Как найти приставку слова 3 класс

Русский язык. 3 класс

№ 32

Раздел. Приставка.

Тема. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое приставка, находить приставку в слове, приводить примеры слов с разными приставками.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Приставка, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое приставка;

Научимся:

  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Прочитаем подписи. Что общего и чем различаются?

На картинке представлены однокоренные слова: переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит. Все они связаны по смыслу со словом «ходить». У них общая часть – корень – ход-. Но перед корнем есть часть слова, которая внесла новый смысл в исходное слово.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое приставка;

Научимся:

  • находить приставку в слове;
  • приводить примеры слов с разными приставками.

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например,

Ходить – переходить, уходить, входить, заходить.

Одна учительница играла с ребятами в такую игру. Она им называла только приставки, а они должны были догадаться, что надо сделать.

— Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

— Представили?

— Я вам скажу: «В»! Что вы сделаете?

— Включим телевизор!

— А если я скажу: «Пере!»

— Переключим на другую программу!

— А если я скажу: «Вы!»

— Значит, надо выключить!

— Хорошо! Теперь представьте, что мы сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо!»

— Пододвинемся к вам вместе со стульями.

— А если я скажу: «Ото!»

— Отодвинемся!

Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод простой: каждая приставка имеет смысл.

Послушайте, какие русские приставки существуют. На самом деле их намного больше. Примерно около 50. Но не со всеми приставками вы познакомитесь в начальной школе. С некоторыми приставками вы познакомитесь лишь в 5, 6, 7 классах.

До-

По-

Про-

О-/об

От-

Под —

На-

Над –

За-

Пред –

Пере-

При-

Вы –

В –

У –

С —

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Например,

Поджарить (жарить, пережарить).

Разбор заданий

Укажите наиболее полное определение приставки.

  1. Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Приставка – это значимая часть слова.
  3. Приставка – это часть слова, в которой скрывается смысл.

Правильный ответ

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Укажите, как найти в слове приставку.

  1. Найти корень.
  2. Найти корень, выделить часть слова перед корнем.
  3. Определить смысл слова.

Правильный ответ

Найти корень, выделить часть слова перед корнем.

Укажите слово с приставкой.

  1. Подошёл
  2. Шёл
  3. Шествующий

Правильный ответ

Подошёл.

Повышенный уровень

Укажите антоним с приставкой к слову «разгибать».

  1. Перегибать
  2. Сгибать
  3. Подгибать

Правильный ответ

Сгибать

Укажите слово с приставкой, которая имеет значение «повторить заново».

  1. Предпраздничный
  2. Перерисовать
  3. Подпрыгнуть

Правильный ответ

Перерисовать.

Конспект урока: Приставка. Как найти в слове приставку? Значения приставок.

Морфемика и словообразование


Приставка. Как найти в слове приставку? Значения приставок

Цели урока

  • узнаем, что такое приставка
  • потренируемся находить приставку в словах
  • узнаем о значении приставок

Прочитайте слова. Рассмотрите рисунки. Докажите, что эти слова являются однокоренными. 

рисунок

Какая часть внесла изменение в значения и образовала новое слово? Где она находится?


Запомните!


Приставка
 — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Бежать — перебежать, отбежать.

Приставки всегда пишутся одинаково.

картинка


Как правильно найти в слове приставку?


Запомните!

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка, то меняется и значение слова.

Приставка обозначается   —  

Значения приставок

при- – приближение  (прибежать), присоединение (приклеить),  неполнота действия (приоткрыть)

в- – движение внутрь

на- – положение на поверхности предмета (настенный), направленность действия на что-нибудь (накрыть)

над- – обозначает что-либо поверх чего-либо

до- – завершение действия 

за- – нахождение по ту сторону (загородный), начало действия (заблестеть)
 

Большинство приставок пишутся одинаково: до-, по-, про-, о-/об-, от-, под-, на-, над-, за-, пред-, пере-, вы-, с-. 


Упражнение 1

Замените фразы одним словом с приставкой.

Пропустить урок.

Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску.

Начать исполнять песню.

Проглотить таблетку с водой.

Отделить ножницами часть ткани.

Сменить место проживания.


Упражнение 2

Образуйте новые слова с помощью приставок. 

О-, от -, по -, до -, за -, на-, во-, под-, про-, над-, об-.

Петь, читать.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

  • Я считаю, что работал(работала) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен(довольна) / недоволен (недовольна).
  • За урок я устал(устала) / не устала (не устал).
  • Материал для меня был понятен / скучен / бесполезен / интересен / непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение:


Ответы

Упражнение 1

Пропустить урок — прогулять.

Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску — прибить.

Начать исполнять песню — запевать.

Проглотить таблетку с водой — запить.

Отделить ножницами часть ткани — отрезать.

Сменить место проживания — переехать.

Упражнение 2

О-, от -, по -, до -, за -, на-, во-, под-, про-, над-, об-.

Петь, читать.

Попеть, допеть, запеть, напеть, подпеть, пропеть.

Почитать, дочитать, прочитать.


Следующий урок

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значение суффиксов.

Морфемика и словообразование

Урок по русскому
языку в 3  классе.

Тема
«Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

Цели
: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения
выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.

Ход
урока

1.     Организационный
момент.

2.     Актуализация
знаний.

1.Индивидуальная
работа.


Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

Скоро
откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра
смелых.


Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.

Бег,
бегать, беговая; кормушка, кормовой, кормить; озеленить, зелёный, зелень;
загадочный, загадывать, загадка.

(Проверка.
Три ученика записывают слова на доске.)

2.Фронтальная
работа.


Составьте слова, состоящие из корня и окончания.

(Проверка.)


Из каких частей состоят слова? Какая часть слова самая главная?


А как образуются однокоренные слова?

    
3. Самоопределение к деятельности.

          —
Спишите. Выделите в словах корень.

          Полёт,
перелёт, вылет, отлёт.

         —
Назовите окончание в словах. (Нулевое окончание.)

         —
Что можно сказать об этих словах? (Это однокоренные слова.)

         —
Объясните лексическое значение каждого слова.

         — Чем
отличаются слова?

         — Как вы
думаете, для чего служит эта часть слова?

         —
Сформулируйте тему урока.

      4.
Работа по теме урока.

          1.Наблюдения
над ролью приставок в словах.

          —
Прочитайте слова.

          Выходить,
заходить, переходить, уходить.

          — Что в
них общего? (Корень.)

          —
Чем отличаются?(Значением.)

          —
А какая часть слова придаёт им разное значение? (Та, которая стоит        

перед корнем.)

         Это часть
слова называется приставкой. Именно приставки придают особую выразительность
глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки
его проявления, порой придают словам разговорную окраску.

2.Работа
по учебнику.

Упр.153(с.84).


Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. Сравните их.


Чем похожи все слова? (Корнем.)


Сравните их лексическое значение. Что можно сказать?(Лексическое значение
слов разное.)


Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка.
Учащиеся по цепочке читают слова и называют приставки.)


Прочитайте ниже сведения о языке.


Что такое приставка? Для чего она служит? Как выделяют приставку?


Приведите примеры слов с приставками.


Прочитайте правильно ещё раз. Закройте учебник. Расскажите правило соседу по
парте.


Выучите правило дома.

Упр.154
(с.85).


Прочитайте.


Как пишутся приставки? ( Всегда одинаково).


Найдите приставки, которые пишутся с буквой о. Проговорите их.


Найдите приставки, которые пишутся с буквой а. Проговорите их.


Найдите приставки, которые пишутся с буквой е. Проговорите их.


Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка.
Учащиеся по цепочке читают слова и называют приставки.)

3.Упражнение
в выделении приставок.


Я буду читать слова, а вы называть приставки.

Безоблачный,
выписать, водиться, списать, побелить, заморозки, приезд, переход, надставить,
прибить, проветрить, промёрз, загораживать, нагрузка, сгореть, задуть,
сбросить, заплакать, доплыть, просмотреть, написал, безобразный, отцепить,
расцвёл.

     
5. Физкультминутка.

     
6. Продолжение работы по теме урока.

         1.Работа
по учебнику.

         Упр.155
(с.85).

         —
Прочитайте загадку. Отгадайте.

         — Как
найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с
другой приставкой.)

            —
Выполните письменное задание к упражнению.

            —
Прочитайте сведения о языке на с. 86.

           
Упр.156 (с.86).

           
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

            2.Работа
над загадками.

            —
Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите  в словах приставки.

Не
спорю – не белый,

Я,
братцы, попроще.

Расту
я обычно

В
березовой роще.(Подберёзовик.)

Тонкий
стебель у дорожки.

На
конце его – серёжки.

На
земле лежат листки –

Маленькие
лопушки.

Нам
он –как хороший друг,

Лечит
ранки ног и рук. (Подорожник.)

Я
в красной шапочке расту

Среди
корней осиновых.

Меня
увидишь за версту,

Зовусь
я — ….(подосиновик.)

     
7.Рефлексия.

     
Игра с приставками.

      — Я буду
называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте,
что вы стоите перед домом. Я говорю : В-! Что вы делаете?(Входим в дом.)

      — А если я
скажу: у- (уходим от дома), об- (обходим дом), от- (отходим от
дома)
?

     — Какой же
вывод модно сделать из игры?  (У каждой приставки своё значение.)

     — Что такое
приставка?

     — Как найти
приставку в слове?

     — Для чего
служат приставки?

    —  Оцените
свою работу на уроке.

     8.
Подведение итогов урока.

   
 — Как пишутся приставки?

Домашнее
задание.

Составить и
записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками.

Русский язык

3класс

Тема. Что такое приставка. Как найти в слове приставку.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель урока: познакомить  с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Задачи

Предметные: — сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

— находить приставку среди других частей слова;

—  образовывать новые слова с помощью приставки;

Познавательные: — развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— строить речевое высказывание в устной форме;

— проводить сравнение и классификацию слов;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

Коммуникативные: — формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Регулятивные: — учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

— осуществлять контроль по результату и способу действия;

Личностные: — формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

— учебно-познавательные мотивы;

— учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная деятельность, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения: Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/ Под ред. В. П. Канакина, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2013 год.

— электронное приложение к учебнику; интерактивная доска.

Планируемые результаты:

Предметные: — на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;

— научится находить приставку среди других частей слова;

— образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные — познавательные: — ученик получит возможность учиться добывать информацию;

— осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

— строить логическое рассуждение, включающие причинно — следственные связи;

— коммуникативные: — ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения;

— учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

— аргументировать свою позицию;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

— регулятивные: — ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;  

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— составлять простейший план действий;

— осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

-Прочитайте первую группу слов из упражнения №152, стр. 83.

— По какому признаку вы разделили слова? (По форме слова; однокоренные слова.)

     |||.    Актуализация знаний.

        — Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова, выдилите в них корень.

-Скоро начнётся футбольный матч. На игру приедут юные футболисты. Футбол – это игра сильных.

— Запишите однокоренные слова группами, выделите  в них корень.

Бег, бегать, беготня, кормушка, кормит, корм, зелень, озеленить. Зелёный.

а) Игра «Да – нет — как». Отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».

— Слово состоит из предложений? – Нет

— Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

— Корень – это главная часть слова? — Да

— Суффикс находится за корнем? – Да

— Суффикс – это часть речи? – Нет

— Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да        

— В слове котёнок суффикс –ок-? – Нет

— Может ли слово быть без корня? – Нет

— Окончание служит для образования новых слов? – Нет

— У родственных слов одинаковый корень? – Да

— Мы выучили все части слова? – Нет

б) Назовите, все изученные части слова.

в) К доске пойдет … .

— Запиши слова: вода, водный, водяной, подводный, приводниться.

— Как называются эти слова? Выделите корень. Укажите, какие еще известные вам части слова вы можете выделить.

— Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?

. Постановка учебной задачи.

— Какой возникает вопрос?

— Какие есть предположения?

— Как проверить наши предположения?

— Давайте же назовем новую часть.

— Кто сформулирует тему нашего урока?

— Какие цели (задачи) мы поставим перед собой?

        Тема урока: Приставка – часть слова.

Цели урока узнать, все о  приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться сотрудничать во время работы.

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

1) Работа в группах.

— А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки.

— Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах,  и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.

— Вспомним правила работы в группе.

На карточках слова:

1 группа: ушёл, зашёл, вышел

2 группа: завернул, вывернул, свернул

3 группа: зашить, перешить, дошить

Вопросы:

— Что такое приставка? Приставка – это ____________________

— Где находится? Находится _______________________________

— Для чего служит? Служит _________________________________

— Как обозначается? Обозначается  ______

2) Защита работы

3) Чтение правила в учебнике. С.84

ФИЗМИНУТКА НА ВЫРАБОТКУ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

VI. Первичное закрепление с выходом во внешнюю речь.  

Мы познакомились с новой частью слова – приставкой.  Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.

Возьмем слово закладка.

— Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова)

— клад, складной, подкладка, складывать,  

— Далее? (Выделим корень: клад)

— А теперь? (То что перед корнем это приставка)

— Выделим её и назовем (с-; по-; под-.).

У нас получился алгоритм «Как найти приставку»

Подбери однокоренные слова

Укажи (выдели) корень

Отметь часть слова перед корнем – приставку

Назови приставку.

— Работа по учебнику

-Упр. №153. Рассмотрите рисунки, прочитайте слова, сравните их. Чем они похожи? (корнем).

-Упр. №154. Прочитать, как пишутся приставки? (всегда одинаково)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ПОСМОТРИ НА УДАЛЯЮЩИЙСЯ И ПРИБЛИЖАЮЩИЙСЯ ПРДМЕТ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ»

VII.  Упражнения в выделении приставок.

Я буду читать слова, а вы называть приставки.

Безоблачный, выписать, водить, побелить, заморозки, приезд, перехотд, проветрить, промёрз, загораживать. Нагрузка, отцепить, расцвёл.

Самостоятельная работа с проверкой

Выделите приставку в словах.

высадить                       зарисовать                        заехать

пересадить                    срисовать                           выехать

насадить                        вырисовать                        въехать

отсадить                        нарисовать                          уехать

усадить                          подрисовать                         приехать

Проверка. 1 ряд называет приставки 1 ст., 2 ряд – 2 ст., 3 ряд – 3 ст.

(На интерактивной доске)

— Оцените свою работу.

— Почему допущены ошибки. Достаточно ли вам одного упражнения для усвоения новой темы?

VIII. Систематизация новых знаний.

Работа в парах. Отгадай загадку. Запишите отгадку, выделите в слове приставку.

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В  берёзовой роще. (Подберёзовик.)

1. Образуйте от слов однокоренные слова при помощи приставок:  на-, за-, пере-, по-, от-, при-.

, выделите в словах приставки.

 рисовал,  вертел, пел, лил, говорил,

2. Составьте предложение с одним из слов.

IX. Рефлексия.

Игра с приставками.

— Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом. Я вам говорю: в — ! Что вы делаете? (Входим в дом.)

— А, если я скажу: у -! (Уходи от дома.) Об — ! (Обходи дом.)

— Какой вывод можно сделать по игре в приставку? (У каждой приставки своё значение.)

X. Итог урока.

-Что такое приставка?

Как найти приставку в слове?

Для чего служит приставка?

— Над какой темой мы работали? Достигли ли мы поставленных целей? Что было трудно? Все ли мы узнали о приставках? Проанализируйте и оцените свою работу.

XI. Домашнее задание.

-Упр. №155, стр. 85, правило стр. 84.

Resource id #1938

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

состав слова


шарады для детейПервое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

 Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова. 

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

 Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

 Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

 Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

 Основа слова – это  часть слова без окончания. 

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

шарады для детейВторое — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? 
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется: 
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется: 
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: 
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой. 
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это: 
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова? 
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. 
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это: 
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-? 
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это: 
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом. 
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова. 
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.


шарады для детейТретье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1.  Определи  слово как  часть речи.
  2.  У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов  нет окончания).
  3.  Укажи  основу слова.
  4.  Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5.  Выдели приставку.
  6.  Выдели суффикс.

порядок разбора слов по составу

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

4. корень -КУП-

5. приставка ПО-

6. суффикс — -К-

пришкольный 

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

4. корень -ШКОЛЬ-

5. приставка ПРИ-

6. суффикс — -Н-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

4. корень -ЦВЕТ-

5. приставка РАС-

6. суффикс — -А-


шарады для детейЧетвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые суффиксы имен существительных

ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-),  —от-, —остьун, —чик(-чиц-, —щик)

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

Например:

  • ик — образует лицообладающее качеством (медикстарик)
  • иц — лицо или животное женского пола (девицакурицатигрица)
  • ист, щик, ач — лицопринадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
  • ошк, ушк,  чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительноласкательную форму предмету.

Суффиксы прилагательных

ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск,  —тель, —ист

Суффиксы глаголов

а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л,  —ну, —ся, сь, —ть (-ти)

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время (былспалплыл)
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нестиделать, беречь)

шарады для детейПятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

  1 вариант

1.Разбери слова по составу:                                                                           

Времена, перевязь, глоток,  гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок,  билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Трус — …………………………………………………………………………..

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание  
беззащитный дарить вкусный добрый
подъехать вода сводный тяжёлый
безобразный жизнь съеденный белый
донёс пришкольный водный чёрный
простота домашний цветик ключи
поворот садик свалка рыба
замёрз сухая куча курица
вышёл дума каменщик смысл
завёл жаркий рыбка одежда
подход застава лавка сорока

     2 вариант

1)Разбери по составу:                                                                        

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка корень суффикс окончание  
конь лето плакучий мягкий  
подтянул локоток мясник молодость  
вписать проходить зима мяч  
прожить водитель книга сады  
заяц часы кормовой земляной  
срок котёнок мир ножницы  
заря школа лесник радость  
ссора покрасить низкий лодка  
стул сиреневый погода карандаш  
подъезд поле крыша полк  

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Тренировочная работа по теме «Состав слова»

Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.

Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок


О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

 20 слоговых таблиц в подарокВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»

Как развить речь ребенкаКак развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в гугл почте найти непрочитанное письмо
  • Обливион серый лис как найти
  • Как майнкрафте найти друга видео
  • Меня не слышно на компьютере как исправить
  • Как составить договор безвозмездной аренды жилья