Как найти приставочный способ образования

Приставочный способ образования — это создание новых слов той же части речи с помощью приставки (лететь — прилететь, владелец — совладелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.

Морфологический способ образования слов активно пополняет лексический запас русского языка на базе непроизводных и производных слов с помощью разных морфем и их сочетаний. С точки зрения, какая морфема или их сочетание участвовали в появлении новой лексемы, различают ряд способов словообразования:

  • приставочный, или префиксальный;
  • суффиксальный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • постфиксальный;
  • приставочно-постфиксальный

и др.

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к исходной (мотивирующей) лексеме присоединяется приставка, или префикс.

Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum < prae — «впереди» , fixus — «прикрепленный») буквально значит «прикрепленный впереди».


Определение

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов.


Важно!

В отличие от суффикса, который образует новое слово от производящей основы, приставка непосредственно присоединяется в начале целого слова.


Например, глагол «выучить» образован от однокоренного слова «учить» с помощью приставки:

Образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или оттенок значения. Особенно это ярко проявляется в словообразовании глаголов.

Сравним:

  • бежать → убежать;
  • бежать →прибежать;
  • бежать → отбежать;
  • бежать → сбежать;
  • бежать → набежать и т. д.

Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.

Сравним:

  • ходить → выходить;
  • ходить → входить.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя словообразовательный разбор, некоторые учащиеся, отметив в морфемном составе исследуемого слова наличие приставки, ошибочно считают, что оно образовано приставочным способом:

  • лечение — излечение;
  • стройка — перестройка;

Но это не всегда так. Приставка могла присоединиться к слову раньше, на предыдущей ступеньке словообразования. Понаблюдаем:

  • лечить → излечить → излечение;
  • строить → перестроить → перестройка.

Как видим, при наличии приставки в составе слов можно легко спутать приставочный и суффиксальный способ образования.

Чтобы этого не произошло, установим некоторые закономерности приставочного способа словообразования.

  1. При словообразовательном анализе слова с приставкой ищем к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
  2. Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Отметим, что не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.

Приставочный способ образования слов

Рассмотрим подробнее, в образовании слов каких частей речи используется приставка.

Приставочный способ образования глаголов

В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов. Приставки обозначают различные оттенки действия, уточняют характер их протекания, образуют от бесприставочных глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида.

Примеры:

  • баловать → избаловать;
  • седлать → оседлать;
  • знать → узнать;
  • ждать → подождать;
  • моргать → заморгать;
  • чертить → начертить;
  • кликнуть → воскликнуть;
  • чувствовать → почувствовать;
  • видеть → предвидеть;
  • быть→ прибыть;
  • звать → созвать.

Почти от каждого глагола с участием различных приставок можно создать новые слова.

Приставочный способ образования существительных

С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.

Примеры:

  • текст →подтекст;
  • общество → сообщество;
  • дедушка → прадедушка;
  • звук → призвук;
  • город → пригород;
  • мрак → сумрак.

Множество существительных с противоположным значением образует приставки не-, без-/бес-:

  • друг → недруг (враг);
  • правда → неправда (ложь);
  • счастье → несчастье (горе);
  • приятель → неприятель (противник);
  • удача → неудача (провал);
  • порядок → беспорядок.

Иноязычные приставки активно образуют новые слова:

  • звук → ультразвук;
  • агент →контрагент;
  • компенсация →декомпенсация;
  • ориентация → дезориентация;
  • континент → субконтинент.

Приставочный способ образования прилагательных

Приставка, присоединяясь к имени прилагательному, образует новое слово этой же части речи.

Примеры:

  • громкий → сверхгромкий;
  • удалый → разудалый:
  • огромный → преогромный.

Смысловые приставки при- и пре- вносят в значение производных прилагательных дополнительные оттенки значения:

1. нахождение поблизости, рядом с чем-нибудь:

  • полярный → приполярный;
  • арктический →приарктический;

2.  усиление признака, повышенная степень качества:

  • злой → презлой;
  • странный → престранный;
  • толстый →претолстый.

Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:

  • атлантический → трансатлантический;
  • тропический → субтропический;
  • моральный → аморальный;
  • общественный → антиобщественный.

Префиксальный способ образования местоимений

Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:

  • кто → некто;
  • что → ничто;
  • какой → никакой;
  • чей → ничей;
  • сколько → несколько;
  • что →кое-что;
  • кто →кое-кто.

Приставочный способ и наречия

С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия:

  • когда → некогда;
  • где → негде;
  • как → никак;
  • откуда → ниоткуда:
  • куда → кое-куда;
  • когда → кое-когда.

Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:

  • нельзя → донельзя;
  • вне → вовне;
  • ныне → доныне;
  • даром → задаром;
  • всегда → навсегда;
  • совсем → насовсем;
  • пополам → напополам;
  • ныне → отныне;
  • прочь → напрочь.

Тест

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 41

11 класса МКОУ
«СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

Возможные         трудности

 При
выборе     производящего слова

(при
имеющемся производном)

 При
определении способа словообразования

     Причины

Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки 

П

       Что
нужно знать?

  • В
    словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
    производящим является существительное мужского пола, производным
    -существительное женского рода:

      писатель → писательница  

      шахматист → шахматистка

  • В
    парах:  глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие,
    прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
    производящим является глагол или прилагательное, а существительное
    производным:

      лечить → лечение

      молодой→ молодость

  • Большинство
    возвратных глаголов образовано от невозвратных:

       защищать→ защищаться

       умыть→ умыться

  • При
    словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
    членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
    приставочный глагол  совершенного вида→ приставочный глагол  с новым
    суффиксом несовершенного вида:

      писать→ записать→записывать

         читать→прочитать→прочитывать

  • Наречия
    с суффиксом  -о, как правило, образованы от прилагательных:

      хороший → хорошо

      грустный→грустно

  • Приставочный
    способ

    – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
    это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
    Таким способом образуются имена   существительные, прилагательные,
    местоимения, глаголы, наречия:

      дедушка→ прадедушка

      вкус→ привкус

  • Суффиксальный
    способ

    – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом 
    образуются слова всех самостоятельных частей речи  и, как правило, новые
    производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
    слову.

дом → домишко

лифт→ лифтёр

В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

  • Приставочно-суффиксальный  способ
    – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
    слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

пограничник

разболеться

снова

  • Бессуффиксный
    способ

    – присоединение нулевого суффикса к  основе исходного слова. Этим
    способом образуются следующие группы слов:

существительные
от глаголов
путём отсечения  суффиксов инфинитива:

      рассказать→рассказ

      выходить→выход

существительные
от прилагательных
путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:

           
сухой→сушь

           
гнилой→гниль

  • Сложение
    способ,
    при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
    нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных  -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).

Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.

Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

  • Переход 
    это
    способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
    части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный  ученик – дежурный
по подъезду),

из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),

из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).

  • Сращение

    это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
    слияния, сращения слов в одно слово:

сей  час→ сейчас; сего дня→
сегодня.

Советы

Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.

Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:

-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например:
близорукость/

ср.:близорук(ий);

лесной,
здоровенный.

Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:

-выбери
слова с приставкой и суффиксом;

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то открой приставку и  закрой суффикс. Посмотри, на  то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

n определить 
какой частью речи является  исследуемое слово и поставить его  в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

n найти
производящее слово: истолковать значение производного
( это
можно сделать, используя  слово
(сочетание слов), от  которого
оно образовано
) или  подобрать слово, родственное производному (оно 
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.

n определить
способ образования  исследуемого слова.

n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»

n слово 
образовано приставочно-суффиксальным способом.

Приставочный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние слов той же части речи с помо­щью при­став­ки.Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи: гла­го­лов, суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, наречий.

Особенности приставочного способа образования слов

Морфологический спо­соб обра­зо­ва­ния слов актив­но попол­ня­ет лек­си­че­ский запас рус­ско­го язы­ка на базе непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных слов с помо­щью раз­ных мор­фем и их соче­та­ний. С точ­ки зре­ния, какая мор­фе­ма или их соче­та­ние участ­во­ва­ли в появ­ле­нии новой лек­се­мы, раз­ли­ча­ют ряд спо­со­бов словообразования:

  • при­ста­воч­ный, или префиксальный;
  • суф­фик­саль­ный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • пост­фик­саль­ный;
  • приставочно-постфиксальный

и др.

Содержание

  1. Приставка — словообразовательная морфема
  2. Как определить приставочный способ словообразования?
  3. Приставочный способ образования глаголов
  4. Приставочный способ образования существительных
  5. Приставочный способ образования прилагательных
  6. Префиксальный способ образования местоимений
  7. Приставочный способ и наречия

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или пре­фик­саль­ный, спо­соб обра­зо­ва­ния слов состо­ит в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­ной лек­се­мы при­со­еди­ня­ет­ся при­став­ка, или префикс.

Лингвистический тер­мин «пре­фикс» (лат. prae­fix­um < prae — «впе­ре­ди» , fixus — «при­креп­лен­ный») бук­валь­но зна­чит «при­креп­лен­ный впе­ре­ди».

Приставка — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся перед кор­нем или дру­гой при­став­кой и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

Эта сло­во­об­ра­зу­ю­щая мор­фе­ма непо­сред­ствен­но при­со­еди­ня­ет­ся в нача­ле про­из­во­дя­щей осно­вы исход­но­го слова.

Например, гла­гол «выучить» обра­зо­ван от одно­ко­рен­но­го сло­ва «учить» с помо­щью приставки:

учить → выучить.

Образуя новое сло­во, при­став­ка вно­сит в него новый смысл или отте­нок значения.

Сравним:

  • бежать → убежать;
  • бежать →прибежать;
  • бежать → отбежать;
  • бежать → сбежать;
  • бежать → набежать и т. д.

Приставка изме­ня­ет лек­си­че­ское зна­че­ние исход­но­го слова.

Сравним:

  • ходить → выходить;
  • ходить → входить.

Читайте также: Личные окончания глаголов — окончания форм настоящего и простого будущего времен глагола, а также глаголов в повелительном наклонении.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор, неко­то­рые уча­щи­е­ся, отме­тив в мор­фем­ном соста­ве иссле­ду­е­мо­го сло­ва нали­чие при­став­ки, оши­боч­но счи­та­ют, что оно обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом:

  • лече­ние — излечение;
  • строй­ка — перестройка;

Но это не все­гда так. Приставка мог­ла при­со­еди­нить­ся к сло­ву рань­ше, на преды­ду­щей сту­пень­ке сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Понаблюдаем:

  • лечить → излечить → излечение;
  • стро­ить → перестро­ить → перестройка.

Как видим, при нали­чии при­став­ки в соста­ве слов мож­но лег­ко спу­тать при­ста­воч­ный и суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Чтобы это­го не про­изо­шло, уста­но­вим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти при­ста­воч­но­го спо­со­ба словообразования.

  1. При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе сло­ва с при­став­кой ищем к нему бли­жай­шую одно­ко­рен­ную лек­се­му с при­став­кой. Если такой нет, зна­чит, про­из­вод­ное сло­во обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом.
  2. Приставочный спо­соб про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии слов одной и той же части речи. Отметим, что не про­ис­хо­дит сме­ны части речи про­из­вод­но­го сло­ва, как это быва­ет при суф­фик­саль­ном и дру­гих мор­фем­ных спо­со­бах словообразования.

Рассмотрим подроб­нее, в обра­зо­ва­нии слов каких частей речи исполь­зу­ет­ся приставка.

Это интересно: Правописание суффиксов причастий в русском языке.

Приставочный способ образования глаголов

В рус­ском язы­ке при­ста­воч­ный спо­соб явля­ет­ся наи­бо­лее про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии гла­го­лов. От слов этой части речи с помо­щью раз­лич­ных при­ста­вок обра­зу­ет­ся мно­же­ство глаголов.

Примеры:

  • сед­лать → оседлать;
  • знать → узнать;
  • ждать → подождать;
  • мор­гать → заморгать;
  • чер­тить → начертить;
  • клик­нуть → воскликнуть;
  • чув­ство­вать → почувствовать;
  • видеть → предвидеть;
  • быть→ прибыть;
  • звать → созвать.

Приставочный способ образования существительных

С помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся ряд суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных слов этой части речи.

Примеры:

  • текст →подтекст;
  • обще­ство → сообщество;
  • дедуш­ка → прадедушка;
  • звук → призвук;
  • город → пригород;
  • мрак → сумрак.

Множество суще­стви­тель­ных с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем обра­зу­ет при­став­ка не-:

  • друг → недруг (враг);
  • прав­да → неправ­да (ложь);
  • сча­стье → несча­стье (горе);
  • при­я­тель → непри­я­тель (про­тив­ник);
  • уда­ча → неуда­ча (про­вал).

Иноязычные при­став­ки актив­но обра­зу­ют новые слова:

  • звук → ультразвук;
  • агент →контрагент;
  • ком­пен­са­ция →деком­пен­са­ция;
  • ори­ен­та­ция → дезориентация;
  • кон­ти­нент → субконтинент.

Приставочный способ образования прилагательных

Приставка, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве имен при­ла­га­тель­ных, обра­зу­ет новое слово.

Примеры:

  • гром­кий → сверхгромкий;
  • уда­лый → разудалый:
  • огром­ный → преогромный.

Смысловые при­став­ки при- и пре- вно­сят в зна­че­ние про­из­вод­ных при­ла­га­тель­ных допол­ни­тель­ные оттен­ки значения:

1. нахож­де­ние поблизости:

  • поляр­ный → приполярный;
  • арк­ти­че­ский →приарк­ти­че­ский;

2.  повы­шен­ная сте­пень качества:

  • злой → презлой;
  • стран­ный → престранный;
  • тол­стый →претол­стый.

Иноязычные при­став­ки, при­со­еди­ня­ясь к при­ла­га­тель­ным, обра­зу­ют новые слова:

  • атлан­ти­че­ский → трансатлантический;
  • тро­пи­че­ский → субтропический;
  • мораль­ный → аморальный;
  • обще­ствен­ный → антиобщественный.

Префиксальный способ образования местоимений

Префиксы обра­зу­ют неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные местоимения:

  • кто → некто;
  • что → ничто;
  • какой → никакой;
  • чей → ничей;
  • сколь­ко → несколько;
  • что →кое-что;
  • кто →кое-кто.

Приставочный способ и наречия

С помо­щью при­став­ки от отно­си­тель­ных наре­чий обра­зу­ют­ся неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные наречия:

  • когда → некогда;
  • где → негде;
  • как → никак;
  • отку­да → ниоткуда:
  • куда → кое-куда;
  • когда → кое-когда.

Префиксальным спо­со­бом обра­зо­ва­ны наре­чия от слов этой же части речи:

  • нель­зя → донельзя;
  • вне → вовне;
  • ныне → доныне;
  • даром → задаром;
  • все­гда → навсегда;
  • совсем → насовсем;
  • попо­лам → напополам;
  • ныне → отныне;
  • прочь → напрочь.

Таким образом, приставка всегда присоединяется к слову целиком. То есть производные слова, которые образовались после присоединения приставки к слову, будут относиться к той же части речи, что и слова производящие, смены не происходит.

Например, если взять прилагательное одаренный и добавить к нему приставку сверх-, то получится слово сверходаренный – тоже имя прилагательное.

Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо опре­делить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой сло­ва, а не с его грамматическим вариантом.

I.  Если в слове один корень:

1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приста­вочный.

безопасный опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);

соавтор автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);

измельчить мельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);

 непонятный понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пони­манию»). НО:

постройка стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: постройка построить (суффиксальный);

— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алго­ритма: объявление объявлять (суффиксальный).

2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова — суффиксальный:

белизна — бел(ый);

поручение — поруч(ить);

уходящий уход(ить).

Помните: 

Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

— причастия: окруженный окруж(ить); убегавший убега(ть); прочитанный — прочита(ть); жареный жар(ить);

— деепричастия: играя игра(ть); прочитав прочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь отправля(ть)ся;

— наречия, оканчивающиеся на -о, -е без приставок:медленно — медленн(ый); горя­чо — горяч(ий); певуче певуч(ий);

— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): построй­ка построи(ть); побелка побел(ить); уважение уваж(ать); заклинание заклин(ать); испытатель — испыта(ть);

глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.

3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный:

переносица — нос;

— вчитаться — чита(ть);

— по-немецки немецк(ий).

4. Бессуффиксным способом (т.е. слово образовано с помощью нулевого суффикса)  образуются, как правило, существительные, обознача­ющие действие или признак как предмет:

а) путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное);

б) путем добавления нулевого суффикса.

Отзыв отзывать; отбор отбирать; вздох вздыхать; приезд приезжать; синь — си­ний; ширь — широкий; взрыв взрывать; подпись подписывать.

II. Если в слове два и более корней:

1.  При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем:

а) сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр;

 б) сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово-красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).

2. Сложение с суффиксацией характеризуется одновременным сложением двух основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено­косилка (сено + кос(ить) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Вторая часть слова при этом способе образования не может существовать как самостоятельное слово.

Не путать: паровозик (паровоз + -ик), самолетик (самолет + -ик) — это суффиксальный способ.

3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но­вое слово, состоящее:

а) из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);

б)  начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэВэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС — [эМЧээС] (Министерство чрез­вычайных ситуаций);

в)  начальных звуков исходных слов:ТЮЗ — [т’ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р’иа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведение).

Сложение

Способ 

Пример

Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис)

Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д. 

Сложение основ слова без соединительной гласной.

Стенгазета, турпоход, медкабинет,

профсоюз, спортзал и т. д. 

Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е

Хлебозавод, путепровод, новостройка,

овощебаза, железнодорожный,

русско-английский, отчетно-выборный и т. д 

Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д. 

Слияниеслов

Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый 

Сложение сокращенных основ (аббревиация)

Сложение слогов или частей слова

Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный корреспондент), агитпункт(агитационный пункт) и т.д.

Сложение названий начальных букв

МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т.д. 

Сложение начальных звуков

Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т.д.

Смешанный способ

Районо (районный отдел народного образования)

III. Если одна часть речи переходит в другую.

Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: дет­ская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец — рядо­вой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар — всякий (сущ.) знает.

Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в резуль­тате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо — просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке — благодаря (дееприч.) за службу.

Переход из одной части речи в другую

этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки).

Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало

В какую часть речи перешло, его новое значение

Примеры

Прилагательное (признак)

Существительное (предмет)

Учительская комната

В учительской повесили

объявление

Числительное (порядок

при счете)

Прилагательное

(признак)

Первый день наступившего года

Иванов — первый (в значении лучший) ученик

Причастие (признак

по действию)

Прилагательное

(признак)

Болеющий гриппом

Болеющий за «Зенит»

Деепричастие

(добавочное действие)

Наречие (признак

действия)

Загорал, лежа на песке

Читать лежа вредно

Существительное (предмет)

Наречие (признакдействия)

Медленны мшагом

Ехали шагом

Деепричастие

Предлог

Благодаря друга

Благодаря помощи друга

Применение алгоритма

«Как определить способ образования слова и не ошибиться»

Задание 1. Определите способ образования слова «подумайте» из предложения:

Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фор­тепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).

Образец рассуждения 

ПОДУМАЙТЕ — глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» — приставочный.

Задание 2.Определите способ образования слова «поначалу» из предложения:

Пона­чалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения ко­торого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.

Образец рассуждения 

«Поначалу» — наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова — не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, спо­соб образования слова — не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, спо­соб образования наречия «поначалу» — приставочно-суффиксальный.

Задание 3.Определите способ образования слова «орденоносец».

Образец рассуждения

«Орденоносец» — имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня — « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец»  — сложносуффиксальный

Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным  способом:

Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честно­стью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото­му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.

Образец рассуждения

1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продол­жать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), по­зор (сущ.), унижение (сущ.).

2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследо­вать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и об­разованы суффиксальным способом.

3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать — должать, наука — ука, согласен — гласен, по­зор — зор — таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образо­вания данных слов — не приставочный. Претерпеть — терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо».

4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, — ПРЕ­ТЕРПЕТЬ.

Источник:

uchportal.ru — как правильно разобрать слово по составу.

Дополнительно на Геноне:

  • Что такое морфема?
  • Какие есть виды морфем?
  • Что такое наложение морфем?
  • Что такое корневая морфема?
  • Что такое служебная морфема?
  • Что такое соединительная морфема?
  • Что такое формообразующие морфемы?
  • Какие есть формообразующие морфемы?
  • Где найти перечень формообразующих морфем?
  • Какие морфемы относятся к формообразующим?
  • Где найти словари деления слов на морфемы?
  • Чем отличается корень слова от других морфем?
  • Входят ли формообразующие морфемы в основу слова?
  • Почему окончание называют формообразующей морфемой?
  • Как пишутся частицы и омонимичные части речи и морфемы?
  • Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?
  • В каких словарях можно посмотреть членение слова на морфемы?
  • Как разобрать слово по составу?
  • Как делать разбор слова по составу?
  • Где найти план разбора слова по составу?
  • Как правильно разобрать слово по составу?
  • Где найти материалы к теме «Изменения в морфемном составе слова»?
  • Какие изменения в морфемном составе слова происходят в процессе развития языка?
  • Как определить род составных существительных (слова типа торт-мороженое, кресло-кровать)?
  • Что такое приём перифраза в словообразовании?
  • Где найти материалы к теме «Основные способы словообразования»?
  • Где найти упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от приставочного способа словообразования?

Приставочный способ используется в образовании слов в пределах одной и той же части речи. Приведем 70 примеров образования слов приставочным способом.

Приставочный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние слов той же части речи с помо­щью при­став­ки (лететь — прилететь, вла­де­лец — совла­де­лец). Приставочный спо­соб явля­ет­ся про­дук­тив­ным мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом обра­зо­ва­ния гла­го­лов, суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, наречий.

Морфологический спо­соб обра­зо­ва­ния слов актив­но попол­ня­ет лек­си­че­ский запас рус­ско­го язы­ка на базе непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных слов с помо­щью раз­ных мор­фем и их соче­та­ний. С точ­ки зре­ния, какая мор­фе­ма или их соче­та­ние участ­во­ва­ли в появ­ле­нии новой лек­се­мы, раз­ли­ча­ют ряд спо­со­бов словообразования:

  • при­ста­воч­ный, или префиксальный;
  • суф­фик­саль­ный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • пост­фик­саль­ный;
  • приставочно-постфиксальный

и др.

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или пре­фик­саль­ный, спо­соб обра­зо­ва­ния слов состо­ит в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­ной лек­се­мы при­со­еди­ня­ет­ся при­став­ка, или префикс.

Лингвистический тер­мин «пре­фикс» (лат. praefixum < prae — «впе­ре­ди» , fixus — «при­креп­лен­ный») бук­валь­но зна­чит «при­креп­лен­ный впе­ре­ди».Приставка — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся перед кор­нем или дру­гой при­став­кой и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов. 

Эта сло­во­об­ра­зу­ю­щая мор­фе­ма непо­сред­ствен­но при­со­еди­ня­ет­ся в нача­ле про­из­во­дя­щей осно­вы исход­но­го слова.

Например, гла­гол «выучить» обра­зо­ван от одно­ко­рен­но­го сло­ва «учить» с помо­щью приставки:

учить → выучить.

Образуя новое сло­во, при­став­ка вно­сит в него новый смысл или отте­нок значения.

Сравним:

  • бежать → убежать;
  • бежать →прибежать;
  • бежать → отбежать;
  • бежать → сбежать;
  • бежать → набежать и т. д.

Приставка изме­ня­ет лек­си­че­ское зна­че­ние исход­но­го слова.

Сравним:

  • ходить → выходить;
  • ходить → входить.

Классификация приставок

Эти морфемы можно классифицировать по нескольким признакам, например:

  • По правописанию. Некоторые пишутся всегда одинаково (не меняют согласную). К ним относятся все приставки, кроме оканчивающихся на з и с. Приставки, оканчивающиеся на эти буквы, пишутся согласно правилу. Оно состоит в том, что з пишут перед звонкими согласными и гласными, а с — перед глухими согласными;
  • По происхождению. Большинство префиксов имеет русское происхождение. Некоторые взяты из церковнославянского (вос-/воз-, низ-/нис-), а есть также латинского, греческого и другого иностранного происхождения. К ним относятся а-, анти-, контр-, пан-, суб-, экс-, транс-, интер- и еще около пятнадцати;
  • По способности менять вид глагола. Но об этом речь пойдет в следующих главах.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор, неко­то­рые уча­щи­е­ся, отме­тив в мор­фем­ном соста­ве иссле­ду­е­мо­го сло­ва нали­чие при­став­ки, оши­боч­но счи­та­ют, что оно обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом:

  • лече­ние — излече­ние;
  • строй­ка — перестрой­ка;

Но это не все­гда так. Приставка мог­ла при­со­еди­нить­ся к сло­ву рань­ше, на преды­ду­щей сту­пень­ке сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Понаблюдаем:

  • лечить → излечить → излечение;
  • стро­ить → перестро­ить → пере­стройка.

Как видим, при нали­чии при­став­ки в соста­ве слов мож­но лег­ко спу­тать при­ста­воч­ный и суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Чтобы это­го не про­изо­шло, уста­но­вим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти при­ста­воч­но­го спо­со­ба словообразования.

  1. При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе сло­ва с при­став­кой ищем к нему бли­жай­шую одно­ко­рен­ную лек­се­му с при­став­кой. Если такой нет, зна­чит, про­из­вод­ное сло­во обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом.
  2. Приставочный спо­соб про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии слов одной и той же части речи. Отметим, что не про­ис­хо­дит сме­ны части речи про­из­вод­но­го сло­ва, как это быва­ет при суф­фик­саль­ном и дру­гих мор­фем­ных спо­со­бах словообразования.
Приставочный способ образования слов

Рассмотрим подроб­нее, в обра­зо­ва­нии слов каких частей речи исполь­зу­ет­ся приставка.

Приставочный способ образования глаголов

В рус­ском язы­ке при­ста­воч­ный спо­соб явля­ет­ся наи­бо­лее про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии гла­го­лов. От слов этой части речи с помо­щью раз­лич­ных при­ста­вок обра­зу­ет­ся мно­же­ство глаголов.

Примеры:

  • сед­лать → осед­лать;
  • знать → узнать;
  • ждать → подождать;
  • мор­гать → замор­гать;
  • чер­тить → начер­тить;
  • клик­нуть → восклик­нуть;
  • чув­ство­вать → почув­ство­вать;
  • видеть → предвидеть;
  • быть→ прибыть;
  • звать → созвать.

Глагол

Глагол — довольно сложная часть речи. Ввиду того, что русский язык является синтетическим, образование видовременных форм в нем образуется не синтаксически, а с помощью словоизменения и словообразования. Если в английском языке нам нужно просто собрать конструкцию из вспомогательного и одной из трех форм основного глагола, то в русском языке вид — категория, которой обладает конкретный глагол.

Проблему представляет и то, что не существует единой модели видообразования. Их несколько, и часть из них достались нам еще со времен Древней Руси, а для остальных не подходят все модели словообразования. Часть глаголов, изначально имевших значение однократного действия, имеют совершенный вид без всяких префиксов и суффиксов, например, дать и стать. Каким-то можно придать значение однократности с помощью суффикса -н- (колоть — кольнуть). Но наиболее универсальной моделью преобразования глагольной основы является такая схема:

глагол несовершенного вида (корень+ суффикс -а-, -я-, -и-, -е- +флексия —ть)

глагол совершенного вида (прибавляем видообразующую приставку)

глагол несовершенного вида (прибавляем суффикс длительности или повторяемого действия)

Образуя с помощью префикса новое слово, мы придаем ему значение результативного процесса, и меняем его вид. Подобное преобразование получило название образования видовой пары.

Примеры:

стоять — отстоять

знать — познать

сердиться — рассердиться

бить — прибить

бежать — прибежать

плыть — отплыть

грызть — загрызть

плескать — выплескать

Префикс, образуя новое слово, меняет его лексическое значение, иногда это незаметно, а иногда результат словообразования сильно отличается значением от источника, например:

делать — сделать (отличия практически нет)

решать — разрешать (отличие налицо)

жечь — отжечь (полностью ушло в переносное значение)

Не все приставки могут быть видообразующими. Например, церковнославянские приставки воз-/вос-, пре-/пред-, со- и некоторые другие не всегда могут образовывать глагол совершенного вида.

ходить — восходить

страдать — сострадать

носить — возносить

Впрочем, первый и третий глагол образуют пару другим способом, и приставки им не помогут.

Также не являются видообразующими префиксы из греческого, латинского и германских языков. Что интересно, такие слова часто оказываются двухвидовыми:

приватизировать — деприватизировать

квалифицировать — дисквалифицировать

Иногда приставочным способом не удается добиться перехода глагола в другой вид, зато можно полностью изменить его значение, иногда до неузнаваемости:

водить — изводить — производить

Как видите, иногда даже два префикса не помогают.

Какие выводы можно сделать относительно приставочного словообразования у глаголов? Их два:

  • приставка может образовать глагол совершенного вида, но далеко не всегда:
  • приставка меняет лексическое значение глагола, но степень изменения разнится.

Приставочный способ образования существительных

С помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся ряд суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных слов этой части речи.

Примеры:

  • текст →подтекст;
  • обще­ство → сообще­ство;
  • дедуш­ка → прадедуш­ка;
  • звук → призвук;
  • город → пригород;
  • мрак → сумрак.

Множество суще­стви­тель­ных с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем обра­зу­ет при­став­ка не-:

  • друг → недруг (враг);
  • прав­да → неправ­да (ложь);
  • сча­стье → несча­стье (горе);
  • при­я­тель → непри­я­тель (про­тив­ник);
  • уда­ча → неуда­ча (про­вал).

Иноязычные при­став­ки актив­но обра­зу­ют новые слова:

  • звук → уль­т­развук;
  • агент →контрагент;
  • ком­пен­са­ция →деком­пен­са­ция;
  • ори­ен­та­ция → дезори­ен­та­ция;
  • кон­ти­нент → субкон­ти­нент.

Существительное

Методы словообразования

С помощью приставки существительное меняет свое значение, причем иногда на противоположное. Примеры слов, образованных с помощью префиксов, можно привести немало:

пол — подпол

порядок — беспорядок

внук — правнук

заголовок — подзаголовок

вкус — привкус

автор — соавтор

Это интересно: «на встречу» или «навстречу» — какая это часть речи, как правильно писать?

Еще чаще подобный способ словообразования встречается с иноязычными приставками:

мобилизация — демобилизация

революция — контрреволюция

Образование слов

Но в целом приставочное словообразование явно проигрывает приставочно-суффиксальному среди имен существительных. Многие слова, которые мы ошибочно считаем образованными с помощью приставок, на самом деле образовались приставочно-суффиксальным способом, и часто — от однокоренного из другой части речи. И таких примеров куда больше:

Осина — подосинов-ик (приставочно-суффиксальный)

Зьдати — съзьдати — созидать — создать — со-зд-а-ние (таким образом, создание не образовано с помощью префикса от здание).

Еще одна особенность поведения приставок в существительных — их свойство становится частью корня. Происходит это тогда, когда корень перестает быть продуктивным, то есть без префикса никакие слова от него не образуются, и он не воспринимается как значимая морфема сама по себе.

Список таких слов непостоянен, и не все сходятся во мнении, стала ли приставка частью корня. В качестве примеров приводят такие случаи:

пример

привет

природа

прибор

причуда

Присоединение к имеющемуся слову приставки

Если посмотреть внимательнее, то корни здесь вполне продуктивные. Другое дело, что словообразовательные модели, по которым образовывались эти слова, сейчас встречаются все реже. Они образованы приставочно-суффиксальным способом, а точнее — от глаголов после усечения суффикса:

мера — мерить — примерять — пример

Как видим, пример, несмотря на свое происхождение, давно перестал ассоциироваться с процессом мерки. В современном русском языке от примерять скорее образуют примерку.

Еще сложнее с привет. В современном русском языке существуют слова, произошедшие от одной основы:

привет, ответ, привечать, отвечать, вече, совет, завещание.

Но все они давно живут своей жизнью и утратили связь с основой.

Еще чаще подобное встречается в заимствованиях. Иноязычная приставка выделяется в качестве таковой тогда, когда иноязычный корень является продуктивной основой для словообразования.

тропики — субтропики

но

субъект и объект

Присоединение приставки к слову

Последние слова не содержат в себе приставки суб-. Латинский корень -ект- в русском языке непродуктивен, и мы имеем только корни.

Наконец, последнее, что хочется сказать о существительных с приставками. Если вы хотите узнать, какое слово образовано приставочным способом или каким-то иным, попробуйте отнять приставку. Если получается несуществующее нечто, значит, словообразование шло по иной модели.

На именах прилагательных мы подробно останавливаться не будем, так как ситуация здесь аналогичная.

Нужно знать! Сложносочиненные предложения, примеры.

Приставочный способ образования прилагательных

Приставка, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве имен при­ла­га­тель­ных, обра­зу­ет новое слово.

Примеры:

  • гром­кий → сверхгром­кий;
  • уда­лый → разуда­лый:
  • огром­ный → преогром­ный.

Смысловые при­став­ки при- и пре- вно­сят в зна­че­ние про­из­вод­ных при­ла­га­тель­ных допол­ни­тель­ные оттен­ки значения:

1. нахож­де­ние поблизости:

  • поляр­ный → приполяр­ный;
  • арк­ти­че­ский →приарк­ти­че­ский;

2.  повы­шен­ная сте­пень качества:

  • злой → презлой;
  • стран­ный → престран­ный;
  • тол­стый →претол­стый.

Иноязычные при­став­ки, при­со­еди­ня­ясь к при­ла­га­тель­ным, обра­зу­ют новые слова:

  • атлан­ти­че­ский → трансатлан­ти­че­ский;
  • тро­пи­че­ский → субтро­пи­че­ский;
  • мораль­ный → амораль­ный;
  • обще­ствен­ный → антиобще­ствен­ный.

Префиксальный способ образования местоимений

Префиксы обра­зу­ют неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные местоимения:

  • кто → некто;
  • что → ничто;
  • какой → никакой;
  • чей → ничей;
  • сколь­ко → несколь­ко;
  • что →кое-что;
  • кто →кое-кто.

Приставочный способ и наречия

С помо­щью при­став­ки от отно­си­тель­ных наре­чий обра­зу­ют­ся неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные наречия:

  • когда → некогда;
  • где → негде;
  • как → никак;
  • отку­да → ниотку­да:
  • куда → кое-куда;
  • когда → кое-когда.

Префиксальным спо­со­бом обра­зо­ва­ны наре­чия от слов этой же части речи:

  • нель­зя → донель­зя;
  • вне → вовне;
  • ныне → доныне;
  • даром → задаром;
  • все­гда → навсе­гда;
  • совсем → насовсем;
  • попо­лам → напопо­лам;
  • ныне → отныне;
  • прочь → напрочь.

Правописание

Некоторые приставки не вызывают сложностей при написании, а с другими бывают проблемы. Выделим несколько случаев, когда мы можем применить ряд правил:

  1. Не с глаголами пишется раздельно. Исключение — некоторые глаголы с несколькими приставками. Пример: недоперепить.
  2. Если после приставки идет йотированная гласная, то между ней и этой гласной ставится твердый знак ъ. Пример: предъявлять, подъем.
  3. В морфемах на -з и -с выбор согласной зависит от следующей за приставкой буквы. Если стоит звонкая согласная или гласная, ставится з, если глухая — ставим с. К с- это не имеет отношения, она этому правилу не подчиняется (неизменяемая). Пример: разобрать, раствор.
  4. Приставка пре- пишется, когда говорится о чрезмерности. Она аналогична в чем-то пере-. Пример: прекрасный, прелестный, преграждать, превосходить, преступление.
  5. при- пишется в значении приближения, доведения до завершения. Пример: привести, признать, прислужник, прибрежный.
  6. Приставки не- и ни- у существительных, наречий и прилагательных выбираются в зависимости от ударения. Выбор осуществляется при словообразовании. Без ударения ставим ни-, с ударением — не-. В дальнейшем выбранная приставка сохраняется во всех производных от этого слова. никогда, некогда.
  7. Кое- пишется через дефис. Исключение: может писаться отдельно, если между ней и словом стоит предлог.
  8. Иноязычные приставки пишутся через дефис перед именами собственными. Исключение — контр-адмирал.

Вывод

Приставочный способ образования слов относится к категории морфемных. Он не такой распространенный, как суффиксальный, однако с его помощью могут образовываться все значимые части речи. Наиболее часто с помощью приставки происходит образование новых глаголов, которые таким образом могут даже составить видовую пару. У существительных и прилагательных приставка может полностью изменять значение слова на противоположное. Но даже если влияние этой словообразовательной морфемы на смысл слова не столь значительно, она в любом случает привносит свой оттенок значения в новое, образованное с ее помощью слово. Некоторые лексические единицы, которые изначально были образованы приставочным способом, могут со временем стать словом, где приставка стала частью корня.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить плоскостопие первой степени
  • Как найти сумму процентных денег
  • Как в ватсапе найти гиф по теме
  • При 60 фпс картинка не плавная как исправить
  • Как найти iphone для itunes