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, то есть если меняется главное слово, то меняется и зависимое слово.

Признаки согласования:

  • главное и зависимое слово совпадают в роде, числе и падеже, то есть имеют одну и ту же форму.

Какие части речи составляют согласование:

  • существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.

Например:

  • красные листья
  • пожелтевшие книги
  • второй звонок
  • твой чемодан
  • бледный отдыхающий
  • диван-кровать.

 Управление 

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенном косвенном падеже, которого требует главное слово.

Примеры:

  • писать (что?) сочинение
  • стучать (чем?) зубами;
  • четыре (чего?) гриба;
  • улыбаться (чему?) дню.

Какие части речи составляют управление:

  • глагол с существительным, например: заказать оператору, посмотреть кино, встретить дочку;
  • прилагательное с местоимением, например: никому не нужный;
  • существительное с существительным, например: директор гимназии, покраска волос;
  • наречие с существительным, например: грустно до слез;
  • числительное с существительным, например: трое ребят, два медведя;
  • деепричастие с существительным, местоимением, например: благодаря маму, улыбаясь ему).

 Примыкание 

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово является неизменяемым и связано с главным словом только по смыслу.

В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:

читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.

При примыкании зависимым словом являются неизменяемые части речи и их формы:

инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.

Например:

  • наука наблюдать
  • позволил высказаться
  • намерен отдохнуть
  • читать быстро

При примыкании невозможно задать падежный вопрос.

Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.

Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:

  • словосочетания;
  • способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.

Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:

  • сочетание слова служебного со знаменательным;
  • предикативную (то есть грамматическую) основу,

тогда как в формулировке определения чётко сказано:

  • словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
  • в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.

А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.

Необходимо УМЕТЬ:

  • свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
  • составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
  • вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).

ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)

Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.

  • Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
  • Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.

Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения. Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ. При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:

  • СБОРНИКИ СТИХОВ,
  • О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
  • СБОРНИКУ СТИХОВ.

Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют. Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут. Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:

  • ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
  • ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.

ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.

При согласовании слова зависимые – это:

  • прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
  • существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
  • количественные числительные: два стула, десять упражнений.

При управлении «солдатики» – это:

  • существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
  • числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.

При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):

  • наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
  • деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
  • глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
  • местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.

Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:

СПОСОБ ПРОВЕРКИ:

  • Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
  • Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
  • Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

З В Ё Н К А
[823K]

5 лет назад 

В большинстве словосочетаний русского языка легко увидеть, что одни слова подчиняются другим. Как это понять?

Главное слово (которому подчиняется зависимое) является грамматически и семантически опорным. Это ядро словосочетания. Именно от него тянутся нити вопросов к другим словам.

Например:

  • «Лёгкая причёска». Очень простое словосочетание, в котором речь идёт о причёске. Поэтому именно «причёска» и является главным словом. Она (причёска) какая? — лёгкая. Прилагательное зависит от главного-существительного.

Итак, мы можем научиться отличать словосочетания от несловосочетаний, но перед нами тут же возникнет основная в данном случае задача: определить вид связи между словами. Это довольно сложный процесс для начинающих, потому что при любой связи (если она не сочинительная) от одного слова можно задать вопрос к другому. Так в чем же тогда разница?

Согласование.

Из названия понятно, что слова согласуются. И в роде, и в числе, и в падеже. Посмотрите на концовки этих слов, и их согласование станет очевидным:

«Белый колодец», «чёрному лебедю», «певца Кузьмина», «наш футбол», «седьмое небо».

Управление.

Главное слово имеет большие грамматические полномочия. Оно может изменить свою форму, например, если нужно. А зависимое (управляемое) при этом останется в неизменном виде:

«Приехать в аэропорт» («приехали в аэропорт»), «монитор компьютера» («монитором компьютера»).

Примыкание.

При таком виде связи слова вообще можно принять за независимые друг от друга. В принципе, грамматически они действительно независимы (в смысле, не согласованы):

«Возвратиться вечером», «говорить, улыбаясь», «идея уехать», «лететь низко».

Невоз­мутим­ый Дождь
[162K]

3 года назад 

Практически вся наша речь состоит из словосочетаний. Мы не говорим отдельными словами, а связываем их друг с другом: иногда только по смыслу, а иногда и грамматически. Связанные слова (словосочетания) объединяются с помощью разных видов связи. Основных видов связи, которые мы помним со школы, три: примыкание, согласование и управление.

Самое малое словосочетание состоит из двух слов. Такие сочетания слов являются простейшими, поэтому на них мы и будем приводить примеры.

«Широкой рекой».

Глядя на это словосочетание, мы видим, что прилагательное «широкой» согласуется с существительным «рекой» в числе (река одна), в падеже (творительный) и в роде (женский). Этот способ связи слов так и называется — согласование.

«Идут в школу».

Здесь мы видим, что слово «идут» как бы основное, оно так и называется — главное. От него мы задаём вопрос «куда?» и можем по смыслу варьировать ответ. Идти можно и в театр, и в магазин, и в лес. Глагол управляет другим словом, а способ связи называют — управлением. Сделать главным сочетание «в школу» не удастся — задавать вопрос «в школу что делают?» синтаксически неверно.

«Пойти купить»

Кажется, что это и не словосочетание, а просто два глагола. Они стоят рядом и всё. На самом же деле в предложении окажется, что эти слова соседствуют неспроста. В этом есть смысл. Но так как глаголы грамматически не согласуются, ни одно из слов не управляет другим, то такая связь называется примыканием.

По такой схеме мы сможем довольно легко определять вид связи и в других словосочетаниях.

Урани­я
[157K]

более года назад 

Для начала дадим определение словосочетанию и назовем сущесвующие виды связи словосочетаний.

Словосочетание — это сочетание двух (или более слов), которые связаны между собой по смыслу.

Чтобы слова стали словосочетанием, между ними должна существовать подчинительная связь.

Эта связь осуществляется с помощью предлогов, окончаний или просто по смыслу.

Назовем эти виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Связь согласования — при таком виде подчинительной связи зависимое слово имеет ту же форму, что и главное слово (род, число, падеж). Оба слова — изменяемые.

Например: «горячее сердце» — сердце (главное слово) — какое? — горячее (зависимое слово); «твоя улыбка» — улыбка (главное слово) — чья? — твоя (зависимое слово).

Связь управления — при таком виде подчинительной связи главное слово упраляет зависимым, которое ставится в нужном падеже.

Например: «решать задачу» — решать (главное слово) — что? — задачу (зависимое слово); «играть в мячик» — играть (главное слово) — во что? — в мячик (зависимое слово).

И, наконец, сзязь примыкания — при таком виде подчинительной связи зависимое слово, оставаясь неизменяемым, примыкает к главному только по смыслу. Главным здесь будет то слово, которое может принимать разные грамматические формы.

Например: «читать вслух»; «смотреть свысока», «идти пешком».

Натал­ья-П
[61.9K]

8 лет назад 

В школе все мы проходили, что существует три вида подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

И чтобы правильно и быстро запомнить эти виды, нужно просто знать, что означают сами слова:

  1. Согласование — это связь, когда главное и зависимое слова находятся в одном роде, числе и падеже, т.е. согласуются между собой. Например, выпускной бал (мужской род, един. число, именительный падеж); на выпускном балу (м.р., ед.ч., предложный падеж), выпускные балы (множественное число, им.п.) Изменение формы главного слова приводит и изменению формы зависимого.
  2. Управление — это связь, когда главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Писать (что?) ответ, интересоваться (чем?) вопросом. И при этом если изменяется главное слово, то зависимое слово остается неизменным:

рисовать пейзаж, рисующий пейзаж, рисуя пейзаж.

  1. Примыкание – это связь, когда зависимое слово остается неизменным, т.е. примыкает (это можно сравнить с составом вагоном, который может везти или паровоз или электровоз, т.е. тягач изменился, а состав вагонов остался прежним). Главное и зависимые слова связаны между собой только по смыслу, а не грамматически. Например, идти быстро; яйцо вкрутую; забыл сказать. Зависимые слова — это может быть наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола.

Есть такая хорошая табличка, чтобы запомнить виды связи в словосочетаниях

Быстро и «надежно» определять, какой из видов подчинительной связи в том или ином словосочетании, мне кажется, следует на основании нескольких критериев:

  • чем выражено главное слово в словосочетании,
  • чем выражено зависимое слово,
  • как ведет себя зависимое слово при изменении главного.

Вот таблица, в которой показано, какими частями речи обычно являются в словосочетании с согласование, управлением и примыканием зависмое и главное слова:

Если при изменении главного слова изменяется и зависимо, перед нами пример согласования.

Если зависимое слово остается неизменным, значит, это словосочетание с управлением.

Если не получается изменить само главное слово, следовательно, мы имеем дело с примыканием.

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Для того, чтобы быстро и без ошибок определить тип связи, достаточно просто запомнить несколько характеристик:

  • если к главному слову присоединяется существительное с предлогом, то перед нами — всегда управление.
  • определяем, согласуется ли зависимое слово с главным по следующими параметрам: число и падеж (факультативно — род). Если да, перед нами — согласование.
  • зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное слово. Главное как будто «управляет» зависимым, перед нами — управление.
  • если зависимое слово является неизменяемым и примыкает к главному только по смыслу, то перед нами (догадайтесь!) — связь управление.

Знаете ответ?

Пример примыкания в русском языке. Словосочетания со связью примыкание: примеры

Словосочетание — структурная единица языка, состоящая из двух или более слов, объединенных подчинительной связью. Одно из них считается главным, остальные — зависимыми. От первого ко второму можно поставить вопрос. Пример: отправиться (куда?) в магазин. Главное и управляемое слова перекликаются друг с другом по смыслу и грамматически.

В русском языке существует всего три типа подчинения: согласование, управление, примыкание.

Необходимо уметь отличать различные словосочетания от фраз, которые таковыми не являются.

Пример примыкания

Что нельзя отнести к словосочетаниям?

Довольно часто люди принимают за словосочетание любую пару слов, которые связаны между собой. Возникает подобное недоразумение из-за их неграмотности и незнания правил русского языка. Следует помнить, что к словосочетаниям нельзя отнести:

  • основу предложения (он пританцовывал);
  • фразеологизмы и устойчивые сочетания (застать врасплох); или наречия (более трогательно, менее бордовый);
  • форму сложного будущего времени глагола (буду подпрыгивать);
  • сочетание союзного слова или предлога и знаменательной части речи (навстречу ветру, словно стекло);
  • слова, связанные при помощи сочинительного союза (красный и зеленый);
  • причастные, деепричастные, сравнительные обороты вместе со словом, к которому они относятся.

Теперь, когда мы выяснили, какие элементы не являются словосочетаниями, познакомимся с их разновидностями. Рассмотрим пример примыкания, согласования, управления. Это поможет нам легко узнавать типы связи словосочетаний в предложении.

Словосочетание со связью примыкание примеры

Словосочетание со связью примыкание: примеры

При типе связи примыкание главное и зависимое слова сочетаются только по смыслу и интонационно. Связано это с тем, что управляемый член всегда выражен неизменяемой частью речи.

Давайте подробнее рассмотрим примыкание. Примеры словосочетаний с неизменяемыми частями речи вы видите в таблице.

Смотрел не мигая

Простая сравнительная степень прилагательного

Важно помнить, что существуют два разряда местоимений, которые являются омонимами: личные и притяжательные. Первые участвуют в образовании словосочетаний с типом связи управление, вторые — примыкание. Различить их можно, правильно поставив вопрос.

Для начала рассмотрим тип связи примыкание. Примеры: штаны (чьи?) его, мнение (чье?) ее, песня (чья?) их.

Для управления характерен другой вопрос: «Кого?». К примеру, сфотографировать (кого?) его, нарисовать (кого?) ее, услышать (кого?) их.

Примыкание: примеры словосочетаний

Главное слово в примыкании: чем выражено

Главное слово может быть выражено: глаголом, прилагательным, наречием или существительным. Для лучшего усвоения материала рассмотрим пример примыкания:

  • Лететь (как?) быстро. Главное слово выражено глаголом, зависимое — наречием.
  • Юбка (какая?) клеш (существительное и неизменяемое прилагательное).
  • Веселый (как?) невероятно. Главный член — прилагательное, управляемый — наречие.
  • Замечательно (насколько?) слишком (сочетание двух наречий).

Как узнать примыкание в предложении?

Примыкание в русском языке: примеры

Найти словосочетания с примыканием в тексте бывает непросто. Для того чтобы справиться с этой задачей надо не только выучить теоретический материал, но и потренироваться определять тип словосочетаний.

Для закрепления полученных знаний разберем пример примыкания в предложении: «Он всегда мечтал рисовать лучше». Чтобы найти необходимое словосочетание, будем следовать алгоритму:

  1. Найдем основу предложения. Подлежащее — «он», сказуемое — «мечтал»;
  2. От слова «мечтал» задаем вопросы к второстепенным членам: мечтал (о чем?) рисовать.
  3. Определяем части речи. Главное слово выражено глаголом в прошедшем времени, зависимое — инфинитивом.
  4. Вспоминаем теорию: если зависимое слово выражено неизменяемой частью речи — это примыкание.

Мы рассмотрели словосочетания с типом связи примыкание в русском языке. Примеры помогут вам лучше усвоить полученную информацию. А использованный алгоритм пригодится в других случаях.

Однако не стоит забывать, что помимо примыкания существуют другие типы подчинения. Вспомним их, чтобы при необходимости узнать в тексте.

Согласование

При согласовании управляемое слово уподобляется в своей грамматической форме главному. То есть изменяет свой род, число, падеж в соответствии с ситуацией.

Главное слово при таком типе связи выражено существительным. В качестве зависимого может быть:

  • местоимение (моя покупка, твой выбор, наш кабриолет);
  • полное и краткое прилагательное (зеленое платье, красивый закат, полон дом), но под эту категорию не подходят простая сравнительная степень и образованная от нее превосходная;
  • причастие (сделанная работа, подготовленный отчет, заработанные деньги);
  • существительное, если оно подстраивается под признаки главного слова (папой-директором, к дяде-тренеру); в форме косвенного падежа (обеих девчонок, обоим претендентам);
  • порядковое числительное (шестая неделя, восьмой попытки, третьи представители).

Управление

Тип связи примыкание, примеры

При связи типа управление зависимое слово уподобляется главному только в падеже. Управляющий член обычно выражен глаголом, прилагательным, существительным или количественным числительным.

В качестве зависимого слова в сочетаниях такого типа выступают существительные, местоимения. Несколько примеров:

  • Взглянул (на кого?) возлюбленную. Главное слово — глагол, зависимое — существительное, перешедшее из разряда прилагательных (субстантивированное).
  • Прикоснулся (к кому?) к ней. Глагол и местоимение с предлогом.
  • Завел (что?) машину. Первое слово выражено глаголом в прошедшем времени, второе — существительным в винительном падеже.

Образцы сочетаний с управлением и согласованием, как и пример примыкания, помогут вам с легкость определить тип подчинительной связи в словосочетании, если возникнет такая необходимость.

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Виды словосочетаний

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование

ОпределениеСогласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Управление

ОпределениеУправление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

Управление

Примеры

  • писать (что?) кни­гу,
  • щел­кать (чем?) зуба­ми,
  • три (чего?) гри­ба,
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму),
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный),
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра),
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез),
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя),
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

Примыкание

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Способы подчинительной связи. Примыкание

Назад Вперёд

Загрузить презентацию (447 кБ)

Цели урока:

  • актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
  • формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
  • учить выделять словосочетания из предложения;
  • учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;

воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;

  • развивать логическое мышление;
  • развивать языковое чутьё;
  • развивать умение работать в группе;
  • развивать умение систематизировать изученный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

II. Тема урока, постановка целей.

(Слайд 2)

III. Задание на повторение (Синтаксическая разминка).

Выпишите из предложенных слов только словосочетания:

  • 1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
  • 6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
  • 10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
  • 14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
  • 19) весело и быстро;

– Выступление учащихся, обсуждение затруднений.

В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.

Не являются словосочетаниями:

  1. сочетание самостоятельного слова со служебным:в течение лета, пусть расскажет и др.;
  2. сочетания слов в составе фразеологизмов:обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
  3. подлежащее и сказуемое:мальчик умён, начался дождь;
  4. составные словоформы:менее красивый, будешь знать;
  5. однородные члены:снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.

– После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.

– Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.

– Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.

Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.

В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.

При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.

Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).

При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. ( 1. С. 5)

Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.

При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.

IV. Закрепление.

– Работа с учебником

Упражнение 57, стр. 30

(Спишите предложения. Выделите в них словосочетания с подчинительной связью примыкания).

  • Сперва мы перекликались с ним весьма усердно; потом он стал реже отвечать на наши возгласы.

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)

Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).

Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).

В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).

Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).

Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).

V. Тест.

Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) летят на юг.
B) летят далеко.
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти в школу.
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) волею моей.
B) жги, обходя.
C) обходя моря.
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.

Ключ к тесту

  1. с
  2. в
  3. в
  4. с
  5. с
  6. а
  7. с
  8. а
  9. в
  10. в
  11. е
  12. в

Взаимопроверка

VI. Оценки за урок.

VII. Домашнее задание.

Упражнение 80, стр.38 (Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите способ связи).

источники:

https://fb.ru/article/232142/primer-primyikaniya-v-russkom-yazyike-slovosochetaniya-so-svyazyu-primyikanie-primeryi

https://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/vidy-slovosochetaniy-soglasovanie-upravlenie-primykanie.html

https://urok.1sept.ru/articles/643245

Like this post? Please share to your friends:
  • Как вы нашли работу в эмиратах
  • Не открываются вкладки магазин клан полевая почта в world of tanks как исправить
  • Найти как рисовать самолет
  • Как найти массу воздуха в комнате формула
  • Как составить досудебную претензию образец оформления